Мы решили разобраться, в каких странах живут самые умные люди. Но каков главный показатель ума? Пожалуй, коэффициент умственного развития человека, более известный как IQ. Собственно, на основании этой количественной оценки и составлен наш рейтинг. Также мы решили учесть и нобелевских лауреатов, проживающих в той или иной стране на момент получения премии: ведь этот показатель говорит о том, какое место занимает государство на интеллектуальной арене мира.

место

По IQ: административный район

Вообще, проводилось далеко не одно исследование, посвященное взаимосвязи интеллекта и народов. Так вот, согласно двум самым популярным трудам - «Коэффициент интеллекта и глобальное неравенство» и «Коэффициент интеллекта и богатство народов» - впереди планеты всей жители Восточной Азии.

В Гонконге уровень коэффициента умственного развития человека равен 107 баллам. Но здесь стоит учитывать, что в административном районе очень высокая плотность населения.

США опережает другие страны по количеству лауреатов Нобелевской премии с огромным отрывом. Здесь проживают (и проживали) 356 лауреатов (с 1901 по 2014 гг.). Но стоит сказать, что статистика здесь не совсем связана с национальностью: в институтах и научных центрах ученым из разных стран оказывается очень хорошая поддержка, и у них зачастую в Штатах намного больше возможностей, чем в родном государстве. Так, например, Иосиф Бродский получил премию по литературе, будучи гражданином .

место

По IQ: Южная Корея


Жители Южной Кореи имеют показатель IQ в 106 баллов. Однако быть одной из самых умных стран не так-то легко. Например, система образования в государстве одна из самых технологически передовых, но при этом сложных и строгих: школу заканчивают только в 19 лет, а при поступлении в вуз такая страшная конкуренция, что многие просто не выдерживают такое напряжение психически.

По количеству нобелевских лауреатов:

Всего британцы получили 121 Нобелевскую премию. По статистике, жители Соединенного Королевства получают награды каждый год.

место

По IQ: Япония

У японцев уровень IQ равен 105 баллам. И, наверное, это неудивительно, так как это одна из самых трудолюбивых наций. Как результат, Япония ушла далеко в развитии высоких технологий, а качество их продукции всегда на высоте. Токийский университет входит в список лучших вузов мира, а уровень грамотности японцев составляет 99%.

По количеству нобелевских лауреатов:

Ну а что касается лауреатов престижной премии, то на третьем месте находится . Здесь проживают 104 человека, получившие награду в различных областях.

место

По IQ: Тайвань


На четвертом месте опять страна Азии - Тайвань, остров контролируемый частично признанной Китайской Республикой. Страна, известная своей промышленностью и производительностью, сегодня она является одним из главных поставщиков высоких технологий. У местного правительства великие планы на будущее: государство хотят превратить в «кремниевый остров», остров технологий и науки.

Средний уровень IQ жителей - 104 балла.

По количеству нобелевских лауреатов:

Жителей Франции, получивших нобелевскую премию, насчитывается 57 человек. В первую очередь они лидируют по гуманитарным наукам: в стране проживает очень много лауреатов по философии, литературе и искусству.

место


Средний IQ жителей этого города-страны - 103 балла. Как известно, - один из передовых коммерческих центров в мире. А еще одно из самых благополучных и богатых государств, даже Всемирный банк назвал лучшей страной для ведения бизнеса.

По количеству нобелевских лауреатов:

Ну вот, наконец-то, родина самого Нобеля попала в рейтинг. Тут 29 человек, удостоенных премии в разных областях.

место

Сразу три страны имеют средний показатель уровня интеллекта в 102 балла. Ну тут даже и говорить нечего: в Германии никогда не было недостатка в философах и ученых, в Австрии очень дисциплинированная и проработанная система образования, ну а гениев Италии можно начинать считать со времен Древнего Рима.

По количеству нобелевских лауреатов:

На Швейцарию приходится 25 нобелевских премий, в основном они в сфере точных наук. Страна известна на весь мир своими частными школами и университетами с прекрасными показателями уровня образования.

место


И снова , только теперь по IQ, который равен 101 баллу. Государство является одним из лидеров по количеству граждан, имеющих высшее образование. И, конечно, это одна из самых процветающих стран.

По количеству нобелевских лауреатов: Россия

В России (вместе с СССР) 23 нобелевских лауреата, которые получили награды. Первую премию в Россию привез физиолог Иван Павлов. Ну а если говорить о лауреатах, которые родились на территории Российской империи и СССР или на момент получения премии не имели российского гражданства, то количество увеличится до 38.

Средний показатель IQ жителей России - 97 баллов (11 место, делит его с США, Финляндией и Чехией).

Влияет ли очерёдность рождения детей в семье на их интеллектуальный уровень?

Одним из важных и недостаточно изученных аспектов формирования индивидуальных качеств личности человека является очерёдность рождения детей в семье. Ответ на этот вопрос приобретает особую актуальность в настоящее время в связи со значительным снижением рождаемости в большинстве экономически развитых стран мира .

Первенцы слабее

Возможность влияния очерёдности рождения детей в семье на их интеллектуальные способности представляет предмет интереса многих исследователей. По мнению И.Мечникова "... гениальные люди только в редких случаях были перворождёнными детьми. Вообще первенцы слабее последующих детей: они дают большую смертность, и среди них более распространена преступность». Своё утверждение он подкрепляет следующими фактами: Шекспир, Вольтер, Гюго и Пётр I родились третьими; Шопен, Л.Толстой и Наполеон I - четвёртыми; Моцарт, Вагнер и Бомарше -седьмыми. Исключением, по его мнению, является лишь Гёте, родившийся первенцем от 17-летней матери. С этим предположением согласуется мнение и других исследователей этой проблемы, по наблюдениям которых, первые дети в семье часто физически слабее и менее жизнеспособны, чем рождённые позднее, а также в меньшей степени интеллектуально развиты и имеют меньшую возможность самореализации в обществе.

Нами недавно предпринято исследование возможности влияния очерёдности рождения детей в семье на формирование их жизненного интеллектуального уровня, реализация которого получила заслуженное признание в мировом сообществе. В качестве материала исследования были использованы биографические данные лауреатов Нобелевской премии ХХ столетия в различных областях знаний, являющихся, несомненно, выдающимися представителями своей эпохи. Нами изучены биографические данные 224 нобелевских лауреатов.

Прежде всего следует отметить, что семьи, в которых родились ведущие личности, были многодетными, что отражало общую демографическую ситуацию конца XIX и начала ХХ столетий. Например, будущие лидеры в области литературы колумбийский прозаик и журналист ГМаркес был старшим, а датский романист Х.Понтоппидиан четвёртым в семьях, состоявших из 16 детей, индийский поэт Р.Тагор -младшим из 14 своих братьев и сестёр, а немецкий врач и бактериолог Р.Кох - третьим из 13 детей.

Проведённый анализ показал, что среди 224 нобелевских лауреатов первыми в своих семьях родились 46,9% детей от общего их количества, вторыми - 18,8%, третьими - 17,9%, четвёртыми - 6,7%, пятыми - 4%, шестыми - 0,9%, седьмыми - 3,2%, восьмыми - 0,9%, девятыми - 0,5% и четырнадцатыми - 0,5% лиц. Эти данные свидетельствуют о значительном преобладании в общей когорте лауреатов перворождённых лиц. Среди них видными персонами по физике стали 30,4%, физиологии и медицине - 21%, литературе - 19,8%, химии - 16%, премии мира - 10,2% и по экономике - 2,6%.

Интересными оказались данные по малочисленным семьям, в которых родились будущие лауреаты. Единственным ребёнком в семье были 28 человек, 7 из них воспитывались одним из родителей.

Результаты первого этапа исследования послужили основанием для более детального изучения фактора очерёдности рождения детей в семье на их интеллектуальный уровень. С этой целью на втором этапе работы нами детально изучены наиболее полные биографические данные 62 лауреатов в области физиологии и медицины. В ходе исследования оказалось, что семьи, в которых родились будущие в данной области, были также довольно многочисленными. Всего в этих 62 семьях насчитывался 251 ребёнок.

В течение жизни 74,8% нобелевских лауреатов вступали в брак один раз (средний возраст бракосочетания - 29,8 года), два и более - 20%, а 5,1% лиц в браке не состояли. Потомства после себя не оставили 15 учёных (24,2%). Из 251 ребёнка, насчитывавшегося в 62 проанализированных семьях, нобелевских лауреатов в области физиологии и медицины в последующем стали 62 человека. Среди перворождённых детей их было 24 человека (38,7%), рождённых вторыми - 16 (25,8%), третьими -9 (14,5%), четвёртыми - 3 (4,8%), пятыми - 5 (8,2%), шестыми - 1 (1,6%), седьмыми - 3 (4,8%) и девятыми -1 (1,6%).

С юного возраста

Интеллектуальные способности будущие лауреаты в области физиологии и медицины проявляли уже в юном возрасте. Бакалаврами они становились в возрасте 20,6 года, а магистрами - в 23,6. Для дальнейшей учёбы они выбирали, как правило, крупные научные центры мира, где под руководством известных учёных выполняли докторские диссертации. Средний возраст диссертантов составляет 26,8 года.

При этом в возрасте до 25 лет диссертации защитили 36,6%, 26-30 лет - 51,9% и старше 30 - 11,6% будущих нобелевских лауреатов. Средний возраст получения Нобелевской премии в области физиологии и медицины составляет 55,6 года. Средняя продолжительность жизни лауреатов Нобелевской премии в области физиологии и медицины составляет 76,8 года. Среди них 42,9% награждённых прожили более 80 лет.

Полученные нами результаты позволяют высказать некоторые предположения. Рождаемость на Земле населяющих её биологических видов находится под постоянным контролем регулирующих сил природы. В отличие от животного мира рождаемость людей имеет выраженную зависимость от социальных факторов и характеризуется исторической тенденцией к её снижению от биологического максимума до сознательной регуляции (или от "контроля над смертностью” до "контроля над рождаемостью”). Полагают, что при отсутствии контроля над рождаемостью со стороны государства каждая семья имела бы в среднем по 7 детей. В России в Х1Х и начале ХХ века на каждую тысячу женщин приходилось, в среднем, 7,5 рождений детей, а в конце ХХ века этот показатель снизился уже до 1,4-1,8. Согласно расчётам, для обеспечения воспроизводства населения необходимо около 260 рождений на 100 семей. Снижение среднего показателя количества детей, рождённых одной женщиной за её репродуктивный период, менее 2,15 считается роковой гранью воспроизводства населения. В бывшем СССР размер семьи составлял, примерно, 3,5 человека (от 3,1 в Латвии до 5,7 в Таджикистане). Понятие "интеллект” происходит от латинского слова intellectus (что означает познание, понимание, рассудок) и отражает способность личности к мышлению и рациональному познанию. Это определение тождественно латинскому переводу древнегреческого понятия нус (ум). Особое внимание в оценке формирования умственных способностей детей русский мыслитель А.Радищев уделял различиям темперамента их личностей: ”А кто обращается с детьми, тот ясно понимает, что поелику различны в людях темпераменты, . то и силы умственные должны разнствовать в каждом человеке неминуемо”. Известный психолог А.Либин также полагает, что механизм формирования предметно-ориентированной, коммуникативно-ориентированной и Я-ориентированной структуры индивидуальности уходят корнями в недра её темперамента и предпочтений в формировании поведенческих стратегий, а её вершиной являются высшие уровни личностной иерархии, проявляющиеся в виде направленности развития - на себя, на предмет или на других.

Воспитание и гениальность

При оценке умственных способностей человека совершенно особо выделяется понятие гениальности личности. По мнению Ч.Ломброзо, гениальность и талантливость трудно различаются между собой. Упрекая английского психолога и антрополога, одного из создателей евгеники (теория о наследственных способностях человека) и дифференциальной психологии Ф.Гальтона в частом смешивании между собой этих понятий, он считал этот недостаток и своим, от которого "не всегда легко отделаться”. Выдающийся русский психиатр и клиницист В.Чиж полагал, что ". воспитание, влияние родных и друзей очень мало воздействуют на гениальных людей. Биографы обычно стараются объяснить жизнь и творчество гения воздействием на него среды, забывая, что гений и воспринимает, и перерабатывает иначе, чем мы, обыкновенные люди; гений обычно отличается и крайней самостоятельностью, и громадной своеобразностью. Нам совершенно не понятен гений, и я думаю, что мы и не можем понять гениальности". Вполне вероятно, что современная наука в настоящее время приближается к расшифровке феномена гениальности, используя при этом различные, в том числе и молекулярные, методы изучения работы головного мозга.

Кроме эффекта влияния размера семьи системообразующим фактором в становлении детской личности, по мнению А.Либина, влияющим на все уровни индивидуальности в равной степени, является стиль воспитания. На уровень развития интеллекта детей оказывает общая атмосфера в семье: наличие интересной и сложной физической среды, соответствующей возрасту и уровню развития детей, эмоциональная отзывчивость и активное взаимодействие с ребёнком родителей и старших в семье детей, избегание ограничений, обвинений и излишнего контроля над их поведением, подчёркивание любых достижений ребёнка. Согласно полученным нами данным, наибольшее количество нобелевских лауреатов были старшими детьми в семьях своих родителей: среди перворождённых их было 38,7%, родившихся вторыми - 25,8%, третьими - 14,5%, четвёртыми - 4,8% и т.д. по убывающей. Однозначное объяснение данному факту дать, вероятно, невозможно. В качестве одной из возможных причин этого явления можно указать на то, что первенцы, как правило, получают больше родительского внимания и больше контактируют с родителями, чем дети, рождённые позднее, что стимулирует их более активное вначале речевое, а затем и интеллектуальное развитие. Как правило, первенцы играют роль посредников между родителями и младшими детьми, больше с ними контактируют, активно перенимая их опыт, выполняют в семье обучающие функции, что ускоряет их умственное развитие. Старшие дети играют важную роль в семье в воспитании своих братьев и сестёр в случае потери одного из родителей, что в значительной степени стимулирует их социальную активность. В наиболее худшем положении в этом отношении находится младший ребёнок, который не имеет возможности выполнять обучающую функцию по отношению к другим членам семьи. Возможно, что отсутствие таких изначальных навыков не способствует формированию у них в последующем стремления к занятию лидирующего положения в различных жизненных ситуациях. Вполне вероятно, что это обстоятельство характерно для многодетных семей, в которых младшие дети в течение жизни всё же проявляют меньшую интеллектуальную активность в обществе.

Александр ЛИТВИНОВ, доктор медицинских наук, профессор Смоленского государственного медицинского университета.

1 Соединенные Штаты Америки – 270:

Сам по себе этот факт не является неожиданностью, страна до сих пор располагает лучшими научно-исследовательскими институтами и целой плеядой замечательных ученных. Однако удивительно другое. Страна в последние годы теряет лидирующие позиции, их доля среди лауреатов Нобелевской премии неуклонно уменьшается. На протяжении 60-х годов США неизменно имели максимальное число Нобелевских лауреатов, а сейчас их доля составляет чуть более 50%. Может и не принципиально, но факт остается фактом — другие страны начинают отвоевывать позиции в сфере науки и литературы.

2 Великобритания – 117:


Страна располагает целым рядом всемирно известных университетов, а также лучшими центрами для научных исследований. Вполне логично, что представители Великобритании вторые по числу лауреатов в медицине и первые, среди обладателей литературной премии. В конце концов, британцы являются авторами самых прекрасных литературных произведений за столетие.

3 Германия – 103:


Германия не так уж и далеко позади в этом списке. Пока она представлена 30 лауреатами в области химии и 32 физики. Их коэффициент победителей за эти годы также постепенно уменьшается, и все это благодаря развивающимся странам, которые постепенно вытесняют признанных лидеров.

4 Франция – 57:


На некотором отдалении находится Франция, большинство призов представителями этой страны были получены в сфере литературы и медицины. Их самый знаменитый призер был Жан Поль Сартр, который отклонил награду, и конечно муж и жена Мария и Пьер Кюри, которые были награждены Нобелевской премией в 1903 и 1911 годах. Мария Кюри получила премию уже после смерти мужа, в области химии.

5 Швеция – 28:


Страна родоначальница премии имеет на сегодняшний день 28 лауреатов.
В 1903 Сванте Аррениус получил первую премию по химии, а в 1982, Альва Мюрдаль была удостоена Нобелевской премии мира за ее активность в сфере разоружения.

6 Швейцария – 25:


Если считать количество победителей в расчете на душу населения, то Швейцария, безусловно, была бы на вершине таблицы. Она имеет трех Нобелевских лауреатов на миллион жителей. Список победителей представлен такими именами, как Герман Гессе в области литературы и Альберт Эйнштейн в области физики.

7 СССР — Россия – 23:


Михаил Горбачев, получивший премию мира в 1990, Борис Пастернак, вынужденный в 1958 году отказаться от литературной премии и Александр Солженицын, награда которого в области литературы поспособствовала в 1970 году изгнанию его из страны. Список лауреатов, представителей страны, включает в себя много громких имен почти во всех номинациях.

8 Австрия — 20:


Первым представителем этой страны, получившим премию, была баронесса Берта фон Зутнер, получившая премию мира в 1905. Страна представлена семью номинантами в сфере медицины.

9 Канада — 20:


Канада также отмечена двадцатью Нобелевскими призами, семь из которых были получены в области химии. Их самые последние победители — Уиллард Бойл в области физики и Джек Шостак в сфере медицины или физиологии, оба получили премию в 2009 году.

10 Нидерланды – 19:


Еще одна маленькая нация, но и она имеет целый ряд победителей, лауреатов Нобелевской премии. Среди первых представителей этой страны, получивших премию, были физики Питер Зееман и Хендрик Лоренц, которые совместно получили ее в 1902году.

Какие факторы могут служить предиктором будущих свершений? Одной из наиболее распространенных гипотез является концепция о прямой зависимости уровня интеллекта и достижений человека. Мол, показал в тесте IQ в 170 баллов – все, готовься получать Нобелевскую премию.

Ярким представителем научной школы, поддерживавшей эту теорию, являлся профессор психологии Стенфордского университета Льюис Терман. В 1921 году ученому повезло получить солидный грант. В результате была собрана команда специалистов, тестировавших интеллектуальное развитие детей. Среди 250 000 учеников начальных и средних школ Америки были выделено 1470 детей, чей коэффициент интеллекта лежал в пределах от 140 до 200 баллов. Эта группа юных гениев получила название «Термиты» и стала объектом одного из самых известных психологических исследований в истории.

Терман, как курица-наседка, до конца жизни не спускал глаз со своих подопечных. Он отслеживал их жизненный путь, тестировал, измерял и анализировал, отмечал академические достижения, следил за развитием семейных отношений, собирал сведения обо всех болезнях, фиксировал состояние психологического здоровья, прилежно документировал любое повышение по службе и смену работы.

Льюис Терман

«В человеке нет ничего важнее уровня его интеллекта, кроме разве что нравственности », — сказал однажды Терман. Он был убежден в том, что именно люди с высоким IQ «способны двигать вперед науку, искусство, образование, государственное управление и социальное благополучие в целом». Когда подопечные Термана еще учились в средней школе, он с воодушевлением писал: «Прочтите любую газетную статью, рассказывающую о каком-либо конкурсе, который проводился в Калифорнии, и в списке победителей вы обязательно увидите фамилии одного или нескольких членов нашей талантливой группы». Он предлагал литературным критикам сравнить образцы литературных произведений своих творчески одаренных маленьких «термитов» с ранними работами известных писателей. И те не могли отыскать хоть сколько-нибудь значимых различий. Все признаки указывали на группу с потенциалом «героического характера». Терман был уверен в том, что термитам уготовано стать будущей элитой Соединенных Штатов.

А через 50 лет стало очевидно, что Терман ошибся. Некоторые из его вундеркиндов писали книги, научные статьи или добились успеха в бизнесе. Несколько человек занимали государственные должности. Среди них были двое судей Высшего суда, один судья муниципального суда, два члена Калифорнийского законодательного собрания и один крупный чиновник. Но мало кто стал фигурой национального масштаба. Многие получали приличный доход – но не баснословные прибыли. Карьеру большинства из них можно считать вполне заурядной, и на удивление много бывших термитов даже сам Терман признал неудачниками.

Среди столь тщательно отобранных гениев ни один не стал лауреатом Нобелевской премии. Что интересно, коллеги Термана в свое время тестировали двоих будущих Нобелевских лауреатов, тогда еще учеников начальной школы Уильяма Шокли и Луиса Альвареса, и забраковали обоих. У них был недостаточно высокий IQ.

В своей разгромной критической статье социолог Питирим Сорокин пришел к такому выводу: если бы Терман собрал группу из произвольно выбранных детей, происходивших из таких же семей, как и термиты, и не оценивал их IQ, то представители этой группы достигли бы не менее впечатляющих результатов, чем тщательно отобранные гении.

В заключение к четвертому тому «Генетического изучения гениев» слово «гений» исчезло. Более чем разочарованный Терман писал: «Мы убедились в том, что интеллект и успех нисколько не взаимосвязаны ».

Грустный итог… Или наоборот? 🙂 Получается, что у людей с IQ чуть выше среднего не меньше шансов на успех, чем у тех, у кого показатели рвутся к запредельным высотам? А, может, и больше… А что же все-таки этот самых успех определяет? У кого-нибудь есть версии? 🙂 Пишите! А я чуть позже приведу мнения специалистов мирового уровня на сей счет.

1

Нобелевские премии являются поистине международными. Это влечёт за собой, во-первых, сложный и многостадийный порядок отбора кандидатов, а также пышный церемониал награждений в атмосфере национальных празднеств. В последнее десятилетие поисками кандидатов ежегодно занимаются около 2000 человек по каждой номинации - это крупнейшие учёные, литераторы и политические деятели мира, все нобелевские лауреаты, наиболее известные университеты. Во-вторых, в числе награжденных 777 личностей и 20 организаций из 50 стран мира (всего премия присуждалась 807 раз, в том числе дважды и даже трижды одному и тому же лицу или организации). Присутствие в списке лауреатов всего 20 представителей России является нашей бедой, виной и стыдом. В-третьих, размер вознаграждения превышает большинство существующих международных наград (с 2001 г. - 10 млн. шведских крон).

Наибольший интерес для науковедов и историков науки представляют списки лауреатов Нобелевских премий. Даже такая простая, на первый взгляд, работа, как составление списков, представляет собой каждый раз кропотливое документальное исследование. Приведём их некоторый анализ.

С 1901 по 2007 гг. премии по физике присуждались 101 раз, по химии - 99, по физиологии или медицине - 98, по литературе - 103, борцам за мир - 88, по экономике (с 1969 г.) - 39 раз. Больше всего пропусков - в присуждении премии мира: норвежский Стортинг 19 раз не объявлял лауреатов.

В числе обладателей Нобелевских премий представители 50 стран (таблицы 7,8), в том числе по физике - 16 стран, по химии - 19 стран, по физиологии или медицине - 18 стран, по литературе - 36 стран, мира - 34 страны, по экономике - 8 стран. Россия в этом списке располагается на 7 месте (2,5% от общего количества лауреатов), причём в ближайшие годы это место не
изменится.

Нобелевские премии 35 раз вручались 34 женщинам: по физике - 2 раза (М.Склодовская-Кюри - 1903, М.Гёпперт-Майер - 1963), по химии - 3 раза (М.Склодовская-Кюри - 1911, И.Жолио-Кюри - 1935, Д.Кроуфут-Ходжкин - 1964), по физиологии или медицине - 7 раз (Г.Кори - 1947, Р.Ялоу - 1977, Б.Макклинток - 1983, Р.Леви-Монтальчини - 1986, Г.Б.Илайон - 1988, К.Нюссляйн-Фольгард - 1995, Л.Б.Бак - 2004), по литературе - 11 раз (С.Лагерлёф - 1909, Г.Деледда - 1926, С.Ундсет - 1928, П.Бак - 1938, Г.Мистраль - 1945, Н.Закс - 1966, Н.Гордимер - 1991, Т.Моррисон - 1993, В.Шимборска - 1996, Э.Елинек - 2004, Д.Лессинг - 2007), мира - 12 раз (Б.фон Зуттнер - 1905, Дж.Эддамс - 1931, Э.Г.Балч - 1946, Б.Уилльямс - 1976, М.Корриган - 1976, Мать Тереза - 1979, А.Мюрдаль - 1982, Аун Сан Су Джи - 1991, Р.Менчу Тум - 1992, Дж.Уилльямс - 1997, Ш.Эбади - 2003, В.Маатаи - 2004).

В этом списке имеется и легендарная женщина, удостоенная нобелевских премий дважды; имя её известно каждому - М.Склодовская-Кюри. Случаи получения двух Нобелевских премий чрезвычайно редки: американский физик Дж.Бардин (премии по физике 1956 и 1972 гг.), английский биохимик Ф.Сэнгер (премии по химии 1958 и 1980 гг.), американский химик и миротворец Л.К.Полинг (премия по химии 1954 г. и премия мира 1962 г.), Международный Комитет Красного Креста - трижды нобелевский лауреат (1917, 1944, 1963 гг.), а Верховный Комиссар ООН по делам беженцев - дважды нобелевский лауреат (1954, 1981 гг.).

Из распределения всех лауреатов по странам и номинациям следует, что наибольшее количество Нобелевских премий присуждено представителям США (40,3%), а в США, Великобритании, Германии и Франции находятся 549 премий, т.е. 68,5%. Что касается естественных наук, то учёные первых трёх стран получили более 72% наград, а представители первых 11 стран - более 90%.

Статистические данные по количеству присуждений Нобелевских премий по пятилетиям показывают постепенный переход от индивидуального творчества в области естественных наук к коллективному, наметившийся после второй мировой войны и ещё не достигший теоретически возможной кульминации - 18 лауреатов в год или 90 лауреатов за пятилетие.

В абсолютном исчислении данные о наиболее плодотворном возрасте нобелевских лауреатов мало выразительны: самому молодому - У.Д.Брэггу (физика, 1915 г.) - в год присуждения премии исполнилось 25 лет, а самому старому - Л.Гурвицу (экономика, 2007) - 90 лет. Однако в усреднённом виде картина вырисовывается чрезвычайно показательная (таблица 1).

Таблица 1. Средний возраст лауреатов в год получения премий

Номинация

Возраст лауреатов за периоды

54,2

53,5

Физиология или медицина

59,0

Литература

66,6

61,1

Экономика

69,9

Всего:

54,8

56,2

62,1

65,0

60,7

Как следует из этой таблицы, средний возраст лауреатов, за исключением борцов за мир, значительно увеличился с 1901 года и составляет в целом по всем лауреатам около 61 года! Кроме прочего, этот факт свидетельствует о том, что Нобелевская премия в большинстве случаев способствует не развитию дальнейшей деятельности, а почитанию на лаврах прошлых заслуг, а очень часто, по словам самих лауреатов, сильно мешает дальнейшей деятельности.

Не изменяет эту картину и рассмотрение среднего возраста лауреатов за внутренние промежутки времени. Так, во второй половине 20 века по сравнению с первой половиной средний возраст физиков вырос примерно на 15 лет, химиков - на 8 лет, физиологов или медиков - на 13 лет. Стоит задуматься: стареет естественная наука, стареет литература, и только борцы за мир молодеют! Это явление подтверждается и другими данными: до 30-х годов 20 века количество живущих лауреатов резко превосходило количество умерших, в середине 40-х гг. - середине 50-х наступило равновесие, а затем картина поменялась на обратную - лауреаты быстрее умирают, нежели награждаются новые.

Анализ приведённых и многих других данных по лауреатам Нобелевских премий даёт специалистам богатый материал для раздумий, которые не всегда и не всех приводят к однозначным выводам. Прежде всего, это касается отношения к самим Нобелевским премиям, особенно в нашей стране. Иногда даже вопрос ставится так: нужны ли Нобелевские премии, если они нажиты в основном на финансовых спекуляциях, если премии часто снижают творческую активность лауреатов, если многие из них становятся кем-то вроде кинозвёзд, если премия - нечто типа «спасательного круга человеку, уже стоящему на берегу», если?...

Присоединяясь к мнению многих науковедов и социологов (например, Г.Димеру), считаю, что Нобелевская премия - феномен 20 века, сокровенная мечта каждого учёного, особенно в последние 20-30 лет), знак международного признания, о чём сами лауреаты и другие учёные свидетельствуют в своих выступлениях и публикациях. Она является общепризнанным мерилом качества работ экстракласса (нобелевский уровень, по Ю.Гарфилду), выполненных «чемпионами мира» по физике, химии, биологии, медицине... Вряд ли можно спорить с этим утвержде-нием.

Другое дело, что не соблюдается и не может соблюдаться обратное утверждение о том, что каждая работа экстракласса должна быть увенчана Нобелевской премией. Тогда придётся делить её ежегодно на 15-20 частей за самые разные работы, и смысл премии будет утерян, да и какой провидец-науковед сможет всегда верно выделить наиболее значимые из только что опубликованных работ в необъятном документальном потоке? К тому же, есть множество международных и национальных наград высокого ранга, правда, значительно менее почётных.

Публикационная активность нобелевских лауреатов

Науковедение развивается пока в трех количественных разделах - наукометрия, библиометрия и информетрия. Новые ветви этих разделов с биографической основой (бионаукометрия, биобиблиометрия и биоинформетрия) дают возможность концентрировать узловые документально-информационные массивы (ДИМ) и потоки (ДИП) для создания адекватных моделей различных направлений современной науки.

Нобелистика (ранее - биографическая информатика Нобелевских премий и лауреатов) может рассматриваться как наиболее плодотворная база для разработки моделей науки. Во-первых, потому что она содержит "типовые" научные направления - физику, химию, биологию и медицину, экономику, политологию, литературоведение. Во-вторых, потому что она объединяет вершинные достижения в каждом из перечисленных направлений. В-третьих, она стала доступной для различных анализов благодаря деятельности Института научной информации в Филадельфии (США), а также Международного Информационного Нобелевского Центра (МИНЦ) в Тамбове, накопивших колоссальные ДИМ по нобелистике и ведущих более 20 соответствующих проблемно-ориентированных баз данных.

Публикация как таковая и активность лауреатов в публиковании своих трудов и сочинений рассматривается нами как отправная и центральная проблема теории и технологии нобелистики. Без публикаций невозможно говорить о личности как об ученом, литераторе или политике; без публикаций, причем на общедоступных языках, не может быть и Нобелевской премии; без публикаций невозможно оценивать эффективность деятельности той или иной личности в истории.

С помощью разработанных и ведущихся баз данных и знаний мы получили около 700 полигон-кривых публикационной активности каждого лауреата Нобелевской премии (за исключением организаций-лауреатов и с учетом двух награждений одному и тому же лицу), а также множество табличных данных. Это позволило вывести обобщенную формулу публикационной активности нобелевского лауреата:

N = XFY ± Z i: a - b - c = d - e (. или;),

где N ‑ публикационный период до года присуждения Нобелевской премии; XF ‑ фаза публикационной активности (1F ‑ первая фаза, 2F ‑ вторая, 3F ‑ третья); Y ‑ публикационный период (А ‑ до расцвета публикационной активности, В ‑ расцвет, С ‑ после расцвета, угасание); ± ‑ направление полигон-кривой в год присуждения премии (+ ‑ рост, - ‑ снижение); Z i ‑ имеются ли пики (D i) или нет (L) на полигон-кривой после присуждения премии (i ‑ количество пиков); a, b, c ‑ количества публикаций в год за весь период (а), за 10 лет (b) и за пять лет (с) до присуждения Нобелевской премии; d,e ‑ количества публикаций в год в течение пяти лет (d) и 10 лет (е) после присуждения Нобелевской премии; знаки после формулы показывают окончание (.) или продолжение (;) публикационной активности.

Установлена пульсирующая природа публикационной активности нобелевских лауреатов с непостоянной амплитудой и частотой. Кривые публикационной активности получаются автоматически с помощью ЭВМ.

Бионаукометрическое рассмотрение предполагало системный подход, в рамках которого научная продуктивность (или эффективность научной деятельности) рассматривалась как система, содержащая элементы (отдельные стороны научной деятельности, оцениваемые показатели), их атрибуты, связи между элементами для достижения единой цели функционирования, т.е. наличия всех признаков научной деятельности. Системный бионаукометрический показатель научной деятельности ученого P 1 определяли по формуле:

P j =Σp i k i ,

где: p i - отдельный относительный показатель для ученого; k i ‑ коэффициент значимости показателя; n - общее количество отдельных показателей. Коэффициент k i определяли по уровню корреляции отдельных параметров с параметром "количество публикаций", по Спирмену.

Построение полигонов публикационной деятельности каждого лауреата на базе накопленного ДИМ (в координатах "количество публикаций-годы"), их анализ, обобщение в полулогарифмических координатах осуществляли с помощью компьютерного пакета программ "STATGRAPHICS". Модельные кривые искали путем наложения исходных полигонов и последовательного их сближения с достоверностью не менее 90%.

Формулы публикационной активности (выводятся автоматически ЭВМ и могут быть значительно расширены в направлении более детального описания кривых) свидетельствуют в большинстве случаев практически об отсутствии часто упоминающегося в литературе снижения научной продуктивности лауреатов сразу после получения Нобелевской премии. Например, усредненная эмпирическая модель публикационной активности (если здесь усреднение вообще правомерно) для всех полученных данных по 53 лауреатам-химикам имеет вид: 30 = 3F - D 1: 7 - 9 - 9 = 9 - 9; То есть, находясь в третьей фазе своей публикационной активности, публикуя в среднем в течение 30 лет по семь работ в год, лауреат по химии за десять лет перед и после присуждения премии поднимает свою активность до девяти работ в год, имея в основном по одному пику публикационной активности после получения Нобелевской премии, хотя в год присуждения премии количество публикаций чаще снижается. Эта картина публикационной активности нобелевских лауреатов не совпадает с фазовой динамикой научной деятельности ученого, отмечаемой в науковедческой литературе.

Новая закономерность динамики документационных потоков

В результате анализа динамики полных статистических совокупностей ДИП различной тематической направленности (труды и сочинения всех лауреатов Нобелевских премий по физике, химии, физиологии или медицине, литературе, экономике ‑ всего около 600 чел., которые являются авторами около 250 тыс. трудов и сочинений, более 300 тыс. публикаций на различных языках) установлена новая закономерность . Её суть заключается в том, что ДИП развивается во времени вне зависимости от социально-исторических процессов в обществе, как это считалось ранее, но обусловлен внутренними и внешними социально-информационными процессами, характеризующими сам ДИП как явление. Речь идет о форме эмпирической зависимости: количество документов по данному научному направлению (функция) - время в годах (аргумент).

Проявление этой закономерности начинается с временного интервала 15-20 лет; на более узком промежутке времени на поток в большей степени действуют социально-исторические процессы. Модельные кривые динамики ДИП показывают сначала медленный рост объема ДИП, затем ускорение роста до пика, снова снижение, затем медленный и ускоренный рост. Таким образом, на 150-летнем промежутке времени ДИП моделируется синусоидальной кривой с пульсирующей амплитудой и частотой; эта синусоида наклонена к оси абсцисс под положительным углом 15-20 о.

Независимость установленной закономерности от объема и тематики документов (физика, литература, химия и др.) позволяет утверждать об открытии новой закономерности динамического развития ДИП.

«Экспериментальная чистота» установленной закономерности достаточно высока не только из-за мощного объема документального потока, но и в силу того, что весь ДИП (как по каждому направлению, так и по их сумме) с точностью до 5% укладывается на типовую гиперболу в динамических координатах. Практическое значение этого открытия еще предстоит осознать, но уже сейчас совершенно понятно, что искусственное ориентирование авторов на социально-исторический процесс лишь снижает ценность произведения (научного, литературного или иного).

Премию получили 743 мужчины. В общем количестве женщины составляют 4,4%.

Библиографическая ссылка

Тютюнник В.М. НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ: НАУКОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 5. – С. 10-13;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3013 (дата обращения: 05.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png