Русская Православная Церковь использует в литургической жизни юлианский календарь (так называемый старый стиль), разработанный группой александрийских астрономов во главе с известным учёным Созигеном и введённый Юлием Цезарем в 45 году до н. э.

После введения в России 24 января 1918 года григорианского календаря Всероссийский Поместный Собор принял решение, что «в течение 1918 года Церковь в своем обиходе будет руководствоваться старым стилем» .

15 марта 1918 года на заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме было принято следующее решение: «Ввиду важности вопроса о реформе календаря и невозможности, с церковно-канонической точки зрения, скорого самостоятельного решения его русскою Церковию, без предварительного сношения по сему вопросу с представителями всех автокефальных Церквей, оставить в Русской православной церкви Юлианский календарь во всей его полноте». В 1948 году на Московском совещании Православных церквей было установлено, что Пасха, как и все переходящие церковные праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие - по календарю, принятому в поместной церкви. По григорианскому календарю Пасху празднует только Финляндская православная церковь.

В настоящее время юлианский календарь используют лишь некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская. Также его придерживаются некоторые монастыри и приходы в странах Европы и США, монастыри Афона и ряд монофизистких церквей. Однако все принявшие григорианский календарь православные церкви, кроме Финляндской, по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи, по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю.

Для вычисления дат переходящих церковных праздников используется исчисление по дате Пасхи, определяемой по лунному календарю.

Точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет в нём накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество Христово, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны. По этой причине в 1582 году в католических странах юлианский календарь постановлением папы Григория XIII был заменён на более точный. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно.

Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается из-за отличающихся правил определения високосных годов: в XIV веке она составляла 8 дней, в XX и XXI веках - 13, а в XXII веке разрыв будет равен уже 14 дням. В связи с нарастающим изменением разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество Христово не 7 января по гражданскому (григорианскому) календарю, как в XX–XXI веках, но уже 8 января, а, к примеру, с 9001 года - уже 1 марта (по новому стилю), хотя в их литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю).

По вышеназванной причине не следует смешивать пересчёт реальных исторических дат юлианского календаря на григорианский календарный стиль с пересчётом на новый стиль дат юлианского церковного месяцеслова, в котором все дни празднований фиксированы как юлианские (то есть без учёта того, какой григорианской дате соответствовал конкретный праздничный или памятный день). Поэтому для определения даты, например, Рождества Богородицы по новому стилю в XXI веке необходимо к 8 (Рождество Богородицы празднуется по юлианскому календарю 8 сентября) прибавлять 13, а в XXII веке уже 14 дней. Перевод же на новый стиль гражданских дат ведётся с учётом века конкретной даты. Так, к примеру, события Полтавской битвы произошли 27 июня 1709 года, что по новому (григорианскому) стилю соответствует 8 июля (разница между юлианским и григорианским стилями в XVIII веке составляла 11 дней), а, допустим, дата Бородинского сражения - 26 августа 1812 года, и по новому стилю это 7 сентября, поскольку разница между юлианским и григорианским стилями в XIX веке равна уже 12 дням. Поэтому гражданские исторические события всегда будут отмечаться по григорианскому календарю в то время года, в которое они произошли по календарю юлианскому (Полтавская битва - в июне, Бородинское сражение - в августе, день рождения М. В. Ломоносова - в ноябре и т. д.), а даты церковных праздников смещаются вперёд по причине их жёсткой привязки к юлианскому календарю, довольно интенсивно (в историческом масштабе) накапливающему ошибки исчисления (через несколько тысячелетий Рождество Христово будет уже не зимним, а летним праздником).

Для быстрого и удобного перевода дат между различными календарями целесообразно пользоваться

Сегодня множество граждан нашей страны по разному относятся к событиям переворота 1917 года.Некоторые считают это положительным опытом для государства,другие отрицательным.В одном они всегда соглашаются,что при том перевороте многое изменилось,изменилось навсегда.
Одно из таких изменений было введено 24 января 1918 года Советом Народных Комиссаров, которое на тот момент являлось революционным правительством России. Был издан декрет о введении в России западного календаря.

Этот указ,по их мнению должен был способствовать установлению более тесных связей с Западной Европой.В далеком 1582 году по всей цивилизованной Европе на смену Юлианскому пришел Григорианский календарь,причем этому потворствовали известные астрономы того времени.
С тех пор Российский календарь имел незначительное отличие от западного в 13 дней.

Это начинание пошло от самого Папы римского.Однако русские православные иерархи относились весьма прохладно к своим католическим партнерам,поэтому для России все осталось по прежнему.
Так и жили граждане разных стран с различными календарями на протяжении почти трёх сотен лет.
Например,когда в западной Европе отмечают Новый Год,то в России еще только 19 декабря.
Жить и считать дни по новому Советская Россия начала с 1 февраля 1918 года.

Указом СНК (аббревиатура Совета Народных Комиссаров),который был издан 24 января 1918 года,было предписано день 1 февраля 1918 года считать,как 14 февраля.

Следует отметить,что приход весны в центральной части России стал совершенно не заметен.Все же стоит признать,не зря наши предки не хотели менять свой календарь.Ведь 1 марта,больше напоминает середину февраля.Наверняка многие обращали внимание,что по настоящему весной пахнуть начинает только с середины марта месяца или первых его чисел по старому стилю.

Стоит ли говорить,что новый стиль понравился далеко не всем


Если вы думаете,что это в России были такие дикие, что не хотели принять цивилизованный календарь,то вы сильно ошибаетесь.Множество стран не хотело принимать католический календарь.
Например в Греции стали считать по новому календарю в 1924 году, в Турции 1926 ,а в Египте в 1928 году.
Следует отметить забавную деталь,несмотря на то,что египтяне,греки и турки приняли григорианский календарь гораздо позже русских,однако никто за ними не замечал,что они празднуют Старый и Новый год.

Даже в оплоте западной демократии - Англии и то с большими предубеждениями приняли новый календарь в 1752 году,Швеция последовала этому примеру через год

Что такое Юлианский календарь?

Он носит название по имени своего создателя Юлия Цезаря.В Римской Империи на новое летосчисление перешли в 46 году до нашей эры.Год имел 365 дней и начинался ровно 1 января.Тот год,что делился на 4 назывался високосным.
В високосном году добавлялся еще один день 29 февраля.

Чем отличается Григорианский от Юлианского календаря?

Вся разница между этими календарями заключается в том,что у календаря Юлия Цезаря,каждый 4-й год без исключения является високосным,а у календаря Папы Григория только те,которые могут делиться на 4-е,однако не кратные ста.
Хотя разница почти незаметна,однако через сто лет Православное рождество станут отмечать не 7 января,как обычно,а 8-го .

В Европе, начиная с 1582 года, постепенно распространился реформированный (григорианский) календарь. Григорианский календарь даёт гораздо более точное приближение к тропическому году. Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен прежнего : следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.
Григорианский календарь («новый стиль») - система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца. Продолжительность года принята равной 365,2425 суток. Григорианский календарь содержит 97 на 400 лет.

Разница юлианского и григорианского календарей

В момент введения григорианского календаря разница между ним и юлианским календарём составляла 10 дней. Однако эта разница между юлианским и григорианским календарями с течением времени постепенно увеличивается из-за различия правил определения високосных лет. Поэтому при определении, на какую дату «нового календаря» приходится та или иная дата «старого календаря», необходимо учитывать, в каком веке происходило событие. Например, если в XIV веке эта разница составляла 8 дней, то в XX веке – уже 13 дней.

Отсюда следует распределение високосных годов:

  • год, номер которого кратен 400, - високосный;
  • остальные годы, номер которых кратен 100, - невисокосные;
  • остальные годы, номер которых кратен 4, - високосные.

Таким образом, 1600 и 2000 годы были високосными, а 1700, 1800 и 1900 годы високосными не были. Также не будет високосным и 2100 год. Погрешность в одни сутки по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре накопится примерно за 10 тысяч лет (в юлианском - примерно за 128 лет).

Время утверждения Григорианского календаря

Григорианский календарь, принятый в большинстве стран мира, был введен в употребление не сразу:
1582 - Италия, Испания, Португалия, Польша, Франция, Лотарангия, Голландия, Люксембург;
1583 - Австрия (часть), Бавария, Тироль.
1584 - Австрия (часть), Швейцария, Силезия, Вестфалия.
1587 - Венгрия.
1610 - Пруссия.
1700 - Протестантские немецкие государства, Дания.
1752 - Великобритания.
1753 - Швеция, Финляндия.
1873 - Япония.
1911 - Китай.
1916 - Болгария.
1918 - Советская Россия.
1919 - Сербия, Румяния.
1927 - Турция.
1928 - Египет.
1929 - Греция.

Григорианский календарь в России

Как известно, до февраля 1918 года Россия, как и большинство православных стран, жила по юлианскому календарю. «Новый стиль» летоисчисления появился в России с января 1918 года, когда Совет Народных Комиссаров заменил традиционный юлианский календарь на григорианский. Как указано в Декрете СНК, это решение было принято «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». В соответствии с декретом, сроки всех обязательств считались наступившими на 13 дней позже. До 1 июля 1918 года устанавливался своего рода переходный период, когда разрешалось употреблять летоисчисление по старому стилю. Но при этом в документе было четко установлен порядок написания старых и новых дат: следовало писать «после числа каждого дня по новому календарю, в скобках число по до сих действовавшему календарю».

Двойной датой датируются события и документы в тех случаях, когда требуется указать старый и новый стили. Например, для юбилейных дат, основных событий во всех работах биографического характера и дат событий и документов по истории международных отношений, связанных со странами, где григорианский календарь был введен раньше, чем в России.

Дата по новому стилю (Григорианский календарь)

Как известно, Русская Православная Церковь пользуется в своем богослужении юлианским календарем, в то время как Российское государство, вместе с большинством стран, с некоторых пор пользуется календарем григорианским. При этом и в самой Церкви, и в обществе время от времени раздаются голоса, призывающие перейти на новый стиль.

Аргументы защитников юлианского календаря, которые можно встретить в православной печати, в основном сводятся к двум. Первый аргумент: юлианский календарь освящен многовековым использованием в Церкви, а веских причин отказываться от него нет. Второй аргумент: при переходе на "новый стиль" с сохранением традиционной пасхалии (системы вычисления даты праздника Пасхи) возникает множество несообразностей, и неизбежны нарушения богослужебного Устава.

Оба эти аргумента для верующего православного человека вполне убедительны. Однако они как бы не касаются юлианского календаря как такового. Ведь Церковь не создала новый календарь, а приняла тот, который уже существовал в Римской империи. А что если календарь был бы другим? Быть может, тогда именно тот, другой, календарь был бы освящен богослужебным использованием, именно с его учетом была бы составлена пасхалия?

Данная статья представляет собой попытку рассмотреть некоторые аспекты календарной проблемы, предоставляя читателю материал для самостоятельных размышлений. Автор не считает нужным скрывать свои симпатии по отношению к юлианскому календарю, однако отдает себе отчет в том, что как-либо доказать его преимущество невозможно. Так же, как недоказуемо преимущество богослужебного церковно-славянского языка перед русским или икон преп. Андрея Рублева перед живописью Рафаэля.

Изложение будет вестись в три этапа: сначала краткие выводы, затем более подробное математическое обоснование и, наконец, небольшой исторический очерк.

Для измерения времени и составления календаря может служить любое явление природы, если оно равномерно и периодически повторяется: смена дня и ночи, смена фаз Луны, времен года и пр. Все эти явления связаны с определенными астрономическими объектами. В книге Бытия читаем: И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для… времен, и дней, и годов... И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды (Быт. 1, 14-16). Юлианский календарь составлен как раз с учетом трех основных астрономических объектов - Солнца, Луны и звезд. Это дает основания считать его подлинно библейским календарем.

В отличие от юлианского, григорианский календарь учитывает лишь один объект - Солнце. Он составлен таким образом, чтобы точка весеннего равноденствия (когда равны продолжительности дня и ночи) по возможности медленнее отклонялась бы от даты 21 марта. При этом разрушилась связь календаря с Луной и звездами; кроме того, календарь усложнился и потерял ритмичность (по сравнению с юлианским).

Рассмотрим одно свойство юлианского календаря, наиболее часто подвергаемое критике. В юлианском календаре точка весеннего равноденствия перемещается назад по календарным датам со скоростью примерно 1 сутки в 128 лет. (Вообще, разница между датами по юлианскому и григорианскому календарям составляет в настоящее время 13 суток и увеличивается на 3 суток за каждые 400 лет.) Это означает, например, что день празднования Рождества Христова, 25 декабря, со временем переместится на весну. Но, во-первых, это произойдет примерно через 6000 лет, а во-вторых, и сейчас в южном полушарии Рождество празднуется даже не весной, а летом (поскольку там декабрь, январь и февраль - летние месяцы).

С учетом всего вышеизложенного можно заключить, что утверждение "григорианский календарь точнее юлианского" далеко не бесспорно. Все здесь определяется критериями точности, а они могут быть разными.

Для обоснования высказанных выше положений приведем некоторые астрономические и арифметические рассуждения и факты.

Одним из основных промежутков времени для нас является год. Но, оказывается, существует несколько разных "видов" года. Упомянем два важнейших для наших рассмотрений.

  • Сидерический, или звездный, год. Именно его имеют в виду, когда говорят, что за год Солнце проходит двенадцать зодиакальных знаков. Например, святитель Василий Великий (IV век) в "Беседах на Шестоднев" пишет: "Солнечный же год есть возвращение Солнца, вследствие собственного его движения, из известного знака в тот же самый знак".
  • Тропический год. Он учитывает смену времен года на Земле.

Юлианский год составляет в среднем 365,25 суток, то есть находится между сидерическим и тропическим годами. Григорианский год составляет в среднем 365,2425 суток, он весьма близок к тропическому.

Для того чтобы лучше понять эстетику и логику календаря, полезно несколько осветить возникающие при его создании проблемы. Собственно говоря, построение календаря включает в себя две достаточно независимые процедуры. Первая носит эмпирический характер: надо по возможности точно измерить продолжительности астрономических циклов. (Заметим, что продолжительности сидерического и тропического годов были с большой точностью найдены во II в. до Р. Х. греческим астрономом Гиппархом.) Вторая процедура уже чисто теоретическая: на основании проделанных наблюдений составить такую систему измерения времени, которая, с одной стороны, по возможности меньше отклонялась бы от выбранных космических ориентиров, а с другой - была бы не очень громоздкой и сложной.

Пусть, например, требуется составить календарь, ориентированный на тропический год (после того, как измерена продолжительность последнего - 365,24220 суток). Ясно, что каждый год такого календаря должен содержать либо 365, либо 366 суток (в последнем случае год называется високосным). При этом надо постараться чтобы, во-первых, среднее число суток в году было как можно ближе к 365,2422 и, во-вторых, чтобы правило чередования простых и високосных годов было как можно проще. Иными словами, надо определить цикл продолжительностью в N лет, из которых M будут високосными. При этом, во-первых, дробь m/n должна быть как можно ближе к 0,2422, а во-вторых число N должно быть как можно меньше.

Эти два требования противоречат друг другу, поскольку точность достигается лишь ценой увеличения числа N. Самым простым решением проблемы является дробь 1/4, на которой и основывается юлианский календарь. Цикл состоит из четырех лет, каждый четвертый год (порядковый номер которого без остатка делится на 4) - високосный. Юлианский год составляет в среднем 365,25 суток, что на 0,0078 суток больше продолжительности тропического года. При этом погрешность в одни сутки накапливается за 128 лет (0,0078 x 128 ~ 1).

Григорианский календарь основывается на дроби 97/400, т.е. в 400-летнем цикле 97 високосных годов. Високосными считаются годы, порядковый номер которых либо делится на 4 и не делится на 100, либо делится на 400. Григорианский год составляет в среднем 365,2425 суток, что на 0,0003 суток больше продолжительности тропического года. При этом погрешность в одни сутки накапливается за 3333 года (0,0003 x 3333 ~ 1).

Из сказанного видно, что преимущество григорианского календаря над юлианским спорно даже в качестве ориентированного лишь на тропический год - точность достигается ценой усложнения.

Рассмотрим теперь юлианский и григорианский календари с точки зрения соотнесенности с Луной.

Смене фаз Луны соответствует синодический, или лунный, месяц, составляющий 29,53059 суток. За это время сменяются все фазы Луны - новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. В один год не укладывается без остатка целое число месяцев, поэтому для построения почти всех действовавших лунно-солнечных календарей применялся 19-летний цикл, носящий имя греческого астронома Метона (V в. до Р. Х.). В этом цикле выполняется соотношение

19 годов ~ 235 синодическим месяцам,

т. е. если начало некоторого года совпадает с появлением на небе новой Луны, то это совпадение будет иметь место и через 19 лет.

Если год григорианский (365,2425 суток), то погрешность метонова цикла составляет

235 x 29,53059 - 19 x 365,2425 ~ 0,08115.

Для юлианского года (365,25 суток) погрешность меньше, а именно

235 x 29,53059 - 19 x 365,25 ~ 0,06135.

Таким образом получаем, что юлианский календарь лучше соотнесен с изменениями фаз Луны (см. также: Климишин И.А. Календарь и хронология. - 3-е изд, перераб. и доп. - М., Наука, 1990. - С. 92).

В целом юлианский календарь представляет собой сочетание простоты, ритмичности (цикл продолжительностью всего 4 года), гармоничности (соотнесенность сразу с Солнцем, Луной и звездами). Уместно упомянуть и о его практичности: одинаковое число дней в каждом столетии и непрерывный счет времени на протяжении двух тысячелетий (нарушенный при переходе на григорианский календарь) упрощают астрономические и хронологические расчеты.

Два удивительных обстоятельства связаны с юлианским календарем. Первое обстоятельство астрономическое - близость дробной части продолжительности года (как сидерического, так и тропического) к столь простой дроби 1/4 (предлагаем читателю, знакомому с методами проверки статистических гипотез, подсчитать соответствующую вероятность). Однако еще удивительнее второе обстоятельство - при всех своих достоинствах юлианский календарь никогда и нигде не применялся вплоть до I в. до Р. Х.

Предшественником юлианского календаря можно считать календарь, на протяжении многих столетий применявшийся в Египте. В египетском календаре каждый год содержал ровно 365 дней. Разумеется, погрешность этого календаря была очень большой. Примерно за полторы тысячи лет день весеннего равноденствия "пробегал" все числа календарного года (который состоял из 12 месяцев по 30 дней и еще пяти дополнительных дней).

Около 1700 г. до Р. Х. северная часть дельты Нила попала под владычество кочевых племен гиксосов. Один из правителей-гиксосов, составивших XV династию Египта, провел календарную реформу. Через 130 лет гиксосы были изгнаны, традиционный календарь восстановлен, и с тех пор каждый фараон, вступая на престол, давал клятву не менять длины года.

В 238 г. до Р. Х. правивший в Египте Птолемей III Евергет (потомок одного из военачальников Александра Македонского) попытался провести реформу, добавив в каждые 4 года дополнительный день. Это сделало бы египетский календарь практически тождественным юлианскому. Однако по неизвестным причинам реформа не была осуществлена.

И вот приблизилось время боговоплощения и основания Церкви. Уже ходили по земле Палестины некоторые из участников событий, описанных евангелистами. С 1 января 45 г. до Р. Х. в Римской империи по приказу Гая Юлия Цезаря (100-44 гг.) был введен новый календарь. Этот календарь, называемый теперь юлианским, был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. С тех пор до XVI века, т. е. примерно 1600 лет, Европа жила по юлианскому календарю.

Чтобы не уклониться от нашей темы, мы не будем рассматривать календарные системы разных стран и народов. Заметим, что некоторые из них довольно-таки неудачны (одним из худших, кажется, был календарь, применявшийся в Римской империи до введения юлианского). Упомянем лишь один календарь, интересный тем, что в нем календарный год ближе к тропическому, чем у созданного позже григорианского. С 1079 г. до середины XIX в. в Иране действовал персидский календарь, разработанный комиссией под руководством ученого и поэта Омара Хайяма (1048-1123). Персидский календарь основан на дроби 8/33, т. е. цикл составляют 33 года, из которых 8 високосных. Високосными были 3-й, 7-й, 11-й, 15-й, 20-й, 24-й, 28-й и 32-й годы цикла. Средняя продолжительность года в персидском календаре составляет 365,24242 суток, что на 0,00022 больше, чем в тропическом. Погрешность в одни сутки накапливается за 4545 лет (0,00022 x 4545 ~ 1).

В 1582 году папой Григорием XIII был введен григорианский календарь. При переходе от юлианского календаря к григорианскому были выброшены 10 дней, т. е. после 4 октября шло сразу 15 октября. Календарная реформа 1582 года вызвала множество протестов (в частности, против нее высказались почти все университеты Западной Европы). Тем не менее католические страны по понятным причинам практически сразу перешли на григорианский календарь. Протестанты делали это постепенно (например Великобритания - лишь в 1752 году).

В ноябре 1917 года, сразу после захвата большевиками власти в России, вопрос о календаре был поставлен на обсуждение Совнаркома РСФСР. 24 января 1918 года был принят "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря".

Поместные Православные Церкви придерживались юлианского календаря до 20-х годов XX века, когда Вселенский (Константинопольский) Патриархат отказался от него. Главной целью этого решения было, по-видимому, празднование христианских праздников совместно с католиками и протестантами.

В течение последующих десятилетий новый стиль приняло большинство Поместных Церквей, причем формально переход был осуществлен не на григорианский, а на так называемый новоюлианский календарь, основанный на дроби 218/900. Впрочем, до 2800 года он полностью совпадает с григорианским.

Выражается в совместном праздновании Пасхи Христовой и связанных с ней так называемых переходящих праздников (единственным исключением является Финляндская Православная Церковь, которая празднует Пасху в один день с западными христианами). Дата Пасхи вычисляется по особому лунно-солнечному календарю, неразрывно связанному с юлианским. Вообще, способ вычисления даты Пасхи - важнейший пункт сравнения юлианского и григорианского календарей как церковных. Однако эта тема, требующая как научного, так и богословского рассмотрения, выходит за рамки данной статьи. Отметим лишь, что создатели православной пасхалии достигли той же цели, что и создатели юлианского календаря - максимально возможная простота при разумном уровне точности.

Конвертер переводит даты в григорианский и юлианский календари и вычисляет юлианскую дату; для юлианского календаря отображаются латинская и римская версии.

Григорианский календарь

до н. э. н. э.


Юлианский календарь

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 января февраля марта апреля мая июня июля августа сентября октября ноября декабря

до н. э. н. э.


Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье

Латинская версия

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII XXIII XXIV XXV XXVI XXVII XXVIII XXIX XXX XXXI Januarius Februarius Martius Aprīlis Majus Junius Julius Augustus September Octōber November December

ante Christum (до Р. Хр.) anno Domĭni (от Р. Хр.)


dies Lunae dies Martis dies Mercurii dies Jovis dies Venĕris dies Saturni dies Dominĭca

Римская версия

Kalendis Ante diem VI Nonas Ante diem V Nonas Ante diem IV Nonas Ante diem III Nonas Pridie Nonas Nonis Ante diem VIII Idūs Ante diem VII Idūs Ante diem VI Idūs Ante diem V Idūs Ante diem IV Idūs Ante diem III Idūs Pridie Idūs Idĭbus Ante diem XIX Kalendas Ante diem XVIII Kalendas Ante diem XVII Kalendas Ante diem XVI Kalendas Ante diem XV Kalendas Ante diem XIV Kalendas Ante diem XIII Kalendas Ante diem XII Kalendas Ante diem XI Kalendas Ante diem X Kalendas Ante diem IX Kalendas Ante diem VIII Kalendas Ante diem VII Kalendas Ante diem VI Kalendas Ante diem V Kalendas Ante diem IV Kalendas Ante diem III Kalendas Pridie Kalendas Jan. Feb. Mar. Apr. Maj. Jun. Jul. Aug. Sep. Oct. Nov. Dec.


dies Lunae dies Martis dies Mercurii dies Jovis dies Venĕris dies Saturni dies Solis

Юлианская дата (дни)

Примечания

  • Григорианский календарь («новый стиль») введен в 1582 г. н. э. папой Григорием XIII, чтобы день весеннего равноденствия соответствовал определенному дню (21 марта). Более ранние даты преобразуются с использованием стандартных правил для григорианских високосных годов. Возможно преобразование вплоть до 2400 г.
  • Юлианский календарь («старый стиль») введен в 46 г. до н. э. Юлием Цезарем и насчитывал 365 дней; високосным являлся каждый третий год. Данная ошибка была исправлена императором Августом: с 8 г. до н. э. и до 8 г. н. э. дополнительные дни високосных годов пропускались. Более ранние даты преобразуются с использованием стандартных правил для юлианских високосных годов.
  • Римская версия юлианского календаря введена примерно в 750 г. до н. э. Ввиду того, что количество дней в римском календарном году изменялось, даты до 8 г. н. э. не являются точными и представлены в демонстрационных целях. Летоисчисление велось от основания Рима (ab Urbe condĭta ) - 753/754 г. до н. э. Даты до 753 г. до н. э. не вычисляются .
  • Названия месяцев римского календаря являются согласованными определениями (прилагательными) при существительном mensis ‘месяц’:
  • Числа месяца определялись по фазам Луны. В разные месяцы Календы, Ноны и Иды попадали на разные числа:

Первые числа месяца определяют, отсчитывая дни от предстоящих Нон, по прошествии Нон - от Ид, после Ид - от предстоящих Календ. При этом используется предлог ante ‘до’ c винительным падежом (accusatīvus):

a. d. XI Kal. Sept. (сокращенная форма);

ante diem undecĭmum Kalendas Septembres (полная форма).

Порядковое числительное согласуется с формой diem , то есть ставится в винительный падеж единственного числа мужского рода (accusatīvus singulāris masculīnum). Таким образом, числительные принимают следующие формы:

tertium decĭmum

quartum decĭmum

quintum decĭmum

septĭmum decĭmum

Если день попадает на Календы, Ноны или Иды, то название этого дня (Kalendae, Nonae, Idūs) и название месяца ставится в творительный падеж множественного числа женского рода (ablatīvus plurālis feminīnum), например:

День, непосредственно предшествующий Календам, Нонам или Идам, обозначается словом pridie (‘накануне’) с винительным падежом множественного числа женского рода (accusatīvus plurālis feminīnum):

Таким образом, прилагательные-названия месяцев могут принимать следующие формы:

Форма acc. pl. f

Форма abl. pl. f

  • Юлианская дата - это количество дней, прошедших с полудня 1-го января 4713 г. до н. э. Эта дата произвольна и была избрана лишь для согласования различных систем летоисчисления.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png