Вегетативное размножение - это размножение частями растений: побега, корня, листа, либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение - одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено половое размножение.

Сущность вегетативного размножения

В основе вегетативного способа лежит регенерационная способность растений. Этот тип размножения широко распространен в природе и часто используется в растениеводстве. При вегетативном размножении у потомства повторяется генотип родителя, что очень важно для сохранения признаков сорта.

В природе вегетативное размножение происходит корневыми отпрысками (вишня, осина, осот, бодяк), отводками (скумпия, дикий виноград), усами (земляника, лютик ползучий), корневищами (пырей, тростник), клубнями (картофель), луковицами (тюльпан, лук), листьями (бриофиллум).

Все естественные способы вегетативного размножения растений широко используются человеком в практике растениеводства, лесоводства и особенно садоводства.

Природные способы размножения

Размножение отводками применяют для выращивания смородины, ореха, винограда, шелковицы, азалии и др. Для этого одно-, двулетний побег растения наклоняют в специально вырытую канавку, пришпиливают и засыпают землей так, чтобы конец побега оставался над поверхностью почвы.

Можно и без канавки разложить побеги радиусами на выровненной поверхности почвы, пришпилить их и присыпать землей. Укоренение идет лучше, если под почкой делают надрезы коры. Приток к надрезам питательных веществ стимулирует образование придаточных корней. Укоренившиеся побеги отделяют от материнского растения и рассаживают.

Ягодные кустарники размножают также делением куста на несколько частей, каждую из них высаживают на новое место.

Корневыми отпрысками размножают розу, сирень, айву, рябину, боярышник, малину, ежевику, вишню, сливу, хрен и др. Специально травмируя корни, садоводы вызывают усиленное образование корневых отпрысков. Пересаживают их с частью материнского растения.


Искусственные способы

Черенками называют срезанные для этой цели части побега, корня, листа. Стеблевые черенки - одно-, двулетние побеги длиной 20-30см. Срезанные черенки высаживают в почву. На их нижнем конце вырастают придаточные корни, а из пазушных почек - новые побеги. Для повышения приживаемости перед посадкой нижние концы черенков обрабатывают растворами стимуляторов роста. Черенкованием размножают многие сорта смородины, крыжовника, винограда, роз и др.

Листовыми черенками размножают бегонии, узамбарские фиалки, лимон и др. Срезанный с черенком лист кладут нижней стороной на влажный песок, сделав на крупных жилках надрез для ускорения формирования придаточных корней и почек.

Корневые черенки - участки боковых корней длиной 10-20см заготавливают осенью, хранят в песке и весной высаживают в парники. Применяют для размножения вишни, сливы, малины, цикория, яблони, розы и др..


Размножение прививкой широко используют в садоводстве . Прививка - сращивание почки или черенка одного растения со стеблем другого, растущего в почве. Черенок, или почка, называется привоем, а растение с корнем - подвоем.

Окулировкой называется прививка почки с кусочком древесины. При этом на стебле одно-, двулетнего сеянца делают Г-образный надрез длиной 2-3см, горизонтальный - не больше 1см. Затем края коры осторожно отгибают, под кору вставляют глазок, обрезанный с кусочком древесины. Глазок плотно прижимают к древесине отворотами коры. Место прививки обвязывают мочалом, оставляя открытой почку. После срастания стебель подвоя выше глазка удаляют. Окулировку проводят летом и весной.

Копулировка - прививка однолетнего черенка с несколькими почками. В этом случае привой и подвой должны быть одинаковой толщины. На них делают одинаковые косые срезы. Привой прикладывают к подвою так, чтобы их ткани совпали (особенно важно совпадение камбия) и тщательно привязывают мочалом. При разной толщине подвоя и привоя делают прививку в расщеп, за кору, в прикладку и др.

Значение в сельском хозяйстве

Искусственное вегетативное размножение растений имеет большое значение в сельском хозяйстве. Оно дает возможность быстро получить большое количество посадочного материала, сохранять признаки сорта и размножать растения, не образующие семян.

Поскольку при вегетативном размножении происходит митотическое деление соматических клеток, потомство получает тот же набор хромосом и полностью сохраняет признаки материнских растений.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: познакомить со способами вегетативного размножения цветковых растений; показать роль вегетативного размножения растений в природе.

Оборудование и материалы: таблицы: «Вегетативные органы растений», «Вегетативное размножение растений»; рисунки и фо-тографии растений, комнатные растения, гербарии; клубень кар-тофеля, луковица лука.

Ключевые слова и понятия: вегетативное размножение, размно-жение ползучими побегами, размножение корневищами, размноже-ние клубнями, размножение луковицами, размножение листьями, размножение корневыми отпрысками, размножение выводко-выми почками; значение вегетативного размножения в природе.

Ход урока

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

В каком направлении происходит перемещение органиче-ских веществ в растении?

По каким структурам происходит перемещение органиче-ских веществ в растении?

В каких слоях стебля растения расположены ситовидные трубки?

Какими клетками они образованы?

Опишите опыт, доказывающий перемещение органических веществ от листьев к корням растения.

В каком направлении происходит перемещение воды и рас-творенных в ней минеральных веществ в растении?

По каким структурам перемещается вода с растворенными в ней минеральными веществами?

По каким структурам происходит перемещение воды в стебле?

Где расположены сосуды?

Укажите особенности строения растительных сосудов.

Опишите опыт, доказывающий перемещение воды и ми-неральных веществ по сосудам древесины с восходящим током?

Откуда поступают вода и минеральные вещества в растение?

В результате каких процессов образуются органические ве-щества в растении?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Вспомните, на какие две группы можно разделить органы растений в зависимости от основных выполняемых ими функций. (На вегетативные и генеративные.)

Какие органы являются генеративными? (Цветы, плоды и семена.)

Какова их основная функция? (Размножение.)

А какие органы являются вегетативными? (Корень, стебель, лист.)

Какова их основная функция? (Обеспечениерастения водой, органическими и минеральными веществами.)

Но мы знаем, что, кроме основных, вегетативные органы вы-полняют иногда и другие, несвойственные им функции.

Приведите примеры растений, вегетативные органы кото-рых осуществляют какие-либо дополнительные функции. (Например, видоизмененный корень моркови, а также корне-вые клубни георгина, видоизмененный стебель картофеля за-пасают питательные вещества. Особые клубеньки на корнях бобовых растений способны усваивать газообразный азот.)

Кроме этого, с помощью вегетативных органов некоторые растения могут размножаться.

Как может называться такой способ размножения? (Ответы учащихся.)

Размножение растений с помощью вегетативных органов (без участия генеративных) называется вегетативное размножение .

В нем могут участвовать любые вегетативные органы растения. Вегетативное размножение широко представлено в природе.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Способ размноже-ния

Описание

растений

Размно-жение ползучи-ми побе-гами

На растении образуются удлиненные по-беги, стелющиеся по земле. В местах со-прикосновения с землей образуются при-даточные корни. Через некоторое время старые побеги отмирают у основания и растение становится самостоятельным

Земляника, кле-вер, луговой чай, будра плюще-видная, верони-ка лекарствен-ная, клюква

Размно-жение корневи-щами

На корневищах (видоизмененных побе-гах) из почек образуются молодые по-беги. Через некоторое время корневища между растениями могут разрушаться

Пырей ползу-чий, ландыш, ветреница, чер-ника, брусника, ирис, нивяник, майник, сныть

Размно-жение клубнями

Клубни отделяются от столонов. Из вер-хушечной и боковых почек развиваются надземные побеги, на которых образу-ются придаточные корни

Картофель,

топинамбур,

Размно-жение лу-ковицами

Из боковых почек на материнской луко-вице (видоизмененном побеге) образу-ются «детки» — дочерние луковицы

Дикий лук, тюльпан, гиа-цинт

Размно-жение ли-стьями

Части листовой пластинки некоторых растений могут отделяться от материн-ского растения и опадать на землю.

На отделившейся части образуются при-даточные корни

Сердечник лу-говой

Размно-жение корне-выми от-прысками

На корнях некоторых растений могут образовываться почки, из которых вы-растают побеги — корневые отпрыски

Сирень, осина, вишня, бодяк, осот, кипрей

Размно-жение вывод-ковыми почками

На листьях растения образуются особые выводковые почки , которые впоследствии опадают на землю и укореняются

Бриофиллюм, папоротник аспелениум жи-вородящий

(Учитель проверяет заполнение таблицы и делает вывод, де-монстрируя при этом комнатные растения, гербарии, таблицы с изображениями различных способов вегетативного размно- жения растений. Затем к доске вызывают учащихся, которые, пользуясь наглядным материалом, представленным в кабинете (таблицы, рисунки, комнатные растения, гербарии), рассказы-вают о каждом из способов вегетативного размножения и приво-дят примеры. Если кто-либо из учеников, отвечающих у доски, затрудняется ответить, ему помогает класс.)

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

В чем заключается смысл вегетативного размножения?

Каково значение этого способа размножения в природе?

Какими органами могут размножаться растения при веге-тативном способе?

Для каких растений характерно размножение видоизменен-ными побегами?

Для каких растений характерно размножение частями не- видоизмененных побегов?

Для каких растений характерно размножение корневыми отпрысками?

Самостоятельная работа

Закончить заполнение таблицы.

Творческое задание. Зарисовать различные способы вегета-тивного размножения растений. Каждый из способов изобразить на отдельном листе, подписать название. На обратной стороне перечислить растения, для которых характерен этот способ веге-тативного размножения.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Подумать, в каких случаях возможно размножение растений исключительно вегетативными методами. Описать эти случаи.

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Заполните таблицу:

Задание 8. «Важнейшие термины и понятия темы»

Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Вегетативное размножение. 2. Корневые отпрыски. 3. Листовые детки. 4. Окулировка. 5. Привой. 6. Подвой. 7. Размножение культурой клеток. 8. Преимущества вегетативного размножения.

Задание 1.

1. Ода особь. 2. Не происходит слияния генетического материала. 3. Деление, споруляция, вегетативное размножение. 4. Деление и споруляция. 5. Гаплоидный. 6. Мейоза. 7. Митоза. 8. Диплоидный. 9. Апланоспоры, зооспоры. 10. Спорофит. 11. Гаметофит. 12. Растения, образующие споры, морфологически неразличимые. 13. Растения, морфологически отличающиеся – микроспоры и мегаспоры. 14. Водоросли, мхи, хвощи, некоторые плауны и папоротники. 15. Некоторые плауны, водные папоротники, голосеменные и цветковые растения.

Задание 2.

1. 1 – корневыми отпрысками; 2 – корневыми черенками; 3 – корнеклубнями. 2. Малина, слива легко образуют на корнях придаточные почки из которых развиваются корневые отпрыски, достаточно их отделить и осадить на постоянное место. Корень хрена можно разрезать на части и посадить, каждый корневой черенок дает новое растение. Георгины размножают корневыми клубнями. Осенью их выкапывают и разделяют, высаживают весной. 3. 4 – придаточными почками на листьях; 5 – целыми листьями; 6 – листовыми черенками. 4. У бриофиллюма по краю листа образуются придаточные почки и образуются миниатюрные растения – детки, которые легко приживаются на новом месте. Целыми листьями размножается бегония, сенполия. В воде отрезанные листья образуют придаточные корни и почки, которые хорошо приживаются. Сансевьеру и бегонию можно разрезать на листовые черенки и из которых образуются новые растения.


Задание 3.

1. 1 – размножение надземными столонами (усами); 2 – размножение ползучими побегами; 3 – размножение отводками; 4 – размножение черенками. 2. 1 – после образования дочернего растения столон отрезают, растение пересаживают на постоянное место; 2 – достаточно разделить растение на несколько самостоятельных; 3. Весной пригибают и прикапывают среднюю часть ветки, верхушку лучше привязать к колышку. Летом образуются придаточные корни и осенью растение можно отделить от материнского. 4. Многие растения размножаются черенками, например, отрезанный побег традесканции в воде или влажной почве дает придаточные корни и становится самостоятельным растением.

Задание 4.

1. 1 – корневищем; 2 – клубнем; 3 – луковицей. 2. Разрезая корневище комнатных растений на черенки можно увеличить число растений. Так размножают ирисы, астры многолетние. Целыми клубнями или частями клубней с почками размножают картофель. На луковицах часто образуются детки, которые используют для выращивания новых растений.

Задание 5.

1. 1 – копулировка (диаметр привоя и подвоя совпадают); 2 – окулировка, прививка глазком; 3 – прививка сближением; 4 – прививка в расщеп (диаметр привоя меньше диаметра подвоя); 5 – прививка в приклад (диаметр привоя меньше диаметра подвоя). 2. Привой – растение, которое прививают, подвой – растение, к которому прививают.

Задание 6.

1. Выращивание клеток на питательной среде называют культурой клеток. 2. Из растения берут клетки конуса нарастания, стерилизуют для уничтожения микроорганизмов и помещают их в питательную среду, где клетки размножаются. Затем их можно разделить и в пробирках, создавая определенные условия, можно добиться превращения их в миниатюрные растения. 3. Клетки конуса нарастания сохраняют способность к делению, являются образовательной тканью.

Задание 7.

Орган растения Способ размножения Примеры растений Описание способа размножения
Корень 1. Корневыми отпрысками 2. Корневыми черенками 3. Корнеклубнями Малина Хрен Георгины На корнях образуются придаточные почки, из которых развиваются корневые отпрыски. Корень разрезают на части, каждый корневой черенок дает новое растение. Осенью выкапывают корнеклубни и разделяют, высаживают весной.
Лист 1. Листьями 2. Листовыми черенками 3. Листовыми детками Сенполия Бегония Бриофиллюм В воде отрезанные листья образуют придаточные корни и почки, которые хорошо приживаются. Нарезают листовые черенки и ставят в воду. Из них образуются новые растения. Детки, образующиеся по краю листа легко приживаются на новом месте.
Надземные побеги 1. Усами (столонами) 2. Ползучими побегами 3. Отводками 4. Черенками Земляника Клевер ползучий Смородина Традесканция После образования корней у дочернего растения столон отрезают, растение пересаживают на постоянное место. После образования корней достаточно разделить растение на несколько самостоятельных. Весной пригибают и прикапывают среднюю часть ветки. Осенью растение можно отделить от материнского. Отрезанный побег традесканции в воде или влажной почве дает придаточные корни и становится самостоятельным растением.
Подземные побеги 1. Корневищем 2. Клубнем 3. Луковицами Ирисы Картофель Лук Разрезая корневище комнатных растений на черенки можно увеличить число растений. Целыми клубнями или частями клубней с почками размножают картофель. На луковицах часто образуются детки, которые используют для выращивания новых растений.
Прививки 1. Сближением 2. Прививка черенком (копулировка, в расщеп, под кору) 5. Окулировка Яблоня Вишня Яблоня Срезают часть коры с древесиной с привоя и подвоя, совмещают их и забинтовывают. Если диаметр привоя и подвоя совпадает, косо срезают, совмещают кору и древесину и забинтовывают. Или прививают в расщеп или под кору, если диаметр привоя больше. Срезают с привоя почку с корой и древесиной и вставляют ее в Т-образный надрез подвоя. Забинтовывают.
Культура тканей Клетками образовательной ткани Жень-шень Из растения берут клетки конуса нарастания, стерилизуют и помещают их в питательную среду, где клетки размножаются. Затем в пробирках, создавая определенные условия, можно добиться превращения их в миниатюрные растения

Задание 8.

1. Размножение с помощью вегетативных органов. 2. Растения, образовавшиеся из придаточных почек на корнях. 3. Растения, образовавшиеся из придаточных почек, образовавшихся на листьях. 4. Способ вегетативного размножения с помощью прививки почек. 5. Растение, которое прививают. 6. Растение, к которому прививают. 7. Группа клеток образовательной ткани, из которой выращивают большое количество новых растений. 8. Вегетативное размножение полностью сохраняет свойства материнского растения.

Тема урока: «Вегетативное размножение растений»

Цели: 1. Продолжить формирование понятия – размножение.

2. Изучить способы вегетативного размножения, выработать практические умения и навыки по размножению растений с помощью вегетативных органов.

3. Воспитание бережного отношения к родной природе.

Оборудование: таблицы по размножению растений, комнатные растения, нож, вода, горшок с землей, черенки растений, клубни, луковицы.

Задача урока :

    Конкретизировать знания учащихся о вегетативных органах растений и изучить основные способы вегетативного размножения растений.

    Прививать практические навыки и умения – размножать растения и ухаживать за ними

    Показать роль вегетативного размножения в природе и сельском хозяйстве.

Тип урока: комбинированный.

    Организационный момент (проверка готовности класса).

    Мотивация знаний. Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали строение растений, основные процессы, протекающие в них. Узнали, что такое половое размножение у цветковых растений. А если растение не цветковое или процесс опыления не возможен, то как размножаются растения? Об этом мы поговорим сегодня на уроке.

Вопрос классу:

Почему растения, для которых характерен в основном неподвижный образ жизни, широко распространены по земному шару? Ответ на этот вопрос вы найдете сегодня на уроке, тема которого «Вегетативное размножение растений».

1. Какие растения являются цветковыми? Как еще их называют и почему? (Растения, которые цветут, Покрытосеменные)

2. На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? (Вегетативные – корень, побег, лист, стебель, почка. Генеративные – цветок, плод, семя)

3. Что такое размножение? (Это воспроизведение себе подобных)

Объяснение учителя:

Растения расселяются, занимают новые территории благодаря размножению. Размножение – это характерный признак всех живых организмов воспроизводить себе подобных, увеличивать количество особей данного вида. Хотя каждый организм живет ограниченное время, благодаря размножению, растения существуют на земле миллионы лет.

Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением. В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, не прерывается нить жизни.

4. Какие способы размножения вам известны? (Половое и бесполое)

Учитель: Подумайте, какую форму бесполого размножения человек часто использует в своей практической деятельности? (Вегетативное размножение растений)

5. Почему размножение называют вегетативным?

Вегетативное размножение – это способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из вегетативных органов, их частей, или их видоизменений, а так же групп клеток.

Почему именно этот способ размножения? В чем его преимущества? (Если затруднено размножение с помощью семян, быстрее вырастают и начинают плодоносить, быстрее расселяются и захватывают новые территории)

Используя свой жизненный опыт, вспомните, какими способами осуществляется вегетативное размножение растений?

Таблица «Вегетативное размножение растений»

    Усвоение новых знаний.

Способы вегетативного размножения:

(Изучение темы с примерами растений, которые размножаются таким способом)

    Листьями – Целым листом (бегония, очиток, каланхоэ, седум, фиалка) или частью листа (сансевьера).

    Стеблевыми черенками. Стеблевой черенок – это отрезок побега с несколькими узлами, почками и придаточными корнями (смородина, роза, тополь, бальзамин, виноград, традесканция).

К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удается легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надежный способ – размножение отводками.

3. Отводками. Отводок – это отделенный от растения укоренившийся боковой побег (крыжовник, смородина, жасмин).

4. Делением кустов. Большой куст делят на части(многолетние травы, пионы, полынь, маргаритки, флоксы, примула).

5. Усами. Усы – удлиненные надземные ползучие недолговечные побеги с длинными междоузлиями и чешуевидными листьями, образующие на верхушках розетки листьев, укореняющиеся с помощью придаточных корней (хлорофитум, лютик, земляника, клубника).

6. Корневыми черенками. Корневой черенок – это отрезок корня с придаточными почками у корнеотпрысковых растений (одуванчик, вишня, малина, осот).

7. Корневыми отпрысками. Это побеги, выросшие из почек на корнях (слива, малина, вишня, сирень, осина).

Подземными видоизмененными побегами.

8. Луковицами. Детка луковицы – это разросшаяся боковая почка, отделившаяся от луковицы (лук, чеснок, тюльпан, нарцисс).

9. Клубнями. Клубень – это однолетний подземный побег растения с утолщенным стеблем, часто имеющим сферическую форму и зачаточные листья, и пазушных почек которых на следующий год вырастают новые побеги (картофель, топинамбур).

10. Корневищами. Корневище – это видоизмененный подземный побег (пырей, ландыш, ирис)

Следующий способ размножения является достаточно сложным и может быть выполнен при наличии необходимых навыков. Без него не обходится ни один садовод, по этому следите за тем, в каком порядке проводится действие и запоминайте.

11. Прививками. Прививка – это приживление части растения на другое растение. Другое название – трансплантация. Растение, на которое прививают, называется подвоем, а растение, которое прививают – привоем. В сельском хозяйстве прививки имеют большое практическое значение. Выращивание сортовых плодовых всегда осуществляется прививками. Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).

Мы перечислили основные методы вегетативного размножения. А каково их значение?

Значение вегетативного размножения

    1. Растения быстро расселяются на новые территории.

      Иногда семенное размножение затруднено и вегетативный способ размножения является единственным (земляника, ландыш).

      Сохраняются все признаки материнского растения.

      Успешная конкуренция с другими растениями.

    Закрепление материала:

1. О каком способе вегетативного размножения идет речь в загадке:

«У мамы дочки на шнурочке»?

2. Прокомментируйте поговорки:

«Приживчивое дерево ива: из тычка растет»

«Верба, что луговая трава: ее выкосишь, а она снова выросла»

«Кто крапиву с корнем не удаляет, тот понапрасну пропалывает»

Практическая работа «Вегетативное размножение растений».

Выставление оценок, комментарий к проведению урока.

V . Домашнее задание: &, ответить на вопросы, заполнить таблицу.

Способы вегетативного размножения

Название растения

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Вегетативное размножение - один из видов бесполого размножения. Оно свойственно почти всем представителям царства растений. В природе нередко наблюдается такая картина: одно растение, например земляника , разрастаясь своими ползучими побегами - усами, занимает большую территорию. При этом некоторые побеги могут оторваться от материнского организма и продолжать жизнь самостоятельно. Та же отломившаяся ветка ивы , попав в благоприятные условия, укореняется. Вскоре из ветки вырастает новое растение, иногда на достаточно далеком расстоянии от материнского. Это примеры вегетативного размножения растений с помощью стебля .

Растения в природе нередко размножаются листьями . Так, в сыроватых местах луга встречается растение сердечник луговой . Его сложные листья, соприкасаясь с влажной поверхностью почвы, образуют придаточные корни и почки. Отделившись после этого от материнской особи, они образуют из почек свои побеги и живут как новое растение. Листьями в природе размножаются, например, бегония , сансевьера, каланхоэ, сенполия . Начало развитию новых растений при вегетативном размножении всегда дают почки (пазушные или придаточные).

Вегетативное размножение - это воспроизведение растений из вегетативных частей тела: корня и побега.

Вегетативное размножение свойственно высшим и низшим растениям.

У низших растений (водорослей) вегетативное размножение могут осуществлять отделившиеся кусочки слоевища или отдельные его клетки. Высшие растения (споровые и семенные) размножаются всеми вегетативными органами - корнями, побегом, а также его частями: стеблем, листьями, почками. У высших растений, особенно у цветковых, вегетативное размножение может сочетаться и чередоваться с половым размножением.

Растения, возникшие вегетативным путем, обладают такими же свойствами, какие были у материнского растения. Лишь в новых условиях окружающей среды у них могут проявиться иные свойства, например измениться размеры растения.

При вегетативном размножении отделившиеся дочерние растения полностью воспроизводят наследственные свойства материнского организма.

Совокупность новых растений (особей), возникших вегетативным путем от одного материнского растения, называется клоном (от греч. клон - «отпрыск», «ветвь»). Образование клонов позволяет каждому растению иметь однородное потомство, повторять себя в своих потомках без изменения наследственных качеств. Клонированием создается возможность сохранить исходные свойства материнских растений в течение достаточно длительного времени. Только таким способом удается сохранить своеобразные особенности какого-либо сорта у культурных растений.

В этом проявляется уникальность вегетативного размножения, а также его существенное отличие от полового.

Вегетативное размножение цветковых растений
Размножение надземными частями растения Размножение подземными частями растения

Листовыми черенками (бегония, сенполия, сансевьера)

Корневыми черенками (шиповник, малина, одуванчик)

Стеблевыми черенками (смородина, тополь, ива)

Корневыми отпрысками (осина, рябина, тополь, осот)

Ползучими побегами (луговой чай, клюква, живучка)

Корневищами (ирис, ландыш, пырей)

Отводками (смородины, крыжовник, малина, яблоня)

Клубнями (картофель, топинамбур)

Прививкой (яблоня, груша, слива, вишня)

Лукавицами (лук, чеснок, тюльпан)

Растения, появившиеся путем вегетативного размножения, обычно развиваются значительно быстрее, чем особи, появившиеся из семян, т. е. половым путем. Они могут раньше перейти к плодоношению, значительно быстрее захватить необходимую им площадь, быстрее расселиться на большой территории. Вегетативное размножение позволяет сохранить неизменными свойства вида. В этом заключается его большое биологическое значение.

Если прорастание семян почему-либо у вида затруднено и подавлено, растение переходит на вегетативное размножение.

Вегетативное размножение у растений может осуществляться случайно отделившимися частями тела растения. Укоренение частей побегов, отдельных листьев, почек, кусочков корней и корневищ - это явление широко представлено в природе. Но у многих растений в процессе эволюции сформировались особые, специализированные части. К ним относятся: клубни, луковицы, столоны, усы, клубнелуковицы, корневища. Тому же служат и особые вегетативные части растения, называемые выводковыми почками .

Выводковые почки возникают у растений на листьях (бриофиллюм, папоротник-асплениум ) или в соцветии. Там они прорастают, образуя маленькую розеточку листьев с корнями, маленькую луковичку в пазухах листьев (лилии, лук, чеснок ) или крохотный клубень в соцветии (горец живородящий, мятлик бульбоносный ) . Люди с давних пор очень широко используют вегетативное размножение растений в своем хозяйстве.

Интерактивный урок-тренажёр (Выполните все задания урока)

Вегетативное размножение растений широко распространено в природе. Это естественный способ размножения и расселения растений. Оно дополняет половое размножение растений, а в некоторых случаях и заменяет его. Его преимущество в том, что дочерние организмы повторяют почти без изменений наследственные свойства материнского растения. Вегетативное размножение человек использует в растениеводстве.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png