У новорожденного ребенка все анализаторные системы морфологически готовы к отражению. Однако они должны пройти значительный путь своего функционального развития.

Первым органом познания ребенка является рот, поэтому вкусовые ощущения возникают раньше других. На 3-4 недели жизни ребенка появляется слуховое и зрительное сосредоточение, что говорит о готовности ее к зрительных и слуховых ощущений. На третьем месяце жизни она начинает обладать моторикой глаз. С координацией движений глаз связана фиксация объекта, действующего на анализатор.

Еще до поступления в школу у ребенка быстро развивается зрительный анализатор. Особенно развитие чувствительности к цветам спектра, острота зрения, общая чувствительность к световому раздражителю.

Большое значение имеет развитие слуховых ощущений. Уже на третьем месяце ребенок локализует звуки, поворачивает голову к источнику звука, реагирует на музыку и пение. Развитие слуховых ощущений тесно связан с овладением языком. Рано появляется чувствительность к звукам речи. Так, на третьем месяце ребенок уже может различать ласковый и сердитый тон обращенной к ней речи, а на шестом месяце жизни различает голоса близких ей людей.

И.М. Сеченов подчеркивал большое значение кинестезических ощущений в развитии познавательной деятельности. От них во многом зависит совершенство двигательной сферы ребенка, тонкость и расчленение ее движений, необходимых для выполнения различных видов деятельности.

Н.Н. Кольцова выдвинула идею единства и взаимосвязи всех проявлений двигательного анализатора, начиная от простых моторных компонентов и заканчивая кинестезии языка. В период становления речи ограничение движений приводит к прекращению лепета и произнесения первых слогов. Ритм речи соотносится с ритмом телесных движений, которые осуществляет ребенок. Рассуждения Н.Н. Кольцовой совпадают с теми экспериментальными данными, которые показывают связь ритма, темпа и громкости речи с темпераментом.

Органические ощущения во взаимодействии с кинестезии и дистантные ощущения образуют еще один жизненно важный комплекс чувствительности.

Основу здесь составляют органические ощущения и чувство схемы тела (соответствия его частей). Ощущение здоровья, силы придают человеку бодрости, уверенности в себе, стимулируют активность к деятельности.

Итак, ощущения возникают и развиваются в течение жизни человека и составляют ее сенсорную организацию.

Б. Ананьев пишет, что у детей не наблюдается значительных различий в уровне чувствительности одних и тех же анализаторов, хотя у взрослого человека это очевидно. Повышенная чувствительность имеется у сталеваров, художников, текстильщиков. Так, текстильщики различают 30-40 оттенков черного цвета ткани, тогда как глаз неспециалиста - только 2-3 оттенка. Врачи-терапевты очень хорошо различают шумы. Следовательно, деятельность влияет на развитие значимых для определенной профессии видов чувствительности. Экспериментально подтверждено, что можно в десятки раз увеличить чувствительность к распознаванию у человека.

Формирование социально значимой личности может протекать чрезвычайно ограниченной сенсорной основе, даже при условии потери двух ведущих чувствительностей - зрения и слуха. Тактильная, вибрационная, обонятельная чувствительность становится в этих условиях ведущей в развитии личности. Пример слепоглухонемой А. Скороходовой - выдающейся ученого - психолога - убедительно свидетельствует о том, каких высот творческой активности может достичь человек, опираясь в своем развитии на "непроводящие" ощущения.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение термина ощущения.

2. Какое место ощущений в познании окружающего мира?

3. Назовите виды ощущений и охарактеризуйте их.

5. Классифицируйте ощущение по трем параметрам.

6. Раскройте суть каждой закономерности ощущений.

Литература

1. Ананьев Б. Теория ощущений. - Л.: ЛГУ, 1961.

2. Кравков СВ. Очерк общей психофизиологии органов чувств. - М.; Л., 1946.

3. Леонтьев А.Н. Проблема возникновения ощущения // 3-е изд. Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1972.

4. Мили Дж., Мили М. Чувства животных и человека: Пер. с англ. -М., 1966.

5. Скороходова ОМ. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. - М.: Педагогика, 1990.

Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют: дистантную и контактную рецепцию.

2. По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают, соответственно, экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.), проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).

3. По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю и новую чувствительность.

Зрительные ощущения. Аппаратом зрения является глаз – орган чувств со сложным анатомическим строением. Световые волны, отражаемые предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке в виде изображения. Глаз относится к дистантным рецепторам, так как зрение дает знания о предметах и явлениях, находящихся в некотором удалении от органов чувств.

Слуховые ощущения. К дистантным ощущениям относятся также слуховые ощущения. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе, внешнее ухо собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. В основе возбуждения чувствующих окончаний улитки лежит принцип резонанса: различные по длине и толщине окончания слухового нерва приходят в движение (резонируют) при определенном числе колебаний в секунду.

Обонятельные ощущения относятся к дистантным. Раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом, растворяются в носовой жидкости и воздействуют на рецептор.

Вкусовые ощущения – контактные, они возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. Из комбинации этих четырех ощущений, к которым присоединяются мускульные (движение языка), и возникает гамма вкусовых ощущений.

Особенностью динамики вкусовых ощущений является их тесная связь с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении – понижается.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная, температурная, болевая. Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Тактильная чувствительность неравномерно распределена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов – на ладони, на кончиках пальцев и на губах.

Понятие о восприятии. Ощущения и восприятия.

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.

Характеристика основных свойств восприятия.

Свойства восприятия

Избирательность восприятия. Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия. В избирательности раскрывается активность процесса восприятия как проявление отражательной деятельности личности.

Избирательность восприятия зависит от интересов, установок, потребностей личности.

Предмет и фон в восприятии. Предмет и фон восприятия динамичны. То, что было предметом восприятия, может за ненадобностью или по завершении работы слиться с фоном. Что-то из фона на какое-то время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой, что обусловлено перемещением очага оптимальной возбудимости по коре больших полушарий головного мозга.

Особенности соотношения предмета и фона учитываются при выборе формы, окраски, буквенного шрифта для указателей уличных переходов, транспортных знаков. Контрастность, необычность предметов позволяют быстро выделить их из фона.

Апперцепция. Содержание и характер протекания восприятия зависят от установок отдельных людей, различия в их опыте, интересах, общей направленности личности. Зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношения к жизни, установок, богатства знаний называется апперцепцией. Воспринимает не сам по себе глаз, не изолированное ухо слышит звук, не обособленный язык различает вкусовые качества. Все виды восприятия осуществляются конкретным, живым человеком. В восприятии всегда проявляются особенности познающего человека, обнаруживается его определенное отношение к предмету восприятия.

Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает определенное отношение к ним.

Осмысленность и обобщенность восприятия. Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, имеющие для него определенное значение. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становятся возможными целенаправленное их использование, практическая деятельность с ними. Осмысленность восприятия достигается пониманием сущности предметов, т. е. мыслительной деятельностью человека в процессе восприятия.

Отражение любого единичного случая как особого проявления общего представляет собой обобщенность восприятия. Определенная степень обобщенности есть в каждом акте восприятия.

Виды восприятия.

Индивидуальные особенности и виды ощущений Подготовила Кудрявцева Вероника, студентка бакалавриата 1 курса специальности "Психология и педагогика" школы педагогики ДВФУ Содержание 1 Введение 2 Понятие об ощущениях 3 Рефлекторная природа ощущений 4 Систематическая классификация ощущений 5 Индивидуальные особенности и развитие ощущений 6 Список литературы Введение Ощущение - процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). http://xreferat.ru/77/578-1-teorii-i-vidy-oshusheniiy.html Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания. Ощущения являются основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле. Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. С житейской точки зрения трудно представить себе что-то более естественное, чем видеть, слышать, чувствовать прикосновение предмета. Утрату одного из них мы способны воспринять как нечто непоправимое. Ели бы органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов. Понятие об ощущениях Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т.е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов. Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий). Рефлекторная природа ощущений Ощущения - начальный источник наших знаний о мире. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) афферентные или чувствительные нервы (центростремительные), проводящие возбуждение в нервные центры (центральный отдел анализатора); 3) корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии в коре головного мозга, так как определенным клеткам периферии (рецепторов) соответствуют определенные участки корковых клеток. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Анализатор - не пассивный приемник энергии. Это орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей. Физиологические исследования показывают, что ощущение вовсе не является пассивным процессом, оно всегда включает в свой состав двигательные компоненты. Так, наблюдения с помощью микроскопа за участком кожи, проведенные американским психологом Д. Неффом, позволили убедиться, что при раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что в состав каждого ощущения входит движение, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т.д.). Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами - они носят активный характер. В указании на активный характер всех этих процессов и состоит рефлекторная теория ощущений. Систематическая классификация ощущений Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущении по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б. Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А. Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам - систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения - с другой). Рассмотрим систематическую классификацию ощущений (рис 1). Данная классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивпые и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности. Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими. Проприоцептивпые ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха. Третьей и самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения. Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание. Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств, К таким ощущениям относятся слух и зрение. Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но " в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений. Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражителя на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений, рассмотренная нами, исходит, естественно, из типа рецептора, который дает ощущение данного качества, или "модальности". Однако существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модальностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится, например, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой. Ощущение вибрации - это чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом. По мнению большинства исследователей, вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью. В частности, школа Л. Е. Комендантова считает, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. При нормальном слухе она особенно не выступает, по при поражении слухового органа эта ее функция ясно проявляется. Основное положение "слуховой" теории заключается в том, что тактильное восприятие звуковой вибрации понимается как диффузная звуковая чувствительность. Особое практическое значение вибрационная чувствительность приобретает при поражениях зрения и слуха. В жизни глухих и слепоглухонемых она играет большую роль. Слепоглухонемые, благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности, узнавали о приближении грузовика и других видов транспорта на большом расстоянии. Таким же образом посредством вибрационного чувства слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-нибудь входит. Следовательно, ощущения, являясь самым простым видом психических процессов, на самом деле весьма сложны и в полной мере не изучены. Следует отметить, что существуют и другие подходы к классификации ощущений. Например, генетический подход, предложенный английским неврологом X. Хэдом. Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности: 1) протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод, жажда и др.); 2) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью. Известный отечественный психолог Б. М. Теплов, рассматривая виды ощущений, разделял все рецепторы на две большие группы: экстероцепторы (внешние рецепторы), расположенные, на поверхности тела или близко к ней и доступные воздействию внешних раздражителей, и интероцепторы (внутренние рецепторы), расположенные в глубине тканей, например мышц, или на поверхности внутренних органов. Группу ощущений, названных нами "проприоцептивные ощущения", Б. М. Теплов рассматривал как внутренние ощущения. Рис. 1. Систематическая классификация основных видов ощущений Индивидуальные особенности Индивидуальные различия в ощущениях - мало изученная область психологии. Известно, что чувствительность разных органов чувств зависит от многих факторов. Оказывают влияние особенности центральной нервной системы (у индивидов с сильной нервной системой чувствительность ниже); эмоциональность (у эмоциональных более развито обоняние); возраст (острота слуха наибольшая в 13 лет, зрения - в 20-30 лет, старые люди довольно хорошо слышат звуки низкой частоты, а высокие - хуже); пол (женщины более чувствительны к высоким звукам, а мужчины - к низким); характер деятельности (сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла и пр.). Индивидуальные особенности ощущений У новорожденного ребенка все анализаторные системы морфологически готовы к отображению. Но они должны пройти значительный путь функционального развития. Основным органом познания ребенка является рот, следовательно вкусовые ощущения возникают раньше остальных. На 3-4 недели жизни ребенка появляется слуховое и зрительное сосредоточение, что свидетельствует о готовности ее к зрительных и слуховых ощущений. На третьем месяце жизни он начинает владеть моторикою глаз. С координацией движений глаз связана фиксация объекта, который действует на анализатор. У ребенка быстро развивается зрительный анализатор. Большое значение имеет развитие слуховых ощущений. Уже на третьем месяце ребенок локализующие звуки, поворачивает голову к источнику звука, реагирует на музыку и пение. Развитие слуховых ощущений тесно связано с овладением языком. На третьем месяце ребенок уже может различать ласковый и сердитый тон, а на шестом месяце жизни различает голоса близких ей людей. И. М. Сеченова подчеркивала большое значение кинестетических ощущений в развитии познавательной деятельности. От них в значительной степени зависит совершенство двигательной сферы ребенка. М. М. Кольцова говорила о идее единства и взаимосвязи всех проявлений двигательного анализатора. В период становления языка ограничение движений приводит к прекращению лепету и произнесения первых слогов. Ритм речи соотносится с ритмом телесных движений, которые совершает ребенок. Рассуждения М. М. Кольцовои совпадают с теми экспериментальными данными, которые показывают связь ритма, темпа и громкости речи с темпераментом. Органические ощущения во взаимодействии с кинестезиею и дистантнимы ощущениями образуют еще один жизненно важный комплекс чувствительности. Основу здесь составляют органические чувства и ощущения схемы тела (соответствия его частей). Ощущение здоровья, силы придает человеку бодрости, уверенности в себе, стимулирует активную деятельность. Следовательно, ощущения возникают и развиваются на протяжении всей жизни человека и составляют ее сенсорную организацию. Б. Г. Ананьев пишет, что у детей не наблюдается значительных различий в уровне чувствительности одних и тех же анализаторов, хотя у взрослого человека они очевидны. Повышенную чувствительность отмечают у художников, текстильщиков. Так, текстильщики различают 30-40 оттенков черного цвета ткани, в то время как неспециалистов - лишь 2-3 оттенки. Врачи-терапевты очень хорошо различают шумы. Значит, деятельность влияет на развитие важных для данной профессии видов чувствительности. Формирование социально значимой личности может состояться на чрезвычайной ограниченной сенсорный основе. При условии потери двух ведущих видов чувствительности - зрения и слуха, ведущей в развитии личности становится тактильная, вибрационная, обонятельная чувствительность. Пример слепоглухонимой А. Скороходов - выдающегося психолога -убедительно показывает, каких высот творческой активности может достичь человек, опираясь в своем развитии на "непроводные" ощущение. Развитие Ощущения начинают развиваться сразу после рождения. Однако не все виды чувствительности развиваются одинаково. Сразу после рождения у ребенка развивается осязательная, вкусовая и обонятельная чувствительность (ребенок реагирует на температуру среды, прикосновение, боль; определяет мать по запаху материнского молока; отличает молоко матери от коровьего молока или воды). Однако развитие этих ощущений продолжается достаточно долго (мало развиты в 4-5 лет). Менее зрелыми к моменту рождения являются зрительные и слуховые ощущения. Быстрее начинают развиваться слуховые ощущения (реагирует на звук - в первые недели жизни, на направление -через два-три месяца, а на пение и музыку - на третьем-четвертом месяце). Речевой слух развивается постепенно. Сначала ребенок реагирует на интонацию речи (на втором месяце), затем - на ритм, а способность различать звуки (сначала гласные, а потом согласные) появляется к концу первого года жизни. Абсолютная чувствительность к свету у младенца низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. Различение цветов наступает лишь на пятом месяце. В целом абсолютная чувствительность всех видов достигает высокого уровня развития в первый год жизни. Медленнее развивается относительная чувствительность (бурное развитие происходит в школьном возрасте). Ощущения в известных пределах можно развивать методом постоянных тренировок. Благодаря возможности развития ощущений происходит, например, обучение детей (музыке, рисованию). Список литературы * Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с. * Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. - М., 1975. (Ощущения: Восприятие: 43-ПО.)Общая психология. - М., 1986. (Ощущения: 247-266. Восприятие: 266-290.).Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М., 1975. * Теории и виды ощущений [Электронный ресурс]-URL: http://xreferat.ru/77/578-1-teorii-i-vidy-oshusheniiy.html (Дата обращения 13.03.2013) * Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - Вып. I, II. - М., 1966. (Ощущения. Психофизика: 241-313.) 1

Ощущение – это психический познавательный процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов, которые оказывают значительное воздействие на органы чувств личности. Ощущение в жизни человека занимает особую позицию: помогает воспринимать окружающий мир, выстраивать межпредметные связи на основе собственных впечатлений. Ощущения человека очень тесно взаимодействуют со всеми чувствами: зрение, слух, обоняние и осязание являются «проводниками» в таинственный внутренний мир индивида.

Ощущения одновременно и объективны, и субъективны. Объективность заключается в том, что в данном процессе всегда происходит отражение внешнего раздражителя. Субъективность выражается в индивидуальном восприятии конкретного анализатора.

Как работает механизм анализатора? Его задача состоит из трех этапов:

Раздражитель оказывает влияние на рецептор, в результате чего у последнего возникает процесс раздражения, которое передается соответствующему анализатору. К примеру, если громко крикнуть, индивид обязательно повернется в сторону источника шума, даже если он и не обращен к нему лично.

Природа ощущений человека чрезвычайно многообразна. Что можно отнести к ощущениям? Это, прежде всего, наши чувства, которые составляют сущность эмоций: ощущения тревоги, чувство опасности, нереальности происходящего, неконтролируемая радость и печаль. Процесс ощущения складывается из многочисленных переживаний, которые, создавая движущуюся вереницу событий, формируют эмоциональную сферу человека с ее индивидуальными особенностями.

Виды ощущений

  • Зрительные ощущения формируются в результате соприкосновения световых лучей с сетчаткой человеческого глаза. Она – то и является рецептором, на который оказывается воздействие! Зрительный анализатор устроен таким образом, что светопреломляющий компонент, состоящий из хрусталика и стекловидной прозрачной жидкости, формирует изображение. Ощущения могут возникнуть различные. Так, один и тот же раздражитель оказывает разное влияние на людей: какой — то человек при виде подбегающей к нему собаки осторожно свернет в сторону, другой спокойно пройдет мимо. Сила воздействия раздражителя на нервную систему зависит от развития эмоциональной сферы и индивидуальных особенностей.
  • Слуховые ощущения возникают посредством специальных раздражителей – слуховых волн, которые распространяют колебания звука. Слуховые ощущения, которые может уловить человеческий анализатор, состоит из трех типов – речевые, музыкальные и шумы. Первые возникают в результате восприятия речи другого человека. Когда мы слушаем монолог, то невольно начинаем обращать внимание не только на смысл произнесенных фраз, но и на интонацию, тембр голоса. Музыкальные звуки способны подарить нашему слуху невообразимое эстетическое наслаждение. Слушая определенные мелодии, человек успокаивается или, наоборот, возбуждает свою нервную систему. Известны случаи, когда музыкальное сопровождение помогало личности в решении сложных задач, вдохновляло на новые открытия, творческие свершения. Шум почти всегда негативно воздействует на слуховые анализаторы личности и на его душевное состояние. Постоянное нахождение в условиях шума негативно сказывается на психике и может привести к полной или частичной потере слуха.
  • Вибрационные ощущения относят тоже к слуховым. Замечено, что у людей с ограниченными возможностями (слепых и глухих) способность воспринимать вибрации возрастает в несколько раз! На здорового человека недлительные колебания оказывают положительное воздействие: успокаивают, стимулируют к деятельности или побуждают к конкретным шагам. Однако, если однотипные вибрации будут повторяться слишком долгое время, то станут источником плохого самочувствия и приведут к состоянию раздражения.
  • Обонятельные ощущения призваны находиться «на страже» нашего здоровья. Прежде чем принять пищу, человек чувствует ее аромат. Если продукт несвежий, обонятельный анализатор немедленно подаст сигнал в мозг, что данную пищу нельзя употреблять. Также по запаху можно узнавать знакомые места или возвращаться к различным переживаниям. Например, вдыхая аромат свежей клубники, нагретой на солнце, мы вспоминаем теплое лето и особенное настроение, которое в тот момент сопутствовало отдыху.
  • Вкусовые ощущения напрямую связаны с возможностью распознавать вкус пищи и наслаждаться его многообразием. На языке расположены вкусовые рецепторы, которые чувствительны к этим ощущениям. Причем разные доли языка неодинаково реагируют на одну и ту же пищу. Так, сладкое лучше всего воспринимается кончиком, кислое – краями, горькое – корнем языка. Для создания полной картины вкусовых ощущений необходимо, чтобы пища была как можно более разнообразная.
  • Тактильные ощущения несут в себе возможность познакомиться с состоянием физического тела, определить, какое оно: жидкое, твердое, липкое или шероховатое. Больше всего скоплений тактильных рецепторов на кончиках пальцев, губах, шее, ладонях. Благодаря тактильным ощущениям, человек даже с закрытыми глазами может безошибочно определить, какой предмет находится перед ним. Слепым людям руки частично заменяют зрение.
  • Ощущение давления воспринимается как сильное прикосновение. Характерной особенностью этого ощущения является полная сосредоточенность на одном месте, в результате чего сила воздействия увеличивается.
  • Болевые ощущения формируются в результате воздействия на кожные покровы или внутренние органы неблагоприятных факторов. Боль может быть колющая, режущая, ноющая, она различается по интенсивности. Болевые ощущения расположены под кожей глубже, чем рецепторы прикосновения.
  • Температурные ощущения связаны с функцией теплообмена. На теле человека расположены рецепторы, которые неодинаково реагируют на тепло и холод. Так, например, спина и ступни ног более всего чувствительны к холоду, а грудь остается теплой.
  • Кинестетические ощущения называют собственно тактильными. Они необходимы для формирования чувства равновесия, определения положения тела в пространстве. Человек даже с закрытыми глазами легко может сказать, лежит он сейчас, сидит или стоит. Восприятие движение и двигательная активность – важные составляющие кинестетических ощущений. Они создают чувство уверенности при перемещении тела в пространстве.

Развитие ощущений и восприятия

Для развития всех видов ощущений необходимо использовать специально подобранный комплекс упражнений. При этом рекомендуется обращать внимание на раздражители, которые будут возникать в течение дня естественным образом и стараться наблюдать за ними. Так, восход солнца может принести не меньше удовольствия, чем занятие живописью или игра на музыкальном инструменте. Научаясь замечать красоту окружающей среды, человек «тренирует» свои ощущения, задействует их работу, утончает восприятие, а потому сам становится счастливее. Ниже представлены упражнения, которые можно использовать как в совокупности, так и отдельно друг от друга.

«Наблюдение за деревом»

Это упражнение можно выполнять на протяжении довольно длительного времени. И чем дольше вы станете его делать, тем глубже сможете освоить и развить свои зрительные ощущения. Суть его заключается в следующем: недалеко от своего жилища необходимо выбрать одно дерево, за которым вы будете периодически наблюдать. Интервалы в наблюдении должны иметь равный промежуток: два – пять дней, самое большое — неделя. Время года неважно, но желательно, чтобы была возможность понаблюдать сезонные изменения.

В установленный час выходите из дома и направляетесь к выбранному объекту. В течение десяти – пятнадцати минут просто созерцайте природную красоту, воплощенную в данном конкретном дереве. Можно подумать о чем – то своем, но главное не забывайте отмечать существенные детали. Рассматривая дерево, постарайтесь наиболее полно ответить себе на следующие вопросы: как оно выглядит, какие чувства у вас возникают, что изменилось за время последнего посещения (например, стало больше желтых листьев осенью или появились свежие, зеленые весенней порой). Упражнение прекрасно развивает наблюдательность, предоставляет уникальную возможность отдохнуть душой от ежедневных забот и переживаний. Сила этого задания заключается в его простоте и доступности для каждой личности.

«Кто громче поёт?»

Данное упражнение направлено на развитие слуховых ощущений и может применяться на практике как взрослыми, так и детьми. Находясь на прогулке, поставьте себе целью различать пение птиц, прислушиваться к звукам, произносимым живой природой. Лучше всего «слушать» птиц ранним утром, когда еще отсутствуют посторонние звуки и на улице мало людей. Вы удивитесь, как многого не замечали прежде. Обязательно отмечайте ваши наблюдения в специальном блокнотике, записывайте важные мысли, которые пришли в голову.

«Угадай – ка»

Играть в эту игру можно хоть всей семьей. Упражнение направлено на развитие обонятельных ощущений. Задача несложная в исполнении: вы покупаете в магазине несколько продуктов разной категории и сортов. Продукты можно выбирать на свой вкус, однако, учтите, что домашние не должны знать, на чем именно остановился ваш выбор. После вы предлагаете родственникам с закрытыми глазами на близком расстоянии определить продукт. Подносите им к носу по очереди огурец, очищенный банан, йогурт, молоко, помидор. Задача ваших оппонентов – угадать, какие именно продукты питания вы принесли домой. Детям при этом разрешается задавать наводящие вопросы. Упражнение прекрасно поднимает настроение.

«Что я чувствую прямо сейчас?»

Суть этого упражнения заключается о том, чтобы как можно яснее составить для себя спектр температурных и тактильных ощущений. Чтобы достичь желаемого эффекта, выполняйте несложные рекомендации: принимая душ, включайте поочередно прохладную и теплую воду. Отмечайте свои ощущения, возникающие в эти промежутки времени. Пришедшие мысли можете записывать в специальную тетрадь, потом будет интересно читать.

Выходя в теплую погоду на улицу, постарайтесь мысленно настроиться на восприятие температуры. Заметьте, как рецепторы кожи «радуются» солнечному свету, насколько вам приятно ходить в легкой одежде, сквозь которую свободно проникает воздух. Придя домой, зафиксируйте ваши наблюдения на бумаге.

Таким образом, роль ощущений в жизни человека достаточна значительна. Благодаря ощущениям становится возможным различать краски и цвета собственного настроения, видеть окружающий мир во всем его многообразии. Процесс ощущения наделяет каждого из нас способностью становиться творцом своей индивидуальности.


Ощущение и восприятие - ключевые психологические процессы. Дадим краткую характеристику данным категориям и определим их роль в психологии.

Ощущение - это : процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений (на сенсорном уровне).

Обнаружение сигнала происходит на фоне шума как вероятностный процесс.
Характеристики анализаторов:
. нижний и верхний пороги ощущений,
. дифференциальный порог.
. временной порог, латентный период.


Рис. 1. Схема формирования ощущения

Интенсивность ощущений E = klogI + c (закон Вебера-Фехнера).
Время реакции Т = а/In + k (формула Пьерона), где I - интенсивность раздражения, а, n, k, c - константы.

Важным аспектом изучения темы ощущение и восприятия является вопрос регуляции ощущения. Регуляция процессов ощущения осуществляется за счет:
. сенсорной адаптации (привыкания к стимулу и снижения реакции при его появлении;
. сенсибилизации (повышения чувствительности к раздражению);
. сенсорной депривации (лишения органов чувств поступающей в них информации).

Особенности ощущений кратко

Их острота влияет на принятие индивидом решения о дальнейшем поведении в данной ситуации. Существуют личностные особенности обнаружения сигнала, поэтому и принятие решения входит в структуру сенсорного процесса.
Вследствие этого формируются индивидуальные стратегии поведения:
1) стратегии риска (увеличение числа обнаружений - ложные тревоги);
2) стратегии осторожности;
3) стратегии следования сенсорным впечатлениям.
Согласно концепции Закермана, поиск новых ощущений является устойчивой личностной характеристикой, отражающей стремление человека к получению разнообразной информации. С одной стороны, такая черта может способствовать личностному росту, так как человек осваивает новые сферы деятельности. Однако из-за склонности «все попробовать» и отсутствия страха риска, возрастает вероятность попадания в стрессогенные и травматические ситуации, а также развития аддиктивных форм поведения, что является негативным проявлением чрезмерно выраженного поиска ощущений.
Один из первых вопросов, который возник перед исследователями ощущений, — это вопрос о порогах ощущений. Какой должна быть сила или интенсивность стимула, чтобы мы осознали его действие на нас? Например, какое минимальное количество децибел способно воспринять наше ухо, или с какого расстояния мы способны различить человеческую фигуру и т.п.?
Величина физического раздражителя (т.е. стимула), ниже которой ощущения от стимула не возникает, а выше — соответственно возникает, представляет абсолютный порог чувствительности.
Когда мы начинаем различать похожие, но не одинаковые стимулы? Например, близнецы для большинства из наспрактически неотличимы друг от друга, а их мать тем не менее научается довольно хорошо различать их.
Существует такая величина физического различия между стимулами, выше которой мы их различаем, а ниже которой — не различаем. Данная величина называется дифференциальным порогом, или порогом дифференциальной чувствительности.
Концепция того, что наша сенсорная система устроена по пороговому, прерывному принципу, называется концепцией дискретности (прерывности) сенсорного ряда. Однако попытки точно установить абсолютные пороги для разных видов чувствительности и величин стимулов показали, что невозможно точно измерить пороги, они словно плавающие и зависят от множества факторов.
Например, помещают испытуемого в специальную, изолированную от всяческих шумов экспериментальную комнату, измеряют его пороги и в первый раз получают одно значение, а во второй — другое. Наши суждения о наличии ощущений основаны не только на физической природе стимула, но также на процессах принятия решений, которые зависят от сложного набора когнитивных механизмов и процессов (внимания, памяти, мышления), особенностях эмоциональных реакций и пр.
Более современные взгляды на пороги чувствительности связаны с теорией обнаружения сигналов, предложенной Грином и Светсом в 1966 г. По этой теории любой сигнал воспринимается на фоне определённого шума. Даже в случае когда полностью отсутствуют внешние помехи - сама сенсорная система (просто за счет своей работы) создает некоторый уровень шума: в нас бьется сердце, мы дышим, по жилам течет кровь и т.д. Этот шум при жизни наблюдателя нельзя отключить. Сигнал сливается с шумом, он становится плохо отличимым от него, особенно когда физическая интенсивность самого сигнала очень мала. Наблюдатель, по сути дела, выполняет задачу отличения сигнала от шума. В основу теории было положено наблюдение за работой дежурного на радиолокационной станции, в задачи которого входило пристально смотреть на индикатор радара несколько часов в день с целью своевременного обнаружения вражеского самолета. На экране радара могут появляться два типа стимулов; сигнал о самолете и шум — посторонние стимулы (например, стая птиц). Если дежурный примет шум за самолет, то будет виноват в ложной тревоге, что может повлечь серьезные последствия; если примет самолет за шум — это серьезная ошибка и нарушение долга, результатом которой может быть гибель людей. Таким образом, только два типа реакции являются допустимыми: правильное обнаружение самолета и правильное отрицание самолета.
Эта модель показывает, что пороги являются элементами сложного опыта человека. Кроме интенсивности стимула еще два фактора влияют на решение об обнаружении: (1) ожидание наблюдателя — появится или не появится сигнал и вероятность его появления и (2) что последует за принятием решения — наказание или вознаграждение.

Краткая классификация ощущений

Виды ощущений кратко: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, кинестетические, температурные, болевые.
Однако на практике используется чуть более подробная классификация ощущений.
Ощущения традиционно классифицируются по основным органам чувств. На этом основании выделяются зрительные, слуховые, тактильные (кожные и болевые), обонятельные, вкусовые, кинестетические и вестибулярные ощущения.
Функция кинестетических и вестибулярных ощущений заключается в информировании человека о его собственных движениях и положении в пространстве.
Кинестетические ощущения — это комплекс информации сенсорного характера, поступающей от мышц, сухожилий и связок.
Вестибулярные ощущения базируются на информации, приходящей из полукружных канальцев внутреннего уха. Ключевая функция системы вестибулярных ощущений — обеспечение устойчивой основы для зрительного наблюдения. Когда мы двигаемся (бегаем, ходим, прыгаем), наша голова, соответственно, тоже приходит в движение. Зрительная система получает соответствующую вестибулярную информацию: полукружные канальцы связаны с мышцами глаз. Посредством данного механизма перед нами формируется довольно стабильная картина мира. Если бы этого не было, то мы бы созерцали мир так, как это бывает на видеозаписи, когда оператор снимает на ходу или на бегу, когда изображение дрожит и смещается из стороны в сторону. К счастью, с нами этого почти не происходит, так как существуют рефлекторные механизмы, компенсирующие движения головы противоположными по направлению движениями глаз.
Кожная чувствительность обеспечивает нас информацией о том, что соприкасается с нашим телом, — каком-либо предмете или среде (водной, воздушной, например). Те части тела, которыми мы чаще всего непосредственно соприкасаемся с миром, обладают наибольшей чувствительностью: ладони, кончики пальцев, губы и язык.
Болевая чувствительность имеет крайне важное биологическое значение: болевые ощущения сигнализируют о возможной физической опасности: заболевании, ранении.
Ключевой функцией вкусовой чувствительности является обеспечение нас информацией о том, можно ли употребить вовнутрь данное вещество.
Обоняние обеспечивает индивида информацией о химических взвесях в воздухе. Оно играет гораздо меньшую роль в нашей жизни.
Основной функцией вкусовой чувствительности является обеспечение нас информацией о том, можно ли употребить вовнутрь данное вещество. Основные вкусовые качества — это кислость, соленость, сладость и горечь. По-видимому, все другие вкусовые ощущения вызываются сочетанием этих четырех качеств. Химическая основа вкусовых ощущений пока недостаточно изучена, поэтому не существует общего ответа на вопрос, какие вещества по своему химическому строению вызывают основные вкусовые ощущения.
Обоняние обеспечивает индивида информацией о химических взвесях в воздухе. Оно играет гораздо меньшую роль в нашей жизни, чем в жизни многих животных. Тем не менее обонятельные ощущения тесно связаны со вкусовой чувствительностью, без обоняния мы не можем полноценно воспринимать вкус пищи, с помощью обоняния мы способны отличать хорошую пищу от плохой, это помогает нам избегать отравлений. Существует множество фактов, указывающих на роль обоняния в формировании эмоциональных впечатлений.
Большую роль для человека имеют слуховые и зрительные ощущения. С их помощью мы получаем наибольшее количество информации об окружающем нас внешнем мире, и эта информация, как правило, подвергается наибольшей сознательной переработке.
Зрение является ключевым источником информации для человека. Сетчатка глаза имеет два типа рецепторов: палочки и колбочки. Палочки приспособлены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать черно-белую картину мира, а колбочки, наоборот, имеют наибольшую чувствительность в условиях хорошего освещения и обеспечивают цветовое зрение.
С помощью зрения мы воспринимает удаленность предметов, глубину пространства, форму предметов, цвет, движение объектов.

Особенности восприятия кратко

Восприятие - это :
. отражение явлений и предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств;
. процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является интерпретация окружающего мира как совокупности предметов и событий.

Характеристики восприятия : целостность, константность, структурность, осмысленность.
Различают особенности восприятия пространства, времени, движения.
Зрительные иллюзии - искажения восприятия в результате адаптивных свойств перцептивной системы, которые возникают вследствие сформированных на основе предшествующего опыта закономерностей восприятия информации в зрительной системе (рис. 2 и 3).

Перцептивная группировка происходит на основе близости элементов, их сходства, замкнутости, субъективного контура, сравнения с эталоном.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png