Система образования в России - федеральная, централизованная. Сегодня российская система образования достаточно похожа на немецкую, но все-таки является более упрощенной ее версией. Состоит из таких структурных элементов:

1. Оно позволяет детям получить элементарные знания, однако не приравнивается к школьному образованию. Детки начинают посещать детские сады в основном с полутора лет и находятся там до шести лет.

2. Начальная школа. Отвечает за обучение детей с шести лет до десяти. Отличием от германского аналога является возможность получать также в гимназиях.

3. Неполное среднее образование в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях получают на протяжении пяти лет. По окончании девяти классов в этих учебных заведениях молодежь имеет право получить документ об общем среднем образовании.

4. Полное среднее либо дает право на поступление в колледж, техникум и прочие учреждения профессиональной подготовки. После завершения образования выпускники 10 и 11 классов гимназии, школы или лицея обладают правом на получение подтверждающего полное среднее образование документа с последующей подачей его при поступлении в ВУЗ. Подобное образования в России дает любому человеку, который окончил профессиональное учебное учреждение (в Германии это не позволено).

5. Высшее образование связано с получением степени специалиста или магистра.

В 1992 году после принятия соответствующего Закона РФ началась реформа отечественного высшего образования. С помощью данного законодательного документа и сформирована современная система образования в России.

Другим Законом РФ, отвечающим за получение высшего образования, с 1996 года определены три этапа его получения:

Для получения которого необходимо учиться два года;

Базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения четыре года;

Специалист (срок подготовки пять лет) и магистр (срок обучения - шесть лет).

Итак, остановимся подробнее на каждом уровне высшего образования. Бакалавр является выпускником ВУЗа, который прошел обучение на протяжении четырех лет и получил фундаментальную подготовку по общей специализации. При этом он вправе уже занимать должности, требованием для которых является наличие высшего образования.

Система образования в России предусматривает повышение уровня бакалавра с помощью дополнительного обучения (еще один год) и получения квалификации «специалист». Однако наилучшим вариантом для бакалавра является получение квалификации «магистр» (обучение два года с защитой магистерской диссертации).

Особого внимания сегодня заслуживает система непрерывного образования в России. С одной стороны, эта система служит отражением объективных потребностей общества. С другой стороны, с помощью такой системы обучения осуществляется постоянное обновление знаний базового уровня и получение специальных навыков, которые так необходимы в условиях современной экономики. Также можно сказать, что является своеобразным учением о постоянном совершенствовании человека и пожизненном развитии его способностей.

Система образования в России с позиции концепции непрерывности должна быть «достроена» новыми ступенями, которые были бы рассчитаны на все периоды человеческой жизни. В качестве главной цели управления в данной системе обучения должно быть рассмотрено постоянное развитие творческого мышления и потенциала человека. И в центре данной системы должен находиться сам человек, его желания и, конечно же, развитие его способностей.

Во всех странах система образования опирается на возрастную периодизацию жизни человека. В каждой стране эта система имеет свою специфику – ее определяют национальные особенности культуры. Но уже сейчас можно говорить об определенной выраженности следующих ступеней систем образования, свойственных многим странам, в том числе и высшей:

дошкольное образование для детей до 7 лет;

всеобщая начальная школа для детей 7-11 лет;

неполная общая школа для подростков 12-15 лет;

полная общая или профессиональная школа для молодежи 16- 20 лет;

специальные профессиональные и высшие учебные заведения для людей 17-25 лет;

учреждения для повышения квалификации и переподготовки специалистов, уже имеющих образовательный статус.

Закон РФ четко определил структуру образовательных учреждений.

Дошкольное образование – детские сады, семейное воспитание. По данным статистики 40% детей в возрасте от 4 до 7 лет воспитываются в детских садах.

Созданная в советское время широкая сеть дошкольных воспитательных учреждений продолжает функционировать и в последнее время. Количество детских садов в стране в настоящее время доходит до 100 тысяч.

Основная задача дошкольных учреждений заключается во всестороннем развитии детей, укреплении их здоровья, привитии элементарных трудовых навыков, эстетическом воспитании и подготовке к обучению в школе.

Общеобразовательная школа . Ведущее место в системе образования занимает общеобразовательная школа. До недавнего времени она была единой для всех регионов страны. Но демократические преобразования общества стали основанием для выделения в отдельные виды общеобразовательных гимназий, лицеев, колледжей и пр. При этом независимо от вида общеобразовательного учреждения в них выделяются ступени начального, общего основного и полного общего образования.

Начальная ступень школы - 4 года. Традиционно это школа элементарной грамотности, постижения детьми 7-11 лет умений чтения, письма, счета, формирования у них связной и выразительной устной и письменной речи, школа начальных знаний об окружающем мире, о природе, о нормах и правилах человеческого общежития. Ребенок в этом возрасте впервые делает шаг в мир взрослой культуры и отношений.

Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств личнос­ти. Ребенок этого возраста отзывчив и любознателен, непосредствен и доверчив, склонен к подражательству. На воспитание и развитие младших школьников весьма большое влияние оказывает личность учи­теля, а также влияние родителей и взрослых. Одобрение и неодобрение с их стороны обладает большой силой - укрепляют содеянное, корректируют будущие действия, блокируют повторные, проецируют новые формы поступка.

Основным фактором формирования личности в этом возрасте яв­ляется деятельность - игровая, учебная, трудовая, общественно-по­лезная и т.п. Чуткость, внимание и умение стимулировать и органи­зовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность де­тей в решающей мере определяют успех воспитания.

Основное школьное образование (2 ступень) – 5 лет. Здесь речь идет о школе для подростков. В этом возрасте особое значение приобретает процесс развития, когда подросток начинает выде­лять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания.

Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников, они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них при­чинно-следственные связи.

Подростковый возраст - это возраст начала активного формиро­вания мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений.

Важную роль в развитии личности в этот момент играет коллек­тив. Воспитание личности осуществляется, в частности, путем воз­действия на коллектив, организацию его самодеятельности, путем применения к личности высоких и принципиальных требований в соче­тании с уважением к ее достоинству.

В этом возрасте очень важно сформировать ценностные ориентиры – любовь к своей земле, Родине, своему народу. Такому состоянию души человека способствует специально организованный, педагогически обоснованный, многоплановый процесс трудовой и деловой активности подростков в сочетании с научным осознанием ими мироустройства и подобающего места человека в нем.

Здесь закладывается фундамент общеобразовательной подготовки, обеспечивается развитие личности учащегося, его склонностей, способности к социальному самоопределению, формируется научное мировоззрение.

Основная школа является обязательной. ЕЕ выпускники могут продолжить обучение в средней школе, но также имеют право поступать в профессиональные учебные заведения различного типа и профиля, в вечерние средние общеобразовательные школы.

Полное общее образование (3 ступень) – 2-3 года . Она завершает общеобразовательную подготовку учащихся, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, их активного включения в жизнь общества. Это период ранней юности – возраст 15-18 лет. Он характе­ризуется наступлением физической и психической зрелости. Рост самосознания, связанный с формированием таких качеств личности, как воля и моральные чувства, способствуют возникновению стойких убеждений и идеалов. Возникает потребность в самовоспитании, в развитии самосознания, которое связано прежде всего с тем, что юноша должен осознать свои возможности перед лицом тех изменений в его жизни, которые принесет в ближайшем будущем трудовая дея­тельность. Заметно развиваются в этом возрасте эстетические чувс­тва, способность замечать, воспринимать, любить прекрасное в ок­ружающей действительности. Эти чувства отличаются большей слож­ностью, нежели в предыдущем возрасте.

В развитии самосознания в юношеском возрасте значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего оценка юноши родителями, учителями и сверстниками. Это предъявляет серьезные требования к педагогическому такту родителей и педагогов, требует индивидуального подхода к развивающейся личности. Учитывая сво­еобразие личности учащихся, педагоги планируют конкретную систему воспитательных воздействий, успешность которой во многом зависит от личности педагога.

Общее среднее образование кроме общеобразовательных школ дают также техникумы и некоторые профессиональные училища. В последние годы усилилась профильность общеобразовательных школ. Появились школы с гуманитарным, естественно-математическим уклоном. С 70-х годов 20 в. в ряде школ функционируют педагогические классы, наблюдается появление кадетских классов. То есть в этих учреждениях наряду с общим образованием осуществляется допрофессиональная подготовка школьников. Наиболее глубоко она ведется в лицеях при высших учебных заведениях. Большой популярностью у населения пользуются школы с углубленным изучением иностранных языков.

Для рабочей молодежи существуют вечерние общеобразовательные школы.

Система профессионального образования . Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования или среднего (полного) общего образования. Начальное профессиональное образование можно получить в профессионально-технических училищах.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, которые могут получить профессиональную подготовку в средних специальных учебных заведениях – техникумах, училищах, колледжах. Такое образование дается на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Высшее профессиональное образование осуществляет подготовку и переподготовку квалифицированных специалистов на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования. Его можно получить в университетах, институтах, академиях.

Дополнительное образование осуществляется либо однопрофильными учреждениями (музыкальные, художественные, спортивные школы, секции, станции юных техников, туристов и т.п.), либо многопрофильными (центры детского творчества, бывшие дома и дворцы пионеров и школьников). Некоторые школы, кроме реализации основной общеобразовательной функции, стремятся осуществлять и дополнительное образование детей. В этом случае на базе школы создается культурологический центр, совмещающий в себе несколько профилей: спортивно-оздоровительный, гуманитарный, искусствоведческий, технический и т.п. В среднем по стране каждый третий школьник занимается в учреждениях системы дополнительного образования.

Специальное образование осуществляют образовательные учреждения для детей-сирот, а также учреждения для детей, имеющих отклонения в развитии. К этой группе относятся детские дома, интернаты различных профилей, специальные школы, например школы для слабослышащих и глухонемых детей, слабовидящих и слепых детей. Существуют также школы, где обучаются дети с проблемами интеллектуального развития, с проявлениями олигофрении.

Управление системой образования страны осуществляется Министерством образования и науки. В регионах управленческие структуры имеют различные названия: министерство, департамент, управление образования. В городах и районах руководящие структуры – это управления (отделы) образования. Руководство всей деятельностью школы осуществляется ее директором, назначенным муниципальным отделом (управлением) образования, и советом школы, избираемым из числа преподавателей, родителей, учащихся. Директор возглавляет педагогический коллектив, вместе с советом обеспечивает правильный подбор кадров, создает условия для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Директор школы как представитель государства имеет право единоначалия. Его распоряжения обязательны для всех работников школы и учащихся.

Система образования в РФ

Образование - одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков.

Система образования включает:

    дошкольные образовательные учреждения;

    общеобразовательные учреждения;

    образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);

    образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);

    негосударственные образовательные учреждения;

    дополнительное образование.

Учреждения образования представляют собой массовую и обширную систему. Их сеть воздействует на социально-экономическую ситуацию, как в стране, так и в регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных устоев и обычаев общества.

Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты), социальные группы (учителя, студенты, учащиеся), учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).

Структура образования:

    Дошкольное (ясли, детский сад);

    Общее : - начальное (1-4 кл.)- основное (5-9 кл) – среднее(10-11кл);

    Профессиональное : - начальное(ПТУ, проф-лицей), -среднее(техникум, колледж), - высшее(бакалавриат, специалитет, магистратура)

    Послевузовское (аспирантура, докторнатура)

Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:

    дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, - кружки, секции, воскресные школы, курсы;

    самообразование - самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование - это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.

По формам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.

Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:

    Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

    Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

    Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации.

    Общее образование является обязательным.

    Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

    • Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

    Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

    • Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.

    Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

    Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

    • В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

    Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.

    Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2006-2010 годов).

    В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

    гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

    единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

    общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

    светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

    свобода и плюрализм в образовании;

    демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Особенности педагогической профессии

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности.Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

Дошкольные;

Общеобразовательные;

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

Учреждения дополнительного образования;

Другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Таким образом, образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад-начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

Дошкольное образование

Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. В соответствии с Типовому положением (1995 г.) Российское дошкольное образование и его учреждения должны решать достаточно широкий комплекс задач от охраны жизни и здоровья детей до приобщения к духовно-нравственным ценностям при тесном взаимодействии с семьей в интересах полноценного и гармоничного развития ребенка.

Для дошкольных учреждений России характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Среднее (школьное) образование

Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации которое включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).

Выпускники средних школ являются основными поставщиками студенческого контингента в высшие учебные заведения. Ожидаемое значительное снижение количества учащихся (до 2010 г.) позволяет прогнозировать возможность введения новой структуры и содержания общего среднего образования (Россия, в отличие от стран Балтии, Украины, Белоруссии и Молдовы, не перешла на 12-летнее полное среднее образование)

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация L-техник. Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). При углублении подготовки выпускнику присваивается квалификация L-старший техник, при расширении подготовки - L-техник с дополнительной подготовкой в области - (с указанием конкретной области: менеджмент, экономика, информатика и т.д.).

Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента

Реализация среднего профессионального образования осуществляется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы).

Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки. Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.

Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений:

1) техникум (училище), реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;

2) колледж, осуществляющий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.

Лица со средним профессиональным образованием соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам: на 1 год - при наличии среднего профессионального образования базового уровня; на 1-2 года - при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня.

Государственные и муниципальные средние специальные учебные заведения и подразделения вузов, входящие в систему среднего профессионального образования, находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации.

Высшее профессиональное образование

В зависимости от числа направлений обучения студентов вузы делятся на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями. Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.

Общая характеристика перспектив системы образования России.

Развитие системы образования Российской Федерации напрямую связано с проводимой социальной политикой в соответствии с «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», в которых первейшим направлением отмечается реформирование развитие сферы образования.

Основные проблемы системы образования

1. недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае на 40-50%);

2. плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса (за последние 10 лет почти 90% учебных заведений системы образования не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования);

3. низкая заработная плата педагогов.

4. доступность качественного образования в гимназиях, лицеях, колледжах и вузах для способных детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов России стала достаточно проблематичной, и в значительной мере зависит не столько от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения семьи (репетиторство, платные курсы, оплату обучения), а для поступающих в вузы - и от места проживания.

Система образования существует для реализации права человека на образование. Укаждого человека есть потребность в образовании, информации, обучении. На удовлетворение этой потребности и направлена деятельность системы образования. Состав системы образования Российской Федерации определен в статье 8 Закона «Об образовании» (рис. 1).

Рис. 1. Структурные элементы системы образования России

Усиление роли знаний, информации, постепенное их превращение в основной капитал принципиально изменяют роль образовательных учреждений в структуре общественной жизни современного мира. В последние годы идеи и концепции информационного общества перешли из сферы социально-экономических, социально-философских и социологических исследований в сферу национальных и международных проектов становления информационного общества. В каждом из них центральное место занимает развитие сферы образования. От структуры системы образования, образовательных учреждений, их способности удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы общественного развития в современном мире.

Закон РФ «Об образовании» понятием «система образования» объединяет следующие объекты: совокупность взаимодействующих образовательных программ и образовательных стандартов, сеть реализующих их учреждений и организаций, а также органов управления ими. Таким образом, система образования – это управляемая сеть, наполненная содержательной (образовательной) деятельностью, образовательным процессом, регламентируемым программами, носителями содержания образования, организацией, мотивацией кадров учителей и участников процесса, их взаимодействием; результат взаимодействия отдельных звеньев инфраструктуры и достижении целей образования.

Сеть образовательных учреждений – это совокупность разнообразных и взаимосвязанных форм, типов и видов образовательных учреждений, осуществляющих учебно-воспитательную деятельность на основе образовательных программ и стандартов для удовлетворения разнообразных потребностей людей и общества в целом в образовании. Сеть образовательных учреждений – важная характеристика системы образования. К основным ее свойствам относятся: состав образовательных учреждений, их функциональное назначение, способ взаимосвязи учреждений в единое целое.

Сеть образовательных учрежденийРоссийской Федерации масштабна и качественно разнообразна. В 2000/2004 учебном году в ней функционировали 140,4 тыс. образовательных учреждений, в которых работали более 5,7 млн человек и обучались 33 млн человек. Таким образом, в настоящее время в образовательных учреждениях работают и учатся почти 39 млн человек, что составляет более четверти всего населения России.

Отдельные направления образовательной деятельности в зависимости от возраста потребителей образовательных услуг и предоставляемого уровня образования являются составной частью структуры образовательных учреждений, образуя секторы, или подсистемы, образования по возрастной и уровневой вертикалям: например, сектор общего среднего образования, высшего образования, дошкольного воспитания, дополнительного образования, начального профессио­нального образования. В то же время непрерывное образование предполагает взаимодействие ряда секторов, существование системообразующего фактора, определяющего наличие единой структуры таких учреждений. Проблема формирования целостной структуры образовательных учреждений России обусловлена необходимостью сохранить основные параметры и преемственность в образовательном процессе – от детского сада до послевузовской переподготовки. Такое взаимодействие и преемственность – задача чрезвычайно сложная, и ее решение зависит от совместных усилий органов управления всех уровней.

До 90-х гг. ХХ в. структура образовательных учреждений развивалась в соответствии с целями и задачами планово-административной системы. Так, в школьном образовании отсутствовали социально-активные предметы гуманитарного цикла, иностранный язык давался весьма ограниченными «порциями», информатика преподавалась на крайне низком качественном уровне, иногда даже без использования техники, в то время как в школах развитых стран преподавалось три блока предметных областей: коммуникативный (родной язык, иностранные языки, информатика); естественно-научный (математика, физика, биология, химия и т.д.); социально-гуманитарный (экономика, право, политология, социология, история, социальная антропология). Третий предметный блок знаний практически отсутствовал в советской школе, лишь в последнее время он стал пошагово вводиться в российскую школу (обществознание, основы экономических знаний). В целом, по своему содержанию российское образование унаследовало от советского полную десоциолизированность, в нем не изучаются формы взаимодействия человека (индивид, группа индивидов, отдельные сообщества, страты, общество в целом, мировое сообщество).

Образовательное учреждение осуществляет образовательный процесс, т.е. работает по одной или нескольким образовательным программам, обеспечивает содержание и воспитание обучаю­щихся, воспитанников.

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религи­озных объединений). Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью peaлизуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Гражданский кодекс Российской Федерации относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям, поэтому в их наименованиях должно быть указание о характере образовательной деятельности.

В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

дошкольные;

общеобразовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

дополнительного образования взрослых;

дополнительного образования детей;

специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности. Так, дошкольное образовательное учреждение тип образовательного учреждения, работающего по образовательным программам дошкольного образования различной направленности. В нем обеспечиваются воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В соответствии с этим дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифици­рованной коррекции отклонений в физическом и психологическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Общеобразовательные учреждения учреждения, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько образовательных программ и обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Создаются следующие виды учреждений: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобра­зовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет: иностранный язык, химия, профиль физико-математический или гуманитарный); лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; центр образования; открытая (сменная) общеобразовательная школа; кадетская школа.

Общеобразовательные школы-интернаты учреждения, созданные для оказания помощи семье в воспитании детей, формировании у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего развития творческих способностей детей. В такие учреждения преимущественно принимаются дети, нуждающиеся в государственной поддержке, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, находящиеся под опекой. К этому типу учреждений относятся: школа-интернат начального образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат; санаторно-лесная школа; санаторная школа-интернат.

Основные задачи образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,это создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию воспитанников; обеспечение их медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации; охрана прав и интересов воспитанников. Исходя из индивидуальных особенностей детей (возраста, диагноза заболевания), в системе образования могут функционировать следующие виды учреждений: детский дом (для детей раннего, дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом-школа; школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторный детский дом; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. В учреждениях такого типа содержание и обучение воспитанников осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

В номенклатуру образовательных учреждений России включен и такой тип учреждений, как специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением. Виды таких учреждений также зависят от возраста и состояния здоровья воспитанников: специальная общеобразовательная школа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии; специальное профессионально-техническое училище; специальное (коррекционное) профессио­нально-техническое училище для детей и подростков с отклонениями в развитии.

Подготовку квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием ведут образовательные учреждения среднего профессионального образования(средние специальные учебные заведения). К ним относятся: техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия. Отличительная особенность колледжа в том, что в нем обеспечивается повышенный (по сравнению с техникумом) уровень квалификации обучающихся. В техникуме-предприятии ведется образовательная и профессиональная подготовка учащихся.

Третья ступень профессионализации – высшее профессиональное образование – обеспечивает подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня и удовлетворяет потребности личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего и среднего профессионального образования, которые осуществляются путем обучения в высших учебных заведениях.

Учреждения высшего профессионального образования обеспечивают потребности личности в приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности. Этот тип учреждений подразделяется на: университет – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественно-научных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры; академию; институт. Академия , в отличие от университета, осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определенной отрасли (преимущественно одной из областей науки, техники, культуры). Институтом называется самостоятельное высшее учебное заведение или структурное подразделение университета (академии), работающее по профессиональным образовательным программам по ряду направлений науки, техники и культуры. При этом изменяется структура обучения, делаются попытки отойти от традиционного 5-летнего курса обучения, поделив его на две ступени – бакалавриат и магистратуру.

Основная форма подготовки научных и научно-педагогических кадров – аспирантура на базе высшего профессионального образования. Лицам, получившим высшее образование, предоставля­ется возможность получить послевузовское профессиональное образование для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и получения ученой степени. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Образование взрослых стало важным направлением работы образовательных учреждений и явно будет перерастать в самостоятельную сферу услуг, имеющую свои организационные, теоретические, научно-методические особенности. В большинстве развитых стран образование взрослых функционирует как особая и достаточно самостоятельная структура. В последние годы важную роль в обучении взрослых за рубежом играют учреждения дистанционного образования. В России же пока образованием и переподготовкой взрослого населения занимаются разнообразные образовательные учреждения: вечерние школы, ПТУ, курсы профессионально-технической подготовки, заочные и вечерние средние специальные учебные заведения; заочные, вечерние и дневные вузы; факультеты и курсы повышения квалификации.

Учреждения дополнительного образования взрослых включают в себя прежде всего учреждения дополнительного профессионального образования – повышения квалификации. Функциональное назначение этого типа учреждений – повышение уровня профессиональных знаний специалистов, совершенствование их деловых качеств и подготовка к выполнению новых трудовых функций. Исходя из реализуемых образовательных программ (повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка), создаются различные виды учреждений: академии; отраслевые, межотраслевые и региональные институты повышения квалификации, институты усовершенствования; курсы (школы, центры) повышения квалификации; учебные центры службы занятости.

Основное предназначение учреждений дополнительного образования детей – развитие мотивации личности, преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет, к познанию и творчеству, организация содержательного досуга детей. Перечень видов учреждений, относящихся к этому типу, настолько велик, что классифицировать их следует по укрупненным группам: дворцы, дома и центры детского и юношеского творчества; станции юных техников, туристов, натуралистов; центры дополнительного образования детей традиционной культуры, народных ремесел; школы по различным видам искусств; спортивные школы, в том числе олимпийского резерва; клубы юных моряков, пограничников, парашютистов и т.д. В 2003/2004 учебном году в России функционировало 8,7 тыс. учреждений дополнительного образования детей, в которых обучалось 9 млн детей и работало 203,6 тыс. взрослых.

Кроме образовательных учреждений в систему образования включается также широкая сеть учреждений, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, так называемые прочие учреждения. Прежде всего это научно-методические центры, медико-психолого-педагогические службы, фильмотеки и видеотеки, централизованные бухгалтерии, службы технического надзора за ходом капитального ремонта и строительства объектов образования, службы по хозяйственному содержанию зданий.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png