» касаются стартапов, совсем мелких предприятий, открытых почти без первоначального капитала. Многие из них терпят крах - оно и понятно, по статистике, большая часть любых новых предприятий закрывается в первые три года работы. Но есть и другие истории, истории успеха. Сегодня IQ Review предлагает вашему вниманию историю семейного бизнеса, который развивается уже более 20 лет и теперь может полноправно называться уже не малым, а средним бизнесом.

Как развивался наш семейный бизнес - от рекламного агентства к типографии

Меня зовут Максим, мне 26 лет, родом из города Симферополя. На момент открытия семейного дела мне было всего 5 лет. История нашего бизнеса начинается в 1995 году, когда Крым не то что не развивался, а был в откровенном упадке, зарплаты обычного служащего не хватало, и возникла идея попытаться организовать свое дело. На тот момент типографий в нашем городе почти не было, следовательно, этот вариант и стали рассматривать.

Типография как бизнес

Сегодня открытие типографии подразумевает наличие бизнес-плана. Тогда подробных бизнес-планов ни у кого не было, решили придумывать все, грубо говоря, на ходу. Первоначально, с помощью друзей, арендовали помещение под обычное рекламное агентство, которое занималось сбором заказов на полиграфическую продукцию (рекламные листовки, буклеты, открытки, плакаты). После этого мой отец ехал на микроавтобусе в Венгрию, к друзьям, у которых на тот момент была небольшая типография с небольшой офсетной печатной машиной. Заказы печатались за рубежом, после чего проделывали такой же путь назад, до Симферополя.

Через несколько лет появились средства на то, чтобы взять в аренду небольшой цех, в который была завезена первая наша офсетная машина Romayor . Это были 1997-98 годы. Работать стало значительно легче, так как избавились от еженедельных поездок в Венгрию. Постепенно развивалось и рекламное агентство — от простого приема заказов перешли к разработке дизайн-макетов и фирменных стилей, приобрели режущий плоттер. Не обходилось и без давления со стороны так называемых «бандитов», которые угрожали, но, к нашей радости, все обходилось хорошо.

Какое оборудование нужно для типографии

Второй значимой проблемой было то, что расходные материалы достать было крайне тяжело, пришлось опять находить все через знакомых в Европе. Поставщики красок, различных видов бумаги появились несколько позже того момента, когда мы начали свою деятельность. Третья проблема – отсутствие специалистов, которые могут работать на нашем оборудовании, а также ремонтировать его. Если хорошего печатника мы найти смогли, то опытных наладчиков и ремонтников приходилось приглашать либо из Харькова, либо из Москвы.

Пик развития нашего бизнеса пришелся на 1998-2005 годы, были приобретены помещения под офисы, которые, к слову, для обеспечения максимально комфортного общения с заказчиками, находились в центре города. Купили также новые печатные машины Dominant и Heidelberg . Остро стал вопрос о том, что, кроме непосредственной печати, клиенты нуждаются и в послепечатной обработке продукции.

Послепечатная обработка подразумевает фальцовку буклетов, склейку книг и каталогов, сборку календарей, журналов, в общем, мы вели заказы полностью, от пожелания клиента до полного его доведения до продаваемого вида.

Развитие этого сектора бизнеса позволило стать нашей типографии одним из ведущих предприятий города. Штат сотрудников на тот момент насчитывал 15 человек, включая сотрудников офиса и типографии, печатники работали в 2 смены.

После кризиса 2009 года дела пошли на спад, количество сотрудников уменьшилось вдвое, однако на производстве это сказалось не настолько сильно, насколько могло показаться сразу. Старые печатные машины были заменены на одну новую. Стали брать не количеством, а качеством. Стоит отметить, что к этому времени конкурентов стало значительно больше, к тому же, по техническому оснащению нам они не уступали.

Немного встав на ноги после кризиса, приобрели резак Polar и сборщик перекидных календарей Horizon . Денег на новое оборудование не хватало, пришлось довольствоваться б/у. Сотрудников, из-за отсутствия больших денег, тоже было не много, приходилось работать целыми семьями, считай, за еду.

При таком раскладе пришлось раскошелиться на дополнительную рекламу, которая впоследствии начала приносить свои плоды. Расчет был на крупных сетевиков , которые бы могли обеспечить постоянный поток заказов. Ими оказались несколько крупных магазинов бытовой техники, которые остаются нашими клиентами и по сей день. Также не прошло даром сотрудничество с крупным винзаводом. Большие объемы заказов привели к тому, что поступило предложение открыть на территории этого завода дополнительную типографию, помещение под которую предоставлялось самим заводом. Была куплена еще одна печатная машина Rapida и оборудован цех под производство этикеток, стикеров и коробок под винно-водочную продукцию.

Все эти преобразования существенно сказались на прибыли, что дало возможность задуматься о дальнейшем развитии. Обратив внимание на спрос и потребности жителей полуострова, мы приняли решение об открытии небольшого центра оперативной полиграфии, который бы смог оказывать услуги по изготовлению визиток, бланков, небольших тиражей листовок, так сказать, не отходя от кассы. Человек пришел, заказал, через час забрал. Но это при условии, что тиражи небольшие, большие тиражи печатать на цифровом оборудовании нерентабельно.

Такое развитие событий помогло разгрузить основные типографии от мелкой работы, и дало возможность не отказываться от мелкой прибыли, а просто выделить ей отдельную нишу. Бизнес-модель типографии должна быть продуманной. Для этого центра был куплен новый ризограф фирмы Riso.

Ризограф - это устройство, позволяющее делать большое количество бланков (преимущественно черно-белых) по приемлемой цене. Также копирование на ризографе используется для имитации объявлений, написанных от руки.

Еще купили цветной двусторонний копир Gestetner , способный печатать как мелкие форматы, так и плакаты формата А3. Тем, кто хотел печатать плакаты тиражами в 1000 штук и более, рентабельнее было подождать пару дней, пока мы их напечатаем на офсетной машине, но если человеку надо было 10, 20, 30 штук, то цветной копир был идеальным решением этих вопросов. Позже в этот центр был докуплен маленький б/у резак и ламинатор . Грубо говоря, обычный копи-центр превратился в маленькую типографию, живущую своей жизнью и способную не только обеспечить себя без участия основных офсетных цехов, но и приносить прибыль.

Плюсы и минусы ведения печатного бизнеса

В ближайшем будущем планируем выйти на производителей медикаментов, для того чтобы печатать упаковки для лекарств. Тиражи как правило, требуются, большие, прибыль, соответственно, тоже. На данный момент бизнес процветает, мы довольны, сотрудники тоже. Хотелось бы немного рассказать о плюсах и минусах всего этого.

Главная проблема, пожалуй, заключается в нехватке времени на самого себя и близких. Если это твой бизнес, то ты в нем — с головой, не получится уходить в 6 с работы, отдыхать в субботу и воскресенье. За всем приходится следить, потому что пословица «хочешь сделать хорошо – сделай сам» для бизнеса подходит как нельзя лучше. Важно помнить, что всем заказчикам не угодишь, одному печать слишком темная, другому – слишком светлая, бумага не такая глянцевая, как ему хотелось бы.

Вопрос цены тоже поднимается очень часто. Некоторые клиенты почему-то думают, что 50000 листовок с двусторонней печатью должны стоить 10000 рублей, и удивляются, когда слышат цену в 90000. Тут важно объяснить, почему все так, а не иначе. Очень часто приходится «прогибаться» и делать то, что не хочется вообще, всех выслушивать, но мы ведь работаем ради денег, а не только ради удовольствия.

Нередко бывает так, что месяц назад клиент заказал что-либо за 10000 рублей, а в этом месяце мы выставляем счет на 12000. Человеку, не знающему всех деталей нашей работы, тяжело втолковать, что меняется курс валют, следовательно, дорожает бумага, дорожает краска, дорожают другие расходные материалы, и чаще всего такие тонкости приходится объяснять не менеджеру, а непосредственно директору, так как клиент не верит, думает, что мы его обманываем.

Очень много времени занимает волокита с получением разрешения на работу, сертификата о ликвидации отходов, бумаги по условиям труда и технике безопасности. Кроме того, на производстве обязательно наличие аттестованного электрика с различными уровнями допусков, сотрудника, который будет вести журнал по технике безопасности и организации труда.

Сейчас же мы столкнулись с проблемой блокады Крыма, очень тяжело что-либо привезти и достать, будь то краски, бумага, техническое оснащение. Если раньше мы могли назначать сроки, зная, что все поступит именно тогда, когда мы хотим, то сейчас остается уповать на то, что на переправе ничего не случится, что груз пропустят, и что нам привезут именно то, что заказывали. Но никто не унывает, мы продолжаем работать и развиваться, с оптимизмом смотрим в будущее!

Бизнес-план на открытие типографии: расходы, наценка, прибыль

Что касается расходов на содержание бизнеса, то можно назвать лишь средние цифры, учитывая колебание курса валют и то, что мы работали в гривневой зоне до прошлого года. На зарплату троим печатникам уходит по 20000 рублей, сотрудники офиса и копи-центра получают по 10-12 тысяч - их 8 человек, и по 12 тысяч — работникам типографии, занимающимся послепечатной обработкой. На два цеха по 4 человека. Итого, в месяц около 250 тысяч рублей на зарплату.

Налоги нас тоже не радуют, если взять все налоги (и страховые платежи), которые платятся за сотрудника, то примерно 50% с каждой зарплаты необходимо заплатить государству. Естественно, мы их не вычитаем из зарплаты, а платим сами. Платежи за коммунальные услуги составляют около 80000 рублей в месяц, в основном это, конечно, затраты на электроэнергию.

Теперь расходники . Что касается бумаги, цена любой продукции учитывает стоимость бумаги, мы стараемся всегда эту стоимость чуть-чуть усреднить, чтобы было легче при подсчетах, и берем условные 100 рублей за килограмм бумаги, если это картон, то чуть дороже, допустим, 120 рублей за килограмм. В неделю у нас выходит примерно 8 паллет бумаги и 2 паллеты картона, бумага легче, картон тяжелее. Вес паллеты бумаги — около 600-700 килограммов (зависит от плотности), картон чуть более 900 килограммов (тоже зависит от плотности). Итого, расходы на бумагу в неделю обходятся приблизительно в 500 тысяч рублей, а на картон уходит 200-220 тысяч, но опять же, цифры усреднены, иногда уходит больше, иногда меньше, все зависит от объемов заказов.

Теперь о краске. Для полноцветной печати используем 4 краски - черную, желтую, магенту (розовая) и циан (голубая). Одна банка краски стоит 1800 рублей, вне зависимости от цвета. В неделю уходит 4 комплекта красок, получаем, округляя, 30 000 рублей. Помимо этого каждый месяц необходимо около 100 тысяч оставлять на доставку бумаги/красок, заправку картриджей для копи-центра, а также на устранение возможных поломок и сервисное обслуживание.

Естественно, при подсчете заказов все это учитывается и входит в стоимость, для получения прибыли накидываем сверху примерно 15-25% — зависит от того, кто заказывает — постоянным клиентам, конечно же, делаем скидки. Среднемесячная чистая прибыль колеблется от 600 до 900 тысяч рублей. Если бы вы захотели сегодня купить такой бизнес, как наша типография, его оценочная стоимость была бы порядка миллиона долларов. Но найти для покупки стабильно работающее прибыльное типографское предприятие очень сложно.

Сумма первоначальных инвестиций составляет 1 687 186 рублей.

Точка безубыточности достигается в восьмой месяц работы.

Срок окупаемости составляет от 21 месяцев .

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

3. Описание рынка сбыта

Проведем SWОТ-анализ деятельности вашего проекта.

Сильные стороны проекта

Слабые стороны проекта

  • Своевременное предоставление услуг;
  • Возможность предоставления ускоренных услуг;
  • Наличие веб-сайта, площадки в соц. сетях;
  • Расчет посредством различных форм платежей;
  • Система скидок для клиентов;
  • Наличие правдивых отзывов клиентов;
  • Качественное оборудование;
  • Широкий ассортимент предоставляемых услуг;
  • Возможность выполнения заказа при маленьких тиражах.
  • Невыполнение условий договора заказчиком (несвоевременная оплата и т.д.);
  • Сложная организация системы внутреннего контроля на предприятии.

Возможности проекта

Угрозы проекта

  • Возможность привлечения к сотрудничеству школ, ВУЗов;
  • Возможность создания сети типографий;
  • Потенциал обслуживания крупнейших организаций вашего региона.
  • Рост числа конкурентов на рынке;
  • Моральный износ оборудования.

4. Продажи и маркетинг

5. План производства

Обозначим основные этапы запуска типографии.

1. Регистрация в государственных органах

Открытие типографии не требует специальных разрешений и лицензий, поэтому перед открытием достаточно зарегистрировать в себя в качестве индивидуального предпринимателя с упрощенной системой налогообложения (6% с доходов), а также открыть расчетный счет.

2. Поиск помещения и ремонт

Что касается размещения типографии, то к нему предъявляются определенные требования:

  • Квадратура от 40 м2;
  • Вытяжка/ проветриваемость помещения;
  • Возможность расширения в будущем под складское помещение для готовой продукции.

В качестве помещения под небольшую типографию подойдет площадь от 40 кв. м. Слишком малые площади не подойдут по причине того, что не позволят разместить все оборудование (а это как минимум 5-6 машин). Плюс ко всему, необходимо дать простор операторам, выделить складское помещение для хранения материалов и готовой продукции. Наконец, нужно выделить площадь для посетителей, расположить мягкий диван и стулья. Арендные платежи за площадь в 40 кв. м. в зависимости от месторасположения составят порядка 28 - 40 тыс. рублей в месяц.

3. Покупка необходимого оборудования и инвентаря

Для открытия типографии необходимо следующее оборудование:

  • Цифровая печатная машина с растровым процессором для офсетной печати (устройство, переносящее изображение с формы на поверхность материала посредством резинового полотна; применяется для печати листовок, бланков, деловой документации, брошюр, плакатов, визиток, открыток, буклетов, купонов, фотоснимков, в общем, подавляющего большинства продукции типографии);
  • Режущий плоттер (это аппарат для точного вырезания любых трафаретов или изображений из различных материалов);
  • Брошюровщик (устройство предназначены для переплета документов (скрепления листов скобой);
  • Лазерный МФУ;
  • Термопресс многофункциональный (специализированное современное оборудование, которое позволяет качественно переносить всевозможные изображения на разные поверхности, используется для нанесения на кепки, кружки, футболки нужные изображения);
  • Резак (используется для резания бумаги на ровные части и выравнивания краев);
  • Ламинатор;
  • Компьютер;
  • Расходные материалы: бумага, термопленка, оракал, магнитный винил, краска.

Ввиду высокой стоимости нового оборудования, можно поискать варианты поддержанного, тогда цена будет в примерно в 2 раза ниже. В данном бизнес-плане приведено оборудование, бывшее в производстве не более трех лет.

Наименование

Количество

Цена за 1 шт.

Обшая сумма

Производственное оборудование и инвентарь

Офсетная печатная машина Ryobi 512H

Режущий плоттер Mimaki CG-60SRIII

Брошюровщик Office Kit B3432E

Лазерный МФУ HP LaserJet Pro M435nw

Термопресс многофункциональный Gifttec MASTER комбо 6 в 1

Резак KW-TRIO 3919

Ламинатор FELLOWES Saturn 3i

Компьютер Acer Extensa EX2511G-P8BS

Стол для резки

Расходный инвентарь*

Мебель и инвентарь для клиентов и персонала

Шкаф для одежды

Микроволновая печь

Электрический чайник

Итого

1 106 600

*В расходный инвентарь включается: бумага, противоотмарывающий материал для офсетных печатных машин, картиридж для принтера, картон, металлические/пластиковые пружины, календарные петли, магнитный винил, оракал.

4. Поиск персонала

Сложнее всего будет найти профессиональных печатников, так как для качественной работы потребуется опыт и профильное образование. Поиск таких специалистов лучше осуществить на портале hh.ru, доступ к резюме обойдется в 15 000 руб. Также вам понадобится опытный менеджер по продажам и администраторы-менеджеры, которые будут заниматься встречей клиентов, расчетом стоимости и передачей готовой продукции. Их также целесообразнее искать на вышеприведенном сайте либо осуществить поиск через знакомых или соц. сети.

5. Маркетинговая политика

6. Организационная структура

Главный сотрудник вашей типографии - печатник, который осуществляет подготовку материалов и печатной машины к производству, приладку и печать всех видов полиграфической продукции, профилактическое обслуживание и ремонт печатной машины, следит за соблюдением скоростных режимов и графика печати. График работы печатника- 2/2 по 12 часов день, заработная плата самая высокая на предприятии (45 000 руб.), так как требуются кандидаты с опытом работы и профильным образованием. Идеально, чтобы данные сотрудники были специалистами широкого профиля и могли работать с плоттером, брошюровщиком, термопрессом. Но даже в этом случае необходимо нанять помощников, которые будут производить работы под надзором печатников. В первые месяцы, когда база клиентов еще не наработана и заказов мало, достаточно двух печатников, далее - без помощников с з/п по 15 000 руб. не обойтись.

Следующий сотрудник, которого необходимо привлечь - менеджер по продажам, который осуществляет звонки потенциальным клиентам и предлагает полиграфические услуги. Менеджер может работать удаленно, оплата его работы происходит в зависимости от количества реализованных услуг (15 %). Кандидат также должен иметь опыт работы в сфере продаж, должен разрабатывать продающие скрипты для разговоров, сдавать ежемесячную отчетность директору о количестве отработанных контактов и конверсии.

Также в штат необходимо нанять дизайнера, который осуществляет разработку макетов листовок‚ буклетов‚ визиток‚ открыток‚ календарей, а также занимается подготовкой файлов к печати. Заработная плата дизайнера - 18 000 руб., режим работы - 5/2.

Прием клиентов и их консультацию осуществляет менеджер. Также он производит расчет стоимости заказов, принимает входящие вызовы, отвечает на сообщения клиентов и т.д. Так как типография работает ежедневно, есть необходимость в найме двух менеджеров, которые работают посменно, их заработная плата составляет 15 000 руб./мес.

Персонал

Количество сотрудников

З/п на 1 сотрудника (руб.)

Зарплата итого (руб.)

Руководитель (оклад+премии)

Менеджер (оклад)

Менеджер по продажам (%)

Бухгалтер

Спрос на полиграфические услуги постоянно растет. Это относится как к выполнению больших тиражей, так и малых.

Основная доля малых тиражей приходится на малые типографии и салоны оперативной полиграфии. По мнению Сергея Паутова, генерального директора и владельца ООО "Питер Полиграф" (в штате четыре человека), для открытия мини-типографии необязательно изыскивать большие инвестиции, но изначально иметь в штате опытного специалиста, хорошо знающего весь печатный процесс, необходимо. Начинать можно с однокрасочной офсетной машины, на ее работе можно получать примерно $700 чистой прибыли в месяц.

Как отмечают специалисты, сейчас темпы роста в этом секторе экономики снижаются, но объем выпускаемой печатной продукции растет. Маленькая типография может раскрутиться, ориентируясь в работе на определенного заказчика, формируя под него соответствующее оборудование и работу.

1 шаг Регистрация

Для открытия мини-типографии достаточно зарегистрировать ЧП.
Лицензирование этого вида предпринимательской деятельности не
предусмотрено.

2 шаг Заказчик

Открытие типографии необходимо начинать с поиска постоянных клиентов и
формирования портфеля заказов.

На первых этапах работы заказы можно передавать действующим типографиям.

Перед покупкой оборудования и поиском помещения необходимо сформировать систему активных продаж. Важно выстроить четкую маркетинговую стратегию: что печатать и для кого.

"Поначалу хозяин типографии вынужден самостоятельно искать свои первые
заказы. Через личные продажи, обзвон, подключая знакомых и т.п.", -
советует управляющая филиалом ООО "Копи Р" Людмила Корыхалова. В настоящее время выделились четыре основных сегмента производства полиграфической продукции: книжно-журнальное направление, производство упаковки и этикеток, рекламная полиграфия и производство газет.

Самым насыщенным сектором рынка считается рекламная продукция. Листовки,
буклеты, календари печатают практически все типографии. Технологическая
цепочка изготовления может быть полной - от дизайнерской разработки до
послепечатной подготовки - или частичной, когда процессы распределяются на
подрядчиков.

Полная технологическая цепочка состоит из: дизайн-студии, допечатной
подготовки с выводом фотопленок, изготовлением форм (препресс берет на
себя дизайнер), печатного процесса, послепечатной подготовки (резка,
фальцовка, тиснение, подборка и т.п.).

За организацией технологического процесса следует подбор оборудования.
Стоит учесть, что клиенты предпочитают пользоваться услугами тех
типографий, в которых им смогут предложить полный спектр обслуживания: от
разработки дизайна до готовой упакованной продукции.

"Важным элементом работы малой типографии, - говорит Людмила Корыхалова, - является постоянный контроль и оптимизация процессов печати. Ошибка может закончиться переделыванием заказа за свой счет или потерей постоянного клиента". Кроме этого, будет выгодно отличаться та мини-типография, которая обеспечит качество и скорость выполнения заказа. Привлечь клиентуру можно введением дополнительных услуг. К примеру, изготовлением небольшой партии карманных календариков в дополнение к основному заказу.

3 шаг Оборудование и расходные материалы

Выбирая оборудование, необходимо следовать принципу "нужная машина в
нужное время в нужном месте".

А также помнить, какая продукция востребована на рынке и на каком
оборудовании ее печатать.

"Начинающему предпринимателю стоит подумать о покупке простейшей
подержанной однокрасочной машины типа Romayor, формата А3, копировальной рамы для изготовления форм, резака. Данное оборудование подходит для печати брошюр, документов, листовок и т.п. Для начала работы достаточно иметь $6-7 тыс.", - считает Сергей Паутов. Компанию поставщика
оборудования рекомендуется выбирать исходя из наличия сервисного центра.

Распространенными марками оборудования в России являются Romayor,
Heidelberg, Roland и другие.

4 шаг Помещение

Стоит заранее определиться с тем, где будет распологаться печатный цех.

Если печатный салон будет ориентирован на выполнение оперативной
полиграфии, то идеальным вариантом станет размещение его в помещениях
бизнес-центров, образовательных учреждений и других проходимых местах.
Там же будет осуществляться прием заказов. Для размещения полиграфического оборудования, склада расходных материалов готовой продукции и оборудования места для дизайнера достаточно 20 м2.

Помещение необходимо выбирать с подходящими климатическими условиями, а
также с вентиляцией и вытяжкой.

По мнению специалистов, размещать производство в жилых домах не
рекомендуется. Это обязательно вызовет нарекания жильцов дома и заставит
искать новое место для производства.

5 шаг Персонал

Важным человеком, от которого зависит работа любой типографии, является
печатник.

Персонал мини-типографии может состоять из печатника, помощника печатника, резчика, специалиста, занимающегося предпечатной подготовкой, и менеджера по сбору заказов.

По мнению участников рынка, больше всего проблем с поиском печатника,
несмотря на то что эта профессия считается одной из самых высокооплачиваемых в городе. Труд печатника тяжелый и вредный. "Печатники
нужны всегда и всем. Нет такой типографии, которая не нуждалась в
печатниках", - признается Константин Ковалев, менеджер по продажам РА
"Зебра". Кадры готовят сами типографии, Северо-Западный институт печати и
учебно-методические центры переквалификации. Зачастую типографии сами
занимаются подготовкой кадров или переманивают сотрудников из других
предприятий. Поиск через объявления или рекрутинговые агентства
практически не работает, признают специалисты.

В маленьких компаниях специалист по предпечатной подготовке и дизайнер,
как правило, один и тот же человек. Менеджеры по сбору заказов должны
иметь представление о том, что такое полиграфия.

6 шаг Специфика

Урожайным периодом для работы небольшой типографии считается осень и
зимний период до Нового года.

"В этот период типографии работают в три смены", - говорит Константин
Ковалев. Проводится большое количество выставок, рекламных кампаний, идет
подготовка к встрече Нового года. Данные мероприятия требуют большого
расхода рекламной продукции.

Справка

Средняя себестоимость основных видов печатной продукции
Наименование -- Тираж -- Себестоимость -- Конечная стоимость
Листовка А4 , -- 5000 экз., полноцветная, двусторонняя печать, глянцевая --$250 -- $350
Журнал 48 полос , -- черно-белый, цветная обложка А4, 1000 экз. --$700 -- $1000
Буклет А3 , -- 1000 экз. -- $240 -- $380...

У полиграфического бизнеса хорошие показатели рентабельности. Если вы прагматично просчитываете все варианты перспективного вложения свободных финансовых средств, то задумайтесь об открытии мастерской или салона.
Проведите собственный мониторинг:

  • узнайте, сколько аналогичных предприятий есть в вашем городе;
  • сравните прайсы и перечень услуг;
  • убедитесь, что в каждом полиграфическом салоне толпятся клиенты;
  • составьте бизнес-план и приступайте к его реализации.

Откажитесь от спонтанных шагов и четко следуйте каждому пункту своей программы. В этой отрасли можно очень точно рассчитать все затраты и сделать их необременительными для семейного бюджета, а первая прибыль появится через год-два.

Иногда желание освоить новую профессию разбивается о финансовую несостоятельность. Где же раздобыть первоначальный капитал? Если наследство от двоюродной тетушки остается эфемерной мечтой, то понадобится альтернативная программа.

Отведите себе некоторое время на подготовительный период и посвятите его зарабатыванию денег для приобретения оборудования. Можно попытаться печатать на скромном домашнем трехцветном принтере отредактированные в Adobe Photoshop фотографии. Среди ваших соседей и родственников найдутся благодарные заказчики.

Через месяц вы сделаете два вывода:

Первый – полиграфический дизайн является необычайно увлекательным занятием.
Второй – для создания полноценного бизнеса необходим банковский кредит, иначе попытки аматорского исполнения буклетов в программе Publisher могут затянуться до пенсионного возраста. Вам потребуется собранность и настойчивость.

Пока занимаетесь оформлением документации, параллельно запишитесь на вечерние полиграфические курсы. Теоретическая база всегда пригодится, кроме того, есть вероятность встретить там увлеченного человека, готового стать партнером по бизнесу.

Посетите с дружеским визитом конкурентов, возможно, у них на складе пылится вполне пригодное для эксплуатации оборудование, которое они готовы уступить по минимальной цене. Серьезные фирмы стараются избавиться от устаревших моделей, а вам такие машины вполне еще могут принести пользу.

Особый интерес следует проявить не к мелким дизайнерским конторам, а к типографиям. Там после модернизации производства иногда выставляются на аукцион весьма привлекательные модели печатного оборудования. Заключите долгосрочный контракт с поставщиками расходных материалов, ведь оптовым и постоянным покупателям всегда предоставляют бонусы и скидки.

Для получения статуса частного предпринимателя придется позаботиться о пакете разрешительных документов и выполнить следующие действия:

  • получить лицензию;
  • стать на учет в налоговой службе;
  • открыть банковский счет;
  • получить заключение пожарного инспектора о полном соответствии помещения нормам безопасности;
  • позволить представителям СЭС осмотреть мастерскую и вынести свой вердикт.

Грамотный выбор помещения – первая ступенька успеха

Полиграфическая мастерская в спальном районе обречена на прозябание. Исключением являются филиалы раскрученных процветающих фирм. Даже если вы счастливый владелец собственного помещения на городской окраине, желательно произвести рокировку: сдать его в аренду, а вырученные средства использовать для оплаты помещения, расположенного в деловом центре города, или, по крайней мере, в непосредственной близости от станций метро, оживленных магистралей.

Оптимальный вариант – аренда небольшой площади в крупном торгово-развлекательном центре. Затраты на содержание мастерской уравновесятся снижением вложений в рекламную раскрутку.

Почему выгодно обосноваться по соседству с гипермаркетами и бутиками?

  • вы получаете особый статус, именитые бренды придают особый оттенок респектабельности, всем расположенным рядом ателье и мастерским;
  • мониторинги подтверждают, что каждый десятый посетитель, пробегающий в плотной толпе по торговому залу, является потенциальным заказчиком – нужно только найти способ привлечь его внимание;
  • появляется возможность реализации продукции, разработанной дизайнером по собственным эскизам: настенные календари, постеры модных музыкальных групп, футболки с забавными надписями и рисунками, кружки, украшенные стильными фотографиями.

Но вы увидите змеящуюся в стойки мастерской очередь только при единственном условии – дизайнер действительно должен быть креативным и талантливым. Кто же захочет покупать примитивную штамповку, не отличающуюся от китайского ширпотреба?

Экспериментируем с интерьером


Ваша задача – заставить интерьер приносить прибыль. В столь смелом утверждении есть доля истины. Отсутствие ремонта с использованием современных отделочных материалов воспринимается посетителями как крайняя степень упадка и финансовой нестабильности мастерской. Если вы арендуете помещение, обсудите с владельцем свои планы. Возможно, он согласится частично профинансировать ремонт.

При его явном стремлении переложить на вас все тяготы ремонта, выбирайте альтернативный вариант – используйте мобильные конструкции, которые во время вынужденно переезда можно забрать с собой.
Например:

  • Стены затягивают баннерами собственного производства. Для визуально расширения пространства в их композиции используют линейную и воздушную перспективу.
  • Вертикальные плоскости декорируют собственной интерьерной печатью. Это роскошная версия ремонта, которой не сможет противостоять даже супердорогая венецианская штукатурка.
  • Стены помещения полностью закрыты модульными стеллажами, полки при этом играют роль демонстрационного стенда.

Типичные ошибки: в порыве творческого энтузиазма владельцы полиграфических салонов любят закреплять на стенах коллаж, состоящий из образцов выполненных работ. Аматорское исполнение такого декора спровоцирует обратный эффект. Если поблизости нет хорошего дизайнера по интерьерам, то лучше расположите все полиграфические образцы красивыми стопками на стойке reception.

В салоне оперативной полиграфии не следует использовать для оформления ретро-элементы. Если на логотипе появится силуэт печатной машинки, клиенты с опаской пройдут мимо. Возможно, вы подразумевали преемственность традиций, а вот заказчики расценят такой рисунок в качестве намека на применение устаревшего оборудования.

Ваши помощники – хайтек и минимализм

Когда помещение находится в личной собственности, ремонту можно посвятить больше усилий. При выборе цвета желательно остановиться на ненавязчивых пастельных оттенках.

Они составят приятный контраст с яркой полиграфической продукцией. Отделочные материалы приобретают с оглядкой на предстоящий ежедневный клининг. Все поверхности должны быть гладкими, не терять свой первоначальный цвет, соприкасаясь постоянно с моющими химическими препаратами.

Постарайтесь избежать стилистики гламура, причудливые завитушки барокко и фальшивая позолота уместны в будуаре, а не в рабочем помещении. Однотонный пластик, минеральное стекло и немного металла – вот идеальный набор материалов для мебельных конструкций.

Хайтек или минимализм всегда будут смотреться органично. Полиграфической мастерской не нужны лишние предметы, в каждом элементе интерьера подразумевается функциональность.
В помещении выделяются следующие зоны:

  • рабочее пространство, в котором размещается оборудование;
  • место для приема посетителей и оформления заказов;
  • рабочее место дизайнера выделяют хотя бы номинально: поднимают компьютерный стол и кресло на десятисантиметровый подиум или моделируют невысокую прозрачную стену из оргстекла;
  • по нормативам складское помещение должно располагаться отдельно, при его отсутствии придется ограничиться минимальным объемом расходных материалов.

Осваиваем графические программы

Возможно, полиграфический дизайн всегда был вашей мечтой, и наконец, наступила возможность для самореализации. Изучить программы без помощи наставника проблематично, процесс растянется надолго, и останутся незамеченными технологические тонкости.

Сейчас можно без труда найти стационарные и дистанционные курсы, рассчитанные на групповое и индивидуальное обучение. В таком обучении превалирует практическая составляющая. Можете даже брать реальные заказы на выполнение работ, и выполнять их под присмотром преподавателя в качестве лабораторных упражнений.

Если дело пойдет успешно, то некоторые суммы удастся заработать только на эскизах, еще до того момента, как вы закупите печатное оборудование. Заказчиков можно искать среди своих друзей и знакомых. Открыв свою мастерскую, многие владельцы сосредотачиваются только на менеджменте, поэтому считают учебу нерентабельной тратой времени.

Они вспомнят о своей ошибке, когда придется в панике искать замену для заболевшего сотрудника, вместо того, чтобы спокойно выполнить его обязанности. Да и подчиненные, поняв, что шеф ничего не смыслит в программах, будут намеренно затягивать работу, рассчитывая получить премию за сложность.

Единственный выход для вас – производить впечатление всезнающего начальника.

А вы знаете как добиться успехов в бизнесе благодаря опыту успешных предпринимателей?

Не забудьте освоить:

  • CorelDRAW Graphics Suite – программа векторной графики, один из ключевых элементов создания полиграфических эскизов;
  • Adobe InDesign – программа для верстальщиков, с ее помощью выполняют макетирование страниц. Популярные упрощенные аналоги – QuarkXPress и PageMaker.
  • Adobe Photoshop – программа, ориентированная на растровые изображения, используется для редактирования фотографий;
  • Adobe Illustrator – удобный инструмент, основанный на применении векторной графики, преимущественно используется для создания лаконичных и выразительных макетов;
  • Cutting Master – специальная программа для плоттерной резки;
  • Sevit Print Shop Manager – программа помогает упорядочить и систематизировать работу мастерской: контролируются заказы, учитывается время, потраченное сотрудниками на выполнение работы.

Приобретаем оборудование

Если вы склонны к авантюрам и верите в свой талант менеджера, пусть первой покупкой станет термопресс. Печать на кружках и футболках смотрится очень стильно и оригинально. Почему бы не рассматривать ее как версию современного декоративно-прикладного искусства.

Возможности для реализации – не ограничены. Футболки с печатными логотипами охотно закажут для тематических фестивалей, корпоративных спортивных мероприятий. Попробуйте заинтересовать администрацию близлежащей школы возможностями приобретения недорогих футболок с символикой учебного заведения.

Термопрессы

Наличие термопресса существенно увеличивает рентабельность производства. Модели с механическим типом управления стоят в 2-3 раза дешевле электронных и сенсорных. Ориентироваться лучше на универсальные устройства, которые адаптированы для работы с различными материалами.

В таких термопрессах предусмотрены 6-8 различных насадок, позволяющих переносить изображения на бейсболки, кепки, кружки, тарелки, коврики, футболки. Качественный оттиск получится на керамике, металле, текстильном полотне, пластике, коже, картоне.

Хорошо зарекомендовали себя такие марки как Bulros, Insta. Следует избегать откровенно любительских версий. Например, миниатюрный Hobby Print не оправдает ваших надежд ни по производительности, ни по качеству печати. Schulze Profi-Trans XXL

Плоттеры

Плоттер умеет резать бумагу, картон, самоклеющуюся пленку. Создаются контурные линии любой сложности и конфигурации. Простые виды работ: изготовление стикеров, наклеек, вывесок, трафаретов. Сложные задания: полноцветная графика для оформления магазинных витрин, аплицированных баннеров.

Техника аппликации из самоклеящейся пленки часто встречается на окнах кафе, в фойе общественных зданий. Она применима для наружного и внутреннего декорирования поверхностей. Плоттер различает только линии векторной графики, поэтому каждое растровое изображение необходимо ковертировать.

Хорошие модели оснащены системой оптического контроля, отображаются метки, позволяющие определять, что выведенное на резку изображение не сместилось. Существует много моделей со сходным функционалом. Если искать что-нибудь из демократической ценовой категории, то можно приобрести Graphtec, Roland, Mimaki.

Оборудование для цифровой печати

Для профессиональной и коммерческой печати подойдут устройства марок Xerox, Canon, Konica Minolta. Они компактны, настраиваются на цветное и черно-белое изображение, обеспечивается двустороннее сканирование материалов и высокая скорость копирования.

Для фиксации брошюр применяются миниатюрные металлические скобы, поэтому в мастерской должен находиться механический или электрический степлер.

Рекомендованные марки: MicroShuttle, Shark / KW-TriO, Vektor, Rapid. Со временем придется приобрести ламинаторы, покрывающие печатные материалы прозрачной полимерной пленкой. На начальной стадии бизнес- проекта без них можно обойтись. Заказчики предпочитают ламинировать сертификаты, бейджи, визитки, фотографии.

Поскольку визитки – востребованный вид полиграфической продукции, целесообразно приобрести машины для их нарезки, например, Cyklos или Warrior.

Где искать сотрудников?

В одиночку с таким бизнесом не справиться. Если у вас есть братья-сестры, можно организовать семейное предприятие и разделить между собой обязанности, потом подросшие дети намекнут, что пора передавать управление делами новому поколению. Одиночное плавание побуждает к поиску коллег.

Когда владелец бизнеса хочет остаться только координатором, не проводить рабочий день возле плоттера и сканера, то придется расширить штат до 3-4 человек. Минимальным количеством сотрудников ограничиваются, когда они согласны совмещать обязанности администратора, полиграфиста и клинера. Впрочем, в маленьких печатных салонах этот круг обязанностей необременителен.

Бюджет новоиспеченной компании обычно не позволяет нанимать высококвалифицированных специалистов. Стандартные поиски на интернет биржах по трудоустройству не гарантируют, что вам попадется кто-нибудь исполнительный и ответственный. Существует и возрастной нюанс:

  • люди предпенсионного возраста не отказываются работать за не большую плату, но им сложно выдерживать нужный темп;
  • почти невозможно встретить человека средних лет, соглашающегося на «минималку»;
  • приходится делать ставку на молодежь, лучше всего, на выпускников текущего года.

Узнайте, есть ли в вашем городе профессиональный лицей или колледж, предлагающий близкую к полиграфии специальность. Это могут быть рабочие специальности печатника офсетной печати, переплетчика, верстальщика или наладчика полиграфического оборудования.

Позвоните администрации учебного заведения. Работодателей там встречают доброжелательно, приглашают на выпускные экзамены или предоставляют телефоны еще не трудоустроенных выпускников. Ваш контингент и выпускники школ, не поступившие в ВУЗ и пытающиеся найти себе занятие до начала следующей вступительной компании. Иногда полезно обратиться в службу занятости, которая специализируется переобучении безработных.

Кто создает макеты?

Базовые знания дизайнера – программы Adobe Photoshop, CorelDraw, Adobe Illustrator, Adobe InDesign.Но не каждый может угодить взыскательным заказчикам, макеты и эскизы всегда придирчиво проверяются и часто безжалостно отвергаются. Чтобы добиться успеха, нужен либо дар убеждения, либо безупречный художественный вкус и креативный стиль мышления.

Будущее полиграфического салона в какой-то мере зависит от дизайнера. Если он сумеет привлечь клиентов своим мастерством, вы планомерно перемещаетесь в рекламный бизнес. Не получится заинтересовать посетителей – вашим уделом останется механическая штамповка ценников, прайсов, плакатов.

Как найти дизайнера? Первый способ – предложите классному специалисту частичную занятость или работу на дому. Не обязательно зацикливаться на поиске профессионального полиграфиста. С работой справиться хорошо знающий графические программы живописец, школьный учитель рисования, мастер анимации или ландшафтного дизайна.

У него уже есть стандартная подготовка, во всех художественных учебных заведениях изучают лаконичный язык прикладной графики, шрифты, основы композиции. Поэтому переквалификация займет не более пары недель.

Второй способ – пригласить новичка, окончившего обычные компьютерные курсы, и знакомого с графическими редакторами. Иногда человек, вовсе не умеющий рисовать от руки, очень уверенно работает мышкой и стилусом, качественно обрабатывает изображения, интуитивно чувствует фактуру и цвет. Велика вероятность, что со временем он научится создавать настоящие полиграфические шедевры.

Начинаем пиар-кампанию

Политика демпинговых цен никому не приносила успеха. Скорее всего, заказчики начнут вас подозревать в непрофессионализме. Такова российская ментальность: увидев низкий ценник на услугу, все начинают искать подвох. Конкуренты, узнав о появившемся любителе минимальной оплаты, начнут активно противодействовать.

Вариантов поставит на место выскочку много: от внеочередного визита проверяющих СЭС до инсценированного потока жалоб от возмущенных клиентов. Поэтому следуйте простым правилам. Во- первых, проведите калькуляцию и узнайте реальную себестоимость вашей полиграфической продукции. Во-вторых, ориентируйтесь на среднестатистические цены в своем регионе.

Стратегия успеха

Для начала необходимо определиться с направлением специализации. Работа полиграфической мастерской может быть нацелена только на техническое тиражирование печатной продукции. Заказчики приносят флешки с электронной версией профессионально выполненного эскиза.

Полиграфисту остается только проверить соответствие параметров, совместимость форматов, возможно, ввести легкую коррекцию изображения. Дальнейшее доверяют технике. Примерно, половина присутствующих на рынке мелких полиграфических предприятий ограничивается именно таким кругом обязанностей.

Стандартный набор цифровой печатной продукции:

  • визитки;
  • буклеты;
  • публикации;
  • флаеры;
  • стикеры;
  • воблеры.

После приобретения оборудования для широкоформатной печати можно изготавливать:

  • баннеры;
  • брандмауэры;
  • выставочные стенды.

Печать выполняется на разных видах бумаги, полупрозрачной сетке, баннерной ткани, самоклеющейся пленке.
Когда в полиграфической мастерской появляется должность дизайнера, расширяется перечень работ. Услуги становятся комплексными, заказчику остается только в общих чертах рассказать об ожидаемом продукте.

Дизайнер разработает эскиз, после обсуждения внесет в него коррективы, при необходимости выполнит допечатную обработку. В результате заказчик получает существенную экономию времени и средств, ведь ему не придется договариваться о дизайне и печати с разными людьми и в разных организациях.

Создайте свой сайт

Стоящие на тротуарах школьники с визитками вызывают умиление, ведь дети самостоятельно пытаются заработать деньги. Прохожие охотно берут листовки и, не удосужившись прочитать, швыряют их в ближайшую урну. Вы же не хотите такого бесславного завершения своей рекламной акции?

Самые дешевые способы приносят обычно нулевой результат. Можно самому надеть костюм и галстук, заглядывать во все попадающиеся на пути офисы и оставлять там буклеты и свои контактные данные. Подобная трата времени весьма непродуктивна. В серьезные организации секьюрити не пропустят без предварительной записи. Если же и получится проникнуть вовнутрь, вряд ли визитки увидит кто-нибудь еще помимо служащих reception или секретарши.

Ближе к вечеру ваши буклеты полетят в измельчитель бумаги. Бережно хранят визитки только тех специалистов, с которыми ранее успешно сотрудничали.

Разумный вариант пиара – создание собственного сайта. Рядовой житель планеты Земля привык доверять интернету. Если вашего предприятия не окажется в виртуальном пространстве, никто не поверит, что вы креативны и современны. Преимущества сайта в качестве рекламного инструмента полиграфической мастерской:

  • безгранична внимающая вам аудитория;
  • оперативная связь с клиентами;
  • создание галереи и демонстрация образцов своих работ;
  • возможность дистанционной работы с заказчиком.

Последний пункт со временем окажется в приоритете. Уже вполне сформировался круг предпринимателей, не утруждающих себя визитами в мастерскую. Они рассматривают примеры работ, оставляют заявку с перечнем параметром. Затем дизайнер- полиграфист по электронной почте отправляет эскиз на утверждение. Когда согласованы все нюансы, выполняется печать, а доставка поручается городской курьерской службе.

Это важно: дизайн сайта полиграфической мастерской должен быть безупречным. По нему судят о степени мастерства, художественном вкусе будущих исполнителей. Старайтесь избегать шаблонов, но нежелателен и экстремальный графический креатив. В рекламной продукции доминировать должна смысловая часть, а изобразительная призвана лишь создавать привлекательный антураж.

Щедро раздавайте бонусы, проводите акции

Поддерживайте отношения с постоянными заказчиками. Рекомендации «сарафанного радио» до сих пор считаются одними из самых действенных. Разработайте красивые бонусные карты с половинной скидкой на каждый десятый заказ.

Если клиенты приводят вам своих друзей, начисляйте им скидку в 1-5%. Прагматики общаются со службами сервиса по интернету, а люди, предпочитающие личные визиты, более консервативны. Они ценят внимание, доброжелательность. Проявите изысканную вежливость, и они забудут о существовании в городе других полиграфических мастерских.

Накануне праздников устраивайте акции. Например, человеку, оформившему в течение предпраздничного дня заказ на самую большую сумму, вручается какой-нибудь эксклюзивный полиграфический сувенир.

Путь от полиграфии к высокому искусству

Чтобы добиться финансового благополучия, следует рассмотреть привычные вещи под новым ракурсом. Изобретатель одноразовой бритвы Кинг Кемп Жилетт навязал всему человечеству свою идею, а ведь он всего лишь подверг небольшой модернизации привычный и давно известный предмет.

Почему бы среди полиграфической продукции не поискать варианты, которые заинтересуют не только бизнесменов-предпринимателей? Вы устали от потока однообразных листовок и рекламных буклетов? Ищите иные сферы приложения своего таланта. Почему бы не заглянуть в ЗАГС и свадебный салон? Разработайте образец свадебного перекидного свадебного календаря большого формата.

Его нужно выполнить на самой лучшей глянцевой бумаге, выбрать изысканный колорит, а всем изображениям придать столь любимый новобрачными легкий флер сентиментальности. За небольшую мзду оставьте образцы в бюро регистрации вместе со своими визитками. Если календарь будет достоин стать семейной реликвией, то через некоторое время у вашей мастерской выстроится очередь семейных пар со свадебными фотографиями, желающих заказать эксклюзивный фотоальбом в формате календаря, Новый год в котором будет начинаться не с 1 января, а со дня свадьбы.

Только договаривайтесь с демонстрации своих рекламных образцов не с рядовыми сотрудниками ЗАГСа и магазина, а с администрацией. Пообещайте определенный процент от стоимости заказа, который получит человек, вручивший визитку. Тогда фото-календарь не забросят на полку, напротив, будут его с восторгом демонстрировать каждому посетителю. Аналогична ситуация с детскими садами и младшими классами школы.

Постарайтесь убедить родителей, что календари, изображающие животных китайского гороскопа – «это не комильфо». На них должны красоваться фотографии малышей. Здесь есть шанс получить оптовый заказ, сфотографировав каждого ребенка на утреннике, а затем обработав фотографии в стилистике сказки или комикса. Воспитатели согласятся сотрудничать за бесплатное выполнение для них такого же заказа.

Предложите футболки с термотрансферной печатью детских фотографий. Если изображение сопровождать надписью «любимому дедушке» или «лучшей бабушке», то такой трикотаж обязательно будут заказывать в качестве оригинального презента для старших родственников.

Участвуйте в конкурсах

Есть масса возможностей для бесплатной саморекламы. Полиграфическая отрасль переживает ренессанс в качестве отдаленной перспективы можно задуматься о самых авторитетных международных конкурсах, таких как Creativity Awards. Регулярно проводят конкурсы компании, разрабатывающие программное обеспечение для дизайнеров-полиграфистов или выпускающие специальное оборудование.

И пусть вас не смущают опытные соперники, в большинстве случаев присутствуют и студенческие номинации. А в вашей только открывшейся мастерской не захотят работать метры дизайна, но зато найдется множество амбициозных студентов- заочников или учащихся стационара, мечтающих в вечернее время улучшить свое финансовое положение и получить практические навыки по будущей специальности.

Владельцу мастерской останется только проинформировать своих сотрудников о намечающемся конкурсе, а уж они не упустят такой возможности. Просмотрите региональную периодику и профессиональные издания, поищите сведения в виртуальной сети. К чему сразу настраиваться на лавры победителя? На первых порах вас устроит, когда сотрудник добудет диплом участника, и вы найдете для него соответствующее место на стене мастерской.
Дополнительные бонусы:

  • на конкурсе вы знакомитесь с модными направлениями полиграфического дизайна;
  • параллельно проводятся выставки-продажи оборудования, расходных материалов;
  • конкурсные фотографии украсят ваш сайт;
  • если повезет, станете героем новостного репортажа, на подобных мероприятиях всегда присутствует множество корреспондентов.

Подружитесь с муниципалитетом

В каждом городе постоянно проводятся ярмарки, выставки, симпозиумы, конференции. Просмотрев анонсы официального городского портала, всегда можно обнаружить что-нибудь интересное и полезное:

  • «Ярмарка рабочих вакансий» – работодатели предлагают рабочие места для выпускников ВУЗов, колледжей, училищ. Это реальный шанс найти старательного сотрудника, пусть и без опыта работы, но с профильным образованием.
  • Благотворительные проекты. Все участники выполняют часть своей работы бесплатно, получая взамен пиар в местной прессе. Оценив тематику мероприятия, полиграфисты могут предложить выполнение пригласительных билетов, рекламных проспектов, баннеров или разработать для промоутеров дизайн футболок, кепок. В чем заключается profit? Если в данном событии общественной жизни заинтересованы городские власти, то они отблагодарят всех активных участников хвалебными статьями в прессе. Кроме того, вашу работу увидит множество людей, постарайтесь поразить их качеством и оригинальностью исполнения. При удачном стечении обстоятельств новые заказчики появятся незамедлительно.
  • Профориентация в школе. На «классный час» и родительское собрание охотно пускают людей, которые красочно рассказывают о своей профессии. Вы рассказываете о перспективах профессии, указываете, в каких учебных заведениях ее можно получить.
    На самом деле вас интересует другая аудитория: родители учеников и преподаватели. Среди присутствующих на собрании обязательно найдутся люди, работающие в торговле, финансовой сфере. Им приходится постоянно пользоваться услугами типографии, поэтому ваша визитка придется весьма кстати. Учителя погружены в методическую работу, они должны для каждого урока готовить дидактический материал. Если вы предложите бесплатное форматирование и оформление брошюр и публикаций, они станут преданными и постоянными клиентами вашего полиграфического центра. За один день можно побывать в 4-5 классах, ограничивая свой визит 10-15 минутами.

Бесплатная телереклама

Заоблачные цены на минуту эфирного времени заставляю многих предпринимателей и не помышлять о телерекламе. Но есть и очень оригинальная лазейка, позволяющая пробраться на экран, не заплатив за это ни рубля. К сожалению, этот способ не применим в столице, однако для провинциальных городов он вполне подойдет.

В графике почти всех местных телеканалов есть передачи, рассчитанные на домохозяек. Идут они не в прайм-тайм, и представляют собой некую разновидность обучающих мастер- классов. Названия у передач могут быть самыми разными, но суть – одна. Они «всеядны» и рассказывают о нанесении макияжа, изготовлении игрушек, выращивании комнатных цветов и т.д. Как правило, корреспондентам приходится постоянно искать новые сюжеты.

Вот и придумайте что-нибудь необычное полиграфическое, предложите сотрудникам передачи свои услуги. Например, бумажное моделирование.

Санитарные нормы

Полиграфическую мастерскую не удастся поместить в реконструированный подвал или стеклянный летний павильон. В помещении должны быть окна, пропускающие достаточное количество естественного освещения. Необходимы местные и общие источники искусственного света. Нельзя увеличивать штат сотрудников, если нет свободного пространства.

Норма площади, предназначенной для оборудования одного рабочего места, составляет 4,5 метра. Если предполагается установка компьютера, то показатель увеличивается до 6 метров. Температурный режим помещения необходимо удерживать на уровне 18-20 °C. Не обойтись без вытяжной вентиляции. Хотя производители стараются полностью нивелировать запах краски и бумаги, стопроцентного успеха они не достигли.

Замкнутая среда без циркуляции воздуха к вечеру отзовется усталостью и головной болью.

бизнес – это всегда риск, но полиграфическое направление до сих пор считается перспективным, и все инвестиции будут оправданы. Окупаемость затрат наступает через год-полтора.
Ваши преимущества:

  • в этой сфере конкуренция относительно невелика, еще остались незанятые ниши;
  • спрос на услуги не уменьшается, напротив, прогнозируется тенденция его роста;
  • конкуренты лояльны, не склонны к агрессивности, ведь жесткий передел рынка не предвидится;
  • профессия не относится к числу сложных: ее можно освоить самостоятельно, получить основные навыки на краткосрочных курсах, пройти дистанционное обучение;
  • минимальна зависимость от посредников;
  • легко найти поставщиков профессионального оборудования и расходных материалов;
  • в перспективе возможен переход на более высокий уровень- полиграфическая мастерская становится дизайнерским бюро или рекламным агентством.

Предлагаем интересное видео: Современная полиграфия

К услугам небольших типографий обращаются частники - владельцы небольших печатных точек; государственные организации - для внутреннего документооборота (налоговики, почтовики и т.д.); учебные организации - для размножения методических материалов; банки, торговые фирмы (прайсы); предприятия общепита и производители (ценники, этикетки, меню, копии сертификатов); крупные заводы, рекламные и PR—агентства (анкеты, рекламные листовки, флаеры) и т.д.

Обычно небольшая типография предполагает наличие оборудования, способного в короткие сроки выполнять не очень крупные полиграфические заказы. Одним станком, однако, обойтись не удастся. Вторая составляющая - так называемые “вспомогательные“ машины, которые позволяют совершать ряд действий с уже отпечатанной продукцией. Именно совокупность двух этих видов оборудования можно считать мини-типографией. На московском рынке печатных услуг четко разделяются как типографии, так и клиенты: мелкие заказы выполняются в мини-типографиях, средние - в средних, а крупные, соответственно, - в крупных. Здесь главное - обозначить ту нишу, в которой вы собираетесь работать, начиная типографский бизнес. Если у вас уже есть потенциальные заказчики, вам необходимо закупить такое оборудование, которое будет задействовано максимально. При покупке слишком мощного оборудования, придется искать дополнительных клиентов, чтобы загрузить машины “по полной“.

Ризограф и офсет

Оснащение небольших типографий делится по нескольким критериям. Одни предприниматели покупают ризографы, другие - цветные копиры, третьи - машины для офсетной печати. Ризограф - это, прежде, всего черно-белая печать. Есть и цветные ризографы, позволяющие, например, напечатать черно-белую листовку с красным флажком. На таких аппаратах обычно делается деловая документация, инструкции для бытовой техники и т.д. Визитки на ризографе не напечатаешь - для этого нужна офсетная машина, которая позволяет печатать сложные цвета и совмещать их. Если говорить об офсетной печати, то дополнительными здесь будут: машина для резания, оборудование для производства печатных форм (копировальная рама и процессор для проявки пластин), аппарат для скрепления, машина для сгиба и т.д.

Хороший ризограф стоит около 10 тысяч долларов, хотя цена сильно колеблется в зависимости от комплектации. Цена цветного копира - от 10 до 50 тысяч долларов. За 10-15 тысяч долларов также можно купить и подержанную одно- или двухкрасочную офсетную машину. На ней можно будет делать и визитки, и другие простые работы. Мини-типографию, состоящую из одной машины офсетной печати, если знать рынок б/у оборудования, можно “построить“ и за 10-15 тысяч долларов. Но можно вложить и 150-200 тысяч - тут все зависит от объема стартового капитала.

Рассказывает директор московской типографии “Елена“ Сергей Немцов: “Мы изначально были рекламным агентством, размещали заказы по типографиям. Затем купили маленькие резачки, другие аппараты офисного плана. То есть конечной отделкой полиграфии стали заниматься сами. Поднабравшись опыта, мы решили приобрести офсетную машину. Изначально наш ориентир был направлен именно на офсетную печать. С учетом вложений - это, конечно, дорогостоящая аппаратура. Но существуют многочисленные системы лизинга и кредитования, которые облегчают возможное начало бизнеса. Хотя сейчас я искал бы именно б/у технику, но в хорошем состоянии. Это, как и в случае с годовалой машиной, - она ведь уже полностью готова к эксплуатации, ее не нужно доводить “до ума“. Цены на б/у аппаратуру - от 15 тысяч долларов, новую - от 200 тысяч долларов. Разброс цен на московском рынке полиграфического оборудования очень большой - все зависит от технических характеристик“.

Горячее дыхание конкурентов

Ризограф дешевле и, как следствие, более доступен, но нужно отдавать себе отчет в том, что такое оборудование под силу не только вам, но и вашим конкурентам. Чем меньше его стоимость, тем ближе будет чувствоваться их дыхание. Чтобы строить бизнес, надо реально представлять себе, кому будет оказываться услуга, в чем будут состоять ваши преимущества, и т.д. “Можно, допустим, играть на скорости, - говорит директор РА “Солист“ Александр Ер, открывший типографию при своем рекламном агентстве около четырех лет назад. - Например, делать все заказы в кратчайшие сроки. Сотрудники при этом должны быть готовы оставаться на ночь. Таким образом, охватывается аудитория “горячих“ клиентов. Можно предлагать варианты технологий печати, советовать, что подходит заказчику, а что нет, ориентироваться именно на высокое качество услуг, учитывая, разумеется, и остальные факторы“.

Все мини-типографии объединяет сходный принцип действия, основанный на трафаретной печати. Первыми на российском рынке появились аппараты фирмы Riso, пионера этой области полиграфии, получившие название “ризографы“, а фирма Duplo, позже вышедшая на этот рынок, предпочитает называть свои аппараты дупликаторами. Ныне на рынке представлены три основных производителя - Riso, Duplo и Ricoh (все - японские). Аппараты Ricoh производятся также в Европе и России под марками Rex-Rotary, Nashuatec, MB, Gestetner. На московском рынке сейчас, в основном, востребованы аппараты начального уровня формата A4 и системы формата A3. Сказать точно, какая фирма-производитель лучше, трудно. Все аппараты устроены примерно одинаково. Разумеется, речь о престиже здесь не идет: мини-типографию уместнее сравнивать с грузовиком, а уж на каком грузовике возить доски - это неважно.

Наиболее популярной является печать с отсканированных бумажных оригиналов. Однако все большее число потребителей обращают внимание на такие детали, как наличие компьютерного интерфейса (RIP) для подключения мини-типографии к ПК и печати электронных документов (блок идет в поставке или покупается отдельно) или сетевой карты - для использования мини-типографии в качестве устройства сетевой печати.

Ломовые лошадки

Именно ризографы можно назвать ломовыми лошадками на рынке офисной техники. Они предназначены для быстрой (до 120-130 стр/мин.) и экономичной печати на бумаге формата А6-А3. При тиражах в диапазоне 50-5 000 копий они успешно конкурируют по себестоимости оттиска с копирами и малоформатными офсетными машинами. Стоимость копии в этом случае резко снижается при увеличении тиража. Важными преимуществами мини-типографий является большой ресурс работы машин (до 9 миллионов копий), малое энергопотребление (до 400 Вт) и экологическая чистота (расходники часто нетоксичны). В отличие от офсетной печати, при работе с мини-типографией не требуется никаких затрат на подготовку печатного процесса. Даже если вы приобретаете бывшее в употреблении оборудование, которое у прежнего хозяина работало без всякого сервисного обслуживания, “внутренности“ аппарата могут быть в полной целости и сохранности.

А вот большим плюсом копировальных машин последнего поколения является их способность работать практически на любой бумаге - от недорогой тонкой (46 г/м?) до картона (240 г/м?). Специалисты настоятельно советуют приобретать устройства формата А3, даже если вы планируете печатать только копии формата А4. Дело в том, что на аппарате формата А3 за один проход вы сможете напечатать сразу две копии формата А4. Это продлевает срок службы аппарата, снижает себестоимость и значительно ускоряет процесс печати. А для “разделки“ готовых копий можно приобрести специальный резак, способный резать пачки бумаги толщиной 500 листов.

Именно в самом начале организации бизнеса необходимо решить важную проблему - какое оборудование покупать. Здесь можно пойти двумя путями. Первый - приобрести б/у машины, “пробег“ которых позволяет с некоторыми издержками производить качественную полиграфию, способную удовлетворить запросы не слишком взыскательных клиентов. Второй путь - закупка абсолютно нового оборудования. Некоторые эксперты утверждают, что начинать с новой машины правильнее. Особенно это важно, если у вас в штате нет высококлассного специалиста по оборудованию, который в короткие сроки сможет найти причину возможных неполадок и устранить их. По опыту многих владельцев типографий, бывшее в эксплуатации оборудование часто дает сбои и нуждается в пристальном контроле.

Кроме машин

Если говорить о других необходимых требованиях бизнеса, то, в первую очередь, это помещение. Как бы ни была мала типография, она требует наличия склада (как для исходников, так и для готовой продукции). Вообще же, мини-типография занимает мало площади - можно начать с 40 кв. м. Однако известны случаи, когда мини-типография располагалась и на 20 кв. м. - буквально в отгороженном углу офисного помещения. При таких обстоятельствах вполне возможно объединить в одном месте и производство, и офис. При их разделении, конечно же, потеряется мобильность и потребуется налаживать логистику процесса.

Период, за который может окупиться оборудование, назвать сложно. Порог рентабельности в этом случае зависит от очень многих причин. “Могу сказать одно, - говорит Александр Ер, - если вы начнете бизнес с производства полиграфической продукции на офсетном оборудовании, вам понадобится около года только на то, чтобы привести работу типографии к более-менее скоординированному взаимоотношению заказов клиентов и ваших мощностей. Непосредственно сроки окупаемости оборудования также зависят и от наличия клиентской базы, и от местоположения производства, и от многого другого. Если говорить о возвращении “своих“ - то можно назвать срок в три года. В первый год, конечно, вам уже не надо вкладывать инвестиции, но и баланс будет фактически равен нулю. Пока вы не приведете в должную форму технические параметры своего оборудования, пока не будут сформированы заказы, о постоянном серьезном доходе можно забыть“. Такого же мнения придерживаются многие владельцы типографий. Для этого бизнеса вполне применима знаменитая пословица: “Первый год ты кормишь бизнес, второй - бизнес кормит себя сам, третий - бизнес кормит тебя“.

Но при грамотно построенном продвижении услуг достичь удается многого. Известны примеры людей, которые, даже не являясь специалистами в вопросах полиграфии, но имея предпринимательскую жилку, добивались в этом направлении больших успехов.

“Если брать новое офсетное оборудование - то окупится типография не раньше, чем через три года. Конечно, при покупке уже проработавшей какое-то время аппаратуры, есть риск, что она сломается. Гарантий никаких нет. И через сколько окупится бывшая в употреблении техника - неизвестно. Но обычно, если берешь “старую“ машину, - через год-полтора ее можно “отбить“, и потом уже пойдет прибыль“, - говорит директор типографии “Елена“ Сергей Немцов.

Результаты труда

Сориентировать читателя по прибыли очень сложно - это зависит от многого, но в среднем мини-типография (офсетный станок + вспомогательное оборудование) реально может приносить доход около 2-5 тысяч долларов в месяц. Рассмотрим простой пример. Цена одного оттиска на копировальном оборудовании составляет 0,5 доллара, а затраты - около 12 центов/оттиск. При почти полной загрузке машины можно получить “грязную“ прибыль в 10 тысяч долларов в месяц. С вычетом затрат на обслуживание, аренду помещения, зарплату сотрудников - получается около 2-3 тысяч долларов чистой прибыли в месяц. Однако надо помнить, что летом для типографий фактически наступает мертвый сезон, а затраты остаются.

Аренда помещения, зарплата сотрудникам, модернизация аппаратуры - все это постоянные статьи расходов. Будущим владельцам мини-типографий стоит уделить особое внимание вопросу приобретения расходных материалов. На рынке достаточно много так называемых “совместимых“ материалов, которые примерно на 30% дешевле оригиналов. Однако все продавцы ризографов в вопросе выбора расходников поразительно единодушны - они настоятельно рекомендуют своим клиентам пользоваться только оригинальными материалами и никакими другими принципиально не торгуют. Последствия применения нефирменных материалов катастрофичны. Например, если на Riso использовать совместимые расходники, то можно смело откладывать 1 000 долларов на новый барабан. Одно дело, если выйдет из строя струйный принтер стоимостью 100 долларов, другое дело - ризограф в тридцать-сорок раз дороже. Бывает и так, что на тубе с краской может быть написано одно, а внутри может находиться совсем другое. В случае с совместимыми материалами есть вероятность попасть на перезаправленную тубу, куда заливают порой обычную типографскую краску. И хотя специалисты обычно отличают “липу“ по запаху и консистенции, обычному пользователю оценить качество краски очень трудно. Чтобы избежать неприятностей, имеет смысл покупать расходники в той же компании, которая осуществляет сервисное обслуживание.

Факторы успеха

Что касается остальных факторов успеха, то здесь на первом месте стоит наличие клиентской базы. Конечно, немаловажны и оперативность выполнения заказов, и местоположение самого производства. Предприятия в промзонах или имеющие сложную пропускную систему могут и отпугнуть клиентов. “Где находится производство, в принципе, все равно, - считает Сергей Немцов. - Главное, чтоб был удобный подъезд к офису - погрузка-отгрузка товара идет постоянно“.

В случае с мини-типографией, в первую очередь, нужно думать о том, чтo она будет делать и для кого. Реклама в данном виде бизнеса - в основном, прямой маркетинг, то есть, менеджер обзванивает потенциальных клиентов. Хотя некоторые предприниматели размещают объявления в газетах и журналах типа “Товары и услуги“. Еще один важный момент: полиграфическая услуга - сложная. Нет четких, с первого взгляда очевидных мерил, позволяющих определить, качественно выполнена работа или нет. Откровенный брак определить легко, но в полиграфии существует множество промежуточных критериев. Клиент, узнав о вас, не сразу побежит делать заказ - нужно завоевать его доверие.

По поводу ценовой политики можно сказать следующее: если рассчитывать оперативную прибыль по заказу, то есть по прямым затратам из общего дохода, можно утверждать, что полиграфия - высокорентабельный бизнес. Продавец может варьировать цены на услугу в зависимости от того, насколько сильно хочет получить данный заказ. Тут есть большой диапазон всевозможных действий: так как мини-типографии рассчитаны на небольшие и неотложные заказы, то на повышении цен для “срочных“ клиентов можно “играть“. Например, приглашения нужны на какое-то мероприятие к утру, а заказчик приходит, скажем, накануне в шесть вечера. Тогда можно требовать дополнительной платы за срочность - как правило, клиент идет на это. Цена в этом случае может повышаться в два раза. В идеале, кстати, имеет смысл наладить круглосуточную работу типографии - в этом случае она будет приносить максимальные доходы

Александр Иванов



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png