В нашей мастерской мы всегда писали минеральными пигментами на яичном желтке.

Но в последние годы стали появляться малобюджетные заказы, и мы начали

Экономить. Первым делом решили сэкономить на досках, так как они весьма дороги.

Об этом на нашем сайте есть. Затем мы решили

Попробовать сэкономить на красках, так как минеральные пигменты тоже дороги.

Для разовых заказов всё это не актуально, но когда речь заходит об иконостасе в

20-40 икон, начинаешь задумываться.

Итак, сразу оговоримся, что акрил акрилу рознь. Отечественными красками вроде

Питерского ЗК (Завод Красок) очень сложно работать, они очень не укрывистые и

механически слабые. Совсем другое дело итальянские акриловые краски Maimeri

Polycolor. Они конечн о раза в 4 дороже за банку, но расход краски меньше и кроет

Она намного лучше. Так что в итоге красками Maimeri писать выгоднее и просто

приятнее. Итальянская краска механически очень стойкая, а вот питерская может

И скататься под рукой, если не просохла. В общем выбор тут очевиден, но… За

Последние 2 года итальянские краски подорожали в 2 раза, до 700 рублей!

Например баночка самой ходовой охры светлой обойдется в 650 рублей. За эти же

Деньги можно около пол килограмма сухой охры купить! Конечно, киноварь или

Лазурит будет стоить намного больше, но тут и качество совсем другое. Насколько

Красивее минеральные краски это очевидно. И насколько удобнее ими работать,

ведь зачастую они используются открыто, что удобно при работе с иконостасами.

Такие краски как киноварь, малахит, азурит, лазурит и прочие не нужно смешивать,

Они сами по себе красивы. А чтобы составить какое-то подобие киновари с помощью

Даже итальянского акрила голову сломаешь.

А главное минеральные пигменты сами по себе формируют особую иконную палитру.

Акрил же всегда нужно подгонять к этой палитре, тушить неестественную яркость.

Мы начали работать акрилом ради экономии, но если и получилось сэкономить то не

Значительно, а качество конечно не то. Радует только опыт работы с новыми

красками.

(Икона на фото написана акриловыми красками)

Согласно преданию, евангелист Лука, первый иконописец, писал свои образа Божией Матери в технике энкаустика, которая предусматривает нанесение разогретых восковых красок на поверхность доски. Этот способ живописи, обеспечивающий долговечность и хорошую сохранность произведениям, был изобретен язычниками. Ап. Лука использовал его как общепринятый и доступный. Он освятил его, т. к. изображал лик Пречистой Девы. Немного позже иконописцы стали применять темперу – краску, состоящую из пигмента, замешанного на яичном желтке и разведенного водой. Она была распространена в Византии, а после принятия Крещения другими государствами стала применяться в искусстве православных народов. На Руси такую краску называли по-гречески вапой или шаром, а коробочку для ее хранения и палитру – вапницей или шарницей. В Западной Европе темперу широко использовали примерно до XV в. В эпоху Возрождения мастера, всерьез увлекшись изучением натуры, все чаще писали масляными красками, потому что они давали им преимущества для передачи вещественности материального мира. Темперная техника продолжала сохраняться в церковном искусстве, преимущественно в православных странах.

В отличие от масляной живописи темпера обладает прозрачностью, легкостью и светоносностью. Она позволяет сохранить выразительность линий, выявить силу и яркость цвета там, где необходимо, выполнить мягкие тональные переходы. Заполняя четко очерченные плоскости ровным слоем, темпера дает возможность иконописцу создать из отдельных колористических пятен цветовую гармонию, без которой икона не будет соответствовать своему молитвенному назначению.

Большинство иконописцев приготавливают или «творят» краски собственноручно, что особенно важно потому, что с древних времен краскам иконописца приписывают целительные свойства. По преданию, первый русский иконописец Алипий излечивал красками людей от болезней, помазуя их своей кистью.

Первоначально мастера измельчают сухие пигменты до мелкого порошка. Если пигменты мягкие (охры), то для их растирки используют деревянные ложки с обрезанными черенками. Ее шероховатая поверхность способствую более качественному измельчению. Если пигменты твердые (белила, умбры, сиены, кобальты, кадмии), то их растирают на керамических плитках специальными курантами. Затем полученный порошок разбавляют яичной эмульсией, приготовленной из куриного желтка и хлебного кваса или разбавленного водой уксуса. Среди наиболее употребляемых в иконописи красок: асфальт, аурипигмент, багор, бакан, белило, берлинская лазурь, варзия, голубец, киноварь, охры, пурпур, сажа, сурик, сурьма, ультрамарин, червлень, черниль, шафран, ярь.

Азурит – минеральная краска интенсивного голубого цвета, карбонат меди. Азурит широко использовали в древнерусской иконописи. В XIX в. азурит под названием «английская горная синь» стали получать искусственным путем. Под воздействием воды и щелочей краска приобретает зеленый оттенок. Это можно наблюдать в фресковой живописи на стенах и сводах, пораженных протечками.

Асфальт (греч. – ископаемое вещество), прозрачная краска коричневого цвета, добываемая из бурого угля. Асфальт не обладает светостойкостью и на свету бледнеет. Краска широко использовалась во фламандской и голландской масляной живописи, а с XVII в. стала применяться в русской иконописи преимущественно для лессировок. Асфальт добывают в Баку, на Кавказе, на Кубе, в Калифорнии, Техасе и Мексике. Наиболее распространен сирийский асфальт с берегов Мертвого моря, который на Руси называли иудейская горная смола.

Аурипигмент (лат. – желтая мышьяковая обманка), яркая краска золотисто-желтого цвета, получаемая из сернистого мышьяка. Аурипигмент известен с глубокой древности. Первое упоминание о нем относится к 315 г. до Р. Х. Под названием «арсеник» он описан в трудах Плиния (I в.). Краска широко применялась в живописи средневековья и эпохи Возрождения. В России вплоть до XVIII в. ее называли «желтью», а в словаре В.И. Даля она указана как «опермент» или «орпимент». В смеси с минералом реальгаром аурипигмент имеет красный цвет. Краска очень ядовита, поэтому ее использовали в небольших количествах для написания одежд и фона.

Багор – органическая темно-красная краска различных оттенков от красного и красновато-вишневого до иссиня-вишневого и черного. Багор добывают из раковин моллюска Murex или насекомого, которого на Руси именовали червецом. Багором также называют составную иссиня-красную краску из смеси чернил с черленью, киноварью и баканом, или бакана с лазорью. Такой краской иконописцы писали мафорий Божией Матери и верхнюю одежду святых.

Бакан (араб. – красное красящее дерево), неяркая органическая краска темно-красного цвета из красящих соков травы орлеан, кампешевого дерева, фернамбука и сандала. Она может быть малинового, коричневого и лилового оттенка. Ее разновидностями являются бакан веницейский, приготовляемый из высушенных самок насекомого кошенили, венский, немецкий, простой, ржевский и флорентийский. Бакан известен с глубокой древности по клинописным текстам ХХIХ–ХХVIII вв. до Р. Х. Это очень дорогая краска, поэтому в иконописи она используется для написания декоративных деталей одежд и палат и письма по золоту или серебру.

Белило (белила) – искусственная свинцовая краска белого цвета. Она очень прочная и хорошо кроющаяся. В стенописи белила не употребляют, потому что на воздухе они темнеют. В иконописи белила используют как самостоятельную краску и в смеси с другими для придания им светлого оттенка. Названия различных сортов белил связаны с местом их производства: белила английские, веницейские, кашинские, немецкие, русские.

Берлинская (железная) лазурь – искусственная железосодержащая краска, изобретенная в Берлине в 1704 г. Она прозрачна и поэтому используется для лессировок. В XIX в. в Европе появилось много вариантов берлинской лазури разных оттенков: парижская синяя, бронзовая синяя, небронзящая лазурь, синь милори и др.

Варзия, варзилоа (перс. – приготовленный из лепестков розы) – растительная краска красного цвета, получаемая из т. н. красильного дерева– бразильского или фернамбукового сандала, путем вываривания древесины. Варзией пишут деревца, райские растения и элементы пейзажа.

Голубец – минеральная краска ярко-голубого цвета, известная с глубокой древности, добываемая на территории Сибири, Тироля, Богемии и Саксонии. Со временем на воздухе он окисляется и приобретает зеленый оттенок. Голубцом также называют светло-синюю смальтовую краску из измельченного кобальтового стекла, которую привозили из Италии. В иконописи голубец используется для составления синего цвета разных оттенков и в смеси с празеленью и белилами для написания фона.

Кадмии – яркие насыщенные краски от лимонно-желтого до пурпурно-красного цвета. Их начали изготовлять с 1830-х годов. Кадмии обладают хорошей укрывистостью и высокой прочностью, поэтому их широко используют в иконописи.

Киноварь (греч. – сернистая ртуть) – ярко-красная минеральная краска различных оттенков от малинового до темно-красного. Ее залежи встречаются по всему миру. Киноварь известна с древности. Она применялась в живописи Египта, Греции и Рима. В России киноварь используется в иконописи с XII в., в рукописях с XIII в. и в масляной живописи с XVIII в. Киноварь с оранжевым оттенком часто применяли псковские иконописцы, а чисто-красную – мастера Новгорода, Москвы и Твери. На воздухе краска окисляется и чернеет, поэтому в стенописи она не употребляется.

Крон – краска различных оттенков от лимонного до темно-желтого. Она появилась на рубеже XVIII–XIX вв. Краска обладает хорошей интенсивностью и высокими кроющими свойствами. Под действием света кроны приобретают зеленый оттенок и темнеют. Наиболее прочными являются оранжевые и красные кроны.

Малахитовая зелень – зеленая краска, получаемая путем измельчения до порошкового состояния минерала малахита. Она обладает высокой стойкостью к внешним воздействием и потому широко использовалась до начала XIX в., когда была вытеснена искусственными зелеными красками.

Марс – красно-коричневая краска различных оттенков. Ее производство началось в н. XIX в. Марс прочная лессировочная краска. Она широко используется в реставрации для тонирования утрат живописи.

Массикот – древняя краска ярко-желтого цвета, окись свинца. Ее начали использовать древние греки в эпоху эллинизма (IV–I вв. до н. э.).

Охра (вохра) – земляная, жирная краска натурального происхождения, окрашенная окисью металла. Охра обладает светостойкими и кроющими свойствами. Среди ее разновидностей: охры желтые – светлая, средняя, темная, золотистая, оранжевая, и охры красные – сангин, болюс, индейская красная, красная земля Пуццуоли. Темная охра носит название «сиена натуральная». При ее прокаливании получается красно- коричневая краска –«сиена жженая». На Руси охры широко используются с XIII в.

Пурпур (лат. название особого вида улитки) –ярко-красная краска, добываемая из раковины моллюска Murex. Другие ее названия: античный пурпур, порфира, багряница, багрянка. Пурпуром на иконах пишут царственные одежды Господа Иисуса Христа и Богоматери или одеяния свв. царей и князей.

Сажа (праслав. происхождение связано со словом «сажать», т.е. то, что «насело»; например, копоть, нагар, чернь) органическая, углеродосодержащая, черная краска растительного происхождения. Сажа известна с глубокой древности. Она светостойкая и нейтральна по отношению к другим краскам. Среди ее разновидностей: сажа жженая, состоящая из растертого угля, жженых костей, сажи и связующего, и сажа копченая, раз- мешанная на топленом говяжьем жиру с добавлением вина, используемая для перевода рисунка с бумаги (кальки) на доску. В зависимости от сырья и способа получения существуют разные краски: сажа газовая, ламповая копоть, голландская сажа и др.

Слоновая кость жженая – древняя краска черного чистого цвета, получаемая сжиганием бивней слона. При разбеливании слоновая кость дает чистый серый цвет.

Сурик (греч. – сирийская краска) – искусственная минеральная краска яркого красно-оранжевого цвета, свинцовая окись. Сурик известен с I в. по описанию Плиния. На Руси краска появился сразу после Крещения и приезда византийских мастеров в X–XI вв. Она широко использовалась в оформлении книг и фресковой живописи. В иконописи используется свинцовый сурик, получаемый прокаливанием и окислением массикота.

Сурьма (тур. – натирание, чернение бровей) – темно-фиолетовая краска, применяя в иконописи для изображения глаз у святых. В старину русские женщины использовали сурьму как косметическое средство для подкрашивания глаз и бровей.

Ультрамарин – минеральная краска натурального и искусственного происхождения, синего цвета различных оттенков. Натуральный ультрамарин получают из полудрагоценного камня лазурита или ляпис-лазури. В Европе он известен с XV в. Ультрамарин привозили из Китая, Тибета и Бухары и продавали по очень высокой цене. В 1827 г. взамен натурального изобрели искусственный ультрамарин. Светлые тона ультрамарина получают путем смешивания его с гипсом, мелом и белой глиной. Эта краска светостойкая и широко используется во всех видах живописи. В масляной живописи ультрамарин теряет интенсивность и белеет. Такое явление называется «ультрамариновой болезнью».

Умбра –минеральная краска натурального происхождения коричневого цвета различных оттенков, глина с примесями железа и марганца. Умбра известна с древности. Ее название происходит от места первоначального добывания – римской провинции Умбрии (современный Сполето). Сейчас в Европе известны и другие месторождения этой краски. Краска светостойкая и широко используется во всех видах живописи. Лучшим сортом считается кипрская умбра. Разновидность умбры красновато- коричневого цвета – умбра жженая.

Червлень (червень, черлень, червец) – органическая краска темно-красного цвета, которую получают из насекомого червеца на юге России. Ее применяют для написания багряницы Иисуса Христа, царских и княжеских одежд.

Черлень псковская (скопская), чернь – разновидность железистой охры темно-красного, почти черного цвета. Она добывается в Псковской обл. Ею писали волосы и затемненные поверхности на иконе. На Руси черлень широко использовали в быту для покраски крыш.

Черниль – минеральная краска темно-коричневого цвета с красноватым оттенком, состоящая из жженой охры, сажи и небольшого количества белил. В иконописи ей писали волосы, бороды, брови, зрачки и прорисовывали мелкие черточки.

Шафран – натуральная краска растительного происхождения желтого цвета, получаемая из цветка крокуса или шафрана. В иконописи ее используют вместо золотой краски и для подцветки серебра и олова под золото.

Ярь – природная краска зеленого цвета разных оттенков, содержащая медь. На Руси были известны ярь медянка, ярь лазоревая и ярь травянка. Эти краски разных оттенков зеленого используются в книжной миниатюре для изображения буквиц и в иконописи для написания деталей орнаментов по золоту, вместо голубца

Икона имеет прямое отношение к жизни православной церкви, которая таинственно участвует в работе иконописца. Сам Иисус Христос указал нам на возможность иконописи, когда для нашего спасения сошел на землю и стал человеком. Он явил нам образ Бога в человеческом воплощении. Служа людям, Он проповедовал о Царствии Небесном, а икона для верующего - это окошко в это царство.

Художник, работая над картиной, ощущает себя создателем нового произведения, творцом. Он ищет оригинальные пути самовыражения, использует различные материалы и техники. Иконописец же видит себя частицей мироздания, сотворенного Господом. Творец мира - один Господь. Изограф лишь исполняет Божественную Волю. Поэтому для своих работ он берет материалы созданные Богом при сотворении мира. Они самые практичные и долговечные. В иконописи используются природные глины и минералы. Из них мастер готовит краски, взяв как связующее яичный желток. Яйцо - это начало новой жизни. Бог сотворил человека из "праха земного". Адам в переводе - красная глина. В природе существует большое разнообразие глин. Из них иконописец изготавливает охры: светлые, золотистые, темные, красные. Как и в прежние времена, их названия связаны с цветом и местом добычи. Так существуют охры калужские, коломенские и другие. Всеобщее распространение получили средневековые итальянские названия: сиена, умбра. Путем прокаливания можно получить жженые охры.

Цветовая гамма иконы основана на земляных красках. Так, традиционно фон иконы мастер раскрывал желтой или золотистой охрой, символизирующей золото - Божественный свет, поля иконы - сиеной натуральной, мафорий Богородицы - сиеной жженой, а рубаху Спасителя - охрой розовой или красной.

Для получения краски глину отмучивают от примесей: помещают в банку с водой, взмучивают и сливают, затем отстаивают. Так повторяют несколько раз. Полученный пигмент высушивают и перетирают сначала в керамической ступке, затем на стекле - курантом. Курант можно изготовить самим, для чего к небольшому куску округлой или квадратной формы, приблизительно 10Х10 см. приклеивают деревянную ручку. Для этого годится клей ПВА. При перетирании на стекле необходимо добавить в пигмент несколько капель воды. Растертый пигмент следует высушить, для чего мы пользуемся феном. Затем, лезвием бритвы собираем его со стекла в деревянную ложку, в которой смешиваем пигмент с яичной эмульсией, растирая при этом пальцем до однородной массы. Приготовленную краску удобно хранить в керамических солонках, каждый цвет в отдельной чашечке. Если краску не использовать сразу, то ее можно залить водой и оставить до следующего дня (более трех дней краски не хранятся).

Эмульсию приготовляют следующим образом: яичный желток отделяют от оболочки, для чего его подсушивают, перекладывая из одной вытертой руки в другую, и аккуратно протыкают. В желток добавляют дистиллированную или кипяченую воду (1 ч. желт. 2 ч. воды) и 1-2 капли уксуса. Хорошая эмульсия получается, если вместо воды взять пиво (лучше всего разливное из бочки, не содержащее консервантов), уксус в такую эмульсию не добавляют.

Когда иконописец готовит яичную эмульсию, он помнит о том, что вода освящает предметы церковного искусства от мирского и суетного. Уксус напоминает о крестных страданиях господа за все человечество. Желток - о горлице, которая "отличается чистотою, незлобием и не противится своих врагов" - прообраз безвинной жертвы Иисуса Христа.

Русские художники учились иконописному языку от мастеров Византии, которые создавали мозаичные ансамбли. Мозаика собиралась из разноцветных кусочков смальты, создавая в храмах игру света, делая верующих зримыми участниками евангельских событий. Добавляя в палитру минералы, мы используем их кристаллическую структуру как подобие смальты.

Минералы - яркие полудрагоценные камни - Божественные награды, данные от Бога святым за их подвиги. Например киноварь - алые одежды - флаг победы над смертью. Так же красный цвет говорит о новом Завете: поэтому часто делают красной мандорлу у Иисуса Христа и обрез Евангелия. Красный - цвет царственности, красные тапки в Византии могли носить только цари. На иконах такие тапки пишут у Богородицы, подчеркивая ее Богоизбранность. Красным цветом изображают серафимов, пламенеющих любовью к Богу. По химическому составу киноварь - сернистая ртуть, будьте осторожны работая с нею. Киноварный цвет глубокий и легкий. Ее яркий торжественный свет невозможно имитировать искусственными пигментами. Хотя с XIX века появляется не ядовитый красный кадмий, но все же иконописцы предпочитают природную киноварь.

Гематит - красный железняк, его по свойствам называют кровавиком или сметанником. Кровавик имеет более красный оттенок. Который появляется по перетирании минерала. Корень этого слова есть также в слове гематология, что значит наука о крови. Такого цвета на иконе пишут мафорий Богородицы, в память о том, что своею плотью она дала тело Христу.

Очень хорош иссиня-черный минерал вивианит. Этот глубокий, подобный ночному небу цвет, говорит о непостижимости Божества, о Его Тайне. Его используют при написании мандорлы Христа или Богоматери. Мандорла - это неприступное сияние Славы. Но почему рисуют такое яркое сияние такой темной краской? чтобы это понять, можно вспомнит: когда Савлу явился Христос, то сильный свет так ослепил его, что он не видел три дня. Моисей, разговаривая с Богом, не мог смотреть на Него. Человек не в состоянии увидеть Сверхсветлый Свет, познать Божественную суть. Поэтому и плащ, которым укрывается Иисус Христос, мы пишем этой краской. Ее же мы используем при написании туники (испода) Богоматери - непостижима тайна воплощения Господа.

Все краски синих и голубых цветов на Руси назывались "голубцами". Азурит - основной карбонат меди. В XIX веке его стали получать искусственным путем и выпускать под названиями: "английская горная синь", "горная синь" Ультрамарин, получаемый из ляпис-лазури, или лазурита - смеси натрово-глиноземистого силиката с натрово-известковым сульфатом. Минерал имеет неоднородную окраску и выход ярко-синего пигмента не велик. Синие краски представляли для древнерусских мастеров большую ценность, поэтому иногда их приходилось заменять зелеными, которые приобрели на иконописных образах ту же смысловую нагрузку.

Зеленые краски называли празеленью. Была известна ярь-медянка, основная уксуснокислая медь. Но от соприкосновения с олифой верхние ее слои со временем темнеют и сейчас эту краску вытеснили другие. Из минерала малахита получают малахитовую зелень - это основная углекислая медь. Измельчая минерал волконскоит, можно получит хромовую зелень - это безводная окись хрома. Краска с таким названием хорошо знакома художникам. Но полученная искусственным путем, она уступает по прочности натуральной. Красивый цвет имеет минерал глауконит. Но чтобы краска из него была достаточно укрывистой, необходимо добавлять немного белил. Традиционно зеленым на иконах бывает плащ Иоанна предтечи. Святой Иоанн проповедовал крещение во оставление грехов и Жизнь Вечную. "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное" - говорил он. Как вода дает жизнь зеленым растениям, так и крещение дает человеку путь к вечной Жизни.

Аурипигмент, реальгар (желтый, оранжевый) - ядовит. Это сернистый мышьяк. Такой краской на иконах прописывается личная часть. В отличии от живописи, где художник, рисуя человеческое тело, по светлому - затемняет, показывая его объем и форму, на иконе преображенная плоть святых написана за счет высветления, просветления, по темной прокладке. На иконе нет теней, и человеческая плоть постепенно наполняется Божественным Светом, который и лепит форму. Аурипигмент обладает сильным свечением и им лучше прописывать лики святых.

Прокладка под лики называется санкирью и имеет темный земляной цвет. В Византии санкирь любили делать в празелень, а на Руси более теплым, коричневым. На иконах XIX века санкирь часто составляется смешением охры желтой и умбры жженой, иногда - с добавлением сажи. Мы готовим санкирь на основе умбры натуральной с добавлением охры оливковой и небольшого количества белил.

Из книги XVII века "Ерминия": "о приготовлении состава для прокладки. Возьми белил одну драму, охры, столько же зеленой краски, какая употребляется для стенной живописи, одну драму, и черной краски четверть драмы, сотри все это вместе на мраморной доске, собери в чернильницу и этим составом прокладывай все, на что будешь наводить телесный колер". Искусственные охры - марсы появились в иконописи с начала XIX века. Они бывают различных оттенков от желтых до темно-коричневых. По химическому составу они весьма чисты. Красочный слой марсов, прозрачнее, чем у природных охр, хотя по прочности им не уступает. Марсы используются как лессировочные краски.

Свинцовые белила можно сделать самим. Для этого нужно взять помещенный в трехлитровую банку чайный гриб и, положив побольше сахара, подождать пока он перекиснет с избытком уксуса. Затем, нужно добавить сладкий чай и положить в гриб кусок свинца, закрученного спиралью таким образом, чтобы кислый раствор мог везде проникнуть. Не вынимая гриба, необходимо поставить банку на 2 месяца в теплое место (на батарею). По прошествии первого месяца необходимо поменять в банке сладкий чай, оставив немного закваски. Готовые белила следует просушить - хлопья пигмента осыпятся, а не вступивший в реакцию свинец - останется. Для иконописи можно также использовать темперу ПВА Санкт-Петербургского завода, замешивая ее на яичной эмульсии. Но приготовленные таким образом краски под олифой имеют тонкую пленку ПВА, сходную с целлофаном. При определенном освещении, например при свечах, иконы, написанные в этой технике, бликуют, цвета кажутся темными, неглубокими, глухими.

Санкт-Петербургский завод выпускает также в картонных коробочках природные пигменты. Все они очень хороши для работы, но требуют дополнительного перетирания в керамической ступке и на стекле. Недавно появились в продаже пигменты в пластмассовых баночках фирмы "гамма". Они имеют мелкодисперсную структуру и ими можно сразу работать, замешивая на яичной эмульсии.

Но, пользуясь хорошо перетертыми высококачественными современными красками, помните о том, что когда иконописец сам собирает нужную для работы глину и перетирает ее, он вкладывает в будущую икону свой труд и свою молитву. Этого нельзя восполнить.

Теперь, когда на иконописной доске сделан рисунок и положено золото, когда краски готовы - надо разложить их на иконе, иногда говорят: расколеровать. Для этого мы пользуемся беличьими кистями различных размеров. Чтобы краска лучше ложилась на левкас, его можно протереть яичной эмульсией, разбавленной водой. До нас дошли две иконописные традиции роскрыши. Можно жидкую краску постепенно заливать, равномерно разгоняя ее. Кончик кисти при этом ведет каплю краски, которую по окончании заливки необходимо убрать, чтобы от нее не осталось темного пятнышка. Или существует способ многократного лессировачного покрытия, когда большое внимание уделяется рисунку и роскрыш как бы подчеркивает объем складок и другие его тонкости. Слой краски на иконе не должен быть очень тонким. На иконе хорошо смотрятся открытые цвета. Но для единства колорита некоторые иконописцы во все краски охру и немного жженой умбры и сажи. Если у изографа не хватает мастерства положить краску ровно, то он делает нижние слои с белилами, а верхние - чистым цветом.

В отличие о живописи, где художник рисует предметы такими, как он их видит и строит произведение в процессе работы, подчас меняя свои идеи - иконописец, сразу раскрывает образ, показывая его колорит. Иконописец пишет предметы такими, какие они в мире идей - на самом деле. Поэтому и цвет разложен на иконе локально. Цвет являет истинный смысл предметов.

Когда все цвета на иконе разложены, на ней нет места белому левкасу. Теперь осталась прописка одежд, горок архитектуры, работа с ликами святых, подписи и т. д. Но сделано уже очень много: икона раскрыта, открыта нам. Яркие краски природных глин и минералов чаруют глаз, и сердце радуется, предчувствуя явления Благой Вести о Вечной Жизни.

Екатерина Ильинская.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
№4 (8)

После нанесения на икону красочного слоя ее покрывали олифой. Но для этого олифу нужно сначала приготовить. Делалось это так. Чистое льняное масло хорошо проваривалось на костре, а затем не менее полугода томилось на горячей печи в тщательно закупоренных сосудах. За время томления варе

ное масло отстаивалось и превращалось в прозрачную жидкость, которую сливали в чистую посуду. Перед покрытием ее разогревали до 60°С.

На красочный слой олифа наливалась ложкой. Затем икону укладывали на горизонтальную плоскость (стол, полку). Это делалось для того, чтобы олифа пропитала краску. Через некоторое время олифу начинали разгонять ребром ладони, одновременно втирая во внутрь краски. Разгонять таким образом олифу приходилось несколько раз, пока пленка окончательно не затвердевала. Этому должны были способствовать повышенная температура помещения († 30°С) и сухость воздуха.

При разравнивании олифа издавала звук вроде свиста. Поэтому старые мастера говорили, что икону нужно «пофикать».

Олифа, засыхая, образовывала чистую и зеркальную поверхность.

Для того чтобы выполнить иконную живопись, необходимо иметь определенный набор припасов и инструментов.

Большое значение в успехе работы над иконой играли пигменты, из которых изготовляли необходимые краски. Кстати, надо различать: пигменты – это сухие, порошкообразные вещества; краска – пигмент, растертый на связующем материале, а колер – смесь различных красок, дающих определенный тон и цвет. В старые времена широко употреблялись такие ныне забытые пигменты, как аурипигмент (желтый цвет), реальгар (красный цвет), глауконит (зеленый цвет), аузурит (голубой цвет) и так далее.

1 . Белила свинцовые или цинковые

2 . Крон желтый или палевый

3 . Охра светлая

4 . Охра темная

5 . Кадмий оранжевый

6 . Киноварь ртутная

7 . Кармин или краплак

8 . Сиена жженая

9 . Умбра жженая

10 .Зелень темная, травяная

11 .Зелень изумрудная

12 . Кобальт синий, светлый

13 .Ультрамарин

14 .Сажа газовая или кость жженая.

В данном случае приведен перечень самых необходимых красителей, но, по возможности, желательно в дополнение к ним иметь и другие пигменты, такие, как, например, сиену натуральную, умбру натуральную, индиго, шафран и другие.

Имея даже минимальный набор пигментов, можно приступить к приготовлению красок. Этот процесс старые мастера называли «творением красок». Для того чтобы встворить краски, необходимо из желтка куриного яйца приготовить связующее вещество...

Для этого яйцо разбивают с тупого конца и проделывают аккуратное (без зазубрин) отверстие. Осторожно, покручивая скорлупу, выливают белок в ведро, а оставшийся желток вываливают на левую ладонь и начинают перекаты

вать его с ладони на ладонь. При этом желток полностью очищается от белка. Ладони вытирают чистой тряпкой. Затем прорвав пленку на желтке, его содержимое выливают в чистый стакан. Желток разбавляют уксусом. Уксуса наливают одну скорлупу, если желток зимний (бледно-желтого цвета), и полторы скорлупки, если желток летний (ярко-оранжевого цвета).

Приготовленная таким образом жидкость является растворителем сухих пигментов, и ее принято называть «эмульсией». Как говорят старые иконописцы, яичный желток служит в данном случае связующим веществом, а уксус, с одной стороны, позволяет сохранять эмульсию в рабочем состоянии (яйцо является хорошей средой для размножения микробов, и поэтому оно быстро портится – протухает), с другой – он способствует быстрому превращению пигмента в тонкодисперсную массу. Н старые времена в качестве компонента эмульсии вместо уксуса с успехом использовали хлебный квас, который обладает такими же свойствами, что и уксус, но краски, приготовленные на квасе, ложатся мягче и красочный слой при этом получается звучнее.

Творение красок в прежние времена производили в деревянных ложках с отрезанными черенками. В настоящее время для этого применяют специальные баночки, выточенные токарным способом из деревянных заготовок, имеющих неярко выраженную структуру (из липы, березы, яблони, груши). Чтобы баночки служили долгие годы, их необходимо пропитать горячей олифой и тщательно просушить.

Хранить баночки с красками удобно в деревянном ящичке с крышкой. Баночки устанавливаются в нем по пять штук в три ряда. В таком ящичке помещается 15 баночек, которых вполне хватает, чтобы вести качественную живопись.

Чтобы встворить краски, сухой пигмент насыпают в баночки, добавляют необходимое количество эмульсии и указательным пальцем правой руки все перемешивают и перетирают до состояния жидкой сметаны. К сожалению, не все пигменты удается перетереть пальцем до необходимой тонкости. Некоторые из них можно растереть впрок на каменной плите. При этом пигмент перетирается на воде. Перетертую краску помещают в засушенном виде в стеклянную баночку и хранят столько времени, сколько это необходимо.

Для удобства при работе и с целью сохранения красочного слоя применяют так называемый «подручник», то есть устройство в виде досочки на подставках по концам (в виде скамеечки).

Писание икон способно доставлять большое эстетическое наслаждение. Когда из-под кисти постепенно возникает образ того или иного святого, к мастеру приходит тихая радость. Безусловно, испытать такое захочется многим юным художникам. Но без определенных знаний, умений и навыков сделать это весьма трудно. Конечно, лучше всего пройти обучение у мастеров, имеющих большой опыт иконописания. Но не всегда это удается сделать. В этом случае мы предлагаем юному художнику, опираясь на сведения, приведенные в данной статье, на материал других литературных источников, начать копировать иконы самостоятельно.

Позвольте сделать еще несколько практических советов.

Начинающему иконописцу не следует брать цвета произвольно или с цветных репродукций. Лучше всего для копии иметь подлинную икону. Конечно, стоит постараться найти образец хорошего качества, которому при копировании нужно следовать неукоснительно. Тогда перед вами откроется красота работы старых мастеров. Их глубинное понимание гармонии линии и цвета.

Мы не советуем начинающему иконописцу в начале своего творческого пути применять при копировании золото. Не имея на то соответствующего опыта, ему не удастся качественно положить листочки на левкас. Не удастся также хорошо встворить его для нанесения пробелов. Лучше это дело отложить на более поздний срок. Надо попытаться перенять умение пользоваться золотом у какого-либо старого мастера, имеющего в этом деле опыт. Ведь использование золота весьма дорогое удовольствие, и опыты, проводимые с ним, не всегда может позволить финансовое положение художника.

А в остальном... надо смело приступать к освоению техники яичной темперы, и чем раньше это будет сделано, тем лучше. «Дорогу осилит идущий», успеха тебе, юный иконописец!

МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИКОНЫ.

ИКОНА состоит из следующих материалов:

Иконная липовая доска с тыльными встречными шпонками из дуба.

Первоначально делается рисунок будущего образа для иконы - так называемая ПРОРИСЬ, которая должна соответствовать церковным канонам.



​На этой фотографии икона уже залевкашена, перенесена прорись (рисунок образа) на икону, сам рисунок процирован тонкой иголкой. Икона позолочена сусальным золотом и готова к живописи.


    КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ --- это вещества натурального или искусственного происхождения которые способны окрашивать тот или иной материал, не соединяясь с ним химически. Все пигменты делятся на ахроматические и хроматические. Ахроматические пигменты --- это белые, черные, серые. Хроматические пигменты—все цветные. Хроматические пигменты, в свою очередь, делятся на 2 группы: теплые--- (желтые, оранжевые, красные) и холодные (зеленые, голубые, синие, фиолетовые). По химическому составу пигменты делятся на минеральные и органические. Наука о минералах и пигментах напрямую связана с химией и физикой, я считаю не стоит акцентироваться - доверьте это профессионалам.

Я пишу иконы более 20 лет и опыт в этой области огромен. Использую в своей работе исключительно минеральные краски, купленные не в магазине, а у геологов--- людей специалистов в своем деле.

Природный минеральнай камень АЗУРИТ - относится к полудрагоценным камням - один из самых дорогих в иконописи. Представлен в своем естественном виде и рядом в измельченном в ступке.

Проникнув миром иконы как иконописец и реставратор - понимаешь, что образцом для подражания и совершенствования является расцвет древнерусского искусства 15-16 веков, где не было химических пигментов, искусственно приготовленных. Ведь в древнерусской иконе все натурально - от начало до конца—от изготовления иконной липовой доски до покрытия ее природной натуральной льняной олифой. И эти материалы да нам на благо Сам Господь, Создатель всего сущего!!!

Натуральные минеральные краски сначало дробятся в латунной ступке, и лишь измельчившись - перетираются на стекле курантом.

Лично я, как иконописец с большим опытом, могу сравнить натуральные минеральные краски с живыми цветами; а искусственные пигменты, продающиеся в художественных салонах с искусственными цветами. Живые цветы и искусственные пластмассовые--- находите разницу? Минералы дробятся в ручную в ступке, затем в ручную перетираются на куранте и на Святой воде с молитвой --как в древности.

Цвета и оттенки натуральных камней завораживают! При работе с ними над иконой особенно становишься чутким и проникновенным, настраиваясь на " молитвенное делание" , и понимая что это все дано в руки иконописцу Творцом всего сущего.

Цвет минералов совсем иной—живой, обладающий мерцанием. В своей работе над иконой я использую такие минералы и земли как: киноварь, аурипигмент, хлорид, гематит, кровавик, лимониты различных оттенков, мумии, малахит, вивианит и, конечно же,-- полудрагоценные камни как азурит и лазурит.

КИНОВАРЬ - натуральный минерал, обладающий красивейшим цветом и плотностью! Чем дольше перетираешь киноварь - тем цвет ее становится ярче и ярче! Один из моих любимых камней!!!

Особенно красиво «горит» киноварь -- красный минерал, когда подносишь к иконе свечу на вечерни….

Конечно -- натуральные минералы стоят не дешево, но я в своей работе акцентирую внимание не на цене, а на качестве. А качественная и скурпулезная работа не может быть сделана быстро. Быстро может художник написать этюд с натуры. Но этюд останется этюдом - и это нужно понимать при написании православной иконы! Когда пишешь икону, то понимаешь, что уходишь совсем в другой Мир - теряешь чувство времени: Находясь в Бытии соприкасаешься с Небытием...

Есть такое неписанное правило в работе над иконой: если иконописец пишет икону, соответствуя всем канонам Православной Церкви с молитвой, вкладывая в создание образа частичку своей души и, чем больше он отдается иконе- тем больше будет ему дадено Богом в дальнейшем его мастерстве и художественном совершенстве!

При заказе иконы нужно конечно понимать, что затратная материальная составляющая на изготовление иконы, левкас, сусальное золочение, натуральные краски имеет место быть. И соответственно: цена на икону складывается на материалы + работа иконописца.

Мы стараемся работать с разными заказчиками в различных ценовых категориях. По цене мы всегда cможем с Вами договориться!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png