В огромном количестве произведений русской литературы 20 века присутствует тема сохранения природы, писатели и поэты задают себе и внимательному читателю вопрос: что для нас природа? Что мы готовы сделать для того, чтобы сохранить ее первозданный вид? Проблема преумножения богатств и сбережения ресурсов стоит перед всем человечеством сравнительно недавно. Ведь именно в 20 веке мы стали остро ощущать это на себе. Над ее решением трудятся лучшие умы планеты, о ней пишут самые талантливые писатели.

В рассказах Виктора Петровича Астафьева тема отношений природы и человека – главная, его рассказы проникнуты глубокой любовью и уважением к Родине, к ее дремучим таежным лесам, великим и могучим рекам, животным и столетним деревьям. Герои этих рассказов — простые деревенские жители, у каждого из них за спиной особая жизненная история, свои проблемы и огорчения, правила и жизненные принципы. Это описание как нельзя лучше иллюстрирует рассказ «Царь-Рыба». В нем жизнь самой обыкновенной сибирской деревни описана достоверно и абсолютно честно. Зиновий Игнатьич – главный герой рассказа, предстаёт перед нами в образе хорошего и честного человека, ведь он никогда не отказывает в помощи окружающим. Но есть несколько проблем, о которых главный герой забыл – это бережное отношение к хрупкой природе вокруг и старые неразрешённые конфликты. Зиновий Игнатьич – опытный и бывалый рыбак, он удачливый браконьер, его улов всегда настолько богат, что даже его родного брата одолевает чёрная зависть. Царь-Рыба стала для героя посланницей судьбы, она напомнила о важности справедливой и честной жизни, о необходимости ответа за свои не очень хорошие поступки. Борьба Игнатьича и огромной, сильной Рыбы – олицетворение противоборства природы и человека, ее защиты от пагубного отношения людей к ее богатствам, от их слепой жадности. Зиновий Игнатьич в итоге борьбы с Рыбой понимает, что нет ничего сильнее природы, ничто не может сломить ее превосходства, красоты и мощи.

Итак, рассказ «Царь-Рыба», отмеченный многими критиками как невероятно талантливо написанное произведение, — это история о том, что бывает, когда забываешь об уважении к жизни животных и растений вокруг. Она несёт в себе глубочайший смысл, рассказывает о необходимости жизни в единении с природой, в гармонии и с ней, и с ее обитателями. Каждый должен понять, какую важную роль она играет в их жизни, ведь без богатств и ресурсов, которые она нам даёт, человек будет несчастен и беден. Редкие животные, самые разные виды птиц, каждая травинка в лесу, — все это нуждается в нашем внимании, защите и чутком наблюдении. Именно этим важным ценностям нас учит произведение Астафьева «Царь-Рыба».

    • Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность. В этом рассказе автор описывает, как главный герой, подросток, справился с трудностями, […]
    • Читая некоторые литературные произведения, не только с интересом следишь за сюжетом, но и полностью погружаешься в описываемую эпоху, растворяешься в повествовании. Именно таков рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Во многом этот эффект достигается благодаря тому, что автор сумел передать своеобразную колоритную речь героев. Действие рассказа происходит в глухой сибирской деревушке, поэтому в речи героев много устаревших и просторечных слов. Речь Катерины Петровны, бабушки, особо ими богата. Будучи […]
    • Рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро» описывает приключения мальчика, который потерялся в тайге. Главный герой, подросток, продержался почти пять суток в условиях, в которых даже взрослому крепкому мужчине пришлось бы тяжело. Что же помогло Васютке выжить в тайге? Васютка отправляется за кедровыми орешками, по привычке взяв с собой ружье, краюшку хлеба, нож и спички. Зайдя довольно глубоко в лес, мальчик с удилением замечает глухаря – редкую добычу. Когда Васютка, погнавшись за глухарем, окончательно […]
    • Тема взаимодействия человека и природы не раз поднималась в творчестве Виктора Астафьева. В его рассказе «Васюткино озеро» два главных действующих лица: Васютка и тайга. Эта идея отражена даже в названии: Васютка выступает как представитель людского рода, а озеро становится символом тайги. На протяжении всего рассказа автор доносит до читателя идею о том, что, будучи сыном природы, человек обязан соблюдать ее законы. Того, кто их нарушает, неминуемо ждет суровое наказание. В самом начале рассказа Васюткин […]
    • В рассказах Виктора Астафьева очень часто поднимается тема детства. Читая рассказ «Конь с розовой гривой», сразу погружаешься в чарующий мир, где земляника кажется особо вкусной, где так хочется завоевать авторитет у ребятишек из соседнего двора, и так боишься рассердить бабушку. Название рассказу дал прекрасный пряничный конь, о котором мечтает герой повествования. Этот конь необычайно красив, у него розовая грива и розовые копытца, а сам он белый-белый. Его можно прятать за пазуху и слышать, как он там […]
    • Рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» погружает читателя в легкий и волнующий мир детства. Сюжет рассказа реалистичен от начала и до конца, однако читателя не покидает ощущение сказки, волшебства происходящего. От первого до последнего слова повествование исполнено любви и доброты. Автор доносит до читателя идею о том, что самые важные в жизни уроки – именно такие уроки доброты. Повествование ведется от первого лица. Главный герой, маленький мальчик, мечтает о розовом пряничном коне. Этот конь – […]
    • Тема взаимоотношений природы и человека так или иначе прослеживается во всех произведениях Виктора Астафьева. Писатель глубоко и тонко чувствует, как важно человеку беречь природу, относиться уважительно к ее законам. В рассказе «Васюткино озеро» природа предстает как чувствующее ранимое существо, живущее своей собственной жизнью, с которой неразрывно связана жизнь человека. С развитием цивилизации человек все больше и больше теряет связь со своими корнями, с источником жизни. Алчность и ненасытность приводят […]
    • Иван Алексеевич Бунин – известный русский писатель и поэт конца 19 – начала 20 века. Особое место в его творчестве занимает описание родной природы, красоты русского края, ее броскость, яркость, с одной стороны, и скромность, печаль – с другой. Эту прекрасную бурю эмоций Бунин передал в своем рассказе “Антоновские яблоки”. Данное произведение является одним из самых лирических и поэтических произведений Бунина, которое обладает неопределенным жанром. Если оценивать произведение по объему, то это рассказ, но с […]
    • Я хочу рассказать о картине И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”. И.Э. Грабарь – русский художник, пейзажист 20-го века. На полотне изображен солнечный зимний день в березовой роще. Солнце не изображено здесь, но мы видим его присутствие. От берез падают фиолетовые тени. Небо ясное, синее, без облаков. Всю поляну покрывает снег. Он на полотне разных оттенков: синего, белого, голубого. На переднем плане холста стоит большая, красивая береза. Она старая. На это указывает толстый ствол и большие ветки. Рядом с […]
    • Александр Трифонович Твардовский остался в истории русской литературы как талантливый народный поэт и главный редактор самого крупного в Советском Союзе литературно-художественного журнала «Новый мир». Именно ему мы обязаны возвращением в родную литературу «врага и эмигранта» И. Бунина, произведения которого не печатались в СССР. Твардовский взял на себя большую смелость опубликовать в журнале полную уважения и признательности статью о великом русском писателе, разрушив тем самым идеологическую клевету вокруг его […]
    • Писатель Исаак Бабель стал известен в русской литературе в 20-х годах XX века и до сих пор остался в ней явлением уникальным. Его роман-дневник «Конармия» – это сборник небольших рассказов о гражданской войне, объединенных образом автора-повествователя. Бабель в 1920-х годах был военным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и принимал участие в польском походе Первой конной армии. Он вел дневник, записывал рассказы бойцов, все замечал и фиксировал. В то время уже существовал миф о непобедимости армии […]
    • При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что - чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
    • «...весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе». М. Булгаков Когда в 1925 г. была опубликована повесть «Роковые яйца», один из крити­ков сказал: «Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи». Теперь, на пороге нового тысячелетия, мы можем сказать - он им стал, хотя и не собирался. Ведь по природе своего дарования он лирик. А сатириком его сделала эпоха. М. Булга­кову отвратительны были бюрократические формы управления […]
    • Хочется снова и снова возвращаться к пушкинскому слову и его замечательному роману в стихах "Евгений Онегин", где представлена молодежь 20-х годов XIX века. Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта […]
    • Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть бра­тоубийственными. Таков по сути характер любой войны, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской вой­ны как национальной […]
    • Н. А. Некрасова по праву можно считать народным поэтом, ведь не случайно столь многообразные, сложные по своей художественной структуре мотивы его лирики объединены темой народа. Стихи рассказывают о жизни крестьян и городской бедноты, о тяжелой женской доле, о природе и любви, о высокой гражданственности и назначении поэта. Мастерство Некрасова заключалось прежде всего в реализме, в правдивом изображении действительности и в причастности самого поэта к народной жизни, привязанности и любви к русскому […]
    • Поэтический бум шестидесятых годов 20 века Шестидесятые годы 20 века - это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого "издательского бума" в области поэзии не было никогда ни до, ни после. "Визитные карточки" этого времени - Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь […]
    • Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Ещё в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и мир рушится. Проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживёт, потому что культура, которая воспитывает одно поколение, будет непонятной другому. Данная проблема нашла свое отражение в творчестве многих русских писателей 19 и 20 веков. Волнует она и нас, поколение 21 века. И, конечно же, актуальна […]
    • Соединение музыки и поэзии породило в Средние века такой жанр, как баллада. Возникший в первой половине XIX века русский романтизм обратился к этому жанру и внес в него много нового. Крупными поэтами-романтиками в русской литературе стали Батюшков и Жуковский. В своем творчестве они обращались к опыту европейских поэтов, у которых романтизм переживал пору расцвета. Выдающийся человек своей эпохи, В. А. Жуковский придал своим романтическим стихотворениям глубоко личный характер. Он считал, что «жизнь и поэзия – […]
    • Россия, 17 век. Мировоззрение, обычаи и нравы, а также религиозные верования в государстве консервативны и неизменны. Они будто бы застыли, как муха в янтаре. И могли бы этой мухой остаться ещё на полтысячи лет, если бы... Если бы к штурвалу не пришел деятельный и активный, любознательный и непоседливый, всем на свете интересующийся и работы не боящийся молодой человек. Которого мы, потомки, называем "Петром I". А за границей величают государя нашего не иначе как "Великим". По поводу "или". Мне кажется, в […]
  • Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Нижегородский Государственный университет имени Лобачевского

    Филологический факультет


    Контрольная работа

    По дисциплине: «Русская литература»

    Тема: «Тема человека и природы в цикле Виктора Астафьева «Царь-рыба»»


    Нижний Новгород, 2014



    Введение

    Заключение

    Библиографический список


    Введение


    «…Птица сопрела на складе. Вонь плыла по всему поселку. "Товар" списали, убытки отнесли на счет стихии, повесили кругленькую сумму на шею государству, а глухарей навозными вилами грузили в кузова машин и возили в местный пруд, на свалку…», - так заканчивается один из рассказов в цикле Виктора Астафьева «Царь-рыба». Уже по этим строчкам понятно, что автор рассказывает о безответственном и циничном подходе человека к богатствам природного мира. Охотники в огромных количествах убивают птиц для того, чтобы продать добычу, но глухарей так много, что они просто гниют на складе. Этот рассказ называется «Летит черное перо», потому что перья, которые вздымает ветер, - это все, что осталось от убитых птиц. Аналогичные проблемы и размышления, связанные с расточительным подходом человека к природному миру, поднимаются в каждом из двенадцати рассказов, вошедших в цикл «Царь-рыба».

    Главные герои - простые люди, пережившие на своем веку многие тяготы и лишения военного времени. Люди, которые также как и их предки, занимаются в жизни только одним - охотой и рыболовством. Сами по себе охота и рыболовство не вызывают у автора порицания. Он рассказывает о том, что веками в этих местах промышляли ханты, манси и эвенки, которые жили только охотой и рыбной ловлей. Тем самым они добывали пищу для себя, и только в эпоху индустриального подъема человек стал убивать животных в огромных количествах, не для того, чтобы утолить голод, а для собственного обогащения. В этом сборнике Виктор Астафьев воссоздает страшную картину народной жизни, которая подвергалась варварскому воздействию цивилизации. Он рассказывает как меняется мышление людей, в условиях изменяющегося общества.

    В народной среде царило пьянство, кураж, воровство и браконьерство, были осквернены святыни, утрачены нравственные нормы. Совестливые люди, фронтовики, державшие еще какое-то время в руках нравственные скрепы, очутились на обочине жизни. Они не оказывали влияния на ход вещей, жизнь ускользнула из их рук, переродилась в нечто безумное и хаотическое. Картина этого падения смягчалась образом дивной сибирской природы, еще не до конца загубленной человеком, образами главных героев, еще несущих в мир добро и сострадание, и, самое главное, образом автора, который не столько судил, сколько недоумевал, не столько бичевал, сколько печалился.

    Сюжет этого произведения связан с путешествием автора-рассказчика по родным местам в Сибири. Возможно, именно из-за деревенских корней творчество Астафьева неразрывно связано с природой. Каким бы ликом не оборачивалась природа к человеку - а она может быть дарящей, утишающей, просветляющей, но также опасной и чуждой в своем могуществе бытия - она воплощает тайну органической жизни, которую писатель понимает как мучительный процесс труда, выживания и роста.

    Выражая свою неудовлетворенность процессами, происходящими в человеческом обществе, отношением людей к окружающему миру природы, высказывая тревогу, беспокойство о нравственных мотивах поведения героев, писатель задает вопросы, требует задуматься над тем, как мы живем, что творим и чем отзовутся наши поступки. В усилиях, употребленных на поддержание "живой жизни" (когда умереть часто легче и проще, чем выжить), он видит не голую борьбу за существование, а действие высшего, единого для человеческой и природной жизни закона. Особенно этот закон проявляется в эпизодах честного единоборства человека с природой в одноименном рассказе "Царь-рыба".


    Единство человека и природы в цикле Виктора Астафьева «Царь-рыба»


    Действие всех рассказов цикла происходит на одном из многочисленных притоков Енисея. Он называется в цикле «рекой жизни». «Река жизни» - это емкий образ, уходящий корнями в мифологическое сознание. У некоторых древних народов образ реки жизни - это «древо жизни», у других народов- это воплощение всего устройства бытия, всех начал и концов, всего земного, небесного и подземного. Во всем цикле «Царь-рыба» происходит возвращение современного читателя к мифическим первоначалам. Представление о единстве всего сущего возникает в цикле благодаря постоянным ассоциациям между человеком и природой. Человека писатель видит через природу, а природу через человека. Так, ребенок ассоциируется у Виктора Астафьева с зеленым листком, который «прикрепился к древу жизни коротеньким стерженьком», а смерть старого человека сравнивается с тем, как спадают в старом бору перестоялые сосны, с тяжелым хрустом и долгим выдохом». Образ матери и ребенка превращается в образ древа, питающего свой росток.

    С другой стороны, о речке Опарихе писатель говорит так: «Синенькая жилка, трепещущая на виске земли». А другую шумную речушку он напрямую сравнивает с человеком: «Бедовый, рьяный, словно новобранец с разорванной на груди рубахой, урча, катился в наклон поток к Нижней Тунгуске, падая в ее мягкие материнские объятия». Этих метафор и сравнений: ярких, неожиданных, щемящих и смешливых, но всегда ведущих к философскому ядру книги, в произведении очень много. Идеалом нравственной жизни в цикле выступает Боганида - крохотный рыбацкий поселок. Между его обитателями - изувеченным войной приемщиком рыбы Кирягой-деревягой, бабами-резальщицами, детишками - существует какая-то особая добрая приязнь, прикрываемая грубоватым юмором. Апофеозом этой приязни является ритуал - с первого бригадного улова «кормить всех ребят без разбору рыбацкой ухой».

    На протяжении всего цикла автор ведет поиск нравственных основ и находит их в возвращении к природе. Связь между человеком и природой интересует автора в нравственно-философском аспекте. Писатель ищет ключ к объяснению достоинств и пороков человека, отношение к природе становится критерием духовной состоятельности героя. Не случайно, что самый положительный герой цикла - Акимка, духовно сращен с матушкой-природой. Он постоянно сравнивается с северным цветком: «Вместо листьев у цветка были крылышки, тоже мохнатый, точно кушаком охваченный, стебелек подпирал чашечку цветка, а в чашечке мерцала тоненькая, прозрачная ледышка».

    Еще один немаловажный персонаж повести - Игнатьич. С детства одержимый страстью к рыбной ловле, он становится первым рыбаком на деревне. Автор, высказывая свое острейшее осуждение поведения Игнатьича, намеренно делает его фигурой символической. Он - тот самый царь природы, который в столкновении с царь-рыбой неизбежно терпит жесточайшее поражение. Хоть и помнил герой наказ дедушки: «Лучше отпустить ее, клятую, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать о ней, искать ее», но не мог устоять перед таким соблазном.

    По природе своей браконьерской не мог. Азарт рыбака брал верх: «Упускать такого осетра нельзя. Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому Якову». Но за этот азарт, да еще - за многие грехи прошлой жизни пришла расплата.

    Название рассказа, в котором появляется Игнатьич, имеет символическое значение. Царь-рыбой называют осетра, но это и символ непокоренной природы. Борьба человека и царь-рыбы завершается трагически: рыба не сдается, но, смертельно раненная, она уходит, чтобы умереть. Покорение и завоевание природы приводит к ее гибели, потому что природу нужно знать, чувствовать, мудро использовать ее законы, но не бороться с ней. Астафьев подводит итог многолетнему отношению к природе как а «мастерской», «кладовой», развенчивает тезис, гласящий, что человек - царь природы.

    Он еще раз напоминает нам, что в природе все связано со всем, что, нарушив равновесие части, разрушишь целое. Даже рыба воспринимается у Астафьева как существо почти родственное человеку, льнущее к нему от боли, вызывая тем большее раскаяние в том зле, которое вносит человек в природу.

    В «Царь - рыбе» рыбак оказывается вдруг в положении, когда приходит кара за убийство рыбы, и не просто рыбы, а воплощенного в ней женского начала природы и самой жизни. И при всей важности проблем экологии и охраны природы, поднимаемых пером Астафьева, повесть, прежде всего, заставляет задуматься не над тем, куда исчезли песец или стерлядь, а над тем, что происходит с человеком. Злоупотребляя и разрушая природу, человек разрушает тем самым основы собственного существования и собственного будущего, разрушает сначала духовно, а потом физически. Постепенно повествование о нашей земле, лесах, реках, животных оказывается повествованием о части нас самих.

    Книга Астафьева поднимает фундаментальную философскую мысль - «конечность человеческой жизни и бесконечное и вечное бытие природы», связывая его с проблемами освоения вселенной.


    Экологические и нравственные проблемы в творчестве Виктора Астафьева


    Начав с раздумий о роли природы, об актуальных в наше время экологических проблемах, автор постепенно переводит внимание на небрежное отношение людей к этим «ничейным» богатствам. И вот уже повествование о земле, лесах, реках, полях перерастает в повествование о нас самих, о нашей душе, о нравственности, о человечности.

    Природа создала все живое и самого человека, и он, человек, обязан беречь и любить ее как собственную мать. К сожалению, в жизни все происходит далеко не по этим справедливым и гуманным законам. В. Астафьев, наделенный чутким сердцем и богатой душой, не мог оставаться равнодушным к проявлениям человеческой жестокости, алчности и злобы. Потому в своем произведении он обрушивается с открытой критикой и презрением на преступников против природы, одними из которых являются ьраконьеры. Даже в тех случаях, когда автор не говорит прямо и не обвиняет своих героев, их образы, стиль их жизни, их судьбы раскрывают перед нами истинное лицо этих людей. Все они одинаково неприятны нам, все вызывают протест и осуждение.

    Стоит только взглянуть поближе на таких «видных» браконьеров, как Дамка, Грохотало, Командор и Игнатьич, тут же перед глазами отчетливо встает живописная картина жизни всего селения, подобного поселку Чуш. Здесь все жители только тем и озабочены, как бы побольше «урвать, заграбастать, унести в свою избу, в подвал, в потайную яму со льдом, которая есть почти в каждом чушанском дворе».

    В этой своеобразной базе браконьерства создана благодатная почва, которая взращивает всевозможных «джентльменов удачи» - капитанов-хапуг, браконьеров, девиц с жизненной позицией потребителя.

    Конечно же, природа для таких людей не может быть ничем, кроме как источником наживы. Они убивают, губят животных - уже не ради поддержания, собственной жизни (в их подвалах запасов хватило бы, на несколько таких жизней), а ради спортивного интереса, ради какого-то звериного удовольствия. Яркий пример этому, описание борьбы Игнатьича и царь-рыбы. В сети рыбака попался не только огромный осетр, но большое количество стерляди, на которую герой не обращает никакого внимания. Ему важно поймать царь-рыбу, ведь это бывает раз в жизни, а все другое для него не существует, поэтому стерлядь гибнет также как и птица в рассказе «Летит черное перо», бессмысленно и напрасно.

    Природа не прощает обиды, и за причиненное ей зло придется заплатить сполна и Командору, и Дамке, и Грохотало, и другим браконьерам. Потому что, убежденно и открыто заявляет писатель, «бесследно никакое злодейство не проходит». Физические, а особенно нравственные страдания, - вот справедливое возмездие за дерзкие попытки покорить, подчинить или даже уничтожить хотя бы частичку природы.

    Посягнув на живое существо, будь то рыба-мать, несущая в себе миллионы икринок, или птица, или медведь в лесу, человек разрывает цепь, связывающую его с природой, с гармонией единой, цельной жизни на земле. Он выпадает из этой цепи и остается один. И вернуться назад, исправить свои ошибки уже невозможно.

    Но не только расхитителей лесов и рек осуждает Виктор Астафьев, он поднимает более глобальные вопросы о варварской деятельности человека на Земле. Одна из главных задач «Царь-рыбы» - обличение браконьерства в наиболее широком толковании этого слова. Ведь браконьер - это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер - это и тот, кто строит над чистым озером электростанцию, и тот, кто дает разрешение на вырубку девственных лесов, и даже тот, кто не препятствует этим действиям. Автор порицает общество с точки зрения современности, а само поведение человека ему кажется аморальным. В самом конце произведения он показывает различие между собой и остальными людьми: «Есть на Бирюсе одна скала особенная. Верстах в десяти от устья Бирюсы, наподобие полураскрытой книги, тронутой ржавчиной и тлением времени, грузно стоит она в воде. На одной стороне скалы, на той, что страницей открыта в глубь материка, древним ли художником, силами ль природы, вырисовано лицо человека -- носатое, двуглазое, со сжатым кривым ртом: когда проходишь близко, оно плаксиво, а как отдалишься -- ухмыляется, подмигивает, живем, дескать, творим, ребята!... -- Вот она! Я вздрогнул и очнулся. Пассажиры в самолете приникли к окошкам, не отрываясь смотрели на отдаляющуюся гидростанцию. Они любовались творением своих рук…», - этот момент наглядно показывает то, что современному человеку не до красот природного мира, его глаза могут радоваться только урбанистическому пейзажу…

    астафьев человек природа


    Заключение


    В повествовании «Царь-рыба» Астафьев говорит о необходимости, безотлагательности «возвращения к природе». Вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном выживании людей. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.

    Почему проблемы экологии приобретают такую остроту? Ответ прост: сегодня человечество оказывает на природу такое же по силе влияние, как, например, самые сильные шторма или мощные извержения вулканов. А нередко человечество и превосходит стихийные разрушительные силы природы.

    «Царь-рыба» - это не сборник тематически связанных между собой рассказов, а именно повествование. Всепоглощающая идея автора о нераздельности человека и природы плавно перетекает из главы в главу, раскрываясь все с новых и новых сторон, вбирая в себя новые смыслы, расширяя объем философской, экономической, социальной задачи, стоящей перед всеми людьми. Большое идейно-художественное значение имеет и место действия «Царь-рыбы» - Сибирь. Эти огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири основываются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне.

    «Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа». Виктор Астафьев не дает готовых ответов на поставленные в повествовании ответы. От читателя требуется мужество, доброта, мудрость, чтобы понять: царь-рыбу сможет спасти только человек. Это задача настоящего и будущего.


    Библиографический список


    1.В.П. Астафьев: Царь-рыба: Повествование в рассказах. - М.: Сов. писатель, 1980. - 400 с.

    .Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 121-126.

    .В.А. Петишева: Русская словесность. - 2007. - N 5. - С. 15-22. - Библиогр. в примеч.

    .Г.И. Романова: Рус. словесность. - 2002. - № 5. - С. 25-32

    .Ю.В. Селезнев: В преддверии героя: Москва.-1977.-№8


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


    Человек и природа – одна из центральных тем русской литературы. В современной прозе и публицистике эта тема звучит особенно пронзительно. Почему? Потому что человек забыл, что он часть природы, малая её часть. Потому что не секрет, что одной из глобальных проблем человечества сегодня является угроза экологической катастрофы. Как избежать её? Наверное, нужно перестать быть врагом природы, безжалостно эксплуатировать её и уничтожать.

    Взаимоотношение природы и человека – центральная тема повествования в рассказах «Царь–рыба» В. Астафьева. Природа Сибири предстаёт перед читателем в своём могуществе и первозданной красоте, в обилии преподносимых ею даров. Но в то же время она сурова и неприступна и жестоко карает тех, кто приходит к ней со злым умыслом.

    Природа скрывает в себе дух справедливого возмездия за потребительское, варварское отношение к ней. Символом страдания природы становится образ израненной, измученной царь-рыбы, огромной стерляди, пойманной местным рыбаком-браконьером Игнатьичем. Помнил Игнатьич наказ стариков: если поймаешь царь-рыбу, не вяжись с ней, отпускай сразу, будто её и не было. Но обуяла его жадность и пренебрёг он наставлением умудрённых опытом предков, решил в одиночку обуздать огромную рыбину, самому себе доказать, что он царь на этой реке. Переоценил свои силы герой, и вот уже рыбак и рыба бок о бок истекают в воде кровью. Настал час возмездия. Вспомнил Игнатьич всю свою жизнь, надругательство над женщиной.

    Ожёг его стыд за содеянное, громко просит он прощения у Глаши. Может быть, это позднее, но искреннее покаяние спасло героя. Услышав шум приближающегося мотора, напрягла все свои последние силы рыбина, сорвалась с крючков и ушла умирать на дно реки. Царь-рыба становится символом страдания природы от неразумного посягательства на неё со стороны человека, а также заставляет героя задуматься над смыслом своей жизни, в полной мере осознать те поступки, которые он совершил. Уважаемый в посёлке человек, искусный механик, добропорядочный семьянин, а на самом деле браконьер и рвач, заботившийся только о собственном благополучии. Царь-рыба помогла Игнатьичу совершить суд над самим собой, и, может, с этой минуты начнётся его душевное исцеление.

    По мысли В.П.Астафьева, отношение к природе – это своеобразное мерило нравственности человека. С этим нельзя не согласиться. Наше общество больно страшной и разрушительной болезнью – болезнью потребительства. Когда мы поймём, что нельзя быть природе врагом, нельзя только брать, нужно заботиться о ней, быть ей другом, бескорыстным и любящим, мы встанем на путь исцеления.

    Обновлено: 2017-06-12

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    Проблемы экологии всегда находили отражение в произведениях русской литературы, наиболее остро они были затронуты во второй половине 20 века. В это же время и появился сборник рассказов Виктора Астафьева «Царь-рыба». Основная тема, поднятая в произведении, - взаимодействие человека и природы. Если же обозначить ее более конкретно, то сборник показывает, как человек, теснейшим образом связанный с природой, губит ее и чуть не погибает сам.

    Остановимся подробно именно на той части, которая носит символичное название . Царственной рыбой в повести становится огромный осетр, с которым однажды во время очередной ловли повстречался главный герой Игнатьич. Он начинает борьбу с этой рыбиной. И мы понимаем, что такой момент обрисован автором не случайно, он передает взаимоотношение человека и природы, извечное желание людей укротить и приручить, сделать подвластным все окружающее богатство себе и своим желаниям. Каким же образом завершается это сражение? Рыба тяжело ранена, но не сдается во власть человека. Она скрывается в речной глубине, унося крючки в своем теле. Но хотя победа и одержана, рыба уходит, чтобы умереть. Она не дает себя укротить, но ранена настолько тяжело, что все равно в итоге ее ждет погибель. Таков печальный исход противоборства удачливого рыбака и волшебного осетра.

    Посмотрим же на содержание рассказа более пристальным взглядом. – главный герой. Полное его имя – Зиновий Утробин. Он пользуется уважением среди жителей села. Все дело в том, что Игнатьич всегда готов прийти на помощь тому, кто нуждается. Ну а самым главным критерием его такой популярности среди односельчан стала сноровка и сметливость в рыбной ловле. Зиновий – рыбак с особенным чутьем. Да вот только водится за ним серьезный грешок: помышляет браконьерством.

    Встреча с царь-рыбой – проверка Игнатьича на прочность. Ради наживы он готов на все. Рыбак понимает, что ему не совладать с таким огромным осетром, но все же не хочет никого звать на помощь. Ведь тогда придется делиться не только рыбой, но и икрой, а в осетре ее, наверное, ведра два или того больше.

    Себя Игнатьич считал особенным, вот и подтверждение этому – такая рыба не всякому придет. Верх взяла и жадность. Зиновий решился один на один совладать с чудовищем и замахнулся топором. При возникновении этого орудия в голове сразу всплывает образ Родиона Раскольникова. Только молодой человек поднимает топор на старушку, а Игнатьич – на саму матушку-природу.

    Утробин уверен, что ему все позволено. Но не тут-то было. Такое мнение ошибочно. И наказание последовало сразу же. Игнатьич оказался в воде, он не может справиться с огромной рыбиной. Их обоих, и человека, и животное ждет смерть.

    Именно в этот момент герой понимает, насколько непозволительным было его поведение и раскаивается во всем содеянном ранее. Именно такое нравственное очищение и спасает Игнатьича.

    Астафьев своей повестью дает понять нашу человеческую силу ответственности за все, что совершается в мире.

    Как сделать, чтобы, преобразуя землю, сохранить и приумножить земное богатство? Обновляя, спасти и обогатить красоту природу? Как избежать, не допустить печальных последствий неразумного посягательства на естественные законы природы - колыбели человека? Это проблема не только экологическая, но и нравственная.

    Дочитав рассказ “Царь-рыба” , понимаешь, что мир природы таит в себе дух справедливого возмездия. О нём взывает страдание Царь-рыбы, израненной человеком.

    Осознание её серьёзности, по Астафьеву, необходимо каждому, чтобы не истоптать, не повредить и не ожечь природу и себя огнём бездушия и глухоты.

    В рассказе “Царь-рыба” жизненный сюжет идёт навстречу художнику.

    Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку. Страстный протест вызывает у писателя бездушно-потребительское обращение с природой. До сильного живого образа вырастает в повести образ браконьерства - хищнического поведения человека в тайге, на реке.

    Много создано писателем книг о войне, о мире, о детстве. Все они отмечены загадкой таланта, звуками Родины, - светлой и чистой, горькой и радостной музыкой человеческой судьбы.

    “Царь-рыба” В. Астафьева

    Человек и природа, их единство и противоборство - стержневая тема “Повествования в рассказах” Виктора Астафьева.

    Главный герой рассказа “Царь-рыба” - Зиновий Игнатьич, уважаемый в посёлке Чуш человек. К чушанцам относится он снисходительно, с некой долей превосходства, которого не высказывал, от людей не отворачивался, ко всем был внимателен, любому приходил на помощь.

    “Царь-рыба” написана в открытой, свободной, раскованной манере, осердеченной мыслью художника о самом личном и кровном. Прямой, честный, безбоязненный разговор о проблемах актуальных, значимых. О них спорят учёные. Над ними думают проектировщики. Проблемах народного масштаба: об утверждении и совершенствовании разумных связей современного человека и природы, о мере и целях нашей активности в “покорении” природы. Сама жизнь ставит эти проблемы.

    Пожалуй, никогда ещё проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как в наше время. И это не случайно.

    “Нам не привыкать к потерям, - писал С. Залыгин, - но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, - после этого терять уже будет нечего” .

    Он везде и всюду обходился своими силами, но был родом здешний - сибиряк и природой самой приучен почитать общество, считаться с ним, не раздражать его, однако шапку при этом слишком не ломать. Очень отличается Игнатьич от односельчан своей аккуратностью и деловитостью. Его “дюралька” (моторная лодка) носиться по реке, задрав нос, чистенькая, сверкающая голубой и белой краской, мотор не трещит, не верещит, поёт свою песню довольным, звенящим голоском. И хозяин под стать своей лодке: прибранный, рыбьей слизью не измазанный, мазутом не пахнущий. Ловил рыбу Игнатьич лучше всех и больше всех, и никто ему не завидовал, кроме младшего брата Командора, который всю жизнь чувствовал себя на запятках у старшего брата, а был с мозглятинкой - гнильцой самолюбия, не умел и не хотел скрывать неприязни к брату, и давно уже они стали чужими друг другу. До того возненавидел Командор Игнатьича, что поднял руку на родного брата, и не просто руку - ружьё!

    Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение “Царь-рыба” , отмеченное Государственной премией СССР.

    Автор выступает с позиции добра, гуманности. В каждой строке он остаётся поэтом человечности. В нём живёт необыкновенное ощущение цельности, взаимосвязанности всего живого на земле, настоящего и будущего, сегодняшнего и завтрашнего.

    Добро и справедливость прямо обращены к судьбе будущих поколений.

    Случай, описанный в рассказе “Царь-рыба” произошёл с Игнатьичем в студёную осеннюю пору, когда тот вышел на Енисей и завис на самоловах. Пять раз заплывал рыбак и тянул “кошку” по дну реки, времени потерял уйму, промёрз до самых костей, но зато, лишь подцепил и приподнял самолов, сразу почувствовал: на нём крупная рыбина. По всем повадкам рыбы, по грузному давлению во тьму глубин угадывался на самолове осётр, большой, но уже умаянный. Увидел его Игнатьич и опешил: что-то редкостное, первобытное было не только в громадной величине рыбы, но и в формах её тела, от мягких, безжильных, как бы червячных усов, висящих под ровно состругнутой внизу головой до перепончатого, крылатого хвоста - на доисторического ящера походила рыбина. Из воды, из-под костлявого панциря в человека всверливались маленькие глазки с жёлтым ободком вокруг тёмных зрачков. Эти глазки, без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таил в себе. Понял рыбак, что одному не совладать с этаким чудовищем. Можно бы подождать, когда явиться на самоловы младший брат, он поможет, но ведь тогда придётся делить осетра, а этого очень не хотелось Игнатьичу. “Вот она, дрянь-то твоя и выявилась” , - с презрением думал о себе Игнатьич.

    Упускать такого осетра нельзя, Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому якову. Много всякой всячины наслушался Игнатьич про царь-рыбу, хотел её богоданную, сказочную, конечно, увидеть, изловить, но и робел. Дедушка говаривал: “Лучше отпустить её, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать о ней, искать её” . Но Игнатьич решил брать за жабры осетрину, мало ли чего плели раньше люди, знахари всякие и дед тот же. С огромным усилием рыбак взял рыбину крюком на упор и почти перевалил её в лодку, готовый дать по выпуклому черепу осетра обухом. Но тут-то находящаяся в столбняке рыба резко повернулась, ударилась об лодку, и Игнатьича бросило в ледяную воду. Он начал тонуть, кто-то тащил его в глубину, а рыба продолжала биться, садить в себя и в ловца самоловные уды. И рыба и человек слабели, истекали кровью. Зачем же перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть. Пробил крестный час, пришла пора отчитаться за грехи. А главный грех Игнатьича в том, что жестоко обидел он девушку, с которой дружил в юности. И прощения он у неё не так и не выпросил, как ни умолял, ни каялся. Последние его слова, которые он смог просипеть, не владея ртом, были: “Прости, Глаша!” . Больше Зиновий Игнатьич услыхал шум мотора “Вихрь” . Это приближался к самоловам брат. Волна от пролетевшей лодки качнула посудину Игнатьича, ударила об железо рыбу, и она, отдохнувшая, скопившая силы, неожиданно вздыбила себя, почуяв волну. Удар. Рывок. Рыба перевернулась на живот, взбурлила хвостом, и лопнуло сразу несколько крючков. Ещё и ещё била рыба хвостом, пока не снялась с самолова, изорвав своё тело в клочья. Яростная, тяжело раненая, но не укрощенная, она грохнулась где-то уже в невидимости, буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу. “Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь. Я про тебя никому не скажу!” - молвил ловец, и ему сделалось легче. Телу - оттого, что рыба не тянула вниз, душе - от какого-то, ещё не постигнутого умом, освобождения.

    В осознании этого диалектического процесса не последняя роль принадлежит литературе. И Астафьев - чуткий художник - не мог остаться в стороне от проблемы.

    Вся его многообразная биография, его путь долгий и ясный, на виду у читателей. Произведения, созданные В. Астафьевым, хорошо известны. Это и многочисленные рассказы, и повести “Перевал” , “Стародуб” , “Кража” , “Звездопад” , “Пастух и пастушка” , “Последний поклон” .

    На людях, их судьбах, страстях и заботах сосредоточено главное внимание автора. В повести много героев. Разных. Добрых и злых, справедливых и вероломных, “работников рыбнадзора” и “браконьеров” . Писатель не судит их, даже самых закоренелых, он заботится об их душевном исцелении.



    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png