Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1 ноября 1578 года - 30 апреля 1642 года) - русский национальный герой, военный и политический деятель, глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов.
Имя русского князя – Дмитрия Михайловича Пожарского, навсегда войдет в историю нашей Родины как имя человека, любившего великой любовью свою Отчизну и сделавшего все от себя возможное, чтобы не допустить ее порабощения иноземными захватчиками. Прослеживая весь его жизненный путь по дошедшим до наших дней источникам информации – летописям, сказаниям, разрядным книгам, государственным актам, высказываниям его современников и т.д., не перестаешь удивляться, как же многогранен был образ этого воистину замечательного человека, великого гражданина многострадальной Руси.

Родился Д.М. Пожарский в семье одного из потомков Рюриковичей. Его отец, Михаил Федорович Пожарский – потомок в 13 колене великого князя Суздальского и Владимирского, а затем и великого князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого. Его мать, Евфросинья Федоровна Беклемишева, была из знатного старинного дворянского рода. Обвенчалась она с Михаилом Федоровичем в 1571 году. В то время на Руси правил царь Иван IV (Грозный). По-видимому, Михаил Федорович на государственной службе не служил, так как в разрядных книгах того времени, по отзывам историков, он нигде не просматривается. Прожил он вместе с Евфросиньей Федоровной сравнительно недолго, так как в августе 1587 года Михаил Федорович умер.

У Евфросиньи Федоровны и Михаила Федоровича было трое детей – дочь Дарья и два сына – Дмитрий и Василий. Когда умер отец, Дарье было пятнадцать лет, а Дмитрию – девять. Можно предположить, что незадолго до своей смерти Михаил Федорович со своей семьей жил в одном из своих имений, скорее всего в Суздальском уезде, так как и похоронен он был в родовой усыпальнице князей Пожарских – в Спасо-Евфимьевом монастыре Суздаля. Интересен тот факт, что на помин своей души князь завещал Спасо-Евфимьеву монастырю одну из своих деревень и купчую на эту деревню, переданную монастырю после смерти князя, подписал лично его сын Дмитрий, хотя ему было всего лишь девять лет. Это говорит о том, что в семье Пожарских уделяли большое внимание образованию детей, в частности, обучению их с малых лет грамоте. И в девять лет Дмитрий умел уже и читать и писать.

После смерти Михаила Федоровича семья Пожарских переезжает в Москву, где на Арбате еще у деда Дмитрия Михайловича, Федора Ивановича Пожарского, был свой дом. И в 1593 году пятнадцатилетний Дмитрий поступает на государеву службу, хотя в разрядных книгах он упоминается лишь с 1598 года, в ранге "стряпчего с платьем". В этом же году он в числе других дворян подписывает соборное определение об избрании в цари Бориса Федоровича Годунова. Пожарский верно служит новому царю и в 1602 году получает чин стольника. Приближает царь и мать Д.М. Пожарского – Евфросинью Федоровну, которая становится сначала боярыней у дочери царя, Ксении, а затем, верховной боярыней у самой царицы, Марии Григорьевны Годуновой. После смерти царя Б.Ф. Годунова в апреле 1605 года, к власти пришел Самозванец, Лжедмитрий I, ставленник польского короля Сигизмунда III.

С приходом к власти Лжедмитрия I, которому присягнула и Москва, и боярская Дума, Пожарский продолжает находиться при дворе. В мае 1606 года Самозванца убивают и царем выкликают князя Василия Ивановича Шуйского, которому присягнул и Д.М. Пожарский. Однако с появлением на Руси второго Самозванца – Лжедмитрия II, на русские земли вторгаются отряды литовцев и поляков, которые, поддерживая Лжедмитрия II, начинают грабить и разорять русские города, села, деревни, церкви и монастыри. Царь Шуйский пытается организовать борьбу против нового Самозванца и непрошенных гостей, литовцев и поляков, мобилизуя все имеющиеся у него средства. И в числе других приближенных он отряжает на борьбу с литовцами и поляками и князя Д.М. Пожарского – сначала в качестве полкового воеводы в 1608 году, а затем назначает его воеводой в город Зарайск Рязанского уезда в феврале 1610 года.

За ревностную службу по защите Отечества от поляков Пожарский получил от царя В.И. Шуйского в 1610 году в вотчину из своего старого поместья в Суздальском уезде село Нижний Ландех и посадец Холуй с деревнями, починками и пустошами. В жалованной грамоте было сказано, что он "многую службу и дородство показалъ, голодъ и во всемъ оскуденье и всякую осадную нужду терпелъ многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую ни покусился, стоялъ в твердости разума своего крепко и непоколебимо безо всякия шатости". И, действительно, за всю свою жизнь Д.М. Пожарский ни разу не изменил своему долгу ни перед государями российскими, ни пред своим Отечеством. И пользовался большим уважением не только у своих единомышленников, но и у своих противников. Ни разу в своей жизни Д.М. Пожарский не был уличен в какой-либо измене, подлоге, подлости, казнокрадстве, лицемерии, жестокости по отношению к кому-либо и каких-то других негативных поступках. Наоборот, он отличался мягким и добрым характером, вниманием к людским бедам, терпимостью к людям, великодушием. Он умел находить общий язык с людьми всех сословий, от холопа до боярина, что было очень удивительным для эпохи того времени. И совсем не случайно, что когда нижегородцы стали искать военачальника для второго народного ополчения, то остановились единодушно на кандидатуре князя Пожарского.

Сам князь Пожарский был чрезвычайно скромным человеком, и он сам о себе как-то с иронией сказал: "Был бы у нас такой столп, как князь Василий Васильевич Голицын – все бы его держались, а я к такому великому делу не придался мимо его; меня ныне к этому делу приневолили бояре и вся земля". Но князь В.В. Голицын в это время возглавлял посольство от московских бояр и находился в Польше в Варшаве у короля Сигизмунда III, чтобы просить его сына, королевича Владислава, быть царем на Руси, чему противилось все патриотически настроенное население Руси всех сословий. То есть, по сути, В.В. Голицын встал на путь измены православию, поддержав решение "Семибоярощины" (верховная власть в Москве в период междуцарствования в 1610-1612 годах) призвать на русский престол королевича-католика. Вот в этих условиях князь Д.М. Пожарский оказался единственным человеком, способным по своим воинским, деловым и человеческим качествам возглавить второе народное ополчение, формировавшееся в Нижнем Новгороде.

Следует отметить, что и все царствующие при жизни Д.М. Пожарского государи российские отмечали ревностную службу князя своему Отечеству, приближая и награждая его. Особенно чтил его молодой российский царь М.Ф. Романов, поручая Д.М. Пожарскому особо важные дела. Так в 1619 году он писал в своей жалованной грамоте: "… а онъ, бояринъ нашъ, Князь Дмитрий Михайловичъ, помня Бога и пресвятую Богородицу и православную Крестьянскую веру и наше крестное целованье, съ нами Великимъ Государемъ Царемъ и Великимъ Княземъ Михаиломъ Феодоровичемъ всея Русии на Москве в осаде сиделъ, и за православную Крестьянскую веру и за святыя Божии церкви и за насъ Великаго Государя противъ Королевича Владислава и Польскихъ и Литовскихъ и Немецкихъ людей стояль крепко и мужественно, и на боехъ, и на приступехъ бился, не щадя головы своей, и ни на какия Королевичевы прелести не прельстился, и многую свою службу и правду къ намъ и ко всему Московскому Государству показалъ, и будучи в осаде, во всемъ оскудение и нужду терпелъ".

По свидетельству известного архивиста XIX века А. Ф. Малиновского, сенатора, Управляющего Архивом Коллегии иностранных дел, Дмитрий Пожарский умер 30 апреля (20 апреля по старому стилю) 1642 года на 65-м году своей жизни. В монастыре Николы Зарайского была обретена записка о дне кончины Пожарского в следующих словах: «ЗРН, апреля К, преставися бояринъ князь Дмитрий Михайловичъ Пожарский, въ среду, вторыя недели по пасце». В своей работе «Обозрение Москвы», которую Малиновский закончил в 1826 году, но впервые изданной лишь в 1992 году, автор пишет, что многие думали, что Пожарский похоронен в московском Казанском соборе, первостроителем которого он был. Современные исследования показали, что его прах покоится в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.

Род Пожарских прекратился по мужской линии в 1682 году со смертью его внука Юрия Ивановича Пожарского, умершего бездетным. После пресечения рода Пожарских усыпальница была заброшена и в 1765-1766 сломана «за ветхостью». В 1851 году известный русский археолог граф А. С. Уваров в ходе раскопок обнаружил на этом месте кирпичные склепы и белокаменные гробницы, расположенные в три ряда, и в 1885 году над ними был сооружён мраморный мавзолей, построенный на народные средства по проекту А. М. Горностаева. Мавзолей был разобран в годы советской власти в 1933 году. Археологические исследования летом 2008 года показали, что гробница осталась нетронутой. Над местом погребения Д. М. Пожарского в день его рождения 1 ноября 2008 года установлены плита и памятный крест. В 2009 году мраморный склеп восстановлен и 4 ноября открыт президентом России Дмитрием Медведевым

1 ноября 1578 года родился князь Дмитрий Пожарский, полководец и государственный деятель, освободивший Москву от польской оккупации.

Личное дело

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578 - 1642) происходил из княжеского рода, восходившего к Рюрику, но высоких государственных постов Пожарские не занимали. Вероятнее всего родился Дмитрий в село Берсенево в Клинском уезде, входившем в состав приданого его матери, Марии (Евфросинии) Беклемишевой. В 15 лет стал служить при дворе «стряпчим с платьем», затем стольником. Присутствовал на торжественных обедах и посольских приемах Бориса Годунова, ездил с царскими поручениями к воеводам. С 1610 года он стал воеводой в Зарайске. Там ему пришлось сразиться с одним из отрядов Лжедмитрия I. После того, как Москву в 1611 году занял польский гарнизон, рязанский воевода Ляпунов собрал ополчение (так называемое Первое ополчение) и двинулся освобождать столицу. Его союзником стал Пожарский. Он отправился в Москву. В это время москвичи подняли восстание против поляков, которое Пожарский возглавил.

Поляков заставили укрыться в стенах Китай-города. Однако они подговорили своих сторонников поджечь угловые дома на всех улицах Белого города. В охватившем Москву огне по ополченцам ударили польские войска. Израненного Пожарского слуги перевезли сначала в Троице-Сергиев монастырь, а затем и в село Мугреево. Там его и нашла делегация из Нижнего Новгорода. Архимандрит нижегородского Печерского монастыря Феодосий и дворянин Ждан Болтин звали его возглавить ополчение, которое создавалось в Нижнем Новгороде. Князь Пожарский отвечал: «Рад за православную веру страдать до смерти, а вы из посадских людей изберите такого человека, который бы мог со мною быть у великого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям. У вас есть в городе человек бывалый: Козьма Минин-Сухорук; ему такое дело за обычай».

Зимой 1611 - 1612 годов был создан «Совет всея земли» - руководящий орган Второго ополчения. Он рассылал послания в различные города, призывая к единым действиям. В посланиях говорилось: «Быти всем нам, православным христианом, в любви и соединении и прежнего междоусобство не счинати, и Московское государство от врагов наших… очищати неослабно до смерти своей, и грабежей и насилия православному христианству отнюдь не чинити». Начали посылать отряды на север и северо-восток, вести бои с польскими войсками. В конце февраля основные силы ополчения выступили из Нижнего Новгорода в Ярославль. Там был устроен последний смотр всех войск. Двое наемных убийц: Семен и Обрезко - вступили в сговор с одним из слуг Пожарского и попытались напасть на него во время осмотра пушек. Но один из воинов заметил нож в толпе и заслонил собой князя.

«Совет всея земли» уже контролировал север и северо-восток Московского государства. Работали Поместный, Разрядный и Посольский приказы, собирались налоги, выплачивалось жалование служилым людям, велись переговоры с иностранными правительствами. Вскоре стало известно, что на помощь польскому гарнизону в Москве движутся войска гетмана Ходкевича. Ополчение двинулось навстречу. В ходе боев в августе - октябре 1612 года польские войска были разбиты. 21 февраля 1613 года на Земском соборе на царство был избран Михаил Федорович Романов.

Пожарский стал боярином и вошел в Боярскую думу. Поскольку освобождение Москвы еще не стало концом Смутного времени, Пожарскому приходилось неоднократно возглавлять войска в битвах с поляками. В 1615 году он одержал победу под Орлом над польскими отрядами А. Лисовского. Весной 1617 года разгромил поляков у Калуги, а осенью того же года разбил войско гетманов Ходкевича и Сагайдачного у Арбатских ворот Москвы, там, где сейчас находятся кинотеатр «Художественный» и станция метро «Арбатская». В 1618 году Дмитрий Пожарский участвовал в отражении похода польских войск во главе с Владиславом IV. Во время русско-польской войны 1632—1634 годов совместно с Дмитрием Черкасским возглавлял силы в районе Можайска, закрывавшие польским войскам путь на Москву.

В 1617 году князь Пожарский в составе русской делегации был направлен в деревню Столбово близ Тихвина, где состоялись переговоры со шведами. В результате был заключен «вечный мир», вошедший в историю под названием Столбовского договора. Швеция вернула России захваченные Новгород, Старую Руссу, Порхов, Ладогу и Гдов с уездами и Сумерскую волость. За Швецией оставались Ижорская земля (с Иван-городом, Ямом, Копорьем, Орешком) и город Корела с уездом. Именно дату Столбовского мира знаменитый историк академик В. Янин предлагает считать концом Смутного времени.

Дмитрий Пожарский помимо ратной и дипломатической деятельности занимался и другими делами государства. В 1628 - 1640 годах он был воеводой в возвращенном России Великом Новгороде. С 1619 ведал Ямским, в 1621 - 1628 - Разбойным, в 1636 - 1637 и 1640 - 1642 - Судным приказом. Руководил работами по восстановлению засечной черты в районе Тулы, собирал налоги (так называемую «пятую деньгу»), в 1637 году наблюдал в районе Яузы за работами по возведению земляного вала в связи с угрозой нападения на Москву крымского хана. Часто князь Пожарский болел, сказывались старые боевые раны. Во время болезней подолгу жил в своих вотчинах. Незадолго до смерти князь Пожарский принял монашеский постриг и взял имя Кузьма, в память о своем соратнике. Умер Дмитрий Михайлович 20 апреля 1642 года. Царь Михаил Федорович проводил гроб с телом освободителя Москвы в родовую усыпальницу князей Пожарский, которая находится в Спасо-Евфимьевом монастыре в Суздале.

Чем знаменит

Дмитрий Пожарский

Наиболее известен Дмитрий Пожарский как глава войск, освободивших в 1612 году Москву от поляков. Второе ополчение достигло Москвы 20 августа. Из Первого ополчения тогда в городе оставались только отряд Дмитрия Трубецкого , уже год удерживавшего поляков в стенах Китай-города. Между руководителями Первого и Второго ополчения не сразу возникло взаимопонимание. Да и у изголодавшихся воинов Трубецкого хорошо одетые и вооруженные воины Минина и Пожарского вызывали зависть. Поначалу Трубецкой даже не хотел оказывать помощь Второму ополчению.

Воины Минина и Пожарского заняли оборону вдоль западных стен Белого города, то есть с той стороны, откуда ожидался подход Ходкевича. У Арбатских ворот Пожарский построил укрепленный лагерь, где разместил стрельцов. Сражения начались 22 августа, когда гетман Ходкевич со своим войском переправился через Москву-реку у Новодевичьего монастыря. Поляки решили ударить по войскам Пожарского с двух сторон: кремлевский гарнизон атаковал из Кремля, а Ходкевич с запада. Поначалу войска гетмана теснили ополченцев, восемь часов длилась битва. В конце концов на помощь пришли и казаки из отрядов Трубецкого. Польские войска были отброшены.

В следующие дни Трубецкой и Минин с Пожарским уже действовали совместно. 24 августа центром боевых действий стало Замоскворечье. Жаркие бои шли на Пятницкой улице и у Крымского брода, там, где теперь Крымский мост. В решающий момент Минин, переправившись через Москву-реку, ударил по полякам с четырьмя сотнями свежих войск и обратил их в бегство. Казаки Трубецкого отбили у врага 400 обозов с продовольствием, предназначенным для польских отрядов, запертых в Кремле. Русские войска перешли в общее наступление и отогнали воинов Ходкевича к Донскому монастырю. После обстрела монастыря из пушек Ходкевич не выдержал и отступил из Москвы - «срама же своего ради прямо в Литву поидоша».

Теперь предстояло выбить остатки поляков из Кремля и Китай-города. Войска возглавили Пожарский, Минин и Трубецкой. Они «стали в единачестве выступать и Российскому государству во всем добра хотеть безо всякой хитрости». Осажденный гарнизон голодал, но сдаваться отказывался, несмотря на гарантии жизни и свободы. 22 октября войска Пожарского освободили Китай-город. А еще через четыре дня польские воеводы сдались. С запада на Москву наступал сам король Сигизмунд с войском, в котором было около шести тысяч человек. Однако в сражении под Волоколамском он был разбит и отступил.

О чем надо знать

Памятник Минину и Пожарскому, поставленный на Красной площади в 1818 году, стал первым скульптурным памятником в Москве. Скульптор Иван Мартос начал работу над монументом еще в 1804 году, памятник думали установить к столетию освобождения города, но помешала война 1812 года. К работе вернулись уже после изгнания Наполеона. Монумент был сооружен на средства, собранные по народной подписке. Высота постамента почти 4 метра, высота изваяния - 4 метра 90 см. На него ушло 20 тонн бронзы. Отливка была доставлена из Петербурга в Москву по воде, путешествие памятника длилось три с половиной месяца. На постаменте Мартос изобразил два барельефа: «Сбор пожертвований Козьмой Мининым» и «Изгнание Дмитрием Пожарским поляков из Москвы». На одном из барельефов мы можем увидеть автопортрет Мартоса в образе отца, отправляющего сыновей на битву. Это единственный безбородый мужчина на барельефе. Памятник стоял в центре Красной площади, лицом к Кремлевской стене, но ближе к зданию Торговых рядов (современный ГУМ), нынешнее место занял лишь в 1930 году. На памятнике была сделана надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому, благодарная Россия, лета 1818 года».

Прямая речь

«Поляки понесли такую значительную потерю, что ее ничем уже нельзя было вознаградить. Колесо фортуны повернулось — надежда завладеть целым Московским государством рушилась невозвратно». Польский историк XVII века Станислав Кобержицкий о боях в Москве 1612 года

«Может быть время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности...Они всегда будут воспламенять любовь к Родине в сердцах своих потомков. Завидный удел! Счастливая участь!» В. Г. Белинский

« Димитрий Михайлович Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государю советником, ни главным военачальником. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Служба его ограничивалась второстепенными поручениями. В переговорах с послами мы встречаем его не более трех или четырех раз и только товарищем других. <…> Заметим в заключение, что князь Пожарский, как гласит современное известие, страдал "черным недугом": меланхолией. Быть может, это и было причиной того, что Пожарский при Михаиле не играл первостепенной роли, так как люди с подобным настроением духа не бывают искательны и стараются держаться в тени. Сам подвиг освобождения Москвы был предпринят им против собственного желания, по настоянию земства». Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей

10 фактов о Дмитрии Пожарском

  • Дед Дмитрия Пожарского, Федор Иванович, был полковым воеводой во время взятия Казани Иваном Грозным.
  • Князь Пожарский покровительствовал иконописцам, собрал большую библиотеку и содержал штат переписчиков книг, его друзьями были многие образованные люди того времени.
  • Любил князь и представления скоморохов, оказывал им покровительство. Скоморохи в те годы даже называли себя "людьми Пожарского".
  • Послания «Совета всея Земли» подписывались всеми его членами. За неграмотного Минина подписывался князь Пожарский: «в выборного человека всею землею в Козьмино место Минина князь Дмитрей Пожарский руку приложил».
  • «Совет всея Земли» вел переговоры со Швецией с целью пригласить на русский престол принца Карла-Филиппа. Пожарский соглашался на это только при условии, что принц приедет в Ярославль и примет православие. Но Швеция не приняла этих условий, и переговоры прервались.
  • В Оружейной палате хранится знамя князя Пожарского .
  • Приблизительно на том месте, где Пожарский был ранен во время боев Первого ополчения, сейчас находится памятник Вацлаву Воровскому. В те времена там находилась церковь Введения богородицы во храм.
  • Отступая от Москвы, войска гетмана Ходкевича остановились у Можайска. Существует гипотеза , которая объясняет этим фактом появление выражения «загнать за Можай».
  • В одной из своих вотчин - подмосковном селе Медведкове - Пожарский построил в 1634 - 1640 годах шатровую церковь Покрова , сохранившуюся до наших дней.
  • Другой храм, основанный Пожарским - Казанский собор на Красной площади. По преданию, Дмитрий Пожарский перенес в этот храм Казанскую икону богородицы, которую принесли в Москву ополченцы. В 1936 году собор был снесен, восстановлен в 1990-1993 годах благодаря тому, что в конце 20-х годов архитектор П. Д. Барановский тщательно обмерил здание.

Материалы о Дмитрии Пожарском

Значение ПОЖАРСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ПОЖАРСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Пожарский (князь Дмитрий Михайлович, 1578 - 1641) - знаменитый деятель Смутного времени. При Борисе Годунове был стряпчим с платьем, при Лжедмитрии - стольником; в 1608 г. послан был для защиты Коломны; в 1609 г., действуя против разбойничьих шаек в окрестностях Москвы, разбил атамана их Салькова на реке Пехорке; в 1610 г. назначен был воеводой в Зарайск; в 1611 г., участвуя в нападении на поляков, овладевших Москвой, был ранен на Лубянке и отправился на лечение в свою нижегородскую Пурецкую волость. Сюда, по указанию Минина, явились к нему послы с предложением принять начальство над нижегородским ополчением, поднявшимся для спасения Москвы; со своей стороны Пожарский потребовал, чтобы при ополчении выборным от посадских человеком был Минин. Став во главе ополчения, Пожарский в лице своем вмещал всю верхнюю власть над русской землею и писался "у ратных и земских дел по избранию всех чинов людей московского государства"; но в том великом деле, которое совершил под его начальством русский народ, личность самого Пожарского проявлялась весьма мало. Он не пользовался особым авторитетом и сам про себя говорил: "Был бы у нас такой столп, как князь Василий Васильевич Голицын, - все бы его держались, а я к такому великому делу не придался мимо его; меня ныне к этому делу приневолили бояре и вся земля". Остановившись с ополчением в Ярославле, Пожарский целое лето медлил двинуться на Москву, несмотря на неоднократные увещания троицких властей, указывающих на возможность и опасность появления короля Сигизмунда. Выступив из Ярославля, Пожарский шел чрезвычайно медленно, сворачивал с дороги, ездил в Суздаль кланяться гробам своих отцов и прибыл к Москве одновременно с Ходкевичем, успевшим между тем собрать провиант для польского гарнизона, засевшего в Москве. Этот провиант был отбит у Ходкевича казаками, под начальством князя Д.Т. Трубецкого, что и решило участь польского гарнизона: через два месяца голод принудил его сдаться. Со взятием Москвы оканчивается первостепенная роль Пожарского, в грамотах пишется первым имя князя Д.Т. Трубецкого, а имя Пожарского стоит вторым, в товарищах. Из источников (кроме некоторых памятников с характером поэтическим) не видно, чтобы Пожарский играл руководящую или хотя бы видную роль в избрании и венчании на царство Михаила Федоровича. Новый царь возвел его из стольников в бояре, но существеннейшие награды, состоявшие из вотчин, Пожарский получил не из числа первых. Во все царствование Михаила Федоровича Пожарский занимал лишь второстепенные должности, не считаясь даже из первых и особо заслуженных среди знати, как об этом свидетельствует местничество его в 1614 г. с Борисом Салтыковым, окончившееся выдачей Пожарского головою Салтыкову. В 1614 г. Пожарский действовал против Лисовского, но вскоре оставил службу по болезни; в 1618 г. отправлен был против Владислава, но не в качестве главноначальствующего; в 1628 - 1631 гг. был воеводой в Новгороде; в 1635 г. заведовал судным приказом, в 1638 г. был воеводой в Переяславле-Рязанском. Пожарскому поставлены памятники в Москве (на Красной площади) и Нижнем Новгороде. В 1885 г. на могиле его, открытой в 1852 г. графом Уваровым в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале, сооружен памятник на средства, собранные по народной подписке. Кроме литературы, приведенной в статье о Минине (XIX, 350), ср. "Место земного успокоения и надгробный памятник Д.М. Пожарскому в Суздале" (Владимир, 1885 - материалы о Пожарском, собранные и изданные Голышевым).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПОЖАРСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПОЖАРСКИЙ, ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ
    (1578—около 1641) — знаменитый деятель Смутного времени, князь. При Борисе Годунове был стряпчим с платьем, при Лжедимитрии — стольником; в …
  • ПОЖАРСКИЙ, ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ
    (1578?около 1641) ? знаменитый деятель Смутного времени, князь. При Борисе Годунове был стряпчим с платьем, при Лжедимитрии? стольником; в …
  • ПОЖАРСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ
    (1578-1642) князь, боярин (с 1613), полководец, народный герой, соратник К. Минина. Участник 1-го земского ополчения 1611, один из руководителей 2-го …
  • ПОЖАРСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ
    Дмитрий Михайлович , государственный и военный деятель России, князь. Происходил из ветви рода князей …
  • ПОЖАРСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Современном энциклопедическом словаре:
    (1578 - 1642), князь, боярин (с 1613), соратник К.М. Минина. Участник 1-го земского ополчения 1611 и восстания против польско-литовских интервентов …
  • ПОЖАРСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Энциклопедическом словарике:
    (1578 - 1642), князь, боярин (с 1613), соратник К.М. Минина. Участник 1-го земского ополчения 1611 и восстания против польско- литовских …
  • ПОЖАРСКИЙ в Татарских, тюркских, мусульманских фамилиях:
    Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1548 — 1642 гг.) был сыном урождённой Беклемишевой (см.), т.е. имел частично тюркскую кровь (РБС, XVII, …
  • ПОЖАРСКИЙ в Словаре русских фамилий:
    Наименование по местности, из которой человек прибыл или которой владел. Селения с названием Пожар были не единичны, но именовались так …
  • ДМИТРИЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (принадлежащий Димитре или римской Церере, богине земледелия) - название четырех лиц: 1Мак 7:1-4, 9:1-10, 15, 22:25, 2Мак 14:1-36 - Димитрий …
  • ПОЖАРСКИЙ в Словаре полководцев:
    Дмитрий Михайлович (1578-1642), рус. полководец, кн., боярин. Один из организаторов и участников борьбы против польск. итервенции …
  • ПОЖАРСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Пожарский (кн. Дмитрий Михайлович, 1678 - ок. 1641) - знаменитыйдеятель смутного времени. При Борисе Годунове был стряпчим с платьем,при Лжедмитрии …
  • ПОЖАРСКИЙ
    ПОЖ́АРСКИЙ Сер. Мих. (1900-70), рос. художник книги. Выразительные по образному строю илл. ("История Тома Джонса, найдёныша" Г. Филдинга, …
  • ПОЖАРСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПОЖ́АРСКИЙ Дм. Мих. (1578-1642), князь, боярин (с 1613), полководец, нар. герой, соратник К.М. Минина. С 1610 воевода в Зарайске. Участник …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХ́АЙЛОВИЧ Дража (1893-1946), серб. генерал (1942), в 1941-45 глава формирований четников. В 1942-45 воен. мин. югосл. эмигрантского пр-ва. Казнён по …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ШЕМЯКА (1420-53), князь Галича- Костромского, сын Юрия Дмитриевича. В ходе войны в 1446 взял в плен и ослепил Василия …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1323 или 1324-83), князь суздальский (с 1356), великий князь владимирский (1360-63) и нижегородско-суздальский (с 1365). В союзе с …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1582-91), царевич, мл. сын Ивана IV. В 1584 отправлен с матерью (М.Ф. Нагой) в удел Углич. Погиб при …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ДОНСКОЙ (1350-89), великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1362), сын Ивана II. При нём в 1367 построен …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Евстафий) ? сербский писатель начала XIX в., автор романа "Цвет невинности, или Добривой и Александра" (Будин, 1827 г.) и книги …
  • ДМИТРИЙ в словаре Синонимов русского языка:
    димитрий, …
  • ДМИТРИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Дмитрий, (Дмитриевич, …
  • ПОЖАРСКИЙ
    Дмитрий Михайлович (1578-1642) , князь, боярин (с 1613), полководец, народный герой, соратник К. Минина. Участник 1-го земского ополчения 1611, один …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Драгослав (р. 1930), сербский писатель. В сборниках рассказов «Фред, спокойной ночи» (1967), «Ухвати падающую звезду» (1983), романах «Когда цвели тыквы» …
  • БЕНЕВОЛЕНСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Беневоленский Дмитрий Михайлович (1883 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября и в …
  • ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ СМИРНОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-02 Time: 21:11:27 Навигация Тема = Дмитрий Смирнов Википедия = Смирнов, Дмитрий Николаевич (композитор) Викитека = Дмитрий Николаевич Смирнов …
  • СЫЧЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сычев Николай Михайлович (1871 - после 1940), ктитор. В базе данных ПСТБИ значится …
  • СОКОЛОВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Соколов Василий Михайлович (1872 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 27 ноября, …
  • РУДАКОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Рудаков Дмитрий Иванович (1879 - 1937), псаломщик, мученик. Память 14 ноября, …
  • ОРНАТСКИЙ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Михайлович Орнатский (1811 - 1875), священник. Иван Михайлович Орнатский родился в 1811 году …
  • ОВЕЧКИН ДМИТРИЙ КИПРИАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Овечкин Дмитрий Киприанович (1877 - 1937), священник, священномученик. Память 1 ноября и …
  • МАСЛЕННИКОВ ГАВРИИЛ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Масленников Гавриил Михайлович (1871 - 1937), священник, священномученик. Память 5 ноября и …
  • ЛЕБЕДЕВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лебедев Дмитрий Александрович (1871 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября, в …
  • КРЮЧКОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Крючков Дмитрий Иванович (1874 - 1952), священник, священноисповедник. Память 27 августа. …
  • ГРИГОРЬЕВ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ, МЛАДШИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Григорьев Дмитрий Дмитриевич (1919 - 2007), протоиерей (Православная Церковь в Америке), профессор …
  • БАЯНОВ ДМИТРИЙ ФЕДОРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Баянов Дмитрий Федорович (1885 - 1937), протоиерей, церковный композитор. Родился 15 февраля 1885 …
  • ПОЖАРСКИЙ ЯКОВ ОСИПОВИЧ
    Пожарский (Яков Осипович) - писатель начала XIX века. Его труды: две "Российских грамматики" (1817 и 1821 г.), пользовавшиеся в свое …
  • КАНТЕМИР ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Кантемир (Дмитрий Константинович) - молдавский господарь (1673 - 1723), отец Антиоха Кантемира. Пробыв, в качестве заложника, в Константинополе с …
  • ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ (УДЕЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ПОЖАРСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Василий Андреевич - первый удельный князь Пожарский, племени князей Стародубских (Стародуба Суздальской земли). Он упоминается лишь в родословных и может …
  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Алексей Михайлович, второй царь из дома Романовых. Родился 10 марта 1629 года, царствовал с 13 июля 1645 года по 29 …
  • АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Александр Михайлович, великий князь, генерал-адъютант, вице-адмирал, четвертый сын великого князя Михаила Николаевича и великой княгини Ольги Федоровны, супруг великой княгини …
  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1629-76) русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право …
  • РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Сергеевич , советский физик, один из организаторов оптической промышленности в СССР, академик АН СССР (1929; …
  • МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Иванович , русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний учёный, педагог и общественный деятель. …
  • КЕДРИН ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Борисович , русский советский поэт. Начал печататься …
  • ГУЛИА ДМИТРИЙ ИОСИФОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Иосифович }

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png