Процессы управления являются предметом исследования нескольких научных направлений. Да, общие принципы управления исследуются в кибернетике. Проблемы управления техническими системами без участия человека изучаются в теории автоматического управления (ТАУ). Особенности управления в социально-экономических системах являются предметом менеджмента. Но во всех этих отраслях необходимое знание общих законов функционирования систем, которые основываются на применении системного подхода и исследуются в пределах общей теории систем и системного анализа.

Под управлением понимают процесс формирования целеустремленного поведения системы при условиях изменения внешней среды через информационное влияние, которое осуществляется человеком (группой людей) или прибором.

В системах с управлением в любом случае можно выделить подсистему управления (СУ) и управляемую подсистему, или объект управления (ОУ). Управление основывается на сборе и обрабатывании информации, которая рассматривается как своеобразный ресурс. Поэтому одной из главных предпосылок управления есть обратная связь, то есть передача информации о состоянии управляемой подсистемы и внешней среды к системе управления, обмен информацией между этими системами и внешней средой.

Схематически система с управлением изображена на рис. 18. Здесь X - информация о состоянии внешней среды (внешнее влияние на объект управления), X / - информация о состоянии внешней среды, что имеется в СУ, Y - информация о состоянии объекта управления, Y / - информация о состоянии объекта управления, что имеется в СУ, u - командная информация.

Рис. 18. Общая схема системы с управлением

СУ реализует задание стабилизации, выполнение программы, слежки и оптимизации, и обеспечивает тем самым или содержание исходных характеристик и состояния системы при изменении внешних влияний в заданных пределах, или выполнение системой действий относительно изменения ее характеристик или характеристик внешней среды (переход на новую траекторию).

Объект управления в этом случае выступает как инструмент или средство, которое реализует основную функцию системы. Система связи обеспечивает обмен информацией между СУ и ОУ.

Задачами управления в таком случае будут:

Синтез структуры и параметров ОУ, что отвечает главной цели системы (закону функционирования);

Синтез структуры и параметров СУ, то есть определение типа структуры управления, количества уровней иерархии и типа связей между ними с учетом главной цели управления системой и ограничений относительно расходов (на разрабатывание, численность управленческого персонала и тому подобное), определения массивов информации, которые подлежат передаче, обрабатыванию и хранению;



Синтез параметров и структуры системы связи.

Функции управления. Конкретные функции управления реализуются через применение определенных методов управления. В зависимости от их содержания методы управления экономическими системами разделяют на:

Экономические;

Организационные;

Правовые;

Социальные.

Принципы управления единственные для всех уровней иерархии социально-экономических систем, но по-разному реализуются в зависимости от объекта управления и функций, которые выполняются. Среди главных функций, которые выполняют при управлении социально-экономическими системами, выделяют:

Планирование (оперативное, тактическое и стратегическое);

Прогнозирование;

Организацию;

Анализ и контроль;

Для учета человеческого фактора в отдельную группу выделяют функции стимулирования и мотивации.

Стратегическое планирование. На стадии стратегического планирования рассматривают необходимость и возможность изменения структуры, свойств, и закон функционирования системы, происходит выбор главных целей системы, определяются желаемые конечные результаты и методы достижения целей и результатов. Методы и средства достижения поставленных целей (в том числе необходимые ресурсы, последовательность их использования) определяются без детализации. На этом этапе определяется образ последующих действий и обеспечиваются принципы для будущих долгосрочных решений.

Тактическое планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических, то есть в определении траектории системы. При этом детально определяются средства и способы решения заданий, применения ресурсов, необходимые процедуры и технологии. При стратегическом планировании рассматриваются вопросы возможного изменения характеристик всей системы из-за изменения ее состава, структуры или свойств. Например, для предприятия возможное увеличение производственных мощностей через строительство новых цехов, приобретения оборудования, изменения специализации или технологии, и тому подобное. При тактическом планировании свойства системы считаются заданными.

Прогнозирование имеет целью учет уровня неопределенности состояния системы и внешней среды, возможного изменения структуры, свойств или отыскания закона функционирования системы, в будущем. Прогноз является научно обоснованным суждением относительно состояния системы в будущем, или относительно альтернативных путей и сроков достижения системой желаемого (целевого) состояния.

Организация является функцией управления, которое заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми элементами системы, в определении порядка и условий их функционирования. Это означает объединение людей, производственных, материальных, природных, информационных ресурсов, в единственную систему, направленную на решение определенных целей. Под этим понимают определение структуры системы, взаимосвязей, между подсистемами, распределение функций между подразделами и предоставления полномочий.

Анализ и контроль обеспечивают выявление и выяснение причин отклонения системы от желаемого состояния.

Оперативное управление обеспечивает функционирование системы в соответствии с разработанным планом. Оно заключается в периодическом сопоставлении фактически полученных результатов с намеченным уровнем соответствующих показателей в плане и последующей коррекции производственных процессов. Оперативное управление тесно связано с тактическим планированием в том случае, когда отклонения состояния системы от намеченного плана нуждаются в изменении траектории движения системы.

Все группы методов управления взаимозависимые и применяются в комплексе. Следовательно, процессы управления социально-экономическими системами включает ряд таких аспектов:

Информационный (сбор и обрабатывание информации);

Алгоритмический и модельный (разработка системы моделей);

Регулирующий (разработка форм влияния для согласования интересов отдельных подсистем и системы в целом).

Наличие разных аспектов управления, как и функций системы, предопределяет одновременное формирование и функционирование разных иерархических структур в соответствии с разными признаками разделения множественного числа элементов, которые образуют объект управления. Взаимодействие таких структур не сводится к простому отношению подчинения в иерархии.

Важным заданием улучшения управления экономическими системами является построение рациональной системы взаимосвязей между отдельными подсистемами. С одной стороны, увеличение количества уровней иерархии или промежуточных цепей в системе управления приводит к росту расходов на систему управления и снижает ее эффективность. С другой стороны, недостаточное количество уровней управления приводит к перегрузке управленческих работников и снижению эффективности их труда. Поэтому выбор рациональной структуры управления должен обеспечивать максимальную эффективность системы.

Понятие и необходимость управления

Управление – сложное, многозначное понятие. Различают:

· В социально-экономических системах

· В живых организмах

· Производительно-технологическими системами

В социально-экономической связано с деятельностью человека. 2 части:

ü Результативное

ü Согласующее (регулирующая)

2я часть составляет управление.

Управление – целенаправленное воздействие на человека, согласующее его деятельность с деятельностью людей и ведущей к достижению общей цели.

Необходимость управления возникает в результате совместного труда, направлено на повышение его эффективности. В результате разделения труда происходит рост производительности труда, в результате чего появилась возможность содержать определенное количество человек, которые занимались управлением.

Конец 19 века – начали называться «менеджеры». Потребность в управлении усиливается под влиянием следующих факторов:

§ Развитие производства; увеличение количества людей, занятых в совместной деятельности (+развитие машинного производства, возрастание требований к управлению)

§ Возникновение большого количества субъектов рыночной экономики, усиление рыночных связей

§ Обострение конкуренции и неустойчивость рыночной экономики, которые обуславливают необходимость профессионального подхода к управлению

§ Усложнение бизнеса и управления (появление крупных корпораций)

§ Рассредоточение собственности между акционерами (в результате, новые функции управления акционерным капиталом, распределения прибыли между акционерами и др.)

§ Ограниченность ресурсов

§ Изменение общеэкономической ситуации (например, возникновение кризисов)

Виды управления

Некоторые из видов управления:

Деятельность человека включает государственную, экономическую, социальную, политическую, военную и другие виды деятельности. Соответственно различают виды управления.

Государственное управление. Сюда входит создание условий для развития экономики, поддержание общественного порядка и стабильности, обеспечение обороноспособности страны. Осуществляется законодательными и исполнительными органами в центре и на местах. Основано на экономических и административно-правовых методах.

Экономическое управление. Производство материальных благ и стоимости, их распределение, обмен и потребление. Осуществляется менеджерами.

Социальное управление. Воздействие на социальные системы (общество и его социальные группы). Группы выделяются по признакам:

§ Роль в процессе производства (собственники, менеджеры, трудовые коллективы)

§ Уровень благосостояния (богатые, средний класс, бедные)

§ Родственные отношения

Политическое управление. Регулирование отношений между нациями, государствами и социальными группами. Осуществляется партиями. Основной метод управления - метод убеждения.

Военное управление . Управление войсками. Осуществляется мин. обороны и Генеральным штабом.

Все виды взаимосвязаны и образуют систему. В этой системе социальное управление задает социальные ориентиры развития. Экономическое управление создает материальную базу для достижения социальных целей. Политическое, государственное и военное создает условие для достижения социальных и экономических целей.

Особенности управления социально-экономическими системами

Социально-экономическая система – совокупность ресурсов и экономических субъектов, образующих единое целое и взаимодействующих между собой в сфере воспроизводства, обмена и потребления.

Имеет границы: экономические, исторические, этнические, географические, политические.

Основные свойства:

1. Целостность – изменение одного элемента системы влияет на другие.

2. Иерархичность – каждая система – подсистема более высокого порядка.

3. Интегративность означает, что система обладает свойствами, которые отличаются от свойств, входящих в нее элементов

Специфика управления:

1. Важнейший элемент управления – человек

2. Человек является одновременно и объектом, и субъектом управления

3. Управление носит объективно-субъективный характер (основывается на объективных законах, отражает волю и желание человека)


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

1. Общая теория управления

Менеджмент - управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и управления прибыли.

Менеджмент – умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работавших в организации.

Менеджер (англ. управлять) – наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению.

Нельзя любого инженера или экономиста, занятого управлением считать менеджером. Менеджер – человек, имеющий специальную подготовку.

Слова «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами. Предприниматель берет на себя риск организации нового предприятия, в дальнейшем он может нанять менеджера для управления этим предприятием.

Переход России к рыночной экономике повышает роль менеджмента и обуславливает необходимость подготовки специалистов по менеджменту. Современный менеджмент – группа лиц, осуществляющих в рамках предприятия (организации) предпринимательские и управленческие функции.

Практическая реализация этих функций рассматривается в двух аспектах. Во-первых, можно формулировать как управление предприятием (организацией), действующее в условиях рынка при полной самостоятельности и связанное с необходимостью принимать самостоятельные решения в любых неожиданных ситуациях. Во-вторых, управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающее создание организации и руководство подчиненными. Для предприятия «менеджмент» употребляется в 3-х значениях: генеральный менеджмент, менеджмент на уровне отдела и процесс менеджмента. Под генеральным менеджментом понимаются все менеджеры, занимающие высшие должности, отвечающие за сформулированные цели, задачи, политику и все вопросы, связанные с планированием, контролем и управлением предприятия. Менеджмент на уровне отдела – разработка цели, стратегии и задач на уровне отдела в соответствии с общими стратегическими задачами и выбранной концепции управления предприятием. Процесс менеджмента отличается от генерального мен-та и мен-та на уровне отдела полномочиями, ответственностью, детализацией. В процессе мен-та все функции могут выполняться любым работником предприятия в пределах своей компетенции.

2, 3 Закономерности управления различными системами. Управление социально – экономическими системами (организациями)

Законом считается необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение в природе и обществе. Выделяют три группы законов управления различными системами:

Всеобщие или универсальные, например, законы диалектики;
- общие для больших групп явлений, например, закон общественного отбора;
- частные или специфические, например, закон оптимальной нормоуправляемости.
Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Познание законов составляет задачу науки. Их нельзя запретить, забыть, отменить или уничтожить. Закономерности управления следует отнести к частным законам общества, которые мало исследованы.

Все закономерности управления можно разделить на две группы . К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй закономерности менеджмента. Управление производством носит двойственный характер. С одной стороны, управление выражает объективный процесс руководства трудом работников по производству потребительных стоимостей, т. е. управление выступает как потребность производства (отношения управления обусловлены совместным трудом); с другой - производственные отношения сторон в процессе создания стоимости. Стороны - это работодатель и наемный работник, которые вступают друг с другом в отношения собственности. В соответствии с этим управление производством рассматривается в двух аспектах: организационно-техническом и социально-экономическом. В первом случае под управлением понимается объединение труда всех работников на базе организованной системы машин и технических средств. Его задача - соединить труд работников с предметами и орудиями труда, установить определенные пропорции, режимы и связи в производстве. Через организационно-техническое направление раскрывается содержание управления и состав его элементов. Социально-экономический аспект заключается в том, что собственник средств производства осуществляет процесс производства не только в своих интересах, но и в интересах объединенных для совместного труда работников и общества в целом. Различают общие и специфические законы управления. К общим законам управления относятся: закон специализации управления; закон интеграции управления; закон экономии времени. Здесь же мы дадим краткую характеристику трех названных законов. Закон специализации управления. Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений. Свойственные рыночной экономике риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений.

4. Инфраструктура менеджмента и особенности инфраструктуры менеджмента в России

Инфраструктура менеджмента - это среда, в которой приходиться функционировать менеджерам

структура:

1) владельцы капитала, собственник.

Его цель – сохранение и преумножение капитала. Интересы собственника не всегда совпадают с интересами менеджера

2) наемные работники предприятия, рабочие

их интересы: - нормальные условия труда, постоянное место работы, удовлетворение работопотребности, профессиональный рост, самовыражение, з/п, потребность в общежитии

3) владельцы заемного капитала – дают капитал фирме под определенный %

Заинтересованы в повышение %, а менеджеры, наоборот, в снижении %

4) поставщик

Заинтересован в высокой цене, выгодные условия поставки, объем поставки, долговременный характер взаимоотношений

5) государство

Заинтересовано в повышении благосостояния своих граждан, в высокой конкурентоспособности на международном рынке, улучшении экологии своих стран

6) государственные, негосударственные, общественные организации, которые решают задачи, способствуют хозяйственной деятельности, а с др. стороны ее ограничивают (брокерские конторы, торгово-промышленные палаты, гринпис…)

Современный менеджмент, в зависимости от того, где он развивается и формируется, имеет ряд общих и специфических особенностей. Общие черты отражают этап цивилизации, общественно-экономическую формацию, модель экономики, социально-экономические потребности управления, уровень развития научно-технического прогресса и ряд подобных факторов. К специфическим чертам относятся : национальные особенности общества, исторические особенности его развития, географические условия, культура и другие подобные факторы.

Состояние развития российского общества, сложившиеся производственные отношения, менталитет и другие факторы позволяют выделить 4 основных особенности российского менеджмента:

1. приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий. (Наиболее актуальными проблемами управления в России антикризисное управление, управление занятостью людей, информационные технологии, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент)

2. инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его существования. Она представляет собой совокупность множества факторов, составляющих ту общественно-экономическую среду, в которой формируется российский менеджмент.

Здесь можно выделить 3 основных группы факторов : а) факторы менталитета (ценности, национальные традиции и культура),
б) факторы общественного сознания, т.е. осознание практики зарубежного и отечественного направления (система подготовки менеджеров),
в) факторы уровня научного мышления, методологической культуры, развитие социально-экономических знаний.

3. комплекс факторов затрудняющих или благоприятствующих укреплению менеджмента в России: факторы уровня научного мышления, методологической структуры, развитие социально-экономических знаний;

4. культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в одночасье и которые, как показывает исторический опыт развития, и не нужно изменять.

5. Социофакторы и этика менеджмента.

Одним из требований к оптимальному и социально ориентированному менеджменту является соблюдение этики и учет социофакторов в процессе управления. Поэтому при поиске решения проблем в менеджменте необходимо в структуру управления встраивать ценностный элемент - этику, который преобразует неформализованные аспекты действия по управлению объектом в систему критериев, удовлетворение которых является задачей менеджмента при его ориентации на социальность происходящих процессов.

Факторы социальной среды – условия, определяющие характер и возможные последствия происходящих в ней перемен.

С позиции управления социальным развитием различают:

1. Факторы, которые опосредованно воздействуют на деловой настрой и качество трудовой жизни работников.

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.

Система - это совокупность взаимодействующих элементов, составляющих или суммативное образование, или целостное образование с введённым новым свойством, которым не обладает в отдельности ни один из её элементов.

10 элементов системы управления:

1.Субъект управления - субъект (личность, группа людей или организация), принимающий решения и управляющий объектами, процессами или отношениями путём воздействия на управляемую систему для достижения поставленных целей.Субъект управления через прямой канал передаёт управляющее воздействие на объект управления, который через обратный канал передаёт реакцию или своё текущее состояние. Управляющим звеном называют как должностное лицо (начальник, директор, менеджер) так и органы управления (министерство, департамент). То есть по сути это есть либо верхнее, либо промежуточное звено в структуре управления.

2.Объект управления - это социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив и т.п.), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного достижения к запланированной цели (целям). По масштабам и уровням управленческого воздействия страна, отрасль, регионы, предприятия и т.п.; По видам регулируемой деятельности дифференцируются на: производственную, социальную, политическую, социокультурную деятельность; По адресату управленческого воздействия объекты-управления подразделяются на: население и все организационные структуры страны, выступающей в качестве единой и целостной социально-территориальной общности; население областных, районных, городских социально-территориальных общностей; персонал министерств и ведомств; персонал предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов и учебных заведений, персонал органов здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, воинских частей и подразделений и т.п.

3.Цели организации : По источникам внешние цели , учитывающие потребности более широкой социальной общности, в рамках которой организация функционирует; внутренние цели - цели самого коллектива, ориентирующиеся на удовлетворение его потребностей. Они формируются либо как равнодействующая, либо как совпадающая часть индивидуальных целей его участников, что во многом облегчает процесс управления; с точки зрения комплексности простые, сложные цели, которые в свою очередь разбиваются на подцели; По степени важности: стратегические цели ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации, например, занятие лидирующего положения в своей сфере деятельности; тактические цели отражают отдельные этапы достижения стратегических, например, проведение капитального ремонта. Они бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (текущие задания); по сроку действия долгосрочные цели (свыше пяти лет), среднесрочные (от года до пяти лет), краткосрочные (до одного года). По содержанию технологические (компьютеризацию, внедрение гибких технологий, строительство новых производственных зданий), экономические (укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности работы, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала), производственные (в выпуске определенного объема товаров и услуг, повышении их качества, увеличении эффективности производства, снижении себестоимости), административные (достижение высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей их дисциплины, слаженности в работе), маркетинговые (связаны с завоеванием тех или иных рынков сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов, продлением жизненного цикла товаров и услуг, достижением лидерства в ценах и др.), научно-технические (фиксируются на создании и внедрении в производство новых образцов продукции и усовершенствовании существующих, доведении их до уровня требований мировых стандартов), социальные (ориентируют на создание благоприятных условий труда и отдыха работников (повышение их образовательного и квалификационного уровня, ликвидация тяжелого и ручного труда, налаживание отношений социального партнерства в организации, обеспечение людей высококачественным медицинским обслуживанием и пр)); С точки зрения приоритетности необходимые цели , достижение которых решающим образом влияет на положение организации, подразделения или отдельного работника, желательные цели , реализация которых позволяет в определенной степени улучшить положение дел и создать дополнительные гарантии стабильности, возможные цели , достижение которых в данный момент ничего не меняет; По направленности на конечный результат , например, выпуск определенного объема продукции, на осуществление той или иной деятельности , например, повышение квалификации, на достижение определенного состояния объекта управления - реконструкцию предприятия; По форме выражения цели, характеризуемые количественными показателями (например, получение определенного объема продукции), цели, описываемые качественно (например, достижение благоприятного морально-психологического климата в коллективе, который ничем измерить нельзя); С точки зрения особенностей взаимодействия безразличные по отношению друг к другу (индифферентные), конкурирующие, дополняющие (комплиментарные), исключающие друг друга (антагонистические), совпадающие (идентичные); По уровню миссия (создает у окружающих представление об организации, ее предназначении; социальной ответственности перед обществом и своими работниками; предпочтениях, ценностях, верованиях, принципах, культуре; наиболее привлекательных сферах деятельности, формулирует направление движения организации с учетом внутренних и внешних условий), общеорганизационные и специфические цели (разрабатываются в каждом подразделении (стратегической, хозяйственной единице) и определяют основные направления его деятельности в свете реализации их общих целей)). Требования к цели (достижимость, гибкость, измеримость, конкретность, совместимость, приемлемость и понятность для работников, определена со сроками).

4.Задачи организации это предписанная работа или ее часть (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

· получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);

· обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;

· обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;

· создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

· охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;

· недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).

5.Структура организации: Линейная Данная структура управления характерна для мелких и средних предприятий, которые осуществляют производство товаров и услуг, не характеризующееся особой сложностью. При линейной структуре каждое подразделение имеет только одного руководителя, на которого возлагаются полномочия принятия всех управленческих решений; этот руководитель подчиняется лишь вышестоящему руководителю и т. д.;

Функциональная В рамках функциональной структуры принятие управленческих решений распределяется между функциональными начальниками, которые отвечают за принятие решений в той области, которая относится к их компетенции. Эти решения передаются в подразделения или конкретным работникам, которые и воплощают их в существование;

Линейно-функциональная Фактически, при функциональной структуре исполнители одновременно подчиняются функциональным и линейным руководителям. На конструктивных руководителей возлагается обязанность принимать решения, тогда как линейный руководитель решает вопросы, связанные с оперативным управлением;

Линейно-штабная Руководство исполнителями возлагается на линейного руководителя, при котором создается штаб. Штаб не имеет полномочий, связанных с руководством и принятием решений; его задачи ограничиваются помощью линейному менеджеру в осуществлении определенных функций управления. Штабные подразделения - это планово-экономический отдел, правовая служба, отделы анализа, координирования, контроллинга, отдел маркетинга, бухгалтерия и т. д. В некоторых случаях штабные подразделения наделяются правом функционального руководства (это касается когда-то всего бухгалтерии, отдела управления персоналом, отдела маркетинга, планово-экономического отдела);

Матричная существует два типа связей. Во-первых, это функциональные связи, при которых конкретный исполнитель подчиняется руководителю соответствующей функциональной службы. Во-вторых, ‑исполнитель подчиняется еще и руководителю проекта. В обязанности руководителя второго типа входит координация действий различных исполнителей в рамках одного проекта (целевой программы, темы); этот руководитель отвечает за выполнение данного проекта в указанные сроки с использованием отведенных ресурсов и на должном уровне качества. При этом руководитель проекта взаимодействует не только с членами проектной группы, но и с рабочими соответствующих функциональных служб, которые подчиняются ему в ряде вопросов;

Дивизиональная Основная фигура - менеджер, руководящий подразделением (вертикальная касательство). В его подчинении находится ряд помощников, которые выполняют функцию координации отдельных функциональных служб (горизонтальная связь). Подразделения выделяются на основании одного критерия: это может быть или фабрика определенного ‑вида товара, или обслуживание региона, или работа с определенным типом потребителя, или иной признак. Руководители функциональных служб зависят от менеджера, руководящего подразделением, и отчитываются перед ним.

6.Ресурсы:

Человеческие ресурсы - это люди, а точнее, те способности, умения и навыки, которые люди продают организации за заработную плату. Организация должна проводить грамотную кадровую политику; без этого ее выживание, конечно, не окажется под вопросом, однако эффективность пострадает. По этой причине необходимо стремиться к тому, чтобы в организацию приходили талантливые, хорошо подготовленные люди, желательно с опытом работы. Не стоит отказываться и от неопытных работников, так как организация имеет возможности подготовить хорошего специалиста, который внесет существенный вклад в ее процветание. Хорошему специалисту следует создавать такие условия, которые удержат его в организации.
Капитал - это средства акционеров и банков, на которые организация приобретает другие ресурсы, необходимые для ее деятельности.
Чтобы обладать необходимые для функционирования организации денежные средства, организация вынуждена прибегать к заимствованию их во внешней среде, например, распространяя акции, находя инвесторов или взяв кредиты в банках.
Сырье, наряду с технологиями - основа деятельности практически любой организации, занимающейся производством товаров. Наличие материальных ресурсов в необходимом количестве - очень важная составляющая нормального функционирования организации. Для того чтобы деятельность была эффективной, любая организация обычно делает запасы необходимых материалов.
Информация - данное ресурс, значение которого в полной мере было осознано не так давно. Роль информации в деятельности организации может быть огромной. (информация может быть предметом купли-продажи, информация очень важна для принятия правильных решений)

Технологии - не менее важный ресурс. Основная задача организации состоит в том, чтобы при максимально эффективном использовании ресурсов и минимальных затратах достичь стоящих перед ней цельнее. Многие зарубежные фирмы и корпорации специально выделяют средства на научные исследования, которые могут быть полезными в процессе того фабрики, которым они занимаются.
7. Функции управления:

Планирование – проектирование достижения целей организации в условиях существующих ограничений (определение того, что и когда должно и может быть сделано).

Организация – определение форм, правил и методов выполнения работ по достижению целей, создание организационной среды.

Мотивация – создание условий для выполнения коллективами и отдельными работниками действий, необходимых для достижения целей организации.

Контроль – сопоставление фактического состояния или функционирования с заданными целями, выявление причин отклонений и вариантов их устранения.

8.Методы управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленной организацией целей. Выделяют: организационно-административные , основанные на прямых и директивных указаниях; экономические , обусловленные экономическими стимулами; социально-психологические , применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников

9. Принципы управления:

Общие принципы управления - прин­ципы управления, имеющие непосредственное отношение к системе управления в целом, т. е. ко всей совокупности входящих в нее компонентов.

· Принцип применимости - менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

· Принцип системности - менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом.

· Принцип многофункциональности - менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

· Принцип интеграции - внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.

· Принцип ориентации на ценности - менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п.

Частные (специальные) принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Частные принципы управления не должны перечить общим , но могут существенно от них отличаться.

· Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

· Принцип коллегиальности предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

· Принцип научной обоснованности заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

10.Персонал организации – личный состав организации, работающий по найму, для обеспечения основных целей фирмы

Система управления экономикой – это комплекс методов, направленных на улучшение и контроль экономической ситуации.

Система экономического управления независимо от положения в иерархии имеет в распоряжении несколько комплексов инструментов. К ним относятся системы планирования, организации, прогнозирования, аналитики, оперативного регулирования, контроля и учета.

Концепции систем экономического управления

Во всем мире принимаются во внимание три основные концепции управления экономикой. К ним относятся:

  • либеральная концепция;
  • административная концепция;
  • смешанная концепция.

При либеральной системе управления экономическими процессами, любые административные меры регулирования не предусмотрены. Экономика развивается и регулируется сама по себе без вмешательства государственных органов. Либеральная концепция базируется на механизмах потребления и таких инструментах управления, как независимые СМИ и других потоков информации.

Использование либеральной системы управления долгое время было эффективным. Однако в результате отсутствия административных мер воздействия, возникли кризисные ситуации, которые невозможно предотвратить без государственного вмешательства.

Административная концепция, напротив, отрицает любые меры рыночного воздействия и включает в себя только государственные способы управления экономикой. Первоначально административная концепция показывает высокие результаты, но в конечном итоге в такой системе нарастают кризисные процессы, что неминуемо ведет к краху.

Причин этому может быть несколько:

  • Государственные органы не могут в полной мере оперативно реагировать на изменения рынка и экономики. Запрет на любое проявление самостоятельности в процессе управления экономикой не дает своевременно регулировать механизмы спроса и предложения, что ведет к появлению дефицита и других негативных явлений.
  • Для развития экономической системы необходима правильная мотивация сотрудников предприятий. Находясь в зависимости от решений государственных органов, предприниматели не могут создать собственную систему мотивирования, и работники неминуемо подвергаются жестким мерам административного регулирования. Это приводит к заторможенности развития экономики и ведет к краху административной системы.
  • Для следования пути развития экономики, который устанавливает государство, необходима поддержка руководителей экономических отраслей и предприятий. Это означает, что управленцев становится непервостепенной. Такой подход приводит к деградации экономики.

Наиболее оптимальной и сбалансированной считается смешанная система управления экономикой. Основой такой концепции являются рыночные механизмы экономики при регулировании государством в качестве коррекции. Смешанная система управления нуждается в применении определенной стратегии развития экономики.

Потоки информации и СМИ в такой системе обладают определенной долей свободы, но все-таки находятся под государственным контролем. Смешанная система управления – наиболее результативна в условиях современной экономики.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png