Конспект открытого занятия по развитию речи

Тема «Насекомые»

Составитель: учитель-логопед Терницкая Т.А.

Цель : Систематизация представлений детей о внешнем виде и образе жизни насекомых.

Задачи:

  1. Учить составлять описательный рассказ о насекомых по опорным картинкам.
  2. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать навыки образования приставочных глаголов, существительных в Р.п. мн. ч.
  3. Воспитывать самостоятельность, инициативность, бережное отношение к природе.
  4. Развивать речевое дыхание, слуховое внимание детей.

Активизация словаря:

Существительные: комар, муха, бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, водомерка, улитка, муравей, гусеница, крылья, головка, хоботок, брюшко, лапки, яйца.

Прилагательные: трудолюбивый, прозрачный, тонкий, вредный, полезный, опасный.

Глаголы: летать, прыгать, порхать, вредить, поедать, откладывать

Оборудование: наглядный материал с изображением насекомых, макеты летающих насекомых, картинки с изображением частей тела мухи, картинки с изображением луга, леса и водоема, бубен, магнитофон, аудиозапись звуков леса.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением насекомых, знакомство с их названиями, чтение стихотворения К.Чуковского «Муха-цокотуха»

Ход занятия.

  1. Сюрпризный момент. (Между шкафом и окном натянута леска, на которой закреплен макет бабочки. К бабочке привязана нитка. Логопед тянет за нитку, и бабочка влетает в группу).

Ой, ребята, кто это влетел в окно? (Бабочка)

Посмотрите внимательно. Какая она? (Красивая, хрупкая, быстрая)

Я открою вам большой секрет. Это бабочка сказочная, она прилетела и сказочной страны.

2. Орг. момент. Ребята, вы любите сказки?

А сами хотите стать сказочными героями?

Наша гостья может нам в этом помочь. Сейчас она превратит нас в сказочных великанов, и мы отправимся в очень интересную страну с ее необычными жителями. Для этого нам нужно закрыть глаза и повернуться вокруг себя.

Дети закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя, тянутся на носочках.

(В это время звучит музыка со звуками леса.)

Дети открывают глаза. Посмотрите друг на друга. Кажется, вы немного подросли. Готовы отправиться в путешествие? Шагайте за мной и сами скоро догадаетесь, в какую страну мы попали. Дети маршируют в такт стихотворения за логопедом. Логопед показывает иллюстрации и макеты насекомых по тексту стихотворения.

Чтение отрывка из стихотворения Е. Серовой. «Добрый великан»

Я шагаю по лужайке –

Великан в трусах и майке,

Сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот улитка – добрый гномик –

На себе таскает домик.

Вот квартирка для жука –

Дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом –

Муравьи хлопочут в нем.

Вот цветок ромашки –

В нем живут букашки.

Эта милая страна

Вся кругом заселена!

Ребята, вы догадались, в какую страну мы попали? (Страну насекомых)

А давайте назовем других жителей этой страны.

На магнитной доске расположены рисунки других насекомых, дети называют их.

Некоторые насекомые издают различные звуки. Попробуем с ними пообщаться.

  1. Игра на звукоподражание :

Жужжим как жук – Ж – Ж – Ж.

Звеним как комар – З – З – З.

Трещим как кузнечик – ТРР – ТРР – ТРР.

А вы, наверное, знаете как насекомые умеют передвигаться? (ползают, летают, прыгают, бегают, порхают)

Посмотрите в нашей зеленой стране живут много летающих насекомых давайте поможем им полететь, попорхать, покружиться на ветру.

  1. Дыхательные упражнения .

На нитке подвешены макеты летающих насекомых. Дети должны подуть на них, чтобы они закружились на ветру.

Логопед дает инструкцию : вдыхаем воздух через нос, вытягиваем вперед губы, щеки не раздуваем и дуем на насекомых так, чтобы они закружились, запорхали.

Ребята вы уже много знаете про насекомых, а вы знаете, какие части тела есть у насекомого? Все насекомые разные. Но каждый из вас видел муху.

Разберемся, из каких частей состоит муха, Где она живет.

4. Составление описательного рассказа.

На магнитной доске закреплено изображение мухи. Дети по очереди берут карточки с изображением частей тела мухи и составляют предложения:

У мухи есть голова…

У мухи есть туловище …

У мухи есть хитиновый покров …. и т.д.

Муха откладывает яйца.

Домашняя муха живет в комнате.

В итоге один из детей с опорой на схему составляет описательный рассказ мухи самостоятельно . Н-р:

Муха – это насекомое. У нее есть голова, туловище, лапки, крылышки, брюшко. На голове у нее есть глаза и усики. Тело мухи покрыто хитиновым покровом. Муха откладывает яйца. Она умеет летать и жужжать. Мухи живут в лесу, в поле, в комнате.

  1. Беседа о местах обитания насекомых.

Мы сказали, что муху можно встретить в лесу, в поле, в комнате. А где живут другие насекомые? Демонстрация иллюстраций. Дети их рассматривают и составляют предложения.

На лугу можно встретить бабочек, стрекоз, божиих коровок, кузнечиков.

В лесу можно встретить жуков, комаров, муравьев, гусениц.

На пруду можно встретить стрекоз, комаров, жуков.

  1. Игра на слуховое внимание.

Мы с вами много говорили о насекомых, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру с бубном, в которой мы с вами будем показывать разных насекомых. Встаньте в круг.

Дети движутся по кругу, изображая разных насекомых.

Резкие, отдельные удары – прыгает кузнечик. (прыжки на двух ногах)

Частые быстрые удары – бегут муравьи. (мелкие шашки по кругу)

Тишина – улитка спряталась в свой домик. (приседания на корточках)

7. Составление рассказа о приключениях муравья с опорой на иллюстрации. Логопед читает рассказ, демонстрирует картинки, а дети добавляют пропущенные в предложениях слова.

8 Итог занятия.

Ребята, вам понравилась зеленая страна, насекомых? Что нового вы сегодня узнали? Давайте попрощаемся с жителями этой страны и вернемся домой, и вновь превратимся в детей. Бабочка нам в этом поможет.

Дети закрывают глаза, вращаются вокруг себя.

Вот, ребята, мы снова оказались у себя в группе. Занятие окончено.


Конспект фронтального занятия в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет на тему: «Наши насекомые».

Подготовила: Захарова Т.Г. учитель-логопед. МБДОУ №222. г.Оренбург.

Цель : уточнить и расширить знания детей по теме «Насекомые».

Задачи :

Коррекционно-образовательные: у точнение знаний о насекомых, их характерных признаках;

Закреплять умение образовывать формы множественного числа глаголов;

Закреплять у детей умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; употреблять предлог «под».

Коррекционно-развивающие : совершенствовать фонематическое восприятие;

Развивать логическое мышление и внимание;

Закреплять образование относительных прилагательных; согласование числительных с существительными.

Коррекционно- воспитательные : воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям (насекомым).

Развивающая среда: предметные картинки с изображением насекомых; карточки с изображением цифр; сюжетная картина «Чудесная поляна», картинка с изображением цветка, листочки на каждого ребёнка с изображением бабочки для штриховки, карандаши.

Ход занятия:

I . Организационный момент.

Логопед: Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.

(Дети выполняют задание)

Понюхайте их.

(Дети делают глубокий вдох через нос, а выдох через “трубочку”)

А вот мимо полетели бабочки, проползли жучки, червячки.

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Игра «Назови одним словом»

Логопед : Комар, кузнечик, стрекоза, муравей, бабочка, кто это? (Ответы детей: Насекомые).

II . Сообщение темы занятия

Логопед : А каких насекомых вы еще знаете? (Ответы детей: Стрекоза, муха, пчела, жук, и т.д.)

Лексико-грамматические игры и упражнения:

Игра «Что делают?». Образование формы множественного числа глаголов.

Логопед: Насекомые (что делают?)

Бабочка порхает, а бабочки…(Порхают).

Пчела мёд собирает, а пчёлы мёд …(Собирают).

Оса жалит, а осы …(Жалят).

Жук жужжит, а жуки…(Жужжат).

Комар звенит, а комары …(Звенят).

Стрекоза стрекочет, а стрекозы …(Стрекочут).

Муха в дом залетела, а мухи …(Залетают).

Кузнечик прыгает, а кузнечики…(Прыгают).

Паук паутину ткёт, а пауки …(Ткут).

Муравей муравейник строит, а муравьи …(Строят).

Игра с мячом «Подбери признак». Подбор признаков, образование относительных прилагательных.

Логопед: . Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

Бабочка (какая?)- красивая, разноцветная, полезная, большая.

Комар (какой?) – кровососущий, вредный.

Муравьи (какие?) – полезные, трудолюбивые, маленькие.

Муха (какая?) – вредная, назойливая, большая, маленькая, надоедливая.

Пчела (какая?) – полезная, трудолюбивая, медоносная.

Жук (какой?) - большой, рогатый и т.д.

Игра «Четвертый лишний» Выставляются картинки.

Муха, муравей, грач , пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, собака.

Комар, пчела, бабочка, лев и т.д.

Пальчиковая гимнастика:

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха

Это жук с зелёным брюхом.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь! (прячут руки за спину)

Физминутка. «Стрекоза» Выполнение движений по тексту стихотворения.

Вот какая стрекоза –

Очень круглые глаза.

Вертится, как вертолёт:

Вправо – влево, назад – вперёд.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Сели, травку покушали,

Тишину послушали…

Игра «Сколько насекомых на цветке?» согласование числительных с существительными.

У каждого ребенка картина с изображением насекомого.

Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: «На цветке 3 муравья»

Игра «Куда спрятались насекомые»

На доске помещена картина с изображением поляны.

Логопед: Ожидается сильный ливень. Все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их. (Дети на ходят на картинке насекомых и отвечают: Гусеница под яблоком. Бабочка укрылась под ромашкой. Усатый жук заполз под куст. И т.д.)

Игра «Назови ласково» Образование имен существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.

Комар – комарик,

Стрекоза – стрекозка,

Пчела- пчёлка,

Жук – жучок,

Муравей- муравьишко.

Паук – паучок. И т.д.

Упражнение на развитие графомоторных навыков (штриховка бабочки) .

Логопед: Ребята отгадайте загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Посмотрите, к вам прилетела красивая бабочка. Давайте выполним штриховку бабочки.

Логопед: Нам пора возвращаться, и насекомые тоже улетают. Только бабочки остались с нами.

III . Итог занятия.

Логопед: Куда мы сегодня совершили путешествие? Каких насекомых можно встретить на лесной полянке? Как нужно относиться к насекомым?

Конспект НОД в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Насекомые»

Коррекционно-образовательные задачи: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, образование слов-антонимов, образование слов с уменьшительными и увеличительными оттенками, употребление предлогов).
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия, диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, картинки с полевыми цветами, разрезные картинки, мяч, карточки для игры «Есть-нет», карточка с ребусом, бабочка, искусственный цветок в горшке, игровизоры, маркер, задания на листе бумаги.
1. Организационный момент.
Логопед . Ребята, скоро наступит лето, и многие из вас будут отдыхать на природе: в лесу, на лужайках, у реки, на огороде. Там вы можете встретить разных насекомых. А для того чтобы подружиться с ними, нужно о них много знать. А вы много нового узнали о насекомых?
Хотели бы вы проверить свои знания?
Здесь вы видите дорожку из полевых цветов. Под каждым цветком приготовлено для вас задание или игра о насекомых. Мы с вами пойдем по дорожке, выполняя задания по порядку и дойдем до бабочки. Может быть, она тоже для вас что-нибудь приготовила.
2. Разрезные картинки
Логопед. Первое задание разрезные картинки. Я вам предлагаю собрать вдвоем одну картинку. Присаживайтесь за столы.
Дети собирают разрезную картинку и называют логопеду кто на картинке.
3. Игра в слова.
Логопед предлагает встать детям в круг.
Логопед. Я предлагаю вам поиграть. Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее пчеле (муравейник, зеленый, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, река, стрекочет, цветок, квартира, тли, вредитель, соты, хищник, жужжит, большие глаза, разносчица болезней, полосатая, нектар, кровосос, пасечник, силач, летает, хвоинки, усики).
Логопед. Умницы, никто из вас не ошибся.
4. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Логопед. Майский жук большой, а божья коровка… маленькая.
Логопед. У жука усы толстые, а у бабочки…тонкие.
Логопед. У шмеля спина широкая, а у комара…узкая.
Логопед. У мухи крылья короткие, а у стрекозы…длинные.
Логопед. Комар злой, а бабочка…добрая.
Логопед. Пчела полезная, а муха…вредная.
Логопед. Вы все правильно назвали.
5.Игровое упражнение «Есть-нет».
Логопед раскладывает на столе картинки.
Логопед. Возьмите по одной картинке, поиграем в игру «Есть-нет».
1-й ребенок. У меня есть пять комаров.
2-й ребенок. У меня нет пяти комаров, но есть шесть божьих коровок.
3-й ребенок. У меня нет шести божьих коровок, но у меня есть четыре кузнечика.
4-й ребенок. У меня нет четырех кузнечиков, но у меня есть девять стрекоз.
5-й ребенок. У меня нет девяти стрекоз, но у меня есть семь мух.
6-й ребенок. У меня нет семи мух, но у меня есть три пчелы.
1-й ребенок. У меня нет трех пчел, но у меня есть пять комаров.
Логопед. Верно. Молодцы!
6.Динамическая пауза «Кузнечик»
Скачет маленький кузнечик: (подскоки)
Через мостик перешёл, (ходьба)
Через лужи перепрыгнул. (прыжки с ноги на ногу)
В гости к бабочке пришёл: (ходьба)
«Эй, хозяйка, хватит спать! (дети ритмично «стучат в дверь)
Выходи скорей гулять!» (машут рукой в направлении к себе)
Будем вместе веселиться – (хлопают в ладоши)
Ты летать, (машут руками)
А я скакать!» (подскоки на месте)
7.Игра «Бабочка»
Логопед предлагает детям сесть на коврик.
Логопед . Для того, чтобы узнать с кем мы будем играть предлагаю разгадать вот этот ребус. (Бабочка)
Логопед. Правильно. Я буду помогать бабочке совершать различные действия, а вы будите говорить, что она делает.
Дети. Бабочка подлетела к цветку.
Дети. Бабочка села на цветок.
Дети. Бабочка летает над цветком.
Дети. Бабочка спряталась за цветок.
Дети. Бабочка вылетела из-за цветка.
Дети. Бабочка села под цветок.
Дети. Бабочка улетела от цветка.
8. Дидактическая игра «Насекомые малыши и великаны».
Логопед. Я буду называть название насекомого, а вы называете, когда он маленький, когда большой. Например: стрекоза-стрекозка и стрекозище.
Логопед. Комар - Комарик и комарище.
Логопед. Жук - Жучок и жучище.
Логопед. Пчела - Пчелка и пчелище.
Логопед. Муравей - Муравьишка и муравьище.
Логопед. Таракан - Таракашечка и тараканище.
Логопед. Шмель - Шмелёк и шмелище.
Логопед . Вы справились с этим сложным заданием.
9. Задание на листе «Четвертый лишний»
Логопед предлагает детям сесть за столы. На столах у детей лежат игровизоры с заданием на листе.
Логопед. Посмотрите бабочка для вас приготовила задание на игровизорах. В каждом ряду зачеркните лишнюю картинку (Дети выполняют самостоятельно).
Логопед. А теперь я предлагаю поменяться листочками и проверить друг у друга выполненное задание.
10. Окончание занятия.
Логопед. У меня на разносе лежат смайлики, они разные. Посмотрим, чем они отличаются? (настроением: радость и грусть). Если, сегодня выполняя задания у вас встретились трудности – возьмите грустного смайлика, а если вы считайте, что со всеми заданиями справились - возьмите веселого смайлика.
Дети выбирают смайлики.
Логопед. Я вижу, что все выбрали радостного смайлика и это значит, что все задания для вас были выполнимыми и вы справились. Все сегодня молодцы и я вам хочу вручить вот эти медали.

МАДОУ «Детский сад №242»

Конспект подгруппового логопедического занятия

по формированию лексико – грамматических категорий.

Лексическая тема «Насекомые».

Старшая группа.

Учитель-логопед:

Храмова Раушания Жаудатовна.

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

    Совершенствовать умение преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число.

    Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа.

    Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ок -, -ик- , -к-.

    Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия.

    Закреплять употребление предлогов при составлении предложений.

    Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме “Насекомые”.

    Закреплять умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением.

    Продолжать работу по развитию правильного физиологического дыхания.

    Развивать общую и мелкую моторику.

    Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.

    Развивать музыкально-эстетическое восприятие.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация по теме, картинки «зеленая лужайка», трафареты «бабочка», массажный шарик, разноцветный пластилин.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Послушайте, кто так красиво поет?

- Это птицы поют.

Правильно. А чем питаются птицы?

- Птицы питаются семенами и зернышками.

- Птицы питаются насекомыми.

II Развитие неречевого дыхания.

У вас на столе лежат необычные лужайки. Давайте на них подуем и узнаем, кто же там спрятался? Не забываем выполнять правила: плечики не поднимаем, щёки не надуваем (дети дуют 5 раз).

III Вводная беседа. - А теперь скажите, кто же спрятался на вашей лужайке?

- На моей лужайке спрятался муравей.

- На моей лужайке спряталась стрекоза.

(кузнечик, жук, комар.)

Как назвать одним словом?

- Это насекомые .

Кто такие насекомые?

- Это крошечные животные, у которых шесть лапок.

Из каких частей состоит тело насекомых?

- У насекомых есть голова, грудь, брюшко.

Почему некоторые насекомые ярко окрашены?

- Насекомые ярко окрашены, чтобы отпугивать других животных.

IV Развитие лексико-грамматических категорий.

Ребята, наши насекомые что-то хотят вам сказать. А вы знаете, как разговаривают насекомые? Какой звук издает комар и комары?

- Комар звенит, а комары звенят.

Кузнечик и кузнечики?

- Кузнечик стрекочет, а кузнечики стрекочут.

Жук и жуки?

- Жук жужжит, а жуки жужжат.

Сверчок и сверчки?

- Сверчок свистит, а сверчки свистят.

Оказывается, насекомые потеряли свою подругу гусеницу. Поможем ее найти? Для этого нам нужно отправиться на лесную полянку. А по дороге мы будем выполнять задания. Мы с вами пойдем пешком, а вы знаете, как передвигаются насекомые? Как передвигается кузнечик и кузнечики?

- Кузнечик прыгает, а кузнечики прыгают.

- Жук летает, а жуки летают.

- Муравей ползает, а муравьи ползают.

- Пчела летает, а пчелы летают.

- Бабочка порхает, а бабочки порхают.

Правильно. Насекомые все такие маленькие. Давайте их назовем ласково.

Муха - мушка , жук – жучок , таракан – тараканчик , пчела – пчелка , стрекоза – стрекозка , комар – комарик .

Наши друзья проголодались. Чем питается муравей?

- Муравей питается вредными насекомыми.

Чем питается муха?

- Муха питается остатками пищи человека.

Чем питается пчела?

- Пчела питается нектаром цветов.

Чем питается кузнечик?

- Кузнечик питается вредными насекомыми.

Ребята, некоторые насекомые приносят пользу, а другие – вред. Комар – какое насекомое?

- Комар – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы и кусает человека.

Муха?

- Муха – это вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит опасные болезни.

Пчела?

- Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и опыляет цветы.

Муравей?

- Муравей – это полезное насекомое, потому что он охотится на вредных насекомых.

Бабочка?

- Бабочка – это полезное насекомое, потому что она опыляет цветы.

Ребята, мы дошли до нашей полянки. Сколько же на ней насекомых, давайте сосчитаем. Сколько на поляне стрекоз?

- На поляне две стрекозы.

Сколько на поляне муравьев?

- На поляне три муравья.

Сколько на поляне мотыльков?

- На поляне пять мотыльков.

Сколько на поляне кузнечиков?

- На поляне один кузнечик.

Сколько на поляне жуков?

- На поляне два жука.

Но кого-то здесь не хватает. Послушайте, кто к нам спешит на поляну? (включается фрагмент аудиозаписи «Полет шмеля» Римского-Корсакова).

Как вы думаете, кто к нам прилетел?

- Я думаю, что прилетел комар.

- Я думаю, что прилетел шмель.

- Я думаю, что прилетела муха.

А комар какой?

- Комар вредный, кровососущий, маленький, назойливый.

А шмель какой?

- Шмель большой, полосатый.

А муха какая?

- Муха вредная, назойливая, надоедливая.

А пчела какая?

- Пчела полезная, трудолюбивая, медоносная.

Физкультминутка. Речевая подвижная игра «Пчела ».(Н.Нищевой)

Давайте поприветствуем насекомых, вставайте в кружок.

Прилетела к нам вчера (дети

Полосатая пчела, (загибают по одному пальчику на название каждого насекомого)

А за нею шмель-шмелек,

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза

Как фонарика-глаза (показываем пальцами два круга у глаз)

Пожужжали, полетали (бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)

От усталости упали. (Приседают на ковер.)

Молодцы, возвращаемся на места. Ребята, а вы не забыли, для чего мы пришли на лесную полянку?

- Мы пришли на лесную полянку, чтобы найти гусеницу.

Может быть она под листом?

- Под листом нет гусеницы.

Может быть она на цветке?

- На цветке нет гусеницы.

В норке?

- В норке нет гусеницы.

- Над травой?

- Над травой нет гусеницы.

Ребята, какие короткие слова мы с вами использовали, когда искали гусеницу?

- В, над, под, на.

- Это короткие слова. Они пишутся раздельно.

Ребята, посмотрите, на листочке висит непонятный предмет. Это куколка. Когда гусеница наедается листочками, она обматывает себя липкой паутинкой и образует куколку. А внутри она превращается в бабочку. Посмотрите, в какую бабочку превратилась наша гусеница.

V Развитие мелкой моторики . (детям раздаются трафареты «бабочка», пластилиновые шарики).

Ребята, прилепите пластилиновые шарики на трафарет, и у вас получится бабочка. Какие бабочки у вас получились?

- Красивые, пестрые, разноцветные, большие.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

VI Итог занятия.

Куда мы сегодня совершили путешествие?

- Мы совершили путешествие на лесную полянку .

В кого превратилась гусеница?

- Гусеница превратилась в бабочку.

Как нужно относится к таким красивым местам, как лесная поляна?

- Нельзя сорить, шуметь. Нельзя рвать цветы, обижать насекомых.

Приложение. Презентация к занятию.

Людмила Александровна Носенко
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Насекомые»

Конспект занятия в старшей логопедической группе

Тема : «Насекомые »

Цель : Познакомить детей с понятием «насекомые » .

Задачи :

1. Уточнить названия насекомых , внешние признаки, их строение;

2. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

3. Развивать словарь по данной теме , внимание, память;

4. Воспитывать бережное отношение к полезным насекомым .

Оборудование : предметные картинки.

Ход занятия:

1. Организационный момент :

Назвать времена года, начиная с зимы.

Какое сейчас время года?

Назовите три весенних месяца?

Какой месяц сейчас?

Какое время года наступает за весной?

2. Тематическая беседа о насекомых :

а) Логопед загадывает загадку и выставляет картинку :

Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель? …

(Муравей.)

Муравьи - полезные насекомые . У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют «санитарами леса» . За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых . Живут муравьи в муравейниках. Муравейники надо беречь и оберегать!

б) Логопед загадывает загадку :

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

(Е. Серова)

Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа - превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку.

Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.

в) Логопед загадывает загадку :

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик.)

С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.

г) Логопед загадывает загадку :

Теплым днем, весною, в мае,

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский … (Жук.)

Как называются части тела жука?

Куда прикрепляются лапы? (К груди.)

Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.)

Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.)

Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко над землей и жужжат. Жук грызет кору деревьев.

Пальчиковая гимнастика :

Я веселый майский жук, (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы» , пошевелить ими.)

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жужу!

д) У кого вся спинка в точках,

Кто пасется на листочках,

Кого мы просим подняться в небо

И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.)

Чем отличается божья коровка от майского жука?

3. Физкультминутка :

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, сели травушку покушали,

Тишину послушали,

Выше, выше, высоко,

Прыгай на носках легко!

4. Отгадывание загадок :

Что за девчонка :

В поясе тонка,

Огромные очи.

Летит - стрекочет.

(Стрекоза.)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком.

(Пчела.)

Самого не видно,

а песню слышно;

Летит, пищит,

случай не упустит :

Сядет и укусит.

(Комар.)

Надо мной она кружит,

Надо мной она жужжит.

Ну и приставуха

Эта цокотуха.

(Муха.)

Муха - это очень вредное насекомое , потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные : большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.

5. Дидактическая игра «Назови ласково» .

Комар - комарик

Жук – жучок

Пчела – пчелка

Лапы – лапки

Голова – головка

Муравей - муравьишка

Муравейник – муравейничек

Муха – мушка

Стрекоза – стрекозка.

6. Дидактическая игра «Закончи предложение» .

Пчела собирает … (мед) .

Комар кусает … (человека) .

Бабочка летает … (цветком) .

Жук грызет … (кору) .

На земле великое множество насекомых . На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки . Вот откуда название «насекомые » - от слова «насекать » . Насекомые - обжоры : они едят все : зелень, мелких насекомых . Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом) . Насекомых поедают птицы . Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк) .

7. Итог занятия : собрать разрезные картинки и назвать насекомое .

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе. Тема: Одежда. Цели занятия: - учить детей различать предметы одежды.

Конспект фронтального занятия по лексической теме «Дикие животные» для детей старшей логопедической группы с ОНР Занятие «Дикие животные» Цели: формирование познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Тема: Овощи. Задачи: расширение и уточнение словаря по теме; образование сложных слов; определение формы овощей; образование относительных.

I.Организационный момент Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними. Создание положительного.

Конспект НОД в старшей группе по лексической теме «Насекомые» Цели: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые.

Цель: Научить детей бережно относится к объектам окружающего мира. Задачи: Дать детям элементарные представления детям о насекомых. Создание.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать.

Конспект занятия



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png