В толковом словаре В.И. Даля понятие «любознательность» определяется как отдельное любопытство, любовь к наукам, к познанию, желание поучаться . С.И. Ожегов предлагает свою трактовку этого понятия: «любознательный склонный к приобретению знаний, пытливый» . Огромную роль любознательности придавал Ж.-Ж. Руссо. В России этому также уделялось немаловажное значение и этой проблемой занимались также выдающиеся ученые, как Н.И. Пирогов, И.Н. Новиков, а также М.А. Данилов, И.Я. Лернер и многие другие. И в настоящее время этот вопрос не потерял своего актуального звучания.

По С. И. Ожегову, любопытство - это стремление узнать, увидеть что- то новое, проявление интереса к чему-нибудь «здесь и сейчас». Любопытству сродни понятие «любознательный», т. е. склонный к приобретению новых знаний.

Проблема любознательности и любопытства является традиционной в психолого-педагогической науке. Ученые всегда придавали ей большое значение. Различные авторы в зависимости от исходных методологических позиций и целей по-разному толковали ее сущность. Среди многообразия взглядов на природу любознательности можно выделить несколько направлений.

Наиболее часто любознательность и любопытство интерпретируется как познавательная потребность и познавательный интерес. С.Л. Рубинштейн рассматривал любознательность как синоним «живого познавательного интереса», показателем которого выступает количество и разнообразие вопросов, задаваемых ребенком . В.А. Крутецкий определяет любознательность как «... активное познавательное отношение человека к действительности» . В.С. Юркевич отмечает, что «...любознательность выражается в интересе к тем или иным занятиям, в склонности к изучению того или иного предмета» .

Г.И. Щукина выделила следующие стадии развития любознательности и любопытства.

Любопытство - элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.

Любознательность - ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.

Как отмечала Г.И. Щукина, любопытство и любознательность выступают как важнейший побудитель активности личности, ее познавательной деятельности. В современных условиях задача воспитания активной, деятельной, творческой личности остается в высшей степени важной.

По мнению Н.Г. Морозовой, любознательность выступает своеобразным диффузным познавательным интересом . По Л.Н. Проколиенко, любознательность является как причиной возникновения интереса, так и формой его существования . Л.И. Котлярова считает любопытство своеобразным показателем познавательных запросов и интересов учащихся . И.Д. Зверев и Е.М. Гвоздырева определяют любопытство в качестве низшей ступени в развитии познавательного интереса. Аналогичное мнение высказывает Н.Ф. Добрынин. Он описывает различные формы интереса, среди которых любопытство является низшей стадией, направленной преимущественно на внешние моменты предмета, который привлекает ребенка своей новизной и неожиданностью . В целом, для этих исследований характерно рассмотрение любознательности и любопытства как недифференцированной, аморфной основы познавательного интереса, предпосылки его развития.

Ряд исследователей рассматривают любознательность и любопытство в рамках познавательной мотивации. Д.Е. Берлайн определяет любознательность с любопытством как условие мотивации, стремление к выполнению познавательных действий для получения необходимой информации. Любознательность у него выступает в качестве перцептивной (ориентировочно-исследовательской) и познавательной реализующейся в поиске знаний . А.И. Сорокина, в качестве одного из мотивов задаваемых ребенком вопросов, выделяет любознательность, отражающую его отношение к окружающему миру . Другие исследователи относят любознательность к интеллектуальному чувству. «Сложным чувством любви к знаниям» называет любознательность Л.И. Аржанова, считая, что возникает оно в процессе умственной работы, проявляется же в склонности приобретать все новые и новые знания .

Следующая группа исследователей относят любознательность и любопытство к интеллектуальному чувству (П.И. Иванов, А.И. Аржанова, В.В. Давыдов и др.). Так, В.Г. Иванов характеризует познавательные интересы как «активное стремление к наиболее глубоким и точным знаниям в какой-либо одной области или различных областях...». Вместе с тем «...переживается положительная оценка значимости полученных знаний для себя, для других и для общества» .

Л.И. Аржанова предлагает характеризовать любознательность «сложным чувством любви к знаниям», возникающим в процессе умственной работы и проявляющееся в склонности приобретать все новые и новые знания . В.В. Давыдов рассматривает любознательность, как одно из чувств, формирующееся в процессе учебной деятельности .

Представители следующего подхода рассматривают любознательность, не относя ее к какому-либо конкретному психологическому явлению (Л.М. Зюбин, Н.Б. Шумакова и др.). По мнению Л.М. Зюбина, любознательность и любопытство являются общей недифференцированной направленностью личности ребенка . Н.Б. Шумакова проводит параллель между любознательностью, любопытством и исследовательской активностью, рассматривая познавательные интересы в качестве мощного источника познавательного и творческого развития, проявляющегося в постановке ребенком бесконечных и разнообразных вопросов. Исследователь также указывает на то, что пик любознательности и любопытства приходится на младший дошкольный возраст .

Заслуживает внимания направление, рассматривающее познавательный интересы как черту характера или свойство личности. Данный подход имеет место в работах Б.Г. Ананьева, Н.А. Погореловой и др. Например, Б.Г. Ананьев выделяет любознательность как черту характера, включающую в себя интеллектуально-эмоционально-волевые составляющие: «трудно переоценить жизненное значение такого результата, с которым связано общее развитие сознания. Постоянство такого процесса при новых обстоятельствах, закрепление в деятельности ребенка, оказывает нравственное влияние на формирование его личности, а именно на становление его личности, образование любознательности и пытливости как черты характера» .

В исследовании Н.А. Погореловой любопытство рассматривается как черта личности, в структуру которой входят три компонента: знания, эмоции, активный поисковый характер деятельности человека, направленный на овладение новыми знаниями. При этом знания выступают как источник, свойство, показатель и средство развития любопытства .

Некоторые авторы, например, А.М. Матюшкин, Н.И. Рейнвальд, Н.Т. Лобова, рассматривают любопытство и любознательность как интегральное образование. А.М. Матюшкин, говоря о внешних проявлениях творческого развития, отмечает «прежде всего, быстрое развитие (речи и мышления) в детстве, раннюю увлеченность (музыкой, рисованием, чтением, счетом), любознательность ребенка, его исследовательскую активность. Общая исследовательская активность характеризуется по своей условной величине степенью (диапазоном) широты и устойчивости. У одаренного ребенка она проявляется как очень широкая любознательность с любопытством ко всему новому» .

Н.Т. Лобова считает, что любознательность означает готовность субъекта к активной познавательной деятельности, в которой и проявляется. При этом побудителем является познавательная потребность (познавательный интерес) .

Связь любознательности с интересом и, соответственно, с ориентировочно-исследовательским рефлексом приводит к пониманию изучаемого свойства как более совершенного психического образования, условия и пути формирования которого, по мнению К.М. Рамоновой, зависят как от внешних объективных причин, так и от многих возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Л.Н. Галигузова пишет о том, что любознательность и любопытство представляют собой становление и совершенствование познавательной деятельности, направленной на поиск информации, которая заключена в предмете, ситуации, мысли, эмоции, художественном произведении и пр. Индикаторами любознательности и любопытства могут служить такие характеристики деятельности как интенсивность, длительность, операционально-технический уровень, внутреннее целеполагание, настойчивость в решении задач, самостоятельно поставленных индивидом .

Т.А. Гусева утверждает, что любознательность входит в число социально-одобряемых качеств личности, обусловливая развитие и других личностных образований, например, таких как общительность, уверенность в себе, инициативность и т.п. Отмечено, что любознательные дети более целеустремленны, трудолюбивы, настойчивы, что способствует довольно успешному освоению учебных предметов и высокой успеваемости . Следовательно, развитие любознательности и любопытства должно выступать в качестве одной из важных задач современного образования. Для этого необходимо иметь четкое представление о природе, механизмах данного свойства и факторах его развития.

Таким образом, вопрос о понятии познавательной активности в педагогических работах относительно природы любознательности и любопытства окончательно решен так и не был. Нет единого мнения и в определении понятия любознательности, любопытства, их места в структуре познавательной активности. До настоящего времени остается неисследованной проблема динамики развития любопытства и любознательности, а также механизмы формирования.

В данной работе мы будем определять любопытство и любознательность как первичное, мотивационное условие устойчивого познавательной активности, включающее знания, эмоции и активный поисковый характер, выражающееся в готовности субъекта к активной познавательной деятельности.

Проблема развития любознательности и любопытства у детей дошкольного возраста одна из проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному отвечают на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться, и каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свой путь решения.

Как форма активности любознательность охватывает все психические процессы. Следовательно, на ранних этапах ее можно считать устойчивым психическим состоянием, выражающим высокую активность психических процессов. А.М. Вербенец справедливо утверждает, что все дети стремятся быть любознательными. Подавляющее большинство дошкольников назвали себя сообразительными и любознательными. Однако, как правило, оценивали данное качество по разным проявлениям: внешним оценкам взрослых («сообразительный, потому что я все понимаю, что мама говорит»), связывали с освоением знаний в разных областях («много знаю», «могу решать задачи», «умный, быстро соображаю») .

Проблема развития любознательности детей дошкольного возраста чрезвычайно важна для системы дошкольного образования. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет новые требования к воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной деятельности.

К любопытству и любознательности относятся психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Результатом познавательной деятельности, независимо от того, в какой форме познания она осуществлялась (с помощью мышления или восприятия), являются знания.

Все познавательные процессы связаны с общей структурой и функционированием когнитивной (познавательной) сферы ребёнка. Перед психологами и педагогами стоит особая задача: сформировать у детей не только ясные и чёткие знания, но и раскрыть перед ними расширяющие горизонты познания. Процессы экспериментирования играют важную роль, как во взаимодействии компонентов когнитивной сферы, так и в их обновлении и развитии. Именно такое строение и функционирование когнитивной сферы создаёт внутренние противоречия: единство устойчивости и неустойчивости, упорядоченности и беспорядка, лежащее в основе познавательного саморазвития детей.

После овладения детьми речью их любопытство и любознательность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений. Меняется характер общения ребёнка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.

Любознательность ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Любознательность и любопытство заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.

Одним источником развития любопытства и любознательности дошкольников, как справедливо доказывают в своих исследованиях В.В. Давыдов и Н.Е. Веракса, выступает творческое начало в личности творческого человека . Творчество рассматривается как деятельность человека, создающего новые материальные и духовные богатства, обладающие общественной значимостью, где новизна и общественная значимость выступают основными критериями творчества.

Г.И. Щукина считала, что любознательность и любопытство как средство обучения становятся надежными только тогда, когда используются в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу новым возможностям ученика в его развитии, открывающего для него новые перспективы и познания.

Детям дошкольного возраста любопытно узнать об образе жизни человека, о способах передвижения человека и животных в разных сферах (на земле, в воде, воздухе, под землей), о труде взрослых, о разных профессиях. Они готовы представить себя на месте другого человека и понять, что именно трудно или легко сделать, как нужно поступить в той или иной ситуации, запомнить некоторые правила и нормы поведения в определенных обстоятельствах. Они могут воспроизвести длинные цепочки разных действий, направленных на достижение осмысленного результата.

Дошкольники интересуются жизнью людей на планете Земля, круговоротом веществ в природе, возможностями человека. Они с удовольствием воспринимают информацию о переработке мусора, с энтузиазмом соглашаются на предложения передать другим ненужную одежду, книжки и игрушки, оказывают взрослым элементарную помощь в ведении домашнего хозяйства, занимаются благоустройством детского сада, группы, участка, становятся инициаторами поддержания своих квартир и домов в образцовом порядке. Особое значение приобретают полезные поделки из бросового материала: пустых молочных пакетов, стаканчиков из-под йогурта, лоскутков, обрезков, отходов от пиломатериалов. Дети могут понять разницу в использовании и переработке природных и синтетических материалов .

В дошкольном возрасте дети уже сами знают названия нескольких городов, прежде всего российских; имеют представление о некоторых народах (русских, англичанах и т.д.), но часто не могут сказать, чем одна народность отличается от другой; знают несколько основных праздников (Новый год, 8 Марта, Масленица, свой день рождения).

Помимо этого, дети дошкольного возраста готовы знакомиться с построением карт и календарей, узнавать о цикличности времени и его длительности, видимом и невидимом пространстве, его протяженности. Разного рода атласы и карты вызывают у детей особый интерес: они рассматривают их, задают вопросы взрослым, где находится их дом, дача, другой город или деревня, в котором живут бабушка с дедушкой, выясняют, что находится ближе по отношению к ним, а что дальше и т. д. .

Дети начинают проявлять интерес к историческим событиям и личностям, жизни людей в разных странах, им интересно узнавать о том, какой была жизнь на Земле, когда людей еще не было, а жили только динозавры и мамонты. Они любят изображать планы городов и местностей, разыгрывать на плане или карте, в настольном театре или в играх-драматизациях исторические события; задают вопросы об изобретениях, сделанных людьми, хотят получать энциклопедическую информацию. Их начинают интересовать марки, значки, монеты, флаги и гербы своей и других стран, дети рассматривают их, выясняют, какой стране они принадлежат, как об этом можно узнать и т. п.

Развитию любознательности способствует внимательное отношение взрослых к познавательным потребностям детей, организация соответствующих им ситуаций и занятий, стимуляция познавательной активности в совместных и индивидуальных занятиях детей.

Таблица 1

Критерии и показатели любознательности

В целом анализ теоретических сведений позволил сделать следующие выводы об особенностях развития любознательности у детей дошкольного возраста.

  • 1. Любознательность дошкольников выражается в их многочисленных вопросах. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем их мире. Причинами постановки вопросов является обычно возникновение неопределенности в чем-либо, проявление чего-то неизвестного, загадочного, необычного.
  • 2. Пробуждению вопросов и практической познавательной активности, а, следовательно, любопытства и любознательности содействует такая форма работы с детьми, когда они становятся перед новой ситуацией или новым материалом.
  • 3. Любознательность и любопытство в дошкольном возрасте первоначально вызывается большей частью внешними свойствами предметов и явлении.
  • 4. Любопытство и любознательность дошкольников отличается яркой эмоциональной окрашенностью. Эмоциональные воздействия на ребенка стимулируют его любознательность и любопытство.
  • 5. У детей от 5 до 7 лет имеет место заметное усложнение познавательной активности по сравнению с более младшим возрастом: это обнаруживается в их стремлениях к установлению сходства между предметами, а также обнаружению связи между ними. У детей этого возраста намечается тенденция к выяснению сущности предметов. Особенностью детей дошкольного возраста является проявление любознательности, которое необходимо поддерживать и развивать, для того, чтобы сформировать устойчивый познавательный интерес.

Еще Альберт Эйнштейн говорил: «Важно не прекращать вопросов и никогда не терять святого любопытства». Именно любознательность является первым признаком гениальности. Это качество было в крови у таких интеллектуальных гигантов, как Томас Эдисон, Леонардо да Винчи, Ричард Фейнман и Альберт Эйнштейн. Ричард Фейнман особенно известен своими открытиями, которые не могли бы произойти, не будь у выдающегося физика неуемного любопытства.

Так отчего же пытливый ум столь важен для обычного человека? Попытаемся представить несколько аргументов, которые помогут убедить читателя в пользе развития любопытства.

Это качество тренирует умственные способности

Всем известно, что люди используют далеко не весь свой интеллектуальный потенциал. К тому же разум может находиться в пассивном состоянии, если его не развивать и регулярно не тренировать. Вы замечали, что любопытные люди часто задают много вопросов, хотят во всем дойти до сути? Это качество помогает держать их умы в активном состоянии. Знаете ли вы, что разум подобен человеческим мышцам, и если его нагружать работой, использовать все время, то он становится только сильнее?

Любопытство порождает новые идеи

«Любопытство - не порок» - так говорили древние. Когда человеку интересен какой-то процесс, какие-то вещи, его разум становится способным притягивать новые идеи. Любопытство порождает интерес, а без интереса человеческий разум будет закрыт для восприятия новых идей. Таким образом, человек, не обладающий любознательностью, по всей видимости, упускает невероятное количество возможностей в течение всей своей жизни.

Любопытный человек видит намного больше

Обычному взгляду не дано видеть подводные камни и заоблачные горизонты. Это станет возможным лишь тогда, когда любознательность поселится в сознании, как полноправная хозяйка. И вот тогда наблюдательный ум вмиг обнаружит все, что скрыто с поверхности обычной жизни, открывая дополнительные возможности для своего обладателя.

Жизнь любознательного человека никогда не скучна

Знаете ли вы, что пытливые умы не живут ни дня без приключений? У таких людей ни дня не проходит по отработанному сценарию, и, разумеется, им никогда не бывает скучно. Новые вещи, новые развлечения, новые ощущения - все это вместо скуки дано любознательным людям.

Как развивать любопытство?

У наших читателей возникнет логичный вопрос: можно ли научиться любознательности, можно ли развить в себе эти качества, будучи взрослым человеком? Спешим вас обнадежить. Существует несколько простых советов, следуя которым вы сможете развить в себе это полезное качество.

Держать разум открытым

Итак, вы должны дать себе установку быть готовым ко всему новому. Не будет ничего экстраординарного, если вам придется переучиваться делать привычные вещи. Будьте готовы к тому, чтобы начать впитывать в себя любую информацию.

Не принимать вещи как данность

Не думайте, что мир устроен именно так, как вам кажется. Копните глубже, и вы увидите, что это далеко не так. Люди, принимающие вещи как данность, утрачивают «святое любопытство».

Неустанно задавать вопросы

Ребенок, познающий мир, заваливает взрослых вопросами, но именно это и помогает ему во всем дойти до сути. Заметьте, с возрастом дети перестают надоедать окружающим людям вопросами, но не потому, что их любознательность иссякла. Подростки в состоянии сами найти интересующую информацию, обратившись к научным источникам. Запомните, что лучшими друзьями любознательного человека на протяжении всей жизни являются вопросительные слова и фразы. «Что это такое?» «Как это работает?» «Кто это придумал и почему он сделал именно так?»

Отменить маркер «скучно»

Всякий раз, когда вы только начинаете думать о действии как о скучном, ваш разум начинает противиться. А это автоматически сужает круг возможностей, которыми вы можете обладать. Любознательные люди рассматривают любые вещи как дверь, ведущую в новый захватывающий мир. Это касается любых процессов, а особенно обучения. Нельзя рассматривать учебный процесс как необходимое, тяжелое занятие. Относитесь к этому веселее, а не рассматривайте в качестве бремени. Отношение к учебе как к увлекательному захватывающему действу поможет вам наслаждаться процессом и добиться определенных высот.

Читать всегда и везде

Человек, зацикленный в своем узком мирке, обязательно потеряется, стоит ему попасть за пределы. Чтобы быть в курсе происходящих дел, читайте. Читайте каждую свободную минуту и обязательно расширяйте тематический кругозор. Новые знания обязательно спровоцируют дальнейший интерес к исследованиям.


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • дать родителям знания о сущности детских вопросов, их видов;
  • формировать потребность грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя детской инициативы и любознательности.

Оборудование: цветные косынки, мультимедийная презентация, книги, конверты, доска магнитная, пазлы с выводами, карточки с заданиями, памятки для родителей.

Ход собрания

Сегодня мы проведём родительское собрание в виде игры "Сто к одному". Родители уже поделились на две команды: Ромашка и Ягодка. По ходу совместной деятельности мы основные выводы будем вывешивать на доску. На столах лежат конверты с заданиями. На задания отведено определённое количество времени. По истечении времени вы услышите звуковой сигнал (звук сигнала).

Наша дискуссия - о развитии любознательности у детей.

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Ребенок по своей натуре уже любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей: то нечаянно режут салфетки, т. к. хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат заводские игрушки с целью узнать, что там внутри, и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растёт. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром их называют почемучками. Любопытство и любознательность! Как вы думаете, уважаемые родители, одинаковы ли по значению слова любопытство и любознательность? (Ответы родителей)

Любопытство - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. Спрашивать из пустого любопытства. Праздное любопытство.

Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес по всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Итак, начинаем нашу игру. Уважаемые родители, возьмите конверт № 1, на карточке написано несколько вопросов, которые нередко задают дети.

Задание командам: выбрать три самых популярных вопроса. На выполнение задания даётся 30 сек.

1. Откуда берутся дети?

2. Откуда берётся гром?

3. Почему движутся облака?

4. Почему наступает ночь?

5. Почему зима?

6. Почему нельзя есть снег?

7. Зачем надо учиться?

Итак, время закончилось, команды отвечают поочерёдно. Какой первый по популярности вопрос выбрали команды:? А сейчас внимание на экран.

Какой второй вопрос вы выбрали?

Какой третий вопрос выбрали команды?

Хорошо! Эти вопросы мы выявили в результате анкетирования родителей, наблюдений за детьми. Если у вас нет совпадений с нашими вопросами, то вам дети ещё зададут. Как вы думаете, нужно ли отвечать на все вопросы ребёнка? Какой же мы сделаем вывод? Нужно относиться к любым вопросам детей с уважением, не отмахиваться от них, давать им краткие и доступные ответы. (Вывод вывешивается на доску)

А как же отвечать на детские "почему", чтобы интерес заключенный в вопросе не угасал, а развивался? Возьмите конверт № 2.

Представьте такую ситуацию: Мать с пятилетней дочкой идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Дочь спрашивает: "Мама, почему идёт дождь?" Давайте посмотрим на экран и узнаем, что ответила мама. На слайде появляется ответ мамы: "Ты плачешь и небо плачет". Согласны ли вы с таким ответом? (Нет). Вопрос обеим командам: Как бы Вы ответили ребёнку? На обсуждение вопроса даётся 30 сек. (Ответы родителей)

Молодцы, уважаемые родители! Ваши ответы соответствуют возрасту этой девочки. А ответ: "Ты плачешь и небо плачет" можно дать ребёнку трёх лет. Вашему вниманию я предлагаю следующую ситуацию. Возьмите конверт № 3.

Находясь на прогулке на лугу, шестилетняя Катя увидела красивую бабочку с оранжевыми крылышками: "Мама, как называется эта бабочка?" Мама не знала, что ответить, но предложила дочери внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки. Вопрос командам: "Для чего мама предложила это ребёнку?". На обсуждение даётся 30 сек. (Ответы команд) Уважаемые родители, чтобы ответить на возникающие вопросы, можно обратиться к книге. Этим вы воспитываете у дошкольника уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный - чтение книги.

А мы с вами делаем следующий вывод: отвечая на вопрос ребенка, постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

Прилавки в книжных магазинах переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Поэтому многие родители вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребёнка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась малышу. (Даются книги разного формата и разной толщины).

Выберите, пожалуйста, одну книгу, которую вы бы приобрели для ребёнка 4-5 лет. Время на задание 30 сек. (Ответы родителей)

Почему вы выбрали именно эту книгу?

Мы можем сделать следующий вывод: По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить книгу с места на место.

Давайте и мы встанем в круг и немножко разомнёмся. Потянулись высоко, до самой далёкой звезды. А теперь обнимем наш земной шар.

Самое главное в книге - это содержание. В библиотеке ребёнка хорошо иметь разные книги: рассказы, литературные сказки, народные сказки, стихи, фольклор, былины. Возьмите конверт № 4. Определите последовательность знакомства детей с жанрами произведений. На выполнение заданий даётся 30 сек.

Посмотрите на экран и проверьте сами себя. На первом месте стоят потешки. Уже до года ребёнок слышит потешки "Идёт коза рогатая", "Ладушки-ладушки" и т.д. Именно поэтому первыми произведениями для ребёнка является фольклор.

Согласно исследованиям, дети раннего возраста предпочитают стихотворные произведения. Доказано, что успешность восприятия детьми рифмованного текста на 22 % выше того же варианта прозаического.

Следующим жанром, с которым мы знакомим детей, являются народные сказки. Сказки читаются в любом возрасте.

После этого в круг детского чтения вводятся литературные сказки.

И уже начиная с 4-х летнего возраста детям читают короткие рассказы. Но нельзя вводить только те тексты, которые дают образцовые, назидательные примеры для ребёнка, и тем более не надо призывать его следовать им, иначе у крохи возникнет представление о литературе не как об искусстве, а как о поведенческих рецептах.

Самым сложным жанром для восприятия являются былины. Поэтому их используют для чтения детям подготовительной группы. Итак, хочется сделать вывод: в библиотеке ребёнка должны быть книги разных жанров, начиная с народного фольклора до детской научной литературы (энциклопедии).

Очень эффективно развивается любознательность детей с помощью загадок. Они учат нестандартности мышления: отыскивать сходство между самыми отдаленными, внешне несходными вещами.

Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого в сто шуб.

Обязательно, после того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный), спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ? Как правило, дети охотно запоминают загадки, чтобы самим загадывать их. Замечательно, если дети научатся сами придумывать загадки, а вы должны им в этом помочь. Я предлагаю вам поучиться придумать загадки по схемам. Возьмите конверт № 5. Придумайте загадку и загадайте её команде напротив.

Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, поощряйте нешаблонные ответы. Важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, выделять существенные признаки предметов, у него развивается любознательность, потребность задавать вопросы. Послушайте загадку: сидит девица в темнице, а коса на улице. Что это? (Морковь). Это шаблонный ответ детей, хотя отгадкой может и репа, и редиска, и свёкла, и редька. Возьмите конверт № 6 и прочитайте загадку. На экране вы видите шаблонные ответы на них. Я предлагаю за 30 сек. подобрать как можно больше отгадок к этим загадкам:

Послушаем отгадки на загадку "Одевают обувь резиновую, кормят маслом и бензином". (Автомобиль, трактор, автобус, грузовик, мотоцикл)

А сейчас отгадки на загадку "Зимой и летом одним цветом". (Ель, сосна, туя, кедр, пихта)

У нас ещё один вывод: Используйте загадки в развитии любознательности, они обогащают ребенка новыми знаниями, побуждают к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Мы все прекрасно понимаем, что наступил век информатики. Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Дети с раннего возраста тянутся к этому загадочному предмету. Ребенок с пеленок наблюдает, как мама работает за компьютером, а папа эмоционально давит на клавиши с криками: "Ура! Наши победили!"

Интерес малыша с возрастом растет, он не хочет быть уже сторонним наблюдателем работы взрослых за компьютером, он хочет сам прикоснуться к святыне. Как вы думаете, уважаемые родители, является ли компьютер средством развития любознательности? В нашем обществе существуют разные мнения по этому поводу.

Давайте разберёмся, компьютер - это добро или зло?

Возьмите конверт № 7. Одна команда доказывает, что компьютер нужен ребёнку дошкольного возраста, а другая доказывает противоположную точку зрения. Время на обсуждение 1 мин.

Итак, начинаем высказывать доводы оппонентов по очереди...

Да, действительно, компьютер служит отличным пособием для развития любознательности. Малыш овладевает новыми знаниями в таких сферах, как чтение, математика, биология, иностранные языки и т.д. Учеными давно доказано, что компьютер не приносит особого вреда зрению, намного опасней смотреть телевизор. Конечно, нужно ограничивать время общения с электронным другом - 15-20 минут в день ребенку вполне достаточно.

Итак, последний вывод нашей дискуссии: необходимо соблюдать требования и правила при организации игровой деятельности ребёнка на компьютере, чтобы не нанести вред его здоровью.

Итак, уважаемые родители! Обе команды сегодня хорошо поработали. Вам, наверно, интересно, почему мы не выставляем оценки и не подсчитываем баллы, хотя мы поделились на команды. Потому что соревновательный дух стимулирует интерес, азарт и активизирует мыслительные процессы.

В результате нашей игры мы совместными усилиями составили памятку для родителей "Как развивать любознательность у ребёнка". Это и есть решение нашего родительского собрания.

Если ваш ребенок задает вам вопросы, это значит, что вы стали для него довольно значимым и авторитетным человеком, который владеет нужной ему информацией и хорошо ориентируется в том, что ему интересно. Вопросы ребенка к вам, взрослому - это проявление уважения и доверия к опыту и вашей компетенции. И хотя порой от них хочется спрятаться, прикрывшись свежей газетой или срочным разговором, побыть наедине со своими мыслями, решить накопившиеся проблемы, вы должны реагировать на исследовательский азарт малыша, который иногда не дает "бедным" взрослым ни минуты покоя!

«Растите любознательных»

Показателем познавательного отношения к окружающей действительности детей в дошкольном возрасте является любознательность. ФГОС ДО четко определяет, что в дошкольном возрасте должна быть сформирована мотивация к обучению, познанию и творчеству, т.е. познавательный интерес. Ученые Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.В. Зайко и др. подчеркивают, что необходимым компонентом психологической готовности к школьному обучению является наличие познавательного отношения ребенка дошкольного возраста к окружающему миру. Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Значение наличия любознательности у детей велико: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.

Так что же такое любознательность? В словаре С. И. Ожегова дается следующее толкование этого понятия: «Любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый…» , поэтому, говоря о развитии любознательности у детей, мы говорим о развитии познавательного интереса.

Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности - широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:

а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;

б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;

в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету) , чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса.

В ребенке с рождения заложен этот самый познавательный интерес: ему необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, подергать, покрутить, постукать… Он таким образом познает окружающий мир. Задача взрослых поддерживать этот интерес, не дать ему угаснуть, а мы, зачастую, ругаем своих «маленьких исследователей» : «Оторвешь! Разобьешь! Сломаешь!» А как еще он узнает, что книга рвется, чашка разбивается, дверь закрывается, вода проливается, если сам не попробует!

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму» . Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это и есть один из важнейших способов развития детской любознательности.. Теоретические знания не укладываются в детскую психику, ребенку нужен полноценный опыт, как источник познавательных вопросов.

Внимание со стороны взрослых к детским вопросам также является способом поддержки познавательного интереса у ребенка. Не нужно отвечать на детские вопросы, полным ответом. Подталкивайте ребенка к новым размышлениям, наблюдениям. Вместо ответа спросите, как думает он сам, потому что, по мнению, В. А. Сухомлинского, «…под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность» .

На многие свои вопросы дошкольник может получить ответ в процессе наблюдений за окружающим миром, задача родителей обращать внимание детей на изменения, происходящие вокруг, использовать прием сравнения предметов.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее - значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. После того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный) , спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ. Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, загадки побуждают его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Ученые доказали, что любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть поддержана или подавлена реакциями и действиями взрослых. Приглашайте ребенка экспериментировать вместе с вами, поддерживайте его, радуйтесь вместе с ним, ведь он «открывает» для себя то, что нам, взрослым, давно известно.

Родителям необходимо понимать, что в процессе познавательного развития ребёнка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы. Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.

Живые объекты, природа:

  • различение живого и неживого
  • бережное и уважительное отношение к живому
  • готовность заботиться о ком-то или чем-то
  • представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

  • орудия труда, инструменты-взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться
  • технические средства, включая средства передвижения, — знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования
  • игрушки — ребенок использует по своему усмотрению
  • материалы (конструкторы, изоматериалы и т.п.) — ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности
  • эстетические объекты — рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приёмы действий (технологии) .

Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте) .

Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Важно, чтобы детское воспоминание мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни, и тогда его познавательные интересы будут крепнуть и развиваться.

  1. Дискуссия «Шляпа вопросов» .

(Вопросы для обсуждения предлагаются родителям заранее.)

Листочки с вопросами складываются в шляпу.

Родители по очереди вытягивают вопрос для обмена мнениями.

Примерные вопросы:

  • О чем спрашивает Ваш ребенок?
  • Можно ли по вопросам ребенка судить о его интересах?
  • Какие вопросы ребенка ставят Вас в тупик?
  • К кому из членов семьи ребенок обращается с вопросами чаще и почему?
  • Как, по Вашему мнению, правильно отвечать на детские вопросы?
  • Ответы на какие вопросы не вызывают затруднения?
  • Как Вы поступаете, если не знаете ответа на вопрос?
  1. Представление опыта семьи Хохловых «Экспериментируем дома» .

Опыт «Извержение вулкана» .

Оборудование: банка с содой, стаканчики с разноцветной водой с добавлением уксусной кислоты.

Описание: в банку с содой постепенно добавляется раствор уксусной кислоты, в результате чего происходит явление, внешне похожее на извержение вулкана.

Опыт «Прочная бумага» .

Оборудование: две чашки, лист бумаги, несколько игрушек.

Описание: на чашки, перевернутые вверх дном и стоящие на расстоянии друг от друга, кладется лист бумаги; на бумагу ставятся поочередно игрушки, которые падают, так как бумага не выдерживает их веса; затем этот же лист бумаги складывается гармошкой; теперь бумага выдерживает вес игрушки.

Опыт «Танцующие хлопья» .

Оборудование: шерстяной шарф, воздушный шарик, овсяные хлопья.

Описание: хлопья рассыпать на столе, воздушный шар потереть о шарф; расположив шарик над хлопьями, можно увидеть, как они «танцуют» .

  1. Игровая программа «Взрослые и дети»

Цель — активизация родителей на развитие любознательности детей.

1 задание.

Превратить нарисованные круги в предметы круглой формы.

2 задание.

Команды по очереди показывают соперникам какое-либо слово или действие без слов, игроки-соперники должны отгадать задуманное слово или действие.

3 задание.

Командам предлагается придумать новое применение знакомому предмету (например, газете, венику и т.д.) .

4 задание.

На столах лежат листы бумаги и карандаши округлой формы, которые легко раскатываются по столу.

Командам предлагается придумать, как с помощью листа бумаги предотвратить скатывание карандашей со стола на пол.

  1. Подведение итогов работы круглого стола. Вручение «Памятки для родителей «Развитие любознательности у дошкольников» .

«Памятка для родителей «Развитие любознательности у дошкольников» .

  1. Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
  2. Говорите с ребёнком - сначала называя окружающие предметы, позже - действия, затем - признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
  3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
  4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
  5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение - это всегда общение «на вырост» .
  6. По возможности много путешествуйте с ребёнком.
  7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате» .
  8. Ходите с ребёнком в музеи.
  9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
  10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
  11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

Развитие любознательности

(консультация для родителей)

Какого ребенка мы называем любознательным? В Толковом словаре С.И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума, его интерес к знанию. Как родители могут помочь этому процессу? Во-первых, необходимо знать факторы, от которых зависит развитие любознательности. К ним относятся эмоциональное самочувствие ребенка, особенности его познавательного развития, среда, которая окружает ребенка дома (здесь имеется в виду игрушки, игры, книжки, а также стиль взаимодействия родителей с ребенком).

Долгое время малыш не в состоянии ничего себе представить: игрушка, спрятанная у него на глазах, для него исчезает навсегда. Однако наступает пора, и все меняется. Ребенок начинает понимать, что спрятанная игрушка не исчезла. Это изменение означает, что мир для малыша удвоился: один стоит перед его глазами, дает о себе знать звуками, запахами, прикосновениями. Другой, внутренний, психический существует как представление, образ. Этот мир полностью принадлежит ребенку. Это рождение внутреннего мира приходится на возраст 3-4 года. Для неокрепшей психики 3-4-х летних детей появление представлений – огромная нагрузка, воспринимать легче, чем представлять. На этом этапе необходимо осторожно стимулировать познавательное развитие ребенка, не форсировать события, проявлять терпение, давать возможность ребенку заниматься привычными играми, делами. Что можно использовать для развития познавательной активности детей этого возраста? Необходимо увеличить доступную детям «территорию познания».

Это могут быть различные прогулки, на которых Вы рассматриваете окружающие предметы, наблюдаете за явлениями природы (листопад, как блестит лужа, капли дождя на стекле ит.д.), побуждаете ребенка задавать вопросы, вопросы – это «выходы» познавательной активности (принимаете любые версии его ответов). Важно, чтобы дети хотели задавать вопросы и умели это делать.

Хорошо, ели Вы предлагаете ребенку познавательные сказки. Например, вышла однажды тучка погулять. Посмотрела вниз, увидела желтую траву, деревья без листьев и заплакала. Так пошел осенний дождик. (Вы можете придумывать такие сказки сами или использовать уже готовые. Покупая книжки малышу, обратите внимание именно на познавательные серии).

Отгадывание загадок (важно, чтобы загадки и развивали и веселили): отгадать воображаемый предмет, действие, назначение предмета и т.д.

Комментирование и разбор путаниц (использовать книжки, придумывать словесные путаницы самим). Например, Вы показываете малышу картинку, на которой собака сидит на дереве, а петух – в будке: « Что здесь перепутано?»

Рисовать с ребенком проблемные ситуации. Например, Вы рисуете девочку, которая вышла погулять; рассказываете об этом ребенку. Далее: «Светило солнышко, вдруг пошел дождь» (рассказ сопровождаете рисунком). «Интересно, когда капли дождя падали на землю, что происходило?» (Примеры ответов детей из наших занятий: «Становилась грязь», «Лужи стали», «Выросли цветы», «Листочки стали»). Второй вариант проблемной ситуации в этом примере: «Как помочь девочке добраться сухой до дома?» (Варианты ответов – нарисовать зонтик, плащ с капюшоном и др.).

Появление представлений создает благоприятные условия для развития внешней и внутренней речи, для развития мышления. Ребенок 4-5 лет играет не только с кубиками, но и с мыслями. Мысль, слово и дело так сливаются в сознании ребенка, что собственная неумелость огорчает его до слез. Интуитивно он чувствует, что для творчества необходима только радость и он добывает ее любыми способами, даже незаконными. Например, сделав ошибку в речи, он может сказать: «А это Ваня сказал неправильно». Возможность ошибки ему неприемлема – он же знает, как надо, значит, он не мог ошибиться. Возраст 4-5 лет – возраст почемучек. Именно в этом возрасте наблюдается любовь к игре словами, перевертышам. Как помогать ребенку на этом этапе? Будьте внимательными, благодарными, заинтересованными слушателями; поддерживайте самооценку малыша; радуйтесь вместе с ним, будьте для него интересным партнером. Важно знакомить ребенка с предметами, явлениями, событиями, которые находятся за пределами его непосредственного восприятия и опыта.

Например, для мальчиков, которые любят играть с машинками, можно рассказать сказку об автомобиле, где в занимательной и доступной форме дается информация об устройстве автомобиля; подобрать картинки о разных авто, книжки-разукрашки и т.д. Тем самым поддерживается интерес ребенка, расширяются его познавательные устремления. Помните: дети готовы познавать то, к чему относятся благосклонно, положительно.

Можно использовать рассказы из реальной жизни, но давать возможность для творчества, фантазии детей. Например: «Ты видишь вон тот дом? (показываете ребенку на дом вдалеке) За этим домом есть игровая площадка. Знаешь, что на ней?...» За этим домом могут быть – парк, гаражи, интересное дерево и т.д.

Использовать путаницы, нелепицы, загадки, рисование проблемных ситуаций.

Поощрять создание детских «коллекций», помогать их пополнять.

У шестилетнего ребенка уже накоплен индивидуальный опыт, это большое богатство, но в нем надо разобраться. Вот и обращается психическая активность ребенка внутрь (развитие пятилетнего ребенка как бы замедляется). «Мысль уходит в подполье». Индивидуальная память и собственное видение мира – вот главное приобретение шестого года жизни. Ребенок начинает задумываться. Нарастают различия между детьми: один лучше двигается, другой читает, третий - лучше знакомится с числами и т.д. После того, как ребенок научился думать и выражать свои мысли вслух и про себя, его память усложняется. Например, пересказывая своими словами, ребенок способен добавлять примеры, пришедшие ему в голову. На этом этапе важно поддерживать рассуждения ребенка, поощрять любые его интеллектуальные решения. Взрослые должны знать, что если ребенок заговорил поздно, если в возрасте 5-6 лет у него сохраняются особенности речевого развития, у него продолжает преобладать деятельность правого полушария. Это значит, что нельзя перегружать ребенка словесными логическими заданиями. Необходимо познавательные устремления детей поддерживать и развивать, используя игры. Их очень много, они разные. (В нашем детском саду каждый родитель может поговорить об этом с педагогами, получить необходимые рекомендации).

Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений.

Игрушка – важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или предметы-функционеры, которые отвечают иногда неосознанным, но реальным и очень важным потребностям ребенка. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т.д. Наделенные особыми свойствами, связанные с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Такие игрушки надо уважать, дорогие родители. Ведь не монстр и не трансформер, а найденная ребенком ракушка или перо помогают ему вырасти человеком в таком непростом и противоречивом мире, ощущать причастность к нему. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и готовит развитие знаковой функции сознания. (Буквы, цифры – это элементы знаковой системы). Поэтому, уважаемые родители, поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои эмоциональные и познавательные потребности). Не ругайте их за испачканную одежду, невозможно исследовать, оставаясь чистым. Лучше привлеките малыша к чистке его костюма.

Важно при выборе игрушки понять, какое послание она несет ребенку. Игрушки с мертвыми лицами, монстры, вампиры, привидения и пауки, мертвецы и скелеты приводят к разрушению целостности психики ребенка, чувствительного к дисгармоничному. В таком состоянии трудно малышу быть исследователем и созидателем. Игрушки с заданной программой побуждают ребенка в игре выполнять только те действия, которые заложены программой. Возможностей для творчества, проявления любознательности нет. Все функции четко и узко заданы. Даже телефон говорит за ребенка.

Таким образом, при выборе игрушек важно понимать, что даст она Вашему ребенку что сформирует: принцип одноразовости, потребительское отношение, комплекс культурной неполноценности или ценностные ориентиры, способствующие нормальному психологическому, физическому, духовному развитию ребенка.




Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png