• Взрослые (базовый тариф) - 1 000 руб.
  • Взрослые (льготный тариф - для налоговых резидентов РФ) - 500 руб.
  • Пенсионеры РФ и Республики Беларусь - 290 руб.
  • Курсанты, военнослужащие срочной службы, члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России - 290 руб.
  • Учащиеся (с 16 лет), студенты - 290 руб.
  • Посетители до 16 лет - бесплатно.

: «Екатерининский дворец работал на пределе своих возможностей еще в 2015 году: тогда посещаемость достигла допустимого максимума. Поэтому теперь музей искусственно сдерживает поток туристов. Мы очень зависим от погоды: в дождь плац перед дворцом практически пустеет, а в солнечные дни посетители выстраиваются в огромные очереди. В такое время мы очень внимательно следим за тем, чтобы люди в очередях стояли честно: например, чтобы турфирмы на подходе к дворцу не ставили целую группу вместо одного человека».



Как купить билет

Билеты в Екатерининский дворец продаются только в кассах (возможности приобрести их на сайте ГМЗ «Царское Село» нет). Обратите внимание, что Янтарная комната пользуется огромной популярностью у туристов, поэтому в солнечные дни в туристический сезон время ожидания в очереди может составлять несколько часов. Как говорят работники музея, около четверти всех желающих посетить дворец так и не попадают в него.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село» : «Половина наших посетителей — люди в составе туристических групп, а остальные — одиночные посетители. Многие из них — это люди, приехавшие издалека, часто они живут в провинции и не имеют постоянного доступа к интернету. Мы могли бы поступить так, как поступают, например, во многих музеях Италии — запись только через интернет. Но я понимаю, что к нам приезжают туристы со всей страны, и многие могут просто не иметь компьютера и возможности записаться онлайн».

Экскурсии в Екатерининский дворец и янтарную комнату

Одиночные посетители Екатерининского дворца рублей взять аудиогид на английском, немецком и французском языках. Стоимость услуги — 150 рублей. Аудиогида на русском языке нет: для русскоговорящих посетителей организуется осмотр Екатерининского дворца в составе экскурсионной группы, которая формируется в вестибюле дворца после приобретения билетов.



История подлинной Янтарной комнаты

Идея создания Янтарной комнаты принадлежит немецкому архитектору Эозандеру. Изначально предполагалось, что она будет украшать Литценбург — летний дворец прусской королевы Софии-Шарлотты в Берлине, ныне известный как Шарлоттенбург. К созданию янтарного шедевра приступили в 1707 году двое польских мастеров — Э. Шахт и Г. Турау, которые трудились над отделкой на протяжении шести лет. Петр Первый, увидевший во время визита в Пруссию в 1712 году янтарные панели, был восхищен, и спустя четыре года Фридрих-Вильгельм подарил их российскому императору. В Большом Царскосельском дворце Янтарная комната была установлена только в 1755 году, и сделала это дочь Петра — императрица Елизавета.


История похищения Янтарной комнаты

Когда в 1941 году жителям Пушкина стало понятно, что вскоре линия фронта переместится под Ленинград, началась экстренная эвакуация ценностей из музеев Царского Села. Хрупкие панели Янтарной комнаты было опасно демонтировать, поэтому сотрудники приняли решение произвести их консервацию: панно прикрыли бумагой, марлей, ватой и деревянными щитами. Это не спасло шедевр от нацистов: Янтарную комнату вывезли в Германию, и в последний раз она демонстрировалась в Кенигсбергском замке в 1944 году. После отступления гитлеровцы разобрали янтарные панно и с тех пор их местонахождение неизвестно.


История восстановления Янтарной комнаты

Работы по воссозданию утраченного шедевра начались в 1983 году, а первые янтарные панели, созданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской, увидели свет уже после развала СССР. Элементы первоначального убранства комнаты вернулись на родину весной 2000 года: это были обнаруженные в Германии комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние». В общей сложности восстановление Янтарной комнаты заняло почти четверть века, и она вновь приняла посетителей в 2003 году — в год празднования трехсотлетия Санкт-Петербурга.




Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село» : «Многие идут в Екатерининский дворец только для того, чтобы посмотреть Янтарную комнату. К сожалению, она находится в середине золотой анфилады, поэтому отдельный вход в нее никак не организовать. У нас существует несколько основных маршрутов по дворцу. Мы запускаем два потока одновременно: они двигаются по параллельным анфиладам и встречаются в Янтарной комнате. Иногда одновременно в ней бывает по 4-5 групп. Мы разрабатываем нормы посещения дворца (не более девятисот человек в час) в том числе и из интересов Янтарной комнаты».

Янтарная комната и Агатовые комнаты

Помимо всемирно известной Янтарной комнаты, окутанной множеством мифов и легенд, в Царском Селе есть еще и агатовые комнаты, незаслуженно обделенные вниманием многих туристов. Это архитектурный шедевр ХVIII века, расположенный в павильоне «Холодная баня». Агатовые комнаты являются бывшими апартаментами Екатерины Великой и не имеют аналогов во всем мире. В отличие от Янтарной комнаты, они являются оригиналом, а их аутентичная отделка сохранилась до наших дней.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село» : «Агатовые комнаты не стали таким брендом, как Янтарная комната, и не имеют такой красивой легенды. Но мы этому даже рады: они бы точно не выдержали огромного потока туристов. Все-таки надо понимать, что Янтарная комната — это очень точное воссоздание, а агатовые комнаты - оригинал 18 века. Мы очень бережем их: например, в дождливую погоду они закрыты для посещения».




Текст: Светлана Широкова

Продолжая серию публикаций о наших исследованиях, надеемся, лишь временно утраченных национальных достояний, мы размещаем на сайте Livemem краткую версию статьи о том, где находится Янтарная комната . Безусловно, царский Янтарный кабинет, также, как всемирно известная библиотека Ивана Грозного и другие мировые шедевры, привлекают огромное внимание культурной общественности, ведь на протяжении уже нескольких десятилетий оригиналы всё ещё не найдены, а тайна исчезновения так и не раскрыта (на момент публикации материала). В конце статьи выложены ссылки на скачивание файла с подробностями о поисках Янтарной комнаты а также некоторые другие документы по данной теме, и при желании, Вы можете сохранить их к себе на компьютер.

В качестве вступления к статье об истории Янтарного кабинета расскажем о том, из чего состоит знаменитая комната, почему она обладала такой ценностью в царские времена и другие интересные факты.

Янтарь (греч электрон) - окаменелая ископаемая смола хвойных деревьев доисторического периода. Янтарь, который называют солнечным камнем, допускает обработку, резьбу, точение, полировку. Из него делают украшения, вазы, чаши, шкатулки, шахматы. Мозаики и инкрустации делаются в технике прикрепления янтарных пластин сложного рисунка на деревянную основу органическим клеем. Великолепная Янтарная комната изобилует подобного рода изделиями, восхищая своей уникальностью тех, кому повезло оказаться внутри неё. Стоит отметить особенности, что, когда янтарь нагревали и опускали в подогретую воду с медом, затем его вынимали и на специальной решетке придавали ему форму в виде пластинок определенного размера, не обходилось и без полировки. История Янтарной комнаты гласит, что далее его устанавливали в соответствии со схемой на покрытой тончайшим слоев золота или серебра деревянной раме-панно.

Когда мы проводили архивный поиск документов, нам стали известны интересные факты. К примеру, мозаичные панно из кенигсбергского янтаря (элементы знаменитой Янтарной комнаты) были изготовлены в 1709 году по заказу только ставшего королем Пруссии Фридриха Первого, пытавшегося затмить роскошный французский Версаль своим дворцом в Шарлотеннбурге. Немецкий архитектор Андреас Шлютер, датский янтарный мастер Готфрид Вольфрам, Эрнст Шахт, Готфрид Турау и мастера из Кенигсберга, Любека, Эльблонга и Брюгге, делали "королевский Янтарный кабинет" размером семьдесят квадратных метров, набирая панно из тоненьких янтарных пластин разных оттенков и размеров.

Четыре янтарные стены с русской государственной символикой и зеркалами в их центре были закончены. Когда в 1713 году Фридрих Первый умер, Шлюттер, благодаря бездарному придворному конкуренту, занявшему его место, сначала попал в тюрьму, а потом выехал из страны. Со временем, его мастера, приложившие руку к созданию Янтарной комнаты, разъехались по родным городам. В 1716 году для заключения антишведского союза Берлин посетил Петр Первый. Новый прусский король Фридрих-Вильгельм I в дипломатических целях, желая освободить Померанию русскими войсками, подарил московскому царю старенькую, но эффектную яхту, а также незаконченную, но все равно прекрасную Янтарную комнату .

В январе 1717 года 18 ящиков с янтарными панно за полтора месяца из Берлина были аккуратно перевезены в Петербург, но в виду отсутствия опытных умельцев, кабинет из янтаря несколько лет демонстрировался лишь по частям. Вторая жизнь загадочного шедевра началась в 1743 году.

Из истории Янтарной комнаты известно, что пришедшая к власти в 1741 году Елизавета Петровна распорядилась установить "жемчужину из янтаря" в Зимнем дворце, куда были перемещены все панно. Их установка и доделка продолжались несколько лет, и в 1745 году прусский король Фридрих Второй даже прислал Елизавете подарок - недостающую янтарную раму работы Антона Рейха. Из-за капитальной перестройки Зимнего дворца, Елизавета приказала Растрелли установить кабинет в Большом дворце Царского Села, в который гвардейцы за двадцать пять километров перенесли составляющие части на руках. Из немецкого Янтарного кабинета Бартоломео Растрелли сделал царскую Янтарную комнату, размеры которой превысили размеры оригинала в три раза.

Янтарь в парадном зале был установлен в три яруса. Для центрального - в 1752 году во флорентийской мастерской Л. Сириеса и Д. Дзокки вместо картин в янтарных рамах были изготовлены янтарные мозаичные композиции, аллегорически изображавшие Зрение, Слух, Вкус, Осязание и Обаяние, размерами почти четыре на два метра каждая. В 1755 году создание Янтарной комнаты было в основном завершено и Б. Растрелли облегченно писал: "Большой зал весь отделан белым и желтым янтарем, все панели, обрамленные порезками, украшены барельефами, фестонами и янтарными скульптурными работами. Я велел устроить между панно зеркальные пилястры с узорами из золоченой бронзы".

Тайна Янтарной комнаты - военная загадка кабинета

В мировой истории множество тайн, касающихся культурных межнациональных достояний, в число которых, на ряду с пропажей Янтарной комнаты, попала и Преподобная Евфросиния Полоцкая со святым крестом ручной работы..

Многие задаются вопросом "где Янтарная комната" и мечтают раскрыть тайну исчезновения шедевра, проводя утомительные поиски достоверных фактов о перемещениях кабинета, а также изучая историю создания кабинета, но упуская из виду этап Великой Отечественной войны. Рекомендуем читателям обратить внимание на период осени 1941 года, когда по приказу Министерства восточных территорий Альфреда Розенберга и командующего группой войск вермахта "Север" генерал-фельдмаршала Лееба, а затем сменившего его Кюхлера, поврежденная солдатами Янтарная комната из 143 предметов в 22 ящиках была отправлена в Кенигсберг в распоряжение директора его художественных собраний Альфреда Роде - автора трактата "Янтарь как немецкий материал".

Чтобы тайна Янтарной комнаты перестала быть для Вас загадкой, следует учитывать, что летом 1944 года Советская армия наступала на Берлин по всем фронтам, а англо-американская военная авиация начала массированно бомбить немецкие города, разрушая оборонительный потенциал Третьего рейха. Во время мощнейших налетов 29 августа и 2 сентября центр Кенигсберга был разрушен, а замок частично сгорел, превратившись в развалины. Янтарный кабинет был спасён в его глубоких подвалах, о чем Роде доложил в Берлин.

В январе 1945 года комната из янтаря была поднята из подвалов, упакована, погружена на два грузовика и вывезена в неизвестном направлении. Больше Янтарную комнату, шедевр мирового искусства и национальное достояние России, никто никогда не видел.

9 апреля 1945 года Кенигсберг был взят Советской армией. А. Роде, надеясь остановить поиск Янтарной комнаты, заявил на допросе, что до 5 января шедевр мирового искусства находился в замке и сгорел при бомбежке. При этом совершенно очевидно, нельзя доверять заявлениям этого искусствоведа, утверждавшего, что все сделанные в Германии шедевры, по разным причинам попавшие в другие страны, в том числе и Янтарный кабинет, должны были быть возвращены на историческую родину. По официальному заявлению бургомистра, в декабре 1945 года А. Роде и его жена умерли в кенигсбергской больнице от эпидемии. По неофициальным сведениям, они были убиты, или покончили с собой, унеся тайну Янтарной комнаты, возможно, навсегда. Навсегда ли?

С 1985 по 2003 год советские, а затем российские специалисты янтарной мастерской Большого Екатерининского дворца, на основе записей Растрелли а также фотографий воссоздали Янтарную комнату из шести тонн янтаря. К 300-летию Санкт-Петербурга кабинет ручной работы вернулся на свое историческое место. Когда в Германии нашли янтарное панно "Обоняние и Осязание", стало ясно, что новая российская Янтарная комната абсолютно идентична оригинальной версии.

Где находится Янтарная комната - поиск оригинала

24 января 1944 года Пушкин, Царское Село, был освобожден от фашистов. В мае, после разминирования города, начался поиск и сбор произведений искусства по всей его округе. Была создана комиссия по делам искусств и культурно-просветительных учреждений СССР во главе с ведущим сотрудником Государственного Исторического музея, профессором А. Я. Брюсовым.

Комиссия Брюсова, сгоряча поверившая лжи Роде, утверждавшему, что Янтарная комната сгорела, а также найденным в замке сгоревшим подставкам, теоретически являющимися остатками кабинета из янтаря, подготовила доклад, в котором сделала заключение, что шедевр сгорел 10 апреля 1945 года в кенигсбергском замке. На ленинградских руководителей СССР этот доклад не произвел сильного впечатления, и это было совершенно правильно.

В марте 1946 года группа Центрального хранилища музейных фондов А. М. Кучумова провела новый поиск Янтарной комнаты и обследование кенигсбергского замка а также города, во время которого более сотни солдат пытались раскопать заваленные и разрушенные подвалы. Во время поисков были обнаружены остатки интерьеров Янтарной комнаты и три сгоревшие рамы ее флорентийских мозаик XVIII века, но образованного Кучумова эти находки не убедили в гибели всего шедевра, и это опять было очевидно и правильно.

Позднее в прессе был опубликован радиоперехват, или документ от декабря 1944 года, полученный англичанами с помощью тайно захваченной у фашистов знаменитой шифровальной машины "Энигмы": "Операция "Янатарная комната" завершена. Помещена на хранение в BSCH. Подходы взорваны. Потери в результате действий противника". Место, названное BSCH, определить не смогли, оно могло находиться где угодно, и соответственно следы пропажи Янтарного кабинета не стали более отчетливыми.

Кстати, собирая подобные сведения, мы получили ценный опыт, который помогает нам проводить эффективный генеалогический поиск . С 1967 по 1984 год мировой шедевр безрезультатно искала Правительственная комиссия по поиску Янтарной комнаты и ценностей, похищенных из музеев Советского Союза. Поиски велись во многих подземных хранилищах, подвалах, бункерах, шахтах, рудниках, но только в тех, о которых было известно. Янтарное чудо пытались найти даже с помощью экстрасенсов, но и такой подход к успеху не привел. В 1984 году официальные поиски прекратились, при этом в официальных документах до сих пор употребляется термин "исчезновение Янтарной комнаты". В начале 1990-х годов в Калининграде был создан центр по поиску культурных ценностей, занимавшийся и определением местонахождения Царскосельского шедевра (Янтарного кабинета) в том числе.

А. Кучумов утверждал еще в 1969 году: "Я до сих пор уверен, что Янтарная комната где-то спрятана и что она обязательно будет найдена, случайно, или планомерно, и искать ее надо до тех пор, пока не будет доказано, что она погибла. Разгадка Янтарной комнаты находится за пределами Кенигсберга." Кабинет, как и материал, из которого он сотворён, является "вещью в себе" и ведет свою собственную жизнь, независимую от каких-либо внешних влияний. Тайна её пропажи будет раскрыта, так как исчезновение не имеет никакого смысла, а значит, результат поисков в итоге будет положительным.

В связи с тем, что в рамках сайта сайт мы разместили лишь отрывок статьи о тайне янтарной комнаты, рекомендуем скачать наше полное исследование и дополнительные полезные материалы по данной теме. Уверены, Вы по достоинству оцените инициативу администрации по сканированию и публикации статьи об истории Янтарного кабинета, подготовленную архивариусом Московского архива Министерства иностранных дел Российской Империи Константином Щученко. Работа от 1877 года "Янтарная комната Царскосельского дворца" будет интересна всем, кто увлекается поиском потерянных реликвий. Чтобы загрузить файлы на свой компьютер - перейдите по ссылкам ниже:

(34 Kb; формат: docx);

(678 Kb; формат: zip).

Если у Вас есть дополнения - сообщите об этом в комментарии, сделаем полезный ресурс вместе!

Все права защищены, копирование текста допустимо только с размещением ссылки на сайт

Янтарная комната (Пушкин, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Янтарная комната в Пушкине - великолепное произведение мирового искусства с яркой и интересной судьбой. Над созданием трудились настоящие мастера - архитекторы и скульпторы, художники и камнерезы, а позже - реставраторы, скрупулезно восстанавливая утраченный шедевр.

История этой комнаты начинается в Пруссии - стране, которая издавна использовала «золото» Балтийского моря как материал для драгоценностей - отсюда и название. В 1701 г. король Пруссии Фридрих I потребовал сделать ему уникальный по красоте и убранству кабинет. Кто его проектировал до сих пор неизвестно, по одной версии замысел принадлежал Иоганну Эозандеру, любимцу королевы, по другой - известнейшему архитектору Андреасу Шлютеру. Невозможно сказать, сколько длились работы, точно известно лишь то, что к смерти монарха в 1713 г. комнату еще не завершили. Пришедший на трон Фридрих Вильгельм I закрыл все дорогие проекты отца, а те янтарные панно и украшения, что успели создать, украсили кабинет на главном этаже Большого королевского дворца в Берлине.

Путешествие Янтарной комнаты туда и обратно

В 1716 г. Пруссия и Россия заключили союз, и Фридрих Вильгельм I подарил в знак уважения Янтарный кабинет Петру I, который уже давно хотел себе такую диковинку. Неизвестно, где великий самодержец поставил янтарные подарки, вспоминают о них только в 1743 г., уже во время царствования Елизаветы Петровны, при создании нового Зимнего дворца. Строительством руководил Бартоломео Растрелли - русский архитектор итальянского происхождения. Создавая из разрозненных деталей единый ансамбль, Растрелли поместил между тремя янтарными рамами зеркальные пилястры в рамках из позолоты. Потом, чуть позже, к коллекции присоединилась четвертая рама с императорской символикой - подарок императрице от прусского короля. Долгое время комната служила для аудиенции послов и знатных вельмож в столичной резиденции, пока ее не перенесли в Царское Село, причем для транспортировки потребовалось 18 повозок. В летней резиденции места оказалось больше - Растрелли заполнил свободное пространство флорентийскими картинами из агата и яшмы, изящными фигурками амуров и золоченной деревянной резьбой.

В 60-70 гг. 18 века комнату дополняет художественный паркет из цветных пород дерева и мозаичные картины. Такой она простоит еще 200 лет, вызывая восхищение у посетителей. Комнату множество раз реставрировали - янтарь разрушался из-за многочисленных перепадов температур. В первую неделю Великой Отечественной Войны из Екатерининского дворца стали вывозить самые ценные экспонаты, но Янтарную комнату законсервировали прямо на месте - слишком много было хрупких предметов. 18 сентября 1941 г. Пушкин оккупировали немцы и комнату отвезли в Кёнигсберг. При наступлении Советов в 1944 г. большую часть упаковали и увезли неизвестно куда - шедевр пропал.

Наши дни

Совет РСФСР в июле 1979 г. постановил восстановить комнату - работа закипела в 1983 г. под руководством А. А. Кедринского. В стремлении максимально точно воссоздать оригинал, реставраторы даже добыли в Германии часть мебели и несколько флорентийских мозаик - они входили в первоначальное убранство. Кропотливый труд реставраторов закончился только к 300-летию Санкт-Петербурга и с 2003 г. возродившаяся Янтарная комната радует тысячи гостей из разных стран, решивших ее осмотреть.

Практическая информация

Янтарная комната - часть Екатерининского дворца, который расположен в 25 км к югу от города, в ГМЗ «Царское Село». Адрес: Санкт-Петербург, Пушкин, ул. Садовая, 7.

Доехать можно несколькими путями:

Электропоездом от Витебского вокзала до станции «Царское село», затем автобусом или маршрутками №№ 371, 382.

От станций метро «Звездная» и «Купчино» г. Санкт-Петербурга автобусом № 186.

От станции метро «Московская» маршрутками №№ 286, 287, 342 или 347. Непосредственно к дворцу транспорт не подъезжает - нужно будет пройти полкилометра.

Екатерининский дворец работает с 10:00 до 18:00 всю неделю, кроме вторника и понедельника последнего месяца, но билеты продаются только до 16:45.

До 16 лет вход бесплатный, билеты для студентов, школьников и пенсионеров РФ - 350 RUB, взрослые билеты - 700 RUB. Также можно купить аудиогид, он стоит 150 RUB. В кассах принимают карты Visa, MasterCard, UnionPlay и Maestro. Фотографировать в зале Янтарной комнаты запрещено. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Больше 70 лет остается неразгаданным таинственное исчезновение, знаменитой «янтарной комнаты». Осенью 1941 года фашисты вывезли её с Царского села в Кёнигсберг, где она находилась всю войну, но в 45 году, когда Кёнигсберг заняли наши войска, оказалось, что комната бесследно исчезла.

Страсти вокруг нее не утихают до сих пор. Только официально заявленных местонахождений янтарной комнаты сегодня насчитывается более 600. Этот уникальный раритет, окружен огромным количеством мифов, легенд и странных происшествий. Многие, из которых связанны с гибелью людей.

Погибли 17 человек, которые находились на грани открытии ее нахождения. Подобных историй ее обнаружения немало. Почему поиски янтарной комнаты, стали смертельно опасными, за что были убиты все те люди, кто только приблизился к раскрытию этой тайны.

И, что хотел рассказать на своей пресс-конференции, самый известный энтузиаст поиска, гражданин ФРГ Георг Штайн, но так и не успел этого сделать. Стоит отметить, что Штайн воевал на стороне Германии, впоследствии решивший восстановить справедливость в отношении Советского Союза. Почему простой немец загорелся найти эту комнату, проявив такое рвение.

Кёнигсберг 1945 год, где началась невидимая связь между судьбой Штайна и янтарной комнаты. В этом городе случилась трагедия в семье простого солдата Георга Штайна, события которой перевернули всю его дальнейшую судьбу. Вся семья Штайна была арестована за связь с другом семьи Карлом Гёрделером, который был участником заговора против Гитлера.

Янтарная комната Кёнигсберг: начало

6 апреля 1945 года вся семья Штайна была казнена по приказу Коха. После смерти своей семьи Георг Штайн нашел предсмертную записку своего отца, в которой отец просил его закончить все начатые им дела. Штайн старший был архивистом и скрупулёзно вел учет всех вывезенных ценностей, похищенных фашистами. Особое место в его архиве занимала янтарная комната.

Скорее всего, г-н Штайн напал на след знаменитой янтарной комнаты, но за свое открытие он поплатился жизнью. Георг Штайн оставил ключи для расследования пропажи янтарной комнаты, это его записки и конспекты. Бавария 20 августа 1987 года Георг Штайн едет на встречу с двумя бывшими офицерами, особой группы Альфреда Розенберга рейх-министра оккупированных Восточных территорий.

Именно это сказали ему люди, звонившие по телефону, пообещав сообщить важную информацию по янтарной комнаты. Её поиску Штайн посвятил почти всю свою жизнь и наконец, сделал сенсационное открытие. Он уже готовился к предстоящей пресс-конференции, когда раздался этот звонок. Георг, не задумываясь, откликнулся, даже не подозревая, что едет навстречу своей смерти.

Его тело нашли на окраине городка Альдорф, случайный прохожий. На теле обнаружили восемь ножевых ранений, жесткое и страшное преступление, нераскрытое до сих пор. Вся уникальная информация, собранная за годы поиска, осталась в архиве Штайна. Осознавая ценность и важность этих документов, друг и соратник исследователя барон Эдуард фон Фальц-Фейн выкупил архив у родственников и торжественно передал его Советскому союзу.

Что знают архивы о янтарной комнате?

Не зная, что делать с таким подарком Московские чиновники отправили документы в Калининградский областной архив и успешно обо всем позабыли. В этом хранилище с ним работал один переводчик, бывший офицер СМЕРШа, который, кстати сказать, скоропостижно скончался. В архиве материалы пролежали 30 лет, настоящая историческая сенсация и ключ раскрывающий тайну исчезновения янтарной комнаты и многих других ценностей, вывезенных Германией из Советского Союза. За все 30 лет, только несколько сотрудников, заглянули в его записи.

Весной 1942 года, янтарная комната, украденная немецкими оккупантами из Царского села, была заново собрана в одном из помещений Королевского замка и вошла в музейную опись, художественных ценностей Кёнигсберга, но уже под другим названием «немецкий янтарный кабинет». Позже именно эта запись с играет с комнатой злую шутку.

На самом деле изначально вариантов янтарной комнаты было несколько, первый тот, что подарил Петру I Прусский король Фридрих, небольшой янтарный кабинет, который позже был увеличен вдвое. Архитектор Франческо Растрелли переделал его под один из залов Екатерининского дворца, добавив верхний ярус панели, мозаики, канделябры и резные элементы декора из тонированного янтаря. Вот этот второй полный вариант и назвали в последствие янтарной комнатой.

Янтарная лихорадка

Первый вариант, подаренный Петру I королем Фридрихом, взбудоражил умы историков и военноначальников Германии они решили признать его национальным достоянием Германии, вторая часть, доработка до янтарной комнаты их совершенно не интересовала.

Вариант комнаты подаренной Фридрихом был восстановлен в Королевском замке Кёнигсберга, оставшаяся же часть была уложена в коробки и сложена в погребах замка. Они мало кого интересовали.

Весной 42 года на торжественном открытии Прусской реликвии, собрался весь цвет Кёнигсберга. Среди первых посетителей комнаты оказался и 18 летний Георг Штайн. Комната произвела на него неизгладимое впечатление. Юноша прибежал домой, полный впечатлений, в гостях у его родителей был тогда друг семьи, тот самый Карл Гёрделер один из организаторов покушения на Гитлера.

Весной 42 года на торжественном открытии Прусской реликвии, собрался весь цвет Кёнигсберга. Среди первых посетителей комнаты оказался и 18 летний Георг Штайн. Комната произвела на него неизгладимое впечатление. Юноша прибежал домой, полный впечатлений, в гостях у его родителей был тогда друг семьи, тот самый Карл Гёрделер дин из организаторов покушения на Гитлера.

Гёрдер довольно резко прервал рассказ Штайна о янтарной комнате, фразой: «запомни Георг, все, что награблено, не может быть красивым, и должно быть возвращено туда, откуда его взяли». С таким вот напутствием Георг Штайн отправился на фронт.

Война дошла до Кёнигсберга в августе 1944 года, англичане опробовали напалмовые бомбы, специально созданные для гражданского населения. Более 4 000 жителей города, сгорели в своих домах и бомбоубежищах. Весь исторический центр города, был безвозвратно утерян, 200 000 человек остались без крова.

Самой страшной бомбардировкой была ночь на 30 августа, во время которой 6 цокольных панелей янтарной комнаты оплавились. Что произошло дальше с янтарной комнатой?

Из архива Штайна о движении ценностей:

«февраль 1943 года - август 44 года в хранилище Имперского банка»

Получается, что еще до бомбардировки янтарная комната, была разобрана, упакована и спущена в хранилище замка. Там их и удалось сберечь от пожара, но края нескольких панелей все-таки пострадали. Тогда их перенесли в более глубокое хранилище, филиал Имперского банка. Тем более это можно было сделать, не выходя на поверхность, туда вел подземный коридор с Королевского дворца.

«с июля 1944 года янтарная комната в имении Эрика Коха в пригороде Кёнигсберга».

О том, что комната оказалась в имении Коха, Георг Штайн узнал из дневников отца, правда на полях этой записи стоял знак вопроса, но Штайн не придал этому значения.

Позже в архиве Кёнигсберга было выяснено, что комната не покидала Королевский замок, а Штайн старший видел копию янтарных панелей комнаты, изготовленных мастерами янтарями из поместья Коха, для неизвестных целей.

Из допросов очевидцев, стало известно, что янтарная комната все-таки осталась в Королевском замке, правда переехала в другую его часть, популярный ресторан «Блютгерихт». Это было самое надежное место в замке, старинная часть замка состояла из трех ярусных каменных подвалов, которые могли выдержать, любые бомбардировки.

Почему комната не покинула Кёнигсберг до бомбардировок, ведь Гитлер лично дал приказ о её эвакуации? Ответ прост, смотритель Роде упорно не хотел увозить комнату, он повел свою опасную игру с Гитлером. Вместо отправки самой первой комнаты подаренной Фридрихом, Петру I, он стал отправлять разными путями, лишние детали «янтарные доработки» архитектор Франческо Растрелли, лежавшие в подвалах замка и незадействованные в обустройстве комнаты Королевского замка.

Этот факт был установлен в протоколе допроса Роде, который был обнаружен в архиве Александра Кучумова, руководителя государственной комиссии по поиску янтарной комнаты и других похищенных ценностей.

Александр Михайлович был не только известным искусствоведом, но и бывшим хранителем янтарной комнаты в Царском селе, и мечтал, о том дне, когда янтарная комната вернется на свое место. Эти документы нигде и никогда не публиковались, возможно кому-то было выгодно сохранить их в тайне.

9 апреля 1945 года на рассвете, первая Московско-Минская дивизия, форсировала реку Прегель и захватила Кафедральный собор и Королевский замок. Когда в замок вошли советские артиллеристы, то в Большом рыцарском зале обнаружили множество ящиков. На некоторых из них сидели испуганные немцы, на вопрос русского полковника: «что в ящиках?» ответили, «музейные ценности».

В регистрационном журнале замка, янтарная комната была записана под номером 200, как экспонат немецкого музея, т.е. собственность Восточной Пруссии, а не Советского Союза. Полковник решив, что это трофейные ценности, передал панели специальной трофейной бригаде НКВД.

Документы об этих событиях были обнаружены в архиве Кучумова руководителя государственной комиссии, после его смерти.

Сопоставив все факты, выясняется, что немцы сидели на ящиках немецкого янтарного кабинета подаренного Петру I, а янтарные панели, незадействованные в его строительстве были, отправлены Роде по железной дороге.

Секретность была большая, не принято было об этом говорить, интересоваться, управления и структурам было не до этого, нужно было разбираться с трофейными немецкими ценностями, награбленными со всей Европы. Проверочные комиссии приезжали в Кёнигсберг дважды, и всякий раз делался вывод, раритет найти невозможно, потому-что он сгорел.

Руководитель комиссии по поиску Кучумов, безусловно, догадывался, что оригинал янтарной комнаты не сгорел, а оказался в руках особой команды НКВД, которая переправила его в секретные фонды трофейных ценностей. Где она благополучно затерялась среди других трофейных ценностей и послевоенной неразберихе.

В последствие спецслужбы стали запутывать следы, боясь ответственности. Стало появляться много дезинформации в СМИ по поводу янтарной комнаты в Советских и Германских газетах. Советские спецслужбы, допустившие досадную ошибку с янтарной комнатой, уже не могли ничего исправить, поскольку не знали, где теперь в действительности она находиться и чтобы вывести себя из под удара, стали направлять поиски в ложную сторону.

Простой немец Георг Штайн, тоже прочитал заметку о янтарной комнате и решил восстановить хронологию событий. Сам на свои деньги, он стал проводить расследование. Заниматься этим было смертельно опасно, речь шла об очень больших деньгах, которые продолжали получать на аукционах за украденные ценности, бывшие нацисты, сумевшие скрыться от возмездия. Германия к своим послевоенным архивам никого не подпускала, Штайну пришлось прикрыться легендой по розыску бывших нацистов.

В архиве штаба Розенберга, Георг Штайн напал на след, но не янтарной комнаты, а на сокровище Псково-Печерского монастыря, которые с его помощью вернулись на родину. Денег Штайн не получил ни копейки от Советского руководства за помощь в возврате сокровищ.

В ГДР тоже вели поиске сокровищ на своей территории, соблюдая секретность. Сотрудники разведки Штази (Stasi), внедрили в окружение к Штайну разведчика под видом журналиста, который стал приносить Штайну очень интересные документы. В том числе были документы о шахте Грослебен в Саксонии, в этой шахте были спрятаны награбленные нацистами сокровища и в том числе и якобы янтарная комната. Это была сенсация, Штайн собирает пресс-конференцию и вдруг звонок, ему обещают дать очень важную информацию. Он выехал на встречу, которая оказалась роковой.

Дело в том, что никаких ценностей в шахте уже не было. Из записей Штайна:

«В ночь с 10 по 11 апреля 1945 года, группа офицеров СС вывезла детали янтарной комнаты вместе с другими ценностями в шахту Грослебене в Нижней Саксонии, и поместили на глубине 430 метров».

«15 апреля 1945 года шахту заняли американские войска и 10 мая 1945 года, американцы вывезли экспонаты янтарной комнаты через Висбаден в США».

На запрос Штайне в Висбаден ему ответили, что вся документация по этому делу засекречена.

Напрашивается вопрос, как янтарная комната могла быть в двух местах в трофейных складах НКВД и шахте Грослебен в Саксонии. Штайн все-таки нашел янтарную комнату, только не всю, а её часть, которую смотритель Роде успел эвакуировать с Королевского замка Кёнигсберга, это янтарное продолжение комнаты архитектора Франческо Растрелли, которая оказалась в руках американских военных. Остается вопрос, где основная часть комнаты, которую немцы назвали «немецкий янтарный кабинет».

В конце войны янтарный кабинет был отправлен из Кёнигсберга в музей Берлина, он оказался в Восточном секторе, ставшим в последствие столицей ГДР. После экспертизы, янтарную комнату передали в американский сектор музея.

Как он оказался у американцев? Дело в том, что оплата ленд-лиза началась через 5 лет после окончания войны. Платить было не чем, золота и валюты не было. Американцы же принимали помимо золота и ценное имущество, куда входили произведения искусств. Получается, что вместо денег американцы брали по ленд-лизу трофейные культурные ценности. Таким образом, янтарная комната, может быть, оказаться в числе вещей, которыми Германия расплачивалась по ленд-лизу перед Америкой.

Американцы не вывозили так называемый «Прусский янтарный кабинет» в США, скорее всего он так и находиться на территории Германии в музейных хранилищах Касселя. Куда изначально и планировался переезд янтарной комнаты из Кёнигсберга.

Янтарная комната Екатерининского дворца – одно из самых грандиозных творений, созданных из янтаря. Ее судьба связанна с огромным количеством легенд, тайн и загадок. Она была утрачена в годы Второй мировой войны и заново воссоздана, благодаря непревзойденному искусству русских мастеров, к 300-летию Санкт-Петербурга.

История возникновения Янтарной комнаты

Создание Янтарной комнаты связывают с началом XVIII века и именем прусского короля Фридриха I. В России же она появилась благодаря Петру I и изначально хранилась в его летнем дворце. Во времена правления императрицы Елизаветы Янтарную комнату перенесли в ее парадные покои в Зимнем дворце.


Дальнейшее передвижение Янтарной комнаты связано с летней резиденцией в Царском селе. Именно в Большом Екатерининском дворце, в зале, площадь которого составляет 96 кв.м, и разместили это выдающееся творение. Окончательно же завершилось создание Янтарной комнаты при Екатерине II, которая специально приглашала лучших иностранных мастеров для изготовления дополнительных панелей и мелких деталей, на которые ушло 450 кг янтаря. Так, именно в это время появились великолепный столик, неимоверной красоты наборные комоды и потрясающая флорентийская мозаика, которая аллегорически изображала пять человеческих чувств:

  • вкус;
  • осязание;
  • обоняние;
  • зрение;
  • слух.

Исчезновение и воссоздание

К огромному сожалению во время трагических событий Второй мировой войны все великолепное убранство Янтарной комнаты было похищено немцами и перемещено в Кенигсбергский замок в музей янтаря. А когда в 1944 году немцы отступали, комнату, в очередной раз, разобрали и увезли в абсолютно неизвестном направлении.

Только в 1979 г. было принято окончательное решение о восстановлении Янтарной комнаты. А сами работы по проекту А. Кедринского начались лишь спустя 4 года - в 1983 г. Над воссозданием интерьера трудились скульпторы, художники, паркетчики, резчики по дереву. Приятным моментом стало возвращение в 2000 году великолепного наборного комода и флорентийской мозаики «Осязание и обоняние», которые были обнаружены в Германии. Восстановление Янтарной комнаты продолжалось 24 года и закончилось в 2003 году, в 300-летний юбилей Санкт-Петербурга.

Сегодня, овеянная множеством мифов и легенд, Янтарная комната находится в Екатерининском дворце и радует своим великолепием посетителей. Любители легенд и роскоши оценят ее по достоинству. С другими местами, связанными с правлением династии Романовых, которые стоит увидеть и посетить в Санкт–Петербурге, можно ознакомиться на нашем ресурсе.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png