Стоит включить телевизор, и реклама начинает атаку на психику ребенка. Быстрая смена видеокадров, изменение масштаба изображения и силы звука, стоп-кадры и аудиовизуальные спецэффекты травмируют нервную систему и вызывают повышенную возбудимость у детей раннего возраста.

Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки способствует релаксации, снижает умственную активность и критичность восприятия информации.

Реклама оказывает негативное влияние на развитие личности. Детям навязывают идеалы красоты, жизненные цели, способ существования, которые крайне далеки от реальности. Тем не менее их заставляют к этому стремиться, сравнивать себя с «идеалом». Сознание ребенка постепенно превращается в хранилище стереотипов.

Нередко реклама делает ребенка более агрессивным и раздражительным. Какие для этого существую причины? Во-первых, многие рекламные ролики повторяются слишком часто, прерывают интересные фильмы или мультики. Во-вторых, такие товары как горные велосипеды, путешествия, автомобили пока не доступны ребенку, а иметь их хочется. Так как желания и возможности не совпадают, возникает чувство разочарования, а нередко и злости на родителей, которые не могут купить дорогую «игрушку». В-третьих, сама реклама может отличается агрессивностью.

Реклама влияет на детей не только психологически, но и физиологически. Когда маленький телезритель «в запой» смотрит рекламные ролики он неподвижно сидит или лежит, его вниманием полностью завладела реклама. Такая гиподинамия приводит к замедлению обмена веществ, а значит и к накоплению жиров в организме ребенка. Вместо того, чтобы бегать, прыгать и таким образом тратить калории, ребенок, наоборот, накапливает их. Особенно, когда под телевизор проходит и завтрак, и обед, и ужин. Глядя на «голубой экран», малыш может съесть гораздо больше, чем нужно его организму. Отсюда проблемы с лишним весом в раннем возрасте, расстройства желудочно-кишечного тракта. Кроме того, реклама предлагает маленькому потребителю далеко не самые полезные продукты. Малыш после просмотра рекламы начинает вымогать у родителей разные снэки и сладости, что тоже не прибавляет ему здоровья.

Психологическое же воздействие рекламы на неокрепшие умы юного поколения еще более сильное. Даже технология создания рекламных телевизионных роликов уже предусматривает воздействие, в первую очередь, на детей. Маркетологи всего мира уже давно осознали, что нет более благоприятной почвы для рекламы, чем детская аудитория. Хоть дети и не могут купить рекламируемый товар, зато они способны повлиять на решение своих родителей. Ребенок может просто вымогать у мамы или папы купить шоколадку или чипсы «как в рекламе».

А для детей в возрасте 6-12 лет, когда они уже имеют свои карманные деньги, особо привлекательна реклама, в которой предлагается без усилий что-то получить. Например, «пришлите нам 10 этикеток и получите бейсболку». И детей трудно переубедить, что такие лотереи не гарантируют получения выигрыша, да и та бейсболка, честно говоря, стоит гораздо дешевле.

Иногда продукты (чипсы, жевательная резинка, леденцы, шоколадные батончики, газированные напитки), в рекламе которых используется образ подростка, являются не слишком полезными для питания. Родителям бывает трудно доказать это ребенку, приходится уступать под воздействием его настойчивых уговоров и покупать то, что он просит.

Многие ролики призывают «перекусить», если наступило чувство легкого голода. Благодаря этому количество приемов пищи увеличивается, а полноценное питание нередко и вовсе заменяется подобными «перекусами».

Поскольку дети более эмоционально чувствительны, чем взрослые, то и воздействие рекламы они ощущают сильнее, и привыкание возникает быстрее. Главная неприятная особенность этого воздействия в том, что оно нарушает стабильность жизни и влечет за собой резкие изменения настроения и поведения зрителя.

Для ребенка все происходящее на экране - это настоящее, он еще не способен отличить правду от вымысла. Поэтому по поведению героев рекламных роликов дети формируют для себя модель поведения во взрослом мире. Но в рекламе эта модель упрощенная либо же вообще нереальная. Редко в рекламном ролике встретишь доброго и честного персонажа, пропагандирующего нравственность. Гораздо чаще - это эгоистичные, сексуально-агрессивные персонажи, которые действуют лишь в угоду своим желаниям. Только представьте себе какой образ взрослого предлагает ребенку реклама: он постоянно страдает от кариеса, перхоти, запаха изо рта, расстройства желудка и тому подобных вещей. Тот еще образчик...

П ривлечение детей к рекламе тех или иных товаров, как правило, положительно сказывается на их продвижении. Поднять продажи также может реклама, обращенная к детям, ведь убедить их в положительных качествах рекламируемого товара намного проще, чем взрослых. Понимая это, законодатель ввел немало ограничений и запретов, касающихся участия детей в рекламе и направленности рекламы на детскую аудиторию. Расскажем о них подробно.

В статье 6 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ) дан обширный перечень запретов, призванных защитить детей от вредной для них информации, содержащейся в рекламе. Запреты предусмотрены для того, чтобы не допустить в рекламе неуважительного отношения к старшим, унижения родителей и воспитателей, возникновения у самих детей нежелательных эмоций ­(например, ­зависти), а также формирования у них различных ­комплексов.

Кроме того, отдельные нормы Закона № 38-ФЗ устанавливают дополнительные запреты, защищающие несовершеннолетних от некоторых видов рекламы.

К сведению

Свернуть Показать

Дискредитация родителей

В п. 1 ст. 6 Закона № 38-ФЗ сказано, что в рекламе не допускается дискредитация родителей и воспитателей, а также подрыв доверия к ним у несовершеннолетних.

Например, Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 28.01.2014 № 09АП-46924/2013-ГК по делу № А40-39112/13 ­отметил недопустимость «“разоблачения” бездушности воспитателя».

Приведем еще один пример, размещенный на официальном сайте ФАС России . В 2010 г. антимонопольный орган признал ненадлежащей рекламу услуг по продаже мобильного контента. Реклама содержала следующий текст: «У твоего папы аллергия и он никогда не купит тебе щенка? Шли SMS на номер 5555 и в твоем телефоне появится щенок!».

Проверяющие пришли к выводу, что такая реклама дискредитирует родителя, т.к. он характеризуется как больной человек, не способный купить сыну щенка. Кроме того, реклама побуждает ребенка к совершению поступка в обход решения (мнения) больного родителя (до его сведения ничего не доводится). А этим подрывается доверие к родителю.

Побуждение к тому, чтобы убедить родителей купить товар

Запрет на побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар, установлен в п. 2 ст. 6 Закона № 38-ФЗ. В качестве иллюстрации можно привести постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.11.2011 по делу № А69-337/2011.

В рекламе банковского кредита был изображен улыбающийся ребенок, придерживающий велосипед. А сам текст рекламы гласил: «Счастливых людей становится больше!». Суд посчитал, что такая реклама «может являться значительным посылом детям о необходимости потребовать от своих ­родителей покупку велосипеда или другого товара в силу своего желания».

Кроме того, арбитры отметили, что реклама создает у несовершеннолетнего искаженное представление о доступности товара, приобретенного в кредит для семьи с любым уровнем достатка. Увидев эту рекламу, ребенок захочет «быть счастливым» и походить на героя рекламы. А для этого ему необходимо будет убедить родителей приобрести ­рекламируемый товар (в данном случае - получить кредит).

Аналогично нарушением п. 2 ст. 6 Закона № 38-ФЗ можно считать рекламу пивной с текстом «При заказе родителей - дети бесплатно». Такой текст воспринимается как побуждение родителям приводить в пивную детей .

Еще один пример приведен в п. 17 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37). Торговая организация - рекламодатель использовала в стационарной наружной рекламе фразу: «В моей школе у многих ребят есть компьютер». Антимонопольный орган посчитал, что эта реклама внушает несовершеннолетним мысль убедить родителей или других лиц приобрести товар. Компания же пыталась доказать, что реклама не содержала никаких прямых предложений, призывающих несовершеннолетнего убедить взрослых лиц купить ему рекламируемый товар. По ее мнению, слоган является повествовательным и безличным предложением, поэтому не может ­рассматриваться как внушение, адресованное несовершеннолетним.

Суд поддержал антимонопольщиков. Арбитры подчеркнули, что из контекста рекламного слогана однозначно следует, что речь идет о детях - учащихся школы (т.е. о несовершеннолетних), а сама реклама предназначена их вниманию и адресована им. Реклама привлекает интерес несовершеннолетних к дорогостоящему товару, повышающему престиж ребенка среди сверстников. Одновременно такая реклама внушает детям мысль о том, что многие знакомые им школьники уже имеют компьютер, и, следовательно, он доступен большинству семей по цене. Распространение подобной рекламы явно направлено на возбуждение у ребенка желания принадлежать к числу тех «многих ребят», которые являются ­обладателями компьютеров.

Создание искаженного представления о доступности товара

В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона № 38-ФЗ в рекламе не допускается создание у несовершеннолетних искаженного представления о ­доступности товара для семьи с любым уровнем достатка.

В уже рассмотренном постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа в своем постановлении от 22.11.2011 по делу № А69-337/2011 компания умудрилась нарушить и эту норму закона. Суд подчеркнул, что реклама (ребенок с велосипедом) создает у несовершеннолетнего искаженное представление о доступности товара, приобретенного в кредит, для семьи с любым уровнем достатка.

Другой пример. Банк в своей рекламе использовал следующий текст: «Возрождение Банк. Банк, который всегда с тобой. Вчера выбирали автомобиль…», который сопровождался изображением трех малолетних детей, сидящих в открытом багажнике автомобиля. Антимонопольщики посчитали, что эта реклама нарушает требования п. 3 ст. 6 Закона № ­38-ФЗ. По их мнению, совокупность текста «Вчера выбирали автомобиль» и изображения детей создает у несовершеннолетних искаженное представление о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка. Суд с такой точкой зрения согласился (постановление Арбитражного суда Ставропольского края от 15.04.2014 по делу № А63-20/2014).

Создание впечатления, что обладание товаром делает ребенка лучше, чем его сверстники

В п. 4 ст. 6 Закона № 38-ФЗ сказано, что в рекламе не допускается создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их ­сверстниками.

Из практики антимонопольных органов известен случай, когда организация разместила на телевидении рекламу, в которой две девочки-школьницы обсуждают своего одноклассника: «Фу, одет он немодно и вчера двойку по уроку получил». А рекламный слоган гласил: «Долой двойки с новыми смартфонами!» Проверяющие посчитали, что данная реклама нарушает п. 4 ст. 6 Закона № 38-ФЗ.

Формирование комплекса неполноценности у детей, не обладающих товаром

Так ФАС Поволжского округа в постановлении от 12.04.2012 по делу № А55-8744/2011 признал ненадлежащей рекламу следующего содержания:

« - Смотри, какая у Машки кофта! Из прошлого сезона!

А я еще видела у нее двойку в дневнике.

Фууу. “Двойка” - теперь не модно!

Готовься к учебному году с Медиамаркт! Только с 12 по 24 августа. Универсальный ноутбук Lenovo: процессор: Intel Pentium T4400, видеокарта NVIDIA. Всего за 14444 рубля…».

Арбитры подчеркнули, что использование образа, вызывающего негативные ассоциации (неуспешность в учебе, необладание брендовой одеждой), подсознательно формирует установку на необходимость ­приобретения ­товара (а именно, универсального ноутбука Lenovo).

Показ детей в опасных ситуациях

Пункт 6 ст. 6 Закона № 38-ФЗ запрещает показ несовершеннолетних в опасных ситуациях. К опасным относятся, в частности, ситуации, побуждающие к совершению действий, в результате которых их жизнь и (или) здоровье могут оказаться под угрозой (в т.ч. к причинению вреда своему здоровью).

В качестве примера можно привести решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2011 по делу № А40-67828/11153-599. В рассмотренном деле нарушением стало изображение на обложке музыкального альбома несовершеннолетней девочки с пистолетом, направленным перед собой. Образ сопровождался текстом «САМЫЙ СКАНДАЛЬНЫЙ ­“ТЯЖЕЛЫЙ” АЛЬБОМ ВЕСНЫ» и изображением крови.

Суд указал, что использование детского образа в подобной обстановке расценивается как нарушение прав ребенка и законодательства о рекламе. А умышленное создание угрожающей атмосферы вокруг ребенка претит его нормальному воспитанию и развитию.

Отметим, что нарушитель пытался убедить суд в том, что реклама не является реалистическим изображением ребенка. Однако арбитры не приняли этот довод во внимание.

Также нарушением п. 6 ст. 6 Закона № 38-ФЗ можно считать изображение ребенка с сигаретой во рту (постановление ВС РФ от 15.06.2015 по делу № 307-АД15-3751, А13-7185/2014).

Кстати, уже рассмотренная реклама, на которой изображены дети, сидящие в открытом багажнике автомобиля (постановление Арбитражного суда Ставропольского края от 15.04.2014 по делу № А63-20/2014), тоже является нарушением п. 6 ст. 6 Закона № 38-ФЗ. Компания в свое оправдание заявляла, что детям, сидящим в багажнике автомобиля, не угрожает опасность. Они улыбаются, а автомобиль стоит неподвижно. Следовательно, наступление неблагоприятных последствий для детей ­исключено.

На это суд ответил, что дети практически беззащитны против внешнего психологического воздействия из-за наивности, отсутствия жизненного опыта, знаний, находчивости и сформировавшегося собственного мнения. Поэтому их нахождение в багажнике является опасной ­ситуацией вне зависимости от того, едет автомобиль или стоит.

Преуменьшение навыков, необходимых для использования товара

Данный запрет (п. 7 ст. 6 Закона № 38-ФЗ) призван оградить детей от товаров, использование которых может быть опасно. Именно поэтому если результаты использования товара показаны или описаны, то реклама должна содержать информацию о том, что реально достижимо для детей той возрастной группы, которой адресована эта реклама (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.05.2004 № ­А78-5583/03-С1-28/293-Ф02-1479/04-С1).

Формирование комплекса неполноценности в связи с внешней непривлекательностью

Запрет рекламы с подобным воздействием установлен в п. 8 ст. 6 Закона № 38-ФЗ. Нарушением будет, например, демонстрация разочарования молодого человека при встрече c девушкой (предположительно несовершеннолетних), носящей брекеты. Такая реклама формирует у детей комплекс неполноценности, связанный с их внешней непривлекательностью, т.к. наличие у девушки брекетов вызывает у молодого человека ­неприязнь и нежелание знакомиться .

Дети в рекламе алкоголя

Пункт 6 ч. 1 ст. 21 Закона № 38-ФЗ содержит запрет на использование образов людей (в т.ч. несовершеннолетних) в рекламе алкогольной ­продукции.

Кроме того, реклама алкоголя не должна обращаться к несовершеннолетним (п. 5 ч. 1 ст. 21 Закона № 38-ФЗ). Соответственно, реклама алкогольной продукции не может размещаться в стационарных торговых объектах, специализирующихся на реализации товаров для детей, или быть направленной на привлечение внимания несовершеннолетних (письмо ФАС России от 02.12.2011 № АК/44977 «О разъяснении ­некоторых ­положений Федерального закона “О рекламе”»).

Другие нарушения

Кроме перечня, приведенного в ст. 6 Закона № 38-ФЗ, законодатель особо выделил и некоторые другие запреты, в частности, на:

  • размещение рекламы в учебниках и пособиях (ч. 10 ст. 5 Закона № ­38-ФЗ);
  • обращение к несовершеннолетним и использование их образов в рекламе оружия и продукции военного назначения (п. 2 и 3 ч. 6 ст. 26 Закона № 38-ФЗ);
  • обращение к несовершеннолетним рекламы лекарственных средств, рискованных азартных игр и пари (п. 1 ч. 1 ст. 24, п. 1 ч. 1 ст. 27 Закона № 38-ФЗ);
  • размещение рекламы, содержащей запрещенную для детей информацию рекламы вблизи (т.е. на расстоянии не менее чем сто метров от их границ) детских образовательных, медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организаций, а также организаций культуры, отдыха и оздоровления детей (ч. 10.2 ст. 5 Закона № 38-ФЗ). О том, какая информация запрещена для распространения среди детей, сказано в Федеральном законе от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от ­информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Закон о защите детей);

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Часть 2 ст. 5 Закона о защите детей

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

  1. побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, ­самоубийству;
  2. способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  3. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных ­настоящим Федеральным законом;
  4. отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
  5. оправдывающая противоправное поведение;
  6. содержащая нецензурную брань;
  7. содержащая информацию порнографического характера;
  8. о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
  • размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Закона о защите детей, без указания категории данной информационной продукции (ч. 10.1 ст. 5 Закона № 38-ФЗ). В письме от 28.08.2012 № АК/27944 ФАС России разъяснила, что данное требование распространяется только на рекламу информационной продукции, а не рекламу иных товаров или услуг (например, ­вклада в банке, автомобильного салона, ресторана и т.п.).

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Пункт 5 ст. 3 Закона № 38-ФЗ

информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети ­«Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи;

Не только кнут, но и пряник

По мнению некоторых экспертов, одним из недостатков современного законодательства о рекламе является существенный «перекос» в сторону установления различных запретов и ограничений.

В этой связи нельзя не сказать о трехлетнем моратории (на 2016-2018 гг.) на плановые проверки субъектов малого предпринимательства (ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее - Закон № 294-ФЗ). Такой запрет распространяется и на проверки соблюдения законодательства о рекламе. Об этом недавно напомнила ФАС России в письме от 12.08.2015 № АК/41908/15 «О проверках в сфере рекламы в период 2016-2018».

При этом ФАС России обратила внимание, что этот мораторий касается только плановых проверок, а на внеплановые не распространяется.

Узнать, запланирована ли в отношении компании проверка, можно на сайте Генпрокуратуры (http://genproc.gov.ru/). Соответствующая информация выкладывается на сайт не позднее 31 декабря (ч. 7 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Найти ее несложно. В раздел «Сводный план проверок» ­можно зайти с главной страницы сайта.

Конечно, в работе любой электронной системы возможны сбои и ошибки. Поэтому нельзя исключать, что субъект малого предпринимательства все равно обнаружит себя в плане проверок. В такой ситуации он может подать в антимонопольный орган заявление (в порядке, ­который установит Правительство РФ) об исключении из плана.

Возможно, что антимонопольщики все же придут к субъекту малого предпринимательства с плановой проверкой. В такой ситуации нужно помнить, что перед ее началом они должны разъяснить представителю компании положения ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ. Если после этого фирма представит документы, подтверждающие, что она является субъектом малого предпринимательства, то проверка тут же прекращается. При этом проверяющие должны составить акт о прекращении проверки.

Когда проверка продолжается несмотря ни на что, контролерам стоит напомнить содержание ч. 7 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ. Там сказано, что проведение проверки компаний, в отношении которых установлен мораторий, считается грубым нарушением законодательства и влечет ­недействительность результатов проверки.

Реклама влияет на детей, дети влияют на рынок. Американские маркетологи оценивают "потребительскую стоимость" ребенка в $100 тыс. - именно столько один американец должен истратить на покупки на протяжении своей жизни. Ежегодно среднестатистический американский ребенок видит 40 тыс. телереклам.

В начале 1990-х годов, когда в США ежегодно тратилось на рекламу, рассчитанную на детей, не более $100 млн., американские родители и учителя беспокоились, что растет поколение, которое будет считать наиболее важным для себя количество денег и имущества. В 2000-е годы в Америке на рекламу для детей ежегодно расходуется $12 млрд.

Аллен Кэннер (Allen Kanner), психолог, считает, что среди детей растут потребительские настроения.

«Дети становятся жадными потребителями, - говорит психолог. - Когда я спрашиваю их, чем вы будете заниматься, когда вырастете, они отвечают, что будут делать деньги. Когда они обсуждают своих друзей, они говорят об их одежде, марках одежды, которые те носят, а вовсе не об их человеческих качествах».

Возраст, на который рассчитана реклама, постоянно снижается. Сейчас двухлетний ребенок является полноправным объектом воздействия телевизионной и других видов рекламы. И такая реклама не проходит бесследно. В соответствии с недавними исследованиями доктора Кэннера, трехлетний американский ребенок в среднем знает 100 различных торговых марок. Ежегодно американский подросток тратит на модную одежду и обувь $1.4 тыс.

Стратегия компаний четко обусловлена психологией детей. Профессор маркетинга Джеймс МакНил считает, что ребенок интересен рынку и производителям рекламы из трех соображений: во-первых, он имеет свои собственные деньги и тратит их, часто повинуясь рекламе; во-вторых, он влияет на решение родителей о том, что покупать; а в-третьих, к тому времени, когда ребенок вырастает, его потребительские запросы и привычки уже оказываются сформированными, благодаря рекламе, которую он видел в далеком детстве.

В 1960-х годах родители детей в возрасте от 2 до 14 лет ежегодно тратили в общей сложности $5 млрд. под влиянием своих чад. В 1970-х годах этот показатель равнялся $20 млрд., в 1984 году он вырос до $50 млрд., в 1990 году - до $132 млрд. Джеймс МакНил приводит следующие данные: ежегодно школьники начальной школы (дети в возрасте с 6 лет до 12 лет) имеют в своем распоряжении приблизительно $15 млрд. собственных денег, $11 млрд. из которых они тратят на игрушки, одежду, сладости и завтрак. Дополнительно к этому, родители тратили около $160 млрд. в год под влиянием предпочтений своих детей. Спустя всего несколько лет был отмечен значительный рост этих трат. В 1997 году дети в возрасте до 12 лет тратили более $24 млрд. своих собственных денег, в то время как под их прямым влиянием семьей дополнительно расходовалось $188 млрд.

В 1999 году группа, включавшая в себя 60 психологов, обратилась к Американской Психологической Ассоциации (American Psychological Association) с открытым письмом, в котором потребовала от Ассоциации высказать свое мнение по поводу рекламы, направленной на детей, которая по мнению авторов письма неэтична и опасна. Психологи призывали провести исследования психологических приемов, используемых в коммерческой детской рекламе, опубликовать результаты этих исследований и дать этическую оценку этим технологиям, разработать стратегии, которые позволили бы защитить детей от коммерческого манипулирования.

Позже подобные исследования были проведены. Одно из заключений Ассоциации: телевизионная реклама воспитывает у детей нездоровые привычки. Исследования показали, что ребенок в возрасте до 8 лет не способен критически воспринимать такую рекламу и склонен относиться к ней с полным доверием.

Если учесть, что в числе наиболее рекламируемых продуктов - конфеты, сахарсодержащие хлопья, сладкие напитки и всякого рода закуски, реклама, таким образом формирует неверное представление о здоровом сбалансированном питании. Американская Психологическая Ассоциация рекомендовала запретить все виды рекламы, ориентированной на детей младше 8-летнего возраста. Однако никаких серьезных мер по ограничению детской рекламы не последовало. Защитники детской рекламы ссылаются на права детей как потребителей. Чиновники - на свободу слова и предпринимательства Washington ProFile - http://4btl.ru/info/news/4083.

Неутешительные данные приводят и российские психологи.

«Дети действительно любят смотреть рекламу. "Маленьких детей в первую очередь привлекают яркая картинка и веселый сюжет, а уже потом рекламируемый товар", -- считают представители компании-исследователя. Причем чем старше становится ребенок, тем меньше он смотрит рекламу. Согласно данным, полученным ИТАР-ТАСС, если в 9-летнем возрасте телеролик до конца досматривают 44,8% детей, то к 19 годам -- только15,9%. Чуть более активна молодежная аудитория от 20 до 24 лет -- телерекламу смотрят 18,2% опрошенных».

Во-первых, время и деньги. Реклама -- удовольствие дорогое, и цена не располагает рекламодателя к подробным характеристикам товара, его цель -- как можно лаконичнее изложить суть. У потребителя тоже нет времени на пространные рассуждения о товаре, его цель -- получить максимум информации в сжатые сроки. Реклама информативна и легко запоминается. Причем дети запоминают ее легче, чем взрослые, так как их голова не так забита различной информацией.

Во-вторых, бешеный ритм жизни современного мегаполиса. У родителей просто не остается ни времени, ни сил на воспитание детей, на долгие объяснения, что такое хорошо и что такое плохо. Взрослые привыкли к коротким рубленым фразам, а дети под них подстраиваются и в результате начинают мыслить слоганами так же, как их родители когда-то мыслили поговорками и пословицами.

В-третьих, человеку свойственно экономить силы, в том числе и умственные. Пословицы, поговорки, рекламные слоганы -- это штампы, стереотипы. "„Мерседес“ -- это круто","С „Толстяком“ время летит незаметно" и т.д. -- слоганы категоричны. Что, в свою очередь, не оставляет места бесконечным детским"почему?".

Реклама, являясь упрощенной схемой поведения, дает ребенку возможность развиваться. Он постоянно овладевает стереотипом поведения взрослого человека, и в этом ему помогают игры и сказки. В сказках детям предлагаются решения того, что правильно, а что нет, как поступать в тех или иных ситуациях. Благодаря игре дети вырабатывают собственные сценарии поведения. Реклама в восприятии ребенка -- синтез игры и сказки. Герои рекламных роликов просты и линейны, их желания и поступки лишены нюансов, понятны ребенку.

Стремление защитить детей от пагубного воздействия рекламы, телевидения, Интернета -- всего лишь результат того, что родители не уделяют детям должного внимания и не справляются со своими обязанностями.

Дети мечтают о дорогих игрушках, потому что видят их в магазине и у других детей, а не потому, что посмотрели рекламу.

На нервную систему ребенка может оказать негативное влияние любой элемент любой рекламы, например котенок, щенок или ежик, о котором ребенок мечтает, или дружелюбная атмосфера в рекламной семье.

Антитабачная, антиалкогольная и любая "антивредная" реклама, перегруженная полезными советами и рассказами о вреде продукта, детей и подростков пугает и отталкивает.

Дети начинают курить и употреблять спиртные напитки раньше, чем считает статистика, причем активно рекламируемое пиво в ряду употребляемых напитков -- вещь вполне безобидная.

Прежде всего ребенок подражает ближайшим взрослым или старается вести себя не так, как они. Материальное положение и социальный статус семьи, способы проводить досуг, взаимоотношения в семье -- вот что оказывает воздействие на детей. Реклама же играет незначительную роль Алина Дударева. Внимание! Дети! - http://rupr.ru/art/raznoe-vnimanie_deti.php.

Каждый возрастной период имеет характерные особенности развития ребенка, становления его представления о мире, его понимания и принятия происходящего А.А. Реан «Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития: учебное пособие». Золотая Психея - 2001..

Раннее детство (возраст от 2 до 6 лет) характеризуется активным развитием всех познавательных процессов - методологии анализа, синтеза информации, понимания процессов, которые происходят вокруг, развитие ассоциативного мышления.

Важное место в развитии личности ребенка в этот период занимают эстетические чувства: чувство прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического.

В связи с тем, что в этом возрасте формируются так называемые социальные эмоции - переживания человеком своего отношения к окружающим людям, то ребенок основной свой жизненный опыт получает из участия в общении и из наблюдения за окружающими людьми. Как только в поле зрения ребенка попадает реклама, он, из-за ее привлекательности, яркости, начинает анализировать, стараясь максимально перекладывать модели поведения, которые он видит в коротких роликах, на свое поведение.

Рекламные ролики предлагают простые методы решения проблем: не получается сделать уроки - ешь чипсы; если ты некрасивая, надень джинсы известной фирмы - и все мужчины падут к твоим ногам. Не надо ничего делать, не надо думать - просто ешь и носи то, что тебе предлагают с экрана. Все решения за ребенка уже приняты, а это ограничивает работу мышления и, в конце концов, отрицательно сказывается на интеллекте. Рекламная информация обладает невероятной силой внушения и воспринимается детьми как нечто неоспоримое. Если взрослые в состоянии провести границу между реальным миром и виртуальным миром рекламы, то дети не могут этого сделать. Маленький ребенок буквально понимает все, что видит и слышит. Герои рекламы для него - реальные персонажи - яркие и привлекательные. И их образ жизни, вкусы, пристрастия, манера говорить становятся эталоном - часто довольно сомнительным Олеся Волкова. Детское здоровье. Влияние рекламы на ребенка. Мой кроха и я, №7, 2007.

Важное место в развитии ребенка занимают эстетические чувства: чувства прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического. В этом возрасте ребенок начинает ориентироваться в таких понятиях, как правда и ложь. Но, рекламные образы могут нарушить правильные представления ребенка о подобных понятиях.

С другой стороны, герои телесериалов (Смешарики, Рыжий Ап, и пр.) или образы кумиров - известных футболистов, актеров или музыкантов, которым они стремятся подражать и рекламируемые ими товары составляют основу детской субкультуры, вне которой ребенку трудно построить общение со сверстниками. Для детей это информация о том, что на данный момент актуально и модно. Реклама с ранних лет учит ребенка ориентироваться во взрослом мире товарно-денежных взаимоотношений.

Маленьких детей в первую очередь привлекает движение на экране и яркая картинка, а не смысл рекламного сообщения, -- считают психологи. -- Поток смысловой информации воспринимается ими бессознательно. Это основано на физиологической особенности восприятия: внимание человека фокусируется на изменениях в окружающем пространстве, а не на том, что неизменно. Без дополнительного волевого усилия человек не может долго концентрироваться на стационарном объекте. Накапливается усталость и внимание переключается самопроизвольно. И наоборот -- чем больше изменения, тем сильнее внимание к ним.

В связи с этим необходимо отметить, что реклама отрицательно влияет на здоровье ребенка. На неокрепший организм действуют излучение от экрана, мелькание ярких цветовых пятен, частая смена изображений. Мелькающие картинки негативно влияют на зрительный аппарат ребенка в целом (а не только на глаза), на работу сердца и мозга, а частая смена изображения ослабляет внимание. И еще - реклама настойчиво приучает детей к потреблению вредных товаров. К тому же, быстрая смена видеокадров, изменение масштаба изображения и силы звука, стоп-кадры и аудиовизуальные спецэффекты травмируют нервную систему и вызывают повышенную возбудимость у детей раннего возраста. Реклама оказывает негативное влияние на развитие личности. Детям навязывают идеалы красоты, жизненные цели, способ существования, которые крайне далеки от реальности. Тем не менее, их заставляют к этому стремиться, сравнивать себя с «идеалом». Сознание ребенка постепенно превращается в хранилище стереотипов.

Рассматривая более старший возрастной период (с 6 до 12 лет), необходимо отметить, что это период, когда идет общий рост ребенка - расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками - все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д.

В этот период формируется логическое мышление, способность выстраивать логические цепочки, анализировать происходящие процессы. Развивается память. И, в принципе, формируется интеллектуальный потенциал ребенка - характеристика его умственного развития.

Тем самым у ребенка будут сформированы ложные ценности: реклама дорогостоящих продуктов, предметов роскоши, недоступных большинству населения, приводит к негативным эмоциональным реакциям. Очень часто в современной отечественной рекламе фигурируют вещи, о которых по законам этики публично не говорят. Многократное повторение подобных сюжетов также может создавать угнетенное психическое состояние телезрителей. Если учесть к тому же общий психологический фон отечественного телевещания, который вносит дисбаланс в общественные и межличностные отношения людей, снижает сопротивляемость человека различным заболеваниям, то это становится еще и медицинской проблемой. Словом, не будет преувеличением сказать, что, запуская тонкие механизмы человеческих эмоций и мотивации, реклама, по существу, формирует современного человека.

У ребенка, благодаря рекламе могут появиться жизненные стереотипы: Мерседес или квартира на Рублевке, это можно изменить, хуже то, что ребенок видит вокруг себя массу рекламы, которая пропагандирует т.н. наркогенные средства. Некоторые общественные деятели утверждают, что реклама алкогольных напитков и сигарет заставляет молодёжь курить и пить. Но, психологическая привязанность к этому формируется в детстве. Ребенок видит перед собой кричащие, яркие образы. Некоторая реклама пивной продукции строится на противоречиях. Пытливый ум ребенка запоминает подобные образы.

13 марта 2006 года был принят Федеральный закон Российской Федерации №38-ФЗ «О рекламе». В целях закона отмечено: развитие товаров и услуг, реализация права потребителя на получение добросовестной и достойной рекламы.

И в статье №6, которая имеет формулировку «Защита совершеннолетних в рекламе», рассматриваются правовые основы «… защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе…» ФЗ №38 «О рекламе»

Констатируя факт значительного влияния рекламы на формирование дошкольников, школьников, а в последствии и молодых людей, нельзя не отметить ее деструктивную роль в процессе социализации подрастающего поколения, в становлении и укреплении позитивных социальных и нравственных качеств детей http://alleksandrik.livejournal.com/9595.html.

Приведённые сведения свидетельствуют о том, что реклама негативно влияет на развитие ребёнка, хотя некоторые находят и положительные моменты в просмотре детьми рекламы. Чтобы убедиться в том, что реклама для подростков вредна, мы провели опрос среди учащихся школы и взрослых, результаты которого представлены в следующей главе.

Считается, что маленькие дети лучше усваивают информацию, которая запоминается на всю жизнь. Этим пользуются рекламодатели, которые создают рекламу, направленную на детей – яркие веселые картинки, смешные герои, мультфильмы – это нравится каждому ребенку. Неспроста родители не могут отвести своих детей от телеэкрана, когда показывается реклама.

Но ведь маленькие дети пока не могут понять, что реклама не всегда бывает достоверной и правдивой. А потому требуют у родителей купить широко разрекламированный товар. Как бороться с влиянием рекламы на детей? И всегда ли влияние рекламы именно негативное?

Что видит в каждой рекламе ребенок? Что можно стать счастливым, купив телефон последней марки. Можно стать здоровым, выпивая по баночке йогурта в день. Можно стать красивым, воспользовавшись дезодорантом или средством от прыщей. На работу люди ходят, чтобы выпить кофе и съесть шоколадку, в обед – суп быстрого приготовления. На улице захотелось кушать – достаточно купить шоколадный батончик, а мучает жажда – под рукой газировка. По вечерам люди пьют пиво с сухариками. А самое главное, если на все радости жизни не хватает денег, то их обязательно выдаст в кредит добрая тетя в банке. Получается, что все в жизни достается легко!

Но и это еще не все. Рекламные ролики подрывают здоровый образ жизни, который так норовят привить своим детям родители. Ведь рекламируются в основном полуфабрикаты, призывающие при первом чувстве голода перекусить. В результате таких сытных и калорийных перекусов увеличивается общее количество приемов пищи, а это отражается на работе желудка и ведет к лишнему весу.

Многие рекламируемые продукты вообще противопоказаны маленьким детям: чипсы, сухарики, газировки, жвачки и т.д., поскольку они содержат вредные вещества и добавки (почитайте, что пишут в составе производители). Но так как грызть сухарики или жевать жвачку – это «клево», дети клянчат их купить у своих родителей, а родители порой не в силах отказать. Если же родители сопротивляются, то они тут же становятся «плохими», ведь в рекламе «хорошая» мама покупает своему ребенку рекламируемый шоколад.

К тому же, сейчас в рекламе создается образ «красивой жизни» – путешествия, одежда, автомобили, украшения и аксессуары, которые доступны не каждой семье, а ребенку и, в особенности, уже подростку, так хочется это иметь! Таким образом, реклама может влиять и на отношения в семье, когда ребенок не хочет мириться с невозможностью родителей купить атрибуты «красивой жизни». Это ведет к непониманию, озлобленности, конфликтам, разочарованиям и обидам.

И еще одно негативное влияние рекламы на детей, с которым столкнулись практически все. Реклама взрослых товаров порождает много вопросов: что такое прокладки, климакс, презерватив, простата, импотенция? Как объяснить это 4-5-летнему малышу? Что вообще на это можно ответить? Благодаря рекламе, наши дети становятся гораздо более просвещенными во «взрослых» вопросах, чем мы в свое время, и далеко не всегда это хорошо.

Наряду со всеми отрицательными моментами влияния рекламы на детей, есть несколько и положительных, которые нельзя не отметить:

Иногда в рекламе используются образы известных людей, артистов, спортсменов, на которых дети стремятся походить. Показывается своего рода некий положительный пример, который учит чему-то хорошему в жизни. Реклама помогает быть в курсе новинок. Из рекламы дети узнают много нового: что зубы нужно чистить по 2 раза в день и регулярно бывать у стоматолога, обувь нужно обрабатывать специальным кремом для обуви, чтобы она дольше прослужила, полезно употреблять в пищу кисломолочные продукты и т.п. К сожалению, подобных примеров можно привести крайне мало. Поэтому, как мы видим, все же негативного влияния рекламы на детей больше, чем положительного, а потому важно контролировать просмотр рекламы детьми.

Как бороться с последствиями влияния рекламы на детей

Одна моя знакомая на время рекламы переключает телевизор на канал Культура, поскольку там никогда не бывает рекламы. А ребенку говорит: «Актеры (или мультгерои) решили отдохнуть и пошли водички попить». Ребенок привык, и теперь всегда во время рекламы сам бегает или в туалет, или водичку попить.

Чтобы телевизор не затягивал ребенка, старайтесь сделать времяпровождение вашего ребенка разнообразным – чтение книг, прогулки, игры с друзьями, маленькое хобби, обучающие игры на компьютере или познавательные мультфильмы на DVD.

Четко оговорите время просмотра телевизора – час или два в день в определенное время.

Рассказывайте ребенку, о чем говорит данная реклама: как НЕ НУЖНО поступать, а как нужно. Что бывает, если сделать вот так. И главное – кому выгодна данная реклама. Покажите, на какие хитрости идут рекламодатели. Что не всегда бывает именно так, как рассказывает рекламный ролик. Пусть ребенок сам находит несоответствия.

Если ребенок требует что-то купить, на что денег не хватает – так и скажите ребенку. Это лучше, чем каждый раз придумывать новые отговорки.

Если ребенок уже достаточно взрослый, чтобы понять вред некоторых рекламируемых продуктов, расскажите ему об этом.

На каждый рекламируемый продукт есть альтернатива, более доступная по цене и достойная по качеству. Всегда имейте это ввиду и рассказывайте об этом детям: рекламодателям важно продать свой товар, поэтому он идет с накруткой и рекламной наценкой, в то время как рядом может лежать похожий (например) шоколадный батончик, только российского производства и без широкой рекламы по телевидению. Поэтому он дешевле почти вполовину, а на вкус может быть даже лучше!

Лучше усваивают информацию, которая запоминается на всю жизнь. Этим пользуются рекламодатели , которые создают , направленную на детей – яркие веселые картинки, смешные герои, мультфильмы – это нравится каждому ребенку. Неспроста родители не могут отвести своих детей от телеэкрана, когда показывается реклама.

Но ведь маленькие дети пока не могут понять, что реклама не всегда бывает достоверной и правдивой. А потому требуют у родителей купить широко разрекламированный товар. ? И всегда ли влияние рекламы именно негативное? Разбирается женский сайт .

Отрицательное влияние рекламы на детей

Что видит в каждой рекламе ребенок? Что можно стать счастливым , купив телефон последней марки. Можно стать здоровым , выпивая по баночке йогурта в день. Можно стать красивым , воспользовавшись дезодорантом или средством от прыщей. На работу люди ходят, чтобы выпить кофе и съесть шоколадку, в обед – суп . На улице захотелось кушать – достаточно купить шоколадный батончик, а мучает жажда – под рукой газировка. По вечерам люди пьют пиво с сухариками. А самое главное, если на все радости жизни не хватает денег, то их обязательно выдаст в кредит добрая тетя в банке. Получается, что все в жизни достается легко!

Многие рекламируемые продукты вообще противопоказаны маленьким детям : чипсы, сухарики, газировки, жвачки и т.д., поскольку они содержат вредные вещества и добавки ( ). Но так как грызть сухарики или жевать жвачку – это «клево» , дети клянчат их купить у своих родителей, а родители порой не в силах отказать. Если же родители сопротивляются, то они тут же становятся «плохими» , ведь в рекламе покупает своему ребенку рекламируемый шоколад.

Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение,
однако активная , не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права .



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png