История: / Однако

................................................................................................................................................................................................................................................

За что сожгли Джордано Бруно?

Меньшинство всегда неправо - вначале!


...Учёный был приговорён к сожженью.

Когда взошёл Джордано на костёр,

Верховный нунций перед ним потупил взор...

– Я вижу, как боитесь вы меня,

Науку опровергнуть не умея.

Но истина всегда сильней огня!

Не отрекаюсь и не сожалею.

...Еретика казнили за идею,

Пылал костёр на площади Цветов...

...Потом грозили пыткой Галилею...

С наукой мрак не наведёт мостов.

Что вертится Земля, отречься он готов...

Земля круглая, - заявлял Галилей в 1633 году, но дабы избежать участи Джордано Бруно, заживо сгореть на костре, был вынужден отказаться oт своего учения и признать, что Земля не может вертеться. Но, выйдя из зала инквизиции, великий ученый произнес свою знаменитую фразу: «А все-таки она вертится!». Так это было или не так, но упрямое восклицание пережило века. Оно значит теперь: «Говорите что хотите, я уверен в своей правоте!»

На православных форумах часто встречаются темы о сожжении Джордано Бруно, где христиане очень жарко и убедительно доказывают, что Бруно сожгли "не за науку", а за ересь. Спасибо и на том, что сам факт сожения не отрицают. А самому Бруно, надо полагать, было все равно, за что формально сгореть заживо - за науку или ересь. Ну сожгли и сожгли, чего уж там...

Что и говорить, христианство усиленно открещивается от средневековых гонений на науку, пытаясь сорвать с Бруно имидж мученика науки и доказать, что вся Святая инквизиция - милейшие, добрейшие и интеллигентнейшие лица. В принципе, нас уже почти убедили, что наука в Средние века развивалась исключительно благодаря заботе и терпеливости инквизиции. Охотно верю.

Бруно отказался признать ложными главные из своих теорий и был приговорен католической церковью к смертной казни, а затем заживо сожжен христианами на костре на площади Кампо ди Фьоре Рима 17 февраля 1600 года. Последними словами Бруно были: «Вы, наверное, с большим страхом оглашали этот приговор, чем я его выслушал... Сжечь – не значит опровергнуть».

Существует такая легенда. Когда на Площади цветов в Риме сжигали Джордано Бруно, костер вдруг начал затухать: то ли ветер подул, то ли дрова отсырели. Из толпы зевак, наблюдавших казнь, к пирамиде дров, на которой был привязан Джордано, вдруг ринулась старушка - божий одуванчик и заботливо сунула в затухающий огонь охапку сухой соломы. Помните, как сказал барон Мюнхаузен в знаменитом фильме Марка Захарова: «В конце концов, и Галилей отрекался! Поэтому я всегда больше любил Джордано Бруно…» . И действительно, даже под угрозой смертной казни средневековый мыслитель остался верен своим убеждениям.

Чем же так испугал Джордано Бруно католическую церковь, что та, проиграв ему в философском споре, не нашла иного способа борьбы с философией и наукой, как только сжечь ее представителя? Бруно в своем учении утверждал то, что давно знает каждый человек и даже совсем недавно признал оправдавший Галилея Ватикан. Вселенная бесконечна, как и количество звезд в ней, Солнце это не костер зажженный христианским богом чтобы вращаться вокруг неподвижной полоской Земли и освещать ее, а одна из бесчисленных звезд, которая как и Земля вращается в космосе по своей траектории. Наша Земля не единственная планета во вселенной где существует жизнь.

Он утверждал, что во всей вселенной действуют одни и те же законы, а в основе их лежит материальное начало. 9 июня 1889 года в Риме, на площади цветов - Кампо деи Фиори, где в 1600 году сожгли великого ученого Джордано Бруно, воздвигли ему памятник. Последнее свое оправдание в бесчеловечности "святой" инквизиции, церковь произнесла устами историка-иезуита Луиджи Чикуттини в 1950 году, сказавшего буквально следующее: «Способ, которым церковь вмешалась в дело Бруно, оправдывается... право вмешаться является прирожденным правом, которое не подлежит воздействию истории» ... Ни убавить и не прибавить.

Извещение о сожжении Джордано Бруно.

В четверг утром на Кампо ди Фьоре сожжен живым преступник брат доминиканец Ноланец, о котором уже было писано раньше; упорнейший еретик, создавший по своему произволу различные догматы против нашей веры и, в частности, против Святейшей Девы и святых, упорно желал умереть, оставаясь преступником, и говорил, что умирает мучеником и добровольно, и знает, что его душа вознесется вместе с дымом в Правь. Но теперь он увидит, говорил ли правду.

...Нет, люди не забыли тот костёр

На рубеже эпохи Возрожденья.

И трёх столетий не прошло с тех пор –

Стал памятником Бруно за мученья.

В монашеском гранитном облаченье

Он с площади Цветов глядит на Рим...

Наследники "крамольного" ученья

В познанье мира следуют за ним.

К иным Вселенным путь открыт, к мирам иным...




За что, спикер Госдумы «сжег» Коперника, за высказывание Галилея?

«А все-таки она вертится!» - «Говорите что хотите, я уверен в своей правоте!».





«Боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была». - Петр Первый.

Спикер Госдумы Борис Грызлов продемонстрировал свою ученость «без бумажки» в интернет-интервью. Выступив 28.05.2010 в пресс-центре «Газеты.Ru» (выступление транслировалось в Интернете), он, в частности, коснулся вопросов о лженауке. Говоря об этом, спикер произнёс следующую фразу: «Это же средние века! Вот, Коперника сожгли на костре за то, что он сказал «А всё-таки Земля вертится!»

Напомним, что Николай Коперник мирно дожил до 70 лет и скончался от инсульта. Фраза «А всё-таки Земля вертится!» приписывается Галилео Галилею, который также умер в своей постели. А сожжен был ученый философ Джордано Бруно. «Сжечь - не значит опровергнуть».

Так что в будущем нам не стоит сильно удивляться, если завтра наш парламентский «звездочёт», который, кстати, является ещё и председателем Высшего совета партии «Единая Россия», заявит, что созвездие Большая Медведица названо так исключительно в честь его любимой партии, а корпорация МП РПЦ «Единая Вселенская Религия» и других религий на Руси быть не может...


Самые известные жертвы инквизиции

Инквизиция была по сути дела разведывательным и карательным органом католицизма. Она обладала всем, что нужно для организации борьбы с ересью, и главной её целью и была эта борьба. Инквизиция быстро разработала способы разведки и распознавания ереси во всех её мельчайших проявлениях, дабы безошибочно и безжалостно отличать «волка в овечьей шкуре» и уметь изобличить грешника, как бы он ни прикидывался невиновным.

Двумя формами отступничества от истинной веры, по мнению инквизиции, были колдовство и ересь. Ересь - это отклонение от догмата, а волшебство - служение дьяволу. И то, и другое одинаково подлежало искоренению. А то, что ради искоренения ереси и колдовства приходилось убивать сотни тысяч людей - для инквизиции никогда не было препятствием.

От преследования «ревнителей веры» не мог быть застрахован ни один человек. Даже самые известные люди своей эпохи.

Ниже мы расскажем о самых известных, с точки зрения автора, жертвах инквизиции.

Святая Орлеанская Колдунья

Одной из служительниц дьявола, колдуньей и святой была Жанна д’Арк (1412–1431), национальная героиня Франции, возглавившая борьбу своей страны с Англией и возведшая на французский трон наследника престола принца Карла.

Как же так? Колдунья и святая? Именно так.

В 1431 году инквизицией в Руане Жанна была сожжена на костре по обвинению в волшебстве и ереси, а в 1456 году - всего через 25 лет после мучительной смерти - по ходатайству короля Карла VII, которого она возвела на престол и который и пальцем не шевельнул для её спасения, процесс Жанны был пересмотрен и папа Каликст III признал несчастную девушку невиновной.

В 1928 году она была канонизирована как защитница Франции и даже считается сейчас покровительницей телеграфа и радио. В её честь во Франции учрежден национальный праздник, который отмечается каждое второе воскресенье мая.

Как все начиналось, и что мы знаем о Жанне?

Жанна родилась в семье бедного крестьянина в деревни Домреми, затерявшейся на границы Шампани и Лотарингии. С раннего детства Жанну отличала глубокая набожность, прилежание и отменное трудолюбие.

В тринадцать лет ей стали слышаться голоса и являться в видениях святой Михаил, святые Катерины и Маргарита. Святая Маргарита была изображена в часовне родной деревушки Жанны в мужской одежде и с мечом. Именно так будет одеваться и сама Жанна. Святые призывали её идти к наследнику престола и убеждать его напасть на осадивших Орлеан англичан.

В то время на французскую корону, кроме наследного принца Карла претендовали англичане. Начало ссорам между Англией и Францией положил когда-то Генриха Плантагенет, получивший почти половину французских земель в приданое за своей женой Алиенорой Аквитанской. Во времена принца Карла старые распри вспыхнули с новой силой и привели к войне, которая продлилась с небольшими перерывами сто лет и вошла в историю под названием Столетней войны.

Среди крестьян, которые были очень религиозны, существовало мнение, что Бог не допустит подчинения Франции ненавистным англичанам и чудесным образом спасет страну от чужеземцев.

Мечтательная и впечатлительная Жанна целые дни проводила в молитвах и просила Господа спасти её родину. Первый раз попытку спасти Францию по велению голосов святых Жанна предприняла в 1428 году, когда пришла к коменданта города Вакулера, в которой собрались преданные наследнику силы, и умоляла охрану пропустить её к Карлу, но девушку никто не стал слушать. Жанна не смутилась неудачей и вернулась домой.

В своей родной деревне она рассказала землякам о возложенной на нее Богом миссии, о видениях и о своем святой долге изгнать англичан из страны. Жанне стали верить, и в 1429 году она повторила попытку поговорить с комендантом Вакулера. Комендант не счел россказни девушки заслуживающими внимания, но двое рыцарей доставили Жанну к дофину в замок Шинон.

На этот раз ей удалось убедить советников короля Карла VII доверить ей армию. Как раз перед появлением девушки в королевском лагере стало известно пророчество, которое гласило, что Бог пошлет Францию спасительницу в образе юной девственницы.

Когда явилась Жанна, ей устроили допрос с пристрастием и пригласили на совет священников и богословов. После беседы с Жанной они пришли к выводу, что ею руководят высшие силы. А специальная комиссия из придворных дам во главе с королевской тещей удостоверилась, что Жанна является девственницей.

Легенда гласит, что Жанну подвергли испытанию - действительно ли она обладает даром прорицания и откровения. Для этого, когда она в первый раз явилась к королю, при торжественной встрече Жанны на престол посадили не короля, а подставное лицо. Дофин же смешался с толпой придворных. Но Жанна, которая никогда ранее принца Карла не видела, узнала его в толпе придворных и преклонила перед ним колено. Кроме того, согласно легенде, Жанна во время той встречи прочла тайные мысли Карла, которые сомневался в законности своих прав на престол, и сказала ему: «Перестаньте мучиться, ибо вы имеете законное право на трон». После этих знамений дофин уверовал в Жанну.

Вдохновленные новой святой войска сняли осаду с города Орлеана, что обеспечило перелом в ходе войны, а Жанну народ наградил почетным титулом Орлеанской девы. В белых рыцарских доспехах, верхом на белом скакуне Жанна была действительно похожа на ангела, посланца Божия.

Согласно легенде, перед выходом войск в Орлеан, Жанна вновь продемонстрировала свои провидческие способности. Она попросила короля послать гонца в церковь святой Катерины в Фьербоа за мечом, который хранился за алтарем. Гонец действительно обнаружил за алтарем в земле заржавленный меч, который и привез Жанне. Одна из хроник того времени заявляет, что Жанна никогда в Фьербоа не бывала.

Орлеанская дева настояла на походе Карла в Реймс для коронования и миропомазания, что утвердило государственную независимость Франции. Хотя, по мнению советников принца Карла, взять Реймс было невозможно, воодушевленные верой в святость и избранность Жанны Богом воодушевило войска. Жанна бросила клич: «Кто верит в меня - за мной!» И под её знамена стал стекаться народ.

Соотечественники боготворили Жанну и переносили на нее черты Пресвятой Девы Марии, целомудрием спасающей от бед родную Францию.

Но если французы считали Жанну святой, то англичане уверяли, что она ведьма и в страхе бежали с поля боя. Англичане утверждали, что простая крестьянка не может вести себя на поле боя как истинный воин и опытный военачальник. Примеров её мужества и военной выправки было множество. В разработке планов сражений и расположении войск она выказывала полное понимание дела, при воинском кличе всегда являлась на место сражения первой, действовала всегда разумно и осторожно.

Надеясь освободить Париж, Жанна повела отряд в Компьен, где попала в 1430 году в плен к союзникам англичан и была переданы в руки епископа города Бове.

Англичане, чтобы оправдать свои поражения, обвинили Жанну в связи с дьяволом и передали её в руки инквизиции.

На предварительном слушании дела Жанна держалась с поразительным самообладанием. Следствие подвергло её унизительному осмотру и удостоверилось в том, что д’Арк по-прежнему девственна. Это заключение поставило под сомнение обвинение инквизиции в колдовстве Жанны, ибо, как мы помним, по представлениям того времени каждая ведьма просто была обязана совокупляться с сатаной.

Однако возглавлявший следствие епископ Кошон из Бове не собирался отступать. И последовали изматывающие допросы, на которых Жанна подтвердила, что ей являлись трое святых, которых она видела, обнимала и даже целовала. Пытки к Жанне не применялись, чтобы исключить самооговор.

Начался процесс, на котором Орлеанской деве было предъявлено обвинение по семидесяти пунктам, среди которых были колдовство, ворожба, вызывание духов и знахарство, кладоискательство, лжепророчество, а также ересь.

Обвинение в колдовстве не было доказано, и пункты, касающиеся ведовства, отпали. Обвинение сократилось до двенадцати статей. Самыми серьезными были обвинения в ношение мужской одежды, непослушании Церкви, способности видеть призраки и ереси.

После оглашения доказанных инквизицией обвинений Жанна отказалась покаяться в грехах, но, когда её обвинили еретичкой, она испугалась, что будет передана в руки англичан, заочно приговоривших её к сожжению, и приняла решение покаяться. Жанна подписала документ, в которых отрекалась от своих ранних показаний и признавала, что все её видения были дьявольским наваждением. Она поклялась вернуться в лоно истинной Церкви и никогда больше ей не прекословить.

За отречение от своих идеалов Жанне заменили сожжение на костре на пожизненное заключение. Однако в тёмнице она снова услышала голос святых, которые упрекали её в предательстве и отступничестве от Бога. Якобы по их приказанию Жанна вновь облачилась в мужской костюм, который сняла после подписания отречения. Однако некоторые историки утверждают, что причиной «обратного переодевания» были вовсе не голоса, а коварство тюремщиков-инквизиторов, жалеющих погубить Жанну и отобравших у нее женское платье.

Но так или иначе 28 мая 1431 года Орлеанскую деву объявили упорствующей еретичкой, отлучили от церкви и 30 мая передали английским властям. В тот же день на площади Руана она была привязана к столбу и сожжена.

Казнь Жанны привела в трепет всех, кто находился на площади, даже её палача. Последний утверждал, будто нашёл на пепелище её сердце, так и не сгоревшей в пламени костра инквизиции.

Такова трагическая история Золушки из Домреми, которая на короткое время стала властительницей умов, а потом была предана и сожжена.

Однако в этой истории есть много «тёмных» мест. Прежде всего, что за голоса слышала Жанна? И в чём была сила воздействия простой необразованной крестьянки на французский народ?

Неужели только вера в свое призвание? Вряд ли, ибо вера народа в Жанну быстро бы умерла, если бы люди не видели реальных результатов её деятельности. С другой стороны, если бы не было почвы, на которой выросли семена, посеянные Орлеанской девой, едва ли Жанна д’Арк совершила бы то, что она совершила. Много было благоприятных условий для свершения Жанной подвига, в том числе и её собственная склонность к галлюцинациям и определенный дар предвидения.

Знаменитый русский психиатр П.И. Ковалевский писал о том, что у Жанны были настоящие галлюцинации, первую из которых она видела в возрасте двенадцати лет. В видениях ей являлись архистратиг Михаил и святые Маргарита и Катерина в том самом виде, в котором были изображены в церкви Домреми на иконах.

Историки говорят, что родители знали о голосах, которые слышала их дочь. По словам её матери, когда Жанне было пятнадцать лет, отец девочки видел сон, в котором ему было открыто, что его дочь пойдет во Францию с вооруженными людьми. С тех пор Жанна была тверда убеждена, что действует по соизволению Божию.

Жанна утверждала, что голоса она слышала лишь при колокольном звоне, и психиатры делают из этого вывод, что она слышала голоса в колокольных звуках лишь благодаря собственной религиозной и патриотической экзальтированности и необыкновенном воображении.

В основе галлюцинаций лежало мистическое настроение Жанны, недостаточное образование, твердая вера в предрассудки, предания и суеверия, общее политическое положение страны, настроения общества, крайне неспокойная жизнь как всей Франции, так и отдельных личностей в этой стране и искреннее желание девушки осуществить свою мечту и спасти Родину.

Жанна искренне верила в действительность галлюцинаций-видений и была верна им до самой своей гибели потому, что это совпадало с её глубокой верой в Бога и Пресвятую Деву Марию, с её беспредельной любовью к Отечеству, верноподданническими чувствами к королю и желанием помочь стране. Не удивительно, что она смело шла на костер и в бой, ибо все, что она делала, Жанна делала по воле Божией.

Что касается дара предвидения, то историки отмечали, что в легенде о Жанне д’Арк трудно отделить правду от вымысла.

Но как бы то ни было, Жанна д’Арк вошла в историю под именем Орлеанской девы, народной героини Франции и символа всепобеждающей веры и самоотверженности.

Николай Коперник и Джордано Бруно

Николай Коперник (1473–1543) - польский астроном и мыслитель. Он родился в маленьком городке Торуни на берегах реки Вислы в семье купца. В возрасте десяти лет мальчик лишился отца и был отдан на воспитание дяде - епископу Луке Ватцельроду, который дал племяннику прекрасное воспитание.

Коперник учился в Краковском университете, известном своими преподавателями, а потом заканчивал образование в итальянских университетах Болоньи и Падуи.

После окончания образования Коперник вернулся в Польшу и поселился в городе Фромброк, где в одной из башен костела оборудовал себе астрономическую лабораторию. Инструменты для своих наблюдений Коперник изготовлял сам.

Начал он с попыток усовершенствовать канонизированную церковью геоцентричную систему мира, изложенную в «Альмагесте» Птолемея. В те времена считалось, что в центре мира находится Земля, а вокруг нее движутся Солнце, звезды и планеты. Такую систему называли геоцентричной - от греческого слова «гея» - «земля». Коперник же постепенно пришел к созданию новой гелиоцентричной системы мира, согласно которой Солнце, а не Земля, занимает центрально положение, Земля же является одной из планет, обращающихся вокруг своей оси. Учение было названо гелиоцентричным от греческого слова «гелиос» - «солнце».

Свою теорию Коперник изложил в книге «Об обращении небесных сфер», которую не спешил издавать, ибо знал, что непременно подвергнется преследованию инквизиции. Церковь считала, что неопровержимым доказательством геоцентричной системы мира является Библия, в которой сказано, что Солнце двигается вокруг Земли. Но ещё более неопровержимыми оказались расчеты Коперника.

Труд ученого вышел «в свет», как мы теперь говорим, в день его смерти. Изложенное в книге учение Коперника устраняло противоположность земного и небесного, законы природы оказались едиными для всей Вселенной в целом и Земли в частности.

Теория Коперника рассматривалось католической церковью как ересь, и именно поэтому в 1616 году книга Коперника «Об обращении небесных сфер», опубликованная в 1543 году, была внесена в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828 года.

Почёму же инквизиторы запретили книгу Коперника через семьдесят три года после её появления? Это произошло благодаря издателю книги богослову Осиандеру, который в предисловии написал, что теория Коперника - не новое объяснение устройства Вселенной, а всего лишь способом более простого и удобного расчета путей движения планет. Невежественные монахи не смогли сразу разобраться в сложных расчетах Коперника и не сразу запретили книгу, положившую основу новым представлениям о мире.

На памятнике Копернику в его родном городе Торуни благодарные потомки написали: «Остановивший Солнце, двинувший Землю».

Что же такое «Индекс запрещенных книг»? Так называется издававшийся Ватиканом в 1559–1966 годах список произведений, чтение которых запрещалось верующим под угрозой отлучения от церкви. Издание таких списков являлось одним из способов борьбы католической церкви в антикатолическими воззрениями, с научным и социальным прогрессом.

В «Индекс запрещенных книг включались тысячи названий, среди которых находились произведения великих писателей, ученых и мыслителей: «Божественная комедия» и «Монархия» Данте, книги О. де Бальзака, Ж. П. Сартра, Абеляра, Спинозы, Канта и многих других. Не повезло и труду Коперника.

Сторонником его гелиоцентрической системы был Джордано Филиппо Бруно (1548–1600), итальянский философ и мыслитель, выступивший с учением о единстве и материальности Вселенной.

Бруно родился в семье бедного солдата и в семнадцать лет постригся в монастырь, стал монахом. Однако пробыл Бруно в монастыре всего десять лет, ибо ему пришлось бежать оттуда, опасаясь преследований за свои представления о строении Вселенной и суда инквизиции.

Долгие годы он провел вдали от своей родины, жил в Праге, Лондоне и Париже, где читал лекции и участвовал в научных диспутах. Он был популяризатор идей Коперника и повсеместно рассказывал о них.

Но инквизиция преследовала Бруно не только за научные взгляды. Ученый также решительно отвергал представления о загробной жизни, а в религии Бруно видел силу, порождающую войны, раздор и пороки в обществе. Он повергал критике религиозные картины мира и большую часть христианских догматов, отрицал наличие Бога, Творца мира. Такое католическая церковь простить ему не могла.

Бруно был обманом залучен в Италию, где его арестовали и семь лет держали в застенках инквизиции. Мучители предлагали ученому отречься от своих взглядов, однако Джордано Бруно не покаялся и не изменил своих показаний.

Тогда Бруно судили и сожгли на костре в Риме на площади Цветов. Взойдя на эшафот Бруно сказал: «Сжечь - не значит опровергнуть! Грядущие века меня оценят и поймут!»

Ученый оказался прав и на этот раз: в XIX веке на месте казни Бруно был поставлен памятник - человечество действительно по достоинству оценило труды великого мыслителя.

Плагиатор Галлилей

Что мы знаем о Галилео Галилее (1564–1642)? В любой энциклопедии вы прочтете, что это был итальянский ученый, один из основоположников экспериментально-математического метода в естествознании. Он сделал ряд важных научных открытий в области механики и астрономии. Открытия Галилея подтвердили истинность гелиоцентрической теория Коперника и идею бесконечности Вселенной, физическую однородность земных и небесных тел, существование объективных законов природы и возможность их познания. После выхода в свет сочинения Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой» в 1632 году ученый был подвергнут суду инквизиции и был вынужден отречься от своих взглядов. Однако отречение носило формальный характер.

В 1979 году папа Иоанн Павел II признал, что Галилей был незаслуженно осужден Церковью и дело ученого было пересмотрено.

Таковы сухие факты. Но как дело обстояло в действительно? Можем ли мы восстановить истину и понять, почему инквизиция не сожгла его на костре, как многих других ученых Средних веков?

В своей книге «Занимательная физика. О чём умолчали учебники» Н.В. Гулиа убедительно доказывает, что Галилей удивительно быстро нашёл общий язык с инквизицией. В опубликованных ныне допросах инквизиционного суда написано, что Галилея только «увещевали», а он довольно быстро согласился с этими «увещаниями».

Правда взаимоотношений Галилея с инквизицией и папой Павлом V, который обещал ученому свое покровительство, была установлена в результате целого ряда анализов документов с помощью рентгена, ультрафиолетового излучения и даже специальной графологической экспертизы в 1933 году. Было выяснено, что документы неоднократно исправлялись, подчищались и фальсифицировались. Истина была установлена, но для почитателей Галилея она оказалась нерадостной - ученый никогда не отстаивал своих взглядов и быстро отрекся от того, от чего ему предложила отречься инквизиция.

Кроме того, в XX веке выяснилось, что Галилей присвоил себе изобретение голландского ученого Иоганна Липпершея, который придумал и запатентовал подзорную трубу. Как это случилось? Очень просто. Голландец запатентовал свою трубу в 1608 году, а в 1609 году Галилей «изобрел» свой телескоп и предоставил его в распоряжение венецианского правительства, которое за это пожизненно закрепило за ним за ним кафедру в университете и назначило огромное по тем временам жалование.

Оказалось, что плагиат - кража интеллектуальной собственности - существовала и в те далекие времена.

Данте Алигьери

А вот великий писатель, итальянский поэт Данте Алигьери (1265–1321) был истинным борцом за свои убеждения.

Все знают его «Божественную комедию» - поэму, которая занимает одно из главных мест в истории мировой литературы. Поэма написана от первого лица. Её герой - сам Данте - странствует по кругам Ада, Чистилищу и Раю, общается с душами умерших, однако неземное зачастую оказывается неотделимо от мира реального.

Данте был католиком, верил в Бога и чтил высшее правосудие, обрекшее грешников на мучения в Аду. Но как истинный гуманист он не мог согласиться с порой очень жестокими приговорами Господа, ведь в преисподней часто оказываются души людей глубоко несчастных и достойных. Так, Данте жалеет обжор и язычников, прорицателей и самоубийц. Иногда сострадание его так велико, что он не может сдержать слез. Особенно трогает Данте судьба несчастной Франчески да Римини, попавшей в Ад из-за любви.

Естественно, что подобное осуждение Божественной воли не могло не раздражать инквизицию, которая была тем более недовольна «Божественной комедией», что догмат о Чистилище был введен и утвержден католической Церковью намного позже создания поэмы. Описание путешествия Данте по Чистилищу уже было чистой воды ересью.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что его поэма была немедленно запрещена католической цензурой.

Данте был неугоден католической Церкви ещё и потому, что всегда был активным борцом с папой Римской и принимал участие в политической борьбе во Флоренции. За противодействие папской политике правителе города он был вынужден бежать в 1302 году из Италии и до конца своих дней прожил в изгнании.

В трактате «Монархия» Данте отстаивал идею светской всемирной империи, призванной положить конец политическим распрям, алчности и насилию. Папе Римскому в ней отводилась не роль всемирного диктатора, каким он хотел быть, а лишь духовного руководителя. В XVI веке «Монархия» была внесена инквизицией в «Индекс запрещенных книг».

Трактат был очень актуален во времена Данте, когда итальянские города отстояли свою независимость с борьбе с папой и немецким императором и превратились в богатые города-республики. Но внутри каждой такой республики не прекращались распри и борьба между горожанами, которые делились на «жирный народ» - богатых - и «тощий народ» - бедных ремесленников. Знатные роды тоже враждовали между собой.

Ещё со времен борьбы с германским императором возникли две партии - гвельфы и гибеллины. Первые боролись с папой и императором, а название свое получили от имени соперников императорской семьи герцогов Вельфов. Гибеллины же были прозваны так по имени родового замка Вейблинга германских императоров из династии Гогенштауфенов и во всем поддерживали политику правящих классов.

Данте принадлежал к партии гвельфов и боролся за независимость своей родной страны. Его заочно приговорили к сожжению на костре инквизиции. Однако когда к поэту пришла мировая слава, Флоренция предложила поэтому вернуться на родину, но при этом предложили такие унизительные условия и отречение от собственных взглядов, что Данте отклонил это предложение.

Последние годы жизни он провел в городе Равенне, где скончался и был похоронен. Флоренция неоднократно обращалась к властям Равенны, в том числе в наши дни, с просьбам перезахоронить прах Данте в итальянской земле, однако Равенна неизменно отвечала отказом.

Ян Гус, Иероним Пражский и Мартин Лютер

На всей территории Священной Римской империи в Средние века постоянно вспыхивали восстания против католической церкви и папы Римского. В XV веке началась эпоха борьбы за перемены, получившая в истории название эпохи Реформации.

Одним из первых деятелей этой эпохи стал чешский богослов Ян Гус.

Чехия входила в состав Священной Римской империи, хотя, по преданиям, чешское княжество была создано легендарным Чехом. Одной из первых княгинь Чехии была Любуша, мудрая красавица, отстаивавшая независимость своей страны. Вместе с мужем князем Пржемыслом она основала Прагу - чешскую столицу. От них пошла и династия чешских королей Пржемысловичей.

Чехи всегда отстаивали свою независимость, боролись против немецкого господства, но силы оказались неравны, Чехия была побеждена и вошла в состав Священной Римской империи.

Однако борьба за независимость Чехии не прекращалась. В стране были люди, стремившиеся к освобождению родной страны. Одним из таких национальных героев был Ян Гус (1371–1415) - проповедник и мыслитель, крупный ученый.

Родился Ян Гус в бедной семье крестьянина в местечке Гусинец в Южной Чехии. Он был очень способным и смог закончить Карлов университет в Праге, в котором стал преподавать, а через некоторое даже возглавил это учебное заведение, став его ректоров.

Оставаясь университетским профессором, Гус с 1402 года стал проповедовать в специально построенной Вифлеемской часовне в Праге, которая превратилась в центр распространения реформационных идей.

Гус обличал продажность католического духовенства, торговлю ими индульгенциями - специальными грамотами об отпущении грехов, по которым можно было получить даже прощение такого тяжкого греха как убийство. Он выступал также против роскоши и богатства духовенства, призывал лишить Церковь собственности и был против немецкого засилья в Чехии.

Эта критика нравилась чешским дворянам-шляхтичам, мечтавшим захватить церковные земли. Поддержал Гуса и король Вацлав IV. Король даже подписал даже так называемый Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в истинно чешское учебное заведение. Руководство перешло в руки чехов, а немецкие магистры были вынуждены покинуть университетские стены.

В 1409–1412 годах Ян Гус полностью порывает с католицизмом, ставит авторитет Священного Писания выше авторитета папы. Папа немедленно отреагировал и в 1413 году появилась булла папы, в которой отлучал Гуса от Церкви и грозил отлучить те города, которые предоставят чешскому проповеднику убежище.

Гус был вынужден покинуть Прагу и в течение двух лет жил в замках покровительствующих ему дворян Южной и Западной Чехии. В изгнании Гус написал главную свою книгу «О Церкви», в которой выступал за полную реорганизацию структуры католической Церкви, а также отрицал особое положение папы и необходимость усиления его власти. Но он никогда не отвергал сами догматы - основные принципы - Церкви. В эти же годы Гус завершил перевод Библии с латыни на чешский язык, заложив тем самым основу для создания чешского литературного языка.

Папа Римский потребовал, чтобы Гус прибыл на церковный собор в немецком городе Констанца. Гус, получив охранную грамоту императора Сигизмунда I, решил приехать в Констанц и отстаивать пред духовенством свои взгляды. Однако в нарушении всех обязательств он был схвачен и брошен в тюрьму святой инквизиции, в которой провел семь месяцев. Ему угрожали, его допрашивали, его уговаривали и предлагали отречься от своих взглядов и сочинений. 6 июля 1415 года Гуса в кафедральном соборе Констанца зачитали приговор инквизиционного суда, по которому его, в случае отказа от покаяния и отречения от ереси, должны были отправить на костер. Гус произнес: «Не отрекусь!», после чего его повели на костер, сооруженный неподалеку на площади.

Гуса поставили на несколько вязанок двор и веревками привязали к толстому столбы. Веревки удерживали его тело в области лодыжек, выше и ниже колен, паха, бедер и подмышек. И тут кто-то заметил, что Гус обращен лицом на восток. Восток же в христианской церкви является символ светлого Царства Иисуса Христа, в Которого верует и к Которому в царство стремится церковь. Лицом к востоку погребаются и усопшие. Но так погребают лишь истинный верующих, поэтому Гуса, как еретика, развязали, повернули лицом к западу и вновь привязали к столбу.

Когда огонь уже занялся, по одной из легенд, некая старушка подбросила в костер вязанку хвороста. Она искренне верила, что инквизиция сжигает еретика. Гус лишь воскликнул: «Святая простота!» Эта фраза стала крылатой.

Когда костер прогорел произошла ее одна ужасная и возмутительная сцена. Наполовину обуглившийся труп измельчили на кусочки, кости тщательно разрубили, а остатки и внутренности бросили в новый костер. Когда же все сгорело до пепла, инквизиторы специально проследили, чтобы прах еретика был выброшен в воды Рейна. Святые отцы боялись, что остатки мученика Гуса будут храниться в народе как реликвия. Впоследствии Гус действительно был объявлен святым.

Иероним Пражский (ок. 1371–1416), чешский ученый, поддерживавший реформаторские идеи Гуса, его друг, узнав об аресте своего сподвижника, немедленно приехал в Констанц, но также был схвачен и заключен в тюрьму. Пытки и мучительное пребывание в темнице подорвали мужество Иеронима, и под давлением католических священников он отказался от своих взглядов. Но это была всего лишь временная слабостью на очередном заседании церковного собора, когда Иероним должен был подтвердить свои показания и прилюдно отречься от своих сочинений, Иероним Пражский заявил, что никогда более не будет отказываться от своих взглядов, за которые готов умереть на костре. Он подтвердил, что является убежденным сторонником Гуса. Церковный собор в Констнаце осудил Иеронима, и 30 мая 1416 года он был сожжен.

После смерти Гуса и Иеронима чешская шляхта взялась за оружие. В стране вспыхнула война против немецких рыцарей и папы Римского. Папа организовал пять походов против Чехии. В историю эти войны вошли под название гуситских. Последователи Гуса - гуситы, под руководством слепого полководца Яна Жижки применили новую тактику в бою: в ограждение из возов они заманивали конницу противника, а затем неожиданно из возов появлялись затаившиеся там пехотинцы и истребляли врагов. Гуситам удавалось почти во всех сражениях побеждать католическое войско.

В результате гуситских войн на соборе в швейцарском городе Базеле церковью был принят документ, получивший название «Компакты», в котором за чехами признавался определенный ряд прав. Чехи смогли легализовать гуситскую церковь, католическая же церковь потеряла все свои владения в этой стране, которые перешли к дворянству Чехии.

Но у гуситского движения были и отрицательные стороны, ибо оно раскололо страну в религиозном отношении. По словам современников, возник «раздвоенный народ». Этот разлад и привел в начале XVII века к новой гражданской войне.

Однако гуситское движение стало прообразом европейской Реформации XVI века. Его движущей силой был Мартин Лютер (1483–1546), немецкий религиозный деятель.

Мартин родился в семье рудокопа. Бедный мальчик в детстве, учась в школе, был вынужден зарабатывать деньги на пропитание пением церковных песен под окнами горожан. Однако ему удалось окончить университет и получить степень магистра «свободных искусств». Лютер хотел изучать далее юриспруденцию, но, испытав острое чувство страха перед гневом Господним, постригся в монастырь. Он был ревностным монахом и очень способным человеком.

В 1512 году он получил степень доктора богословия и стал профессором библеистики в университете города Виттенберга. Изучении Библии привели его к отрицанию основных тезисов католической религии. Он считал, что Божественная благодать может быть достигнута только путем личной веры, а не при помощи неких добрых дел.

В 1517 году Лютер прибил на дверях церкви бумагу с девяносто пятью тезисами, в которых отстаивал свои принципу. При этом он произнес свою знаменитую фразу: «На том стою и стоять буду!»

Обвиненный Римом в ереси, он отказался предстать перед судом инквизиции, а в 1520 году публично сжег буллу, отлучающую его от церкви.

Лютер был основным «создателем» новой веры - протестантизма, которая признавала абсолютный авторитете Библии, единоспасающей «личной веры» и отменяла церковный культ. Лютер считал, что каждый человек может сам обращаться к Богу без помощи священников, а основой веры человека должны быть не указания папы, а Библия. Чтобы каждый мог читать ее Лютер, как и Гус, перевел эту книгу с латинского на свой родной язык - немецкий.

Само слово «протестантизм» произошло от латинского «протестовать», то есть Лютер создал новое течение в христианстве, которое «протестовало» против католицизма и отвергало его. Протестанты выступали против папы и его приказов и навязывания воли и образа жизни.

Довольно быстро после возникновения новой религии Европа разделилась на католически и протестантские. К последним относятся Швеция, Норвегия, Дания, Англия, Голландия и часть Германии.

Интересно, что борьба с инквизицией не прекращается в этих странах и по сей день - правда, в весьма цивилизованной форме. Так, в 2003 году жители Норвегии, чьи родственники были сожжены судом веры как ведьмы и колдуны и чье родство удалось доказать по церковно-приходским книгам, предъявили иск своему правительству с требованием возместить семьям - вернее, и далеким потомкам - сожженных моральный и материальный ущерб.

Мы рассказали лишь о самых известных жертвах инквизициях, но общее число жертв это «святой организации» огромно. Далеко не все они были сожжены на костре, но все были притеснены и ущемлены в правах, всем была нанесена глубокая душевная травма и испорчена жизнь.

Говоря об истории Средних веков и уж тем более об истории инквизиции, нельзя не поразиться массовым истреблениям людей и очень низкой оценкой человеческой жизни и личности.

Люди в невероятных количествах гибли, задыхаясь в дыме и пламени инквизиционных костров, погибали в мучениях в тёмницах и на поле боя. По Европе текли ручьи, реки и едва ли не моря человеческой крови.

Историки даже писали, что степень величия героев была в прямой зависимости от количества пролитой ими крови. Но что ужаснее всего, так это то, что все изощренные жестокости и кровавую резню нередко устраивали во им Создателя и во славу Божию.

Но как же возникла инквизиция и кто был её учредителем?

Джордано Бруно. Гравюра 1830 года по оригиналу начала XVIII века Wellcome Library, London

«…Ученый был приговорен к сожженью.
Когда взошел Джордано на костер,
Верховный нунций перед ним потупил взор…
— Я вижу, как боитесь вы меня,
Науку опровергнуть не умея.
Но истина всегда сильней огня!
Не отрекаюсь и не сожалею».

Италия эпохи Возрождения не знала, пожалуй, фигуры более масштабной и одновременно сложной и противоречивой, чем Джордано Бруно, известного также как Бруно Ноланец (по месту рождения — Нола, город в Италии). Доминиканский монах, знаменитый скиталец, один из самых скандальных людей своего времени, яростный сторонник гелиоцентрической системы, создатель секты под названием «новая философия» — все это одно лицо. Трагическая смерть Ноланца, сожженного в Риме в 1600 году, стала одной из самых мрачных страниц в истории инквизиции. Казнь Бруно неоднократно интерпретировали как попытку католической церкви остановить распространение гелиоцентрической системы Коперника, за которую ратовал Ноланец. Со временем это стало совершенно общим местом (см. стихотворный эпиграф). Вот характерный пассаж из школьных заданий к уроку обществознания 11-го класса: «В то время учили, что Земля — центр Вселенной, а Солнце и все планеты вращаются вокруг нее. Церковники преследовали всех, кто был с этим не согласен, а особенно упорных уничтожали… Бруно зло высмеивал попов и церковь, звал человека проникнуть в загадки Земли и неба… Слава о нем пошла по многим университетам Европы. Но церковники не хотели мириться с дерзким ученым. Они нашли предателя, который прикинулся другом Бруно и заманил его в ловушку инквизиции».

Однако документы инквизиционного процесса над Джордано Бруно полностью опровергают эту точку зрения: Ноланец погиб не из-за науки, а потому, что отрицал основополагающие догматы христианства.

В 1591 году, по приглашению венецианского аристократа Джованни Мочениго, Бруно тайно вернулся в Италию. Причина, по которой он решился на это, в течение долгого времени оставалась загадкой: некогда он покинул Италию из-за преследования, появление в Венеции или других городах могло грозить Бруно серьезными последствиями. Вскоре отношения Бруно с Мочениго, которому он преподавал искусство памяти, испортились. Судя по всему, причиной было то, что Бруно решил не ограничиваться преподаванием одного предмета, а изложил Мочениго собственную «новую философию». Видимо, это же побудило его пересечь границу Италии: Бруно планировал представить в Риме и других городах Италии новое, стройное и целостное религиозное учение.

К началу 1590-х годов он все яснее видел себя религиозным проповедником и апостолом реформированной религии и науки. В основе этого учения лежали крайний неоплатонизм Неоплатонизм — течение в античной философии, развивав-шееся с III в. вплоть до начала VI в. н. э. Оставаясь последователями Платона, представители этого учения развивали собственные философские концепции. К числу наиболее выдающихся неоплато-ников можно причислить Плотина, Порфирия, Ямвлиха, Прокла, Дамаския. Поздний неоплатонизм, в особенности Ямвлиха и Прокла, был пропитан магическими элементами. Наследие неоплатонизма оказало большое влияние на христианское богословие и европейскую культуру эпохи Возрождения. , пифагорейство Пифагорейство — религиозно-философское учение, возникшее в Древней Греции и названное по имени своего родоначальника Пифагора. В основе его лежало представление о гармоническом устройстве мироздания, подчиненного числовым законам. Пифагор не оставил письменного изложения своего учения. В результате последующих интерпретаций оно приобрело ярко выраженный эзотерический характер. Пифагорейская магия числа и символа оказала большое влияние на каббалистическую традицию. , античный материализм в духе Лукреция Тит Лукреций Кар (ок. 99 — ок. 55 до н.э.) — автор знаменитой поэмы «О природе вещей», последователь Эпикура. Приверженец философии атомизма, согласно которой чувственно воспринимаемые пред-меты состоят из материальных, телесных частиц — атомов. Отвергал смерть и потусто-роннюю жизнь, считал, что материя, лежащая в основе мироздания, вечна и бесконечна. и герметическая философия Герметическая философия — мистическое учение, возникшее в эпоху эллинизма и поздней Античности. По преданию, Гермес Трисмегист («трижды величайший») даровал тексты, содержавшие мистическое откровение, своим последователям и ученикам. Учение носило ярко выраженный эзотерический характер, соединяя в себе элементы магии, астрологии и алхимии. . При этом нельзя забывать одной вещи: Бруно никогда не был атеистом; несмотря на радикальность высказанных им суждений, он оставался глубоко верующим человеком. Коперниканизм же для Бруно был отнюдь не целью, но удобным и важным математическим инструментом, который позволял обосновать и дополнить его религиозно-философские концепции. Это заставляет лишний раз усомниться в тезисе о Бруно как «мученике науки».

Амбиции Бруно, вероятно, способствовали его разрыву с Мочениго: на протяжении двух месяцев Бруно на дому обучал венецианского аристократа мнемотехнике, однако после того, как он заявил о своем желании покинуть Венецию, Мочениго, недовольный преподаванием, решил «настучать» на своего педагога. В доносе, который он отправил венецианским инквизиторам, Мочениго подчеркивал, что Бруно отрицает основополагающие догматы христианского вероучения: о божественности Христа, Троице, непорочном зачатии и другие. Всего Мочениго написал три доноса, один за другим: 23, 25 и 29 мая 1592 года.

«Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу, по долгу совести и по приказанию духовника, о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своем доме, что когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это — великая нелепость; что он — враг обедни, что ему не нравится никакая религия; что Христос был обманщиком и совершал обманы для совращения народа — и поэтому легко мог предвидеть, что будет повешен; что он не видит различия лиц в божестве и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди.
Он рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием „новая философия“. Он говорил, что Дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия Божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они — ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому… что он удивляется, как Бог терпит столько ересей католиков».

Объем еретических тезисов был столь велик, что венецианские инквизиторы отправили Бруно в Рим. Здесь в течение семи лет ведущие римские богословы продолжали допрашивать Ноланца и, судя по документам, стремились доказать ему, что его тезисы полны противоречий и нестыковок. Однако Бруно твердо стоял на своем — порой он, казалось, был готов пойти на уступки, но все же в последний момент менял свое решение. Вполне возможно, причиной тому было ощущение собственной высокой миссии. Одним из краеугольных камней обвинения стало чистосердечное признание Бруно в том, что он не верит в догмат Святой Троицы.

«Утверждал ли, действительно ли признавал или признает теперь и верует в Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа, единую в существе?..
Ответил: „Говоря по-христиански, согласно богословию и всему тому, во что должен веровать каждый истинный христианин и католик, я действительно сомневался относительно имени Сына Божия и Святого Духа… ибо, согласно св. Августину, этот термин не древний, а новый, возникший в его время. Такого взгляда я держался с восемнадцатилетнего возраста по настоящее время“».

Из материалов следствия венецианской инквизиции

Спустя семь лет безуспешных попыток переубедить Бруно инквизиционный трибунал объявил его еретиком и передал в руки светских властей. Бруно, как известно, решительно отказался каяться в ересях, об этом, в частности, свидетельствует отчет конгрегации инквизиторов от 20 января 1600 года: «По поручению светлейших брат Ипполит Мариа совместно с генеральным прокуратором ордена братьев проповедников беседовал с оным братом Джордано, увещевая признаться в еретических положениях, заключающихся в его сочинениях и предъявленных ему во время процесса, и отречься от них. Он не дал на это согласия, утверждая, что никогда не высказывал еретических положений и что они злостно извлечены слугами святой службы».

В дошедшем до нас смертном приговоре Бруно не упоминаются гелиоцентрическая система и вообще наука. Единственное конкретное обвинение звучит так: «Ты, брат Джордано Бруно… еще восемь лет назад был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявлял величайшей нелепостью говорить, будто хлеб пресуществлялся в тело и т. д.», то есть Бруно вменялось в вину отрицание церковных догматов. Ниже упоминаются «донесения… о том, что тебя признавали атеистом, когда ты находился в Англии».

В приговоре упоминаются некие восемь еретических положений, в которых упорствовал Бруно, однако они не конкретизируются, что дало некоторым историкам, в том числе советской школы, основание предполагать, что часть документа, где подробно описываются обвинения инквизиции, была утрачена. Сохранилось, однако, письмо иезуита Каспара Шоппе, который, по-видимому, присутствовал при оглашении полного приговора и позже кратко пересказывал в письме его положения:

«Он учил самым чудовищным и бессмысленным вещам, например, что миры бесчисленны, что душа переселяется из одного тела в другое и даже в другой мир, что одна душа может находиться в двух телах, что магия хорошая и дозволенная вещь, что Дух Святой не что иное, как душа мира, и что именно это и подразумевал Моисей, когда говорил, что ему подчиняются воды и мир вечен. Моисей совершал свои чудеса посредством магии и преуспевал в ней больше, чем остальные египтяне, что Моисей выдумал свои законы, что Священное Писание есть призрак, что дьявол будет спасен. От Адама и Евы он выводит родословную одних только евреев. Остальные люди происходят от тех двоих, кого Бог сотворил днем раньше. Христос — не Бог, был знаменитым магом… и за это по заслугам повешен, а не распят. Пророки и апостолы были негодными людьми, магами, и многие из них повешены. Чтобы выразить одним словом — он защищал все без исключения ереси, когда-либо проповедо-вавшиеся».

Нетрудно видеть, что и в этом пересказе (достоверность которого — вопрос отдельного научного обсуждения) не упоминается гелиоцентрическая система, хотя и упоминается идея о бесчисленности миров, а список ересей, которые приписывались Бруно, связаны именно с вопросами веры.

В середине февраля на Кампо-деи-Фьори в Риме «наказание без пролития крови» было приведено в исполнение. В 1889 году на этом месте был установлен памятник, надпись на постаменте которого гласит: «Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел, на месте, где был зажжен костер».

Источники

  • Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция.
  • Рожицын В. С. Джордано Бруно и инквизиция.
  • Giordano Bruno. Documents. Le procès. Ed. L. Firpo et A.-Ph. Segonds.

    Paris, Les belles lettres, 2000.

  • L. Firpo. Il processo di Giordano Bruno.

    Roma, Salerno, 1993.

  • Favole, metafore, storie. Seminario su Giordano Bruno, a cura di M. Ciliberto.

    Pisa: Edizioni della Normale, 2007.

  • Enciclopedia bruniana e campanelliana, dir. da E. Canone e G. Ernst.

    Pisa: Istituti editoriali e poligrafici internazionali, 2006.

  • Giordano Bruno. Parole, concetti, immagini, 3 vols, direzione scientifica di M. Ciliberto.

    Pisa: Edizioni della Normale, 2014.

"Джордано Бруно: краткая биография и его открытия" - так звучит тема сегодняшней статьи, которая познакомит нас с очень необычным и разумным человеком, ставшим знаменитым философом. Мы вкратце рассмотрим ранние годы и жизнь монаха-доминиканца, а также узнаем о его самых известных заявлениях.

Краткая биография

Хотите знать, кто такой Джордано Бруно? Биография и его открытия помогут нам немного ближе познакомиться с этим человеком, почувствовать его умонастроения и проникнуться непередаваемой жаждой знаний. Мальчик родился в семье солдата и стал священником. Со временем за ним начали подмечать странные поступки. Например, он выносил из своей кельи все иконы и оставлял только распятие. Во избежание пересудов он был вынужден бежать, но где бы он ни оказывался, обвинения в ереси находили его.

Следующий отрезок жизни философ посвятил преподаванию. В Париже его заметил король Генрих III Французский, который в будущем во многом помогал талантливому Бруно. Вскоре последний переезжает в Англию, где все равно не находит поддержки своих идей. Следующие несколько лет он переходит с места на место, а также пишет сочинения о магии. За это время он успевал побывать в Майнце, Виттенберге и Праге.

Суд

Джордано Бруно, открытия которого были колоссальными для своего времени, пришлось заплатить за то, что он осознал истину раньше других. В скором времени философ приехал в Венецию по приглашению своего нового друга Д. Мочениго. Отношения у них не сложились, и уже через год Джованни Мочениго написал свой первый донос на «друга», в котором подробно и особенно ярко описал мысли Бруно по поводу религии. Как и следовало ожидать, философа арестовывают. Об этом узнает римская власть и требует отдать пленника для вынесения вердикта. Это подкреплялось аргументами о том, что преступник обвинялся в неисчисляемом количестве ереси на территории Рима.

Венецианские властители не стали испытывать судьбу и отдали пленника в руки римлян. Там Бруно провел около 6 лет в тюрьмах, но даже это не вынудило его отступить от своих идей. В итоге его отдали в руки светской власти. Приговор был таков: умертвить без пролития крови. Это означало только одно: Бруно будет сожжен. Он стоически перенес все испытания, до последнего момента оставаясь верным своим идеям. Литературное творчество философа длительное время находилось в списке запрещённых книг.

Признание

В 1889 году в Риме праздновали открытие памятника имени Джордано Бруно на площади Цветов (где его и сожгли). Это мирное событие превратилось в настоящий бунт против Папы. Несмотря на то что на сегодняшний день все прекрасно понимают, что в своих основополагающих идеях Бруно был прав, реабилитировать его никто не собирается. В 2000 году, ко дню памяти 400 лет со дня казни Бруно, А. Содано признался в том, что казнь была «печальным событием», но напрочь отказался от реабилитации Бруно. Более того, он также сказал, что инквизиторы сделали все верно, ведь они пытались уберечь его душу.

Открытия

Что же такого сделал Джордано Бруно? Краткая биография и его открытия подводят нас к этому. Что касается философских идей и мнемоники, то многие исследователи акцентируют внимание на том, что в сочинениях Бруно явно заметны идеи герметизма. Космология же требует отдельного рассмотрения. Он поддерживал идеи Коперника о гелиоцентризме, а также мог привести ряд фактических доказательств. Джордано Бруно (биография - в статье) также опровергал религиозное противопоставление неба и земли. Он говорил о том, что весь мир однороден и состоит только из 5 элементов (вода, земля, воздух, огонь, эфир). Он считал, что кометы - это отдельные небесные тела, а не странные испарения в атмосфере. Также он допускал мысль о том, что возможна жизнь на других планетах. Бруно был уверен в том, что Вселенная бесконечна, что есть такое явление, как переселение душ. Особую ненависть в религиозных кругах вызвало то, что Бруно позволял себе называть Христа магом и говорить, что тот вовсе не добровольно принял мученическую смерть, а всячески пытался её избежать. Также он сделал заявление, что Дева Мария не могла родить.

Джордано Бруно (краткая биография и его открытия отчетливо нам это демонстрируют) причудливо сплетал в своем воображении реальное научное понимание мира и мистическую сторону вопроса. Как это соединялось в его голове в единую картину, неизвестно. Занимательно, что в Англии Бруно призывал всех вернуться к религиозным традициям Египта. Каково мнение ученых о Джордано Бруно? Краткая биография и его открытия показывают, что он имел некое чувство превосходства над Коперником, так как считал, что тот не понимает всей важности своего открытия.

Джордано Бруно

Джордано Бруно - знаменитый итальянский ученый, философ, поэт, последователь учения Коперника. С 14 лет он обучался в доминиканском монастыре и стал монахом, сменив имя Филиппо на Джордано. Однако Бруно вынужден был покинуть монастырь за резкие выступления против церковных догматов. Преследуемый церковью, он несколько лет путешествовал по Европе: читал лекции, выступал на публичных богословских диспутах.

В 1584 году в Лондоне вышли его основные философские и естественнонаучные сочинения, написанные на итальянском языке. Наиболее значительным был труд "О бесконечности вселенной и мирах" (миром называли тогда Землю с ее обитателями). Вдохновленный учением Коперника и идеями немецкого философа XV в. Николая Кузанского, Бруно создал свое, еще более смелое учение о мироздании, предугадав многие будущие научные открытия. Учение Бруно опровергало священное писание, опирающееся на примитивные представления о существовании плоской неподвижной Земли.

В тоске по родине он вернулся в Италию, где по просьбе веницианца Джованни Мочениго стал преподавать ему мнемонику.

Историческая справка:

Николай Коперник, (Copernicus), знаменитый астроном, 1473-1543, положивший начало современному представлению о системе мира. По происхождению поляк; 1491 поступил в краковский университет; 1503 профессор этого унив.; с 1510 был каноником в Фрауенбурге. К. первый выставил положение о неподвижности солнца и о движении вокруг него земли и планет в сочинении "De revolutionibus orbium coelestium". Николай Кузанский (Nicolaus Cusanus) (настоящее имя — Николай Кребс (Krebs)) (1401-1464) — центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения: последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания, синтезировавший в своем учении апофатическую теологию и натурализм, спекулятивный логицизм и эмпирическую ориентацию.

Но со временем философия Бруно показалась Мочениго более чем необычной. Он решил, что приютил у себя чародея и начал собирать на учителя "досье", которое затем передал Инквизиции. Утром 23 мая 1592 года Джордано был схвачен и отправлен в тюрьму.

Процесс

Сначала был произведен опрос всех возможных свидетелей, но дальнейшее следствие основывалось лишь на словесных и письменных показаниях Мочениго. Суд рассматривал отдельные высказывания и положения Бруно в отрыве от текста его произведений. Бруно пояснил, что никогда не порывал с христианством как с учением, даже не порывал с церковью. Наоборот несколько раз он размышлял над официальным возвращением в лоно католичества.

Когда во время суда речь заходила о его философии, он разъяснял инквизиторам моменты, которые могли показаться неясным. Бруно был настолько прост и спокоен, что иногда окружающих охватывал трепет. Не известно, чем бы кончилось дело в Венеции, если бы папа и римская инквизиция не потребовали доставить Бруно в Рим. В этот город его привезли 27 февраля 1593 года и придали ранг вождя еретиков.

Свыше шести лет Бруно держали в тюрьме, хотя обычно такие дела делались быстро. От него требовали отречения от своих взглядов без всяких оговорок. Бруно не мог отрешиться от всего, что составляло самую суть его. Тюрьма лишь укрепила его. Он не смог отказаться от своей философии, ибо это означало бы изменить Истине.

Главным обвинением инквизиторов было утверждение Бруно о бесконечности миров. Не смотря на пытки, он не отказался от сути своего учения: мысли о душе мира и первой материи, о всеобщей одушевленности природы и ее бесконечной потенции, о движении Земли и о существовании множества миров, в том числе и обитаемых, отражают истину.

Ему были представлены "8 еретических положений", извлеченных из материалов процесса и замечаний цензоров. В шесть дней Бруно должен был или признать вину и отречься или продолжать упорствовать. Было решено дело Бруно закончить, осудить его как еретика, нераскаянного и упорствующего. Книги его надлежало сжечь. При оглашении приговора Бруно сказал: "Вы с большим страхом объявляете мне приговор, чем я выслушиваю его!".

20 января 1600 года состоялось заключительное заседание по делу Бруно. 9 февраля он был отправлен во дворец великого инквизитора Мадручи, где был лишен священнического сана и отлучен от церкви. После этого его предали светским властям, поручая им подвергнуть его "самому милосердному наказанию без пролития крови", что означало сожжение на костре

Бруно держал себя с невозмутимым спокойствием и достоинством. Только один раз он нарушил молчание: "Быть может, вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю".

На 12 февраля было назначено исполнение приговора, однако оно не состоялось. Инквизиция все еще надеялась, что Бруно откажется от своих взглядов. Но Джордано Бруно сказал: "Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесется в рай".

Его казнили утром 17 февраля 1600 года. По иронии судьбы в этот день в Риме праздновался юбилей: 50 кардиналов, толпы паломников со всей Европы съехались в город ко гробу апостолов искать отпущения грехов. На этом празднике христианской любви и всепрощения был сожжен на Площади Цветов человек, толковавший о вселенской любви, движущей всем созданием.

Более 400 лет прошло со времени сожжения выдающегося ученого Джордано Бруно. Сегодня его имя знают буквально все, хотя помнят, прежде всего, как жертву инквизиции.

Альтернативный взгляд на дело Джордано Бруно

Существует гипотеза: идеи итальянского мыслителя нельзя назвать научными не только с позиций современного знания, но и по меркам науки XVI века. Бруно не занимался научными исследованиями в том смысле, в каком ими занимались те, кто действительно создавал науку того времени: Коперник, Галилей, а позже Ньютон.

Бруно был религиозным философом, а не ученым. Естественно-научные открытия интересовали его в первую очередь как подкрепление его взглядов не научные вопросы: смысл жизни, смысл существования Вселенной и т.д.

Принято считать, что воззрения Бруно были продолжением и развитием идей Коперника. Однако факты свидетельствуют о том, что знакомство Бруно с учением Коперника было весьма поверхностным, а в толковании трудов польского ученого он допускал весьма грубые ошибки.

Бруно пошел гораздо дальше Коперника, который проявлял чрезвычайную осторожность и отказывался рассматривать вопрос о бесконечности Вселенной. Правда, смелость Бруно была основана не на научном подтверждении его идей, а на оккультно-магическом мировоззрении, которое сформировалось у него под влиянием популярных в то время идей герметизма.

Историческая справка:

"Герметизм — магико-оккультное учение, восходящее, согласно его адептам, к полумифической фигуре египетского жреца и мага Гермеса Трисмегиста, чье имя мы встречаем в эпоху господства религиозно-философского синкретизма первых веков новой эры, и излагавшееся в так называемом "Герметическом корпусе"… Кроме того, герметизм располагал обширной астрологической, алхимической и магической литературой, которая по традиции приписывалась Гермесу Трисмегисту,который выступал как основатель религии, провозвестник и спаситель в эзотерических герметических кружках и гностических сектах… Главное, что отличало эзотерически-оккультные учения от христианской теологии… — убежденность в божественной - нетварной — сущности человека и вера в том, что существуют магические средства очищения человека, которые возвращают его к состоянию невинности, каким обладал Адам до грехопадения. Очистившись от греховной скверны, человек становится вторым Богом. Без всякой помощи и содействия свыше он может управлять силами природы и, таким образом, исполнить завет, данный ему Богом до изгнания из рая".

Что утверждал Джордано Бруно

В своей идее о бесконечности Вселенной Бруно обожествлял мир, наделял природу божественными свойствами. Такое представление о Вселенной отвергало христианскую идею Бога, сотворившего мир из ничего. Бог в учении Бруно переставал быть Личностью. Кроме того, Бруно отстаивал идею переселения душ (душа способна путешествовать не только из тела в тело, но и из одного мира в другой), подвергал сомнению смысл и истинность христианских таинств (прежде всего таинства Причастия), иронизировал над идеей рождения Богочеловека от Девы и т.д. Все это не могло не привести к конфликту с католической Церковью. Коренным отличием позиции Бруно от тех мыслителей, которые также входили в конфликт с Церковью, были его сознательные антихристианские и антицерковные взгляды. Бруно судили не как ученого-мыслителя, а как беглого монаха и отступника от веры.Таким образом, согласно данной гипотезе, Бруно нельзя назвать не только ученым, но даже и популяризатором учения Коперника. С точки зрения науки, Бруно скорее компрометировал идеи Коперника.

Джордано Бруно утверждал:

1. Земля имеет лишь приблизительно шарообразную форму: у полюсов она сплющена.

2. И солнце вращается вокруг своей оси.

3. "…земля изменит со временем центр тяжести и положение свое к полюсу".

4. Неподвижные звезды суть также солнца.

5. Вокруг этих звезд вращаются, описывая правильные круги или эллипсы, бесчисленные планеты, для нас, конечно, невидимые вследствие большого расстояния.

6. Кометы представляют лишь особый род планет.

7. Миры и даже системы их постоянно изменяются и, как таковые, они имеют начало и конец; вечной пребудет лишь лежащая в основе их творческая энергия, вечной останется только присущая каждому атому внутренняя сила, сочетание же их постоянно изменяется.

Конфликт ученых и церкви. Наши дни

22 июля 2007 года в электронных СМИ появился текст открытого письма к президенту России Владимиру Путину, подписанного 10 академиками РАН. Физики Евгений Александров, Жорес Алферов, Лев Барков, Виталий Гинзбург, Эдуард Кругляков и Анатолий Черепащук, биолог Гарри Абелев, гематолог Андрей Воробьев, геофизик Михаил Садовский и генетик Сергей Инге-Вечтомов обеспокоены "возрастающей клерикализацией российского общества" и "активным проникновением Церкви во все сферы общественной жизни". Вспомнили и призывы ввести в образовательную программу российских школ "Основы православной культуры", и внесение специальности "теология" в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии, и критику "засилья материализма" в образовании со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ).

Представители РПЦ резко отреагировали на открытое письмо академиков. Зампред Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин сравнил письмо академиков с "окриком и доносом", призвал "развенчать химеру так называемого научного мировоззрения" и отказал науке в возможности "убедительно объяснить происхождение мира".

Более того, православное политическое движение "Народный собор" и организация "Центр народной защиты" обратились в прокуратуру Москвы с заявлением о возбуждении уголовного дела против академика Виталия Гинзбурга. По мнению истцов, академик и лауреат Нобелевской премии виновен в разжигании религиозной вражды. Причиной послужило высказывание Гинзбурга, сделано им в одном из интервью: "Преподавая религию в школах, эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей".

Цитаты:

Джордано Бруно: "Я учу бесконечности Вселенной как результату действия бесконечной божественной силы, ибо было бы недостойно Божества ограничиться созданием конечного мира, в то время как оно обладает возможностью творить все новые и новые бесчисленные миры. Я утверждаю, что существует бесконечное множество миров, подобных нашей земле, которую я представляю себе, как и Пифагор, в виде небесного тела, похожего на Луну. Планеты и другие звезды. Все они населены, бесконечное множество в безграничном пространстве образует вселенную. В последней существует всеобщее Провидение, благодаря которому все живое растет, движется и преуспевает в своем совершенствовании. Это провидение или сознание я понимаю в двойном смысле: во-первых, наподобие того, как проявляется душа в теле, то есть одновременно в целом и в каждой отдельной части; такую форму я называю природой, тенью или отражением Божества. Затем сознанию присуща еще другая форма проявления во вселенной и над вселенной, именно не как часть, не как душа, а иным, непостижимым для нас образом".

Джованни Мочениго, венецианский магнат: "Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу по долгу совести и по приказанию духовника о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своем доме, что, когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это — великая нелепость; что он… не видит различия лиц в божестве, и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди. Он рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием „новая философия“. Он говорил, что дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они — ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому…"

Владимир Арнольд, академик РАН: "На этом заседании (сессия Папской академии наук в Ватикане в 1998 году) меня больше всего поразил своей разумностью сам папа Иоанн Павел II, который сделал доклад о взаимодействии науки (которая, по его словам, одна имеет средства для отыскания истины) и Церкви (которая, он думает, квалифицированнее решает вопрос о том, в каком направлении использовать научные открытия вроде атомных бомб). Папа Иоанн-Павел со мной говорил по-русски. Он сказал мне, что мое предложение реабилитации Джордано Бруно принять нельзя, так как Бруно в отличие от Галилея осужден за неверное теологическое утверждение, будто его учение о множественности обитаемых миров не противоречит Священному Писанию. "Вот, дескать, найдите инопланетян — тогда теория Бруно будет подтверждена и вопрос о реабилитации можно будет обсудить". Там же я узнал и об обвинении Галилея. Оказывается основное инкриминируемое ему утверждение состояло не в том, что Земля вертится, а в том, что, по его словам, "теория Коперника не противоречит Библии". Галилей (в основном) реабилитирован, ибо справедливость его утверждения теперь признана Ватиканом.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png