Разделы: Работа с дошкольниками , Спорт в школе и здоровье детей

Анализ состояния здоровья детей находится в центре внимания надо сказать, что внимание к проблемам охраны материнства и детства в последние годы усилилось.

2004-2005 учебном году наш детский сад стал экспериментальной площадкой по внедрению программы М. Л. Лазарева «Здравствуй».

Автор программы – М. Л. Лазарев руководитель «Лаборатории формирования здоровья детей» Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, профессор, действенный член Академии педагогических и социальных наук.

Курс «Здравствуй» – составной компонент программы «Планеты здоровья», представляющий собой единую образовательную линию в области формирования здоровья детей – пренатального возраста до старших классов школы.

В практической плане курс отличается:

  • циклическим ежегодным повторением тем;
  • алгоритм и техникой ежедневного, ежемесячного и ежегодного межфункционального тренинга;
  • связью оздоровительного материала, используемого в дошкольном периоде, с материалом применяемым в предыдущие и последующие периоды онтогенеза.

«Здравствуй» – название программы формирования здоровья дошкольников. В нем звучит приветствие ребенку, приглашение его в мир. Кроме того, это символ единства духовной и физической составляющих здоровья, символ личностного начала в оздоровительной деятельности. В названии программы подчеркивается отношение к здоровью как к феномену культуры. Поэтому для названия программы здоровья детей России взято исконно русское слово. В названии также показана главная цель программы: на личностном уровне научить ребенка любить себя.

Данная программа направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Её цель – помочь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Поэтому реализация курса «Здравствуй» предполагает коллективное участие родителей и всех сотрудников детского сада.

В связи с этим, прежде чем начать работу с детьми, были проведены семинары для родителей в каждой возрастной группе. Кроме этого в родительских договорах были вписаны дополнения по пункту 2.1. (обучение ребенка по программе) о реализации данной программы и получено на это согласие родителей.

1 этап – первичная диагностика (сентябрь). Малая Здравиада по 7 номинациям.
2 этап – оздоровительный тренинг (октябрь-апрель).
3 этап – вторичная диагностика (май).
4 этап – летняя оздоровительная работа.
Ежегодно в начале учебного года коллектив детского сада совместно с родителями проводит малую Здравиаду.

Малая Здравиада

Персонажи: Здравик, Огник, Ростик, Орси, Яник, Вита, Йоник, Капелия.

Цели:

  • формирование у детей дошкольного возраста мотивации и навыков здорового образа жизни;
  • выявление и формирование у детей функционального профиля личности;
  • развитие быстроты реакции, ловкости;
  • воспитание силы воли, дружбы, честности.

ХОД ПРАЗДНИКА

Звучит песня «Здравствуй Здравиада». Участники соревнований входят в зал под музыку, делают два круга по периметру и встают в одну шеренгу.

Звучит песня Здравика. Вбегает Здравик (Приложение 1 , фото 1):

– Здравствуйте дорогие участники и гости Здравиады. Я думаю, что вы все узнали меня… Правильно Я – Здравик. Я прилетел к вам с планеты Семитония. Мне сообщили, что сегодня у вас проходит Здравиада. Это игры, в которых одновременно могут состязаться и ребенок и взрослый. Вы сегодняшние участники состязаний, открываете малую Здравиаду в вашем саду. Каждый ребенок на вашей планете тоже хочет быть здоровым, сильным и смелым. Ведь:

Веселый смех – это здоровье
Красивые глаза – это здоровье
Стройная фигура – это здоровье
Хорошая память – это здоровье
Светлый ум – это здоровье
Улыбка – это здоровье
Красивый чистый голос – это здоровье.

Для поднятия флага Здравиады приглашаются дети, которые в этом году ни разу не болели.

– На поднятие флага Здравиады – Равняй! (звучит гимн Здравиады, дети стоят по стойке смирно) . Осеннюю Здравиаду считаю открытой! К вам на праздник прилетел не один, со мной пришли все мои друзья, давайте их встретим.

Звучит песня «Здравствуй Здравиада», в зал входят все герои Семитонии.

– Здравствуйте ребята!
– Я – Огник, я выберу самого сильного (Приложение 1 , фото 2)
– Я – Орси, я выберу самого активного (Приложение 1 , фото 3)
– Я – Яник, я выберу самого внимательного (Приложение 1 , фото 4)
– Я – Ростик, я выберу самого умного (Приложение 1 , фото 5)
– Я – Йоник, я выберу самого выносливого (Приложение 1 , фото 6)
– Я – Капелия, я выберу самого аккуратного (Приложение 1 , фото 7)
– Я – Вита, я выберу самого музыкального (Приложение 1 , фото 8)

– Желаю всем вам успех и побед над собой.

Герои подходят к участникам соревнований (каждый берет по три участника) и проходят на свои сектора. По условному сигналу надо приступить к соревнованиям.

1-й сектор – «Страна Пламинии»
2-й сектор – «Страна Орсия»
3-й сектор – «Страна Светия»
4-й сектор – «Страна Ростия»
5-й сектор – «Страна Эфирия»
6-й сектор – «Страна Акватония»
7-й сектор – «Страна Витония»

После прохождения всеми участниками всех секторов, дети возвращаются в спортзал, их встречает Здравик.

– Ребята, пока мои друзья подводят итого нашей Здравиады перед вами выступят юные скрипачи под руководством педагога музыкальной школы. Следующее выступление юных гимнасток под руководством тренера спортивной школы.

Под музыку входят герои Семитонии и награждают участников соревнований. Здравик награждает Мисс Здоровья и Мистера Здоровья.

– Наша Здравиада закончилась.

В заключение герои программы танцуют прощальный танец.


Автореферат диссертации:

Лазарев Михаил Львович

Воздействие психологических факторов на физическое здоровье детей

общая характеристика работы

Актуальность исследования

Состояние здоровья детей является одной из наиболее значимых ценностей , от развития которой зависит благополу­чие любого общества. Традиционно решением этой задачи занимается медицина. Но на современном этапе культурно - исторического развития усилий одной медицины уже не дос­таточно, так как здоровье представляет собой комплексную проблему, требующую участия в ее решении таких наук, как психология, педагогика, экология, право и др. На это положе­ние справедливо указывают многие психологи, философы, физиологи - И.А. Аршавский, А.Г. Асмолов, И.И. Брехман, В.П. Зинченко, Ю.П. Лисицын, В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн и др.

Существенным аспектом данной проблемы является определение основных принципов, на которых могут строить­ся конкретные программы укрепления здоровья детей и одним из ведущих таких принципов является личностно-деятельностный подход [Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.], по­зволяющий рассматривать ребенка как целостную систему в многоплановых взаимосвязях с миром людей и вещей.

В связи с актуализацией в современном обществе роли человека, который берет на себя значительную долю ответст­венности за собственное психическое и физическое здоровье, растет внимание к его деятельности, к произвольной ее составляющей. [Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.]

Другим принципом выступает единство сознания и деятельности [Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.]. Он тесно взаимосвязан с принципом развития [Выготский Л.С., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б.] и принципом, субъективной ответственности человека за свое здоровье. И, наконец, важным принципом является соотношение психического и физического в развитии ребенка как активного субъекта жизнедеятельности .

Однако, если вопросы психического развития личности достаточно широко и глубоко изучены в отечественной и зарубежной психологии, то проблемы взаимопроникновения психического и физического разработаны все еще недостаточно. Именно социальная значимость данной проблемы и недостаточная ее разработанность определили выбор темы настоящего исследования.

Объектом исследования явились психологические воздействия, определяющие укрепление физического здоровья детей.

Предметом исследования стали особенности влияния эмоций, мотивации и степени самосознания на развитие здоровых детей и восстановление здоровья детей, страдающих бронхиальной астмой.

Цель исследования состояла в выявлении наиболее значимых психологических факторов, обеспечивающих развитие физического здоровья детей разных возрастов.

Гипотеза исследования заключалась в том, что, воздействуя специально разработанными психологическими приемами на эмоции, мотивацию и самосознание ребенка можно не только управлять процессами развития и восстановления физического здоровья, но и обеспечить формирование потребности быть здоровым и личностной ответственности за собственное здоровье и здоровье других людей. При этом музыка выступает одним из действенных компонентов сознательной регуляции дыхательной функции - психоэмоциональным фактором.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы взаимовлияния психических процессов и физического здоро­вья вообще и, в частности здоровья детей, страдающих бронхиальной астмой;

2. Выявить психологические факторы (эмоции, мотивации, осознание) и рассмотреть их воз­растную динамику в ходе онтогенетического развития ребенка,

3. Разработать методики, позволяющие выявить психологические факторы и определить сте­пень их влияния на здоровье детей на разных ступенях возрастного развития;

4. Разработать методики активизации психических процессов, обеспечивающие возможности ребенка самостоятельно заниматься развитием своего здоровья в условиях семьи , дошкольного учреждения, школы и летнего детского лагеря.

5. Определить организационные формы, позволяющие посредством психологических фак­торов воздействовать на укрепление здоровья детей.

Методологическую основу исследования составляют общетеоретические положения отечественной психологии о закономерностях психического развития ребенка (Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.); социально-нормативная концепция развития личности в он­тогенезе (Фельдштейн Д.И.); концепция оздоровления (санологии) (Лисицин Ю.П.); концепция формирования здоровья (Брехман И.И.).

В работе использовался комплексный метод исследования, включающий эксперимент (как естественный, так и лабораторный), наблюдения, анкетирование, психолого-медицинское тестирование, анамнез, катамнез, беседы с детьми и их родителями, анализ дневников самонаблюдений и рисунков детей, анализ дневников их родителей и пр.

При этом особое место занимал разработанный авто­ром метод музыкального эмоционально-дыхательного тренинга ребенка в процессе вокально-речевой деятельности - ме­тод музыкальной психорегуляции дыхания (МПД).

Базой исследования явились Школа здоровья при Врачебно-физкультурном диспансере N 4 г. Москвы, Центр восстановительного лечения г. Москвы, детские сады и школы Москвы и ряда других городов России (Екатеринбург, Магнитогорск, Сыктывкар, Мурманск, Тамбов), летние лагеря здо­ровья в России и США. Всего исследованием было охвачено 3099 человек. Из них: 2563 ребенка (разных возрастов), 386 беременных женщин, 150 родителей. Кроме того, в исследо­вании участвовали 1505 учителей здоровья.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что определены основные психологические факторы, влияющие на укрепление физического здоровья детей; впервые разработаны методики оптимизации развития плода с помощью музыки; создана комплексная система реабилитации детей, страдающих бронхиальной астмой, основанная на использовании музыкальной психотерапии; раскрыты способы формирования мотивации здоровья, в частности через организацию музыкальных уроков здоровья.

Практическая ценность исследования состоит в раз­работке методики и организационных форм воздействия на психику ребенка, обеспечивающих развитие его здоровья. В частности это: а) система до- и послеродовой музыкальной стимуляции развития ребенка, которая используется работе женских консультаций и дошкольных учреждений; б) адаптированная американская программа "Познай себя" и авторская программа Здравствуй!", продуктивно применяемые в до­школьных и школьных учреждениях; в) система развивающей терапии детей, страдающих бронхиальной астмой, применяемая в детских учреждениях Москвы, Набережных Челнов, Бердянске.

Апробация результатов исследования проводилась путем обсуждения на заседании лаборатории психического развития в подростковом и юношеском возрастах Психологиче­ского института РАО. Материалы работы докладывались автором на Всесоюзной научно- практической конференции "Научные основы физкультурно-оздоровительной работы сре­ди населения" (г. Таллинн (22-23 апреля 1986 г.), на всесоюзном съезде по ЛФК и СМ (1987 г. Ростов-на-Дону), на городских (Москва) конференциях аллерологов, на Конгрессе "Общественное развитие и общественная информация" Меж­дународной Академии Информатизации (ноябрь 1995, Моск­ва). Основные положения и результаты исследований докла­дывались на совместной Российско-Американской научно-практической конференции по укреплению здоровья в школе (июнь 1996, Москва).

Материалы исследования используются в лекционных и лабораторных занятиях , проводимых диссертантом со сту­дентами Магнитогорского педагогического института и Мос­ковского психолого-социального института.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Наиболее значимыми психологическими факторами, влияющими на состояние здоровья ребенка, являются эмоции, мотивация и самосознание.

2. Эмоции, как психологический фактор, наиболее тесно связаны со многими физиологическими системами, в особенности с дыханием растущего человека.

3. Мотивация выступает необходимым условием активизации оздоровительной деятельности детей.

4. Самосознание, начиная с дошкольного возраста (осознания "Я сам") приобретает роль инстанции, регулирующей собственную оздоровительную деятельность ребенка.

5. Музыкальная психорегуляция дыхания позволяет воздействовать на эмоции, мотивацию, дыхательную и двига­тельную сферы ребенка, способствуя укреплению его физиче­ского здоровья.

Структура диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Текст рукописи иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, ри­сунками.

В первой главе диссертации, во-первых, рассматрива­ется взаимосвязь, взаимообусловленность психического и физического здоровья. Во-вторых, раскрывается содержание как психического, так и физического его аспектов. Особую значимость при этом приобретает взаимосвязь между психическим и физическим в структуре личности больного ребенка. Эта взаимосвязь только в последнее время стала предметом как теоретического, так и экспериментального исследования.

Раскрывая понятие "здоровье", многие исследователи подчеркивают, что здоровье предполагает внутреннюю уравновешенность и уравновешенность с внешней средой [Павлов И.П., 1903], которая зависит от адекватности адаптационных процессов , определяя развитие психофизиологических возможностей человека [Казначеев В.П., 1983].

Важным подходом к здоровью является постулирование ценностного смысла здоровья [Иванюшкин А.Я., 1982]. Е. Гольдсмит определяет здоровье как длительно сохраняю­щуюся способность к восстановлению после химических, физи­ческих, инфекционных, психологических или социальных воз­действий. Некоторые исследователи рассматривают здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-политических констант (Лисицын Ю.П., 1988). Другие считают, что психическое здоровье в большей мере определяет здоровье физическое; что психическое, являясь свойством мозга, само ста­новится фактором, изменяющим организм [Мясищев В. А., 1969].

Говоря о влиянии психического здоровья на физическое, нельзя не упомянуть о современных западных теориях дезаптации, как основы многих психосоматических заболева­ний (гипертонии, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальной астмы, заболеваний кожи). Так О. Тоффлер (1972), придерживающийся теории "болезней цивилизации и социальной дезаптации", считает, что темпы жизни достигли такого ускорения, которое порождает шок, особенно при столкновении с перспективами дальнейшего развития цивилизации, ведет к массовой дезаптации со всеми ее последствия­ми- тревогами, апатией, враждебностью. Этот шок, замечает Тоффлер, "можно охарактеризовать как физический и психи­ческий недуг, вызываемый перегрузкой физических адаптив­ных систем человеческого организма и психологических про­цессов принятия решений. Проще говоря, шок от столкновения с будущим это реакция на чрезмерные нагрузки".

Среди разных исследований, направленных на изучение закономерностей укрепления здоровья, формирования здоро­вого образа жизни, лечения болезней в диссертации выделя­ются те, в которых подчеркивается влияние психологических факторов и условий на состояние, укрепление, развитие физи­ческого здоровья. Так, Ю.В. Баскаков отмечает, что физические упражнения повышают общий энергетический потенциал человека, создавая предпосылки успешного реше­ния личностных проблем.

В работе подробно анализируется психологические исследования, которые позволяют уточнить и расширить представление о взаимовлиянии психического и физического: труды Л.И. Божович, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, B.C. Мухиной, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, и др.

При этом особо вычленяется роль эмоции и мотиваций, как психологических факторов, влияющих на здоровье, уча­ствующих в процессе его восстановления . Уже П.К. Анохин определял эмоции как "физиологическое состояние, имеющее ярко выраженную субъективную окраску...".

Рассматривая проблему эмоций с точки зрения предмета исследования, диссертантом выделяются такие внешние факторы (звуки, речь, музыка), которые вызывают первичные эмоциональные реакции. Кроме того, обосновывается возможность исследования эмоций в пренатальном периоде.

Исходя из того, что мотивация выступает движущей си­лой "здорового" поведения, а отношение человека к собственно­му здоровью является показателем его культуры (Ю.П. Лиси­цын), может быть выстроен особый алгоритм "здоровых" по­требностей и мотивов, который подчиняясь общим закономер­ностям развития мотивации, обладает и рядом специфических особенностей. Здесь выделяется ряд показателей мотивации здо­ровья: желание (потребность) ребенка быть здоровым, интерес к проблемам здоровья, к самому себе, как к человеку, который мо­жет взять свое здоровье в собственные руки и ставить перед со­бой сознательные цели, связанные с укреплением здоровьем.

В диссертации обосновывается понимание дыхания как интегральной психофизической функции, обеспечивающей здо­ровую жизнедеятельность человека. Показано, что дыхание име­ет наивысший индекс психосоматичности (Молдавану И.В.), оно связано с невербальным планом общения (Блонский П.П.), с самочувствием человека, являясь "чутким барометром эмоцио­нального состояния" (Леонтьев А.Н.), представляя собой сово­купность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, и выступая главной жизненной витальной функцией. Дыхание рассматривается автором в качестве одного из показателей состояния мотивационно-потребностной сферы.

Резюмируя сказанное, диссертант приходит к выводу о том, что важное место среди множества психологических фак­торов влияющих на укрепление физического здоровья детей за­нимают эмоции и мотивация. В работе выявлена связь эмоций и мотивации с дыханием, которое является интегральной психофизической функцией. Причем особенно отчетливо эта связь обнаруживается при патологии дыхательной функции.

Во второй главе излагаются теоретические положения, определившие пространство поиска и разработки методов и методик исследования. Здесь прежде всего учитывались утвердившиеся в отечественной психологии методологические принципы (принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип непрерывности развития психики и др.); известный в физиологии и психологии факт связи между эмоциями и дыханием и их взаимовлиянием; постулировалась связь психических и физических процессов.

Для решения исследовательских задач была разработа­на методика дозированного эмоционально-дыхательного тренинга, впоследствии названная "методом музыкальной психорегуляции дыхания" (МДТ).

При этом дыхание рассматривалось как индикатор здоро­вья. В качестве модели для выбора методов и методик воздейст­вия психологических факторов на физическое здоровье исследовалась патология дыхания, в частности, бронхиальная астма.

В работе специально обосновывается выбор бронхиальной астмы как такой формы заболевания, в которой обна­жаются все психологические механизмы и связи, обеспечи­вающие процесс дыхания, и изучение которой позволяет построить методику укрепления здоровья детей .

В данном контексте проанализированы глубинные физиологические, биохимические, нейрогуморальные механизмы патогенеза бронхиальной астмы, приводящие к тому, что у детей, длительно подверженных этому заболеванию возникает комплекс негативных эмоций; показано, что бронхиальная астма является следствием дезадаптации организма ребенка к среде обитания (природной и социальной), выступая комплексной проблемой, включающей не только биологический (медицинский), экологический, но и социопсихологический аспекты. В этом плане акцентируется авторский подход к этиологии бронхиальной астмы, на основании которого вы­деляются четыре ее этиотипа (иммунный, экологический, фи­зический и психологический), что позволяет дифференциро­вать методы лечения и оздоровления детей.

В качестве наиболее активного средства воздействия на жизнедеятельность ребенка вычленяется музыка. Аргументами в пользу такого выбора явились ритмическая организация как музыки, так и дыхания, а также эмоциональная природа музыки.

В целях разработки единого метода исследования автором написана специальная музыка, направленная на активное формирование психологических качеств ребенка, обеспе­чивающая преемственность ее воздействия на разных этапах онтогенеза.

Особо рассматривается применение метода дозирован­ного эмоционально-дыхательного тренинга к разным возрастным группам.

При этом методика на каждом возрастном этапе пре­терпевает изменения, которые определяются не только возрастными, но и индивидуальными особенностями детей в том числе и детей, больных астмой.

Дородовый период исследовался в созданной автором дородовой школе ВФД N 4 г. Москвы, а также во всех дет­ских поликлиниках и женских консультациях г. Набережные Челны (386 беременных женщин, методика "Сонатал"). Ран­ний период (О- 3 года) изучался диссертантом в организован­ной им Школе здоровья при ВФД N 4 и Центре восстанови­тельного лечения детей г. Москвы (65 детей, методика "Интоника"). Дошкольный период (3- 6 лет) расследовался в детских садах N 56 и N 1738 г. Москвы (52 ребенка, методика "Здравствуй!"). Младший школьный возраст (6- 10 лет) исследовался в ряде школ Москвы и других городов России (975 школьников, методика "Познай себя"). Подростковый и стар­ший школьный возраст (10-17 лет) изучались в детских летних лагерях России и США (832 ребенка, программа "Юные учителя здоровья"). Дети, страдающие бронхиальной астмой, (3- 15 лет) были исследованы в Школе здоровья ВФД N 4 и Центре восстановительного лечения г. Москвы, а также в летних астма-лагерях России и США (639 детей, методика "Цветок здоровья").

В работе использовались также такие методы, как наблю­дение, анкетирование, медико-педагогическое и медико-психологическое тестирование, сбор медицинского анамнеза, анализ рисунков детей, индивидуальные беседы с детьми и роди­телями, анализ дневников самонаблюдения (детей), анализ днев­ников родителей, самооценка детей после тестирования.

В третьей главе обсуждаются ход, процесс и результа­ты проведенного исследования , которое состояло из шести последовательных этапов, объединенных общей идеей выяв­ления особенностей воздействия психологических факторов на укрепление физического здоровья детей.

На первом этапе участвовало 386 беременных жен­щин. Они занимались по программе "Сонатал". В итоге были: а) обнаружены элементарные формы эмоциональных реакций в их связи с двигательными реакциями плода; б) выявлены некоторые особенности активности плода: интенсивность, избирательность, дифференцированность по виду движения.

На втором этапе (в нем участвовало 65 детей от 0 до 3 лет) продолжалось музыкально- оздоровительное воздействие на разные сферы младенца (эмоциональную, двигательную и дыхательную).

Здесь удалось не просто выделить специально форми­рующиеся виды деятельности детей (пение, речь, рациональ­ное дыхание, движение под музыку, танец), но и уточнить и подкрепить избирательное отношение ребенка к комплексу воздействий и требований взрослых. Так, одни дети проявили большой интерес ко всем видам занятий (46 человек), у других проявился избирательный интерес (они хотели петь и не хоте­ли танцевать (9 человек)), третьи оставались нейтральными, равнодушными (6 человек), четвертые выказывали резкое не­желание заниматься (4 человека).

Показательно, что дети, прошедшие программу "Интоника", отличались от сверстников, не получивших курс дородовой подготовки, такими характеристиками, как чувство юмора, доброжелательность, благодушие, положительный эмоциональный настрой, умение концентрировать внимание. Многие из них выражали активное желание слушать новые песни и сказки, новую музыку, танцевать.

На третьем этапе (52 ребенка в возрасте 3-6 лет, которые не прошли ни программы "Сонатала", ни "Интоники) задачи решались по программе "Здравствуй!" (запланированные в ме­тоде МПД): велась тренировка дыхательной функции, обогаща­лась эмоциональная сфера, формировалась мотивация здоровья через осознание своего "Я".

Анализ рисунков детей на тему здоровья и болезни показал, что у большинства детей (82%) уже сформировано представление о болезни и здоровье. Причем представления о здоровье отличались от представления о болезни достаточно выразительными признаками: рисунки о здоровье изобража­ются яркими красками, занимают почти весь лист, темы ри­сунков связаны с прогулками, играми, овощами и фруктами, отдыхом; рисунки болезни характеризуются преобладанием темных, мрачных тонов, дети изображаются маленькими, ху­дыми, лежащими в постели.

Оказалось, что у детей не только сформированы пред­ставления (образы) о здоровье и болезни, но и имеется опреде­ленные знания о существенных признаках того и другого.

Одновременно были выявлены и особенности эмоцио­нальных реакций детей на занятия (положительные реакции отмечались у 37 детей, нейтральные - у 9, отрицательные- у 6)

Оздоровительная деятельность привела к тому, что у детей возник интерес к урокам здоровья, который повлиял на их общую учебную активность, а музыкальные занятия спо­собствовали развитию эмоциональной сферы, формированию чувства ритма (см диаграмму!)

Диаграмма 1

Диаграмма изменения показателей по методике "Здравствуй "" через год после начала занятий (% детей, у которых отмечается высокий уровень показателя)

На четвертом этапе исследования (975 младших школьников) по программе "Познай себя" решались общие для всех этапов задачи повышение общей активности расту­щего человека, развитие и обогащение эмоциональной сферы ребенка, повышение уровня сознательности участия в оздоро­вительной деятельности, улучшение "качества дыхания", организация оздоровительной деятельности, вызывающей у ребенка специальной интерес к ней.

Следует подчеркнуть, что решение этих задач осущест­влялось в контексте реальной учебной деятельности школьни­ков. В целостную учебную программу включались уроки здо­ровья. На этих уроках в определенной последовательности дети изучали темы связанные со здоровьем, знакомились с элементарными, а затем и с более сложными оздоровитель­ными приемами.

Материалы исследования свидетельствуют о том, что по итогам года заметно расширились представления детей о здоро­вье и болезни, повысился уровень их знаний в области здоровья, возникла и сформировалась особая форма активности, которая легла в основу оздоровительной деятельности. Эта деятельность включала в себя несколько конкретных видов а) проведение обязательной первичной и заключительной диагностики четырех физических параметров (рост, вес, артериальное давление (АД), выносливость), б) проведение уроков здоровья (по питанию, движению, психогигиене и т д.)

Так, диагностика выносливости, а также физического развития и состояния организма ребенка (АД) показала очень большой индивидуальный разброс полученных данных На этом основании была поставлена задача разработки индивиду­альных, отражающих статус ребенка, и коллективных про­грамм оздоровления Всего было составлено 85 таких про-грамм-"карт". Характерно, что все дети активно участво­вали в данном процессе, осознавая важность составления "карты", специфику своих "показателей", а также необходи­мость собственной оздоровительной деятельности. Дети об­суждали поставленные перед ними задачи в семье, получали согласие родителей на эту деятельность и, наконец, заключали "контракт здоровья" (подписывая его).

Причем интерес к урокам здоровья в течение года повышался и даже выходил за рамки учебной деятельности (см. график 1).

График 1.

На пятом этапе исследования по программе "Юные учи­теля здоровья" решались такие задачи, как: подготовка подрост­ков (11-15 лет) к самостоятельной организованной деятельности, включающей специальные семинары на основные темы по фор­мированию здоровья, специализированные программы обуче­нию профессиональным навыкам оздоровления и навыкам рабо­ты с другими людьми (сверстниками и взрослыми). В этом ис­следовании приняло участие 32 школьника.

Реальную оздоровительную деятельность подростки осуществляли в условиях летних детских лагерей (Артек, Орленок; лагеря Подмосковья, лагеря "Килоква" и "Супер-стар"-в США).

Анализ результатов деятельности юных учителей здо­ровья показал, что, во-первых, они самостоятельно разраба­тывали формы оздоровительной деятельности, такие, как: клубы по массажу, психологическому тренингу; во-вторых, они вполне профессионально (конечно, под контролем взрос­лых) проводили психолого-медицинскую диагностику в нача­ле и в конце смены (в диагностике участвовало 800 детей) Разумеется, юные учителя здоровья принимали участие только в первичной обработке, в анализе полученных данных, в со­общении результатов диагностики детям, которые ее прохо­дили. В-третьих, юные учителя здоровья проводили в каждом отряде психологические игры, в-четвертых, проводили роле­вой тренинг, направленный на обучение детей умению выхо­дить из конфликтных ситуаций.

Все юные учителя здоровья широко использовали в оздоровительной деятельности музыкальные программы, ко­торые они прошли сами и которые были разработаны специ­ально для лагеря. Одним из результатов их деятельности явились вполне сформированные коммуникативные качества и умения. Они могли собрать вокруг себя большое количество детей, пробудить у них интерес к оздоровительной деятельности во вполне адекватных формах осуществляя взаимодействие со взрослыми (воспитателями, вожатыми, врачами и др.).

Анализ полученных данных убеждает в том, что у под­ростков удалось сформировать ответственность не только за свое здоровье, но и за здоровье других людей, развить у них такие качества, как самостоятельность, инициативность и коммуникабельность, сознательное отношение к оздорови­тельной деятельности, ее высокую мотивированность.

1. От первого к пятому этапу активность ре­бенка развивается, дифференцируется, во­площается в разных видах деятельности, при­обретая новое психологическое содержание.

2. От первого к пятому этапу прослеживается возникновение и развитие мотивации здоро­вья во всем многообразии ее связи с другими видами мотивации.

3. От первого к пятому этапу выявлено развитие эмоциональной сферы - от элементарных эмоций (удовольствие- не удовольствие) до все более сложных их форм. Одна из таких форм - эстетическая эмоция, сформированная через дыхательно-эмоциональный тренинг, ядром которого является музыка.

4. От первого к пятому этапу все большее зна­чение в оздоровительной деятельности детей приобретают сознательное отношение к ней (познавательная активность).

Специфика исследования на шестом этапе по про­грамме "Цветок здоровья" состояла в том, что оно проводи­лось применительно к детям с бронхиальной астмой (в иссле­довании участвовало 639 детей и 150 родителей).

Особую важность на этом этапе приобретает диагно­стика здоровья, состояние функции внешнего дыхания и лич­ностных характеристик детей. Именно данные диагностики послужили основанием для разработки тренинга: ориентиро­ванного для больных детей, включающего активную музы­кальную терапию с использованием дыхательных музыкаль­ных тренажеров.

Специально организованная реабилитационная дея­тельность привела к тому, что: а) значительно улучшилась функция внешнего дыхания детей; б) сократилось количество заболеваний детей (общее снижение заболеваемости в году по дням болезни составило 41,6%).

У больных детей, в отличие от здоровых, большую роль играет понимание причин, симптомов приступов удушья, представление о механизмах, участвующих в этом процессе, а также четкое знание приемов, способов снятия приступов, помощи самому себе. Оказалось, что уровень понимания кор­релирует с показателями функции внешнего дыхания.

Программа «Здравствуй!» направлена на оздоровление и раннее развитие детей в детском саду и в семье. Она разработана в лаборатории формирования здоровья детей Российского научного Центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава и имеет Гриф Министерства образования и науки РФ «Допущено к использованию в дошкольных образовательных учреждениях». Программа выпущена издательством «Мнемозина» в виде Учебно-методического комплекса (для младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада), 2000-2008.

Цель программы - помочь педагогам и родителям организовать оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста, сформировать у них мотивацию здоровья и поведенческие навыки здорового образа жизни, воспитать ответственность за свое здоровье, повысить резервы их здоровья.

Программа «Здравствуй!» представляет собой музыкальные уроки здоровья, которые включают обширный сказочный материал, содержат оздоровительные и познавательные элементы, формируют внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей.

Курс дошкольной подготовки «Здравствуй» предназначен для работы с детьми 3-7-летнего возраста, разработан на основе современных научных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста в рамках существующих образовательных стандартов, написан и систематизирован с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (как здоровых, так и ослабленных), а также из разного уровня их психического развития.

Составляющие УМК «Здравствуй!»: Оздоровительно-развивающая программа, учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ, предшкольная подготовка: для учебно-методическое пособие для педагогов. Книга сказок в четырех частях («Фырка и здравик. Воздушный волшебник. Синяя капелька. Музыкальная радуга здоровья»); Рабочая тетрадь в четырех частях («Я расту. Я дышу. Я закаляюсь. Я пою и говорю»); Книга песен (ноты) в четырех частях. В программу курса входят все необходимые оздоровительные и познавательные элементы, способствующие гармоничному воспитанию и развитию личности ребёнка, формированию у него культуры здорового и безопасного образа жизни. Содержание включает в себя обширный сказочный материал, отражает и формирует внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Основное внимание автор уделяет сохранению естественности психического развития ребенка, построению прочного фундамента жизнеутверждающей, созидающей и творческой личности. Программа помогает расширить кругозор детей, развить их как физически, так и эстетически. Особая роль отводится музыке, которая является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса, позволяющей организовать межфункциональный тренинг организма ребенка. Методическое пособие: Музыкальный альбом для детей и взрослых на двух компакт-дисках «Здоровячок!» - это путешествие с главным здоровячком – Здравиком с Планеты Семитония по разноцветным странам. По дороге дети будут петь и играть в музыкальные игры: Красная страна Пламия – школа движения, оранжевая страна Орсия – школа психологии, желтая страна Светия – школа интеллектуального развития, зеленая страна Ростия – школа питания, голубая страна Эфирия – школа воздушного закаливания и дыхательного развития, синяя страна Акватония – школа закаливания водой, плавания и гигиены, фиолетовая страна Витония – школа речевого и вокального развития.

Курс предшкольной подготовки «Здравик» предназначен для подготовки к школе детей в возрасте 5-6 лет с целью психологической и физической подготовки детей к школьным нагрузкам, обеспечение плавного перехода из дошкольного учреждения в школу. Предшкольный курс «Здравик» может быть самостоятельной программой или преемственной с дошкольной программой «Здравствуй». Дидактический материалпредшкольного курса «Здравик» представляет собой сказки о здоровье, в процессе чтения которых ребенок вместе с педагогом и родителями выполняет несложные задания тренирующие его память, улучшающие речь и концентрацию внимания, расширяющие кругозор, повышающие уровень развития двигательных качеств, формирующие навыки самостоятельной работы. Цветомузыкальное пособие «Цветоник» - это книга-игрушка с цветными мелодиями. Мелодии дети могут сами сыграть на фортепиано (синтезаторе, металлофоне, духовой мелодике и т.д.), на клавиши которого наклеены цветные маркеры-кружочки. Выполняя такие задания, дети смогут закрепить знания о семи цветах радуги и семи нотах гаммы. Материал пособия стимулирует творческую активность, формирование музыкального слуха и навыков художественного цветомузыкального моделирования явлений окружающего мира.

Тест «Здравик» дается в руки ребенку 3-7 лет как инструмент самонаблюдения с целью задействовать ведущие психологические факторы, влияющие на здоровьеразвивающую деятельность, такие как эмоции, мотивация и самосознание]. Тест рассматривается как один из элементов культуры здорового материнства и детства, предполагающей использование специальных здоровьеразвивающих технологий, посредством которых формируется здоровая личность ребенка, начиная с внутриутробного периода.

1. Скоростная выносливость.

2. Память.

3. Звуко-дыхательная проба.

4. Самооценка.

5. Здоровьеустойчивость (отсутствие заболеваний).

Данные тестовые задания выделены на основе наиболее высоких корреляционных связей с другими показателями здоровья и развития детей, выявленных в процессе многолетних исследований.

Каждый из этих тестовых показателей связан с целой группой других показателей развития: скоростная выносливость - с остальными двигательными качествами, росто-весовым индексом; память – с общим кругозором, речью; звуко-дыхательная проба – с остальными показателями функции внешнего дыхания, чистотой интонирования, кардио-респираторным индексом; самооценка – со знанием своего организма, умением анализировать свое состояние, эмоциональным настроем; здоровьеустойчивость – с уровнем иммунитета, состоянием всех органов и систем организма.

Литература

    М.Л.Лазарев. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Здравствуй!». М., «Мнемозина», 2004.

Более 100 лет ученые-морфологи доказали, что мозг каждого человека в дородовый период жизни обладает безграничными возможностями, но уже к рождению они частично угасают. Часть нейронов головного мозга просто атрофируется и отмирает за ненадобностью. Но если развивать, обучать и воспитывать детей до рождения, то мозг сохраняет свои функции и наделяет таких детей уникальными способностями. С помощью музыки, маминого голоса, специальных упражнений происходит сохранение и развитие возможностей мозга ребёнка ещё до его рождения, стимулируется его двигательную активность. Немаловажно и то, что улучшается самочувствие самой беременной женщины, она с радостью готовится к родам и воспитанию здорового ребёнка. Музыка – это неотъемлемая часть жизни любого человека, она является незаменимым другом в любой ситуации, успокаивает наши нервы и создает оптимистическое настроение. Какую же роль музыка играет в воспитании детей? Как доказано многими учеными психологами музыкальное воспитание детей влияет не только на умственное развитие, но и на их формирование мировоззрения.

Музыкальное воспитание детей – это процесс, который осуществляется на протяжении всего периода развития ребенка, что формирует его культурный и интеллектуальный уровень. Музыкальное воспитание детей должно начинаться с самого раннего возраста, ребенку необходимо давать слушать музыку разных стилей и направлений, это сформирует его мировоззрение в музыкальном мире и даже в некоторой степени сформирует его вкусы в данной области.

Воспитание ребенка до рождения требует ответственности и трепетной осторожности от будущих родителей, начиная от выбора метода, которым вы будете проводить дородовое воспитание и заканчивая средствами реализации этих методов. Чрезвычайно полезным для будущих мам будет прочтение книги «Мамалыш», в которой подробно и понятно изложены основы воспитания еще не родившихся детей. Например, музыкальное воспитание детей давно используется мамами и педиатрами как до рождения, так и после него. Воспитание малыша музыкой это один из самых успешных методов развития мозга малыша и становления его психики. Дети реагируют на музыку гораздо восприимчивее и активнее чем взрослые. Михаил Львович Лазарев автор известнейшей методики воспитания детей в дородовой период рекомендует музыкальное воспитание детей всем мамам, даже если они не планируют для своего малыша будущее, связанное с музыкой. Музыка положительно действует на общее состояние здоровья маленьких детей и взрослых людей, учеными доказано, что каждая клетка организма человека откликается на звуки музыки. Так же Михаил Львович Лазарев проводил множественные исследования, которые помогли ему понять всю пользу, которую воспитание малыша музыкой внесет в его последующие рост и развитие. Удачным примером методики музыкального развития плода является методика сонатал, которую попробовали множество семей и остались довольными результатами ее применения. Вкладывать силы в здоровый рост, гармоничное развитие и воспитание малыша стоит еще до его рождения, для этого будущим родителям нужно читать много качественной литературы и ответственно относиться к выбору авторов книг. К сожалению, многие современные родители считают, что воспитание начинается через определенное время после рождения ребенка, когда он осознает окружающий мир, знакомится с ним. Тем самым родители теряют огромный промежуток времени на протяжении всей беременности и первых месяцев жизни ребенка, оставляя природе первоначальное развитие, это неверно в корне. Методика сонатал единственная в своем роде и воспитание ребенка до рождения с ее применением - отличный выбор хорошего родителя.

Михаил Лазарев - действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, профессор Международной академии наук и искусств, руководитель лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава.

Родоначальник идей пренатального воспитания в России и основатель первой пренатальной школы при врачебно-физкультурном диспансере № 4 г. Москвы в 1984 году.

Обладатель патента на музыкальный пояс для беременных женщин «Маматоник», позволяющий будущему ребенку производить собственные музыкальные звуки и с их помощью общаться с мамой.

Автор программы раннего развития детей с помощью музыки «Интоника», а также музыкальных программ формирования здоровья дошкольников «Здравствуй!», младших школьников «Цветок здоровья». Программы рекомендованы Министерством образования и науки РФ.

Михаилом Лазаревым написано более 1000 детских песен в созданном им музыкальном жанре «Музыка материнства и детства».

Сонатал - музыка рождения (от лат. sonus - звук, natal - рожденный). В нём используются три фактора воздействия музыки на организм человека: психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образы); физиологический (функциональный трениг единого организма «мать-плод»); вибрационный (воздействие на процессы тканевого обмена в организме плода и матери, с целью активизации в них различных биохимических процессов).

Основой музыкального воздествия в методе является голос (пение) будущей мамы. Сюда включаются и другие виды музыкальной деятельности: рисование и движение под музыку (танец, ритмическая гимнастика), игра на музыкальных инструментах, активное слушание музыки.

Метод направлен на обучение беременной женщины навыкам общения с ребенком еще до его рождения, на стимуляцию двигательной активности, раннее психоэмоциональное созревание плода, а также на улучшение самочувствия самой беременной женщины, подготовку ее к родам и воспитанию здорового ребенка.

Сонатал открывает новую страницу в истории музыки и закладывает основы для создания особой музыкальной субкультуры - музыки материнства и детства (музыки для еще не родившегося ребенка и ребенка раннего возраста).

Сонатал воплощает новую философию здоровья, предполагающую гармонизацию развития ребенка, начиная с пренатального возраста, с помощью музыки, способствует снятию жизненных стрессов и оздоровлению женщин с помощью музыкальных программ, пения и танца.

Метод «Сонатал» разработан в рамках нового направления или типа образования, которое названо пренатально-ориентированным образованием. Это образование предполагает накопление ребенком до рождения определенного информационного опыта, на котором в дальнейшем строится все последующее образование.

В основе метода «Сонатал» лежит идея о том, что во время беременности очень важно слушать музыку и петь. Даже если у вас нет голоса.

Песенные программы, по мнению Лазарева, способны оказывать регулирующее действие на сенсорные системы организма и кардиореспираторные процессы. Эти программы были названы кардиосенсорными. Песня оказывает воздействие на левое (смысл) и правое (образ) полушария, вызывает определенное эмоциальное состояние, влияет на функцию внешнего дыхания ребенка. Воздействие музыкой происходит в особом темпоритме и в определенное время суток.

Метод поющего дыхания влияет на показатели здоровья и развития ребенка после рождения. У беременных женщин улучшается психоэмоциональное состояние, снижается уровень тревожности, улучшается состояние здоровья, лучше протекают роды, улучшается лактация. Мамы, прошедшие метод «Сонатал» глубже и лучше понимают своего ребенка.

Сами дети рождаются физиологически и эмоционально более зрелыми, опережают сверстников по всем психическим и психомоторным реакциям, более внимательны, любознательны, отличаются хорошей памятью, меньше болеют, любят танцевать, лучше спят, много и с удовольствием рисуют.
ЦВЕТОНИК

«Цветоник» - это цветомузыкальная программа по самому раннему развитию ребенка.

Она открывает перед вашим ребенком мир красоты и гармонии, в котором малыш будет не простым зрителем, а самым настоящим волшебником. Он сможет создавать свою цветную музыку жизни.

Программа включает:

1. Книгу для детей «Школа музыкальных волшебников».

2. Песенный цикл «Цветоника».

3. Комплект игровых пособий «Цветные нотки».

Программа сенсорной цветомузыкальной гимнастики с комплектом игровых пособий «Цветные нотки» (для детей от 0 до 3-х лет и старше)

ПЕНИЕ И ЧТЕНИЕ – С РОЖДЕНИЯ!

1. Книга «Школа музыкальных волшебников»

Книга состоит из сказок, которые с первых дней жизни знакомят детей с семью цветами радуги и семью нотами гаммы. Сказки сопровождаются не сложными

Практическими заданиями, направленными на стимуляцию у детей творческой активности, формирование музыкального слуха и навыков художественного

Моделирования (с помощью цвета и звука) явлений окружающего мира.

В том числе, дети в игровой форме знакомятся с клавиатурой фортепиано, подготовить которую очень просто.

2. Песенный цикл «Цветоника»

Песенный цикл дан в книге «Мамалыш, или рождение до рождения». Песенный цикл включает ноты и аудиозапись песен с голосом и фонограммой.

3. Комплект игровых пособий «Цветные нотки»

Игровые пособия направлены как на адаптацию ребенка к окружающей среде, так и на пробуждение в нем творческой активности по созиданию собственных элементов окружающей среды. Пособия формируют у него цветообразные представления, способствуя развитию мотивации двигательной активности, мотивации деятельности, развивающей здоровье, адаптируя его к окружающим условиям.

Пособия сконструированы таким образом, чтобы можно было проводить с ребенком трехмерную цветомузыкальную гимнастику.

При этом каждому из пособий дано свое название, имеющее внутреннюю звуковую или смысловую рифму. Пособия «Дорожка-Цветоножка», «Кружочки-Цветокочки» и «Семитоник-Цветик» предназначены для проведения как горизонтальной, так и вертикальной двигательной гимнастики.

Пособие «Ковер-Цветолет» предназначено для освоения фронтального двигательного интонирования (дополнительно к горизонтальному и вертикальному), для формирования речи, первичных навыков нотослогового чтения, сольфеджирования.

Серия игр, прилагаемых кцветомузыкальному тренажеру «Цветные нотки» выполняет также функцию сенсорной гимнастики, с элементами двигательного, дыхательного и психологического тренинга.
Программа «Здравствуй!»

Программа «Здравствуй!» направлена на оздоровление и Развивающие занятия для детей 2-3 лет - занимаем и развиваем ребёнка дома в детском саду и в семье. Она разработана в лаборатории формирования здоровья детей Российского научного Центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава и имеет Гриф Министерства образования РФ «Допущено к использованию в дошкольных образовательных учреждениях».

Цель программы - помочь педагогам и родителям организовать оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста, сформировать у них мотивацию здоровья и поведенческие навыки здорового образа жизни, воспитать ответственность за свое здоровье, повысить резервы их здоровья.

Программа «Здравствуй!» представляет собой музыкальные уроки здоровья, которые включают обширный сказочный материал, содержат оздоровительные и познавательные элементы, формируют внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Программа раннего развития выпущена издательством «Мнемозина» в виде Учебно-методического комплекса (для младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада).

«Здравствуй!» - программа нового поколения и заслуживает особого внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Цели, задачи, содержание данной программы выражают внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Реализация ее главных идей позволит сохранить естественность психического развития ребенка, построить фундамент жизнеутверждающей, созидающей и творческой личности.

Основопологающим в ней является формирование у ребенка – дошкольника позиции признания ценности здоровья.

Программа разработана с учетом оздоровительной направленности в работе детского сада, но может быть использована в любом детском образовательном учреждении, а также в семье.

Главным физиологическим механизмом, на котором основан курс оздоровления служит механизм виброэрации (оптимизации окислительно – восстановительных процессов в тканях организма за счет внутренней вибрации).

Данный механизм возникает при проведении нейтростимуляционной онтогенетической функциональной гимнастики (от греч.нейрон- нерв, лат. тон - звук).

Весь процесс формирования здоровьесберегающей деятельности и становление здоровой личности ребенка построен на диагностике основных психологических и физических параметров. Особенность этой диагностики состоит в том, что в ее проведении принимает активное участие сам ребенок.

Здоровьесберегающую деятельность предлагается проводить в игровой форме.

В программе изложена концепция курса «Цветок здоровья», дан тематический план оздоровительных занятий для учащихся начальных классов, приведены требования к знаниям, навыкам и психофизиологическим качествам, на формировании которых направлен курс.

Воспитание малыша должно проходить в любви и заботе родителей. Именно так, каждый из родителей сможет воспитать хорошего, доброго и отзывчивого человека, который будет ценить, и любить всех своих родных, близких и друзей. Самое главное, чтобы воспитание малыша проводили оба родителя на равных. Но если один из родителей защищает ребенка, а другой ругает, то ничего хорошего из этого не выйдет. Необходимо, чтобы родители воспитывали своего ребенка сообща, но не в постоянной злости, а, наоборот, в любви, нежности и ласке. Во всем должна быть мера. Рекомендуем вам обязательно прочитать книгу «Мамалыш. Рождение до рождения», если вы хотите стать отличными родителями и воспитать своего малыша самым лучшим человеком в мире.

Музыкальное воспитание детей достаточно сложный и многогранный процесс, уделяйте этому процессу достаточное время, и ваш ребенок вырастет человеком с широким мировоззрением, хорошим вкусом, как в музыке, так и в культуре в целом. Музыкальное воспитание детей осуществляется не только в домашних условиях, но и в образовательных учреждениях, таких как детском саду и школе. Нужно обязательно заниматься с детьми дополнительно, музыкальное воспитание детей – это комплексный и совместный процесс, как родителей, так и педагогов. Музыкальное воспитание детей включает важное правило: если ваш ребенок играет на музыкальном инструменте, обязательно помогайте ему и слушайте его игру, чтобы он понимал что все, чем он занимается для вас важно и интересно. Это не просто будет развивать стремление у ребенка, а еще и развивать ваши доверительные отношения. Музыкальное воспитание детей обязательно, но не нужно перегружать ребенка, все должно делаться непринужденно и интересно.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png