100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Философия и наука. Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Но изучение это происходит по сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно. Философия и Наука изучают картину мира, взаимно дополняя друг друга.

Они имеют ряд общих характеристик: всеобщность и универсальность, логичность и доказательность, рациональные основы исторического развития, наличие внутренней структурной организации и системы знаний. Факты науки: вещи, вещества, энергия, движения и т.п. Факты философии: смысл и идеи. Опыт науки – это очевидная данность той или иной области научного знания. Опыт философии – опыт мира в целом и опыт нахождения в «идеальном плане» действительности. Ученый – всегда аналитик. Философ – всегда созерцатель. Наука стремится разгадать тайны мира. Философия склоняется перед неустранимой его тайной.

Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялось. Философия и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании, как отмечал еще Ф. Энгельс, материализм должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от философии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки. Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения. Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки, в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках.

Итак, наука и философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего. Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:1. Стремятся к выработке рационального знания;2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;3.Выстраивают категориальный аппарат (свой язык) и стремятся к построению целостных систем.

Разное, что:1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте – плод коллективного труда;2. В философии (в отличие от конкретных наук) нет единого языка и единой системы. Плюрализм взглядов здесь – норма. В науке же – монизм, т.е. единство взглядов, как минимум, на основные принципы, законы, язык;3. Философские знания не проверяемы экспериментально (иначе они становятся научными);4. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно учёному.

Философия и искусство. Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Однако если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.

И философия, и искусство опираются на естественный язык. Поэтическое отношение к языку превращает художественный текст в единственный и незаменимый, в нем каждое слово значимо, уникально. Можно пересказать содержание художественного текста, проанализировать содержащиеся в нем «идеи», но такой анализ уже не будет произведением искусства. Чтение искусствоведческих текстов и текстов художественных - принципиально разные занятия. Но и изучение философских произведений нельзя заменить их изложением в учебнике. И те, и другие тексты требуют личного выполнения акта чтения и понимания, требуется пройти собственный путь к этому пониманию, нужна личная встреча автора с читателем.

Таким образом, ни философские, ни художественные тексты нельзя «пересказать другими словами», заменить. Это связано и с экзистенциальной вовлеченностью читателя, и с тем, что естественный язык и его символичность, его смысловая многозначность становятся в философии и искусстве «участниками» творчества, а не инструментом для выражения готовой мысли. Так что автору никогда до конца не ясно, что удалось сказать. Эта укорененность в естественном языке отличает искусство и философию от науки с ее искусственным, инструментальным языком.

Говоря же о различиях философии и искусства, отметим следующее:

Искусство говорит на языке образов о неизобразимом, а философия говорит на языке рассуждений о несказанном. Имея своим «предметом», своим устремлением то, что лежит за пределами собственно образа или собственно понятия, искусство остается трансцендентным применением чувственности, а философия - трансцендентным применением рациональности. Образность доминирует в искусстве, а концептуальность - в философии. Хотя чувство и мысль не разделены непроходимой гранью, все же искусство апеллирует к воплощенности формы - в камне, на холсте, в красках или в звуках. Философия стремится к «извлечению» чистого смысла, к пониманию, устраняющему образность и представимость в картинках. Отсюда - парадоксальность главных философских концептов - вспомним хотя бы парменидовское определение бытия как того, чего не было и не будет, но есть

Философия и религия. Религия, как и философия, является мировоззрением, правда, специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом. «...Всякая религия, - отмечал Ф. Энгельс, - является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Философия и религия имеют совершенно различные задачи и суть различные по существу формы духовной деятельности. Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости. Философия есть, по существу, совершенно независимое от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы. Но эти, по существу, разнородные формы духовной жизни совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект - на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога. Философия и религия соотнесены через феномен предельного, вечного, и веры. В религии осознание вечности – формы сознания массового и нравственного. А в философии – в формах сознания теоретического и во многом элитарного. Религия обращается к сверхъестественному началу мира – Богу. Философия же направлена на постижение абсолюта, единого безличностного начала мира.

Философия и мораль. По определению мораль является совокупностью правил выработанных из нравственных предпочтений большинства людей составляющих общество. Это так, кроме того, мораль призвана сделать возможным совместное проживание людей. Когда в разношёрстном обществе не складывается общая мораль, неизбежно возникают конфликты по любому поводу не идентичности людей. Следовательно, мораль является учебником совместного проживания не просто людей, а их душ. Тогда спрашивается, из каких нравственных свойств души и как складывается мораль? Сравнение морали с пирамидой удачно во многих отношениях, с высотой вроде бы строить меньше, да легче не становится, а высота пирамиды прямо зависит от того, как широко заложишь основание. И с моралью так же, чем больше сущностей вовлечено в неё, тем выше будет мораль, а чем более высокие ценности в неё вложены, тем труднее воспитывать человека и следовать им. С другой стороны, чем выше моральные устои общества, тем большим трудностям общество способно противостоять. Жизнь показывает, что если трудности превышают моральные возможности общества, то сначала разваливается экономика, а следом и государство.

Мораль и есть отношение человека к себе в перспективе собственного стремления к совершенству, идеалу. В человеке, начиная с древности, выделяются три составляющие: тело, душа, дух. Мораль является характеристикой души. Не тела. Не духа. А души. С одной стороны, существуют аффекты, природные инстинкты и стремления - все то, что сопряжено с удовольствиями и страданиями.

Наряду с наукой, искусством, моралью и религией философия входит в систему духовной культуры общества, где все они существуют в качестве важнейших форм общественного сознания. Каждая из них отличается от другой по своему предмету, способу проявления, функционирования и роли в обществе.

Напомним, что философия возникла и исторически развивалась под влиянием мифологии, религии, обыденного и научного знания. Она рационально осмысливает транслируемые из более ранних форм мировоззрения проблемы бытия – о происхождении, устройстве, развитии, гармонии, перспективах мира и человека, связях между ними, ценностях и смысле человеческой жизни. Различные стороны этих проблем находят свое решение в современных науке, искусстве, морали. Философское мировидение, формирование проблемного поля философии, включая смысложизненные вопросы человеческого существования, вырабатываются при …
помощи философской рефлексии над основаниями всех сфер человеческой деятельности, культуры в целом, включая отмеченные выше области духовной культуры.

Фундамент всех сфер культуры составляют как знания, которые сформулированы в принципах, законах и понятиях и зафиксированы в соответствующих языковых конструкциях, так и ценности, служащие удовлетворению человеческих потребностей и обусловливающие интересы людей. Знания и ценности, накопленные культурой, являются предметом критического философского анализа, выявления общезначимых и непреходящих свойств бытия, смысложизненных ориентаций, поддерживающих стабильность человеческого существования в различные исторические эпохи, с учетом меняющегося мира и условий жизни.

В этом отношении философия зависит от других форм культуры. Однако благодаря такой связи она приобретает возможность выстраивать теоретическое обоснование перспектив жизни цивилизации во взаимосвязи с тенденциями развития мира, транслировать соответствующее знание, включая и сведения о несовершенстве человека, общества, их отношения к миру, самой культуре, будущим поколениям и тем самым воздействовать на мораль, искусство, науку, формирование новой культуры в целом.

Особое значение в подобной связке критической, интегрирующей, транслирующей, прогностической, конструирующей ролей философии придается постоянному переосмыслению и формированию новых знаний о непреходящих ценностях сфер морали, религии, искусства и науки: добре и зле, истине и заблуждении, красоте и уродстве, жизни и смерти, свободе и зависимости и т. д.

Особо следует подчеркнуть, что философия развивается во взаимодействии с наукой, имеющей первостепенное значение в сохранении жизнеспособности современного общества.

Древнегреческая философия фактически представляла собой поле объединения существующих в то время научных знаний, выступала их синонимом. Уже в античности во взаимосвязях философии и науки наметились три важнейшие тенденции, обусловившие их дальнейшее взаимозависимое развитие.

Во-первых, на состояние науки оказывал воздействие натурфилософский подход , основу которого составляли догадки и предположения, не подтвержденные опытными исследованиями, в силу этого соответствующее знание имело умозрительный характер.

Во-вторых, происходил процесс дифференциации наук, отделение их от философии как единственной аккумулирующей структуры познавательной деятельности. От философии отделились физика, астрономия, медицина. Этот процесс продолжался в эпоху Возрождения и в Новое время. В результате возникли классическая механика, биология и химия. Одновременно шел процесс разграничения сфер исследований частных наук и философии. Однако частные науки оперировали в основном эмпирическими данными, а философия в своих теоретических разработках обходила опытные данные науки, что вело к противопоставлению этих двух направлений познания и способствовало продолжению существования натурфилософского подхода.

Дифференциация областей научных исследований, усиливающийся разрыв и противопоставление теоретического и эмпирического знания, односторонность натурфилософского и эмпирического подходов, стремление представителей естествознания освободиться от влияния умозрительного знания обусловили возникновение в 30-х гг. XIX в. позитивистского способа решения проблемы взаимодействия философии и науки. Согласно этому подходу позитивным (положительным) считалось знание, производимое естественными науками, поскольку его истинность можно было подтвердить в опытах, оно оказывалось необходимым и полезным в практической деятельности. Философское же знание, привносящее в науку мировоззренческие вопросы, не выдерживало проверки на практическую полезность, рассматривалось как помеха для нормального развития науки, получения истинного знания и исключалось позитивистами из сферы научных исследований.

Позитивистский разрыв науки и философии фактически выражал требование их отождествления. Однако философия и наука не могут быть тождественными. Полем проверки истинности философских положений и выводов является не узко понимаемый опыт и даже не знания, подтвержденные в отдельной части мира, а историческая практика на длительных отрезках времени или даже за всю историю, культура в целом, включая и естествознание, общие структуры мироустройства, атрибутивные свойства бытия и т. д.

Философия и наука имеют сходство в том отношении, что выстраивают знания, свои выводы в логически доказательной теоретической форме. И философия, и наука имеют своей целью открытие и формулирование законов изучаемой реальности. Однако законы науки и философии отличаются по масштабу обобщения и глубине сущностных характеристик. Каждая наука «отыскивает» законы отдельной части мира, которую она изучает. Философия же исходит из целостности, единства, интеграции, взаимного, совместного развития, общих структур различных частей мира.

Хотя философия и опирается на науку и ищет в ней подтверждение своих принципов, законов и категориальных обобщений, она не сводится к совокупности научных знаний, а выражает в своих теоретических конструкциях, повторим, самые общие, существенные свойства всех тех областей реальности, которые исследуются различными науками.

Наука, стремясь к получению истинного знания, не только дифференцируется, избирает все новые неизученные фрагменты реальности, но и интегрируется, соединяет разнообразные знания, отыскивает общие принципы такого объединения и использует для этих целей категориальный аппарат философии, ее принципы, законы, знание общих закономерностей познавательной деятельности в качестве методологического руководства. Философия, в свою очередь, стремится включить фундаментальное научное знание в систему мировоззрения, разработку теории познания, философский метод, создание новых концепций о существовании мира, общества, человека и, тем самым, выстроить обновленную систему истинного философского знания.

В-третьих, тенденция плодотворного взаимодействия философии и науки зародилась еще в натурфилософской традиции (идея атома, идея гелиоцентристской системы и др.). Дифференциация знания, отделение от философии естественных наук стимулировали процессы уточнения специфики их предметных областей, акцентировали внимание части исследователей на познании единых принципов существования различных областей мира, изучаемых отдельными науками, способствовали поиску новых направлений взаимодействия философии и науки, разработке теории и методологии научного познания, соединению эмпирического и теоретического направлений научных поисков, осмыслению философских оснований развития науки.

Позитивистское разграничение философии и науки вызвало в итоге ответную активизацию философских и научных размышлений на путях формирования их нового единства в период бурного роста науки (XIX–XX вв.), глубокой и масштабной дифференциации, появления множества новых научных дисциплин и необходимости интеграции науки и философии для решения общекультурных проблем гармонизации отношений человека и мира, сохранения человечества в ситуации глобальных кризисных явлений.

В своем развитии, начиная от возникновения, философия опирается и одновременно воздействует на искусство как форму художественно-эстетического познания и представления сущностных связей, гармонии и красоты мира в художественных образах.

Философия и наука . Научный характер философии проявляется в том, что она, как и другие науки, имеет свой предмет, специфический язык, методы познания. Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами могут входить в содержание науки в качестве ее идеалов, норм, принципов и т.д. В то же время философия- особая мировоззренческая наука, которая может иметь и личностный характер, в отличие от научного знания, которое объективно, безличностно с точки зрения полученного результата. Философия плюралистична, в ней, в отличие от конкретной науки, обычно существует множество идей, учений, систем, взглядов.

Философия, выполняя методологическую функцию, обобщает результаты конкретных наук, разрабатывая для них общие методы исследования.

Влияние философии на развитие конкретных наук в наши дни обычно осуществляется через научную картину мира, методологию и ценностные ориентации.

Философы и в прошлом, и наши дни являются интеллектуальными представителями человечества, задачей которых является защита культуры от мировоззренческого шарлатанства.

Философия и искусство . Философия во многом близка искусству. Глубокими и оригинальными философскими идеями проникнуты многие художественные произведения писателей, композиторов, музыкантов. Ряд философов излагали свои идеи в виде диалогов(Платон), бесед и суждений (Конфуций), афоризмов (Шопенгауэр, Ницше), философских эссе и т.д.

Однако, хотя искусство, и философия порой очень тесно сближаются, они не тождественны друг другу. Способом существования искусства является художественный образ и эстетическая эмоция. В отличие от искусства, философия- не образная и эмоциональная, а понятийная форма миропостижения.

Философия-сфера мысли, предельно общих понятий, а искусство- мир чувственно- конкретного постижения общих свойств мира и человека.

Философия и религия . Традиционно философия как мировоззрение всегда взаимодействовала с религией. С одной стороны, понятие Бога во многих философских системах является центральным, с другой – философия и религия по методам познания и аргументации- существенно разные типы мировоззрения.

Философская рефлексия о Боге привела к возникновению: деизма (Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия, и мир развивается по собственным законам); пантеизма (отождествления Бога и природы, мира; Бог имманентно присутствует во всем), а также атеизма(мировоззрения, в котором отрицается существования Бога, сверхъестественных сил).

6.Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии .

Возникновение философии относится к середине I тыс. до н. э., когда в важнейших регионах Древнего мира – Китае, Индии и Греции – шел процесс становления великих цивилизаций, приходящих на смену первобытнообщинному строю. Первые философские учения появились в наиболее развитых государствах Древнего Востока и Эллады в VI – V вв. до н. э., а именно в Индии, Китае и Греции. В древних государствах Ближнего Востока (Вавилонии, Сирии, Финикии, Иудеи, Египте) также сложились культурные предпосылки возникновения философии, но эта возможность не была реализована из-за нашествия персов, в результате которого Персидская сверхдержава поглотила все эти древнейшие цивилизации. Существует несколько подходов к объяснению генезиса философии. Различным образом интерпретируется этот процесс в мифогенной и гносеогенной концепциях. Согласно первой, философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно- конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму. Гносеогенная концепция рассматривает философию как результат становления протонаучного знания. Многовековые наблюдения за движением небесных тел, используемые в строительстве и навигации, знания в области механики и математики, а также необходимые в сельском хозяйстве биологические сведения и древняя медицина стали основой философии, которая позволила систематизировать накопленные сведения и придать им форму теоретических знаний о естественных причинах и началах космоса. Философия создает единую модель объяснения мира, используя наработанные в протонауке понятийный аппарат и приемы абстрактного мышления. Обе эти концепции отражают крайние полюсы реального становления философского мировоззрения. Философия наследует от мифологии мировоззренческую, ценностную проблематику. Познание было присуще мифу, но не составляло его ядра, поскольку сущность мифа – объективация коллективно-бессознательных, родовых эмоций и переживаний. Начало философии связано с преодолением мифологического синкретизма. Она опирается при этом на выработанные в протонауке рациональные знания, стремится отмежеваться от характерных для мифологии особенностей мышления и языка, противопоставить им иные, рационально-логические принципы объяснения. Но главное – становление философии означало содержательный переворот в картине мира и системе ценностей древних цивилизаций. Она явилась исторически первой формой теоретического познания действительности, благодаря которой человечество, опираясь на собственный разум, научилось критически относиться к традиции и собственному положению в мире, целенаправленно совершенствовать свою деятельность, нравственность и социальную жизнь. Философия возникает не случайно, ее генезис не может быть адекватно проанализирован без выяснения комплекса объективных социально-исторических и культурных условий ее возникновения. Предпосылки генезиса философии были связаны с радикальными изменениями в экономической, социально-политической и духовной жизни древнего мира. Несмотря на существенные различия этих процессов на Востоке и Западе, можно выделить ряд общих параметров, отражающих переход архаических обществ к цивилизованному состоянию. Прежде всего, это новый уровень развития производства, связанный с технологической революцией I тыс. до н. э., символом которой можно считать наступление «железного века». В результате распространения железных орудий труда, которые к VI – V вв. до н. э. практически вытеснили бронзовые, развитие земледельческих цивилизаций стало более стабильным, выросло благосостояние древних царств, сложилась дифференцированная система общественного разделения труда. Расцвет земледелия и ремесла, торговли и мореплавания способствовал утверждению товарно-денежного обмена в экономике. Появление всеобщего эквивалента стоимости – денег (первоначально в виде монетной формы) – развивало абстрактное мышление. Монета – воплощение меновой стоимости, абстрактного труда. Распространение монетного обращения служило развитию способности к счету и формированию логического мышления даже на уровне обыденного сознания, что существенно изменяло характер духовной культуры. Произошли радикальные изменения в социальной структуре древних цивилизаций. Возникновение частной собственности и социально-экономического неравенства привело к возникновению классов. Возникло множество социальных групп, имеющих несовпадающие, а иногда и противоположные, интересы. Единство племенной идеологии, основанное на общих мифах и тысячелетней мифологической традиции, разрушалось изнутри. Отделение умственного труда от физического стало причиной появления интеллектуальных элит, основным занятием которых было производство, хранение и передача знания. Эти новые социальные группы, отличные от жречества и военной аристократии, стали той общественной средой, которая порождала из себя ученых и философов, первых носителей рационального светского мировоззрения. Социально-классовая дифференциация общества привела к возникновению государства. Такие характерные для него признаки, как сбор налогов, наличие границ, фиксирующих общую территорию проживания, институт подданства, а также право, превращали население в формально-юридическую общность – совокупность граждан государства. В результате разрыва кровнородственных связей, установления абстрактных, политико-правовых отношений между людьми произошла автономизация индивидов. Была осознана значимость личностного начала. Индивид больше не растворялся в социальном целом (семье, клане, племени). Он могпретендовать на свою уникальную точку зрения и должен был уметь отстаивать собственные интересы и ценностные установки. Философия, предполагающая плюрализм мировоззренческих позиций и их обоснованность, была востребована исторической ситуацией. К этому времени появилась система школьного образования, поддерживаемая государством. Оно было ориентировано на свободных граждан рабовладельческого социума и являлось качественно отличным от традиции институтом социализации личности. Быстрое развитие письменности изменило тип культурной трансляции знаний и опыта, что способствовало развитию категориально-понятийной културы мышления, логики, эристики, диалектики. Как следствие этих объективных процессов в духовной культуре древних цивилизаций появилась и утвердилась философия, предложившая новую картину мира, новое понимание человека и общества.

Взаимные связи искусства с этикой, философией, религией не могут быть сведены к какой-либо единой формуле. Исторический контекст взаимодействия искусства с ценностными формами общественного сознания показывает, что эти сферы духовной деятельности то максимально сближались, то развивались в оппозиции, но никогда не поглощались друг другом. Этические доктрины, политические движения, религиозные конфессии в стремлении распространить и утвердить свои идеи всегда так или иначе старались заполучить в союзники искусство. Художественное творчество, в свою очередь, также проявляло внимание к этическим концепциям, находило питательную почву в религиозном, философском содержании. В целом внимание к искусству со стороны политики, этики, философии, религии было гораздо более заинтересованным, чем обратное отношение. Максимальное сближение искусства с религией в эпоху Средневековья, с этикой в период Просвещения, с философией в XX в. не приводило к растворению художественного творчества в иных духовных сферах. Причина этого заключается в том, что сама природа искусства не позволяет использовать его язык для "ретрансляции" уже готовых философских или этических идей.

Способы художественного претворения сильны иносказанием, опосредованностью, неоднозначностью, когда та или иная идея предстает в произведении искусства как данная идея и вместе с тем как нечто большее. Какой бы освоенностью не отличался предмет, к которому обращается художественное творчество, многоплановость языка искусства позволяет создавать нечто принципиально новое. Воспроизводимые в искусстве каноны, безусловно, имеют соответствующие эквиваленты в иных сферах духовной деятельности, однако не тождественны им. Живой процесс духовных поисков эпохи разворачивается в форме динамичного взаимного стимулирования разных областей культуры, охваченных стремлением найти решения актуальных смысложизненных проблем. Даже произведение большого масштаба, оказавшее сильное воздействие на интеллектуальные поиски современников, не оставляет после себя какой-либо точной меры и незыблемой нормы.

Таким образом, любая дидактика в искусстве заглушена, присущие искусству качества свободного творчества и свободного восприятия служат источником его особой притягательности и культурной ценности. В тех случаях, когда в искусстве просвечивает политическая, моральная тенденциозность, всегда говорят об умалении художественности, рассматривают произведение в качестве проводника сторонних (внешних) идей, добытых вне собственно художественного поиска.

В этом отношении в истории не раз противопоставляли творчество Шекспира и Шиллера, отмечая, что персонажи Шиллера зачастую выступают рупорами идей автора и потому обладают не столь большим художественным потенциалом. В противовес этому в пьесах английского драматурга разворачивается такое богатство действительной жизни с переплетением множества ее оттенков, которое освобождает их (пьесы) от всякой назидательности, зрителю предстоит самому сделать вывод. Художественная ткань пьес

Шекспира не подводит ни к какому однозначному итогу; такого рода художественное воздействие и оказывается наиболее сильным.

Как отмечалось, синтаксис искусства - это не синтаксис чистой мысли. Художественные способы выражения эксплуатируют все виды тропа: метафоры, сравнения, символы, иносказания и т.п. Художественная целостность возникает из напряжения смысловой и композиционной энергии, сталкивающихся и пересекающихся образов. Музыкальные, словесные, живописные образы, взаимодействуя, упраздняют изначальный смысл друг друга. Именно эти свойства художественной реальности, сплошь и рядом сталкивающей и разводящей тему произведения и его идею, использующей любое жизненное содержание в целях достижения художественного совершенства, давали повод с большим сомнением судить о воспитательных возможностях искусства. "Разве у формы не два лика? - вопрошал Т. Манн. - Ведь она одновременно нравственна и безнравственна. Нравственна как результат и выражение самодисциплины, безнравственна же, более того, антинравственна, поскольку в силу самой ее природы в ней заключено моральное безразличие и она всеми способами стремится склонить моральное начало под свой гордый самодержавный скипетр" .

Художественная притягательность не может быть объяснена присутствием в произведении сколь угодно больших и глубоких идей. Много писалось об уникальном строении художественной формы, всякий раз выступающей источником властной магии, захватывающего чувственного воздействия произведения искусства. Вместе с тем, оценивая возможности разных видов художественного творчества, необходимо видеть ряд их существенных особенностей. Не случайно сложилось сочетание "литература и искусство". Если семья искусств (живопись, музыка, театр, скульптура) может быть понята (и понималась до XIX в.) как сфера "изящных искусств", то литература, помимо чисто эстетического воздействия, всегда расценивалась как творчество, обладающее особыми возможностями воплощения глубокого смысложизненного содержания. К произведениям литературы человек приобщается не только в надежде испытать чувство необыкновенного эмоционального подъема, но и желая обрести основы жизненной устойчивости. Восприятие и оценка претворенных в литературном произведении моделей поведения, способов решения конфликтов могут способствовать расширению границ индивидуального опыта, оттачиванию нравственных принципов. Человеку, попавшему в трудную житейскую ситуацию, вполне серьезно могут сказать: "Ты действовал так, будто не знаком с произведениями М. Е. Салтыкова-Щедрина или А. Н. Островского".

Тем не менее художественное содержание невозможно перевести сколько-нибудь полно на язык понятий. Диалог, связывающий общекультурное (жизненное) и художественное содержание, в значительной мере косвенный, подспудный, оставляет значительное пространство для невыразимых состояний, смыслов, являющихся не сразу и не путем "прямой речи". И. А. Бродский, в частности, считал, что человек, сумевший выработать у себя твердый художественный вкус, может быть не более счастливым, но более свободным: он владеет внутренним критерием, помогающим распознавать подлинное и неподлинное, истинную и ложную интонацию, что в конечном счете позволяет человеку сохранить и развить свою индивидуальность.

  • Манн Т. Новеллы. Л., 1984. С. 103.

Искусство как вид творческой деятельности тесно связано со всеми видами как духовной, так и материальной деятельности человека - религией, моралью, политикой, техникой, средствами массовой информации и т. п. Искусство внутренне связано с религией стремлением к нематериальному идеалу. Оно относится к эмоциональной, чувственной сфере жизни человека. Искусство и религия связаны общностью происхождения, потому что чёткой грани между верой и восхищением красотой пока не найдено. В них неразрывно и религиозное и эстетическое переживания.

Религиозный ритуал строится на эстетической основе, что отражено в богатейшем религиозном искусстве. Различия между религией и искусством: а/ Религиозный человек поклоняется Создателю и претворяет своим поведением и деятельностью Его Заповеди; Художник (в широком смысле слова) поклоняется Красоте Мира и пытается отразить ее в своих творениях. б/Религиозное сознание аскетично, «соборно» и носит вневременной и наднациональный характер; Сознание художника связано с гедонизмом, наслаждением самой жизнью и более индивидуально. в/ В социальном выражении религия содержит нравственные императивы и без них не мыслима; Искусство же дано человеку как могучее средство исправления человеческих несовершенств. Именно через искусство религия и делает попытки нравственно воспитывать человечество. Нравственность и красота- категории, дополняющие друг друга. Нравственность без эстетического чувства, т. е. без красоты- это бездушное ханжество, засохший, безжизненный цветок. Красота без нравственных устремлений- ничтожна и порочна.

Три варианта отношений искусства и нравственности:

а/ искусство, связанное с жизнью и её потребностями, преследующее воспитательные цели;



б/ эстетическое искусство, или «искусство для искусства», содержащее так называемые «идеальные» образы, требующие от создателя «идеального» совершенства произведения;

в/ искусство высокохудожественное и высоконравственное –это мировая классика, неподвластная времени и пространству,«золотой» фонд человечества.

А. И. Герцен (XIX в. Россия) определял искусство как «эстетическую школу нравственности».

Философ Жак Маритен (XX в. Франция) считал, что Искусство и Мораль образуют два автономных мира, потому что человек присутствует в обоих этих мирах одновременно. Художник прежде всего человек, и только потом Художник и в этом случае «Искусство подчинено Морали». «Псевдоискусство», т. е. то, что выдает себя за Искусство, считает, что для него не существует моральных законов, так как они якобы препятствуют самовыражению художника. Искусство, религия и мораль связаны внутренним единством и обогащают друг друга. Эстетическое, религиозное, и нравственное чувства способствуют объединению огромных масс людей, связанных некоей общечеловеческой идеей, отвергающей какие-либо социальные, национальные или какие-то другие различия.

Интересны взаимоотношения искусства и техники. Разделяя их (как это делают многие), мы не замечаем, что без технического воплощения искусство не может быть выражено. Техника сохраняет, тиражирует и распространяет литературу, изобразительное искусство, музыку, скульптуру и т. п. Взаимодействие техники и искусства способствует появлению новых, «технических» видов искусств – художественная фотография, кино, телевидение, «технической эстетики»- дизайна.

Классификация искусств.

Изобразительное - воздействует на человека через зрительное восприятие, т. е. визуально. Живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, декоративно-прикладное искусство - имеют предметную (материальную) форму и не изменяются во времени и пространстве.

Музыка – рассчитана на слуховое восприятие и отличается прямым и особо активным действием на чувства людей.

Музыкальное искусство «по своему свойству имеет непосредственно физиологическое воздействие на нервы». Л. Н. Толстой

«Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке, ибо она не имеет содержания, с которым нужно считаться. Она – все формы и наполнения. Она делает возвышенным и благородным всё, что берётся выразить» И. В. Гёте.

Синтетические искусства – органическое слияние или свободная комбинация разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое - театр (драматический и оперный), балет, эстрадное искусство, цирк.

«Технические искусства» - «светомузыка» как синтез световых и цветовых эффектов и собственно музыкальной мелодии, а также фотоискусство, искусство кино, мультипликацию, телевидение.

Декоративно-прикладное искусство одно из самых древних,- от лат. decoro – украшаю, а определение «прикладное» означает, что оно обслуживает практические потребности в эстетических формах. Декоративно-прикладное искусство- это посуда, различные инструменты, мебель, ткани и т. п., а также архитектурно-парковые комплексы, японская икебана – искусство составления букетов и оформления живописных природных уголков; флоризм – различные композиции из засушенных трав и цветов и многое другое.

Лекция № 8.

КУЛЬТУРА И ЭКОЛОГИЯ

В развитии человеческой культуры наблюдается три этапа: 1) мифологический этап целостной культуры; 2) этап культуры, расщеплённый на отдельные отрасли; 3) этап по-новому целостной экологической культуры. На мифологическом этапе человек интуитивно, природно чувствовал некую взаимосвязь «частей» и «целого», т. е. субъект (человек) и объект (природа) не были разделены и представляли собой то самое знаменитое «Единое», о котором говорил и писал неоплатоник Плотин в III веке уже нашей эры. Знание тогда было едино. В частности, философия и наука хорошо уживались в понятии «натурфилософия». Интересно, что еще до XX века физика и называлась натурфилософией. На втором этапе развития человеческой культуры отдельные науки стали претендовать на особую значимость и в силу этого начали отходить от общего «Единого» знания. В этом процессе только немногие философы увидели негативные тенденции, хотя бы тот же Плотин. Тем не менее, науки формировались и умножались. Поначалу в этом не видели ничего плохого, даже наоборот,- активизировался рост научного знания. Однако, верно замечено, что иногда «за деревьями не видно леса»,- так и здесь, науки. сосредотачиваясь на своих предельно частных проблемах, стали забывать (вернее, ученые конкретных наук), что они, тем не менее, части единого целого знания. Результат же такого узкого мышления не замедлил сказаться,- XX век преподнес человечеству экологический кризис. В XIX веке немецкий биолог Эрнст Геккель назвав экологией «сумму знаний, относящихся к экономике природы» (в «Общей морфологии организмов»), тем самым призвал к экономии природных ресурсов, поскольку затрагивается проблема местообитания человека как живого существа и его взаимоотношений с природой.Культура, как мы знаем, это процесс и результат взаимоотношений человека с природой, творческого ее постижения и разумного преобразования. Связи между человеком и природой, между культурой и природой фундаментальны, необходимы и неустранимы. Со стороны человека они должны быть разумны, потому что пренебрежение этими связями порождает необратимые последствия как для отдельного человека, так и для человечества в целом. XX век открыл в человеке ментальность экологического сознания. И сегодня экологическое сознание приобретает глобальный характер, оно оказывает серьезное влияние на все стороны жизни человека и даже на проблему существования самого человечества. Этим самым подтверждается наступление третьего этапа развития человеческой культуры,- этапа по-новому целостной экологической культуры. Сегодня экология- это мировоззрение человечества, осознающего угрозу своему образу жизни, своему существованию. Когда же мы изучаем непосредственно задачи экологии и пути их разрешения, тогда экология становится наукой, поскольку свои цели и задачи она излагает научными понятиями и использует в этом случае научный метод. Начало XXI века характеризуется пристальным вниманием к разработке научных проблем (метода, аппарата, понятий) экологии. Мною предложена краткая систематизация направлений теоретической экологии: 1.Факториальная (историческая) экология как сведения об Ойкумене, констатация «эмпирических фактов» (по В. И. Вернадскому) местообитания человека и других живых существ. 2.Инвайронментология или энвироника- средология (по Н. Ф. Реймерсу) как взаимоотношения человека других живых существ со средой обитания равносильно позитивных и негативных. Environmental (англ.)- относящийся к окружающей среде. Производные: Environmental study- изучение особенностей воздействия окружающей среды на живой организм (человека в том числе); Environmental hazards- вредное воздействие окружающей среды на живой организм.3.Экологическая философия- изучение законов взаимодействия общества и природы и оптимизация их на основании суммы всех знаний о природе и человеке и их взаимоотношениях. Установка в культуре на господство над природой и использование её в утилитарно-потребительских целях связаны с отношением к людям как к вещам и желанием использовать их, что социально является нравственно порочным. Экологически позитивное отношение к природе присуще всем культурам. Но в западной культуре заметно преобладание рационального над чувственным, в восточной – наоборот. Необходима гармония того и другого в целостном постижении и творении мира и себя. Экологический культурный синтез является существенным моментом саморазвития человека, обретения гармонии с Природой, а отсюда и социальной гармонии. Такая культура аналогична возврату человека к единству с природой. Духовность и материальность, как две составляющие, приобретают качественно новые взаимоотношения. Диалектическое положение 1-го закона экологии, по Коммонеру, «всё связано со всем» трансформируется натурфилософами сегодня как представление о сверхприродной целостности, как о «Едином». В рамках первых цивилизаций складывались мифологические культуры. Само появление мифологии было стремлением человека вернуться к изначальному единству с природой. Мифология по сути своей экологична. Современное экологическое движение не может не основываться на вере, составляющей важнейший момент религии. Многие принципы экологической этики – принцип равноценности всех видов жизни и др. – являются объектами веры. Экологическая культура, трансформируясь в экологическую науку. должна пониматься в двух смыслах: а) приоритет изучения закономерностей взаимодействия человека и природы; б) перестройка науки и техники в гармоническое соответствие с биосферой, переходящей в «ноосферу» Леруа – Шардена – Вернадского. В обществе идет активный процесс осознания необходимости сохранения и рационального использования природы, важности экологических знаний и умений для дальнейшего развития общества, улучшение и продление жизни настоящих и сохранения будущих поколений людей. Культурный человек - это прежде всего человек с высокоразвитым экологическим сознанием, обладающий чувством самосохранения в этом Мире, на этой Земле.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png