сигналов (произносимых, слышимых и видимых). Понятие, выдвинутое И. П. Павловым (1932) для определения принципиальных различий в работе головного мозга животных и человека. Мозг животного отвечает лишь на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения или их следы; возникающие ощущения составляют первую сигнальную систему (П. с. с.) действительности. Человек же обладает помимо того способностью обобщать словом бесчисленные сигналы П. с. с.; при этом слово, по выражению И. П. Павлова, становится сигналом сигналов. Анализ и синтез, осуществляемый корой больших полушарий головного мозга , в связи с наличием Вторая сигнальная система касается уже не только отдельных конкретных раздражителей, но и их обобщений, представленных в словах. Вторая сигнальная система возникла в процессе эволюции, в процессе общественного труда. Способность к обобщённому отражению явлений и предметов обеспечила человеку неограниченную возможность ориентации в окружающем мире и позволила ему создать науку. П. с. с. и Вторая сигнальная система - различные уровни единой высшей нервной деятельности, но Вторая сигнальная система играет ведущую роль. Формирование Вторая сигнальная система происходит только под влиянием общения человека с другими людьми, т. е. определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Характер взаимодействия П. с. с. и Вторая сигнальная система может варьировать в зависимости от условий воспитания (социальный фактор) и особенностей нервной системы (биологический фактор). Одни люди отличаются относительной слабостью П. с. с. - их непосредственные ощущения бледны и слабы (мыслительный тип), другие, наоборот, воспринимают сигналы П. с. с. ярко и сильно (художественный тип). Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем.

В изучении Вторая сигнальная система вначале преобладало накопление фактов, характеризующих значение обобщающей функции словесных сигналов, а затем - вскрытие нервных механизмов действия слова. Установлено, что процесс обобщения словом развивается как результат выработки системы условных связей (см. Условные рефлексы ); при этом имеет значение не только количество связей, но и их характер: связи, выработанные во время деятельности ребёнка, облегчают процесс обобщения. При воздействии словесных сигналов наблюдаются стойкие изменения возбудимости , большая сила, частота и длительность электрических разрядов в нервных клетках определённых пунктов коры мозга. Развитие Вторая сигнальная система - результат деятельности всей коры больших полушарий; связать этот процесс с функцией какого-то ограниченного отдела мозга невозможно.

Лит.: Павлов И. П., Поли. собр. трудов, т. 1-5, М. - Л., 1940-49; Красногорский Н. И., Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных, т. 1, М., 1954; Бойко Е. И., Основные положения высшей нейродинамики, в сб.: Пограничные проблемы психологии и физиологии, М., 1961; Кольцова М. М., Обобщение как функция мозга, Л., 1967.

М. М. Кольцова.

Статья про слово "Вторая сигнальная система " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 9967 раз

Втора́я сигна́льная систе́ма - свойственная человеку система условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, то есть не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения. Вторая сигнальная система возникает на базе первой сигнальной системы в процессе общения между людьми. Понятие о второй сигнальной системе ввел И.П. Павлов (1932) для определения принципиальных различий в работе головного мозга животных и человека. Мозг животного отвечает только на непосредственные раздражения (зрительные, звуковые) или их следы. Возникающие ощущения составляют первую сигнальную систему действительности. Человек обладает, помимо этого, способностью обобщать словом сигналы первой сигнальной системы. При этом слово, по выражению И.П. Павлова, становится сигналом сигналов. Анализ и синтез, осуществляемый корой больших полушарий головного мозга, в связи с наличием второй сигнальной системы касается уже не только отдельных конкретных раздражителей, но и их обобщений, представленных в словах. Вторая сигнальная система возникла в процессе эволюции. Первая и вторая сигнальные системы представляют собой различные уровни единой высшей нервной деятельности, но вторая сигнальная система играет ведущую роль. Формирование второй сигнальной системы происходит только под влиянием общения человека с другими людьми, то есть определяется не только биологическими, но и социальными факторами.

В связи с тем, что для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных систем, И.П. Павлов предложил выделять специфически человеческие типы высшей нервной деятельности по преобладанию той или иной системы. Соответственно, художественный тип был определен как имеющий преобладание первой сигнальной системы, мыслительный - преобладание второй сигнальной системы, а средний - как уравновешенный по этому признаку. Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем. В ходе изучении второй сигнальной системы сначала происходило накопление фактов, а затем объяснение нервных механизмов действия слова. Было установлено, что процесс обобщения словом развивается как результат выработки системы условных связей и при этом имеет значение не только количество связей, но и их характер: связи, выработанные во время деятельности ребёнка, облегчают процесс обобщения. При воздействии словесных сигналов наблюдаются стойкие изменения возбудимости, большая сила, частота и длительность электрических разрядов в нервных клетках определенных пунктов коры мозга. Развитие второй сигнальной системы - результат деятельности всей коры больших полушарий; связать этот процесс с функцией ограниченного отдела мозга невозможно.

В этой статье я намерен рассказать вам о том, как мы воспринимаем окружающую действительность, почему это восприятие неверно и что надо сделать, чтобы увидеть мир таким, каков он есть на самом деле. Сразу оговорюсь, это не пособие по достижению просветления «для чайников» и к бредовым советам всевозможных «гуру» не имеет отношения. Я очень коротко обрисую вам наше незавидное положение в природе, причину наших бед и совершенную избыточность второй сигнальной системы.

Начнём, как водится, с начала. Спасибо Ивану Петровичу Павлову за само понятие «сигнальная система». Благодаря ему, у нас с вами сегодня имеется предмет для разговора. Первая сигнальная воспринимается нашей нервной системой благодаря органам чувств практически «как есть», с естественной долей адаптации и переводом в чувственную сферу. Она открывает перед нами определённую часть мира во всём его многообразии. Она - часть нашего естества, данная нам от природы.

Вторая сигнальная гораздо интереснее. Это искусственная система, придуманная человеком. Павлов выделял её в отдельную, вторую по счёту, систему восприятия, однако, я вынужден с ним не согласиться. Считаю перевод сигналов первой сигнальной в словесную форму не отдельной системой восприятия, а всего лишь своеобразным «речевым фильтром», позволяющим абстрагироваться от действительности. Слова, призванные передавать от человека к человеку сигналы первой сигнальной и полученный вместе с этим опыт, по форме, конечно, представляют собой набор неких сигналов, и формально Павлов прав, выделяя речь в отдельную систему передачи сигналов, но по сути, речь, пусть и самого совершенного языка, абсолютно недостаточна для точной передачи каких бы то ни было сигналов. Я склонен считать речь не способом передачи информации, полученной от первой сигнальной системы, а именно фильтром, переводящим действительное восприятие реальности в область восприятия абстрактного.

Позволю себе некое сравнение с языками программирования. Существуют языки программирования низкого (машинного), промежуточного (в прошлом также считавшиеся языками высокого уровня программирования) и теми, которые сегодня считаются языками высокого уровня. Суть этого сравнения вот в чём… Низкий уровень языка позволяет вести работу с вычислительной машиной, что называется на её языке - с помощью двоичного кода. Однако, это трудоёмко, долго и неудобно. К примеру, вы садитесь пьяный в машину, желая отправиться домой. Если бы у нас не было языков программирования высокого уровня, вам пришлось бы составлять подробнейший план-схему действий автопилота, записывая эту программу в двоичном коде в оперативную память, на что ушло бы много времени и в результате чего вы успели бы основательно протрезветь. Однако, благодаря языкам высокого уровня, нам достаточно назвать адрес, а всю остальную работу компьютер проделает сам.

В случае компьютерных языков, обобщение машинного «языка» до высокого уровня носит совершенно конкретный, а отнюдь не абстрактный характер, как и вся цепочка преобразования одного в другое. В любом машинном языке вы всегда можете проследить эту цепочку. Совершенно другая ситуация в простой человеческой речи. Каким образом она преобразует данную нам в ощущениях природу в звуки человеческой речи? Наши слова во всех языках, которые мы даём предметам, явлениям или действиям носят произвольный, ничего не отражающий характер. Они просто бессмысленный набор звуков, взятый с потолка и только по договорённости между людьми, закреплённый за чем-либо. Повторяю, они не отражают суть того, что доступно нам с помощью первой сигнальной и если язык программирования содержит в себе всю цепочку действий, которые должна выполнить машина, которая содержится в программном коде и которая обобщена до простых и привычным нам слов или действий, то наша речь являет собой совершенно оторванную от реальности абстракцию.

По этой причине речь не может считаться ни второй, ни какой бы то ни было сигнальной системой, поскольку у неё нет связи с реальностью. Это речевой фильтр, отделяющий нас от природы и помещающий в некую абстрактную реальность. Возвращаясь к примеру с программированием, создав речь, мы создали «высокий язык», максимально обобщающий и символизирующий поступающую к нам информацию через наши органы чувств. Проблема только в том, что нет никакой реальной связи между придуманными нами словами и теми предметами и явлениями, что они обозначают. «Вторая сигнальная» вырвала нас из реальности и погрузила в удивительный мир абстракций, связанный с природой откровенно белыми нитками. Если угодно, мы за деревьями из слов не видим «леса» - реального мира, данного нам в ощущениях первой сигнальной системы. Как только мы пытаемся описать то, что чувствуем, видим или слышим, мы тут же тонем в болоте абстракции и отвлечённости. Мы пытаемся познавать мир, не глядя на него.

Впрочем, ладно. Я ведь ещё ни слова не сказал о третьей сигнальной. Первая даёт нам представление о мире в ощущениях. Вторая - интерпретирует их, создавая абстрактную реальность, в которой мы проводим всю сознательную жизнь, а третья… А третьей нет. Конечно, мы можем её создать, как создали вторую, но чем обмен мыслями будет лучше обмена словами, скажите мне? Мы и так погружены в абстракцию по самое «не балуйся», надо ли усугублять? Хотя… Есть в этом некий лучик надежды. Ведь передача мыслей подразумевает и передачу ощущений и эмоций, а всё это - прямое, а не абстрактное следствие первой сигнальной. Таким образом, получается интересный поворот: отказавшись от прямого познания мира с появлением речи, мы были вынуждены познавать мир техническими методами, которые в свою очередь однажды позволят нам отказаться от второй сигнальной в виде речевых абстракций и перейти к прямому обмену истинными данными от первой сигнальной.

Мы снова можем познавать мир напрямую, надо лишь отказаться от второй сигнальной в пользу первой, как делали раньше монахи во всех религиях, давая обет молчания и уходя в какую-нибудь пустынь с тем, чтобы остановить внутреннюю речь, что для нас с вами довольно хлопотно, либо завершив виток - в пользу третьей.

Страница 18 из 38

Вторая сигнальная система.

Поведение животных и человека настолько сильно отличается, что у человека, по-видимому, должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенности его поведения.

Для различения высшей нервной деятельности животных и человека И.П.Павлов ввел понятия первой и второй сигнальных систем, выражающих различные способы психического отражения действительности.

Согласно И.П.Павлову, у людей су­ществуют две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная система - это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных), и вто­рая сигнальная система - система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены. Причем лишь не­значительная часть этих слов обозначает сенсорные воздействия на человека. Работа второй сигнальной системы заключается, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Единственная сигнальная система у животных и первая у человека обеспечивают отражение действительности в виде непосредственных чувственных образов. Это “то, что мы имеем в себе впечатление, ощущение и представление от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое” (Павлов И.П. Полн. собр. соч. 1951. Т. 3. Кн. 2. С. 345).

Специфические особенности высшей нервной деятельности человека представлены второй сигнальной системой, которая воз­никла в результате развития речи как средства общения между людьми в процессе труда. “Слово сделало нас людьми”, - писал И.П.Павлов. Развитие речи привело к появлению языка как новой системы отображения мира. Вторая сигнальная система представ­ляет новый принцип сигнализации. Она сделала возможным от­влечение и обобщение огромного количества сигналов первой сиг­нальной системы. Вторая сигнальная система оперирует знаковыми образованиями (“сигналами сигналов”) и отражает действитель­ность в обобщенном и символьном виде. Центральное место во второй сигнальной системе занимает речевая деятельность, или речемыслительные процессы.

Слово, обозначающее предмет, не является результатом про­стой ассоциации по типу “слово - предмет”. Связи слова с пред­метом качественно отличаются от первосигнальных связей. Слово, хотя и является реальным физическим раздражителем (слуховым, зрительным, кинестетическим), принципиально отличается от них тем, что в немотражаются не конкретные, а наиболее существен­ные свойства предметов и явлений. Поэтому оно и обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действитель­ности. Эта функция слова со всей очевидностью обнаруживает себя при исследовании глухонемоты. А.Р.Лурия считает, что глухоне­мой, который не обучен речи, неспособен абстрагировать каче­ство или действие от реального предмета. Он не может формиро­вать отвлеченные понятия и систематизировать явления внешнего мира по отвлеченным признакам.

Вторая сигнальная система охватывает все виды символизации. Она использует не только речевые знаки, но и самые различные средства, включая музыкальные звуки, рисунки, математические символы, художественные образы, а также производные от речи и тесно с ней связанные реакции человека, например мимико-жестикуляционные и эмоциональные голосовые реакции, обобщен­ные образы, возникающие на основе абстрактных понятий, и т.п.

Вторая сигнальная система

У человека есть первая и вторая сигнальные системы, у животных – только первая. Представление о сигнальных системах человека и животных обосновал И.П.Павлов. Поскольку существующие определения сигнальных систем отличаются друг от друга, предлагаем наш вариант.

Первая сигнальная система – это система организма, обеспечивающая формирование конкретного (непосредственного) представления об окружающей действительности и приспособительных реакций посредством условных связей. Сигналами первой сигнальной системы являются предметы, явления и их отдельные свойства (запах, цвет, форма и т.п.). Например, появление запаха пищи может свидетельствовать о наличии поблизости столовой.

Вторая сигнальная система это система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью языка человека.

Язык человека – средство общения людей друг с другом, главной формой которого является письменная и устная речь, а также – формулы и символы, рисунки, жесты, мимика.

Речь – форма общения людей друг с другом с помощью сигналов (слов), обеспечивающая мышление человека. Речь может быть внутренней, являющейся необходимой формой процесса мышления, и внешней (письменная и устная), с помощью которой человек сообщает свои мысли другим людям.

Таким образом, сигналом второй сигнальной системы является язык человека, с помощью которого осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятиям, представлениям второй сигнальной системы. Главной формой языка является речь, сигналами которой являются слова. Причем смысловое содержание слова, например стол, не зависит от звучания этого понятия на различных языках. Высшие формы абстракции в сигнальных системах мозга обычно ассоциируются с актом художественной творческой деятельности человека, где продукт творчества выступает также как одна из форм языка.

Первая сигнальная система свойственна животным и человеку, однако благодаря тесному взаимодействию (у человека) со второй сигнальной системой, она качественно отличается от таковой у животных и несет на себе отпечаток культурно-исторических влияний. Первая сигнальная система обеспечивает конкретно-чувственное отражение окружающей действительности. При этом вначале в организме формируется ощущение отдельных свойств предметов и явлений, воспринимаемых соответствующими рецепторными образованиями и ведущими к более сложной форме отражения – восприятию.

У животных тоже имеется язык – это язык сигналов, но словесные сигналы человека отличаются от условных сигналов животных. Во-первых, их действие зависит не столько от физических особенностей, сколько от смысловых, т.е. слово действует своим смысловым содержанием. Во-вторых, язык человека и, в первую очередь, речь позволяют передавать знания предков их потомкам, что качественно отличает человека от животных, способствуя накоплению знаний об окружающей природе и безмерно повышая власть человека над окружающим миром. Вся кора большого мозга имеет отношение к обеим сигнальным системам, которые тесно взаимодействуют между собой: вторая сигнальная система в своей деятельности в определенной степени зависит от функционирования первой сигнальной системы, так как через первую во вторую поступает необходимая информация.

Структуру языка и его сущность составляют его грамматический строй и основной словарный запас. В антропогенезе язык сформировался как форма общения в процессе охоты на диких зверей, защиты при их нападении, сооружения жилища, поиска пещеры и т.д. Вначале это были отдельные звуки в виде сигналов, например об опасности, как у животных. В процессе труда возникла необходимость обращения друг к другу. Отдельные звуки превращались в более сложные сигналы, из которых впоследствии сформировались слова и фразы.

Этапы развития познавательной способности ребенка связаны с развитием обобщающей функции слова.

Начальный период (возраст 1,5 – 2 года) связан с сенсомоторной активностью.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png