Самое первое аниме появилось в 1917 году. В то время оно получило название “Новый альбом набросков”. Режиссером самого первого аниме в мире являлся Симокава Дэкотэн. Вскоре он стал создателем “Момотаро”. Это аниме вышло в 1918 году. Еще одним основоположником данного жанра считают Китаяму Сэйтаро, который являлся режиссером фильма “Сражение обезьяны и краба”.

Самое первое аниме в мире длилось всего пять минут. В то время еще не было крупных компаний, которые могли бы создавать аниме-фильмы. Они рисовались художниками-одиночками. Но при этом художники основывались на опыте мультипликаторов из США и Европы. В результате этого появился совершенно новый жанр, который популярен и в наши дни.

В 20-х годах самое первое аниме в Японии стало уже немного длиннее и длилось 15 минут. В то время в аниме был скопирован сюжет мультфильмов из зарубежных стран. Какое самое первое аниме в мире, которое являлось повторение зарубежных мультфильмов? Это сериал “Кот Феликс”. Еще в аниме использовали различные сюжеты сказок Японии и Китая. Фильм, в котором были скопированы народные сказки, назывался “Величайший герой Японии Момотаро”. Самыми первыми в мире аниматорами являлись Симокаву Дэкотэн, Мурата Ясудзи, Ямамото Санаэ и еще несколько других.

Самое первое аниме в Японии создавалось в очень скромных условиях. Это делали в маленьких домашних студиях и все расходы на создание аниме брали на себя кинематографические компании. Взамен же компании получали права на прокат творения аниматоров. В то время были популярны две японские компании, которые стали развивать жанр аниме в стране. Это компании “Takamasa Eiga” и “Asahi Kinema”. Но в 1932 году была создана студия, которая занималась исключительно аниме-фльмами. На это появление повлиял Масаоке Кэндзо. Через год в этой студии появился самый первый полноценный фильм аниме. Он получил название “Сила и женщины мира”.



Те, кто изучал историю Японии, прекрасно знают, какое настроение было в стране в 30-х годах прошлого века. В те времена Япония была под сильным армейским влиянием. И это также отразилось на культурном уровне. В итоге народные сказки стали вытесняться сюжетами армейского направления. К примеру, в 1934 году вышел в свет фильм “Ефрейтор Норакуро”. Аниматором фильма являлась Мурата Ясудзи. Аниме длилось 11 минут. Сюжет рассказывал о собаке, которая пошла служить в армию. Кроме этого в аниме появлялись сюжеты политического направления.

В 1943 году появилось самое первое полнометражное аниме. На это появление повлияло правительство Японии. Фильм создал Сэо Мицуе, и он получил название “Момотаро – морской орел”. Затем у фильма было продолжение. Главными героями фильма являлись карикатурные морские пехотинцы. Потом стала появляться и самая первая любовь в аниме. Но это уже немного позже.

Первое аниме

Официально принято считать, что самый первый аниме в мире датируется 1917 годом. Режиссером этой анимации был Симокава Дэкотэн, а лента носила название Suketchi no nyūarubamu («Новый альбом набросков»). Спустя год, в 1918-м, выходит его анимация «Момотаро». Несколько позже появляется анимационный фильм «Сражения обезьяны и краба» (Sarutokani notatakai) Китаямы Сэйтаро. Этих двух режиссеров принято считать родоначальниками жанра японской анимации.

Первые анимационные мультипликации длились не более 5-6 минут. В них показывали простые сцены из японского быта, сказок или мифологии. Ленты создавались одиночками-мультипликаторами, которые работали в своих домах. Художники брали во внимание опыт мультипликаторов из Европы и Штатов и со временем получили тот жанр, который можно увидеть сегодня.

К настоящему времени самое первое аниме начала ХХ века было безвозвратно утеряно. Остались лишь некоторые сведения, что эти произведения демонстрировали на публике и в кинотеатрах, собирая при этом деньги. Самые первые аниматоры работали в домашних условиях, их работы были простыми и понятными. Возможно, именно поэтому они быстро завоевали расположение публики.

Первые студии

Самое первое аниме создавалось одиночками-энтузиастами, и мультипликаторы покрывали свои расходы тем, что продавали права на показ в кинотеатрах. Когда об аниме стали говорить как о самостоятельном жанре, к его становлению подключились компании «Такамаса Эига» и «Асаги Кинема», начав активно заниматься развитием этой индустрии. Первые студии, работа которых основывалась на создании и выпуске анимационных лент, появились в 1932 году по инициативе Масаоки Кэндзо. Первая студия была названа в честь своего создателя - «Масаока Фильм Продакшн». В 1933 году эта студия выпускает свою первую работу под названием «Сила и женщины мира».

Становление жанра

В 1958 году анимационные киноленты были самостоятельным направлением японской мультипликации. А в конце ХХ века их официально признали как вид искусства. В это время широкой аудитории были показаны такие ленты, как:

  • «Легенда о белой зиме», автором которой стал Тайдзи Ябусита. Фильм был выпущен в 1958 году при поддержке анимационной студии «Тоэи», общая длительность ленты составила 1 час 19 минут.
  • «Календарь студии Отоги» был признан первым документальным аниме-сериалом. Его выпуск продолжался с 1961 по 1962 год. Режиссер ленты - основатель студии «Отоги», Рюити Ёкояма.

Начало аниме-бума в Японии датируется 1963 годом, когда Оаму Тэдзуки, известный как «гений манги», основал собственную студию «Муши Продакшн» и презентовал первый сериал под названием «Могучий атом», или «Астро бой».

Самая первая любовь

Аниме в 70-х годах прошлого века начало развиваться с небывалой скоростью. Менялось все - от рисовки до жанра. В особенностях изображений больше внимания стали уделять глазам персонажей - их делали все более выразительными. Если в 60-х годах изображения пытались делать естественными, схожими с живым человеком, то спустя десятилетие мультипликаторы усовершенствовали рисовку глаз. Это позволило более доступно раскрывать амплитуду чувств и переживаний главных героев.

Не осталась без внимания и жанровая растасовка. Работы были предназначены не только для детей, но и для взрослых. В первом аниме-сериале затрагивались темы повседневной жизни работников студий. Для детей мультипликация была не особо интересной, однако среди подростков и части взрослого населения она нашла своих почитателей. Даже среди пожилых людей аниме стало второй первой любовью.

Со временем в некоторых студиях начали образовываться группы авторов, которые работали в определенном жанре. К примеру, после выпуска «Чистой романтики» студией «Дин-студио» большинство ее создателей были замечены в разработке аниме «Самая лучшая в мире первая любовь». После выхода двух сезонов этого сериала, полнометражного фильма и овашки, некоторые создатели начали работать только с проектами жанра «сёнэн-ай». Объясняется это длительной работой над аниме «Самая лучшая первая любовь» или личными предпочтениями - неизвестно.

Итог

Когда было создано самое первое аниме в истории, остается загадкой. Кто-то считает, что это был 1907 год, кто-то уверен, что это случилось в 1917-м. Но никто не исключает, что самое первое аниме в мире могло возникнуть на несколько лет или десятилетий раньше. На сегодняшний день аниме уверенно распространяется по миру. Можно отыскать киноленты любого жанра, метража и возрастного ограничения. За более чем 100-летнее существование аниме заметно изменилась рисовка, но в целом оно осталось таким, как и прежде, - простым и понятным каждому.

С вами Когё, и сегодня я расскажу и покажу самые первые Аниме времён.

Самое первое аниме появилось в 1917 году. Оно называлось «Новый альбом набросков». Режиссером фильма стал Симокава Дэкотэн. Он же стал создателем «Момотаро» - аниме, которое вышло в 1918 году. Одним из основоположников жанра также называют Китаяму Сэйтаро, режиссера фильма «Сражение обезьяны и краба».

Самые первые аниме в мире длились недолго, около пяти минут. Тогда еще не существовало крупных компаний по созданию аниме-фильмов, их рисовали одиночки. Художники основывались на опыте мультипликаторов из Европы и США. Это и зародило новый жанр, популярный до сих пор.

К 20-м годам XX века аниме стали длиннее - около 15 минут. Самые первые аниме копировали сюжеты зарубежных мультфильмов. Одним из таких повторений стал сериал «Кот Феликс». Также часто использовались сюжеты народных сказок Китая и Японии. Одним из таких фильмов был «Величайший герой Японии Момотаро».

Среди аниматоров, создававших самые первые аниме в мире, можно назвать Симокаву Дэкотэна, Ямамото Санаэ, Мурату Ясудзи и некоторых других.

Аниме того времени создавались в скромных условиях. Обычно это были небольшие домашние студии. Расходы на создание фильмов брали на себя кинематографические компании. Взамен аниматоры продавали им права на прокат своего творения. Японские компании «Takamasa Eiga» или «Asahi Kinema» активно занимались развитием жанра аниме в Японии.

Студия, которая бы занималась исключительно выпуском аниме-фильмов, была создана только в 1932 году. Своим появлением она обязана Масаоке Кэндзо. Студия взяла название по его имени - «Masaoka Film Production». Первый полноценный фильм на этой студии вышел уже через год после ее открытия. Он назывался «Сила и женщины мира».

Те, кто знаком с историей Японии, знают о настроениях этой страны в 30-х годах XX века. В то время страна испытывала мощное армейское влияние. Это не могло не отразиться на культурном уровне. Юмористические сюжеты армейской направленности стали вытеснять народные сказки. Например, в 1934 году вышел фильм «Ефрейтор Норакуро». Его аниматором стал Мурата Ясудзи. Всего аниме длилось 11 минут. Сюжет повествовал о собаке, которая поступила служить в армию. Приключения пса получили широкое признание общественности. Основывался фильм на манге Тагавы Суйхо. Политические события часто появлялись в аниме. Агитационная направленность фильмов была вызвана ситуацией в стране.

История аниме корнями уходит к началу XX-го столетия, когда японцы стали проявлять заметный интерес к иностранным техникам создания анимационных фильмов.

В течение 1970-x годов аниме активно изменялось, разрывая связи со своими иностранными прародителями и рождая новые жанры, такие, как меха. Появлялись такие произведения, например, как «Lupin III» или «Mazinger Z». Многие известные режиссёры, в частности Хаяо Миядзаки, Осаму Дэдзаки, Ёсиюки Томино, Мамору Осии, и Ёсиаки Кавадзири, начинали свою карьеру в эти годы.

К 1980-м годам аниме и манга широко распространились в Японии, и переживали свой так называемый «Золотой век». Были выпущены первые сериалы из цикла «Gundam», начала свой путь к вершине Румико Такахаси. В 1988 году полнометражный фильм «Akira» установил в 1988-м рекорд бюджетааниме-фильма и создал совершенно новый стиль анимации.

Многократно возросло число как поклонников аниме, так и зрителей, смотрящих его от случая к случаю. В то же время в Японии продолжали совершенствоваться технологии создания и отрисовки аниме: студии переходили на компьютерную графику, активно применяя трёхмерную анимацию. Из детских мультипликационных фильмов начала XX-го века японская анимация превратилась в культуру, творящую разнообразные, серьёзные и забавные, эмоциональные и наивные, предназначенные для подростков, детей и взрослых произведения.

Старейшее известное аниме, найденное в 2005 году, было создано около века назад - приблизительно в 1907 году. Короткий мультфильм под названием «Кацудо сясин» состоял из пятидесяти нарисованных на ленте целлулоида кадров. Изображённый на них мальчик рисует иероглифы 活動写真, означающие «движущиеся фотографии» и использующиеся в то время для обозначения слова «кино», затем поворачивается к зрителю, снимает шляпу и кланяется. Художник и автор этой анимации неизвестен. В Японии стали появляться первые анимационные фильмы. Их продолжительность составляла от одной до пяти минут. К числу первых японских мультфильмов относятся «Дэкобоко сингатё» (Новый альбом набросков) Дэкотэна Симокавы, «Сару кани кассэн» (Сражение краба и обезьяны), «Тупой меч» и т.д. Произведения первой четверти XX века, в основном, создавались энтузиастами, которые вдохновлялись творениями своих иностранных коллег. Иногда сюжеты и герои таких аниме были заимствованы из западной культуры, но чаще это были экранизации старинных японских сказок. Длительность отдельных мультфильмов периода 1920-х годов могла достигать 15-ти минут.

Сложно определить в какой момент аниме завоевало симпатию у россиян или когда появился первый отаку на просторах державы, можно сказать лишь одно относительно определённо - история аниме в России насчитывает более 40 лет. И она берет своё начало ещё в СССР, где анимация и кино капиталистических стран жёстко отбирались по идеологическим, экономическим и эстетическим критериям, и лишь немногие фильмы были выпущены в прокат. Такое исключение было сделано и для некоторых японских анимационных фильмов.

Россию называют "маленьким Китаем". Не в плане географии: если посмотреть на карте, будет много вопросов о том, кто тут еще маленький. Просто в России тоже успешно (ну, или не очень) занимаются производством всего и вся: от кроссовок Abibas и пакетов Naik до аниме.

Сюжет флешбэчит в 1942 год, когда СССР был единственной страной, способной противостоять нацистам. Это фильм про Вторую Мировую войну, но ни о каких "основанно на реальных событиях" речи тут нет. Русскиепо-прежнему воюют против немцев, но делают это с помощью магии. Одна из самых талантливых советских магов, девочка Надя, призывает на помощь в этой колоссальной по потерям войне своих погибших товарищей - пионеров, казненных нацистами в начале войны.

Возникновение аниме

Самый первый аниме сериал был выпушен студией «Otogi», представляющий собой чёрно-белые исторические мультфильмы. В 1963-м Осаму Тэдзуки, прозванный «Богом манги», основал студию «Mushi Productions» и выпустил свой первый аниме-сериал «Tetsuwan Atom». Это и стало началом бума аниме.
Первые эксперименты с анимацией в Японии начались еще в 1913 году, а первые анимационные фильмы появились в 1917 году. Это были маленькие фильмики длиной от одной до пяти минут, и делались они художниками-одиночками, пытавшимися воспроизводить ранние опыты американских и европейских мультипликаторов.
Старейшее известное аниме, найденное в 2005 году, было создано около века назад -в 1907 году. Короткий мультфильм состоял из пятидесяти нарисованных на ленте целлулоида кадров. Изображённый на них мальчик рисует иероглифы, затем поворачивается к зрителю, снимает шляпу и кланяется.
Аниме, как самостоятельное направление в мультипликации возникло в 1958 году и было официально признано как искусство в конце XX-го века. История аниме корнями уходит в начало ХХ века, когда японцы начали проявлять некий интерес к мультипликации западных стран.

Во второй половине 1980-х в аниме пришел секс. Сделано это было очень весомо - в 1987 году вышел первый OAV сериала "Легенда о Сверхчеловеке - Парень-бродяга" Хидэки Такаямы. В нем запутанный и необычный сюжет сочетался с красочно нарисованными сценами сексуальных отношений людей.Фактически, этот сериал начал традицию "хентая" как самостоятельного жанра и в очередной раз открыл полемику о возможности художественной ценности порнографии.
В 1987 году вышел и первый яой-OAV - "Песня ветра и деревьев" по мотивам манги Такэмии Кэйко. Стало понятно - секс пришел в аниме хорошо и надолго.Также как и в случае с обычным аниме, большинство аниме в жанре «хентай» созданы по мотивам манги (в данном случае хентай манге). Порнографические сцены, обыгрываемые в хентае, могут быть различного содержания и характера. Вариации направлений довольно обширны от стандартного секса до различного рода извращений, вроде яой, юри, сётакон, лоликон. К отдельной группе можно отнести особо жестокие виды, например гуро или тентакли - это своеобразные ужасы и страшилки хентая. Но классифицировать хентай только по содержанию эротических сцен было бы ошибочно, поскольку так же, как и в любом другом аниме, в хентае можно выделить комедии, мистику, фантастику, фэнтези, романтику

Субкультура «отаку»
Начали появляться субкультуры поклонников аниме: так называемые «Отаку».С течением времени субкультура отаку начала оказывать заметное влияние на создание аниме. Некоторые из первых отаку сами становились режиссёрами и аниматорами, что не могло не сказаться на выпускаемой ими продукции.
В эти же годы был снят один из самых известных, классических аниме-фильмов - «Навсикая из долины ветров» (1984). На волне его успеха и всё возрастающей популярности аниме были выпущено также множество других нестандартных и амбициозных лент, часть из которых и сегодня не теряет в значимости.

Развитие жанров аниме
В начале 90-х годов в мире аниме господствовал киберпанк. Его каноны заложил вышедший в 1987-1991 годах сериал «Кризис каждый день» («Bubblegum Crisis») режиссера Акиямы Кацухито и дизайнера персонажей Соноды Кэнъити. Римейк культового фильма появился в конце 90-х под названием «Bubblegum Crisis Tokyo 2040» - еще более совершенное графически и сюжетно аниме, настоящий шедевр. Но е годы не стали временем правления одного жанра, и количество потрясающих фильмов конца ХХ века просто поражает воображение. В сокровищницу аниме вошли фильмы самых разных жанров и студий, начиная с сериалов «про девушек для девушек» и заканчивая фэнтезийными «Войнами Лодосса» и «Бастардом».
После всплеска популярности предыдущих лет к началу 1990-х аниме переживало кризис финансирования. Бюджеты занижались и многообещающие проекты сворачивались за недостатком средств.

Пути распространения
Эволюционировали и способы распространения аниме. Помимо традиционного показа сериалов по телевидению появилось отдельное направление сбыта, называемое OVA (Original Video Animation, «анимация для продажи на видео»). Как следует из названия, OVA-произведения не показывались на телевидении, а сразу продавались на видеокассетах. Первым известным таким творением принято считать «Moon Base Dallos» (1983-1984) созданный под руководством Мамору Осии. Многие известные сериалы, «Patlabor», например, зарождались как OVA, но впоследствии получали телевизионные или кинопродолжения. С появлением OVA также связывают возникновение первых целостных порнографических аниме, хентая, таких как «Cream Lemon» (1984) - до этого их авторов сдерживали рамки цензуры телевидения и кинотеатров.

Компьютеризация аниме
С развитием компьютерных технологий в аниме всё чаще используется компьютерная графика. В последнее время трёхмерные анимационные вставки появляются даже в не слишком масштабных проектах. Существует аниме, целиком созданное при помощи этих приёмов. Например, «Gantz» (2004) комбинирует двумерных персонажей переднего плана с полностью трёхмерным окружением, наследуя это у одноимённой манги, созданной таким же образом.
После невероятного успеха «Евангелиона» 90-х годов многие студии пробовали себя в создании сериалов, которые могут стать для поклонников японской анимации «классикой».

Фансервис
Другое направление развития, активно используемое в последнее время- фансервис. В видеоряд такого аниме встраивают кадры эротического содержания или даже посвящают эротике целиком весь сериал, сохраняя при этом некий сюжет. Делается это для привлечения различных целевых аудиторий т.е для поддержки популярности сериала. Возможно режиссер хочет показать героев аниме с другой стороны и как-то разрядить или просто разнообразить обстановку. Довольно часто фансервисовые серии делаются в виде спешлов И выходят отдельно на Двд диске.
Иногда аниме базируется на популярных японских эротических видеоиграх в жанре «симулятор свиданий», однако такие экранизации могут быть и вполне серьёзными работами, как например «Kanon»

Деление "анимешников"

Всех “анимешников” можно подразделить на несколько категорий. Обычно прмежутки между развитием от одной ступени до другой занимают от года до нескольких лет. Но обычно ярые “анимешники” так или иначе доходят до последней ступени. Так попробуйте оценить себя и решить для себя на кокой вы ступени развития находитесь:

1. Когда просят мультики "как вон то...", "в роде того то…", т.е. что-то видели, понравилось и теперь ищут подобное. О том существовуют аниме без русской озвучки даже не подозревают. Аниме как правило хранят на cd-дисках или на винте

2. Начинают сами называть, что им записать. начинают читать обзоры, очень прислушиваются к советам посторонних. Если посоветуют не то (сказали што полный улёт а в итоге не стоило смотреть), могут разочароваться в аниме. Подавляющее большинство "атакующих" находятся как раз в этой категории. начинают смотреть аниме с русскими субтитрами и понимают, что бывает ну очень неудачная озвучка, коей лучше предпочесть сабы. Аниме на винте уже не помещается.

3. Мало кого слушают (советы типо "Samurai -рулезз" игнорируют), читают обзоры, но на веру принимают далеко не все. Различают понятия жанра и целевой аудитории, следят за новинками. Могут внятно выразить собственные предпочтения. Начинают писать обзоры или так или иначе пытаются внести свой вклад в деятельность анимешной общественности (в основном на это решаютсю еденицы). От русского дубляжа передергиваются, многие начинают учить японский (хотя бы пару сотен слов). Аниме на винте не помещается давно, на полочке с дисками тоже.

4. Обзоров практически не читают, т.к. понимают, кто их пишет. Прислушиваются разве что к мнению нескольких человек, чьи вкусы близки их собственным или чьи вкусы хотя бы понимают. К "атакующим" относятся снисходительно, сами никому аниме насильно не пихают. Могут порассуждать о режиссерах, направлениях, об удачных сезонах и не очень и прочее. Учат (уже знают) японский. презирают не только русскую озвучку, но и большинство русских сабов. Список просмотренного аниме превышает всякие разумные пределы.

5. Законченные психи.
(Данное деление является лишь примерным и не пытается ущемить чьито права)

Жанры аниме


Как и у любого творчества, у аниме есть различные грани и оттенки, которые мы сейчас и рассмотрим.

Сёнэн-аниме.
К 1964 г. сложился канон так называемого «аниме для мальчиков» - «сёнэн-аниме». Аниме рассчитано на молодых людей в возрасте от 12 до 16-18 лет. Если описать совсем вкратце сюжет, то он будет выглядеть так: «очередной мальчик на очередном большом роботе, спасающий очередной мир». Если говорить более развёрнуто, то в таких сериалах показывается история взросления, причем не обычного подростка (как любят подчеркивать в аннотациях авторы произведений), а очень даже НЕобычного – как правило, молодой человек/мальчик обладает явными или скрытыми (но, конечно же, проявляющимися) сверхспособностями, которые он и использует..по назначению – для борьбы с инопланетным захватчиком, чтобы защитить свою девушку/друзей от вампиров хулиганов в тёмном переулке и т.п. Причем, как правило, спасает он по большей части друзей или мир в целом – отношения с девушками в сёнэн-аниме показаны весьма поверхностно, девочки/девушки присутствуют в сериале только на правах друга. Если забегать вперед (касательно хронологии), то наиболее ярким представителем данной категории аниме можно называть эпопею о Гандамах - больших человекообразных боевых роботах. Которыми, естественно, управляет тот самый мальчик, который спасает очередной мир. Если отставить иронию, то с 1979 года (.е. почти 30 лет) студия Sunrise рассказывает одну и ту же историю новыми красками, и интерес к этой вселенной не ослабевает. Лично мне запал в душу MS Gundam SEED, наверное, потому что выпущен относительно недавно, прорисовка сериала на достойном уровне, ну и герои, разумеется, тоже не подкачали. Кстати говоря, именно Гандамы относятся к подвиду сёнэн-аниме, даже к подвидам. Первым подвидом является жанр «меха» (от англ. mechanism), в котором действие ведётся вокруг тех самых «больших человекообразных роботов», вторым подвидом является «сэнтай» (досл., команда/группа), в котором как правило речь идет о небольшой, но постоянной команде персонажей, борющихся с кем-либо/чем-либо.

Сёдзе-аниме.
Логично рассуждать, что там, где есть аниме для мальчиков, должно быть и аниме для девочек (возрастные градации точно такие же, как в мальчишечьем аниме). И в 1966 году студия «Toei Animation» выпускает первый и невероятно успешный аниме-сериал для девочек (сёдзё-аниме) – «Ведьма Салли» («Mahou Tsukai Sally», 1966-1968), основанный на манге «Ведьма Сани» Ёкоямы Мицутэру, которая, в свою очередь, была основана на американском ТВ-сериале «Ведьмочка» («Bewitched»). А имя главной героини было изменено из-за расхождений с авторскими правами фирмы «Сони» («Sony») на торговую марку «Санни». Сёдзе-аниме показывает ту же историю взросления, но с девочкой в главной роли. По мере развития аниме-культуры в этом подвиде аниме стали нормой сложные романтические отношения между главными и (не очень) героями. «Ведьма Салли» являет собой также подвид сёдзе-аниме – «махо-сёдзе», от яп. mahou – волшебный, магический. Сюжет таких аниме крутится вокруг девочек, обладающих какими-либо магическими способностями. Как правило, девочка/девушка является либо потомственной волшебницей (как в случае с Салли), либо обстоятельства складываются так, что девочка/девушка получает магический артефакт, с помощью которого может совершать добрые дела, особенно «во имя Луны». Думаю, что многие из наших соотечественников хоть мельком, но видели образчик махо-сёдзе, прошедшего первоначально по уже почившему в бозе телеканалу 2*2 – «Сейлормун – Луна в матроске». В оригинале сериал назывался «Bishoujo Senshi Sailor Moon» и был выпущен на просторы ТВ в 1992 г., имел множество продолжений, среди которых был даже так называемый live-action movie (то есть фильм, в котором снимались живые актёры). Вернёмся к сёдзе. Однако, несмотря на обилие магических финтифлюшек, девочки в таких сериалах продолжают ходить в школу, помогать родителям по хозяйству и всеми силами отстаивают от злодеев обычную жизнь, хотят быть «простыми школьницами». Это очень важный воспитательный момент, «воспитательность» проявляется в том, что подростки учатся видеть в обычном необычное, ценить достоинства своей повседневной жизни. Также здесь наблюдается влияние традиционно японских взглядов на роль женщины в семье и обществе, «с младых ногтей» девочкам прививают идеи «хорошей жены, заботливой матери».

Спокон.
Истории этого аниме рассказывают о похождениях юных спортсменов, их друзьях и противниках. Собственно, само название жанра состоит из двух слов: «спорт» и «сила воли» (konjo).

Кодомо-аниме.
Аниме, предназначенное для детей. У нас, например, известны v«Кэнди-Кэнди», «Пчёлка Майя», «Лулу – ангел цветов», «Грендайзер», «Гонщик Спиди». Все эти названия были транскрибированы нашими переводчиками, а в оригинале сериалы назывались следующим образом: «Candy Candy», «Mitsubachi Maaya no Boken», «Лун-лун – цветочная девочка», «UFO Robo Grandizer», «Mach Go Go Go». Как видно, названия очень часто подгонялись под нашего потребителя, особенно это заметно в переводе той же «Сейлормун», которой и так досталось от американской цензуры (а именно эту версию и крутили в свое время по нашим каналам).

Добуцу.
С японского переводится как «пушистики». Аниме этого жанра повествует о человекообразных «пушистых» существах. Признак жанра – «усы, лапы и хвост»:) Т.е. герои, в принципе, выглядящие как люди, обладают вышеперечисленными достоинствами.

Хентай.
Как раз из-за этого жанра аниме и не является исключительно мультиками для детишек. Название жанра весьма говоряще и с японского переводится как «извращённый/отклонение». Если на пальцах и чтоб всем понятно было, то это рисованная порнография. Однако ведь в каждом правиле есть свои исключения, так вот и в хентае они тоже есть. Как правило, это относится к аниме, находящимся на стыке между хентаем и другими жанрами. Например, скандально известная «Кайт – девочка-убийца» это не только постельно-жестокие сцены, но и социальная драма. В некоторых случаях драматичность (я говорю уже не только о Кайт) притянута за уши и главные герои могли бы выбрать другой путь решения своих проблем, нежели отдаваясь кому ни попадя, но с другой стороны менталитет японцев и завихрённость их мышления ещё никто не отменял. В случае чисто с хентаем следует отметить следующие моменты/крайности. Крайность первая: только ещё формирующиеся девочки-школьницы, с которыми творят что ни попадя разные нехорошие личности. Как известно, в Японии существует своего рода перверсия как пристрастие взрослых мужчин к очень молоденьким девочкам/девушкам (впрочем, такое, в принципе, наблюдается повсеместно, но именно в Японии это вылилось в другую крайность), поэтому более зрелые женщины стараются «омолодиться» посредством надевания своей старой школьной униформы. Брррр, надеюсь, что это «преображение» происходит только наедине с партнёром. Другая крайность это гипертрофированные вторичные женские половые признаки. Гипертрофированность у мужчин тоже присутствует, но меньше. У здравомыслящего человека при виде этой «красоты» кроме нервного смеха другой реакции не возникает. Следует отметить, что сейю в данном случае «вытягивают» произведение, т.к. единственное «настоящее» здесь это голос актёра/актрисы, который единственный в состоянии вызвать определённые эмоции и реакции. В самом деле, не двухмерная же картинка будет распалять воображение подростков и взрослых?;) Вслед за хентаем идут подвиды сёдзе и сёнэн аниме – юри и яой. Первый, юри, рассказывает о женских гомосексуальных отношениях, а яой, соответственно, о мужских. Причем, как правило, поклонниками яоя являются девушки, а юри – молодые люди. Точно также, тут существует различная «окраска». Примеров махрового яоя и юри я привести не могу, а вот нечто среднего уровня – очень даже. Одним примером для обеих категорий будет являться всё та же «Сейлормун». Да, да! Именно она. Для тех, кто смотрел эпопею, особенно, без американской цензуры (введшей вдобавок наших переводчиков в заблуждение), отношения Зойсайта с Кунсайтом явно выходят за рамки отношений начальник-подчинённый, а Харука с Мичиру явно значат друг для друга больше, чем просто одноклассницы и подруги. Также широко известное юри-аниме это «Юная революционерка Утена» («Shoujo Kakumei Utena»), а в «Притяжении» («Gravitation») слегка попахивает яоем.

Разумеется, аниме затрагивает и такие более привычные жанры как фэнтези и космоопера, киберпанк (включая паропанк) и мистика. Их особенности широко известны по фильмам и литературным произведениями тех же категорий, так что дополнительно мы на них останавливаться не будем.

Сейчас в российский прокат наравне с новинками игрового и документального кино регулярно выходит полнометражное японское аниме. Аниме набирает популярность и в передовых онлайн-кинотеатрах вроде Netflix и Amazon Prime, а некоторые даже говорят о новой волне аниме. Кажется, самое время познакомиться с японской мультипликацией поближе. ELLE рассказывает, как японская анимация стала такой, какой мы знаем ее сегодня.

От древности до Второй мировой войны

В Японии с XII века, а то и раньше, оттачивали мастерство рассказывать истории через иллюстрации: сложная письменность из трех алфавитов (кандзи, хирагана и катакана) вынуждала добавлять к текстам картинки - даже образованному японцу часто было тяжело полностью прочитать текст и уловить его смысл. В конце XIX века, когда в Страну восходящего солнца стали проникать образцы западной поп-культуры, в Японии появились зачатки местных комиксов - манги - в том виде, в каком мы знаем их сегодня, а в XX веке из манги выросла оригинальная японская анимация.

Экспериментировать с анимацией в Японии начали в начале XX века, опять же, вдохновившись западным кино и мультфильмами, но только во втором десятилетии того же века появлись работы, и правда походившие на европейские и американские образцы, и к 1920-м в Японии уже был зачаток рынка манги и аниме. Японцы сразу восприняли анимацию всерьез и не зацикливались на детских мультиках, перенося на экран взрослые сюжеты, в том числе пропаганду и эротику. К сожалению, в первой половине XX века обстоятельства сложились не в пользу японской анимации. Во-первых, ее производство было слишком дорогим для местных художников, а потому американские и французские мультфильмы еще долго доминировали в Стране восходящего солнца. Появление продукции Уолта Диснея в конце 20-х годов и вовсе не оставило никаких шансов на развитие локальной индустрии анимационных фильмов. Во-вторых, 1 сентября 1923 года островное государство буквально пало жертвой движений земной коры: Великое землетрясение Канто почти уничтожило Токио и Йокогаму и прилежащие к этим городам районы, а вместе с ними и первые анимационные студии. В 1929-м на Западе появились первые звуковые мультфильмы, а в 1932-м - первые цветные, но японская анимация находилась в слишком слабом положении, чтобы иметь возможность адаптировать эти новшества.

Индустрия манги и аниме в Японии начала активно развиваться после Второй мировой войны вместе с индустрией кинотеатральных развлечений. Западная анимация на тот момент по-прежнему качественно превосходила японскую, что привело к ее засилию в местных кинотеатрах. Гордым японским художникам это показалось непатриотичным, и они решили развивать свою технику анимации и вскоре научились создавать хорошие мультфильмы, не вкладывая в это много денег. Например, студия «Тоэй», основанная в 1948 году, со временем придумала распределять бюджет на проект так, чтобы его большая часть уходила на важные сцены, а неважные отрисовывали с меньшим качеством. В результате «Тоэй» быстро стала одной из ведущих японских студий анимации и начала получать заказы с Запада. «Тоэй» остается на лидирующих позициях в индустрии и по сей день, но в 50-х японская мультипликация как самостоятельный жанр все еще была мало привлекательна для западных зрителей, хотя уже в конце десятилетия появился первый японский полнометражный мультфильм, как будто предсказывая скорый взлет индустрии.

Революция Осаму Тэдзуки

Осаму Тэдзука, родившийся в 1928 году, вырос в семье поклонников театра и кино и с детства равно приучался к японской и западной культуре. Он был поклонником анимации Уолта Диснея и начал рисовать мангу еще во время учебы в медицинском университете и после получения ученой степени никогда не возвращался к медицине, сосредоточившись на карьере художника. Это решение было судьбоносным для индустрии всей страны: Тэдзука стал одним из главных новаторов японской манги и анимации послевоенного времени и сумел заинтересовать западную аудиторию своими мультфильмами.

В своих работах Тэдзука использовал кинематографические приемы, перенеся в мангу и анимацию киношную систему планов, ракурсов и кадрирования. Он вдохновлялся французским и немецким кино, в частности в его работах заметно влияние автора «Метрополиса» Фрица Ланга. Тэдзука начинал карьеру режиссера анимации в уже упомянутой студии «Тоэй», но ушел оттуда и в 1962 году основал собственную студию «Муши». Там он выпустил самую успешную в своей карьере мангу и снял на ее основе еще более успешный черно-белый аниме-сериал «Астробой», после выхода которого Тэдзуку прозвали отцом манги и анимации. Астробой - в американском дубляже имя главного героя комикса и мультфильма, человекоподобного робота Атома. Действие происходит в мире, где андроиды живут бок-о-бок с людьми, а Атом борется со всеми плохими за все хорошее. В 1963 году «Астробой» впервые показали в США, и это аниме стало очень популярным у американской аудитории. Сегодня «Астробой» выглядит простовато, но в начале 60-х он задал новые стандарты качества аниме для других японских студий, вдохновившихся успехом сериала.

После успеха «Астробоя» Тэдзука продолжил работать, успев среди прочего между 1950-ми и 1960-ми создать мангу и одноименный мультсериал «Белый лев Кимба». Для Японии «Кимба» был первым цветным аниме-сериалом. «Кимба», вслед за «Астробоем», завоевал широкую аудиторию за границей. Интересно, что, судя по всему, студия Уолта Диснея, которого когда-то копировал сам Тэдзука, взяла идею «Белого льва Кимбы» за основу своего «Короля льва», в точности скопировав многих персонажей и повторив некоторые сцены японского мультфильма кадр-в-кадр. Компания Disney, впрочем, отрицает факт плагиата, но многие, включая озвучившего Симбу актера Мэттью Бродерика, склонны верить, что намеренное копирование действительно было. Студия «Тэдзуки» решила не судиться с Disney, потому что, по словам представителей японской компании, просто не располагала ресурсами для этого.

От эротики до космической оперы

В 1960-е, пока The Beatles меняли западную музыкальную индустрию, японские художники-аниматоры, вдохновленные успехом «Астробоя», взялись за перековку аниме, и жанр стал стремительно развиваться, разрастаясь на поджанры и подподжанры. В 60-е аниме, вслед за мангой, начало делиться на мультфильмы для мальчиков - сенэн - и мультфильмы для девочек - седзе. Аниме для мальчиков - обязательно приключенческие, а главный герой - смелый, целеустремленный, умный юноша, часто дружит с другими представителями мужского пола, а девушки обычно появляются в качестве боевых подруг. В аниме для девочек, согласно той же логике, главная героиня - юная девушка, но у нее, вслед за гендерными стереотипами, обязательно должна быть романтическая линия. Одним из первых аниме-сериалов для девочек стала «Ведьма Салли», давшая начало поджанру аниме о девочках-волшебницах, когда такой жанр телесериалов уже существовал на Западе.

В это же десятилетие, в 1963 году, в аниме для мальчиков появился «Железный человек №28» - первый мультсериал в поджанре меха, название которого произошло от английского слова «механизм». Главные герои таких мультфильмов - управляемые людьми или самостоятельные человекоподобные боевые роботы. В 1968-м вышло первое аниме о спорте «Звезда Кедзина» про талантливого бейсболиста, а через год на волне успеха этого шоу вышло аналогичное, только для девочек, про женскую волейбольную команду. Также в 1969 году появилось первое эротическое аниме, снятое по мотивам «1000 и 1 ночи».

В 60-е западные телеканалы стали чаще покупать японские аниме-сериалы, но настоящий интерес к японской анимации за границей проявили в конце 70-х, когда в США и Европе выросла популярность космических опер и другого сайфая (в это время вышли первый фильм саги «Звездные войны» и полнометражная картина вслед успешному телешоу «Звездный путь»), а в Японии начали делать аниме-сериалы в этом жанре. Также в 70-е довольно тихо относительно будущего успеха началась карьера культового режиссера-аниматора Хаяо Миядзаки, который стал одним из главных героев «Золотого века» аниме в 80-х.

Золотой век аниме

В 1980-е индустрия манги и аниме стала расти с удивительной скоростью: новые студии появлялись так быстро, как бедные родственники у только что получившего огромное наследство, продолжалась эволюция жанров и поджанров, а также начались смелые эксперименты по смешиванию жанров, развитие технологий позволило добиваться более высокого качества анимации и заниматься дистрибуцией через видеокассеты.

Магистральным жанром аниме того времени стал киберпанк, на Западе хорошо известный по культовому полнометражному мультфильму «Акира» 1988 года о правительственных экспериментах над людьми и бандитских разборках в городе Нео-Токио, пережившем ядерный взрыв. Надо сказать, в самой Японии «Акира» не вызвал такого энтузиазма, как в США и Европе, хотя для искусства анимации это был прорыв - первое аниме, снятое со скоростью 24 кадров в секунду, да еще с грандиозной детализацией, которой раньше не бывало в японской мультипликации.

В 80-е также взошла звезда Хаяо Миядзаки, самого популярного японского режиссера-аниматора в мире. В это десятилетие появилась его студия «Гибли», в 1984 году режиссер выпустил свой первый по-настоящему популярный мультфильм «Навсикая из Долины ветров», а следом «Небесный замок Лапута» в 1986-м, «Мой сосед Тоторо» в 1988-м и «Ведьмина служба доставки» в 1989-м.

Еще две важные вехи 80-х для японской анимации: появление порно-аниме и отлаживание потока экспорта аниме на Запад, где наконец проявили интерес ко всему разнообразию японской мультипликации. Надо заметить, что в 80-е вышло огромное количество важных и успешных аниме-сериалов, но в США их перерабатывали для показа под американскую аудиторию, и сейчас мы, как правило, смотрим именно те переработанные версии.

Луна в матроске

В 1990-е после развала Советского Союза аниме появилось и в России, и у нас начали показывать те же мультсериалы, которые смотрели в США и Европе, - «Покемоны», «Хелло Китти», «Кэнди-Кэнди», «Гонщик Спиди» и другие. Вероятно, одним из самых запоминающихся образцов стал «Сейлор Мун: Луна в матроске» о группе старшеклассниц, перевоплощающихся в воинов для борьбы со злом. «Сейлор Мун» - одно из первых шоу нового аниме-жанра мультфильмов о девушках для девушек, появившегося в 90-е. В таких аниме-сериалах романтическая линия потеряла доминирующее положение, и героини стали более социально активными и проявляли лидерские качества, как будто эти мультфильмы сняли сегодня под влиянием новой волны феминизма.

Особая сила «Сейлор Мун» заключалась в том, что этот сериал объединил в себе черты аниме для девочек и аниме для мальчиков: главные героини были девушками, и романтическая линия оставалась частью сюжета, но еще эти девушки были воинами, и в каждой серии они с кем-нибудь сражались, а также важным элементом шоу было то, что они ходили в коротких юбках и при перевоплощении из обычных девушек в воительниц показывали их обнаженный силуэт - это тоже было приманкой для мальчиков. Благодаря крючкам для такой широкой аудитории «Сейлор Мун» стала одним из самых популярных японских аниме на Западе.

Если вернуться к России, то долгие годы аниме было нишевым развлечением, на которое те, кто не поддался его чарам, смотрели свысока, веря, что мультики - это только для детей. Сегодня заблуждение о том, что любая анимация - развлечение для детей, все еще сильно, но постепенно скепсис уступает место увлеченности: те, кто выросли на японской анимации, продолжают смотреть ее, повзрослев, и не воспринимают любовь к ней своих сверстников и нынешних подростков как инфантилизм. Японская анимация и правда рассчитана на людей разных возрастов и интересов и должна восприниматься на равных с условно «взрослым» кинематографом.

Словарь:

Аниме - в мире так называют японскую анимацию, в Японии - любую анимацию

Акихабара - токийский квартал, известный самой большой концентрацией магазинов электроники и товаров для поклонников аниме, манги и видеоигр.

Каваии - понятие, обозначающее в Японии что-либо, что индивидуум находит милым и очаровательным.

Косплей - перевоплощение в персонажей аниме, манги, компьютерных игр, книг, фильмов и сериалов с помощью костюмов, макияжа, грима, париков и актерской игры.

Манга - японские комиксы; большинство аниме основаны на какой-либо манге.

Мангака - художник комиксов (манги).

Отаку - в Японии так называют человека, который очень сильно чем-то увлечен; за пределами Японии так называют людей, увлеченных аниме и мангой.

Сёдзё - аниме и манга для девочек и девушек в возрасте 12 - 18 лет.

Сёнэн - аниме и манга для мальчиков и юношей 12 - 18 лет.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png