Не всегда бывает все гладко. Да это и правильно, ведь если влюбленные никогда не ссорятся, значит, у них огромные проблемы. В данной статье хочется рассказать девушкам, как доказать любимому, что ты его любишь.

Зачем это нужно?

У девушек может возникнуть вопрос о том, зачем доказывать то, что и так очевидно. Но не все так просто, говорить о своих чувствах и доказывать свою любовь время от времени просто необходимо. Это даст молодому человеку понятие того, что он делает все правильно, и девушка всего лишь таким образом подбадривает его и оценивает по достоинству его старания.

Похвала

Итак, Нужно как можно больше хвалить своего молодого человека. Это необходимо не только тогда, когда парень совершил стоящий серьезный поступок, но и когда даже помыл за собой посуду дома после чаепития. Похвала - отличный стимул подбодрить своего мужчину. Также не стоит забывать и о различных ласкательных прозвищах, которыми можно и даже нужно называть своего молодого человека. «Котики», «солнышки» и «пупсики» - отличный способ доказать свою любовь. Однако тут нужно иметь некие границы: следует по-разному называть своего возлюбленного в компании друзей и за закрытой дверью спальни. Так, фраза «мой пузатый ежик» может не только унизить парня в глазах товарищей, но и сделать ему не слишком хорошую репутацию.

Приятности

Еще как доказать любимому, что ты его любишь? Делать ему приятное. Что для этого может пригодиться? Вкусный ужин, приготовленный самостоятельно, красивая открытка, сделанная вручную, небольшой милый в подарок - все это мелочи, которые способны выразить любовь без слов. Делать приятные сюрпризы нужно как можно чаще, и тогда человек просто сам убедится, что любовь девушки настоящая и искренняя.

Долой ревность

Следующий совет о том, как доказать любимому, что ты его любишь: полностью ему доверять. Особенно это касается общения парня с другими женщинами. Не нужно впадать в истерики после того, как поговорил со своей сотрудницей или бывшей одноклассницей на улице или в социальных сетях. Мальчишкам нужен простор, они не любят тотального контроля и беспочвенной ревности. Это может не только расстроить отношения в паре, но даже и привести к разрыву. Однако важно также помнить и о том, что не нужно и самой давать поводов для ревности, специально провоцируя своего молодого человека на неадекватные выводы.

Больше свободы

Доказать его, можно даже давая ему толику свободы без обид и скандалов. Не нужно сопротивляться, если молодой человек захочет раз в неделю посмотреть футбол или попить пиво со своими товарищами. Это только пойдет на пользу отношениям, ведь краткие расставания сближают пару и дают молодым людям успеть соскучится друг по другу.

Интерес

Следующий совет о том, как доказать, что любишь человека: интересоваться жизнью своего избранника. Необходимо научится слушать и, главное, слышать, а не только рассказывать о себе. Просто выслушав любимого после рабочего дня или прослушав не слишком интересный, но такой важный спич своего мужчины о том, как он ремонтировал свой автомобиль, вы уже без слов расскажете о любви к своему избраннику. Можно также на протяжении дня пару раз позвонить любимому, чтобы пожелать ему приятного аппетита или спросить, как у него идут дела. Однако не стоит слишком уж навязываться, трезвонить каждые полчаса или добиваться полного отчета о проведенном дне. Это молодым людям не слишком нравится, а иногда даже и раздражает.

Пожелания

Нередки бывают следующие споры парня и девушки: «Любишь?» - «Люблю!» «Докажи!» - «Докажу!» Но как же это сделать? Так, лучше всего спросить у своего избранника о том, какое именно он хочет увидеть доказательство своей любви. И уже после этого воплощать желания своего мужчины в жизнь. Однако тут нужно быть осторожной и не соглашаться на все глупости, которые может предложить любимый. Стоит помнить о том, что нужно хранить свою честь и заботиться о собственном здоровье.

Признание

Ну, и самый простой и действенный способ доказать свою любовь - просто сказать об этом молодому человеку. Тогда и доказывать ничего не нужно будет. Девушке признаваться в своих чувствах совершенно не постыдно. Но как же это лучше сделать? Можно все рассказать за романтическим ужином во время свидания. Однако далеко не все дамы смогут пойти на такой отчаянный шаг. Можно поступить более просто - отправить смс-ку или сообщение на е-мейл. Отличный и весьма романтичный способ - написать обычное письмо о чувствах к своему избраннику и на бумаге во всем признаться. Это будет сделать легче. А само письмо можно как отдать ему в руки, так и отправить почтой.

Работа обоих

Однако всегда стоит помнить о том, что отношения требуют работы обоих членов пары, а не одной только девушки. Как говорится, нельзя похлопать одной рукой. Если молодой человек совершенно не старается сохранить отношения, стоит задуматься о том, а любовь ли это, или может просто удобное и приятное времяпрепровождение двух красивых молодых людей.

Знакомства и Пикап

Как доказать, что любишь девушку

В интернете вы можете найти множество различных статей, которые описывают способы и методы того, как можно доказать свою любовь девушке. Но к большому разочарованию для вас - это лишь копирка западных журналов для баб, где авторы расписывают для домохозяек «идеального» и «романтичного» мужчину. Поэтому никакой практической пользы для мужчин они не имеют.

На самом деле, если вы обращаетесь с вопросом: «Как доказать свою любовь?» - у вас огромная проблема в отношениях. Вы должны четко отдавать себе отчет, что в отношениях между парнем и девушкой не должно быть каких-либо доказательств, демонстраций и подтверждений: либо у вас любовь есть, либо у вас любви нет! Иначе не бывает!

Если вы проснулись в один день и поняли, что нужно срочно доказывать своей девушке любовь, значит, вам пара придержать коней и хорошенько подумать над своим поведением, а также поведением вашей девушки. Но для начала давайте посмотрим три типичные ситуации, когда парни бросаются доказывать свою любовь.

Проблемы в отношениях и потеря девушки

Прежде, чем расстаться с парнем, практическая каждая девушка делает целую серию различных намеков и замечаний, которые парни в большинстве случаев просто пропускают мимо ушей, либо отказываются понимать. Такие замечания могут относиться к различным сферам деятельности пары:

  • Ты лежишь на диване, иди работай и зарабатывай деньги.
  • Мы с тобой никуда не выходим, я хочу прогуляться.
  • Ты чаще проводишь время с друзьями, чем со мной.
  • Я устала от расстояния, я хочу жить вместе (иди и организуй нам).
  • Ты слишком скучно себя ведешь, я хочу больше эмоций (прояви смекалку и что-нибудь организуй).

Можно обратить внимание, что практически всегда все претензии девушек имеют прикладной характер, которые достаточно легко можно оценить: сделано или нет.

Так вот, после ссор или расставания многим парням приходит в голову «гениальная» идея: «Она меня бросила, так как разлюбила. Мне нужно доказать ей свою любовь». И начинают писать плаксивые слова, дарить цветы и делать какие-то сюрпризы.

Но вот скажите честно, причем здесь это, когда проблема совсем в другом? Девушка расстается не из-за любви, а из-за того, что парень не устраивает её в материальном, духовном, физическом смысле. И девушки говорят парням свои проблемы и претензии.

Что делать в такой ситуации? Прокрутить в голове все слова и замечания за последние полгода, определить точную причину конфликта (потеря любви - не причина!), исправить ситуацию и вернуть девушку. К сожалению, не всегда исправления помогают, иногда становится уже слишком поздно, но попытаться в любом случае можно и нужно. Подробнее читайте в других наших статьях.

Шантаж и манипуляция со стороны девушки

Если не брать в расчет самые язвительные высказывания девушек, за которые можно получить по мягкому месту, то фраза: «Ты меня больше не любишь!» - является одной из самых эффективных против многих парней. Как это работает?

Девушка хочет получить какую-то вещь, либо хочет получить какие-то определенные действия со стороны парня, поэтому она начинает им манипулировать. Если она скажет фразу: «Сделай это ради меня, а то я обижусь», - то существует огромное число парней, которые пропустят это мимо ушей, и она ничего не получит. А вот если обратиться к высоким чувствам и любви, то в 99% случаев парни начинают извиняться и открывают поле для манипуляций. И потом начинается:

  • Докажи мне, что любишь меня, купи мне новый телефон
  • Ты меня не любишь? Любишь, тогда поехали в суши-бар
  • Я так и знала, что ты меня не любишь, даже своих друзей послать не можешь ради меня.

Чем больше парень поддается такому шантажу, тем более слабым и привязанным он становится к девушке. Забавно, но многие девушки потом расстаются с парнями, так как те «стали другими», хотя это они сами ломали всю волю и самодостаточность парня.

Что делать в такой ситуации? В данной ситуации нужно четко улавливать различие между шантажом и реальными претензиями к вам. Как это сделать? Попытаться трезво посмотреть на себя со стороны. Если претензии имеют под собой основание, то исправить недочет, чтобы не допустить первой, рассмотренной нами, ситуации. Если вы делаете все правильно, то необходимо следовать простому принципу: «Чтобы не делала девушка, это не должно повлиять на мое поведение». Сначала будут скандалы и истерики, но потом девушка выдохнется, и уже все предложения к вам будут обоснованными и конструктивными.

Затухание отношений

Когда мы каждый день видимся с девушкой, то начинаем её чувствовать и понимать достаточно хорошо. Поэтому момент в ухудшении отношений, мы легко определяем. Когда мы спрашиваем девушку на этот счет, то она отвечает: «Все отлично, ничего не случилось», но наши чувства обмануть нельзя.

Мы начинаем переживать, копаться в наших отношениях, делать различные сюрпризы, подарки и романтические встречи, но ничего не помогает вернуть нормальные отношения и доказать нашу искреннюю любовь к девушке. Отношения с каждым днем затухают, а мы не видим для этого явной причины.

Причина такого затухания. Существует хорошее правило для отношений, которое гласит так: «Через 2-3 года отношений девушки расстаются со своими парнями в силу бессмысленности продолжения».

Запомните, что все девушки встречаются с парнями ради какой-то конечной цели. Такими целями может быть семья, дети, карьерный рост, покупка каких-то подарков. Конечно, тут есть место и пониманию с душевным теплом, но одно другому не мешает.

Поэтому через 2-3 года девушка задает себе вопрос, что я жду от этих отношений, что они мне могут дать? Как правило, они все хотят следующий шаг от парня: свадьба, семья, очередные дорогие и значимые «подношения». Если парень этого не делает, то девушка теряет интерес и расстается с ним.

Самым типичным примером такой ситуации является предложение руки и сердца. Девушка ждет этого шага от парня 2-3 года, если он не созревает, то девушка просто уходит от него к другому. Даже если парень осознает свою ошибку и делает предложение девушки, то она его уже не воспринимает, ибо не мужик!

Поэтому, если ваши отношения с девушкой длятся уже значительный период, то нужно думать не о высоких чувствах и романтике, а об конкретных целях, которые интересуют девушку. Если вы не можете достичь с девушкой этих целей, то доказывать свою любовь бесполезно, она все равно уйдет.

Что делать в такой ситуации? Вам нужно определить те цели и мотивы, которые преследует девушка, встречаясь с вами. Если вы их можете выполнить, то просто не упускаете эту возможность, и девушка будет с вами. Если вы их не можете выполнить, то существует такое понятие, как «рестарт отношений». Подробно об этом читайте в статьях на нашем сайте.

Общий вывод по доказательствам любви

Стоит отметить, что в отношениях мужчина не должен доказать свою любовь девушке какими-либо словами и знаками внимания. Все доказательства мужчины должны исходить из его действий, которые он делает ради своей девушки. Если он их делает, то девушка сама поймет о теплых чувствах парня. И это факт.

Различные подарки, походы в рестораны и прочие вещи не являются любовью, и тем более не являются доказательством того, что ты любишь девушку. Поэтому решайте существующие проблемы, следите за эмоциональным состоянием своей девушки и не сваливайте все на любовь, она тут не причем.

Для любителей красоты, роскоши, гармонии в интерьере подойдёт античный стиль. Великолепие Древней Греции и Древнего Рима можно воплотить и в современных помещениях, если подойти к работе с предельным вниманием, предварительно изучить основные моменты стилизации интерьера под античность.

Основные моменты античного оформления помещений

Эпоха Древней Греции и Древнего Рима знаменита шедеврами архитектуры, скульптуры, искусства. Античный стиль оформления помещений заимствован из истории и культуры этих стран.

Немного истории

Архитектурные произведения времён античности (с 776-476 гг. до н. э.) для мастеров более поздних эпох - образец для подражания. Художники античного мира создавали образы, передающие гармонию природы. Все творения древних греков и римлян обладали завершённостью. Композиционное построение - обязательный элемент архитектурных сооружений, скульптурных комплексов, живописных полотен.

Античный стиль обьединяет римскую и греческую эпоху. Римский стиль был полностью заимствован из греческой культуры. В римской и греческой культурах есть много общего, но есть и существенные различия. Римское оформление более воинственное, агрессивное, с «привкусом» роскоши и изобилия, для греческих элементов свойственно приближение к природе.

Современные дизайнеры не разграничивают тонкости греческого и римского оформления и объединяют их в одно понятие - античный стиль.

Современные дизайнеры используют античные элементы для создания

Влияние античности не прошло мимо византийского стиля, который вобрал в себя многие элементы стиля Древней Греции и Древнего Рима. В византийском дизайне удачно соединяются черты античности и восточные мотивы. К утонченности и изысканности добавились роскошь и помпезность, свойственные Востоку.

Характерные черты античного стиля

В этом стиле умело сочетаются красота и функциональность. Элементы интерьера красивы, величественны, практичны. Особенностью применения античного дизайна является то, что такое оформление интерьера не будет органичным на малых площадях. Только просторное помещение способно стать хорошим вместилищем для классической античности.

В просторной комнате гораздо легче воплотить основные элементы античности

Характерные черты античного стиля в интерьере:

  1. Наличие арочно-ордерной ячейки (триумфальной арки).
  2. Куполоподобный потолок, расписанный или дополненный рельефами.
  3. Оформление стен при помощи фресок (настенной живописи).
  4. Мозаичный пол.
  5. Декорирование помещения напольными вазами, бюстами, статуэтками и величественными статуями.
  6. Использование ярких цветов.
  7. Применение колоннад, портиков для зонирования помещения.
  8. Природные материалы (гипс, древесина, натуральный камень, глина, ткани).

Следует отметить, что величие этого стиля не связано с избытком роскоши. Самые богатые интерьеры украшало незначительное количество дорогих вещей. Вкус, чувство меры всегда отличают интерьеры античного стиля, несмотря на использование золота, инкрустации, украшений из ценной древесины, слоновой кости, драгоценных камней.

Оформление интерьера в стиле античности

Чтобы сделать помещение в стиле Древней Греции или Древнего Рима, необходимо использовать те знания и умения, которыми обладали жители этих стран. Существует ряд «требований», которые необходимо соблюдать, чтобы воплотить дух античности в своём интерьере:

  • простор и значительный метраж помещений;
  • высокие потолки;
  • сложность геометрических форм комнат, наличие ниш и выступов;
  • панорамные окна;
  • расширенные проёмы с двойными дверями.

Для воссоздания античного стиля необходима предварительная подготовка. Необходимо тщательно продумать все элементы интерьера и чётко представить планировку. Потолок можно оформить росписью или картиной с изображением военной баталии, состязания спортсменов, роскошного пиршества. Для пола дизайнеры используют мозаику или мрамор. Стены искусственно состаривают и украшают их колоннами, портиками, барельефами. Роспись может располагаться не только на потолке, но и на стенах. Стеклянные, хрустальные, зеркальные элементы в античном дизайне подчеркнут уникальность этого стиля. Большие зеркала в изящных рамках - не редкость в помещениях античного стиля. Элегантная мебель, использование обивки из натуральных тканей, экологически чистый текстиль (лён, тик, сатин) характеризуют античный стиль помещений.

Цветовое решение

Античный стиль - это натуральные материалы, без дополнительной окраски. Поэтому первоначально оформление интерьера в стиле античности было приглушённым по цвету.

В просторных апартаментах гораздо легче воплотить основные элементы античности

В интерьере того времени преобладали оттенки белого, коричневого, бежевого, чёрного. Иногда можно было встретить оформление в синем, оливковом, терракотовом цвете. Дизайнеры нашего времени предпочитают в интерьере применять контрастность двух цветов: чёрный с белым, бежевый с коричневым, светло-оливковый с зелёным. Для придания насыщенности мастерам дизайнерского искусства приходится прибегать к использованию нескольких оттенков одного цвета. В любом случае для создания античного духа в интерьере не подойдут никакие крикливые и яркие тона.

Оформление потолка, пола и стен

Соответствие стилю во многом зависит от того, какие материалы и цвета использовали в отделке несущих элементов.

Потолок

Весь потолок может быть поделён на прямоугольники или квадраты. Для этого используются балки из дерева с красивой резьбой (кессонная конструкция). Потолочные перекрытия украшают лепнина, барельефы, декоративная штукатурка. В секциях помещают роспись или окрашивают их в соответствии с выбранным цветовым оформлением.

Создать такой потолок можно и при помощи современных материалов

Современные материалы дают возможность имитации античного дизайна потолков. Для этой цели используются разноуровневые натяжные полотна. Украшают их полиуретановым декором в виде лепнины, розеток. Оригинально будет выглядеть фотопечать на натяжном потолке с воспроизведением красот небосвода. Если умело подвести к такому потолку освещение, то интерьер станет необычным и запоминающимся.

Пол

Использование натурального камня и глины не всегда по карману хозяевам жилищ, эти материалы можно заменить на более современные и дешевые. Например, паркет из дерева, плитку под натуральный мрамор или камень.

Имитация природных материалов или их использование - необходимые моменты в создании античного дизайна

Стены

Всё чаще вместо натурального камня на стенах используют декоративную штукатурку различных оттенков.

Неяркие, приглушённые тона помогут в воплощении стиля античности

Допустима роспись на стенах или применение фресок, лепнины, барельефов, бордюров. Фрески свидетельствуют о походах античных героев, сражениях, иллюстрируют мифы или повторяют красоту природы.

Фрески - самое распространённое воплощение античности на стенах

Античный стиль трудно представить без колонн и пилястр. Если для размещения колонн требуется пространство, то пилястры отлично впишутся в современные интерьеры небольших размеров. Вертикальные уступы помогут создать дух античности, при этом не займут много места.

Мебель

Роскошь, богатство или их хорошая имитация - вот что характеризует мебель стиля античности. При этом предметы должны быть практичны и просты. Как правило, мебель изготавливается из ценных пород дерева и инкрустируется золотыми элементами. Стол круглой формы на одной ножке или прямоугольное творение на трёх/четырёх «подпорках» в окружении стульев, кресел, скамеек - типично для античного стиля. Если дизайнеры захотят в точности воспроизвести мебель тех времён, то можно найти мастеров, которые соорудят настоящие клисмос и клинэ.

Клинэ и клисмос в интерьере подчеркнут приверженность к античности

В первом случае это мебель невысокой конструкции с такими элементами:

  • круглая спинка;
  • широко расставленные изогнутые ножки;
  • подставка для ног.

Клинэ представляет собой своеобразный синтез кровати, софы и клисмоса. Интересно, что использовали такую мебель не только для отдыха, но и для приёма пищи в полулежачем положении. Формы всех мебельных предметов обтекаемые и мягкие. Острые углы или сложные геометрические конструкции будут смотреться в античном интерьере неорганично. Найти подходящую мебель можно у антикваров. Если такой возможности нет можно попробовать искусственно состарить современные предметы интерьера.

Освещение

Панорамные окна - характерная черта античного стиля. Большие оконные проёмы тем не менее не способны выполнить функцию освещения помещения в том объёме, какой нужен в вечернее и ночное время. Поэтому дизайнерами предусмотрено включение в осветительную систему множества приборов: ламп, торшеров, бра, люстр. Желательно, чтобы свет, исходящий от этих приборов в вечерние часы, был рассеянным и мягким.

Светильники в виде канделябров уместны в античном дизайне

Искусственные камины, имитирующие древнегреческие очаги, настенные светильники в виде факелов, канделябров и свечей - отличные варианты по дополнительному освещению комнат. Основной акцент всё же должен быть на люстре, подвешенной в центре потолка. Материал, подходящий для люстры - бронза или хрусталь.

Стилизованный светильник создаст атмосферу античности в интерьер

Допустимо в наше время применение и скрытых современных источников света - подсветок, точечных ламп.

Расстановка акцентов античного стиля в современном дизайне

Современный интерьер в духе античности можно подчеркнуть, сделав акцент на характерных элементах этого стиля:

  • колонны и пилястры;
  • состаренная мебель;
  • фрески античной тематики;
  • декоративные элементы.

Напольные вазы, сундуки-аналоги мебельным предметам античности, бюсты известных людей той эпохи - всё это сделает интерьер стильным и похожим на жилища древних римлян и греков.

Декорирование интерьера приемлет использование нескольких или одной напольной вазы выбранной стилистики

Декоративные элементы, применяемые в античном стиле:

  1. Растительные или цветочные имитации - листья, цветы, стебли в виде замысловатых рисунков, инкрустаций или резьбы.
  2. Геометрические изображения (спирали, меандры).
  3. Персонажи мифов в виде сфинксов, мистических львов, невиданных птиц и животных.
  4. Изображения баталий (на потолках, стенах, на фресках).

Если позволяют габариты помещения, то в интерьер античного стиля обязательно помещают величественные статуи, в случае оформления небольших комнат можно использовать бюсты, изображающие известных деятелей той эпохи.

Помещения для таких статуй должны быть довольно вместительными

Текстиль должен быть богатым и натуральным (лён, конопля, шерсть). Обивка мебели, портьеры не терпят синтетических материй. В занавесях желательно применять много складок, драпировок. Роскошными шторами украшают не только оконные проёмы, но и стены, материи можно увидеть и на потолке.

Используя декоративные элементы, необходимо соблюдать меру, чтобы оформление помещения не вышло за рамки выбранного стиля.

Видео: примеры античного стиля в интерьере

Античный стиль в дизайне разных помещений

Помещения разного функционального назначения оформляют в античном стиле.

Гостиная

В этом помещении для дизайна античности огромный простор. Хорошо, если оформляемое помещение габаритное, с высокими потолками. В такой интерьер можно поместить фрески, гобелены, не стесняясь в размерах. Масштабные полотнища создадут атмосферу времён древних греков и римлян.

Современное воплощение античности в интерьере гостиной

В нишах размещают статуи великих деятелей Древнего Рима и Древней Греции. Присутствие больших напольных ваз оживит обстановку в гостиной и поможет подчеркнуть античность. На стенах гостиной органично смотрится светильник в виде факела, ещё лучше, если найдутся бра в виде канделябров. Когда пол выполнен из дорогих пород дерева или камня, то не стоит скрывать его под коврами, если же для пола применялись современные материалы, то лучше всего спрятать их под красивым и богатым ковром с соответствующим орнаментом. Мебель в гостиной должна быть не только роскошной и богатой (из натурального дерева с кожаной обивкой), но и удобной, ведь это помещение предназначено для приёма гостей, ведения светских бесед.

Спальня

В интерьере спальной комнаты не стоит устанавливать массивные колонны или скульптуры, даже если условия помещения позволяют это сделать. Отдых в ночное время будет не очень уютным в окружении величественных предметов. Можно поступить гораздо проще, используя в спальне всего один главный предмет этой стилистики - кровать. Красивая узорная спинка, резные декоративные элементы, тканевая обивка - это главные черты античного ложе в современном интерьере.

Главная роль в обстановке отведена кровати с красивым изголовьем

Отличным дизайнерским решением будет поместить кровать в нишу. Альков можно использовать встроенный, а можно самостоятельно создать искусственное углубление в стене. Обои с позолотой на стенах допустимы в современной спальне античного стиля. Предпочтение в освещении стоит отдать мягкому и рассеивающемуся свету, исходящему от светильников в виде канделябров или свеч. Осветительные приборы располагают по обеим сторонам изголовья кровати. Много мягких и удобных текстильных подушек, красивые плотные портьеры дополнят античный дизайн спальни. Главное - выдержать цветовое оформление всего помещения, не выходя за рамки стиля.

Прихожая

Центральный элемент прихожей - зеркало. Для античного дизайна необходимо найти зеркало в позолоченной раме, по бокам от него расположить осветительные приборы, имитирующие зажжённые свечи или факелы. Для полного освещения прихожей применяют и современные способы - люминесцентные лампы на потолке, декорированные портиком с орнаментом. Имитация или использование природного камня, мрамора на стенах будет вполне подходить по стилистике античному дизайну. Если нет возможности для применения дорогостоящих натуральных материалов, можно воспользоваться венецианской штукатуркой. Пол можно выложить керамической плиткой однотонной или с рисунком.

Вот так может выглядеть современное воплощение античного стиля в прихожей

Из мебели в прихожей достаточно поместить низкий табурет на изогнутых ножках с позолотой или инкрустацией и сундук с декоративной резьбой. Входной проём желательно оформить колоннами, разрешается и применение арочного свода.

Ванная комната

Для воплощения античности в ванной комнате потребуется установка красивой ванной на декоративных изогнутых ножках. Если позволяет помещение, то этот предмет можно разместить по центру, отлично смотрится в этом случае ванная круглой формы. Ванную и раковину для умывания можно поместить на своеобразном возвышении-пьедестале.

Современная сантехника уживается вместе с античными элементами

Из мебели пригодится стул с высокой спинкой и матерчатый пуфик для ног. Античный стиль в ванной комнате будет неполным без массивного большого зеркала в изысканном обрамлении. На пол можно положить стилизованную керамическую плитку. Уместно на стене изображение мифических персонажей, выложенное при помощи современных материалов (керамогранита, плитки). Цветовые предпочтения для оформления ванной комнаты в античном стиле - белое в сочетании с золотым.

Кухня

Помещение для приготовления и потребления пищи также можно оформить с учётом дизайна античных времён. Бежевая, оливковая, белая цветовая гамма подходит для внедрения на кухне античного стиля. Главное - постараться выдержать все элементы дизайна в едином цвете. Хрустальные красивые люстры с современными лампами не только хорошо осветят всю кухню, но и помогут воссоздать дух античности.

Обстановка кухонного помещения полностью выдержана в стилистике античности

Большое количество лепнины, барельефов можно применять на потолке и на стенах кухни. Аналогичные элементы добавляют и на фасады кухонного гарнитура. Кессонный потолок желательно воплощать на кухнях с высокими потолками, иначе это оформление будет выбиваться из общего стилевого решения и зрительно уменьшит параметры кухни. Пол на кухне оформляют по контрасту цвета к остальной обстановке. Отличный вариант - сочетание бежевого и тёмно-коричневого оттенков. Не испортит внешний вид кухни в античном стиле мозаичное покрытие пола. Керамическую плитку под мрамор или природный камень следует поместить в зоне рабочего фартука.

Фотогалерея: античный стиль в современности

Античный стиль в ванной комнате смотрится изыскано и стильно Величие и красота обстановки не исключают удобства и функциональности Контраст цветов в интерьере смотрится оригинально Прихожая, кухня, столовая объединены и выдержаны в духе античности Статуи - неизменный атрибут античного дизайна

Античный стиль в современном интерьере придаст величественности помещению. Внедрение такого дизайна больше всего подходит для больших апартаментов. Не стоит перенасыщать такую обстановку излишним декором, т. к. стилевое решение античности самодостаточно и красиво.

Глава «Город и жилище» подраздела «Архитектура Древней Греции эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона.

Рост производительных сил и возрастающее могущество греческих полисов вызвали в V в. до н. э. усиленное развитие городов. Это сказалось в строительстве городских укреплений и разнообразных сооружений общественного пользования. Сформировался и новый тип жилища - городской дом рабовладельца.

В этот период зарождается греческая градостроительная теория. Потребность в простых геометрических приемах разбивки и в планомерном строительстве городов, несомненно, возникла еще в VIII-VII вв. до н.э., в период интенсивной греческой колонизации. Возможно, тогда же появились первые элементы регулярного города, реализованные, например, в прямоугольной уличной сети Селинунта и, возможно, в аналогичной планировке одного из районов Ольвии, милетской колонии на Бугском лимане в северном Причерноморье. Следующая по времени достоверно датируемая прямоугольная сеть улиц была разбита в 479 г. до н.э. при восстановлении Милета, разрушенного персами в 494 г. до н.э. Но формирование целостной теории регулярного города, положившей начало градостроительной науке, стало возможным лишь в середине V в. до н.э., когда высокие формы государственного устройства дали полису организационные и материальные возможности для решения градостроительных проблем на практике.

«Изобретение» регулярного города Аристотель приписывает милетскому архитектору Гипподаму, деятельность которого развивалась, однако, в основном в Афинах. Сущность «гипподамова» (или «регулярного») города не следует сводить, как это обычно делается и теперь, только к прямоугольной сети одинаковых по ширине улиц, членящих территорию независимо от ее конфигурации и рельефа, а также к расположению общественных зданий, агоры и святилищ на прямоугольных участках, равных или кратных стандартному кварталу. Высокий отзыв, данный Аристотелем Гипподаму («Политика», II, 5,11), является, скорее всего, важным доказательством того, что последний существенно дополнил ранее существовавшую схему. Пример Олин- фа, основанного в V в. до н. э., позволяет нам составить представление о действительном содержании «гипподамовой системы». Раскопки города свидетельствуют о том, что регулярная планировочная схема была в этот период непосредственно связана с социальной проблемой внутригородского расселения и архитектурной организацией всей застройки вплоть до планировки жилых кварталов и домов. Градостроительные идеи греков были, таким образом, значительно более зрелыми, и «гипподамова система», хотя и не часто осуществлялась на протяжении классического периода, была в то время, несомненно, связана с социальной структурой полиса и его наиболее передовыми общественными идеалами. Эта связь проявилась в разбивке жилых кварталов на равные земельные наделы, предоставлявшиеся всем равноправным членам рабовладельческой общины и одновременно застраивавшиеся *.

* Ср. «Всеобщая история архитектуры». Краткий курс, т. I. М., 1958, стр. 121.

Новые градостроительные идеи с особым успехом пропагандировались в передовом афинском полисе, и хотя сами Афины остались нерегулярным городом, они осуществили систему Гипподама при планировке своего портового города Пирея (446-445 гг. до н.э.) и колонии - Фурий, основанной по инициативе Перикла в Великой Греции (444-443 гг. до н.э.). Если верить Страбону (XIV, 2,9), Гипподам участвовал также в планировке Родоса, основанного в 408 г. до н. э. В этом случае он должен был быть очень молодым человеком в период застройки своего родного Милета, откуда он мог привезти в Афины передовые градостроительные идеи. Столь же скудны сведения и о городах, приписываемых Гипподаму. Так, в Пирее, геометрическая правильность уличной сети которого не вызывает сомнений, различные реконструкции плана, несмотря на произведенные раскопки, не имеют достаточных оснований, сохранились лишь остатки стен и укреплений, и наши сведения о городе почерпнуты главным образом из описаний античных авторов * (Фукидид, II, 93, 3-7, II, 48, 2; 90, 4-5. Плутарх. Фемистокл, 19 ). Из них же известно, что Фурии имели три продольных и четыре поперечные улицы, плотно застроенные домами. Еще меньше мы знаем о Родосе этой эпохи, и основным источником наших сведений о первых регулярных городах является Милет (рис. 4).

Разбитый на выдающемся в море полуострове, новый город занимал (по примерным подсчетам) площадь до 90 га и состоял из двух частей, разделенных широким пространством, занятым общественной застройкой. Размеры жилых кварталов обеих частей города были различные, их уличные сети не были связаны между собой, и ориентация не совпадала. Можно предположить поэтому, что северная часть, включающая большой рынок и ряд общественных зданий, являлась первоначальным ядром, а южная часть - дальнейшим расширением. Город окружали стены, в кольцо которых была включена, посредством мола, также и «Львиная» (северная) бухта.

К этой же эпохе относится и планировка Книда (рис. 5). Более длинные улицы города вытянуты вдоль склона горы, а короткие, поперечные, превратились (как и в эллинистической Приене) в ступенчатые подъемы; над городом высится акрополь. Поскольку Книд расположен у моря, его агора пододвинута к берегу. Гавани, как и в Милете, были включены в кольцо стен, окружавших нижний регулярный город и акрополь.

Регулярную планировку получил Мегалополь , основанный на Пелопоннесе аркадянами в 370 г. до н. э. (рис. 6). Его обнесли оборонительной стеной длиной в 50 стадий (9 1/4 км), сооруженной, по-видимому, из сырцового кирпича на каменном цоколе. Реконструкция города была сделана на основе описаний Павсания («Описание Эллады», VIII, 30,3). Именно по поводу Мегалополя Павсаний упоминает об ионическом типе агоры, характеризуемом непрерывным портиком, окружающим площадь с трех сторон, тогда как с четвертой стороны она примыкает к улице. Раскопками было установлено положение агоры (как и ее общая схема) и других важнейших общественных сооружений и ансамблей, а также подтверждена регулярность планировки центральной части города.

6. Мегалополь, с 370 г. до н.э.: 1 - план расположения вскрытых раскопками сооружений города; 2 - схематический план агоры: а - портик Филиппа; б - здание городских властей; в - Мирополис; г - святилище Зевса Сотера; д - Ферсилион; е - театр; ж - алтари; з - источники; и - жилой дом римского времени; к - эдикула; л - базы статуй; м - Героон; н - гимнасий; о - святилище великих богинь; п - колоннада Аристандрия

Поскольку регулярные города классической эпохи либо не сохранились, либо были позднее коренным образом перестроены, особенный интерес представляют для нас раскопки Олинфа , который сложился в V-IV вв. до н. э., был разрушен македонским царем Филиппом в 348 г. до н. э. и больше никогда уже не отстраивался (рис. 7). Жилые кварталы Олинфа имели одинаковые размеры, примерно 100X40 м, и разделялись пополам проходом шириной около 2 м, служившим для удаления нечистот. Каждый квартал состоял из двух рядов совершенно одинаковых строительных участков, имеющих размеры 19X20 м. Дома на смежных участках имели общие боковые стены, так что застройка каждого квартала представляла собой два жилых блока по пять домов в каждом. Таким образом, единый градостроительный замысел охватывал не только сеть улиц и расположение площадей, но также внутриквартальную планировку и блочную застройку жилых кварталов. Замечательная планировка Олинфа отразила наиболее передовые идеи не только архитектурной, но и социальной организации города, зародившиеся в период наивысшего расцвета рабовладельческой демократии. Эти идеи, вероятно, и составляли основное, весьма прогрессивное содержание «гипподамовой системы», забытое ко времени ее широкого распространения в конце IV в. до н. э., когда экономическое расслоение полиса исключало всякую возможность демократической организации квартала.

Направление улиц при регулярной планировке греческих городов определялось, по-видимому, главным образом в связи с рельефом. Главные улицы разбивались вдоль горизонталей, причем пересекающие их улицы в некоторых случаях были настолько круты, что превращались в лестницы, а примыкающие к ним участки укреплялись подпорными стенами. Ширина улиц варьировалась от 4-5 до 7-8 м. В некоторых городах одна или две (пересекающиеся под прямым углом) улицы делались шире остальных, однако они не были архитектурно выделены. Единообразия в ориентации улиц по странам света не было.

Скромные, выложенные из сырцового кирпича фасады жилых домов тесно примыкали один к другому и прорезывались только проемами входных дверей, изредка- одинокими окнами во втором этаже. Однообразие городских улиц кое-где нарушалось только общественными фонтанами, служившими для разбора воды. Архитектура фонтанов была чрезвычайно разнообразна: она варьировалась от небольшой вертикальной каменной плиты с раковиной, помещенной в нише фасада, до многоколонного портика со сложным устройством водозаборных бассейнов.

Городские площади обычно занимали участки, равные или кратные жилым кварталам. Агора получила теперь значение не только главной торговой, но и общественно- политической площади города. Стороны площади в V в. до н.э. обстраивались отдельными портиками в отличие от П-образных портиков позднейшего времени, упомянутых в связи с Мегалополем. Вблизи агоры обычно возводились важнейшие общественные сооружения и святилища (также равные или кратные по величине жилым кварталам), ярко выделявшиеся среди общей застройки города с ее скромным внешним видом и единообразным расположением домов.

По мере развития монументальной архитектуры стадионов и театров эти сооружения также становятся подчас важными элементами города. Но поскольку их расположение в большой мере определялось условиями местности (в соответствии с установившейся практикой места для зрителей устраивались на склонах), размещение этих сооружений в городах V-IV вв. до н.э. чрезвычайно разнообразно. Театры часто располагались на склонах акрополей.

Города окружались стенами, выполненными из сырцового кирпича на каменных фундаментах, а с середины V в. до н.э. чаще всего целиком из камня. Линия стен обычно следовала рельефу местности. При этом огражденная территория нередко значительно превышала площадь жилой застройки города.

Интересным примером укреплений являются построенные в середине V в. до н.э. «Длинные стены», соединявшие Афины с их гаванью - Пиреем, находившимся на расстоянии 6 км.

Сооруженные при участии Калликрата «Длинные стены», как и стены Пирея, были разрушены в конце V в. до н.э. после полного поражения Афин в войне со Спартой, но уже в начале следующего века восстановлены вновь.

Во время выполнения этих работ по укреплению родного города афиняне достигли такого высокого мастерства в кладке стен, что применили их как тактическое средство ведения войны для изоляции осажденных Сиракуз в 415-413 гг. до н.э.; быстрота возведения стен приводила в изумление осажденных (Фукидид, VI и VII).

Среди каменных укреплений V и IV вв. до н.э. следует отметить стены Мантинеи и особенно Мессены, которые выделяются красотой и прочностью кладки (рис. 8). Серьезным фортификационным сооружением являлись ворота, которые часто фланкировались башнями. Хороший пример этого рода - Аркадийские ворота Мессены.

Среди инженерных сооружений важнейшее место как по размерам строительства, так и по значению и непосредственной связи с городской планировкой занимали гавани. Начиная с V в. до н. э. их стремятся включать в кольцо оборонительных стен (Милет, Пирей, Книд), иногда используя мол как продолжение укреплений. Гавани обстраивались рядом специальных сооружений, портиками, складами и - если они имели, подобно Пирею, военное значение - арсеналами. Однако дошедшие до нас остатки такого рода сооружений относятся уже к следующей эпохе.

Благоустройство греческих городов рассматриваемого периода находилось на довольно высоком уровне. Города снабжались водой, растекавшейся по трубам к общественным водозаборным фонтанам.

О городской канализации имеются лишь отрывочные сведения, но она, несомненно, существовала во многих городах. Известно, что над канализационными сооружениями работали в Акраганте пленные, взятые в битве при Гимере. На Делосе, возможно уже в классическую эпоху, имелись перекрытые каменными плитами канализационные каналы, проходившие под домами прямо в море. В Афинах нечистоты выводились в реку, которая превратилась из-за этого в клоаку. В Олинфе закрытые кюветы выходили в дренажный проход посредине кварталов.

Регулярная планировка, естественно, не могла получить широкого применения в старых городах, но даже и в тех случаях, когда она могла быть применена, традиции иногда оказывались сильнее нововведения. Так, Афины, дважды разрушавшиеся персами в 490 и в 479 гг. до н.э., отстраивались, по-видимому, стихийно, и в планировку этого крупнейшего аттического города не было внесено сколько-нибудь серьезных изменений, несмотря на значительный размах строительства, развернувшегося в V в. до н.э.

Возникновение Афин восходит к глубокой древности. Легенда приписывает Тезею объединение нескольких населенных пунктов. К VI в. до н.э. Афины представляли собой уже большой город, теснившийся вокруг скалы Акрополя - главного культового центра полиса. Помимо этой древней цитадели, в городе выделялись и другие общественные центры: Пникс, вероятно, - место древнего культа, а затем афинского народного собрания; Ареопаг (холм Арея) - ныне голая скала, ранее место сбора аристократического совета; агора (см. ниже, рис. 100), первоначально находившаяся, вероятно, между Акрополем и Пниксом, а затем перемещенная в район севернее Ареопага и ставшая общественным центром города. При Солоне город был обнесен стенами, но по имеющимся у Фукидида (VI, 7) указаниям можно заключить, что он и прежде имел укрепления.

В конце VI в. до н.э. при Писистрате было проведено обширное строительство. На Акрополе перестроен древний храм Афины - Гекатомпедон, на южном склоне Акрополя устроен театр Диониса, на агоре воздвигнут алтарь Двенадцати богов, во многих местах города основаны новые святилища. С далеких Гиметских гор почти за 12 км Писистрат провел в город водопровод. Канал частью был высечен в скале, частью проложен по каменному акведуку и снабжал водой главный городской водомет или фонтан - Каллироэ, названный с этого времени Эннеакрунос.

Ко времени персидского нашествия вся территория в пределах городских стен была тесно застроена; скромные жилища и кривые улочки представляли резкий контраст с богатством и величиной общественных зданий.

Произведенные персами разрушения не только стерли с лица земли предшествующие сооружения и жилища; под угрозой было само существование независимого Афинского государства. В этих условиях укрепления Акрополя и города получили первостепенное значение (рис. 9, 10). При Фемистокле были построены городские стены, охватившие большее пространство, чем прежние. Город был как бы повернут к морю, с которым его соединили «Длинные стены». «Северная» и «Фалерская» стены были завершены около 457 г. до н. э. «Средняя», или «Южная», стена, тянувшаяся, подобно «Северной», к Пирею, была построена около 445 г. до н.э.

Эти сооружения были возведены в самый короткий срок, для строительства не щадили в поисках материала ни частных, ни общественных построек, ни надгробных памятников.

Во 2-й половине V в. до н.э. началось строительство на Акрополе. Постепенно обстраивается и центральная площадь, агора (рис. 11). Вокруг нее сосредоточиваются торговые и различные общественные здания. С запада находились: храм Матери Богов, булевтерии - места собраний Совета пятисот (сменивший постройку VI в. до н. э.), Пританей - очаг объединенных общин, где получали пищу почетные граждане, храм Диоскуров, круглое здание неизвестного назначения - фолос. В северной части были Леокориум, «Царская стоя», «Пестрая стоя» и другие строения. Близ агоры был возведен храм Гефеста.

Сохранив прежний, стихийно сложившийся план нерегулярного города и его «неправильную» планировку домов, отвечавшую кварталам случайной формы (рис. 12), Афины тем не менее с середины V в. до н.э. играли выдающуюся роль в развитии греческого градостроительства, а в конце V и в IV вв. до н.э. проблемы градостроительства явились предметом внимания крупнейших мыслителей - Платона, затем Аристотеля, рассматривавших вопросы планировки городов с точки зрения интересов господствующего класса рабовладельческого общества.

Жилища классического периода, возводившиеся из недолговечных материалов, были почти неизвестны науке до самого последнего времени. Лишь раскопки в Олинфе - главном памятнике градостроительства этой эпохи, свободном от позднейших наслоений, дали достаточно обширный материал для суждения об этом типе построек конца классического периода. Сохранившиеся после разрушения Олинфа остатки сырцовых стен поднимаются над уровнем пола на 70-80 см, что позволило установить основные черты планировки, устройства и отделки домов и их общую схему, типичную для V-IV вв. до н.э.

Сеть параллельных улиц шириной 7,5 м, пересекавшихся переулками шириной в 5,5 м, делили Олинф на одинаковые прямоугольные кварталы, вытянутые в направлении с востока на запад. Эти кварталы размером около 85X35 м (300x120 греческих футов) являют собой интересный пример не только плановой застройки, но и блочного строительства античности (рис. 13). Они разделялись по продольной оси узкими проходами шириной менее 2 ж и были размежеваны на десять равных частей, предназначавшихся для отдельных застройщиков. Таким образом, в квартале размещались два ряда домов по пяти в каждом. Дома имели около 17 ж по фасаду и общие стены повсюду, где примыкали один к другому. Демократический принцип отвода застройщикам равных по размеру участков приводил, однако, не к полному единообразию плановых решений, но лишь к большей или меньшей * их однотипности. Каждый дом имел свои особенности, подчас весьма значительные, придававшие его плану индивидуальный характер. Случалось, что, оказавшись в нужде, домохозяин продавал часть своего дома соседу. Но указанные различия лишь подчеркивали общие элементы и единую исходную схему, лежавшую в основе планировки большинства олинфских домов, представляющих разительный контраст по сравнению, например, с домами Делоса, строители которых вынуждены были применяться к неправильной конфигурации кварталов. Очень важно то обстоятельство, что еще в Олинфе - городе, который, как указывалось, прекратил свое существование уже в середине IV в. до н.э., имеются примеры домов, вплотную приближающихся к перистильному типу, зарождение и развитие которого до недавнего времени относили всецело к эпохе эллинизма.

Эти дома были не изолированным явлением, но, наоборот, наиболее зрелым вариантом самого распространенного в Олинфе типа жилого дома, названного пастадным.


13. Олинф. Жилые кварталы между улицами V и VII на северном холме. План и реконструкция общего вида


Характерным элементом дома пастадного типа являлся внутренний дворик, занимавший 1/5-1/10 общей площади дома (рис. 14). Он имел прямоугольную форму и обычно был сдвинут к югу от середины дома, часто непосредственно примыкая к его южной стене. Это давало возможность главные жилые помещения расположить по северной стороне дома, раскрыв их не прямо во дворик, а в промежуточное помещение - пастаду, давшую название типу *. Это помещение, примыкавшее к северной стороне дворика, нередко было вытянуто во всю длину дома. Оно имело нормальное перекрытие, но было раскрыто в сторону двора, отделяясь от него столбами и превращаясь таким образом в портик или крытый проход.

* По древнегречески «пастас» - помещение, раскрытое в одну сторону, - портик.

Именно пастадный тип дома, найденный в Олинфе, и может рассматриваться как то, неизвестное ранее звено в развитии античного жилища, которое по времени относилось к V и IV вв. до н. э. и, как указано выше, непосредственно предшествовало «перистильному» дому.

Во многих случаях крытый проход (портик) шел не только вдоль северной стороны двора, но с двух, трех и даже четырех его сторон. В этом последнем случае дворик превращался в перистиль, который, как уже сказано, до недавнего времени было принято считать появившимся лишь в эпоху эллинизма. Простейший тип с пастадой лишь по северной стороне двора, очень частый среди небольших домов Олинфа, является начальной стадией этого развития. Но и на всех дальнейших стадиях северный проход всегда был более развит, чем остальные. Такой прием решения плана лежит в основе почти всех олинфских домов, имевших внутренний двор. Он связан со сложившейся системой регулирования температуры и освещенности внутренних помещений путем умелого использования естественных условий. Комнаты, расположенные на северной стороне двора и открывавшиеся в сторону юга, были защищены от палящих лучей летнего солнца глубокой тенью северного прохода, тогда как зимой лучи солнца, стоявшего ниже, проникали глубже, и северный проход превращался в своего рода резервуар теплого воздуха. Эти же принципы, очевидно, учитывались и при планировке второго этажа, существование которого подтверждается основаниями для лестниц: часть дома могла быть ниже, чтобы не мешать лучам зимнего солнца обогревать пастаду и жилые помещения, расположенные в его северной части. Поэтому либо северная часть дома могла иметь два этажа, а южная - один, либо северные помещения должны были иметь большую высоту, чем южные; второе решение встретится позднее в эллинистических домах «Трезубца» и «Масок» на Делосе (ср. также вариант эллинистического дома - «простадного» типа в Приене).

Местоположение лестниц, которые были деревянными, удалось установить во многих случаях благодаря камням, служившим их основанием, и первой ступени. Чаще всего лестница располагалась у одной из стен внутреннего дворика, обычно наружной. Непосредственных данных о плане второго этажа олинфских домов не имеется. Но если принять второй этаж, по площади равным первому, то в нем могло разместиться еще около десятка комнат. В Афинах вторые этажи часто нависали над первыми (подобно тому, как это было и в Помпеях). Возможно, это имело место и в других городах. Этот прием получил такое распространение, что уже в конце VI в. до н. э. в Афинах вторые этажи, нависавшие над первыми, облагались, как указывает Аристотель, особым налогом, а позднее и вовсе были запрещены.

Все двери и окна в олинфских домах обычно выходили во двор, и поэтому внешние стены дома были глухими. Это делало внутреннюю планировку дома независимой от формы и ориентации кварталов, позволяя располагать внутренний двор и основные помещения вокруг него в полном соответствии с изложенными выше принципами при любом направлении улиц в отношении стран света.

Вход в дом вел с улицы, как правило, непосредственно во внутренний дворик, и лишь в тех случаях, когда это оказывалось неосуществимым, прибегали к устройству дополнительного прохода. Наружные двери (рис. 15) часто отступали от улицы в глубь дома, образуя перед входом небольшую затененную нишу. В Олинфе известны дома и с двумя наружными входами (см. виллу «Доброй судьбы» в Олинфе и некоторые дома, расположенные по углам кварталов).


15. Лангази. Мраморная дверь гробницы, около 200 г. до н. э. (музей в Стамбуле); двери и окна жилых домов - по рисункам на вазах
16. Олинф. Вилла «Доброй судьбы». Мозаика пола

Наиболее парадным помещением являлся андрон, или мужская комната, предназначенная главным образом для пиров. Это помещение в богатых домах Олинфа часто сочеталось с небольшой передней. Иногда, чтобы лучше осветить андрон, его располагали в восточной стороне дворика, непосредственно у южной наружной стены дома, в которой устраивалось в этих случаях одно или несколько окон. Полы андрона делались мозаичными (рис. 16), вдоль стен они были немного приподняты, образуя нечто вроде низких скамей, на которых, по всей вероятности, устраивалась ложа для пирующих.

Другим важным помещением эллинского жилого дома являлся ойкос, представляющий сдобой комнату с главным очагом. Она была опознана во многих олинфских домах. Здесь удалось восстановить любопытную систему удаления дыма: часть ойкоса отделялась высокой стеной, доведенной до самой кровли дома так, что получавшаяся благодаря этому узкая комнатка служила дымоходом (рис. 17). В двухэтажных домах она поднималась на всю их высоту без междуэтажного перекрытия. Под потолком, в стене, отделявшей основное пространство ойкоса от дымохода, устраивался проем, сквозь который дым от большого очага вытягивался наружу. Поскольку нижняя часть такого своеобразного дымохода оставалась свободной от дыма, здесь часто устраивался еще один, дополнительный, очаг. Как было устроено выводное отверстие для дыма, соответствовавшее верхней части наших дымовых труб, установить не удалось, так как верхние части домов не сохранились.

Высокий уровень развития жилищной архитектуры и достигнутого комфорта характеризуют хорошо оборудованные ванные комнаты, обнаруженные в двадцати трех домах из ста раскопанных в Олинфе (в одном из них оказалось даже две ванных комнаты). Они обычно сообщались с кухнями и имели оштукатуренные стены и большей частью цементные полы. Ванны в виде терракотовых или каменных кресел обычно располагались в углу комнаты и заглублялись в землю так, что их края были вровень с полом.

Основным материалом для домов Олинфа, как, впрочем, и для всей жилой архитектуры античной Греции, послужил необожженный кирпич (сырец), из которого выкладывались стены. Камень шел на фундаменты и для стен применялся очень редко (даже дворец Мавзола в Галикарнасе, согласно Витрувию, имел сырцовые стены). Для перекрытий применялось дерево, для кровли - черепица - единственный долговечный материал (впрочем и она исключалась в случаях применения плоской земляной кровли).

В Олинфе было обнаружено несколько домов вне квартальных блоков с более индивидуальными планами. Они располагались несколько на отлете, без связи с регулярной планировкой всего города. Примером такого индивидуального дома, очень богато отделанного, является так называемый дом «Комического актера»; то обстоятельство, что его стены не были зажаты соседними домами, позволило вынести дымоход за пределы прямоугольной основы плана; дымоход начинался с, уровня земли, открываясь в комнату с очагом в виде своеобразного алькова, разделенного посредине дополнительной опорой.

Еще один богатый дом вне квартальных блоков - так называемая вилла «Доброй судьбы», мозаичные полы которой являются лучшими из найденных в Олинфе. Оба дома обладают вполне сформировавшимися внутренними двориками, окруженными обходами со всех четырех сторон. Эти дворики в наибольшей степени приближаются к перистильным дворам эпохи эллинизма, от которых, однако, отличаются существенной особенностью: в олинфских домах обходы отделены от двориков не колоннами, а столбами, к которым были сведены простенки, чтобы больше расширить проемы, открывавшиеся во двор. Это позволяет рассматривать обходы олинфских домов как пастады, предельно раскрытые и распространенные на все четыре стороны двора. В конце IV или в начале III в. до н. э. столбы уступили место деревянным или каменным колоннам. Начальная фаза этого перехода от домов пастадного типа к перистильным отражена также во дворце в Ларисе (Малая Азия), построенном около 450 г. до н. э., в новом дворце там же, относящемся к середине следующего столетия (рис. 18), а также в некоторых ранних домах Делоса.

Что касается интерьера жилища классической эпохи, то он в основном оставался простым и непретенциозным в соответствии с простотой быта и нравов. Тем не менее в жилых домах, несомненно, применялась роспись, сведения о которой были дополнены раскопками Олинфа.

Стены, выходившие во двор, и внутренние помещения были оштукатурены и покрашены обычно в три цвета, отделявшиеся вдавленными в штукатурку полосами. Иногда нижняя полоса, подражая блокам орфостатов, делилась такими же вертикальными полосами на ряд отрезков. Ширина полос и их цвета были различны.

Так, в одном из домов по низу стены шел белый пояс 0,4 м высотой, над ним была узкая желтая полоса, выше которой поверхность стены была сплошь покрашена красной краской. Встречается окраска цокольной части стены и в желтый цвет, а лежащей над ней узкой полосы - в голубой. На последней можно видеть пластически исполненные пальметты. Фигурных композиций в настенной живописи обнаружено не было.

По сравнению с простой и строгой раскраской стен значительно большим богатством рисунка отличалась отделка полов. Полы двориков и парадных помещений богатых домов украшались мозаикой из разноцветной гальки. Здесь выкладывались простые геометрические узоры, различные орнаменты, изображения животных и фантастических существ, а также многофигурные сцены из эллинской мифилогии. В более скромных жилищах встречались глинобитные полы, нередко политые известковым раствором и окрашенные в один тон (например, желтый). Внутренние дворики также мостились каменными плитами.

В целом раскопки Олинфа показали большую зрелость жилищной архитектуры классического периода - зрелость, сказавшуюся не только в первых опытах блочной застройки городских кварталов, но и в характерном для этого времени «пастадном» типе жилого дома *. Соответствие этого типа социально-бытовым и климатическим требованиям и большие возможности варьирования обусловили широкое распространение пастадного дома, явившегося основой последующего развития античного греческого жилища.

* Дома этого типа, помимо Олинфа, были обнаружены еще в Пелле, Эретрии, а также на Делосе, где «Дом на холме», относящийся, однако, уже к эллинистической эпохе, является прекрасным примером пастадно-перистильного дома.

Таким образом, на протяжении рассмотренной эпохи сложились не только градостроительные приемы, но и элементы жилой архитектуры, дальнейшее развитие которой протекало в последующую эллинистическую эпоху.

Представляет собой одну из вершин художественного наследия далекого прошлого. Она заложила основу европейского зодчества, строительного искусства. Главная особенность заключается в том, что античная архитектура Греции носила религиозный подтекст и создавалась для жертвоприношений богам, приношения им даров и проведения массовых мероприятий по этому поводу.

Историю строительного искусства древнейшей цивилизации историки делят на пять периодов: архаический, ранне-классический, классический, эллинизма и Римского владычества. Далее мы расскажем о каждом из них, а также об известнейших храмах, построенных древними греками, более подробно.

Архаический период

Продолжительность архаического периода: с 7 в. до н. э. до времен афинского законодателя и политика Солона (около 590 г. до н. э.). В 7-6 вв. до н. э. архитектура Греции отразила наиболее передовые стороны жизни общества. В результате развития греческого полиса ускорился рост демократических сил, а это привело к напряженной борьбе народа против верхушки аристократов. В этот период храм, который возводился всем полисом, стал главным общественным зданием - хранилищем казны и сокровищ и народных празднований одновременно. В результате упорных исканий сформировались главные элементы античной архитектуры - ордер (строгая система, отражающая расположение и взаимоотношение колонн) и антаблемент (перекрытие).

Особенности храмов архаического периода

В из примитивных построек эпохи Гомера вырос ранний тип каменного сооружения, так называемый «храм в антах». На передней стороне он имеет портик, образованный выступами боковых стен (антами) и двумя, стоящими посередине, колоннами. К таковым в частности относится Афинское казначейство в Дельфах (на фото выше), построенное из парижского мрамора. Ориентировочная дата возведения - 510-480 гг. до н. э. Здание было раскопано и реконструировано в 1903-1906 гг.

Далее произошла замена антов колоннами, и возник новый античный храм - простиль. Он имел открытый портик. Дальнейшее добавление еще четырех колонн на противоположной стороне, возле входа в сокровищницу (амфипростиль), стало первым шагом к построению, так называемого перипетра - полностью открытого со всех сторон храма. И хотя все эти типы развивались одновременно, последний все же стал доминирующим.

В каждой постройке имелось главное помещение - (алтарь), где располагалось скульптурное изображение почитаемого бога или богини. Оно носило название «наос».

Ранний классический период

В ранний классический период, продолжавшийся с 590 г. по 470 гг. до н. э., античная архитектура постепенно освобождает себя от чужеземных тенденций, занесенных из Египта и Азии. Подобно живописи и скульптуре она стала одним из самых ярких проявлений человечности и демократизма культуры классической Греции.

В пропорциях храмов, построенных в данный период, наблюдается строгая упорядоченность и соразмерность масштабов и числа колонн, а также других частей здания. Все это придает архитектуре раннего классического периода силу и красоту. Сформировался новый тип храма - дорический, который получил в дальнейшем большое распространение.

Античные храмы Греции раннего классического периода: Геры в Олимпии, Аполлона в Дельфах, Зевса в Афинах, Афины Паллады на о. Эгине (фото выше). Примечательно, что в Сицилии и Юной Италии памятников архитектуры этих времен гораздо больше, тогда там располагались самые богатые греческие колонии. В частности Храм Посейдона в Пестуме. Не стоит забывать и об одном из семи чудес света - храме Артемиды в Эфесе, который был сожжен Геростратом.

Храм Посейдона в Пестуме

Данный памятник древнегреческой архитектуры известен современникам также под названием II храм Геры. Пожалуй, его можно считать самой мощной и строгой постройкой в дорическом стиле, относящейся к 5 до н. э. В своем суровом и простом облике он отразил идеи героической борьбы народа за независимость от вторгнувшихся персов. До наших дней сохранилась часть верхних колонн, внутренних двухъярусных колоннад и внешних, возвышающихся на прочном основании. Как и более данной местности (бывшей Посейдонии) он построен из очень твердого кристаллического ракушечника. Сверху он был обработан тонким слоем штукатурки. В архитектуре наблюдается принцип регулярности. Постройка имеет внушительные размеры: 60 м в длину и 24 м в ширину.

II храм Геры располагается в Италии (в 40 км на юго-восток от Салерно). Ныне он открыт для туристов. Вход в него стоит 4 или 6 евро (включает посещение Археологического музея в Пестуме).

Храм Артемиды в Эфесе

Храм был признан одним из семи чудес, существовавших в античном мире. Находится он на территории современного города Сельчук (Турция). Сооружение имеет сложную и трагическую историю.

Первая и самая масштабная постройка на данном месте была возведена в середине 6 в. до н. э., а в 356 г. ее сжег Герострат. Вскоре античный храм восстановили в прежнем облике, однако в третьем веке ему вновь нанесли урон, на этот раз готы. В 4 в. святилище сначала закрыли, а затем разрушили в связи с исповедованием новой религии - христианства и запретом языческих обычаев и культов. Построенная на его месте церковь, впрочем, тоже простояла не долго.

Согласно мифологии, Артемида приходилась Аполлону сестрой-близнецом. Она заботилась обо всем живом на земле (животные, растения), опекала их и защищала. Не обделяла своим внимание она и людей, даруя счастье в браке и благословляя на рождение потомства. Культ богини в Эфесе существовал с незапамятных времен. В честь нее горожане построили огромный храм (длина 105 м, ширина 52 м, высота 127 колонн, установленных в восемь рядов, равна 18 м). Средства на него пожертвовал лидийский царь. Строительство велось довольно долго, и за это время сменилось несколько архитекторов. Храм построили из белоснежного мрамора, а статую богини из слоновой кости и золота. Он был деловым и финансовым центром города, там же проводились религиозные церемонии. Данный античный храм не принадлежал городской власти и находился полностью под управлением коллегии жрецов. В настоящее время на месте храма можно увидеть лишь одну восстановленную колонну. В парке Миниатюрк (Турция) можно посмотреть на модель храма (на фото выше).

Классический период в архитектуре

Классический период, продолжавшийся с 470 по 388 гг. до н. э. - это время расцвета государства, эпоха высшей демократии и подъема. В Афины стекаются лучшие мастера всей Греции. Пути развития архитектуры неразрывно связаны с именем величайшего скульптора древнего мира - Фидия. Выдающийся политик и деятель Перикл наметил масштабный и грандиозный план застройки Акрополя. Именно под руководством Фидия на протяжении второй половины 5 века до н. э. шла одна из самых грандиозных строек, по завершению которой появился совершенный архитектурный ансамбль, во главе которого - Парфенон. Афинский акрополь был обильно украшен скульптурами мастера и его учеников.

В целом, в архитектуре классического периода продолжает преобладать дорический тип храмов. Однако он становится более легким в формах и смелее в композиционном плане. Постепенно в обиход внедряется ионический стиль и коринфский. В самой Греции храмы становятся благородными, элегантными и легкими. Особое внимание уделяется пропорциям и материалу. Зодчие используют белый мрамор, легче поддающийся тонкой обработке. Одним из замечательнейших памятников архитектуры тех времен является Храм Тесея, расположенный в Афинах. Это яркий пример того, как дорический стиль был смягчен в Аттике.

Одновременно на Сицилии продолжает господствовать дорический стиль, поражающий колоссальностью сооружений.

Парфенон

Афинский акрополь представляет собой скалистый холм высотой 156 м с пологой вершиной, имеющий длину около 300 м и ширину 170 м. Именно здесь возвышается главный памятник античной архитектуры - великолепный Парфенон. Храм посвящен покровительнице всей Аттики и Афинам, в частности богине Афине-девственнице. Он был возведен в 447-438 гг. архитектором Калликратом по проекту, созданному древнегреческим зодчим Иктином, и богато украшен под руководством скульптора Фидия. Сейчас храм находится в руинах, активно ведутся восстановительные работы.

Парфенон - это античный храм, представляющий собой дорический перипетр с элементами ионического стиля. Он расположен на трех мраморных ступенях, имеющих высоту около 1,5 м. Со всех сторон храм окружен колоннадой: по 8 колонн на фасадах здания и по 17 с каждого бока.

Материал, из которого возведено святилище - пентилийский мрамор. Кладка была сухой, т. е. осуществлялась без использования скрепляющего раствора или цемента.

Храм Зевса в Олимпии

Храм Зевса Олимпийского являлся одним из самых почитаемых в Древней Греции. Эта постройка, являющаяся подлинным образцом дорического ордера, тоже принадлежит к классическому периоду. Храм заложили во время проведения 52 Олимпиады, но строительство было окончено только между 472-456 гг. до н. э. все тем же Фидием.

Он являлся классическим периптером с 13 колоннами вдоль здания и 6 - по его ширине. Храм строили из известняка-ракушечника, доставляемого с Пороса. Высота строения достигала 22 м, ширина - 27 м, а длина - 64 м. Сведения о внешнем виде стали доступны благодаря раскопкам 1875 г, проведенным под руководством немецкого археолога Э. Курциуса. Внутри храма располагалось еще одно из семи чудес древнего мира - это созданная Фидием хрисоэлефантинная статуя Зевса, высота которой превышала 10 м.

Храм Зевса вместе со многими другими в Олимпии был разрушен по велению императора Феодосия II, как свидетельство языческой веры и традиции. Уцелевшие остатки были окончательно погребены под обломками во время землетрясения 522 и 551 г. до н. э. Найденные в результате раскопок фрагменты храма хранятся главным образом в Археологическом музее Олимпии, несколько - в Парижском Лувре.

Храм бога огня Гефеста

Античный храм времен классического периода, посвященный Гефесту, сохранился по сравнению с остальным наилучшим образом. Он был возведен предположительно в период между 449 и 415 гг. до н. э. Святилище представляет собой постройку дорического ордера. Сведения об архитекторе не сохранились, вероятно, это был тот же зодчий, что занимался возведением храма Ареса на Агоре на и Немезиды в Рамнунте.

Строение не было разрушено в период становления христианства. Более того, храм использовали как православную церковь им. Св. Георгия с 17 века по 1834 г. Затем ему присвоили статус национального памятника.

Период эллинизма

В период с 338 по 180 гг. до н. э. греческая архитектура начинает терять свою характерную чистоту вкуса. Она находится под влиянием чувственность и пышности, проникших в Элладу с Востока. Скульпторы, художники и архитекторы больше заботятся об эффектности здания, его пышности. Чувствуется везде и повсюду пристрастие к коринфскому стилю. Возводятся здания гражданского характера - театры, дворцы и т. д.

Известные храмы Греции периода эллинизма посвящены Крылатой Афине (в Тегее), Зевсу (в Немее). Появляется много грандиозных и роскошных зданий в этот период в Малой Азии. В частности, огромный храм Ф. Дидимского в Милете (на фото выше).

Период Римской империи

Создание империи А. Македонского положило конец периоду классики и греческой демократии. В период эллинизма греческое искусство проходило свою последнюю фазу развития. Попав под власть Рима, Греция утратила свое былое величие, и архитектурная деятельность практически полностью была прекращена. Однако художники, съехавшиеся в вечный город, принесли традиции своего искусства и поспособствовали облагораживанию римской архитектуры. В этот период (180-90 гг. до н. э.) греческое искусство практически сливается с римским.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png