В разговоре о развитии личности нельзя отставить в стороне так называемую самоактуализацию , поэтому сегодня у нас и пойдет речь о самоактуализации личности . В двух словах, самоактуализация — это полнота раскрытия и воплощения в жизнь человеком своей личностной уникальности, реализация того, что в него, как в человека, заложено. Но это только в двух словах.

Часто под развитием личности понимается просто развитие каких-то навыков и умений, приобретение знаний, достижение каких-то целей… Но ведь при всем этом можно ничем не отличаться от дрессированной обезьянки, которую тоже можно «развить» до известной степени, но Личностью с большой буквы или человеком она все равно не станет — и потому развитием личности это назвать сложно. Так вот, самоактуализация — это другое:)

Личность с большой буквы — это зрелая, развитая, реализованная, самоактуализирующаяся личность . Что же такое это загадочная самоактуализация и как стать самоактуализирующейся личностью? Что нужно делать, какие навыки / черты / качества развивать? Не будем изобретать велосипед. Самоактуализация — понятие гуманистической психологии, обычно связывается с именем Абрахама Маслоу. Вот к нему и обратимся, тем более, что я упоминала о нем . Этот ученый — психолог взял на себя труд исследовать, что отличает здоровых, реализовавшихся людей от всех остальных — в разной степени больных и не достигших в своем развитии раскрытия потенциала, заложенного в каждом человеке.

По мнению Маслоу, самоактуализирующихся людей всего 0,5-1 % от общей массы. Почему так мало? Может, это просто какие-то особенные люди, их путь подходит не каждому, и уж тем более это не то, к чему всем надо стремиться, как, например, не всем дано быть музыкантами? Выбор, конечно, за каждым, но психолог убедительно доказывает, что человек, отказавшийся от реализации своего реального человеческого потенциала, это не здоровый и не полноценный человек. В отличии от способностей к музыке, способность и потребность в самоактуализации есть у каждого, и она требует своего удовлетворения. Но почему она тогда так редко реализуется?

Потребности и самоактуализация личности

Да, ключевое слово — потребность . В терминах потребностей мы мыслить уже привыкли, про пирамиду потребностей Маслоу тоже все слышали, а отличие самоактуализации от всей остальной деятельности лежит как раз в плоскости потребностей. Вся наша деятельность обусловлена потребностями, думаю, с этим никто спорить не будет. Потребности заявляют о себе в желаниях (вспоминаем список ) и мы начинаем шевелиться для их удовлетворения.

Но потребности бывают разные. Понятно, что их у нас — вагон и маленькая тележка: и покушать надо, и крышу над головой иметь, и социально реализоваться, и … Но здесь речь о другом — о том, что потребность в самоактуализации не просто находится на вершине пирамиды, но принципиально отличается от всех остальных потребностей.

Абрахам Маслоу доказал, что потребность в самоактуализации, или в росте и развитии, такая же врожденная, как и все остальные, но, как и все высшие вещи, она «интеллигентнее», чем низшие — то есть заявляет о себе менее нагло. Эта потребность хорошо видна у маленьких детей, которые стремятся именно к развитию. Но у взрослого человека потребность в развитии выражена обычно очень слабо — ее заслоняют совсем другие, низшие потребности, голос которых звучит громче.

Одни из из этих низших потребностей вполне законны — это базовые потребности : в пище, безопасности, любви, принадлежности, уважении. Все это нам в жизни необходимо, и как раз удовлетворением этих потребностей мы обычно и заняты. Но, признавая безусловную необходимость их удовлетворения, Маслоу проводит четкую грань между базовыми потребностями и потребности в самоактуализации или развитии.

Кроме естественных базовых у нас могут быть и противоестественные, «больные» потребности. Например, различные зависимости или так называемые «страсти»: зависимость от алкоголя или компьютера, страсть к коллекционированию сексуальных партнеров или к манипулированию окружающими… Если человек посчитает реализацию этих наклонностей самореализацией, то он не просто не будет развиваться, а встанет на путь деградации. По отношению же к самоактуализации личности больные потребности не многим отличаются от базовых.

Что же их объединяет? А объединяют их эгоистически — потребительские мотивы . Желания, продиктованные эгоистическими мотивами способствуют не самоактуализации, а развитию эгоцентризма. Именно в мотивах и заключается разница между потребностью в самоактуализации и всеми прочими. В первом случае, стремясь удовлетворить базовые или больные потребности, мы стремимся избавиться от дискомфорта, который нам причиняет их неудовлетворенность — это мотив недостатка , а во втором — мы исходим из себя, от избытка . За потребностью в самоактуализации не стоит никакой жажды, дефицита, необходимости — даже «потребностью» ее называть не очень верно. Стремление к росту и развитию самоценно и ничем не обусловлено.

Чтобы провести границу, можно сказать, то все, за чем стоит страх и корысть, иными словами, потребности, продиктованные безопасностью или потреблением, не относится к самоактуализации . К сожалению, именно этим мы обычно и живем — наши желания обусловлены страхом и корыстью. Соответственно, их реализация не имеет ничего общего с самоактуализацией. Такие потребности или желания можно отнести к разряду «иметь». То же, что касается самоактуализации или развития личности, относится к разряду «быть».

Еще одно отличие самоактуализации от остальных потребностей состоит в том, что мотивы самоактуализации уникальны, индивидуальны, а остальные потребности — общевидовые, одинаковые у многих.

Что значит «быть»? Признаки самоактуализации

  • Быть — это познавать что-то, потому что интересно — из здорового стремлению к познанию, а не потому что полезно или нужно . Например, когда заходит речь о книгах, то некоторые говорят, что им интересно читать только то, что им приносит пользу, помогая решать свои проблемы. Ничего, кроме своих проблем, их не интересует, к сожалению…
  • Быть — это творить потому что хочется, а не ради денег или повышения чувства собственной значимости, и даже не ради личностного роста. Процесс творчества сам по себе прекрасен и удивителен!
  • Быть — это реализовывать свои таланты и способности и получать от этого удовольствие. Да-да, самореализация — это вообще-то развитие и реализация талантов и способностей, а совсем не исполнение желаний. Мы же часто о своих талантах даже не знаем — не до них нам как-то… Хотя самого по себе развития способностей, как это делают с бедными детьми, отправляя их в 5 секций одновременно, не достаточно — в этом еще смысл должен быть для самого человека.
  • Конечно, быть нереально без , причем смысл непременно должен выходить за рамки личных интересов. Для этого придется решать метафизические вопросы, но иначе никак — бессмысленное бытие невозможно…
  • Быть — это любить безусловно и свободно, а не удовлетворять свою потребность в любви. радуется, что есть на свете любимый человек, любит его ради него самого, созерцает и бережет другого. В противоположность этому потребность в любви беспокоится о взаимности, упивается своими ощущениями по поводу любимого человека, заботится о хороших с ним отношениях — ради себя, своего комфорта, и зачастую сам-то любимый ей не интересен.
  • Быть — это радоваться жизни, а не «тянуть лямку» будней или бесконечно добиваться чего-то. Это .
  • Быть — это воспринимать и принимать мир таким, какой он есть, а не по отношению к себе, через себя, для себя…

Вы уже поняли, что способность быть и является признаком самоактуализации личности. Последний пункт является ключевым и требует пояснений. Обычный человек видит и оценивает все случающееся исключительно через призму своего «я»: «что мне это даст или чем грозит». Самоактуализирующийся же человек, будучи свободен от диктата этой призмы, способен видеть реальность более адекватно.

Помните сказку про дурака, который все время был бит, потому что на похоронах кричал «носить не переносить», а на свадьбе плакал? Причина его неадекватности была в том, что он был неспособен подумать о других, о ситуации — если бы он это сделал, то он бы легко понял, как стоит себя вести. А его глупость заключалась в том, что он, пытаясь избежать побоев, хотел выучить «как надо», вместо того, чтобы отрешиться от себя и вникнуть ситуацию.

Обычный человек часто отличается от этого дурака только тем, что за многие годы хорошо выучил, где как «надо» и научился избегать «побоев», а в незнакомой ситуации он теряется или поступает неадекватно. Самоактуализирующийся же человек не нуждается в «как надо». Он ведет себя спонтанно — исходя из своей реальной реакции на ситуацию, которую он воспринимает непосредственно. Вот такой парадокс — с одной стороны, он исходит из себя , а с другой — воспринимает мир, как таковой, не будучи на себе зацикленным. А обычный человек исходит из своих страхов и корысти, а не из себя, и воспринимает мир только по отношению к себе (точнее, к своим страхам и корысти). Как обычно, без диалектики никуда:)

Как стать самоактуализирующейся личностью?

Как же достичь самоактуализации личности? Научить этому нельзя, потому что искусство быть каждый открывает в себе сам. Не зря один из корней слова самоактуализация , как и слова самореализация само . Можно научить обезьянку рисовать солнышко, но нельзя научить творить. Можно дать схему по удовлетворению базовых потребностей, но в самоактуализации нет схем — потому что личность уникальна. Можно заставить или обязать человека что-то делать, но только он сам может принять свободное решение и взять за него ответственность.

Ответственность, безусловно, необходимое условие самоактуализации. от просто индивида отличает как раз самобытность и самостоятельность, наличие , действия, обусловленные своими соображениями и т. п. В общем, для этого необходимо научиться самому «ножками ходить» — чему никто не может научить. Да и примеров тут быть не может — чтобы иметь свое мнение, как кто-то, придется его выработать самостоятельно , а не повторять за этим кем-то.

Единственное, что тут можно посоветовать — это хотя бы обратить свой поиск в эту сторону, а не тешить себя иллюзией, что исполнение желаний — это самореализация, а достижение целей — личностный рост, потому что и наши желания, и цели, как правило, обусловлены дефицитарными потребностями (от слова «дефицит» — недостаток). Но в каждом из нас есть зародыши и даже росточки искусства быть . Когда мы были детьми, мы все это умели, пока родители не начали нас развивать, как они считали нужным, и не объяснили нам «как надо», купировав наши непосредственные реакции.

Самоактуализация — процесс динамический, это не состояние, которого нужно достичь, и потом в нем пребывать, а скорее направление движения, приоритеты, которые структурируют жизнь. Остальные потребности никуда не денутся — их тоже нужно удовлетворять, но у самоактуализирующейся личности они перестают быть основным содержанием жизни, отходя на второй план, развитие для нее важнее.

Если же человек игнорирует свою потребность в развитии, она будет отравлять его жизнь, потому что, хоть голос ее и тих, она у него есть и дает о себе знать в ощущении пустоты, сна наяву, депрессиях, неудовлетворенности жизнью и мучительном поиске чего-то.., даже физические болезни могут возникнуть на этой почве. Но эти пугалки, конечно, не основание для самоактуализации:) Единственное основание — наше желание реализовать себя в жизни, как Человека, в полную меру своего потенциала.

Вот такой я нашла ответ на вопрос о том, куда развивать личность ?. В дополнение к сказанному, на днях я опубликую признаки самоактуализирующейся личности по А. Маслоу с пояснениями. На мой взгляд, под развитием личности можно понимать только путь самоактуализации . Все остальное — дрессировка обезьянки, не более. А вы как думаете? Жду ваших вопросов и дополнений по поводу самоактуализации личности, и до новых встреч !

© Надежда Дьяченко

Понятие «самоактуализация» принадлежит гуманистическому направлению в психологической науке. Гуманистическая психология исходит из положения о том, что стремление к постижению подлинных ценностей и исходя из них осуществление практической деятельности является необходимым фактором полноценного развития человека. При этом, главное направление преобразования общества и его социальных институтов должно быть такое, что позволит каждому человеку на протяжении жизни максимально развить свои задатки и реализовать их на благо общества и на пользу себе. В центре ее внимания гуманистического подхода находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста .

Основное средство решения проблемы развития личности гуманистическая психология видит в организации и совершенствовании процесса самоактуализации. Этот процесс предполагает творческое направление в деятельности человека. В то же время, предпосылки к творческой активности человека создаются лишь в процессе успешного решения им адаптационных, ситуационно обусловленных проблем. Человек, способный творчески действовать, развивается на протяжении жизни из человека адаптирующегося.

Самоактуализация и самореализация - это понятия, определяющие процессы движения человека к новому в мире действительности. Тенденция к самоактуализации, по К. Роджерсу, есть проявление глубинной тенденции к актуализации. Ученый считает, что самоактуализация свойственна всем процессам и явлениям .

Содержание понятия «самоактуализация» раскрывается в рамках двух направлений гуманистической психологии. Первое, «клиническое», представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса и ориентировано на поиск методов и подходов терапевтическому решению проблемы саомактуализации. Второе направление, «мотивационное», разработанное американским исследователем А. Маслоу, предполагает детерминацию процесса самоактуализации потребностно-мотивационной сферой человека.

Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. По мнению К. Роджерса, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующей тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства человека. Вторая - «организмический отслеживающий процесс» - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях - от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии .

В контексте теории К. Роджерса, тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. Самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, нет необходимости какой-либо особой мотивации, чтобы человек был активен. Каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в своей основе является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы. Самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. К. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они дальше других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным .

А. Маслоу акцентировал роль потребностей в самоактуализации человека и выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности:

  • · «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения:
  • · «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации.

Всего, по А. Маслоу, существует пять уровней мотивации:

  • 1. Физиологический (потребности в еде, сне);
  • 2. Потребности в безопасности (потребность в жилище, защите);
  • 3. Потребности в принадлежности и любви (отражают потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи);
  • 4. Потребность в признании (положительная оценка окружающие, статус);
  • 5. Потребность в самоактуализации (самовоплощение, стремление к идентичности) .

Наиболее важным для человека является потребности пятого уровня, но они выступают на передний план тогда, когда вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены.

А. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию, как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализироваться - значит достичь вершины нашего потенциала, следовать своей природе, реализуя себя в тех видах деятельности, которые позволяют максимально развить свои способности. А. Маслоу сделал предположение, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его, побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые - как правило, одаренные - люди достигают ее. Самая большая проблема заключается в том, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Это явление А. Маслоу называл «комплексом Ионы». Он характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию .

В то же время, социальное и культурное окружение человека часто подавляет тенденцию к актуализации. Примером таких блокаторов может являться культурные стереотипы, общественное мнение, социальные установки, предубеждения. Поэтому актуализация высших потенциалов в большинстве случаев возможна только при благоприятных условиях. Необходимо создание атмосферы безопасности, принятия и стимулирования к самореализации и развитию. С этой точки зрения, ни одно общество в человеческой истории не предоставляло оптимальной возможности для самоактуализации всех его членов, хотя, некоторые все же намного лучше других в смысле обеспечения условий для самосовершенствования индивида .

Последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое А. Маслоу, - сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Большинство людей имеют сильную тенденцию формировать паттерны поведения и их придерживаться длительное время. Ведь нет ничего надежнее старых испытанных способов взаимодействия с миром. Реализация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. А. Маслоу утверждал, что дети, воспитанные в безопасности, дружеской, заботливой атмосфере, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста. В условиях когда удовлетворению основных потребностей человека ничто не угрожает рост приносит удовольствие, и человек стремится стать настолько хорошим, насколько позволяют его способности. И напротив, люди, которым не удалось развить свой истинный потенциал - стать тем, чем они могли бы стать - испытывают депривацию своих основных потребностей.

Таким образом, неустойчивое положение, тревога, блокировка потребностей человека влечет за собой нарушение, а иногда делает невозможным процесс самоактуализации. Если он все же удается, то самоактуализирующаяся личность, по мнению А.Маслоу, приобретает следующие характеристики:

  • 1. Более эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку.
  • 2. Принятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов. Основные биологические процессы считаются частью человеческой природы и благосклонно принимаются. Подобным образом они принимают других людей и человечество в целом. У них нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы.
  • 3. Непосредственность, простота и естественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Они умеют приспосабливаться так, чтобы оградить себя и других людей от боли или несправедливости. В то же время, они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что это необходимо.
  • 4. Центрированность на проблеме. Все самоактуализирующиеся личности привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. Они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей. В этом смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика.
  • 5. Независимость, потребность в уединении. Самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы. Самоактуализирующиеся люди могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими.
  • 6. Автономия: независимость от культуры и окружения. Самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Они считают себя самоопределяющими, активными, ответственными и самодисциплированными хозяевами своей судьбы. Они достаточно сильны, чтобы не обращать внимание на мнения и влияния других, поэтому они не стремятся к почестям, высокому статусу, престижу и популярности. Они считают такое внешнее удовлетворение менее значительным, чем саморазвитие и внутренний рост.
  • 7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализирующиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.
  • 8. Вершинные, или мистические переживания. В процессе самоактуализации у многих людей возникают вершинные переживания. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытости и слияния с природой.
  • 9. Общественный интерес. Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим «смертным» собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобной отношению старшего брата или сестры к младшим братьям и сестрам.
  • 10. Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем «обычные» люди. Самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями. Обычно круг их близких друзей невелик, т.к. дружеские отношения в стиле самоактуализации требует большого количества времени и усилий.
  • 11. Демократический характер. Самоактуализирующиеся личности свободны от предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей.
  • 12. Разграничение средств и целей. В повседневной жизни самоактуализирующиеся личности более определены, последовательны и тверды, чем обычные люди, в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм. Им больше нравилось делать что-то ради самого процесса, а не потому, что это средство для достижения какой-то цели.
  • 13. Философское чувство юмора. Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом.
  • 14. Креативность. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так, как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой способ личности.
  • 15. Сопротивление окультуриванию. Самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию .

Таким образом, процесс самоактуализации является, с одной стороны, результатом гармонии человека с миром. Иными словами, это процесс развития личности, у которой содержание «Я-концепции» адекватно окружающему миру и отражает гармонию с самим собой как в когнитивном, так оценочном и поведенческом компонентах. С другой стороны, рассогласованность с внешним миром «Я-концепции», и, как следствие. наличие тревоги, неадекватной завышенной или заниженной самооценки, размытости установок и убеждений, влечет за собой блокировку процесса самореализации, раскрытия человеком своего потенциала, лишает его возможности самоактуализироваться. Процесс самоактуализации и содержание «Я-концепции» зависит от условий, складывающихся в определенный период жизни человека. Если данный процесс от рождения до начала молодости сопутствует и взаимообусловлен с процессом психического становления и развития человека, то в период среднего возраста во многом определяется средовыми факторами, социальным окружением. Поэтому следует рассмотреть особенности формирования «Я-концепции» и самоактуализации в данный возрастной период.

3. Потребность в самоактуализации

Абрахам Маслоу считает, что после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, любви и уважении неизбежно обостряется потребность в самоактуализации. Даже если все названные потребности удовлетворены, - пишет он о первых четырех, - часто (если не всегда) мы можем ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан. Музыканты должны создавать музыку, художники должны писать картины, поэты - сочинять стихи, чтобы оставаться в согласии с собой. Человек должен быть тем чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией». Этот термин «относится к желанию людей реализовать себя, а именно склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально. Эта склонность может быть определена как желание в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен... На этом уровне очень высока степень индивидуальных различий. Однако общим свойством потребностей в самоактуализации является то, что их появление обычно опирается на некую предварительную удовлетворенность физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности, любви и уважении». Много лет исследуя людей с ярко выраженной потребностью в самоактуализации, Маслоу составил список свойственных им отличительных черт личности. К таким чертам он отнес:

♦ адекватное восприятие реальности;

♦ принятие мира таким, каков он есть;

♦ спонтанность и естественность поведения;

♦ центрирование на решении тех или иных проблем, а не на своем «Я»;

♦ склонность к уединению;

♦ автономию, т. е. относительную независимость от физического и социального окружения;

♦ свежесть восприятия обыденных явлений действительности;

♦ особые эмоциональные переживания («пиковые переживания»);

♦ чувство единства и родства всех людей;

♦ скромность и уважение к окружающим;

♦ избирательность в общении и особый стиль межличностных отношений;

♦ строгое следование избранным для себя моральным стандартам;

♦ превращение средств достижения той или иной цели в интересную творческую деятельность;

♦ чувство юмора;

♦ креативность, т. е. самостоятельный и творческий стиль деятельности;

♦ сопротивление приобщению к чуждым для себя культурным нормам;

♦ наличие многочисленных мелких недостатков и несовершенств;

♦ формирование собственной самостоятельной системы ценностей;

♦ целостность личности и отсутствие в ней разрушительных противоречий, гармония внутреннего мира и поведения.

Учитывая все эти особенности, можно довольно легко представить себе, какие услуги будут предпочтительны для личностей, ими обладающих, и какие требования такой человек будет предъявлять к сервису. Повышение уровня жизни и усложнение жизненных задач, стоящих перед гражданами развитых стран, будет, вероятно, приводить к увеличению количества людей - «самоактуализаторов» и к превращению их стиля поведения (в том числе в сфере услуг) во все более и более массовый.

Однако смысл жизни и самоактуализация - не всегда одно и то же. Сам А. Маслоу считает, что самоактуализаторов сравнительно немного. Как в таком случае определить смысл жизни всех остальных людей и возможно ли дать хотя бы приблизительно классификацию основных подходов к определению смысла жизни?

Одна из возможных классификаций таких подходов может быть основана на теории социального действия выдающегося немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920).

По мнению М. Вебера, все действия людей можно оценить с точки зрения их механизмов и мотивации. Его социологическая модель включает четыре типа социального действия:

1) традиционное;

2) аффективное;

3) ценностно-рациональное;

4) целерациональное.

Попробуем кратко определить, какое отношение к потребностям и услугам возникает на основе каждого из этих типов социального действия.

1. Традиционное действие наиболее широко распространено в племенах туземцев и у народов, стоящих на доиндустриальной стадии развития. Оно полностью ориентировано на выполнение норм, правил и традиций, которые человек освоил в процессе воспитания. Люди еще не анализируют смысл тех или иных приемов поведения. Этнографы, изучавшие племена туарегов, которые населяют пустыню Сахара, столкнулись именно с таким стилем деятельности. Согласно традициям туарегов, мужчина должен всегда закрывать лицо специальной повязкой (открытыми остаются только глаза), У других народов такого поведения требуют, как известно, только от женщин. Когда у туарегов спрашивали, почему они сохраняют такой странный обычай, последние вообще не понимали смысл вопроса и отвечали: повязку носят потому, что лицо мужчины должно быть закрыто повязкой. Вопрос «почему?», побуждающий найти причины и рациональные объяснения, человеку с таким мировоззрением еще не понятен. Смысл жизни при этом понимается как строгое соблюдение того порядка, который существует, безо всякого понимания его смысла. Просто «так надо», «так положено», «так принято», «так мы должны поступать». Подобный стиль поведения существует и в современном развитом обществе: многие люди видят цель и смысл жизни в том, чтобы делать «то, что положено», вести себя «так, как надо». Здесь смысл жизни полностью задается исторически сложившейся традицией, которую человек не пытается понять, а просто исполняет. Отношение к потребностям и услугам здесь тоже полностью предсказуемо и всецело определяется сложившимися на данный момент традициями. Освоение чего-то нового в любой сфере деятельности при этом крайне затруднено. Этот стиль поведения и соответствующее ему представление о смысле жизни сыграли свою роль, упорядочивая поведение людей в древних обществах. Однако в эпоху становления постиндустриального типа цивилизации подобная жизненная ориентация становится недостаточной, слишком примитивной (хотя и продолжает играть положительную роль). В то же время люди с таким мировоззрением легче других становятся жертвами всевозможных идеологических манипуляций, зомбирования и т. п.

2. В условиях преобладания аффективного типа действия человек принимает решения на основе своих желаний, настроений и капризов. Смысл жизни понимается им как возможность оторваться от традиций, делать то, что «я хочу», свободно проявлять свои личные вкусы и интересы, а не следовать каким-то навязанным другими людьми стандартам. Это похоже на эпикурейский стиль поведения. Потребности человека, пути их удовлетворения и спрос на услуги становятся менее предсказуемыми, так как личность стремится проявить себя, действовать на основе своих желаний (за которыми, конечно, все равно стоит необходимость удовлетворения насущных потребностей). Подростки, формирующиеся как самостоятельная личность, обычно тяготеют именно к такому пониманию смысла жизни и к соответствующему стилю поведения.

3.При ценностно-рациональном типе социального действия человек считает наиболее важным для себя следовать какой-либо идее. Эта идея имеет самостоятельную ценность, порой даже большую, чем жизнь человека или большого количества людей. Смысл жизни отдельной личности понимается как необходимость служения этой идее, воплощения ее в жизнь. Такой стиль поведения и соответствующее ему понимание смысла жизни объединяет людей с очень разным по содержанию мировоззрением - религиозных фанатиков, революционеров, ученых, художников, поэтов, музыкантов, которые видят смысл своего существования в бескорыстном служении науке или искусству. Офицер может служить своему народу, мать - своим детям, инженер - воплощению в жизнь своих технических идей и изобретений. Человек с таким пониманием смысла жизни будет оценивать свои и чужие потребности, а также услуги, предлагаемые сервисными организациями, с точки зрения их соответствия его идее или цели. Хорошо и ценно то, что соответствует ей, плохо - то, что мешает ее реализации. Если попытаться со стороны оценить эффективность и разумность такого поведения, потребуется прежде всего проанализировать ту идею или принцип, на которых базируется данное понимание смысла жизни. Ясно, что идеи могут быть самыми разными по содержанию - от возвышенных и гуманистических до человеконенавистнических (расистских, фашистских и т. п.).

4. При господстве целерационального типа действий человек определяет смысл своей жизни более гибко и индивидуально. Этот смысл зависит от той конкретной жизненной ситуации, в которой он находится и которую стремится рационально осмыслить, понять. Жизненная ситуация меняется, поэтому она требует постоянного анализа, осмысления. На основе этого осмысления личность может выстраивать стратегию своей деятельности, намечать цели и методы их достижения, которые соответствуют нашему мировоззрению и конкретной жизненной ситуации. Для человека, действующего таким путем, невозможно потерять смысл жизни - этот смысл всегда можно переформулировать и переосмыслить с учетом изменившихся условий. Примерно такого понимания смысла своего существования придерживаются те люди, которых А. Маслоу называет самоактуализаторами. Люди, выработавшие подобное мировоззрение, обладают сложной, постоянно изменяющейся системой потребностей и предъявляют спрос на разнообразный набор услуг, отвечающих конкретным потребностям развития личности на данном жизненном этапе и в данной конкретной ситуации.

Наиболее интересная психологическая концепция развития смысла жизни и представлений о нем разработана Казимежем Обуховским.


3.1. Фазы потребностей смысла жизни

С точки зрения К. Обуховского, потребность в смысле жизни начинает формироваться у человека в детстве и может пройти следующие фазы:

1. Предварительную.

2. Фазу идентификации.

3. Фазу космической потребности в смысле жизни.

4. Фазу зрелой концепции смысла жизни.

Рассмотрим эти фазы подробнее.

1. На предварительной фазе ребенок начинает формулировать вопросы об окружающем мире и о себе самом. В этих вопросах, которые он задает взрослым, постепенно появляются попытки понять причины, значение и цель тех или иных явлений («Что это такое?», «Зачем нужна мама?», «Зачем луна?», «Что бы было, если бы ты меня не родила?, «Почему бывает война, если Бог милостив?»). Здесь закладываются предпосылки постановки вопроса о смысле жизни.

2. Фаза идентификации наступает у школьников младших классов. «Молодой человек начинает чувствовать желание обосновать смысл себя» и «легче всего он находит его в виде идентификации с кем-то, кто, по его оценке, является "осмысленным"». Действительно, проще всего не выдумывать какой-то смысл самому, а найти у других его правильное понимание. Стремление объединяться в группы и организации, имеющие общие задачи и занятые осмысленной деятельностью, является типичным для подросткового возраста. Это могут быть рокеры, фанаты футбольного клуба, поклонники рок-певца или группы, всевозможные экстремистские организации с различными идеологиями, дворовые компании, учащиеся престижного учебного заведения, члены спортивной команды или команды КВН и т. п. Идентификация с членами своей группы требует активной деятельности, защиты общих ценностей и отрицания системы ценностей других групп. Отсюда - вражда и открытые конфликты между такими сообществами (панки против скинхедов, болельщики одного клуба против болельщиков другого и т. п.). «Эти виды идентификации - первый признак появления потребности в смысле жизни, выражающейся в стремлении к осмыслению эмоционального контакта. Важной особенностью идентификации является то, что в определенных условиях она достаточно полно имитирует смысл жизни и может остаться у индивида на всю жизнь как способ самоопределения. В этом случае она блокирует дальнейшие фазы развития смысла жизни, а значит, и путь к развитию личности». Так, взрослый человек может видеть основной смысл своей жизни в том, что он «болеет» за спортивную команду или вместе со старыми друзьями ездит на рыбалку и ходит в баню. Все потребности такой личности будут тяготеть к эталонам и стандартам, принятым в его группе. Для спортивных фанатов и членов других, похожих на них, сообществ особенно важны услуги, Связанные с принадлежностью к данному сообществу (специфический внешний вид, времяпрепровождение, использование «культовых» предметов). Фанатичные сторонники религиозных организаций тоже находятся на этом уровне осознания смысла жизни.

3. На так называемой космической стадии человек пытается сформулировать смысл жизни в виде неких общих для всех абстрактных идей. Личность еще не может уловить и понять свой собственный, индивидуальный смысл, ограничиваясь универсальными мировоззренческими утверждениями о природе мира и человека вроде «мир является...», «самое важное для людей...», «людьми управляет...». Человек на этой стадии может «зацикливаться» на реализации какой-то идеи, кажущейся ему единственно заслуживающей внимания. Тем не менее, даже такое статичное понимание смысла позволяет ориентироваться в окружающем мире и вырабатывать более самостоятельную стратегию поведения, чем в стадии идентификации с другими.

4. Наконец, зрелая концепция смысла жизни состоит в том, что человек находит свой собственный, индивидуальный смысл и учится его развивать. Смысл жизни не является застывшим комплексом идей и представлений, одинаковым и для ребенка, и для взрослого, и для старика. «Изменения личности должны происходить, поскольку существование личности является процессом и ее стабильное состояние невозможно... Даже данный извне смысл жизни определенное время исполняет роль стабилизатора и фактора сопротивляемости, только в этом случае важность жизни зависит в основном от обстоятельств. Когда смысл жизни собственный, поскольку следует из самостоятельной концепции жизни, то к этим достоинствам добавляется шанс осуществления творческой адаптации, а значит, и развития личности. Этого шанса никто никому не может дать. Полнота жизни зависит от самой личности».

Человек, который углубляет и конкретизирует смысл своего существования на каждом новом этапе жизни, обладает гармоничной, постоянно развивающейся системой потребностей. Его спрос на услуги соответствует реальным нуждам и в то же время индивидуализирован в соответствии с особенностями его неповторимой личности и того этапа развития, который эта личность в настоящий момент переживает.

В постиндустриальном обществе впервые возникла экономическая возможность широкого распространения индивидуального стиля потребления. Его психологический механизм - формирование развитой самостоятельной личности с глубокой, зрелой концепцией смысла своего существования. В этой ситуации постоянное усложнение сферы услуг и повышение требований общества к их разнообразию и качеству становится исторической неизбежностью.


Список используемой литературы

1.Блэкуэлл Д., Миниард П., Энджел Дж. «Поведение потребителей». СПб.: Питер, 2002 г.

И, даже большего, чем удовлетворение социальных потребностей. Часто люди отказываются от становления, отрицая заложенную в них возможность полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой человек, отказавшийся от поиска смысла, наполнения им своей жизни является предателем самого себя. Тот, кто предал человеческую сущность не в состоянии ответить на основные вопросы...

Что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для старшеклассников тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающим . 2.2. Исследование смысложизненных ориентаций человека в период ранней взрослости В исследовании нами был использован тест смысложизненных ориентаций. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) является...

Потребности самоактуализации

Наконец, высший уровень в пирамиде – потребности самоактуализации – Маслоу определил как стремление человека стать тем, кем он может стать: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут стать. Они должны быть верны своей природе» (цит. по: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. СПб., 1997).

Не следует думать, что самоактуализация возможна только для художественно одаренных людей – художников, музыкантов и т. п. Свой творческий и личностный потенциал есть у каждого. Каждый человек имеет свое призвание, и потребность в самоактуализации означает желание найти в себе это призвание и добиться возможности заниматься именно этим, любимым делом. Пути и формы самоактуализации очень разнообразны, и именно на этом, высшем уровне потребностей, мотивация и поведение людей наиболее индивидуальны и уникальны.

Маслоу утверждал, что стремление максимально реализовать свои возможности в принципе присуще всем людям. Тем не менее людей, руководимых именно этими потребностями, то есть тех, кого ученый называл самоактуализирующимися, очень и очень немного (согласно оценке Маслоу, проводившего специальное исследование, таковых не более 1% от всего населения). Почему же потребности, заложенные в психику каждого человека, становятся побудительными стимулами столь редко?

Маслоу указывал на три причины такого неблагоприятного положения:

– Незнание о своих возможностях и непонимание пользы самосовершенствования (сомнения в собственных способностях, страх успеха).

– Давление социальных и культурных стереотипов (потенциал человека может идти вразрез с тем, чего требует от него общество в целом или ближайшее окружение: например, стереотипы «мужественности» и «женственности» могут помешать юноше стать талантливым танцором или визажистом, а девушке – достичь успехов в какой-нибудь «неженской» профессии).

– Противодействие потребностей безопасности (процессы самоактуализации требуют порой совершения рискованных поступков, действия без гарантии успеха, готовности приобретать новый опыт).

Каковы же люди, руководствующиеся в жизни потребностями этого уровня? Для подробного знакомства с темой мы рекомендуем познакомиться с работами самого А. Маслоу, собравшего множество «портретов» самоактуализирующихся людей и весьма ярко описавшего их. Мы же ограничимся кратким перечислением тех качеств, которые свойственны этим «лучшим представителям» человеческого общества.

1. Более эффективное восприятие реальности – умение видеть действительность такой, какова она есть, а не такой, какой хотелось бы ее видеть.

2. Принятие себя, других людей и природы – свобода от чрезмерного давления стыда, тревоги, чувства вины, гармония не только со своей душой, но и со своим телом; способность с пониманием относиться к слабостям других людей, без желания исправлять и переделывать их; восхищение природой и понимание того факта, что в ней действуют неподвластные человеку законы.

3. Непосредственность, простота и естественность – отсутствие стремления произвести эффект, представить себя кем-то иным и в то же время готовность вести себя в соответствии с требованиями ситуации, если это необходимо.

4. Центрированность на проблеме – приверженность какому-то делу, призванию, долгу; дело воспринимается выше непосредственных личных потребностей.

5. Независимость и потребность в уединении – потребность в общении с собой, способность к творческому, конструктивному одиночеству.

6. Самостоятельность – независимость от культуры и окружения, опора на внутренние источники силы и развития, способность к самоконтролю и отсутствие подверженности влиянию внешних условий.

7. Свежесть восприятия – умение замечать и ценить даже самые обычные явления, наслаждение тем, что дается природой, судьбой, другими людьми.

8. Вершинные переживания – кульминационные моменты «озарения», чувство абсолютной гармонии с миром и природой, выход за пределы своего «Я».

9. Общественный интерес – чувство глубокой близости, сопричастности человеческому роду, сострадание и любовь ко всему человечеству в целом.

10. Глубокие межличностные отношения – круг общения невелик, но отношения с каждым из близких людей очень тесны, глубоки и серьезны.

11. Демократичный характер – свобода от классовых, расовых, гендерных, возрастных и прочих предубеждений, готовность учиться у других.

12. Разграничение средств и целей – цель никогда не оправдывает средства; приверженность нравственным и этическим нормам (хотя совсем не обязательно религиозность); способность наслаждаться различными занятиями ради самого удовольствия от деятельности (наслаждение средствами), а не ради достижения цели (например, удовольствие от физических упражнений как таковое, а не стремление к цели «стать здоровым» и т. п.).

13. Философское чувство юмора – удовольствие от того юмора, который скорее вызывает улыбку, а не смех, не от тех шуток, что высмеивают кого-то конкретного или бьют «ниже пояса», а скорее глупость и нелепости в человеческой жизни в целом (наглядный пример – разница между некоторыми «сиюминутными» шутками М. Задорнова и философским юмором М. Жванецкого).

14. Креативность – спонтанная и естественная способность к творчеству, подобная детской; не обязательно творчество в искусстве, но свежий и свободный от шаблонов, увлеченный подход к любому делу, которым человек занимается.

15. Сопротивление окультуриванию – независимость в сохранении собственных ценностей и идеалов, неподчинение догме.

Даже это краткое описание может способствовать впечатлению, что самоактуализирующиеся люди – это некие «сверх-человеки», одиноко воспарившие над огромной серой массой. Маслоу неоднократно подчеркивал, что это совсем не так. Да, во многих отношениях это люди исключительные и формирующие некий особый слой в человеческом обществе: «Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти» (цит. по: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. СПб., 1997).

И эти люди – отнюдь не ангелы, лишенные всех человеческих недостатков. Они могут быть тяжелы в общении, упрямы, вздорны, тщеславны и вспыльчивы. Многим они могут показаться холодными и равнодушными, и порой действительно ведут себя с «хирургической холодностью», особенно в ситуациях разрешения конфликтов. Как и все другие люди, они страдают от неуверенности и сомнений или же раздражают и обижают окружающих. И тем не менее они служат ярким свидетельством того, что потенциал человеческого роста и развития намного шире, чем тот, каким довольствуется большинство из нас .

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Профконсультант – и немного о Самоактуализации Психолог-консультант нанят на работу, чтобы ориентировать подростков и молодежь в правильном выборе своей будущей профессии. Из теоретических трудов гуманистического направления он уже знает, что для человека важнее

Из книги За тенью сознания. автора Колташов Василий Георгиевич

4. Потребности. Человек продукт общества. Он невозможен без других людей, его не может быть без общественных отношений, только в них в процессе труда индивид становится человеком. С самого начала истории люди жили вместе, родовыми, затем соседскими общинами, вмести

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Подавление самоактуализации как угроза Соглашаясь с Гольдштейном (Goldstein, 1939, 1940), мы можем рассматривать большую часть индивидуальных переживаний, связанных с угрозой, как ситуации, тормозящие или угрожающие подавить развитие личности на пути к самоактуализации. Такой

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

Креативность самоактуализации Как следствие, я счел необходимым разграничить «креативность таланта» и «креативность самоактуализации», причем последняя распространена гораздо более широко и имеет более тесную связь с личностью, проявляясь в повседневной жизни не

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

Теория мотивации и самоактуализации и психология женщин Женщина - это поистине вечная загадка. Женщины подобны цветам. Каждый человек представляет для меня загадку, но женщины в большей степени, чем мужчины. (Maslow, цит. по: Hall, 1968, р. 56). Осваивая новые территории, Маслоу,

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

16. Исследования А. Маслоу по самоактуализации и творчеству Абрахам Маслоу, несомненно, является одним из самых выдающихся психологов XX века. Заслуга его заключается в том, что он стоит у истоков сразу двух психологических направлений – гуманистического и

Из книги Жизнь без усилий. Краткое руководство для удовлетворенности, внимания и потока. автора Бабаута Лео

Я и мои потребности Мои внешние черты обычно причиняли мне мало беспокойства. Я привык к тому, что быстро устаю, подолгу сплю и не могу, например, развить нужную быстроту во время игры в баскетбол. То, что у меня память была лучше, чем у других, или я быстрее мог

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности - признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и

Из книги Брак и его альтернативы [Позитивная психология семейных отношений] автора Роджерс Карл Р.

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

Из книги Как сохранить любовь в браке автора Готтман Джон

Тенденция к самоактуализации Существует фундаментальный принцип человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруентности и к более реалистичному поведению. Более того, это стремление свойственно не только людям, это составляющая часть

Из книги НА ПОДСТУПАХ К ПСИХОЛОГИИ БЫТИЯ автора Маслоу Абрахам Харольд

ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ” - НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ? Первое направление, в котором осуществляется выработка человеком приобретаемых при жизни потребностей есть ни что иное, как выявление им в процессе практического взаимодействия со

Из книги автора

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках

Из книги автора

РЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ - ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Подведу итог.Потребности в способах (навыках) деятельности, в деятельности и в деятельном состоянии, в эмоциональном тонусе, приобретаемые или развивающиеся при жизни, являются

Из книги автора

Шаг 2: Мои потребности Вот несколько типичных потребностей, о которых люди говорят на втором этапе. Осознайте все потребности, которые вы испытывали в то время. Выслушайте с сочувствием описание потребностей своего партнера.1. Чтобы меня выслушали.2. Чтобы меня

Из книги автора

14. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ Когда меняется философия человека (его природы, его целей, его возможностей, его самоосуществления), тогда меняется все, а не только философия политики, экономики, этики и аксиологии, философия межличностных

Здравствуйте, уважаемые гости и подписчики блога. Сегодня мы поговорим о том, что такое самоактуализация и какую роль она играет в жизни каждого из нас.

Понятие «самоактуализация»

Понятие самоактуализация имеет множество определений. Однако, если свести все трактовки к общему знаменателю, можно сказать, что оно означает стремление личности раскрыть свой потенциал и реализовываться в близкой для нее отрасли. Хочется отметить тот факт, что этот процесс не имеет ограничений.

Явление самоактуализации психология изучает длительное время. Существенный вклад в исследование сделал Абрахам Маслоу. Кроме него над этой темой также трудился представитель гуманистической психологии Карл Роджерс и многие другие.

Психологи-гуманисты выделили целый ряд разновидностей процесса самоактуализации. Далее мы подробнее рассмотрим каждую из них.

  1. Глубокая: личностный рост, развитие человека.
  2. Поверхностная - это не стремление развиваться, но желание самовыразиться без какого-либо личностного роста.
  3. Пассивная: естественный рост интеллекта и культуры личности.
  4. Активная или продуктивная. Характерна наличием намерения. То есть, человек ставит себе конкретную цель, затем занимается развитием тех качеств, которые необходимы для ее выполнения.
  5. Гармоничная.
  6. Проблемная.
  7. Осторожная.
  8. Энергичная.

Очень часто самоактуализацию принимают как основную дорогу, ведущую к вершине развития человека. Однако это совсем не так. В виду безграничных возможностей разума рассматриваемое нами явление безгранично.

Этапы

Если у вас есть стремление к развитию, следует определиться с планом действий.

Для начала нужно выделить потребности. Далее следует оценить возможности и понять способности. То есть, вам нужно уделить время для себя. Займитесь самопознанием, . Если очень сложно самостоятельно разобраться в себе, попробуйте обратиться к специалистам.

Вторым этапом станет поиск способов самореализации. Это может быть все, что угодно, независимо от направления. Уровень подготовки также не имеет значения. Здесь основным является только ваше отношение к занятию. Главное, чтобы выбранное дело приносило удовольствие. Для девушек рекомендую почитать .

Способы

Исследования А.Маслоу


Всю свою жизнь с момента зачатия организм решает множество проблем. Сначала все происходит на бессознательном уровне. Существо, до того как станет сознательной личностью, стремится к удовлетворению потребностей, прежде всего фундаментальных. С развитием организма в целом и осознанности в частности происходит рост потребностей, среди которых А. Маслоу называет 5 наиболее распространенных. Наверное вы слышали о .

Так вот, он составил иерархию: от самых простых до потребностей наивысшего уровня:

  • базовые (физиологические или фундаментальные): вода, еда, сон и т.д.;
  • безопасность (срабатывает инстинкт самосохранения): режим дня, жилье, одежда;
  • любовь, принадлежность: общество родных, друзей;
  • уважение или участие в общественной жизни;
  • самоактуализация.

Для того чтобы мы смогли удовлетворить самую высшую и одновременно сложную потребность, необходимо знать, как это сделать. Существует масса методик, как запустить механизм осознанно.

Наиболее распространенные методы самоактуализации


1. Полное погружение . Соберитесь с мыслями и позвольте чему-либо поглотить вас. Забудьте про защиту, застенчивость. В этот миг вас наполнит что-то очень невинное, что-то свежее, возродится детское простодушие. Пропадет ваш привычный цинизм, а стойкость и желание казаться мудрым не по годам просто улетучатся. Чтобы достичь такого состояния, следует быть бескорыстным. Ведь очень часто мы страдаем от того, что слишком застенчивы. А действительно бескорыстные дела совершаем очень редко.

2. Представьте себе, что жизнь - это процесс непрерывного выбора . Его вы делаете каждый миг: двигаетесь вперед или делаете шаг назад. Вы стремитесь защитить себя, ищете безопасное укрытие, потому что боитесь покидать зону комфорта. Или наоборот - вы готовы к свершениям, открывать нечто новое, расти и развиваться. Если каждый день делаете выбор в пользу развития и роста, значит вы уже стоите на пути к самоактуализаци, которая и подразумевает под собой этот выбор. То есть, вы отбрасываете все то, что мешает вашему личностному росту.

4. В период сомнений будьте честны . Сомнения нередко сопровождаются ложью. Требуйте от себя четкий ответ, не бойтесь стать ответственным за свой выбор, свое решение. Только когда вы полностью в ответе за то, что у вас происходит и чего у вас нет, вы самоактуализируетесь.

5. Развивайте интеллект и свои возможности . Старайтесь максимально реализовать потенциал, который находится внутри вас. Для самоактуализации необходимо много работать, чтобы превратить желаемое в реальность. Задумайтесь, ведь каждый из нас стремится стать лучшим в той сфере, в которой он действительно хорош.


6. Очень важными моментами самоактуализации являются высшие переживания . То есть, это те самые вспышки экстаза, чувство полного удовлетворения, которые невозможно получить извне. Отбросьте все иллюзии, примите, что существует нечто, что не является вашим, к чему вы просто не способны. Таким образом вы будете постепенно раскрывать свой потенциал, свое истинное Я.

7. Сущность. Чтобы разобраться в себе, открыть свою истинную сущность, осознать, что для вас хорошо, а что плохо, и, в конце концов, чтобы найти свою цель жизни, следует хорошенько покопаться и разобраться в собственной психопатологии. Чтобы дать ответы на все эти вопросы, требуется осознать свои и преодолеть их. Это сложный процесс и очень болезненный, потому что защита ограждает от того, что является неприятным. Однако вы будете довольны полученным результатом, если сумеете преодолеть этот барьер.

Сферы процесса самоактуализации

  • общественно-политическая активность;
  • увлечения и хобби;
  • семья;
  • профессиональный труд.

Психолог Отто Ранк к способам самоактуализации причисляет религию. Это объясняется тем, что через призму веры человек ищет понимание того, что делает его особенным.
Еще один из важных способов самоактуализации в современном обществе - это приобщение к киберкультуре. Ведь наш мир - это мир высокоразвитых цифровых технологий. По этой причине хорошим способом адаптации в обществе являются знания электроники и технологий.

Отдельным способом самореализации можно назвать креативность. Его применяют люди, которые уже реализовали какие-то сугубо личные стремления.

Преграды

На первый взгляд кажется, что нет ничего сложного, чтобы приступить к самоактуализации. И вот вы уже готовы встать на свой путь, чтобы постепенно совершенствоваться. Однако все не настолько легко, как хотелось бы. В жизни каждого из нас хватает причин, чтобы не начинать выполнять задуманное.

Полностью раскрыть свои возможности могут помешать следующие факторы:


  • Мотивация. Точнее, ее отсутствие. Если нет причин чем-то заниматься, вы не станете стремиться к цели, какой бы важной она не казалась. Результатом такой работы станут потраченные впустую усилия и отсутствие морального удовлетворения.
  • Лень. Чтобы чего-то добиться, нужно действовать, прикладывать усилия. Просто так ничего не дается.
  • Давление общества. Прежде всего, это касается тех государств, где в приоритете нужды коллектива, а проявление индивидуальности всячески не приветствуется, вплоть до жестких наказаний. Еще один пример: сложность реализации себя как личности, когда твои таланты не востребованы.
  • Страх, закомплексованность, отсутствие уверенности в себе. Человек может спокойно жить размеренной жизнью, сознательно избегая сложностей. Но будет ли при этом он счастлив или успешен?!
  • Заниженная самооценка и ложные представления о своих способностях. К примеру, человека начинают посещать такие мысли, как «мне этого никогда не добиться», «я не смогу», «это слишком сложно для меня» и др.

Большинство факторов, которые могут помешать реализоваться, находятся в голове, то есть, в сознании. Стоит лишь от них избавиться - и вы уведите, как ваши дела пойдут вверх и вы начнете получать желаемое.

Как определить самоактуализирующуюся личность?


Давайте с вами разберемся, как в окружающем нас социуме определить личность, которая уже находится в потоке самоактуализации. Итак, человек в процессе самосовершенствования имеет следующие признаки:

  • Эмоциональная открытость: быстро и легко прощает резкие срывы несдержанных или слишком чувствительных людей.
  • Полный контроль над своей жизнью: на таких людей невозможно повлиять или как-либо надавить, они самостоятельно принимают решения, не зависят от чужого мнения.
  • Непрерывное стремление к развитию и совершенству - новую информацию предпочитает получать из литературы.
  • Чаще всего это творческая личность с позитивным мышлением.

Если в вашем окружении есть люди, которые занимаются любимым делом, они однозначно принадлежат к числу тех, кто находится в процессе самоактуализации.

Заключение

Одним из важнейших постулатов самоактуализации является гармония. В равновесии должны находиться ваши истинные внутренние стремления, материальное и социальное положения.

Самоактуализация - непрерывный труд. Как говорит народная мудрость, если вы трудолюбивый, хоть и не обладаете большим талантом, вы способны достичь большего, чем талантливый, но ленивый человек.

Благодарю за внимание! Надеюсь, вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на блог, читайте новые материалы, а также делитесь с друзьями в социальных сетях.

Материал подготовила Юлия Гинцевич.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png