Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.

Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляется

не только в общественном сознании, но и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь я различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.

Политический плюрализм во многом вытекает из разнообразии форм собственности, из необходимости многообразия самой жизни.

Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в производстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятельности.

Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе.

Политический плюрализм связан с многопартийностью, конкуренцией идей, предполагает легальную борьбу всех политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возможность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппозицию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.

Компоненты политического плюрализма:

Многообразие политических идей и организационных форм;

Отрицание моноцентризма;

Свобода объединения людей в партии и иные законные организации;

Уважительное отношение к противоположным взглядам, инакомыслию;

Наличие оппозиционных сил и их беспрепятственная деятельность;

Ограничение центральной власти, разделение властей;

Возможность смены политических структур у власти и т.п. В ст. 13 и 14 Конституции Российской Федерации закреплены следующие характерные черты политического плюрализма:

Идеологическое многообразие;

Запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной;

Светский характер государства (в связи с чем никакая религия не может выступать в качестве государственной или обязательной);

Признание политического многообразия и многопартийности;

Равенство всех общественных объединений перед законом.

ЛИТЕРАТУРА

Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в России: Конституционно-правовые основы. М., 1996.

Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.

Васильев М.И. Партия, движения, политические силы - попытка деконструкции // Полис. 1992. № 5,6.

Венгеров А.Б. Социалистический плюрализм в концепции правового государства // Советское государство и право. 1989. № 6.

Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. С. 81-84.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 240-241.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 263-267.

Политические проблемы теории государства. М., 1993.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С.248.

Политология:. Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина. Уфа, 1995. Гл.9.

Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 120-122.

Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько. Саратов, 1994. С. 130-140.

ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ - свободного существования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами. Политический - закономерное таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как мысли и слова, свобода совести, прав на объединение, на политическое участие в движениях и организациях. Статья 13 Конституции РФ (1993) утверждает важность идеологического и политического многообразия, многопартийности. В СССР в течение длительного времени существовала государственная общеобязательная - марксизм-ленинизм, а политический плюрализм не допускался. Памятуя об этом иеторическом опыте, Конституция РФ специально подчеркивает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной общеобязательной и в России признается идеологическое многообразие. Его гарантиями являются отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания и т. д. Формирование в современной России политического плюрализма знаменовало разрыв с советским прошлым, когда в стране существовала одна партия - КПСС, именовавшаяся руководящей силой общества и сросшаяся с подчиненным ей государственным аппаратом. На 1 марта 1999 в России было 139 зарегистрированных политических партий и объединений.

Палитру политического многообразия дополняют политические движения, избирательные объединения, профсоюзы и др. общественные объединения.

Вместе с тем Конституция РФ запрещает создание и партий и иных общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

Лит.: Любик В. П. Политические партии и движения в России. М., 1995; Краснов Б. И. Система многопартийности современной России. М., 1995; Авакьян С. А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М, 1996; Алисова Л. Η. Взаимодействие политических партий как фактор реформирования общества. М., 1997; Острогорский М. Я. Демократия и политические партии. М., 1997; Семигин Г. Ю. Политическая стабильность общества. М., 1997; Юдин Ю. А. Политические партии и в современном государстве. М., 1998.

Г. Ю. Семигин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ" в других словарях:

    ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ - (political pluralism, от лат pluralis множественный) характерная черта и принцип организации и функционирования демократической политической системы на основе баланса сил, оформленных в правовом отношении и выражающих самостоятельные интересы… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    - (см. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ - (от лат. pluralis множественный, многообразный) нормативная модель политич. системы, вид демократии, концепция, согласно к рой политико властные процессы в об ве рассматриваются через призму борьбы и компромиссов различн. организованных интересов … Российская социологическая энциклопедия

    ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ - (лат. pluralis множественный, греч. politike политика, искусство управления государством) принцип социально политической жизни, предполагающий свободное сосуществование различных идеологических течений, партий, политических и общественных… … Политологический словарь-справочник

    Плюрализм политический - право и способность индивида и группы иметь собственную точку зрения по какому то вопросу, многообразие позиций и представлений. Характерной чертой демократического общества является организационный плюрализм, когда политическая организация… …

    - (от лат. pluralis множественный) позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр. Термин плюрализм может относиться к:… … Википедия

    Политический плюрализм - см. Плюрализм политический … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ - наличие многопартийности, различных общественных объединений, союзов, движений и формирований, действующих в рамках конституции, которая провозглашает их равенство перед законом … Юридическая энциклопедия

    Либерализм Идеи … Википедия

    Плюрализм (от лат. pluralis множественный) позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр. Термин плюрализм … Википедия

Книги

  • Сферы. Плюральная сферология. В 3 томах. Том 3. Пена , Петер Слотердайк. `Пена. Плюральная сферология` - заключительная часть философской трилогии Петера Слотердайка `Сферы`, впечатляющей попытки реконструкции истории человечества с точки зрения имманентной…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

3. Формы проявления, критерии и границы политического плюрализма

Список литературы

1. Принцип многопартийности как основа осуществления демократии

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма.

Предварительным условием признания принципа политического плюрализма в нашем обществе стала ликвидация монополии КПСС на политическую власть. Ликвидация этой монополии открыла дорогу не только к признанию принципа политического плюрализма, но и к его реализации прежде всего путем постепенного создания в Российской Федерации многопартийной системы.

Становление принципа политического плюрализма, способствующее демократизации общества, не имеет ничего общего с попытками ввести "многовластие", нарушить стабильность в обществе или навязать ему эгоистические цели отдельных социальных групп, вызвать распад социального управления и анархию.

Преимущества принципа политического плюрализма могут быть в полной мере раскрыты только в рамках конституционности. То есть для реализации принципа политического плюрализма необходимо, чтобы все социально-политические структуры, способные в полной мере гарантировать право граждан на объединение в общественные организации и защитить конституционные устои нашего общества посредством исключения в судебном порядке из общественной жизни политических организаций, угрожающих этим устоям, функционировали на четкой правовой, прежде всего конституционной, основе.

В Российской Федерации, указывается в Конституции РФ (ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма - предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Для реализации принципа политического плюрализма важно определение правового статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институционную основу политического плюрализма. Они должны иметь в этом процессе все необходимые права, соответствующие юридически закрепленным обязанностям государства и его органов.

Одно из наиболее важных мест в институционной основе политического плюрализма занимают политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества. Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти. В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О политических партиях"

Согласно этому Закону (ст. 3) политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Партийные системы современных демократических стран весьма разнообразны, что объясняется социальными, национальными, историческими, религиозными и иными особенностями, свойственными каждому государству.

Необходимость многопартийности в демократических странах и ее специфические черты обусловлены прежде всего тем, что социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоев и групп с противоречивыми интересами. И чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того, многопартийность в демократическом обществе обусловлена наличием в нем конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентских и других выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности.

Политические партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения. Политические партии вправе выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой информации.

В представительных органах государственной власти и местного самоуправления разрешается создание организационных структур (фракций) политических партий. В других государственных органах и органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации создание организационных структур политических партий не допускается.

Политический плюрализм - это не только возможность состоять в любой действующей в рамках Конституции РФ партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности.

Политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием. Он может реализовываться лишь в условиях идеологического многообразия. Поэтому при политическом плюрализме практически невозможно существование общегосударственной и общеобязательной идеологии.

Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности в Российской Федерации. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики Российской Федерации составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечиваются свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, их равная правовая защита, добросовестная конкуренция и общественная польза.

2. Социальные основы политического плюрализма

Социальными основами политического плюрализма являются заинтересованные группы, в качестве которых могут выступать общественные организации, политические партии и др. Смысл существования групп интересов заключается прежде всего в артикуляции интересов отдельных граждан, чтобы они могли оказывать свое влияние на политическое волеизъявление. Процесс артикуляции интересов в группах можно разделить на несколько этапов:1) определение интересов - претворение в конкретные формулы и требования союза самых различных личностных и эмоционально окрашенных мнений. На этом этапе возникает чувство общности и понятие "мы", отличное от понятия "они", т.е. другие. "Мы" - защитники памятников, "мы" - филателисты, "мы" - спортсмены и т.д.; 2) обобщение и формулирование основных интересов - суммирование различных интересов внутри группы для получения реальных шансов влиять на политику;3) выбор интересов - селекция интересов, т.е. их фильтрация по степени важности и первоочередности7.

Плюрализм политический служит недопущению узурпации и монополизации власти каким-нибудь одним лицом, группой или партией, использования ее в интересах узкой группы лиц. Узаконивая цивилизованно разрешаемые конфликты и противоречия, он предохраняет политическую жизнь от застоя, генерирует ее обновление и развитие. Важнейшее требование плюрализма - создание в политике и обществе различного рода сдержек и противовесов, уравнивающих влияние наиболее мощных политических сил и позволяющих контролировать власть. В области политических институтов идея сдержек и противовесов проявляется прежде всего в разделении законодательной, исполнительной, судебной и информационной властей в государстве, в открытом соперничестве правящей партии и оппозиции и т.д.Политический плюрализм базируется на наличии у подавляющего большинства граждан, представляющих их партий и других организаций консенсуса, согласия в области основополагающих политических ценностей - общей заинтересованности в сохранении и укреплении государства, признании демократических правил игры, включающих честное соперничество в борьбе за власть, терпимость к оппозиции, уважение закона, решений большинства, прав человека, а также автономии и права меньшинства на собственное мнение и его свободное отстаивание в рамках закона, отказ от антиконституционного использования силы для решения спорных вопросов и т.д.

Политический плюрализм - это признание множественности социальных интересов и способов их выражения в политике. Он обусловлен другими проявлениями многообразия в социальных отношениях, имеет корни прежде всего в экономике - множественности видов собственности, способных взаимодействовать и конкурировать между собой; в социальной структуре общества - в наличии равноправия различных социальных групп; понимании значения многообразия, его поддержки и сохранения в социальных отношениях; в культуре - в развитии множества направлений и форм проявления самобытности людей; в мировоззрении плюрализм выражается в уважении духовного выбора и предпочтения людей, отказе государства от осуществления мировоззренческой функции в обществе, деидеологизации его структуры8.

Политический плюрализм - показатель и результат зрелости процесса становления демократической политической системы, возникающей в ходе усвоения уроков трудного исторического опыта, говорящего, что основой стабильной и способной к изменению политической системы служит не унификация, подавляющая специфические интересы, потребности, ориентации разных социальных и политических групп, а признание естественности их различия и значения поддержки условий для его сохранения и воспроизведения. При этом необходимо иметь в виду, что плюрализм - это не только множественность, но и совместимость интересов, без чего блокируется любой механизм осуществления власти в обществе политическими средствами. Это единство многообразия, и поэтому кроме различий в рамках социального и политического плюрализма должны быть определенные общие точки зрения, единые принципы, которые бы разделялись и принимались всеми участниками политического процесса, именно отсюда вытекает возможность реализации известного принципа плюралистической политики, смысл которого заключается в стремлении не к ликвидации различий, а к управлению ими. Политический плюрализм направлен на отыскание меры оптимального сочетания в политике и обществе многообразия и единства, децентрализации и централизма, автономии и объединения, свободы и ответственности, конкуренции и солидарности. Важнейшее условие его конструктивного использования - сохранение политической стабильности, контролируемость многообразия, процесса разрешения конфликтов. Без этого и без наличия в обществе устойчивого консенсуса политический плюрализм может привести к дестабилизации и криминализации, хаосу, анархии и даже гражданской войне. Главное предназначение гражданского общества состоит в достижении консенсуса между различными социальными силами и интересами. Оно призвано определить нормы и границы, способные блокировать разрушительные потенции борьбы различных сил направить ее в созидательное русло.

В гражданском обществе независимо от государства есть институты, способные заставлять всех соблюдать общепринятые нормы (семья, церковь, добровольные организации и т.д.). Плюрализм нельзя представить в виде некоего хаотического разнообразия изолированных начал, лишенного внутреннего единства. Наоборот. Как подчеркивал С.Л. Франк "гражданское общество есть как бы молекулярная общественная связь, изнутри сцепляющая отдельные элементы в свободное и пластически общее целое". 3. Формы проявления, критерии и границы политического плюрализма.

Победа в политике не может быть связана с полным уничтожением той или иной политической силы, формирования; если сохраняются носители тех социальных интересов, которые привели к образованию данной политической силы, она снова возникает в трансформированном виде. Плюрализм в обществе может быть как конструктивным, когда различия социальных интересов, подходов к проблемам, способах выражения политических позиций укрепляют, стабилизируют общество, усиливают эффективность его политических институтов, и деструктивным, когда различия становятся базой социальной дезинтеграции, нарастающего роста социальных конфликтов и кризисных ситуаций. Конструктивный плюрализм предполагает необходимость сопоставления позиций и интересов, возможность неполноты собственной истины. Он основывается на общих принципах, ценностях, разделяемых всеми участниками политического действия, исходит из возможности достижения консенсуса по определенным проблемам. Деструктивный плюрализм характеризуется отношением к оппоненту как к врагу, с которым невозможен какой-либо тип сотрудничества. Он исходит из своеобразного понимания истины - не как процесса совместного поиска, а как некоего дара, которым кто-то безраздельно владеет, а кто-то также полностью этого лишен. Естественно, никакого сотрудничества с носителями ложных истин быть не может. Реализация идеи политического плюрализма в нашем обществе предполагает:- преодоление разрыва между ее теоретической необеспеченностью и массовым истолкованием на эмпирическом уровне;- выявление устойчивых, а не конъюнктурных групповых интересов, их всесторонний анализ и учет в теоретической и практической деятельности политико-государственных структур разных уровней;- создание необходимых правовых гарантий для выражения этих интересов не только в политической, но и в экономической, социальной и духовно-идеологической областях;- сопоставление различных, в том числе альтернативных, политических программ и установок, их обстоятельную научную экспертизу и широкое обсуждение общественностью;- определение общего курса политико-государственного развития страны на ближайшую и отдаленную перспективу, отвечающего интересам подавляющего большинства общества;- нахождение разумных путей достижения консенсуса между различными общественно-политическими группами, движениями и партиями;- разработку эффективного политико-правового механизма цивилизованного разрешения конфликтов, возникающих между ними10.Таким образом, взаимодействие субъектов в политической системе может развиваться по линии конфликта, когда каждый делает то, что каким-либо образом уменьшает вероятность достижения целей другим субъектом, или по линии кооперации, когда поведение одного субъекта политики увеличивает вероятность других субъектов достичь того, что они хотят. В соответствии с этим политические системы могут быть разделены на два основных типа: конфликта и консенсуса. Первый тип исходит из возможности преодоления или даже ликвидации определенной группы интересов, ведь основной источник конфликтов - из различие. В конфликтном взаимодействии любые противоречия возводятся в степень социальных антагонизмов, отбрасываются иные интересы, кроме собственных, когда, например, защита прав одной нации доводится до обязательного ущемления прав или изгнания другой нации, утверждение одного вида собственности предполагает ликвидацию всех иных, а признание одной политической силы сопряжено с отказом в праве на существование всем прочим.Политические отношения, основанные на конфликтном взаимодействии, характеризуются высокой степенью неустойчивости, в них не применяются именно политические средства разрешения политических и социальных противоречий, вместо которых используются административные, военные, правовые или даже криминальные методы "снятия" социальных и политических напряжений. Фактически единственной реальной силой политической интеграции в такой системе становятся разнообразные формы насилия, которое рассматривается как простой метод решения сложных проблем. Но насилие создает больше проблем, чем их решает. Разрушая социальные интересы и их носителей, оно не в состоянии уничтожить те реальные условия и потребности, которые рано или поздно ведут к воссозданию подавленных интересов и ликвидированных социальных групп. Уничтожение в ходе революции и воспроизведение в современных условиях классов предпринимателей и крестьян - наглядный пример неэффективности такой практики. Тип регуляции политических отношений, основанный на консенсусе, исходит из признания наличия разных социальных интересов естественным состоянием, необходимости их согласования, а не подавления. Он основывается на общих принципах, ценностях, разделяемых всеми участниками политического действия, предполагает возможность достижения согласия по определенным проблемам. Стремление к сопоставлению позиций и интересов одной из своих предпосылок имеет понимание возможности неполноты собственной истины, а сама она представляется скорее как процесс поиска, движения и постепенного отбора наиболее целесообразных форм социальной организации. Консенсус является результатом применения выработанных в ходе накопления исторического и политического опыта процедур регулирования политических процессов. Он достигается через выражение интересов взаимодействующих социальных групп в наиболее обобщенной форме11, когда удается сформулировать то общее, что содержится в разнообразных частных интересах, позициях, целях. Эффективным путем достижения согласия служит диалог - такая процедура согласования интересов участников политического процесса, в которой каждый из них рассматривает другого в качестве субъекта, т.е. признает его носителем специфических интересов, которые нужно принимать во внимание, уважать и учитывать. Основаниями диалога служат как общие интересы, так и признание права на их различие, признание права всех участников диалогического взаимодействия иметь собственные интересы, ценности, представления о путях и формах их реализации. Без этого диалог просто не возникает, а замещается антидиалогическим отношением, "когда один или оба партнера взаимодействия рассматривают друг друга лишь в качестве объекта, вещи и принципиально отрицают наличие всякой общности между партнерами взаимодействия и тем самым возможность возникновения диалога"12.Типичная форма сознательного отказа от диалога - политическая демагогия, к которой всякий раз прибегают политические и социальные силы, стремящиеся к утверждению любым путем своих эгоистических интересов, противопоставляемых иным политическим интересам и ориентациям. Политическая демагогия замешана на приписывании всех достоинств себе, а всех недостатков - своему политическому оппоненту, на стремлении к драматизации политической ситуации и представлении своих предложений в качестве единственного возможного выхода из нее. Использование диалога в политике требует постепенного накопления и совершенствования навыков его проведения, расширения форм и методов диалогического взаимодействия, главным в котором служит признание реальности, обоснованности интересов своего партнера, широкой информированности о ресурсах, основаниях, намерениях и направленности действий участников политического процесса. всякое замалчивание, закрытость оборачивается недоверием, стремлением судить о партнере только на основании собственных оценок и представлений. В реальной политике часто используется и такая форма выработки согласия, как компромисс - процесс достижения согласия путем взаимных уступок при столкновении интересов и стремлений взаимодействующих сторон. Поскольку в политике всегда взаимодействуют различные интересы и их носители, компромиссы здесь неизбежны. Иной путь - конфронтация - оказывается разрушительным для политической системы, разрывает политическую общность, воссоздает условия для ее кризиса, в ходе которого происходит наращивание, а не разрешение социальных и политических противоречий. Компромисс может быть достигнут и в результате повышения уровня общности, абстрактности цели, проблемы, служащей основанием политического конфликта или взаимодействия. Ведь в любой политической проблеме или цели есть как сущностные, так и частные моменты, и необходимо четко представлять, почему возникает расхождение участников политического процесса. Если эти основания известны и они не затрагивают главных интересов партнеров, необходимо установить частные моменты, стимулирующие разногласия, и отбросить или отвлечься от них. Конечно, как и у любого компромисса, здесь существует ощутимый предел обобщения, выхолащивания содержания цели - обоснованная цель не должна противоречить первоначальному интересу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации - изд. «Аст», Москва, 2006 г.

2. Конституционное право России: Учебник - под редакцией Е. И. Козлова и О.Е. Кутафин, изд. «Юристь», Москва, 2004 г.

3. Советский энциклопедический словарь/Гл. редактор А. М. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - 1600 с., ил.

Подобные документы

    Закрепление многопартийности, свободы ассоциации и идеологического плюрализма в международных нормативно-правовых актах. Законодательное закрепление гарантий плюрализма мнений и многопартийности в России. Порядок регистрации политических партий.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2012

    Понятие идеологического многообразия и политического плюрализма: общая теория и практика зарубежных стран. Идеологическое многообразие и политический плюрализм в вопросах соотношения конституционного строя и правового государства Российской Федерации.

    реферат , добавлен 08.09.2014

    Понятие и предмет конституционного права. Пересмотр и внесение поправок в Конституцию РФ. Принципы многопартийности и политического плюрализма в России. Основания приобретения и прекращения российского гражданства. Порядок избрания Президента РФ.

    шпаргалка , добавлен 13.11.2010

    Анализ сущности политического плюрализма, предполагающего многообразие политических организаций, свободное участие граждан в политической жизни, конкуренцию между различными политическими силами в борьбе за власть. Права и обязанности политических партий.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2011

    Характеристики гражданского общества. Проблемы становления гражданского общества в России. Особенности процесса правовой социализации личности. Реализация демократических принципов равенства, гарантированности свобод граждан, политического плюрализма.

    реферат , добавлен 12.02.2015

    Основные юридические нормы, регламентирующие право политического убежища в Российской Федерации, порядок принятия решения и его реализации. Режим временного убежища иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, их правовой статус.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2011

    Исследование концепции легитимности политического режима. Выявление механизмов и технологий легитимизации политического режима современной РФ. Характеристика особенностей политических технологий легитимизации политического режима советского государства.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2017

    Особенности и направления, тенденции экономического и политического развития России в начале XX в., оценка места государства на международной арене. Усиление политического кризиса самодержавия, причины его падения. Политические и социальные последствия.

    реферат , добавлен 26.11.2013

    Авторитарные и бюрократические деформации политического режима. Понятие политического режима. Современное состояние политического режима в Российской Федерации. Пути преодоления деформаций политического режима. Политические и идеологические гарантии.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2008

    Понятие, признаки, сущность, задачи и функции государства. Теория плюрализма Ласки, Дюверже, Дарендорда. Понятие и признаки нормативно-правового акта. Система нормативных правовых актов в Российской Федерации. Роль чрезвычайных и обыкновенных актов.

Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.

Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляется

не только в общественном сознании, но и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь я различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.

Политический плюрализм во многом вытекает из разнообразии форм собственности, из необходимости многообразия самой жизни.

Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в производстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятельности.

Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе.

Политический плюрализм связан с многопартийностью, конкуренцией идей, предполагает легальную борьбу всех политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возможность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппозицию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.

Компоненты политического плюрализма:

Многообразие политических идей и организационных форм;

Отрицание моноцентризма;

Свобода объединения людей в партии и иные законные организации;

Уважительное отношение к противоположным взглядам, инакомыслию;

Наличие оппозиционных сил и их беспрепятственная деятельность;

Ограничение центральной власти, разделение властей;

Возможность смены политических структур у власти и т.п. В ст. 13 и 14 Конституции Российской Федерации закреплены следующие характерные черты политического плюрализма:

Идеологическое многообразие;

Запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной;

Светский характер государства (в связи с чем никакая религия не может выступать в качестве государственной или обязательной);

Признание политического многообразия и многопартийности;

Равенство всех общественных объединений перед законом.

ЛИТЕРАТУРА

Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в России: Конституционно-правовые основы. М., 1996.

Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.

Васильев М.И. Партия, движения, политические силы - попытка деконструкции // Полис. 1992. № 5,6.

Венгеров А.Б. Социалистический плюрализм в концепции правового государства // Советское государство и право. 1989. № 6.

Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. С. 81-84.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 240-241.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 263-267.

Политические проблемы теории государства. М., 1993.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С.248.

Политология:. Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина. Уфа, 1995. Гл.9.

Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 120-122.

Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько. Саратов, 1994. С. 130-140.

Принцип политического плюрализма прописан практически во всех основных законах развитых государств. Однако большинство обычных граждан понимают под ним исключительно наличие множества партий, борющихся за власть, а также функционирование в стране многопартийной системы. В то же время политический плюрализм имеет под собой глубокие философские и исторические корни. Стоит попробовать в них разобраться.

Исторические предпосылки появления понятия "политический плюрализм"

Несмотря на то, что это понятие организационно оформилось в научной литературе только в конце позапрошлого века, вопрос о множественном подходе к политической жизни и методам управления обществом ставился еще в античные времена. Во второй половине XIX века под термином политический плюрализм стали пониматься учения, допускающие многообразие интерпретаций особенностей данной сферы общества. Этот термин как бы противопоставлялся господствовавшим до этого моноистическим учениям, предполагавшим, что правильным является какой-либо один подход.

Теоретические основы политического и идеологического многообразия

Основной теоретической причиной, вследствие которой появилось понятие «политический плюрализм», является переход от в чистом виде научного понимания окружающего мира к рассмотрению его в качестве сложной и многоярусной системы. При таком подходе человек начинает ассоциировать свои права и свободы с возможностью активного участия в управлении обществом и государством. Его восприятие себя и окружающих социальных и становится более сложным, что оказывает решающее влияние на формирование разнообразных политических идеологий.

Структура политического плюрализма

На сегодняшний день политический плюрализм предполагает сложную юридически оформленную структуру, в которой каждый гражданин не только получает гарантированное Конституцией право на участие в политической жизни, но и отдает себе отчет в том, какие действия и какие общественные институты могут этому способствовать. Важнейшим краеугольным камнем этой системы является юридическое равноправие граждан, подразумевающее их возможность осуществлять свои политические права независимо от социального и имущественного положения.

Основные принципы и особенности политического плюрализма

Политический плюрализм - понятие настолько сложное и многогранное, что исследователи выделяют в нем сразу несколько основополагающих принципов. Во-первых, он предполагает наличие в современном обществе конкуренции между в равной степени претендующими на власть субъектами политической деятельности. Во-вторых, неприятие идеологического единообразия и вытекающего из него стремления к политической монополии. В-третьих, политический плюрализм включает в себя необходимость поиска консенсуса между конкурирующими субъектами. Этот принцип предполагает самоограничение взглядов этих субъектов, нахождение точек соприкосновения и возможность пойти на уступки. Наконец, в-четвертых, действует негласное положение о том, что никто и ничто не может насильственно навязывать свою волю всему обществу, а также представлять его в одиночку на международной арене.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png