Что такое вообще книгопечатание, полиграфия? Если буквально перевести с греческого слова "полис" - "много" и "графо" - "пишу", получится "многописание", т. е. размножение в большом количестве экземпляров одного и того же текста или рисунка. Процесс этот, фактически, состоит в том, чтобы перенести краску на нужные участки бумаги. Для этого используются так называемые формы. В простейшем случае это - пластина, на которой печатающие и пробельные участки разнесены по высоте.

Bosse Abraham. A Printer"s Workshop. 1642


Можно углубить те участки пластины, на которые не должна попадать краска. Получится форма высокой печати. Можно наоборот, заглубить печатающие участки и заполнять их краской, а с возвышенных - стирать ее. Такой способ называют глубокой печатью.

Существуют и такие технологии печати, где печатающие и пробельные элементы лежат в одной плоскости, но из-за разных физико-химических свойств краска притягивается к первым и отталкивается вторыми. Так работает, например, наиболее распространенная сейчас офсетная печать.

Важная особенность современного полиграфического процесса - наборный принцип (т. е. изображение строится из отдельных, заранее заготовленных элементов). Какие преимущества это дает? Во-первых, простоту изготовления. Во-вторых, возможность многократного использования одних и тех же элементов. Наконец, легкость изменения, корректировки уже изготовленной формы.

Книгопечатание возникло не на пустом месте, его изобретатели использовали многие уже существовавшие к тому времени технологические решения.

Что было до...

Уже не одно тысячелетие люди используют печатки-штампы, позволяющие оттискивать рельефные рисунки на мягком материале (увлажненной глине, расплавленном воске и т. п.). Сохранились печатки цивилизации Мохенджо-Даро (III-II вв. до Р.Х., долина Инд). Широко распространены примерно в то же время были в древнем Вавилоне и Ассирии печатки-цилиндры, которые прокатывали по поверхности. Издавна принцип штамповки применяли и для чеканки монет (впервые, судя по имеющимся сейчас данным, металлические деньги появились в малоазиатском государстве Лидии в VII в до Р.Х.).


Диск из Феста


Первоначально каждый штамп предназначался для выдавливания целой картинки вместе с надписями. Но в какой-то момент возникла идея, сделать отдельные штампики для каждой буквы. Первая известная науке надпись, выдавленная последовательно буква за буквой, сделана на Крите на рубеже IV и III вв. до Р.Х.

Подобным же способом пользовались в древнем Риме для выбивания девизов на кольцах, а позднее в средневековой Европе - для тиснения надписей на кожаных переплетах рукописных книг.

Другая составляющая книгопечатания - процесс переноса краски - также издавна известна человечеству. Сначала возникла технология набивки узоров на ткань: вырезанный на гладко обструганной деревянной пластине узор покрывали краской, а затем прижимали к плотно натянутому куску материи. Древнейший образец набивной ткани (IV в.) был найден в Египте.

А вот печатать тексты первыми начали в Корее (самый древний образец - 751 г.), Китае (757 г.) и Японии (764-770 гг.). Для этого использовали технологию ксилографии (от греч. "ксилон" - срубленное дерево и "графо" - пишу, рисую). Оригинал текста, написанный тушью на бумаге, притирали к тщательно обструганной поверхности доски. Вокруг штрихов получившегося зеркального изображения гравер срезал древесину. С получившейся формы можно было за один рабочий день получить до 2000 оттисков.

Наборный шрифт тоже был изобретен в Китае. Примерно в 1041-1048 г. наборную форму с глиняными литерами, закрепленными составом из смолы и воска на железной пластине, начал использовать Би Шэн. С течением времени литеры стали делать из дерева, а затем и из металла. В книге Ван Чжэна "Нун шу", впервые изданной в 1314 г., а последний раз переизданной в 1617, есть глава "Книгопечатание подвижным шрифтом". Там описывалась технология уже очень похожая на ту, что использовалась вплоть до середины XX века.

Однако все преимущества этой технологии смогли использовать соседи китайцев, использовавшие не иероглифическое, а алфавитное письмо. Например, в Корее с XIII в широко использовали печать металлическими литерами. А император Се Джонг в 1420 г. ввел новый алфавит из 24 знаков, значительно облегчивший наборное печатание.

Иоганн Гутенберг

Две основные составляющие книгопечатания: принцип набора и печатный процесс - были известны с давних времен, но чтобы совершить революцию в мире коммуникаций, необходима была оптимальная технология. И творцом этой технологии стал немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг (Johannes Gutenberg 1399-1468).


Иоганн Гутенберг


Первым нововведением Гутенберга был словолитный процесс. Гравер изготавливал пуансон (металлический брусок, на торце которого - зеркальное изображение буквы), пуансоном в пластине из сравнительно мягкого металла (например, меди) выдавливалась матрица, а уже с матриц, вставляемых в словолитную форму отливалось любое необходимое количество литер.

Первые шрифты включали очень большой набор разных литер, например, в Библии, изданной Гутенбергом, шрифт содержал 290 знаков: 47 прописных и 243 строчных. Такое их обилие требовалось, чтобы имитировать вид рукописной книги.


Реконструированный печатный станок Гутенберга


Вторая часть изобретения Гутенберга - ручной типографский станок. Чтобы получить оттиск с типографской формы, требовалось сперва покрыть ее краской. Затем на набор аккуратно накладывался лист бумаги. Этот лист нужно плотно и равномерно прижать, а затем снять готовый оттиск с набора. Ручной станок механизировал только третий этап. Это было совершенно необходимо, т. к. требовалось обеспечить давление около 8 кг/см2.

То есть, например, к листу Библии (а ее формат - 8,2 x 19 см) должна была прикладываться сила, равная весу груза в 4,5 тонны. Печатный стан позволил делать это вращением нажимного винта с помощью рычага. Эта идея была позаимствована у винодельческого пресса.

Однако Гутенбергу пришлось внести ряд существенных доработок: чтобы прижимная плита могла механически не только опускаться, но и подниматься; чтобы обеспечить легкое выдвижение формы из-под пресса для нанесения краски и укладывания бумаги, чтобы, наконец, обеспечить точное наложение листа на форму. При этом конструкция станка оказалась настолько удачной, что сохранялась без принципиальных конструктивных изменений в течение около 350 лет.

А как на Руси?

Произведения полиграфического искусства Западной Европы попали на Русь уже вскоре после изобретения Иоганна Гутенберга. Однако собственные работы появились заметно позже. Книгопечатание в Москве началось в 50-х годах XVI в. Первая типография работала в доме священника Сильвестра, автора "Домостроя". Известно 7 выпущенных ей изданий: три Четвероевангелия, две Псалтыри и две Триоди.


Образцовый печатный стан (Из коллекции Исторического музея)


В 1563 г. начала свою деятельность первая государственная типография, в которой работали Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Работа над первой точно датированной русской печатной книгой - Апостолом - велась с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г.


Перекрещивание строк в русском наборе.


Особенностью русских шрифтов было было использование отдельных от основных литер надстрочных знаков. Это позволяло искусно имитировать облик рукописной книжной полосы. Типографского сплава из свинца, сурьмы и олова (гарта) в ту пору на Руси не знали. Для литья шрифтов использовали олово, поэтому литеры не выдерживали печати больших тиражей.

Печатная машина

К середине XVIII столетия возникла необходимость в оперативном выпуске газет и журналов, к тому же - все большими тиражами. Удовлетворить этим требованиям ручной типографский станок не мог.


Печатная машина Кенига на базе цилиндров для типографии "The Times" (1814 г.)


Коренным образом усовершенствовать печатный процесс помогла печатная машина, изобретенная Фридрихом Кёнигом (Friedrich Konig). Первоначально - в конструкции, известной под названием "Зульского пресса" - был механизирован процесс нанесения на печатную форму краски, но листы бумаги по-прежнему накладывались и снимались вручную, да и приводился станок в действие силой самого печатника.

В начале XIX века Кёниг сделал решающий шаг на пути создания высокоскоростной печатной машины - плоская нажимная плита была заменена вращающимся печатным цилиндром. Знаменательным днем в истории полиграфии и, особенно, газетного дела стало 29 ноября 1814 г., когда впервые тираж газеты "Times" был напечатан на машине Кёнига с приводом от паровой машины.

Вместо использовавшихся ранее 16 ручных типографских станков, которые обслуживало 32 типографа и 32 вспомогательных рабочих, такой же тираж стало возможным отпечатать на 2 машинах, обслуживаемых двумя печатниками и 4 рабочими, подававшими бумажные листы. Двумя годами позже была изготовлена машина, способная запечатывать обе стороны листа.

Довольно большое число машин Кёнига использовалось в России (392 из первых 2000, выпущенных к 1873 г.), однако самая первая печатная машина не была ввезена из-за границы. Ее изготовили в 1829 г. на Александровской мануфактуре для петербургской газеты "Северная пчела".

Ротационная машина

В плоскопечатных машинах установленная на талере форма совершала возвратно-поступательные движения. Это усложняло механизм, да и обратный ход зачастую был холостым. Поэтому возникла идея использовать ротационный (т. е. основанный на вращении устройства) принцип. Первоначально это было использовано для набивки рисунка на ткань. Для полиграфических же нужд применить такой принцип удалось только в 1848 г. Августу Эпплгейту (Augustus Applegath).


Первая рулонная ротационная машина в "Magdeburger Zeitung" (1876 г.)


Основной проблемой была необходимость закрепить печатную форму на формном цилиндре и предотвратить выпадение литер при его вращении.

Первая ротационная машина, установленная в типографии "Times", работала со скоростью 10000 отт/ч. При этом скорость была ограничена не возможностями самой машины, а тем, что обслуживающие ее рабочие не успевали подавать листы.

В России первая ротация (немецкого производства) появилась в 1878 г.
1882 г. - первая двухкрасочная ротационная машина.
1914 г. - начало производства ротационных машин глубокой печати.
1920 г. - начало производства ротационных машин офсетной печати.

Примечания:

1. Аналогично действуют и такие устройства как ксерокс и ризограф.
2. Диск из Феста - кружок диаметром около 16 см из обожженной глины, покрытый с обеих сторон расположенными по спирали значками. Всего их 241, но неповторяющихся - только 45.
3. Древнейший образец среди найденных в Восточной Европе - X в, Черниговщина.
4. Книга посвящалась вопросам сельского хозяйства!
5. Можно было набрать текст так, что верхние элементы одной строки оказывались выше нижних элементов строки, находящейся над ней.
6. Зуль - город в Тюрингии, где эта машина была изготовлена.
7. Патент 1764 г. в Англии, в России первая машина изготовлена в 1808, а первый патент выдан в 1817 г.
8. У машины Кёнига - 3600 оттисков в час.

Другие новости

Типографика самым тесным образом связана с производством и, следовательно, с созданием новых технологий.

Промышленная революция, относительная демократизация общества после буржуазных революций в Европе, создавала слой более менее образованных людей (по крайней мере, умеющих читать), которые становились читателями или как сейчас принято говорить «пользователями» печатной продукции: книг, газет, журналов и обучающей литературы.

После изобретения Иоаном Гуттенбергом первого деревянного печатного станка прошло несколько веков прежде чем научились делать стальные печатные машины, которые имели большую износоустойчивость и позволяли в разы увеличивать тиражи печатных изданий. В 1798 году лорд Чарльз Стенхоуп сконструировал механический станок производительность которого составляла 250 оттисков в час. Рекордный показатель для того времени.

Однако тиражи разнообразной печатной продукции росли, увеличивалось число названий изданий. В конце XVIII века в Европе возникло 900 новых газет, так, например, первый тираж знаменитой «Таймс» вышел в 1785 году. И, всё же, печатный процесс оставался очень трудоёмким и требовал много времени. Известные типографы ломали головы над проблемами тиражеустойчивасти и сохранения печатных форм и в первой половине XVIII века был изобретён способ стереотипирования.

Дело в том, что наборная форма состояла из отдельных литер. После выхода тиража печатную форму разбирали и литеры возвращали в печатную кассу. Стереотип же представлял из себя цельную форму. Для этого готовый набор оттискивали на мягком, пластичном материале, получался негативный рельеф – матрица, которая служила копией оригинального набора. Её заливали расплавленным типографским сплавом и получали стереотип. Очень важно, что шрифт на новой форме не терял своих качеств, поверхность очка литеры оставалась неизменной. В отличии от простого набора стереотип тоньше наборной формы. Отливка нужного количества стереотипов в разы увеличивала тираж издания и позволяла сохранять печатные формы.



В начале XIX века трудоёмкий и мало производительный процесс ручного книгопечатанья был заменён на машинное производство. Первая печатная машина была построена в 1812 году. Кен и Бауэр стали первыми изобретателями, которые нашли способ механизации печатного процесса. Вот что писала газета «Московские ведомости» о новом изобретении: « … ». В 1816 году знаменитые изобретатели построили «новую машины печатавшую с обеих сторон листа» с производительностью 1000 двойных оттисков в час.

Плоскопечатные машины сыграли важную роль в развитии типографского процесса. В 1828 году была сконструирована плоскопечатная машина с производительностью 4200 оттисков в час, а в 1848 году в типаграфии «Тайм» была установлена машина которая давала уже 12000 оттисков в час. Несмотря на существенный прогресс плоскопечатных машин, они отличались огромными размерами и обслуживать их приходилось большому количеству людей, так как подача листов производилась в ручную.

В 1863 году Уильям Баллак создал новую ротационную машину. При печати бумага подавалась на цилиндр в виде бумажного полотна с разматываемого рулона, что увеличивало производительность труда и уменьшало количество обслуживающего персонала. Это изобретение изменило мир книгоиздания и периодической печати, открыла дорогу для создания современных полиграфических машин и увеличила тиражи, которые исчисляются миллионами экземпляров.

Ротационная печать имела свои издержки. При высокой скорости мог стравливаться текст и ухудшалось качество изображения, однако параллельно с изобретением машин шёл процесс улучшения качества печати. В Санкт-Петербурге Борис Семёнович Якоби на основе своего изобретения издал книгу «Гальванопластика или способ по данным образцам производить изделия из медных растворов, с помощью гальванизма». В полиграфии при помощи данного метода получали стереотипы полностью идентичные оригиналу.

В России XIX век стал «золотым веком» литературы. Гениальные произведения писателей, поэтов, публицистов, критиков и учёных – уже сами по себе увеличивали тиражи книг, журналов и газет. Однако обилие качественной литературы требовало технического воплощения. В 1801 году Александр I отменил указ 1796 года о запрете частных типографий и в короткое время в обеих столицах и в провинции возникли типаграфии, среди которых выделялась типаграфия Бекетова в которой с 1801 по 1812 годы было издано свыше 100 изданий. На ряду с классиками публиковались произведения современников: Гнедича, Жуковского, Карамзина.

Особую роль в развитии торговли и книгоиздании в России сыграл Александр Филиппович Смирдин. Издатель сотрудничал с крупнейшими литераторами своего времени: Пушкиным, Гоголем, Вяземским, Крыловом и т д. В центре Петербурга на Невском проспекте находился книжный магазин Смирдина. Одна из петербургских газет того времени писала: «…сердце утешается при мысли, что, наконец, и русская наша литература вошла в честь и из подвалов переселилась в чертоги». Александр Филиппович издал произведения более чем 70 русских писателей.

Знаменательным событием в культурной и общественной жизни России стал «толстый журнал» - «Современник», создателем которого был А.С. Пушкин. Основанный в 1836 году он просуществовал почти до 70х годов XIX столетия. «С 1847 по 1866 год его издавали Н.А. Некрасов и И.И. Панаев, а редактировали сначала В.Г. Белинский, а затем, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.

В истории книгоиздания и средств массовой информации XIX века определяющим событием стало возникновение крупных издательских компаний, которые объединяли полиграфию, редакционно-издательский процесс и торговлю.

Продолжилась традиция возникновения издательских династий: на смену Эльзивирам, Альдам, Плантенам, Этьенам пришли Брокгаузы, Мейеры, Веберы, Макмилланы. Фирмы этих коммерсантов процветали долгое время и сотрудники, вовлеченные в издательский процесс заложили традиции и создали условия для современного книгоиздания и средств массовой информации.

В середине века издательское дело получило сильный импульс в своем развитии, катализатором которого стало изобретение фотографии. В 1839 году Л. Ж. М. Дагер издал в Париже книгу: «История и описание процесса дагерротипии». Огромную роль для развития фотографии в печатном деле сыграли несколько выдающихся открытий Уильяма Генри Фокса Тальбота, среди которых использование светочувствительности хромированного желатина, что позволило использовать фотографию в типографском деле.

Начался век иллюстрированных журналов. Первый такой журнал «Пенни Мэгэзин» вышел в Лондоне в 1832 году и имел огромный успех у публики. В 1844 году во Франции увидел свет «Иллюстрасион», в Германии «Иллюстрите Цайтунг», а в России в 1869году журнал «Всемирная иллюстрация».

Многотиражные иллюстрированные журналы приносили немалую прибыль своим издателям. Однако необходимо было решать новые задачи как в редакционно-издательском процессе, так и в типографском деле. Периодичность и приличный объем изданий увеличивал штат сотрудников; редакторов, художников, фотографов наборщиков и так далее. Журнал должен быть узнаваемым и иметь свое лицо, поэтому помимо литераторов, к работе привлекались высокопрофессиональные оформители, умеющие создать стиль издания и грамотно сверстать макет, в котором изобразительный материал и шрифтовой набор составляли единое целое.

Типографское исполнение периодических объемных изданий, иллюстрированных книг и иной печатной продукции, а также все увеличивающиеся тиражи газет требовали полной механизации печатного процесса.

В 1885 году Оттмар Мергенталер изобрел машину, которая «не только выбивала рельефные знаки матрицы, но и отливала готовую форму». Машина получила название «Линотип» от английского слова «лайн»-строка. В 1886 году первый линотип был установлен в типографии газеты «Нью-Йорк трибюн». «Через шесть лет в разных странах мира работало 700 линотипов». Ранее в «1851 году американцы Цириус и Эдвин Чембер изобрели фальцевалдьную машину».

Изобретение листоподборочных машин, машин переплетчиков, новых ротационных типографских станов, растрированных форм и фотонабора в 1897году, развитие химических процессов в печати облегчали труд типографских рабочих и позволяли издателям улучшать качество и увеличивать количество названий и тиражи печатной продукции, которые к XX веку приобрели огромные масштабы.


В 16 веке полиграфия приобрела характер развитой мануфактуры.

Для усовершенствования печатного стана, созданного в четырнадцатом веке Иоганном Гутенбергом, были предприняты многочисленные попытки. Конструкция стана неоднократно менялась. Свою конструкцию предложил, в общем числе, и Иван Федоров.

В начале семнадцатого века возникла идея применения печатного цилиндра, вместо плоского пресса. Такая конструкция могла бы уменьшить ручной труд печатника. Однако идея это не прижилась и была заброшена до девятнадцатого века.

В 1787 году Вильгельм Гааз, сохранив конструкцию печатного стана Гутенберга, создал первый в мире цельнометаллический печатный станок, позволивший улучшить качество оттисков.


Изобретение плоскопечатных паровых машин

В 19 веке мануфактуры уже не справлялись с потребностями современного общества в печатном слове. Для решения проблем необходимо было автоматизировать весь процесс печати.

В 1811 году немецкий печатник Фридрих Кениг, воспользовавшись заброшенной в начале семнадцатого века идеей применения печатных цилиндров, создал первую механическую плоскопечатную машину. Цилиндр в этой машине приводился в движение паром. Такой, принципиально новый способ печати позволил увеличить производительность печатного дела в 10 раз.

Первый завод полиграфического машиностроения Фридрих Кениг и его помощник, Андреас Бауэр основали в 1817 году в помещении монастыря Оберцелль в Германии. На основе этого завода позже появилась фирма «Шнельпрессен-фабрик Кёниг унд Бауэр».

В 1818 году Кених и Бауэр запатентовали двухцилиндровую печатную машину для двусторонней печати.

В России первая печатная машина появилась в 1819 году. Она была установлена в Экспедиции заготовления государственных бумаг.

Первая печатная машина отечественного производства появилась в России в 1829 году в Петербурге.


Изобретение ротационных печатных машин

С развитием общества росла и его потребность в печатных изданиях. И к середине девятнадцатого века объемы печатной продукции возросли настолько, что производительности самых быстрых на тот момент печатающих машин, делающих по 2 000 оттисков в час, не хватало, а увеличение количества машин в типографиях было весьма дорогостоящим.

Для решения проблемы необходимо было избавить печатающую машину от плоских частей. В 1846 году англичанин Огастус Эплгейт перенес печатные формы на большой цилиндр, а бумагу - на восемь цилиндров, расположенных вокруг него. Таким образом, форма за один оборот обходила восемь маленьких цилиндров, на каждом из которых было по листу бумаги, и машина выдавала по восемь листов за один прогон. Еще одним преимуществом такого способа печати была непрерывность поступления в нее бумаги. Такая машина была способно печатать 12 000 оттисков в час.

Созданную Огастусом Эплгейтом ротационую машину впервые применил владелец лондонской газеты «Таймс» Джон Уолтер. В 1862 году она была заменена на более мощную, созданную американцом Робертом Гоэ, которая имела 10 цилиндров для накладки бумаги. За огромные размеры машину Гоэ прозвали «мамонтом». Ее главный цилиндр был радиусом в полтора метра, а накладчики бумаги стояли с двух сторон машины в пять ярусов.

Однако, изобретение Оплгейта имело два серьезных недостатка, существенно влияющих на его производительность:

1) набор было практически невозвожно закрепить на цилиндре так, чтобы при большой скорости вращения литеры не осыпались;

2) бумага подавалась вручную, отдельными листами.

Первый недостаток удалось устранить с изобретением стереотипа – набора, целиком отливающегося из металла.

Форму для отлива сетреотипов придумал Джон Вальтер в 1856 году. Она выполнялась из картона, который в мокром состоянии вдавливали в литеры матрицы, зажатой в стальную раму, а затем вместе с рамой зажимали в пресс и высушивали в нагретом станке.

Второй недостаток устранил в 1863 году Вильям Буллок, который создал машину, печатающую не на отдельных листах, а на бумажной ленте. Кстати, отсутствие ручной подачи каждого листа – не единственное преимущество машины Буллока. Бумажная лента в этой машине могла проходить несколько цилиндров, что давало возможность печатать сразу на двух сторонах и несколькими красками.


Ротационная печатная машина

Разрезанные листы переходили в фальцовочный аппарат, перегибались нужное количество раз, и готовая газета выбрасывалась из машины.



В работе над книгами мастера Издательства «Редкая книга из Санкт-Петербурга» используют старинное типографское оборудование. Тексты печатают на старинном ручном цельнометаллическом печатном станке XIX века «Dinglersche maschinen», производства Динглера, г. Цвайбрюккен. Этот станок - венец изобретательских новаций немецких мастеров конца XIX века, частью которых являются и разработки Иоганна Годфрида Динглера (1778-1855 г.г.) и его сына Эмиля Максимилиана Динглера (1806-1874 г.г.).

Попав в начале XX века в Россию, этот станок прошёл путь длиной в столетье из Москвы в Петербург, но не утратил своих технических качеств, и сегодня на нём рождаются книжные шедевры.
И как ни будет развиваться технологический прогресс, ручной станок никогда не потеряет своего значения. Ему не отводится роль музейного экспоната. В умелых руках мастеров Издательства, на станке выполняются полные изящества и сочности отпечатки, продолжая тем самым традиции создания рукотворных книг.


Начиная с Гутенберга и вплоть до начала XIX века, типографии работали исключительно на ручных станках, мало чем отличавшихся от станка изобретателя книгопечатания и ближайших его преемников.

Реконструкция печатного станка Иоганна Гутенберга. Гутенберговский музей в Майнце:


Устройство печатного станка:

1. Рама пресса.

2. Рама с готовым набором.

3. Винт пресса.

4. Кука - рукоять пресса. Рукоятка рычаг «кука» - часть системы коленчатых рычагов, с помощью которой происходит поднятие и опускание пиана.

5. Пиан - гладкая доска, которая располагается над наборной рамой. Пиан - подвижная часть типографского станка, служащая для оттиска набора на печатный лист. Приводится в движение системой коленчатых рычагов, помогающих плавно опускать и поднимать пиан, а также регулировать давление на оттиск.

6. Талер - выдвижная доска - подвижная часть ручного типографского станка. Предназначена для размещения и подачи в зону печати типографского набора с декелем и рашкетом. Талер представляет собой массивную литую плиту с ровной, обработанной после литья поверхностью для укладки набора. Талер свободно перемещается по полозьям рамы с помощью втулок и направляющих, расположенных на «нижней» поверхности плоскости. К талеру на петлях приделаны: - декель - узкая рама, обтянутая плотной материей, и рашкет, или маска, - лист пергамента с прорезанными в нем «окошками», соответствующими величине наборных полос. Назначение рашкета - предохранить бумагу от замазывания полей краской.

7. Нижняя станина пресса, по которой движется талер.

8. Рукоятка для выдвижения талера.

Главная часть печатного станка - пресс с рычагом, под которым находится гладкий плоский стол - талер.

Талер устроен так, чтобы он мог выдвигаться из-под пресса.



Чтобы бумага при печатании не соскальзывала с набора, используется специальное приспособление - декель (рама, в которую вкладывают лист для печатания, обтянутая плотной тканью). Он прикрепляется к передней части талера на шарнирах. На декель накладывается бумажный лист.
Сверху лист прикрывается рамкой - рашкетом (узкая рама, покрывающая поля листа с наклеенной на неё толстой бумагой, где делаются прорези - окошки, соответствующие величине установленных на талере наборных полос), прикреплённой к декелю на шарнирах. Назначение рашкета - предохранять бумагу от замазывания краской. Благодаря рашкету краска отпечатывается только на тех местах бумаги, которые соответствуют прорезям.

Полосы набора печатник накатывает специальной типографской краской с помощью ручного валика или мац из кожи.

Декель прикрывается рашкетом и всё вместе опускается на талер.

Поворотом боковой рукоятки, печатник задвигает талер под пресс. Притягивая к себе на несколько секунд куку, печатник заставляет пиан опуститься, равномерно нажимая и надавливая на талер. При этом бумажный лист, лежащий на декеле, плотно прижимается к полосам набора и воспринимает отпечаток литер.



Далее пиан поднимается, из-под него выводится талер, откидывается декель, приподнимается рашкет, и оттиснутый лист снимается с декеля. Первая печатная страница готова! Для того чтобы получить лучший оттиск, бумагу иногда слегка смачивают водой. Затем готовые листы просушивают на верёвке. Отпечатанные листы по мере изготовления прокладываются тонкой бумагой, чтобы предупредить пачкание свежих оттисков.
Далее печать происходит всё в том же порядке: полосы набора вновь накатываются краской, печатник опять берёт чистый лист бумаги, кладёт его на декель, опускает рашкет; декель опускает на набор, талер подводит под пиан, надавливает куку… И те же манипуляции повторяются вплоть до отпечатывания всех необходимых листов. Затем листы поступают к переплётчику.

Типографское оборудование и инструменты:

Современную жизнь невозможно представить без того изобретения, которое подарил миру простой немецкий ремесленник Книгопечатание, основателем которого он стал, до такой степени изменило ход мировой истории, что по праву отнесено к величайшим достижениям цивилизации. Его заслуга столь велика, что незаслуженно забываются те, кто ещё за много веков до этого создавал основу будущего открытия.

Оттиск с деревянной доски

История книгопечатания берёт своё начало в Китае, где ещё в III веке вошла в употребление техника так называемой штучной печати - оттиск на текстиле, а позже и на бумаге различных рисунков и коротких текстов, вырезанных на деревянной доске. Такой метод получил название ксилографии и из Китая быстро распространился по всей Восточной Азии.

Следует отметить, что печатные гравюры появились значительно раньше, чем книги. До наших дней дошли отдельные образцы, выполненные уже в первой половине III века, когда в Китае правили представители В этот же период появилась и техника трёхцветной печати на шёлке и бумаге.

Первая ксилографическая книга

Создание первой печатной книги исследователи относят к 868 году - именно эта дата стоит на самом раннем издании, выполненным в технике ксилографии. Она появилось в Китае и представляла собой сборник религиозно-философских текстов, озаглавленный «Алмазная сутра». Во время раскопок храма Кёнджи в Корее был найден образец печатного изделия, выполненныйпочти на столетие раньше, но, в силу некоторых особенностей, он относится, скорее, к разряду амулетов, чем книг.

На Ближнем Востоке штучная печать, то есть, как было сказано выше, выполненная с доски, на которой вырезался текст или рисунок, вошла в употребление в середине IV столетия. Ксилография, называемая по-арабски «тарш», получила распространение в Египте и своего расцвета достигла к началу X века.

Данный метод применялся главным образом для печатания текстов молитв и изготовления письменных амулетов. Характерной особенностью египетской ксилографии является использование для оттисков не только деревянных досок, но и изготовленных также из олова, свинца и обожжённой глины.

Появление подвижного шрифта

Однако, как бы ни совершенствовалась технология штучной печати, её главным недостатком была необходимость для каждой очередной страницы заново вырезать весь текст. Прорыв в этом направлении, благодаря которому история книгопечатания получила значительный импульс, произошёл также в Китае.

По сообщению выдающегося учёного и историка прошедших веков Шэнь Ко, китайскому мастеру Би Шену, жившему в период с 990 по 1051 год, пришла в голову идея сделать из обожжённой глины подвижные литеры и поместить их в специальные рамки. Это позволяло набирать из них определённый текст, а после печатанья необходимого количества экземпляров рассыпать и использовать заново в иных сочетаниях. Так был изобретён подвижный шрифт, используемый вплоть до наших дней.

Однако эта гениальная идея, ставшая основой всего будущего книгопечатания, не получила в тот период должного развития. Объясняется это тем, что в китайском языке существует несколько тысяч иероглифов, и изготовление такого шрифта представлялось слишком затруднительным.

Между тем, рассматривая все этапы книгопечатания, следует признать, что наборными литерами впервые воспользовались не европейцы. Известна сохранившаяся до наших дней единственная книга религиозных текстов, изготовленная в 1377 году в Корее. Как установили исследователи, она была отпечатана с использованием технологии подвижного шрифта.

Европейский изобретатель первого печатного станка

В христианской Европе техника штучной печати появилась около 1300 года. На её основе производились всевозможные религиозные изображения, выполненные на ткани. Они были подчас достаточно сложными и многоцветными. Примерно через столетие, когда бумага стала относительно доступной, на ней стали печатать христианские гравюры, и параллельно с этим - игральные карты. Как это ни парадоксально, но прогресс печатного дела послужил одновременно и святости, и пороку.

Однако в полной мере история книгопечатания начинается с изобретения печатного станка. Эта честь принадлежит немецкому ремесленнику из города Майнца Иоганну Гутенбергу, разработавшему в 1440 году способ многократного нанесения оттисков на листы бумаги, используя при этом подвижные литеры. Несмотря на то что в последующие века первенство в этой области приписывалось иным изобретателям, у серьёзных исследователей нет оснований сомневаться в том, что появление книгопечатания связано именно с его именем.

Изобретатель и его инвестор

Изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовил из металла буквы в их перевёрнутом (зеркальном) виде, а затем, набрав из них строки, делал на бумаге оттиск при помощи специального пресса. Как и у большинства гениев, у Гутенберга были блестящие идеи, но отсутствовали средства на их реализацию.

Чтобы дать жизнь своему изобретению, гениальный ремесленник был вынужден обратиться за помощью к майнцкому дельцу по имени Иоганн Фуст и заключить с ним договор, в силу которого тот был обязан финансировать будущее производство, а за это имел право получать определённый процент от прибыли.

Компаньон, оказавшийся ловким дельцом

Несмотря на внешнюю примитивность используемых технических средств и отсутствие квалифицированных помощников, изобретатель первого печатного станка сумел в короткий срок изготовить целый ряд книг, наиболее известной из которых является знаменитая «Библия Гутенберга», хранящаяся в музее города Майнца.

Но уж так устроен мир, что в одном человеке редко уживается дар изобретателя с навыками хладнокровного дельца. Очень скоро Фуст воспользовался невыплаченной ему в срок частью прибыли и через суд прибрал к рукам всё дело. Он стал единоличным собственником типографии, и этим объясняется тот факт, что в течение длительного времени именно с его именем ошибочно связывали создание первой печатной книги.

Иные претенденты на роль первопечатников

Как уже говорилось выше, очень многие народы Западной Европы оспаривали у Германии честь считаться основателями книгопечатания. В связи с этим упоминается несколько имён, среди которых наиболее известны Иоганн Ментелин из Страсбурга, сумевший в 1458 году создать типографию, подобную той, которая была у Гутенберга, а также Пфистер из Бамберга и голландец Лоренс Костер.

Не остались в стороне и итальянцы, утверждающие, что их соотечественник Памфилио Кастальди является изобретателем подвижного шрифта, и что именно он передал свою типографию немецкому коммерсанту Иоганну Фусту. Однако никаких серьёзных доказательств подобного утверждения представлено не было.

Начало печатания книг в России

И, наконец, остановимся подробнее на том, как развивалась история книгопечатания на Руси. Хорошо известно, что первой печатной книгой Московского государства является «Апостол», изготовленный в 1564 году в типографии Ивана Фёдорова и Оба они являлись учениками датского мастера Ганса Миссенгейма, присланного королём по просьбе царя Ивана Грозного. В послесловии книги указано, что их типография была основана в 1553 году.

Как утверждают исследователи, история книгопечатания в Московском государстве получила развитие в результате того, что возникла острая необходимость в исправлении многочисленных ошибок, вкравшихся в тексты религиозных книг, долгие годы копировавшихся от руки. По невнимательности, а подчас и умышленно переписчики вносили искажения, которых с каждым годом становилось всё больше.

Состоявшийся в 1551 году в Москве церковный собор, получивший название «Стоглавого» (по количеству глав в его заключительном постановлении), издал указ, на основании которого все рукописные книги, в которых были замечены ошибки, изымались из пользования и подлежали исправлению. Однако зачастую подобная практика приводила лишь к новым искажениям. Вполне понятно, что решением проблемы могло быть лишь повсеместное введение печатных изданий, многократно тиражирующих оригинальный текст.

Об этой проблеме были хорошо осведомлены за границей, и поэтому, преследуя коммерческие интересы, во многих европейских странах, в частности, в Голландии и Германии, наладили печатание книг из расчёта на их сбыт среди славянских народов. Это создало благоприятную почву для последующего создания целого ряда отечественных типографий.

Российское книгопечатание при патриархе Иове

Ощутимым толчком для развития печатного дела на Руси явилось учреждение в ней патриаршества. Первый предстоятель Русской православной церкви патриарх Иов, занявший престол в 1589 году, с первых дней начал прилагать усилия для обеспечения государства надлежащим количеством духовной литературы. В период его правления книгопечатанием заведовал мастер по фамилии Невежа, выпустивший в свет четырнадцать различных изданий, по своим характерным особенностям весьма близких к «Апостолу», который отпечатал Иван Федоров.

История книгопечатания более позднего периода связана с именами таких мастеров, как О. И. Радищевский-Волынцев и А. Ф. Псковитин. Из их типографии вышло много не только духовной литературы, но и образовательных книг, в частности, пособий по изучению грамматики и освоению навыков чтения.

Последующее развитие печатного дела в России

Резкий спад в развитии типографского дела произошёл в начале XVII века и был обусловлен событиями, связанными с польско-литовской интервенцией и получившими название Смутного времени. Часть мастеров была вынуждена прервать своё занятие, а остальные погибли или покинули пределы России. Возобновилось массовое книгопечатание лишь после восшествия на престол первого государя из Дома Романовых - царя Михаила Фёдоровича.

Не остался равнодушным к типографскому производству и Пётр I. Посетив во время своего европейского вояжа Амстердам, он заключил с голландским купцом Яном Тессингом договор, по которому тот имел право производить печатную продукцию на русском языке и привозить её для сбыта в Архангельск.

Кроме того, государем был дан заказ на изготовление нового гражданского шрифта, вошедшего в повсеместное употребление в 1708 году. Спустя три года в Санкт-Петербурге, готовящемся стать столицей России, была учреждена самая большая в стране типография, ставшая впоследствии синодальной. Отсюда, с берегов Невы, книгопечатание зашагало по всей стране.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png