Продолжая серию публикаций о наших исследованиях, надеемся, лишь временно утраченных национальных достояний, мы размещаем на сайте Livemem краткую версию статьи о том, где находится Янтарная комната . Безусловно, царский Янтарный кабинет, также, как всемирно известная библиотека Ивана Грозного и другие мировые шедевры, привлекают огромное внимание культурной общественности, ведь на протяжении уже нескольких десятилетий оригиналы всё ещё не найдены, а тайна исчезновения так и не раскрыта (на момент публикации материала). В конце статьи выложены ссылки на скачивание файла с подробностями о поисках Янтарной комнаты а также некоторые другие документы по данной теме, и при желании, Вы можете сохранить их к себе на компьютер.

В качестве вступления к статье об истории Янтарного кабинета расскажем о том, из чего состоит знаменитая комната, почему она обладала такой ценностью в царские времена и другие интересные факты.

Янтарь (греч электрон) - окаменелая ископаемая смола хвойных деревьев доисторического периода. Янтарь, который называют солнечным камнем, допускает обработку, резьбу, точение, полировку. Из него делают украшения, вазы, чаши, шкатулки, шахматы. Мозаики и инкрустации делаются в технике прикрепления янтарных пластин сложного рисунка на деревянную основу органическим клеем. Великолепная Янтарная комната изобилует подобного рода изделиями, восхищая своей уникальностью тех, кому повезло оказаться внутри неё. Стоит отметить особенности, что, когда янтарь нагревали и опускали в подогретую воду с медом, затем его вынимали и на специальной решетке придавали ему форму в виде пластинок определенного размера, не обходилось и без полировки. История Янтарной комнаты гласит, что далее его устанавливали в соответствии со схемой на покрытой тончайшим слоев золота или серебра деревянной раме-панно.

Когда мы проводили архивный поиск документов, нам стали известны интересные факты. К примеру, мозаичные панно из кенигсбергского янтаря (элементы знаменитой Янтарной комнаты) были изготовлены в 1709 году по заказу только ставшего королем Пруссии Фридриха Первого, пытавшегося затмить роскошный французский Версаль своим дворцом в Шарлотеннбурге. Немецкий архитектор Андреас Шлютер, датский янтарный мастер Готфрид Вольфрам, Эрнст Шахт, Готфрид Турау и мастера из Кенигсберга, Любека, Эльблонга и Брюгге, делали "королевский Янтарный кабинет" размером семьдесят квадратных метров, набирая панно из тоненьких янтарных пластин разных оттенков и размеров.

Четыре янтарные стены с русской государственной символикой и зеркалами в их центре были закончены. Когда в 1713 году Фридрих Первый умер, Шлюттер, благодаря бездарному придворному конкуренту, занявшему его место, сначала попал в тюрьму, а потом выехал из страны. Со временем, его мастера, приложившие руку к созданию Янтарной комнаты, разъехались по родным городам. В 1716 году для заключения антишведского союза Берлин посетил Петр Первый. Новый прусский король Фридрих-Вильгельм I в дипломатических целях, желая освободить Померанию русскими войсками, подарил московскому царю старенькую, но эффектную яхту, а также незаконченную, но все равно прекрасную Янтарную комнату .

В январе 1717 года 18 ящиков с янтарными панно за полтора месяца из Берлина были аккуратно перевезены в Петербург, но в виду отсутствия опытных умельцев, кабинет из янтаря несколько лет демонстрировался лишь по частям. Вторая жизнь загадочного шедевра началась в 1743 году.

Из истории Янтарной комнаты известно, что пришедшая к власти в 1741 году Елизавета Петровна распорядилась установить "жемчужину из янтаря" в Зимнем дворце, куда были перемещены все панно. Их установка и доделка продолжались несколько лет, и в 1745 году прусский король Фридрих Второй даже прислал Елизавете подарок - недостающую янтарную раму работы Антона Рейха. Из-за капитальной перестройки Зимнего дворца, Елизавета приказала Растрелли установить кабинет в Большом дворце Царского Села, в который гвардейцы за двадцать пять километров перенесли составляющие части на руках. Из немецкого Янтарного кабинета Бартоломео Растрелли сделал царскую Янтарную комнату, размеры которой превысили размеры оригинала в три раза.

Янтарь в парадном зале был установлен в три яруса. Для центрального - в 1752 году во флорентийской мастерской Л. Сириеса и Д. Дзокки вместо картин в янтарных рамах были изготовлены янтарные мозаичные композиции, аллегорически изображавшие Зрение, Слух, Вкус, Осязание и Обаяние, размерами почти четыре на два метра каждая. В 1755 году создание Янтарной комнаты было в основном завершено и Б. Растрелли облегченно писал: "Большой зал весь отделан белым и желтым янтарем, все панели, обрамленные порезками, украшены барельефами, фестонами и янтарными скульптурными работами. Я велел устроить между панно зеркальные пилястры с узорами из золоченой бронзы".

Тайна Янтарной комнаты - военная загадка кабинета

В мировой истории множество тайн, касающихся культурных межнациональных достояний, в число которых, на ряду с пропажей Янтарной комнаты, попала и Преподобная Евфросиния Полоцкая со святым крестом ручной работы..

Многие задаются вопросом "где Янтарная комната" и мечтают раскрыть тайну исчезновения шедевра, проводя утомительные поиски достоверных фактов о перемещениях кабинета, а также изучая историю создания кабинета, но упуская из виду этап Великой Отечественной войны. Рекомендуем читателям обратить внимание на период осени 1941 года, когда по приказу Министерства восточных территорий Альфреда Розенберга и командующего группой войск вермахта "Север" генерал-фельдмаршала Лееба, а затем сменившего его Кюхлера, поврежденная солдатами Янтарная комната из 143 предметов в 22 ящиках была отправлена в Кенигсберг в распоряжение директора его художественных собраний Альфреда Роде - автора трактата "Янтарь как немецкий материал".

Чтобы тайна Янтарной комнаты перестала быть для Вас загадкой, следует учитывать, что летом 1944 года Советская армия наступала на Берлин по всем фронтам, а англо-американская военная авиация начала массированно бомбить немецкие города, разрушая оборонительный потенциал Третьего рейха. Во время мощнейших налетов 29 августа и 2 сентября центр Кенигсберга был разрушен, а замок частично сгорел, превратившись в развалины. Янтарный кабинет был спасён в его глубоких подвалах, о чем Роде доложил в Берлин.

В январе 1945 года комната из янтаря была поднята из подвалов, упакована, погружена на два грузовика и вывезена в неизвестном направлении. Больше Янтарную комнату, шедевр мирового искусства и национальное достояние России, никто никогда не видел.

9 апреля 1945 года Кенигсберг был взят Советской армией. А. Роде, надеясь остановить поиск Янтарной комнаты, заявил на допросе, что до 5 января шедевр мирового искусства находился в замке и сгорел при бомбежке. При этом совершенно очевидно, нельзя доверять заявлениям этого искусствоведа, утверждавшего, что все сделанные в Германии шедевры, по разным причинам попавшие в другие страны, в том числе и Янтарный кабинет, должны были быть возвращены на историческую родину. По официальному заявлению бургомистра, в декабре 1945 года А. Роде и его жена умерли в кенигсбергской больнице от эпидемии. По неофициальным сведениям, они были убиты, или покончили с собой, унеся тайну Янтарной комнаты, возможно, навсегда. Навсегда ли?

С 1985 по 2003 год советские, а затем российские специалисты янтарной мастерской Большого Екатерининского дворца, на основе записей Растрелли а также фотографий воссоздали Янтарную комнату из шести тонн янтаря. К 300-летию Санкт-Петербурга кабинет ручной работы вернулся на свое историческое место. Когда в Германии нашли янтарное панно "Обоняние и Осязание", стало ясно, что новая российская Янтарная комната абсолютно идентична оригинальной версии.

Где находится Янтарная комната - поиск оригинала

24 января 1944 года Пушкин, Царское Село, был освобожден от фашистов. В мае, после разминирования города, начался поиск и сбор произведений искусства по всей его округе. Была создана комиссия по делам искусств и культурно-просветительных учреждений СССР во главе с ведущим сотрудником Государственного Исторического музея, профессором А. Я. Брюсовым.

Комиссия Брюсова, сгоряча поверившая лжи Роде, утверждавшему, что Янтарная комната сгорела, а также найденным в замке сгоревшим подставкам, теоретически являющимися остатками кабинета из янтаря, подготовила доклад, в котором сделала заключение, что шедевр сгорел 10 апреля 1945 года в кенигсбергском замке. На ленинградских руководителей СССР этот доклад не произвел сильного впечатления, и это было совершенно правильно.

В марте 1946 года группа Центрального хранилища музейных фондов А. М. Кучумова провела новый поиск Янтарной комнаты и обследование кенигсбергского замка а также города, во время которого более сотни солдат пытались раскопать заваленные и разрушенные подвалы. Во время поисков были обнаружены остатки интерьеров Янтарной комнаты и три сгоревшие рамы ее флорентийских мозаик XVIII века, но образованного Кучумова эти находки не убедили в гибели всего шедевра, и это опять было очевидно и правильно.

Позднее в прессе был опубликован радиоперехват, или документ от декабря 1944 года, полученный англичанами с помощью тайно захваченной у фашистов знаменитой шифровальной машины "Энигмы": "Операция "Янатарная комната" завершена. Помещена на хранение в BSCH. Подходы взорваны. Потери в результате действий противника". Место, названное BSCH, определить не смогли, оно могло находиться где угодно, и соответственно следы пропажи Янтарного кабинета не стали более отчетливыми.

Кстати, собирая подобные сведения, мы получили ценный опыт, который помогает нам проводить эффективный генеалогический поиск . С 1967 по 1984 год мировой шедевр безрезультатно искала Правительственная комиссия по поиску Янтарной комнаты и ценностей, похищенных из музеев Советского Союза. Поиски велись во многих подземных хранилищах, подвалах, бункерах, шахтах, рудниках, но только в тех, о которых было известно. Янтарное чудо пытались найти даже с помощью экстрасенсов, но и такой подход к успеху не привел. В 1984 году официальные поиски прекратились, при этом в официальных документах до сих пор употребляется термин "исчезновение Янтарной комнаты". В начале 1990-х годов в Калининграде был создан центр по поиску культурных ценностей, занимавшийся и определением местонахождения Царскосельского шедевра (Янтарного кабинета) в том числе.

А. Кучумов утверждал еще в 1969 году: "Я до сих пор уверен, что Янтарная комната где-то спрятана и что она обязательно будет найдена, случайно, или планомерно, и искать ее надо до тех пор, пока не будет доказано, что она погибла. Разгадка Янтарной комнаты находится за пределами Кенигсберга." Кабинет, как и материал, из которого он сотворён, является "вещью в себе" и ведет свою собственную жизнь, независимую от каких-либо внешних влияний. Тайна её пропажи будет раскрыта, так как исчезновение не имеет никакого смысла, а значит, результат поисков в итоге будет положительным.

В связи с тем, что в рамках сайта сайт мы разместили лишь отрывок статьи о тайне янтарной комнаты, рекомендуем скачать наше полное исследование и дополнительные полезные материалы по данной теме. Уверены, Вы по достоинству оцените инициативу администрации по сканированию и публикации статьи об истории Янтарного кабинета, подготовленную архивариусом Московского архива Министерства иностранных дел Российской Империи Константином Щученко. Работа от 1877 года "Янтарная комната Царскосельского дворца" будет интересна всем, кто увлекается поиском потерянных реликвий. Чтобы загрузить файлы на свой компьютер - перейдите по ссылкам ниже:

(34 Kb; формат: docx);

(678 Kb; формат: zip).

Если у Вас есть дополнения - сообщите об этом в комментарии, сделаем полезный ресурс вместе!

Все права защищены, копирование текста допустимо только с размещением ссылки на сайт

Безвозвратно. Но при этом поиски оригинала не прекращаются. "Известия" подключились к ним. И... нашли янтарную комнату.

Шедевр сначала подарили России, а потом украли

С того дня в 1699 году, когда скульптор-датчанин Шлютер по приказу прусского короля взял в руки теплый медовый самородок, чтоб отделать янтарными панелями кабинет монарха, будущий шедевр стал одним из самых загадочных и невезучих в истории. Когда работу закончил третий камнерез, умер заказчик - король Фридрих I. Его наследник, Фридрих Вильгельм I, засунул ненужные панели из янтаря подальше и не вспоминал о них несколько лет.

А в 1717-м панно стали дипломатическим подарком российскому царю. В Петербург их везли на 18 телегах. Груз для Петра принял Александр Меншиков. К рукам "светлейшего", говорят историки, много чего прилипало, вот и в новоприбывшей комнате недосчитались деталей. А потому собрать ее не смогли. И более 20 лет шедевр пылился невостребованным. Потом выяснилось, что напраслину возводили на Алексан-Данилыча: прусский король нашел детали у себя. Позабыл их упаковать, посылая подарок Петру I, и теперь передал Елизавете Петровне.

Но, чтобы чудо Янтарной комнаты было по-настоящему оценено, понадобились еще более четверти века и воля Екатерины Великой. Императрица повелела установить панно во дворце в Царском Селе. Великий Растрелли внес в них изменения. Нескольких деталей все же недоставало, и их дополнил мастер, выписанный из Пруссии. Он же стал хранителем комнаты.

Так что свое настоящее рождение шедевр отметил в 1770 году. Но не зря он столько лет "вызревал": те, кто видел комнату, описали ее как "образец изобретательности, торжественной праздничности". А кончилась история Янтарной комнаты в 1941-м. Ее не смогли эвакуировать из Пушкина: хрупкие и постаревшие панно не пережили бы переезда. Тогда их укутали ватой и закрыли бумагой. Но вошедшие в Пушкин немцы нашли шедевр, демонтировали и вывезли в Германию. Комната оставалась в Кенигсберге (нынешнем Калининграде) и украшала замок до прихода туда Красной Армии.

Дальше - главная тайна Янтарной комнаты. По первой и основной версии, отступая, фашисты прихватили ее с собой. Это-то и подталкивает исследователей к бесплодным розыскам шедевра в Германии. Но есть и другая версия, менее известная. Четыре года назад британские ученые опубликовали воспоминания хранителя Янтарной комнаты, из которых будто бы следует, что ее сожгли красноармейцы, занявшие Кенигсберг. Правды по-прежнему не знает никто. От этого загадка комнаты обрастает новыми легендами.

Совсем недавно по Петербургу пронесся такой слух: ее надо искать... в поселке Вырица, в сотне километров от Царского Села. В загородной резиденции питерского олигарха.

Екатерининский дворец-2

В 2003 году в мае возрожденная Янтарная комната была вновь открыта для посетителей. В тот год очередь за билетом надо было занимать в 6 утра. Какой гость северной столицы проедет мимо Царского Села?

Но редко ступает нога туриста в Вырицу. А ведь там тоже есть "Екатерининский дворец"! Проскочить его, двигаясь по шоссе, невозможно: взгляд спотыкается об это гигантское бирюзово-белое барокко посреди сельского соцреализма. Налево пойдешь - продмаг и селяне с бутылками. Направо, чуть в глубине, за полянкой - роскошно-голубые стены, кокетливые белые завитки лепнины.

Ну, вы, может, не заметили, но в Пушкине на стенах Екатерининского - желтая краска, а у меня - настоящее золото, - небрежно бросает по телефону хозяин дворца - Сергей Васильевич Васильев.

Он - очень авторитетный в Петербурге предприниматель. Ныне известен как владелец нефтеналивного терминала в морском порту Петербурга и еще некоторой серьезной собственности. Для себя и братьев он и построил в родной для них Вырице свой "Екатерининский дворец".

Ну, внутри-то, наверное, не так роскошно? - подначиваю я дворцевладельца.

Ну что вы, - снисходительно протягивает он, - самое роскошное как раз внутри!

Но убедиться, что это так, Сергей Васильевич не разрешает. Говорит, у него и так много неприятностей. И правда: пару лет назад ему пришлось пережить покушение. Автоматчики изрешетили "Роллс-ройс" Васильева, а самого его спас от гибели только золотой корпус мобильного телефона, который он прижимал в тот момент к уху. И тогда поговаривали, что убить предпринимателя хотели вовсе не из-за нефтеналивного бизнеса. А ради завладения резиденцией в Вырице. Одни считают, что объекты сопоставимы по цене. Другие смеются: дворец-то дороже.

Не исключено, что последние как раз правы. Потому что в этом дворце, по слухам, и спрятана Янтарная комната. Кто мог ее сотворить?

В чем ошибка мастера?

В 70-е годы прошлого века, когда похищенный шедевр решили создать заново, для этого была собрана группа художников-реставраторов. Сегодня это Царскосельская янтарная мастерская - единственная в мире, где умеют работать с янтарем так, как это делали в XVII-XVIII веках. Решение казалось дерзким. Ведь прежде чем приступить к созданию комнаты, надо было возродить "янтарную школу", которая была утрачена после революции.

К концу XX века нигде в мире не оставалось специалистов, которые знали бы, как работать с капризным камнем. Первыми стали - Александр Крылов, Александр Журавлев, а позже присоединился Борис Игдалов.

По крупицам собирали материал, писали методики, - рассказывает директор мастерской Борис Игдалов. - Кое-какие наработки были у реставраторов в Калининграде.

К возрождению школы пришлось подключить и несколько научных институтов. Кроме Горного, еще и такие, профиль которых, казалось бы, не имеет прямого отношения к янтарю. Химики, например, трудились над составом клея и красителей.

Янтарь не терпит химической обработки, поэтому все, что с ним соприкасается, должно быть натуральным, - объясняет Игдалов.

Специалисты по деревообработке посвятили целый пласт научной работы деревянной основе для янтарных панно. И в результате превзошли предков, которые, как выяснилось, ошиблись, выбрав для нее дубовые панели.

Свойства дуба таковы, что он, как и янтарь, живет своей жизнью, - объясняет руководитель мастерской. - Холодно ему - принимает одну форму, жарко - другую. В итоге янтарь со временем отлетал, как щепка. Мы применили новые технологии, о которых старые мастера не могли знать.

Правда, и нынешним умельцам пришлось заново "изобретать" вещи, которыми пользовались в XVII веке.

Нигде, например, нельзя было купить станок для обработки янтаря, - вспоминает Борис Игдалов. - Никто просто не знал, как их делать.

И станки сначала собирали из "запчастей", потом стали заказывать по чертежам. Поэтому и говорить не надо, что техника уникальна.

Наконец, после десяти с лишним лет подготовки реставраторы смогли подступиться к самим янтарным панно. Сначала создавали модели в пластилине и гипсе, располагая при этом скудной информацией об оригинале.

Одна из немногих фотографий, на которые мы могли ориентироваться, - Игдалов протягивает мне черно-белый снимок. - Это 17-й или 18-й год...

По прошествии 20 лет трудов мастера смогли сами оценить, насколько точно им удалось приблизиться к оригиналу. В 97-м году в Германии нашлась часть интерьера Янтарной комнаты - одна из ее флорентийских мозаик. Сходство мозаики-"новодела" с нею поразило даже самих камнерезов.

В мае 2003 года Янтарная комната в Царском Селе открылась вновь - началась ее "вторая жизнь". Высота стен - 7,8 метра, три стены отделаны янтарем, общая площадь которых - 86 кв. м. На это ушло 6 тонн янтаря, около 12 млн долларов.

Неужели такое же сокровище спрятано в Вырице?

Янтарь дышит у тебя в руках

Скажу сразу: "вырицкий" шедевр, увы, точно не может быть найденным втайне оригиналом. Во-первых, тогда бы в Германии не находили отдельные части комнаты. Во-вторых, как я узнала в поселке, в 2003 году, когда в Царском Селе уже выстраивались многометровые очереди за билетами в Янтарную комнату, в Вырице еще не было "Екатерининского дворца" Васильевых. С его бирюзовых стен строители недавно сняли пленку.

В Царскосельской мастерской моему вопросу, не делали ли они, часом, копию Янтарной комнаты для одного известного заказчика, очень удивились.

Пока что людей, которые хотели бы заказать себе "янтарную комнату", не находилось, - улыбка Бориса Игдалова с хитринкой. - Если придут - мы готовы. Опыт у нас есть, при определенных согласованиях...

Оказывается, просто копировать Янтарную комнату нельзя. Можно лишь создавать реплики отдельных деталей. Такие заказы были, но крайне редко. А вот чтоб "вторая" комната...

Выполнять эту работу для нас неинтересно, - продолжает художник. - Это мы уже сделали! А есть еще много коллекций, которые утрачены навсегда. Берлинская и Кенигсбергская коллекции.

Мастер уверен, что и желающих жить в янтарных интерьерах не найдется.

Это очень специфический камень, - уверяет он. - Даже простой янтарной шкатулкой, поверьте, вы не сможете пользоваться. Ее держать-то страшно, потому что она практически дышит у тебя в руках!

Цена вопроса должна охладить даже очень обеспеченного человека.

Положите рядом янтарный самородок и такой же по размерам золотой слиток - цена примерно одинаковая, - говорит Игдалов. - Янтарь - один из самых дорогих материалов в мире. Чтобы ухаживать за янтарной комнатой, при ней должна быть примерно такая же мастерская, как наша.

И все-таки я напрашиваюсь во дворец в Вырице.

Нельзя ли посмотреть комнату? - интересуюсь у Васильева, набравшись храбрости.

Н-нет, - чуть запнувшись, отвечает хозяин дворца. - Она... Она еще не совсем готова...

Чем порадовать богатого человека

Копия Янтарной комнаты - это апофеоз. А как еще в наши дни обустраивают свой быт люди, у которых есть тяга к прекрасному?

В конце XIX века Карл Фаберже, который был не столько великим художником, сколько великим предпринимателем, возвел камнерезную пластику сначала в ранг моды, а потом поднял ее до уровня искусства. То, что делалось в мастерских Фаберже для богатейших домов России, нынче украшает музеи.

Нечто подобное происходит и теперь: исполняя причудливые прихоти заказчиков, наши художники создают настоящие произведения искусства, которые пока могут быть скрыты за воротами особняков. Обеспеченные люди хотят видеть в своих домах нечто эксклюзивное.

Копируют, скорее, традиции, - объясняет петербургский скульптор Сергей Фалькин.

Одна из них - дарить молодоженам свадебные кубки. Это подарок парный, на кубки можно даже нанести портреты молодых. Художник во второй раз такого же кубка не создаст.

Есть даже заказчики, которые ставят такое условие: изделие никогда не должно появиться ни в одном нашем каталоге, ни на одной выставке, - рассказывает Фалькин. - Поэтому некоторые свои работы я уже и сам никогда не увижу.

Украшая свой быт, обеспеченные люди могут посоревноваться в оригинальности.

Один наш заказчик коллекционировал ягоды, - с улыбкой вспоминает Сергей. - Мы сделали практически все ягоды, какие существуют в природе. Пришлось штудировать ботанику...

Другой любитель собирал изображения носорогов. И к художникам камнерезной мастерской обратился за очередным экземпляром.

Один известный политик заказал мастерской Фалькина скульптуру домашней кошки. Другому потребовался любимый ротвейлер в камне.

Но это редкость, чтоб заказывали конкретную кошечку или собачку, - признает Сергей Фалькин. - Как правило, речь идет о подарках людям, у которых есть все, что нужно для жизни, и поэтому им надо преподнести нечто неповторимое.

Недавно Фалькин создавал флакон для духов из горного хрусталя, который приобрело в качестве подарка руководство одного питерского банка.

Возможно, эти янтарные кубки и флаконы в будущем назовут произведениями искусства. Ведь, вспомним, Янтарную комнату тоже сначала считали просто королевским подарком.

О Янтарной комнате знает или слышал, наверно, каждый образованный человек. Возможно вы понятия не имеете, где она находится, но о ее красоте и ценности вы наслышаны точно. Помню, еще в школе на уроке истории нам рассказывали о Царском Селе и в том числе о Янтарной комнате. Говорили о ее уникальности, невероятной красоте и много еще о чем. Но, представлять по рассказам - это одно, видеть глазами - совсем другое. Жаль, что подлинник был утрачен во время Великой Отечественной войны.

Но, на мой скромный взгляд, "современный новодел" ни чуть не уступает своему оригиналу. Мастера янтарного дела и реставраторы серьезно постарались передать вид комнаты таким, какой он был раньше.

Первое мое посещение Екатерининского дворца было самым волнительным. Как только я зашла в Янтарную комнату, меня накрыло ощущение, что она горит, но не ярким пламенем, а тлеет углем! Такое впечатление производит сочетание блеска янтаря, зеркал и солнечного света. Стены играют всевозможными оттенками: от светло-желтого до темного, лимонного и медового. Столь насыщенные краски, я думаю, больше нигде не встречаются в таком объеме и сочетании. При том, глаз четко разделяет искусственный, "мертвый" цвет золоченой резьбы интерьера и природный живой цвет камня. Меня поразило больше всего, насколько необычно и красиво выглядит янтарь в таком огромном количестве. Раньше я видела работы из янтаря, но это были шкатулки, вставки в качестве украшений, небольшие статуэтки или ювелирные украшения.

Сама история создания Янтарной комнаты и дальнейшая судьба необычна и очень интересна. Загадка исчезновения покрыта пеленой тайны, разгадать которую не могут и сегодня.

Немного истории

В XVIII веке Пруссия считалась европейским центром по добыче и отделке янтаря. Здесь жили и трудились лучшие мастера янтарного дела. Прусский король Фридрих I, взойдя на престол, отдал приказ о строительстве резиденций для себя и своей супруги королевы Софии-Шарлотты. Оформление интерьеров было поручено придворному архитектору Иоганну Эозандеру. Под его руководством трудились лучшие резчики по янтарю и слоновой кости.

Янтарные панно должны были украсить кабинет резиденции королевы в Литценбурге (позднее переименован в Шарлоттенбург). Но после ее смерти в 1709 году было решено установить панно в Ораниенбурге. Планировалось, что во дворце будет целая янтарная галерея.

Фридрих I так стремился быть лучшим во всем, что порой это выходило в копеечку для бюджета страны. Он страстно хотел перещеголять французского короля Людовика XIV (Король-солнце, Людовик Великий). Ведь до этого янтарь использовался лишь для украшения дорогих подарков царским и приближенным особам. Из него делали статуэтки, ларцы, элементы украшения для мебели. Янтарь ­­- мягкий по своей структуре материал. Он идеально подходит для изготовления мелкого декора, но не для архитектурного оформления помещений. К тому же, янтарь был в то врем дорогим и ценился на вес серебра.

В 1713 году Фридрих I скончался. Его идея о создании янтарной галереи так и не была завершена. Сын короля Фридрих-Вильгельм I был менее расточительным, чем его отец. Он сразу просчитал во сколько обойдется казне завершение оформления янтарной галереи, и отказался от этой идеи. Уже имеющиеся панно были установлены в одном из кабинетов нового короля.

Еще во время правления его отца, с визитом в Пруссию приезжал русский царь Петр I. Он был впечатлен красотой янтарных панно и обмолвился, что хотел бы иметь их у себя. Король Вильгельм I, помня об этом, в знак дружбы преподнес панно Петру I во время его визита в 1716 году. Русский царь был невероятно рад. В ответ он направил прусскому королю 55 отменных, самых лучших гренадер и кубок из слоновой кости. В 1717 году янтарные панно прибыли в Россию. Но Петру Великому не суждено было любоваться их красотой. Он умер, не дожив до этого.

Зато его дочь императрица Елизавета Петровна нашла применение для панно. Она приказала украсить ими кабинет в своей резиденции - Третьем Зимнем дворце. Позже в 1755 году янтарный кабинет по приказу императрицы перевезли в Царское село, в ее новую загородную резиденцию. Помещение было гораздо больше прежнего.

Архитектору Ф.Б. Растрелли предстояла сложная задача по оформлению нового кабинета. Он использовал ту же хитрость, что и в Зимнем дворце. Нижний ярус, где недоставало янтарных панно, было решено украсить изображениями мозаики, выполненными на холсте. Как и прежде, между панно были встроены зеркальные пилястры. Картину дополняли резные золоченые украшения и свечи. Позднее, уже при Екатерине II, холсты заменили на янтарную мозаику.

Интерьер Янтарной комнаты

Комната украшена янтарным убором по трем стенам. Четвертая стена - это огромные окна. Панно располагаются в три яруса. Средний или центральный ярус состоит из 8 панно. На них в технике флорентийской мозаики изображены аллегории: Слух, Зрение, Вкус, Осязание, Обоняние. Все это янтарное пространство покрыто золочеными резными украшениями, зеркальными пилястрами.

Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.

Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру (1664-1714), который, как считалось, спроектировал ее для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.

Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.

Курфюрст Фридрих III (1657-1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI-XVII столетий. Его супруга, королева София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695-1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.

Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.

Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.

Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца.

Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.

В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге. Судя по всему, король прекратил строительство в Литценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном; Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня. Именно с тех пор в память о Софии-Шарлотте Литценбург стал называться Шарлоттенбургом.

Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.

Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.

Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688-1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца. Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены, хотя в каждом из дворцов для них было отведено специальное помещение.

При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму ответный подарок — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.

Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.

2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».

Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели и велел ли вообще, все предположения об их использовании в Зимнем дворце беспочвенны. Документально подтверждено, что его дочь, императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение драгоценному подарку из Берлина в строившейся для нее новой зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить янтарный убор. Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера А. Мартелли. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому архитектор Ф.-Б. Растрелли решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно. В 1745 году Фридрих II подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, исполненную по проекту А. Рейха, в декоре которой использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу.

Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с места на место.

В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию. Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России — на своей второй родине.

Отведенный для Янтарной комнаты зал Большого Царскосельского дворца площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Растрелли разместил панели симметрично, в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь пригласили мастера Мартелли. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским.

Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.

В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашенные в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики. В это время было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком, восемь филенок под пилястры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы. На эти панели за четыре года ушло 450 килограммов янтаря, и к 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната приобрела свой окончательный вид.

Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики по эскизам Д. Дзокки и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры. Прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты. В северо-восточном углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.

Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII-XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.

Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводилась реставрация Янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893-1897 годах. Позднее, в 1933-1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. На 1941 год была намечена серьезная реставрация памятника.

В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.

Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.

Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.

В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом.

В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской . Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.

Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.

Магия шедевра прусского искусства, овеянного множеством легенд, вызвала к жизни «девятое чудо света» - возрожденную Янтарную комнату, которую мы с благодарностью получили из рук российских мастеров.

Великолепие Янтарной комнаты, а также поистине титанический труд мастеров-реставраторов, вдохновили гражданина Германии Рейно Шульце (Reino Schulze) на создание музыкального произведения, которое он назвал . Вы можете прослушать его в исполнении духового оркестра Государственного музея-заповедника «Царское Село»:

Your browser does not support this audio format.

Французский поэт Теофиль Готье, посетивший Россию в середине XIX века, не скрывал восторга, описывая Янтарную комнату: «Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму - от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря». Что говорить, уникальный подарок преподнёс Петру I прусский король Фридрих-Вильгельм. Но, спустя столетия, властители «третьего рейха» назовут его щедрый дар «ошибкой, которую нужно исправить».

1940 г., Германия полна надежд на скорый передел мира. Министр пропаганды Геббельс приказал искусствоведам подготовить список германских культурных ценностей, оказавшихся у иностранцев. Включили в список и Янтарную комнату. Оккупировав город Пушкин осенью 1941 г., фашисты начали «работу над ошибками»: демонтировали Янтарную комнату, которую не успели эвакуировать советские музейщики, и вывезли её в Кёнигсберг. Украденные янтарные панно разместили в одном из залов Королевского замка. Но нацисты недолго любовались своим трофеем: в августе 1944 г. после налёта английской авиации в замке возник сильный пожар. Янтарную комнату вновь демонтировали, упаковали панно в ящики и… надёжно спрятали. Последнее документальное свидетельство – письмо директора городского музея искусств Альфреда Роде своему руководству в Берлин, датированное 2 сентября 1944 г.: «Несмотря на полное разрушение Кёнигсбергского замка… Янтарная комната, за исключением шести цокольных элементов, цела и невредима». Это всё, что известно наверняка.

Искать янтарное сокровище начали сразу после победы. В подвалах и подземельях Кёнигсберга советским солдатам и музейным работникам удалось найти немало украденных нацистами ценностей, но никаких следов Янтарной комнаты обнаружено не было. Рассчитывали на содействие Альфреда Роде, но он темнил: ссылался на контузию, плохую память и т.п. Казалось, профессор был кем-то смертельно напуган. В конце 1945 г. Роде и его жена исчезли. Ходили слухи, будто их убили те, кто не желал возвращать Янтарную комнату Советскому Союзу. Это было лишь первое звено цепочки загадочных смертей.

В 1945 г. в Кёнигсберге майор госбезопасности Иван Курица узнал о человеке, который может указать тайник с сокровищами Янтарной комнаты. Вскочив на мотоцикл, офицер поспешил на встречу со свидетелем. Но кто-то натянул проволоку поперек дороги, мотоциклисту отрезало голову. А того, к кому спешил майор, нашли дома задушенным.

Немецкого фермера Георга Штайна называли «Индианой Джонсом Янтарной комнаты», он искал её больше 20 лет. Неоднократно Штайн получал угрожающие письма с предупреждением - прекратить поиски. В 1987 г. в его руках оказались сенсационные документы, он решил созвать пресс-конференцию и обнародовать полученную информацию. В письме к другу Штайн писал: «Нам не имеет смысла искать Янтарную комнату в Европе, она давным-давно находится в Америке». Но пресс-конференция не состоялась. Немецкие газеты сообщили: Штайн покончил с собой, вспоров живот кухонным ножом. Мало кто поверил официальной версии о самоубийстве.

Всего через три недели после этой трагедии погибает немецкий писатель Пауль Энке, автор нашумевшей книги «Репортаж о Янтарной комнате». Здоровый 52-летний мужчина скоропостижно скончался от воспаления поджелудочной железы.

В конце 1992 г. первый заместитель начальника ГРУ России генерал-полковник Юрий Гусев дал несколько интервью о судьбе Янтарной комнаты. Среди прочего, он рассказал, что из Лондона в Москву прибыл некий человек с важными документами. На прямой вопрос журналиста генерал ответил уклончиво: «Допустим, я знаю, где находятся Янтарная комната и другие ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что, расскажи я вам об этом, через неделю ни вас, ни даже меня в живых не будет». Вскоре генерал Гусев погиб в автокатастрофе. Труп англичанина обнаружили в номере московской гостиницы, а привезённые им документы исчезли… Перефразируя оперного Мефистофеля, люди гибнут за янтарь.

Версий о судьбе драгоценной комнаты множество: погибла при бомбёжке, спрятана в подземелье, попала в руки американцев и оказалась в США, вывезена нацистами на корабле или подлодке и находится где-то в Южной Америке… Учёные уверяли, что хрупкий янтарный орнамент после стольких потрясений давно превратился в прах. Но 13 декабря 1994 г. на лондонском аукционе «Кристи» была продана янтарная гемма с изображением головы римского воина. Вердикт экспертов не оставил сомнений: это - подлинный элемент декора Янтарной комнаты. Случайность? Но три года спустя немецкая полиция обнаружила в Потсдаме инкрустированный янтарём комод и одну из четырех флорентийских мозаик, украшавших янтарный кабинет Екатерининского дворца. Эти вещи тоже оказались подлинными, 29 апреля 2000 г. Германия возвратила их России.

Возвращение ценностей дало российским реставраторам уникальную возможность сравнить оригинал со своей копией. Ведь к тому времени почти 20 лет продолжалась титаническая работа по восстановлению утраченного шедевра. Реставраторы должны были изготовить около полумиллиона деталей декора, используя технику мастеров XVIII века. К счастью, сохранились фотографии Янтарной комнаты, сделанные незадолго до войны, они и служили образцами для реставраторов. И вот появились настоящие фрагменты: насколько же точна работа реставраторов? «Попадание» оказалось стопроцентным: детали оригиналов и копий совпали до мельчайших подробностей. Своей работой российские реставраторы могут гордиться по праву.

В 2003 г., к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, Янтарная комната была полностью восстановлена. Её вернули на прежнее место – в Екатерининский дворец. Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают полюбоваться на янтарное чудо. По словам специалистов, главное отличие новой комнаты от прежней - цвет. Янтарь оригинала к 1941 г. сильно потускнел от времени, а украшения воссозданной комнаты переливаются множеством ярких, золотистых, радостных оттенков.

После успешной реконструкции о «старой» Янтарной комнате стали забывать. Скорее всего, она потеряна для нас навсегда. Быть может, оно и к лучшему: слишком много погибло из-за неё людей, слишком много крови пролилось на потускневший янтарь.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png