Развитие и размещение нефтяной промышленности

РФ обладает огромными ресурсами нефти. Главные нефтяные районы - Западная Сибирь, Волго-Уральский, Северный Кавказ, Европейский Север. Особенно перспективными являются континентальные шельфы на европейском Севере и Дальне Востоке.

Главный район добычи - Западная Сибирь - 2/3 добычи нефти. Основные месторождения: Самотлорское, Усть-Балыкское, Мегионское и др., здесь формируется крупнейший в РФ программно-целевой ТПК на базе уникальных запасов нефти и газа.

В Волго-Уральском районе наиболее значительные ресурсы нефти в Татарстане, Башкорстане.

Европейский Север - республика Коми.

Северный Кавказ - в Чечне и Дагестане.

Около 2/3 нефти добывается наиболее эффективным фонтанным способом.

К настоящему времени разведанность европейских регионов и Западной Сибири достигает 65-70%, Восточной Сибири и Дальнего Востока только на 6-8%, шельфы морей на 1%. Но именно на эти труднодоступные регионы приходится 46% перспективных и 50% прогнозируемых запасов. 11 Региональная экономика: Учебное пособие / под ред. Т.Г. Морозовой, - М: ЮНИТИ, 1995, с. 74.

Развитие и размещение газовой промышленности

Газовая промышленность самая молодая отрасль в ТЭК. Она же является и наиболее эффективной. Основные месторождения расположены в Западной Сибири, где выделяются три крупные газоносные области: Тазовско-Пурнейская (месторождение: Уренгойское, Ямбургское, Тазовское, Медвежье); Березовская (Пахромское, Игримское, Пунгинское); Васюганская (Лучепецкое, Усть-Сильгинское). В Волго-Уральской провинции ресурсы газа имеются в Оренбургской, Саратовской, Астраханской областях, Татарстан и Башкортостан. В Тимано-Печерской - месторождение Вуктыльское в Республике Коми. На базе газовых ресурсов формируются ТПК в Западной Сибири, Тимано-Печерской провинции, Оренбургской и Астраханской областях. Эффективность газа высока по сравнению с другими топливами. А строительство газопроводов, даже на дальние расстояния, окупаются быстрее.

Факторы определяющие размещение нефтегазовой промышленности - количественное и территориальное расположение запасов; качественный состав; условия транспортировки; объем и структура потребления нефтепродуктов; затраты на добычу и переработку; уровень развития техники по добыче и переработке 22 Там же, с. 75..

Факторы и особенности размещения электроэнергетики. Проблемы и перспективы ее развития

В электроэнергетике России в 1995 году работало 750 тыс. человек или 4,7 % от общей численности занятых в промышленности (1970г. - 1,8, 1980 - 2,1 %). Это единственная отрасль промышленности численность работающих в которой непрерывно увеличивается, в том числе за последние 5 лет.

Факторы размещения электроэнергетики: размещение потребителей; размещение топливно-энергетических ресурсов; технический прогресс в передаче и производстве электроэнергетики.

Основные принципы развития: создание энергосистем, формирующих единую сеть страны, концентрация производства на базе дешевых топлива и гидроресурсов; комбинированное производство тепла и электроэнергии; учет экологических требований; развитие АЭС в районах с напряженным топливно-энергетическим балансом; комплексное освоение гидроэнергоресурсов.

Существуют электростанции: тепловые, атомные, гидроэлектростанции; не традиционные источники (ветровые, приливные - Кислогубская на Кольском полуострове; геотермальные - Паужская на Камчатке).

Проблемы электроэнергетики: износ основных фондов, недостаточное финансирование, отрицательное отношение к АЭС, экологические проблемы.

Перспективы: создание единой энергосистемы, создание АЭС в европейской части, строительство ТЭС на дешевых углях Канско-Ачинского бассейна, широкое использование нетрадиционных и местных источников топлива, развитие и строительство ТЭС на природном газе. 11 Воронин В.В. Экономическая география РФ в 2 частях, ч. 1, Самара, СГЭА, 1997, с. 179.

Размещение нефтяной промышленности подчинено общим закономерностям размещения производительных сил.

На размещение нефтяной промышленности влияют размеры промышленных запасов нефти и географическое распределение запасов, природные разработки месторождений, качество нефти, уровень развития техники и технологии и определяемые или возможные разработки тех или иных месторождений, география потребления, транспортабельность нефти.

Нефтедобывающая промышленность может существовать и развиваться там, где имеются запасы нефти. Поэтому размещение ее связано с географией нефтяных месторождений.

С ростом геологической изученности страны открываются новые месторождения и возрастают размеры разведанных запасов. Меняется географическое распределение запасов, создаются материальные предпосылки для рационализации размещения промышленности.

Нефтяные месторождения различаются размерами залежи, геолого-м1чискими условиями разработки, качеством нефти, своим географическим местоположением. Введение их в разработку связано с различными вложениями средств в капитальное строительство. Нефтяные месторождения не равнозначны по роли в удовлетворении потребностей народного хозяйства, по экономической эффективности, поэтому проблема размещения нефтедобывающей промышленности сводится к вопросу об очередности ввода в разработку отдельных месторождений и о темпах их развития.

Размеры нефтяной залежи, заключенные в ней запасы нефти прежде всего определяют, какие из открытых нефтяных баз будут введены в разработку в ближайший период и какими темпами они будут развиваться. Освоение и разработка крупных месторождений требуют меньше удельных капитальных вложений. Подобные месторождения обычно высокопродуктивны, стоимость добычи значительно ниже, чем на мелких месторождениях. Все это указывает на необходимость первоочередного использования ресурсов, заключенных в крупных месторождениях.

Большое значение при выборе очередности использования тех или иных месторождений имеют природные условия залегания и добычи запасов этих месторождений:

  • - геолого-физические условия нефтеразработки (буримость пород, глубина скважин, режим нефтяного пласта, число продуктивных горизонтов, плановое давление и т.д.);
  • - естественно-географические условия расположения месторождения.

Эти условия определяют в основном выбор технических средств бурения и эксплуатации скважин, систему разработки залежей, влияют на сроки ввода месторождений в эксплуатацию, размеры связанных с этим капитальных вложений, экономические показатели разработки.

Один из важнейших природных факторов разработки месторождений -глубина скважин. С увеличением глубины скважин скорость проходки обычно снижается, а время сооружения скважин, стоимость бурения, издержки эксплуатации возрастают. В Самарской области с возрастанием глубины скважин с 1500 до 3000 м коммерческая скорость бурения снижается в 1,9 раза, а время сооружения скважин с 26 дней увеличивается до 3 месяцев.

Важное природное условие нефтеразработки - многопластовость месторождения. При наличии в резерве месторождения нескольких продуктивных горизонтов в определенных условиях открывается возможность бурения многорядных скважин (стоимость которых на 20-35 % меньше обычных).

Значительными особенностями и дополнительными видами затрат отличается разработка морских нефтяных месторождений. Капитальные вложения и себестоимость добычи на морских промыслах возрастают вследствие использования специальных гидротехнических сооружений - морских эстакад или отдельных оснований из-за особых условий транспортировки людей и грузов.

Большое значение имеет качество нефти. Содержание в нефти светлых парафинов, серы, смол определяет технологию нефтепереработки, выход отдельных видов продукции, а следовательно, и экономические показатели производства.

Развитие науки и техники повышает эффективность активного воздействия на природные условия нефтеразработки в целях всемерного использования запасов нефти и наиболее рационального размещения промышленности.

Развитие и совершенствование нефтяной техники вносит крупные изменения в содержание труда рабочих. Функции рабочего все более сводятся к контролю за соблюдением режима технологических процессов, наблюдению исправностью приборов, аппаратуры, оборудования. Возрастают требования к производственной квалификации кадров и культурно-технической подготовке. Геологоразведка по - тюменски// Нефть России.- 2004.- 7.- с.66

Немаловажным фактором в развитии нефтегазового комплекса является инфраструктура. В экономической литературе под инфраструктурой понимается межотраслевой комплекс, обслуживающий всю совокупность производительных сил района. В состав инфраструктуры большинство исследователей включают объекты, которые обеспечивают производственный процесс, но сами непосредственно не создают продукцию в вещественной форме. Кроме того, сюда же относятся объекты, обеспечивающие воспроизводство трудовых ресурсов в районе, создающие материальные и культурно-бытовые условия для нормальной жизнедеятельности человека. Первую группу объектов обычно называют производственной инфраструктурой, а вторую -- социально-бытовой.

Одной из актуальных проблем взаимоотношений нефтегазовой промышленности области с сопряженными отраслями народного хозяйства в районах ее развития является создание инфраструктуры опережающими темпами.

До сих пор инфраструктуре не уделялось достаточного внимания. Хозяйственная практика породила представление об отраслях инфраструктуры как о чем-то менее важном по сравнению с основным производством. В последние годы появилось много работ, в которых убедительно показана - необходимость синхронного ввода объектов инфраструктуры и объектов основного производства района, охвата их комплексными перспективными планами освоения района. Однако при планировании, как групп, так и отдельных предприятий главное внимание все еще уделяется развитию основного производства, а вопросы создания объектов инфраструктуры решаются без учета перспективы развития основного производства.

Должны учитываться самостоятельные статьи затрат, в том числе на районную инфраструктуру, на развитие системы транспортного обслуживания района, возрастают затраты на жилищно-бытовое строительство, электроснабжение и т. д. Так, если для районов Среднего Поволжья удельный вес капитальных вложений в развитие производственной инфраструктуры составляет 17--30%, а в целом по стране -- 30%, то по Тюменской области он достигает 50--70%. Геологоразведка по - тюменски// Нефть России.- 2004.- 7.- с.67 Об отставании развития объектов обслуживающего и вспомогательного назначения говорит и тот факт, что удельный вес капиталовложений в эти объекты по смете выше, чем фактический. Например, сметная стоимость объектов производственной инфраструктуры по проекту для месторождения Медвежье составляла 64,0% общих вложений в освоение месторождения, а фактически удельный вес затрат на них был равен 30,7. Там же. с. 67

Практика обустройства месторождений показывает, что строительство инфраструктуры без обоснования перспективы их развития приводит к организации большого числа незначительных по мощности предприятий и, соответственно, к снижению эффективности их производства. Несмотря на большое число энергетических установок, предприятия испытывают острый дефицит в электроэнергии, что сдерживает внедрение механизации и автоматизации производственных процессов. При сохранении в перспективе энергоснабжения промыслов в соответствии с установившейся практикой число электростанций и численность обслуживающего персонала будут расти пропорционально увеличению газодобычи в этом районе.

Таким образом, факторами, определяющими размещение нефтяной промышленности в России являются: количество и территориальное размещение запасов, качественный состав, условия транспортировки, объем и структура потребления, затраты на добычу и переработку, уровень развития НТП по добыче и переработке, экологический фактор, трудовые ресурсы.

Очередность и темпы разработки месторождений в значительной мере определяются географией потребления нефти и условиями транспорта.

Транспортные издержки влияют на формирование стоимости нефти, близость добывающих предприятий к районам нефтепотребления исключает дальние пробеги нефтегрузов, позволяет существенно сократить издержки добычи и транспорта.

Величина района потребления нефти, добываемой на отдельных месторождениях и предельная дальность ее перевозки при прочих равных условиях, зависят от размера суммарных издержек добычи и транспорта нефти. Чем выше издержки добычи, тем ближе к району добычи должна проходить граница их потребительского распространения. При относительно низких издержках добычи нефть можно транспортировать на большие расстояния. Район потребления нефти, добытой на месторождениях с наименьшими за тратами, возрастает. Становится экономически оправданной разработка таких месторождений более быстрыми темпами.

Прогресс транспорта в 60-е гг. обеспечил резкое удешевление транспортирования топлива, прежде всего нефти, по магистральным трубопроводам большего диаметра. Но в связи с освоением месторождений нефти в Западной Сибири увеличились капитальные вложения на строительство сверхдальних магистральных нефтепроводов.

Нефтепровод - это наиболее экономичный и прогрессивный вид магистрального транспорта нефти. При его использовании обеспечивается бесперебойность снабжения сырьем нефтеперерабатывающих заводов, сокращаются потери в пути, отпадают отличающиеся большой трудоемкостью операции по наливу и сливу, открываются возможности широкой механизации и автоматизации транспортного процесса.

Чем меньше издержки транспорта нефти, добываемой на том или ином месторождении, тем больше допустимая дальность перевозки нефти этого месторождения, шире район ее потребления и больше должна быть концентрация добычи на этом месторождении по сравнению с идентичными месторождениями.

Интенсивное развитие нефтепроводов связано с ростом добычи нефти, (особенно в новых труднодоступных районах страны с недостаточно развитой транспортной сетью), необходимостью доставки мощных грузопотоков нефти на дальние расстояния, экспортом значительной части нефти по нефтепроводам из районов добычи непосредственно до мест ее потребления за рубежом.

Развитие нефтяной промышленности обуславливает увеличение перевозок нефтяных грузов. В этих перевозках все большее участие принимает специализированный и экономичный нефтепроводный транспорт. Существует два вида нефтепроводов; промысловый и магистральный. Промысловые используют непосредственно на нефтедобывающих промыслах. К магистральным нефтепроводам относятся трубопроводы диаметром не менее 530 мм и протяженностью не менее 50 км, предназначенные для транспортировки нефти из районов добычи на предприятия по переработке нефти на железнодорожные, речные, морские пункты налива, а также на головные перекачивающие станции, расположенные вне территории данного нефтяного промысла, месторождения нефти, и на экспорт. Кузьмина. Н.М. Топливно-энергетический комплекс РФ. Самара, 2000. с. 22

УДК 553.982

В состав нефтяной промышленности России входят нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и предприятия по транспортировке и сбыту нефти и нефтепродуктов. В отрасли действуют 28 крупных нефтеперерабатывающих заводов (мощность от 1 млн.т/год), мини-НПЗ и заводы по производству масел. Протяженность магистральных нефтепроводов составляет около 50 тыс. км и нефтепродуктопроводов - 19,3 тыс. км.

В 2012 году добычу нефти на территории Российской Федерации осуществляла 301 организация, имеющая лицензии на право пользования недрами. По итогам 2012 г. объем национальной добычи нефтяного сырья увеличился по сравнению с 2011 г. на 6,6 млн. т (+1,3%) и составил в абсолютном выражении 518,0 млн. т .

Географическими центрами роста нефтедобычи в Российской Федерации в 2012 году стали два региона: новые нефтедобывающие районы Восточной Сибири и Дальнего Востока и Европейская часть страны (за счет применения современных методов повышения нефтеотдачи на месторождениях традиционного добывающих регионов — Приволжского и Уральского федеральных округов). При этом наибольший прирост добычи был достигнут в регионе Восточной Сибири и Дальнего Востока +6,7 млн. т (+11,9% к уровню 2011 года). За 2012 год в регионе произведено 62,9 млн. т нефти, основной рост добычи показали вертикально-интегрированные нефтяные компании (далее - ВИНК), увеличившие добычу на 6,7 млн. т (+ 21,2% к 2011 году).

В результате, по итогам года рост добычи показали две группы компаний-производителей нефти (суммарно ВИНК, мелкие и средние производители). При этом: по группе ВИНК суммарный прирост добычи в сравнении с 2011 годом составил +5,5 млн. т (+1,2%); по группе малых и средних добывающих компаний прирост добычи составил +2,1 млн. т (+4,5%); операторы СРП снизили объем добычи на 1,0 млн. т (-6,6 процента).

В 2013 году США вышла в лидеры по добыче нефти, вытеснив Россию с первого места. В январе-сентябре 2013 года США увеличила добычу по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1.1 млн баррелей в день. Большинство остальных стран либо снижали добычу, либо прирост был не таким внушительным по объему. Канада увеличила добычу за это же время на 250 тыс. млн баррелей в день, Россия — на 134 тыс. баррелей в день, Ирак — на 111 тыс. баррелей в день .

Изменение места за 2012 год

Страна

Добыча нефти в 2012 г., млн бар

Изменение по сравнению с 2011 г.,%

Доля в мировой добыче,%

Саудовская Аравия

Бразилия

Венесуэла

Норвегия

Казахстан

Великобритания

Индонезия

Колумбия

Азербайджан

Аргентина

Малайзия

Австралия

В числе факторов, сдерживающих добычу в России, следует выделить недостаточную ресурсную базу отрасли. В 2012 году не было введено в эксплуатацию новых месторождений, которые могли бы заметно улучшить динамику производства в отрасли. Можно упомянуть только начало эксплуатации Западно-Хоседаюского месторождения в НАО, а также пробную добычу на Новопортовском месторождении в Ямало-Ненецком АО.

Ранее планировалось, что в 2012 году начнется добыча на Приразломном месторождении на шельфе Печорского моря. Однако начало добычи несколько раз откладывалось. По последним данным добыча на этом месторождении отложена до осени 2013 года .

В 2012 году были проданы последние более-менее крупные месторождения из госрезерва, относящиеся к разряду стратегических: Лодочное (запасы 43 млн тонн), Имилорское (193 млн тонн) и Северо-Рогожниковское (146 млн тонн). Эти месторождения при их запуске в эксплуатацию через 2-3 года, способны поддержать добычу в России на текущем уровне, но для улучшения динамики следует осваивать шельф и более глубокие пласты на суше, для чего потребуются многомиллиардные инвестиции.

Таблица 2. Добыча нефти в регионах России

Регион

2012 г., млн. т

2012/2011,%

01.09.2013 г., млн.т

в % к 01.09.2012

Ханты-Мансийский АО

Ямало-Ненецкий АО

Республика Татарстан

Оренбургская обл.

Красноярский край

Республика Башкортостан

Самарская обл.

Сахалинская обл.

Пермский край

Республика Коми

Ненецкий АО

Томская обл.

Удмуртская Республика

Иркутская обл.

Республика Якутия

Среди нефтедобывающих регионов наибольший прирост добычи в тоннах в январе-сентябре 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года зафиксирован в Красноярском крае — на 2.8 млн тонн. Рост добычи высокими темпами в этом регионе продолжается уже четвертый год за счет освоения компанией «Роснефть» Ванкорского месторождения .

Высокие темпы роста сохраняются в Иркутской области и Республике Якутия, на которые суммарно пришлось 1.5 млн тонн прироста. В первом случае рост обеспечивается эксплуатируемым «Роснефтью» Верхнечонским месторождением, во втором случае — несколькими месторождениями, разрабатываемыми компанией «Сургутнефтегаз».

Вместе с тем, сохраняется отрицательная динамика добычи в основном нефтеносном регионе страны — Ханты-Манскийском АО. В отчетном периоде сокращение составило в годовом сравнении 2.1% или на 4 млн тонн в тоннаже. Снижение добычи в регионе наблюдается уже не первый год и, скорее всего, сохранится до тех пор, пока не начнется активная разработка месторождений трудноизвлекамой нефти, запасы которых в округе достаточно велики .

Правительство предприняло ряд мер для стимулирования инвестиций в отрасли. В частности, в 2012 году были введены льготы на экспортную пошлину нефти из трудноизвлекаемых месторождений - ставка составила 10% от базовой величины.

В июле 2013 года был принят закон о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых для трудноизвлекаемых запасов нефти, который предусматривает дифференциацию ставки НДПИ в зависимости от показателя проницаемости коллектора, степени выработанности месторождения и размера нефтенасыщенного пласта (вводятся понижающие коэффициенты от 0 до 0.8) .

Этим меры могут ускорить рост нефтедобычи в среднесрочной перспективе, однако в ближайшие два года темпы роста будут оставаться сравнительно небольшими. Улучшение динамики ожидается только после 2016 года, когда ожидается ввод в эксплуатацию Юрубчено-Тахомского и Куюмбинского месторождений.

Цена нефти на внутреннем рынке в январе-сентябре 2013 года изменялась разнонаправленно, но в среднем цены были выше, чем в прошлом году. В среднем за девять месяцев цена производителей нефти, согласно данным Росстата, составила 10549 руб. за тонну, что на 2.1% выше, чем в среднем за январь-сентябрь 2012 года. Для сравнения, за этот же период цена нефти Urals на внешнем рынке сократилась на 2.9%. Спрос на российскую нефть на внутреннем рынке со стороны нефтепереработки в текущем году растет, тогда как поставки нефти за рубеж снижаются .

Согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС), экспорт нефти из РФ в январе-сентябре текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 1.3% до 175.4 млн тонн. При этом экспорт в страны Дальнего Зарубежья снизился на 1.6% до 153.6 млн тонн, а в страны СНГ вырос на 1.0% до 21.8 млн тонн.

Снижение экспорта в страны дальнего зарубежья происходит из-за сокращения поставок в Европу, тогда как поставки российской нефти в восточном направлении увеличиваются. При этом спрос на российскую нефть в Европе сохраняется. Об этом свидетельствует тот факт, что спрэд между ценой нефти Brent и Urals опустился до рекордного низкого уровня. При этом в июле этот показатель был отрицательным, то есть Urals на бирже стоила дороже Brent .

Таблица 3. Экспорт Российской Федерации сырой нефти за 2000-2013 годы

Сырая нефть

в % к соответствующем периоду предыдущего года

Средние экспортные цены, $ за баррель

всего

всего

всего

кол-во, млн. т

стоимость, млн. $

количество

стоимость

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономическогоразвития РФ до 2025 года перед Россией стоит задача реализовать и укрепить уже имеющиеся конкурентные преимущества в энерго-сырьевых отраслях и создание новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики .

Цели государственной политики в нефтегазовом комплексе - развитие сырьевой базы, транспортной инфраструктуры, перерабатывающих мощностей и увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в производстве и экспорте нефтегазового комплекса.

В результате добыча нефти в 2020 году возрастет до 545 млн.т, экспорт нефти - 255-265 млн.т и переработка нефти - 235-280 млн.тонн.

Таблица 4.Расчет прогнозных показателей до 2016 года

Расчет прогнозных показателей до 2016 года

наименование
показателя
физический
смысл

показателя
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
I II I II I II

Объем добычи
нефти,
млн. тонн

количество
добытой
нефти

Объем экспорта
нефти,
млн. тонн

количество
нефти,
переданной
на экспорт

Объем производства
нефти
в стоимостном
выражении, млрд.руб

количество
добытой
нефти в рублях

Дополнительные данные

показатель

Стоимость барреля нефти Urals, дол

Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США

Дефлятор добычи нефти,%

Рисунок 1. Прогнозирование объема добычи нефти в млн.тонн до 2016 года

Согласно графику (рис.1), объем добычи нефти начинает интенсивно расти до 2016 года включительно и достигает своего пика в 527,8 млн. тонн по целевом прогнозу. Однако, согласно эволюционному прогнозу объем добычи нефти будет расти меньшими темпами и пик роста в 2016 году достигнет отметки в 517 млн. тонн.

Рисунок 2. Прогнозирование объема экспорта нефти в млн.тонн до 2016 года
Объем экспорта нефти в России в период с 2010 по 2013 год падал с 250,5 млн. тонн до 234,5 млн. тонн соответственно. По эволюционному варианту прогноза объем экспорта нефти начнет плавно расти начиная с 2014 года с 234.1 млн. тонн до 239,6 млн.тонн в 2016 году. По целевому варианту объем экспорта должен расти скачкообразно и достичь пика роста в 244,6 млн. тонн в 2016 году.

Рисунок 3. Прогнозирование объема добычи нефти в стоимостном выражении в млрд.рублей до 2016 года
Прогнозирование объема добычи нефти в стоимостном выражении по эволюционному и целевому варианту прогноза показало, что объем добычи нефти будет плавно увеличивать рост с 2013 года по 2016 год и будет составлять в 2016 году по эволюционному прогнозу 13032 млрд.рублей и по целевому прогнозу 13305,6 млрд.рублей.

Приоритетными направлениями развития в нефтегазовом комплексе станут:

  • Реализация перспективных проектов строительства трубопроводов;
  • Стимулирование инвестиций в разработку месторождений и развитие транспортной инфраструктуры;
  • Формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти и газа;
  • Разработка месторождений на шельфе;
  • Повышение эффективности использования энергетических ресурсов в отраслях экономики;
  • Стимулирование внедрения перспективных технологий добычи и переработки нефти и газа.
В данной статье были проанализированы показатели объема добычи нефти и объема экспорта в России. Было использовано два варианта прогноза: эволюционный (I) и целевой (II). Эволюционный вариант был получен путем применения метода экстраполяции, целевой был получен нормативным методом.

Этапы расчета методом экстраполяции:

  • Сбор данных за 2010-2012 года;
  • Выявление динамики;
  • Анализ динамики;
  • Перенесение динамики на 2013-2016 года;
  • Расчет показателей.

Этапы расчеты нормативным методом:

  • Изучение нормативных документов;
  • Корректировка используемых данных с учетом индекса-дефлятора;
  • Расчет показателей.

Проблем в нефтяной промышленности, к сожалению очень много, но всё равно они требуют рассмотрения и решения. Все проблемы можно поделить на три группы: экономические, социальные, экологические.

К экономическим проблемам относятся: несостояние нефтяной промышленности самостоятельно обеспечивать достаточное для удовлетворения потребностей страны количество нефтепродуктов, истощённость месторождений, недостаточное финансирование промышленности, зависимость от поставщиков нефти, низкая конкурентоспособность продуктов нефтяной промышленности Украины на мировом рынке и многое другое. Для решения многих из этих проблем необходимо приложить все усилия для увеличения продукции украинской нефтяной промышленности, сделать это можно в первую очередь за счёт доскональной георазведки недр Украины. Задачи этой программы должны включать:

Выявление важнейших особенностей геологического строения недр Украины, основных закономерностей размещения залежей нефти, прогнозную оценку ресурсов и выделение на этой основе перспективных зон, районов и комплексов для поисков месторождений нефти;

Изучение нефтегазоносности глубокозалегающих комплексов (в связи с ростом освоенности недр до глубин 5-6 км), исследование зон нефтегазонакопления, изучение истории геологического развития и выявление зон распространения высокопродуктивных коллекторов;

Обеспечение сейсморазведочных работ геологической и геофизической информацией для обработки и более достоверной интеграции материалов;

Обоснование и разработку предложений по дальнейшему развитию поисковых работ

В условиях спада добычи нефти и, как результат, снижения коэффициента нефтеотдачи залежей, особое значение приобретают проблемы максимального использования существующих запасов. Благодаря усилиям нефтяной науки и накопленному опыту нефтяная промышленность Украины может применять новые технологии повышения нефтеотдачи. Высокая технологическая эффективность извлечения нефти в результате применения тепловых методов для значительного повышения нефтеотдачи залежей со сложным геологическим строением, содержащих нефть малой вязкости.

В связи с импортом нефти появляются социальные проблемы : повышение цен на топливо, что приводит к увеличению цен на проезд в общественном транспорте, цен на продукты питания, коммунальные услуги. Вобщем отмечается тенденция роста цен в стране, связано это с повышением цены на нефть на мировом рынке. А поскольку экономика Украины зависит от привозной нефти, то можно утверждать, что цены в стране практически на всё находятся в прямой зависимости от мировой цены на нефть. С каждым годом материальное положение простого украинца ухудшается, цены растут, а заработные платы нет, среднего класса почти не осталось - есть либо нищие, либо богатые. Для решения этой проблемы достаточно решить экономические вышеприведённые проблемы. Тогда уменьшится зависимость Украины от стран-импортёров, понизятся цены на нефтепродукты.

Третьей группой проблем являются проблемы экологические. Многие организации проводят множество акций, обращая наше внимание на глобальные масштабы загрязнения окружающей среды продуктами нефтяной промышленности. В качестве примера приводится вырезка из статьи, опубликованной на экологическом сайте в интернете:

« 4.1.4. Эксплуатации месторождений

Из чего-то нового, необходимо упомянуть такую характерную особенность нефтедобычи, как сжигание в факелах попутных газов. Это ценное сырье для химической переработки, топливо, агент для повышения нефтеотдачи (при закачке его под высоким давлением в пласты) сгорает в огромных количествах, загрязняя атмосферу. Причина заключается в отсутствии стимулов, прежде всего экономических, для освоения современных технологий и более эффективного использования добываемого сырья. Однако, несмотря на ее зрелищность, в целом эта проблема носит достаточно локальный характер.

По мере старения оборудования, повышается вероятность утечек нефти, особенно на внутри и межпромысловых трубопроводах. Добывающие компании, которым они принадлежит, не заинтересованы в обнародовании таких фактов и располагают всеми возможностями для их сокрытия. Такие аварии получают огласку в основном в случаях особо сильного загрязнения, как правило, связанных с попаданием нефти в поверхностные воды, когда не замечать проблемы становится просто сложно.

Среди проблем, которые характерны для этого этапа - ликвидация выработанных скважин (если их просто бросить, то остаточное выделение нефти может вести к загрязнению как земной поверхности, так и грунтов и грунтовых вод), уборка помоек и брошенного оборудования, ликвидация разливов нефти, рекультивация земель, приведение экосистем в сколь-нибудь приближенное к исходному состоянию.

После того, как нефть добыта, ее необходимо доставить до потребителей. Для этого, прежде всего, используется система трубопроводов, способная наиболее эффективно транспортировать столь огромные объемы.

При строительстве новых магистральных трубопроводов могут возникать проблемы, связанные с выбором их трассы. Опять-таки экономические интересы сделать ее максимально удобной и короткой входят в противоречие с недопустимостью прокладки трубы по особо ценным в природном, историческом или культурном плане территориям. Серьезной, хотя и технически вполне разрешимой проблемой является экологическая безопасность используемой трассы. Дело снова упирается в дополнительные расходы.

После того как трубопровод создан, экологической проблемой, связанной с его работой, являются утечки нефти, размеры которых по официальным данным могут достигать нескольких сотен тонн. В основном они привлекают значительное общественное внимание, когда в результате происходит серьезное загрязнение поверхностных вод. Это случается практически каждый год. Значительная часть российских трубопроводов создана более 20 лет назад и приближается к завершению проектных сроков своей эксплуатации, после чего риск аварий будет резко нарастать. В то же время, современная диагностика и ремонт, по крайней мере, на определенное время позволяют решить эту проблему. Важнейшим стратегическим направлением снижения такого рода аварийности является выбор места расположения терминала. С одной стороны он должно снижать риск аварий, а с другой - сводить к минимуму тяжесть возможных последствий.»

Я считаю, что статья достаточно полно описывает экологические проблемы, вызываемые нефтяной промышленностью. Решить эти проблемы может более внимательное отношение к соблюдению техники безопасности при транспортировке нефти, а также замена устаревшего оборудования на новое. Необходимо пересмотреть методы утилизации отходов и выработанных месторождений.

Общее количество проблем заставляет задуматься о том, что уже нельзя пускать всё на самотёк, потому что результаты могут пагубно повлиять и на экономику и на повседневную жизнь населения и на экологическое состояние Украины.

План

Введение…………………………………………………………………………...1

1. Нефтяная промышленность и ее значение в экономике страны…………..3

2. Основные нефтегазоносные провинции России. Особенности развития и размещения нефтеперерабатывающей промышленности…………………….4

3. Система нефтепроводов России………………………………………………5

4. Современные проблемы и основные направления дальнейшего развития и размещения нефтяной промышленности России………………………………6

5. Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти………………………………………………………………8

Список используемой литературы……………………………………………...12

Введение

Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК - многоотраслевой системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топлива.

Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.

Цель нефтеразведки - выявление, геолого-экономическая оценка и подготовка к работе промышленных залежей. Нефтеразведка производиться с помощью геологических, геофизических, геохимических и буровых работ. Процесс геологоразведочных работ подразделяется на два этапа: поисковый и разведочный. Первый включает три стадии: региональные геолого-геофизические работы, подготовка площадей к глубокому поисковому бурению и поиски месторождений. Второй завершается подготов1ой месторождения к разработке.

Нефть известна давно. Археологи установили, что ее добывали и использовали уже за 5- 6 тыс. лет до н.э. Наиболее древние промыслы известны на берегах Евфрата, в Керчи, в китайской провинции Сычуань. Считают, что современный термин „нефть" произошел от слова „нафата", что на языке народов Малой Азии означает просачиваться. Упоминание о нефти встречается во многих древних рукописях и книгах. В частности, уже в Библии говорится о смоляных ключах в окрестностях Мертвого моря.

Ни одна проблема, пожалуй, не волнует сегодня человечество так, как топливо. Топливо – основа энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта . Без топлива немыслима жизнь людей.

Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает "приходная часть" топливно-энергетического баланса.

1. Нефтяная промышленность и ее значение в экономике страны

Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью страны . На его развитие расходуется более 20% денежных средств. На ТЭК приходиться 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляют 1/3 всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам.

Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразовательную функцию. С ним напрямую связано благосостояние всех граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция.

Наибольшее значение в топливной промышленности страны имеют три отрасли : нефтяная, газовая и угольная. Отрасли ТЭК дают не менее 60% валютных поступлений, в Россию, позволяют иметь положительное внешнеторговое сальдо, поддерживать курс рубля. Высоки доходы в бюджет страны от акцизов на нефть и нефтепродукты. Велика роль нефти и в политики. Регулирование поставок нефти в страны ближнего зарубежья является, по сути дела, важным аргументом в диалоге с новыми государствами.

Таким образом, нефть - это богатство России. Нефтяная промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на нефть всегда опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей нефтедобывающей промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира.

Для экономики любой страны нефть является одним из важнейших продуктов, она служит не только сырьем для жидкого моторного топлива, но и источником большого числа ценных химических продуктов. Россия располагает значительными ресурсами нефти – примерно 13% всех мировых запасов нефти. Их оценочная себестоимость составляет более 4,5 трлн. долл. США.

Россия занимает второе место в мире по объемам экспортируемой нефти. Вместе с другими ведущими поставщиками нефти она пытается решить вопрос о том, как бороться с сокращением объемов производства.

Точно так же как Венесуэла и Мексика, Россия крайне зависит от нефти – она обеспечивает правительству более двух третей дохода и составляет 30% валового внутреннего продукта, пишет Christian Science Monitor (полный тест на сайте Inopressa.ru ).

В условиях становления рынка крупные предприятия, сохранившие в большинстве статус государственных объединений, добывают почти 95% российской нефти. Они преобразуются в акционерные общества или входят на правах дочерних фирм в состав акционерных кампаний с сохранением контрольного пакета акций у государства. В настоящее время добычей нефти занимаются такие нефтяные акционерные компании, как: «ЛУКойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз» и т.д.

2. Основные нефтегазоносные провинции России. Особенности развития и размещения нефтеперерабатывающей промышленности

Нефтеперерабатывающая промышленность сосредоточена в основном в пределах пяти нефтегазоносных провинций России: Западно - Сибирский (на долю которой приходится около 70% всей добычи нефти в России), Волго-Уральской (около 25%), Тимано-Печерской (более 6%), Северо-Кавказской, Дальневосточной.

Основным нефтеперерабатывающем районом является Западная Сибирь, где на территории Тюменской и Томской областей создана крупнейшая в стране база нефтяной промышленности, которая выделяется на общем фоне масштабами и эффективностью добычи. Здесь создается крупнейший в стане территориально-производственный комплекс на основе уникальных месторождений нефти и газа.

Перспективные районы добычи нефти в России – шельфы Баренцева и Охотского морей. Признаки нефтеносности имеются на обширной территории Севера, Восточной Сибири, Дальнего Востока.

3. Система нефтепроводов России

Продвижение добычи нефти в восточные районы страны и на север Европейской части придает особое значение проблеме расширения сети и увеличения мощности трубопроводного транспорта.

В РФ создана разветвленная система нефтепроводов, транспортирующих нефть в другие регионы страны, страны СНГ и Западной Европы. Она обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. Наиболее крупные: Усть-Балык – Курган – Альметьевск; Нижневартовск – Самара; Самара – Лисичанск – Кременчуг – Херсон – Одесса; Сургут – Новополоцк; Шаим – Тюмень; Усть-Балык – Омск – Павлодар – Чимкент; Александровское – Анжеро-Судженск; Туймазы – Омск – Новосибирск – Красноярск – Ангарск; Альметьевск – Самара – Брянск – Мозырь – Польша, Германия, Венгрия, Чехя, Словакия; Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва с ответвлением от Нижнего Новгорода на Ярославль – Кириши, и др.

В ближайшие годы на территории России (Поволжье и Северный Кавказ) будет проложен трубопровод для транспортировки нефти из Тенгизского месторождения (Казахстан) в Новороссийск. Его строительство осуществляет Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) с участием Казахстана, Омана и России.

4. Современные проблемы и основные направления дальнейшего развития и размещения нефтяной промышленности России

На размещение нефтедобывающей промышленности влияет много факторов, но основным является сырьевой. Сырьевой фактор характеризуется рядом показателей, которые и определяют первоочередность вовлечения месторождения в эксплуатацию, а также обусловливают факторы особенности размещения нефтеперерабатывающих предприятий.

Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредоточивается в районах массового потребления нефтепродуктов.

Приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением.

Размещение переработки нефти приобретает повсеместный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим.

В настоящее время часть нефтепродуктов используется химической промышленностью, поэтому при строительстве нефтеперерабатывающих заводов учитываются кооперирование и комбинирование их с химическими предприятиями. На выбор района и площади строительства нефтеперерабатывающих предприятий влияют также наличие источников топлива, энергии и воды.

Нефтеперерабатывающие предприятия сооружены в центральных регионах (Москва, Рязань, Нижний Новгород, Ярославль, Кириши), в Поволжье (Саратов, Сызрань, Самара, Волгоград), на Урале (Пермь, Орск), в Сибири (Омск, Ангарск, Ачинск) на Дальнем Востоке (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск), на Северном Кавказе (Грозный, Краснодар, Туапсе).

Перспективы развития нефтяной промышленности России в определяющей мере от состояния ее сырьевой базы. Россия обладает крупными неразведанными ресурсами нефти, объем которых кратко превышает разведанные запасы. Результаты анализа качественной структуры неразведанных ресурсов нефти в России свидетельствует о их не идентичности разведанным запасом. Ожидается, что открытие новых крупных месторождений возможно главным образом в регионах с низкой разведанностью – на шельфах северных морей, в Восточной Сибири.

В настоящее время разрабатывается предложение о принятии в законодательстве порядка ряда мер, направленных на экономическое стимулирование применения новых эффективных методов повышения нефтеотдачи пластов. Эти меры позволяют улучшить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых технологий и технических средств, активнее развивать материально-техническую базу институтов, занимающихся разработкой новых методов, а главное – более динамично наращивать добычу нефти и месторождений с трудно извлекаемыми запасами.

Одна из основных проблем нефтедобывающей отрасли - это высокая степень выработки легкодоступных месторождений (порядка 45%).Решение этой проблемы состоит в привлечении современных технологий, что позволит повысить уровень нефтеотдачи пластов. Повышение нефтеотдачи (при постоянном уровне добычи) приведет к увеличению сроков эксплуатации месторождений.

В перспективе предусмотрена транспортировка по трубопроводам всей нефти, имеется в виду создание региональных систем магистральных нефтепродуктопроводов и разводящей сети к нефтебазам и автозаправочным станциям. Но эти планы относятся к довольно-таки отдаленному будущему. Сейчас же по грузообороту трубопроводный транспорт стоит на первом месте. Протяженность нефтепроводов составляет 66000 км (для сравнения в США - 325000 км). В связи с тем, что нефтедобыча сосредоточена в отдалении от мест переработки и потребления, казалось бы, что большое внимание должно уделяться состоянию нефтепроводов, но не проходит и месяца, чтобы мы не услышали об очередной аварии и последующей за ней экологической катастрофе (правда, пока местного масштаба). Но, увидев цифры, легко понять, почему происходят аварии.

Продолжительность эксплуатации нефтепроводной системы России

Причины отказов на российских магистральных нефтепроводах

5. Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти

Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными

загрязняющими веществами в окружающей среде. Основными источниками загрязнения нефтью являются: регламентные работы при обычных транспортных перевозках нефти, аварии при транспортировке и добычи нефти, промышленные и бытовые стоки.

Наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов

добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и

балластных вод, - все это обуславливает присутствие постоянных полей

загрязнения на трассах морских путей. Но утечки нефти могут происходить и на поверхности, в итоге нефтяное загрязнение обхватывает все области

жизнедеятельности человека.

Загрязнение влияет не только на окружающую нас среду, но и на наше

здоровье. С такими быстрыми «разрушительными» темпами, вскоре все вокруг нас, будет непригодно для использования: грязная вода будет сильнейшим ядом, воздух насыщен тяжелыми металлами, а овощи и вообще вся растительность будет исчезать из-за разрушения структуры почвы. Именно такое будущее ожидает нас по прогнозам ученых примерно через столетие, но тогда будет поздно что-либо предпринимать.

Постройка очистных сооружений, ужесточенный контроль за

транспортировкой и добычей нефти, двигатели работающие за счет извлечения водорода из воды – это всего - лишь начало списка того, что можно применить для очищения окружающей среды. Эти изобретения доступны и могут сыграть решающую роль мировой и Российской экологии.

Заключение

В настоящее время человечество переживает углеводородную эру. Нефтяная отрасль является главной для мировой экономики. В нашей стране эта зависимость особенно высока. К сожалению, российская нефтяная промышленность находиться сейчас в состоянии глубокого кризиса. Было перечислено немало ее проблем. Каковы же перспективы развития отрасли? Если продолжать хищническую эксплуатацию месторождений вкупе с большими потерями при транспортировке и нерациональной нефтепереработкой, то будущее нефтяной промышленности представляется весьма мрачным. Уже сегодня сокращение темпов производства составляет в среднем 12 - 15% в год, что чревато полным развалом стратегически важной для державы отрасли. Дальнейшее экстенсивное развитие нефтяной промышленности уже невозможно.

По этим и другим причинам России необходимо реформировать нефтяную промышленность.

Появился бы интерес к приобретению нефтеперерабатывающего оборудования. Стимул к развитию получила бы не только нефтяная промышленность, но и машиностроительные предприятия, нефтехимическая, химическая, металлургическая и другие отрасли.

Таким образом, положение в нефтяной промышленности достаточно сложное, но выход существует - реформирование отрасли. После чего она, конечно, не станет "локомотивом", который потянет всю экономику, однако сможет внести весьма значительный вклад в возрождение России.

В погоне за нефтью человек безжалостно теснит природу: вырубает леса, захватывает пастбища и пашни, загрязняет окружающую среду. „Прежде природа угрожала человеку, - пишет Ж.-И.Кусто, - а сейчас человек угрожает природе". Эти слова известного французского ученого-естествоиспытателя определяют нынешнее соотношение сил в органическом мире. Своей неразумной деятельностью человек может поставить природу на грань биологической катастрофы, которая отзовется, прежде всего на нем самом. Оправдываются слова французс-кого поэта Ф.Р. де Шатобриана: „Леса предшествуют человеку, пустыни следуют за ним". Уже сейчас, по выражению Дж. Марша, „Земля близка к тому, чтобы сделаться непригодной для лучших своих обита-телей". Под „лучшими обитателями" американский ученый подразу-мевал людей.

Сплошь и рядом загрязнение окружающей среды осуществляется непроизвольно, без определенного умысла. Большой вред природе наносится, например, от потери нефтепродуктов при их транспорти-ровке. До последнего времени считалось допустимым, что до 5 % от добытой нефти естественным путем теряется при ее хранении и пере-возке. Это означает, что в среднем в год попадает в окружающую среду до 150 млн. т нефти, не считая различных катастроф с танкерами или нефтепроводами. Все это не могло не сказаться отрицательно на при-роде.

Тяга человека к природе растет. Ежегодно в нашей стране около 30 млн. человек отдыхают на лоне природы, а к 2009 г., как утверждают ученые, уже 100 млн. человек будут стремиться провести свои отдых на живописных просторах нашей Родины. Однако наша любовь к природе не должна носить потребительского характера. Слово „лю-бить" должно у нас отождествляться со словом „беречь".

Наш дом - планета Земля - это всего лишь маленький голубой кораблик, летящий в суровом и недоброжелательном космосе. Ю.А. Гагарин записал в своем дневнике: „Облетев Землю в корабле-спутни-ке, я увидел, как прекрасна наша планета- Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее!". От каждого из нас зависит судьба живой и неживой природы. Проблема охраны окру-жающей среды должна стать государственной проблемой в каждой стране. Рациональное использование ресурсов биосферы, минеральных ресурсов Земли, бережное отношение к природе - единственно воз-можный путь спасения живой среды и самого человечества.

Список используемой литературы

1. Калинин А. Экономические проблемы нефтепереработки //Экономист. – 2006. - №5.

2. Кимельман С., Андрюшин С. Проблема нефтегазовой ориентации экономики России // Вопросы экономики. – 2006. - №4.

3. Романихин Н.В. Нефтегазовые проекты СРП (соглашение о разделе продукции): шанс для развития российской промышленности //ЭКО. – 2000. - №4.

4. Тоскунина В. Проблема нефтедобывающего региона //Экономист. – 2005. - №6.

5. Экономическая география России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности экономики и управления (080100) / под ред. Т.Г. Морозовой. – 3-е изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Справочная система Интернет



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png