Кто любил в школе лабораторные работы по химии? Интересно, ведь, было смешивать что-то с чем-то и получать новую субстанцию. Правда, не всегда получалось так, как было описано в учебнике, но по этому поводу никто не страдал, не так ли? Главное, чтобы что-то происходило, и мы это видели прямо перед собой.

Если в реальной жизни вы — не химик и не сталкиваетесь с куда более сложными опытами каждый день на работе, тогда эти эксперименты, которые можно провести в домашних условиях, вас точно позабавят, как минимум.

Лава-лампа

Для опыта нужно:
— Прозрачная бутылка или ваза
— Вода
— Подсолнечное масло
— Пищевой краситель
— Несколько шипучих таблеток «Супрастина»

Смешиваем воду с пищевым красителем, заливаем подсолнечное масло. Перемешивать не нужно, да у вас и не получится. Когда будет видна чёткая линия между водой и маслом, бросаем в ёмкость пару таблеток «Супрастина». Смотрим на потоки лавы.

Так как плотность масла ниже плотности воды, оно остаётся на поверхности, с шипучая таблетка создаёт пузыри, которые выносят воду к поверхности.

Зубная паста для слона

Для опыта нужно:
— Бутылка
— Небольшая чашка
— Вода
— Моющее средство для посуды или жидкое мыло
— Перекись водорода
— Быстродействующие пищевые дрожжи
— Пищевой краситель

Смешиваем в бутылке жидкое мыло, перекись водорода и пищевой краситель. В отдельной чашке разбавляем дрожжи водой и заливаем получившуюся смесь в бутылку. Смотрим на извержение.

Дрожжи выделяют кислород, который вступает в реакцию с водородом и выталкивается наружу. Из-за мыльной пены получается плотная масса, извергающаяся из бутылки.

Горячий лёд

Для опыта нужно:
— Ёмкость для нагревания
— Прозрачный стеклянный стакан
— Плита
— 200 г пищевой соды
— 200 мл уксусной кислоты или 150 мл её концентрата
— Кристализированная соль


Смешиваем в кастрюле уксусную кислоту и соду, ждём когда смесь перестанет шипеть. Включаем плиту и выпариваем лишнюю влагу, пока на поверхности не появится маслянистая плёнка. Получившийся раствор переливаем в чистую ёмкость и остужаем до комнатной температуры. После чего добавляем кристалик соды и смотрим, как вода «замерзает», а ёмкость становится горячей.

Нагретые и смешанные уксус и сода образуют ацетат натрия, который при плавлении становится водным раствором ацетата натрия. При добавлении в него соли он начинает кристализироваться и выделять тепло.

Радуга в молоке

Для опыта нужно:
— Молоко
— Тарелка
— Жидкий пищевой краситель нескольких цветов
— Ватная палочка
— Моющее средство

Наливаем молоко в тарелку, капаем красителями в нескольких местах. Смачиваем ватную палочку в моющем средстве, опускаем в тарелку с молоком. Смотрим радугу.

В жидкой части находится взвесь капелек жира, которые соприкасаясь с моющим средством расщепляются и устремляются от введённой палочки во все стороны. А правильный круг образуется из-за поверхностного натяжения.

Дым без огня

Для опыта нужно:
— Гидроперит
— Анальгин
— Ступка и пестик (можно заменить керамической чашкой и ложкой)

Эксперимент лучше делать в хорошо проветриваемом помещении.
Измельчаем таблетки гидроперита до порошка, то же самое делаем с анальгином. Смешиваем получившиеся порошки, немного ждём, смотрим, что получится.

Во время реакции образуются сероводород, вода и кислород. Это приводит к частичному гидролизу с отщеплением метиламина, который взаимодействует с сероводородом, взвесь его мелких кристалликов которого и напоминает дым.

Фараонова змея

Для опыта нужно:
— Глюконат кальция
— Сухое горючее
— Спички или зажигалка

Кладём на сухое горючее несколько таблеток глюконата кальция, поджигаем. Смотрим на змей.

Глюконат кальция разлагается при нагревании, что приводит к увеличению объёма смеси.

Неньютоновская жидкость

Для опыта нужно:

— Миска для смешивания
— 200 г кукурузного крахмала
— 400 мл воды

Постепенно добавляем воду в крахмал и размешиваем. Постарайтесь сделать так, чтобы смесь стала однородной. Теперь попробуйте скатать шарик из получившейся массы и удержать его.

Так называемая неньютоновская жидкость при быстром взаимодействии ведёт себя как твердое тело, а при медленном - как жидкость.

Наши действия:


Рисунок 3

Рисунок 4

Наши действия:

1. Налили молоко в емкость.


Рисунок 4



Рисунок 5 Рисунок 6

Наши действия:

1. Надули воздушный шарик.

Рисунок 10

Рисунок 11

1 опыт.

Наши действия:

Рисунок 14

Рисунок 15

Наши действия:


Рисунок 16 Рисунок 17


Рисунок 18 Рисунок 19

Рисунок 20 Рисунок 21

Просмотр содержимого документа
«Химия на кухне»

Оренбургская область

Оренбургский район

с.Черноречье

1.Введение ……………………………………………………………………… 3

2. Основная часть ……………………………………………………… 4

2.1 Кулинария и химия………………………………………………………. 4

1.Химия и вещества …………………………………………………………. 4

2.Химические реактивы на кухне …………………………………………. 5

2.2. Опыты на кухне…………………………………………………………. 6

1.Опыт с уксусом и содой…………………………………………………… 6

2.Опыт с молоком и красками……………………………………………….. 6

3.опыт с молочным письмом и нагревом…………………………………… 6

4.Опыт с подсолнечным маслом…………………………………………….6-7

5.Пластмасса из молока……………………………………………………… 7

3.Заключение…………………………………………………………………. 8

4. Список литературы………………………………………………………. 9

5. Приложение ……………………………………………………………….10-12

1. Введение

Мне очень нравится помогать и наблюдать за мамой, когда она готовит на кухне. Однажды, мама готовила завтрак, я увидела, как она добавляет в тесто для оладьей что-то шипящее и бурлящее. В тот момент мама была похожа на волшебницу. Я спросила: «Что это такое и зачем ты это кладешь в тесто?» Мама улыбнулась, и ответила, что кухня это маленькая химическая лаборатория.

Что такое «химия» я читала в энциклопедии. На фотографиях видела разные пробирки, баночки. Но какая связь между вкусными оладушками и химическими веществами и превращениями. Это я и решила выяснить, а мама с радостью согласилась мне в этом помочь. Когда мы с мамой задумались продуктах на кухне, то оказалось, что кухня - это не что иное, как химическая лаборатория. А сами продукты - это химические вещества.

Так родился проект на тему «Химия на кухне» .

Объектом нашего исследования стали продукты и вещества, которые мама использует для приготовления пищи.

Предметом является

Перед собой мы поставили цель

К достижению поставленной цели мы решили идти через решение задач:

1. Узнать что такое химия и химические вещества.

Гипотеза: 1.Я предположила, что, кухня – химическая лаборатория.

2.Я допустила, что возможно с помощью опытов доказать, что у нас на кухне каждый день происходят занимательные химические опыты.

2.Основная часть 2.1.Кулинария и химия

1 Химия и вещества

Химия - одна из наук о природе, об изменениях, происходящих в ней. Предметом изучения химии являются вещества, их свойства, превращения и процессы, сопровождающие эти превращения.

Вокруг нас громадное количество полезных и вредных веществ! Например, в природе есть природные вещества, то есть те, которые были созданы без участия человека. Это - вода, кислород, углекислый газ, камень, древесина и другие.

Хотя я еще не изучаю химию в школе, мне уже известен такой распространенный элемент в природе, как вода. Это вещество удивительным образом может иметь три состояния - жидкое, твердое, газообразное.

Именно на кухне я проследила все ее состояния.

Если вскипятить воду, то она превращается в горячий пар - газ.

Если заморозить воду в морозильной камере, то вода превращается в лед. При этом лед занимает больший объем, чем вода. Поэтому, чтобы не лопнула бутылка в морозильной камере, мама наливает воду не до конца, оставляя лишнее место в бутылке. Разобраться с бесчисленными полезными и вредными веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии. Она нужна всем людям - строителю, фермеру, врачу, домохозяйке и повару.

Химия существует с глубокой древности, но настоящей наукой она стала совсем недавно - не более 200 лет назад. Теоретические основы химии заложили древнегреческие учёные Анаксагор и Демокрит. Создателями современной системы представлений о строении вещества считаются: великий русский учёный М.В. Ломоносов, французский химик А. Лавуазье, английский физик и химик Дж. Дальтон, итальянский физик А. Авогадро.

2 Химические реактивы на кухне

Так как я узнала, что химия - это наука о веществе, то разумно было бы предположить, что на кухне много разных веществ. И при готовке различных блюд наверняка происходят химические реакции.

Интересно, чем же кухня напоминает научную лабораторию?

Раскроем кухонный шкаф. Уксус, пищевая сода, растительное масло, сахар, мука, соль, молоко, крахмал.

Ничего химического, скажите вы, здесь нет. Обычные продукты питания.

Но не тут – то было! Это настоящие химические вещества, с помощью которых на нашем столе появляются вкусные, питательные и полезные блюда. У этих веществ даже есть химические названия.

уксус- уксусная кислота;

сахар- сахароза;

крахмал- полисахарид,

молоко- лактоза;

Сплошная химия!

Настало время провести ряд химических опытов на кухне.

Все опыты я намерена проводить с помощью моей мамы.

2.2. Опыты на кухне

1 Опыт с уксусом и содой «Вулкан»

Пищевая сода - это гидрокарбонат натрия NaHCO3.

Уксус - это бесцветная жидкость с резко-кислым вкусом ароматом. Он содержит уксусную кислоту.

При их смешивании происходит химическая реакция - выделяется углекислый газ и вода. Это видно из опыта - смесь пузырится и начинает увеличиваться в объеме. Поэтому получается так называемая лава вулкана.

Применение

1. Такое свойство уксуса и соды применяют на кухне очень часто, когда делают выпечку - пироги, булочки и другие блюда из теста. Эту реакцию называет «гашением соды». Когда происходит выделение углекислого газа, он насыщает тесто, и выпечка становится воздушной и пористой.

Самое же главное при использовании соды - тесто сразу же выпекать, так как химическая реакция очень быстро проходит. Гасить соду можно и кисломолочными продуктами (например, кефиром) - если они входят в состав теста, то уксус добавлять необязательно.

Молоко - это жидкость, в которой содержатся различные вещества, в том числе и жир. Моющее средство атакует жир в молоке и происходит химическая реакция между жиром и моющим средством БИОЛАН.

Химическая реакция - это процесс смешивания разных веществ, в результате которого образуются новые вещества, при этом они становятся другого цвета, либо выделится газ, либо выделиться энергия.

В нашем случае выделилась энергия, которая двигает краски. (Описание опыта см. в приложении)

В молоке содержится вода и другие вещества, такие как белок казеин. Когда мы прогладили лист бумаги утюгом, то мы нагрели молоко до температуры +100 °С. После этого вода испарилась, а белок казеин поджарился и стал коричневый. Описание опыта см. в приложении

4 Опыт с подсолнечным маслом

Подсолнечное масло - это масло из семян подсолнечника. Его часто используют на кухне для жарки, заправки салатов, выпечки.

У него интересные свойства.

Сначала мы провели опыт с воздушным шариком.

Этот опыт показал, что масло растеклось по краям отверстия в воздушном шаре и не пропускало воздух наружу, поэтому шарик не сдулся.

Маленький секрет - прокалывать шарик можно было только в местах его не сильного натяжения, то есть там, где он был помягче (на самой верхушке и рядом с узлом). Резина растягивалась, а потом стянулась и с помощью масла воздух уже не пропускала. Шпажку потихоньку толкали и прокручивали, и она без труда вошла между молекулами резины, которые связаны в длинные цепочки. Данный опыт показал больше физические свойства масла и резины.

Оно не тонет в воде и не смешивается с ней. Описание опыта см. в приложении

5 Опыт получение пластмассы из молока

Пластмасса состоит из длинных молекул, что и придаёт ей гибкость. В молоке содержится белок казеин, его длинные молекулы пригодны для производства пластмассы. Описание опыта см. в приложении

4. Заключение

Изучив литературу, проделав опыты, мы убедились в том, что многие процессы, происходящие на нашей кухне – химические явления.

Значит моя гипотеза подтвердилась - кухня- химическая лаборатория.

5 Литература

1.Передача «НЕОкухня» на канале «Карусель», режиссер Александр Дашко.

2.www.alhimik.ru/teleclass/azbuka/1gl.shtml - электронная версия химической азбуки из газеты "Химия" издательского дома "Первое сентября".

3.Н.М. Зубкова "Научные ответы на детские "почему". Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет". Издательство Речь 2013г.

4.Ольгин О. Давайте похимичим!: Занимательные опыты по химии/ Ил. Е. Андреевой. – М.: Дет. Лит., 2002. – 175 с.: ил. – (Знай и умей!).

Приложение

1. Опыт с уксусом и содой «Вулкан».

Наши действия:

1. Отрезали горлышко от пластиковой бутылки - это основа вулкана.

2. Снизу горлышка налепили пластилин и поставили на большую тарелку.

3. Насыпали внутрь бутылки 2 ст. л соды и добавили красную краску для красоты вулкана.

4. Пока вулкан спит (рисунок 1).

5. Налили сверху в горлышко бутылки воду, смешанную с уксусом в пропорции 4:1 (4 части воды и 1 часть уксуса).

6. Началась химическая реакция между содой и уксусом. Вулкан стал извергаться красной лавой (рисунок 2).



Рисунок 1

Рисунок 2

Наши действия:

3. Взяли ватную палочку и намочили ее в средстве для мытья посуды.

4. Опустили эту ватную палочку в емкость с молоком и красками (рисунок 3).

5. В результате краски «убежали» от ватной палочки в стороны. Пока держишь палочку в молоке, краски постоянно расплываются от нее в разные стороны, получаются очень красивые завихрения и узоры (рисунок 4)


Рисунок 3

Рисунок 4

Наши действия:

1. Налили молоко в емкость.

2. Взяли лист бумаги и кисточку.

3.Намочили кисточку в молоке и начали писать на бумаге «молочными чернилами»(рисунок 4)

4. Получилось невидимые надписи на бумаге.

5. Дали высохнуть молоку 10 минут.

6. Прогладили лист бумаги с молочными записями утюгом. (рисунок 5)

7. В результате проявилась фраза коричневого цвета. В нашем случае - «Химия на кухне » (рисунок 6).


Рисунок 4



Рисунок 5 Рисунок 6

Наши действия:

1. Надули воздушный шарик.

2. Взяли длинную узкую деревянную палочку (шпажку) и смочили ее полностью в подсолнечном масле (рисунок 10).

3. Потихоньку проткнули шарик насквозь этой палочкой. Шарик не лопнул! (рисунок 11)

Рисунок 10

Рисунок 11

1 опыт.

Наши действия:

1. Налили в прозрачный стакан масло.

2. С помощью шприца накапали в масло воду, подкрашенную зеленой гуашью.

3. В масле оказались капельки зеленой воды, которые не смешивались с маслом а просто плавали в стакане (рисунок 14).

4. Опустили в масло таблетку шипучки и началась реакция выделения углекислого газа, пузырьки которого стали шевелить «шарики» зеленой воды и поднимать их наверх (рисунок 15).

Это был один из самых красивых опытов проекта!

Рисунок 14

Рисунок 15

5.Опыт получения пластмассы из молока.

Для опыта нам понадобится: молоко, уксус, маленькая кастрюлька, формочка.

Наши действия:

1.Нагреваем молоко в кастрюльке так, чтобы оно было тёплым, но не кипело и не пенилось(рисунок 16).

2.Снимаем с плиты и добавляем несколько капель уксуса(рис. 17).

3. Получившаяся масса похожа на жидкую резину(рис. 18).

4.Эту массу аккуратно промываем под струёй воды (рис. 19).

5. Заливаем её в формочки. (рис. 20) Ждём три дня.

6. Пластмасса готова (рис. 21).



Рисунок 16 Рисунок 17

Р

исунок 18 Рисунок 19

Рисунок 20 Рисунок 21

Просмотр содержимого документа
«ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ »

Оренбургская область

Оренбургский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чернореченская средняя общеобразовательная школа имени кавалера ордена Красной Звезды Гонышева А.И.»

с.Черноречье

Просмотр содержимого документа
«защита »

Здравствуйте! Я, Плотникова Дарья, ученица 3 класса «Школы имени Гонышева Александра Ивановича»

Разрешите представить мою исследовательскую работу «Химия на кухне».

Мне очень нравится помогать и наблюдать за мамой, когда она готовит на кухне. Однажды, мама готовила завтрак, я увидела, как она добавляет в тесто для оладьей что-то шипящее и бурлящее. В тот момент мама была похожа на волшебницу. Я спросила: «Что это такое и зачем ты это кладешь в тесто?» Мама улыбнулась, и ответила, что кухня это маленькая химическая лаборатория. Это я и решила выяснить, а мама с радостью согласилась мне в этом помочь. Когда мы с мамой задумались обо всех продуктах на кухне, то оказалось, что кухня - это не что иное, как химическая лаборатория. А сами продукты - это химические вещества со своими свойствами и особенностями.

Так родился проект на тему «Химия на кухне» .

Объектом исследования стали продукты и вещества, которые мама использует для приготовления пищи.

Предметом является изучение явлений происходящих с веществами и продуктами на кухне.

Цель исследования : выяснить, чем наша кухня похожа на химическую лабораторию.

Для достижения цели предполагалось решить следующие задачи:

Узнать что такое химия и химические вещества.

Провести химические опыты со съестными продуктами.

Доказать, что кухня - это целая химическая лаборатория

Гипотеза: 1.Мы предположили, что, кухня – химическая лаборатория, что с помощью опытов можно доказать, что у нас на кухне каждый день происходят занимательные химические опыты.

Попробуем доказать её.

Вокруг нас громадное количество полезных и вредных веществ! Например, в природе есть природные вещества, которые были созданы без участия человека. Это - вода, кислород, углекислый газ, камень и другие.

Есть вещества, созданные человеком. Они называются искусственными веществами. Это - пластмасса, резина, стекло и другие.

Любое вещество бывает либо в чистом виде, либо состоит из смеси чистых веществ. Вследствие химических реакций вещества могут превращаться в новое вещество.

Я еще не изучаю химию, но уже могу сказать, что вода бывает в трех состояниях.

Именно на кухне я проследила это. Если вскипятить воду, то она превращается в горячий пар - газ. Если заморозить воду в морозильной камере, то вода превращается в лед. Разобраться с полезными и вредными веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии.

Так как я узнала, что химия – это наука о веществе, то разумно было бы предположить, что на кухне много разных веществ. И при готовке различных блюд наверняка происходят химические реакции. Интересно, чем же кухня напоминает научную лабораторию?

Раскроем кухонный шкаф. Уксус, пищевая сода, растительное масло, сахар, мука, соль, молоко, крахмал.

Ничего химического , скажите вы, здесь нет. Обычные продукты питания.

Но не тут – то было ! Это настоящие химические вещества, с помощью которых на нашем столе появляются вкусные, питательные и полезные блюда. У этих веществ даже есть химические названия.

Например: соль- это хлорид натрия;

пищевая сода- гидрокарбонат натрия;

уксус- уксусная кислота;

сахар- сахароза;

крахмал- полисахарид,

молоко- лактоза.

Сплошная химия!

Настало время провести ряд химических опытов на кухне.

В проведении опытов мне помогала мама.

Опыт с уксусом и содой «Вулкан».

Насыпали внутрь бутылки 2 ст. л соды и добавили красную краску для красоты вулкана. Далее налили сверху в горлышко бутылки воду, смешанную с уксусом в пропорции 4:1 (4 части воды и 1 часть уксуса). Началась химическая реакция между содой и уксусом. Вулкан стал извергаться красной лавой

.

В емкость наливаем молоко. Добавляем три вида красок - красный цвет, синий цвет, зеленый цвет. Получились красивые узоры в молоке. Берем ватную палочку и смачиваем ее в средстве для мытья посуды. Опускаем эту ватную палочку в емкость с молоком и красками. В результате краски «убежали» от ватной палочки в стороны. Пока держим палочку в молоке, краски постоянно расплываются от нее в разные стороны, получаются очень красивые узоры.

Наливаем молоко в емкость. Берём лист бумаги и кисточку. Смачиваем кисточку в молоке и пишем на бумаге «молочными чернилами». Получились невидимые надписи на бумаге. Даём высохнуть молоку 10 минут и проглаживаем лист бумаги с молочными записями утюгом. В результате проявилась фраза коричневого цвета. В нашем случае - «ХИМИЯ НА КУХНЕ»

Опыт с подсолнечным маслом.

Надуваем воздушный шарик и берём длинную узкую деревянную палочку (шпажку), и смачиваем ее полностью в подсолнечном масле. Потихоньку проткнём шарик насквозь этой палочкой. Шарик не лопнул!

Наливаем в прозрачный стакан масло и с помощью шприца накапаем в масло воду, подкрашенную зеленой гуашью. В масле оказались капельки зеленой воды, которые не смешиваются с маслом, а просто плавают в стакане. Опускаем в масло таблетку шипучки, началась реакция выделения углекислого газа, пузырьки которого стали шевелить «шарики» зеленой воды и поднимать их наверх. Это был один из самых красивых опытов проекта!

Опыт получения пластмассы из молока.

Для следующего опыта нам понадобится: молоко, уксус, маленькая кастрюлька, формочка.

Нагреваем молоко в кастрюльке так, чтобы оно было тёплым, но не кипело и не пенилось. Снимаем с плиты и добавляем несколько капель уксуса. Получившаяся масса похожа на жидкую резину. Эту массу аккуратно промываем под струёй воды. Заливаем её в формочки. Ждём три дня. Пластмасса готова.

Изучив литературу, проделав опыты, мы убедились в том, что многие процессы, происходящие на нашей кухне – химические явления.

Значит моя гипотеза подтвердилась –кухня - химическая лаборатория..

Чтобы овладеть всеми тонкостями искусства приготовления пищи, надо знать очень многое. Настоящий кулинар должен быть человеком, образованным в области химии, биологии, биохимии, физиологии питания.

В процессе данного проекта у нас получилось выполнить поставленные задачи. Мы узнали - что такое химия и химические вещества, провели химические опыты с разными продуктами. Тем самым мы доказали, что кухня - это целая химическая лаборатория.

Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«Плотникова Дарья. представление работы»


Выполнила:

ученица 3 класса

МБОУ «Школа имени Гонышева А.И.»

Плотникова Дарья,

Руководитель работы:

Гонышева Светлана Владимировна

учитель начальных классов



Объект:

продукты и вещества, которые мама использует для приготовления пищи.


Предмет:

изучение явлений происходящих с веществами и продуктами на кухне.


Цель: выяснить, чем наша кухня похожа на химическую лабораторию.


Задачи:

1.Узнать что такое химия и химические вещества.

2. Провести химические опыты со съестными продуктами.

3. Доказать, что кухня - это целая химическая лаборатория.


http://www.o-detstve.ru

Гипотеза:


соль-

хлорид натрия;

уксус-

уксусная кислота

пищевая сода- гидрокарбонат натрия

сахар-

сахароза


У нас на кухне химические реактивы!

крахмал- полисахарид

молоко- лактоза







Опыт с подсолнечным маслом




Вывод: изучив литературу, проделав опыты,

мы убедились в том, что многие процессы,

происходящие на нашей кухне – химические явления.


Гипотеза:

Кухня- химическая лаборатория


Спасибо за внимание!

Когда дочка узнала, что я хочу написать негативный отзыв о ее наборе для химических опытов в домашних условиях, она сказала "Мам, ну не надо плохой отзыв". Но все же отзыв пишу Я, мама, и отзыв для таких же мам и пап, поэтому мнение буду высказывать свое личное.

Был у меня в детстве набор "Юный химик" - любила я его, хотя уже и не помню за что. Не помню, какие химические опыты он позволял делать, но помню, что любила я этот набор, хотя химией особо не увлекалась. Вот и купила (дура!) под впечатлениями детства подобный набор для дочки - набор для экспериментов "Опыты по химии на кухне" от Ranok-Creative...


Перед тем, как возмущаться, приведу таки диалог с дочерью (13 лет) по поводу отзыва:

Мам, ну не надо плохой отзыв.

Тебе набор понравился?

Доця, у тебя он уже больше года. Сколько раз ты им пользовалась?

Как говорится, без комментариев.

А вот несколько из заявленных 100 опытов я все же прокомментирую , даже в картинках прокомментирую, чтоб не быть голословной! Картинки - фото со страниц инструкции.

Пример №1. Вот описания двух разных опытов по удалению накипи из чайника (не смотрите, что там номера 3 и 4 - эти опыты вообще из разных разделов даже, просто совпало):



Единственная разница только в том, что в одном случае берут уксус, а в другом сок лимона.

Пример 2. Снова два разных опыта из двух разных разделов, на этот раз смешиваем кислоту и соду:



Единственная разница только в том, что в одном случае берут уксус, а в другом лимонную кислоту и воду.

Пример 3. Теперь делаем "субмарины" - изучаем плотность пресной и соленой воды (разделы снова разные):



Единственная разница только в том, что в одном случае берут картофелину, а в другом яйцо.

Примеры брала навскидку, там таких море!

ТЕПЕРЬ У МЕНЯ НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ:

Вопрос 1: А причем здесь вообще набор??? В приведенных примерах ничего из набора не используется! С тем же успехом выпустите просто инструкцию, как самостоятельную брошюру, и не будут родители переплачивать за красивую коробку!

Вопрос 2: На каких детей рассчитаны эти опыты? Написано 10+, но меня интересует не возраст, а скорее уровень знаний. Если ребенок поймет приводимые формулы, то он уж точно знает, что реакция соды с кислотой будет одинаковой, хоть уксус возьми, хоть раствор лимонной кислоты. А если ребенок настолько мал, что ему прям интересно отдельно эти опыты сделать, то нафига вы вообще формулы даете?!

Вопрос 3: Сколько опытов вы говорите? 100? А если убрать вот эти повторения? Если просто написать в первом моем примере, что вместо уксуса можно взять сок лимона? И в других примерах если сделать аналогично? Это уже получится 50 опытов? Это ж даже брошюра вдвое тоньше будет!

Вопрос 4: В последнем моем примере с яйцом и картошкой химия вообще где?! Мне одной кажется, что это физика?! Наверное, не одной, ибо опыт с яйцом в инете везде описан в разделе физики...

ФИГНЯ, а не НАБОР!

90% опытов проводятся без участия набора вообще!

Дочка уговорила поставить оценку не 2, а 3, мотивируя это тем, что "все же есть несколько интересных опытов" . Ок, ставлю 3. С натяжкой. Скрипя сердцем. Исключительно ради "нескольких интересных опытов"...

P.S: Купите лучше электронный конструктор Знаток - точно не пожалеете! И девочке, и мальчику подходит. В отзыве я описала разные реальные приколы с ним - очень веселая штука, если немного фантазии проявить

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Исследовательская работа

« Занимательная химия на кухне»

Выполнила:

ученица 4 «а» класса

Щетинина Дарья

Руководитель:

Ивашова Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов

г.Печора

2017 г.

1.Введение ………………………………………………………………..стр.3

2. Теоретическая часть

2.1. Что такое химия ……………………………………………..стр.4

2.2. Химические вещества на кухне…………………………….стр.4

3. Практическая часть

3.1 Изучение общественного мнения…………………………….стр.5

3.2. Опыты на кухне……………………………………………….стр.5-7

4. Заключительная часть ……………………………………………….стр.8

5. Использованные источники ………………………………………. стр.9

1. Введение

Моя мама - химик. Это удивительная профессия! Я часто бываю у неё в кабинете и каждый раз удивляюсь, как смело, интересно мама проводит разные опыты, как настоящая волшебница, превращает одни вещества в другие. И всё это без волшебной палочки и волшебных заклинаний. Каждый раз меня это завораживает. Химия – это наука «настоящего волшебства».

Нравится наблюдать за мамой и дома, когда она на кухне. Заметила, что она добавляет в тесто для блинчиков что-то шипящее и бурлящее. На вопрос: «Что это такое и зачем это надо класть в тесто?» мама улыбнулась и ответила, что кухня - это маленькая химическая лаборатория.

О химии я уже имела какое-то представление, видела разные пробирки, баночки с красивыми жидкостями внутри. Но какая связь между вкусными мамиными блинами и химическими веществами и превращениями? Это я и решила выяснить, а мама с радостью согласилась мне в этом помочь. Когда мы с мамой задумались обо всех продуктах на кухне, то оказалось, что кухня - это не что иное, как химическая лаборатория. А сами продукты - это химические вещества со своими свойствами и особенностями. Так родилась идея исследования - провести собственные опыты на кухне.

Объект исследования - продукты и вещества, которые используются для приготовления пищи.

Предметом является изучение явлений, происходящих с веществами и продуктами на кухне.

Цель : доказать, что на кухне можно проводить химические опыты.

З адачи:

1. Расширить знания о химии, изучив литературу

2. Провести на кухне химические опыты с продуктами.

3. Доказать, что кухня - это целая химическая лаборатория.

Гипотеза: предположила, что у нас на кухне можно проводить занимательные опыты.

2. Теоретическая часть

2.1. Что такое химия?

Химия наука удивительная. Как только человек появляется на белый свет, он попадает в мир химических веществ. Первый вздох, и вот уже в лёгких смесь газов, первый глоток материнского молока - и белок начинает работать в организме малыша.

Наш организм – «химический реактор», ведь он превращает одни вещества в другие и при этом выделяет энергию для жизни. Разобраться с бесчисленными полезными и вредными веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии. Она нужна и строителю, и фермеру, и врачу, и домохозяйке, и повару. Так что же такое химия?

Химия - одна из наук о природе, об изменениях, происходящих в ней.

В словаре С. Ожегова сказано, что предметом изучения химии являются вещества, их свойства, превращения и процессы, сопровождающие эти превращения.

Вокруг нас громадное количество полезных и вредных веществ! В природе есть природные вещества, которые были созданы без участия человека. Это - вода, кислород, углекислый газ, камень, древесина и другие.

Есть вещества, созданные человеком. Они называются искусственными веществами. Это - пластмасса, резина, стекло и другие. Кроме полезных, есть вредные вещества, которых с каждым годом становится все больше и больше! Вредные вещества - это вещества, которые вызывают болезни и травмы у человека. Например, выхлопные газы от машин и дым от заводских труб, ртуть в градусниках, хлор в чистящих средствах.

Любое вещество бывает либо в чистом виде, либо состоит из смеси чистых веществ. Вследствие химических реакций вещества могут превращаться в новое вещество.

Химия существует с глубокой древности, но настоящей наукой она стала совсем недавно - не более 200 лет назад. Теоретические основы химии заложили древнегреческие учёные Анаксагор и Демокрит. Создателями современной системы представлений о строении вещества считаются: великий русский учёный М.В. Ломоносов, французский химик А. Лавуазье, английский физик и химик Дж. Дальтон, итальянский физик А. Авогадро.

2.2. Химические вещества на кухне

Интересно, чем же кухня напоминает научную лабораторию?

Раскроем кухонный шкаф. Уксус, пищевая сода, растительное масло, сахар, мука, соль, молоко, крахмал, мясо.Ничего химического, скажете вы, здесь нет. Обычные продукты питания. Но не тут – то было! Это настоящие химические вещества, с помощью которых на нашем столе появляются вкусные, питательные и полезные блюда. Мама сказала, что у этих веществ даже есть химические названия.

Например: соль- это хлорид натрия

пищевая сода- гидрокарбонат натрия;

уксус- уксусная кислота;

сахар- сахароза;

крахмал- полисахарид,

молоко- лактоза;

мясо- белки и жиры

3. Практическая часть

3.1 Изучение общественного мнения

Мы составили анкету и изучили мнение учащихся (24 человека)

Вопросы

Варианты ответов

Что изучает химия?

Знаю-9

Не знаю-15

Знаете ли вы химические вещества?

Да-7

Нет-17

Можно ли дома проводить химические опыты?

Да-10

Нет-14

Хотели бы дома провести опыты?

Да-17

Нет-7


Результаты: ребята мало знают о химии и химических веществах, почти у всех есть большое желание проводить опыты в домашних условиях! (17 человек из 24).

3.2. Опыты на кухне.

Опыт №1 «Яйцо -подводная лодка»

Понадобится: литровая банка с обычной водой, пищевая соль, в качестве «подводной лодки» - обычное яйцо.

Ход действий : Налить полбанки воды и опустить в неё яйцо. Видим, что яйцо утонуло. Всыпать в банку стакан соли и тщательно размешать. Результат - яйцо всплыло, как подводная лодка. Солёная вода помогает держаться на поверхности. И поэтому в море плавать гораздо легче, чем в реке. А в Мёртвом море и вовсе утонуть невозможно из-за того, что вода там необыкновенно солёная.

Вывод: яйцо тяжелее обычной воды, но легче солёной., поэтому не тонет.

Опыт №2- « Весёлые пузыри»

Понадобится: стакан или небольшая баночка, лимон, пищевая сода.

Ход действий:
На дно стакана или небольшой баночки насыпать пищевую соду. Разрезать лимон, выдавить лимонный сок. Добавить лимонный сок в стакан с содой. И что же мы видим? появились пузырьки на дне стакана.

Вывод: кислота, соединяясь с содой, выделяет углекислый газ , тот самый, который мы выдыхаем. А если уксуса и соды взять побольше, то газом можно надуть даже воздушный шарик!

Опыт №3- «Сортировка»

Нам понадобится: Бумажное полотенце, поваренная соль - 1 ч.л. молотый перец - 1 ч. л., воздушный шарик.

Ход действий : тщательно перемешать ложкой соль и перец. Надуть шарик, завязать и потереть им о шерстяную ткань или голову. Поднести шарик поближе к смеси соли и перца. Что мы видим? Перец прилип к шарику, а соль осталась на столе.

Вывод: При помощи шарика можно сортировать рассыпанные вещества.

О
пыт №4-«
Лимон-волшебник»

Понадобятся: два стакана, два пакетика чая, лимон, кипяток.

Ход действий: Нужно заварить в 2 стаканах чай, чтобы был одинаковый цвет. В один из стаканов добавить кусок лимона. И что же мы видим? Чай на глазах посветлел!

Вывод: лимон- настоящий волшебник- отбеливатель!

Опыт № 5 «Секретное письмо»

Понадобятся: маленькая ёмкость, молоко, лист чистой бумаги, кисточка, утюг.

Х
од действий:
Наливаем молоко в емкость. Берём лист бумаги и кисточку. Смачиваем кисточку в молоке и пишем на бумаге «молочными чернилами». Получились невидимые надписи. Через 10 минут проглаживаем лист бумаги с молочными записями. В результате секрет письма раскрылся! Увидели надпись- «ХИМИЯ» Почему? В молоке содержится вода и другие вещества, такие как белок казеин. Когда мы прогладили лист бумаги утюгом, то мы нагрели молоко до температуры +100 °С. После этого вода испарилась, а белок казеин поджарился и стал коричневый.

Вывод: молоко может быть секретной краской! И им можно писать!

Опыт № 6 « Чудотворное масло».

Понадобятся: воздушный шарик, подсолнечное масло, шпажка

Х
од действий:
Надуваем воздушный шарик, берём узкую деревянную палочку и смачиваем ее полностью в подсолнечном масле. Потихоньку проткнём шарик насквозь этой палочкой. Масло растеклось по краям отверстия в воздушном шаре и не пропускало воздух наружу, поэтому шарик не сдулся.

Вывод: Благодаря маслу, шарик не лопнул!

Опыт № 7 «Седой шоколад»

Понадобятся: стакан с водой, плитка шоколада, ложка

Ход действий: Нанести ложкой воду на шоколад, завернуть шоколад в фольгу и поместить в холодильник (не в морозильное отделение! ). Через 1-2 недели достать шоколад.

На поверхности шоколада появился белый налет - шоколад «поседел». Это выступили кристаллики сахарозы, так как вода их притягивает.

Вывод: Шоколад из-за воды может «поседеть»

Опыт № 8 «Пепси-кола - людоед»

П
онадобятся:
пустой стакан, пепси – кола, кусок сырого мяса

Ход действий: Налить в стакан пепси – колу, добавьте в него кусок сырого мяса и оставить на несколько дней. Кусок мяса растворился, а в стакане появился неприятный осадок.

Вывод: пепси-кола способна растворять даже кусочки мяса!

Опыт № 9 « Желанный желатин»

Желатин - это животный клей, получаемый из хрящей, жил и костей телят, поросят и высушенный для длительного хранения. Когда его заливают водой, то он набухает.

Понадобятся: пищевой желатин, вода, ёмкости, формочка для желе

1. В ёмкость высыпать желатин и налить стакан тёплой кипяченой воды, оставить на 30 минут.

2. Набухший желатин размешали ложкой и вылили в кастрюльку.

3. Подогрели на плите, помешивая ложкой. Желатин растворился и получился «волшебный» раствор.

4. Залили в формочку. Дали остыть.

5. После этого поставили в холодильник до застывания.

6. Вынули из формочек и получилось красивое желе

Вывод: при помощи желатина можно получить съедобные фигурки!

Опыт № 10 « Цветные пузырьки»

Понадобятся: подсолнечное масло, вода, гуашь, стакан, шприц

Ход действия:

1. Налить в прозрачный стакан масло.

2. С помощью шприца накапать в масло воду, подкрашенную зеленой гуашью. В масле оказались капельки зеленой воды, которые не смешивались с маслом, а просто плавали в стакане.

4
. Опустить в масло таблетку шипучки.

Вывод: Это был один из самых красивых опытов! Пузырьки углекислого газа стали шевелить «шарики» зеленой воды и поднимать их наверх! Просто красота!

4. Заключение

Изучив литературу, проделав опыты, мы убедились в том, что многие процессы, происходящие на нашей кухне – химические явления.

Значит, моя гипотеза подтвердилась - на кухне можно проводить опыты!

Поставленные задачи выполнены: узнали - что такое химия и химические вещества, провели химические опыты с продуктами. Тем самым мы доказали, что кухня - это целая химическая лаборатория.

5. Использованные источники

1.Передача «НЕОкухня» на канале «Карусель».

2.www.alhimik.ru/teleclass/azbuka/1gl.shtml - электронная версия химической азбуки из газеты "Химия" издательского дома "Первое сентября".

3.Н.М. Зубкова "Научные ответы на детские "почему". Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет". Издательство Речь 2013г.

4.Ольгин О. Давайте похимичим!: Занимательные опыты по химии/ Ил. Е. Андреевой. – М.: Дет. Лит., 2002. – 175 с.: ил. – (Знай и умей!).

Показывать химические эксперименты и рассказывать о мире органическое и неорганической химии ребенку можно во приготовления обеда. В книге Елены Качур «Увлекательная химия» представлены необычные и в то же время простые опыты с «домашними реагентами»: содой, лимонной кислотой, солью. Главными персонажами книги выступают Чевостик и дядя Кузя.

Кислоты

Сейчас мы проведём одну очень интересную химическую реакцию. Для неё нам понадобится сок лимона и немного пищевой соды. Она есть на кухне у любой хозяйки. Мы нальём в прозрачный стакан чистую воду. Добавим в неё щепотку соды. Хорошенько размешаем.
- Белый порошок соды растворился, в стакане снова прозрачная вода.
- Не вода, а раствор соды. Добавим к нему лимонный сок...
- Ой! Жидкость в стакане забурлила, со дна поднимаются прозрачные пузырьки какого-то газа.

Химия_2.png

Его формула CO2. С - сокращённое название элемента углерода. О - кислород.
- А «два» означает, что рядом с каждым атомом углерода есть целых два атома кислорода.
- Ай да Чевостик! Правильно!
- Дядя Кузя, а что это за элемент углерод?
- Ещё один твой хороший знакомый. Из этого элемента состоит уголь. Графит - тёмно-серая серединка простого карандаша. И самый твёрдый камень на Земле - алмаз. Но вернёмся к нашему газу. У него есть название - углекислый газ.

uvlekatelnaya_himiya_3d_800.jpg

Ой, да я же про него знаю! Мы вдыхаем кислород, а этот самый углекислый газ выдыхаем. Ты про это рассказывал, когда мы в путешествии узнавали, как устроен человек.
- Совершенно верно. А химические реакции, при которых выделяется этот газ, используют многие мамы и бабушки, когда готовят вкусные пирожки, блинчики и оладьи.

Химия_3.png

Углерод встречается в самых разных формах и видах. Немного углерода есть и в человеке!
- А зачем в этих вкусностях газ, да ещё углекислый?
- Он помогает хозяйкам сделать тесто пышным, воздушным. Они добавляют в него специальный порошок для печения или пищевую соду с чем-то кислым, и в тесте начинает идти реакция, похожая на ту, что мы только что наблюдали.
- Пузырьки газа остаются в тесте, и блинчики получаются кружевными! Какой полезный газ. Только у нас в стакане их почти не осталось.
- Химическая реакция закончилась. Вся сода и лимонная кислота прореагировали.

Химия_4.png

Дядя Кузя, а почему ты лимонный сок назвал кислотой? Потому что он кислый?
- Наоборот, это кислоты получили своё название из-за кислого вкуса. Кислоты - это название группы химических веществ. Некоторые кислоты мы буквально знаем на вкус: это щавелевая, яблочная, лимонная, молочная, уксусная кислоты. Всем известный и полезный витамин C - тоже кислота. Аскорбиновая.
- Теперь я буду знать, почему щавель и яблочки - кислые. Из-за кислот!
- Но большинство кислот никакого отношения к еде не имеют. И пробовать их нельзя ни в коем случае: многие кислоты очень жгучие, а некоторые ядовиты.
- А зачем химикам изучать такие вредные вещества?
- Кислоты вовсе не вредные, они приносят большую пользу. Например, серная кислота необходима для получения удобрений, без которых не вырастить хороший урожай. Без неё не сделать бумагу, краски, ткани, обувь, лекарства. У других кислот тоже много работы. У нас в желудке есть соляная кислота, её формула HCl. Эта кислота помогает нам переваривать пищу.
- Удивительные вещества эти кислоты. А какие ещё бывают группы веществ?

Об оксидах мы уже говорили. Кроме кислот и оксидов есть щёлочи. Они, как и кислоты, едкие, их нельзя пробовать и трогать, чтобы не обжечься.
- Но из них наверняка тоже получается что-то очень нужное.
- Например, моющие средства и мыло, которыми мы пользуемся каждый день. А теперь я хочу рассказать, как с помощью химии усмирить жгучую кислоту и едкую щёлочь. Для этого их нужно… смешать.

Химия_5.png

Да разве так они не станут в два раза опасней?
- Наоборот! Они превратятся в раствор соли. Дело в том, что в любой кислоте обязательно есть атом водорода. А в каждой щёлочи есть неразлучная пара: атом кислорода с атомом водорода. Если смешать кислоту и щёлочь, водород из кислоты соединится с кислородом-водородом из щёлочи. И получится знакомая нам компания - два атома водорода и один кислорода.
- Да это же H2О! Вода! И она совсем не жгучая!

Химия_6.png

Оставшиеся атомы кислоты и щёлочи тоже соединяются, и получается какая-нибудь соль. Соли -название ещё одной группы химических веществ.
- Я это запомню. Дядя Кузя, а теперь давай проделаем следующие химические реакции. Мне это занятие очень понравилось.
- Тогда предлагаю разобраться, где рядом с нами есть кислоты и щёлочи.
- А как мы это сделаем? Если кислоты нельзя брать в рот, а щёлочи лучше не трогать?
- Опасные кислоты и щёлочи у нас дома вряд ли водятся. А разобраться с теми, что имеются, нам поможет капуста. Правда, не обычная, а краснокочанная.
- Я её знаю, у неё листья красивого фиолетового цвета. Но как она поможет отличить кислоту от щёлочи, мне совершенно непонятно.
- Сейчас всё станет ясно. Для начала нам нужно выжать из капусты сок. Включаем соковыжималку... Готово!
- Получился сок тёмно-фиолето вого цвета.
- Теперь нальём в стакан воду, добавим к ней лимонный сок, а потом прильём немного сока краснокочанной капусты.
- Ах! Фиолетовый капустный сок перекрасился! Он стал красным!
- Продолжим наши исследования. В другом стакане разведём в воде немного мыла. Как ты думаешь, Чевостик, если добавить к мыльной воде капустный сок, какой цвет получится?
- Красный? Или фиолетовый?



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png