Разбойники в России существовали всегда. Были среди них такие, которые прослыли в народе как кровожадные злодеи, другие прославились как благородные борцы за свободу. Некоторые стали героями легенд, и теперь уже трудно выяснить, где в их биографии правда, а где вымысел.

ЕРМАК

До того как присоединить Сибирское ханство к Русскому государству и прославить свое имя в песнях и народных сказаниях, Ермак промышлял разбоем на Волге, разграбляя купеческие караваны и татарских ханов. Точная дата и место рождения казачьего атамана не установлены — предположительно, родился он в 1540 году. По одной из версий, дед Ермака, суздальский посадский человек, отправился в поисках лучшей жизни к уральским купцам Строгановым и осел на реке Чусовой. Там и родился его внук Василий, прозванный впоследствии Ермаком. Возглавив казачью дружину, Ермак 20 лет вел вольную жизнь в районе Днестра и Волги, а затем, по некоторым данным, принимал участие в Ливонской войне, сдерживал натиск крымского хана Давлет-Гирея на Москву. В 1577 году купцы Строгановы предложили Ермаку вернуться вместе с его казачьей дружиной в Сибирь для защиты их вотчины от набегов хана Кучума, который изменил дружелюбную политику, отказался выплачивать дань и пытался вытеснить Строгановых из Сибири. Успешно защитив строгановские владения от Кучума, Ермак отправился за Урал, покоряя небольшие поселения местных народностей, облагая их данью в обмен на защиту от набегов хана Кучума. К 1583 году Ермак присоединил всю территорию Нижнего Приобья к Русскому государству, за что Иван Грозный пожаловал атаману титул князя Сибирского. По некоторым сведениям, Ермак отличался суровым нравом, жестоко расправлялся с покоренными народами и устанавливал строжайшую дисциплину в своей дружине. Ему приписывают железную силу воли, смелость и исключительный полководческий талант.

Погиб Ермак в ночь на 6 августа 1585 года во время внезапного нападения Кучума. Раненый атаман утонул, пытаясь переплыть Иртыш в тяжелой кольчуге, которая досталась ему в подарок от Ивана Грозного. По легенде, тело Ермака было найдено татарами, которые шесть недель пускали в него стрелы. Его доспехи, которым приписывались мистические свойства из-за небывалых военных успехов Ермака, достались знатному мурзе Кайдаулу. Сейчас кольчуга Ермака хранится в Оружейной палате в Москве.

КУДЕЯР

В русском фольклоре встречаются легенды об атамане Кудеяре, предводителе разбойничьей шайки, промышлявшей во времена Ивана Грозного. Некрасов представляет его народным мстителем, легенды — образцом удали, Саратовская, Ростовская, Липецкая, Белгородская и Тамбовская области борются за право считать Кудеяра своим героем. По одной из версий, Кудеяр был братом Ивана Грозного, рожденным сосланной в монастырь женой Василия III, который намеревался жениться на Елене Глинской, матери Ивана Грозного. Согласно этой версии, Кудеяр — князь Георгий Васильевич. По другой легенде, Кудеяром называли князя Габора-Георгия, сына Жигмонда Батори, князя Трансильвании, племянника польского короля. Кудеяр, поссорившись с отцом, сбежал на Днепр, присоединился к казакам и впоследствии стал царским опричником. Наконец, третья версия считает разбойником Кудеяра Тишенкова, сына боярина из Белева, совершившего предательство: он показал войскам крымского хана Давлет-Гирея подступы к Москве. Многие исследователи полагают, что «Кудеяр» могло использоваться в качестве имени нарицательного для обозначения нескольких особенно лихих разбойников.

Существуют многочисленные легенды о награбленных сокровищах Кудеяра. Согласно им, в южной России сохранилось более сотни разбойничьих кладов, особенно их много в Воронежской области. Кудеяровские клады отличают особые приметы: над камнями, под которыми спрятаны сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю ровно в полночь можно услышать плач ребенка.

ВАНЬКА-КАИН

Российский вор номер один Иван Осипов по прозвищу Ванька-Каин родился в 1718 году в Ярославской губернии и в возрасте 13 лет был привезен в Москву в услужение к купцу Филатьеву. Через четыре года, устав от голодной жизни и побоев, Иван сбежал от Филатьева, предварительно ограбив купца, за что тот и прозвал его Каином. После нескольких лет, проведенных с разбойничьей шайкой на Волге, Ванька-Каин вернулся в столицу и начал завоевывать славу русского Картуша. Начав с карманника, он продолжил «карьеру» набегами на богатые дома, ярмарки и целые заводы. Позже Иван стал доносчиком полиции, за что с него были сняты все обвинения. По его указаниям только за один день были арестованы 32 человека, а всего в тюрьму отправилось 300-500 воров. В основном он ловил мелких воришек, укрывая крупных дельцов и вымогая у них деньги. Дав взятки чиновникам, Ванька-Каин открыл игорный дом, приносивший огромную прибыль. Он держал под своим контролем всю московскую полицию и весь воровской мир: под его началом количество воров, грабителей и прочих преступников в Москве увеличилось в несколько раз, что привело к разбоям и пожарам по всей Первопрестольной. В связи с этим в Москву был послан генерал Татищев, который возглавил следственную комиссию по делу Ваньки-Каина. С 1749 по 1755 год велось следствие, по итогам которого Ванку-Каина приговорили к смертной казни, однако затем приговор смягчили, заменив казнь каторгой в Сибири, где тот и скончался, оставив о себе память не только как о злостном воре, но и разудалом, лихом, неунывающем человеке.

КАРМЕЛЮК

Прозванный украинским Робин Гудом, Устим Якимович Кармелюк родился в крестьянской семье в Винницкой области и в 17 лет был отдан на 25-летнюю службу в царской армии. После неудачной попытки дезертировать Кармелюка отправили в штрафной батальон, откуда он успешно сбежал. Через год он встал во главе крестьянского восстания против русского дворянства, за что был приговорен к казни, которую заменили 25 ударами плетью и 10-летней каторгой в Сибири, до которой Кармелюк не доехал, сбежав из Вятского этапного лагеря. Он вновь присоединился к восстанию и вновь был схвачен. На этот раз Кармелюк отправился в Сибирь: два года он провел на пути в Тобольск. В 1825 году украинский Робин Гуд совершил свой самый знаменитый побег: ночью во время сильной бури он собрал рубашки всех каторжников, связал их в длинный канат и, привязав к одному концу тяжелый камень, перекинул его за тюремное ограждение. По такому подвесному мосту Кармелюк и его сокамерники сбежали из тюрьмы. Еще несколько раз разбойника арестовывали, но в конце концов ему удавалось бежать. С 1830 по 1835 год Кармелюк возглавлял восстание, к которому присоединилось более 20 тыс. человек, в основном украинцы, поляки и евреи. Кармелюк и его соратники грабили богатые помещичьи дома, раздавая деньги беднякам. По оставшимся свидетельствам, глава восстания отличался большой физической силой, острым умом, свободно говорил по-польски и по-русски без всякого акцента. В 1835 году украинский Робин Гуд был убит, для устрашения повстанцев его тело провезли по многим деревням.

ВАСИЛИЙ ЧУРКИН

Известный разбойник, гуслицкий Робин Гуд Василий Чуркин родился в деревне Барской возле Орехово-Зуево. Эта область была известна в России как Гуслицы — там селились скрывавшиеся от гонений старообрядцы. В гуслицких краях сумели сохранить самобытную культуру и древнеславянскую письменность, однако вместе с тем там процветало конокрадство, подделка икон и кражи. Кроме того, Гуслицы являлись одним из центров фальшивомонетчества в России, а у гусляков была репутация людей без совести и чести. Василий Чуркин стал самым известным преступником этой области. Достоверных сведений о его личности не так много. Народный фольклор сохранил предания, что шайка Чуркина орудовала на большой территории — от Москвы до Владимира: грабила богатых купцов и совершала налеты на фабрики. Довольно скоро Чуркин был пойман, но смог совершить побег, ставший легендой в русском преступном мире. Персонал тюрьмы, где содержался разбойник, находился в состоянии подпития, когда навестить Чуркина пришла его жена вместе с подругой. Они принесли ему женскую одежду, в которой он смог сбежать. Снова поймать его полиции было крайне сложно: вся область покрывала «справедливого преступника», который всегда делился награбленным с бедняками. До сих пор в Гуслицах ходят легенды о существовании тайников и кладов, спрятанных бандой Чуркина. Несмотря на то что Василий Чуркин, по мнению многих историков, всего лишь обычный разбойник, бывший фабричный рабочий, в народных преданиях он предстает благородным борцом за справедливость, помогавшим беднякам. По легенде, умирающий Чуркин признался, что решился на убийство только один раз — лишил жизни деревенского старосту Петра Кирова.

Моя бабушка курит трубку в комнатенке хрущевки своей,
Моя бабушка курит трубку и сквозь дым видит волны морей.
Ее боятся все на свете пираты и по праву гордятся ей
За то, что бабушка грабит и жжет их фрегаты,
Но щадит стариков и детей!

Сукачев Гарик и Неприкасаемые

М ама - пират... что может быть авторитетнее для ребенка, да и мужа помогает держать в рамках.
У большинства людей слово «пират» ассоциируется с образом бородатого морского разбойника с одной ногой и заколоченным глазом. Однако среди удачливых знаменитых пиратов, были не только мужчины, но и женщины. О некоторых из них этот пост.


Прослушать или скачать Моя бабушка курит трубку бесплатно на Простоплеер

Скандинавская принцесса пиратка Альвильда

Одной из первых пираток считается Альвильда, разбойничавшая в водах Скандинавии в период раннего средневековья. Согласно преданию, эта средневековая принцесса, дочь готского короля (или короля с острова Готланд), решила стать «морской амазонкой», чтобы уклониться от навязываемого ей брака с Альфом, сыном могущественного датского короля.

Отправившись в пиратский вояж с командой из молодых женщин, переодетых в мужское платье, она превратилась в «звезду» номер один среди морских разбойников. Поскольку лихие налеты Альвильды представляли серьезную угрозу торговому мореплаванию и жителям прибрежных районов Дании, принц Альф сам пустился за нею в погоню, не догадываясь о том, что объектом его преследования была вожделенная Альвильда.

Убив большую часть морских разбойников, он вступил в поединок с их предводителем и принудил его сдаться. Как же удивился принц датский, когда пиратский вожак снял с головы шлем и предстал перед ним в облике юной красавицы, на которой он мечтал жениться! Альвильда оценила настойчивость наследника датской короны и его умение размахивать мечом. Свадьбу сыграли тут же, на борту пиратского судна. Принц поклялся принцессе любить ее до гроба, а она торжественно пообещала ему никогда больше не выходить в море без него.

Все умерли... Аллилуйя! Правдива ли рассказанная история? Исследователи обнаружили, что впервые сказ об Альвильде поведал читателям монах Саксон Грамматик (1140 - ок.1208) в своем известном сочинении «Деяния данов». Скорее всего он узнал о ней из древних скандинавских саг.

Жанна де Бельвиль

Бретонская дворянка Жанна де Бельвиль, бывшая замужем за рыцарем де Клиссон, стала пиратом не из любви к приключениям и богатству, а из желания отомстить.

В период 1337-1453 с несколькими перерывами шла война между Англией и Францией, вошедшая в историю как Столетняя война. Супруг Жанны де Бельвиль был обвинен в предательстве.
Король Франции Филипп II приказал арестовать его, и без всяких доказательств и суда 2 августа 1943 года он был передан в руки палача. Вдова Жанна де Бельвиль-Клисон, известная своей красотой, очарованием и гостеприимством, поклялась жестоко отомстить. Она продала свое имущество и купила три быстроходных корабля. По другой версии она отправилась в Англию, добилась аудиенции у короля Эдуарда и благодаря своей красоте... получила у монарха для корсарских операций против Франции три быстроходных корабля.

Одним судном командовала она сама, другими - два ее сына. Маленький флот получивший название «Флот возмездия в Ла-Манше» стал «бичом божьим» во французских прибрежных водах. Пираты немилосердно отправлли на дно французские корабли, опустошая прибрежные районы. Говорят, что каждый, кому предстояло пересечь Ла-Манш на французском корабле, прежде всего писал завещание.

Несколько лет эскадра грабила французские торговые суда, нередко нападала даже на военные корабли. Жанна участвовала в битвах, превосходно владела как саблей, так и абордажным топором. Команду захваченного корабля она, как правило, приказывала полностью уничтожить. Неудивительно, что вскоре Филипп VI отдал приказ «поймать ведьму живой или мертвой».

И однажды французам удалось окружить пиратские корабли. Видя, что силы неравны, Жанна проявила настоящее коварство - с несколькими матросами она спустила на воду баркас и вместе с сыновьями и десятком гребцов покинула поле боя, бросив своих соратников.

Однако судьба жестоко отплатила ей за предательство. В течение десяти дней беглецы блуждали по морю - ведь у них не было навигационных приборов. Несколько человек умерли от жажды (среди них - младший сын Жанны). На одиннадцатый день уцелевшие пираты добрались до берегов Франции. Там их приютил друг казненного де Бельвиля.
После этого Жанна де Бельвиль, которая считается первой женщиной-пиратом, оставила свое кровавое ремесло, вновь вышла замуж. Народная молва говорила: стала вышивать бисером, завела множество котиков и остепенилась. Вот что крест животворящий делает что значит удачное замужество...

Л еди Килигру

Спустя примерно двести лет после Жанны де Бельвиль в Ла-Манше появилась новая женщина-пират: леди Килигру. Эта дама вела двойную жизнь: в обществе она - уважаемая супруга губернатора лорда Джона Килигру в портовом городе Фалмет, и в то же время тайно командует пиратскими кораблями, нападавшими на торговые суда главным образом в заливе Фалмет. Тактика леди Килигру долгое время оказывалась успешной, так как она никогда не оставляла живых свидетелей.

Однажды в залив вошел тяжело груженный испанский корабль. Прежде чем капитан и экипаж опомнились, пираты напали и захватили его. Капитан успел укрыться и с большим удивлением обнаружил, что пиратами командовала молодая и очень красивая женщина, которая по жестокости могла соперничать с мужчинами. Испанский капитан добрался до берега и быстро направился в город Фалмет, чтобы сообщить королевскому губернатору о нападении. К новому своему удивлению, он увидел пиратку, сидящую рядом с губернатором, лордом Килигру. Лорд Килигру управлял двумя крепостями, в задачу которых входило обеспечение беспрепятственного плавания кораблей в заливе. Капитан промолчал о том, что случилось, и сразу уехал в Лондон. По распоряжению короля началось расследование, принесшее неожиданные результаты.

Оказалось, что леди Килигру несла в себе буйную пиратскую кровь, так как была дочерью известного пирата Филиппа Волвёрстена из Софолка, и еще девчонкой участвовала в пиратских нападениях. Благодаря замужеству за лордом, она приобрела положение в обществе, и заодно с ним создала большую пиратскую компанию, которая действовала не только в Ла-Манше, но и в соседних водах. Во время процесса выяснилось много загадочных случаев исчезновения торговых кораблей, которые до сего момента приписывали «сверхъестественным силам».

Лорд Килигру был осужден на смерть и казнен. Его супруга тоже получила смертный приговор, но позже король заменил его пожизненным заключением.

Мери Анн Блайд

Ирландка Мери была исключительно высокой для своего времени - 190 см. и неземной красоты. Она стала пиратом совершенно случайно, но целиком отдалась этой опасной деятельности. Однажды она направлялась на корабле в Америку и попала в плен к самому известному морскому пирату в истории - Эдуарду Тиччу, прозванному Черной бородой. Благодаря своему хорошему воспитанию, Мери Анн Блайд осталась у похитителя. Скоро она проявила себя как отличная ученица Тичча и получила свой корабль. Ее страстью были украшения и драгоценные камни. Утверждают, что вместе с Тиччем она скопила сокровищ на сумму 70 млн. долларов, и они вместе зарыли их где-то на берегах Северной Каролины. Сокровища не обнаружены до сих пор.

Все пираты, и мужчины и женщины, которые не погибли в бою, заканчивают свою жизнь бесславно: их обычно осуждают на смертную казнь или пожизненное заключение. У Мери Анн была, однако, другая судьба. В 1729 году, при нападении на испанский корабль, она влюбилась в молодого человека, который ехал на этом корабле. Молодой человек дал согласие жениться на ней, но при условии, что она забросит свое занятие. Вдвоем они убегают в Перу, и там их следы теряются...

Энн Бонни

Энн Кормак (ее девичья фамилия) родилась в небольшом ирландском городке в 1698 году. Эта рыжеволосая красавица с буйным темпераментом стала иконой Золотого века пиратства (1650-1730-е годы) после того, как тайно связала свою судьбу с простым матросом по имени Джеймс Бонни. Отец Энн, всеми уважаемый человек, узнав о браке дочери, отрекся от нее, после чего она и ее новоиспеченный муж были вынуждены уехать на Багамские острова, которые в ту пору называли Пиратской республикой, место, где жили бездельники и шалопаи. Счастливая семейная жизнь Бонни длилась недолго.

После развода с супругом Энн познакомилась с пиратом Джеком Рэкхемом, который стал ее любовником. Вместе с ним она на корабле «Месть» отправилась в открытое море грабить торговые суда. В октябре 1720 года члены экипажа Рэкхема, в том числе Энн и ее закадычная приятельница Мэри Рид, были взяты в плен англичанами. Бонни во всем обвинила своего любовника. На последнем свидании в тюрьме она сказала ему следующее: «Жаль видеть тебя здесь, но если бы ты дрался, как мужчина, тебя бы не повесили, как собаку».


Рэкхема казнили. Беременность Бонни позволила ей добиться отсрочки исполнения смертельного приговора. Однако о том, что он когда-либо был приведен в действие, в исторических записях нигде не значится. Поговаривают, что влиятельный отец Энн заплатил огромную сумму денег за то, чтобы его непутевую дочь выпустили на волю.

Мэри Рид

Мэри Рид родилась в Лондоне в 1685 году. С детства она по воле судьбы была вынуждена изображать мальчика. Ее мать, вдова морского капитана, переодевала незаконнорожденную девочку в одежду рано умершего сына для того, чтобы выманивать деньги у богатой свекрови, которая не знала о смерти внука. Притворится мужчиной в Эпоху Ренессанса было просто,поскольку вся мужская мода была очень схожа с женской (длинные парики,большие шляпы,пышные наряды,сапоги),что удалось это сделать Мэри.

В 15 лет Мэри была зачислена в ряды британской армии под именем Марк Рид. Во время службы она влюбилась в одного фламандского солдата. Их счастье было кратковременным. Он неожиданно умер, и Мэри, снова переодевшись в мужское платье, отправилась на корабле в Вест-Индию. По пути судно было захвачено пиратами. Рид решила остаться с ними.

В 1720 году Мэри присоединилась к экипажу корабля «Месть», принадлежавшего Джеку Рэкхему. О том, что она женщина, поначалу знали только Бонни и ее любовник, который часто заигрывал с «Марком», заставляя Энн дико ревновать. Через пару месяцев о секрете Рид было известно уже всей команде.

После того, как корабль «Месть» был захвачен охотником на пиратов, капитаном Джонатаном Барнетом, Мэри, так же как и Энн, удалось отсрочить смертельный приговор ввиду беременности. Но судьба все же настигла ее. Она умерла в тюремной камере 28 апреля 1721 года от родильной горячки. Что случилось с ее ребенком, неизвестно. Некоторые подозревают, что он умер во время родов.

Сэди по прозвищу Коза

Сэди Фаррелл, американская морская разбойница XIX века, получила свое редкое прозвище из-за странного способа совершения преступлений. На улицах Нью-Йорка Сэди завоевала репутацию беспощадной грабительницы, которая нападала на своих жертв, нанося им сильные удары головой. Говорят, что Сэди выгнали из Манхэттена после того, как она поскандалила со знакомой преступницей, Галлус Мэг, в результате чего лишилась части уха.

Весной 1869 года Сэди присоединилась к уличной банде Чарльз-стрит и стала ее главарем после того, как на спор угнала пришвартованный шлюп. Фаррелл и ее новая команда под черным флагом с веселым Роджером плавали по рекам Гудзон и Гарлем, попутно грабя фермерские поместья и особняки богачей, расположенные вдоль берегов, а иногда похищая людей с целью получения выкупа.

К концу лета такой промысел стал слишком рискованным, поскольку фермеры начали защищать свои владения, без предупреждения стреляя по приближающемуся шлюпу. Сэди Фаррелл была вынуждена вернуться в Манхэттен и помириться с Галлус Мэг. Та вернула ей кусочек уха, который хранила для потомков в банке со специальным раствором. Сэди, с тех пор известная как «Портовая королева», поместила его в медальон, с которым не расставалась до конца жизни.

Иллирийская царица Тевта

После того как муж Тевты, иллирийский царь Агрон, умер в 231 году до нашей эры, она взяла бразды правления в свои руки, поскольку ее пасынок Пиннес был тогда еще слишком маленьким. В первые четыре года царствования над племенем ардиеи, которое проживало на территории современного Балканского полуострова, Тевта поощряла пиратство как средство борьбы против властных соседей Иллирии. Адриатические морские разбойники не только грабили римские торговые суда, но и помогли царице отвоевать ряд поселений, включая Диррахий, и Финикию. Со временем они расширили свое влияние на Ионическое море, терроризируя торговые пути Греции и Италии.

В 229 году до нашей эры римляне направили к Тевте послов, которые выразили недовольство размахом адриатических пиратов и призвали ее повлиять на своих подданных. Царица с насмешкой отнеслась к их просьбам, заявив, что пиратство по иллирийским представлениям является законным ремеслом. Как на это отреагировали римские послы, неизвестно, но, по всей видимости, не очень вежливо, поскольку после встречи с Тевтой один из них был убит, а другой - отправлен в тюрьму. Это послужило поводом для начала войны между Римом и Иллирией, которая длилась два года. Тевта была вынуждена признать свое поражение и заключить мир на крайне невыгодных условиях. Ардиеи обязывалась ежегодно выплачивать Риму обременительную дань.

Тевта продолжила выступать против римского владычества, за что лишилась трона. О дальнейшей ее судьбе в истории никаких сведений нет.

Жакотта Делайе

Жакотта Делайе родилась в XVII веке в семье француза и гаитянки. Ее мать умерла при родах. После того как отца Жакотты убили, она осталась одна со своим младшим братом, который страдал умственной отсталостью. Это вынудило рыжеволосую девушку заняться пиратским промыслом.

В 1660-х годах Жакотте пришлось инсценировать собственную смерть для того, чтобы спастись от преследования правительственных войск. Она несколько лет прожила под мужским именем. Когда все улеглось, Жакотта вернулась к прежней деятельности, взяв прозвище «Рыжеволосая, вернувшаяся с того света».

Бретонская львица

Жанна де Клиссон была женой богатого дворянина Оливье III де Клиссона. Они жили счастливо, воспитывали пятерых детей, но когда началась война между Англией и Францией ее мужа обвинили в государственной измене и казнили через обезглавливание. Жанна поклялась отомстить королю Франции Филиппу VI.

Вдова де Клиссон продала все свои земли для того, чтобы купить три боевых корабля, которые она окрестила Черным флотом. Их экипаж состоял из беспощадных и жестоких корсаров. В период с 1343 по 1356 год они нападали на суда французского короля, проплывающие через Ла-Манш, убивали членов команды и обезглавливали топором всех аристократов, имевших несчастье оказаться на борту.

Морским разбоем Жанна де Клиссон промышляла 13 лет, после чего поселилась в Англии и вышла замуж за сэра Уолтера Бентли, лейтенанта армии английского короля Эдуарда III. Позднее она вернулась во Францию, где умерла в 1359 году.

Энн Дьё-ле-Вё

Француженка Энн Дьё-ле-Вё, чья фамилия переводится как «того хочет Бог», обладала упрямым и сильным характером. Она прибыла на остров Тортуга в Карибском море в конце 60-х или начале 70-х годов XVII века. Здесь она дважды стала матерью и вдовой. По иронии судьбы, третьим супругом Энн стал человек, который убил ее второго мужа. Дьё-ле-Вё вызвала Лоуренса де Граафа на дуэль, чтобы отомстить за смерть покойного возлюбленного. Голландский пират был настолько заворожен смелостью Энн, что отказался стреляться и предложил ей руку и сердце. 26 июля 1693 года они поженились, в браке у них родилось двое детей.

После замужества Дьё-ле-Вё отправилась в открытое море вместе с новоиспеченным мужем. Большинство членов его экипажа считали, что присутствие на корабле женщины сулит невезение. Сами же влюбленные смеялись над этим суеверием. Чем закончилась история их любви, точно никто не знает.

По одной из версий, Энн Дьё-ле-Вё стала капитаном корабля де Граафа после того, как он был убит при взрыве пушечного ядра. Некоторые историки предполагают, что супруги в 1698 бежали в штат Миссисипи, где, возможно, продолжили заниматься пиратством.

Саида Аль-Хурра

Современница и союзница турецкого корсара Барбароссы, Саида Аль-Хурра стала последней королевой Тетуана (Марокко); власть она унаследовала после смерти своего мужа в 1515 году. Ее настоящее имя неизвестно. «Саида Аль-Хурра» на русский язык можно примерно перевести как «благородная дама, свободная и независимая; женщина-сюзерен, не признающая никакой власти над собой».

Саида Аль-Хурра правила Тетуаном с 1515 по 1542 год, контролируя вместе со своим пиратским флотом западную часть Средиземного моря, в то время как Барбаросса терроризировал восточную. Аль-Хурра решила заняться пиратством для того, чтобы отомстить «христианским врагам», которые в 1492 году (после завоевания католическими монархами Фердинандом II Арагонским и Изабеллой I Кастильской Гранады) вынудили ее семью бежать из города.

На пике своей власти Аль-Хурра вышла замуж за короля Марокко, но отдавать ему в руки бразды правления Тетуаном отказалась. В 1542 году Саиду сверг ее пасынок. Она лишилась всей власти и имущества; о дальнейшей ее судьбе ничего неизвестно. Считается, что она умерла в нищете.

Грейс О"Мейл " Лысая Грайне"

Еще Грейс называли "королевой пиратов" и "ведьмой из Рокфлита". О б этой женщине невозможно написать коротко))) так интересно и запутано все было в ее жизни. Дюма нервно курит. Она была так знаменита, что с ней встретилась сама королева Англии ЕлизаветаI.

Родилась Грейс около 1530 года в Ирландии, в семье вождя клана О`Мэлли Оуэна Дубдары (Умалл-Уахтара). Согласно легенде, «облысела», обрезав себе волосы в ответ на реплику отца о том, что женщина на корабле — плохая примета, а после смерти отца победила своего брата Индульфа в бою на ножах, став вождём.

Выйдя замуж за таниста О’Флаэрти, Домналла Воинственного, Грануаль стала главой флотилии мужа. В браке родилось три ребёнка — Оуэн, Мерроу и Маргарет.
В 1560 году Домналл был убит, и Грануаль с двумя сотнями добровольцев отправилась на остров Клэр. Здесь она (продолжая пиратскую деятельность), влюбилась в аристократа Хью де Ласи, который, впрочем, был убит враждебным ему кланом Макмагонов. Грануаль в ответ на это убийство взяла их крепость и перебила весь клан.

Спустя год она объявила о разводе и не вернула замок; однако, она успела родить в этом браке сына Тиббота. По легенде, на второй день после родов её корабль был атакован алжирскими пиратами, и Грануаль вдохновляла своих людей на бой, объявляя, что рожать хуже, чем сражаться. Если учесть, что мужикам рожать и так не придется, сомнительная мотивация. Видимо женская логика и тогда была самой логичной....

Постепенно захватив всё побережье Мейо, кроме замка Рокфлит, Грануаль вышла замуж (по ирландской традиции, в формате «пробного брака» на год) за Железного Ричарда из клана Берков.

В жизни Грании были и поражения; однажды англичане взяли её в плен и поместили в Дублинский замок. Каким-то образом пиратке удалось сбежать, и на обратной дороге она пыталась переночевать в Хоуте. Её не пустили; на следующее утро она похитила вышедшего на охоту сына бургомистра, и отпустила его бесплатно, но с условием — двери города должны были быть открыты для всех, ищущих ночлега, и за каждым столом должно оставаться для них место.

Королева Елизавета дважды принимала ее у себя и хотела привлечь на свою службу. В первый раз на входе у Грейс отобрали спрятанный кинжал и Елизавета была весьма обеспокоена фактом его наличия. Затем Грейс отказалась поклониться перед королевой, потому как "не признавала в ней королевы Ирландии".
Когда Грейс приложилась к табакерке с нюхательным табаком, одна из знатных дам протянула ей платок. Воспользовавшись им по назначению, то бишь, высморкавшись, она швырнула платок в ближайший камин. Отвечая на изумленный взгляд Елизаветы, Грейс заявила, что у них, в Ирландии, однажды использованный платок выбрасывают.

Эта встреча была запечатлена в гравюре, единственном прижизненном изображении пиратки; неизвестен даже цвет её волос, традиционно считавшихся чёрными, согласно прозвищу отца, но в одной из поэм названных рыжими. Почему же ее звали лысой история умалчивает.

Умерла королева пиратовв один год с королевой Англии - в 1603 году.

Чжэн Ши

Чжэн Ши снискала славу самой беспощадной морской разбойницы в истории. До встречи с известным китайским пиратом Чжэн И она зарабатывала на жизнь проституцией. В 1801 году влюбленные поженились. Флот И был огромен; он состоял из 300 кораблей и порядка 30 тысяч корсаров.

16 ноября 1807 года Чжэн И умер. Его флот перешел в руки его жены, Чжэн Ши («вдова Чжэна»). Помогал ей всем управлять Чжан Бао, сын рыбака, которого И похитил и усыновил. Они оказались отличной командой. К 1810 году флот насчитывал 1800 кораблей и 80 тысяч членов экипажа. На судах Чжэн Ши действовали жесткие законы. Кто их нарушал, платил за это своей головой. В 1810 году флот и авторитет Чжэн Ши ослаб, и она была вынуждена заключить перемирие с императором и перейти на сторону властей.

Чжэн Ши стала самой успешной и богатой морской разбойницей всех времен. Она умерла в возрасте 69 лет.

Мадам Шан Вонг

Через 200 лет после смерти первой китайской «королевы пиратов» в тех же водах, где разбойничали ее флотилии, появилась вполне достойная продолжательница ее дела, по праву завоевавшая такой же титул. Бывшая танцовщица кантонского ночного клуба по имени Шан, прославившаяся как самая обольстительная дива Китая, вышла замуж за не менее известного человека. Его звали Вонг Кунгким, он был крупнейшим пиратским атаманом в Юго-Восточной Азии, начавшим грабить торговые суда еще в 1940 году.
Его жена, Мадам Вонг, как ее звали друзья и недруги, была верной подругой и умной помощницей пирата во всех его операциях. Но в 1946 году Вонг Кунгкит погиб. История его смерти загадочна, полагают, что в ней повинны конкуренты пирата. Когда в конце концов два ближайших помощника Вонг Кунгкита пришли к вдове, чтобы та чисто формально (поскольку все уже было решено этими двумя) одобрила бы названную ими кандидатуру на пост руководителя корпорации. «К сожалению, вас двое, — ответила мадам, не отрываясь от туалета, — а фирме нужен один глава…» После этих слов мадам круто повернулась, и мужчины увидели, что в каждой руке она держит по револьверу. Так состоялась «коронация» мадам Вонг, ибо после этого случая охотников говорить с нею о власти в корпорации не нашлось.

С тех пор ее власть над пиратами была непререкаемой. Первой ее самостоятельной операцией стало нападение на голландский пароход «Ван Хойц», который был взят на абордаж ночью на якорной стоянке. Кроме захвата груза, были обобраны все, кто оказался на борту. Добыча Мадам Вонг составила более 400 тыс. фунтов стерлингов. Сама она редко принимала участие в налетах и в таких случаях всегда была в маске.
Полиция прибрежных стран, зная, что пиратами руководит женщина по имени Мадам Вонг, не могла опубликовать ее портрет, что сводило на нет возможность ее поимки. Было объявлено, что за ее фотографию назначается премия в 10 тыс. фунтов, а тот, кто поймает или убьет Мадам Вонг, может назвать сумму вознаграждения, и власти Гонконга, Сингапура, Тайваня, Таиланда и Филиппин гарантируют ему выплату такой суммы.
И однажды начальник полиции Сингапура получил пакет с фотоснимками, на котором было написано, что они имеют отношение к Мадам Вонг. Это были фотографии двух китайцев, разрубленных на части. Надпись гласила: Они хотели сфотографировать Мадам Вонг.

На этом почти все...

Тема прекрасных женщин среди пиратов воспета кинематографом... и с каждым годом будет только набирать популярность.

Картинки (С) в интернете. Если они высокохудожественные и цветные, то не имеют к описываемой пиратке отношения. Приношу им и вам свои извинения, уверен в реальной жизни они выглядели более эффектно...

Крестьянство на протяжении всей дореволюционной истории России испытывало притеснения со стороны помещиков, и потому с симпатией относилось к тем, кто боролся с угнетателями. Потому разбойников, даже весьма далеких от идеалов справедливости, народная молва делала чуть ли не героями, противостоящими несправедливым царским порядкам. Ведь они, как правило, грабили помещиков и купцов, а не тех, у кого и взять то нечего. Но некоторым разбойникам удалось войти в историю, и их имена помнят даже спустя столетия.

Мифический Кудеяр

Одним из легендарных персонажей является Кудеяр - атаман, чьим именем названы многочисленные села, пещеры и курганы на территории России. О нем сложено много рассказов и легенд, но до сих пор достоверно не известно, правдивы ли они.

Сведения о его происхождении значатся во многих источниках 16 века и расходятся. Самой распространенная версия - что атаман был сыном Василия III и жены его — Соломии. Родила она его в монастыре, в который была сослана за то, что была бесплодной, после чего Кудеяра вывезли в леса, где он тайно воспитывался. Кроме того, по этим сведениям следует, что атаман приходился братом Ивану Грозному и вполне мог претендовать на царский трон.

В других источниках указано, что Кудеяр был сыном князя Трансильвании — Жигмонда Батори. После ссоры с отцом он сбежал и примкнул к казакам, а также служил опричником у царя. После царской немилости стал промышлять разбоем.

По преданию, Кудеяр сколотил собственное войско разбойников и грабил обозы богачей.

Из-за многочисленных набегов и грабежей жители множества русских губерний ассоциировали его с символом ужасающей силы. Легенды гласят, что после себя он оставил несметные богатства, которые до сих пор никто не смог отыскать.

Стенька Разин: буйный разбойник или герой?

Главным бунтовщиком 17 века был Степан Тимофеевич Разин, по прозвищу Стенька. Он был не просто удалым донским казаком и атаманом, но и хорошим организатором, вождем и военным.

В связи с ужесточенным крепостным прав в казачьи области стали стекаться крестьяне, бежавшие из внутренних губерний России. Они не имели корней и имущества, поэтому их прозвали «голутвенными». Степан был одним из таких. Снабжая «голытьбу» нужной провизией, местные казаки помогали им в воровских походах. Те, в свою очередь, делились добычей. Для народа, Разин был «благородным разбойником» и героем, ненавидящим крепостничество и царя.

Под его предводительством, в 1670 году был организован поход на Волгу, сопровождающийся многочленными восстаниями крестьян. Казачий порядок вводился в каждом захваченном городе, купцов грабили, а представителей власти убивали. Осенью этого же года, атаман был сильно ранен и вывезен на Дон. Окрепнув, Степан снова хотел собрать сторонников, однако местные казаки были с этим не согласны. Весной 1671 г. они штурмом взяли Кагалицкий городок, где укрывался Разин. После чего его пленили (вместе с братом Фролом) и выдали царским воеводам. После вынесения приговора Степана четвертовали.

Ванька-Каин

Ванька-Каин — знаменитый разбойник и вор 18 столетия. Родился Иван Осипов в селе Иваново Ярославской губернии, в крестьянской семье. В 13 лет он был перевезен в господский двор, в Москву, а в 16 — познакомившись с вором по прозвищу «Камчатка», решил примкнуть к его банде, попутно обокрав своего хозяина и исписав барские ворота. Словами «работай черт, а не я» Осипов четко охарактеризовал свою жизненную позицию.

Вскоре его вернули бывшему хозяину. Пока Ванька находился в кандальной колоде, он узнал, что за хозяином водится «грешок». Когда к барину нагрянули гости, он всем рассказал, что по упущению хозяина, погиб гарнизонный солдат, тело которого скинули в колодец. За этот донос Ванька-Каин получил свободу, а вернувшись к своей шайке стал их предводителем.

В 1741 году Осипов написал «покаянную челобитную», где рассказал, что сам является вором и готов посодействовать в поимке соучастников. С его помощью было отловлено много дезертиров, воров и бандитов. За предательство «своих» он получил прозвище «Каин».

Но на этом он не остановился. Его арестовали в 1749 году, за похищение 15-летней дочери отставного служивого. И только в 1755 году суд решил Ваньку-Каина казнить колесованием и обезглавливанием, но приговор был смягчен Сенатом. В 1756 году его высекли и вырвали ноздри. Поставив Каину клеймо «В.О.Р», его отправили в ссылку, где он и умер.

Василий Чуркин: гуслицкий Робин Гуд

Ярким персонажем преступного мира в 19 веке стал Василий Васильевич Чуркин. Точная дата рождения неизвестна. Предполагается, что он родился между 1844-1846 годами, в деревне Барская, Гуслицкой волости.

Молодой Чуркин начал свою «карьеру» в банде гуслицких разбойников, орудовавших в 1870 на больших дорогах: от Москвы до Владимира. Позже, из-за тяжелой болезни главаря свора распалась. Здесь Василий не растерялся и в 1873 году создал свою собственную шайку. Вскоре он был пойман, но под арестом оставался недолго, потому что сбежал.

Кроме разбоев, Василий со своей бандой помогали малоимущим, тем самым завоевав народную славу и признание. Грабил он только богатые амбары, а с владельцев фабрик несколько раз в год собирал небольшую дань в 25 рублей. Фабриканты не упоминали его имени, дабы не навлечь беду на свои головы. Таким образом, Чуркин создал себе надежный тыл, который прикрывал его от полиции. Таксу свою он никогда не поднимал и сурово наказывал тех, кто нарушал этот обычай.

Когда в Гуслицах оставаться стало небезопасно, Василий прятался в других местах. Существует много версий смерти гуслицкого Робин Гуда, но точная причина остается неизвестной.

Тришка-сибиряк

Еще одним народным героем 19 века был Тришка-сибиряк. Информации о криминальном авторитете сохранилось довольно мало, однако по приданиям, он приводил в ужас помещиков и дворян. Народ слагал о нем легенды и сказки, представляя разбойника защитником обездоленных. Он был необычайно осторожен и хитер. Совершая набеги на хозяйства помещиков, Тришка-сибиряк отдавал часть награбленного крепостным. Люди говорили, что сильно он никого не обижал, но мог «лихого до крестьян» барина наказать, например, подрезать жилки под коленками, чтоб «прытко» не бегал. Так он учил их «уму-разуму».

Даже после его ареста, слухи о нем еще долго не давали спокойно жить дворянам. Да и поймали его только потому, что поиски Тришки были в строжайшем секрете, поскольку власти остерегались его смекалки и хитрости. Дальнейшая судьба Тришки-Сибиряка неизвестна.



См. также:

О курских разбойниках слагали легенды, их имена упоминаются во многих литературных произведениях… Это и неудивительно: наша губерния всегда была приграничной, через нее пролегали торговые пути – как тут не выйти на «большую дорогу». Причем разбойничали не только «профессиональные» бандиты, коих в нашем крае хватало, но и местное население. Крестьяне считали воровской промысел обычным делом, не чураясь улучшать свое материальное положение грабежом.

О самых известных разбойниках губернии и их нравах нам рассказал ученый секретарь областного археологического музея Андрей Шпилев.

Помещичьи войны длились годами

В архивах хранитсЯ дело, датируемое концом XVIII века. Двух жителей одного села, которые вели лошадей, повстречали соседи, избившие мужиков и забравшие скотину. Очнувшись, крестьяне бросились за помощью к помещику, тот снарядил погоню, по следам вышли на грабителей. Но защищать «добычу» вышла практически вся деревня: с колами, вилами они не дали обыскать конюшню…

Другой случай. Однажды житель деревни Роговая, что под Курском, продал дрова. На вырученные деньги отправился в кабак, где спустил почти все свое «богатство». Под хмельком вышел из заведения и увидел бочку вина на телеге. Вот что потом он писал в объяснительной: «На телеге сидел мужик. Я спросил его: «Что ты за человек?» Тот ничего не ответил и бросился бежать. Осталась лошадь, телега и бочка. Чтобы их не оставлять на дороге, забрал к себе домой». Бочонок с вином мужик зарыл в огороде и уже мечтал о приятной хмельной жизни, когда нагрянули судья и пристав. Крестьянин не растерялся, тут же заявив, что собирался сдать вино в полицию. Мол, осознаю свою вину… Вино забрали и отдали в казенный кабак. Мужичок отделался легким испугом.

Помимо безобидных одиночек, Курщину оккупировали и серьезные шайки грабителей. Зачастую их возглавляли помещики (называли их «воропаны» – вроде и вор, но в то же время и пан), которые собирали своих крестьян и выходили на большую дорогу. Кстати, в 18-м веке не редкостью были настоящие помещичьи войны. Когда ругались два барина, крестьяне, зная об этом, спокойно совершали набеги на соседей. Даже брали в плен, чтобы потом требовать выкуп. Убивать – не убивали, но калечили друг друга сильно. Тогда это не считалось разбоем – просто ссорятся два помещика. Если полюбовно проблема не решалась, такие войны тянулись десятилетиями.

Иногда банды возглавляли помещицы. Причем руководили они отнюдь не маленькими шайками. Так, в подчинении у одной было человек 50, у другой – за 70.

– Вряд ли женщины убивали людей, – говорит Шпилев. – Скорее, грабили для куража. Дело в том, что грабежи местные власти старались прикрывать, а вот пролитие крови никак не скроешь. Но все же одну банду, возглавляемую женщиной, власти разгромили. Атаманшу наказали, но оригинально. Ей приказали «сказаться мертвой и не выезжать из имения». Всем объявили, что она погибла. Кому нужно, знали, что она жива-здорова и наведывались к ней в гости.

Одним из излюбленных мест разбойников был лес в Золотухинском районе, недалеко от Коренной пустыни. Сохранились даже воспоминания курянина, жившего в 18-м веке. Он писал, что проезжая через темный и мрачный лес, постоянно встречал разломанные и разбитые телеги, некогда составлявшие торговые караваны.

Вор №1 Кудеяр

Пожалуй, самый известный и легендарный разбойник – атаман Кудеяр, живший во времена Ивана Грозного. Есть две легенды, кто он такой. Самая распространенная: Кудеяр – старший брат Ивана Грозного. Предание гласит, что у Василия III долго не было детей, он развелся с женой Соломонией и отправил ее в монастырь. Сам женился на Елене Глинской, которая и родила ему Ивана. Соломония же в монастыре якобы родила сына Юрия. По легенде, во время одного из татарских набегов мальчишку захватили в плен. Родственники Глинской отказались его выкупать, чтобы спровоцировать татар на убийство – еще один наследник был не нужен. Но татары Юрия не убили, а дали ему другое имя – Кудеяр. Он вырос, собрал отряд и решил мстить старшему брату.

По второй версии, бытовавшей среди курского помещичьего рода Марковых, Кудеяр был из их семейства. Некогда любимец Ивана Грозного после ссоры стал врагом царя. Грозный, вроде бы, так осерчал на бывшего фаворита, что убил жену Кудеяра и приготовил из нее угощение для «друга». Поняв, что его ждет плаха, Кудеяр решил бежать. Осел он в Курской губернии, где грабил проезжавшие царские и торговые обозы, нападал на послов, уничтожал небольшие воинские формирования. То есть, по сути, вел партизанскую войну. Один из потомков Марковых позже напишет, что в их родовом поместье иногда появляется привидение Кудеяра. Это якобы предвещает смерть.

Объединяет легенды одно: когда Грозный умер, у Кудеяра пропал смысл мстить ему, он постригся в монахи и дожил свои дни в монастыре под именем Питирим. Чтобы искупить злодеяния, Кудеяр пилил вековой дуб мечом, которым убивал людей, но никак не мог справиться с деревом. Как только он окончательно усмирил свою гордыню, дуб сам упал. Местные старожилы утверждают, что дуб этот рос под Курчатовом, на месте так называемой Кудеяровой горы. Мол, когда археологи вели там раскопки, нашли дуб…

– Легенда переплелась с реальностью, – поясняет Андрей Шпилев. – Археологи действительно там работали, но никакого дуба не нашли.

Кулика подвел сервиз Екатерины

Второй известный грабитель – суджанский дворянин Кулик. Он действовал с размахом: его большая шайка делилась на три группы. Одна вместе с Куликом сидела под Суджей, вторая – под Большесолдатским, третья часть базировалась на месте современного Кореневского района. Когда шел большой караван, с которым одна группа не могла справиться, те посылали гонцов за подмогой, шайка объединялась и нападала сообща. Местные власти знали о Кулике, но особого усердия в его поимке не предпринимали. Так продолжалось долго, но однажды удача отвернулась от атамана. Он разбил торговый караван, следовавший в Крым. Среди добычи оказался серебряный сервиз – подарок императрицы Екатерины фавориту Потемкину. Тогда сервизы были не то что сейчас – на 200 персон, чашки, тарелки, вилки, ложки. Скрыть этого власти не смогли, вышел указ прекратить безобразия Куликовой шайки. Есть несколько версий смерти предводителя: по одной – он погиб в бою, по другой – его колесовали в Ахтырске (Сумская область), по третьей – четвертовали в Судже. Приказали лес, где он сидел, вырубить на определенное расстояние от дороги и поставить караул из местных жителей: 10 человек ночью, 2–3 – днем, чтобы разбойники не появились снова.

Существуют легенды и об укрытых Куликом сокровищах. Мол, в оврагах, недалеко от мест, где он разбойничал, есть погреба, где спрятано награбленное. В сообщении из Суджанского уезда, датируемом 1887 годом, говорится, что крестьяне находили глиняные сосуды, наполненные старинными монетами. Есть легенда и про другой клад, спрятанный в нескольких километрах от Большесолдатского. Якобы разбойники лет 200 назад захватили целый обоз с золотом и закопали его в лесу. До сих пор люди бродят по тем местам, вооружившись металлоискателями, в надежде найти богатство.

Уводили в лес крестьянок и дворян

От грабежа к грабежу вечно пьяные разбойники вели беззаботную жизнь. В принципе, они не обижали местных крестьян, даже отдавали им часть награбленного. Но селян приводило в бешенство, что разбойники время от времени забирали у них женщин и девок для своих утех. Жили разбойники не только грабежами, но и за счет местных помещиков. Отправляли им письма с «просьбой» предоставить еду и питье. Указывали, в какой срок и куда доставить провизию. Помещики, не желавшие проблем, требования выполняли, но встречались и строптивые. Тогда разбойники нападали на поместья, громили усадьбу, грабили, издевались над помещиками, наглядно показывая другим, что проще и дешевле откупиться. Дворяне побаивались «лесных жителей», стараясь не попадаться им на глаза. Если разбойники ловили помещика, его увозили в лес, чтобы вволю покуражиться. До убийства, как правило, дело не доходило: зачем уничтожать курицу, несущую золотые яйца? Сейчас трудно сказать, что делали десятки пьяных мужиков с холеным дворянином. Когда их фантазия иссякала, они просто раздевали помещика догола и отпускали домой.

Официально с разбоями на курских дорогах было покончено в 60-е годы 19-го века. Тогда устроили спецоперацию: пустили слух, что мимо Курска пройдет обоз с водкой. Разбойники не могли оставить это без внимания и напали на караван. Но под рогожами сидели вооруженные солдаты. Из разбойников часть убили, часть арестовали, а главарей повесили в крупных городах: Курске, Щиграх, Рыльске – для устрашения.

Вверх — Отзывы читателей (1) — Написать отзыв — Версия для печати

Valentina 22 сентября 2016, 17:27:40
e-mail: [email protected] , город: Санкт-Петербург

Благодарю вас за интересную информацию о Кудеяре. Это наша история.



Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики:

Меж двух разбойников - выражение, описывающее характер смерти Иисуса Христа , крест которого, согласно сообщениям Евангелий , был воздвигнут между распятиями преступников Дисмаса и Гестаса , получивших прозвание Благоразумного и Безумного разбойников.

В переносном значении - человек, оказавшийся в позорящей его ситуации (компании), но при этом сохраняющий свои положительные качества.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Алый первоцвет. 1982 г. х/ф

Субтитры

Тексты

Евангельское описание

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас» .
Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус : истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю .

Напротив, в кратких рассказах об этом в Евангелиях от Матфея и Марка Иисуса поносили оба разбойника (Мф. , Мк. ).

Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный » и, по преданию, первым вошёл в рай . Разбойник вспоминается в православных песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати евангелий : «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи » , а его слова на кресте стали началом великопостного последования изобразительных : «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем ».

Истолкование в христианстве

Разница между текстом евангелиста Луки и текстами остальных синоптиков объясняется тем, что сперва будущий Благоразумный разбойник также участвовал в хулении Христа, но затем покаялся.

Традиционно считается, что Благоразумный разбойник был первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии , взятых на небо живыми). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент.

Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен Иоанном Златоустом в его беседе «О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов ». Святитель, изучая покаяние разбойника и церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы:

  • Христос, будучи распинаем, оскорбляем, оплёвываем, поносим, бесславим, совершает чудо - он переменил порочную душу разбойника;
  • Величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром : «когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе ». Святитель при этом, не порицая Петра, говорит, что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя, как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры «познал Владыку небес »;
  • Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне », но при этом он «исповедал Его прежде всех ».

Кроме того, данный прецедент лёг в основу католического понятия о крещении желанием (Baptismus Flaminis) , которое толкуется следующим образом: если кто пожелал принять крещение , но не смог по непреодолимым обстоятельствам быть должным образом крещёным, он всё равно может быть спасен милостью Божией.

Вера благоразумного разбойника как образец для подражания всеми христианами является одной из древнейших в церковных проповедях (самая ранняя была написана не позднее 125 года святым Аристидом ).

Пророчества

Апокрифические истории

Происхождение разбойников

В отличие от Евангелий, не сообщающих подробностей о людях, между которыми был распят Христос, апокрифическая литература содержит обширный набор преданий.

Апокриф «Слово о крестном древе» включает описание происхождения двух разбойников: во время бегства в Египет Святое семейство в пустыне поселилось рядом с разбойником, у которого родилось два сына. Но его жена, имевшая только одну грудь, не могла вскормить их обоих. Помощь в кормлении ей оказала Дева Мария - она выкормила того ребенка, который затем был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью:

Распространенное предание о Таинственной капле рассказывает, что Святое Семейство было захвачено разбойниками в плен, и Мария, увидав умирающего младенца на руках у жены разбойника, взяла его, и лишь капля её молока коснулась его губ, он выздоровел.

«Слово о крестном древе» не сообщает имён этих разбойников, в отличие от «Евангелия от Никодима» , которое называет их Дижман - благоразумный разбойник, и Геста - хуливший Христа. Также в этом «Евангелии» содержится описание удивления ветхозаветных праведников, выведенных Христом из ада и увидевших разбойника, раньше их попавшего в рай. Автор апокрифа приводит следующий рассказ Дижмана:

…я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест вместе с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он - творец всего сущего и Царь всемогущий. И просил я у Него: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» И тотчас приняв молитву мою, сказал мне Он: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю». И дал Он мне знамение крестное, сказав: «Неси это, идя в рай» .

В средневековом искусстве Благоразумный разбойник иногда изображается сопровождающим Иисуса во время Сошествия в ад , хотя такая трактовка не опирается ни на какие из сохранившихся текстов.

Крест Благоразумного разбойника

Существует апокрифическая версия происхождения древа для креста Благоразумного разбойника. Согласно легенде, Сиф получил от ангела не только ветвь от древа познания добра и зла, но и ещё одну, которую позднее зажёг на берегу Нила и которая долго горела огнём неугасимым. Когда же Лот согрешил со своими дочерьми, то Бог велел ему для искупления посадить три головни из того костра и поливать их, пока не вырастет большое дерево. Из этого дерева и был затем сделан крест благочестивого разбойника.

Крест Благоразумного разбойника, согласно традиционной версии, в 327 году был установлен императрицей Еленой на острове Кипр . В него была вложена частица Животворящего Креста и один из гвоздей, которыми было пронзено тело Христа. Об этом кресте сообщает преподобный Даниил в своём «Хождении игумена Даниила» (XII век):

Даниил повторяет самую раннюю, сохранившуюся с 1106 года запись о монастыре Ставровуни , рассказывающую о кипарисовом кресте, поддерживаемом в воздухе Святым Духом . В 1426 году крест разбойника был похищен мамелюками , но спустя несколько лет, как гласит монастырское предание, был чудесным образом возвращён на прежнее место. Однако потом святыня пропала вновь и остаётся ненайденной до настоящего времени.

Небольшая частица креста Благоразумного разбойника хранится в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме . Её появление в Риме связывают с императрицей Еленой.

Крест Безумного разбойника

История материала для креста, на котором был распят Безумный разбойник, содержится в русском апокрифе «Слово о Крестном Древе » ( -XVI века). Согласно ему, крест был сделан из дерева, посаженного Моисеем у горько-солёного источника Мерры (Исх. ) из трёх сплетённых вместе ветвей дерева, принесённого из рая во время всемирного потопа . Во время раскопок святой Елены в Иерусалиме ей были найдены три креста «один - преблаженный, на котором висел Христос, а прочие, на которых распяты были и умерли два разбойника ». Однако крест Безумного разбойника не был признан реликвией и его дальнейшая судьба неизвестна.

Имена разбойников

Имена Благоразумного и Безумного разбойников известны из апокрифов , которые, впрочем, называют их по-разному:

Благоразумный разбойник Дисмас

Дижман и Геста (в западной версии - Дисмас и Гестас (Dismas и Gestas )) - самая распространённая форма имён разбойников в католичестве. Имя «Дисмас» производят от греческого слова «закат» или «смерть». Варианты написания - Dysmas, Dimas и даже Dumas (Дюма).

День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта . В честь него назван город в Калифорнии - Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы.

Благоразумный разбойник Рах

«Рах» - имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи. Отечественные исследователи не могут найти литературных источников происхождения этого имени. Возможно, эволюция имени Варвар-Варах-Рах . Икона с его изображением размещалась на северных алтарных дверях иконостаса .

Иконография

Искусствоведы отмечают, что разбойники по сторонам Христа в сценах Распятия появились, начиная с V-VI веков (самым ранним из известных изображений является икона из монастыря Святой Екатерины , датируемая VI веком).

Благоразумный разбойник был распят с правой стороны от Христа (одесную), поэтому голову Спасителя часто пишут склонённой в эту сторону. Это указывает на его приятие раскаявшегося преступника. В русской иконописи наклонная перекладина под ногами Иисуса также обычно направлена вверх в сторону Благоразумного разбойника. Благоразумный разбойник писался обращённым лицом к Иисусу, а Безумный - с отвернувшейся головой или даже развёрнутым спиной.

Художники подчас подчёркивали различие между Иисусом и находящимся по обоим его сторонам разбойниками, а также разницу между двумя преступниками:

Иисус Христос Разбойники
одежда набедренная повязка перизома
крест Животворящий крест ,

чёткие геометрические формы

некрасивые, дикие,

изогнутые стволы, Т-образный крест

крепление гвозди привязаны веревками
руки прямые, вытянутые связанные сзади креста
поза умиротворенная корчатся
голени сохраняются в неприкосновенности перебиты воинами, которые размахивают молотами

Можно проследить и различия между двумя разбойниками, Благоразумным и Безумным: в первые века христианства, когда ещё сохранялась память об античном безбородом идеале мужской красоты, Благоразумный разбойник бороды не имел, а Безумный был бородатым. Но с развитием христианского мировоззрения борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке, и поэтому борода стала атрибутом положительных персонажей (Иисуса и Благоразумного разбойника), а третий казнённый превратился в безбородого.

В русской иконописи изображение Благоразумного разбойника, кроме традиционных композиций Распятия Христова, также помещается:

  • в сцене сошествия во ад (связано с иллюстрацией апокрифических сказаний «Слово о вшествии Иоанна Предтечи во ад» и «О разбойнице, иже со Христом пострада»). Изображается сцена диалога Благочестивого разбойника с пророками Илией и Енохом у райских врат, охраняемых огненным херувимом;
  • на северных дверях алтаря , ведущих в жертвенник . Разбойник изображается на белом фоне в окружении райских атрибутов (цветы, птицы, растительные побеги), что символически указывает на его пребывание в раю. В руки Благочестивому разбойнику традиционно помещают крест. В середине XIX века было распространено мнение, что помещение этого изображения на северных дверях алтаря является старообрядческой традицией, но это, вероятно, объясняется перемещением древних икон в старообрядческие церкви и моленные после реформ патриарха Никона .

Почитание

Православная церковь почитает Благоразумного разбойника как пример истинного покаяния (см. подробнее раздел « »). Отдельного дня памяти в месяцеслове благоразумный разбойник не имеет. Его история нашла своё отражение в гимнографии (особо в песнопениях Великой пятницы ; к наиболее известному относится светилен «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси… » ), а слова разбойника, обращённые к Иисусу Христу, стали припевом к тропарям на блаженны . Также упоминание о Благоразумном разбойнике содержится в молитве, читаемой перед причащением , в которой покаяние разбойника и исповедание им Иисуса Христа противопоставляются предательству Иуды : «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя ».



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png