(Старший дошкольный возраст)
Проект: краткосрочный, групповой, игровой.
Актуальность проекта
Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе».
Задачи:
Словарная работа: продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости, названиями профессий.
Научно-методическое обеспечение
Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения - стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.
Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.
Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение:
Муляжи продуктов питания, посуда, скатерть, плита, микроволновая печь, духовка, меню
Костюмы повара, официанта;
Фломастеры, альбом, мячи, воздушные шары;
Зеркало;
Техническое обеспечение: телевизор, DVD-проигрыватель, микрофон.
Участники проекта:
Воспитатель
Дети старшей группы
Ожидаемый результат:
Получение знаний о «Детском кафе».
Формирование коммуникативных навыков.
Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.
Комментирование игровых действий и действий партнеров.
Этапы игровой деятельности
Процесс |
Совместная деятельность педагога и детей |
Деятельность педагога |
Подготовительный |
||
Выявление проблемы |
Диагностика: игровых навыков; игровой среды |
Методика Д.Б. Эльконина |
Обрисовка сюжетной канвы |
Изучение литературы: Виноградова Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» -М., 2008г. Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» -М., 2003г. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей» -М., 1999 г. Сековец Л.С. «Коррекция нарушений речи у дошкольников» -Н.Новгород, 1999г. Селиверстов В.И. «Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми» - М., 1994 г. |
|
Организационная работа |
Чтение художественной литературы: «Федорино горе», «Вини-пух и все, все, все…» «Муха –цокотуха»… Продуктивные виды деятельности: Изготовление тортов, пирожного, мороженого, конфет, разных фруктов и т.д. Рисование денег своей группы. Беседы с детьми: Что такое кафе? Что там делают? Что едят? Кто работает в кафе? Что такое меню? Дидактические игры: «В гости к мишке», «Накрой на стол», «Вежливые слова»… Экскурсии: в магазин, в кафе. |
Придумывание воспитателем материала для игры: для официанта; посетителей; повара; организаторов праздников. Планирование календарных планов. Разработка конспекта игры «Детское кафе». |
Работа с родителями |
Экскурсия родителей с детьми в кафе. |
Консультации «Во что играют дети?». «Мораль в действии». |
Основной |
||
Систематизация информации |
Организация игрового пространства: Кафе (атрибуты – муляжи продуктов, касса; чайная посуда; салфетки; фартуки; вывеска). |
Обеспечение руководства. |
Игровая деятельность детей |
Поиск решения с помощью педагога. Повторение за педагогом диалогов персонажей. |
Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета. Принятие на себя второстепенной роли. Использование предметов-заместителей. |
Заключительный |
||
Итог |
Участие детей в обсуждении проведенной игры. Оценка умения играть вместе. |
Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета. Диагностика игровых умений. |
Словарный минимум
Часть словаря |
2 младшая, средняя группы |
Старшая, подготовительная к школе группа |
Профессии |
Повар, официантка, посетители. |
Администратор, клиенты, бармен. |
Орудия труда |
Чайная посуда, салфетки, фартуки, продукты, меню в картинках. |
Кофейная посуда, миксер, кофеварка, креманки. |
Трудовые действия |
Выдает, открывает, впускает; накрывает, усаживает, знакомит (с меню), принимает, подает, рассчитывается. |
|
Качества труда |
Вежливо, внимательно, своевременно, красиво, ответственно, быстро. |
Высококачественно, организованно, добросовестно, четко, правдиво, энергично. |
Общественная значимость |
Хорошо, быстро и качественно обслуживать; спокойно вести себя за столом; красиво и правильно говорить; громко и четко делать заказы. |
|
Учреждения |
Кафе; магазин, фабрика, база. |
Конспект организации сюжетно-ролевой игры «Детское кафе»
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе».
Задачи:
Развивать и обогащать сюжет игры в «Детское кафе»;
Развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
Развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
Формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих. Закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах;
Формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты;
Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;
Познакомить с профессией художника по аквагримму.
Ход игры.
Воспитатель:
Дети, посмотрите, какая сегодня Вика красивая, нарядная. Вика, расскажи нам, может у тебя какой – то праздник?
Вика:
Да, у меня сегодня день рождения! Мне исполняется 6 лет!
Воспитатель:
Да, день рождения – это настоящий праздник. Расскажите пожалуйста, а как мы отмечаем день рождения? Где? (ответы детей)
Воспитатель:
- Молодцы. А давайте сегодня отметим день рождения Вики в детском кафе! Вы согласны? (ответы детей)
Воспитатель:
Давайте вспомним, кто же работает в кафе! (ответы детей)
Воспитатель:
А что должен делать повар в кафе? (ответы детей)
А за что отвечает администратор? (ответы детей)
Какие обязанности у официанта? (ответы детей)
- Чем занимается уборщица? (ответы детей)
- А еще могут в кафе работать организаторы праздников, которые развлекают детей, играют с ними, устраивают различные конкурсы.
Ребята, а вы когда-нибудь видели, как в детском кафе на лице детей рисуют различные маски или рисунки? (ответы детей)
- Знаете, как называется эта профессия? (ответы детей)
- Это художник по аквагримму (повторение за воспитателем )
Ну что, пора нам отправляться в кафе, которые будет называться «Алиса в зазеркалье». Давайте с вами определим, кто кем будет в нашем кафе (распределение ролей ) .
А вы знаете, как надо себя вести за столом?
Дети:
В гостях и дома за обедом
Говорить нельзя с соседом
Не нужно чавкать и сопеть,
А также головой вертеть,
Есть спокойно, аккуратно
Будет всем вокруг приятно
Дополнительные ответы детей.
Воспитатель:
А как следует себя вести в кафе?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель:
Молодцы, вижу вы знаете, как надо себя вести и за столом и в общественных местах. Давайте уже отправлять с вами в кафе, а оно у нас не простое, а волшебное, и чтобы в него попасть, мне надо будет сказать волшебные слова (дети встают в круг, воспитатель в центре с «волшебным» зеркалом):
Вот волшебное стекло,
Отражает все оно
Чтобы в сказке очутиться,
Посмотрись, дружок, в него,
Улыбнись, перевернись,
Хлопни, топни – обернись.
Получилось?
Дети:
Воспитатель:
Давайте теперь займем свои игровые места и подготовимся к нашей игре.
Вика, веди своих гостей в кафе.
Администратор:
Здравствуйте, добро пожаловать в кафе «Алиса в зазеркалье». Занимайте свободный столик, я пришлю к вам официанта!
Посетители:
Спасибо (мальчики сажают девочек за стол )
Официант:
Здравствуйте, меню, пожалуйста!
Администратор:
Извините, в нашем кафе вы можете воспользоваться услугами художника по аквагримму.
Дети:
- Спасибо!
Организаторы праздника во время пауз в период приготовления заказанных блюд устраивают развлекательную программу для посетителей. Это могут быть:
хоровод для именинника,
игры «Горячая картошка, «Съедобное-несъедобное» и др.
отгадывание загадок
рисование открыток для именинника
пение песен в караоке,
танцы и др. по желанию детей.
В конце игры дети просят счет, расплачиваются и благодарят персонал кафе.
Заключение:
Что мы сегодня делали? (ответы детей)
Хорошо играли? (ответы детей)
- Что больше всего понравилось, а что не очень?
Похвалить детей, которые отличились. Сказать детям, что все постарались, молодцы. Если были какие-либо недочеты – указать ребенку, в чем ему следует потренироваться. Попросить убрать все атрибуты для игры на свои места .
Цель:
Формировать у детей реалистические представления о труде людей разных профессий.
Задачи:
1. Учить детей развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
2 Формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах;
Развивать инициативу, организаторские способности.
3. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Словарная работа:
Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости
(приветствие, прощание, просьбы, извинения).
Предварительная работа:
Знакомство детей с различными профессиями, рассматривание картин, чтение художественной литературы, экскурсия на кухню, знакомство с работой поваров.
Оборудование:
Столы, стулья, скатерть, посуда, поднос, стойка, касса, деньги, плита, руль, билеты, меню.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, у Алены сегодня день рождения. И она приглашает нас отметить этот замечательный день. Но только не знает где и как отметить.
Ребята, а где можно отметить день рождения? (Ответы детей).
Воспитатель: Недавно в нашем городе я побывала в кафе под названием
«Лакомка». Давайте съездим в это кафе и устроим там Вике праздник.
Вы хотите посетить это кафе? (Ответы детей).
Воспитатель: Кто работает в кафе? (Ответы детей). (Повар, официант, администратор, и т.д.).
Воспитатель: Что делает повар? (Ответы детей) (Повар - готовит еду);
Что делает официант? (Ответы детей) (Официант - подает меню, принимает заказы, разносит заказы посетителям);
Что делает администратор? (Ответы детей) (Администратор - встречает посетителей);
Воспитатель: Ребята, кто знает, как надо себя вести в общественных местах? (Ответы детей).
В гостях и дома за обедом Говорить нельзя с соседом, Не нужно чавкать и сопеть, А также головой вертеть.
Когда тебе предложат угощенье: Фруктовый торт, конфеты и печенье- Ешь спокойно, аккуратно,
Будет всем вокруг приятно.
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете, как надо себя вести в гостях и общественных местах. А сейчас я загадаю вам загадки про то, что мы увидим в кафе. А загадки вы сможете отгадать? (Ответы детей)
Сами не едим,
А людей кормим. (Тарелка, вилка и ложка).
Рвали, били, пряли, ткали,
Узор вышивали и на стол клали. (Скатерть).
Четыре брата под одной крышей стоят. (Стол).
Воспитатель : Дети, а кто будет посетителем, шофером, кондуктором, администратором, поваром, официантом?
Дети самостоятельно распределяют обязанности, кто кем будет работать в кафе, а кто будет посетителем.
Воспитатель: Ребята, занимайте, пожалуйста, свои игровые места. (Посетители, повар, администратор, официант).
Воспитатель: Дети, а как мы с вами будем добираться до кафе, на чем?
(Ответы детей). (На машине, на такси, на автобусе и т.д.). Воспитатель: Тогда садимся в автобус и поедем в кафе. Дети строят автобус из стульчиков и руля.
Шофёр: Уважаемые пассажиры, пожалуйста, садитесь в автобус и
приобретайте билеты.
Идёт обыгрывание поездки на автобусе.
Воспитатель: Ребята, мы подъехали ккафе «Лакомка».
Алена, веди нас в кафе - мы будем отмечать твой день рождения. Администратор: Здравствуйте, добро пожаловать в наше кафе! Пожалуйста, присаживайтесь за столик, заказ ваш выполнен.
Дети: Здравствуйте. (Садятся за стол и празднуют день рождения (по
собственному замыслу)).
В кафе входят посетители.
Администратор кафе: Здравствуйте, добро пожаловать в наше кафе! Пожалуйста, присаживайтесь за свободный столик.
Официант: Здравствуйте.
Дети : Здравствуйте. Мы хотели бы посмотреть меню.
Официант: Возьмите, пожалуйста.
Дети знакомятся с меню.
Официант: Что вы будете заказывать? Вы уже выбрали?
Дети: Да, мы будем мороженое, сок. И еще принесите нам, пожалуйста, пирожные.
Официант: Это все?
Дети: Пожалуй, все.
Официант: Приятного аппетита.
Дети: Спасибо.
Диалог между посетителями кафе (по замыслу детей)Официант: Вы будете еще что-нибудь заказывать?
Дети: Нет, спасибо.
Официант: С вас 22 рубля.
Дети: Возьмите, пожалуйста.
Официант: Подождите, я сейчас принесу сдачу. (Пробивает чек в кассе)
Официант: Надеюсь, вам у нас понравилось?
Дети: Да, очень.
Официант: Приходите к нам еще. Будем очень рады!
Дети: Спасибо, обязательно.
Итог игры:
Воспитатель:
Куда мы с вами ходили? (ответы детей)
Как называется кафе? (ответы детей)
Кто нас встретил? (ответы детей)
Что можно заказать в кафе? (ответы детей)
Приложение 23.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Кафе»
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе»
Развивать и обогащать сюжет игры в «Кафе»;
Развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
Развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
Формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих. Закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах;
Формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты;
Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Ход игры.
Воспитатель:
Дети, посмотрите, какая сегодня Вика красивая, нарядная. Вика, расскажи нам, может у тебя какой – то праздник?
Да, у меня сегодня день рождения! Мне исполняется 6 лет!
Воспитатель:
Да, день рождения – это настоящий праздник. Расскажите пожалуйста, а как мы отмечаем день рождения? Где? (ответы детей)
Воспитатель:
Молодцы. А давайте сегодня отметим день рождения Вики в детском кафе! Вы согласны? (ответы детей)
Воспитатель:
Давайте вспомним, кто же работает в кафе! (ответы детей)
Воспитатель:
А что должен делать повар в кафе? (ответы детей)
А за что отвечает администратор? (ответы детей)
Какие обязанности у официанта? (ответы детей)
Чем занимается уборщица? (ответы детей)
Ну что, пора нам отправляться в кафе, которые будет называться «Виктория». Давайте с вами определим, кто кем будет в нашем кафе (распределение ролей) .
А вы знаете, как надо себя вести за столом?
В гостях и дома за обедом
Говорить нельзя с соседом
Не нужно чавкать и сопеть,
А также головой вертеть,
Есть спокойно, аккуратно
Будет всем вокруг приятно
Дополнительные ответы детей.
Воспитатель:
А как следует себя вести в кафе?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель:
Молодцы, вижу вы знаете, как надо себя вести и за столом и в общественных местах. Давайте уже отправлять с вами в кафе, а оно у нас не простое, а волшебное, и чтобы в него попасть, мне надо будет сказать волшебные слова (дети встают в круг, воспитатель в центре с «волшебным» зеркалом):
Вот волшебное стекло,
Отражает все оно
Чтобы в сказке очутиться,
Посмотрись, дружок, в него,
Улыбнись, перевернись,
Хлопни, топни – обернись.
Получилось?
Воспитатель:
А на чем мы поедем туда? (Ответы детей)
Воспитатель: А давайте на автобусе.
Дети: Да!
Воспитатель: Значит нам еще надо распределить профессии водителя и кондуктора. (Далее дети выбирают водителя и кондуктора).
Давайте теперь займем свои игровые места и подготовимся к нашей игре.
Вика, веди своих гостей в кафе.
Воспитатель: Молодцы ребята, как здорово у вас все получается! А сейчас заходим в кафе. Вика, веди своих гостей.
Администратор:
Здравствуйте, добро пожаловать в кафе «Виктория». Занимайте свободный столик, я пришлю к вам официанта!
Посетители:
Спасибо
Официант:
Спасибо!
В конце игры дети просят счет, расплачиваются и благодарят персонал кафе. Идут на остановку и садятся на автобус. (Дети играют по собственному замыслу)
Заключение:
Что мы сегодня делали? (ответы детей)
Хорошо играли? (ответы детей)
Что больше всего понравилось, а что не очень?
Похвалить детей, которые отличились. Сказать детям, что все постарались, молодцы. Если были какие-либо недочеты – указать ребенку, в чем ему следует потренироваться. Попросить убрать все атрибуты для игры на свои места.
Татьяна Петровская
Программное содержание :
Цель : Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру "Детское кафе ".
Задачи :
- Образовательные : Закреплять ранее полученные знания и расширять у детей представления о труде работников кафе ; продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах;
- Воспитательные : Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе, в игре. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь;
- Развивающие : формировать у детей умение и желание играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
Предметно-игровая среда (оборудование) : Бейджики с надписями "Администратор", "Официант", "Кассир", "Повар", "Аниматор", "Художник по аквагриму", "Бармен", модуль "Кухня", касса, форма повара, официанта, бармена, муляжи фруктов и овощей, торт, сконструированный из картона, одноразовая посуда, салфетки.
Ход игры:
Воспитатель :
Дети, посмотрите,какая Настя у нас красивая, нарядная. Настя, расскажи нам что у тебя сегодня за праздник?
Настя :
У меня сегодня день рождения! Мне исполнилось 7 лет!
Воспитатель :
День рождения - это настоящий праздник. Расскажите, а где и как отмечают день рождения? (ответы детей) .
Воспитатель :
Молодцы! А давайте сегодня отметим день рождения в детском кафе ! Согласны? (ответы детей) .
Воспитатель :
А как будет называться наше кафе ? Давайте придумаем название! (Дети решают, что хорошим названием будет "Дюймовочка", потому что именно так называется наша группа.
Воспитатель :
Давайте вспомним, кто работает в кафе ? (ответы детей) .
Воспитатель :
А что должен делать повар в кафе ? (ответы детей) .
За что отвечает администратор? (ответы детей) .
Какие обязанности у официанта и бармена? (ответы детей) .
А еще в кафе могут работать организаторы праздников, которые развлекают детей, устраивают различные конкурсы - это аниматоры.
Распределяем роли, одеваем спец. одежду, прикрепляем бейджики.
Воспитатель :
Ребята, а вы когда-нибудь видели, как в детском кафе на лицах детей рисуют различные маски или рисунки? (ответы детей) . Как называется эта профессия? Это художник по аквагриму (повторение за воспитателем) . К нам сегодня художник по аквагриму обещал прийти!
Ну а теперь нам пора отправляться в наше кафе .
Чудесное превращение - "Хлопни, топни, обернись и в кафе "Дюймовочка" очутись!"
Воспитатель :- А вы знаете как надо вести себя в кафе ? (ответы детей) .
Давайте займем наши игровые места и подготовимся к игре. Настя, веди своих гостей в кафе .
Администратор :
Здравствуйте, добро пожаловать в наше кафе . Занимайте свободный столик, а я пришлю к вам официанта.
Посетители :
Спасибо (мальчики сажают девочек за стол) .
Официант :
Здравствуйте, меню, пожалуйста!.
Администратор :
Дорогие посетители, в нашем кафе вы можете воспользоваться услугами художника по аквагриму.
Дети :
Спасибо!
По просьбе воспитателя мама одной из девочек группы принимает на себя роль художника по аквагриму (ранее мы обговорили момент участия ее в нашей игре) .
Аниматор во время паузы, в период приготовления заказанных блюд, устраивает развлекательную программу для посетителей :
Хоровод для именинника;
Отгадывание загадок;
Рисование открытки для именинника;
Танцы и т. д.
Конкурс с шарами : Представим, что в руках у нас неизвестная планета. Нам нужно с помощью маркеров заселить эту планету жителями. Выигрывает тот у кого жители получились более причудливыми.
Официант в это время сервирует стол и дети занимают свои места. (Несколько слов о правилах сервировки и умении пользоваться столовыми приборами).
Для "угощения" используются предметы-заменители.
Дети поздравляют Настю, вручают ей открытки.
В конце игры дети просят счет, расплачиваются и благодарят персонал кафе .
Заключение :
Понравилось ли вам как мы сегодня играли ?
Что больше всего понравилось?
Сказать детям, что они постарались - молодцы! Попросить убрать атрибуты для игры на свои места.
Публикации по теме:
Конспект сюжетно-ролевой игры «Детское кафе Медвежонок» МБОУ Отрадненской СОШ Конспект сюжетно - ролевой игры "Детское кафе - Медвежонок" (Для детей средней группы) Подготовила воспитатель:.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Детское кафе» (подготовительная к школе группа) Конспект сюжетно-ролевой игры «Детское кафе» (подготовительная к школе группа) Сопутствующие игры: «Автобус», «Семья» Цель: формировать.
Проект «Игра, игрушки». Сюжетно-ролевая игра с детьми раннего возраста Паспорт педагогического проекта Авторы и участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников. Название.
Проект сюжетно-ролевой игры «Детское кафе Медвежонок» ПРОЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ДЕТСКОЕ КАФЕ «МЕДВЕЖОНОК» Подготовила воспитатель: Тимошенко Елена Алексеевна.
Цель: Воспитание социально – нравственных качеств в сюжетно – ролевой игре «Кафе» Задачи: Формировать положительные взаимоотношения.
На примере игры в сфере общественного питания (кафе, столовая, ресторан и пр.) в проекте описываются возможности развивать в ребенке познавательный интерес, научиться формировать сюжет игры, общаться друг с другом, корректно пользоваться правилами этикета. Через это проект ребенок учится определять вопросы, видеть проблемы, выдвигать гипотезы, делать выводы. В проекте подчеркивается, что с помощью тематических игр ребенок развивает творческое воображение, организаторские способности, учится договариваться, планировать и обсуждать действия всех участников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект сюжетно-ролевой игры «Детское кафе».
Проект: краткосрочный, групповой, игровой.
Актуальность проекта.
Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формиру- ются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обу-
чения. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персо-
нажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность. Но самое главное эта деятель-
ность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Кроме того, игра является надёжным диагностическим средством психического развития детей. Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Цель : сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру
«Детское кафе».
Задачи:
Развивать и обогащать сюжет игры в «Детское кафе»;
Развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
Формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих. Закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах;
Словарная работа: продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости, названиями профессий.
Ресурсное обеспечение:
Муляжи продуктов питания, посуда, скатерть, плита, микроволновая печь, духовка, меню;
Костюмы повара, официанта;
Фломастеры, альбом, мячи, воздушные шары;
Зеркало .
Техническое обеспечение: телевизор, DVD-проигрыватель, микрофон.
Участники проекта: воспитатель, дети.
Ожидаемый результат:
Получение знаний о «Детском кафе»;
Формирование коммуникативных навыков;
Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими;
Коментирование игровых действий и действий партнеров.
Этапы игровой деятельности.
Деятельность педагога | Совместная деятельность Педагога и детей | Работа с Родителями |
Подготовительный этап | ||
Изучение методической литерату- ры. Диагностика игровых навыков детей. Диагностика игровой среды. Обдумывание наличия атрибутов к игре. Составление планов. Разра- ботка конспекта игры. | Чтение художественной литературы: «Федорино горе», «Вини-пух и все, все, все…», «Муха-цокотуха» и др.. Продуктивные виды деятельности: изготовление тортов, пирожных, кон- фет, мороженых, фруктов и т.п.. Рисование: деньги, меню, вывески. Беседы: Что такое кафе, кто там рабо- тает, чем заняты сотрудники кафе и посетители, что такое «Меню» ? Дидактические игры: «В гости к дру- гу», «Сервировка стола», «Вежливые слова», «У куклы день рождения». | Беседа за круглым столом: «Во что и как играют наши дети». Родительский уго- лок: «Манеры за столом», «Волшеб- ные слова», «А без папы и без мамы – это что за выход- ной». Посещение кафе. |
Основной этап. | ||
Обеспечение руководства игрой. | Сюжетно – ролевая игра «Детское ка- фе». | |
Заключительный этап. | ||
Подведение итогов работы над проектом. Диагностика игровых умений детей. | Участие детей в обсуждении прове- дённой игры. Оценка умений играть вместе. Планы на дальнейшее разво- рачивание игры. |
Пополнение словаря.
- Профессия : повар, официантка, посетители, администратор, бармен, клиенты.
- Орудия труда : кофейная, чайная, столовая посуда, миксер, кофеварка, креманка.
- Трудовые действия : выдаёт, открывает, впускает, накрывает, усаживает, знако-
Мит (с меню), принимает, подаёт, рассчитывается.
- Качества труда: вежливо, внимательно, своевременно, красиво, ответственно,
Высококачественно, организованно, добросовестно, чётко,
правдиво, энергично.
- Общественная значимость : хорошо, быстро и качественно обслуживать;
Спокойно вести себя за столом;
Красиво и правильно говорить;
Громко и чётко делать заказы.
- Учреждения : кафе, магазин, фабрика, база.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Детское кафе»
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе».
Задачи:
Развивать и обогащать сюжет игры: «Детское кафе»;
Развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами свер- стников;
Развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
Формировать умение договариваться, планировать, обсуждать дейст-
вия всех играющих. Закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах;
Формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты;
Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;
Познакомить с профессией художника по аквагриму.
Ход игры.
Воспитатель обращает внимание детей на Настю: красивая, нарядная.
Спрашивает девочку: поему она сегодня такая необычная.
Настя: « У меня сегодня праздник – день рождения, мне исполнилось 6 лет».
Воспитатель : «Да, день рождения – это настоящий праздник. Каждый человек
один раз в год отмечает свой день рождения. Расскажите, пожалуйста, как и где вы справляете этот праздник?» (ответы детей).
Воспитатель:
Молодцы. А давайте сегодня отметим день рождения Насти в детском кафе! Вы согласны? (ответы детей)
Воспитатель:
Давайте вспомним, кто же работает в кафе! (ответы детей)
Воспитатель:
А что должен делать повар в кафе? (ответы детей)
А за что отвечает администратор? (ответы детей)
Какие обязанности у официанта? (ответы детей)
- Чем занимается уборщица? (ответы детей)
- А еще могут в кафе работать организаторы праздников, которые развлекают детей, играют с ними, устраивают различные конкурсы.
Ребята, а вы когда-нибудь видели, как в детском кафе на лице детей рисуют различные маски или рисунки? (ответы детей)
- Знаете, как называется эта профессия? (ответы детей)
Это художник по аквагриму (повторение за воспитателем )
Ну что, пора нам отправляться в кафе. Давайте придумаем ему назва- ние (предложения детей). Итак кафе называется «Сказка».
Давайте с вами определим, кто кем будет в нашем кафе (распределение ролей ).
А вы знаете, как надо себя вести за столом? (ответы детей ).
Воспитатель:
В гостях и дома за обедом говорить нельзя с соседом,
Не нужно чавкать и сопеть, а также головой вертеть,
Есть спокойно, аккуратно, будет всем вокруг приятно.
А как следует себя вести в кафе? (ответы детей ).
Воспитатель:
Молодцы, вижу вы знаете, как надо себя вести и за столом и в общественных местах. Давайте уже отправляться с вами в кафе, а оно у нас не простое, а вол- шебное, и чтобы в него попасть, мне надо будет сказать волшебные слова (дети встают в круг, воспитатель в центре с «волшебным» зеркалом):
Вот волшебное стекло, отражает все оно.
Чтобы в сказке очутиться, посмотрись, дружок, в него,
Улыбнись, перевернись, хлопни, топни – обернись.
Получилось?
Дети: - Да!
Воспитатель :
Давайте теперь займем свои игровые места и подготовимся к нашей игре.
Настя, веди своих гостей в кафе.
Администратор:
Здравствуйте, добро пожаловать в кафе «Сказка». Занимайте свободный столик, я пришлю к вам официанта!
Посетители:
Спасибо (мальчики сажают девочек за стол).
Официант :
Здравствуйте, меню, пожалуйста!
Администратор:
Извините, в нашем кафе вы можете воспользоваться услугами художника по аквагриму.
Дети:
Спасибо!
Организаторы праздника во время пауз в период приготовления заказанных блюд устраивают развлекательную программу для посетителей. Это могут быть:
Хоровод для именинника,
Игры: «Горячая картошка», «Съедобное-несъедобное», «Угадай по запаху»,
«Отгадай на вкус», «Кто больше назовёт» (названия салатов, горячих блюд,
Напитков, кондитерских изделий и т.п.),
Отгадывание загадок,
Рисование открыток для именинника,
Пение песен в караоке,
Танцы и др. по желанию детей.
В конце игры дети просят счёт, расплачиваются и благодарят персонал кафе.
Заключение:
Что мы сегодня делали? (ответы детей) .
Хорошо играли? (ответы детей) .
- Что больше всего понравилось, а что не очень?
Похвалить детей, которые отличились. Сказать детям, что все постарались, молодцы. Если были какие-либо недочеты – указать ребенку, в чем ему следует потренироваться. Попросить убрать все атрибуты для игры на свои места.