Предшествующий барокко Ренессанс был стилем строгим, напоминающем античность. Биржа (la Lonja) в Сарагосе. 1541-1551 гг. Арагона. Стиль Ренессанс.

Ренессанс и барокко

Искусство Ренессанса, как считали исследователи архитектуры, выродилось, было вытеснено новым стилем. Начало барокко было заложено еще при высоком Ренессансе. В Риме этот период эпохи Возрождения не перешел в позднюю стадию, его высший расцвет стал началом зарождения нового стиля. Барокко от Ренессанса отличалось отсутствием образцов, этот стиль строился на том, что отрицал все элементы античности и готики. Появились принципиально новые каноны красоты, которые до той поры не использовались в архитектуре, которые называли «своеобразными», «причудливыми», «нарушавшими правила». В это время зодчие воспевали бесформенность, излишество, злоупотребление декором, изогнутые пространства. Зарождение барокко в Ренессансе начинается с постепенной пропажи интереса к античности, исследователи это связывают с уходом из жизни Рафаэля. Преклонение перед искусством древних переросло в уважение к традициям. Отклонения от классических норм некоторые искусствоведы того времени оправдывали тем, что и в древности архитекторы «позволяли себе вольности» (Трактат об искусстве «Trattato dell"arte». автор Ломаццо). Исследователи связывают имя Микеланджело с новшествами, которые пришли в архитектуру на высшей точке развития Ренессанса. Он считался порвавшим узы традиций - об этом писал Вазари. Сам Микеланджело признавал, что никогда греки и римляне не могли достичь тех вершин, которого достиг он при проектировании церкви Сан Джованни деи Фьорентини

Джорджо Вазари (Giorgio Vasari; Аретино, 1511 - 1574 гг.) — итальянский архитектор и живописец, стоял у истоков науки искусствознания. Автор "Le Vite de"più eccelenti Pittori, Scultori e Architetti" -«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих". Строительство церкви Сан Джованни деи Фьорентини началось при папе Льва Десятого, из рода Медичи. Был проведен конкурс на лучший проект этой церкви, и главным архитектором стал Антонио да Сангалло Младший. После захвата Рима Карлом Пятым, в 1527 году, строительство остановлено. В 1559 г Микеланджело предложил свой проект, однако он не был утвержден, и строительство продолжили другие архитекторы.

Церковь Сан Джованни деи Фьорентини (начало строительства 1509 г. - окончание - начало 17 в.)

Вилла Юлия III - вилла Джулия - расположена в предместьях Рима на месте сада, окружающего летнюю резиденцию Папы Римского Юлия III. Над ее проектом трудились - Микеланджело, Джорджио Васари и Бартоломео Аманатти. Строительство вел архитектор Джакомо Бароцци да Вигнола (1551 - 1555 гг.)

Вазари в описании плана фасада виллы Юлия III * писал о том, что идеи Микеланджело, который наряду с другими архитекторами, работал над строительством, необыкновенны и новы, не подчиняются принятым архитектурным законам. Барокко от Ренессанса отличается живописностью. Античные храмы с их строгими формами выглядят однообразно. Живописная архитектура барокко основана на иллюзии движения. Живописность барокко позволяет за счет света и тени частям фасада казаться приближенными или удаленными, что и создает эффект движения. В Ренессансе форма сооружения образовывалась линейными поверхностями, в барокко основные формообразующие элементы: свет и тени, возникающие на фасадах сложной изогнутой формы. Линейность Возрождения позволяет охватить все сооружение в целом, в барокко же движение, создаваемое светом и тенью, сглаживает контур, увлекая взгляд постоянной переменчивостью. Исчезают грани, заменяясь плавным переходом от поверхности к поверхности. Плоскость в Ренессансе заменяется в барокко выпуклостями и вогнутостью, ритмичность - случайностью расположения. Для создания впечатления движения ось симметрии фасада тоже смещается.

Образец южно-итальянского барокко базилика Санта Кроче в Лечче (Basilica di Santa Croce (Lecce). Алулия. Италия. 1549-1679 гг. Строительство фасада начал зодчий Габриэле Рикарди, а закончил работы по строительству архитектор Цингарелло.

Виллу начали возводить в 1520-е гг. по заказу будущего папы Павла III. Возглавлял строительство младший Сангалло. После перерыва строительство возобновилось при кардинале А. Фарнезе. С 1559 по 1573 гг. над виллой трудился архитектор Виньола. План здания - пентаграмма. Внутри находится внутренний круглый двор.

От барокко Ренессанс отличался и разницей зрительного восприятия. В Ренессансе архитектура отражала спокойствие и величие своими правильными пропорциями и соотношениями размеров. Барокко привлекает, рождает воображение, изумление, восхищение и напряжение благодаря искажению пропорций и крупному масштабу. Увеличивается длина фасадов, высота окон, дверных проемов, декор. Первыми образцами становятся дворец Фарнезе в Пьяченце, вилла Фарнезе в Капрароле архитектора Виньолы.

Вилла Фарнезе в разрезе. Гравюра из «Курса архитектуры» Ш. Д’ Авилера.1691г. Париж.

Фасад виллы Фарнезе в Капрароле.

Главная церковь ордена иезуитов - церковь Иль Джезу - первое сооружение в стиле барокко. В 1577 г. К. Борромео издал «Наставления», в которых призвал архитекторов строить храмы в виде креста. Но еще до его высказываний Виньола создал Иль Джезу (1568-1575 гг.) с крестовым планом. Но главным в этом сооружении стал новый принцип формообразования. В немалой степени развитию нового подхода к строительству храмовых сооружений способствовали решения Триденского собора (Тридентский собор в 1545-1563гг. рассматривал вопросы католического вероучения, дисциплины в рамках религии, уделял большое внимание привлечению верующих к службам).

Ярким примером барокко стал собор Святого Петра в Ватикане, масштаб которого несовместим с сооружениями прошлого. Здания барокко визуально тяжелы, они становятся шире, чем в предыдущих стилях. Фасады удлиняются и расширяются, фронтоны опускаются, что еще больше подчеркивает тяжесть и приземленность сооружений. Завиток присутствует в разных частях фасада, в том числе и на фронтоне. Примером может служить церковь Иль Джезу. Образцом Иль Джезу явилась церковь Сант Андреа в Мантуе (Basilica di Sant’Andrea) 15 в., архитектора Альберти.

Сант Андреа в Мантуе. 15 век. архитектор Альберти.

Фасад церкви Иль Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Gesù. Церковь во святое имя Иисуса. 1568-1575 гг. Архитектор Виньола).

Фризы и цоколь в барокко становятся крупнее. Все линии плавно переходят одна в другую, исключаются углы. Стены фасада барокко в отличие от Ренессанса получают плавно изогнутую плоскость за счет выступов, колонн, пилястр. Колонны соединены со стеной со свободной частью в четверть, половину, три четверти - это создавало резкость светотени. В качестве примера раннего барокко, еще имеющего элементы Ренессанса, можно привести палаццо Канчеллерия архитектора Браманте (1499—1511 гг. начало работ - архитектор А. Бреньо); цоколь собора Св. Петра (задняя сторона), спроектированный Микеланджело; цоколь Порта ди Санто Спирито архитектора А. да Сангалло.

Палаццо Канчеллерия. 1499—1511 гг. Архитектора Браманте окончил фасадные работы, которые начал архитектор А. Бреньо.

Барокко нарушило законы и пропорции Ренессанса, введя многократное повторение форм и контуров. Например, фронтоны могли быть помещены один внутрь другого, повторялась линия аттика. Повторение декора: например, пучки пилястр на фасаде, где каждая дублирует другую и имеет полупилястру, получило свое начало еще при Ренессансе, как, например, первый этаж Бельведера (Браманте), дворец Коста (Перуцци), двор палаццо Фарнезе, третий этаж (Микеланджело).

Пилястры на фасаде первого этажа Бельведера в Ватикане соседствуют с арочным обрамлением, а также выступающие пилястры с нишами внутри них. Архитектор Браманте.

Детали фасада барокко преувеличены, кессоны заполнены большим количеством украшений, которые как будто не помещаются в рамках. Фасад барокко в отличие от Ренессанса не расчленяется, чтобы создать ощущение единой массы.

Кафедральный собор Святой Агаты (Catania Cathedral). Катания является великолепным образцом барочной архитектуры. Нынешний фасад Кафедрального собора приобрел барочные формы в 1711 г. Архитектор Д. Вакарини.

Барокко и Ренессанс - совершенно противоположные по сути стили, в которых использовались разные методики формирования пространства, разные конструктивные и декоративные подходы. Барокко просуществовал два столетия, после чего ему на смену пришел стиль рококо.

Рококо и барокко

Рокайль - орнамент, который с трудом поддается четкому определению. Рисунок неопределенный, может повторять как природные мотивы, так и напоминать элементы ордера, складки материи. В основе рокайля С и S образные завитки, элементы в виде гребня, длинные, узкие листья растений, цветы.

Рокко Барокко - псевдоним (Rocco Barocco) итальянского модельера Дженнаро Москарьелло, родившегося в Неаполе, в котором соединились два архитектурных стиля - рококо и барокко. Этот симбиоз стилей и послужил появлению такого необычного псевдонима. Рококо позаимствовало у барокко многие черты, однако, смягчило их и уменьшило масштабность, подчинив принятым пропорциям, сопоставимыми с человеческими. Рококо появился во Франции в начале 18 века в период регентского правления Филиппа Орлеанского. Это было время упадка абсолютизма королевской власти, что породило желание знати погрузиться в мир иллюзий, создав вокруг себя идиллию. Характерным признаком рококо являлся рокайль - своеобразная фигура с завитками. Завиток вообще стал главным декором этого стиля, что связывает рококо с барокко.

Рокайль.

В рококо, как и в барокко, не признаются прямые линии, плоские элементы, классические каноны. Но в отличие от барокко этот стиль отличался легкостью, воздушностью. И тот, и другой стиль имеет общее стремление к единой форме фасада, его цельности, но при этом рококо изящен, а барокко тяжел и монументален. В фасадах рококо присутствует светлая отделка, которая сочетается с белыми элементами. Присутствует большое количество лепнины с растительным орнаментом, завитками. Из Франции рококо попадает в Европу и особенно им интересуются зодчие в Германии и Австрии. В результате рококо и барокко тесно переплетаются во многих архитектурных сооружениях. Рококо продержался как модный стиль недолго - во Франции (1715—1723 гг.) он был вытеснен классицизмом, а в Европе и России он был в моде до конца 18 века.

Павильон Амалиненбург в Нимфенбурге (1734—1739гг.). Архитектор двора герцога Максимилиана II Эммануила Баварского Франсуа Кювилье (1695-1768гг.), представитель баварского стиля рококо.

Рококо в отличие от барокко не внесло новых открытий в архитектуру, оно строилось на основе уже существующего стиля, который за два века до этого полностью изменил подход к архитектуре, но, несмотря на это, рококо оставил заметный след в истории мировой архитектуры, напоминая о временах белил, мушек, париков, кокетства, куртуазности. Вероятно, в память об ушедших эпохах неапольский кутюрье и взял псевдоним Рокко Барокко. В современном строительстве, особенно в частных застройках, архитекторы нередко обращаются к темам рококо и барокко, используя для этого современные технологии изготовления декора (например, фасадный декор из полиуретана), а также формы фасада, указывающие на принадлежность дома к тому или иному стилю.

Архитектура Нового времени

Слово «барокко» – название самого причудливого стиля в истории человечества – само по себе является загадкой. Испанское bar ruecco, португальское barroco означает «необычный», «неправильный». «Рerola barroca» – так называли португальские моряки бракованные жемчужины. В логике словом «барокко» с XIII в. называли некорректные высказывания, ведущие к ложным заключениям. В середине XVI в. в разговорном итальянском языке как «барокко» определяли что-то грубое, неуклюжее и фальшивое. Французские ювелиры, наоборот, придавали этому слову положительные коннотации: baroquer означает «смягчать контур». Но если мы обратимся к французским словарям, то увидим, что в начале XVIII в. «барокко» трактовалось как ругательное выражение. В 888 г. швейцарский историк Генрих Вёльфлин написал книгу «Возрождение и Барокко». Каждый стиль, по мнению ученого, на пике популярности становился «классикой», а затем сменялся «барокко» – периодом, когда рушились старые каноны. С легкой руки Вёльфлина классицизмом и барокко теперь именуют не только художественные стили, которые сформировались в XVII в., но и последние, критические, фазы развития любых стилей. Барокко связывают с беспокойным, романтическим мироощущением, которое воплощается в экспрессивных, неуравновешенных формах.

В начале XVI в. Италия была ареной военных действий – император Священной Римской империи Карл V боролся за свое влияние в Западной Европе. Весной 527 г. Карл столкнулся с неразрешимой проблемой: у него закончились деньги. Платить наемникам было нечем, и армия императора, не повинуясь приказам, двинулась на Рим. Солдаты разграбили Вечный город, а папа Климент VII был осажден в замке Святого Ангела христианским же войском. Среди наемников были лютеране, но сам Лютер их поступок не одобрял. Карл V тоже был недоволен поведением своей армии, но тем не менее унижение папы было ему на руку. Лишь через месяц Клименту VII удалось выбраться из замка Святого Ангела. За свое освобождение он заплатил выкуп в 400 тыс. дукатов. Разграбление Рима подорвало авторитет святейшего престола и способствовало появлению новых протестантских конфессий. Сам город обезлюдел, художники – гордость папы – покидали его двор. Многие исследователи считают, что вот тут-то и закончилось Возрождение: религиозный и политический кризис породил хаос, и в Италии появилось новое художественное течение – маньеризм. В архитектуре он выражался в нарушениях ренессансной гармонии, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства, элементах гротеска. Знаменитый пример – «непроходимая», а на самом деле вполне удобная лестница библиотеки Лауренциана во Флоренции, которую спроектировал Микеланджело: с округлых ступеней, казалось бы, легко соскользнуть, а перила, за которые так и хочется схватиться, очень низкие. Лестница резко расширяется книзу, поэтому зрительно она длиннее и выше, чем в действительности. Ко всему прочему, лестница не просто перегораживает вестибюль, а фактически заполняет его. Изысканный и нервный маньеризм – предтеча настоящего барокко. Ученые напрямую связывают появление барокко с расширением границ «ойкумены» – открытием Нового Света. Архитектура лишь отразила причудливость мира, его дивное разнообразие. Барокко оказалось очень коммуникабельным стилем: в отличие от классики, которая везде одинакова, оно самым естественным образом заимствовало и компоновало элементы архитектуры и декора, традиционные для разных народов. Кроме того, с открытием Америки католическая церковь получила новую паству, что, с одной стороны, значительно укрепило позиции католиков, а с другой – вызвало необходимость в масштабном строительстве. Роскошь новых соборов противопоставлялась простоте и скромности протестантских храмов – превосходство католицизма было теперь видно невооруженным глазом. Еще в начале ХХ в. французский археолог, филолог и общественный деятель Соломон Рейнак пренебрежительно называл барокко «суетливым иезуитским стилем». Но другой француз – искусствовед Эмиль Маль – считал барокко «наивысшим воплощением идей христианского искусства».



Толстосумам барокко тоже пришлось по вкусу: теперь фасады дворцов явно пахли деньгами. Роскошным стал и досуг, те, кто имел деньги, не стеснялись проводить время праздно: совершали променад, качались на качелях, катались на лошадях, играли в карты, ездили в театр, танцевали на балах-маскарадах.

Как мы помним, в эпоху Возрождения особое внимание уделялось строительству и благоустройству городов. Средневековые переулки, кривые и тесные, никак не вписывались в новую эпоху, идеалом которой была античная ясность линий. Если в Средние века площадь была местом торговли или народных собраний, то теперь она стала украшением города: каждый приезжий мог убедиться, что Венеция ничем не хуже Флоренции и наоборот. Барокко с его культом роскоши пошло дальше. Главные улицы прокладывались как широкие проспекты, идущие к площади. Так, например, Виа Корсо в Риме ведет на площадь дель Пополо. Ансамбль самой площади имеет так называемую «трехлучевую композицию»: две церкви, которые построили во время реконструкции площади, рассекают городское движение на три русла. Любопытно, что вопреки канону эти церкви ориентированы не с запада на восток, а в соответствии с градостроительным замыслом – с севера на юг.

В качестве одного из основных компонентов городского ансамбля барокко использовало пейзаж. А сами здания как бы вливаются в окружающее пространство благодаря сложным криволинейным очертаниям и причудливой пластике фасадов. Искусствоведы говорят, что дворцы и церкви барокко живописны и динамичны. Барокко питает пристрастие к внешним эффектам, резким контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени – оно совмещает иллюзорное и реальное. Конечно, архитектурные формы барокко наследовали формы итальянского Возрождения, но выглядели здания совсем иначе. Архитекторы использовали колоссальные – на несколько этажей – колонны, полуколонны и пилястры. Множество раскреповок (вертикальных членений элементов) делало стену визуально объемной. Иллюзорная глубина стены продолжалась настоящими объемными композициями: скульптурными группами, фонтанами (пример – палаццо Поли с фонтаном Треви).

Барокко, обожавшее детали, в отличие от Ренессанса не придавало им самостоятельного значения: каждый элемент подчинялся общему архитектурному замыслу.

Ради живописности и динамичности, для того, чтобы усилить эмоциональное воздействие на зрителя, пришлось пожертвовать правилами ренессансной гармонии. Усложненные планы, пышные интерьеры с неожиданными пространственными и световыми эффектами, многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство. Необычная деталь, характерная для барокко, – плафоны, живопись на плоском потолке, создающая иллюзию купола без верхушки. Живопись и скульптура изобилуют многоплановыми композициями религиозного, мифологического или аллегорического характера.

Несмотря на то, что европейская архитектура XVII–XVIII вв. объединена общим понятием «барокко», выглядит она совершенно по-разному: динамичная в Италии, серьезная во Франции, скромная в Восточной Украине. Самые знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шенбрунн (Австрия).

Самым известным представителем барокко в итальянской архитектуре был Карло Мадерна (556–629 гг.). Он отверг маньеризм и создал свой собственный стиль. Больше всего он прославился фасадом римской церкви Санта-Сусанна (603 г.). На развитие итальянской барочной скульптуры наибольшее влияние оказал Лоренцо Бернини, чьи первые работы, выполненные в новом стиле, относятся приблизительно к 620 г. Бернини был не только скульптором, но и архитектором. Он оформил площадь собора Св. Петра в Риме, создал множество интерьеров. Среди других известных архитекторов можно назвать Д. Фонтана, Р. Райнальди, Г. Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона. На Сицилии после землетрясения 693 г. появился новый стиль позднего барокко – сицилийское барокко.

Стиль барокко также получил распространение в Испании, Португалии, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Из Испании барокко попало в Латинскую Америку и, смешавшись с местными архитектурными традициями, трансформировалось в самый вычурный его вариант – ультрабарокко.

В Германии наиболее известны дворцы в Сан-Суси. Новый дворец строили И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер, Летний дворец – Г. В. фон Кнобельсдорф.

В Бельгии наиболее выдающимся барочным ансамблем считается Гранд-Плас в Брюсселе, а Антверпен знаменит домом Рубенса, построенным по его собственному проекту.

В России барокко появилось еще в XVII в. – вычурные терема-теремочки в Москве принято называть «нарышкинским» или «голицынским» барокко. В XVIII в. в правление Петра I получает развитие более европейский вариант барокко – в СанктПетербурге и пригородах. «Петровское барокко» связывают с творчеством Д. Трезини. Архитектура Трезини более сдержанная по сравнению с последующей. Расцвет барокко в России искусствоведы относят к правлению Елизаветы Петровны. Самым знаменитым архитектором того времени по праву считается Б. Растрелли.

Во Франции стиль барокко отличается строгостью. Исследователи иногда даже употребляют термин «барочный классицизм». Другое название французского гибрида – «большой стиль Людовика IV». Именно при нем был построен знаменитый Версальский дворец (архитекторы Луи Лево и Жюль АрдуэнМансар) и создан парк (автор проекта Андре Ленотр). Этот ансамбль – крупнейший в Европе, с конца XVII в. Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему нет. При всей иррациональности барокко следует помнить, что XVII в. – это еще и век разума и Просвещения. Вспомним французского философа Декарта, который считал истинным то, что ясно и отчетливо мыслится или имеет математическое выражение. Парк Версаля – первый европейский парк, где идея математической гармонии воплотилась в жизнь: липовые аллеи и каналы вычерчены под линейку, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. Кроме Версаля, памятниками барокко являются Люксембургский дворец и здание Французской академии в Париже.

В начале XVIII в. французы выработали свой собственный стиль – рококо. Внешнее оформление зданий оставалось прежним, а интерьеры выполнялись в стиле рококо. Рококо проявлялся в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль очень скоро стал популярным во всей Европе и в России.

Конечно, рококо внешне очень напоминало барокко – обилие деталей, вычурность контура, просто линии стали тоньше, детали меньше. Однако психологическая подоплека рококо совсем иная. В отличие от барокко, рококо – стиль сугубо декоративный. Интерьеры барокко отчасти пугали людей – они были изысканны, но неуютны. Рококо придавало большое значение интимности сооружений. Любимым местом пребывания аристократов стали маленькие элегантные замки в окружении парков. Стиль рококо (в переводе «ракушка») получил название от «рокайльного» орнамента. Характерными чертами рококо были декоративная нагруженность композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Рококо стремится быть легким, приветливым, игривым во что бы то ни стало. Этот стиль не внес ничего нового в конструкцию зданий, он не заботился ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, избегал строгой симметричности, без конца варьировал расчленения и орнаментальные детали. Прямые линии и плоские поверхности ушли в прошлое. Даже если они присутствовали, разглядеть их было невозможно. Удлиненные или укороченные колонны; колонны, скрученные винтообразно, увенчанные капителями, форму которых определяла лишь воля мастера; карнизы над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды, подпирающие ничтожные выступы; балюстрады с флаконовидными балясинами, вазы, пирамиды, скульптурные фигуры – вот приемы рококо. В обрамлении окон, дверей, стен, плафонов присутствует затейливая лепная орнаментация: завитки, отдаленно напоминающие листья растений, выпуклые щиты, маски, цветочные гирлянды, раковины и необработанные камни.

Классицизм и ампир

Зачатки классицизма проявились уже в итальянском искусстве второй половины XVI в. в творчестве Виньолы, Палладио, Серлио и Беллори. Однако целостной системой он стал только во Франции XVII в. К XVIII в. он уже доминировал во всей Европе. Немецкий интеллектуал Иоганн Иоахим Винкельманн в 755 г. утверждал, что современная ему культура имеет только один путь развития – следовать античным образцам и идеям. Этот поворот назад воспринимался тогдашним кругом интеллектуалов как обновление, благодаря вере в силу разума. Рациональная античность противостояла хаосу барокко, его многоликости, изменчивости и непредсказуемости. Классицизм базируется на принципах меры и гармонии. В то же время барокко и классицизм роднит идея противостояния природы и человека, индивида и социума. Но беззащитность человека перед реальным миром (вспомним слова Паскаля: «человек – это мыслящий тростник») в классицизме воплотилась иначе. Новая архитектура символизировала не только порядок, но и мощь государства. Отчасти она успокаивала, отчасти подавляла. От ее безукоризненных форм веяло холодом, и не случайно классицизм был столь любим тиранами – Наполеоном, Гитлером, Сталиным.

В современной науке принято выделять классицизм XVII в., классицизм XVIII и классицизм XIX века (неоклассицизм).

Основоположником классицизма считается французский художник Никола Пуссен. В живописи классицизма XVII в. получил развитие «идеальный пейзаж» (Н. Пуссен, К. Лоррен, Г. Дюге), воплотивший мечту классицистов о «золотом веке» человечества. Во французской архитектуре классицизм связан с отмеченными ясностью композиции и ордерных членений постройками Ф. Мансара. Среди образцов зрелого классицизма в архитектуре этого века – восточный фасад Лувра (К. Перро), творчество Л. Лево, Ф. Блонделя. В связи с этими мастерами мы можем говорить о чистоте стиля, позже французский классицизм вбирает в себя элементы архитектуры барокко и становится гибридом.

В эпоху классицизма появляются новые города, парки, курорты. Их характерные черты – логичность планировки, геометричность форм и объемов. Основой архитектуры классицизма становится ордер, близкий к античным образцам. Архитектура, скульптура и живопись эпохи классицизма исповедуют ясность, четкую разграниченность планов, сглаженность форм. В живописи полотно предстает как сцена, на которой разворачивается действие.

Поскольку эстетика классицизма основана на идеях рационализма, близких к воззрениям Декарта, она превозносит разум и логику. С точки зрения классицизма, ценно только то, что неподвластно времени. Эмоции должны подчиняться разуму, каприз – чувству долга. В классицизме существует четкая иерархия жанров. Чувственные жанры: натюрморт, портрет, пейзаж – относятся к «низким», так же как комедия, сатира или же басня. «Высокие» жанры – ода, трагедия, эпопея в литературе, эпические полотна в живописи – неминуемо должны обращаться к мифологии, истории, религии. Классицистская доктрина оформилась благодаря французским королевским академиям в Париже – живописи (основана в 648 г.) и архитектуры (основана в 67 г.).

В середине XVIII в. классицизм под влиянием эстетики Просвещения несколько изменился. В моде был Руссо с его концепцией «естественного человека». Новая архитектура требовала, чтобы ордерные элементы композиции были конструктивно оправданы, а в интерьере нуждалась в гибкой планировке комфортабельного жилища. Идеальным окружением дома стала пейзажная среда «английского» парка. Если «французский» парк прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчеркивал контроль человека над природой, то английский утверждал наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы.

В архитектуре появились новые типы зданий: изысканно-интимный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь.

Накануне Великой французской революции (789–794 гг.) архитектура продемонстрировала стремление к суровой простоте. Смелые поиски геометризма новой, безордерной архитектуры (К. Н. Леду, Э. Л. Булле, Ж. Ж. Леке) стали отправной точкой для поздней фазы классицизма – ампира.

Ампир (от фр. empire – империя) возник во Франции в период правления императора Наполеона I. Еще одно название ампира – неоримский стиль. Наполеон мечтал о славе римских императоров, и если классицизм ориентировался на демократические Афины Перикла, то художники Французской империи использовали формы искусства Древнего Рима. Поэтому светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменил парадный пафос «стиля Первой империи». И все же холодный, жесткий и помпезный ампир был отчасти романтичен, как и сам император. Наполеон был в восторге от «эпоса Оссиана », и картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (80 г.), исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, имела шумный успех в Париже. После египетского похода Наполеона (798–799 гг.) в Париже появилась мода на египетское. В 802-83 гг. были изданы двадцать четыре тома «Путешествия по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам барона Д.-В. Денона. В 809-83 гг. вышло «Описание Египта» Ф. Жомара, тоже иллюстрированное рисунками Денона. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали пособием для декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков и ювелиров. Однако основными декоративными мотивами ампира были все те же атрибуты римской военной истории: легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов и ликторских топоров.

Родоначальником нового стиля принято считать живописца Ж.-Л. Давида. Этот художник накануне революции прославил героические эпизоды из истории Рима в картинах «Клятва Горациев» (784 г.) и «Брут» (789 г.). Работая над картинами, Давид заказал мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки, срисованные им с ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера и стал даже диктовать моду в одежде. Так, в 800 г. он написал портрет красавицы мадам Рекамье в античной тунике. Кушетка, на которой лежала мадам Рекамье, а также торшер у изголовья были выполнены в древнеримской манере. Стиль «рекамье» вскоре стал очень популярным. Спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон походила на палатку римского воина.

Придворными архитекторами Наполеона стали Ш. Персье и П. Фонтен, получившие образование в Риме. Именно они оформили интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компьен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюильри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (806–808 гг.). В 806–836 гг. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж.-Ф. Шальгрена. Вершину Вандомской колонны украсила статуя Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге (скульптор А.-Д. Шодэ).

В 82 г. Персье и Фонтен издали «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». В комментариях они писали о том, что римский стиль можно сочетать с иными, любыми, которые придутся по вкусу. Ампир без проблем переварил сочетание римских и египетских мотивов. Красное дерево соседствовало не только с золоченой бронзой, но и с бронзой матово-черной (патинированной), которая имитировала традиционный для Египта базальт. В особняке пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии, построенном в 804–806 гг., интерьеры оформлены в самых разных стилях: здесь можно увидеть египетские, римские и даже турецкие мотивы (знаменитый Турецкий будуар).

Если для классицизма типичными были мягкие и сложные красочные гармонии, то ампир оперирует яркими красками – красной, синей, белой (это цвета наполеоновского флага). Стены обивали ярким шелком, в орнаментах преобладали круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне.

Несмотря на эклектичность и готовность наследовать декор иных эпох, ампир не распространился по всему миру. Зато, казалось бы, излишне строгий классицизм прижился в Голландии (архитекторы Я. ван Кампен, П. Пост), в архитектуре Англии (К. Рен), Италии (Пьемарини), Испании (де Вильянуэва), США (Джефферсон). Здания в этом стиле мы можем увидеть повсюду – в Восточной Европе, в Латинской Америке, в Скандинавии. А вот ампир остался «наполеоновским» стилем, и несмотря на то, что насаждался в завоеванных странах, развитие получил только в России – лишь победители приняли его добровольно. Еще до войны 82 г. архитекторы Персье и Фонтен посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Русская аристократия подражала французской моде. В 84 г. русский император встретился с П. Фонтеном в Париже и получил альбомы с проектами оформления интерьеров и мебели. Эти рисунки способствовали появлению так называемого «русского ампира». Его корифеем считается К. Росси. Именно благодаря ему на русской почве ампир приобрел мягкость и пластичность.

В Англии ампир не получил распространения, но «английским ампиром» иногда условно называют стиль Георга IV (820–830 гг.), а «вторым английским ампиром» – стиль викторианской эпохи 830-890-х годов.

Сколь стремительно не изменялся бы мир, классика в искусстве, музыке, одежде и интерьере всегда остается в моде. Грациозность и плавность, роскошность и выдержанность доставляют эстетическое удовольствие во все времена. Сегодня речь пойдет о двух схожих и в то же время отличных стилях интерьера гостиной – барокко и рококо.

Различия между барокко и рококо

Барокко как стиль живописи, литературы и архитектуры появился в Европе в начале 17 века, сменив собой искусство эпохи Возрождения. Он существовал и развивался параллельно с классицизмом и в противовес ему. Рококо же, по сути, стал продолжением барокко, и реализовался, преимущественно, во внутреннем убранстве замков.

Белая гостиная в стиле рококо

Особенности интерьеров

В барочных интерьерах во всем чувствуется размах.

  • Помещения – просторные с высокими потолками, украшенными лепниной.
  • На стенах – живопись, тяжелые золоченые рамы с зеркалами, в комнатах – массивная мебель с причудливыми ножками, широкие кровати с балдахинами, на окнах – тяжелые шторы из дорогих материй. Все это выполнено в сочных, преимущественно темных тонах.
  • В фаворе контрасты и игра со светотенью.

В рококо причудливость сохраняется, но масштабы мельчают.

  • Отдается предпочтение небольшим, светлым и уютным комнатам.
  • Резьба становиться тоньше, материалы – проще.
  • В качестве покрытия стен теперь используется дерево и текстиль.
  • Контрастность испаряется, а все детали интерьера сливаются в один сюжет.
  • На полах появляются ковры, входит в моду цветной паркет.
  • Атмосфера становиться легче. Темные, мрачные цвета исчезают, уступая место светлым, пастельным тонам.
  • Легче становится мебель. На смену статуям приходят статуэтки.

Современная гостиная в стиле барокко

Как отличить друг от друга

Рококо, появившись позже, стал приемником барокко, унаследовав, но значительно смягчив его черты и уменьшив масштабы. Для наглядности подаем основные характеристики данных стилей в таблице.

Сравнительная таблица стилей барокко и рококо

Барокко в интерьере зала

В наше время интерьеры барокко в чистом виде представлены, пожалуй, в старинных дворцах, ставших сейчас музеями. Стилизацию же не редко можно встретить и в современных домах и квартирах. Разумеется, со временем в этот стиль были привнесены некоторые новшества, но основная концепция сохранилась.

Следующее видео поможет вам разобраться в особенностях оформления комнаты в стиле барокко:

Особенности стиля гостиной

Главными особенностями барокко, сохранившимися и в его современной версии, являются роскошь, масштабность и помпезность. Осуществить эти заветы можно лишь в просторной гостиной с высокими потолками, позволяющими повесить один из основных элементов барочного декора – громоздкую, вычурную позолоченную люстру.

Специалисты отмечают, что лучше всего барокко подходит для оформления спальни, поскольку в этом стиле огромное значение уделяется богатому убранству широких кроватей с балдахинами. Однако применимы барочные приемы и в гостиной.

Обязательными элементами интерьера являются тяжелые шторы, выполненные из дорогой материи насыщенных темных цветов, лепной потолок, паркет на полу, золоченые рамы, тяжелая темная мебель с гнутыми ножками и уже упомянутая люстра.

Фото интерьера гостиной в стиле барокко

Мебель

Поскольку колонны и лепнину на потолке в интерьерах современных жилых помещений реализовать удается не всегда, главный акцент в гостиной барокко переносится на мебель.

Итак, к предметам мебели в гостиную в стиле барокко выдвигаются следующие требования:

  • Она должна быть крупной, тяжелой и помпезной. Кресла и диваны должны быть мягкими и удобными;
  • Выбирайте темные насыщенные тона. Наиболее правдоподобно будет смотреться малиновая, красная, золотая обивка. Узоры на ткани должны быть причудливыми и витиеватыми;
  • Один из ключевых моментов – изогнутые, фигурные, резные ножки;
  • Подлокотники кресел и поверхности столов и комодов должны быть глянцевыми: лакированными или позолоченными;
  • В зале должны присутствовать разные виды мебели: тумбы, кресла, пуфы, этажерки, комоды, диваны и пр.

Следующее видео ознакомит вас с примерами мебели как для барокко, так и для рококо:

Материалы

Сразу стоит оговориться, гостиная в стиле барокко – удовольствие не из дешевых. Для создания подобного интерьера используются только качественные дорогие и, желательно, натуральные материалы:

  • мрамор,
  • слоновая кость,
  • элитные сорта дерева (дуб, красное дерево),
  • драгоценные металлы.

Конечно же, можно использовать и пластик, имитирующий дерево, но если цветовую гамму и формы воспроизвести таким способом не сложно, то массивности добиться явно не удастся.

Не стоит, также, забывать о текстиле. Гостиная барокко немыслима без штор и гобеленов из дорогих и тяжелых тканей: бархата, атласа, парчи и шелка. Шика добавят кисточки, драпировки, золотистая бахрома.

Роскошное барокко в оформлении зала

Приемы оформления

Итак, чтобы добиться эффекта барочной гостиной, следует на всех этапах оформления комнаты соблюдать установленные данным стилем принципы.

  • В отделке стен – это лепнина и украшения в виде живописи и зеркал в массивных рамах. Пол уместнее всего покрыть паркетом.
  • Не забывайте, однако, что все детали интерьера должны сочетаться. Украшений должно быть много, но все они должны выглядеть естественно, иначе гостиная из парадной комнаты превратится в хранилище раритетных вещей.

Фото дизайна гостиной в стиле барокко

Рококо в интерьере зала

Если Вы не любите темные тона, громоздкую мебель и слишком уж пафосные архитектурные элементы, типа лепнины и колонн, но хотите окружить себя роскошью, элементы дизайна в стиле рококо придутся Вам по вкусу.

Особенности оформления гостиной

Зал в стиле рококо будет выглядеть роскошно, но более уютно. Здесь вы не найдете ничего массивного и тяжелого. Отсутствуют в такой обстановке и контрасты. Светлые, пастельные тона (голубой, фисташковый, кремовый, бледно-розовый, белый) плавно перетекают друг в друга, собираясь в одну, довольно легкую и идиллическую картинку.

Гостиная рококо ассоциируется не с официальным, торжественным приемом, как это бывает в случае с барокко, а со встречей в кругу равных. Интерьер не подавляет гостя своей помпезностью, а дает почувствовать ему, что он пришел к уважаемому человеку, изящному и обладающему тонким вкусом.

Главную роль в интерьере рококо играют детали. Нельзя помыслить себе, чтобы в таком зале не было фигурных статуэток, различных вазочек, декоративной посуды, драпировок, занавесок, всевозможных светильников и прочих изящных украшений.

Узнать стиль барокко получше вам поможет следующий видеосюжет:

Мебель

Основным отличием мебели рококо является отсутствие прямых линий. Все, от кровати до комода, становиться витиеватым и извилистым, не зря ведь название этого стиля переводится как «раковина».

Предметы гарнитура украшаются резьбой и бронзовыми накладками, покрывающими тщательно отполированную и лакированную цветную поверхность. Важно, также, чтобы вся мебель представляла собой единый ансамбль, а незаконченная линия одной вещи находила продолжение в контурах другой.

Особую пикантность и интимность придают интерьеру рококо предметы мебели, считающиеся исключительно женскими: картоньерки, секретеры на высоких и, конечно же, резных ножках, мягкие низкие пуфы, туалетные столики и прочие атрибуты кокетливой хозяйки.

Поскольку цель стиля рококо – создание комфортного для хозяев интерьера, даже гостиная не обходится без мягкой и удобной софы.

Современное «готическое» рококо

Материалы

  • В качестве обивки и украшений для мебели, а также для пошива штор и драпировок в рококо, как и в барокко, используются достаточно дорогие материалы: красное дерево, бронза, бархат, атлас, парча и т.д.
  • Отлично вписывается в подобный интерьер мраморный камин.
  • Кроме того, особую ценность в рококо имеет китайский фарфор, из которого изготавливаются изысканные вазочки и декоративная посуда.
  • Не обходится зал в стиле рококо и без хрустальной люстры.

Минималистическое рококо в интерьере гостиной

Приемы оформления и фотографии роскошных гостиных в стиле рококо

Пытаясь воссоздать в современных гостиных стиль рококо, дизайнеры прибегают к следующим приемам:

  • Закругление стен (в рококо резкие переходы не приемлемы) и покрытие их текстилем (в идеале – шелком) светлых оттеков, резными деревянными панелями и зеркалами в причудливых рамах. Пространство должно визуально расширяться;
  • В качестве материала для пола может быть избрана керамика, мрамор или дерево. Главное, чтобы плинтусы были высокими и изогнутыми;
  • Довольно значимым объектом становится мраморный камин, полку которого украшают статуэтки, часы, посуда и всевозможные фигурки из бронзы, фарфора, керамики и дерева;
  • Освещение должно быть ярким, поэтому помимо висячей хрустальной люстры, состоящей из множества деталей, в гостиной должны присутствовать бра и торшеры, а также подсвечники и канделябры (в этой роли могут выступать и стилизованные светильники).

Фотографии роскошных гостиных в стиле рококо

С камином

Светлый интерьер

Итак, можно смело утверждать, что общей чертой барокко и рококо является стремление к роскошности убранства, изяществу линий, вычурности мебели и декораций. При этом главное различие заключается в масштабности и цветовых решениях: если барокко – это одиозность и контраст, то рококо – изящество и плавность линий.


Барокко и рококо – две эпохи, которые наиболее ярко отразились в одежде и истории костюма. Милитта предлагает взглянуть на иллюстрации Тома Тирни, где представлены образы людей этих эпох.


Примечательным является то, что на иллюстрациях мы можем видеть платья и костюмы среднего класса, а не высших сословий. Их костюмы похожи по стилю на костюмы знати, но менее богатые, так сказать, ближе к простому народу.



1650-е годы
Женщина одета в платье с высокой талией, ниспадающим кружевным воротником и кружевными манжетами, характерными для начала барокко. Мужчина одет в костюм кавалера - куртку с высокой талией, кружевным воротником и манжетами и обут в высокие сапоги. Декоративные трости стали очень популярны в это время, и многие мужчины носят их с собой, в качестве своеобразного аксессуара. Многие трости украшаются серебряными фигурками, горным хрусталем или иными полудрагоценными и драгоценными камнями и материалами.



1660-е годы
Женщина слева одета по немецкой моде этого времени - пышные рукава, юбка с небольшим кринолином и меховая шапочка. Женщина справа одета в скандинавском стиле - парчовый палантин расшитый серебряными нитками или накидка на плечах и белая шляпа. Обе женщины носят декоративные фартуки и вместительные кошельки, крепящиеся на поясе.



1670-е годы
На женщине широкий воротник, отделанный мехом горностая, и капор. В руках - муфта и бархатная маска для защиты кожи лица от холодного ветра. Её нижняя юбка отделана золотым шитьем, а корсаж и рукава оторочены лентами. Мужчина одет в длинный камзол, бриджи и чулки. На голове широкополая шляпа. Непременным атрибутом мужчин того времени, по-прежнему является трость, которая в некоторых случаях может хранить секреты и использоваться как оружие.



1690-е годы
На мужчине штаны - ренгравы (короткие и очень широкие, как юбка брюки, получившие название по имени голландского посла в Париже Рейнграва). Камзол с застежками, кружевное жабо и высокие сапоги. Он носит длинные, распущенные волосы в стиле Людовика XIV. На даме высокий головной убор – чепец фонтанж, состоящий из ряда накрахмаленных кружев, укрепленных шпильками и проволочной конструкцией.


Кроме того, мы можем видеть на женщине жесткий корсаж, вернувшийся в моду во второй половине барокко. Декоративный фартук и рукава богато отделаны кружевом.



1720-е годы
Это был переходный период от к , поэтому мы можем заметить детали обеих этих эпох. Мужчина носит длинный камзол, застегнутый посередине, бриджи до колен, чулки и туфли с пряжками. Рукава жакета свободные и широкие, демонстрирующие нижнюю рубашку. Женщина одета в платье с цветочным узором на английский манер, с большими манжетами, бантом и кружевным воротником.



1730-е годы
Обе девушки одеты в платье на французский манер в стиле Ватто или «парящем стиле», для которого было характерно свободное свисание спины платья от лифа. Они уже используют небольшие панье (каркас для придания пышности юбке), но пока только аристократки появляются в слишком широких кринолинах. Женщины среднего класса носят юбки не очень большого объема.


Корсаж на девушке слева украшен лентами, а рукава платья характерно широкие. На женщине справа обычный для того времени кружевной чепец.



1750-е годы
Дама слева одета в капюшон «капуцин» с меховой оторочкой и лентами. Женщина справа одета в платье с просторными манжетами рукавов и кружевную косынку «фишю», накинутую на плечи. Также на ней чепец, подвязанный лентой под подбородком.



1770-е годы
Девушка одета в плотное цветное платье с вышивкой на полах верхней юбки и лифа. Под ними - стеганая нижняя юбка. Рукава платья от локтей имеют пышную оборку. Волосы завиты и напудрены, как часто носили в конце рококо. На мужчине парчовый жилет, а сверху пальто на шелковой подкладке с пуговицами по всей длине. Его волосы тоже напудрены и забраны сзади лентой, а на голове шляпа-треуголка.

ЭЛЕМЕНТЫ СТИЛЯ БАРОККО

Природные формы - листья, раковины и улитки. В отделке стен и потолков активно используется скульптура.

Росписи барокко и рококо имеют много общего с театральными декорациями.

Дизайну барокко свойственны динамичность образов (изогнутые лестницы и сложная планировка и геометрия пространственных форм - овал, эллипс, шестиугольник и т.д.),

вычурная отделка, стремление к величию и пышности, грандиозности (балдахин, киворий Собор Св.Петра),

любовь к большим колоннам, коринфский ордер, волюты в роли контерфорсов,

к совмещению реальности и иллюзии - иллюзия пространства, перспективы, анфилада, как символ бесконечности.

Барокко в интерьере использует криволинейные и архитектурные формы (колонны, архитектурный декор).

Пластичные формы украшений, витиеватые и сложно переплетенные орнаменты создают возвышенность и объемность.

Широко используется золото (золочение), серебро, медь, кость, мрамор и различные породы дерева.

Стены в стиле барокко: Выбор отделки стены для стиля барокко велик и зависит скорее от желаемого общего впечатления, главное - отсутствие однотипности и присутствие различных вставок, бордюров, даже архитектурного декора.

Использоваться могут текстильные обои, деревянные панели (чаще окрашенные), штукатурка (без рельефа), лепнина (чаще золоченая). Стена в стиле барокко должна быть неоднородна, а скорее изящна и витиевата, чтобы соответствовать мебели.

Широко используются шпалеры (гобелены) - тканые ковры без ворса. Кроме гобеленов, для усиления впечатления роскоши, часто используют парчу.

Потолок в стиле барокко: Прежде всего, это продолжение стены, её задумки, фактуры и даже рисунка, без резкого прерывания и контраста. Также как и на стенах, в интерьере барокко используется лепнина, золочение. Для придания изысканности применяют фресковую роспись.

Одинаково используются как ровные потолки, так и выполненные в виде сводов. Зачастую в стиле барокко именно фреску используют для ощущения объёмности и высоты потолка.

Пол в стиле барокко: Одинаково используется как керамический пол (имитация мрамора или майолики), так и деревянный. Выбор паркета в стиле барокко также весьма разнообразен, от мелкого штучного, до художественного. Размер плитки, паркетной доски, либо количество полос у ламината, впрочем, как и цвет всего перечисленного, остается на ваш личный выбор соответствия общему интерьеру. Единственным условием будет отсутствие резкой цветовой контрастности пола от общего тона отделки. Как дополнение в интерьере барокко используются расписные ковры (небольшая часть пола).

Мебель в стиле барокко: лакированная, с изогнутыми ножками, богата сложными позолоченными резными элементами. Кресла с сильно отогнутой спинкой и удлиненным сиденьем для вытянутых ног. Диваны в стиле барокко напоминают несколько соединенных друг с другом кресел. Обивка яркая, часто украшена бахромой, верхний край спинки дивана волнистый. Отлично впишутся в интерьер стиля барокко комоды с выдвижными ящиками, двухстворчатые шкафы, витрины. Столы с массивной столешницей из мозаики и цветного мрамора, круглой, реже прямоугольной формы. Края столов украшены резьбой и инкрустированы в виде голов баранов, львов или женских фигур. Кровать выбирают массивную, акцентируя внимание на красиво украшенном изголовье кровати.

Предметы декора в стиле барокко: В качестве декоративных элементов интерьера в стиле барокко применяется зеркала, скульптуру и живопись (копии Рубенса, поздний Рембрант, Караваджо). Основной темой для живописи были: портреты, городские пейзажи, море, французские жанровые сцены с интерьерами барочных дворцов. На стены вешаются больших размеров зеркала, украшенные массивной лепниной с позолотой.

Напольные часы, украшенные бронзой, постаменты для скульптур, шкатулки на столе, канделябры, для кабинета - старинный глобус и настенная карта. Будуары украшают плотными полотнами со сложным тканым рисунком. В оформлении применяется материя с рисунком с цветами, птицами или пейзажами.

Стиль рококо часто использовался в интерьерах немецких дворцов и павильонов.

Рококо - это стиль, существовавший в XVIIIв. во Франции, на юге Германии и Австрии. Стиль рококо перекликается с очень сдержанным неоклассическим стилем. Чаще используется в гражданском строительстве.

Слово «рококо» происходит от французских и испанских слов со значением «похожий на раковину»

Благодаря плану интерьер кажется очень простым. Интерьер декорирован в стиле рококо в бело-золотой и розовой гамме, роспись сводов переплетается с пышным лепным орнаментом. Только мраморный пол отличается простым рисунком.

Рококо - это блестящее завершение стиля барокко.

Если для барокко необходима вся гамма эмоций - от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо - лишь изысканно тонких, изящных. "Изящный" - ключевое слово данной эпохи.

Именно в эту эпоху приходит мода на "китайщину" или шинуазри (chinoiserie). В интерьерах появляются передвижные ширмы, зрительно изменяющие пространство; гобелены с изображениями цветов, пагод, людей в китайской одежде; знаменитый китайский фарфор, изысканные орхидеи, тонкоствольные деревья, аквариумные рыбки, а также изящная лакированная мебель китайских мастеров, будто созданная для рококо.

Стиль "Людовика XV", но, в отличие, от барокко он не был чисто придворным искусством. Большинство построек рококо - это частные дома французской знати и загородные дворцы. Комнаты в них не располагались анфиладой (как в XVII в.), а образовывали ассиметричные композиции. В центре обычно располагался парадный зал (салон). Углы комнат закругляются, все стены украшаются резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость. Комнаты становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров (мадам Пампадур). барокко рококо стиль интерьер

Оформление салонов и будуаров слегка перенасыщено предметами в отличие от более сдержанной эпохи барокко. В колорите преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания - белое с голубым, зелёным или розовым и непременное золото. Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. МЕБЕЛЬ И ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ ИНТЕРЬЕРА

Барочная мебель не сильно отличается от той, что существовала во времена Ренессанса. При этом формы шкафов изменились, дверцы и выдвижные ящики стали изогнутыми, иногда они имеют очертания зданий.

Резной лиственный орнамент, фигуры людей и животных, аллегории и геральдические символы были излюбленным декоративным элементом наряду с пилястрами, колоннами и другими архитектурными элементами.

Барочная мебель имеет внушительные размеры, рококо, напротив, стремится е изяществу и элегантности.

Стены в стиле рококо: В отделке стиля рококо используется дробный орнамент и сложные изогнутые формы, а также тонкие рельефные резные и лепные обрамления, переплетения, узоры, завитки, разорванные картуши, маски-головки амуров и гротески в сочетании с рокайлей (морские ракушки). Тканевые обои. В обилие белая или золоченая лепнина.

Потолок в стиле рококо: В стиле рококо потолок однотонный с декоративными элементами лепнины. Они покрываются позолотой или окрашиваются в белый цвет. Потолок часто делают продолжением стены в виде переходящих узоров. При помощи падуги -- плавного полукруглого перехода, который декорируется тонким орнаментом. В качестве украшения потолка - тематическая фреска.

Пол в стиле рококо: одинаково в стиле рококо используется как деревянный пол, так и керамический (к примеру, имитация мрамора). Выбор паркета для стиля рококо в интерьере весьма разнообразен, от мелкого штучного, до художественного. Также в стиле рококо в интерьере используются расписные ковры, занимающие небольшую часть общей площади.

Мебель в стиле рококо: В основном небольшая по размерам, но весьма удобна. В интерьере рококо используются уютные стулья, кресла, диваны, шез-лонги и тому подобное. Появляются так называемые бержери - двойные диваны. Большое распространение в стиле рококо получили диванчики, канапе, кушетки, а также хрупкие на вид, но очень удобные скамеечки. Декор мебели в стиле рококо имеет волнистые контуры, гнутые ножки, прихотливые орнаменты в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, ромбовидной сетки и обилие золочёной бронзы. В изобилии мягкая мебель.

Мебель в эпоху рококо обычно изготавливалась из липы и ореха, дуба, эбенового дерева которые поддаются тонкой резьбе - техника «буль, маркетри». Украсят комнату вошедшие в моду секретер, картоньерка (шкафчик для бумаг), декоративный столик-геридон предназначенный для одной статуэтки, вазочки или пепельницы. Для хранения вещей подойдет лаковый комод с волнистым фасадом.

Предметы декора в стиле рококо: Позолоченные канделябры, часы, фарфоровые статуэтки, гобелены, ширмы - обязательные элементы стиля рококо. В обилие используются зеркала и картины, весящие ассиметрично. На диванах и креслах - шелковые подушки и пуфы с сюжетной вышивкой.

Шкатулки, вазочки и мелкие статуэтки можно расставлять буквально везде. Интересный факт - именно стиль дизайна рококо внес в интерьер такое новшество как аквариум в интерьере.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png