Ведущий метод по обустройству шоссе и проезжих частей – это асфальтирование. Но сама укладка асфальта на бетонное покрытие зависит от чернового основания, подготовленного для работы поверхностного слоя.

Асфальтобетон — это прочный материал, используемый для создания автомобильных дорог. Асфальтирование малых площадей, естественно, также возможно при правильной подготовке.

Смесь создается в результате смешивания нефтяных дорожных битумов и минеральных наполнителей, а свои полезные свойства обретает после укладки, уплотнения и полного остывания.

В первую очередь асфальт получил свое распространение после массового введения автомобилей, как основных средств передвижения. Применять его начали со второй половины 19 века в США и Европе. Вскоре технологию производства асфальтобетона освоила и царская Россия, первый завод в которой был открыт в городе Сызрань в 1873 году. А всего 3 года спустя асфальт уже появился на московских улицах.

Материалы для укладки асфальта на бетон

Создается асфальтобетон в результате перемешивания различных марок дорожного битума, песка, гравия и щебня. Происходит это смешение при высокой температуре и давлении в специальных печах. Полученная смесь делится на различные марки, в зависимости от размера полученных зерен. Чтобы улучшить контакт и увеличить адгезию компонентов органики и неорганики, которые входят в состав асфальтобетона, технология предусматривает добавление специальных активных растворов. А для того чтобы улучшить его прочность и сопротивление деформации, в асфальт вводят модифицирующие добавки.

Кроме того, что асфальтобетон различают по размерам зерна, его также классифицируют и по температуре укладки. Делится он на два вида: холодный и горячий. Укладка холодного происходит при температуре от 50 градусов и выше, а для горячего, уже требуется не меньше 105 градусов Цельсия. Размеры пустот, находящихся внутри асфальта, делят его на пористый, плотный и высокопористый.

Какой минимальный слой необходимо класть на бетон?

Асфальтирование небольших территорий в частных секторах или во дворах разрешено с минимальной толщиной, всего в 4 см. Но проезжие части, выдерживающие нагрузку от тяжелого автотранспорта, требуют от 7 см и более. Идеально, если укладывают на бетон до трех тонких слоев поочередно.

Технология укладки

Технология укладки асфальта на бетонное основание имеет преимущества, если сравнивать с другими дорожными покрытиями:
быстрое затвердение, из-за чего значительно сокращается срок ремонтных работ;

  • нескользящая гладкая поверхность;
  • надежность сцепления с шинами;
  • дорожная разметка долго держится и легко наносится;
  • достаточно легко чистить и мыть;
  • подвергается ремонту.
  • Важнейшее условие для технологии, предусмотренное ГОСТами, — это работа в максимально сжатые сроки и своевременная подготовка основания под асфальтирование. Идеально, когда только что подготовленный раствор идет в работу без задержек.

    Автомобильные трассы обработать вручную не удастся, здесь главные роли за самоходными катками и автоукладчиками.

    Укладка, а точнее ее качество, всегда связана с процессом уплотнения. И техник для этого всего три:

    1. Вибрационная.
    2. Трамбовка.
    3. Укатка.

    Согласно ГОСТу 9128-2009, есть норма для температуры смеси. Важно, чтобы будущий асфальт не остывал ниже 105 градусов Цельсия.

    Особенности укладки

    Главным отличием от других видов покрытий является то, что асфальтобетон можно использовать вторично. По установленному ГОСТу, верхний слой покрытий, после прихода в негодность, снимается и отправляется на завод, где его переплавляют под воздействием высоких температур и добавляют в готовую смесь. При этом его качества не ухудшаются и никак не влияют на свойства дорожного полотна, которое будет уложено из него.

    При использовании новейших технологий, можно делать это прямо на месте. Снятый слой отработанного асфальта закладывается в специальные машины, в которых и происходит процесс расплавления и смешивания будущего асфальтобетона. Применение таких машин экономит время и топливо, которое понадобилось бы на перевозку старого покрытия на завод и нового на место ремонта.

    Расчёт коэффициента уплотнения асфальта

    Коэффициент уплотнения асфальта при укладке вычисляется так:

    К уп. = Р м /Р см

    Р м — данные по фактическому среднему показателю плотности, измеряется в г/см 3.

    Р см – данные по среднему стандартному показателю плотности выбранного из полотна образца. Измеряется аналогичной величиной.

    Методом простого лабораторного взвешивания или гидростатического (объем проб вычисляется путем вытеснения жидкости) можно получить информацию для расчетов.

    Сколько стоит укладка за 1 м 2 на бетонное основание?

    Укладка асфальта на бетон начинается с зачистки основы и проливки эмульсией. Для координации по цене за 1 м 2 нужно рассчитывать минимум на два слоя. Это сначала крупнозернистый слой в 4-5 см, а уже сверху аналогичная толщина мелкозернистого. Так создают, к примеру, площадки для парковок. Ориентировочная стоимость асфальтирования 1 м 2:

    • Мастика (проливка) от 20 руб.
    • Крупнозернистая смесь от 400 руб.
    • Мелкозернистая смесь от 400 руб.
    • Само бетонное основание (толщиной в 10 см) от 600 руб.

    «Есть множество наименований для таких работ, поскольку цена напрямую связана с толщиной каждого своя.»

    Сноска с СНИП про укладку асфальта

    СНиП асфальтирование дорог и тротуаров (2.05.02-85; 3.06.03-85) относятся к нормативным документам, соблюдение которых — это обязательное условие.

    Как уже было подмечено, самое важное – это температурные показатели. Разберем подробнее:

    1. Укладка асфальта на бетон разрешается только при положительной температуре. Осень – от +10 о С и выше. Весна – от +5 о С.
    2. Работы проводятся только в сухие периоды.
    3. Укладка асфальта на бетонное основание по СНиП разрешается и по холодному способу. Но это крайние меры, которые пригодные уже в качестве ремонта.

    Допуски

    Работы с такими материалами – это сложные процессы укладки, обработки и ремонта. Поэтому есть дилемма: а нужно ли разрешение на укладку асфальта?

    Министерством регионального развития есть четкие указания на этот счет. Любые организации, связанные с асфальтированием проезжих частей, предварительно получают свидетельства. Эти документы подтверждают допуск к работе.

    Компания также обязана стать саморегулируемой организацией, иначе говоря, получить членство СРО.»

    Заключение

    Все поиски более дешевого и доступного покрытия пока что не дали никакого результата, и разработчики сосредоточились не на том, чтобы найти достойную замену асфальтобетону. Их главная задача – это улучшить качество и увеличить срок службы, снизив при этом стоимость самого материала.

    Асфальтовое покрытие — это самый надежный и распространенный способ перекрыть либо отремонтировать поверхность дороги. Сам процесс укладки возможен как вручную при небольших объемах работ, так и с использованием специализированной техники.

    Асфальтовое покрытие самое распространенное покрытие для дороги, надежное и долговечное.

    Применение катков или асфальтоукладчиков позволит добиться в работе максимального качества.

    Самым распространенным для асфальта является щебеночное основание, но также возможна укладка на бетонное основание.

    Асфальтобетонные покрытия имеют самые высокие показатели по износостойкости, устойчивости к различным климатическим воздействиям. Укладка асфальта — это конечный этап всего технологического процесса ремонта дорожного покрытия.

    Прежде всего, организация работы начинается с устройства и стабилизации почвы.

    Технические требования

    Укладка асфальта — сложный технологический процесс, требующий наличия опыта и грамотности. Прежде, чем заняться производством дорожных работ, необходимо ознакомиться с рядом руководящих документов, инструкциями выполнения работы, а также с ГОСТами. Ниже приведены некоторые из них:

    1. ГОСТ 7473-85 — описывает то, каких требований либо технических условий стоит придерживаться при производстве бетонных смесей;
    2. ГОСТ 9128-97 — описывает нормативы к различным асфальтобетонным аэродромным и дорожным смесям;
    3. ГОСТ 28013-89 — содержит нормативы изготовления строительных растворов;
    4. ГОСТ 30412-96 — содержит описание методов и средств измерения уклонов и неровностей аэродромных и автомобильных дорог;
    5. ГОСТ 30413-96 — создан для автомобильных дорог и содержит методику определения коэффициентов сцепления колес автомобилей с дорожным полотном.

    Кроме вышеперечисленных нормативных документов важно изучить стандартизацию СЭВ, описывающую общие нормы и требования к автомобильным дорогам. При нарушении строительных правил на любом из этапов, уложенный асфальт быстро потрескается, на поверхности асфальта могут образоваться неровности.

    Материалы для покрытия

    Устройство асфальта на бетонном основании.

    Выбор материала для укладки асфальта в значительной степени может повлиять на стоимость всего процесса. Но стоит отметить, что экономия на материале — это не всегда хорошо.

    Существуют современные строительные смеси, способные значительно укрепить грунт, что повысит износостойкость и заметно увеличит срок службы асфальтового покрытия.

    За счет компонентов, из которых производят такие материалы, смесь надежно склеивает частицы грунта, делая почву твердой с каменистой структурой.

    Перед заливкой бетонной смеси на грунт необходимо выполнить несколько действий:

    1. С поверхности грунта удаляется весь растительный слой, а грунт уплотняется катком весом в 1,5-2 т. Поверхность грунта должна быть достаточно ровной, при максимальной погрешности уклона в 2,5 см на каждые 3 метра.
    2. Желательно почву обработать специальными стерилизующими средствами, во избежание прорастания любых растений.
    3. Под бетон в обязательном порядке производится укладка дренажного слоя из песка и щебня, каждый из которых должен быть толщиной не менее 10 см. Подушка из песка и щебня также тщательно трамбуется. Для лучшей усадки можно пролить основание водой по всей ее площади. Важно добиться уплотнения песка в 95%.

    Особенности проведения работ

    Перед тем как начать заливать бетон, стоит провести ряд мер по созданию гидроизоляционного слоя поверх песчано-щебеночного основания.

    Схема устройства проезжей части и тротуара с асфальтовым покрытием.

    1. Для создания необходимой для асфальта прочности, бетон должен быть армирован. Каркас под заливку, как правило, изготавливают из арматуры класса А-III либо из специальной сетки для дорожных работ.
    2. Сам же бетон заливается толщиной не менее 8 см. Для обеспечения поверхностного дренажа для жидкостей бетонное основание заливается с определенным уклоном от центра к краям в районе 2-3 мм на один м.
    3. В обязательном порядке по завершении заливки бетонное основание тестируется на образование луж. Максимальная глубина лужиц, образовавшихся при заливке поверхности водой, должна составлять не более 1,5 см.
    4. Укладка асфальта на основание, не соответствующее этим требованиям, будет труднее выровнять. Лужи, появляющиеся в ходе эксплуатации асфальтового покрытия, быстро разрушают полотно.
    5. На поверхность (бетон) производится непосредственно укладка асфальта. Как правило, эта работа должна выполняться при хороших погодных условиях. Наличие влаги на поверхности основания значительно уменьшает температуру асфальта.
    6. В основном, из-за разности теплофизических свойств асфальта и бетона, во избежание возникновения трещин в будущем, температура самого верхнего слоя должна быть максимально высокой и достигать 175 градусов.

    Причем асфальтовое покрытие трамбуется катком лишь спустя некоторое время после равномерного распределения по поверхности.

    Могу ли я положить на старый асфальт - брусчатку, тротуарную плитку или залить бетоном? Если да, то как это лучше сделать?

    Анатолий, Регина.

    Привет, Анатолий из города Регина(?).

    Понимаю ваш вопрос как то, что в месте площадки (парковки авто или дороги или чего-то подобного) вы желаете на старый асфальт уложить новое покрытие. А именно - брусчатку, тротуарную плитку или залить просто бетоном.

    В идеале старый асфальт просто-напросто убирают. По крайней мере так всегда делают профессиональные строители государственных или частных компаний и фирм. Затем планируют участок, делают его ровным, при необходимости делают уклоны для стока дождевой воды.

    Тогда, при соблюдении технологии укладки слоев песка, щебенки и верхнего покрытия в виде перечисленных вами, площадки будут служить нормально и долго.

    Если же эта площадка находится у вас где-нибудь рядом с дачным домиком, будет в дальнейшем использована просто для парковки вашего легкового автомобиля, весом гораздо меньшим тонны, то допустимо вполне не ковыряться со старым асфальтом, убирать его.

    Можете просто на старый асфальт подсыпать слой песка речного или горного толщиной около пяти сантиметров, чтобы выровнять все неровности и выступы старого асфальта. Песок будет служить и компенсатором нагрузок от авто.

    Для выравнивания поверхности песка его можно пролить водой из лейки, он так уплотнится.

    А потом укладывайте либо брусчатку либо тротуарную плитку вплотную друг к другу.

    По периметру можно положить бордюры либо желоба-стоки. Бордюры прикапывают в глубину, они не дадут сместиться плиткам в сторону при наезде на плитки автомобиля.

    Есть желание сделать площадку прочнее? Тогда на песок сыпят сухую смесь из цемента и песка. Также проливают водой. Смесь схватывается и прочнее держит брусчатку или тротуарные плитки.

    Смесь марки М150 или выше.

    Дешевле ее делать самому, чем покупать в магазинах. То есть берете два-три мешка цемента и раза в два-три больше песка, лучше речного. Магазинная смесь обойдется раз в пять дороже, чем приготовленная самим, а марка ее не выдерживает никакой критики по прочностным характеристикам.

    Впрочем, если площадка больших размеров, то и компонентов надо брать больше соответственно.

    Все это весьма подробно расписывалось на моем сайте "как сделать площадку под авто". Можете поискать и найти.

    Если же площадка крайне неровная по причине того, что старый асфальт лежит буграми, и убрать его вовсе затруднительно, то площадку заливают бетонной стяжкой толщиной не менее 10 сантиметров.

    Чтобы стяжка не расползлась в стороны, по всему периметру площадки делают опалубку из на высоту будущей заливки бетона. Доски крепят с помощью кольев либо арматуры, забивая их в землю на глубину сантиметров в 30.

    Это так называемые технологические приспособления, которые после застывания бетона убирают через пару-тройку дней. И засыпают границы площадки песком либо, при отсутствии оного, просто грунтом от скалывания краев стяжки.

    Бетон готовят примерно в пропорции - на одну часть цемента - три части песка и пару частей щебенки. Либо просто на лопату цемента (марка его особой роли при столь малых нагрузках не играет, все равно она меньше декларируемой на упаковке), берут пять лопат ПГС. То есть песчаногравийной смеси.

    Ничего сложного.

    Задать вопрос Семенычу (автору материалов)

    Наш сайт регулярно пополняется интересными и уникальными материалами и статьями по тематике пиломатериалов, строительных материалов и работ, приводится авторское мнение и знания реального шабашника с опытом работы более 15 лет. Имеется раздел - забавные истории шабашников. Если вы желаете получать информацию об этом, подпишитесь на рассылку новостей нашего сайта. Гарантируется непередача вашего адреса третьим лицам.

    ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

    УСТРОЙСТВО ТРОТУАРА С АСФАЛЬТОБЕТОННЫМ ПОКРЫТИЕМ

    I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) и другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства комплекса работ по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием в жилой застройке, с шириной пешеходной части тротуара 1,5 м.

    Рис.1. Конструкция тротуара с асфальтобетонным покрытием


    1.2. В карте приведена схема технологического процесса, изложены оптимальные решения по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.

    1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

    - рабочие чертежи;

    - строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

    - заводские инструкции и технические условия (ТУ);

    - нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001, ЕНиР, ВНиР, ТНиР);

    - производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

    - местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

    1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии устройства тротуара с асфальтобетонным покрытием с целью обеспечения их высокого качества, а также:

    - снижение себестоимости;

    - сокращение продолжительности строительства;

    - обеспечение безопасности выполняемых работ;

    - организации ритмичной работы;

    - рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

    - унификация технологических решений.

    1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием.

    Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ. Конструктивные особенности по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

    1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ во II-й дорожно-климатической зоне.

    Технологическую карту следует применять на следующие объёмы работ:

    Установка бетонных бортовых камней марки

    - БР 100.20.8;

    Песчаный подстилающий слой

    - 0,20 м;

    Основание из щебня М 600

    - 0,15 м;

    Покрытие из мелкозернистой асфальтобетонной смеси

    - 0,04 м;

    Площадь асфальтобетонного покрытия 1,5х100 м

    - 150 м .

    II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству тротуара.

    2.2. Работы по устройству тротуара, выполняют в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

    Где 0,06 - коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов, а также время, связанное с подготовкой к работе и проведение ЕТО, перерывы, связанные с организацией и технологией производственного процесса и отдыха машинистов строительных машин и рабочих - 10 мин через каждый час работы.

    2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве тротуара входят следующие технологические операции:

    - геодезические разбивочные работы;

    - отрывка корыта под устройство основания и уплотнение грунта основания;

    - установка бортовых камней;

    - устройство песчаного, подстилающего слоя;

    - устройство основания из щебня;

    - подгрунтовка основания жидким битумом;

    - устройство асфальтобетонного покрытия.

    2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: экскаватор-погрузчик JCB 3CX m , (объем экскаваторного ковша 0,48 м, объем челюстного погрузочного ковша 1,0 м) самоходный, тротуарный, вибрационный, тандемный каток DМ 02 (рабочая скорость до 8,0 км/час, масса эксплуатационная 1,5 т); поливомоечной машины ПМ-3У (объем цистерны 6000 л); автогудронатор ДС-39Б (объем цистерны 4000 л); тротуарный асфальтоукладчик VOGELE SUPER BOY (ширина полосы укладки от 1,2 до 3,1 м, масса асфальтоукладчика 4,7 т, рабочая скорость 20 м/мин, объем приемного бункера 5,0 т) в качестве ведущего механизма.

    Рис.1. Рабочая зона экскаватора-погрузчика JCB 3CX m

    Максимальная глубина копания - 5,97 м; - Максимальный вылет ковша от оси заднего моста - 7,87 м; - Максимальный вылет ковша от оси поворотной колонки - 6,52 м; - Вылет ковша от оси поворотной колонки при максимальной высоте подъема - 3,66 м; - Максимальный вылет ковша от оси машины при повороте стрелы на 90° - 7,09 м; - Максимальная высота подъема ковша - 6,35 м; - Максимальная высота разгрузки - 4,72 м; - Высота выгрузки - 2,74 м; - Высота горизонтального днища - 3,20 м; - Высота оси шарнира ковша - 3,45 м; - Вылет оси шарнира ковша - 0,36 м; - Вылет кромки ковша на уровне земли - 1,42 м; - Максимальный вылет поднятого ковша - 1,20 м; - Вылет поднятого ковша при выгрузке - 0,83 м; - Глубина копания (толщина срезаемого слоя) - 0,10 м; - Угол запрокидывания ковша - 45°; - Угол выгрузки - 43°; Ширина раскрытия челюстей - 0,95 м

    Рис.2. Габаритные размеры экскаватора-погрузчика JCB 3CX m

    Габаритная длина - 5,62 м; - Колесная база - 2,17 м; - Расстояние от оси поворотной колонки до задней оси моста - 1,36 м; - Дорожный просвет от опор - 0,37 м; - Дорожный просвет от поворотной колонки - 0,52 м; - Высота центра рулевого колеса - 1,94 м; - Высота крыши кабины - 2,87 м; - Габаритная высота - 3,61 м; - Габаритная ширина по раме опор - 2,36 м; - Ширина ковша погрузчика - 2,35 м

    Рис.3. Каток тротуарный DM 2

    Рис.4. Асфальтоукладчик VOGELE SUPER BOY

    Рис.5. Поливомоечная машина ПМ-3У

    Рис.6. Автогудронатор ДС-39Б


    2.5. При устройстве тротуара применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 400 отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93 ; среднезернистый песок с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сут отвечающий требованиям ГОСТ 8736-93 *; камни бетонные и железобетонные бортовые отвечающие требованиям ГОСТ 6665-91 ; битум нефтяной дорожный БНД-90/130 отвечающий требованиям ГОСТ 22245-90 ; горячая, песчаная, асфальтобетонная смесь Марки II, Тип Г отвечающая требованиям ГОСТ 9128-97*.
    ________________
    * ГОСТ 9128-97 не действует. Взамен действует ГОСТ 9128-2013 . - Примечание изготовителя базы данных.


    2.6. Работы по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

    - СП 48.13330.2011 . Организация строительства;

    - СНиП 3.01.03-84 . Геодезические работы в строительстве;

    - СНиП 3.02.01-87 . Земляные сооружения, основания и фундаменты;

    - СНиП 3.06.03-85 . Автомобильные дороги;

    - СНиП III-10-75 . Благоустройство территорий;

    - СНиП 12-03-2001 . Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

    - СНиП 12-04-2002 . Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

    - НПО РОСДОРНИИ-1993 г. Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог;

    - РОСАВТОДОР-2002 . Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них;

    - РД 11-02-2006 . Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

    - РД 11-05-2007 . Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;

    - ГОСТ 8267-93 . Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ;

    - ГОСТ 8736-93 *. Песок для строительных работ;

    ГОСТ 9128-97*. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон.
    _________________
    * ГОСТ 9128-97 не действует. Взамен действует ГОСТ 9128-2013 . - Примечание изготовителя базы данных.

    III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

    3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.

    3.2. До начала производства работ по устройству тротуара необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

    - разработать РТК или ППР на устройство тротуаров;

    - назначить лиц, ответственных за безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;

    - обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

    - разработать схемы и устроить временные подъездные пути для движения транспорта к месту производства работ;

    - установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, а также биотуалетов;

    - подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого необходимого оборудования;

    - обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

    - оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;

    - доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь, инструменты и средства для безопасного производства работ;

    - установить, смонтировать и опробовать строительные машины, средства механизации работ и оборудование по номенклатуре, предусмотренные РТК или ППР;

    - провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

    - составить акт готовности объекта к производству работ;

    - получить разрешение на производство работ у технадзора Заказчика.

    3.3. До начала производства работ по устройству тротуара должны быть выполнены предусмотренные РТК подготовительные работы, в т.ч.:

    - принята от Заказчика техническая документация по созданию геодезической разбивочной основы (ГРО) для выполнения строительно-монтажных работ и закрепленные на местности знаками пункты этой основы;

    - завершены и приняты разбивочные работы по закреплению в натуре проектного положения тротуара в плане и по высоте;

    - завершены и приняты в установленном порядке земляные работы по устройству корыта, под конструкцию тротуара;

    - устроен в лотке корыта продольный дренаж мелкого заложения (при необходимости);

    - установлены бортовые камни по краям тротуара;

    - подготовлен и завезен на объект песок и фракционный щебень в необходимом объеме.

    Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007).

    3.4. Геодезическая разбивочная основа

    3.4.1. Геодезическая разбивочная основа для строительства должна включать:

    - высотные реперы (марки);

    - пункты, закрепляющие продольные оси улиц, проездов, тротуаров и пешеходных дорожек;

    - пункты, с которых можно производить разбивку осей проездов и контроль за их положением в процессе строительства.

    3.4.2. Принятые знаки геодезической разбивочной основы в процессе строительства должны постоянно находиться под наблюдением за сохранностью и устойчивостью и проверяться инструментально не реже двух раз в год (в весенний и осенне-зимний периоды).

    3.4.3. Приемку ГРО для строительства следует оформлять актом освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства в соответствии с Приложением 1 , РД 11-02-2006 .

    3.4.4. К акту приемки ГРО должен быть приложен схематический план благоустройства территории с указанием местоположения пунктов, типов и глубины заложения закрепляющих их знаков, координат пунктов, их пикетажных значений и высотных отметок в принятой системе координат и высот.

    3.5. Геодезические разбивочные работы

    3.5.1. Разбивку оси тротуара можно производить от красных линий существующей застройки и других постоянных сооружений или границ проезжей части. Вертикальные отметки осевой линий в профиле выносят с помощью нивелира от близлежащего репера.

    3.5.2. Для переноса запроектированного и представленного на чертежах плана тротуара на местность, необходимо иметь, как на плане, так и на местности одни и те же постоянные предметы. Этими предметами могут быть пункты триангуляции, точки пересечения с автомобильными дорогами (кромка проезжей части), линии связи, ЛЭП и т.д. К ним привязываются разбивочные данные, которые берутся из проекта, и от них, производится разбивка установки бортовых камней, процесс, который заключается в следующем (см. рис.5):

    - по плану определяют расстояние от этих точек до постоянных предметов, имеющихся на плане и на местности и в принятом масштабе определяют фактическое расстояние;

    - полученные точки на местности закрепляют колышками и сторожками (выносками);

    - переносят на контрольные столбики отметку ближайшего репера.

    3.5.3. От осевой линии тротуара, через 20 м замерами рулеткой в обе стороны разбивают корыто под тротуар и в полученных точках, а также в переломных точках продольного профиля по теодолиту выставляют ряд деревянных колышков и по ним протягивают шнур.

    Ширина корыта приниматься с учетом установки бортовых камней. На колышках по нивелиру отмечают краской высотные отметки дна корыта, песчаного подстилающего слоя, щебеночного основания и асфальтобетонного покрытия.

    Проектная отметка по оси (дна корыта) низа дорожной одежды (слоя основания) определяется по формуле:

    Где - отметка верха покрытия тротуара;

    Глубина корыта;

    - ширина корыта;

    - уклон корыта.

    Поперечный уклон дна корыта должен быть равным уклону поверхности покрытия 10-15‰ и направляются к лоткам проезжих частей или к дренажам.

    Величину требуемой толщины песчаного подстилающего слоя принимают с учетом коэффициента запаса материала на уплотнение равного 1,10, а основания из щебня с учетом коэффициента запаса материала на уплотнение равного 1,25.

    Асфальтирование дорог или других участков – важный процесс при благоустройстве территории. Широкое применение асфальта вызвано относительно небольшой стоимостью и простотой укладки. В данной статье будет описана пошаговая технология укладки асфальта на щебеночно-песчаное основание.

    Укладка асфальта на даче существенного улучшает внешний вид участка. Наибольшее внимание уделяется подъездным путям и пешеходным дорожкам. Некоторые считают, что устройство асфальта во дворе ничем не отличается от строительства дорог. Однако в частном секторе нет необходимости в дорожном полотне, воспринимающее значительные нагрузки, а на ограниченную территорию нет возможности вызвать спецтехнику. Следовательно, основная часть работ выполняется вручную, что не сказывается на качестве дороги.

    До начала выполнения работ следует знать предполагаемую нагрузку на будущее дорожное полотно. Это важный параметр, так как от него зависит скорость устройства асфальтированного покрытия. Если у владельца участка имеется грузовой автомобиль – следует подобрать более надежную технологию. В данном случае будет рассмотрено асфальтирование дачного участка под обычную нагрузку от легковых автомобилей, где достаточно нескольких слоев основания.

    Материалы для укладки асфальта на щебень

    Перечислим основные материалы, которые чаще всего используются при укладке асфальта на щебень:

    1. Горячий асфальт (АС) или асфальтобетон (АБС). Представляет под собой смесь битумных смол, играющие роль связующего элемента, и песка. Рекомендуется использовать в местах, где нет интенсивного движения транспорта. В процессе изготовления температура смеси может достигать 200 градусов. Асфальтобетон отличается большими прочностными параметрами и большей вязкостью. При транспортировке важно, чтобы температура асфальта при укладке не опускалась ниже 130 градусов, иначе он станет непригодным. Главное отличие АБС – наличие в составе щебня и гравия, использование различных добавок и меньшая пористость за счет применения минеральных порошков. Асфальтобетон может насчитывать в составе от 40 до 60 процентов щебня.
    2. Холодный АС или АБС. Главное отличие от горячего типа – наличие в составе растворителей, способствующих разжижению. Могут применяться при температуре окружающей среды до -10 градусов. Качество полотна будет оптимальным, когда работы будут выполняться при температуре от +5 градусов. Для холодного АБС оптимальная температура выполнения работ от 0 градусов.
    3. Жидкий асфальт. Производится из старого покрытия с добавлением битума и растворителей. Применяется для ремонтных работ верхнего слоя дорожного полотна.
    4. Щебень. Это компонент, используемый в процессе приготовления АБС. Перед применением проходит тщательное просеивание. Широко используется для устройства основания под дорожное покрытие. Получается при дроблении твердых пород. Для АБС необходима фракция 5-15 мм, а для основания – 5-100 мм.
    5. Песок – компонент для приготовления АС, АБС и устройства основания. Добывается в специальных песчаных карьерах или в руслах рек. Перед применением должен пройти очистку от примесей и суглинков.
    6. Битум – компонент для обработки основания, приготовления асфальта или асфальтобетона. Способ добычи – из нефти, перегонкой. Выполняет роль связующего элемента.
    7. Присадки – добавки, предназначенные для изменения свойств смеси или вяжущего материала.

    Какой минимальный слой необходимо класть?

    В зависимости от толщины слоя, необходимо делать уплотнение различными ручными или самоходными механизмами. Рекомендуемая толщина составляет:

    1. Для частного сектора под подъездные пути – от 5 до 7 сантиметров.
    2. Для дорожек – от 3 до 4 сантиметров.

    Подготовка основания под укладку асфальта

    Структура песчано-щебеночного основания состоит из:

    1. Щебня. Содержится в количестве от 10 до 20 процентов. Могут использоваться фракции 5-20 и 20-40 мм.
    2. Песка.

    Процесс устройства основы выглядит следующим образом:

    1. Снимается старое основание.
    2. Подошву грунта уплотняют.
    3. По необходимости происходит обработка почвы, чтобы в данном месте не было растительности. см

    Также песчано-щебеночное основание может выполняться из нескольких чистых слоев:

    1. Песок (10-15 см).
    2. Щебень (10-15 см).
    3. Подстилающий.

    Технология укладки асфальта на щебень

    Укладка асфальта на дачном участке состоит из следующих работ:

    1. Доставка на строительный участок всех материалов.
    2. Подготовка под асфальтирование (включают очистку поверхности и удаление старого покрытия).
    3. Устройство основания. Рекомендуется пропитывать специальными веществами, чтобы в будущем подушка не провалилась в почву.
    4. Устройство подушки. В зависимости от предполагаемой нагрузки на покрытие выбирается определенная фракция.
    5. Пропитка подушки из щебня битумно-эмульсионным составом. Необходимо для улучшения сцепления нижнего слоя с компонентами асфальта.
    6. Устройство бордюров.
    7. Асфальтирование (укладка, выравнивание и уплотнение). Один из самых главных этапов, в процессе которого необходимо уплотнить участок ручным катком (вес более 100 кг) или виброплитой.

    Сколько стоит укладка за 1 м2?

    Асфальтирование дачного участка будет стоить в зависимости от следующих факторов:

    1. Расположения участка, где необходимо выполнить работу. От этого зависит дальность доставки материалов или техники (при ее наличии).
    2. Метода асфальтирования.
    3. Выполнения работ собственноручно или с привлечением специалистов.
    4. Используемых материалов.
    5. Геологических характеристик участка.
    6. Типа основания.

    Асфальтирование дачного участка по СНиП

    Условия, которые необходимо соблюдать в процессе асфальтирования, содержатся в:

    1. СНиП 2.05.02-85.
    2. СНиП 3.06.03-85.
    3. Других нормативных документах.

    Главными условиями являются:

    1. Осенью устройство покрытия должно выполняться при температуре от +10 градусов, а весной – +5 и более.
    2. Укладка асфальта в дождь запрещена (кроме случаев, где используется специальная технология укладки асфальта в дождь).
    3. Холодный тип асфальта укладывается в любое время года.

    Заключение

    Как оказалось, асфальтирование дачного участка не требует особых навыков. Главное – соблюдение технологического процесса и наличие всех необходимых материалов. Если данная статья не ответила на все волнующие вопросы, можно воспользоваться дополнительными источниками информации. Например, видео по технологии укладки асфальта на щебеночно песчаную смесь.



    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png