Похожей на нэцкэ и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам. В окимоно всегда отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций. Слово окимоно (дословно - «поставленная вещь») является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера . Оно относится к статуэткам , выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин окимоно употребляется в связи с нэцкэ, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и - редко - из дерева . Такие окимоно возникли позже - не ранее XIX века и создавались они мастерами, основной специальностью которых была резьба нэцкэ.

История

Прототипы нэцкэ

Вопрос о происхождении нэцкэ может быть решён двояко: нэцкэ - японское изобретение, или же нэцкэ были заимствованы японцами. Нэцкэ - одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Каждый из этих «аспектов» нэцкэ может дать свой ответ на вопрос об их происхождении.

Брелоки-противовесы типа нэцкэ использовались на обширной территории: в Японии и Венгрии , на Крайнем Севере и в Эфиопии . В сущности «нэцкэ» появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Поэтому рискованно объяснять обычай ношения предметов типа нэцкэ заимствованным извне: этот обычай может оказаться местным. Если брелоки, существующие в разных странах, обнаруживают стилистическую близость, то это - веский повод для предположения о влияниях и заимствованиях. Нэцкэ в виде палочки или пуговицы употреблялись и раньше, но именно в XVII веке они начинают приобретать характер миниатюрной скульптуры. В Японии если не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью противовеса-брелока, то специфика его художественного оформления (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и пр.) несомненно не местного, но китайского происхождения, где подвесные брелоки изготавливали уже в III в. до н. э. В период Мин (1368-1644) китайцы называли такие предметы чжуйцзы (坠子 zhuizi) или пэй-чуй (pei-chui) - изделия, аналогичные нэцкэ и по функциям и по оформлению. К этому времени уже давно существовали прочные традиции заимствования японцами различных элементов духовной и материальной культуры Китая , в том числе и одежды. Название брелоков также указывают на Китай. «Нэцкэ» - не единственное их обозначение в Японии. Иногда встречаются и такие, как кэнсуй , хайсуй и хайси . Но именно эти названия - по-китайски соответственно: сюань-чуй , пэй-чуй и пэй-цзы - использовались в Китае наравне с самым распространённым термином чжуй-цзы . Некоторые ранние нэцкэ назывались карамоно (唐物, «китайская вещь») и то:бори (唐彫り, «китайская резьба»). Связь нэцкэ с их китайским прототипом очевидна. Но роль пэй-цзы в истории нэцкэ не стоит преувеличивать: очень скоро в Японии на основе чжуй-цзы были выработаны оригинальные формы нэцкэ и приёмы резьбы, введены новые сюжеты и переосмысленны старые. В Японии нэцкэ превратилось в самостоятельное и высокоразвитое искусство, чего не произошло с китайскими чжуй-цзы .

До XVII века сведений об использовании японцами нэцкэ нет. Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому. В истории японского костюма существовало несколько способов прикреплять вещи к поясу. Самый древний предмет, который носили в Японии с помощью приспособления, сходного с нэцкэ, это упоминаемый ещё в сочинениях первой четверти VIII века «Кодзики» (Записи о делах древности") и «Нихонги» («Анналы Японии») хиути-букуро (火打ち袋) - мешочек для кремня и огнива, который крепился к эфесу меча. Обычай оказался стойким. В живописи периода Хэйан (794-1185) нередко встречаются изображения хиути-букуро (например, в иконе божества Конгобу-дзи монастыря Коя-сан). Мешочек для кремня и огнива можно видеть и на свитке Нагатака Тоса (конец XIII века) «Живописное повествование о монгольском вторжении» у человека, докладывающего о появлении вражеского флота. В период Камакура и Муромати (1335-1573) хиути-букуро стали использовать как кошелёк, портативную аптечку и т. д., но носили его так же, как и раньше.

Параллельно с этим распространены были и другие приспособления. Прежде всего это оби-хасами (帯鉗), которые, как сказано в сочинении 1821-1841 годов «Разговоры в ночь Крысы», были предшественниками нэцкэ. Оби-хасами - фигурно обрамлённый крючок; верхний загиб его зацепляется за пояс, а к выступу внизу привязавались различные предметы. Аналогичные вещи дошли до нас от минского времени в Китае. Форма оби-хасами не привилась, поскольку такой способ был небезопасен: при быстром движении, сгибании корпуса легко можно было уколоться длинным и острым крючком.

Ещё одной формой, предшествовавшей и отчасти сосуществовавшей с нэцкэ, является обигурува - поясное кольцо, к которому крепились кошелёк, ключи и т. п. Возможно, что такой тип крепления попал в Японию из Монголии через Китай.

Первые нэцкэ

В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI - начале XVII в.

Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Японии Тоётоми Хидэёси в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления нэцкэ подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца XVI века «Объездка лошадей» один из наездников изображён с инро, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции инро - нэцкэ. Существует описание охоты Токугавы Иэясу , в котором среди прочих деталей костюма Иэясу упоминается и нэцкэ в виде тыквы-горлянки. Это - самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.

XVII век - предыстория нэцкэ, о которой мы знаем лишь по косвенным данным. Дошедшие до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины XVIII века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской скульптуры уже завершилось, и период с середины XVIII века по середину XIX века мы можем считать «золотым веком» нэцкэ.

История нэцкэ в основном не выходит за пределы периода Токугава (1603-1868) - времени расцвета искусства горожан - купцов и ремесленников. Условия их существования, социальная атмосфера в целом оказали заметное влияние на эволюцию миниатюрной скульптуры. Так, например, в области внутренней политики военным правительством Японии (бакуфу) был принят курс на сохранение раз созданной структуры общества. Неоднократно выпускались «законы против роскоши», целью которых было строгое разграничение «благородного» и «подлого» сословий в том числе в образе жизни и в одежде. Регламентации подвергалось всё: от количества этажей в доме до качества материи для платья и стоимости игрушек или сладостей. За нарушение запретов налагались наказания: от штрафа до высылки из города. Впрочем, эти запреты если не нарушались прямо, то, как правило, умело обходились. Тем не менее, возможностей украсить костюм у горожан оказалось не так уж много, а потому ни одна из них не должна была быть упущена. Нэцкэ и была той деталью, с помощью которой можно было продемонстрировать и собственный вкус, и своё отношение к очередной моде, и, в какой-то степени, благосостояние. Именно в прикладных видах искусства полнее всего находили своё удовлетворение эстетические требования горожан, стимулировавшие появление виртуозных мастеров нэцукэси - резчиков нэцкэ. Поэтому изменение формы, материала, художественной трактовки нэцкэ ясно говорит о смене художественных вкусов и пристрастий японцев конца XVII-XIX веков.

Возникновение школ резчиков-нэцукэси

В XVII и XVIII вв. возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и излюбленными темами. Например для школ Хида или Нара были характерны фигурки, выполненные в стиле иттобори - с помощью одного ножа, без тщательной проработки мелких деталей. Наиболее крупные школы резчиков складываются в Эдо, Осака и Киото. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых нередко был один талантливый мастер. В качестве примера можно указать на Сиёду(?) Томихару, который жил и творил в середине XVIII в. на территории провинции Ивами острова Хонсю. Среди нэцукуси возникают такие громкие имена, как Сюдзан Ёсимура из Осака , Томотада и Масано из Киото . Однако за редким исключением нам мало что известно о жизни и подробностях биографий большинства резчиков. Большим подспорьем для исследователей, занимавшихся историей нэцкэ, стал сборник "Сокэн кисё". Он был издан в 1781 г. жителем Осака и торговцем мечами Инаба Цурю. В сборнике приведён список из пятидесяти трёх имён крупнейших нэцукэси того времени, сопровождавшихся иллюстрациями их работ.

Нэцкэ и современность

Значительная часть нэцкэ конца XIX и все нэцкэ XX века выполнялись на экспорт. Изготавливаются они и в наше время. В большинстве своём это - достаточно низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвеерным способом. Но искусство нэцкэ не исчезло. И в наши дни существуют мастера, специальность которых - резьба нэцкэ. Некоторые работы таких мастеров оцениваются весьма высоко (от US$10,000 до $100,000 и более). Цены на коллекционные нэцкэ на аукционах в США колеблются обычно от нескольких сотен до тысяч долларов (недорогие штампованные, но точные репродукции продаются в магазинах при музеях по ценам до $30).

Впрочем, характер развития этого искусства изменился. Во-первых практическая потребность в нэцкэ исчезла: японцы носят европейский костюм, так как в 1920-х годах кимоно вытесняет европейская одежда. Во-вторых изменилось отношение самих резчиков к создаваемым ими нэцкэ: теперь они рассматриваются как вполне самостоятельные произведения, обособленые и от заказчика, и от моды, а нередко и от традиции той или иной школы. Работы современных мастеров можно поделить на две группы: нэцкэ, выполненные в духе современной станковой скульптуры, и традиционные нэцкэ.

Эстетика нэцкэ

Типология (виды) нэцкэ

  • катабори (形彫) - самый известный вид нэцкэ , компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории нэцкэ (конец XVIII - начало XIX века).
  • анабори (穴彫) - подвид катабори , сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины
  • саси (差) - Одна из наиболее старых форм нэцкэ. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления саси отличается от всех других форм. Если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и т. п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса. Обычно саси считают одной из форм нэцкэ, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом. Ещё одна близкая аналогия саси - приспособление оби -хасами , изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично саси, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у оби-хасами внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет. Первые нэцкэ-саси до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые нэцкэ-саси трудноотличимы от оби-хасами . Позже, в период развитого искусства нэцкэ, форма саси, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.
  • маска (яп. 面 мэн ) - самая большая после катабори категория, часто являлась уменьшенной копией маски но , по своим свойствам сходна с катабори и мандзю /кагамибута
  • итараку - нэцкэ в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника.
  • мандзю (饅頭) - нэцкэ в виде толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости. Иногда делается из двух половинок. Изображение даётся гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю . Одной из своеобразных разновидностей мандзю является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок.
  • рюса (柳左)- Вариант формы мандзю . Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа. Считается, что эта форма, так же как и мандзю, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ансэй (1854-1860), и в особенности с эдосским землетрясением 1855 года, когда многие нэцкэ были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления рюса по сравнению, например, с катабори или кагамибута и повлияла на их преимущественное распространение в это время.
  • кагамибута (鏡蓋) - тоже сходна с мандзю , но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких нэцкэ обычно принадлежит мастеру по металлу.

Этими формами, конечно, не исчерпывается всё многообразие нэцкэ. Существовали так называемые «курьёзные» нэцкэ - например, изготовленные из курков голландских ружей, резные изделия, приспособленные для ношения в качестве поясного брелока, такие как куклы, а также брелоки, имеющие дополнительное практическое значение: в виде счётов - соробан , компаса, кремня и огнива, пепельницы и т. д. Однако эти вещи появляются в общей массе лишь эпизодически, они представляют собой исключение из общего правила.

Материалы, используемые при изготовлении

Материалы нэцкэ разнообразны.

  • Слоновая кость в истории японского искусства - материал довольно «молодой». До периода Токугава о ней знали только по китайским изделиям. В виде бивней она стала завозиться в Японию из Вьетнама через Китай . Из этого материала изготавливали гребни для женской причёски и другие украшения, но в первую очередь - плектры для сямисэна . Обрезки слоновой кости, имевшие обычно треугольную форму, шли на массовое изготовление нэцкэ, что наложило отпечаток и на форму таких изделий. Мастера, работавшие по частным заказам и заботившиеся более о своей профессиональной репутации, чем о заработке, избегали такого материала.
  • Дерево - традиционный материал японской скульптуры. Использовались различные породы, но чаще других -
  • кипарисовик японский (хиноки ).

Большая часть нэцкэ раннего периода выполнена из кипарисовика . Он мягок и удобен для резьбы, но обладает существенным недостатком: со временем изделия покрываются трещинами. Требования, которые предъявляются к нэцкэ, полнее всего удовлетворяет

  • самшит японский (цугэ ) -

твёрдый материал, который издавна использовался для печатей. Помимо хиноки , использовали лёгкую и мягкую древесину

  • корейской сосны (тёсэммацу ),

отличающуюся красновато-жёлтым оттенком. Нэцкэ резали и из

Символика материала

В большинстве случаев материал (а не только сюжет) обладал символическим подтекстом.

Сюжеты

Основная статья: Сюжеты нэцкэ

Более любого другого искусство нэцкэ отразило природу породившего его общества. Причины этого лежат вне рамок данной статьи, но можно упомянуть, что они включают в себя долгие периоды изоляции, обусловленные географическими и политическими причинами, а также ограничение путей самовыражения японцев вследствие обычаев и законов. В результате нэцкэ показывают все стороны жизни Японии своего времени, включая богатый фольклор, религию, ремёсла, торговлю и профессии, различные типы людей и существ, реальных и вымышленных. Можно выделить следующие сюжеты:

  • люди: знаменитые и неизвестные, реальные, исторические, и выдуманные, дети, воины, священники и т. д.
  • животные: знаки восточного гороскопа и другие
  • растения и растительные продукты; маленькие, такие как бобы и грецкие орехи, часто вырезались в настоящую величину
  • божества и мифические существа, часто из китайских мифов и религии, нэцкэ изображающие одного из семи богов удачи , которые, согласно синтоизму , приносят удачу
  • предметы; самая редкая категория. Монеты, инструменты, кровельная черепица и тому подобное
  • абстрактные: символы мон , узоры
  • сексуальные (春画 сюнга ): могут изображать совокупляющихся мужчину и женщину или лишь намекать в утончённой символической форме на эротическое содержание

Одни нэцкэ изображают простые объекты, другие - целые сцены, известные из истории, мифологии или литературы.

Организации коллекционеров

В 1975 году было создано Международное общество нэцкэ (International Netsuke Society). На данный момент INS является крупнейшей международной организацией коллекционеров нэцкэ, и объединяет коллекционеров, проживающих в 31 стране мира. INS сотрудничает с большинством американских музеев и галерей с целью организации регулярных выставок японской миниатюрной пластики. Дважды в год INS проводит международные конференции, которые включают лекции, семинары-практикумы от ведущих экспертов и общественных организаций в области нэцкэ. Также INS издает ежеквартальный журнал International Netsuke Society Journal.

В 2011 году на ежегодной конференции INS было принято решение о создании отделения по странам СНГ Международного общества нэцкэ. В созданную организацию вошли искусствоведы, культурологи, историки, коллекционеры нэцкэ из разных стран СНГ. Председателем отделения по странам СНГ Международного общества нэцкэ был избран Борис Филатов (Украина). Отделение INS по странам СНГ издает дважды в год русско-английский журнал

Нэцкэ (яп. netsuke, нэцукэ ) — маленькая символическая резная фигурка. Сделана она в основном из слоновой кости или дерева. В древности японцы использовали нецке для прикрепления ключей, кошелька к поясу кимоно, но также нэцкэ служили еще и в качестве украшения одежды.

В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI — начале XVII в.

Нэцкэ саси, изображающее Иисуса Христа, слоновая кость, XVII век

Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ (帯鉗 ), которая была лишена карманов.

Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно 下げ物 ). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ).

Нэцкэ удерживает инро на оби

Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси

(紐解) — отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды

Нэцкэ, прикреплённое к инро, гравюра Кацусики Хокусая

нэцкэ справа

Некоторые люди приравнивают нецке к окимоно, но этого делать не нужно. Нецке и окимоно очень похожи, но по предназначению и символики они совершенно разные фигуры.

Окимоно - это статуэтки служащие для оформления и украшения интерьера. Эти фигурки могут быть выполнены из любого материала и не несут в себе никакого воздействия на судьбу человека в отличие от нецке.

С давних времен нецке различались по типологии и формам. Это же отличие нецке сохранилось и до наших дней.

Фигурки и виды нецке

Катабори (形彫) - это самый известны и знакомый для многих вид нецке. Небольшие резные фигуры, изображающие животных и людей, многофигурные группы. Этот вид пользовался популярностью в XVIII - XIX веках.

катабори

Анабори (穴彫) - подгруппа катабори. Эти нецке изготавливались из раковины, внутри которой создавались сюжетные линии.

анабори

Саси (差) - эта форма нецке является одной из древнейших форм. Эти нецке, сделанные в форме бруска с ушком для шнурка. Они могли быть выполнены из разный материалов, но в основном изготавливались из дерева. Способ применения этого вида нецке отличался от других.

Если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и т. п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса.

Обычно саси считают одной из форм нэцкэ, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом.

Ещё одна близкая аналогия саси — приспособление оби - хасами , изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично саси, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у оби-хасами внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет.

Первые нэцкэ-саси до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые нэцкэ-саси трудноотличимы от оби-хасами . Позже, в период развитого искусства нэцкэ, форма саси, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.

саси

Маска (яп. 面 мэн) - уменьшенная копия маски Ноо. Самая большая группа нецке. Своими свойствами маска очень похожа на вид катабори.

маска

Мандзю (饅頭) - эти нецке были сделаны из слоновой кости и имели форму круга. Иной раз мандзю делались из двух полукругов. Иногда делается из двух половинок. Изображение даётся гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю . Одной из своеобразных разновидностей мандзю является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок.

мандзю

Итараку - эти нецке изготавливались из тростника или проволоки. Плелись они в виде коробок тыкв и других форм.

Рюса (柳左) Вариант формы мандзю . Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы.

Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа.

Считается, что эта форма, так же как и мандзю, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ансэй (1854—1860), и в особенности с эдосским землетрясением 1855 года, когда многие нэцкэ были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления рюса по сравнению, например, скатабори или кагамибута и повлияла на их преимущественное распространение в это время.


рюса

Кагамибута (鏡蓋) — тоже сходна с мандзю , но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких нэцкэ обычно принадлежит мастеру по металлу.

кагамибута

************************************

Конечно же, каждый образ имел свое предназначение.

Так, например, стойкость, мужество и силу духа обеспечивала фигурка мудреца Дарума ,

Дайкоку с мешком волшебного риса сулил богатство,

а удачу даровал Эбису с волшебным карпом в руках (считалось, что насколько сложно поймать голыми руками карпа, настолько сложно и обрести душевное спокойствие и равновесие).

Счастье и удачу, которые всегда ходят вместе даровала двойная фигурка - Дайкоку и Эбису .

Ищущие здоровья и долголетия носили фигурку бога счастья Шоусина , который держал женьшень и волшебный персик.

Те, кто имел заветное желание, обращались к богу счастья, веселья и общения Хотэй , именно он всегда изображался то сидящим, то стоящим, но обязательно улыбающимся. Для исполнения задуманного необходимо было погладить статуэтку по животу триста раз, думая при этом о желанном.

Путешествующие брали фигурку Футэна , который сулил попутный ветер и удачу в пути. Он изображался в виде человека, несущего за спиной мешок и с безмятежной улыбкой на лице.

Самурай давал. силу духа, смелость и мужество

Царица неба Сиванму веером отгоняла ветры невзгод.

Творческим людям помогала фигурка человека, слушающего раковину. Огромное разнообразие фигурок, а соответственно и предназначений, позволяло выбрать необходимую к конкретной ситуации и использовать ее для решения трудностей.

Но известны эти вещицы во всем мире не только как счастливые амулеты. Дело в том, что крошечных, но очень выразительных нэцке создавали многие настоящие художники, и тогда эти статуэтки становились шедеврами мирового искусства.

Японские нэцке : миниатюрные фигурки

Два самурая.

"Мальчик, рисующий богиню счастья Амэ-но Удзумэ".
Помните "Каникулы Кроша". Я из них про нэцке узнала, т.е. из книги и фильма)

демон

нэцкэ с секретом

Эбису с рыбой и корзинкой. Начало 20 в., резьба по кости

Шоусин с посохом и персиком. Конец 19-начало 20 в., резьба по кости,прокрашивание

Хотей с веером и мешком. Конец 19 в.,резьба по кости,прокрашивание

Дзюродзин со свитком. Резьба по кости,чернение.

Окимоно Бисямонтэн с пагодой. Резьба по кости,19 в.

Дзюродзин, один из семи богов удачи

ПРОДАВЕЦ КУКОЛ ДАРУМА, мастера ЯСУЮКИ

Слоновая кость, резьба. Вторая половина XIX в. Нэцке знаменитого мастера
Ясуюки изображает карикатурную сцену, типичную для Эдо того времени. Крестьянин приехал торговать в
Эдо перед новым годом куклами Дарума своего изготовления.

НЭЦКЕ В ФОРМЕ МАНДЗЮ мастера КОЮСАЙ. Слоновая кость. Диаметр ок. 4 см. XIX в.

Как бывает у мужчин - приветствовалась эротика)

НЭЦКЭ "ГЕЙША И ДЕМОН"
Слоновая кость. Высота ок. 4.2 см. Нач. 19в.Прекрасный экземпляр работы Масацугэ, школы Эдо. Редкий сюжет

АКТЕР ТЕАТРА НО В РОЛИ ДЕМОНА.
Слоновая кость. Золотой лак, красный лак, чернение, инкрустация золотом и
перламутром. Высота ок. 3.8 см.Начало 19 в. Мастер Сугоку (Хидэтама) Редкая нэцкэ

Кану (Гуань Юй) с алебардой.19 в.,резьба по кости

АКТЕР В РОЛИ ЛИСЫ-ОБОРОТНЯ.
Вишня (?), слоновая кость. Высота ок. 4 см. Первая половина 19 век. Подпись: Хогёку.

нецке Краб

Игроки в кости

Танец на празднике урожая - японская подписная нецке из слоновой кости, автор Тадамори

МАТЬ И РЕБЕНОК. БЫТОВАЯ СЦЕНКА.

Слоновая кость, тонировка,гравировка. Высота ок. 4.2 см Вторая половина 19 в. Мастре Сёсай.

СЛЕПОЙ, ВЫНИМАЮЩИЙ КАМЕНЬ ИЗ ГЭТА

Слоновая кость. Высота ок. 5.8 см. Первая половина XIX в. Подпись: Когёку.

Беременная женщина.

МАТЬ С РЕБЕНКОМ. Слоновая кость. Высота ок. 4 см. Вторая половина 19 в.

ФУКУРОКУДЗЮ , бог здоровья, мудрости и долголетия, ПРИНИМАЮЩИЙ ГОРЯЧУЮ ВАННУ
Самшит, слоновая кость. Высота ок. 5.3 см. 1840-1860 гг. Подпись: Тоё.

Спасибо yip , который сделал классный клип!!


Вы заметили, что много бытовых фигурок, женских.. то, что напоминает о доме и любимых!)

Надеюсь, вам было интересно!!) Капочка Капа

Использованы материалы - вики,

Нэцкэ - это маленькие фигурки, вырезанные из дерева или кости, руками японских или китайских мастеров. Как правило, это фигурки животных, рыб, птиц, людей, божеств или необычных существ. Нэцкэ в первую очередь поражают своим продуманным до мелочей исполнением - все мельчайшие детали выполнены на высочайшим уровне, сделаны с любовью. В фигурках нэцкэ отражена культура, нравы и обычаи Японии и Китая XVII-XIX веков.

Слово "нэцкэ" (не-цуке) - это два иероглифа, первый из которых означает "корень", а второй - "прикреплять". Таким образом, нэцкэ - это своего рода брелок. Также нэцкэ служило противовесом, с помощью которого на поясе (оби) носили кисет с табаком или связку ключей. Нужно это было потому, что в традиционной одежде японцев отсутствовали карманы.

Моё знакомство с нэцкэ (не с настоящими конечно) началось несколько лет тому назад, когда эти фигурки стали появляться в магазинах нашего города. С тех пор я стал их периодически покупать. Сделаны они конечно не из настоящей кости или дерева, а из гипса, но исполнение всё же на должном уровне. Стоят они недорого, а выглядят очень здорово. Кроме того, нэцкэ являются неплохим подарком, так как каждая из фигурок имеет свой сокровенный смысл.

В этой и последующих статьях я расскажу о различных нэцкэ, которые есть у меня в коллекции, а также про те, которых у меня пока нет. Для этого я воспользуюсь каталогом, в котором есть подробное описание фигурок нэцкэ.

Значение нэцкэ Китайский дракон

Китайский дракон ("лун") - воплощение миролюбивой силы, доброты и мудрости. Является символом живоносных вод. В древности китайцы считали, что драконы живут во всех реках, озёрах и морях, а также любят парить в дождевых облаках. Они могли становиться маленькими, как шелковичный червь, а могли стать такими огромными, что накрывали своею тенью весь мир.

Дракон, у которого лапы с пятью когтями, которыми он держит жемчужину мудрости, непорочности и красоты, является символом императора, а также его божественным покровителем. На императорской печати всегда изображается дракон, парящий в облаках, который охраняет жемчужину.

Значение нэцкэ Хотей

Хотей ("холщовый мешок") - добродушный толстячок, бог счастья и благополучия. Он помогает в осуществлении заветных желаний, а также предопределяет судьбы людей. Именно поэтому существует следующее поверье: подумайте о чём-нибудь хорошем и при этом потрите по животу Хотэя 300 раз, и тогда ваше желание исполнится.

Прототипом Хотея был маленький толстый монах Ци Ци. Жил он в конце X века в Китае. Ци Ци путешествовал по деревням с чётками и с большим холщовым мешком. Там, где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние.

Считается также, что Хотэй был эманацией Будды-Майтрейи. В восточных странах пришествие Будды-Майтрейи в народном сознании означало наступление эры благополучия, процветания и безоблачной жизни для всех людей.


Тэнгу ("небесная собака") - защитник ночных путников, дух дорог. Кроме того, он является лесным духом, который живёт на горе Курамаяма в Японии. Считается, что не очень любят общаться с людьми, однако, для некоторых делают исключение. Небесная собака - это сказочное существо, способное перевоплощаться.

Существуют два способа изображения Тэнгу: птицеподобный "Карасу-Тэнгу" с мощным клювом (в том случае, когда он изображается вылупляющимся из яйца, он называется "Тэнгу-Нотамаго") и "Карасу-Тэнгу" - человекообразный вариант с длинным носом.

Согласно легенде, он обучает войнов фехтованию и воинским искусствам. Знаменитый герой Есицунэ воспитывался в храме на горе Курамаяма. А обучал его боевым искусствам царь Тэнгу - Содзебо.

Нэцкэ – это симпатичные талисманы на все случаи жизни, по сути являющиеся японскими миниатюрными скульптурами, часто в карикатурном стиле. Это могут быть фигурки разных божеств, людей и даже животных. Интересный внешний вид сделал талисманы популярными не только среди восточных народов, но в наших краях.

Предлагаем вам ознакомится со всем разнообразием японских фигурок и разобраться в их значении. Вооружившись новыми знаниями, вы сможете подобрать скульптуру нэцке и для себя.

Изначально японские фигурки нэцке не были окутаны легендами и их не окружал ореол волшебства. Миниатюрные фигурки играли роль поясного брелока и одновременно декоративного элемента в одежде.

Изначально фигурки нэцкэ использовали как декоративный элемент к одежде или в виде маленького поясного брелока.

Дело в том, что в традиционной японской одежде нет карманов, поэтому были распространены сагэмоно – небольшие емкости для ключей, лекарств и других мелочей. И в древней Японии нэцке играли роль декоративной детали, с помощью которой на поясе и держались эти “сумочки”. Фигурка была связана шнуром с маленькой плетеной корзинкой или деревянным коробком следующим образом:

  1. Шнурок завязывался в кольцо и заводился за пояс.
  2. В верхнюю петлю, выступающую над поясом, вставляли нэцке.
  3. В нижней петле был закреплен сагэмоно. Узел шнурка был спрятан в нэцке, поэтому вся схема смотрелась очень аккуратно.

Сегодня японские нэцке распространены по всему миру как миниатюрные талисманы. Чаще всего их используют как брелок для ключей, элемент интерьерного декора или просто носят с собой для получения разного рода помощи свыше.

Название миниатюрных изваяний – «нэцке » пишется 2 -мя иероглифами: «не » переводится как «корень », «цуке » означает «крепить ».

Значение фигурок нэцке

Значение нэцке зависит от того, какая именно фигурка и что она изображает. В основном миниатюрные скульптуры символизируют здоровье, долголетие, любовь, удачу, богатство, житейскую мудрость, а также различные духовные качества.

Многие фигурки связывают с различными божествами, поэтому обладатель может получить покровительство и защиту древнего японского бога. Некоторые статуэтки подходят людям определенной профессии, другие – мужчинам, третьи – женщинам. Есть и универсальные, которые будут хорошим спутником для практически любого человека.

Кстати, фигурки нэцке можно сочетать по собственному желанию и вкусу. Нет никакого требования выбирать что-то одно, эти талисманы никак не противостоят друг другу. Коллекция из нескольких фигурок придаст интерьеру некую восточную изюминку и будет помогать своему обладателю сразу в нескольких жизненных сферах.

Какие бывают нэцке

Нэцке встречаются самые разнообразные. Ниже перечислены наиболее популярные, которые можно приобрести в сувенирной лавке.

Люди и божества


  • с длинной бородой делает своего обладателя мужественнее, сильнее и выносливее духовно. Его лучше ставить в своей спальне, поближе к кровати.

  • Старец Дайкоку
    – пузатый торговец с мешком волшебного риса. Символизирует процветание, материальный достаток и счастье в доме, играет роль хранителя семейного очага. Как правило, ставят в той комнате, где чаще всего собирается вся семья.

  • – старик с рыбой в руках – символ удачи. Обычно Эбису объединяют с Дайкоку, чтобы в доме царила удача и достаток. Его также можно поставить на рабочем месте, чтобы привлечь фортуну.

  • – лысый маленький старик. Нэцке дарует членам семьи долголетие и крепкое здоровье, помогает скорее исцелиться от имеющихся недугов.

  • – символ счастья, общения. Славится как божество, исполняющее желания. Есть поверье: если 300 раз погладить Хотэя по округлому животу и мысленно думать о желании – оно сбудется. Классическая фигурка – это изображение полного человечка без волос и бороды, с мешком в руках. Иногда скульптуру дополняют монетами, веером. жемчужиной или даже дареным конем.

  • – повелитель ветра, дарующий свою защиту путешественникам. Нэцке Футэн принято брать с собой в долгий путь, чтобы дорога была легкой, а путешественника сопровождала удача.

  • – покровитель долгой жизни и науки. Нэцке притягивает в дом счастье и здоровье, помогает в получении новых знаний и навыков.

  • Бэндзайтен
    – богиня женского счастья и благополучия, покровительница молодых девушек и женщин в поиске своего счастья. К ней обращаются с просьбой встретить своего суженого. Фигурка изображает японку с лютней в руках.

  • – божество, покровительствующее воинам. Он защищает добро и укрепляет своему обладателю силу верности, долга и чести. За помощью к Бисямонтену может обратиться каждый, кому нужна защита и поддержка в решении сложных жизненных ситуаций.

  • – образ мудрости и долгих лет жизни. Фигурка большеголового старика с очень длинной бородой помогает познать жизненную мудрость и прожить долгую, счастливую и размеренную жизнь.

  • Амэ-но Удзумэ
    – богиня Луны, покровительствующая любви и счастью. В Японии ее также называют создательницей театрального искусства, поэтому круглолицая богиня изображается с театральными атрибутами в руке.

  • Кандзан
    и Дзиттоку – двое буддийских монахов, символизирующих братские взаимоотношения, гармонию и согласие. Японцы дарят такую нэцке супругам, желая им жить в мире и согласии.

  • – Хранитель времени. Выглядит как старичок с доской для записей, в которой он записывает все хорошие и радостные мечты, желания, а со временем помогает своему обладателю исполнить эти желания.

  • создан по подобию основателя буддийской школы, жившего в начале шестого века нашей эры. Символизирует мудрость, человеческое сострадание и ясность ума.

  • – знаменитый китайский мудрец, живший в шестом веке до н. э. Он же является основателем одноименного учения “конфуцианство”, которое на территории Китая и Японии считается одной из основополагающих духовных философий. Нэцке Конфуций – это символ сыновней почтительности и образованности.

  • – образ основателя учения Дао, который был большим философом и мудрецом.

  • – богиня небес, обладающая волшебным напитком бессмертия. Она покровительствует влюбленным, дарует крепкое здоровье и счастье.

  • с воробьем на спине – очень добрый, благожелательный талисман нэцке, символизирующий бесконечное счастье и покровительство богов.

  • с разными дополнительными атрибутами. Фигурки изготавливались и дарились с пожеланием скорейшего появления наследника, который вырастет мудрым и способным, займет высокое положение в обществе.

Животные и неодушевленные предметы


  • – притягивает богатство. Нэцке ставят на рабочем месте для привлечения удачи в сделках.

  • Монетка с отверстием посредине
    –также притягивает денежный поток. Для наибольшей эффективностиее нужно разместить в зоне богатства.

  • – защита жилья и домочадцев от погодных ненастий, воров, болезней и других горестей. Если их поставить в зоне богатства, собачки помогут наладить отношения в семье.

  • – покровитель изобилия и благополучия.

  • – символизирует достатк в доме и притягивает богатство.

  • Змея
    – воплощение жизненной энергии, мудрости, женской силы и красоты. Змея имеет особое свойство – менять старую кожу, когда вырастает из нее. Подобное умение она передает и своему обладателю – из каждого испытания на жизненном пути он выходит более мудрым, сильным, обновленным.

  • – принесет удачу и поправит финансовое состояние.

  • – покровители любви и взаимопонимания в семье.

  • привлекает удачу, помогает карьерному росту и личностному развитию;

  • Черепахи
    – символ большой мудрости и долгой жизни. По преданиям, черепаха могла прожить целое тысячелетие, приобретая огромный жизненный опыт и мудрость. Поэтому в трудный момент к ней обращались за советом.

Сказочные и мифические существа


  1. – в переводе означает “небесная собака”, но внешний вид далек от образа пса: в чаше сидит фигурка существа в перьях и с клювом, выставив наружу лапы. Это образ лесного духа, умеющего перевоплощаться в различных живых существ. В китайской мифологии Тэнгу – воплощение военного учителя: он помогает солдатам-новобранцам обучиться боевым искусствам. Также небесная собака покровительствует путникам.

  2. Нэцке дракон
    – сильный талисман, который защитит владельца, его семейство и домашний очаг от злых сил и нечисти, а также убережет от негативной энергии завистников и недоброжелателей.

  3. – образ небесного льва, прислуживающего Будде. Он охраняет от злых сил и притягивает благополучие. Если у фигурки в лапах пион или шар – Карасиси Фо поможет обладателю стать знаменитым и улучшить свое материальное положение, а представителям воинской профессии добиться быстрого карьерного роста.

  4. Фигурка кота
    , лежащего на спине сома Намадзу, который символизирует у японцев рыбу землетрясений. Нэцке притягивает в дом гармонию, защищает от стихийных бедствий.

  5. – святой в восточной культуре с жабой на спине, символизирует крепкое здоровье и долголетие. По легенде, святой узнал тайну бессмертия у жабы и после этого стал известным лекарем.

  6. – японский водяной. Внешний вид довольно необычный – сочетание выдры и черепахи. По легенде, Каппа перевоплощается в человека и заманивает случайных прохожих в водоемы. Но если в схватке победить водяного, сказочное существо будет служить верой и правдой, помогая в профессиональных делах. Фигурку вручают морякам и рыбакам перед походом в море, чтобы Каппа помог благополучно завершить путь.

Из чего делают нэцке

Настоящая фигурка нэцкэ должна быть изготовлена только с натурального материала.

В качестве материала японцы используют кость или дерево, но можно найти и фарфоровые фигурки, из глины или керамики. Чаще всего их изготавливают в небольшом размере – всего 3-4 см в высоту. Иногда встречаются и более крупные экземпляры.

Нэцке из пластика – неправильная фигурка. Искусственный материал не имеет связи с природными силами, а значит не обладает нужной энергетикой. Такой аксессуар – не более, чем простая деталь в создании тематического интерьера.

Традиционная культура Японии начала свое формирование в глубокой древности. Именно тогда возникли такие удивительные виды искусства, как ханива, дземон, дотаку. А вот скульптуру нэцкэ можно отнести к наиболее молодому виду традиционного искусства, выросшему из бытовых традиций японского народа. В статье мы расскажем об истории возникновения этого искусства и раскроем значение фигурок.

Что такое нэцкэ? Значение

Так обычно называют небольшие фигурки, вырезанные из камня и слоновой кости и несущие важное ритуальное значение. Чаще всего нэцкэ выполняют функцию оберега. Первоначальное же их значение было вполне функциональным - они служили противовесом для кошелей, ключей и других нужных мелочей, чтобы носить их перекинутыми через пояс кимоно.

Позже они стали использоваться в качестве амулетов и талисманов. А в XIX веке искусство достигло такого высокого уровня, что фигурки стали предметом особого интереса среди коллекционеров и ценителей произведений искусства. С этого момента статуэтки нэцкэ становятся желанным, изысканным и дорогим подарком. Кроме того, эти небольшие обтекаемые по форме фигурки можно использовать вместо четок для успокоения, а также для оформления интерьеров. Однако часто малознакомые с японской культурой люди путают фигурки нэцкэ с другим видом традиционного японского искусства - мобильной скульптурой окимоно. Эти статуэтки очень похожи на нэцкэ, но не обладают никакими магическими способностями.

Материалы для фигурок

Традиционно для создания маленьких шедевров использовали слоновую кость, а также оленьи, буйволиные и носорожьи рога, клыки медведя и тигра, кость моржа, разные породы дерева и их корни, окаменевшее дерево. Позже стали изготавливать фигурки из фарфора, яркого коралла, нефрита нежных оттенков, панцирей черепах и даже из стекла.

Дерево для нэцкэ никогда не покрывали краской, а лишь полировали. Для изготовления традиционно брались мягкие породы дерева, которые легко было обрабатывать: кипарисовое, сандаловое, сосны, грецкого ореха, камелии и другие.

Технология изготовления

Обычно размер фигурок варьируется от 2 до 10 см. В наше время изготавливают нэцкэ из кости, дерева, даже из металла. Иногда используют некоторые породы полудрагоценных камней и минералов. Вырезают фигурки таким образом, чтобы они не имели острых углов, так как все линии должны быть плавными. Главным условием при изготовлении нэцкэ является высверливание химотоши - отверстия для шнурка. Некоторые мастера большинство фигурок изготавливают из гипса.

Изготовление нэцкэ из гипса проходит в пять этапов:

Заготовка формы;

Отливка болванки;

Обработка до нужной формы, образа;

Раскрашивание;

Покрытие лаком.

В иных случаях - используется лишь техника резьбы по дереву, камню или кости.

Виды образов, их символика

Образ Атрибут Что символизирует
Мудрец Дарум свиток с иероглифами стойкость, мужество, сила духа
Старец Дайкоку мешок волшебного риса, молот богатство, покровитель домашнего очага
Эбису волшебный карп удача, трудолюбие, душевный покой, просветление. Покровитель рыбаков
Хотей большой живот, улыбка, изображается сидящим счастье, веселье, общение, исполнение желаний, сострадание и добродушие
Самурай воин в одежде и атрибутами самурая сила духа, стойкость, мужество
Царица Неба Сиванму веер отгоняет неудачи
Человек слушающий раковину поддержка творчества
Дзюродзин старик, с посохом и свитком мудрости, черепаха, олень или журавль удача, долголетие
Фукурокудзю старик с вытянутой головой и посохом долголетие, мудрые поступки. Продлевает жизнь
Бэндзайтэн (Бэнтэн) девушка с национальным музыкальным инструментом удача, мудрость, искусство, любовь и тяга к знаниям, взаимная любовь и удачное замужество
Бисямонтэн (Тамонтэн) могучий воин с копьем, в полном самурайском доспехе богатство, процветание, справедливость. Защитник, покровитель врачей, юристов, военных, притягивает деньги
Сиванму пожилая женщина с веером счастливая любовь, финансовое благополучие
Гуаньинь женщина со священной книгой, кувшином или веревкой оберегает от бед, покровительница беременных и рожениц
Кубера волшебная летающая колесница Пушпака гармония между духовным и материальным, успех и счастье
Дунфаншо мешок золота и серебра равновесие, гармония в отношениях между мужчиной и женщиной. Покровитель ювелиров
Кандзан и Дзиттоку монахи (без предметов) создание крепкой и счастливой семьи
Госиса записывает судьбу хорошие сны и мечты сбудутся
Ямабуси дует в раковину мудрость, сила духа, духовное развитие
Гамма-Сэннинин с жабой волшебник, целитель, благополучие, богатство
Корабль пассажиры - семь богов счастья удачное плавание (начинания), финансовое благосостояние
Китайская монетка с квадратным отверстием в центре, иногда ее катит мышь наличие денег, отсутствие долгов

Классификация фигурок по видам

Считается, что это искусств появилось на рубеже XVI-XVII веков, а наиболее популярным стало в XIX веке. В этот период изменились формы использования нэцкэ и их символическая трактовка.

Вид фигурки Изображение
Катабори Изображение людей, животных, групп людей или животных
Анабори Изображение людей, животных, групп людей или животных - сюжетные линии
Саси Изображение в форме бруска с отверстием для крючка
Мандзю Круглой формы. Может делаться из половинок. Изображение выполнено в виде гравировки с чернением. Могут использоваться изображение масок Ноо
Оби-хасами Изображение в форме бруска с утолщением-выступом для крючка
Маски Уменьшенная копия маски Ноо
Итараку Плелись в виде коробок, напоминающих по форме тыкву
Рюса (разновидность мандзю) Из двух половинок (верхней и нижней). Верхняя выполнена в виде ажурной резьбы. Между ними - пустота. Форма круга.
Кагамибута Из двух частей круглой формы. Верхняя - в виде металлической крышки с резными изображениями, выполненными с использованием разнообразных техник
С секретом с движущимися частями или секретом

Мировоззрение

По фигуркам нэцкэ можно изучать особенности жизни японцев, их быт, одежду, предметы военного дела, природные особенности страны и прочие. Поскольку целая группа фигурок посвящена древним японским божествам, то по ним можно ознакомиться с верованиями японцев.

Изучая образы, представленные в нэцкэ, и обращаясь к национальным мифам и легендам, можно очень много интересного узнать о том, что думали люди об устройстве мира, об их вере, богах, природе, особенностях быта, основных занятиях.

Древние синтоистские божества

Кроме особого почитания духов предков, являющихся святыми для японцев, из синтоизма (древняя религия) в культуру нэцкэ пришли образы главных божеств, которым поклонялись древние японцы добуддийского периода. Среди таких образов мы встречаем одну из главных богинь синтоизма - богиню Солнца Аматэрасу. Она символизирует женскую красоту, гармонию, чистоту и мудрость.

Также в пантеоне божеств для сюжетов встречается и бог ветра Футэн. Его обычно изображают без ног, за его спиною - мешок и барабан с палочками, на лице - безмятежная улыбка. При его помощи вам будет сопутствовать удача и помощь в пути, осуществляться охрана жизни и здоровья.

Встречается и изображение другого бога ветра - Райдэна. Его, в отличие от Футэна, изображают не с одним, а с 12 барабанами. А поскольку Райден дополнительно является богом грома и молний, то его часто изображают с рожками и когтями.

Встречается среди образов нэцкэ и Шоусин - бог долголетия. Персики, которые он держит, сорваны с волшебного дерева. А со времени распространения даосизма персиковое дерево стало восприниматься, как символ бессмертия. Поэтому часто в качестве дерева для нэцкэ выбирали персиковое. Иногда в руках у Шоусина можно увидеть женьшень - растение долголетия и здоровья. А сам бог почитается, как покровитель медицины, помощник в обретении счастья.

Одним из наиболее популярных изображений в нэцкэ является Окамэ - богиня счастья. Она была прекрасной исполнительницей ритуальных танцев. Однажды она (согласно одному из мифов, рассказанных в "Кодзики") вызвала из грота саму Аматэрасу, когда та заперлась в нем от мира. Именно веселый смех служит с тех пор действием, при помощи которого можно призвать к себе и умилостивить Аматэрасу. Богиня Окамэ считается покровительницей большого счастья, любви, а также театрального искусства.

Природа и искусство

Что такое нэцкэ? Это потрясающий источник для знакомства с природой и бытом Японии. Среди изображений, традиционных для японских нэцкэ, часто можно встретить изображения животных. Они имеют сакральный смысл, а также отражают природные особенности Японии.

Одним из самых востребованных анималистических образов считалась черепаха Окамэ, которая символизировала мудрость, долголетие, защиту от заболеваний, укрепление здоровья. Можно было встретить целые пирамидки из черепах (обычно - из трех). Защитой от колдовства и злых духов считался традиционный в Китае образ дракона. Защитой от злых духов была и обезьяна. Она же оказывала помощь в актерском творчестве. К этой группе животных относилась и парная нэцкэ, изображающая собачек. Они являлись оберегом от злых сил и несчастий.

Успех в карьерном росте помогал обеспечить орел. Счастье, достаток и удачу - бык. Финансовое благополучие - золотая рыбка и с монетками во рту.

Третья группа животных отвечала за любовь, счастье и семейное благополучие. Так, парная статуэтка бегемотиков символизировала обретение любви, возвращение былых чувств между супругами. Слон обеспечивал силу, мудрость, удачу в вынашивании и рождении ребенка. Он был талисманом против бездетности.

К четвертой группе относится кит, который считается олицетворением счастья, добра, силы, проявляет сострадание, помогает в морских путешествиях.

Развивающийся вид искусства

Сейчас, что такое нэцкэ, знает почти каждый. В Японии и по сей день существует традиция дарить эти фигурки на счастье и удачу. Так, в начале года принято дарить нэцкэ с изображением семи богов счастья. На 12 месяцев они обеспечивают исключительное благоденствие, процветание, счастье и удачу.

В связи с популярностью таких фигурок не только в Японии, но и в других странах мира, развивается доступный вид нэцкэ, выполненный из недорогих материалов и по новым технологиям. Выше мы уже упоминали о фигурках из гипса. Также их изготавливают из глины.

Искусство нэцкэ в музеях мира

История развития этого удивительного вида японского искусства широко отражена в музейных коллекциях мира. В Санкт-Петербурге есть Музей истории религии. Здесь можно увидеть подобную коллекцию. Есть подобная экспозиция и в Эрмитаже. Она не только демонстрирует огромную уникальную коллекцию, но и объясняет на конкретных примерах, что такое нэцкэ. Экспозиция пользуется большой популярностью.

Интереснейшая выставка была представлена в 2003 году в Украине - "Нэцкэ вне времени". Она прошла в Киеве. Ее организаторами были Украинское общество "Нэцкэ" и Музей искусств Богдана и Варвары Ханенко. На выставке были представлены уникальные экспонаты не только из Украины, но и из музеев Великобритании и Швейцарии.

А в ноябре 2010 года в Музее востока в Москве состоялась выставка нэцкэ наших современников. В состав экспозиции вошли произведения современных мастеров России, стран СНГ, Японии и стран Европы.

Вместо заключения

Искусство нэцкэ не становится менее востребованным и интересным с течением времени. В современном обществе даже создана Ассоциация, в которую входят не только специалисты по изготовлению этих маленьких фигурок, но и обычные люди, которых увлекает мир японской культуры. На съездах сообщества, проходящих один раз в год, можно послушать увлекательные лекции об истории и перспективах развития культуры нэцкэ. На таких мероприятиях осуществляется обмен опытом в освоении новых технологий для изготовления фигурок, знакомство с немногими сохранившимися в Японии школами удивительного искусства.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png