Существует три основных фактора, с которыми сталкиваются менеджеры в процессе принятия решений: определенность, риск и неопределенность. Чем же характеризуется каждый из них?

Определенность

Определенность (certainty). Ситуация, в которой менеджер может найти правильное решение, потому что ему известные результаты выбора каждого варианта.

Идеальным для принятия решений является условие определенности, когда менеджер может принять правильное решение благодаря тому, что ему точно известные последствия выбора каждого из имеющихся вариантов.

Например, когда главный казначей штату Миссури принимает решение, в каком банке хранить избыток фондов штата, он точно знает, какой процент предлагает каждый банк и сколько можно на этом заработать, то есть ему точно известно, какие результаты даст выбор каждого варианта. Как вы понимаете, это условие никоим образом не характерно для ситуаций, в которых принимаются большинство управленческих решений. Данное условие является скорее идеальным, чем реальной.

Риск (risk). Условия, при которых лицо, которое принимает решение, может оценить вероятность тех или других его результатов.

Намного чаще мы сталкиваемся с условием риска.

Под риском мы имеем в виду такие условия, при которых лицо, которое принимает решение, может оценить вероятность определенного варианта или последствий его выбора. Способность оценить степень вероятности тех или других последствий зависит от личного опыта менеджера и от наличия у него вторичной информации. В условиях риска менеджер имеет соответствующие данные за прошлые периоды, которые позволяют ему оценить вероятность разных вариантов. Предлагаем вам рассмотреть следующий пример.

Допустимо, что вы управляете лыжным курортом в Колорадо-Рокис и обдумываете вариант строительства еще одного подъемника. Очевидно, что ваше решение в значительной степени зависит от суммы дополнительного дохода, что вы получите в результате строительства нового подъемника, а этот доход, в свою очередь, будет зависеть от того, насколько снежным окажется сезон. Проблема решения немного упростилась, когда вам напомнили, что в вашем распоряжении достаточно надежные данные об уровне осадков в вашем регионе за прошлые годы. Данные о погоде говорят о том, что за последние 10 лет три года шли сильные снегопады, пять лет - нормальные и два года - незначительные. Можете ли вы воспользоваться этой информацией, чтобы определить сумму ожидаемого дохода после строительства нового подъемника? Если вы имеете точную информацию о сумме ежегодного дохода в течение относительно длительного периода, ответ на этот вопрос будет позитивным.

Вы, например, можете составить формулу для вычисления ожидаемой стоимости; другими словами, вычислить условные денежные поступления при каждом возможном результате, множачи показатель ожидаемой прибыли на степень вероятности снегопадов. В итоге вы получите показатель среднего ожидаемого дохода при условии, что степень вероятности останется неизменной. Как отображено в табл. 5 ожидаемый доход от строительства дополнительного нового лыжного подъемника составит 687,5 тысяч долларов. Эти данные могут оправдать как позитивное, так и негативное решение, которое будет зависеть от расходов, необходимых для получения дополнительного дохода, таких как расходы на строительство нового подъемника, дополнительные ежегодные текущие расходы на его содержание, процентная ставка по кредиту и тому подобное

Таблица 5. Ожидаемая сумма дохода в результате строительства нового лыжного подъемника

Ожидаемый доход (тыс. дол.)

Вероятность = Ожидаемая стоимость по каждому варианту (тыс. дол.) Сильные снегопады 850 0,3 255 Нормальные снегопады 725 0,5 362,5 Незначительные снегопады 350 0,2 70 687,5

Неопределенность

Неопределенность (uncertainty). Ситуация, в которой лицо, которое принимает решение, не может ни точно, ни с определенной степенью вероятности оценить возможные результаты того или другого решения

А что же происходят, когда необходимо принять решение, а вы вовсе не уверены в его результате и даже не можете достаточно точно оценить вероятность того или другого результата? Такое условие принятия решения называют неопределенностью.

Менеджеры, принимая решение, сталкиваются с этими условиями очень часто. Выбор любого варианта в этом случае зависит от того, насколько ограниченный объем информации есть в распоряжении лица, которое принимает решение.

Существует еще один фактор, который влияет на выбор вариантов в условиях неопределенности, - психологическая ориентация лица, которое принимает решение. Да, менеджер-оптимист сделает выбор, способный дать так называемый максімаксний результат (такой, который обеспечивает максимум максимально возможного дохода), менеджер-пессимист выберет максімінімальний вариант (такой, который обеспечит максимум минимально возможного дохода), а менеджер, который желает возвести к минимуму свои максимальные "потери", сделает минимаксный выбор. Предлагаем рассмотреть эти разные подходы к выбору решений на следующем конкретном примере.

Вашему вниманию предлагается ситуация, в которой оказался какой-то менеджер по маркетингу компании Visa International (Нью-Йорк). Из поручения руководителей компании он идентифицировал четыре возможных стратегии (S1, S2, S3, S4) стимулирования спроса на карточки Visa по всем Северном Востоке Соединенных Штатов Америки. Однако ему известно, что один из основных конкурентов его фирмы, компания MasterCard намеревается реализовать одну из своих трех конкурентных программ (СА1; СА2, СА3) для распространения своих карточек в этом же регионе. Допустимо, что в распоряжении специалистов компании Visa нет данных за предыдущие годы, которые позволили бы определить степень вероятности успеха в случае выбора каждой из четырех стратегий. Основываясь на имеющихся фактах, менеджер Visa составляет матрицу (табл. 6), чтобы отобразить разные стратегии Visa и возможная прибыль в результате их реализации в зависимости от разных конкурентных мероприятий MasterCard.

В данном примере, если менеджер компании Visa будет оптимистом, он изберет стратегию S4, потому что она обещает наибольшую возможную прибыль в размере 28 миллионов долларов. Как вы видите, этот выбор приблизительно обеспечит максимально максимальную прибыль (максімаксний выбор).

Таблица 6. Матрица распределения отдачи (в млн. дол.)

Маркетинговая стратегия компании Visa Реакция MasterCard СА1 СА2 СА3 S1 13 14 11 S2 9 15 18 S3 24 21 15 S4 18 14 28

Если же наш менеджер окажется пессимистом, он будет выходить из предположения, что наиболее вероятный наихудший результат по каждой стратегии такой: S1= 11, S2= 9, S3 = 15, S4= 14 миллионов долларов. Это наиболее пессимистические результаты для каждой возможной стратегии. В соответствии с максімінімального вариантом выбора, менеджер-пессимист максимізував бы минимальный доход; другими словами, он выбрал бы стратегию S3.

Менеджеры третьего психологического типа считают, что после того, как решение принято, оно вовсе не обязательно обеспечит максимально выгодный результат. Да, возможная потеря определенной суммы, которую можно было бы получить, выбрав какую-то другую стратегию. Менеджеры рассчитывают такие потери, вычитая сумму всех возможных вариантов мінусуючи по каждой категории из суммы максимальной возможной отдачи по каждому имеющемуся событию, в нашем случае - по каждой конкурентной программе. В примере с менеджером Visa при условии, что компания MasterCard реализует одну из трех конкурентных программ - или СА3, - максимальная отдача Visa International составит 21, 24 или 28 миллионов долларов соответственно (то есть наибольшее значение в каждом столбце таблицы). Вычитая показатели отдачи, приведенные в табл. 6, из этих значений, получаем результаты, представленные в табл. 7.

Таблица 7. Матрица потерь (в млн. дол.)

Маркетинговая стратегия компании Visa Реакция MasterCard СА1 СА2 СА3 S1 11 7 17 S2 15 6 10 S3 0 0 13 S4 6 7 0

Как мы видим, максимальные потери при выборе той или другой стратегии составляют S1= 17, S2= 15, S3= 13, S4= 7 миллионов долларов. Минимаксный выбор минимизирует максимальные потери, следовательно, наш менеджер из Visa выбрал бы стратегию S4. В этом случае потери прибыли ни при каких условиях не превысят сумму 7 миллионов долларов. Это, несомненно, намного больше удачный результат, если сравнивать его с потерями в размере 15 миллионов, возможными, если менеджер Visa выберет вариант S2, а компания MasterCard решит реализовать конкурентную программу CA1.

Однако, хотя менеджеры и пытаются при любой возможности анализировать разные варианты, используя для этого матрицы віддач и потерь, фактор неопределенности часто вынуждает их больше полагаться на свои предчувствия, интуицию, творчество и "внутренний голос".

Независимо от условий, в которых придется принимать решение, каждый менеджер пользуется в этом процессе своим собственным стилем.

1. Чем характеризуется принятие решений в условиях определенности?

2. Опишите характеристики принятия решений в условиях риска.

3. Каким образом менеджер может принимать решение в условиях неопределенности?

Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России) .

Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса.. . В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли.. . Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

экономики РАН и Вольного экономического общества России) . Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса.. . В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли.. . Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли. Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха. Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ 1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы? 2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию? 3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны? 4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

Укажите, какому типу социальных взаимодействий соответствуют следующие характеристики:обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих

сторон, при этом ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т. е. каждая сторона получает то, что признает приемлемым, обоснованным;возможна направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнерства;подкрепление такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.

ПОМОГИТЕ СДЕЛАТЬ, ЗАРАНЕЕ СПАСИБО

Текст
Эмпирическое и теоретическое различаются по характеру представленных в знании предложений. Те из них, которые содержат термины непосредственного наблюдения, трактуются как эмпирические. Теоретическими же считают такие, которые выражают закон... эмпирическое и теоретическое различают в зависимости от объектов исследования. Под теоретическими объектами понимаются объекты идеализации и абстракции (идеализированные и абстрактные объекты)... Эмпирические же объекты имеют непосредственно существующий прообраз.Иными словами, к эмпирическому уровню относятся наблюдение и эксперимент, описание опытных фактов, формулировка эмпирических закономерностей, Этот уровень был и остается исходным пунктом, фундаментом всего научного знания. Этот уровень был и остается исходным пунктом, фундаментом всего научного знания. Но зато существенно изменился характер самого опыта, усилилось взаимопроникновение эмпирического и теоретического способов исследования. Уже в самом элементарном наблюдении и фиксации показаний приборов пользуются теоретическими понятиями достаточно высокой степени абстракции...Самое общее различение эмпирического и теоретического осуществляется по глубине отражения объективной реальности, а также по степени обобщения явлений... Но если познание, не ограничиваясь набором частных случаев, углубляется в их анализ, связанный с абстракцией, и переходит к основанному на них обобщению, оно на известном уровне анализа переходит с внутренней необходимостью в познание теоретическое...Это определяет особенности познавательных функций каждого из уровней познания - описания, объяснения и предвидения.(А.М.Коршунов)

С1. Чем, по мнению автора, различается эмпирическое и теоретическое? Назовите три из указанных в тексте линий сравнения.
С2. Какие три познавательных функции упомянуты в тексте? К Какому уровню познания относится каждая из них?
С3. Какие методы эмпирического познания упоминает автор? Назовите все методы, указанные в тексте, и дайте характеристику двух из них.
С4. Опираясь на текст и знание курса, приведите три аргумента, подтверждающие слова автора о взаимопроникновении эмпирического и теоретического способов исследования в современной науке.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?

Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремиться человек в духовном и нравственном плане. Их роль в деятельности человека очень велика, т.к. его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров. Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

2. Какова сущность категорического императива?

Категорический императив - это безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств. И как утверждал Кант есть только один категорический императив: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать» (максима - высший принцип, высшее правило). Категорический императив утверждает личную ответственность человека за совершённые им деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистичны, ибо «другой» выступает как Друг. В этом и заключается сущность категорического императива.

3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их.

Моральные ценности - это важнейшие нравственные ценности, то, что дорого человеку в себе и в других: жизнь, честь.

4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?

Если у человека отсутствует самовоспитание (самоконтроль), то он не сможет получить "опыт добрых дел", следовательно, стать нравственно богатым.

5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

Сущность мировоззрения состоит в совокупности взглядов человека на мир, который его окружает, поэтому его нередко называют стержнем духовного мира личности. Мировоззрение – это основа духовности человека.

6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

Наука выделяет следующие типы мировоззрения: 1. обыденное - построенное на собственном опыте, сформировавшиеся стихийно; 2. религиозное - основой этого мировоззрения является религия и 3. научное - опирается на достижения науки.

7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чём их различие?

Общее - и мораль и мировоззрение являются совокупностью и системой. А различие - мировоззрения разных людей может быть различными, а мораль - едина.

8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

Опираясь на мировоззрение человек может действовать так или иначе, т.к. он исходит из своих взглядов.

ЗАДАНИЯ

1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.

Мораль всегда выступает как умеренность, способность к самоограничению; во все времена и у всех народов ассоциировалась со сдержанностью, близка к аскетичности (аскетичность – способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания). Из данного понятия видим, что мораль принуждает человека действовать определённым образом.

2. Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.

Да, я согласна с данным мнением, действительно ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, т.к., ценностные ориентации – это стержень человека, те ориентиры, которые направляют деятельность человека.

3. Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого и созидательного образа действий, сочетания благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством. «Это благоразумие, - говорил Адам Смит, - предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем». Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной головы с превосходным сердцем»? В чём, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями?

У хорошего человека должно быть всё превосходно и ум и сердце. Любой человек прежде чем что-то делать должен думать головой и слушать сердце. С моральной стороны, если человек будет прислушиваться к своему сердцу он не будет поступать жестоко и своекорыстно.

4. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».

Порядочность - это моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим. Не всегда характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются важнее, чем оценка «порядочный человек», т.к. и бизнесмен, и организатор производства также могут быть и порядочными людьми. Конечно в современном обществе очень важно, чтобы люди, которые занимали определённые должности были порядочными.

5. Российскими социологами было проведено исследование ценностей студентов. Наиболее для себя важными в жизни студенты назвали следующие ценностные ориентации: получить хорошее образование - 29% из числа опрошенных; иметь интересную работу - 34 %; получить престижную работу - 26 %; достичь материального достатка - 42 %; иметь хорошее здоровье - 50 %; моя семья - 70 %; получать от жизни удовольствие - 26%. Назвали что-либо другое или затруднились ответить - 5% опрошенных студентов. Как вы относитесь к этим результатам? Какие ценности из приведённого списка вы считаете наиболее важными для себя? Что бы вы добавили к этому списку?

Из данного списка ценностей на первое место выступает семья; второе место занимает – здоровье, третье – материальный достаток.

Для себя я бы так же сохранила такую последовательность. Очень важно, что в современном обществе ценна семья и духовные ценности, а материальные блага уходят на третий план.

Какую роль играет мировоззрение в деятельности людей? Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей ее практической и теоретической деятельности, позволяет ей сформулировать цель, которую она намерена достичь в процессе своей деятельности. Одна из важнейших проблем - принять мир таким, какой он есть.

Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую "сердцевину" дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонаря, освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте.

В-третьих, на основании мировоззренческих ценностных ориентаций человека, его деятельности она получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека с достижением ею своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей человека и содержания ее деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

Менталитет человека

Рассказ о духовном мире была бы неполной без рассмотрения проблемы менталитета.

Что такое менталитет человека? Понятие это относительно новое, и далеко не во всех словарях вы найдете его определения. Происходит оно от французского слова, отвечает украинским словам "склад ума", "умонастроение", "душевность". Правы те специалисты, которые говорят, что точного, однозначного перевода этого термина пока нет. Но сам он употребляется довольно широко. Так, например, говорят о менталитете конкретного человека. Что здесь имеется в виду? Не просто совокупность знаний, которыми она обладает. Не только ее природный или произведенный в процессе образования и самовоспитания ум или интеллект. Не один мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многообразие окружающего человека мира и осознания им своего места в этом мире. Менталитет - это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Другими словами, это увязывание различных мнений и ценностей в сознании индивида, своеобразный итоговый сплав, и определяет духовный мир человека в целом, ее подход к тем или иным конкретным практическим делам.

Считается, что через индивидуальный процесс формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности менталитет - явление в основном личностное. хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например, о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста. У всех представителей данного социального или профессионального слоя благодаря их практической деятельности, социальному статусу (положения, занимаемого в обществе), некоторой общности жизненного пути, деятельности, которой они занимаются, есть немало общего в складе ума, в умонастроении, другими словами - в их менталитете.

Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко используется термин "Украинская душа", при этом имеется в виду целый ряд психических качеств: открытость в общении, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т.д.). Разумеется, далеко не каждый представитель украинского народа обладает этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты типичны именно для украинского народа. Современная наука о национальных сообщества людей - этнология пытается найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, других этнических групп.

Основные понятия

Мировоззрение. Убеждения. Менталитет.

Миропонимания. Мировоззрение. Геоцентризм. Природоцентризм. Антропоцентризм. Типы мировоззрений. Вера.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

2. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

3. Что такое убеждение? На какой основе они формируются?

4. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чем их отличие?

5. В чем заключается значение мировоззрения для деятельности человека?

6. Как влияет духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность на формирование мировоззрения?

7. Что такое менталитет? В чем заключается его влияние на взгляды и деятельность человека, сообщества людей?

8. Почему мировоззрение является формой духовно-практического освоения мира и самовыражения человека в нем?

9. Почему философия является теоретической формой мировоззрения?

1. По мнению А. Швейцера, мировоззрение должен отвечать трем требованиям: быть сознательным ("мыслящим"), этическим, идеалом которого является преобразование действительности на нравственных началах, оптимистичным.

Какой, на ваш взгляд, развернутый содержание каждого из этих требований? Разделяете выдумку ученого, можете ли вы посмотреть, расширить круг этих требований? Свою позицию аргументируйте.

2. Проанализируйте два сделанных в разное время высказывания выдающегося русского философа Н.А. Бердяева (1874-1948).

Конец XIX в.: "Весь мировой путь бытия является сложным взаимодействием различных степеней мировой иерархии индивидуальностей, творчества, врастание одной иерархии в другую, личности в нацию, нации в человечество, человечества в космос, космоса в Бога". Конец 30-х гг. XX в.: "Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность, социальный коллектив, космос - все представляется мне вторичным, второстепенным, даже призрачным и злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности". Как вы думаете, почему произошли изменения во взглядах философа? В каком направлении изменялись его взгляды? К какому из типов мировоззрения относится первое высказывание? Которая наиболее обобщающая характеристика второго высказывания?

3. Проанализируйте следующее высказывание видного немецкого социал-демократа К. Каутского (1854-1938):

"Задача науки состоит вовсе не в том, чтобы дать простое изображение того, что есть, верную фотографию действительности так, чтобы каждый нормально организованный наблюдатель мог получить ту же картину. Задача науки, напротив, заключается в том, чтобы в бесконечном множестве лиц, явлений отыскать общее, существенное и дать, таким образом, нить Ариадны, с помощью которой можно было бы ориентироваться в лабиринте действительности ".

Как вы думаете, касается это выражение мировоззрения? Аргументируйте свое заключение.

Краткие выводы к разделу

1. Духовный (внутренний) мир личности сводит воедино ум, чувства, волю человека, характеризует личность с позиций его отношение к окружающей действительности, к другим людям, к себе.

2. Духовная деятельность в различных ее видах и формах создает и развивает культуру личности и общества.

3. Осваивая культуру, люди овладевают духовными богатствами народа своей страны и мира.

Благодаря пониманию и признанию общезначимых национальных ценностей, свободному выбору гуманистических моральных и мировоззренческих установок деятельность человека становится активной, направленной на благо личности и общества. Практическая реализация этих установок зависит от человеческих усилий, направленных на их осуществление.

Вопросы к главе

1. Сопоставьте духовно-теоретическую и духовно-практическую деятельность, покажите общую отличие, раскройте взаимосвязь этой деятельности с освоением культуры, с мировоззрением человека и его моральными взглядами.

2. Охарактеризуйте главные нравственные категории. Покажите, в чем заключается взаимосвязь идеалов, ценностей, моральных норм (приведите примеры).

3. Философы утверждают: моральный выбор - это тот пункт, где абстрактные требования этики и нравственная оценка реальной ситуации отражаются в принятом решении, а затем проявляются в поступке. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Характеризуя моральный выбор, постарайтесь опираться и на примеры из окружающей жизни.

4. Раскройте сущность нравственной оценки деятельности. Можно труд считать моральной ценностью? Почему обращение к нравственных ориентиров деятельности особенно существенное в ситуации коренных общественных перемен? Почему в эти периоды наиболее опасные проявления ненависти, нечестности и ценные доброта, дружелюбие, честность, совестливость, милосердия?

5. Охарактеризуйте сущность и типология мировоззрения. Как мировоззрение влияет

6. Какой смысл вкладывает наука в понятие «менталитет»? Есть ли связь между моральными ориентирами, мировоззрением и менталитетом?

7. Сформулируйте общую характеристику духовного мира личности, раскройте его влияние на деятельность человека и общества (приведите примеры).

Перечисляя возможные виды социального действия,

Вебер указывает четыре следующих: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Чем характеризуется каждый из перечисленных видов действия?

Если субъект действует целерационально, то ясно понимает, чего он хочет добиться, какие пути и средства для этого наиболее пригодны и эффективны. Индивид предвосхищает возможные реакции окружающих, определяет, как и в какой мере можно их использовать для своих целей, соотносит цели и средства, просчитывает положительные и отрицательные последствия своих действий и находит разумную меру сочетания личной цели и социальных обязательств. Таким образом, целерациональное действие полностью основано на рационализации и моделировании социальной жизни индивидом, а критерием рациональности выступает успех. Именно поэтому М. Вебер данный тип социального действия относит к «идеальным типам» . Наиболее приближенными к целе-рациональным действиям будут действия бизнесмена, который старается просчитать действия и реакции партнеров и конкурентов и скорректировать тем самым свои поступки ради максимально быстрого достижения цели.

Что касается ценностно-рационального действия, то М. Вебер характеризует его следующим образом: «Чисто ценностно-рационально действует тот, кто не считаясь с предвидимыми последствиями, поступает в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требуют от него долг, достоинство, красота, религиозные предписания и т. д.» Таким образом, если для целерационального действия мотивом является прежде всего цель индивида независимо от средств и инструментов, с помощью которых она достигается, то для ценностно-рационального первичны средства достижения цели. Этими средствами являются именно ценности индивидов, которыми они руководствуются при выборе направления действия. Примером ценностно-рационального действия являются действия патриота.

Определяющей характеристикой аффективного действия является то или иное эмоциональное состояние субъекта (гнев, радость, страсть, воодушевление, страх и т. п.). Главное в таком действии – стремление к немедленному удовлетворению страсти, владеющей индивидом. То есть действие, совершенное в состоянии аффекта и направленное на другого или других, будет аффективным.

И, наконец, традиционное действие, или действие через традицию или привычку. Такой тип социального действия формируется на основе подражания тем или иным образцам поведения, закрепленным культурной традицией. В данном случае индивид действует по принципу «как все», «как всегда было». К традиционным действиям можно отнести любые обычаи и традиции, принятые в данном обществе, которым мы следуем часто по привычке и неосознанно. Например, такой ритуал приветствия, как рукопожатие, является действием через традицию .

Здесь следует заметить, что два последних типа действий не являются социальными в строгом смысле слова. Дело в том, что ни аффективные, ни традиционные действия часто не осознаются и, следовательно, не планируются субъектами. А между тем осознанность и рациональность поступков как раз и являются одним из основополагающих принципов совершения социальных действий.

М. Вебер отмечает, что люди действуют чаще всего целе-и ценностно-рационально. Причем увеличение рационализации социальных процессов – это тенденция исторического развития общества.

Одним из существенных компонентов «рационализации действия» является замена внутренней приверженности привычным нравам и обычаям на планомерное приспособление из соображений интереса. Кроме того, происходит вытеснение ценностно-рационального поведения в пользу целерационального, при котором люди уже верят не в ценности, а в успех. Рационализация, таким образом, понимается как признак западноевропейской цивилизации. Прежде всего рационализируется способ ведения хозяйства, управления во всех сферах социальной жизни, образ мышления людей, их способ чувствования и образ жизни в целом. Все это сопровождается колоссальным усилением роли науки, которая представляет собой чистое воплощение принципа рациональности. Так сложился современный индустриальный тип общества, который отличается от традиционного .

Итак, М. Вебер выделяет четыре типа социального действия, которые чаще всего встречаются в совместной жизнедеятельности людей. В разных типах обществ те или иные виды действий могут быть преобладающими. По мере развития человечества движение идет от традиционных и аффективных действий, которые были основой традиционного общества, к целе-и ценностно-рациональным, являющимися базой индустриального и постиндустриального типов социальных структур. Причем целерациональные отношения все больше вытесняют ценностно-рациональные.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png