Открытое занятие по экологии в подготовительной группе «В царстве лекарственных растений»

Занятие на тему: "В царстве лекарственных растений"

Цели: - дать представления о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;

Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Оборудование: иллюстрации с изображением лекарственных растений (одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка) .

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие, а куда, вы узнаете, отгадав загадку.

Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ.)

Воспитатель: Какое это растение?

Да, если лекарственными растениями умело пользоваться, можно сохранить здоровье на долгие годы. Нас всюду окружают растения: каждая поляна или уголок леса - целая зеленая аптека.

Добро пожаловать в "Зеленую аптеку". Первое лекарственное растение, о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку.

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (подорожник)

Воспитатель: Посмотрите на это растение, кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник выкапывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют "зеленым бинтом". Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ранке.

Следующее растение можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно тысячелистник. Посмотрите на него, на его листья. Он так называется потому, что каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка - ажурные края. Тысячелистник - лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, улучшения аппетита.

Следующая загадка.

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (крапива)

О каком растении так говорят? Правильно, о крапиве. Но почему же все-таки крапива обжигает?

На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай укол. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

Ребята, ну а если мы заболеем, какие лекарственные растения нам помогут? На этот вопрос, мы сможем ответить, если отгадаем загадки.

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке. (Ромашка)

Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей,

А сушенная в запасе

От простуды лечит нас. (Малина)

Вот растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

А цветки - как медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (липа)

Все эти и многие другие лекарственные растения произрастают в районах нашего края. А как же их используют при болезни, что из них делают?

Воспитатель: Запомните правила сбора лекарственных трав.

* Цветки собирают, когда растение цветет.

* Корневища - поздне осенью, когда плоды уже осыпались.

* Собирают в сухую погоду, сушат под навесом.

* Нельзя собирать вблизи дорог.

Воспитатель: Ребята, пришла срочная телеграмма, в ней написано, что звери в лесу заболели, а доктор Айболит в Африке лечит обезьян и не может нам помочь. Давайте же попробуем вылечить зверей сами. Чем будем лечить?

Дети: Лекарственными растениями.

Воспитатель: Правильно, конечно же ими. У маленького Миши болит горло, чем его можно полечить?

Воспитатель: Очень полезен отвар календулы и ромашки. Ими можно полоскать горло.

А у лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем?

Дети советуют.

Воспитатель: Ей надо попить отвар мать-и-мачехи или чабреца.

Ребята, а серый Волк, такой бледный, у него нет сил. Что же делать?

Дети советуют.

Воспитатель: Ему поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

Вот мы и помогли нашим лесным жителям. А чтобы и мы с вами не болели, предлагаю всем принять отвар шиповника. Угощайтесь, ребята, и будьте здоровы.

Программное содержание:

Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях.
Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.
Словарь: душица, лаванда, шалфей, зверобой, чабан.
Развивать связную речь детей.
Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.
Развивать интерес к природе родного края.

Оборудование:

Картинки и фотографии растений, высушенные лекарственные растения, аптечные упаковки с травяными сборами, пузырьки с настойками трав, травяной чай в кружках по количеству детей.

Подорожник

Шалфей

Зверобой

Душица

Ход занятия:

Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего края. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней.

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»? (Ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав.

Часто люди сами собирают травы. Может быть кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения?
Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие?
Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей).
Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.

А кто угадает это растение?

Загадка о подорожнике

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(Подорожник)

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).
Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

А это растение тоже обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда» на их языке значит «мыть, очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль. Если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.

Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

Загадка о ромашке

В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички.

Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей). Ромашка поможет больному животику.

Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами.
А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.

Еще очень много лекарственных растений можно найти в Крыму на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

А сейчас угощайтесь травяным чаем из зверобоя. Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть. (Показ зверобоя). Желтый цвет, дыряв листок, но, как доктор Айболит всех излечит, исцелит.

Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Верхнечелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Клубный час: Лекарственные растения.

Гилазиева Файрузя Дамировна

воспитатель первой квалификационной категории.

Верхние Челны -2015 год.

Клубный час

Тема: Лекарственные растения.

Цель: Познакомить воспитанников с простейшими видами лекарственных растений своей местности.

Задачи:

Образовательная: Учить детей различать данные растения по внешнему виду. Дать понятие об их значении в жизни человека.

Развивающая: Развивать связанную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, умение обобщать. Расширить кругозор.

Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к растениям, к окружающей среде.

Оборудование: наглядный материал – лекарственные растения, стенд зеленая аптека, костюмы действующих лиц, мультимедийный проектор, презентация, аптечный сбор лекарственных трав, электрический чайник, посуда для настоек и одноразовые стаканы.

Форма проведения классного часа : беседа..

Предварительная работа : собрать и высушить лекарственные растения которые растут во дворе школы, выучить с детьми сценку о применении лекарственных трав пещерными людьми.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Добрый вечер ребята! Сядьте по удобнее: спинки прямые, ноги вместе, руки положите на парты как примерные ученики. Осмотритесь, что окружает вас. И теперь когда вы удобно сели настроимся на занятие: глаза закрыли, глубоко вдохнули, медленно выдохнули и улыбнулись. Начинаем наше занятие.

2. Сообщение темы:

Сегодня на нашем занятии мы с вами будем говорить о здоровье, об укреплении здоровья, о средствах, которые помогают укрепить нам здоровье.

А что такое здоровье, как вы понимаете это понятие?(ответы детей)Правильно, здоровье- это когда ничего не болит, когда человек не болеет. В словаре Даля сказано: «Здоровье – нормальное состояние правильно функционирующего неповрежденного организма».

Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы детей)

    Соблюдать режим дня

    Проводить профилактику заболеваний

    Принимать витамины

    По мере необходимости принимать лекарства, уколы

Но кроме таблеток и уколов можно лечиться еще и травами. Оказывается, есть такие растения, с помощью которых можно лечить те или иные болезни.

Учитель. Слайд 1.(Природа)

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать…

(Р. Рождественский)

Природа предоставляет человеку такое разнообразие даров что их трудно даже перечислить. Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. В медицинских книгах сказано: «Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать - мы живем в мире лекарств!»

Сегодня ваша задача понять ценность подарка природы, познакомиться с целебными свойствами лекарственных растений, с их разнообразием и применением.

Давно подметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Вот вы посмотрели сценку где пещерный человек подсмотрел, что звери тоже лечатся травами, находя среди множества растений нужные для них. Из поколения в поколение передавали люди сведения о целебных свойствах растений. Постепенно знания о них стали собираться в книги - «травники» («цветники», «зельники»). В давние времена сбором трав занимались знахари, колдуньи, шаманы.

Слайд 3. (знахарь лечащий травами)

Они окружили свое ремесло тайной и всячески отпугивали желающих заняться сбором лечебных трав, так как лечение больных людей в то же время внушало и надежду на выздоровление, и веру в сверхъестественные возможности знахаря. К тому же, готовя лекарство, знахарь обычно бормотал заклинания и совсем непонятные слова. Конечно, все это предпринималось для того, чтобы повысить цены на снадобья из трав и заставить людей отказаться от самостоятельного их сбора. Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. И в наших аптеках, среди многих современных препаратов занимают достойное место травы, настойки из трав, таблетки из трав, таблетки на травяной основе.

3. Основная часть:

И так ребята перейдем к главной части нашего занятия. К знакомству с лекарственными растениями.

Сайд 4. (природа)

Местность наша - это сказочное царство,

Тут кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить мы вас можем научить.

Все целебные растенья знаем мы без исключенья.

Нужно только не лениться, нужно только научиться

Находить растения, пригодные для лечения!

Ребята все растения с которыми я хочу вас познакомить, уже знакомы вам. Вы каждый день их видите, проходите мимо них, срывайте их, может даже некоторые, вы и применяйте в быту.

Прослушайте загадку: Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же... (крапива)

Учитель . Вы, конечно же, знаете, как она выглядит. Где её видели? Вот высушенная крапива, можете понюхать, потрогать (ребята пускают по рядам).

Слайд 5. (крапива)

Да, людям есть, за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить много полезных и вкусных блюд. Весной готовят вкусные щи из майских листьев крапивы, добавляют в салаты, предварительно ошпарив кипятком. Кроме того, из крапивы получают зеленую и желтую краску, которую используют в пищевой промышленности. Крапиву используют и для временного хранения пищевых продуктов. Однако наиболее важны ее лечебные свойства. В ней содержатся вещества, которые убивают микробов и останавливают кровь.

Возьмите сырую крапиву, потолките ее и приложите к свежей ране. Крапива раны вычистит и заживит. Также крапива хорошо укрепляет волосы. А почему крапива жжется? Оказывается ребята всё растение покрыто простыми короткими и длинными жёсткими, жгучими волосками. Жгучесть волосков обусловлена наличием на кончиках муравьиной кислоты и гистамина.

Следующее растение: Носит этот мальчик желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится в беленькое платьице:

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

(Одуванчик) Слайд 6 (одуванчик). Ребятам дается высушенное растение. Ребята, где можно встретить одуванчик (ответы детей). А вы знали, что он лекарственный?

Одуванчик - тоже лекарственное растение. Его так и называют ученые - «одуванчик лекарственный». Цветет одуванчик весной. Умывшись майской росой, он раскрывает свои ярко-желтые цветы-лампочки, которые красочно оживляют природу. Народные лекари называли одуванчик «жизненным эликсиром», т.е. он использовался при лечении многих болезней: желудка, кишечника, мочевого пузыря, для улучшения аппетита. Листья одуванчика используются ранней весной для приготовления витаминных салатов, особенно если перед употреблением минут на 30 погрузить их в соленую воду, чтобы они утратили излишек горечи. В некоторых странах их даже готовят впрок, заквашивая как капусту. Масляная настойка из корней одуванчика является хорошим средством от ожогов. А отвары сухой травы и корня одуванчика нужно пить, если у вас болит живот.

Желтенький платок.

Как зовут целебный

Полевой цветок? (Ромашка) Слайд 7 (ромашка). Пустить по рядам высушенное растение (предложить понюхать, на ощупь какое ощущение) Ребята, где растет ромашка? (ответы детей).

Слово «ромашка» переводится как «милая простота».

Если случиться тебе простудиться,

Если кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымиться

Слегка горьковатый душистый отвар.

Ромашка аптечная (лекарственная) обладает противовоспалительным, антимикробным, обезболивающим, потогонным свойством.
Её препараты снимают спазмы органов брюшной полости, улучшают аппетит, уменьшают газообразование.
Препараты ромашки также широко применяются как наружное средство - полоскания при лечении воспаления десен, слизистых оболочек, при ангинах; примочки при экземах, нарывах, язвах, ожогах рентгеновскими лучами; припарки при лечении ревматизма, артритов, ушибов. А еще ромашка делает волосы пушистыми, лучше всяких бальзамов и кожу лица чистой и гладкой.

Музыка для релаксации.

Ну а теперь давайте –ка отдохнем. Встали все около своих стульев, друг –другу не мешаем. Пойдемте ка мы с вами в лес. Мы шагаем по дорожке (шаги), впереди у нас лес (руки вперед), мы же вежливые люди надо поздороваться, а давайте все вместе «здравствуй наш зеленый друг» (поклон вперед) высоко на небе солнышко (руки вверх) внизу мягкая трава (поклон вперед), слева птицы поют (поворот головы в влево), справа деревья шумят(поворот головы направо), приятен воздух лесной (вдох и выдох), хорошо нам в лесу, но пора к продолжению занятия. Все сели на свои места. Дальше знакомимся с растениями.

Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.
(Полынь)Слайд 8 (полынь) Где вы встречали полынь? Пустить по рядам сухую траву.

Полынь горькая растёт возле жилья, на пустырях, по обочинам дорог и лесным опушкам, реже на полях и огородах. Всё растение имеет своеобразный аромат, считается самой сильной горечью. Полынь горькая обладает противовоспалительными, антисептическими, противоязвенными, глистогонными свойствами. Её препараты повышают аппетит, улучшают пищеварение. В народной медицине полынь горькую назначают для лечения воспалительных заболеваниях почек и мочевого пузыря, при спазмах в животе, бессоннице, головокружениях. Во времена эпидемий холеры её использовали как дезинфицирующее средство. Наружно препараты полыни используют в виде компрессов, примочек как противовоспалительное, антисептическое, обезболивающее средство для лечения воспалительных заболеваний глаз, при ушибах, растяжениях, ссадинах, укусах насекомых. Для этого разводят настойку полыни горькой с кипячёной водой в соотношении 1:10. При неприятном запахе изо рта делают полоскания настоем полыни.

Расправит свой ажурный листик

Король всех трав... (тысячелистник)

Слайд 9 (тысячелистник). По рядам пускаем высушенную траву.

Ребята, а это растение где вы встречали? (ответы детей). А вы знали, что она лекарственная? (ответы детей).

Трава тысячелистник обыкновенный растёт на полянах, лесных просеках, в садах, парках, вдоль дорог. Растение распространено по всей Европе. Тысячелистник обыкновенный проявляет многосторонние лечебные свойства. Его препараты обладают: кровоостанавливающим, бактерицидным, противовоспалительным, спазмолитическим, ранозаживляющим, мочегонным, антиаллергическим свойствами.
Кровоостанавливающие свойства тысячелистника используют при лечении кишечных, лёгочных, носовых кровотечений, при кровотечениях десён.
Тысячелистник применяют для улучшения аппетита и пищеварения.
Более того, в народной медицине настой применяют как средство, регулирующее обмен веществ, также при неврастении, истерии, ночном недержании мочи, при атеросклерозе, головокружении, тошноте, головной боли, бессоннице, поносе, туберкулёзе лёгких.
Тысячелистник часто применяют в составе сбора с другими лекарственными растениями.
Как наружное средство препараты тысячелистника используют при повышенной жирности кожи, угревой сыпи, для стимуляции роста волос, при герпитических высыпаниях, чешуйчатом лишае, для заживления кровоточащих и гнойных ран, язв, для полоскания рта при кровоточивости дёсен. Вот сколько у него полезного.

Это растение скромное, но очень умное. Вечером глазки закрывает, а утром открывает глаза голубизны небесной. Слайд 10 (цикорий)

Это ребята –цикорий. Вспомните, где вы видели это растение? Ребятам дается высушенное растение.

Перед вами цикорий обыкновенный. Хотя на самом деле это растение необыкновенное. Кроме того, что цветки цикория радуют глаз, это растение и ценный медонос, и продукт питания, и лекарственное растение, и, даже, цветочные часы.

Цветёт цикорий долго - с конца весны до середины осени. Встречается на лугах, пустырях, опушках, у дорог и жилья.

Цикорий - ценный медонос, даёт пчёлам много нектара и пыльцы.

Корень цикория стимулирует обмен веществ, оказывает сахароснижающее действие и может применяться при лёгких формах сахарного диабета. Свойство цикория стимулировать обмен веществ используется в лечении многих кожных заболеваний (экзема, крапивница, себороидный дерматит, псориаз, угревая сыпь, фурункулёз).
Отвар травы цикория обладает мочегонным, желчегонным, свойствами и применяется при заболеваниях желчного пузыря (холецистит), заболеваниях почек.
Настой цветков - оказывает успокаивающее действие на нервную систему, замедляет ритм сердца, увеличивает амплитуду его сокращений.
Ещё в народной медицине цикорий применяют при бессоннице.

А еще мы с вами проведем один эксперимент. Вот здесь аптечный сбор цикория, а вот здесь то, что я собирала на нашей школьной площадке летом. Мы их сейчас заварим в двух разных банках. Оставим, на некоторое время настоятся, укроем полотенцем, чтобы тепло не уходило, а сами познакомимся последним растением.

В широколиственных лесах,
И на обочинах дорожек
Её ты встретишь всю в цветах,
Похожих чем-то на горошек.
Но сильный камфорный букет,
Не любят мухи и москиты,
Оставит от ожога след -
Её соцветья ядовиты.
Будь аккуратнее, друг мой,
Любуясь, не теряй рассудок,
Ведь из растения настой,
Поможет вылечить желудок. Слайд 11 (пижма).

Это ребята –пижма. Растение это вам знакомо, вспомните, где вы её встречали? Даю ребятам высушенный образец.

Пижма обыкновенная обладает желчегонным, противоглистным, противовоспалительным, ранозаживляющим потогонным свойствами. Её препараты назначают при сердечных болях, при заболеваниях печени, при гастритах со сниженной кислотностью.
В народной медицине отвар пижмы назначают при нервном истощении, головных болях, эпилепсии, при воспалениях мочевого пузыря и почек, почечнокаменной болезни, при ревматизме и полиартрите.
Препараты этого растения также используются наружно для лечения ревматизма и подагры (ванны), синяков, гнойных ран и язв (примочки, обмывания). Для лечения себореи настоем моют голову. Также в старину, домах вешали букеты из пижмы для отпугивания мух и комаров.

Вот ребята мы с вами ознакомились с некоторыми видами лекарственных растений. Конечно, на одном занятии о всех лекарственных растениях рассказать не возможно, мы еще будем проводить занятия о чудодейственных растениях. На сегодняшнее занятие я вам приготовила самые распространенные растения которые вам встречаются каждый день, ведь эти растения растут на нашей школьной площадке. Ребята давайте вернемся к нашим настоям. Вот посмотрите, поменяли слегка цвет воды, она стала слегка желтоватой. Сейчас я раздам вам два стакана настоя, в одном аптечный сбор цикория, на другом наш натуральный. Вы попробуйте и мне скажите, есть ли разница. Ну как ребята? (ответы детей), если нет разницы, так зачем нам покупать лекарственные сборы из аптек за деньги, когда есть возможность приготовить самим.

Слайд 12 (сушка растений).

Теперь остановимся на сборке и хранении лекарственных растений:

    Чтобы собирать растения, их нужно хорошо знать, т.е. отличать от других; знать, когда их нужно собирать (в этом могут помочь календари сбора растений), и какая часть растения необходима для лечения.

    Собирать растения можно только в сухую погоду, лучше утром, сразу после высыхания росы.

    Нельзя собирать загрязненные растения, с ржавыми пятнами, растущие вблизи дорог, автомобильных шоссе.

    Сушить только в тени, в хорошо проветриваемом помещении, а не на солнце. Растения нужно разложить тонким слоем на картоне, материи и не менее 2-х раз в сутки переворачивать.

    Не вырывать растения с корнем, не собирать все растения до последнего, ни в коем случае не собирать растения, которые занесены в Красную книгу. (Например: ландыши, ветреница лесная, женьшень, колокольчик широколистный и др.)

    Хранить высушенные травы лучше всего в картонных коробках, бумажных пакетах или мешочках из ткани.

    И не рвите без надобности цветы и травы.

    И запомните растения тоже лекарство, и их нельзя пить просто так, к тому же может быть аллергические реакции, например на полынь или сильно пахнущее растение.

Итог. Слайд 13 (сбор лекарственных растений)

Ребята, в заключение нашего занятия ещё раз напоминаю: ПРИРОДА ЩЕДРА ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА К НЕЙ ОТНОСЯТСЯ БЕРЕЖНО И ЗАБОТЛИВО.

Ученик . Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Луга июльские – чудо простое,

Синее, белое и золотое.

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.

г.о. Лосино-Петровский

МБДОУ д/с № 4 «Росток»

Конспект занятия

С детьми старшей группы

«Лекарственные растения»

Подготовила и провела

воспитатель: Валуева Г.А.

Цель : уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Предварительная работа : дидактические игры с детьми для ознакомления с лекарственными растениями, рассматривание растений на участке, просмотр видеофильма по данной теме из серии «Осторожные сказки».

Материал к занятию : предварительно подготовленные лекарственные травы.

Использованная литература: К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.

Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг – «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться – травами, цветами, ягодами и т.д.

Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.

Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.

Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?

Кто видел в аптеке лекарственные растения?

Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?

А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей).

Про какое лекарственное растение эта загадка.

Не пустили в огород –

Оттого она и жжет.

(крапива)

Правильно, крапива.

Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить щи и салат. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его – сережки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

(подорожник)

Найдите это растение в нашей коллекции.

Кто догадался, почему это растение так называется?

Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).

Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.

Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей).

А это что за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное.

Ветерку послушное.

(одуванчик)

Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!

Ребята, давайте поиграем в игру.

Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.

Плохой аппетит – корень одуванчика.

Заболел желудок – тысячелистник.

Простуда – душица.

Остановить кровь – подорожник.

Кашель – мать-и-мачеха.

Ожог ноги – зверобой.

Пятна на коже – чистотел.

Болит горло – ромашка полевая

Лечение ран – календула.

На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).

2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?

4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения не на солнце, а в тени.

6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?

Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!


Задачи: Закрепить и систематизировать знания о лекарственных растениях. Продолжать знакомить детей с растительным миром ближайшего окружения. Расширить представление детей о комнатных растениях (алоэ, герань, хлорофитум, лавр). Познакомить и исследовать их лечебные свойства. Развивать наблюдательность, любознательность, бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.

Материал: разрезные картинки с лекарственными травами, комнатные растения (алоэ, лавр, герань, хлорофитум), мультимедийная презентация, картинки с комнатными растениями на каждого ребенка, ободки - растения.

Ход занятия:

Здравствуйте! - мы скажем педагогам.
Здравствуйте! - услышим мы в ответ.
И наверное, не пойдем в аптеку,
А здоровыми мы будем много лет!

Как вы уже догадались, мы поговорим о здоровье, как его сохранить, ну а если заболели, то, как без таблеток болезнь излечить.

Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Они и красивей, и тоже лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья.
(М. Киселева)

О каких друзьях говорится в стихотворении? (О лекарственных травах).

Каждый из нас наверняка хоть раз в жизни лечил какую-нибудь болезнь лекарственными травами, купленными в аптеке или сорванными в лесу.

С некоторыми из них мы с вами знакомы, давайте вспомним их. У вас на столах лежат разрезные картинки. Сейчас вы их соберете и назовете.

Дидактическая игра «Собери растение»

Много разных растет травок

У тропинок, у канавок

И красивых, и пушистых

Разноцветных и душистых. (На детей одевают ободки)

Сейчас растения сами расскажут о себе.

1. Я - целебная крапива

Красиво выглядит крапива

А поступает некрасиво.

Чем к ней нежнее прикасаются,

Тем, хитрая, больней кусается.

2. А я - аптечная ромашка

Нарядные платьица,

Желтые брошки

Ни пятнышка нет

На красивой одежке

Если случится тебе простудиться

Привяжется кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

3. А я - малина

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

4. А я - шиповник

Я на розу так похож

Разве что не так хорош

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.

5. А я - подорожник

Каждый лист мой любит тропки

И обочины дорог,

Я однажды людям добрым

Раны вылечить помог.

6. Это - мята

На запах приятна,

С ней чай попьешь-

Спокойно - заснешь.

7. Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик.

Он везде произрастает, его дети даже знают.

Аппетит он улучшает и при кашле помогает.

Лучший при ожогах лекарь, одуванчик, как аптека!

8.Календула

Семена как ноготки,

Желто-красные цветки.

От горла помогают

Кто же их не знает.

Д\и «Определи растение по запаху».

Ребята, а у меня есть несколько коробочек с ароматами трав. Попробуем по запаху отгадать, где какая находится.

Но не надо забывать, что лекарственные травы, как и таблетки, могут принести вред, если употреблять их без надобности и в больших количествах.

Физминутка «Цветы»

1,2,3-выросли цветы.

К солнцу потянулись высоко,

Стало им приятно и тепло.

Ветерок пролетал - стебельки покачал.

Влево качнулись - низко пригнулись.

Вправо качнулись - низко пригнулись.

Ветерок убегай - ты цветы не сломай,

Пусть они цветут, растут

Людям радость несут.

Задумывались ли Вы о том, что самые обычные комнатные растения, которые растут в вашем доме могут быть не только украшением, но и прекрасным лекарством?

Сегодня я расскажу вам о комнатных растениях, которые помогают людям справиться с некоторыми болезнями.

На нашем окне живёт привычный всем комнатный цветок - алоэ , или попросту, столетник.

Как вы думаете почему? (Ответы детей)

На самом деле это название дано столетнику за то, что он очень редко цветет, если живет дома,- раз в сто лет.

Из листьев алоэ добывают сок он очень горький, но это и есть самое лечебное в алоэ. Если вы раните ногу, надо привязать к ране кусочек листика - боль пройдет, и рана быстро заживет. А еще сок алоэ помогает от насморка. Нужно развести его с водой и закапывать.

Ребята, у нас ещё одно интересное растение и называется оно - герань душистая . Этот цветок украсит любое окно. Посмотрите, какие красивые у герани листочки: они все ажурные, светло-зелёного цвета. Его листья очень приятно пахнут лимоном. Цветки разного цвета: розового, красного, белого и бордового. Это растение любит солнце и обильную поливку. Вещества, содержащиеся в герани, подавляют болезнетворные микробы. Там, где растёт герань, люди меньше болеют. Кстати, её запах не переносят моль и комары. Оказывается, если листочек герани немного помять, аккуратно положить в больное ухо, то ухо перестаёт болеть.

Но есть ещё отрицательное свойство герани: его нельзя ставить в спальне т.к. растение выделяет вещества, которые могут вызвать головную боль.

Давайте рассмотрим следующий цветок. Это растение с прямостоячим древесным стеблем, листьями овальной формы, темно-зеленого цвета, плотные, кожистые. Я думаю, оно вам хорошо знакомо. Это лавр благородный.

Листья лавра используют и как пряность при приготовлении некоторых блюд. Он является источником получения лаврового масла. Особенно богаты им плоды. Масло ароматное, имеет зеленоватый цвет. Мазь, содержащая лавровое масло, используется для растираний при ревматизме - когда болят руки или спина. Отвары лавровых листьев помогают справиться с кашлем.

А сейчас, я хочу познакомить вас с уникальными свойствами растения -хлорофитум. Оно в состоянии значительно ослабить воздействие вредных веществ в помещении. Обладает хлорофитум и бактерицидным эффектом, то есть убивает вредных микробов в воздухе. Специалисты утверждают, что за сутки этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов.

Д/и «Кто быстрее найдет растение».

Ребята, мы сегодня говорили о множестве лекарственных растений, не забыли и про комнатных лекарей, которые помогают нам сохранить и поправить наше здоровье. А как мы можем о них позаботиться, чтобы они были здоровы. (Ответы детей: рыхление почвы, полив, подкормка, протирание листочков от пыли).

Мы хотим, чтобы в нашей группе был свежий и чистый воздух? (ответы детей). Тогда смотрите, у меня есть небольшой отросток растения хлорофитум и все необходимое для его посадки.

Посадка растения.

А сейчас, я предлагаю вам раскрасить хлорофитум. (Раздаются раскраски).



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png