Манханов Вадим

Доклад "Традиционное жилище бурят" содержит краткую информацию о войлочных и деревяннх юртах, символизме обстановки, правилах возведения и обустройства жилища бурят.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»

ДОКЛАД

Традиционное жилище бурят

Подготовил : Манханов В.,

ученик 8 класса «А»

Научный руководитель : Лопсонов Н.Г.,

учитель технологии

Улан-Удэ

2017 г.

  1. Введение ………………………………………………………………. 3
  2. Войлочная юрта бурят ………………………………………………..… 4
  3. Бурятские деревянные юрты …………………………………….......... 10
  4. Заключение……………………………………………………………… 15
  5. Литература ……………………………………………………………… 16

Введение.

« Песнь моя степная, древняя, дорожная,
Песнь моя протяжная, гордая, тревожная…

Как сорванный с батора ветром лихим малахай,
Веками носило меня по бескрайнему полю,
Пока вслед за стадом бурят обходил этот край,
Ища посочнее траву и поласковей долю».


(«Песнь старой юрты»
Д. Жалсараев)

Озеро Байкал - центр Байкальского регион, сосредоточение многих народоа и этносов Сибири. Каждый народ в рамках создавал свою модель мира, вырабатывал в течение столетий наиболее рациональный в данных условиях тип хозяйства – кочевое скотоводство или оседлое земледелие, и непосредственно вытекающий из него уклад жизни.

Жилище всякого народа как квинтэссенция мудрости и житейского рачительности является зерцалом и отображением жизненных устоев. Так и традиционное жилище бурят - юрта, включающее в свой комплекс объекты кочевой архитектуры, предметы внутренней обстановки, элементы эстетического оформления, привлекает внимание исследователей, начиная с XVII века. В своих путевых заметках первые западные европейские, а также российские исследователи(С.Л. Крашенинников, И.Г.Георги, Н.Э. Фишер, И. Идее, П.С. Паллас, Ф.И. Ланганс и др.). описывали юрту. Более подробные характеристики традиционного бурятского жилища находят отражение в более поздних трудах М.Н. Хангалова, М.Кроля, Б.Э. Петри, Ю.Б. Рандалова, В.А. Михайлова, Г.Ц. Цыбикова, К.Д.Басаевой Г.Н. Осокина и других.

Образ жизни народа определяет тип жилища. Природно-климатические условия и скотоводческая направленность обусловили выбор подобного сооружения. Юрта представляет собой герметически замкнутое жилище – сборно-разборного сооружения из решетчатого каркаса и войлочного покрытия, приспособленного к транспортировке на вьючных животных. Вся операция по разборке ее занимает час, а при сборке – максимум два часа. Такая оперативность при сборке и разборке достигалась тем, что все детали юрты строго унифицированы и стандартизированы. Юрта любого размера имеет присущую только ей модульную систему, выработанную и проверенную самой жизнью в течение веков.

Войлочная юрта (hэеы гэр)

Войлочная юрта, или иначе решетчатая кибитка, является одной из древнейших форм каркасных построек. Она сохранилась в качестве неизменного жилища кочевых и полукочевых скотоводов Евразии почти до наших дней. Широкому распространению ее на всем протяжении великого степного пояса способствовало, в первую очередь, органическое сочетание в ней уникальных архитектурных и функциональных качеств. Это, во-первых, простота сборки и разборки, компактность и легкость перевозки, устойчивость при ветровых нагрузках и неподверженность заносам, сохраняемость заданной температуры и, конечно, долговечность. Во-вторых, полисезонность и приспособленность к различным природно-климатическим условиям, многообразие использования и редкая ёмкость, удобство интерьера и прочность конструкции. Все это дало основание говорить о том, что «войлочная юрта есть признак высшей кочевой культуры», с чем, действительно, невозможно не согласиться.

Юрта бурят состояла из деревянного решетчатого каркаса и войлочной покрышки. Каркас стен собирался в виде цилиндра из отдельных раздвижных секций (хана), колеблющихся в разных вариантах жилища от четырех-пяти до десяти-двенадцати штук. По числу раздвижных секции, то есть величине юрты, судили о материальном достатке ее хозяев. Шести-восьмистенными, по понятию номадов, среднего размера, юртами пользовались крепкие, зажиточные скотоводы, тогда как обладателями четырех-пяти или десяти-двенадцатистенных являлись два противоположных социальных полюса кочевого общества, бедняки и богачи.

Материалом для решеток служили специально обработанные тонкие березовые и изредка ивовые бруски (модон) четырехугольного или овального сечения, скрепляемые в местах налегания сыромятными ремешками таким способом, чтобы готовая секция могла складываться в своеобразный пучок, удобный к транспортировке. Для этого ремешки, игравшие роль штырьков, пропускались через круглые отверстия на осевых точках перекрещивающихся реек и обеспечивали их шарнирное перемещение относительно друг друга. Последнее давало возможность складывать хана в «гармошку», а также варьировать площадь и высоту жилища.

Изготовление стен, а также остальных деталей войлочной юрты, включая сюда кровельные жерди, круг светодымового отверстия, заполнения дверей и т.д., требовало не только определенного набора оборудования и инструментов, но и, прежде всего, профессиональных знаний и мастерства. Оно поэтому со временем выделилось в отдельное ремесло, которым занимались высококлассные мастера – ханын дархад.

Собранный и связанный остов покрывался самокатанной войлочной покрышкой, состоящей из отдельных кусков разного размера, профиля и назначения. Стены обтягивались тремя прямоугольными полосами кошмы (туурга), верхний край которых заходил на потолочные шесты. Крыша покрывалась четырьмя полукруглыми кусками войлока образующими два слоя мягкой кровли. Они перекрывали загнутые края стеновых покрышек с тем, чтобы атмосферные осадки не попадали внутрь жилища. Самый низ обтягивался двумя узкими и длинными кошмами (хаяабша), которые имели значение утеплителя и отдушины. Смотря по погоде и времени года, их то натягивали, то снимали.

Войлока в кочевом быту требовалось в значительных количествах. Он шел на юрты, постель, декоративные коврики, обувь, сбрую и т.д. Учитывая два слоя потолочной обтяжки и запасные зимние полотнища стен, легко подсчитать, что только на строительство одной небольшой юрты требовалось его от 90 до150 кв.м. А ведь многие семьи имели по две-три юрты, не считая богатых, пользовавшихся пятью и более юртами. Поэтому изготовление войлока было одним из главных забот короткого сибирского лета.

Юрта всегда ставилась на открытом солнцу пространстве, даже в лесистой местности выбиралась солнечная поляна. Это связано прежде всего с тем, что вся хозяйственная и бытовая деятельность кочевника связана по времени с круговоротом солнца. Отсчет времени суток, месяца, года до революции буряты, некоторые тюрко-язычные народы вели обычно по солнцу, а именно по углу падения солнечного луча через верхнее отверстие юрты – дымник (тооно).

Стоит заметить, что юрты бедных бурят, как правило, имели черное или темно-серое покрытие, в то время как состоятельные родовичи пользовались белым или светло-серым войлоком. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, преобладанием в бурятском хозяйстве овец черной, коричневой или пестрой мастей. Во-вторых, незапамятной традицией, граничащей с суеверием, которая требовала соблюдения во всем определенной меры. С этой точки зрения применение бедняками белого войлока расценивалось бы, прежде всего, ими самими как вызов судьбе, небесным и земным покровителям, грозивший тяжелыми последствиями для них. Люди же богатые, так сказать, сильные мира всего, могли пренебречь многими условностями, надежно защищенные от всяких бед своим главным оружием, состоявшим из многотысячных стад скота и запасов драгоценных металлов.

Обстановка юрты .

Внутреннее пространство юрты, кстати сказать, не разделяемое перегородками, использовалось очень продумано и рационально. Его организующим началом выступал очаг (гуламта), сначала состоявший из трех камней или металлического тагана для котла, позднее из железной либо небольшой кирпичной печки. Очаг (гуламта) – это семантический центр юрты, который выступает как точка отсчета при организации ее пространства, и место, вокруг которого протекает вся жизнь семьи. Человек уже в глубокой древности осознал, что он единственный из всех живых существ владеет огнем и это выделяет его из всего окружающего мира. С тех пор огонь стал для него объектом поклонения. Он устраивался в центре жилища, под кругом дымового отверстия. Через него в направлении северо-запад и юго-восток проводился первый воображаемый диаметр, который пересекался под прямым углом в центре очага другим предполагаемым диаметром, ориентированным с северо-востока на юго-запад. Они делили основание юрты на четыре равных сектора, игравших важнейшую роль в создании убранства и организации домашнего быта. Северный сектор, расположенный напротив двери, под зодиальным знаком мыши (хулгана) символизировал богатство. Здесь действительно хранилось все самое ценное и дорогое: домашний алтарь с буддийскими атрибутами, сундуки с парадной одеждой и обувью, запасы тканей, драгоценности, украшения и другое добро. Сюда же усаживали гостей и почетных родовичей. Он считался «чистой» стороной жилища и в цветовой символике бурят соответствовал голубому или синему тону – эквиваленту вечности, постоянства, нерушимости. Называлось это пространство хойто тала (северная сторона) или хоймор – почетное место.

Западная четверть юрты – баруун тала – именовалась мужской половиной. Она находилась под зодиальным знаком курицы (тахяа) и олицетворяла собой белый цвет – символ мужества, благородства и торжества добрых начал. Здесь располагалась мужская кровать, охотничье и боевое оружие, - словом, все то без чего была немыслима жизнь мужчины-скотовода.

Противоположная, восточная часть (зуун тала), попадавшая под зодиальный знак зайца (туулай), по традиции, считалась женской. Она предназначалась для кровати и постельной принадлежности женского состава семьи, запасов продуктов, других предметов домашнего обихода. По своему колеру она воспринималась в зеленом цвете – символе роста, размножения и неувядания.

Разделение жилища на мужскую и женскую доли было чисто условным, ни в коей мере не говорящим о том, что они не могли заходить на «чужую территорию» или находиться на ней. Оно лишь способствовало наивыгодному использованию относительно небольшого объема юрты и поддержанию в ней надлежащего порядка. Поэтому оно носило сугубо утилитарный характер, хотя нельзя полностью отрицать его религиозно-зодиального значения.

Последний, четвертый, сектор, занимающий южную часть юрты (урда тала), где располагалась дверь, освящался зодиальным знаком коня (морин), одного из самых почитаемых бурятами домашних животных. Его отличительным цветом был красный, адекватный солнцу, огню, жизни и чувствам радости, счастья и торжества. Здесь, по левую сторону от входа, являющейся продолжением мужской стороны, помещались конская сбруя, орудия животноводства, сосуды с кумысом, поскольку его производство и доение кобыл являлось чисто мужским занятием. Здесь же содержали новорожденных ягнят и телят, пока они не окрепнут. По правую сторону от входа располагались закрытые шкафы (эргэнэг и ухэг), открытые полки (таг) с различной посудой, емкости для воды и молочных продуктов, другие кухонные и хозяйственные приспособления.

Секторы, в свою очередь, делились на сегменты, каждый из которых имел собственное обозначение, соответствующее одному из знаков древневосточного зодиака. Знаки располагались по кругу с началом отсчета с северной точки и продолжением его по ходу солнца. Они назывались: хулгана (мышь), ухэр (корова), бар (тигр), туулай (заяц), луу (дракон), могой (змея), морин (лошадь), хонин (овца), бишэн (обезьяна), тахяа (курица), нохой (собака) и гахай (свинья). Эти животные составляли, как известно, годы двенадцатилетнего цикла азиатского буддийского календаря. Но относительно мало известно о том, что они являлись, кроме того, обозначением и мерилом светового дня. Деля основание и свод юрты на двенадцать равных частей, они тем самым служили своеобразным циферблатом солнечных часов, где название каждого животного соответствовало определенному числу. Причем, стрелкой этого хронометра, показывавшего время с точностью до пяти минут, был световой луч, проникающий через круглое отверстие в кровле. В короткий зимний день солнечные часы действовали лишь 6-8 часов в сутки, но зато летом – 16-18 часов. Полночь соответствовала часу мыши, полдень – часу коня, рассвет летом – часу быка, рассвет зимой – часу зайца и т.д. Кроме того, опоясывающий юрту животный цикл нес на себе еще одну символику. Каждое животное как бы определяло хозяйственное назначение того места, с которым его связывала традиция. Мышь – знак богатства и его накопления. В северной части юрты под знаком мыши хранят самое дорогое имущество и сажают почетных гостей. В цветовой символике бурят соответствовал голубому или синему тону – эквиваленту вечности, постоянства, нерушимости. Собака – символ охоты, в северо-западной части юрты под ним хранится оружие, она находилась под знаком курицы и олицетворяла собой белый цвет – символ мужества, благородства и торжества добрых начал. Дракон – символ воды и водной стихии, в юго-восточной части юрты под этим знаком хранятся сосуды с водой и находилась под знаком зайца, по своему колеру она воспринималась в зеленом цвете – символе роста, размножения и неувядания. Под знаком овцы (юго-запад) содержали молодых ягнят, под знаком быка (северо-восток) – провиант и т.д.

Обстановка юрты отличалась подчеркнутой простотой и непритязательностью. В женской, то есть правой (считая от входа) стороне размещались удлиненные деревянные бочонки, сужающиеся кверху и предназначенные под закваску молока для получения вина (архи). Рядом с ними находились бадейки и различные малые сосуды из дерева, для отстоя молока и хранения молочных продуктов. Тут же располагались низенький кухонный столик (аягын шэрээ), буфет (эргэнэг) и посудные полки (таг). Дальше вдоль изгиба стен устанавливалась широкая и очень низкая, высотой всего 0,2 – 0,3 м. кровать (орон), застилавшаяся четырьмя-пятью слоями войлочных матрацев (олбог). Они состояли из самокатанной кошмы. Поверх матрацев настилались нарядные коврики из меха (хубсар) и войлока (шэрдэг).

Подушками служили плотно набитые конским волосом узкие удлиненные кожаные подголовники (дэрэ), имеющие в поперечном сечении форму прямоугольного треугольника. Лицевая из сторона обтягивалась хорошо обработанной полосой конской шкуры., обращенной мехом наружу. Иногда она покрывалась сукном, бархатом или другой толстой и прочной тканью. Поверхность ее украшали несколькими (обычно не более пяти штук) штампованными или литыми рельефными розетками из меди, серебра и их сплавов. Такие же металлические бляшки нашивались и на торцы подушек.

У изголовья кровати, в северо-восточной стороне юрты находились поставленные друг на друга, ярко расписанные сундуки (ухэг, абдар), в которых содержались одежда, украшения и другие ценности семьи. Поодаль от них, на самом почетном месте, под знаком мыши стоял специальный столик с миниатюрным шкафчиком на нем, куда помещались предметы буддийского культа. Он назывался бурханай шэрээ, то есть божница или алтарь, который тщательно расписывался мастерами-иконописцами. На нем помещались бронзовые статуэтки божеств буддийского пантеона и их изображения на ткани и бумаге. Перед ними время от времени возжигали священный огонь, курили благоухания, а в металлических сосудах ставили угощения.

Далее за алтарем, следуя по кругу стен, размещались охотничье, боевое оружие и доспехи. Они в свое время составляли весьма внушительный набор специальных предметов. Сюда входили так называемые составные луки (номо) тюрко-монгольского типа, кстати сказать, лучшие в своем роде.

К «оружейному» сегменту примыкал следующий за ним «клин», предназначенный для мужской кровати с такими же потниками, ковриками и подушкой, что и женская постель. У подножия лежанки (между знаками обезьяны и овцы) в холодное время года содержались маленькие ягнята и телята, пока они окончательно не окрепли. На этой же площадке были сосредоточены деревянные и кожаные емкости для производства и хранения кумыса.

Часть пространства, начинавшаяся слева от двери, отводилась под сбрую, предмета упряжи и другие скотоводческие приспособления. Из сбруи особенно ценились у бурят седла (эмээл) с луками из корня березы. Лучшие из них представляли истинные произведения искусства и стоили многих голов крупного рогатого скота или лошадей. Они служили не только предметом гордости хозяина, но и показателем его материального достатка и общественного положения.

Помимо параллельных седел, у двери юрты находили место и так называемые тальхи эмээл – простые седла, и множество других предметов, Связанных с коневодством. Это, в первую очередь, узды и недоуздки, хомуты и седелки, дуги и путы, вожжи веревки и т.д., и т.п.

Таково было в общих чертах внутреннее убранство юрты. Оно как нельзя лучше отвечало условиям быта бурят. И пока у них экстенсивное пастбищное скотоводство, оставалось в неизменном виде и традиционное деление юрты на половозрастные половины и зодиально-хозяйственные секции. Частичная модернизация жилища, происшедшая в период второй половины XIX – первой половины XX вв., коснулась, главным образом, его освещения, обогревания, пола и мебели. Вместо единственного светового (и дымового) отверстия наверху кровли стали делать одно-два небольших окошка по бокам двери или фонарь на потолке, расположенный в пространстве между входом и дымоходом. Они дополнялись оконным стеклом, что резко повышало условия освещения в дневное время суток.

Улучшились двери. Они стали и шире, и выше. Последнее обстоятельство указывало на то, что стены юрт значительно «подросли», увеличив те самым кубатуру жилья, и комфортность входного проема. Вошли в моду крашенные, расписные блоки. Расписывалась не только наружная поверхность дверного заполнения, но и его внутренняя сторона.

Однако самой решительной реконструкции подвергся очаг. Если в течение многих веков до этого юрта обогревалась открытым очагом, устроенным в центре ее основания, то теперь повсеместно начали применять железные, а в конце периода и кирпичные печки. Последние состояли всего из трех очень низких стенок (не более четырех-пяти рядов кирпичей) толщиной в полкирпича. Открытая сторона служила дверцей. Трубы печек имели круглую форму и делались из листовой жести.

С переходом на новые обогревательные устройства жилище избавилось от постоянного дыма и сопровождавшей его копоти и, что важнее всего, отпала нужда в содержании дымохода в открытом состоянии, поглощавшем драгоценное тепло. Они являлись весьма важным фактором на пути улучшения комфортности кочевого жилища.

Другим не менее важным шагом в этом направлении следует признать постепенное освоение бурятами деревянного пола. Он в первое время настилался из толстых досок по тонким лагам, уложенным прямо на грунт. Впоследствии стали использовать для него обыкновенную половую рейку с более частым расположением нижних прогонов. В плане он повторял внутренний круг юрты и аккуратно вписывался в него. Расположение досок соответствовало направлению юг-север. Очажная площадка оставалась свободной от пола.

Конструктивные изменения по улучшению общих свойств юрты, разумеется, не могли не сказаться на состоянии мебели и посуды. Все большее значение в обстановке приобрели металлические кровати с панцирной сеткой, сервант и буфеты фабричного производства, кухонные столы и табуреты, фарфоровая и стеклянная посуда и т.п. Они постепенно вытесняли старинные бытовые и кухонные предметы кустарного изготовления. Это вело к улучшению убранства юрты, с одной стороны, и к утере вековых традиций, с другой стороны, что отрицательно сказалось на дальнейшем культурном развитии бурят.

Деревянная юрта (буулгааhан).

Появление у бурят многостенного сруба было обусловлено рядом причин и, в первую очередь, социально-экономической, связанной с вступлением их в завершающую стадию родового строя, в фазу военной демократии, и переходом к скотоводству. Новые общественные отношения, основанные на частной собственности на скот и имущественном неравенстве, требовали соответствующих изменений в бытовом укладе и материальной культуре населения. Теперь, с интенсификацией скотоводческого хозяйства с его выраженной к увеличению поголовья вообще, его продуктивного стада и молодняка в частности, происходившей в достаточно суровых климатических условиях края, как никогда раньше появилась нужда в особых технологических приемах ведения отрасли. Они заключались не только в переходе к интенсивной подкормке животных зимой, но и в заготовке для них сена и строительстве специальных утепленных помещений.

Поскольку родоплеменные традиции сохранились у бурят до последнего времени, то и некоторые проявления материального быта тех далеких эпох в реликтовом виде имели место у них вплоть до конца XIX – начала XX вв. К числу упомянутых реликтов, безусловно, следует отнести и многостенные срубы. Они находят письменное отражение в первых же русских сообщениях начальных десятилетий XVII в. Отписки, росписи, чертежи, челобитные, расспросные речи и другие источники со всей определенностью показывают наличие у «брацких людей» фундаментальных сооружений в виде многоугольных юрт и четырехугольных клетей.

Наличие в Предбайкалье разных видов сезонных жилищ часто приводило русских особенно в первые годы знакомства их с бурятами, к ошибочным высказываниям относительно бытового уклада аборигенов. Если общение представителей двух народов происходило зимой, когда буряты жили в срубных постройках, как и сами пришельцы, у себя на родине, то они наверняка относили их к оседлым народам. В случае же встречи их на летниках, когда аборигены жили в легких переносных юртах, то они скорее всего могли восприниматься первопроходцами как кочевые люди. Увидя войлочные юрты и кибитки, русские невольно сравнивали их с однотипными жилищами калмыков, ойратов и многих тюркских народов Сибири, ведших кочевой образ жизни.

Бурятские мастера по дереву прекрасно знали все приемы и методы обработки древесины и успешно пользовались ими в плотницких и столярных работах. Они применяли технику поперечной рубки (сабшаха), оттески (хайха), расколки (хахалха), пиления (хюроодэхэ), долбления (малтаха), сверления (нухэлхэ), острожки (шударха), склеивания (няаха), разметки (тэмдэглэхэ, эсхэхэ) и т.д. Пользовались разнообразными ручными инструментами. В первую очередь такими, как двуручная пила, ножовка, колун, широкий плотницкий топор, тесло, пазник, долото, бурав, рубанок, фуганок и др.

Судя по всему, на зимниках бурят кроме многоугольных юрт имелись и четырехугольные срубы, напоминающие русские крестьянские избы. Но какое из этих построек появилось у них раньше – обычный сруб или многоугольная юрта? Б.Э. Петри, первым из ученых-бурятоведов обративший внимание на преемственность разных видов жилища у бурят, считал, что прототипом многоугольного сруба явилась войлочная юрта общего монголо-тюркского образца. Причем он опирался на изустные данные знатоков народной старины, утверждавших о том, что в далеком прошлом у них не было деревянных юрт, а были лишь войлочные. Поскольку шести-восьмистенные юрты по своей конфигурации наиболее близки к форме решетчатой, постольку утверждал Б.Э. Петри, они копируют ее, и как любая копия является вторичной. Такого же мнения придерживался известный знаток жилищ сибирских народов А.А. Попов. Он полагал, что переход предбайкальских бурят к многогранному срубу был обусловлен отсутствием войлока. Однако подобное объяснение вряд ли может быть принятой всерьез. Дело в том, что овцеводство у «лесных народов» монголоязычного мира никогда не являлось базой животноводческой отрасли. Оно носило у них ограниченный характер, подчиненный нуждам внутрихозяйственного потребления. Им достаточно было иметь в хозяйстве всего несколько десятков овец, чтобы получать необходимое сырье для одежды, постельных принадлежностей и войлока, в том числе, для покрытия юрт, а также мясо в жаркий период года. Это объяснялось, с одной стороны, неблагоприятными природно-климатическими условиями лесостепей, где для широкого развития овцеводства не хватало летних пастбищ, а зимой слишком глубок был снежный покров. С другой стороны, западные буряты, как давние выходцы из горно-равнинных областей Хангая, Алтая и Саян, традиционно не были связаны с масштабным овцеводством. Но это не значит, что оно всегда имело тенденцию к неуклонному спаду. Напротив, вопреки утверждению А.А. Попова, овцеводство западных бурят со временем приобретало более широкий размах. Рост его в указанное время был обусловлен как увеличением объемов заготовки кормов на зиму, так и резким улучшением содержания овец в подкормочный сезон за счет строительства утепленных помещений. И, наконец, он был вызван быстрым превращением его в самую доходную, то есть в товарную натурального хозяйства бурят.

Предшественником многоугольного сруба мог быть многоугольный же, но нерешетчатый цилиндрический шалаш, типологически сходный с сохранившимися шалашами некоторых охотничье-скотоводческих народов Южной Сибири, в частности, сагайцев и тувинцев. У сагайцев такой шалаш строился следующим образом. В землю вбивались в плане круга шесть столбов, обвязываемых наверху балками, к которым прислонялись верхними концами слегка наклонные плахи – горбыли стен. Получался шестиугольный шалаш в форме усеченной пирамиды. Скошенный стены, ровные и гладкие изнутри, покрывались снаружи длинными полосами коры хвойных деревьев и придавливались сверху круглыми слегами. Крыша состояла из тонких бревен, концы которых налегали на концы двух соседних кругляков, образуя усечено-коническую решетку.

Нечто похожее на одах имелось и у тувинцев – чооду. Называлось оно бодээ кэр. Этот шалаш имел вид усеченной четырехугольной пирамиды. Дымовое отверстие было у него деревянным (из бересты), четырехугольной формы. Каркас жилища делался из жердочек и ставился прямо на землю. Вполне возможно, что оно могло быть заимствовано у бурят Саянского нагорья, где оба народа имели наиболее ранние и устойчивые контакты.

Оба вида шалаша очень близки к многоугольной юрте бурят, за исключением способа возведения стен. В первом случае плоскость стен – это наклонные, стоймя поставленные плахи – горбыли или доски, опирающиеся на торцевые обвязки угловых столбов; во втором – уложенные горизонтально круглые бревна, сопрягаемые в углах разными методами рубки, «в обло» и «в лапу». Несмотря на имеющиеся различия принцип архитектурно-строительного оформления остается во всех случаях одинаковым.

Говоря о срубных юртах, следует иметь в виду ту их особенность, что они были разными как по своему внешнему виду, так и способу их эксплуатации. Наряду с общеизвестными юртами с четным числом углов имелись юрты с нечетным числом угловых сопряжений и боковых граней.

Срубы с неодинаковым количеством углов, выражаясь иначе пяти- и семиугольные постройки, служили бурятам в качестве зимнего жилища. Семистенные юрты ставились только на зимниках и представляли собой лишь зимнюю вариацию восьмистенной. Пятистенная ее разновидность конструктивно почти ничем не отличавшаяся от предыдущей, разнилась с ней только в размерах.

По материалам М.Н. Хангалова, большая восьмистенная юрта была олицетворением богатства ее хозяина и предметом его особой гордости. Она выступала как бы его визитной карточкой во дни общеродовых праздников и торжеств, какими были свадьба, жертвоприношение (тайлга) и другие мероприятия. В этих случаях каждый домохозяин, какого бы материального достатка он не был, по существующей традиции обязан был принять всех гостей улуса, угостить их назывными частями туши специально заколотого животного, лучшими молочными блюдами и обильным количеством молочного вина. Гости же, убедившись в богатстве хозяина, увозили о нем добрую славу, которая, обойдя всю ближнюю и дальнюю округу, подобно эху возвращалась к нему с лихвой. Поэтому неудивительно, что буряты связывали с большими срубами не только материальный достаток и известность, но и семейное благополучие и счастье, заключающееся прежде всего в большом и жизнеспособном потомстве.

Срубы с четной индексацией углов и соответственно, стен, в частности шести- и восьмигранные, поскольку четырех- и двенадцатистенных юрт было сравнительно мало свой формой и планом, приближенным к каноническому кругу, являлись воплощением животворящего небесного светила – лучезарного солнца.

Пяти- и семистенные срубы, отражавшие сакральные чувства бурят, отождествлялись по их представлениям, с материализованным обликом луны, этой ночной наперсницы всемогущего солнца.

Постройка нового дома является делом общеродовым. Хозяин должен заготовить в лесу потребное количество бревен. Назначается какой-либо день, и весь род подымается для того, чтобы перевезти эти бревна в улус, причем те, у кого больше лошадей, должны выставить и больше подвод. Затем хозяин сам или при помощи наемных рабочих пилит и подготавливает лес для сруба. Тогда все готово, он вновь созывает сородичей, и те в один день всем родом работают. Обычно успевают собрать за этот день сруб и поставить на столбы. Что не успевают доделать, хозяин впоследствии достраивает сам. Отделочные работы, требующие специальных знаний, выполнялись особыми мастерами по дереву (модошо дархан), которых чаще всего называли просто дарханами. Дарханы возводили кровлю, настилали пол, изготовляли и устанавливали дверное заполнение, пристраивали к срубу, по желанию хозяина, легкие сени и т.д.

По поводу использования различных форм стеновых материалов исследователь быта и социальных отношений западных бурят Б.Э. Петри писал: «Бревна бывают круглые и трехгранные, половинчатые, обращенные плоскостью внутрь, и ребром наружу… Более богатые буряты берут всегда круглые бревна; трехгранные половинчатые лишь более бедными бурятами. Эти юрты дешевле и не так скоро гниют, как сложенные из круглых бревен, хотя и значительно холоднее.

Дымоход располагался в центре кровли и мог иметь любую форму – квадратную, многоугольную, округлую и даже круглую. Выбор его конфигурации целиком зависел от желания заказчика. Но наиболее употребительным был квадрат. За отсутствием обычного оконного проема, он одновременно служил и верхним фонарем, ибо одно волоковое окошко (шагаабар) миниатюрного размера, прорубаемое рядом с дверным блоком, совершенно не обеспечивало нормальное освещение жилища.

Настоящие окна с колодами и рамами появились и бурят не ранее XVIII в. под влиянием деревянного зодчества русских колонистов. Вход в юрту (уудэн), очень низкий – около полутора метров, располагался с южной стороны, навстречу полуденному солнцу. Двери применялись одностворчатые, с полотном из трех-четырех толстых досок. У входа, как правило, устраивался небольшой настил и плах и однокола, заменявший крыльцо в одну ступеньку. Дверь располагалась под знаком коня, его отличительным цветом был красный, адекватный солнцу, огню, жизни, и чувствам радости, счастья и торжества.
Хорошим признаком считали ориентацию двери на гору – гора будет служить как бы заслоном, препятствовать утечке прибыли и благоденствия – хэшэг. Благодаря такому ориентиру дом изолирован от холодных северных ветров и снежных заносов зимой и открытым живительным солнечным лучам весной и летом. При пересечении порога с улицы вовнутрь гость оставлял за пределами юрты оружие, должен был вынуть из ножен нож. Не принято было разговаривать через порог. Не менее важно пересечение порога в обратную сторону. Споткнуться при выходе о порог до сих пор считается плохой приметой; это значит, что благодать может уйти из дома. Чтобы этого не произошло, споткнувшийся должен вернуться, взять щепку или полено и кинуть их в огонь и если они не загорят, то разжечь их. Это умилостивит хозяйку очага и убережет семейную благодать. Порог оберегает от злых духов, препятствует проникновению их извне. В Бурятии над дверью вывешивали пучки верблюжьей колючки, куски ткани с написанными текстами молитв.

Заканчивая описание многоугольно-округлых юрт добайкальских бурят, стоит обратить внимание на их общее название булгааhан. Оно скорее всего связано со словами буулгаhан гэр в значении «разгруженный дом», «снятый и поставленный на землю дом», «постоянный дом» и т.д. В нем, как это ни покажется парадоксальным, отражаются коренные изменения, происшедшие в хозяйстве и укладе жизни предков бурят. Если раньше буряты, как и все скотоводы-номады, пользовались передвижными войлочными юртами и походными кибитками на телегах, то с переходом к полукочевой жизни с двумя сезонными перемещениями с постоянных зимников на постоянные летники, отпала нужда в домах-перевозках. Теперь они перешли к строительству прочных жилищ из дерева, говоря образно, сняли дома с высоких арб и поставили из на землю (гэрэй буулгаа). Отсюда и название бурятского сруба – «буулгааhан».

Заключение.

Юрта органично вписывается в окружающую среду, формой повторяя небесный купол над ней, полукруглые сопки и холмы. В летний зной и жару в ней – спасительная прохлада, в холод – живой огонь в очаге создает равномерный обгрев и особый микроклимат, устраняющий патогенную, вредную для здоровья человека энергетику, характерную для строений с прямыми углами.

В наши дни ученых многих стран волнуют проблемы мобильной архитектуры, создания удобных передвижных жилищ на уровне современных требований – иными словами, это почти те проблемы, которые нашли решение в конструкции юрты.

Юрты, подвергшиеся определенной модернизации (увеличение размеров, обогащение эстетического оформления, расширение утилитарно-эксплуатационных качеств), применяются в общественно-полезных целях и в современной урбанистической среде Бурятии.

Литература.

  1. В.Д. Бабуева «Материальная и духовная культура бурят», Улан-Удэ, 2004 год.
  2. В.А. Михайлов «Войлочная и деревянная юрты бурят», Улан-Удэ, 1993 год.
  1. К.М. Герасимова, Г.Р. Галданова, Г.Н. Очирова «Традиционная культура бурят», г.Улан-Удэ, 2000 год.

4. «Историко-культурный атлас Бурятии», Москва, 2001 год.

—Формирование толерантности —Формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира —Владение речью как средством общения и культуры. —Развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания народного искусства

Просмотр содержимого документа
«Презентация бурятской юрты»

«Наши традиции»

Информация для педагогического совета.

Подготовил классный руководитель:

Дамбаев Чингис Лазаревич



Выполнение требований ФГОС ДО \р 2. п 2.6; р3 п 3.3.4

1. Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие» (ЦКМ)
  • «Речевое развитие» (связная речь)
  • «Художественно – эстетическое развитие»
  • «Социально – коммуникативное развитие»

  • Формирование толерантности
  • Формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира
  • Владение речью как средством общения и культуры.
  • Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания народного искусства

ФГОС ДО \п 2.8; п 3.3.4. Аспекты образовательной среды

  • Предметно пространственная развивающая образовательная среда и пространство должна быть:
  • Содержательно - насыщенной
  • Обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую активность детей.
  • Отражать национально – культурное наследие Родины

Учет национально – культурного наследия.

Вариативный модуль дополнительного образования:

Музейная педагогика:

1. Ориентационные центры:

2.Мини – музеи искусства

3.Центры бурятской национальной одежды

4.Тематические фотовыставки








Пословицы о бурятском народе.

  • Как олень гордо несет голову, так же высоко держи имя свое.
  • Обижать своих соседей – то же, что дразнить медведей.
  • Слово, что лжет, далеко не уйдет.
  • Не будь жадным – и не останешься одиноким.
  • Не дразни старого человека, а то вырастешь глупым.

  • А над юртой восьмистенной золотится луч по скату. Не спеша старик согбенный нам рассказывает сказку. Как в семье простой и бедной смелый воин вырастает, и врагов земли рассветной он бесстрашно побеждает. Мы сидим, в душе ликуя, всё за правду принимаем. На всю жизнь свою земную сказку ту запоминаем, словно нам она открыла веру в суть добра и света. Как давно все это было, как чудесно было это .
  • Борис Сыренов
  • Основное жилище бурят - юрта. Бурятская юрта по своей форме округло-многоугольная и происходит от монгольской войлочной юрты
  • С появлением в Прибайкалье русских появилась деревянная юрта по типу русских изб.
  • В конце XIX в. юрты, в основном, ставились на летниках - местопребывании бурятской семьи в летнее время в месте, обычно у воды, с сенокосными угодьями и пастбищами.
  • В зимнее время буряты проживали в так называемых, зимниках - обустроенных деревянных жилищах, позаимствованных у русских - избах.
  • Юрты обычно строились из лиственничных бревен, реже из сосновых. Бревна обычно были обращены плоскостью внутрь, а ребром наружу.
  • Фундамент юрты делали из восьми коротких лиственничных бревен - чурбаков, разрубленных пополам. Эти чурбаки укладывались разрубленной плоскостью книзу, на них ставили четыре очень массивных бревна - газари-модон.
  • На этом фундаменте и возводились стены: укладывали над газари-модонами девять бревен, а в промежутках между ними десять бревен, которые образовывали стену - хана.
  • Посреди юрты вкапывали четыре массивных лиственничных столба - тээнги, сверху на них укладывали четыре поперечные горизонтальные балки - хараса, на которых лежала крыша.
  • В столбы втыкались колышки - хаднык, на которые вешали сбрую, одежду, ружья и т.д. Под хараса обычно ласточки вьют гнезда, поэтому под гнезда ставили дощечки для помета. Крыша юрты, как правило, многослойная - доски, лиственничная кора и дерн. Богатые буряты покрывали крышу еще и тесом поверх дерна.
  • Дымовое отверстие в крыше служило в юрте единственным источником света, чем оно шире, тем в юрте было светлее, но очень широким его делать было нельзя, иначе дождь мог залить вещи внутри самой юрты.
  • С дымовым отверстием у бурят были связаны многие религиозные обряды. Через него «брызгали» предкам и небесным божествам и воссылали к ним молитвы. Через него в юрту проносили некоторые религиозные вещи, которые нельзя было проносить через дверь (например, березку или сосну, использованные во время жертвоприношений).
  • Когда крыша была готова, прорубали дверь, до этого делали лишь отверстие, в которое проходили рабочие. После двери стелили пол - ойор, под полом укладывали брусья - дырэ, на которых лежали доски пола. Благодаря дырэ под полом оставалось много свободного пространства, что с одной стороны избавляло юрту от сырости, а с другой оно, сообщаясь с очагом, служило ему для тяги. Лишь после настила пола окончательно налаживали очаг - гулумта, устанавливали три камня - дулэ, пол очага, каменную стенку, загородку - галзаха, чтобы зола не разлеталась, и утрамбовывали вокруг очага глину.
  • В последнюю очередь прикрепляли к стене юрты (с левой стороны) полку данхэ, на которой хра-нились священные предметы: «монгольские камни» - три камня, которые при обряде очищения изображают очаг, священная трава ханха (богородская трава), трава с тайлага и другие предметы культа.
  • Справа на эту полку кладут всякие мелкие предметы, не принадлежащие хозяйству и могущие разбиться или затеряться.
  • Над священными предметами вешались онгоны (их еще называли «бурханы») - изображения духов: Бара-онгон - лев, могущественный шаман; Андэн-хубун-ирие-бара - также могущественный шаман. Оба они - покровители охоты. Майлага - три жены утренней зарницы Солбон - вешались для детей, вызывали плодородие. Остальные онгоны вешали снаружи.
  • Войлочная юрта выглядит следующим образом: стены ее решетчатые, они сделаны из обработанных ивовых ветвей, которые соединены вместе при помощи кожаных ремешков.
  • От стен вверх идут жерди – это потолок. Один конец упирается в стену, а второй на верху в круглый обод (дымоход), он тоже деревянный. Сверху ее покрывали войлоком в три ряда.
  • По бурятской традиции она делилась на две половины: правая – женская, левая – мужская (это если стоять лицом к ее северной части).
  • В мужской половине лежали сбруя, орудия труда и т.п., а в женской – различная домашняя утварь, продукты.
  • Северная сторона юрты (хоймор) считалась почетной, в ней принимали гостей.
  • В самом центре располагался очаг, а вверху было специальное отверстие, чтобы дым выходил. Традиционно ставилась она входом на юг.
  • Таким же строгим было и расположение юрт в улусе. Юрта старшего в роде или семье должна была стоять справа, а юрты младших членов рода и семьи - влево от нее по порядку старшинства в роде.
  • Существование бурятской семьи основывалось на общности хозяйства - нераздельном владении землей, скотом и орудиями производства. Однако, в отличие от многих других народов, у бурят каждая малая семья, являясь частью большой семьи, жила не в одном общем жилище с остальными семьями, а в отдельных юртах, расположенных около юрты отца. Ставить каждому женатому сыну отдельную юрту, было давним обычаем бурят.
  • Юрта органично вписывается в окружающую среду, формой повторяя небесный купол над ней, полукруглые сопки и холмы.
  • В летний зной и жару в ней спасительная прохлада, в холод живой огонь в очаге создаёт равномерный обогрев и особый микроклимат, устраняющий патогенную вредную для здоровья человека энергетику
  • Современный дизайн юрты
  • В родимой степи
  • Здесь, вдали от шума, пыли, воплей, стона,
  • В вечной неге простоты,
  • Под синеющим узором небосклона
  • Юрты юртятся в степи.
  • Травы солнцу рады… Травы дышат майно.
  • Улыбаются цветы.
  • Простота степная увлечет бескрайно
  • Красотою простоты!
  • Здесь порою стоном стонет песнь шамана –
  • Первобытные стихи…
  • Бестелесным духам, божествам без стана
  • Зашаманят степняки.
  • На степи родимой в травах цветостепи
  • Разыгрались табуны!
  • Степи степят юрты. Юрты юртят степи.
  • Неразрывные мои...

ЮРТА - ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ БУРЯТ Традиционным жилищем бурят является юрта. В ее устройстве отразились не только практичность кочевников, сумевших из имеющихся у них материалов создать удобное, в условиях кочевой жизни достаточно совершенное жилище, но и их эстетические, этические и философские представления. Кочевой образ жизни издавна определил тип герметически замкнутого компактного жилища - сборно-разборного сооружения из решетчатого каркаса и войлочного покрытия, круглого в основании и с полусферическим верхом, приспособленного к транспортировке на вьючных животных. Круглая юрта - оригинальный, исторически сложившийся образец жилища, идеально приспособленная для кочевого образа жизни. Транспортабельность (небольшой вес), мобильность (быстро собирается и разбирается), универсальность (в ней жили круглый год), достаточно устойчивая против ветров за счет полусферической формы и небольшой высоты, возможности варьировать площадью, доступность материала, всегда чистый воздух - эти и многие другие свойства складывались в течение 2500-3000 лет. Многовековая эволюция кочевой юрты выработала ее чёткие пропорции, правила сборки и разборки, формы и способы ее украшения и меблировки. Размеры юрты соответствуют масштабу человека, внутренняя планировка учитывает интересы и вкусы ее обитателей, обеспечивает потребности их хозяйственной и бытовой деятельности. Форма юрты символизирует мироздание. Она символизирует также солнце и полную луну. Кроме того, - это символ вечности, в которой все процессы идут по кругу. Крыша юрты соотносилась с небесной сферой. Дымовое отверстие служит своеобразной "дверью" в запредельное пространство - время. Так как в юрте нет углов, в ней нет мест, где собираются злые силы, поэтому жизнь в юрте защищает людей от их влияния. Ее форма стимулирует гармоничное общение между людьми. Юрта органично вписывается в окружающую среду, формой повторяя небесный купол над ней, полукруглые сопки и холмы. В летний зной и жару в ней сохраняется спасительная прохлада, в холод - живой огонь в очаге создает равномерный обогрев и особый микроклимат, устраняющий патогенную, вредную для здоровья человека энергетику, характерную для строений с прямыми углами. Все детали юрты унифицированы. Она состоит из 9 основных частей. Остов стен составляется из связанных между собой складных деревянных решеток, которые определяют размеры и вместимость жилища. Каждая решетка, составляющая общую стенку, состоит из плоских реек, наложенных друг на друга косой клеткой и скрепленных волосяными веревками. Благодаря тому, что эта конструкция сжимается или растягивается гармошкой, можно было уменьшать или увеличивать до необходимой высоты юрту или складывать ее во время перекочевок. Шарнирная конструкция решеток стен обеспечивала также немаловажное свойство юрты - сейсмоустойчивость, что в условиях жизни у Байкала, где нередки землетрясения, было весьма актуально. Остов крыши юрты образует свод. Сверху юрта плотно покрывается войлоком. При установке юрты в качестве всех связок используются веревки из конского волоса. У бурят и монголов считалось, что именно по конскому волосу с верхнего мира духи предков спускают с небес благодать и счастье. Но это имело и практическое значение - промокая от дождя или снега, веревка не изменяла своей длины, поэтому она в любом состоянии плотно закрепляла покрытие юрты. Игра на хуреЮрта всегда ставится на открытом солнцу пространстве, даже в лесистой местности выбирается солнечная поляна. Это связано, прежде всего, с тем, что вся хозяйственная и бытовая деятельность кочевника была связана по времени с круговоротом солнца. Отсчет времени суток, месяца, года буряты, как и некоторые тюркоязычные народы вели обычно по солнцу, а именно по углу падения солнечного луча через верхнее отверстие юрты - дымник. По мере того, как луч солнца скользил по окружности дымника, затем по кончикам жердей (а их количество равнялось 60), поддерживающим свод юрты, далее по поверхности полукружия войлочного покрытия, по определенным частям мебели, кочевник определял точное время и строил повседневный распорядок рабочего времени. Поэтому пропорции дымника, количество жердей, высота решетчатых стен и всей юрты, а также традиция устанавливать дверь на юг, были подчинены ритмике движения солнца. Существовало несколько бытовых способов определения дневного времени: утро, когда лучи солнца падали на западную сторону - "солнце в изголовье кровати" - было временем утреннего чая, доения скота. Полдень - когда солнце находилось в зените, когда падала самая короткая тень. Это время называлось "молочным". Хозяйка занималась обработкой молока, приготовлением всевозможных молочных блюд. Вечернее время - "солнце в изножье кровати" - время пригона скота, дойки коров, приготовления ужина. Ориентация в ночном времени осуществлялась по наблюдениям за движением звезд по небосклону, особенно по движению Плеяд. В ясные ночи, когда дымоход не закрывали, время определяли по привычным, стоящим над дымоходом звездам. Солнечные часы не зависели от размеров юрты и от места ее расположения (в степи, в лесу, на горе, под горой), но они зависели от сезона. Зимой световой день был намного короче, и расстояние между каждыми точками луч пробегал быстрее, чем летом. Буряты использовали монгольскую систему счета времени, по которой один час равнялся двум часам, т.е. 120 минутам. Заяц - в летний период это время приближения восхода солнца с 4 до 6 часов утра; Дракон - время восхода солнца - с 6 до 8 часов; Овца - послеполуденное время - с 12 до 14часов; Обезьяна - с 14 до 16 часов; Солнце идет к закату - с 16 до 18 часов; Собака - наступают сумерки с 18 до 20 часов; Свинья - с 20 до 22 часов; Мышь - полуночное время - с 22 до 24 часов; Бык - время после полуночи - с 24 до 2 часов; Тигр - время рассвета, с 2 до 4 часов Одной из важных особенностей юрты является рациональная и целесообразная организация ее внутреннего пространства. При этом пространство юрты имеет несколько знаков - символов, с помощью которых оно осваивается, отгораживается от остального мира и которые выступают как обереги, как сакральные объекты. Хотя планировка интерьера представляет единое архитектурно-художественное целое, она разделена на четкие функциональные зоны. Расположение предметов в юрте было строго фиксированным. На северо-западной стороне находится - почетное место, место обитания божеств, где устраивается домашний алтарь - божница. Наиболее популярными персонажами считались божества, дарующие долголетие - Аюша, богатства - Намсарай, милосердие - Арьябала, покровитель - хозяин всего живого на земле -Сагаан Убгэн. Западная, правая сторона юрты (левая при входе) считалась "мужской" стороной, а противоположная ей - "женской". Правая сторона считалась почетной, здесь принимали гостей, мужчин, но это не значит, что женщины не имели права проходить на мужскую половину. Этот запрет относился только к невестке, но не касался дочерей. Именно с невесткой была связана левая сторона как символ чужеродности. Согласно традиционным представлениям, "левое" значило, в частности, потусторонний мир; подать кому-либо чашку чая, тем более архи (молочной водки), левой рукой считалось верхом оскорбления, воспринималось как пожелание смерти этому человеку. На правой части хранились конская сбруя, охотничий инвентарь -т.е. предметы, имеющие отношение к специфике мужского труда. На правой стороне юрты вдоль стены стояли друг за другом несколько деревянных кроватей. В богатых домах кровати были сделаны из древесины кедра. Иногда устанавливали просто лежанки - широкие плахи на круглых чурках, на которых спали члены большой семьи. Постельные принадлежности готовились для холодного и теплого времени года. Для зимы шили овчинное одеяло. Летнее одеяло изготавливалось из короткошерстной, хорошо выделанной шкуры жеребят или телят. В качестве матрасов использовали толстую валяную кошму. Старикам, чтобы было мягче, стелили 2-3 слоя кошмы, молодежь предпочитала пользоваться одной кошмой - спать на твердом считалось полезным для здоровья, ибо войлок из натуральной овечьей шерсти обладал хорошей гидроскопичностью. Зимой толстая кошма снизу и овчинное одеяло сверху надежно защищали от холода. Восточнее от алтаря (почти напротив входа) находились поставленные уступами сундуки, в которых хранились ценности семьи, праздничная одежда. Лицевая сторона ящиков, сундуков украшалась орнаментом. Наиболее популярными были узоры в виде двух концентрических кругов или кругов с радиальными спицами - символизирующими Солнце и Луну. Иногда встречались геометрические, растительные и зооморфные орнаменты. На левой "женской" стороне (правая от входа) размещались предметы, относящиеся к кухне, а так как домашним хозяйством занимается женщина. Если северная часть считалась почетной, то южное пространство, примыкающее к двери, - самая "низшая" часть жилища. При приеме гостей строго соблюдались сословные и возрастные особенности человека: почтенные по возрасту и рангу люди рассаживались выше на почетной стороне, молодежь и люди победнее оказывались "ниже" - ближе к двери. Монгольский ученый Б.Даажав считает, что планировка юрты обусловлена календарем 12-летнего цикла. Мышь, с которой начинается 12-летний цикл, соотносится с севером, под ее знаком хранится сундук с наиболее ценными предметами. Год коровы, символом достатка, пищи, - под её знаком - шкаф с готовыми продуктами питания. Год тигра - символ силы и мужества - под его покровительством находится кровать супругов - хозяев. Заяц - символ слабости, пугливости. Этот символ указывает местонахождение детей в изножье кровати родителей. Дракон - властитель небесной сферы - под его знаком размещаются сосуды с водой и дрова для огня очага. Змея - символ низшего существа, ползающего по земле, - место расположения людей низкого социального положения. Лошадь - символ подвижности - под ее охраной находится вход в жилище. Год овцы - под её знаком в холодное время года содержат новорожденных телят, ягнят. Обезьяна часто ассоциируется и совмещается с созвездием Плеяды - под этим знаком место для конского снаряжения. Курица - символ плодородия и молодости - под ее знаком место для гостей - мужчин. Собака - страж юрты, постоянный спутник мужчины-охотника, чабана, табунщика, пастуха. Последний год 12-летнего цикла - год свиньи, символизирующей сытость и достаток, под ее знаком находится домашний алтарь. В далеком прошлом дикий кабан почитался как один из тотемных животных предков монголоязычных народов. Продолжение.

Бурятская юрта - исторически сложившийся образец жилища, идеально приспособленный для кочевого образа жизни. В юрте жили круглый год - достаточно устойчивая против ветров за счет полусферической формы и небольшой высоты, сейсмобезопасная - за счет подвижной конструкции стен, возможности варьировать площадью, доступность материала, всегда чистый воздух - эти и многие другие свойства складывались в течение 2500-3000 лет.

Юрта органично вписывается в окружающую среду, формой повторяя небесный купол над ней, полукруглые сопки и холмы. В летний зной и жару в ней спасительная прохлада, в холод живой огонь в очаге создаёт равномерный обогрев и особый микроклимат, устраняющий вредную для здоровья человека энергетику, характерную для строений с прямыми углами.

Внутреннее пространство юрты делится на пять частей: центр - гал гуламта, место расположения главного сакрального объекта юрты; северная сторона - хоймор тала, почетная "высокая" часть юрты; западная, правая (баруун) сторона - гостевая или мужская; восточная, левая (яуун) сторона - хозяйственная или женская, юг - выход из юрты.

Кочевой дом состоит из девяти основных элементов:

уняа – струганные жерди, из которых строится свод юрты бурят. Используются исключительно гибкие породы деревьев: это увеличивает срок службы элементов. Их число достигает шестидесяти;

тооно – специальный круг на вершине юрты. Он образует отверстие, которое служит для вывода дыма и освещения жилища днем. Диаметр «окна» составляет около метра. Обод делают из березы. По периметру в нем высверлены отверстия, в которые устанавливаются жерди свода;

тээнги – опорные столбы конструкции. Их всего два и своим верхним краем они упираются в тооно;

дааган – распорки верхнего обода, служащие для придания ему жесткости. С бурятского языка это слово переводится как «нести на себе»;

Урхэ – покрытие юрты. К каждому его углу привязывались длинные веревки, которые доходили до нижнего края решетчатого основания. При необходимости можно было приподнять урхэ, потянув за веревку. Тогда в юрту образовывалось дополнительное отверстие для поступления свежего воздуха и света;

туургэ – войлок, покрывающий боковые части жилища. Каждый рулон в длину достигает трех метров. Его поверхность обязательно обрабатывается специальным антисептическим раствором из табака, кислого молока и соли;

зээг – волосяные веревки, крепящиеся по верхнему краю покрытия. Войлоком сначала закрывают юго-западную часть юрты, затем – юго-восточную и только после этого закрывают остальные части жилища. Такой порядок продиктован необходимостью максимальной защиты от холодных северо-западных ветров;

дээбэри накидываются после туургэ. Они представляют собой два огромных куска войлочного покрытия, узкого вверху и широкого снизу. Наиболее толстый и плотный войлок всегда располагается на северо-западной части юрты;

хошлон – пояса из конского волоса, которыми юрта перетягивается сверху войлочного покрытия. Они удерживают верхние и средние части утепления. Внизу покрытие перетягивалось войлочными лентами, а при необходимости накрывались сухим навозом.

Инструкция по сборке-установке войлочной юрты бурят-монгольского типа

1. В начале на подготовленной поверхности желательно очертить круг диаметром 6 метров, чтобы было удобно ориентироваться при установке стен.

2. Перед тем как начать ставить дверь и стены необходимо занести тооно (деревянный круг) и обе стойки в центр круга, по которому будет стоять юрта, чтобы после установки стен не перетаскивать через них.


3. Устанавливаем дверь. Традиционно монгольские народы свой дом (юрту) ставили дверью на юг или на юго-восток.

Стены соединяют друг с другом в «замок» и туго увязывают веревками.


Стены, подходящие к двери нужно привязать к двери веревками. К одной из этих веревок подвязываем веревку, которой опоясывают стены вкруговую и натягивают ее так, чтобы перекрестие головок стен было вровень с верхним краем дверного блока. В дальнейшем при установке уний (потолочных жердей) этой веревкой можно регулировать – ослаблять или делать туже затяжку, тем самым увеличивать или уменьшать диаметр юрты, чтобы закрепить унии более жестко.


Тооно переворачиваем «вверх дном» и привязываем к нему стойки покрепче. Поднимаем и ставим тооно на стойках в центре круга, сориентировав его с севера на юг, отцентровав относительно двери.


5. Начинаем закреплять унии. Над дверью будет крепиться 6 унии, поэтому на деревянном круге со стороны двери от кольца влево и вправо оставляем по 3 отверстия и, начиная с четвертого отверстия и первого перекрестия стены, устанавливаем унии. От двери влево и вправо устанавливаем унии не часто, чтобы стены вывести вкруг и отцентровать стойки.

Унии при установке рукой подбиваем в отверстие тооно.


К стене унии крепятся веревками так, чтобы не было возможности ей «съехать» вниз и выпасть из отверстия в тооно и упасть на пол (ударившись о твердый пол конец унии может сломаться).


Унии удобнее вставлять снаружи юрты. Полностью устанавливаем унии. Где необходимо, там нужно обтесать кончики уний топором или стамеской, чтобы конец унии глубоко и плотно входил в отверстие тооно.

6. Когда все унии будут установлены, начинаем ставить унии над дверью (они без вязочек). Подогнать концы и вставить унии в отверстия. На нижнем конце унии, находящемся над дверью, аккуратно выпилить так, чтобы она плотно садилась сверху на дверной блок.


7. Если в комплектацию Вашей юрты входит внутренний чехол из бязи, то следующим этапом одеваем его на каркас. Можно местами крепить степлером, чтобы не сдувало ветром.

8. Крепим войлочные стены веревкой, продернутой через петли вокруг. Начинать нужно от двери и заканчивать с другой стороны - прочно связать оба конца веревки, чтобы стены не могли сползти вниз.


9. Войлочные полукруги - дэвэр укладываются на крышу в такой последовательности:

Сначала на переднюю часть крыши (со стороны двери) с вырезом под тооно (под круг),

Потом на заднюю часть крыши так, чтобы тооно на половину было закрытым.


10. В завершении одеваем чехол, туго обвязываем его веревками снаружи. Крепим урьхо – верхняя крышка. За все концы привязываем веревки - один конец над дверью будет открываться и закрываться, остальные будут стационарно закрепленными, поэтому их нужно завязать накрепко.


Давным-давно это было. Тот, кто рассказывал мне эту сказку, слышал ее от деда, а тот в свою очередь тоже от деда своего.

В распадке меж острых скал и высоких гор, около реки Уды, жил кочующий охотник-тофалар. Звали его Кууламай.

Имел Кууламай лук и стрелы, хранил их в деревянном кобыре, который носил за спиной.

[Кобыр - колчан. ]

Была у охотника жена Маймаяк. Долго они жили вместе, но детей не было, а чужих растить никого не взяли.

Жили в стойбище Кууламая Мунго и Халяй. Мунго вместе с Кууламаем на охоту ходил, дичь приносил, соболя промышлял. А Халяй за оленями смотрела, шила из шкур изюбря и лося покровы к чуму, а при перекочевке вместе с Маймаяк вьючила оленей и вела караван.

Кууламай часто горевал, что нет у него детей. Однажды он обратился к шаману:

Скажи, глубокопочитаемый Мээркпан, почему у меня детей нет? При камланиях ты много видишь, посещаешь верхний, средний и нижний миры. Попроси у Бурхана для меня ребенка. Я ему в жертву оленей отдам...

Надел Мээркпан свой плащ со множеством жгутов, вышитый оленьим волосом и перьями птиц, надел головной убор с перьями от черного гуся, взял бубен, колотушку и начал шаманить. Долго бил Мээркпан колотушкой, прыгал вокруг костра, а потом упал, обессилев. А когда отдышался шаман, стал говорить Ку-уламаю:

Найди крыло молодого орла. Из этого крыла я сделаю ээрэн, тогда у вас будут дети.

[Ээрэн - шаманский пояс. ]

Кууламай знал две скалы, где жили орлы. С отвесной стороны этих скал были пещеры. Кууламай говорит Мунго:

Сегодня мы возьмем длинные ремни, залезем на скалу с пологой стороны, а потом ты спустишь меня в пещеру к орлам.

Взяли они ремни и пошли. Поднялись на скалу. Привязался ремнями Кууламай крепко и велел Мунго понемногу спускать его. Так, цепляясь за острые выступы скалы, пробирался охотник до пещеры, где было орлиное гнездо.

Как только ослабли ремни, Мунго почувствовал, что Кууламай добрался до места. Тогда Мунго бросил ремни, а сам спустился со скалы и пошел к стойбищу.

Давно он хотел погубить Кууламая, забрать его оленей и жениться на Маймаяк, - с ней был уже в сговоре, но все никак не мог решиться. Теперь надеялся, что Кууламай умрет в пещере без пищи и воды.

Пришел Мунго на стойбище и рассказал, что сорвался Кууламай в пещеру и разбился.

Вскоре Маймаяк вышла замуж за Мунго, а мужа совсем забыла и вспоминать о нем не хотела. Только одна Халяй не верила словам Мунго и чувствовала сердцем что-то неладное.

Наступило лето. Жара донимала и оленей, и людей. Мунго перекочевал в горы, где летом всегда бывает прохладно.

Кууламай в это время жил в пещере с орлицей и тремя маленькими орлятами. Сначала орлица хотела сбросить его вниз, ведь она знала, зачем пришел сюда этот человек, но посмотрела ему в глаза и раздумала. Она приносила кабаргу, зайцев, глухарей. Кууламай разрывал их на куски и делил на равные части. Во время дождя он подставлял ладони под скалу, собирал капли и пил их. А в сильную жару, когда скала была суха, он лизал пот, который появлялся у носа орлят. Орлица приносила в клюве капли речной воды, но их было мало, и Кууламай всегда хотел пить.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png