Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Лес - это самое прекрасное, это дом для растений и животных. Вспомните, когда вы последний раз были в лесу. Что вы чувствовали? Что вас окружало? Поделитесь своими впечатлениями.

Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – я готов действовать, активен;

желтый – я готов поиграть, весел;

Зеленый - я готов работать самостоятельно, спокоен;

Коричневый – я не хочу работать, мне грустно.
Тип леса – это совокупность лесных фитонценозов, произрастающих в сходных почвенно-гидрологических условиях и имеющих сходный видовой состав ярусов и сходную структуру сообществ.

Работа по иллюстрациям различных типов лесов (Демонстрационный материал).

Леса бывают лиственные, хвойные и смешанные. В округе преобладают хвойные леса: сосновые, кедрачи, елово-пихтовые и лиственничные. Из лиственных лесов преобладают березовые.
Инструктивная карточка

в экосистемах ХМАО. Охрана природы»I год обучения.

Определите, с какого дерева лист.

Назовите тип леса, в котором произрастают данные деревья.

Кроссворд «Елочка»

Кто отгадает кроссворд, тот узнает название охранника леса.


  1. Что является домом для ели? (Лес.)

  2. Я сестра родная елки, но мои длинней иголки. (Сосна.)

  3. Я обманщица большая , я всех вас перехитрю:
    И не елка, не сосна я, а с иголками живу. (Лиственница.)

  4. У какого дерева при малейшем ветерке дрожат ли­сточки? (Осина.)
В ходе работы с гербарным материалом детям предлагается определить по 2 древесных породы и ответить на следующие вопросы:

  • Какое это дерево?

  • Лиственное оно или хвойное? Как ты это определил?

  • В каком типе лесов может произрастать?
(Например: Ель сибирская; хвойное дерево, определили по хвоинкам, иголочкам; произрастает в хвойном или смешанном лесу.)
Всякий биоценоз имеет свою собственную структуру. Она определяется расположением особей различных видов по отношению друг к другу, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Это пространственная структура.

Ярусность – распределение организмов в сообществах по вертикали. У растений ярусность вызвана конкуренцией за свет и воду, а у животных – за пищу.

Ярус - это структурная часть фитоценоза, объединяющая виды растений приблизительно равной высоты со сходной требовательностью к световому режиму во взрослом состоянии. Лесные фитонценозы имеют сложное ярусное строение. В лесной зоне ХМАО можно выделить 4 яруса: 1 ярус составлен деревьями, 2 ярус – кустарниками, 3 ярус – кустарничками и травянистыми растениями, 4 ярус – мхами и лишайниками. Ярус мхов и лишайников обычно располагается на уровне почвы , отчасти и на стволах деревьев. Ярус травянистой растительности бывает различной высоты (в сибирской тайге – до двух метров). Следующий ярус в лесу – кустарниковый. Он достигает восьмиметровой высоты. Последний лесной ярус – древесный, состоит из высоких деревьев. В соответствии с ярусным расположением растений распределяются в лесу и животные. Все, что растет на земле, для того чтобы выжить подчинено закону надземной ярусности . Этому закону подчинено все живое на земле. Такому же закону подчинено и всё живое под землей и растения, и животные и это закон подземной ярусности . Ярусность существует и в почве. Ее определяет характер залегания корневой системы различных растений.

Схема ярусного расположения растений в лесном фитонценозе.

I – древесный ярус, состоящий из 2-х пологов, II – кустарниковый ярус, III – травяно-кустарничковый ярус, IV – мохово-лишайниковый ярус.
Инструктивная карточка

по программе «Растения, животные и человек

I год обучения.

Распределите предложенные растения по ярусам, вписывая их названия в соответствующее окошко, напишите название яруса:

4 ярус -

Береза, рябина, сосна обыкновенная, шиповник, брусника, кукушкин лен, кипрей, ландыш, осина, малина, сосна кедровая сибирская , голубика , ягель, купена, черника, плаун.

(1 ярус – древесный: береза, сосна обыкновенная, осина, сосна кедровая сибирская; 2 ярус – кустарниковый: рябина, шиповник, малина; 3 ярус - травяно-кустарничковы: брусника, кипрей, ландыш, голубика , купена, черника; 4 ярус - мохово-лишайниковый: кукушкин лен, ягель, плаун).

Жизненная форма – форма растения, возникшая в результате длительного приспособления к местным экологическим условиям (низкой температуре воздуха, и почвы, избыточной влажности, короткому вегетационному периоду и т.д.), выраженная в морфофизиологических особенностях. Основными жизненными формами растений нашего округа – деревья, кустарники, кустарнички и травы.

Деревья жизненная форма растений с сохраняющимся всю жизнь многолетним одревесневшим главным стеблем (стволом) и ветвями, образующими крону. Основными деревообразующими породами таежных лесов ХМАО является сосна обыкновенная , кедр сибирский, ель сибирская, пихта сибирская, лиственница сибирская – хвойные; среди лиственных – береза, осина, в меньшей мере ивы и тополя.

Кустарники – многолетние деревянистые растения, ветвящиеся у самой поверхности почвы и не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, высотой до 6 м, продолжительностью жизни от 10 до 20 лет. К кустарникам относятся – рябина сибирская, спирея (таволга) иволистная, можжевельник обыкновенный, различные виды ив (корзиночная, серая, ушастая, лопарская, черничная), черемуха обыкновенная.

Кустарничек – низкорослый кустарник (высотой до 60 см). Выделяют вечнозеленые (брусника, клюква болотная, багульник болотный) и листопадные (черника, голубика , толокнянка).

Травы – это растения, не имеющие одревесневшего побега. Травянистые растения делятся на однолетние и многолетние. Основные представители травянистых растений ХМАО – кислица обыкновенная , вороний глаз, седмичник, линнея северная, грушанка, майник двулистный, кипрей и т.д.
Растения


Деревья

Кустарники

Кустарнички

Травы

Название хвойных и лиственных лесов зависит от вида, который преобладает на его территории. Этот вид называется доминирующим. Доминанты – виды организмов, которые преобладают в экосистеме. Как правило, доминанты выделяются среди растений (дуб, береза, сосна и др. в лесах)

Если в лесном фитонценозе преобладает сосна обыкновенная, то это сосняк, береза – березняк.

Инструктивная карточка

по программе «Растения, животные и человек

в экосистемах ХМАО. Охрана природы»

I год обучения.

Подберите название лесному фитонценозу в зависимости от доминирующего вида:


  • Сосна кедровая сибирская – (Кедрач).

  • Осина – (Осинник).

  • Ива обыкновенная – (Ивняк).

  • Ель сибирская – (Ельник).

  • Береза – (Березняк).

Каждой команде по очереди предлагается выполнить три задания, за правильное выполнение задания начисляются баллы команда, набравшая наибольшее количество баллов объявляется победителем и получает звание «Лучший знаток лесов ХМАО».

Задание 1:

Инструктивная карточка

по программе «Растения, животные и человек

в экосистемах ХМАО. Охрана природы»

I год обучения.

Дать полную характеристику 5 растений по схеме:


  1. Название растения.

  2. Дерево, кустарник, кустарничек, трава.
    К какому ярусу относится.

  3. В каком лесу произрастает: хвойном, лиственном, смешанном.
(Например: Рябина обыкновенная; кустарник; 2 ярус; произрастает в лиственном или смешанном лесу.)

Задание 2:

Перед вами иллюстрации растений и животных одного лесного фитонциноза. Зарисуйте схему ярусного распределения растений в данном фитонцинозе и назовите его.

(Например: Хвойный лес. Ель сибирская, пихта сибирская, майник двулистный, можжевельник обыкновенный, багульник, седмичник, сфагнум, кукушкин лен, белка, клест, куница, медведь, глухарь.)
За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты.
Задание 3:

Определите растения по гербарию /предлагаются 5 растений/.

(Например: Ель сибирская, седмичник, голубика, кукушкин лен, шиповник).
За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты.
Что нового вы узнали на занятие?

Ярусность, что это, для чего она нужна растениям?

Доминирующий вид это?

Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – мне понравилось занятие, я узнал много нового;

Желтый – мне понравилось играть, я повеселился с друзьями;

Зеленый – я узнал много интересного для себя, мне было комфортно;

Коричневый – мне не понравилось занятие, я ничего не узнал.

Урок окружающего мира

Тема урока: Лес – природное сообщество.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.

1. Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».

2. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

3. Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.

4. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.

растений, животных, мультимедийная презентация, атлас-определитель «От земли до неба», карточки с заданиями для групповой работы, карточки для самооценки.

Действия учителя

Действия учеников

1.Мотивация

к учебной

деятельно-

У меня хорошее настроение. А у вас? Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Закройте глаза (Включается запись пения птиц).

Представьте, что вы на лесной полянке, ярко светит солнышко, весело щебечут птицы. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнять трудные задания.

2.Актуализа-

ция знаний

Ребята, отгадайте загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью умирает,

Весной опять оживает.

Мы уже изучали лес, как природную зону. А сегодня будем изучать лес более детально, как бы "рассматривая его под микроскопом".

А что же такое лес? Что вы уже о нем знаете?

Сейчас ваша одноклассница расскажет «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес», а вы сделаете из нее вывод.

«Один художник решил нарисовать лес.

Что такое лес? - размышлял он. - Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи, они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, - не унимался лесовик. Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

Нет, - сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

Вот это настоящий лес! - сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!».

Итак, что же такое лес? (Слайд№4 ).

-Ученые называют лес природным сообществом. Как вы это понимаете?

Что такое сообщество?

А в словаре Ожегова это слово объясняется так:

Лес – это природная зона, которая находится южнее зоны тундры. Обитатели леса:

животные, насекомые и птицы. Растения в этой зоне многообразны: деревья, кустарники, травы, грибы, ягоды (Слайд №2 ).

Слайд №3.

Лес - целый мир, в котором обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, а ещё больше скрыто от наших глаз.

Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.

Сообщество –

1.Объединение людей, имеющих общие цели;

2.Группа растительных и животных организмов, живущих вместе.

Целеполага-ние и планирова-ние предстоя-

щих действий

Как вы думаете, чем мы займемся на уроке? Какую цель вы себе поставите на урок?

Сформулируйте тему урока (Слайд №5 ).

Чтобы изучить лес, как природное сообщество, нам нужно определить план наших действий. На слайде №6 есть план, но пункты перепутаны. Поставьте их в правильной последовательности.

(План записывается на доску).

Изучить лес, как природное сообщество. Проследить взаимосвязи в сообществе, познакомиться подробно с растениями и животными леса. Доказать, что лес является природным сообществом.

«Лес–природное сообщество».

Дети рассуждают и переделывают план.

1)Узнать, как располагаются растения в лесу.

2) Изучить обитателей леса.

3)Выявить взаимосвязи между обитателями леса (невидимые нити).

Систематизация знаний с

элементами исследова-

Физкультми-

Первичное закрепление с проговариванием

Закрепление

Рефлексия

Домашнее задание

Первый пункт плана помогу вам выполнить я.

Рассмотрите слайд «Смешанный лес» (слайд№7 ). Чем является лес для живых организмов? Какой это дом?

- Верно.Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. (На доске появляется модель многоэтажного дома в виде лесенки).

Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей.

2) Растения с мягкими зелеными стеблями.

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем.

4)На горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

На самой земле вместе с грибами растут мхи и лишайники.

Расположите названия ярусов в порядке уменьшения (на доске)

Итак, скажите, как располагаются растения в лесу? Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются этажами, ярусами?

Далее мы будем изучать обитателей леса: (растения, животных, грибы), и выявлять взаимосвязи между ними (2 и 3 пункты плана). Для этого разделимся на группы: ботаники, зоологи, экологи и отдельная группа ученых, которая будет изучать грибы.

1 группа – ботаники – будет изучать растения леса.

Задание: рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа-определителя и заполните таблицу (написать по 3 растения, которые растут в лесах нашего края).

Ярусы леса

Ответить на вопрос:

Какое значение имеют растения для животных?

2 группа – зоологи – будут изучать животных леса.

Задание: приведите примеры животных нашего края (с помощью атласа-определителя) и заполните таблицу:

Животные

на деревьях

Ведут наземный образ жизни

насекомые

земноводные

насекомые

пресмыкающиеся

млекопитающие

млекопитающие

млекопитающие

Составьте рассказ о животных, заполните пропуски.

«Весь лес от верхушек деревьев до земли заселён …. В нашем крае обитают разные животные, которые:

Обитают в почве: …, …, ….

В лесу нелегко найти животных, потому что ….

Животных в лесу …, чем растений.

Животные имеют для растений большое значение, например белка…»

3 группа – экологи – будет составлять цепи питания. Задание:

Составить из карточек 2 цепи питания, характерные для нашего леса.

1. Дятел, жук – короед, кора дуба,

2. Муравьи, листья дерева, медведь, гусеницы.

Привести пример экологического равновесия на примере взаимоотношения дерева и жука - короеда.

а) Страшен ли жук короед молодому дереву?

б) А когда дерево стареет?

в) Пользу или вред наносят короеды лесу?

4 группа ученых будет изучать отдельную группу - грибы. Задание: прочитать текст на с. 179 учебника и ответить на вопросы:

1. Как грибы связаны с растениями?

2. Как грибы связаны с животными?

3. Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу?

Группы выполняют задания.

А сейчас немножко отдохнем. Выполним физкультминутку.

(«Мы старались, мы трудились»).

Группы выступают по очереди. По мере выступления на экране появляются слайды.

1)Ботаники: Слайды№8-11.

2)Зоологи: Слайд №12.

3)Экологи.

4)Отдельная группа ученых, изучающих грибы.

Сделаем выводы из наших исследований. В начале урока было сказано, что лес является природным сообществом. Приведите доказательства, что это действительно так. Расскажите о взаимосвязях между обитателями леса.

Итак, все живые организмы леса живут сообща. Мы доказали, что лес является природным сообществом.

Работа в парах. Решите экологические задачи на с 180-181 учебника. «В лесу складывается экологическое равновесие. Вот пример: живущие здесь мыши и полевки поедают много плодов и семян деревьев. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения? А потому что в лесу…Закончите это объяснение. Приведите другие примеры экологического равновесия в лесу.

Что необходимо сделать в конце урока?

Какую цель ставили перед собой на уроке?

Как вы думаете, достигли вы цели?

Что было на уроке трудным? Интересным?

Проанализируйте свою работу на уроке. На карточке отметьте «+» те высказывания, с истинностью которых вы согласны.

1. Я знаю, что такое сообщество

2. Я знаю, почему лес называют многоэтажным домом.

3. Я знаю животных и растения леса

4. Я понял, как взаимосвязаны все обитатели леса.

5.Я доволен своей работой на уроке.

Слайд №13.

С. 175-182, изучить материал учебника, ответить на вопросы.

Для желающих – творческое задание:

Кто желает стать доктором - изготовить книжку-малышку «Зеленая аптека» (О лекарственных растениях леса).

Кто желает стать писателем – найти пословицы, поговорки, загадки о птицах и животных, оформить их в книжку-малышку.

У кого «золотые руки» - изготовить кормушки для птиц.

Кто желает стать художником – нарисовать плакат в защиту лесного сообщества.

Домом. Этот дом многоэтажный.

Кустарники.

Трава, цветы.

Деревья - хвойные, лиственные.

Деревья, кустарники, травы, грибы, мхи и лишайники (Дети прикрепляют карточки на доску).

Они расположены ярусами (этажами). Деревьям нужно много света, это светолюбивые растения. Другим растениям его требуется меньше, поэтому они могут жить в тени деревьев. Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений. Каждое растение нашло в лесу своё место.

1группа – ботаники:

Ярусы леса

шиповник

земляника

ветреница

Растения являются средой обитания для живых организмов, растения являются пищей для животных, растения вырабатывают кислород для дыхания животных.

2 группа – зоологи:

Животные

на деревьях

Ведут наземный образ жизни

жук-короед

жук-могиль

«Весь лес от верхушек деревьев до земли заселён (животными). В нашем крае обитают разные животные, которые:

Живут на деревьях, например, …, …, …

Ведут наземный образ жизни: …, …, ….

Обитают в почве: …, …, ….

В лесу нелегко найти животных, потому что они прячутся в листве деревьев, в траве, кустах.

Животных в лесу больше, чем растений.

Животные имеют для растений большое значение, например белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, таким образом, распространяя семена».

3 группа – экологи:

1. Кора дуба, жук-короед, дятел, ястреб.

2. Листья дерева, гусеницы, муравьи, медведь.

Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Для леса это польза.

4 группа – отдельная группа ученых:

1. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями.

2. Грибами питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни, насекомые. Также грибы являются лекарством (мухомор).

3.Грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу: пней, упавших стволов, отмершей листвы.

Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи.

Растения не могут жить без животных, а животные без растений. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.

Например, животные распространяют семена. Растения дают животным укрытие, кислород для дыхания, пищу.

Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями, грибами питаются и лечатся животные, грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу.

Потому что в лесу существуют животные, которые питаются мышами, например, лиса, медведь, сова.

Подвести итог.

Изучить лес и доказать, что он является природным сообществом.

Растительные сообщества - это не случайное скопление растений, а закономерное, слагающееся и изменяю­щееся в процессе длительного исторического развития объедине­ние видов, произрастающих при однородных условиях. Каждое растение предъявляет свои требования к условиям существова­ния (температура, свет, влажность), поэтому одни растения встречаются в лесу, другие - в поле, на болоте и т.д. В природе одни растения группируются с другими; этим группировкам и дано было название растительных сообществ (фитоценозов).

Крупные растительные сообщества, например леса, луга, по­ля, болота, распадаются на более мелкие: луга - пойменные, суходольные; леса - хвойные, лиственные, смешанные.

К характерным признакам растительного сообщества относятся: ярусность в распределении надземных и подзем­ных органов растений. Так, в лесу можно выделить деревья, ку­старники, травы, мхи. Все они предъявляют различные требова­ния к условиям существования, поэтому в хвойных лесах, где мало света, хорошо развивается моховой покров; дубовые леса светлые, поэтому там много цветковых растений. Ярусность отчет­ливо прослеживается в лесу, когда одни растения своими крона­ми располагаются над другими, благодаря этому на небольшой площади произрастает большее количество растений.

Различную быстроту развития растений в сообществе характеризует не пространственный фактор, как ярусность, а временной. Так, одни растения цветут весной, другие - летом, третьи - весь период; развиваясь в разное время, растения не мешают друг другу в росте.

Смена одних видов другими происходит, когда из-за плохих условий существования одни виды погибают, другие появляются. Например, в заболоченной местности сначала господствующими являются мхи, затем постепенно они уступают место влаголюбивым растениям, которые подготавливают почву для сухопутных травянистых растений и кустарников. Изменение условий жизни является причиной смеши одних растений другими. Так, луг зарастает лесом; на месте леса может появиться болото и т.д. Смена растительных сообществ вызывается колебаниями климата, изменением почвы, влиянием хозяйственной деятельности человека.

Большое значение в жизни людей имеет такое растительное сообщество, как лес. Леса улучшают климат, задерживая влагу; предотвращают смыв почвы и образование оврагов; защищают почвы от ветров; очищают воздух от вредных примесей, предо­ставляя людям место для отдыха и способствуя воспитанию эс­тетических чувств. Лес используется в народном хозяйстве.

При всем разнообразии лесов их можно разделить на опре­деленные группы растительных сообществ, сходные по своим природным свойствам. Тип леса, как правило, устанавливают по пре­обладающей породе деревьев.


Дубравы. Деревья в дубравах располагаются ярусами: в пер­вом (верхнем) ярусе дуб; во втором - клен, липа, вяз, ясень; в третьем - дикая яблоня; и четвертом - листопадные кустарни­ки и подлесок. Мощные дубы, сопутствующие деревья и кустар­ники (липа, вяз, ясень) образуют в дубравах густую массу лист­вы, сквозь которую с трудом пробивается свет. В России произра­стает 19 видов дубов. Наиболее распространен дуб летний.

Ранней весной в лесу можно увидеть целую гамму цветов - голубой, синий, желтый, белый. Это цветут раннецветущие растения: ветреница дубравная, анемон, желтая ветреница, хохлатка, чистяк весенний. Затем начинают распускаться все деревья, послед­ним распускается дуб. В конце мая начинают цвести кустарники, зацветают травянистые растения: сочевичник, звездчатка, лан­дыш, зеленчук и живучка.

Летом дубравы выглядят однотонно, осенью снова преобража­ются за счет изменения цвета листьев дуба, ясеня, клена, липы. На этом фоне особенно отчетливо выделяются красные ягоды калины, глазки бересклета бородавчатого.

Дуб достигает высоты 50 м. Первые 10-12 лет он растет очень медленно - по 10-15 см в год. Живет дуб до 500-1000 лет. Древесина его очень ценный строевой и поделочный материал. Кору используют для дубления кож. Отвар из коры применяют в медицине. Желуди - хороший корм для свиней, из желудей приготовляют суррогат кофе.

Коротко остановимся на характеристике отдельных предста­вителей растительности дубрав.

Копытень. Растение имеет кожистые, вечнозеленые, округлой формы листья, напоминающие след копыта. Зимой под снегом листья остаются зелеными. Цветы темные и невзрачные, сидят около земли. Размножается копытень с помощью корневища.

Фиалка удивительная. Рано весной появляются душистые красивые цветки этого растения. Особенностью фиалки удиви­тельной являются ее цветки, которые отличаются тем, что они бесплодны, хотя и происходит самоопыление. (За эту особенность Карл Линней назвал ее удивительной.)

Зеленчук. Растение имеет темно-зеленые, мягкие, часто с се­ребристыми пятнами листья. Цветущие побеги вертикальные, а вегетативные - ползучие.

Живучка. Невысокое растение с розеткой ярко-зеленых, чуть блестящих прикорневых листьев и длинным ползучим корневи­щем. Синие цветки собраны в колосок. Цветет в конце весны, но распространяется с помощью корневища. Круглый год у нее зеленые листья, за что она и получила свое название.

Сныть. Растение с крупными тонкими листьями. Растет чаще на полянах. В некоторых районах местное население молодые черешки сныти кладет в щи вместо капусты.

Вороний глаз. Растение ядовитое. Свое название получило благодаря крупной черной ягоде, которая располагается между четырьмя крестообразно расположенными крупными листьями.

Ельники. Сумрачен и угрюм еловый лес, он круглый год зеленый. В этом лесу мало кустарников и травянистых растений. Большая часть растений имеет вечнозеленые листья (брусника, грушанка, плауны), создавая постоянный зеленый покров.

Ель - теневыносливая порода, не любит песчаную и заболо­ченную почву. Создавая сплошной полог, уравнивает температу­ру: под пологом ели климат более ровный. У нее развиваются боковые корни без стержневого корня, поэтому от сильного ветра ель опрокидывается. Цветет в конце мая; мужские цветки собра­ны в небольшие желтые шишечки, а женские находятся в крас­ных семенных шишках.

Древесину ели используют в целлюлозно-бумажной промыш­ленности, судостроении. Из ели добывают смолу, деготь, скипи­дар, канифоль, дубильные веществе и др. Из ее древесины изго­тавливают музыкальные инструменты. Семема - питательный корм для белок и птиц. Ель служит хорошим декоративным де­ревом в парках, особенно при посадке группами.

Поздно пробуждается травянистая растительность в еловом лесу. В конце мая расцветают целые ковры кислицы. Тогда же цветут седмичник, майник и брусника. Летом зацветает грушан­ка, зимолюбка. Цветки можно видеть все лето, многие из них имеют белую окраску для привлечения насекомых, однако боль­шинство растений размножается вегетативно. В еловых лесах много грибов.

Грушанка - небольшое растение с вечнозелеными листьями грушевидной формы; цветки белые и собраны в слегка поникшие кисти.

Кислица - небольшое растение с тройчатыми мягкими листь­ями. Листья съедобны (отсюда иногда название «заячья капу­ста»). На ночь листья складываются и пробуждаются с восходом солнца, это приспособление для защиты от испарения и губи­тельного действия росы. Цветки белые с розоватым оттенком.

Зимолюбка - полукустарник с вечнозелеными блестящими разрезанными листьями, цветет в июле. Красноватые цветки со­браны в кисть, напоминая грушанку.

Майник двулистный - маленькое растение с одним или двумя листочками и соцветием из белых цветков, напоминающих лан­дыш. Цветет весь июнь, в конце лета появляются плоды в виде оранжево-красных ягод.

Огромную роль в жизни ельников играют мхи.

Сосняки. Сосна - очень неприхотливое растение. Растет она на песках, торфяных болотах, камнях; светолюбива, не выносит затенения. Сосна не имеет постоянных спутников, как дуб или ель. В сосняках можно встретить разнообразные растения. В за­висимости от развития травяного покрова сосняки называют чер­ничниками или брусничниками. В них сильно развиваются мхи, папоротники.

У сосны очень ценная строительная древесина. Из смолы по­лучают скипидар, канифоль. Хвою и почки сосны используют в медицине. Семена служат кормом для белки, клеста.

Растения соснового леса.

Можжевельник - вечнозеленый хвойный кустарник со съедобными ягодами. Древесина его твердая и используется для токарных работ.

Вереск невысокий вечнозеленый кустарник с узкими, похо­жими на иглы листьями и массой пахучих сиреневых цветков. Цветет в конце июля - начале августа.

Толокнянка - небольшой вечнозеленый кустарник с блестящими кожистыми листьями, удивительно похожий на бруснику, но имеет ползучий стебель и длинные ветви.

Под соснами встречаются два любопытных растения - очи­ток и молодило. Очиток - небольшое растение с толстыми сочны­ми листочками и желтыми или темно-розовыми цветками, собранными в кисть. Сочные листья молодила собраны в шаро­образную розетку, которая похожа на луковицу. Цветет очень редко.

На песчаных почвах соснам сопутствует песчаная овсяница с тонким стеблем и узкими, свернутыми листьями. Это тонконогий сизый невысокий злак. На песках всегда можно встретить ястребинку волосистую с розеткой маленьких, сильно опушенных листочков. Растут в сосняках кошачьи лапки - небольшие серебристо-белые растения с сухими розоватыми или беловатыми цветками. На вершинах песчаных бугров встречается прострел с рассеченными листьями и очень крупным одиночным лиловатым цветком, окруженным снизу серебристо-белым опахалом.

Березняки. Трудно представить наши леса без березы с ее белым стволом и пушистой, раскидистой кроной. Чаще всего встречается береза бородавчатая (ее веточки покрыты желтова­тыми бородавками, листья мелкие и слегка опушенные). Порода эта светолюбивая, нетребовательная к почве, растет быстро и к 40 годам достигает высоты около 30 м.

Береза идет на поделки, на изготовление фанеры. Из бересты делают кузовки, плетеные сумки, посуду. Из березы получают деготь, сажу. Березовый сок приятен и является целебным. В ме­дицине используют почки этого дерева. Березовые дрова дают больше всего тепла. Почки и побеги - хороший корм для птиц.

Постоянно в березняках встречаются рябина, шиповник. По вырубкам разрастается малинник со своими целебными ягодами.

В березняках отчетливо прослеживается смена времен гола. Весной появляются желтые цветки баранчиков, или первоцвета, соцветия которого собраны в бараний рог и образуют целые поля. В середине мая появляется купальница, ее золо­тисто-желтые шары мелькают среди зелени до середины июня. Лесная герань цветет в июне и июле. Плоды похожи на клюв журавля, поэтому ее называют еще журавельником. В середине августа листья у нее становятся пурпуровыми. Мелкие желтые корзинки золотой розги собраны в кисти, цветет с конца июня до сентября. Среди травы можно увидеть лесной колокольчик с темно-голубыми крупными цветками. Цветет в нюне - июле. На ночь цветок склоняется, предохраняя пыльцу от сырости.

Много в березняках злаков. Вейник лесной - крупный злак с большой, раскидистой метелкой. Много осок. На сырых местах встречается таволга вязолистная с метелкой ароматных цветков.

Лес – это экосистема, которая состоит из нескольких компонентов. Что касается флоры, то в лесах имеется огромное количество видов. Прежде всего, это деревья и кустарники, а также однолетние и многолетние травянистые растения, мох и лишайники. Лесные растения играют ключевую роль в процессе фотосинтеза, а именно они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Растения в лесу

Лес, прежде всего, образовывают деревья. В хвойных лесах произрастают сосны и пихты, если и лиственницы. Они занимают северные полосы страны. Чем дальше на юг, тем разнообразнее становится растительность, и кроме хвойных пород деревьев иногда встречаются некоторые широколиственные виды, такие как клен, береза, бук, граб, береза. В тех природных зонах, где лес полностью становится широколиственным, никаких хвойных растений не встречается. Здесь повсюду растет дуб и ясень, липа и ольха, лесная яблоня и каштан.
В различных лесах есть широкое многообразие кустарников. Это шиповник и лещина, жимолость лесная и рябина, можжевельник и , малина и бересклет бородавчатый, черемуха и , калина и бузина.

Огромное видовое разнообразие представляют собой однолетние и многолетние травы в лесу:

Кроме трав, в лесу встречаются цветы. Это фиалка холмовая и подснежник, роза и колокольчик персиколистный, анемона и герань лесная, ветреница и хохлатка, волдушка золотистая и глициния, сцила и саранка, купальница и дубровник, горицвет кукушкин и душица обыкновенная, незабудка болотная и суренка обыкновенная.

Использование лесных растений

Лес является ценным природным ресурсом для людей испокон веков. Древесина используется как строительный материал, сырье для изготовления мебели, посуды, инструментов, предметов быта и культуры. Плоды кустарников, а именно орехи и ягоды, используются в еду, для пополнения витаминного запаса, протеинов, жиров и других ценных веществ. Среди трав и цветов встречается много лекарственных растений. Они используются в традиционной и народной медицине для изготовления мазей, отваров, настоек и различных лекарственных средства. Таким образом, лес – это ценнейший природный объект, который дает человеку много ресурсов для жизни.

Лесообразующим видом этого типа леса является сосна обыкновенная. Часто сосновый лес называют бором. Сосна имеет свои биологические особенности, а поэтому и общий облик, строение этого фитоценоза значительно отличается от леса елового.

Сосна обыкновенная – светолюбивая порода, она мирится с недостатком и избытком влаги в почве, нетребовательна к минеральному питанию. Характерной особенностью сосны является способность постепенно в течение жизни сбрасывать нижние ветви; крона ее сосредоточена вверху. Светолюбие сосны приводит к тому, что леса, образованные ею, всегда хорошо освещены до самых нижних ярусов, и все сопутствующие ей растения также относятся к группе гелиофитов (светолюбивых растений). Сосновый лес кажется редким, светлым, он не образует густых, тенистых насаждений. Ежегодно у сосны нарастает одна мутовка основных ветвей, поэтому по боковым мутовкам можно определить возраст дерева. Хвоинки сосны обыкновенной располагаются попарно на укороченных побегах, живут 3 – 4 года. Шишки сосны, в которых образуются семена, живут на дереве почти 2 года, и за это время, окраска чешуй и внешний вид шишек сильно изменяются. В насаждения сосны формируются высокоствольные деревья с прозрачной кроной (мачтовый лес). На открытых местах, у дерева образуется сбежистый ствол, на котором долго сохраняются освещенные со всех сторон нижние ветви. Сосна достигает в высоту 30 – 50 м при диаметре ствола 40 – 100 см. Живет до 300 – 350 лет, но встречаются и долгожители (400 – 500 лет).

В сосновом лесу создаются своеобразные экологические условия – большое количество света, недостаточное количество влаги, бедность почвы минеральными веществами и своеобразный сухой климат. Сосны выделяют большое количество эфирных масел; воздух пропитан фитонцидами.

Рис.2 Растения соснового леса

1 – сосна обыкновенная; 2 – ястребинка волосистая; 3 –вереск обыкновенный; 4 – кошачья лапка двудомная; 5 – вейник наземный; 6 – очиток едкий; 7 – молодило побегоносный; 8 – тимьян обыкновенный; 9 – дивала многолетняя; 10 – олений лишайник (кладония).

Широкое географическое распространение сосны объясняется ее способностью расти в различных климатических и почвенных условиях. Сосна растет в самых разнообразных условиях: на сухих, торфяных почвах, на сыпучих песках, в горных районах. Это объясняется строением ее корневой системы.

Корневая система сосны стержневая. В отличие от ели корни сосны обычно глубоко проникают в почву и одновременно имеют хорошо развитые боковые поверхностные корни. Такое строение корневой системы способствует поглощению воды и из глубоких, и из поверхностных слоев почвы. На болотистых почвах сосна имеет поверхностную корневую систему. Сосна хорошо переносит заморозки.

Однако сосна как светолюбивое растение не переносит затенение, поэтому с появлением в сосновом лесу ели, сильно затеняющей почву, всходы сосны не развиваются, и постепенно ель полностью вытесняет сосну.

Пихта сибирская – дерево, достигающее в высоту 30 – 35 м. Это теневыносливое растение, ее нижние ветви сохраняются долго. В насаждениях созревания пихты и переход к цветению наступает к 40 – 50 годам. Живет до 200 – 250 лет, но уже к 70 – 80 годам ствол поражает гниль, что обесценивает древесину. Кора пихты гладкая, темно – серая, с многочисленными вздутиями, заполненными ароматной смолой. Хвоя пихты мягкая, плоская, с 2 – мя белыми полосками на нижней стороне – местами размещения устьиц. Женские шишки пихты направлены вертикально вверх.

Своеобразные условия среды в сосновом лесу способствуют росту в нем под пологом сосны светолюбивых кустарничков и видов травянистой растительности.

Кустарники соснового леса могут быть представлены можжевельником, вереском, брусникой и черникой.

Можжевельник обыкновенный – вечнозеленый кустарник, двудомное растение. Узнать женский экземпляр можно по черно – синим шишкам похожим на ягоды. Чешуйки женской шишки во время созревания семян становятся мясистыми, образуя шишкоягоду, которой питаются многие птицы, разнося по лесу семена можжевельника

Вереск вечнозеленое растение, темно-зеленой окраски, с мелкими, прижатыми, почти трехгранными черепитчато расположенными листьями, с лилово-розовыми цветами, собранными в однобочные кисти, высота их 15-30 см.

Брусника и черника типичные растения хвойного леса, где они нередко образуют сплошной покров. Размножаются они семенами и вегетативно. Длительность жизни отдельного куста черники как структурной единицы многолетнего растения не превышает 12 –15 лет, брусника 10 –15 лет.

Рис.3 Кустарнички

А – брусника; Б –черника; В – первичный куст и образование новых кустов у черники: 1 – цветок; 2 – плод; 3 – система главного корня; 4 – придаточные корни; 5 – корневищ

Травянистые растения

Кислица обыкновенная – многолетнее, корневищное, летне–зимнезеленое растение с ползучими побегами. Горизонтальное положение листьев обеспечивает наиболее полное использование света, проникающего под полог леса. Цветки кислицы белого цвета, хорошо заметны под пологом олиственных деревьев.

Кошачья лапка – небольшое многолетнее двудомное растение с лежачими побегами семейства сложноцветных. Мелкие цветки собраны в соцветие – корзинку, которое выглядит как нежно бархатистые головки, напоминающие кошачьи лапки. Листья и стебель растения бело – войлочные от покрывающих их волосков (защита от испарения и перегрева на солнечных лучах).

Кроме этих растений могут встретиться: седмичник европейский, вероника лекарственная, грушанка круглолистая, ястребинка волосистая и т. д.

Папоротники

Обычны в сосновых лесах: Щитовник – мужской (рис.4) или женский папоротник; Кочедыжник – мужской или женский папоротник; Голокучник Линнея; Орляк.

Грибы

Грибы – организмы, лишенные зеленой окраски и питающиеся готовыми органическими веществами. Насчитывается около 200 видов грибов, используемых разными народами в пищу. Хорошо известны и пригодны в пищу белые, подосиновики, подберезовики, моховики, маслята, сыроежки, осенние опята, рыжики, волнушки, грузди и др. Сильно ядовиты мухоморы (пантерный, порфировый, красный и др.), бледная поганка – желтая, зеленая, белая; ложный - серый опенок, ложный - кирпично – красный опенок.

Рис.4 Щитовник мужской

1 – часть листа; 2 – общий вид папоротника; 3 – заросток; 4 – лист и сорус на поперечном срезе

В хвойных лесах встречаются разнообразные мхи и лишайники. Из лишайников растут преимущественно кустистые кладонии. Внешний вид кладонии в сосновом лесу меняется в зависимости от погоды: в сухие летние дни подушкообразные массы лишайника – серо-зеленые, тусклые, после дождя они блестящие, темно-зеленые.

РАСТЕНИЯ ЛИСТВЕННОГО ЛЕСА

Лиственный лес значительно отличается от хвойного по внешнему виду, разнообразию видов растений и месторасположению. В лиственном лесу всегда прохладнее, чем в хвойном. Сообщество лиственного леса более сложное. В нем легко установить 2-3 яруса древесных растений, тогда как в хвойных лесах обычно один ярус древесных растений. Травяной покров в лиственном лесу богат видовым разнообразием и способен образовывать 2-3 яруса. В общей сложности в лиственном лесу легко установить 5-8 ярусов растений.

В лесу виды трав распределяются неравномерно: на лучше освещенных местах травы растут гуще и в большем разнообразии видов. В лиственном лесу обычно отсутствует покров мхов; вечнозеленых растений очень мало, а обычных травянистых растений значительно больше, среди них имеется большое разнообразие многолетних злаков и осок.

Для лиственных лесов характерно наличие большого количества ранневесенних трав, которые обычно называют подснежниками; в хвойных лесах они отсутствуют.

Лиственный лес в течение лета сменяет свой внешний вид несколько раз. С ранней весны в нем зацветают подснежники, затем кустарники; у доминирующих деревьев листья в это время еще не полностью распускаются. К осени в лиственном лесу снова происходит смена внешнего вида: листья желтеют, у некоторых деревьев краснеют, затем наступает листопад и лес становится голым (прозрачным).

Во время знакомства с древесными растениями лиственного леса следует обратить внимание на строение кроны отдельных деревьев. У одних деревьев (ясень) крона бывает довольно рыхлая – редкая, она легко пропускает солнечные лучи; у других деревьев (липа) крона очень густая – плотная, она меньше пропускает солнечные лучи к почве. Такое различие в строении кроны деревьев обуславливает наличие в лесу пород деревьев с разной теневыносливостью.

Рис.5 Растения лиственного леса

1 – дуб обыкновенный; 2 – клен платановидный; 3 – липа мелколистная; 4 – ясень обыкновенный; 5 – лещина обыкновенная; 6 – сныть обыкновенная; 7 – копытень европейский; 8 – медуница неясная; 9 – ландыш майский; 10 – вороний глаз; 11 – звезчатка ланцетовидная.

Из травянистых растений преобладают виды, приспособленные к значительному затенению: кислица, костянка, звездчатка, майник, седмичник, вороний глаз, овсяница, мятлик лесной и др. Большая часть травянистых лесных растений относится к числу тенелюбивых и теневыносливых многолетних корневищных растений. Цветки травянистых растений часто белые, хорошо заметные на фоне темной зелени в сумраке под пологом леса. Это способствует перекрестному опылению их немногочисленными насекомыми – опылителями в лесу. Однако семенное размножение у многих растений подавлено вследствие недостатка насекомых-опылителей. У большей части растений преобладает вегетативное размножение.

Под пологом лиственных деревьев встречаются весенние эфемероиды – многолетние травянистые растения с коротким вегетационным периодом. Они успевают закончить цикл развития до полного развертывания листьев на деревьях и тем самым как бы уходят от затенения (ветреницы, пролеска, зеленчук, чистяк лютичный, гусиный лук и др.).

Широколиственными называют леса, где преобладают липа, дуб, бук, граб, ясень или другие листопадные древесные породы с крупными листьями. В кустарниковом ярусе много орешника, жимолости бересклета, шиповника, крушины. Богат травяной покров: здесь и лесное широкотравье (сныть, осока волосистая, зеленчук желтый, фиалки, медуница и др.), и многочисленные папоротники и мхи, хотя последние и не образуют сплошного мохового покрова, как это можно видеть в хвойных лесах.

Лесная подстилка в широколиственных лесах – основная зона жизни растений травянистых ярусов. В ней находятся корни, корневища, клубни, столоны многолетних трав. Наиболее многочисленны здесь длинно- и короткокорневищные многолетние травы, которые разрастаются зарослями (копытень, сныть, осока волосистая, фиалки и др.).

В широколиственных лесах возможно подснежное развитие растений, особенно в тех районах, где почва зимой не промерзает. Некоторые травы зимуют с зелеными листьями (так называемые зимне–зеленые растения) – живучка ползучая, осока волосистая, копытень европейский, зеленчук желтый.

Освещенность почвы в широколиственном лесу резко меняется по сезонам. Можно наблюдать следующие фазы:1-я – светлая, весенняя (до раскрывания почек на деревьях, освещенность 50-90%); 2-я – полутеневая (от начала раскрывания почек до полного формирования листьев, освещенность 30-50%); 3-я – летняя теневая (освещенность 1-6%); 4-я – светлая осенняя (после опадения листьев с деревьев, освещенность 70-80%). Летняя теневая фаза занимает большую часть вегетационного периода. Соответственно этим фазам идет цветение трав в широколиственных лесах идет этапами:

1 – весеннее (ветреница, подснежники, гусиный лук, примула, чистяк, печеночница),

2 – весенне-летнее (ландыш, копытень, медуница, купена, герань лесная),

3 – летнее (лесные злаки, колокольчик).

Во всех районах, где есть широколиственные леса, можно встретить в травяном покрове виды сныти, звезчатки, осоки, чины, яснотки, золотарника, хохлатки, лилии, купены и др. Травяной покров широколиственных лесов очень богат (более 500 видов, относящихся к 209 родам из 52 семейств).

Дуб черешчатый – в благоприятных условиях крупное дерево с широкой густой кроной, которую дуб приобретает лишь к 60-80 годам. Возраст дуба может быть очень значительным (до 2000 лет), но обычно деревья в дубравах живут 300-400 лет и менее. Не всегда дубы имеют древовидную форму кроны, чаще в лесах можно видеть крупный дубовый кустарник, особенно в засушливых районах, где у дуба вместо одного высокого ствола образуется много мелких стволиков. Стебли дуба покрыты корой, богатой дубильными веществами, которые используются как в производстве, так и в медицине.

1 – ветвь с мужскими соцветиями; 2 – часть соцветия; 3 – побег с плодами; 4 – женский цветок; 5 – годичный побег из двух элементарных: а – первый прирост (весенний); б – второй прирост (летний, или Иванов побег)

Дуб – дерево листопадное, но у поздних форм листья, пожелтевшие и увядшие, остаются на дереве всю зиму и опадают весной перед появлением новых. Листорасположение очередное, листья черешковые, продолговато-обратнояйцевидные, перистолопастные. Цветет дуб одновременно с распусканием листьев. Цветение и распускание листьев дуба совпадает с последним возвратом холодов, что бывает в начале июня, после чего наступает летнее тепло.

Цветки дуба собраны в сережки – тычиночные и пестичные. Тычиночные сережки дуба имеют тонкие длинные оси, на которых расположены цветки; они легко раскачиваются ветром. Пестичные цветки развиваются в почках и открываются одновременно с распусканием листьев, они расположены группами по 2-3 вместе. Основание завязи, впоследствии превращающейся в плод – желудь, находится на дне особого образования – плюски.

Желуди дуба созревают осенью в год цветения и опадают на землю. Они способны прорасти сразу после опадения с дерева и даже на дереве.

Липа сердцелистная - высокое дерево, достигающее иногда 600- и даже 1000-летнего возраста, но обычно живущее не более 300 – 400 лет. Листорасположение у липы очередное, листья средних размеров, при основании сердцевидные, по края мелкозубчатые. Липа образует густую крону, дающую тень, и относится к теневыносливым породам. У листьев имеются крупные розовые прилистники, которые опадают весной одновременно с распусканием почек. Цветет липа поздно, в июне – июле. Цветки бело-желтого цвета, собраны в полузонтики по 5-7 на общей цветоножке, с прицветным листом. Они сильно пахнут и содержат много нектара. Липа – один из важнейших медоносов. Плоды-орешки созревают в конце лета и опадают с дерева осенью и зимой.

К почве липа требовательна, но встречается на свежих оподзоленных супесчаных и суглинистых почвах, а также в поймах рек и по оврагам. Исключительная теневыносливость и зимостойкость липы сделали ее желанным деревом во многих парковых хозяйствах и городских бульварах.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png