Составила: старший воспитатель МБДОУ №2 Гапоненко Марина Сергеевна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №2 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно — речевому направлению развития воспитанников» г. Кемерово. 2016г.

Цель: раскрыть воспитательно-образовательное значение уголков природы в дошкольных учреждениях, подбор и размещение объектов уголка природы.

«Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться»
Леонардо да Винчи.

Уголки природы в дошкольном образовательном учреждении - это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы. Считаем важным, в рамках ознакомления детей с окружающим миром, с помощью уголков природы привлечь детей к постоянному непосредственному общению с ней.

Цель работы — средствами уголка природы в ДОУ осуществлять экологическое воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников.

В работе с детьми ставим перед собой следующие задачи:

  • средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства,
  • развивать умение видеть связи между явлениями,
  • формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными,
  • воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы в ДОУ украшает групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение года.
В уголке природы дети сосредотачивают свое внимание на большом количестве объектов, что обеспечивает их глубокое познание. На основе знаний и навыков, которые приобретают дошкольники, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. Уголок природы должен быть эстетичен, не перенасыщен атрибутами, находится в чистоте, а так же соответствовать возрасту детей.

Труд и наблюдения детей за растениями и животными, в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.

Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, по возможности, можно организовать экологическую комнату для всего детского учреждения. Ее можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

Уголок природы в ДОУ может быть оформлен природными материалами: ракушками, камешками, шишками, веточками, поделками детей.

При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые образовательной программой ДОУ. Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.

Оборудование уголка природы в группах содержит:

  • календарь природы,
  • комнатные растения (в соответствии с требованиями возрастной группы и безопасности, таблички и паспорт на каждое растение),
  • инвентарь для ухода за ними (ящики для рассады, лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки.),
  • оборудование для экспериментирования (мини-лаборатория для продуктивной и исследовательской деятельности, рисунки детей по результатам наблюдений и экспериментов),
  • природные зоны (макеты),
  • дидактические игры по экологии, презентации о природе,
  • уголок дежурств (начиная со средней группы),
  • наглядный материал (альбомы и их сериация по темам: изображения природы в разные времена года, животных, насекомых, растений и т. д.)
  • природный материал для поделок,
  • образцы семян растений, гербарии,
  • аудиозаписи звуков природы,
  • природоведческая литература (методическая и детская),
  • материал для работы с родителями по вопросам экологического воспитания (памятки, консультации, конспекты мероприятий и т. д.).

Иллюстративно-наглядный материал, используемый в уголках природы, помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).

Перечисленное содержание уголка природы, может быть использовано как критерии оценки уголков природы в ДОУ.
В каждой группе находятся комнатные растения для наблюдения и ухода за ними. Существуют примерные требования к содержанию растений в ДОУ.

При отборе растений в уголок природы в ДОУ мы педагоги должны учитывать ряд требований, что помогает избежать ошибок и обеспечивает эффективность воспитательно-образовательного воздействия наблюдений детей:

  • растения должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы, что дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений,
  • растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста,
  • необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений, это дает детям возможность увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов,
  • растения должны быть абсолютно безопасными для здоровья дошкольников.

Уголок природы в ДОУ — место посильного труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству и затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
Необходимо, так же учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума.

По вопросу подбора растений нами была создана презентация-консультация для воспитателей В ней подробно рассказывается о разных видах комнатных растений, и полезных и в том числе о ядовитых растениях, которые нужно убрать из группы или поставить в недосягаемое для детей место.

Задача взрослых помочь увидеть своеобразие и тайны жизни растений, их красоту, ради которой они содержаться дома и в детском саду.

В группах должно быть наличие достаточного количества растений в соответствии с возрастом детей. Внешний вид растений обязательно должен быть ухоженный. По необходимости на каждое растение прикрепляют таблички с названием и способами ухода за ними. Табличка может быть следующего содержания: название растения, его происхождение, схематичное изображение способов ухода (светолюбивость, полив и т. д.).

В рамках педсовета по экологическому воспитанию дошкольников воспитателями нашего ДОУ были представлены авторские игры по экологическому воспитанию, которые используются в группах. Родители воспитанников оказывали помощь в изготовлении календарей природы и других дидактических материалов.

В течение года уголки природы пополняются пособиями, наглядным и демонстрационным материалом, приобретенным, а так же изготовленным руками воспитателей и родителей воспитанников.

Консультация: «Центр природы в детском саду»

Цель: помощь педагогам в организации предметно-развивающей среды

Центр природы – достаточно традиционный элемент развивающей среды дошкольных учреждений. Они очень любимы детьми и играют большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждают детей заботиться о них. Цели создания живых уголков одинаковы, однако формы могут различаться. В настоящее время эти элементы среды существуют в виде трёх вариантов: отдельное помещение, часть экологической комнаты и центры в группах.

При подборе видового состава обитателей живого уголка учитываются следующие аспекты:

- географический : желательно (по возможности) иметь в уголке представителей разных континентов. Местообитания животных и растений наносятся на настенную географическую карту, которая служит дидактическим пособием для проведения различных занятий;

- экологический: представлены животные различных сред и условий обитания (водные, летающие; животные, приспособленные к условиям жарких и холодных стран);

- систематический: представлены животные разных систематических групп (птицы, звери, земноводные и т.д.);

- природоохранный: отмечены виды, которые в своих странах охраняются.

Видовой состав растений

Очень часто комнатные растения живого уголка выполняют лишь функцию выработки у дошкольников навыков ухода. Однако правильный подбор видов может значительно дополнить её. При подборе растений следует учитывать аспекты:

- географический: представлены растения разных стран, континентов, географических зон; естественные места произрастания комнатных растений наносятся в виде системы значков на настенную географическую карту;

- экологический: представлены растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые или влаголюбивые и т.д.);

- биологический: представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы).

Для удобства работы рекомендуется оформить паспорта растений и животных. Варианты оформления могут быть разными: альбом, тетрадь, папка с прозрачными файлами. Последний вариант наиболее удобен, т.к. позволяет при необходимости менять информацию, дополнять её.

При описании каждого растения, животного лучше следовать определённому плану, это облегчит сравнение материалов. В паспорте следует разместить:

    фотографию или рисунок,

    указать научное и бытовое название (например, бальзамин или Ванька мокрый), если есть интересная информация о происхождении названия (например, почему морскую свинку называют морской, хотя к морю она не имеет никого отношения);

    родину растения (животного) – континент, страну;

    условия, в которых оно живёт в природе (тропический лес, пустыня и т.п.);

    экологические особенности – отношение к свету (светолюбивое, теневыносливое), влаге (растение влаголюбивое или засухоустойчивое, животные влажных или засушливых мест обитания);

    особенности питания растений (требование к богатству почвы или нет), для животных -тип питания (хищник, растительноядное, насекомоядное, чем именно питается в природе);

    особенности образа жизни (дневной, ночной);

    связи животных и растений с другими растениями и животными (например, кто питается этими растениями в природе);

    если есть информация, можно внести в паспорт сведения об отношениях человека и описываемых живых объектов (как человек использует растения в природе и быту; подлежат ли растения, животные охране и почему).

Часть информации можно изобразить в виде системы значков. Например, экологические особенности растений показываются при помощи знаков – символов. Другой вариант: каждая характеристика животного обозначается квадратиком, а растения – кружочком, которые размещаются в верхней части страницы. Например, влаголюбивое растение – синий кружок, засухоустойчивые – оранжевый. Разработайте свою систему значков в зависимости от видового состава растений и животных в вашей группе. Такие значки значительно облегчат вашу работу, помогут правильно ухаживать за растениями.

С точки зрения экологического воспитания не имеет значения, какие растения и в каком количестве будут в группе. Важно другое: растения, размещённые в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать (хорошо расти, хорошо выглядеть, цвести и т.д.). В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные живые растения, что является результатом полного соответствия их потребностей и условия обитания. На наш взгляд в группе должно быть целесообразное количество растений (8-10): все или большая их часть (примерно 80%) должны быть задействованы в педагогическом процессе, все цветы должны быть хорошо оформлены (в кашпо, композициях, торшерах), подписаны научными названиями. Можно завести 2-3 растения одного вида, различающихся по окраске цветка или по величине. Например, бегонию высокую и низкую.

Общеобразовательные программы ДО рекомендуют во второй младшей группе иметь 2-3 невысоких цветка. На подоконник нужно ставить небольшие, низкие цветы, которые занимают не более 15% см. высоты от подоконника. Большое количество растений на окнах и не в меру разросшиеся цветы могут «съедать» до 50% естественного освещения, а это особенно вредно для маленьких детей, да и в поле внимания ребёнок может держать ограниченное количество объектов.

Педагог привлекает детей к совместному труду по уходу за растениями в виде поручений: расстелить на столе клеёнку, бережно перенести цветок на стол, вымыть поддон, подать необходимое для пересадки оборудование, поднести ведёрко с почвой, поддержать цветок, полить после пересадки. Все растения должны быть пересажены вместе с детьми.

В средней группе в уголок природы добавляют 2-4 новых растения, которые отличаются величиной листьев (кливия), строением стебля (аспарагус, традесканция, плющ). Это даёт возможность сравнивать. Работа в данной группе построена таким образом, что сначала мы создаём общее положительное отношение у детей к объектам природного уголка (дежурство - уход за растениями, кормление животных совместно с педагогом), а затем сведения о них.

В старшей группе вновь добавляются растения. В течение года воспитатель учит сравнивать детей с уже имеющимися, знакомит с правилами ухода за ними. Работа с детьми в природном уголке дополняется разделом по познавательному развитию, темой блока «Царство растений», «Царство животных» (где обговаривается классификация комнатных цветов, начинается работа с тех, которые есть в вашей группе, и постепенно дополняется этот список; а также говорится о диких, декоративных животных: аквариумные рыбы, хомячки, попугайчики, которые живут дома, за ними ухаживает человек).

В подготовительной группе могут быть представлены разнообразные комнатные растения. Дети уже знают правила ухода за ними, помогают поливать растения. Акцент в данном возрасте делается на то, что у каждого ребёнка есть свой любимый цветок, как и воспитателя и ребёнок «несёт за него ответственность», т.е. ухаживает (поливает, опрыскивает), наблюдает за тем как он себя «чувствует» и своевременно говорит об этом воспитателю. Занимаются пересадкой, выращиванием цветов и овощей, отмечая результаты наблюдений, высаживают рассаду весной на участки детского сада. Педагог организует тематические выставки: «Мой любимый цветок», «Редкие растения», «Моё любимое животное». Поддерживает познавательный интерес детей за счёт легенд, познавательных историй о цветах, животных.

При переезде в новое помещение специалисты рекомендуют цветы оставлять на своих местах, т.к. многие из них плохо реагируют на переезд.

К выше сказанному следует добавить требования , которые необходимо соблюдать при организации природных уголков:

    растения и животные должны быть безопасными для детей и взрослых, недопустимы ядовитые и колючие растения;

    подбирать неприхотливые, нетребовательные к уходу и условиям содержания;

    предпочтение отдавать растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены;

    уход за растениями (кроме полива) должен осуществлять только персонал ДОУ (СанПин, 2003г., п.2.4. 12);

    обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе;

    подбор растений и животных должен быть осуществлён с учётом возрастных особенностей детей;

    придерживаться принципа «лучше меньше, да лучше», т.е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных, красиво вписывающихся в интерьер помещения.

Оборудование

В природном уголке необходимо выделить полочки для хранения корма и ухода за растениями и животными (клеёнчатые фартуки, полотенца, клеёнка для стола, лейки, опрыскиватели, тряпочки, рыхлители земли). Здесь же можно поместить красочную литературу о его обитателях, фотографии (открытки), календарь природы. На стене размещается географическая карта с обозначением мест происхождения обитателей уголка.

В природном уголке может находиться теплица (ящики для посадки лука, овса, рассады), которая служит, прежде всего, местом выращивания для многих обитателей природного уголка (овёс для попугаев, салат для черепах), наблюдений за растениями и пополнения рациона дошкольников витаминами (лук, чеснок).

Уже становится традиционным экспериментальный уголок в детских садах. В нашем детском саду педагоги из-за нехватки помещения в групповых комнатах экспериментальный уголок объединяют с природным. В данном уголке находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Состав материала изменяется в зависимости от темы занятий. Так, во время занятий на темы «Песок, глина, камни» ребёнку предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, которые он проводил под руководством педагога.

Основное оборудование:

    приборы - помощники: увеличительные стёкла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

    разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы;

    природный материал: камешки, шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.п.;

    утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

    разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

    красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель и др.);

    медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и т.д.;

    прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи и т.д.;

Выставочный уголок.

В уголке природы периодически можно размещать детские рисунки и поделки на тему о природе, фотографии детей и родителей во время общения с природой, с обитателями живого уголка.

По мнению Светланы Николаевны Николаевой (автора программы по экологическому воспитанию), расположить природный уголок можно в помещении группы, не на проходе и не рядом с зоной подвижных и ролевых игр; если позволяет пространство, то можно организовать в приемной групповой или в туалетной комнате. В уголке природы воспитатель организует три вида деятельности: создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных (труд в природе), познавательно-ознакомительная работа и общение с природой.

Используемая литература:

    Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду

    Николаева С.Н. Юный эколог

    Иванова Е.А. Комнатные растения в ДОУ (журнал Дошкольная педагогика № 5 – 2004г.)

    Иванова Е.А. Комнатные растения в ДОУ (журнал Дошкольная педагогика № 1 – 2007г.)

В повседневной жизни воспитатель организует наблюдения за растениями в центре природы, привлекает детей к выполнению индивидуальных поручений.
Растения центра природы 2 младшей группы (3 -4 года).
При подборе растений центра природы для младших групп детского сада педагоги учитывают особенности восприятия детьми предметов – ребенок, прежде всего, обращает внимание на самые яркие и красивые из них. Воспитанники младших групп должны научиться узнавать 2-3 растения, их части (стебель, листок, цветок). Дети привлекаются к уходу за растениями, поливают водой, приготовленной взрослым. Обтирают влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений. В центре природы младших групп размещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель и листья) и красиво, обильно и долго цветущие (обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайская роза). Заинтересовывают детей и растения с пестро окрашенными листьями. Они также имеют четко выраженный стебель и листья, на которых можно учить детей несложным приемам поддержания растений в чистоте. Из названных видов растений воспитатель подбирает на год 3 – 4 экземпляра. При этом в центре природы имеется два экземпляра одного вида растений: дети учатся находить и узнавать одинаковые растения.

Объем знаний детей 2 младшей группы.
Объем знаний и задачи: дети должны знать названия 2 – 3 растений, называть их части: цветок, лист. Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки – один, несколько, цвет, запах, листья – большие, маленькие, широкие, узкие, их окраска. Находить одинаковые растения, знать, что за растениями нужно ухаживать – протирать листья, поливать их.
Растения должны быть похожими на дерево, траву, неприхотливыми, цветущими, желательно с одноцветными цветками (бегония), с широкими плотными листьями (фикус), контрастными (традесканция).
Что дети должны делать: Поливать растение под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду аккуратно, протирать листья влажной тряпочкой.
В каждой группе должны находиться:
1. Таблички к комнатным цветам.
2. Комнатные растения располагать на подоконнике, на тумбах возле центра природы, чтобы они не мешали, не затеняли детям свет. Растения с длинными побегами (нефролепис, хлорофитум, бегонии, традесканции и др.) ставить высоко от пола, чтобы дети не смогли достать листья руками. Ядовитые цветы (диффенбахий, кактусы, молочай, и др.) убрать из группы или поставить в недосягаемое для детей место.
3. Календарь природы.
5. Паспорт на каждое растение (если нет экологической комнаты в детском саду)

Оксана Мизёва
Предметно-пространственная среда ДОУ. Наполнение центра «Науки» (уголка природы и опытно-экспериментальной деятельности)

Предметно-пространственная среда ДОУ, наполнение центра «Науки» (уголка природы и опытно-экспериментальной деятельности во 2-й младшей и средней группах).

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Цель центра «Науки» - экологическое воспитание и развитие исследовательской деятельности детей 3 – 7 лет, как основы интеллектуально-личностного развития детей.

Задачи:

развивающие:

Развивать способность видеть многообразие природного мира в системе взаимосвязей

и взаимозависимостей;

Развивать собственно-познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных

Развивать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения;

Развивать художественные способности, эстетические чувства (умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы);

образовательные:

Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

Закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;

Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

Расширять перспективы поисково – познавательной деятельности путём включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия;

воспитательные:

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Воспитывать инициативу, сообразительность, пытливость и самостоятельность:

поэтому необходимо создать условия для:

Совместной деятельности детей и взрослого;

Проявления самостоятельной познавательной активности детей;

Восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы;

Развития креативности и воображения детей;

Участия родителей в жизни группы;

Атмосферу эмоционального комфорта;

Уголок природы (2-я младшая группа).

Примерный объём знаний и воспитательные задачи:

Дети должны знать названия двух, трёх растений, называть их части: цветок, лист;

Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая их характерные признаки цветков (один или несколько, их цвет, запах, листьев (большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску);

Находить в группе растений одинаковые. знать, что за растениями надо ухаживать – поливать, протирать листья;

Формировать интерес и бережное отношение к растениям, и желание помогать взрослому в уходе за ними.

Растения уголка природы:

растения должны быть похожи на дерево, траву, неприхотливые, цветущие, желательно с одноцветными цветками; с широкими, плотными листьями; контрастными – всего 4-5 видов, по 2-3 экземпляра каждого вида.

В уголке природы воспитатель работает в присутствии детей и даёт им индивидуальные поручения, состоящие из несложных действий (например - полить цветок из лейки);

Воспитатель показывает, как нужно выполнять различные действия, а дети сразу же повторяют за ним, необходимо их правильно учить держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно;

Следует развивать интерес к посадке растений: в присутствии детей пересаживать комнатные растения, комментируя свои действия;

Важно формировать у детей желание помогать взрослому в уходе за растениями;

В процессе наблюдения, необходимо научить детей делать выводы о том, когда нужно полить растения.

Наполнение уголка природы

1. Комнатные растения по два, три экземпляра (аспидистра, фикус, примула, бегония, герань, бальзамин, кливия, традесканция, рейнекия, драцена).

2. Предметы ухода за растениями:

Противень из оцинкованного железа для установки растений во время мытья – 1шт;

Кружка для наливания воды из ведра в лейку – 1шт;

Лейки – 3-4 шт. ;

Пульверизатор – 3шт;

Щётка для мытья горшков – 1шт. ;

Заострённые деревянные палочки для рыхления земли в горшках (для воспитателя;

Глиняные горшки разных размеров для пересадки и размножения растений 5 – 10 шт;

Запас земли для пересадки растений;

Поддонники пластмассовые.

3. Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, капуста, яблоко).

4. Осенние листья (по сезону).

5. Срезанные ветки деревьев в воде.

6. Календарь наблюдения за сезонными явлениями в природе.

7. Календарь наблюдений за ростом и развитием растений.

8. Календарь наблюдений за птицами.

9. Наборы картин и открыток: домашние животные и птицы; перелётные птицы; дикие животные;времена года.

10. Книги с картинками, на которых изображены животные.

11. Картотека игр по экологии.

12. Природный и бросовый материал.

19. Оборудование для экспериментирования.

20. Инвентарь для трудовой деятельности:

Фартуки (на подгруппу);

Тряпочки (на подгруппу);

Верёвка – 1шт;

Прищепки – 10-15шт.

21. Выносной материал для трудовой деятельности на прогулке:

Лейки – 2-4шт. ;

Метёлки – 5шт;

Грабли – 10-15шт;

Корзина с ручками для листвы – 1шт;

Совки и ведёрки для мусора– 10-15шт;

Лопаты для уборки снега – 10-15шт;

Санки для перевозки снега – 5шт. ;

Кормушка – 2-5шт. ;

Щётки для сметания снега – 3-5шт;

Перечень оборудования для опытно-экспериментальной деятельности (2 младшая группа):

1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма

(стаканчики, пластиковые бутыли, стаканы, ковши, миски и т. п.).

2. Воронки разного материала, объёма.

3. Резиновые груши разного объёма.

4. Губки или паралон.

5. Гигиенические безопасные красящие (растворимый сок, пищевые красители, пенящиеся (детские шампуни, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая).

6. Взбивалки, деревянная лопатка, шпатели или палочки от мороженного.

7. Гибкие и пластиковые или резиновые трубочки, соломка для коктейля.

8. Формы для изготовления льда (пластиковые основания от наборов конфет. контейнер для яиц, половинки мыльниц.

9. Пакеты, воздушные шары.

10. Колокольчики, звучащие игрушки, коробочки со «звуками» (с различным напол –

11. Макет тела человека.

12. Зеркало.

13.Ёмкости для посадки семян.

14. Природный материал (камешки, перья, ракушки, шишки, различные семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты с землёй, глиной, веточки, листья).

15. Бросовый материал (ткань, бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, паралона, меха, пробки, деревянные бруски разных размеров и формы, разные коробки).

16. Контейнеры (тазы) с водой и песком.

17. Свеча в подсвечнике.

18. Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры, кисти, клей.

19. Краска, кисточки, палитры.

20. Клеёнчатые фартуки, нарукавники, салфетки, щётка-смётка, совок, прочие материалы для уборки.

21. Тальк, детский крем.

22. Фонарики, лампа настольная.

Уголок природы (средняя группа).

Примерный объём знаний и воспитательные задачи:

Дети должны знать названия четырех, пять растений, называть их части: стебель или ствол, ветки, листья, цветы. Уметь более точно и подробно описывать растения, отмечая их характерные признаки листьев (овальные, круглые и т. д.); знать ещё одну растительную группу - куст;

Продолжать формировать у детей умение отмечать сходство и различие в форме,величине, окраске листьев и цветов;

Закреплять знания, полученные ранее о животных, подробнее рассматривать внешний

вид, отмечая существенные признаки;

Продолжать воспитывать интерес и любовь к животным, бережное отношение к ним, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Растения уголка природы:

растения должны быть похожи на дерево, траву, неприхотливые, цветущие, желательно с одноцветными цветками; с широкими, плотными листьями; контрастными – всего 4-5

видов, по 2-3 экземпляра каждого вида.

Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:

В уголке природы дети участвуют в посильном труде по уходу за растениями, учатся поливать растения, опрыскивать их. У детей пятого года жизни постепенно формируется понимание, для чего необходимо трудиться (чтобы растения росли и не погибали);

Необходимо закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе;

Воспитывать желание ухаживать за растениями;

В процессе наблюдения, необходимо продолжать формировать умение детей делать выводы о том, когда полить растения;

Дежурство в уголке природы:со второй половины года.

Перечень оборудования для опытно-экспериментальной деятельности

(средняя группа).

1. Овощи, фрукты (по сезону).

2. Коллекция семян и растений.

3. Комнатные растения.

4. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма

(пластиковые бутыли, стаканы, ковши, миски и т. п.).

5. Мерные ложки, стаканчики.

6. Воронки разного материала, объёма.

7. Резиновые груши разного объёма.

8. Гигиенические безопасные красящие (растворимый сок, пищевые красители, пенящиеся (детские шампуни, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая).

9. Гибкие и пластиковые или резиновые трубочки, соломка для коктейля.

10. Взбивалки, деревянная лопатка, шпатели или палочки для мороженного

11. Формы для изготовления льда (пластиковые основания от наборов конфет, контей

нер для яиц, половинки мыльниц.

12. Бусинки и пуговицы разного размера и формы.

13. Пакеты, воздушные шары, напалечники.

14. Султанчики.

15. Закрытые ёмкости с песком, глиной, землёй.

16.Ёмкости для пересыпания.

18. Свеча в подсвечнике.

19. Фонарики различной мощности, лампа настольная.

20. Краска, кисточки, палитры.

21. Магниты.

22. Технические материалы в контейнерах (гайки, винты, болтики).

24. Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры.

25. Иллюстрации: животных, птиц, насекомых, частей суток, источников света.

26. Рисунки с изображением: профилей с различной формой носа; продуктов с характер-

ным запахом; продуктов с характерным вкусом.

27. Природный материал (камешки, перья, ракушки, шишки, различные семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты с землёй, глиной, веточки, листья).

28. Бросовый материал (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, паралона, меха,

пробки, деревянные бруски, металлические, пластмассовые и резиновые предметы,

разные коробки, верёвки, нитки).

27. Клеёнчатые фартуки, нарукавники, салфетки, щётка-смётка, совок, прочие материалы для уборки.

28. Тальк, детский крем или вазелин.

В повседневной жизни воспитатель организует наблюдения за растениями в центре природы, привлекает детей к выполнению индивидуальных поручений.
Растения центра природы 2 младшей группы (3 -4 года).
При подборе растений центра природы для младших групп детского сада педагоги учитывают особенности восприятия детьми предметов – ребенок, прежде всего, обращает внимание на самые яркие и красивые из них. Воспитанники младших групп должны научиться узнавать 2-3 растения, их части (стебель, листок, цветок). Дети привлекаются к уходу за растениями, поливают водой, приготовленной взрослым. Обтирают влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений. В центре природы младших групп размещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель и листья) и красиво, обильно и долго цветущие (обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайская роза). Заинтересовывают детей и растения с пестро окрашенными листьями. Они также имеют четко выраженный стебель и листья, на которых можно учить детей несложным приемам поддержания растений в чистоте. Из названных видов растений воспитатель подбирает на год 3 – 4 экземпляра. При этом в центре природы имеется два экземпляра одного вида растений: дети учатся находить и узнавать одинаковые растения.

Скачать конспект

Объем знаний детей 2 младшей группы.
Объем знаний и задачи: дети должны знать названия 2 – 3 растений, называть их части: цветок, лист. Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки – один, несколько, цвет, запах, листья – большие, маленькие, широкие, узкие, их окраска. Находить одинаковые растения, знать, что за растениями нужно ухаживать – протирать листья, поливать их.
Растения должны быть похожими на дерево, траву, неприхотливыми, цветущими, желательно с одноцветными цветками (бегония), с широкими плотными листьями (фикус), контрастными (традесканция).
Что дети должны делать: Поливать растение под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду аккуратно, протирать листья влажной тряпочкой.
В каждой группе должны находиться:
1. Таблички к комнатным цветам.
2. Комнатные растения располагать на подоконнике, на тумбах возле центра природы, чтобы они не мешали, не затеняли детям свет. Растения с длинными побегами (нефролепис, хлорофитум, бегонии, традесканции и др.) ставить высоко от пола, чтобы дети не смогли достать листья руками. Ядовитые цветы (диффенбахий, кактусы, молочай, и др.) убрать из группы или поставить в недосягаемое для детей место.
3. Календарь природы.
5. Паспорт на каждое растение (если нет экологической комнаты в детском саду)



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png