1

В статье рассматривается один из способов достижения младшими школьниками личностных результатов обучения. Рассматриваются возможности учебного предмета – литературное чтение – для формирования личностных результатов в зависимости от его содержания и способов организации деятельности обучающихся. Отмечаются отличительные черты уроков литературного чтения, которые определяют возможности для применения таких образовательных технологий, как проблемный диалог, проектная деятельность, продуктивное чтение и т.д. В статье представлена технология продуктивного чтения и ее значение для формирования читательской компетентности младшего школьника. Охарактеризована поэтапная организация продуктивного чтения на уроке, состоящая из трех частей: работа до чтения, диалог с автором во время прочтения произведения, работа с тестом после прочтения произведения. Продемонстрированы примеры организации читательского диалога с автором при изучении конкретных художественных произведений.

личностные результаты обучения

урок литературного чтения

художественное произведение

продуктивное чтение

младший школьник

1. Исаева О.В. Работа с тестом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника / О.В. Исаева // Современные научные исследования. Выпуск 2 / под ред. П.М. Горева и В.В. Утемова. – Концепт. – 2014. – Приложение № 20.

2. Кубасова О.В «Литературное чтение» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений / О. В. Кубасова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

3. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286.

4. Мусс Г.Н. Культура межличностных отношений как показатель личностных достижений младшего школьника / Г.Н. Мусс // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сб. мат-лов IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Махачкала, 23 мая, 2014 г.) – Махачкала: ООО «Апробация», 2014. – С. 32–34.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М. : Просвещение, 2010. – 191 с.

6. Слонь О.В. Метод проектов и его реализация на уроках литературного чтения в начальной школе/ О.В. Слонь // «Вестник ОГПУ. Электронный научный журнал», Оренбург, 2013, №4 (8), С. 193–198.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

В Федеральном государственном образовательном стандарте находят отражение настоящие и перспективные потребности личности, общества и государства в целом в сфере образования. В нем определены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения детьми основной образовательной программы, причем личностному развитию придается приоритетное значение . Одна из актуальных задач, которую стремится решать современная система образования, - формирование у младших школьников таких личностных качеств, которые помогли бы в дальнейшем достичь успеха в жизни и реализовать имеющийся личностный потенциал . Каждый ребенок индивидуален, и поэтому у каждого есть свой собственный успех и свои собственные достижения. Кроме того, ребенок должен стремиться к достижениям коллективного успеха, быть нацеленным на сотрудничество. Это развитая в гуманистическом плане личность, обладающая знаниями о человеке и относящаяся к человеку как к наивысшей ценности. Проблема создания социально-психологических условий развития мотивации достижения младших школьников остаётся недостаточно разработанной на данном этапе. Младший школьный возраст играет особую роль в личностном становлении. Начало систематического обучения обусловливает серию изменений в развитии индивида. Эти изменения во многом связаны с тем, что ведущей деятельностью для детей становится учебная.

Личностные планируемые результаты обучения - это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, которая отражает их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Личностные результаты достигаются через освоение всех предметов, и успешность в этом случае зависит от обогащения содержания предметных областей, от использования современных педагогических технологий на уроке. В каждом учебном предмете имеются свои возможности для формирования личностных результатов в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности учащихся. Так, в результате изучения курса литературного чтения у ученика должны быть сформированы «ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение…, развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им…» . Уроки литературного чтения предоставляют широкие возможности для применения различных образовательных технологий. Представим некоторые из них: проблемный диалог, повышающий познавательную мотивацию детей, формирующий самостоятельность суждений и оценок ; проектная деятельность, позволяющая самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивающая критическое мышление ; продуктивное чтение, развивающее оценочные суждения, формирующее читательскую компетенцию школьника.

В данной статье более подробно остановимся на технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения, так как в начальной школе следует формировать грамотного читателя, любящего книги, умеющего самостоятельно их выбирать и работать с ними. Достижение этой цели начинается с формирования навыка чтения и развития потребности читать. В современных концепциях начального литературного образования подчеркивается, что истинное постижение литературы учеником невозможно без развития глубокой личностной заинтересованности и самостоятельного, творческого прочтения художественного произведения. Чтение произведения - основной метод не только урока литературы, но получение новой информации, знаний. Уроки литературного чтения, строящиеся на прочтении и анализе художественных текстов, вводят детей в сложный мир человеческих отношений, отношений человека и природы и осмысление этих отношений формируют нравственные ценности, эстетический вкус . Конечно же, овладение устной и письменной речью, коммуникативной культурой на этих уроках способствуют и развитию творческих способностей учащихся.

Технология продуктивного чтения включает до чтения предвосхищение содержания текста, прогнозирование осуществляется по названию текста, иллюстрации, автору произведения. Ставится задача провести диалог с автором и соотнести свое видение с авторским изложением. Во время чтения произведения ведется диалог с автором, сопоставляются предполагаемые ответы с авторским текстом. Чтобы диалог с автором был содержательным и полноценным, необходимо по ходу чтения находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

В ходе анализа текста обобщаются существенные черты действующих лиц, выясняются мотивы их поступков, уточняется отношение автора к событиям, образам, главным героям, происходит понимание собственного отношения к прочитанному произведению. Возможно повторное обращение к заглавию произведения и к иллюстрации. Обсуждается смысл заглавия, рассматривается отражение в заглавии темы или основной мысли текста. При обращении к иллюстрации уточняется, к какому фрагменту текста она написана, или ее можно отнести ко всему произведению; насколько соответствует иллюстрация содержанию текста, что и почему изображает художник на переднем плане картины, какие интересные детали присутствуют в иллюстрации, каков колорит картины, совпадает ли видение художника и учащихся. Если это оправдано, на данном этапе можно дать дополнительные сведения об авторе. Это будет способствовать углублению содержания прочитанного. Кроме того, при хорошей подготовительной работе эту информацию ребенок может сопоставить с тем представлением о личности автора, которое возникло у него в ходе работы над текстом. Полезно выполнение творческих заданий, опирающихся на эмоции, чувства, воображение учащихся, на осмысление содержания и формы художественного произведения.

«Майские жуки обгрызают листочки на деревьях… В общем, вредят как могут. Мы этих майских жуков ловим хитрым способом» . (Как вы думаете, каким способом можно поймать майских жуков? Обратите внимание, что автор употребляет слово «жуков», а не «жука», тем самым имея в виду, что шла ловля большого количества майских жуков).

«Рано утром, пока ещё прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких березках, оцепенели. Тряхнешь деревцо - и жуки вниз посыплются, только собирай….» (Проверьте свои предположения. Вот, оказывается, каким способом можно наловить такое количество жуков, о котором пишет автор!)

«Вот мы их собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку» . (Как вы думаете, зачем мальчик это сделал? Что вы можете предположить о последствиях этого поступка?)

«Поиграть захотел….Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.

Вдруг дедушка как крикнет: Сейчас же бросьте! Нашли забаву!» (Вспомните свои ответы. Мальчик привязал жука ради забавы. И его товарищи тоже воспринимали данный поступок как забавный, веселый. Но дедушка, человек старшего поколения, мудрый, относится к такой «забаве» отрицательно).

«Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся. (Почему мальчик обижается? Почему не видит в своих действиях ничего плохого?)

Это же вредитель, - говорит.

Знаю, что вредитель!

Чего же вам жалко? (Что ответит дедушка? Кого ему жалко?)

Мне, - отвечает дедушка, - тебя жалко!» (Сопоставьте свои ответы со словами дедушки. Мудрому человеку жаль мальчика, который привязал жука).

Обобщающая беседа.

Чем хороший человек отличается от плохого? А по мнению автора рассказа?

Какие ещё открытия вы сделали? (В природе нет ничего лишнего, даже у вредителей есть своя особая роль, и поэтому ко всему нужно относиться очень бережно и внимательно. Человек, по словам Э. Шима, должен быть «добрым великаном»).

Изучение рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива» можно начать с обсуждения заглавия: Почему автор так назвал рассказ? В чем, по вашему мнению, может быть «вредность» крапивы? Запомните свои ответы. Мы вернемся к ним после чтения произведения.

«Полез я малину собирать в кустах, а там крапива…. Взял палку и давай крапиве макушки сшибать…

За что? - спрашивает бабушка.

А за то, что вредная! (Почему мальчик называет крапиву вредной? Вспомните свои ответы. Совпадают ли ваши предположения о «вредности» крапивы с позицией героя?)

Смеется бабушка.

Да разве, - говорит, - она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать. (Как вы думаете, можно ли за что-то сказать «спасибо» крапиве? Казалось бы, герою от нее одни неприятности: руки и ноги ему крапива обожгла, а получить ожог от крапивы - не очень приятное ощущение. А бабушка вовсе не считает крапиву вредной. Почему?)

Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать - не оторвется. Кроликам крапивы надергаю - тоже будут радехоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже!» (Проверьте свои предположения. Какая же польза от крапивы?)

Обобщающая беседа.

В каких словах заключена главная мысль рассказа? (Действительно, мы уже говорили о том, что в природе нет ничего лишнего, и каждая травинка при носит пользу)

Вернемся к заглавию произведения. Теперь, после прочтения можете ли вы сказать, почему автор так называет свое произведение? Какой оттенок имеет такое название рассказа?

Выясняющими причинно-следственные и другие связи;

Направленными на обоснование, аргументацию, доказательство;

Оценочными;

Акцентирующими внимание детей на языковых особенностях текста и др.

Как видно из приведённых примеров, в процессе продуктивного чтения у учащихся формируется умение осмыслить содержание образа персонажа (через речь, поступки) в произведении; выявлять роль образа в постижении авторской позиции, идеи произведения и сформировать своё собственное к нему отношение.

Личностные достижения у обучающихся формируются на уроках литературного чтения через прослеживание судьбы героя, на основе сравнения своих реальных и возможных поступков с поведением героев художественных произведений, через ознакомление с историей своей страны, с подвигами и достижениями ее граждан.Требования к результатам изучения этого предмета позволяют формировать личностные универсальные действия с приоритетным развитием ценностно-смысловой сферы и повышением уровня коммуникативной культуры младших школьников.

Рецензенты:

Русакова Т.Г., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой художественно-эстетического воспитания, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Литвиненко Н.В.., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.

Работа поступила в редакцию 02.09.2014.

Библиографическая ссылка

Исаева О.В., Слонь О.В. ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-10. – С. 2308-2311;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35317 (дата обращения: 09.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Для большинства людей крапива, вред и польза которой известны не многим, это абсолютно бесполезный и обжигающий сорняк. За счет этого люди его безжалостно уничтожают. Но на самом деле растение прославилось своей интересной способностью «жалить», это также превосходный продукт питания и прекрасное лекарственное средство.

История

Люди говорили в древности, что польза и вред крапивы для организма заменить могут 7-х лекарей. О чудодейственных свойствах данного растения наши предки знали наверняка. Крапива – это лекарственное универсальное средство от огромного количества болезней; она является сырьем для производства канатов, ткани, веревок, прекрасным пищевым продуктом, способным обогащать рацион необходимыми и полезными веществами. Пристального внимания заслуживает растение, как прекрасное средство для человеческого здоровья. В нем природа собрала витаминно-минеральный богатый комплекс, за счет чего она стала практически всесильной и очень полезной.

Состав

Обладая витаминно-минеральным богатым составом, которым растение наделила природа, крапива помогает организму человека справиться со всевозможными воспалительными процессами, которые протекают в организме, кроме того, восполнить дефицит веществ, которые требуются для поддержания его работоспособности. Она является источником марганца, кальция, фосфора, алюминия, селена, серы, железа, цинка, бария и прочих элементов, кроме того, в ней содержатся:

  • дубильные вещества;
  • витамины;
  • пантотеновая кислота;
  • уксусная кислота;
  • кофейная кислота;
  • фолиевая кислота;
  • муравьиная кислота,
  • галлусовая кислота;
  • фитонциды;
  • гистамин;
  • хлорофилл;
  • бетаин;
  • ликопин.

По содержанию ценных и питательных компонентов, маленькие стебли намного опережают те, которые начали активно расти. И их или их верхушки следует применять для приготовления различных лекарственных средств согласно рецептам.

Молодые листья и зелень крапивы витамина С содержат больше, чем лимон, при этом не уступают щавелю, облепихе и моркови по количеству каротина. Необходимо отметить, что лечебные уникальные свойства растения при термической обработке не теряются, в то время как сухая трава является природной аптечкой.

Воздействие крапивы на организм

Применение при малокровии

Траву применяют также в качестве целебного средства при малокровии. Отвар крапивы (польза и вред его обусловлены полезными веществами, содержащимися в растении) облегчает течение менструации и помогает устранению темных кругов, которые возникают под глазами. Необходимо отметить, также, что кровоостанавливающий мощный эффект приносить может как пользу, так и вред. Лицам, которые болеют тромбофлебитом, атеросклерозом, варикозом, и всем, у кого очень густая кровь, крапиву категорически запрещено употреблять, так как это может оказаться причиной появления тромбов.

Помимо всего остального, данное растение применяют в качестве целебного средства при мышечных болях, болезнях мочевого пузыря и печени, против радикулита. Крапива стимулирует в организме белковый и углеводный обмен, а также способствует улучшению деятельность сердца. Каротиноиды, содержащиеся в траве, оказывают благотворное влияние на функцию зрения.

Повышение иммунитета

Борьба с перхотью

Компрессы

Как мы уже выяснили, далеко не все знают, какие польза и вред крапивы для здоровья. Зачастую траву применяют в форме компрессов, прикладывают к язвам, ссадинам, порезам и ранам. Отвар из нее используется при лечении кровотечений – это способствует активной выработке эритроцитов. Помимо всего прочего в этом растении присутствует также секретин – вещество, способное нормализовать уровень сахара в крови.

Использование в кулинарии

Крапива: вред и польза

Мы уже поговорили о полезных свойствах этого интересного растения, теперь давайте узнаем о том, какой вред оно может нанести. Большинство людей считают, что самое страшное, что она может сделать – это обжечь кожу. Ожог вызывают волоски белого цвета, покрывающее растение. При контакте с человеческой кожей они выделяют достаточно едкое вещество, которое и вызывает сильный зуд и покраснение. Неприятные ощущения можно сгладить, протерев воспаленный участок кожи раствором воды и яблочного уксуса.

Также к ожогам приведет и употребление в еду свежей травы без кулинарной обработки. Зелень при приготовлении салатов следует ошпарить кипятком, иначе будет огромен вред для пищевода или желудка.

Противопоказания к применению внутрь имеют также растения, которые были собраны вдоль пыльных обочин и дорог. В них полностью отсутствуют лечебные свойства. Помимо этого, они в себя впитывают соли тяжелых металлов, всю грязь и другие вредные вещества, тем самым возможные последствия для нашего здоровья делая непредсказуемыми.

Крапива (вред и польза этого растения подробно описаны в этой статье) иногда может также вызвать аллергию. Но, в основном, касаются употребления отваров. При этом травяные чаи с ней не настолько концентрированы, следовательно, вполне безобидны.

Крапива может нанести серьезный вред организму беременной девушки, спровоцировав преждевременные схватки или выкидыш. При этом растение, знаменитое своими тонизирующими и сосудосуживающими свойствами, в послеродовый период поможет восстановиться. Оно предотвратит анемию, уменьшит родовое кровотечение, а также вернет в тонус матку. В период лактации противопоказания отсутствуют.

Это крапива.

Герой рассказа Эдуарда Шима полез малину собирать в кустах, а там оказалась крапива, которая все руки обожгла и все ноги обстрекала . Прочитайте рассказ и узнайте, что произошло дальше.

Очень вредная крапива

Взял палку и давай крапиве макушки сшибать.

- Вот тебе!.. Вот тебе!..

- За что? - спрашивает бабушка.

- А за то, что вредная!

Смеётся бабушка.

- Да разве, говорит, - она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.

- И крапиве?

- И крапиве.

- Я не буду кланяться да спасибо говорить!

- И зря… Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать - не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю - тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже!

- Почему я обрадуюсь?

- Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?

- А каких?

- Пальчики оближешь!

По общему смыслу рассказа можно догадаться, что слово обстрекала означает обожгла.

Главный смысл этого рассказа заключается в том, что каждая травинка приносит пользу, каждой травинке можно поклониться, если знать эту пользу.

Рассмотрите картинку, на которой изображён жук (рис. 2).

Прочитайте ещё один рассказ Эдуарда Шима.

Жук на ниточке

Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.

В общем, вредят как могут.

Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.

Рано утречком, пока ещё прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких берёзках, оцепенели.

Тряхнёшь деревцо - и жуки вниз посыплются, только собирай.

Вот мы их собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.

Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.

Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.

Вдруг дедушка как крикнет:

- Сейчас же бросьте! Нашли забаву!

Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.

- Знаю, что вредитель!

- Чего же вам жалко?

- Меня?!

- Тебя. Хоть ты не жук, а человек.

Вспомните, как дедушка сказал: «А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы? Даже таких вот жуков. Даже вредителей!». Главная мысль этого рассказа заключается в том, что в природе нет ничего лишнего, поэтому к природе нужно относиться очень бережно и внимательно.

Прочитайте диалог дедушки и мальчика по ролям:

- Это же вредитель, - говорит.

- Знаю, что вредитель!

- Чего же вам жалко?

- Мне, - отвечает дедушка, - тебя жалко!

- Меня?! - Тебя. Хоть ты не жук, а человек.

- Чего же меня жалеть, если я человек?

- А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы? Даже таких вот жуков. Даже вредителей!

В рассказах «Очень вредная крапива» и «Жук на ниточке» много общего, например то, что они учат быть бережными и внимательно относиться к природе. Ещё они учат тому, что нужно слушать взрослых и читать, для того чтобы много знать.

Рассмотрите картинку (рис. 4):

Рис. 4. Обложка книги Э. Шима «Рассказы и сказки о природе» ()

Глядя на название скажите, могут ли быть в этой книжке прочитанные выше рассказы? Конечно, могут, потому что это книжка автора Эдуарда Шима. Возьмите такую книжку в библиотеке и прочитайте другие рассказы этого автора.

Во время войны он был эвакуирован и вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, сменив множество занятий: мастер на все руки, столяр и садовод, токарь и шофёр.

По возвращении в Ленинград он учился в художественно-архитектурном училище. С 1950 года работал в конструкторском бюро. Потом переселился в Москву.

С 1962 по 1972 год был членом редколлегии журнала «Знамя». Начал печататься с 1949 года.

Эдуард Шим (рис. 6) писал преимущественно для детей и о природе.

Рис. 6. Эдуард Шим ()

Умер Эдуард Шим в 2006 году.

Список литературы

1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

Домашнее задание

1. Рассказать, как у Виктора Драгунского появилась идея создать цикл «Денискины рассказы».

3. Взять книжку с рассказами Драгунского в библиотеке и прочитать несколько из них.

Текущая страница: 7 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Занятие 8. Повторение

Повторение пройденного материала.

Занятие 1. Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»

Цель. Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение.

Предварительная работа. Воспитатель помещает текст стихотворения в родительском уголке и просит родителей рассказать детям о том уголке нашей Родины, где они были счастливы и куда, хотя бы и мысленно, не раз возвращались.

Педагог читает стихотворение детям. Советует позже прочитать его своему первому учителю.

Ход занятия

Воспитатель спрашивает у детей, о чем им рассказали родители.

«Подумайте и ответьте на очень трудный вопрос, – говорит воспитатель, – что такое Родина?»

Заслушивая ответы детей, педагог обращает их внимание на родственные слова: родина – родился .

«Россия – это наша страна, – продолжает разговор педагог. – Наша Родина огромна. Она разнообразна по климату, природе. Если человек, живущий в другой стране, например в Англии, попросит вас: „Расскажите о вашей родине“, – вы наверняка растеряетесь, думая, о чем рассказать. Но если вы вспомните любимый уголок Родины, то слова сразу найдутся.

Я, к примеру, люблю вспоминать бабушкин дом в деревне, где мы с утра до вечера пропадали на речке с чистейшей водой, в которой под корягами жили раки, а на отмели крохотные пескарики легонько щипали нас за пятки. А у вас уже есть любимые уголки Родины?»

Педагог заслушивает ответы детей и читает стихотворение З. Александровой «Родина» (в сокращении):


Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

«Запомнили, кому что вспоминается при слове Родина ?» – спрашивает у детей педагог.

Кто-нибудь из детей сообщает, что он запомнил, а педагог читает соответствующие строки стихотворения.

Воспитатель повторяет первое четверостишие и предлагает детям читать его вместе с ним, но без голоса. Затем эти строчки читают 2–3 ребенка.

Педагог повторяет четверостишие и присоединяет к нему вторую часть стихотворения. Затем просит детей закрыть глаза и представить березку-скромницу, ромашковый бугор и свой родной двор. Читает вторые четыре строки и просит 2–3 детей повторить их.

Воспитатель повторяет второе четверостишие и присоединяет к нему третью часть стихотворения. Объясняет, что такое золотая целина.

Заключительные слова стихотворения дети негромко проговаривают хором.

Педагог читает стихотворение целиком. Затем произносит имя автора и говорит, как называется стихотворение.

Занятие 2. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель. Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов.

Ход занятия

«Я хочу убедиться в том, что вы внимательны на занятиях и умеете работать самостоятельно, – говорит детям воспитатель. – Ответы на загадки сегодня вы будете сообщать мне на ухо. Итак, какие два звука сделали похожие по звучанию слова разными по смыслу: лук – сук ? Отвечать надо так: л, с ».

Педагог предлагает детям следующие пары слов: мак – рак, мама – лама, ком – лом, ком – сом .

«А теперь поиграем в игру „Я – вам, вы – мне“, – говорит воспитатель. – Из каких частей состоит слово молоко (Мо-ло-ко.)

Педагог объясняет детям новое задание: нужно назвать все звуки в слове, не пропуская и не переставляя их. Для анализа он предлагает слова: сок (с, о, к), ноты, роса, пыль .

Воспитатель, поздравляя детей с наступлением весны, читает им стихотворение С. Есенина «Черемуха»:


Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Педагог просит детей повторить предложение «Бежит, струится маленький серебряный ручей» и любым способом показать, сколько в нем слов. Затем «раздает» детям слова. Ребята друг за другом произносят их. Если они сбиваются, ответ не засчитывается и воспитатель «раздает» слова другим детям.

Воспитатель читает стихотворение «Черемуха» еще раз и предлагает желающим детям выучить его наизусть (в сокращении).

Занятие 3. Весенние стихи

Цель. Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.

Ход занятия

Педагог уточняет у детей, какое время года подходит к концу, напоминает, что май – последний месяц весны.

«Весна – долгожданное и сказочно красивое время года, – рассказывает воспитатель, – поэтому и стихи о том, как преображается и расцветает природа, удивительно яркие и запоминающиеся. Послушаем?»

Читает три стихотворения, например, «Сельская песня» А. Плещеева, «Уж верба вся пушистая» А. Фета, «Черемуха» С. Есенина.

Затем спрашивает у детей, кому какое стихотворение понравилось. Читает то из них, которое запомнилось большинству дошкольников.

Педагог читает еще два-три стихотворения, например: «Жаворонок» В. Жуковского, «Колокольчики мои…» А. К. Толстого, «Голубенький, чистый подснежник-цветок…» А. Майкова.

Воспитатель повторяет понравившееся детям стихотворение и просит ребят внимательно рассмотреть иллюстрации к прочитанным произведениям и выбрать понравившуюся.

Занятие 4. Беседа о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. Бианки «Май»

Цель. Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны.

Ход занятия

Педагог спрашивает у детей, получили ли они удовольствие, рассматривая рисунки в книге , и какой из них им особенно понравился и почему.

Дети, как могут, обосновывают свой выбор, а педагог дополняет их рассказы, например: «Вы, должно быть, не заметили, в какой нежно-зеленой дымке стоят березы на заднем плане картинки, какая здесь яркая зеленая трава разных оттенков зелени – от светло-зеленых до малахитовых. Даже одуванчики на фоне этого зеленого буйства кажутся блеклыми».

Завершая эту часть занятия, воспитатель выражает уверенность в том, что если дети еще раз рассмотрят понравившиеся рисунки, то заметят что-то такое, что им не удалось увидеть ранее. «Буду рада, если вы поделитесь своими наблюдениями», – говорит педагог.

«Мы с вами каждый раз радовались, когда обнаруживали очередную примету последнего месяца весны, – напоминает педагог. – А Виталий Бианки посвятил этому времени года рассказ, который так и называется – „Май“. Послушаем?»

Занятие 5. Лексико-грамматические упражнения

Цель. Активизировать речь детей.

Ход занятия

«Я уверена, что вы хорошо будете учиться в школе, так как много знаете и умеете, – начинает разговор педагог. – Давайте проверим, насколько богат ваш словарный запас».

Воспитатель предлагает вниманию дошкольников картинку, на которой изображены образцы тканей.

Указывая на образец ткани, воспитатель просит детей определить ее цвет и рассказать, что на ней нарисовано. Например: «Ткань в мелкие белые цветочки на оранжевом поле (оранжевая ткань с белыми мелкими, похожими на снежинки цветочками); белая ткань с крупными яркими синими цветочками – васильками».

Далее педагог просит детей назвать предметы в единственном и множественном числе: один чулок и много… (чулок) , один носок и много… (носков) , одна чашка кофе и много чашек… (кофе) , много роялей и один… (рояль), одно пианино и несколько (пианино) , одно ухо и много… (ушей) , одно пальто и много… (пальто) , много простыней и одна… (простыня) .

Воспитатель дает детям новое задание: просит подобрать антонимы к словам: тяжело… (легко) , соленая (рыба)… (свежая) , густая каша… (жидкая) , вареная (морковь)… (сырая) , солнечная (погода)… (пасмурная) , ветреная (погода)… (тихая) , смелый (ребенок)… (робкий) .

В заключение педагог предлагает детям закончить стихотворные строки:


Океан волной играет,
Дельфиненочка… (качает) .

Восемь ножек осьминог
Под скалою… (спрятать смог) .

Рак-отшельник – смелый рак,
Он любитель… (ссор и драк) .
Н. Майер

Занятие 6. Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»

Цель. Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения.

Ход занятия

«К концу мая в садах, огородах, на пустырях полным-полно крапивы, – начинает разговор педагог. – Хорошее это растение или вредное?»

Заслушивает ответы детей и, не обобщая их, читает рассказ Э. Шима.

«Что теперь вы скажете о крапиве? – интересуется воспитатель. – Стоит ей поклониться?»

Педагог зачитывает соответствующий отрывок из текста, а затем читает весь рассказ.

Воспитатель предлагает ребенку пересказать рассказ. Дошкольник может рассказывать один или с товарищем. Далее текст пересказывают другие дети.

«В природе нет ничего лишнего, – говорит педагог. – И вредные осы, и прожорливые мыши – все они для чего-то нужны. И если исчезает какой-либо вид животных, например волки, в природе нарушается равновесие».

Чтобы подтвердить это рассуждение, педагог вечером читает детям литературную сказку В. Бианки «Сова».

Занятия 7–8. Повторение

Повторение материала (по выбору педагога).

Приложение. Литературная страничка

Считалки, скороговорки, загадки

* * *

Ясный месяц,
И мышатки
По ночам
Играют
В прятки.
– Месяц, месяц,
Выходи!
Я нашел,
А ты – води.
* * *

Шла веселая Собака, чики-брики-гав!
А за ней бежали Гуси, головы задрав,
А за ними – Поросенок, чики-брики-хрю!
Чики-брики, повтори-ка, что я говорю?
Н. Пикулева
* * *

Сон-сон,
Пересон.
Сели в лодку
Пять персон:
Сом,
Севрюга,
Три селедки.
Вылезайте
Все
Из лодки!
Г. Сапгир

Баран-буян залез в бурьян.

У осы не усы, не усищи, а усики.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
У ежа и елки иголки колки.

Маленькая болтунья
Молоко болтала,
Да не выболтала.

Пошла Поля полоть петрушку в поле.

Шапка да шубка -
Вот и весь Мишутка.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова,
На траве двора.

Съел молодец
Тридцать три пирога,
Да все с творогом.

Сорок сорок
Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек,
Не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек
Прострочены в срок -
Сразу поссорились
Сорок сорок.
Ю. Кушак

Разговор Лютика и Жучка
– Лютик, Лютик, что хохочешь?
– Да ведь ты меня щекочешь,
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь – захохочешь!
И. Токмакова

Держится подружка
За мое ушко,
Стежкою одною
Все бежит за мною.
(Иголка с ниткой)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)

Весь день ползу я по дорожке.
То выпущу, то спрячу рожки.
Спешить домой я не спешу,
Зачем спешить мне по-пустому?
Свой дом я при себе ношу,
А потому всегда я дома.
(Улитка)

В чисто убранной светличке
Дремлют сестры-невелички.
Эти сестры весь денек
Добывают огонек.
(Спички)

То назад, то вперед,
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе:
Продырявит море.
(Утюг)

Бьют Ермилку
Что есть сил по затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет.
(Гвоздь)

Скоро ест, мелко жует,
Сама не глотает,
Другим отдает.
(Пила)

Литературные сказки

Старик-годовик

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?

Жил-был царь. И как не стало царицы, царь и призадумался: и то худо, что царицы нет, да на то воля Божья, и опять же хозяйство на руках – и не малое, надо кому распорядиться, надо и гостей принять честно, да чтобы все было, как у людей есть, а ему на старости лет дай Бог с царством управиться.

А было у царя три сына, все трое женаты, при отце жили. Вот царь и призвал к себе снох – и старшую, и середнюю, и младшую – и решил испытать, кому из них большухой быть.

– Да вот, – говорит, – батюшка, намедни бычок за Москвой-рекой рычал, так у Андроньева на обедне слышно было.

– Эка дуреха! – отставил царь старшую сноху и к середней. – Какой голос дальше слышно?

– Петух у нас, батюшка, седни пел поутру, а в Соколинках у мамушки слыхали, Софоровна сказывала.

Царь только бороду погладил: ну, чего с такой спросить? – и к младшей:

– Не смею, батюшка, сказать, сами знаете.

– Как так, говори, не бойсь.

– Какой такой хлебный?

– А такой, батюшка, если кто хорошо кормит, а голодного не забывает, накормит, согреет, утешит, про того далеко слышно.

– Ну, – говорит царь, – умница ты, Поля, по-русски сказала, так и будь ты большухой.

А. Ремизов

Сидит Старик, чай пьет. Не пустой пьет – молоком белит. Летит мимо Сова.

– Здорово, – говорит, – друг! А старик ей:

– Ты, Сова, – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься – какой я тебе друг!

Рассердилась Сова.

– Ладно же, – говорит, – старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить – сам лови.

А Старик:

– Вишь, чем пугать вздумала! Утикай, пока цела.

Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:

– Погляди-ка, кума, не летит ли Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь мыши в ответ:

– Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали. А Сова из дупла:

– Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

– А пускай идут, – говорит старик. – Чай, мыши не волки, не зарежут телки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят.

А Сова из дупла:

– Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

– А пускай летят, – говорит Старик. – Что от них толку: ни меду, ни воску – волдыри только.

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

А Сова из дупла:

– Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

– И ветер разнесет, – говорит Старик, а сам в затылке скребет.

По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок – не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла:

– Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, – трава, слышь, без клеверу что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко все жиже да жиже. А Сова из дупла:

– Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придешь ко мне кланяться.

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить – пошел Старик Сове кланяться:

– Уж ты Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

– То-то, – говорит, – старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

Сова полетела мышей ловить.

Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться.

Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у Коровы много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить – Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

В. Бианки

Слепая лошадь

Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом, корабли которого, нагруженные дорогими товарами, плавали по далеким морям.

Уседом был очень богат и жил роскошно; может быть, и самое прозвание Уседома, или Вседома, получил он оттого, что в его доме было решительно все, что только можно было найти хорошего и дорогого в то время; а сам хозяин, его хозяйка и дети ели только на золоте и серебре, ходили только в соболях да в парче.

В конюшнях Уседома было много отличных лошадей; но ни в Уседомовой конюшне, ни во всей Винете не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра – так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту ее ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади.

Случилось купцу в одну из своих поездок по торговым делам, возвращаясь в Винету, проезжать на своем любимом коне через большой и темный лес. Дело было под вечер, лес был страшно темен и густ, ветер качал верхушки угрюмых сосен; купец ехал один-одинешенек и шагом, сберегая своего любимого коня, который устал от дальней поездки.

Вдруг из-за кустов, будто из-под земли, выскочило шестеро плечистых молодцов со зверскими лицами, в мохнатых шапках, с рогатинами, топорами и ножами в руках; трое были на лошадях, трое пешком, и два разбойника уже схватили было лошадь купца за узду.

Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, своей широкой, сильной грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего, который, махая рогатиной, забежал вперед и хотел было преградить ему дорогу, и помчался как вихрь.

Конные разбойники пустились вдогонку; лошади у них были тоже добрые, но куда же им догнать Уседомова коня!

Догони-Ветер, несмотря на свою усталость, чуя погоню, мчался как стрела, пущенная из туго натянутого лука, и далеко оставил за собой разъяренных злодеев.

Через полчаса Уседом уже въезжал в родимую Винету на своем добром коне, с которого пена клочьями валилась на землю.

Слезая с лошади, бока которой от усталости подымались высоко, купец тут же, трепля Догони-Ветра по взмыленной шее, торжественно обещал: что бы с ним ни случилось, никогда не продавать и не дарить никому своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса.

Но, поторопившись к жене и детям, Уседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не выходил измученного коня как следует, не дал ему совершенно остыть и напоил раньше времени.

С тех самых пор Догони-Ветер и начал хворать, хилеть, ослабел на ноги и, наконец, ослеп.

Купец очень горевал и с полгода верно соблюдал свое обещание: слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускалось по три меры овса.

Уседом потом купил себе другую верховую лошадь. И через полгода ему показалось слишком нерасчетливо давать слепой, никуда не годной лошади по три меры овса, и он велел отпускать две. Еще прошло полгода; слепой конь был еще молод, приходилось его кормить долго, и ему стали отпускать по одной мере. Наконец и это показалось купцу тяжело, и он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота, чтобы не занимал напрасно места в конюшне. Слепого коня работники выпроводили со двора палкой, так как он упирался и не шел.

Бедный слепой Догони-Ветер, не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами, опустивши голову и печально шевеля ушами. Наступила ночь, пошел снег, спать на камнях было жестко и холодно для бедной слепой лошади. Несколько часов простояла она на одном месте; но наконец голод заставил ее искать пищи. Поднявши голову, нюхая в воздухе, не попадется ли где-нибудь клок соломы со старой, осунувшейся крыши, брела наудачу слепая лошадь и натыкалась беспрестанно то на угол дома, то на забор.

Надобно вам знать, что в Винете, как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела. Такое собрание народа для решения его собственных дел, для суда и расправы называлось вече. Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным, и требовать от народа суда и защиты.

Никто, конечно, не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа сильно достанется.

Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, может быть, вытащить из стрехи пучок соломы, ухватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать; колокол зазвонил так сильно, что народ, несмотря на то что было еще рано, толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты.

Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина – и удивились, увидя посреди площади бедного коня, слепого, голодного, дрожащего от стужи, покрытого снегом.

Скоро объяснилось, в чем дело, и когда народ узнал, что богатый Уседом выгнал из дома слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол.

Потребовали на площадь неблагодарного купца; несмотря на его оправдания, приказали ему содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади…

К. Ушинский

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Конспект НОД № 2017г.
в подготовительной к школе группе
Тема: Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Социально -коммуникативное развитие»
Задачи:
1) Формировать у детей пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. Учить объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), в подборе синонимов и антонимов. Учить замечать смысловые несоответствия. Понимать эмоционально-образное содержание произведения.
2) Воспитывать познавательный интерес
3) Совершенствовать двигательную активность
4) Формировать умение выслушивать ответы детей, дополнять их
Методы и приемы:- практические: игровая ситуация, физ. минутка
- наглядные: демонстрационный материал
- словесные: беседа, вопросы, объяснения
Материалы и оборудование: книга рассказов Шима
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная
Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физ.минутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе.

Игровая
Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры

Познавательно-исследовательская
Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты,

Коммуникативная
Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы

Музыкальная
Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале

Изобразительная
Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества

Восприятие (художественной литературы и фольклора)
Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.)

Конструирование
Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование

Элементарный бытовой труд
(в помещении и на улице)
- Самообслуживание
Поручения (индивидуальные и под групповые), дежурства, практик-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия,дежурство, задания, реализация проекта

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Ожидаемый результат

Давайте, ребята встанем в круг. Посмотрите, что это?
- Да ребята, это волшебный книга, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов.
Дети слушают
книга

Сформирован интерес

Э. Ю. Шим родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Ш хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов; он психологически точно изображает отношение детей к миру взрослых. Наблюдая будничную жизнь с её заботами и тяготами, Шим отбирает события, которые чем-либо выделяются в этой жизни или же особо выделены им самим. Он любит изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъём и верят в добро.
Чтение рассказа:
Очень вред­ная кра­пи­ва
Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.
Ух я разозлился! Взял палку и давай кра­пи­ве ма­куш­ки сши­бать.
- Вот тебе!.. Вот тебе!..
- За что? – спра­ши­ва­ет ба­буш­ка.
- А за то, что вред­ная!
Сме­ёт­ся ба­буш­ка.
- Да разве, го­во­рит, - она вред­ная? Вся­ко­му ли­сточ­ку, вся­кой тра­вин­ке по­кло­нить­ся можно и спа­си­бо ска­зать.
- И кра­пи­ве?
- И кра­пи­ве.
- Я не буду кла­нять­ся да спа­си­бо го­во­рить!
- И зря Я вот кра­пи­ву на­ко­шу для ко­ро­вы, будет ко­ро­ва же­вать – не ото­рвёт­ся. Кро­ли­кам кра­пи­вы на­дёр­гаю – тоже будут ра­дё­хонь­ки. И гуси кра­пи­ве об­ра­ду­ют­ся, и утки, и цып­ля­та Да и ты, вояка, тоже!
- По­че­му я об­ра­ду­юсь?
- При­дёт ран­няя весна, я тебе из кра­пи­вы зе­лё­ных щей на­ва­рю. Зна­ешь, каких?
- А каких?
- Паль­чи­ки об­ли­жешь!
По общему смыслу рассказа можно догадаться, что слово обстрекала означает обожгла.
Глав­ный смысл этого рассказа заключается в том, что каждая травинка приносит пользу, каждой травинке можно поклониться, если знать эту пользу.
слушают

отвечают на вопросы
пересказывают

дети слушают

сформировано у детей пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.

Развито значение слов; упражнялись в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), в подборе синонимов и антонимов.
Развито внимание

Физминутка.
Эй, ребята, не ленитесь
На разминку становитесь
Походим мягко как лисята
И как мишка-косолапый
И как заинька-трусишка
И как серый волк-волчишко
Вот свернулся еж в клубочек
Потому что он продрог
Лучик ежика коснулся
Ежик сладко потянулся.
Выполняют
движения
Обеспечена потребность в движении

Заслушивает ответы детей и, не обобщая их, читает рассказ Э. Шима.
«Что теперь вы скажете о крапиве? – интересуется воспитатель. – Стоит ей поклониться?»
Педагог зачитывает соответствующий отрывок из текста, а затем читает весь рассказ.
Воспитатель предлагает ребенку пересказать рассказ. Дошкольник может рассказывать один или с товарищем. Далее текст пересказывают другие дети.
«В природе нет ничего лишнего, – говорит педагог. – И вредные осы, и прожорливые мыши – все они для чего-то нужны. И если исчезает какой-либо вид животных, например волки, в природе нарушается равновесие».

Дети отвечают на вопросы

Ведут беседу.
сформировано умение выслушивать ответы детей, дополнять их

Воспитали познавательный интерес



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png