выберите страну Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Албания Ангилья Андорра Антарктида Антигуа и Барбуда Аргентина Армения Барбадос Беларусь Белиз Бельгия Болгария Боливия Босния и Герцеговина Бразилия Бутан Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Вьетнам Гаити Гана Гватемала Германия Гонконг Греция Грузия Дания Доминиканская республика Египет Замбия Израиль Индия Индонезия Иордания Иран Ирландия Исландия Испания Италия Казахстан Камбоджа Камерун Канада Кения Кипр Китай КНДР Колумбия Коста-Рика Куба Лаос Латвия Ливан Ливия Литва Лихтенштейн Маврикий Мадагаскар Македония Малайзия Мали Мальдивы Мальта Марокко Мексика Монако Монголия Мьянма Намибия Непал Нидерланды Новая Зеландия Норвегия ОАЭ Парагвай Перу Польша Португалия Пуэрто-Рико Республика Корея Россия Румыния Сан-Марино Сербия Сингапур Синт-Мартен Словакия Словения США Таиланд Тайвань Танзания Тунис Турция Уганда Узбекистан Украина Уругвай Фиджи Филиппины Финляндия Франция Французская Полинезия Хорватия Черногория Чехия Чили Швейцария Швеция Шри-Ланка Эквадор Эстония Эфиопия ЮАР Ямайка Япония

Великая китайская стена - один из древнейших архитектурных памятников Китая и символ могущества китайской цивилизации. Она протянулась от Ляодунского залива северо-восточнее Пекина через Северный Китай в пустыню Гоби. Есть несколько мнений о её точной длине, но что можно сказать наверняка, так это то, что она тянется на расстояние более двух тысяч километров, а если учитывать отходящие от неё другие крепостные валы, в сумме получаются все 6000-6500 км.

Великая стена имеет высоту от 6 до 10 метров и ширину - от 5.5 до 6.5 метров. На разных участках стены сооружены сторожевые башни, казематы и сигнальные вышки, а у основных горных проходов построены крепости.

Великая стена строилась как множество отдельных элементов в разные времена. Каждая провинция строила свою собственную стену и постепенно они объединялись в единое целое. В те времена защитные сооружения были просто необходимы, и строились повсеместно. В общей сложности за последние 2000 лет в Китае было возведено более 50 000 километров оборонительных стен

Фундамент обычно делали из скальных глыб. Размеры некоторых достигали 4 метров. Сверху надстраивались стены и башни. Все это скреплялось известковым раствором необычайной прочности. К сожалению, рецепт этой смеси сегодня утерян. Надо сказать, что Великая китайская стена действительно стала непреодолимым препятствием на пути многих завоевателей. Сюну, или гуны, кидани, чурджени - их безумные атаки не один раз разбивались о мрачные серые камни Великой стены. Даже без вооружённых отрядов она представляла собой серьёзное препятствие для кочевников. Тем нужно было каким-то образом перетаскивать через неё коней, да и перебираться самим. Всё это создавало определённые трудности. Особенно ощущались они у небольших отрядов, не имевших возможностей везти с собой большое количество досок и сооружать громоздкие помосты. Высота вала была всего 6 метров. Казалось бы, немного, но, чтобы подойти к нему вплотную надо было в начале метров триста лезть практически на отвесную гору, причем с тяжелым вооружением, под градом стрел и камней. Даже спустя сотни лет превосходная армия Чингисхана, сходу сметавшая все на своем пути, с большим трудом преодолела это грозное препятствие после двух лет изнурительной осады.

Первые участки стены были построены в 7 веке до н. э., в то время, когда Китай по-прежнему был разделен на множество мелких государств. Различные князья и феодальные правители обозначали границы своих владений этими стенами. Дальнейшее возведение Великой стены началось в 220-х годах до нашей эры по распоряжению правителя Цинь Ши-хуанди и было призвано защитить северо-западную границу страны от набегов кочевых народов. Сооружение великой стены продолжалось сотни лет и прекратилось только после установления правления династии Цин.

При строительстве стены необходимо было выполнить сразу несколько условий. Например, каждая из башен стены непременно должна была находиться в зоне видимости двух соседних. Сообщения между ними передавались при помощи дыма, барабанного боя или огня (в тёмное время). Ширина стены, 5,5 метров, также была специально просчитана. В те времена это позволяло маршировать в ряд пяти пехотинцам или скакать рядом пяти кавалеристам. Сегодня её высота в среднем составляет девять метров, а высота дозорных башен - двенадцать.

Стена должна была стать крайней северной точкой планируемой экспансии китайцев, а также защищать подданных «Поднебесной» от вовлечения в полукочевой образ жизни, и ассимиляции с варварами. Планировалось четко обозначить границы великой китайской цивилизации, содействовать объединению империи в единое целое, так как Китай только начинал формироваться из множества завоеванных государств.

Смотровые вышки были построены вдоль всей Великой стены на равномерных участках и могли быть до 40 футов высотой. Они использовались для наблюдения за территорией, а так же в качестве крепостей и гарнизонов для войск. В них находились запасы необходимых продуктов и воды. В случае опасности с вышки подавался сигнал, зажигались факелы, специальные маяки или просто флаги. Западная секция Великой стены, с длинной цепью смотровых вышек, служила для защиты караванов, которые двигались по Великому шелковому пути, знаменитому торговому маршруту.

Чтобы попасть внутрь государства, нужно было обязательно пройти сквозь её пропускные пункты, которые закрывались на ночь и ни при каких обстоятельствах не открывались до утра. Поговаривают, даже самому императору Китая как-то пришлось ждать рассвета, чтобы попасть в своё государство.

В эпоху правления династии Цинь (221 г. до н. э. – 206 г. до н. э.), после объединения различных китайских территорий в одно целое первый император Поднебесной Цинь Шихуанди соединил стены трех северных государств – Цинь (Qin), Чжао (Zhao) и Янь (Yan). Эти объединенные участки образовали первую «Вань Ли Чан Чэн» - Стену длиной в 10 тысяч ли. Ли является древней китайской мерой длины равной половине километра.

В период власти династии Хань (206 - 220 год до н. э.) сооружение расширили к западу до Дуньхуана. Построили множество сторожевых башен для защиты торговых караванов от нападения враждующих кочевников. Практически все участки Великой Стены, дошедшие до наших времён, были сооружены при династии Мин (1368-1644 года). В этот период строили в основном из кирпича и блоков, благодаря чему конструкция стала более крепкой и надежной. За это время Стена пролегла с востока на запад от Шаньхайгуань на берегу Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на границе провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района

Династия Цин из Манчжурии (1644-1911) преломила сопротивление защитников Стены из-за предательства У Саньгуя. В этот период к сооружению относились с большим пренебрежением. За три столетия пребывания Цин у власти Великая стена была практически разрушена под влиянием времени. Только маленький её участок, проходящий близ Пекина - Бадалин - сохранялся в порядке - его использовали, как «ворота в столицу». В наше время этот участок стены является самым популярным среди туристов - он был самым первым открыт для посещения еще в 1957 году, а также служил финишной точкой велосипедной гонки на Олимпиаде 2008 в Пекине.

Последний бой у стены состоялся в 1938 году во время китайско-японской войны. В стене осталось множество следов от пуль тех времен. Самая высокая точка Великой Китайской стены находится на высоте 1534 метра, неподалеку от Пекина, в то время как самая низкая точка находится на уровне моря близ Лаолонгту. Средняя высота стены составляет 7 метров, а ширина в некоторых местах достигает 8 метров, но в целом колеблется от 5 до 7 метров.

В 1984 году по инициативе Дэн Сяопина была организована программа по восстановлению Китайской стены, была привлечена финансовая помощь китайских и иностранных компаний. Также был проведен сбор среди частных лиц, каждый желающий мог пожертвовать любую сумму.

В наше время 60-километровый участок стены в области Шаньси на северо-западе Китая подвергается активной эрозии. Главной причиной тому интенсивные методы ведения сельского хозяйства в стране, когда начиная с 1950-х годов постепенно иссякали подземные воды, и регион стал эпицентром зарождения крайне сильных песчаных штормов. Более 40 километров стены уже разрушено, и лишь 10 км пока еще находятся на своем месте, но высота стены частично уменьшилась с пяти до двух метров

Во время строительства Великую Китайскую стену прозвали самым длинным кладбищем на планете, так как большое количество людей погибло на стройке. По примерным расчетам возведение стены стоило жизней более чем одному миллиону человек.

Стену строили трижды, в течение 2700 лет. На строительство сгонялись военнопленные, заключённые и крестьяне, которых вырывали из семьи и отправляли в северные районы. При возведении стены погибло приблизительно два миллиона человек, а их останки были замурованы в её основании. Поэтому в народе Великую Китайскую Стену до сих пор нередко называют китайской «Стеной плача».

Согласно китайской легенде, муж девушки по имени Мэн Цзяннюй сразу после свадьбы был отправлен на строительство Великой стены. Молодая жена провела в ожидании три года, а муж так и не вернулся домой. Чтобы отнести ему теплой одежды, она отправилась в долгий и опасный путь к стене. Дойдя до заставы Шаньхайгуань, Мэн Цзяннюй узнала, что ее муж умер от непосильной работы и был похоронен под стеной. Молодая женщина горько зарыдала, и тогда произошел внезапный обвал большого участка стены, обнажив труп ее любимого мужа. Китайский народ увековечил в преданиях память о тяжелом труде строителей стены.

Существовала целая традиция погребения тех, кто погиб на строительстве стены. Члены семьи погибшего несли гроб, на котором была клетка с белым петухом. Крики петуха, как полагалось, не давали уснуть духу мертвого человека, пока процессия не перечет Великую стену. В противном случае, дух будет вечно блуждать вдоль стены

Во время правления династии Мин более одного миллиона солдат были призваны защищать границы страны от врагов на Великой стене. Что касается строителей, то они привлекались из тех же защитников в мирное время, крестьян, просто безработных и преступников. Существовало специальное наказание для всех осужденных и вердикт был один - на строительство стены!

Специально для этой стройки китайцы изобрели тачку и использовали ее повсеместно в строительстве Великой стены. Некоторые, особо опасные части Великой стены были окружены защитными рвами, которые были или заполнены водой или оставлены как канавы.

Стена является символом Китая. Надпись Мао Цзе Дуна, сделанная у входа в отреставрированную часть, гласит: «Если ты не побывал на Великой Китайской Стене,ты не настоящий китаец». Ошибочное мнение, что Стену посещают одни туристы. Самих китайцев там больше, чем путешествующих. И оно понятно, посетить Великую Китайскую Стену – долг каждого уважающего себя китайца.

Великая стена была включена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1987 году, как одна из величайших китайских исторических достопримечательностей. Ко всему прочему, это одна из самых посещаемых достопримечательностей в мире - ежегодно здесь бывает около 40 миллионов туристов.

Самые популярные места для осмотра Великой китайской Стены

Застава Шанхайгуань

Застава Шанхайгуань находится к северо-востоку от города Циньхуандао провинции Хэбэй. Ее называют Первой заставой Великой стены. Застава имеет четверо ворот: Восточные, Южные, Западные и Северные. Но говоря о "Первой заставе Поднебесной", имеют в виду Восточные ворота заставы Шанхайгуань. Вид восточного фасада заставы весьма внушительный, наверху, под самой кровлей укреплен транспарант с иероглифами "Первая застава Поднебесной". Перед Восточными воротами возведена дополнительная в форме полокружности крепостная стена, кроме того у основания стены для большей прочности сделаны утрамбованные земляные насыпи, вокруг заставы имеется ров, заполненный водой. На территории заставы имеются казармы, где размещались войска, и сигнальная башня. Словом, застава Шанхайгуань являет собой пример хорошо укрепленного оборонительного сооружения минской эпохи.

Чжанцзякоу

На трассе Великой стены у поселка Сюаньфу провинции Хэбэй расположен стратегически важный горный проход - Чжанцзякоу. Здесь в 1429 году, при минском императоре Сюаньдэ была построена небольшая крепостная застава. При императоре Чэнхуа (1480 г.) застава была расширена, а в результате работ, предпринятых императором Цзяцином (1529 г.), застава была заново перестроена, превратившись в мощную крепость. Тогда же ее назвали заставой Чжанцзякоу. В 1574 году при императоре Ваньли все сооружения были заново сложены кирпичом. Чжанцзякоу- важный проход на пути из Северного Китая во Внутреннюю Монголию. Из-за своего исключительно важного стратегического значения ("Северные ворота китайской столицы") застава Чжанцзякоу не раз была пунктом, право владеть которым оспаривалось враждующими сторонами.

Застава Ланъякоу

Застава Ланъякоу находится на стыке деревни Лунсютай (уезд Лйнцю, пров. Шаньси) и деревни Ланъякоу (уезд Илайюань, пров. Хэбэй). Построена она в минскую эпоху. Название "Ланъякоу" (Волчьи зубы) застава получила потому что находится она на изрезанной, зубцеообразной горной вершине (высота 1700 метров). Застава построена в седловине, разделяющей два мощных горных пика. По обе стороны заставы протянулась выложенная кирпичом, хорошо сохранившаяся крепостная стена. Сохранились и арочные ворота, через которые шел путь с юга на север.

Застава Хуанъягуань

Застава Хуанъягуань находится на вершине пика Чуншаньлин, в северной части уезда Цзисянь под Тяньцзинем. По названию уезда заставу называют "Заставой северного Цзи". Начало строительства прилегающего участка стены датируется 557 годом, когда в этих местах было царство Северное Ци. В минский период старая стена была реставрирована и облицована кирпичом. На востоке границей участка стены Цзи служит крутой обрыв в горной цепи, а на западе отвесно поднимающийся горный кряж. В этом месте стена пересекает реку. Застава была хорошо оснащена всем необходимым для длительной обороны: в окрестностях были построены наблюдательные боевые и сигнальные башни, казармы для личного состава и пр. Да к тому же сложный рельеф делал здешний участок стены трудно доступным для противника. В отличие от других участков Великой стены на данном участке были построены высокохудожественные архитектурные сооружения: Терем Фэнхуана, Северная беседка, сохранилась роща каменных стел, имеется музей, и "город в духе восьми триграмм - багуа".

Застава Бадалин

Застава Бадалин находится к северу от прохода Цзююнгуань, в 60 км. от Пекина. Начало строительства этого участка Великой стены датируется 18-м годом правления минского императора Хунчжи (1505). Поднявшемуся на высшую точку Бадалин туристу открывается прекрасный вид на дозорные башни и сигнальные площадки, возвышающиеся вдоль стены к северу и югу. Средняя высота стены 7,8 метра. Фундамент стены выложен продолговатыми глыбами гранита, ширина стены позволяет проехать в ряд пятерым коням или 10 пешеходам. С внешней стороны стены возведены укрепляющие стену выступы, через каждые 500 метров имеется дозорная башня и помещения для размещения личного состава, хранения оружия и несения караульной службы.

Застава Мутянью

Застава Мутянью находится в волости Саньдухэ уезда Хуайжу, в 75 км. к северо-востоку от Пекина. Этот участокбыл построен при минских императорах Лунцин и Ваньли. Здесь трасса стены круто изгибается, беря направление к северо-востоку. Рельеф местных гор величествен и грозен, изобилует крутыми склонами и обрывами. На юго-восточной окраине участка, на высоте 600 метров находится место, где сходятся три ветки стены. Здесь возвышается Угловая башня, неподалеку имеется наблюдательная вышка "Цзянькоу", за ней пик высотой 1044 метров, про который говорят, что он недоступен даже парящему орлу.

Сыматай

Участок Великой стены Сыматай-пожалуй, единственное место, где стена не подвергалась ремонту и сохранила первоначальный вид. Находится он в местечке Губэйкоу, что к северо-востоку от уезда Миюнь под Пекином. Длина участка Сыматай 19 км. Восточная часть участка, где на расстоянии километра сохранились остатки 14 наблюдательных вышек, до сих пор поражает грозной неприступностью. Особенно выделяются ступенчатая стена и "Терем феи".

Вэйская стена

В эпоху Воюющих царств правитель царства Вэй предпринял строительство крепостной стены, чтобы преградить путь войскам западного царства Цинь, которое к тому времени усилилось и стало предпринимать походы против соседей. Этот участок стены сохранил название Вэйской. На юге этот участок стены начинается в местечке Чаоюаньдун на западном берегу реки Чанцзянь, неподалеку от северного отрога горы Хуашань (г. Хуаиныш, пров. Шэньси). Далее стена идет к северу, ее трассу можно проследить по остаткам стены в деревнях Хунъянь и Чэннань. Лучше всего сохранилась Вэйская стена на участке в деревне Чэннань.

Обрывистый участок

В исторических документах этот участок Великой стены называется"Западным участком стены". Находится он в 8 км. севернее заставы Цзяюйгуань в провинции Ганьсу. Построен в минский период. Здесь стена, следуя изгибам горного рельефа, круто спускается вниз, в расщелину, а в расщелине стену надстроили так чтобы на нее невозможно было вскарабкаться. В расщелине стена идет фактически ровно, а не вьется, как соседние участки, по извилистому хребту. За это ее прозвали"обрывистой". В1988 г. участок обрывистой стены был реставрирован и в 1989 году открыт для туристов. Поднявшись на дозорную вышку для сигнального огня, можно обозреть панораму по обе стороны стены.

Степной участок стены

Этот участок стены начинается от Цзиньчуаньского ущелья, которое расположено к востоку от уездного города Шаньдань пров. Ганьсу. Протяженность ущелья 35 км. На скалистом обрыве на высоте 5 метров от дна ущелья вырезаны иероглифы "Цзиньчуаньская цитадель". К северу от выхода из ущелья проходит Великая стена. Здесь она вступает в степной район, где высота стены составляет 4-5 метров. Длина степного участка 30 км. Сохранился парапет, подпиравший с обеих сторон стену.

Застава Янгуань

В 75 км. к юго-западу от города Дуньхуана находятся руины древней заставы Великой стены- Янгуань. В старину стена на трассе Янгуань-Юймэньгуань имела протяженность 70 км. Существовали наблюдательные и дозорно-сигнальные вышки, ныне уже разрушенные. Судя по нагромождениям камней и земляным валам близ заставы Янгуань было более дюжины дозорно-сигнальных вышек. Из них самой большой и наиболее хорошо сохранившейся является сигнальная вышка на вершине горы Дуньдунь, к северу от заставы Янгуань.

Застава Цзяюйгуань

Застава Цзяюйгуань в минский период была западным концом Великой стены. Из всех застав на трассе Великой стены застава Цзяюйгуань наиболее хорошо сохранилась и кроме того является одной из самых масштабных. Свое название застава получила от названия ущелья Цзяюй, которое протянулось между горами Циляньшань и Черным хребтом и имеет в длину 15 км. Как раз посредине ущелья на западном его склоне была построена застава Цзяюйгуань. Строительство ее датируется 1372 годом (5-м годом правления минского императора Хунъу). Фортификационный ансамбль включает внутреннюю стену, дополнительную стену, полукружьем расположенную перед главными воротами, земляной вал по обеим сторонам стены, внешние глинобитные стены и ров, вырытый перед стеной.

С трех сторон заставы-восточной, южной и северной - имеются укрепляющие глинобитные подпорки, называемые "внешними стенами". У Западных и Восточных ворот внутренней (сердцевинной) стены имеются наружные полукружья дополнительных стен, которые соединяются с остовом внутренней стены. Особый интерес представляет угловой участок стены на стыке дозорной вышки, что севернее ворот Гуанхуамэнь, и восточного участка стены.

Первая закладная вышка Великой стены

В южной оконечности Великой стены минского периода, в 7,5 км от заставы Цзяюйгуань высится гигантская закладная вышка - символ начала Великой стены. Эта вышка была возведена военным даотаем Ли Ханем в 1539-1540 годах (18-й -19-й годы правления минского императора Цзяцина). Эта вышка называется также Таолайхэской по названию протекающей здесь реки Таолайхэ. С вышки открывается величественный вид на уходящую в Гоби гряду Великой стены.

По материалам: tonkosti.ru, legendtour.ru, lifeglobe.net

Бадалин - наиболее посещаемый туристами отрезок Великой Китайской стены

«Длинная стена в 10 000 ли» – так называют это чудо античной инженерной мысли сами китайцы. Для огромной страны с почти полуторамиллиардным населением она стала предметом национальной гордости, визитной карточкой, которая привлекает путешественников со всех уголков планеты. На сегодняшний день Великая Китайская стена является одной из самых популярных достопримечательностей – ежегодно ее посещает примерно 40 миллионов человек. В 1987 году уникальный объект был включён ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

Местные жители еще любят повторять, что тот, кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец. Эта фраза, произнесенная еще Мао Цзэдуном, воспринимается как настоящий призыв к действию. Несмотря на то, что высота сооружения составляет примерно 10 метров при ширине на разных участках в пределах 5-8 м (не говоря уже о не совсем удобных ступеньках), иностранцев, желающих хотя бы на мгновение почувствовать себя истинными китайцами, меньше не становится. К тому же, с высоты открывается великолепная панорама окрестностей, любоваться которой можно бесконечно.

Невольно удивляешься, насколько гармонично это творение рук человеческих вписывается в природный ландшафт, составляя с ним единое целое. Разгадка феномена проста: Великая Китайская стена прокладывалась не по пустынной местности, а рядом с холмами и горами, отрогами и глубокими ущельями, плавно огибая их. Но зачем древним китайцам понадобилось возводить такое большое и протяженное укрепление? Как шло строительство и долго ли оно продолжалось? Этими вопросами задается каждый, кому посчастливилось побывать здесь хотя бы однажды. Ответы на них давно получены исследователями, и на богатом историческом прошлом Великой Китайской стены мы еще остановимся. Сама же она оставляет у туристов неоднозначное впечатление, поскольку одни участки находятся в отличном состоянии, а другие совершенно заброшены. Только это обстоятельство ни в коей мере не умаляет интерес к этому объекту – скорее, наоборот.


История строительства Великой Китайской стены


В III веке до нашей эры одним из правителей Поднебесной был император Цин Шихуанди. Его эпоха пришлась на период Воюющих царств. То было сложное и противоречивое время. Государству со всех сторон угрожали враги, особенно агрессивные кочевники хунну, и оно нуждалось в защите от их вероломных набегов. Так родилось решение построить неприступную стену – высокую и протяженную, чтобы никто не мог нарушить покой империи Цинь. Одновременно это сооружение должно было, выражаясь современным языком, демаркировать границы древнекитайского царства и способствовать дальнейшей его централизации. Стена призвана была решить и вопрос «чистоты нации»: отгородившись от варваров, китайцы лишались бы возможности вступать с ними в брачные отношения и заводить совместных детей.

Идея возведения такого грандиозного пограничного укрепления родилась отнюдь не на ровном месте. Прецеденты уже имелись. Многие царства – например, Вэй, Янь, Чжао и уже упомянутое Цинь – пытались построить у себя нечто подобное. Государство Вэй возвело свою стену около 353 года до н. э.: глинобитная конструкция разделила его с царством Цинь. Позднее это и другие пограничные укрепления соединили между собой, и они образовали единый архитектурный ансамбль.


Строительство Великой Китайской стены стартовало вдоль Иншаня – горной системы во Внутренней Монголии, это на севере Китая. Координировать его ход император назначил полководца Мэн Тяня. Фронт работ предстоял большой. Ранее построенные стены нужно было укрепить, соединить новыми участками и удлинить. Что касается так называемых «внутренних» стен, служивших границами между отдельными царствами, то их попросту сносили.

Возведение первых участков этого грандиозного объекта заняло в общей сложности целое десятилетие, а строительство всей Великой Китайской стены растянулось на два тысячелетия (по некоторым свидетельствам, даже на целых 2700 лет). На разных его этапах количество одновременно задействованных на работах людей достигало трехсот тысяч. В целом власти привлекли (точнее, принудили) к ним около двух миллионов человек. Это были представители многих социальных слоев: и рабы, и крестьяне, и военнослужащие. Рабочие трудились в нечеловеческих условиях. Одни погибали от непосильного труда как такового, другие становились жертвами тяжелых и неизлечимых инфекций.

К комфорту, хотя бы относительному, не располагала и сама местность. Сооружение пролегало вдоль горных массивов, огибая все отходящие от них отроги. Строители двигались вперед, преодолевая не только высокие подъемы, но и множество ущелий. Их жертвы оказались не напрасны – по крайней мере, с позиции сегодняшнего дня: именно такой ландшафт местности и обусловил уникальный облик чудо-сооружения. Не говоря уже о его размерах: в среднем высота стены достигает 7,5 метров, и это без учета прямоугольных зубцов (с ними получаются все 9 м). Ее ширина тоже неодинакова – внизу 6,5 м, наверху 5,5 м.

Китайцы в обиходе называют свою стену «земляным драконом». И отнюдь не случайно: в самом начале при ее возведении использовались любые материалы, прежде всего, утрамбованная земля. Делалось это так: сначала из тростника или прутьев сплетали щиты, а между ними послойно прессовали глину, мелкие камушки и другие подручные материалы. Когда же за дело взялся император Цинь Шихуанди, стали использовать более надежные каменные плиты, которые укладывали впритык друг к другу.


Сохранившиеся секции Великой Китайской стены

Однако не только многообразие материалов обусловило неоднородный облик Великой Китайской стены. Узнаваемой ее делают и башни. Часть из них была построена еще до того, как появилась сама стена, и была встроена в нее. Другие возвышения появились одновременно с каменной «границей». Определить, какие были до, а какие возвели после, несложно: первые имеют меньшую ширину и располагаются на неодинаковом расстоянии, в то время как вторые органично вписываются в постройку и удалены друг от друга ровно на 200 метров. Их обычно возводили прямоугольными, в два этажа, оборудуя верхними площадками с бойницами. Наблюдение за маневрами врагов, особенно когда они наступали, велось с сигнальных вышек, размещавшихся здесь же, на стене.

Когда к власти пришла династия Хань, правившая с 206 года до нашей эры до 220 года нашей эры, Великую Китайскую стену расширили в западном направлении – до Дуньхуана. В этот период объект оснастили целой линией сторожевых башен, которые уходили вглубь пустыни. Их предназначение – защита караванов с товарами, нередко страдавших от набегов кочевников. До наших дней, в основном, дошли участки стены, возведенные в эпоху династии Мин, правившей с 1368 по 1644 год. Они возводились преимущественно из более надежных и прочных материалов – каменных блоков и кирпича. За три столетия царствования названной династии Великая Китайская стена значительно «выросла», протянувшись от побережья Бохайского залива (застава Шаньхайгуань) до приграничья современных Синьцзян-Уйгурского автономного округа и провинции Ганьсу (застава Юймэньгуань).

Где начинается и заканчивается стена

Рукотворная граница Древнего Китая берет свое начало на севере страны, в расположенном на берегу Бохайского залива Желтого моря городе Шанхай-гуань, имевшем некогда стратегическое значение на рубежах Маньчжурии и Монголии. Это самая восточная точка «Длинной стены в 10 000 ли». Здесь же находится и башня Лаолунтоу, её еще называют «головой дракона». Башня примечательна и тем, что является единственным местом в стране, где Великая Китайская стена омывается морем, а сама она на целых 23 метра углубляется в залив.


Самая западная точка монументального сооружения находится в окрестностях города Цзяюгуань, что в центральной части Поднебесной. Здесь Великая Китайская стена сохранилась наилучшим образом. Этот участок строили ещё в XIV веке, поэтому тоже мог бы не выдержать испытания временем. Но он сохранился благодаря тому, что его постоянно укрепляли и ремонтировали. Самая западная застава империи была построена возле горы Цзяюёшань. Форпост оснастили рвом и стенами – внутренней и полукруглой внешней. Также имеются основные ворота, находящиеся на западной и восточной стороне заставы. Тут гордо высится и башня Юньтай, рассматриваемая многими чуть ли не как отдельная достопримечательность. Внутри на стенах выбиты буддийские тексты и барельефы древнекитайских царей, которые вызывают неизменный интерес исследователей.



Мифы, легенды, интересные факты


Долгое время считалось, что Великую Китайскую стену можно видеть из космоса. Причем родился этот миф задолго до полетов на околоземную орбиту, в 1893 году. С таким даже не предположением, а утверждением выступил журнал The Century (США). Потом к этой мысли вернулись в 1932 году. Известный в то время шоумен Роберт Рипли утверждал, что сооружение можно увидеть и с Луны. С наступлением эры космических полетов эти утверждения были в целом опровергнуты. Как утверждают специалисты NASA, объект едва различим с орбиты, от которой до поверхности Земли примерно 160 км. Стену, и то с помощью сильного бинокля, смог разглядеть американский астронавт Уильям Поуг.

Другой миф возвращает нас непосредственно ко временам строительства Великой Китайской стены. Древнее предание гласит, что в качестве цементирующего раствора, скреплявшего камни между собой, якобы использовался приготовленный из человеческих костей порошок. За «сырьем» для него ходить далеко не нужно было, учитывая, что здесь погибало много рабочих. К счастью, это всего лишь легенда, хотя и жуткая. Древние мастера сцепляющий раствор действительно готовили из порошка, только основу субстанции составляла обычная рисовая мука.


Сохранилось предание о том, что будто путь рабочим прокладывал большой огненный Дракон. Он же указывал, на каких участках нужно возводить стену, и строители неуклонно шли по его следам. Другая легенда повествует о жене фермера, которую звали Мен Джинг Ню. Узнав о гибели мужа на строительстве, она пришла туда и начала безутешно плакать. В результате один из участков разрушился, и вдова увидела под ним останки своего любимого, которые она смогла взять и похоронить.

Известно, что тачку изобрели китайцы. Но мало кто знает, что к этому их подтолкнуло начавшееся строительство грандиозного объекта: рабочие нуждались в удобном приспособлении, с помощью которого можно было бы перевозить стройматериалы. Некоторые участки Великой Китайской стены, имевшие исключительно важное стратегическое значение, окружили защитными рвами, заполненными водой или оставленными в виде канав.

Великая Китайская стена зимой

Участки Великой Китайской стены

Для посещения туристами открыто несколько участков Великой Китайской стены. Расскажем о некоторых из них.

Ближайшей к Пекину, современной столице КНР, заставой является Бадалин (она же одна из самых популярных). Находится севернее прохода Цзюйюнгуань и от города до нее всего 60 км. Строилась она в эпоху девятого китайского императора – Хунчжи, правившего с 1487 по 1505 год. Вдоль этого участка стены расположены сигнальные площадки и дозорные башни, на которые открывается великолепный вид, если подняться на ее самую высокую точку. В этом месте высота объекта достигает в среднем 7,8 метра. Ширина достаточна для того, чтобы могли пройти 10 пешеходов или проехать 5 коней.

Еще одна достаточно близкая к столице застава называется Мутяньюй и находится от нее в 75 км, в Хуайжоу – районе городского подчинения Пекина. Данный участок был построен в правление императоров Лунцин (Чжу Цзайхоу) и Ваньли (Чжу Ицзюнь), принадлежавших к династии Мин. В этом месте стена берет крутой поворот в направлении северо-восточных регионов страны. Местный ландшафт гористый, тут много крутых склонов и обрывов. Застава примечательна тем, что на ее юго-восточной оконечности сходятся воедино три ответвления «великой каменной границы», причем на 600-метровой высоте.

Одним из немногих участков, где Великая Китайская стена сохранилась практически в первозданном виде, является Сыматай. Он находится в деревне Губэйкоу, что в 100 км северо-восточнее уезда Миюнь, относящегося к муниципалитету Пекина. Этот участок протянулся на 19 км. В его юго-восточной части, впечатляющей своим неприступным видом и сегодня, располагаются частично сохранившиеся наблюдательные вышки (всего их 14).



От Цзиньчуаньского ущелья берет свое начало степной участок стены – это восточнее уездного города Шаньдань, что в округе Чжанъе провинции Ганьсу. В этом месте сооружение протянулось на 30 км, а его высота варьируется в пределах 4-5 метров. В древности Великая Китайская стена тут подпиралась с обеих сторон парапетом, сохранившимся до наших дней. Отдельного внимания заслуживает и само ущелье. На 5-метровой высоте, если считать от его дна, прямо на скалистом обрыве можно рассмотреть несколько вырезанных иероглифов. Надпись переводится как «Цзиньчуаньская цитадель».



В той же провинции Ганьсу, севернее заставы Цзяюйгуань, на расстоянии всего 8 км расположился обрывистый участок Великой Китайской стены. Его построили в период империи Мин. Такой вид он получил из-за специфики местного ландшафта. Изгибы горного рельефа, которые вынуждены были учесть строители, «приводят» стену к крутому спуску прямо в расщелину, где она идет ровно. В 1988 году китайские власти отреставрировали этот участок и спустя год открыли его для туристов. С дозорной вышки великолепно обозревается панорама окрестностей по обе стороны стены.


Обрывистый участок Великой Китайской стены

Руины заставы Янгуань находятся в 75 км юго-западнее города Дуньхуан, в древности служившем воротами в Поднебесную на Великом шёлковом пути. В старину протяженность этого участка стены составляла примерно 70 км. Здесь можно увидеть внушительные нагромождения камней и земляные валы. Всё это не оставляет сомнений: дозорных и сигнальных вышек тут было не меньше дюжины. Однако до нашего времени они не сохранились, если не считать сигнальную вышку севернее заставы, на горе Дуньдунь.




Участок, известный как Вэйская стена, берет свое начало в местечке Чаоюаньдунь (провинция Шэньси), расположенном на западном побережье реки Чанцзянь. Недалеко отсюда находится северный отрог одной из пяти священных гор даосизма – Хуашань, относящейся к хребту Циньлин. Отсюда Великая Китайская стена движется в направлении северных районов, свидетельством чему являются её фрагменты в деревнях Чэннань и Хунъянь, из которых лучше всего сохранился первый.

Мероприятия по сохранению стены

Время не щадило этот уникальный архитектурный объект, который многие называют восьмым чудом света. Правители китайских царств делали всё от них зависящее, чтобы противодействовать разрушению. Однако с 1644 по 1911 год – период маньчжурской династии Цин – Великая стена была практически заброшена и подверглась еще большему разрушению. В порядке поддерживался лишь участок Бадалин, и то потому, что он находился около Пекина и считался «парадными воротами» в столицу. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы не предательство полководца У Саньгуя, открывшего маньчжурам ворота Шаньхайгуаньской заставы и пропустившего врага, династия Мин не пала бы, и отношение к стене сохранилось бы прежнее – бережное.



Дэн Сяопин, основоположник экономических реформ в КНР, большое внимание уделял и сохранению исторического наследия страны. Именно он выступил инициатором реставрации Великой Китайской стены, программа которой стартовала в 1984 году. Она финансировалась из самых разных источников, в том числе из средств иностранных бизнес-структур и пожертвований частных лиц. Для сбора денег в конце 80-х в столице Поднебесной даже прошел аукцион искусства, ход которого широко освещался не только в самой стране, но и ведущими телекомпаниями Парижа, Лондона и Нью-Йорка. На вырученные средства была проведена большая работа, но отдаленные от туристических центров участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.

6 сентября 1994 года в Бадалине был торжественно открыт тематический Музей Великой Китайской стены. Позади здания, напоминающего стену своим внешним видом, находится и она сама. Учреждение призвано популяризировать большое историческое и культурное наследие этого без преувеличения уникального архитектурного объекта.

Под него стилизован даже коридор в музее – он отличается извилистостью, по всей его длине находятся «проходы», «сигнальные вышки», «крепости» и т. д. Экскурсия позволяет почувствовать себя так, будто путешествуешь по настоящей Великой Китайской стене: настолько здесь все продумано и реалистично.

Туристам на заметку


На участке Мутяньюй, самом протяженном из полностью отреставрированных фрагментов стены, расположенном в 90 км севернее столицы КНР, имеются два фуникулера. Первый оснащен закрытыми кабинками и рассчитан на 4-6 человек, второй представляет собой открытый подъемник, по аналогии с горнолыжными. Страдающим акрофобией (боязнью высоты) лучше не рисковать и отдать предпочтение пешей экскурсии, которая, однако, тоже сопряжена с трудностями.

Подниматься на Великую Китайскую стену достаточно легко, а вот спуск может превратиться в настоящую пытку. Дело в том, что высота ступеней не является одинаковой и варьируется в пределах 5-30 сантиметров. Спускаться по ним следует с предельной внимательностью и желательно не останавливаться, потому что после паузы возобновить спуск намного тяжелее. Один турист даже подсчитал: подъем на стену на самом низком ее участке сопряжен с преодолением 4 тысяч (!) ступеней.

Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены

Экскурсии на участок Мутяньюй с 16 марта по 15 ноября проводятся с 7:00 до 18:00, в остальные месяцы – с 7:30 до 17:00.

Участок Бадалин доступен для посещений с 6:00 до 19:00 в летний период и с 7:00 до 18:00 в зимнее время.

Знакомиться с участком Сыматай в ноябре-марте можно с 8:00 до 17:00, в апреле-ноябре – с 8:00 до 19:00.


Посещение Великой Китайской стены предусмотрено как в составе экскурсионных групп, так и в индивидуальном порядке. В первом случае туристов доставляют специальными автобусами, которые обычно отправляются с пекинской площади Тяньаньмэнь, улиц Ябаолу и Цяньмэнь, во втором к услугам любознательных путешественников общественный транспорт или нанятая на весь день частная машина с водителем.


Первый вариант подойдет тем, кто оказался в Поднебесной впервые и не знает языка. Или, наоборот, знающим страну и владеющим китайским, но при этом желающим сэкономить: групповые экскурсии стоят сравнительно недорого. Но тут есть и свои издержки, а именно значительная продолжительность таких туров и необходимость ориентироваться на других участников группы.

Общественным транспортом, чтобы добраться до Великой Китайской стены, пользуются обычно те, кто хорошо знает Пекин и хотя бы немного говорит и читает на китайском языке. Поездка обычным автобусом или электричкой обойдется дешевле даже самого привлекательного по цене группового тура. Налицо и экономия времени: самостоятельная экскурсия позволит не отвлекаться, например, на посещение многочисленных сувенирных лавок, куда так любят водить туристов гиды в надежде заработать свои комиссионные от продаж.

Аренда водителя с автомобилем на весь день – самый комфортный и гибкий способ добраться до того участка Великой Китайской стены, который вы выберете сами. Удовольствие не из дешевых, но оно стоит того. Состоятельные туристы часто заказывают машину через отель. Поймать ее можно и просто на улице, как обычное такси: так зарабатывают многие столичные жители, с готовностью предлагая иностранцам свои услуги. Только не забудьте взять у водителя номер телефона или сфотографировать сам автомобиль, чтобы потом долго не искать его, если человек до вашего возвращения с экскурсии куда-нибудь отойдет или отъедет.

Великую Китайскую стену еще называют "Длинной стеной". Длина ее составляет 10 тысяч ли, или более 20 тысяч километров, а чтобы достичь ее высоты, десяток человек должны встать друг другу на плечи… Ее сравнивают с извивающимся драконом, протянувшимся от самого Желтого моря до Тибетских гор. На земле нет больше ни одного подобного сооружения.


Храм Неба: императорский жертвенный алтарь в Пекине

Начало строительства Великой Китайской стены

По официальной версии, строительство началось в период Воюющих царств (475-221 годы до нашей эры), при императоре Цинь Ши-Хуанди с целью защиты государства от набегов кочевников хунну, и продолжалось десять лет. Строило стену около двух миллионов человек, что тогда составляло пятую часть всего населения Китая. Среди них были люди самых разных сословий — рабы, крестьяне, солдаты… Руководил постройкой полководец Мэн Тянь.

Легенда гласит, что сам император проехал верхом на волшебной белой лошади, прокладывая маршрут будущего сооружения. И там, где его лошадь оступалась, потом возводили сторожевую башню… Но это всего лишь легенда. А вот история о споре между Мастером и чиновником выглядит куда более правдоподобно.

Дело в том, что для возведения такой громады требовались талантливые умельцы-строители. Их среди китайцев водилось предостаточно. Но один особенно отличался умом и смекалкой. Он был настолько искусен в своем деле, что мог точно вычислить, сколько необходимо для такой стройки кирпичей…

Императорский чиновник, однако, усомнился в способности Мастера и поставил условие. Если, мол, Мастер ошибется только на один кирпич, он сам установит этот кирпич на башне в честь умельца. А если ошибка выйдет на два кирпича, тут уж пусть пеняет на свою самонадеянность — последует суровое наказание…

Много камней и кирпича пошло на сооружение. Ведь, кроме стены, поднялись еще и сторожевые, воротные башни. На всем протяжении маршрута их насчитывалось около 25 тысяч. Так вот, на одной из этих башен, что находится близ знаменитого древнего Шелкового пути, можно увидеть кирпич, который, в отличие от других, заметно выдается из кладки. Говорят, это тот самый, что обещал положить Чиновник в честь искусного Мастера. Следовательно, тот избежал обещанного наказания.

Великая Китайская стена - самое длинное кладбище в мире

Но и без всяких наказаний при работах по возведению Стены погибло столько людей, что место это стали называть еще и "самым длинным кладбищем в мире". Весь маршрут строительства был устлан костьми погибших. Всего, говорят эксперты, их насчитывается около полумиллиона. Причиной были плохие условия труда.

По преданию, одного из этих несчастных пыталась спасти любящая жена. Она поспешила к нему с теплой одеждой на зиму. Узнав на месте о смерти мужа, Мэн — так звали женщину — горько заплакала, и от обильных слез ее часть стены обвалилась. И тут вмешался сам император. То ли он опасался, что от женских слез поползет вся Стена, то ли приглянулась ему прекрасная в своей печали вдова, — словом, он распорядился взять ее к себе во дворец.

И та вроде поначалу и согласилась, но оказалось, только для того, чтобы иметь возможность достойно похоронить мужа. А затем верная Мэн покончила с собой, бросившись в бурный поток… И сколько таких смертей еще случилось? Впрочем, разве ведется учет жертвам, когда вершатся великие государственные дела…

А в том, что такая "ограда" была объектом большой государственной важности, сомневаться не приходилось. По мнению историков, стена не столько охраняла великую "Поднебесную срединную империю" от кочевников, сколько стерегла самих китайцев, чтобы они не бежали из своего милого отечества… Говорят, самому великому китайскому путешественнику Сюань-цзан пришлось перелезать через стену, крадучись, среди ночи, под градом стрел пограничной охраны…

Великая Китайская стена - по сей день это архитектурное сооружение поражает своим могущественным величием и заслуженно занимает место самого масштабного и древнего памятника архитектуры на всей планете. Сооружение тянется по территории Китая на протяжении 8851,8 км. Один из промежутков сооружения проходит очень близко к Пекину. Скорее всего каждый из нас слышал об этом чуде архитектурной мысли, но не каждый знает, какую историю прошла стена в ходе своего возведения. Строительство Великой Китайской стены способно потрясти любого историка своими масштабами. Сегодня наш сайт о путешествиях предлагает вам погрузиться в историю строительства Стены, а так же узнать новые интересные факты, которые во многом повлияли на ход работ и сегодняшний вид сооружения.

Скорее всего, вы не сможете себе правильно даже представить, сколько было затрачено времени и ресурсов на создание такого огромного архитектурного объекта. А сколько людей пострадало и погибло при строительстве Стены - это просто огромные цифры. Нигде в мире больше нет сооружения, которое по своей протяженности сможет состязаться с Великой Китайской стеной.

История строительства

Изучение Великой Китайской стены не будет полным, если мы с вами не углубимся в историю создания этого могущественного сооружения. Начали строить Стену в далекие года 3 века до нашей эры. В те неспокойные времена страной управлял император Цинь Ши-хуанди, который являлся потомком династии Цинь. Периодом его правления были годы Воюющих царств (475 - 221 гг. до нашей эры).

Для государства этот период истории был очень опасным, так как кочевой народ хунну регулярно осуществлял свои набеги. Конечно, их участники были не единственными, кто не против поживиться легкой наживой. Тогда и было решено построить огромный забор который огородил бы государство и надежно его защитил. Строить стену было призвано более пятой части населения всего Китая. В те годы это было порядка одного миллиона человек.

Большая Стена имела одной из своих основных задач защитить поданных "Поднебесной" от того, что они будут вовлечены в кочевой образ жизни. Так же это могло гарантировать отсутствие ассимиляции с варварами. На тот момент Китай лишь только начал свое становление в одно государство из множества маленьких завоеванных им. Было критически важно обозначить и защитить свои территории и владения. Стена должна была стать тем подспорьем, которое поможет объединить и удержать империю как одно целое. Границы стены на карте можно обозначит следующей схемой:

Год 206 до нашей эры. К власти приходит династия Хань, и именно в этот период Стена покоряет новые цифры по протяженности. К западу её увеличивают до Дуньхуана. На сооружении для защиты торговых караванов от нападений кочевников возводят большое количество сторожевых вооруженных башен. Конечно, до настоящего времени сохранились не все участки великой стены, но большинство тех участков, что все же нам сегодня предстают принадлежали династии Мин, которая правила в период с 1368 по 1644 года. Именно в этот период сооружение становится наиболее прочным, так как уже строят из кирпичей и бетонных блоков. В этот период стена пролегает уже с востока на запад от территории Шаньхайгуань на берегу Жёлтого моря вплоть до земель Юймэньгуань, которые расположены на границе с провинцией Ганьсу.

В 1644 году к власти приходит династия Цин из Манчжурии. Представители этой династии были противоречивого мнения о необходимости существования этого сооружения. В период правления Цин Великая стена была в большей степени разрушена, чем в годы правления других династий. На этот фактор сказало свое влияние и время в том числе. Небольшой участок от Пекина до Бадалина использовался в качестве ворот, которые открывали вход в столицу. Именно этот участок сохранился лучше всего. Сегодня именно этот отрезок сооружения является самым популярным среди туристов со всего мира. он открыт для посещения еще с далекого 1957 года. Интересным будет тот факт, этот участок так же служил финишной прямой для спортсменов велосипедистов, которые принимали участие в Олимпиаде 2008 года в Пекине. В 1899 году в США написали, что оставшийся участок стены разберут полностью, а на его месте построят автостраду. Стену посещал президент Соединённых Штатов Америки Ричард Никсон.

Великая стена сегодня

Да, в определенный период прошлого века Стену действительно было решено разобрать, но немного переосмыслив ситуацию правительством было решено наоборот стену реконструировать и оставить как наследие Китайской истории.

В 1984 году архитектор Дэн Сяопина организовал сбор средств., которые нужны были для проведения работ по возвращению стене её былого величия. Привлекались средства как китайских, так и иностранных инвесторов. Средства на восстановление собирали даже у обыкновенных частных лиц, таким образом, каждый желающий мог внести свою лепту в историю восстановления уникального архитектурного наследия.

Давайте сейчас на секунду остановимся и о следующем предложении на миг задумаемся. Длина Великой китайской стены составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров! Вдумайтесь в эту цифру! Это просто невероятно, как можно было руками человека возвести такую громадину.

В Китае очень активными, а под час даже агрессивными методами ведут сельское хозяйство. По этой причине с 1950-х годов в стране начали иссякать воды, которые давали недра земли. В итоге весь регион стал местом, где берут начало очень порывистые и сильные песчаные шторма. Именно из-за указанных факторов сегодня более чем 60-километровый участок Стены на северо-западе Китая подвергается сильной эрозии и активным разрушениям. 40 километров участка уже разрушены, и только 10 километров все еще остаются на своем месте. Однако, воздействия стихии и природных факторов так же изменили высоту стены на некоторых отрезках. Где ранее стена достигала 5 метров, теперь не превышает 2-ух метров.

В 1987 году Стена была занесена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Она по праву заняла свое место в категории величайших исторических достопримечательностей Китая. Кстати, на сегодня это местность является одной из самых посещаемых в мире. Более 40 миллионов туристов выбирает именно этот пункт на карте, как главный объект своих путешествий.

Конечно, такое существенное архитектурное сооружение не могло не оставить своих следов по всей истории государства и планеты в целом. Вокруг Стены и по сей день бродит много легенд и суеверий. К примеру, есть версия, что стену построили цельной всего за один подход. Однако же, если обратиться к фактам, тогда сразу выясняется, что это просто миф. На самом деле стену не то, что в один заход - её строили даже разными династиями. К тому же в работах возводились отдельные участки определенной длины. Длина участка определялась разными факторам, учитывающими рельеф, погодные условия и прочие факторы. Строили максимально надежно, чтобы закрепить и защитить Китай с севера.

Все династии, которые строили стену создавали свой определенный участок, который в итоге объединялся с предыдущим уже следующей династией. Все это происходило в разные времена, которые порой разделяли десятилетия. На период неспокойных времен, в которые строилась стена такие оборонительные сооружения были объективной необходимостью, их строили повсеместно. Если свести все оборонительные сооружения Китая за последние 2000 лет в од ну статистику, тогда получим цифру в районе 50 тыс. километров.

Стена, как уже я описывал выше, во многих местах имела прерывающиеся отрезки. В итоге в 1211 и 1223 годах этим пользовался Чингисхан и его монгольские захватчики, которые в итоге завладели всей северной частью страны. До 1368 года монголы были правителями Китая, но постом их изгнали представители династии Мин.

В рамках этого абзаца позволим себе развеять еще один расхожий миф. Кто бы что ни говорил, а все же Великая Китайская стена не видна из космоса. Это предположение или просто вымысел появился на свет в 1893 году. Тогда издавался в Америке журнал The Centuries (Столетия), и там упоминался такой вот факт. Позже в 1932 году ноумен Робер Рипли заявил, что Стену видно из космоса, а именно - с Луны. Этот факт был забавен, если учесть, что до первой высадке человека на Keне оставалось еще немало десятков лет. Сегодня космос исследован уже в какой-то мере, и наши космонавты и спутники могут предоставлять качественные фото с орбиты. посмотрите сами, из космоса стену заметить довольно сложно.

О стене можно так же услышать, что в основе раствора, которым скреплялись кирпичи, использовался порошок на основе костей погибших рабочих этой стройки. А остатки тел хоронили прямо внутри стены. Таким образом якобы конструкция становилась крепче. Но на самом деле ничего этого не было, стена строилась стандартными для тех времен методами, а для изготовления скрепляющего раствора использовалась обыкновенная рисовая мука.

По понятным причинам это чудо не было включено в 7 древних чудес света, но Великая Китайская стена вполне обоснованно входит в список 7 новых чудес света. Еще одна легенда гласит, что большой огненный дракон прокладывал путь для рабочих, указывая, где нужно строить стену. Строители впоследствии следовали за его следами

Есть так же легенда, которая поведает нам о большом драконе, который свои пламенем указывал путь для строителей. В итоге рабочие шли по его следам, а огонь их пасти дракона расчищал для них путь. Что самое интересное в этой истории - это действительно правда. Нам удалось найти фото этого дракона и даже выяснить, в какой зоопарк он попал:

Ладно, признаемся все же, что это просто напросто одна из мифических легенд, которые не имеют под собой ни здравого смысла ни логических обоснований. А на фото изображен просто рисунок мифического существа - дракона.

Но вот в чем сомневаться не приходится, так в том, что сегодня Великая Китайская стена заслуженно занимает свое почетное место в списке "7 новых чудес света".

Самой известной легендой, связанной с Китайской стеной является сказание о девушке Менг Джинг Ню, которая была просто женой фермера. Она была привлечена к работам по строительству Стены. Жена, которая была сражена горем пришла ночью к стене и плакала над ней до тех пор, пока чтена не треснула и не показала девушке кости её возлюбленного. В итоге девушка смогла их захоронить.

Здесь на местности существовал определенный обычай захоронения погибших на строительстве людей. Члены семьи того, кто погиб здесь несли гроб, увенчанный белым петухом. Крики петуха должны были держать дух умершего бодрствующем состоянии. Так должно было продолжалось до тех пор, пока процессия с гробом не пересечет Стену. Ходили легенды, что если обряд не завершить, или завершить с нарушениями, тогда дух навечно останется здесь и будет бродить вдоль стены.

На период, когда строилась стена для всех заключенных в государстве и всех безработных имела место только одна мера наказания. Всех отправлять на строительство Великой стены! Этот период особенно нуждался в защите внешних границ, поэтому приходилось прибегать к кардинальным мерам.

Эта стройка дала наследию китайского народа немало полезных изобретений. Так, именно здесь и для целей строительства была изобретена та самая тачка, которую сегодня используют повсеместно на стройках. Уязвимые при строительстве Стены участки окружали рвом, который заполнялся водой, или просто оставался в виде пропасти. Помимо прочего, народ Китая так же использовал продвинутое вооружение для обороны. Это были и молоты, и копья, и арбалеты, топоры. Но главным преимуществом китайцев было их главное изобретение - порох.

Повсеместно вдоль стены на равных отрезках возводились смотровые площадки, которые служили для мониторинга местности и защиты торговых караванов. если приближалась опасность, дозорный на вершине зажигал факел или сбрасывал флаг, после чего войска приводились в боевую готовность. Так же обзорные башни служили хранилищем для провизии и боезапасов. Вдоль стены пролегал знаменитый торговый маршрут - Шелковый путь. Его так же охраняли с вершины стены.

Стена повидала немало кровавых сражений, видела он и свой последний бой. Случилось это в 1938 году в период китайско-японской войны. Стена до сих пор хранит на себе множество шрамов от пуль тех сражений.

Великая китайская стена пусть и не самое высотное сооружение, но её высота в максимальной точке достигает 1534 метра. Это место расположено недалеко от Пекина. А вот самая низкая точка опустилась до уровня моря возле берегов Лаолонгту. Если отталкиваться от средних значений, то высота стены равна 7 метров, а ширина в максимально просторных участках 8 метров. Но в среднем чаще от 5 до 7 метров.

Сегодня правительство Китая затрачивает миллиарды долларов США на то, чтобы укрепить и сохранить Великую стену. Сегодня для страны могущественная Стена - это не просто сооружение. Это - символ культурной гордости, символ борьбы, которая длилась несколько веков, и показатель величия целого народа.

Самым узнаваемым символом Китая, как и его долгой и яркой истории, стала . Это монументальное сооружение состоит из многочисленных стен и укреплений, многие из которых идут параллельно друг другу. Изначально задумана для защиты от набегов кочевников императором Цинь Шихуанди (около 259-210 до н.э.). Великая Китайская стена (Китай) стала одной из самых грандиозных строек в истории человечества.

Великая Китайская стена: интересные факты

ВКС — самая длинная стена в мире и крупнейшая постройка древности.
Потрясающие пейзажи: от пляжей Циньхуандао до скалистых гор вокруг Пекина.

Состоит из множества секций-участков:

Бадалин
- Хуанг Хуанченг
- Цзюйюнгуань
- Джи Йонгуан
- Шаньхайгуань
- Янгуан
- Губейку
- Джианку
- Джин Шан Линг
- Мутяньюй
- Сыматай
- Янменгуан


Длина Великой Китайской стены

Вопреки общепринятому мнению, стену не видно из космоса без хорошего приближения.
Уже во времена династии Цинь (221-207 до н.э.) для строительства использовали клейкое тесто из риса в качестве своеобразного материала для скрепления каменных блоков.
Рабочей силой на стройке были военнослужащие, крестьяне, осужденные и пленники, естественно не по своей воле.
Хотя официально 8851 км, длина всех ответвлений и участков, построенных за тысячи лет, оценивается в 21 197 км. Окружность экватора 40 075 км.


Существует популярная легенда о Менг Джинг Ню, чей муж умер на стройке. Ее плач был таким горьким, что Великая Китайская стена рухнула, обнажив кости мужа, и жена смогла его похоронить.
На участке Губейку до сих пор остались следы от пуль, здесь в прошлом был жестокий бой.
Во время Культурной революции (1966-1976 гг.), множество камней со стены украли для постройки домов, ферм и резервуаров.

Северо-западные участки стены (например, в провинциях Ганьсу и Нинся) скорее всего исчезнут в течение 20 лет. Причиной этому как природные условия, так и деятельность человека.
Самую известную часть Великой стены - Бадалин, посетило более 300 глав государств и высокопоставленных лиц со всего мира, первым стал советский политик Клим Ворошилов в 1957 году.

Великая Китайская стена (Китай): история создания

Значимость: самое длинное укрепление, когда-либо построенное человеком.
Цели постройки: защита Китайской империи от монгольских и маньчжурских захватчиков.
Значимость для туризма: самая большая и в то же время наиболее популярная достопримечательность КНР.
Провинции, в которых проходит Великая Китайская стена: Ляонин, Хэбэй, Тяньцзинь, Пекин, Шаньси, Шэньси, Нинся, Ганьсу.
Начало и конец: От Шаньхайгуаньского прохода (39.96N, 119.80E) до пояса Цзяюй (39.85N, 97.54E). Расстояние напрямую - 1900 км.
Ближайший участок к Пекину: Цзюйюнгуань (55 км)


Самый посещаемый участок: Бадалин (63 млн. посетителей за 2001 год)
Ландшафт: в основном горы и возвышенности. Великая Китайская стена, Китай простирается от Бохайского побережья, что в Циньхуандао, вокруг северной части Китайской равнины, через Лёссовое плато. Далее она идет вдоль пустынной провинции Ганьсу, между Тибетским плато и лессовыми холмами Внутренней Монголии.

Высота над уровнем моря: от уровня моря до более чем 500 метров.
Наиболее подходящее время года для посещения Великой Китайской стены: участки, что возле Пекина лучше посещать весной или осенью. Цзяюйгуань - с мая по октябрь. Шаньхайгуаньский проход - летом и в начале осени.

Великая Китайская стена — самое большое кладбище. На ее строительстве жизнь потеряли более миллиона человек.

Как строили Великую Китайскую Стену
Всем интересно, как строили Великую Китайскую Стену сооружения. Вот вся история хронологически.
7-й век до нашей эры: феодальные военачальники начали строительство Великой Китайской стены.
Династия Цинь (221-206 до н.э.): уже построенные участки стены соединили вместе (наряду с объединением Китая).
206 до н.э. - 1368 н.э.: восстановление и расширение стены с целью предотвратить разграбление земель кочевниками.


Династия Мин (1368-1644): Великая Китайская стена достигла своего наибольшего размера.
Династия Цин (1644-1911): Великая Китайская стена и прилегающие земли перешли к маньчжурским захватчикам в союзе с генералом-предателем. Обслуживания стены прекратились более чем на 300 лет.
Конец 20-го века: различные секции Великой Китайской стены стали памятниками архитектуры.

Великая Китайская стена на карте мира :



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png