Практически в каждом саду имеются дорожки, которые не только украшают его, но и делают комфортным передвижение по саду.

Дизайн садовых дорожек должен соответствовать стилю сада, газонов, цветников и архитектуре дома.

Строительство садовых дорожек – занятие довольно простое в том случае, если соблюдать все основные этапы данного процесса и если правильно подобрать строительный материал.

Наиважнейшие этапы строительства дорожек садовых

Основными этапами в данном занятии является проектирование будущего объекта, подготовка для него ложа и подбор материала, необходимого для строительства.

В процессе проектирования необходимо разработать схему прокладки объекта на участке. При этом следует учитывать стиль, в котором выполнен сам участок. Так, к примеру, для сада, выполненного в классическом стиле, подойдут прямые дорожки, а их пересечения рекомендуется делать под прямым углом.

Если же сад выполнен в так называемом пейзажном стиле, то здесь уместно будут смотреться дорожки с изгибами, плавными пересечениями. Помимо этого при проектировании необходимо учитывать удобство пользования ими, привычки тех людей, которые будут по ним прогуливаться.

Необходимо подготовить ложе для будущей дорожки: снять грунт, утрамбовать, засыпать щебнем и песком.

После того как создание проекта подошло к концу, можно перейти к следующему этапу, а именно к подготовке ложа для будущей дорожки. Для этого следует разметить место для садовых дорожек и снять с данной территории грунт. Грунт необходимо вынимать на такую глубину, которой будет вполне достаточно для укладки основания объекта и для финишного слоя.

Строительство дорожек садовых выполняется с учетом того, что они должны выступать над грунтом сантиметра на 2-3. Дно полученного углубления следует хорошенько утрамбовать, а затем уложить слой щебня высотой сантиметров 10-15 и опять-таки все хорошенько утрамбовать. Если строится дорожка для подъезда автотранспорта, то слой щебня следует увеличить до 20-30 см. Сверху на данный слой необходимо насыпать песок слоем в 3-5 см и разровнять.

После этого можно смело приступать к финишному этапу , а именно к подбору отделочного материала и, конечно же, его укладке. Лучше всего использовать такой материал, который прекрасно впишется в общий стиль садового участка.

Кроме того, отделочный материал лучше приобретать высокого качества, твердый, надежный и морозостойкий. Затем следует выбрать метод укладки подобранного материала.

При применении метода укладки, в котором фигурирует смесь из песка и гравия либо заливка бетонным раствором, немаловажно учитывать все необходимые пропорции ингредиентов, для того чтобы не допустить разрушения в сезон заморозков. Перед тем как начать укладывать отделочный материал, следует установить бордюры. Они бывают бетонными либо из пластика.

Вернуться к оглавлению

Зачастую для декорирования садового участка применяют некоторые дизайнерские задумки.

К примеру, можно сделать различные разветвления садовых дорожек, идеально выровненные газоны или же газоны с высотными перепадами. По всему периметру объекта можно выполнить растительные бордюры, например, из земляники.

Шикарно смотрятся небольшие постройки, цветники вдоль садовых дорожек.

Зачастую дорожки украшают миксбордерами, которые представляют собой рабатки, обладающие довольно большой шириной и имеющие различные формы.

Подобные рабатки необходимо засаживать многолетними цветущими растениями, период цветения у которых протекает в различное время. Желательно, чтобы растения были разного размера.

Технология рабаток такова: на заднем плане следует посадить самые высокие растения, далее среднерослые и ближе – низкорослые и стелющиеся сорта. Если же высадить газон между миксбордером и , то на выходе получится шикарный садовый участок.

Как правило, при создании дорожек применяют пару направлений:

  1. Классическое, или регулярное.
  2. Пейзажное, или ландшафтное.

Дорожки, выполненные в ландшафтном стиле, основаны на натуральных видах природы, на сочетании в их планировке декоративных сортов растений и на применении естественных форм.

Классический же тип является архитектурным, т. е. он основан на сочетании формы и красок разнообразных декоративных растений, а также на получении высокохудожественного эффекта.

Данный стиль зачастую применяется для облагораживания территорий центральных парков, больших садов и скверов в городах.

Строительство дорожек садовых следует тщательно продумывать еще на стадии разработки проекта возведения дома, в этот же момент и нужно определиться с направлением, которое будет лежать в основе будущего строительства.

Это необходимо для того, чтобы удачно расположить сад, дворик; дорожки, которые будут соединять отдельно расположенные элементы садового участка, постройки и т. д.

Садовые дорожки не только являются очень удобным местом передвижения, но и украшением сада.

Вернуться к оглавлению

Мощеные садовые дорожки и укладка плитки тротуарной

Специально для подъездной дороги, как правило, строят мощеные садовые дорожки. Такие дорожки превосходно будут выглядеть и в случае, когда цоколь постройки выполнен из такого материала, как кирпич.

Тротуарную плитку укладывают на выровненные щебеночные, песчаные или бетонные основания, учитывая условия эксплуатации, которые и определяют схему укладки.

Мощеные садовые дорожки дополнят стиль садового участка. Дорожки можно мостить клинкером, или, как его иначе называют, дорожным кирпичом. Клинкер является материалом, обладающим шероховатой поверхностью, толщина его составляет всего 4 см.

Данный материал не входит в разряд недорогих, поэтому применяется для не очень часто. Наиболее популярным материалом является тротуарная плитка.

Толщина каждой плитки колеблется в пределе 4-10 см, а длина 10-28 см, ширина же 9-20 см. Специально для необходимо выбрать плитку толщиной в 6 см, а для подъездов – 8 см.

Сегодня производители предлагают материал самой разнообразной формы и оттенка, а так же материал, покрытый природной крошкой. Поэтому дорожку можно выкладывать из плиток как одного оттенка, так и различных цветовых гамм, делая причудливые узоры.

Для того чтобы уложить плитку, следует использовать смесь из цемента и песка. Порой применяют и щебень в том случае, когда необходимо сделать оформление автомобильной площадки.

При использовании щебня имеется риск того, что дорожка впоследствии просядет. Избежать данной неприятности поможет георешетка.

Но при использовании щебня имеется риск того, что дорожка впоследствии просядет. Избежать данной неприятности поможет георешетка. Ее высота может быть самой различной, и зависит она только от того, какая сила нагрузки предполагается на дорожку.

Георешетки выпускаются песочного, зеленого и черного оттенков. На слой гравия необходимо установить данную решетку и закрепить специально предназначенными для этого клиньями.

Сверху она присыпается слоем из щебня или же камня, а затем следует уложить слой геотекстиля. Последний слой нужен для того, чтобы избежать в дальнейшем вымывания песка. На геотекстиль уложите состав на основе цемента, а уже на него – плитку тротуарную.

Проектирование и создание дорожно-тропиночной сети является важной частью в процессе создания поместья. Дорожно-тропиночная сеть даёт Вам возможность добраться до каждого объекта Вашего поместья самым удобным и кратчайшим путём. Она образует некие путеводные нити, которые объединяют в единый ансамбль все функциональные зоны поместья и другие элементы ландшафтного дизайна, находящиеся на Вашем участке. Красивые и удобные дорожки позволяют достичь завершённости всего художественного облика Вашего поместья.

Проектирование дорожно-тропиночной сети осуществляется на этапе проектирования всего поместья. Большое значение имеет протяжённость дорожной сети. Анализируя различные проектные решения и исследуя садово-парковые территории, можно сделать вывод, что дорожная сеть и площадки занимают 10 – 15%, а иногда их протяжённость достигает 20% от всей занимаемой площади участка. Относительная протяжённость дорожек на 1 га составляет примерно 300 – 400 м.

Ширина дорожек и площадок различна в разных частях участка и зависит от их назначения. По функциональному назначению все дорожки можно подразделить на две большие группы: утилитарные и декоративные.

  1. Утилитарная группа дорожек.

К этой группе дорожек относятся все дорожки, которые соединяют все хозяйственные постройки и активно эксплуатируются в течение года. К этой группе также относятся все подъездные дороги и дорожки к площадкам для автотранспорта.

  1. Декоративные дорожки.

Данный тип дорожек используют, прежде всего, для украшения поместья. Они прокладываются для совершения прогулок, позволяющих Вам наслаждаться красотами поместья.

Классификация дорожек по функциональному назначению

В садово-парковом дизайне дороги, дорожки и аллеи в зависимости от их функционального назначения можно разделить на 6 классов.

I класс - главные дороги и аллеи. К этому классу относятся такие дороги и аллеи, по которым проходит основной поток посетителей объекта. Они используются в качестве основных маршрутов движения посетителей, и поэтому должны выдерживать большие нагрузки. Из этого следует, что они должны быть достаточно широкими и их конструкция должна быть очень прочной. Покрытие таких дорог и аллей должно быть прочным и декоративным. Для этих целей используются мало изнашиваемые материалы, такие как плиты, камни и др.

II класс - второстепенные дороги, дорожки и аллеи. Они соединяют различные узлы объекта и подводят посетителей к главным маршрутам движения по объекту, площадкам для спорта и отдыха, подводят к различным видовым точкам и другим элементам планировки объекта. Интенсивность движения пот таким дорогам, дорожкам и аллеям меньше, чем на главных. Эти дорожки уже, нежели главные, поэтому пропускная способность их также меньше. Покрытие таких дорог, дорожек и аллей может быть менее прочным, чем на главных, но не менее декоративным.

III класс - дополнительные дороги, дорожки, тропы. Дополнительные дороги, дорожки и тропы этого класса используют для соединения различных второстепенных объектов. Они играют роль переходов и подходов к различным сооружениям и цветникам, а также являются «ответвлениями» от главных и второстепенных дорог и дорожек. Интенсивность движения на дорогах, дорожках и тропинках данного класса ниже, чем на двух предыдущих. В этом классе можно использовать конструкцию и покрытия дорожек более упрощёнными.

IV класс - велосипедные прогулочные дороги и тропы. IV класс дорог и троп используется обычно в парках и лесопарках. Они располагаются на отдельных полосах главных дорог и аллей. Основной целью сооружения таких дорог и аллей являются прогулки, осмотр достопримечательностей, иногда используются для спортивных соревнований. Конструкция для велодорог должны быть прочными и устойчивыми.

V класс - дороги для конной езды, в экипажах, на санях, верхом. Дороги этого класса предназначаются для прогулок и осмотра достопримечательностей, для занятий конным спортом. Обычно они используются в больших парках, лесопарках и спорткомплексах. Дороги этого класса должны иметь специальные типы покрытий.

VI класс - хозяйственные дороги и проезды. Хозяйственные дороги и проезды предназначаются для движения специализированного автотранспорта, такого как поливомоечные машины, машины для перевозки материалов и оборудования для различных хозяйственных нужд и т.д. и т.п. Конструкции и покрытие для таких дорог делаются из прочных твёрдых материалов, позволяющие выдерживать большие нагрузки.

Мы рассмотрели классификацию дорог, дорожек и тропинок, применяемую в садово-парковом дизайне. Но все эти классы используются далеко не всегда. Все 6 классов можно встретить только на крупных по площади объектах. В небольших скверах, на дачных участках, в поместье обычно используются дороги, дорожки и тропинки, принадлежащие первым трём классам. На таких объектах по основным и второстепенным дорогам предполагается эпизодический проезд автотранспорта и средств малой механизации.

Основным связующим элементом поместья являются - главные дорожки. Их ширина должна быть не менее 1,2 метра. При определении ширины дорожки необходимо учитывать её назначение и исходя из этого, рассчитываем ширину дорожки. На главных дорожках необходимо учитывать возможность того, что при встрече двух человек они могли бы свободно разойтись, не причиняя неудобства друг другу.

Второстепенные дорожки могут быть уже главных дорожек. Опять же для определения ширины дорожки учитываем её назначение. Ширина дорожек должна быть не менее 0,5 – 0,7 метра.

Тропинки являются самыми узкими дорожками в вашем поместье. Ширина их предусматривает комфортное движение одного человека и составляет 0,5 – 0,7 метра.

Классификация дорожек по типу мощения

Классификация дорожек может быть не только по назначению, но и по типу мощения.

Дорожное покрытие является важным элементом при проектировании любой дорожки. При проектировании дорог необходимо учитывать конструкцию, прочность и долговечность их покрытия. В зависимости от назначения дорог и их дальнейшего использования выбираются материалы и технологии их укладки. По типу мощения все дорожки делятся на две группы:

1. Жёсткое покрытие – кирпич, монолитный бетон, натуральный камень, тротуарная плитка и т.д.;


2. Мягкое покрытие – гравий, галька, щебень, гранитный отсев (крошка) и т.д.


Мы рассмотрели классификацию дорог, дорожек и тропинок по их функциональному назначению, которое непосредственно влияет на выбор типа мощения. Создавайте красивые и удобные дорожки в Вашем поместье. Пусть они принесут Вам радость, удовольствие и комфорт. Удачи Вам. Если у вас возникли вопросы или вы хотите что-то обсудить, то обязательно оставьте свой комментарий.

КОМПЛЕКС ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГЕНПЛАНА

МОССТРОЙЛИЦЕНЗИЯ

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИНСТРУКЦИЯ
НА УСТРОЙСТВО ТРОТУАРОВ
ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ

ВСН 15-95

МОСКВА - 1998

Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит (взамен ВСН 6-76) разработана кандидатами технических наук В. М. Гольдиным, Л. В. Городецким, Р. И. Бега (НИИМосстрой) при участии Ю. И. Столярова, к. т. н. В. Д. Фельдмана (Мосстройлицензия).Инструкция обобщает накопленный за период с 1976 по 1995 гг. опыт службы тротуаров на эксплуатируемых улицах.Инструкция составлена с учетом нового ГОСТа на тротуарные плиты, разработанного НИИМосстроем, Мосинжпроектом и Академией коммунального хозяйства.Инструкция согласована с институтом Мосинжпроект, трестом Гордорстрой, муниципальным предприятием Мосинжстрой.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция распространяется на устройство в летний и зимний периоды в г. Москве тротуаров, садово-парковых, пешеходных дорожек и площадок из бетонных плит, выпускаемых заводами МПХК Моспромстройматериалы и удовлетворяющих ГОСТ 17608-91.1.2. Конструкции тротуаров следует принимать по альбому СК 6101-85 «Конструкции дорожных одежд для г. Москвы». Строительство тротуаров производят с учетом действующих норм.1.3. Тротуары и пешеходные дорожки должны располагаться между проезжей частью и застройкой; между проезжей частью и газоном; между газонами, в полосе зеленых насаждений.Расчетная ширина одной полосы пешеходного движения принята 0,75 м.1.4. Приняты конструктивные элементы тротуаров: песчаный подстилающий слой; основания из песка, песчано-цементной смеси, щебня и бетона; покрытие из плит.Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий тротуаров включает следующие этапы: рытье и уплотнение корыта, установка бортового камня, устройство подстилающего слоя, устройство основания и покрытия, в том числе и заполнение швов. 1.5. Покрытие тротуаров, садово-парковых дорожек и площадок осуществляют из сборных квадратных (К), прямоугольных (П), шестиугольных (Ш), фигурных бетонных плит и элементов мощения (Ф) и элементов декоративных дорожных (ЭДД). Виды, марки и размеры тротуарных плит согласно ГОСТ 17608-91 представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Виды, марки и размеры тротуарных плит

Тип плиты, марка плиты

Размеры плиты, мм

Толщина плиты

на щебеночных и бетонных основаниях А

на песчаных и стабилизированных основаниях Б

в местах заезда тяжелого транспорта на тротуар В

Квадратные плиты

1К.5, 1К.6, 1К.8
2К.5, 2К.6, 2К.10
3К.5, 3К.6, 3К.10
4К.5, 4К.7, 4К.10
5К.5, 5К.7, 5К.10
6К.5, 6К.7, 6К.10
7К.6, 7К.8, 7К.10
8К.8, 8К.10

Прямоугольные плиты

1П.5, 1П.6, 1П.10
2П.5, 2П.7, 2П.10
3П.5, 3П.7, 3П.10
4П.6, 4П.7, 4П.10
5П.6, 5П.7, 5П.10
6П.8, 6П.10

Шестиугольные плиты

1Ш.5, 1Ш.6, 1Ш.10
2Ш.6, 2Ш.7, 2Ш.10
3Ш.6, 3Ш.8, 3Ш.10
Из табл. 1.1 видно, что толщина плиты покрытия зависит от вида основания. Примечание. По этому же ГОСТу промышленность изготавливает фигурные плиты и элементы мощения - (Ф) и элементы декоративные дорожные - (ЭДД), общий вид которых представлен на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Общий вид фигурных плит и элементов мощения.

2. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ, УСТАНОВКА БОРТОВЫХ КАМНЕЙ

2.1. Основания под покрытие из бетонных плит устраивают из песка, песчано-цементной смеси, щебня и бетона.2.2. Работы по отсыпке и уплотнению земляного полотна, прокладке подземных сетей, устройству дренажей и засыпке траншей выполняют до начала работ по устройству оснований. 2.3. Земляное полотно планируют бульдозерами, автогрейдерами и уплотняют катками, используемыми на строительстве внутриквартальных дорог. Для планировки применяют бульдозеры ДЗ-18 (Д-535А), ДЗ-4 (Д-493А) и автогрейдеры ДЗ-40 (Д-144), ДЗ-40А (Д-598А), ДЗ-51. Для уплотнения используют катки на пневмомашинах ДУ-30 (Д-635), ДУ-31 (Д-627), вибрационные катки ДУ-10 (Д-455), ДУ-10А, ДУ-14 (Д-480), катки статического действия с гладкими вальцами ДУ-1 (Д-211В), ДУ-11А (Д-469А) и др. Тип катка выбирают в зависимости от группы грунта земляного полотна и ширины тротуара или пешеходной дорожки.2.4. Плотность грунта земляного полотна, включая засыпку котлованов и траншей, должна быть не менее 0,98.2.5. К устройству подстилающего слоя приступают после приемки земляного полотна. Во время приемки необходимо проверить:соответствие отметок профилей (с точностью до 10 мм);степень уплотнения грунта (через 25 м в двух точках по поперечному сечению).Песок для подстилающего слоя должен иметь коэффициент фильтрации в уплотненном состоянии не менее 3 м/сутки.2.6. Разравнивание песка производят способом «от себя» бульдозерами и автогрейдерами, а на узких тротуарах и пешеходных дорожках - автопогрузчиками с навесным оборудованием. Толщина слоя рыхлого песка должна превышать проектную с учетом коэффициента разрыхления 1,1.2.7. Песчаный подстилающий слой уплотняют в увлажненном состоянии катками, применяемыми при уплотнении земляного полотна (см. п. 2.3.). Коэффициент уплотнения песчаного подстилающего слоя должен быть не менее 0,98.2.8. Отметки поверхности подстилающего слоя должны соответствовать проектным с точностью ± 5 мм.Движение транспорта по готовому подстилающему слою запрещено.2.9. Для предотвращения смерзания песка в зимнее время рекомендуется его пропитка 2 %-ным раствором хлористого кальция (CaCl 2). Потребное количество хлористого кальция на 1 м 2 поверхности подстилающего слоя при объемном весе песка 1700 кг/м 3 приведено в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Зависимость требуемого количества хлористого кальция от глубины пропитки подстилающего слоя

2.10. Устройство подстилающего слоя следует производить с учетом завершения уплотнения песка до начала его смерзания.2.11. Бортовые камни, отделяющие проезжую часть от тротуаров, изготавливают из гранита, бетона или железобетона и устанавливают на бетонное основание.2.12. Для отделения тротуара от газонов устанавливают бетонные бортовые камни размером 1000×200×80 мм (БР 100.20.8).2.13. Бетонные бортовые камни БР 100.20.8 устанавливают вручную на бетонное основание толщиной 10 см, уложенное на выровненный и уплотненный песчаный подстилающий слой.2.14. Ширина шва между бортовыми камнями не должна превышать 5 мм. Заполнение швов производят цементным раствором состава 1: 4, после чего расшивают раствором состава 1: 2.2.15. В случае устройства основания из песчано-цементной смеси нижняя его часть толщиной 7 см выполняется из песчано-цементного раствора, а верхняя толщиной 3 см- из сухой смеси.Песчано-цементный раствор применяют марки не ниже 50 и изготавливают его в заводских условиях. Ориентировочный состав на 1 м 3 раствора марки 50: цемент марки 400 - 155 кг, воды - 170 л, песка - 1650 кг. Сухую песчано-цементную смесь приготовляют так же, но без добавления воды при естественной влажности песка 5 - 6 %.2.16. В зимнее время песчано-цементную смесь, приготовленную в заводских условиях на подогретых материалах, рекомендуется укладывать при температуре наружного воздуха не ниже - 15 °С, не допуская разрыва во времени при укладке песчано-цементного раствора и сухой смеси.2.17. Уплотнение песчано-цементного раствора производится виброрейками и виброплощадками.2.18. Основания из щебня устраивают при помощи щебнеукладчиков, при площади тротуара менее 1000 м 2 щебень можно разравнивать автогрейдером или бульдозером способом «от себя».2.19. Щебеночные смеси оптимальной влажности (4 - 6 % по массе, марки по дробимости в цилиндре не ниже 400) доставляют автомобилями-самосвалами и выгружают в приемный бункер щебнеукладчика или на подготовленное земляное полотно.Смесь укладывается в дорогу не позже 3-х часов после доставки на место работ. Уплотнение смеси производят самоходными катками статического действия весом 5 - 10 т или вибрационными - весом 1,5 - 3,5 т. Проверка плотности основания из щебня производится тяжелым катком, после прохода которого основание не должно иметь заметных деформаций.2.20. При устройстве оснований из тощего бетона применяют марку бетона М100. Ориентировочный расход материалов на 1 м 3 бетонной смеси составляет: цемент марки 400 - 90 - 100 кг, щебень фр. до 40 мм - 1440 - 1400 кг, песок - 650 - 600 кг, вода - 120 - 130 кг. Раскладка тощего бетона осуществляется бетоноукладочными машинами, щебнеукладчиком. Уплотнение производят 5-тонными моторными катками 8 - 10 проходами по одному следу.2.21. Для устройства бетонного основания применяют бетон марки 100. Устройство бетонного основания производится по спланированному и уплотненному песчаному подстилающему слою бетоноукладочными машинами или экскаватором Э-153 с навесным оборудованием. В последнем случае уплотнение смеси производится виброрейкой или площадочным вибратором. Через каждые 30 - 40 м в основании устраивают температурные швы шириной 20 мм.2.22. На свежеуложенное бетонное основание наносится пленкообразующий материал - битумная эмульсия - из расчета 0,7 кг/м 2 .2.23. Устройство бетонного основания в зимнее время допускается при температуре, наружного воздуха до - 15 °С. Укладку бетонной смеси следует производить на подготовленный до наступления морозов песчаный подстилающий слой.

3. УСТРОЙСТВО ПОКРЫТИЯ

3.1. Плиты доставляют на объект автотранспортом в специальных контейнерах. Погрузочно-разгрузочные работы и монтаж покрытия из плит с размером сторон 100 см производят при помощи навесного оборудования конструкции СУ-32 Треста строительства набережных к 3- 5-тонному автокрану или автопогрузчику (рис. 3.1).Плиты с размером сторон до 50 см можно укладывать в покрытия специальным вакуум-захватом конструкции ГДС-1 (рис. 3.2) или вручную.3.2. Раскладка плит может осуществляться по различным схемам (рис. 3.3).3.3. Укладку плит следует производить поперечными рядами от края и до края. Перед укладкой плит должны быть разбиты и закреплены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит (рис. 3.4).

Рис. 3.1. Захват для укладки плит:

1 - рама из труб прямоугольного сечения (40×60 мм); 2-вал траверсы; 3 - несущая траверса; 4 - полоса с вырезом; 5 - скоба; 6 - палец; 7 - полоса размером 100×80×10 мм; 8 - полоса размером 150×100×10 мм; 9 - рычаг

Рис. 3.2. Вакуум-захват для укладки плит

Рис. 3.3. Схемы раскладки плит в покрытии.

3.4. Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда.3.5. Ширина шва между смежными плитами с размером сторон 100 см должна быть в пределах 8 - 12 мм и с размером стороны до 50 см - в пределах 5 - 8 мм. Швы заполняют песчано-цементной смесью в соотношении 3: 1.3.6. При устройстве декоративных покрытий ширину шва можно увеличить до 50 мм. В этом случае шов заполняется дерном или растительным грунтом и засеивается травой. Для обеспечения требуемой ширины швов между плитами применяют специальные шаблоны.3.7. При укладке плит с размером стороны 100 см выравнивание их производят при помощи такелажных багров после того, как нижняя плоскость плиты опущена краном на 2 - 3 см ниже верхней плоскости уложенных смежных плит. Какие-либо перекосы плиты недопустимы. При употреблении ломов обламывание кромок плит должно исключаться.3.8. Выравнивание уложенных плит осуществляют легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или песчано-цементной смеси срезают ручным шаблоном.3.9. Фигурные плиты и элементы мощения укладывают, главным образом, плитоукладчиками отечественного или зарубежного производства. На рис. 3.5 показана укладка покрытия при помощи плитоукладчика. На рис. 3.6 приведены схемы раскладки фигурных элементов.3.10. При устройстве покрытий в зимнее время целесообразно заранее, до наступления устойчивых заморозков, подготовить земляное полотно, подстилающий слой и основание под покрытие. Укладка выравнивающего слоя на подготовленное основание производится непосредственно перед монтажом.

Рис. 3.4. Схема укладки тротуарных плит с перевязкой швов:

1 - штырь; 2 - ходовой шнур

Рис. 3.5. Укладка плит при помощи плитоукладчика

Рис. 3.6. Схемы раскладки фигурных элементов мощения

3.11. При укладке плит на бетонное основание в зимнее время поверхность его должна быть тщательно очищена от грязи, снега и льда и затем прогрета. Для облегчения удаления ледяного покрова рекомендуется оттаивание его разливом раствора CaCl 2 в количестве 1 л/м 2 . Очистку и прогрев бетонного основания можно производить асфальторазогревателем или при помощи установки, применяемой для устройства кровель с наплавляемым рубероидом, а также нагретым до температуры 180 - 200 °С горячим песком, который укладывают толщиной слоя 5 - 7 см, с последующим его удалением.3.12. По очищенному и подогретому бетонному основанию укладывают подогретый цементно-песчаный раствор толщиной до 20 мм, температура которого не должна превышать 35 °С.3.13. Работы по устройству тротуаров во время сильного снегопада прекращаются. Подготовленные участки выравнивающего слоя укрываются передвижными навесами, брезентом или соломенными матами. Производить укладку плит при температуре ниже - 15 °С не рекомендуется.3.14. Заделку швов рекомендуется производить только весной. В случае необходимости заполнения швов зимой следует предварительно подогреть места сопряжении плит и заполнить их подогретой до 35 °С песчано-цементной смесью.

4. ПРИЕМКА РАБОТ

4.1. Тротуары должны быть выполнены в соответствии с проектом, СНиПом и другими действующими нормативно-техническими документами.4.2. При приемке тротуаров должны быть проверены:а) соответствие утвержденному проекту конструкций основания подстилающего слоя, дренажных устройств и водоотвода. Проверка ведется по актам на «скрытые» работы, журналам производства работ и лабораторным данным;б) соответствие ширины тротуара проектному размеру;в) продольный и поперечный профили покрытия и их соответствие проекту (проверяется контрольным нивелированием);г) ровность поверхности покрытия, которая выполняется путем контрольных замеров 3-метровой рейкой не менее чем через 20 м; просветы под рейкой не должны превышать 3 мм.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

5.1. Техника безопасности на строительных объектах должна соблюдаться в соответствии с требованиями СНиП III-4-80 * «Техника безопасности в строительстве». Ответственность за состояние техники безопасности и промышленной санитарии возлагается на начальника и главных инженеров специализированных управлений и трестов.5.2. Санитарно-бытовые помещения на объектах должны быть оборудованы в соответствии с гигиеническими требованиями Министерства здравоохранения России.5.3. К работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обученные по утвержденной программе безопасным методам работы и проинструктированные непосредственно на рабочем месте. Проверка знаний производится ежегодно комиссией, после чего рабочим выдаются удостоверения.5.4. За соблюдение правил техники безопасности при строительстве несет ответственность главный инженер строительного управления и производитель работ.5.5. Проверка знаний по технике безопасности инженерно-технических работников должна производиться ежегодно. При неудовлетворительных знаниях управляющий трестом обязан не допускать инженерно-технический персонал к руководству работами.5.6. Рабочие должны быть обеспечены специальной одеждой и исправным ручным инструментом в соответствии с действующими нормами.5.7. При производстве работ в зимнее время для обогрева рабочих устанавливаются периодические перерывы продолжительностью 10 мин при температуре - 20° и - 30° и полное прекращение работ при температуре ниже - 30 °С.5.8. Рабочую зону необходимо оградить. С наступлением темноты в зоне работ должны быть установлены сигнальные лампы красного цвета. Осветительные лампы мощностью до 200 Вт подвешивают на высоте 2,5 - 3 м, а более 200 Вт - на высоте 3,5 - 10 м.5.9. Лица, занятые приготовлением и нанесением на основание пленкообразующих материалов, должны работать в комбинезонах, брезентовых рукавицах и защитных очках.Запрещается курить и пользоваться открытым огнем при работе с пленкообразующими материалами, содержащими огнеопасные вещества.5.10. Ответственность за исправность машин и механизмов, используемых на строительстве, несет начальник участка Управления механизации.5.11. Категорически запрещается лицам, не имеющим специального удостоверения, управлять механизмами или ремонтировать их.

6. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРОТУАРОВ

6.1. Работы, связанные с поддержанием в исправном состоянии покрытий тротуаров, подразделяются на следующие основные виды:- содержание;- текущий ремонт;- капитальный ремонт.6.2. Содержание тротуаров включает работы по регулярному уходу за ними в целях поддержания в надлежащем порядке и чистоте в течение всего года для обеспечения нормальных условий передвижения пешеходов.6.3. Текущий ремонт проводится каждые 3 года и включает работы по устранению отдельных мелких деформаций, масляных пятен, трещин и разрушений плит.6.4. Масляные пятна, появившиеся на поверхности плит, удаляются при помощи адсорбционных порошков или сухого цемента, обезжиривающих средств, которые используют для чистки машин, а также бытовых моющих средств.Пятна от масляных красок удаляют при помощи абразивного порошка и воды. Применение растворителей нецелесообразно, так как раствор краски еще глубже проникает в поры бетона. Аэрозольные краски, нанесенные на плиты методом пульверизации, удаляют при помощи ацетона.Битум с бетонных плит удаляют механическими средствами или вручную, затем на оставшееся пятно наносят смесь бензина с маслом и покрывают ремонтируемый участок полиэтиленовой пленкой для уменьшения испарения бензина.6.5. Трещины устраняют путем заливки их эпоксидными, полимерными и коллоидно-цементными клеями.6.6. Трещины в бетонных плитах перед склеиванием должны быть очищены от грязи и пыли, а в случае заполнения коллоидно-цементным клеем склеиваемые поверхности следует увлажнить.6.7. Эпоксидный клей приготовляют из эпоксидной смолы (ЭД-5), наполнителя (песок), пластификатора (лак кукерсоль) и отвердителя (бензосульфокислота и полиэтилен-полиамин-БСК) в соотношении 10: 11: 3: 4,5. Эпоксидный клей приведенного состава должен быть использован в течение 35 мин после приготовления.6.8. В состав полимерцементного клея входит портландцемент марки 400, песок формовочный, песок строительный, вода, фуриловый спирт, солянокислый анилин, хлористый кальций в соответствии 4,85: 1,76: 1,32: 2,15: 0,4: 0,06: 0,66.6.9. Заполнение трещин цементным коллоидным клеем может производиться вручную или при помощи прибора типа вибропистолета и пневмобачка емкостью 20 литров. Внутри пневмобачка должна быть вмонтирована вибробулава, служащая для уменьшения вязкости клея при подаче его в вибропистолет в периодической активации клея при хранении.6.10. Приготовление сухой смеси и коллоидного цементного клея из нее производится согласно «Временным указаниям на приготовление коллоидного цементного клея» (ВСН 8-66).Клей приготовляется непосредственно перед употреблением путем затворения сухой смеси водой. При применении вибропистолета водовяжущее отношение клея должно составлять 0,25 - 0,28; в случае заполнения трещин вручную - 0,3 - 0,35.6.11. Заполнение трещин цементным коллоидным клеем должно быть выполнено в течение не более двух часов с момента его приготовления. Температура клея, при которой производится заполнение трещин, должна быть не ниже 5 °С.6.12. При текущем ремонте в случае необходимости выравнивают основание. Разрушенные плиты удаляют и заменяют новыми, которые укладывают на цементный раствор или сухую цементно-песчаную смесь.Все швы между плитами прочищают сжатым воздухом от компрессора и заливают цементным раствором состава 1: 3 на полную высоту шва.6.13. Капитальный ремонт предусматривает полную или частичную смену конструктивных элементов тротуара: покрытия, основания, подстилающего слоя. Земляное полотно должно быть дополнительно уплотнено до коэффициента не менее 0,98.6.14. Устройство конструктивных элементов тротуаров производится при капитальном ремонте так же, как и при строительстве в соответствии с указаниями разделов 2 и 3.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ 17608-91 «Плиты бетонные тротуарные».2. ГОСТ 6665-91 «Камни бортовые бетонные и железобетонные. Технические условия».3. СНиП Ш-4-80 * «Техника безопасности в строительстве».4. Альбом СП 6101-85 «Конструкции дорожных одежд для г. Москвы» Мосинжпроект. НИИМосстрой.5. Рекомендации по строительству городских дорог в зимнее время, 1991 г. НИИМосстрой6. Инструкция по строительству полносборных городских дорог (ВСН 1-94). Департамент строительства.7. Технические указания на устройство тротуаров из бетонных плит (ВСН 26-76). Главмосинжстрой.8. Нормаль на конструкцию тротуаров и отмосток, 1976. Главмосстрой.9. Тимофеев А. А. Сборные бетонные и железобетонные покрытия городских дорог и тротуаров. 1986. Стройиздат.10. Гольдин В. М., Бега Р. И. Сборные покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, 1973, ЦБНТИ Мосжилкомхоза РСФСР.

КОМПЛЕКС ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

ТР 72-98

МОСКВА - 1998

Технические рекомендации по конструкциям и технологии строительства дорог, тротуаров, площадок на территориях культурно-бытового назначения разработаны кандидатами технических наук В.М. Гольдиным, Л.В. Городецким, Р.И. Бега (лаборатория дорожного строительства НИИМосстроя) при участии ГУ "Мосстройлицензия".

Рекомендации составлены на основе научно-исследовательских работ, выполненных лабораторией дорожного строительства НИИМосстроя, а также опыта, накопленного дорожно-строительными организациями Москвы и других городов России.

Рекомендации разработаны впервые и в основном предназначены для строительства в районах нового жилищного строительства, хотя с успехом могут быть использованы и для центральных районов города при капитальном ремонте сооружений соцкультбыта.

1.6. Для покрытий дорог, площадок используются железобетонные плиты в соответствии с требованиями ГОСТ 21924.0-84 - ГОСТ 21924.3-84 следующих конфигураций: П - прямоугольная; ПБ - прямоугольная с одним совмещенным бортом; ПББ - прямоугольная с двумя совмещенными бортами; ПТ - трапецеидальная; ПШ -шестиугольная; ПШД - шестиугольная осевая диагональная; ПШП - шестиугольная осевая поперечная; ДПШ - диагональная половина шестиугольной плиты; ППШ - поперечная половина шестиугольной плиты.

1.7. Для покрытий тротуаров применяют в соответствии с ГОСТ 17608-91 следующие плиты: квадратные (К), прямоугольные (П), шестиугольные (Ш), фигурные (Ф) и элементы декоративные дорожные (ЭДД).

1.8. Бетонные и железобетонные бортовые камни используются в соответствии с ГОСТ 6665-91 следующих типов: БР - прямые рядовые; БУ - прямые с уширением; БУП - прямые с прерывистым уширением; БЛ - прямые с лотком; БВ - въездные; БК - криволинейные.

1.9. На стесненных территориях культурно-бытового назначения для автотранспорта устраиваются разворотные площадки. Схемы разворотных площадок проставлены на .

2. КОНСТРУКЦИИ

2.1. Конструкции дорог, площадок включают следующие элементы:

дренаж мелкого заложения; подстилающий слой; бортовой камень; основание; покрытие. Конструкции тротуаров состоят из подстилающего слоя, основания и покрытия. Варианты конструкций представлены на .

2.2. Дренаж мелкого заложения предназначен для осушения дорожной одежды и верхней части земляного полотна.

Конструкция дренажа состоит из дренирующего слоя и трубчатых дрен, уложенных на спланированное дно ровика.

2.3. В качестве дрены могут использоваться керамзитобетонные трубофильтры, перфорированные асбестоцементные, керамические и полимерные дренажные трубы. Стыки и водоприемные отверстия дрен защищают от запыления муфтами и фильтрами, в качестве которых могут быть использованы каменные материалы, нетканые синтетические материалы, а также стеклохолсты.

Размеры бетонных и железобетонных бортовых камней

Размеры, мм

2.7. Основание дорог и площадок различного назначения устраивают из щебеночных смесей или укатываемого бетона (принимается бетон марки 2), прочность которого в возрасте 28 дней должна быть не менее 100 кгс/см2.

2.8. Покрытия дорог, площадок различного назначения устраиваются двух типов: монолитные бетонные; сборные - из бетонных или железобетонных плит.

2.9. В бетонных покрытиях дорог и площадок устраиваются температурные швы через 6-8 метров.

Машины для уплотнения грунтов

Марка машины

Тип катков

Глубина уплотнения (в плотном теле), м

связный грунт

несвязный грунт

ДУ-31А (Д-627)

Самоходный, на пневматических шинах, статический

ДУ-29 (Д-624)

Самоходный, комбинированный, с вибрационным вальцом

Прицепной вибрационный

3.8. Траншеи под дренаж следует отрывать до наступления заморозков при помощи автогрейдера ДЗ-180А с навесным оборудованием или экскаваторов ЭО-2621, ЭО-2626 с трапецеидальным ковшом. Укладка труб в траншею производится вручную или при помощи автокранов.

3.9. Технологический процесс устройства дренажей мелкого заложения включает: рытье ровика; устройство в нем подушки под трубы; укладку труб с фильтрами, сопряжение трубчатых дрен с водоприемниками, заполнение ровика песком и его уплотнение. Трубы с раструбами или трубофильтрами обращают против уклона раструбами и пазами. Особое внимание должно уделяться уплотнению дна ровика.

3.10. При устройстве дренажей проверяют: уклон подушки; качество фильтров обсыпки; плотность соединения звеньев труб в стыках; гранулометрический состав и коэффициент фильтрации; толщина слоя песка; влажность и степень уплотнения песка.

3.11. К устройству подстилающего слоя из песка приступают после приемки земляного полотна дороги и оформления соответствующего акта. Подлежат проверке в обязательном порядке соответствие фактических отметок профилей проектным и степень уплотнения грунта.

3.12. Коэффициент фильтрации песка для подстилающего слоя должен быть не менее 3 м/сутки. Песок доставляется к месту строительства автомобилями-самосвалами и выгружается непосредственно в корыто дороги. Разравнивание песка производится бульдозерами или автогрейдерами по способу "от себя" с соблюдением проектных уклонов.

3.13. Катки для уплотнения песка выбирают в зависимости от вида песка и толщины уплотняемого слоя в соответствии с .

3.14. Уплотненный подстилающий слой из песка должен иметь проектную толщину, отклонение от проекта не должно превышать ±1 см, а коэффициент уплотнения должен быть не менее 0,98. Наибольший просвет под трехметровой рейкой не должен превышать 1 см. Продольные и поперечные уклоны должны соответствовать проекту.

3.15. Перед установкой бортового камня на выровненный и уплотненный песчаный подстилающий слой устанавливается опалубка высотой 20 см и шириной на 20 см больше ширины бортового камня.

3.16. Установка метровых бортовых камней производится бортоукладчиками и вручную при помощи клещевого или П-образного приспособления. Схема установки метровых бортовых камней при помощи указанных приспособлений представлена на .

3.17. Бортовой камень устанавливается на бетонное основание толщиной 10 см по натянутому между металлическими штырями шнуру. Бортовой камень осаживается до уровня натянутого шнура деревянной трамбовкой.

После установки бортового камня с двух его сторон устраивается бетонная обойма в опалубке на высоту 10 см.

3.18. Длинномерные бортовые камни устанавливаются на песчаное основание автокранами грузоподъемностью 3-5 т или при помощи пневмоколесных погрузчиков ТО-30 грузоподъемностью 2,2 т и ПК-271 грузоподъемностью 2,7 т.

3.19. Швы между бортовыми камнями заполняются цементно-песчаным раствором состава 1:4, после чего расшиваются цементно-песчаным раствором состава 1:2.

3.20. Для покрытий дороги и площадок основание, как правило, устраивается из уплотняемых щебеночных смесей или укатываемых малоцементных бетонных смесей.

Модель, тип, марка

Основные конструктивные особенности

Щебеночные смеси

Укатываемые бетонные смеси

толщина уплотняемого слоя, м

жесткость бетонной смеси

толщина уплотняемого слоя, м

число проходов по одному следу

Самоходные статические гладковальцевые

Самоходные вибрационные гладковальцевые

Самоходные пневмоколесные на спецшасси

Самоходные комбинированного действия

3.27. При устройстве покрытий из литых бетонных смесей роль опалубки могут выполнять бортовые камни, а при их отсутствии используют инвентарную металлическую опалубку.

3.28. Опалубка должна быть установлена строго по отметкам на участке длиной, обеспечивающей устройство покрытий в течение смены и иметь герметичные стыковые соединения.

При односкатном профиле дороги опалубку устанавливают на всю ширину покрытия, при двухскатном - на половину ширины.

3.29. Литая бетонная смесь доставляется на строительный объект только в автобетоносмесителях. Во время движения автобетоносмесителя бетонная смесь должна перемешиваться.

На объекте бетонная смесь требуемой консистенции выливается из автобетоносмесителя на подготовленное основание.

3.30. После распределения смеси производят ее профилирование с помощью металлического или деревянного шаблона или различного специального оборудования.

3.31. В конце рабочей смены устраивают поперечный температурный шов. Шов устраивают в виде упорной доски толщиной 5 см или металлического шаблона, обернутых пергамином, на полную ширину и высоту укладываемой полосы дороги.

Закрепляется доска (шаблон) к грунту и бетону с помощью металлических штырей. Перед возобновлением работ установленная доска (шаблон) снимается.

3.32. Температурные швы можно нарезать в отвердевшем бетоне на всю толщину покрытия, они должны иметь ширину 10 мм и заполняться в верхней части на 1/3 толщины резино-битумной мастикой, в нижней - сухой цементно-песчаной смесью состава 1:3.

3.33. Уход за бетоном нужно осуществлять сразу после его укладки при помощи полиэтиленовой пленки, водонепроницаемой бумаги, пергамина, толя, дорнита.

3.34. В случае когда бетонное покрытие устраивается непосредственно по песчаному основанию, на это основание укладывается полиэтиленовая пленка с целью сохранения толщины бетонного покрытия.

3.35. Декоративные бетонные покрытия получают при помощи бетонных смесей, приготовленных на цветных заполнителях, цветных цементах или пигментах, а также благодаря различным технологическим приемам в процессе их устройства.

3.36. Выбор и количество вводимых пигментов определяется лабораторией дорожного строительства НИИМосстроя при подборе состава цветных бетонов с учетом применяемых материалов.

3.37. Из цветного бетона устраивают как однослойное покрытие, так и верхний слой двухслойного толщиной 6-8 см.

3.38. Для лучшего сцепления слоев перед укладкой смеси поверхность нижнего слоя очищают от пыли и грязи, увлажняют и обрабатывают тонким слоем цементно-песчаного раствора (1:3).

Деформационные швы в двухслойном покрытии должны быть совмещены в плане.

3.39. Свежеуложенный цветной монолитный бетон требует специального ухода. Наиболее оптимальными материалами для ухода являются светонепроницаемые пленки, песок, дорнит.

3.40. Для нанесения рисунка на поверхность покрытия используют различное оборудование, а также специальные матрицы, валики, щетки.

3.41. Строительство сборных покрытий выполняется из железобетонных плит, размеры и качество которых должны соответствовать ГОСТ 21924.0-84 - ГОСТ 21924.3-84 .

Казалось бы, чтобы соорудить такие ландшафтные элементы, как дорожки и площадки, много ума не надо. Проложить дорожки – это не дом построить.

Однако если вы хотите, чтобы они прослужили вам не один год, надо учесть все нюансы в сооружении подобных элементов.

Иначе все ваши силы и время могут быть потрачены впустую.

Какими должны быть дорожки и площадки

Основные требования, предъявляемые к этим ландшафтным элементам:

Естественность и гармоничность;

Прочность и долговечность;

Простота в уходе.

Дорожки и площадки должны выглядеть естественно, т.е. сочетаться с и стилем дома.

Чтобы сделать их прочными и долговечными, следует большое внимание уделить выбору материала для мощения.

Ну и на простоту в уходе также влияют свойства материала.

Виды и назначения

Можно выделить 3 вида дорожек:

Прогулочные;

Вспомогательные;

Транспортные.

Для начала вам нужно решить, какую задачу будет выполнять каждая конкретная дорожка. Будет ли по ней проезжать автомобиль, или она будет предназначена для прогулок по саду.

От назначения зависит, каким способом будет устроено основание (подстилающий слой), тип покрытия, а также ширина и высота.

Параметры дорожек и площадок

На каждый параметр влияет несколько факторов. Например, ширина конкретной дорожки (а также площадки) будет зависеть от того, какую функцию вы ей определите.

Ширина

На прогулочной тропинке должны свободно умещаться два человека, т.е. ширина должна составлять 1-1,5 м. Это касается и тропы, которая ведёт к дому.

Тропинка второстепенного значения (вспомогательная) может быть шириной 80-100 см. Например, тропа, соединяющая дом и гараж, подсобное помещение, или дом и зону отдыха. А для вспомогательных тропинок в огороде между грядками достаточно ширины 50-60 см.

Ширина транспортных и подъездных дорог, в первую очередь, зависит от величины транспорта, который будет по ним проезжать. Она может варьироваться от 2 до 3,5 м.

Размеры транспортных площадок также зависят от размера самого транспорта и его количества. Для одного автомобиля отводят место примерно в 2,5х4,5 м.

Высота

Что касается высоты, имеется в виду высота относительно уровня газона, то здесь может быть 2 варианта: выше уровня газона или ниже. Расчёт делается на то, что вода, выпадающая с осадками должна куда-то стекать.

Если вы собираетесь устроить сток воды по дорожкам, то их необходимо соорудить ниже уровня газона. При этом на участке должны быть строго соблюдены проектные высоты и других покрытий, чтобы исключить перекрывание стока.

Дорожки выше уровня газона можно устраивать только в том случае, если участок хорошо дренирован. Так как их сооружают с небольшим поперечным уклоном, вся вода будет стекать на прилегающий газон. И чтобы вода на нём не застаивалась, почва должна быть влагоёмкой.

Уклон

Вся дорожно-тропиночная сеть в саду должна проектироваться с небольшим уклоном, чтобы избежать образования луж во время осадков или таяния снега.

При этом уклон вдоль тропинки может составлять 2-5%, а поперёк – всего 1-2%. Кроме того, направление уклона может быть разным: от центральной оси в стороны или от одной кромки до другой.

Направление зависит от многих факторов, например, ровная ли на участке поверхность или она имеет общий уклон. К тому же, чтобы вода не накапливалась в какой-то одной точке сада, весь участок необходимо планировать с «разуклонкой». Таким образом, линия уклона дорожек зависит ещё и от этой планировки.

Типы покрытия

Сегодня современные материалы позволяют сделать дорожки и площадки не только долговечными, но и красивыми, а в некоторых случаях даже особо декоративными.

В зависимости от вида материала различают 3 типа покрытия:

Твёрдое;

Комбинированное.

Бордюры

Не для всех дорожек и площадок необходимы бордюры. Как правило, бордюрами укрепляют края мягких и комбинированных покрытий. А для твёрдых покрытий укрепление краёв необязательно.

Для бордюра используют тот же материал или гармонирующий с ним по цвету и структуре. Хорошо смотрятся как низкие, так и высокие бордюры.

Закладываются бордюры в канавку, расположенную немного ниже уровня дорожки, дно которой засыпают песком, а затем бетоном. Закладку производят до начала мощения.

И напоследок несколько советов

Чтобы дорожка не зарастала сорняками, под отсыпку или под «корыто» следует постелить плёнку. Разумеется, в зазоры между плитами (при пошаговом мощении) сорняки могут пробиться. Поэтому в качестве профилактики зазоры засаживают мхом, газонной травой, почвопокровными растениями, мшанкой, или обрабатывают препаратом Раундап.

Если вы собираетесь покупать дорогой материал для покрытия, то лучше доверьте устройство дорожек и площадок профессионалам, или хотя бы почитайте специализированную литературу. В технологии мощения есть свои секреты, например, как правильно создать фундамент (корыто) под мощение. И даже если вы решили сделать простую тропинку из деревянных спилов, основание под неё всё равно понадобится.

Если для мощения будет выбран хороший, прочный материал и при устройстве дорожек будут соблюдены все тонкости технологии, то срок их эксплуатации без ремонта составит около 15-20 лет.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png