1. В процессе своего функционирования система управления предстает в качестве совокупности многообразных действий, выполняемых некоторым количеством людей, объединенных общими интересами и единой целью.

Совокупность связей между людьми, возникающих в процессе их взаимодействия, называется межличностными отношениями. В обществе выделяют различные типы социальных отношений,дифференцируемые по следующим основаниям:

по субъекту (носителю социальных отношений) социальные отношения бывают:

индивидуальные (личностные);

межличностные;

внутригрупповые;

межгрупповые;

международные;

объекту:

экономические;

политические;

социокультурные;

религиозные;

семейно-бытовые.

модальности (характеру взаимосвязей между индивидами группами) социальные отношения классифицируются на отношения:

сотрудничества;

взаимопомощи;

соперничества;

конфликта;

субординации (начальник-подчиненный);

наличию или отсутствию элементов формализации

официальные;

неофициальные.

2. В процессе функционирования системы управления возникает

шесть основных типов социальных отношений:

служебные, которые отличаются своей асимметричностью. Эта особенность проявляется в том, что в процессе функционирования системы управления чаще всего складывается зависимость подчиненного от начальника. Наиболее существенным признаком служебных отношений является полномочие решать, что и как должен делать подчиненный в рабочее время, и определять задания, которые он должен выполнять;

функциональные - строятся таким образом, что руководитель не решает, что должен делать подчиненный. Роль руководителя заключается, скорее, в совете, помощи, чем в выдаче распоряжений. В рамках функциональной связи не приняты директивы и распоряжения;

технические, при которых каждый должен четко выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполнения другими сотрудниками их функций;



информационные - связанные с односторонними или взаимными процессами информирования обо всех состояниях объекта и об изменениях состояний, о которых информирующий знает, а информируемый должен знать, чтобы иметь возможность эффективно выполнять свои обязанности;

специализированные - связанные с разделением труда (распределением целей и действий по их достижению) в управлении различными направлениями деятельности данной системы (организации);

иерархические - между звеньями или ячейками системы, расположенными на различных ступенях управленческой лестницы (управленческой вертикали), при которых каждый нижестоящий уровень управления подчиняется вышестоящему уровню управления.

В зависимости от характера взаимосвязи между руководителями социальные отношения в системе управления бывают:

бюрократическими

Патерналистскими;

Фратерналистскими;

Партнерскими.

Бюрократические отношения основываются на административной иерархии. При наличии таких отношений за каждым работником жестко закреплены его функциональные обязанности. Начальники принимают решения, а подчиненные обязаны их выполнять. Контроль за деятельностью сотрудников и всей организации представляет собой отлаженную процедуру проверок. Ответственность за успех дела и возможные провалы несет соответствующий исполнитель. Контакты между начальниками и подчиненными носят в основном официальный (формальный) характер и ограничены отношениями служебного свойства.

При патернализме четко выражена иерархичность отношений, а права, "хозяина", который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы. От подчиненных требуется и ожидается лояльность по отношению к начальнику. "Хозяин" бдительно контролирует действия своих подчиненных, но при необходимости принимает на себя часть возложенных на них функций. Ответственность за успех дела или возможные провалы - общая. "Хозяин" строго поддерживает единство организации, но не путем формальной регламентации, а благодаря утверждению и постоянному сохранению своего личного влияния. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотношениям придается личностный характер, выходящий за служебные рамки. В случае фратернализма иерархичность в отношениях старательно сглаживается и смягчается. Господствует стремление принимать решения коллегиально после их коллективного обсуждения. Тем самым руководитель в отношениях со своими подчиненными претендует, скорее, на роль лидера, а не начальника или "хозяина". Подчиненным предоставляется достаточная самостоятельность, и в совместной деятельности предполагается взаимная помощь и поддержка, как со стороны руководителя, так и рядовых работников. Любой успех рассматривается как общая заслуга всего коллектива, любой провал - как общая для всех членов коллектива беда. Отношения в такой организации носят, подчеркнуто неформальный характер.

В случае партнерства иерархические отношения хотя и существуют, но ярко не выражены. Решения принимаются на основе обсуждения, где каждый вносит предложения в соответствии со своей квалификацией и сферой компетентности. Руководитель не приказывает, а координирует общие действия. За каждым сотрудником четко закреплены соответствующие функции, причем руководитель в них не вмешивается, а текущий контроль чаще всего не предусмотрен. Подчиненные должны понимать смысл принимаемых решений и выполнять их в процессе самостоятельной работы. Несмотря на коллегиальность принимаемых решений, и действий, отношения между сотрудниками деперсонифицированы и переведены на служебно-контактную основу. Партнерство отличается демократизмом - самостоятельные индивиды объединяются для совместной деятельности по свободному контракту, а руководитель в качестве координатора распределяет задания и контролирует соблюдение оговоренных условий и обязанностей.

Авторитет (от лат. auctoritas -- власть, влияние) в широком смысле - общепризнанное влияние лицаили организации в различных сферах общественно йжизни, основанное на знаниях, нравственных досто-инствах, опыте; в узком - одна из форм осуществления власти.

Это крайне неустойчивая, недолговременная и переменчивая форма влияния. Такое влияние возможно при том условии, что вы не угрожаете ни жизни, ни социальному положению другого человека, но оказываете ему какую-либо выгодную услугу.

Если вы пользуетесь у товарищей авторитетом как большая умница, честный и принципиальный человек либо как активный защитник их интересов, скажем, перед администрацией школы, то сумеете сохранить свое превосходство только в том случае, если не утеряете качеств, за которые вас уважают. Уважение - вот основа авторитета. Как только вы показали себя некомпетентным, бесчестным или беззащитным, вы теряете превосходство и пополняете ряды ведомых - тех, кто идет вслед за авторитетным лидером и надеется на его помощь.

Как правило, авторитетные отношения не оформляются каким-либо служебным уставом или официальным приказом, постановлением, законом. Именно поэтому их называют неформальными. Волю авторитетного лица другие исполняют как личную просьбу, а не как приказ.

В научной литературе не достигнуто согласия по поводу точного определения понятия авторитета. Одни авторы, в частности К. Маркс, М. Вебер, Дж. Остин, Б. Рассел, Д. Истон, Р. Берштедт, рассматривают авторитет как тип, разновидность или форму проявления власти. Они полагают, что власть и авторитет соотносятся между собой, как общее и особенное, и что авторитет невозможен без власти. Другие (X. Арендт, М. Крозье, К. Фридрих, Р. Фридман, П. Уинч) считают власть и авторитет самостоятельными явлениями.Ч. Барнард, рассматривая проблему авторитета в организации, вводит понятие ≪принятого авторитета≫.

Считая приказы важнейшим проявлением авторитета в формальной организации, он подчеркивает, что атрибут его вносится в приказы не лицами, отдающими их, а, напротив, теми, кому они адресованы. Иными словами, окончательным критерием оценки авторитета является принятие или непринятие индивидами адресованных им приказов.

Для того чтобы приказы были приняты как авторитетные, они должны быть: а) понятными; б) соответствовать цели организации; в) сопоставимыми в целом с личными интересами тех, кому они адресованы; г) осуществимыми. Барнард полагает, что проблема принятия авторитета в организации должна рассматриваться в связи с так называемой ≪зоной индифферентности≫, означающей, что каждый индивидуум охотно принимает приказы лишь в определенных границах, которые, разумеется, подвержены изменениям. Администраторы, если они хотят, чтобы подчиненные повиновались от-

даваемым им приказам, должны уметь определять эту зону. Повиновение приказам в пределах ≪зоны индифферентности≫ поддерживается также ≪мнением организации≫ и ≪взглядами группы≫.

Акцентируя внимание на концепции ≪принятого авторитета≫, Барнард указывает на то, что непринятый авторитет, в сущности, представляет собой ≪фикцию высшего авторитета≫, в основе которого лежит ≪право вето≫, находящееся в руках тех, кто получает приказы.

Это право может применяться тем чаще, чем больше лица, занимающие руководящие посты, проявляют неспособность, незнание условий или неумение правильно выразить то, что должно быть исполнено. В то же время люди в организации готовы признать гораздо больший авторитет руководителя, выходящий далеко за пределы обычной зоны индифферентности, если такой администратор сочетает в себе формальный авторитет своего поста со способностями, знаниями и пониманием, так что в итоге создается ≪авторитет лидерства≫.

В общем и целом, в интерпретации авторитета выделяются две традиции. Согласно первой авторитет - это право командовать, т. е. атрибут закона, статуса, учреждения (авторитет де-юре). Люди обладают авторитетом, постольку поскольку занимают какое-то место или пост в определенной системе. Сущность подобного подхода выразил много лет назад английский философ Т. Гоббс: под авторитетом всегда понимается право совершения какого-то действия. Во второй традиции авторитет - субъективное качество человека, обусловленное знаниями, умениями и т. п. (авторитет де-факто).

Оба типа авторитета предполагают идею обоснованности притязаний, критериями которой могут выступать возраст, пол, статус, профессия, персональные характеристики, благосостояние, официальные документы и т. д., исключая содержание авторитетного распоряжения. Оба типа авторитета зависят от ценностей и убеждений участников ≪авторитетного отношения≫. А обладает авторитетом отчасти потому, что представление о его авторитете соответствует ценностям.

Персональный авторитет основывается на личных характеристиках человека. Подобный тип авторитета представляет собой неинституционализированные отношения между субъектом и объектом. Таковы отношения между людьми как личностями. Любовь, восхищение, дружба или симпатия - основа персонального авторитета. Однако наиболее распространенная характеристика персонального авторитета - компетентность. Это настолько важное качество, что ученые предлагают выделить подвид персонального авторитета- компетентный авторитет, источником которого выступает вера одного человека в то, что другой превосходит его в знаниях и лучше понимает, как реализовать его интересы.

Традиционным, по М. Веберу, называется авторитет, легитимность которого обусловлена верой в святость власти и древних законов. Примером являются отношения между родителями и детьми, младшими и старшими, мужчинами и женщинами т. д.

Легальный авторитет строится на рациональных основаниях- вере в законность применяемых правил и право тех, кого они наделяют авторитетом, отдавать команды. Источник авторитета в данном случае - легальные нормы, законы, статусные права. Когда осуществляется легальный авторитет, подчинение команде объясняется тем, что индивид чувствует себя обязанным повиноваться.

Авторитет и власть считаются двумя сторонами одного целого. Так ли это? Да. Но что представляет собой целое, их объединяющее? Это получение привилегий, отсутствующих у других. Авторитет и власть дают именно это. Таков их результат. А путь к авторитету и власти

разный. При власти человека назначают, наделяют формальными атрибутами. Власть - это возможность навязывать свою волю вопреки желанию других. Наоборот, авторитет - не навязывание воли, а действие с согласия других.

У первого - это слава, публичное признание, уважение, добровольность. Таковы формы выражения авторитета. Составные элементы власти - контроль, господство, доминирование, давление, принуждение. Это формы выражения власти.

1) они добровольно признают нечто стоящим выше их - это авторитет,

2) их принуждают признать нечто стоящим выше их - это власть.

Между авторитетом и властью существует асимметрия. Люди, наделенные формальным превосходством, т. е. властью, стремятся заручиться еще и неформальным превосходством, т. е. авторитетом. Однако авторитет не стремится К формальному закреплению, напротив, подобное ему противопоказано. Если человек, пользовавшийся народной любовью, получает официальное признание он нередко теряет авторитет в глазах подданных, особенно если народ не любит правительство. Если любимец народа, например депутат, получает еще и правительственный пост, что нравится народу, то это значит, что правительственный пост (формальная власть) пользовался у народа также неформальной любовью, т. е. авторитетом.

Когда народный избранник разочаровывает народ, к нему охладевают; когда формальное руководство не оправдывает надежд подчиненных, власть отчуждается.

Итак, существуют два разных способа отторжения лидера от ≪значимых других≫: при авторитете- охлаждение, при власти - отчуждение. При авторитете не может быть отчуждения, это нелепо. Когда власть стремится еще и к авторитету, она знает об отчуждении и старается низвести его до уровня охлаждения как более слабого варианта отчуждения. Отчуждение - социальный процесс, охлаждение - психологический.

Человек – существо общественное, поэтому и оценивать свойства личности нужно в системе социальных отношений, так как здесь будут проявляться важные черты человеческого характера. А раз так, то стоит разобраться, что такое социально-психологические отношения и какими они бывают.

Признаки социальных отношений

Общественные (социальные) отношения – это разнообразные формы взаимозависимостей, которые возникают при взаимодействии людей друг с другом. Особенностью социальных отношений, отличающей их от межличностных и других видов отношений, является то, что люди предстают в них только как социальное «Я», которое не является полным отражением сущности конкретного человека.

Таким образом, главным признаком социальных отношений является установление устойчивых взаимосвязей между людьми (группами людей), которые позволяют членам общества реализовывать свои социальные роли и статусы. Примерами социальных отношений могут служить взаимодействия с членами семьи и коллегами по работе, общение с друзьями и преподавателями.

Виды социальных отношений в обществе

Существуют различные классификации социальных отношений, а потому и их видов немало. Давайте рассмотрим основные способы классификации отношений такого рода и дадим характеристику их некоторым видам.

Социальные отношения классифицируют по следующим признакам:

  • по объему власти (отношения по горизонтали или вертикали);
  • по владению и распоряжению собственностью (сословные, классовые);
  • по сферам проявления (экономические, религиозные, моральные, политические, эстетические, правовые, массовые, межличностные, межгрупповые);
  • по регламентированности (официальные и неофициальные);
  • по внутренней социально-психологической структуре (когнитивные, коммуникативные, конативные).

Некоторые из видов социальных отношений включают в себя группы подвидов. Например, официальные и неофициальные отношения могут быть:

  • долгосрочными (друзья или коллеги);
  • кратковременными (случайные знакомые);
  • функциональными (исполнитель и заказчик);
  • постоянными (семья);
  • учебными;
  • субординационными (начальство и подчиненные);
  • причинно-следственными (жертва и преступник).

Применение конкретной классификации зависит от целей и задач исследования, причем для того, чтобы охарактеризовать то или иное явление может использоваться как одна, так и несколько классификаций. Например, для характеристики социальных отношений в коллективе логично будет использовать классификацию, опирающуюся на регламентацию и на внутреннюю социально-психологическую структуру.

Личность в системе социальных отношений

Как уже говорилось выше, конкретный вид социальных отношений рассматривает только одну из сторон личности человека, поэтому, когда требуется получить более полную характеристику, необходимо принимать во внимание систему социальных отношений. Так как эта система находится в основе всех личностных свойств человека, она определяет его цели, мотивацию, направленность его личности. А это дает нам представление об отношении человека к людям, с которыми он общается, к организации, в которой он работает, к политическому и гражданскому строю своей страны, к формам собственности и т.д. Все это дает нам «социологический портрет» личности, но не стоит рассматривать эти установки как какие-то ярлыки, которые общество наклеивает на личность. Эти черты проявляются в действиях, поступках человека, в его интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойствах. Психология здесь неразрывно связана с психологией, поэтому-то анализ психологических свойств личности должен производиться с учетом положения человека в системе социальных отношений. ют.

Под термином социальные отношения понимают общественные отношения между классами, группами, общностями и другими субъектами, а так же их членами. Социальные отношения или как еще их называют – общественные отношения, возникают во всех сферах жизни общества. Они складываются исходя из образа жизни, социального положения и равенства, и степени удовлетворения людских потребностей. О различных видах социальных отношений и их отличиях друг от друга и пойдет речь в этом обзоре.

Существует несколько видов социальных отношений, которые делятся по субъекту либо носителю на: эстетические, моральные, массовые, межгрупповые и межличностные, индивидуальные, международные;

Виды социальных отношений по объекту делятся на: экономические, политические, правовые, религиозные, семейно-бытовые.

По модальности социальные отношениия подразделяются на: сотрудничество, соперничество, субординацию и конфликты.

По степени формализации и стандартизации социальные отношения можно подразделить на: официальные и неофициальные, формальные и неформальные

Экономические отношения проявляются в сфере владения, потребления и производства, представляющей рынок, какой либо продукции. Такие отношения разделяют на рыночные отношения и плавно-распределительные. Первые образуются ввиду свободы экономических отношений, а вторые из-за сильного вмешательства государства. Нормальные отношения – саморегулируемы конкуренцией и соотношением спроса и предложения.

Правовые отношения – это вид социальных отношений, который закрепляется в обществе законодательством. В итоге правовые дела гарантируют, либо никак не гарантируют действенное исполнение роли общественно функционального человека. Данные правила несут на себе большую высоконравственную нагрузку.

Религиозные отношения отображают взаимодействия людей в мирских процессах жизни и гибели, о безупречных свойствах нервной системы, духовных и высоконравственных основах бытия.

Политические отношения сосредотачиваются вокруг трудностей власти, которые автоматически приводят к превосходству тех, кто ею владеет и повиновению тех, кто ее лишен. Власть, созданная для организации социальных отношений, реализуется в качестве лидерских функций в обществах людей. Ее чрезмерное воздействие, как и совершенное отсутствие, оказывает пагубное влияние на жизненное обеспечение сообществ.
Эстетические отношения появляются на базе чувственно-эмоциональной обаятельности людей по отношению друг к другу. То, что привлекательно для одного человека, может быть абсолютно не привлекательным для другого. Идеальные образцы эстетической привлекательности основаны на психобиологической базе, связанной с необъективной стороной людского сознания.

Официальные и неофициальные виды социальных отношений бывают:

  1. долгосрочными (друзья или сослуживцы);
  2. кратковременными (могут быть случайные люди);
  3. функциональными (это исполнитель и заказчик);
  4. постоянными (семья);
  5. субординационными (подчиненный и начальник);
  6. учебными (учитель и ученик);
  7. причинно-следственными (преступник и жертва).

Приоритетными социальными отношениями в системе функционирования управления являются отношения власти, зависимости, господства и подчинения.

То есть пока один субъект не совершит ожидаемые действия, второй не в состоянии принять никакого решения или предпринять действия.

Именно коммуникация между людьми помогает нам оставаться социально устойчивыми и быть в состоянии решать жизненно важные задачи.

Общественные отношения - это взаимодействие между субъектами, в основе которого лежит общий интерес, ситуация и прочее.

Заметим, что в это понятие входит широкий спектр Это могут быть дружеские отношения между детьми, взрослыми, однополая и разнополая дружба, общение «учитель-ученик», «родители-дети», «начальник-подчиненный» и т.д.

Заметим, что такого рода отношения не возникают на пустом месте. Они становятся результатом либо собственного выбора, либо предоставляются другими субъектами. К строятся человеком самостоятельно тогда, когда он общается со своими друзьями, знакомыми - людьми, выбранными из общей массы в течение жизни. Эти люди пользуются определенной симпатией. Это не всегда можно сказать о трудовом или учебном коллективе, который мы не можем выбрать.

Исследования показывают, что часто возникают ситуации, когда субъект не в состоянии построить устойчивые межличностные отношения. Как правило, это касается трудового коллектива. Очень часто, если людей связывает только достижение цели, социальные отношения сопровождаются возникновением Поскольку некоторые люди не могут устранять возникающие разногласия, которые возникают на работе, они призваны часто менять место занятости.

Что касается трудового коллектива, здесь важную роль играет то эмоциональное напряжение, которое в нем существует. К примеру, подчиненный, у которого не получается реализоваться в профессиональном плане, как правило, начинает конфликтовать с начальником. С точки зрения науки такая ситуация является результатом недостаточной реализации творческого потенциала. Первым шагом к устранению психологического конфликта является беседа, где человек получает возможность рассказать свою историю специалисту. Потом начинается взаимный поиск путей решения данной проблемы.

Отметим, что далеко не последнюю роль в установлении и поддержании общественных отношений занимает материальное благосостояния человека. Помимо этого, если проблемы все же возникли (они могут иметь семейную, дружескую или трудовую природу), их можно устранить, прибегнув к помощи психолога. Все дело в том, что данная проблема имеет чисто психологическую подоплеку.

Социальные отношения являются основой общественной структуры. В состав входит зависимость между ее элементами, их размещение.

Все виды социальных отношений разделяются согласно тем элементам, которые лежат в основе их структуры. Так, выделяют следующие компоненты данной системы:

  1. Субъекты связи, в роли которых могут выступать две личности, две или же субъект, который находится во взаимодействии с социальной группой.
  2. Звено, которое выступает в роли связующего элемента. В этой роли может выступать какой-то предмет, интерес, общие ценности, которые лежат в основе отношений.
  3. Система обязанностей, которой должны придерживаться субъекты, если хотят построить ту или иную форму отношений.

Поскольку социальные отношения, роли и позиции являются различными в том или ином случае, результатом подобной ситуации являются различия между людьми, которые существуют в каждом обществе. Это неизбежная ситуация, имеющая вполне обоснованные причины. Если обратиться к наиболее общему описанию сути неравенства, получается, что оно состоит в том, что люди живут в тех условиях, которые обеспечивают разный доступ к материальным и духовным ресурсам.

Социальное взаимодействие

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов либо групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Взаимодействие - это любое поведение индивида либо группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает содержание и характер отношений между индивидами и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экономической, политической и т. д.) имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов, связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия — это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные (или, шире, социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

Под влиянием Зиммеля и особенно Сорокина взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием и американской социологии. Как писал Сорокин: «Взаимодействие двух или большего числа индивидов есть родовое понятие социального явления: оно может служить моделью последних. Изучая строение этой модели, мы можем познать и строение всех общественных явлений. Разложив взаимодействие на составные части, мы разложим тем самым на части самые сложные социальные явления». «Предметом социологии, — говорится в одном из американских учебных пособий по социологии, — является непосредственное вербальное и невербальное взаимодействие. Основная задача социологии — достижение систематического знания социальной риторики. Интервью как форма риторики является не просто социологическим инструментом, а частью своего предмета изучения».

Однако само по себе социальное взаимодействие еше ровно ничего не объясняет. Чтобы понять взаимодействие, надо выяснить свойства взаимодействующих сил, а эти свойства не могут найти объяснения в факте взаимодействий, как бы ни изменялись они благодаря ему. Сам факт взаимодействия знания не прибавляет. Все зависит от индивидуальных и социальных свойств и качеств взаимодействующих сторон. Именно поэтому главное в социальном взаимодействии - содержательная сторона. В современной западно-европейской и американской социологии эта сторона социального взаимодействия рассматривается главным образом с позиций символического интеракционизма и этномстодологии. В первом случае любое социальное явление предстает как непосредственное взаимодействие людей, осуществляемое на основе восприятия и использования общих символов, значений и т. д.; вследствие этого объект социального познания рассматривается как совокупность символов человеческого окружения, включенных в определенную «поведенческую ситуацию». Во втором случае социальная реальность рассматривается как «процесс взаимодействия на основе обыденного опыта».

Повседневный опыт, значения и символы, которыми руководствуются взаимодействующие индивиды, придают их взаимодействию, а иначе и быть не может, известное качество. Но в данном случае остается в стороне главная качественная сторона взаимодействия — те реальные социальные явления и процессы, которые выступают для людей в виде значений, символов, повседневного опыта.

В результате социальная реальность и составляющие ее социальные объекты выступают как хаос взаимных действий, основывающихся на «интерпретирующей роли» индивида по «определению ситуации» или на обыденном сознании. Не отрицая семантическую, символическую и другие стороны процесса социального взаимодействия, надо признать, что генетическим источником его является труд, материальное производство, экономика. В свою очередь, все производное от базиса может оказать и оказывает обратное воздействие на базис.

Способ взаимодействия

Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм и ценностей.

Способ взаимодействия включает шесть аспектов: 1) передачу информации; 2) получение информации; 3) реакцию на полученную информацию; 4) переработанную информацию; 5) получение переработанной информации; 6) реакцию на эту информацию.

Социальные отношения

Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные отношения — это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.

Социальные общности

Для социальных общностей характерны: наличие условий жизнедеятельности (социально-экономического, социального положения, профессиональной подготовки и образования, интересов и потребностей и т. д.), общих для данной группы взаимодействующих индивидов (социальные категории); способ взаимодействия данной совокупности индивидов (нации, социальные классы, социально-профессиональные группы и др.), т. е. социальной группы; принадлежность к исторически сложившимся территориальным объединениям (город, деревня, поселок), т. е. территориальные общности; степень ограничения функционирования социальных групп строго определенной системой социальных норм и ценностей, принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука и т. п.).

Формирование социальных отношений

Социальное взаимодействие является неизменным и постоянным спутником человека, который живет среди людей и вынужден постоянно вступать в сложную сеть взаимосвязей с ними. Постепенно возникающие связи приобретают форму постоянно действующих и превращаются в социальные отношения — осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением. Социальные отношения как бы преломляются через внутреннее содержание (или состояние) человека и выражаются в его деятельности как личные отношения.

Социальные отношения чрезвычайно разнообразны по форме и содержанию. Каждый человек по своему личному опыту знает, что отношения с другими складываются по-разному, что этот мир отношений вмещает пеструю палитру чувств — от любви и непреодолимой симпатии до ненависти, презрения, неприязни. Художественная литература как хороший помощник социолога отражает в своих произведениях неисчерпаемое богатство мира социальных отношений.

Классифицируя социальные отношения, их в первую очередь подразделяют на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения существуют тогда, когда партнеры по-разному воспринимают и оценивают друг друга.

Односторонние отношения встречаются довольно часто. Человек испытывает к другому чувство любви и предполагает, что подобное чувство испытывает и его партнер, и ориентирует свое поведение на это ожидание. Однако, когда, например, молодой человек сватается к девушке, он неожиданно для себя может получить отказ. Классическим примером односторонних социальных отношений являются отношения Христа и апостола Иуды, предавшего учителя. Мировая и отечественная художественная литература даст нам немало примеров трагических ситуаций, связанных с односторонними отношениями: Отелло — Яго, Моцарт — Сальери и т.д.

Социальные отношения, возникающие и существующие в человеческом обществе, настолько многообразны, что целесообразно рассмотреть какой-либо один их аспект, исходя из определенной системы ценностей и активности индивидов, направленной на ее достижение. Напомним, что в социологии под ценностями понимают разделяемые какой-либо общностью взгляды и убеждения относительно целей, к которым стремятся люди. Социальные взаимодействия становятся социальными отношениями именно благодаря ценностям, которых индивиды и группы людей хотели бы достичь. Таким образом, ценности выступают необходимым условием социальных отношений.

Для определения отношений индивидов используются два показателя:

  • ценностные ожидания (экспектации), которые характеризуют удовлетворенность ценностным образцом;
  • ценностные требования, которые выдвигает индивид в процессе распределения ценностей.

Реальная возможность достижения той или иной ценностной позиции составляет ценностный потенциал. Часто он остается лишь возможностью, поскольку индивид или группа не предпринимают активных действий для занятия ценностно более привлекательных позиций.

Условно все ценности подразделяют следующим образом:

  • ценности благосостояния, включающие в себя материальные и духовные блага, без которых невозможно поддержание нормальной жизнедеятельности индивидов, — богатство, здоровье, безопасность, профессиональное мастерство;
  • все прочие — власть как наиболее универсальная ценность, поскольку обладание ею позволяет приобретать другие ценности (уважение, статус, престиж, слава, репутация), моральные ценности (справедливость, доброта, порядочность и др.); любовь и дружба; выделяют также национальные ценности, идеологические и т.д.

Среди социальных отношений выделяются отношения социальной зависимости, поскольку они в той или иной степени присутствуют во всех остальных отношениях. Социальная зависимость есть социальное отношение, при котором социальная система S 1 , (индивид, группа или социальный институт) не может совершить необходимые для нее социальные действия d 1 если социальная системаS 2 не совершит действий d 2 . При этом системаS 2 называется доминирующей, а системаS 1 — зависимой.

Предположим, что мэр города Лос-Анджелес не может выплатить заработную плату коммунальщикам, пока ему не выделит деньги губернатор Калифорнии, который распоряжается этими средствами. В этом случае мэрия является зависимой системой, а губернаторская администрация рассматривается как доминирующая система. На практике часто возни кают двойственные взаимозависимые отношения. Так, население американского города зависит от руководителя в части распределения средств, но и мэр зависит от избирателей, которые могут его не избрать на новый срок. Линия поведения зависимой системы должна быть предсказуема для доминирующей системы в области, которая касается отношений зависимости.

Социальная зависимость основывается также на различии статусов в группе, что характерно для организаций. Так, индивиды с низким статусом зависимы от индивидов или групп, которые имеют более высокий статус; подчиненные зависят от руководителя. Зависимость возникает из-за различий в обладании значимыми ценностями независимо от официального статуса. Так, руководитель может зависеть в денежном отношении от подчиненного, у которого он взял взаймы крупную сумму денег. Латентные , т.е. скрытые, зависимости играют важную роль в жизни организаций, коллективов, групп.

Часто в организации руководитель во всем полагается на мнение работающего здесь же родственника, в угоду ему нередко принимаются ошибочные сточки зрения интересов организации решения, за которые потом расплачивается весь коллектив. В старинном водевиле «Лев Гурыч Синичкин» вопрос о том, кто будет играть главную роль в премьерном спектакле вместо заболевшей актрисы, может решить только главный «меценат» театра (граф Зефиров). Кардинал Ришелье фактически правил Францией вместо короля. Иногда социологу, чтобы разобраться в конфликтной ситуации в коллективе, куда его пригласили в качестве эксперта, надо начинать с поиска «серого кардинала» — неформального лидера, который фактически обладает реальным влиянием в организации.

Властные отношения вызывают наибольший интерес среди исследователей социальной зависимости. Власть как способность одних контролировать действия других имеет определяющее значение в жизни человека и общества, однако до сих пор ученые не выработали единого мнения отом, как осуществляются властные отношения. Одни (М. Вебер) считают, что власть связана прежде всего с наличием способности контролировать действия других и преодолевать их сопротивление этому контролю. Другие (Т. Парсонс) исходят из того, что власть прежде всего должна быть узаконена, тогда личное положение руководителя заставляет других починяться ему, несмотря на личностные качества руководителя и подчиненных. Обе точки зрения имеют право на существование. Так, возникновение новой политической партии начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью объединить людей, создать организацию и начать руководить ею.

В случае если власть узаконена (легитимна), люди подчиняются ей как силе, сопротивляться которой бесполезно и небезопасно.

В обществе существуют и другие, не узаконенные аспекты проявления властной зависимости. Взаимодействие людей на личностном уровне нередко ведет к возникновению властных отношений, парадоксальных и не объяснимых с точки зрения здравого смысла. Человек по своей воле, не понукаемый никем, становится сторонником экзотических сект, иногда настоящим рабом своих страстей, которые заставляют его преступать закон, решаться на убийство или самоубийство. Непреодолимое влечение к азартным играм может лишить человека средств к существованию, но он вновь и вновь возвращается к рулетке или картам.

Таким образом, в ряде сфер жизнедеятельности постоянно повторяющиеся взаимодействия постепенно приобретают устойчивый, упорядоченный, предсказуемый характер. В процессе такого упорядочивания формируются особые связи, называемые социальными отношениями. Социальные отношении — это устойчивые связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (правовой, культурной) деятельности.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png