Лаврова Ирина Борисовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 46
общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
Кировского района Санкт-Петербурга

На территории Ингерманландии (западной части Ленинградской области), а также в близлежащих восточных землях существует множество малых этносов, которые медленно, едва заметно продолжают бороться с внешним миром за свое самоопределение, язык и традиции. Сама Ингрия - это квинтэссенция финно-угорских и, в меньшей степени, балтских племен, среди которых ижорцы, вепсы, водь, тихвинские и олонецкие карелы, финны, людики, эстонцы, ингерманландские финны. День Ингрии традиционно отмечается вместе с именинами Ирины/Инкери/Ингрид, считающейся святой покровительницей Ингерманландии (4-5 октября). Фактически эта дата - день рождения нашей земли, ставшей обитаемой задолго до пришествия сюда новгородцев и псковичей.

В Петербурге созданы организации (официальные и любительские), призывающие возродить некогда многочисленные народы Ингерманландии в самых лучших традициях. Их приверженцы называют себя регионалистами, лингвистами, географами и историками, которые не теряют энтузиазма и изучают давно умершие или едва оставшиеся в живых на территории области языки и культуры. И далее - кратко о каждом из народов.

Карелы (самоназвание karjalaižet) - финно-угорский народ, говорящий на карельском языке. Кроме собственно карел в карельском этносе выделяются субэтносы ливвиков (liügilaižet) и людиков (lüüdilaižet), существенно отличающихся по культуре и языку (вплоть до различий в алфавитах). Ливвики в большинстве своем проживают в Олонецкой Карелии, людики - в Прионежской Карелии. Тверские карелы (tiverin karielaižet) также существенно отличаются по языку, этнической традиции и большинством исследователей-этнологов признаются отдельным субэтносом. Также в составе карельского этноса существует субэтнос лаппи или сегозерских карел, проживающих в окрестностях Сегозера, который происходит от потомков лопарей, ассимилированных карелами, но сохранивших свое самоназвание. По языку и культуре лаппи мало отличаются от собственно карел. В России насчитывается около 60 тысяч карел, в Финляндии они считаются частью финской нации и отдельно не выделяются, в прочих странах их проживает всего около 3 тысяч.

К художественным карельским промыслам относятся ткачество, вышивка, плетение из бересты, изготовление изделий из меха и кожи, обработка камня, металла и дерева, керамические изделия.

Вепсы (vepsläižed, устаревшее название - чудь) - финно-угорский народ, численностью не более 7 тысяч человек. Национальный язык - вепсский. Среди вепсов отличают три этнографические группы: северные, средние и южные. Традиционное занятие - пашенное земледелие; животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со второй половины XVIII века развилось отходничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др. На реке Оять был развит гончарный промысел. В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие вепсы работают в лесозаготовительной промышленности.

Основные художественные промыслы вепсов: резьба по дереву, плетение из бересты, вышивка, ткачество, глиняная игрушка. Особенно у них почитается дерево: так в старину из изогнутого ствола березы вырезалась прялка - традиционный подарок невесте, жене, дочери, сестре. Многоцветная роспись и орнаментированная резьба украшали изготовленную из дерева посуду, домашнюю утварь и мебель. Из объемного капа выдалбливались ковши, из толстого ствола осины - челны-однодеревки. Древнейшим поделочным материалом для вепсов является береста. Из нее изготовляли солоницы, туеса, кошели, корзины, лапти.

Водь (самоназвание ваддялайзыд (vaďďalaizõd), вадьякко, водь, редк. вожане) - малочисленный финно-угорский народ, коренное население Ленинградской области. Относится к списку исчезающих народов России. Говорят на водском языке. Численность в России составляет 64 человека в 2010 году, из них на родине, в Ленинградской области - 33 человека, в Петербурге - еще 26 человек. Численность води постоянно сокращалась в ходе войн, массовых насильственных выселений в военное и послевоенное время. Во время Великой Отечественной войны вся территория проживания води была оккупирована немецкими войсками. В 1943 году вожане были насильственно переселены из своих родных деревень в Финляндию. После заключения перемирия с Финляндией вожане были возвращены в СССР, хотя не получили возможности вернуться в свои деревни. Ситуация изменилась только после 1953 года. Однако уже с 1959 года представители этого народа не упоминаются в переписях, хотя водское население продолжало проживать во многих деревнях Ленинградской области, сохраняя свой язык и традиционную культуру.

Ижора (ижорцы, самоназвание ижора, инкеройн, ижоралайн, карьялайн, ижор. inkeroin, ižora, ižoralain) - финно-угорский народ, в древности - основное (наряду с водью) население Ижорской земли. До середины XX века сохраняли свой язык и некоторые своеобразные черты материальной и духовной культуры (в одежде, пище, жилище и др.). Язык - ижорский, на нем говорят всего несколько сотен человек. Численность в России - всего от 500 до полутора тысяч человек. Фольклор ижоры известен по устному народному творчеству - песням-рунам сказителей-рунопевцев. Удивительно, что этот небольшой по численности народ сохранил в своей памяти общий с карелами и финнами эпос (известный широкому читателю как Калевала), отдельные части которого оказались известны только ижорским рунопевцам. Одна из самых известных ижорских сказительниц - Ларин Параске (Прасковья Никитина), проживавшая на рубеже XIX и XX века на Карельском перешейке. Также славился исполнением рун Онтропо Мельников.

Традиционные художественные промыслы ижоры в целом схожи с ремеслами других этнических общностей региона. Это строительство и украшение домов, лодок, предметов обихода. Среди ижор было немало прекрасных плотников: на продажу изготовлялись колеса, телеги, сани, прялки. Во многих деревнях ткали полотно, плели из прутьев корзины и другую домашнюю утварь. Работали гончары и плотники, однако нигде эти занятия не приобрели форм кустарной промышленности.

Для создания статьи были использованы следующие источники:
1. материалы Центра коренных народов Ленинградской области
2. материалы группы Вепсский край
3. http://kmn-lo.ru
4. каталог "Коренные малочисленные народы Ленинградской области", отв. редактор Т. Голованова
5. информационный центр Финноугрия http://www.finnougoria.ru
6. http://vedlozero.ru
7. http://ru.wikipedia.org

Места, где стоит сегодня Санкт-Петербург, вовсе не были такими безжизненными до основания города, как принято считать. Напротив, эти земли, носившие гордое название Ижора и Ингерманландия, были домом для многих коренных племен.

Ижора

Древнейшими жителями Петербурга, а точнее его территорий было племя ижора («ижера») именем которых звалась вся Ижорская земля или Ингерманландия (по обоим берегам Невы и Западному Приладожью), переименованная впоследствии в Санкт-Петербургскую губернию.

Существует много версий происхождения этого явно не исконно русского топонима. Согласно одной, «Ингерманландия» когда-то родилась из финского «inkeri maa», что означает «прекрасная земля». Это название дало имя реке Ижоре, а племена, которые населяли ее берега, получили имя «ижора». Другие историки, напротив, считают, что все началось с названия реки Ижоры, которое, судя по летописям, употреблялось еще при первых Рюриковичах: «гда та роди сына Ингоря, даде ей обесчанный при море град с Ижарою в вено». Кто-то же вообще считает, что тут не обошлось без влияния жены Ярослава Мудрого, Ингигерды (Анны).

Судя по лингвистической близости языков, ижоры когда-то выделились из карельской этнической группы. Произошло это, судя по археологическим данным, не так давно - в первом тысячелетии нашей эры.

Первое письменное свидетельство об этом племени относится к XII веку. В нем папа Александр III наряду с карелами, саамами и водью называет язычников Ингрии и запрещает продавать им оружие. К этому времени ижорцы уже наладили прочные связи с пришедшими на соседние территории восточными славянами, и принимали активное участие в образование Новгородского княжества. Правда, сами славяне культурный элемент ижорцев различали слабо, называя все местные финно-угорские племена «чудью». Впервые, в русских источниках заговорили об ижорцах лишь в XIII веке, когда те вместе с карелами вторгались на русские земли. Поздние источники более подробны в описании, они даже дают ижорцам характеристику хитрецов и ловкачей.

После падения Новгородской республики и формирования Московского государства, началась активная русская колонизация этих земель, вплоть до смутного времени, когда Швеция присоединила Ингерманландию к себе. Тогда на эти территории хлынуло финское население, исповедовавшее лютеранство. Их потомки унаследовали протестантизм, получили название инкери или ингерманландцы и пошли по собственному пути культурного развития. Даже сегодня потомки инкери и ижорцев продолжают сторониться друг друга из-за разницы в конфессиях.

После основания Петербурга русское влияние на местные территории и народы вновь усилилось. Близость к Российской империи способствовала стремительной ассимиляции и обрусению. Уже к XIX веку ижорские деревни мало отличались от русских, а в результате расселения в сталинскую эпоху практически полностью утратили национальный элемент. Сегодня предпринимаются многочисленные попытки сохранить ижорскую народность, но число носителей языка постоянно падает, а вместе с ним и шансы на выживание.

Водь

Окраины Петербурга – устье Невы, побережье Финского залива, а также Кингисеппский, Волосовский, Гатчинский и Ломоносовский районы когда-то населяло и ныне существующее племя водь. Правда, вопрос об их коренном статусе остается открытым: некоторые ученые видят в них переселенцев из Эстонии, которые пришли сюда в первом тысячелетии до нашей эры, другие – исконно местное население, предки которых заселили эти территории еще во времена неолита. Спорящие стороны солидарны в одном – водь, как в этническом, так и лингвистическом плане, находились в близком родстве с проживающими западнее эстонскими племенами.

Так или иначе, во времена раннего средневековья, водь вместе с ижорами были коренными жителями Ингерманландии. Это мы знаем в основном из археологических культур, поскольку первые летописные упоминания о них относятся лишь к XI веку, а точнее к 1069 году. Летопись рассказывает о том, как водская рать заодно с полоцким князем напала на Новгород, очевидно, чтобы не платить городу дань. И проиграла, после чего попала в длительную зависимость сначала от Новгорода, потом от Московского Княжества, а в смутный 1617 год и вовсе отошла Швеции.

Почти через столетие земли у устья Невы снова поменяли хозяев – Петр I смог отвоевать место для русского «окна в Европу». Правда, сама водь в этот проект не «вписалась» - при строительстве Петербурга многие коренные жители были высланы в Казань, а их место заняли русские жители, что еще больше ускорило ассимиляцию.

Сегодня этнических вожан, которые позиционируют себя как представители малого народа, практически не осталось. По сведениям переписи 2010 года, в местах их компактного проживания – деревнях Лужице и Краколье, до сих пор проживают лишь 64 представителя народа водь. И малочисленность – не единственная проблема. В ходе активного воздействия русской культуры, у них практически не осталось ничего самобытного: язык, носителей которого становится все меньше, фольклор, да некоторые элементы материальной культуры. Пожалуй, вот и все национальные сокровища древнего, но забытого народа.

Вепсы

Также известны как вепсь, бепся, людиникад, вепслайне. Сведений о них у нас немного. Историческая область их обитания – между Ладожским, Онежским и Белым озером. Их язык относится к финно-угорской группе, но вот из какого народа они выделились и где их историческая родина остается большой загадкой для ученых. Процесс отделения, по мнению исследователей, произошел лишь во второй половине I тысячилетия нашей эры. По крайней мере, этим периодом датируются древневепсские курганные могильники.

Первые письменные свидетельства о вепсах предположительно встречаются в трудах готского историка Иордана, который в VI веке рассказывал о неком племени «вас». Арабский путешественник Ибн Фадлан в X веке писал про племя «вису», в этот же период историк Адам Бременский в Габсбургской хронике упоминает о народе vespe.

В русских летописях встречается этноним и топоним «весь», по всей видимости обозначавший край, населенный различными племенами и народностями. По мнению некоторых исследователей, скандинавские путешественники говорили именно о вепсах, описывая жителей загадочной страны Бьярмии.
Вепсы исчезают со страниц русских летописей довольно рано, в начале XII века. Несмотря на это, этот малочисленный народ существует, и по сей день. Кстати, его шансы на выживание значительно выше, чем у ижорцев или вожан. По сведениям летописи 2010 года, его представителей, проживающих на территории страны, оказалось более трех тысяч.

Вепсы, вожане и все-все-все
Как и где живут малые народы Ленобласти / Статья 2014 года

День коренных народов отмечают во всем мире 9 августа уже 20 лет. Особое значение этот праздник имеет для Ленинградской области, где до сих пор живут вепсы, карелы, вожане и другие малые народности. По теме:


Карелы / Фото: Сайт села Винницы


Петербург своей многонациональной пестротой обязан искусственному происхождению – из разных городов и стран сюда стекались строители, ученые и ремесленники, постепенно оседая на месте, которое совсем недавно было почти пустынным. Другое дело Ленинградская область. Здесь большая часть городов и поселений имеет многовековую историю, отголоски которой сохранились даже в названиях: Выборг, Тосно, Сертолово. День коренных народов, который с 1994 года по инициативе ООН отмечают в разных странах 9 августа, наполнен для Ленобласти особым значением.

Всех соберут в деревне

Здесь живут представители примерно пяти коренных народов, предки которых обитали на этой земле задолго до появления Петербурга. Сегодня их осталось совсем немного, но к сохранению их культуры, истории и традиций в 47 регионе относятся с большим вниманием – например, в феврале этого года губернатор Ленобласти Александр Дрозденко предложил создать масштабный культурно-этнографический проект «Деревня коренных народов». «Национальная деревня станет живой энциклопедией, рассказывающей о народах, проживающих на территории Ленинградской области. К реализации этого проекта мы подключим молодежь, - сказал он. - Проект деревни будет хорошим подспорьем и для развития туристического потенциала региона». По оценкам губернатора, на создание нового культурного центра уйдет порядка двух лет. Проектом занимается комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям.

Как рассказал корреспонденту SPB.AIF.RU советник губернатора Ленинградской области по религиозным вопросам Вячеслав Санин, исчезающие народности региона сегодня можно пересчитать по пальцам. «Разумеется, почти все они относятся к финно-угорской группе – этим мы обязаны соседству с Карелией и Финляндией. Совсем немного осталось представителей народов водь и ижора. Чуть больше – вепсов, тихвинских карелов и ингерманландских финнов, - объяснил он. – Вполне вероятно, что фактически представителей этих народов больше, чем это отражено в статистике, но многие не вполне ассоциируют себя со своей народностью из-за низкой этнической самооценки или недостатка информации о собственных предках. Это одна из проблем, которые нам предстоит решить с помощью просветительской и музейной работы, а также фольклорных фестивалей, которые проводятся каждый год».

Исчезающая натура

Население Ленинградской области превышает 1,7 миллиона человек, 141 из 193 национальностей России представлены на территории региона. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, 92,7% жителей региона считают себя русскими, 2% - украинцами, 1,1% - белорусами. Представителей малых народов значительно меньше, чем, скажем, цыган, финнов или узбеков. Например, ижорцами себя назвали 169 человек – 0,01% опрошенных, вепсами – 1380 человек (0,1%), а вожанами – всего 33 человека (0,002%).

Кстати, в Ленобласти сосредоточена половина всех представителей води в России. Еще 26 вожан живут в Петербурге и пять человек – в других городах. Между тем, в начале XVIII века вожан в России насчитывалось 13 672, в 1848 году их было 5148, в 1926 – 705, а в 2002 – 73. Примерно так же обстоят дела и с вепсами и ижорцами.

Вожане Ленобласти сосредоточены в Кингисеппском районе, в деревнях Лужицы и Краколье (считается кварталом поселка Усть-Луга). Некоторые даже знают водский язык, который немного похож на эстонский и занесен в Красную книгу исчезающих языков. В летописях эта народность упоминается с 1069 года. Водь дала название Водской пятине Новгородской земли, расположенной между реками Волхов и Луга. В этом году впервые увидел свет самоучитель водского языка, изданный московским энтузиастом.

Ижорцы также проживают в Кингисеппском районе, в поселке Вистино. По переписи населения 2002 года 327 россиян называли себя ижорцами, из них 177 проживали в Ленобласти на Сойкинском полуострове. К 2010 году в регионе осталось 169 ижорцев. Как показывают опросы, на родном языке говорят многие из них. По звучанию он похож на финский и карельский.

Вепсы живут в России тремя отдельными группами между Ладогой, Онежским и Белым озерами: на юго-западном побережье Онежского озера (бывшая Вепсская национальная волость Республики Карелия), в сопредельных районах Ленинградской области (Подпорожский, Лодейнопольский, Тихвинский и Бокситогорский) и северо-западных районах Вологодской (Бабаевский и Вытегорский) области. В Ленобласти они сосредоточены в Винницком, Вознесенском, Радогощинском, Алеховщинском и Пашозерском сельских поселениях. Согласно переписи населения 2002 года, в Ленобласти их было 2019 человек, а к 2010 году осталось 1380 человек. Вепсов в 1937 году коснулся сталинский террор: была запрещена любая связанная с вепсской культурой деятельность, вепсские школы были закрыты, издание книг прекращено, учебники сожжены, на вепсов обрушились репрессии. Носители вепсского языка в настоящее время почти без исключения двуязычны.

Где можно познакомиться

Один из крупнейших центров культуры малых народов в Ленобласти – Ижорский музей в поселке Вистино, который открылся в 1993 году. Здесь собраны уникальные предметы культуры и быта сойкинских ижор ХХ века. При клубе поселка Вистино действует ижорская песенная группа «Рыбачка», а в клубе деревни Горки – ансамбль «Шойкулан лаулут» (Сойкинские напевы). С 2003 года каждое лето на Сойкинском полуострове проходят праздники ижорской культуры. В 2006 году открылся мобильный «Музей коренных народов Петербургской земли», рассказывающий об истории и культуре ижор. Музей был представлен в Кунсткамере и показывает экспозицию во многих деревнях и городах Ленинградской области. Более 10 лет работает фольклорная группа «Корпи», в которой поют ижорцы. Она выпустила несколько профессиональных дисков («Inkerin kaiku», «День в Краколье») и десятки раз выступала на фестивалях.


Фольклорные фестивали всегда очень яркие / Фото: Сайт села Винницы


С историей вепсов познакомиться можно в Центре вепсского фольклора (поселок Винницы), в Подпорожском краеведческом музее. Там же каждое лето с 1989 года проводится праздник «Древо жизни», куда съезжаются вепсы, русские, карелы, ижора, жители окрестных районов других национальностей. В этом году он состоялся в середине июля. На фестивале проходят конкурсы национального танца, костюма, конкурс «Вепсская краса». Кроме того, на базе Института народов севера при Педагогическом Университете им. Герцена организовано обучение вепсскому языку.

Водский и ижорский праздники («Лужицкая складчина» и «Возрождая сохраняем») проводятся там, где проживают эти народы, - в деревне Лужицы и поселке Вистино. В программе «Лужицкой складчины» - рассказы о древней и современной истории водского народа, о жизни водской деревни и о судьбе ее жителей, выступления фольклорных коллективов и застолье вскладчину. В 2003 году на празднике впервые были представлены водский герб, гимн и флаг. С 2011 года каждое лето в деревне Краколье проходят краткосрочные летние школы водского языка, организованные тартуским Университетом. А в 2013 году в Лужицах открылся Водский музей, при котором создаются книжки о культуре народа.

А в Карелии сейчас проходят съемки фильма на вепсском языке «Рыба мала да уха сладка» («Kala - pen’, a keitmine - maged»), который посвящен традиционному для вепсов рыболовству. О древнем промысле расскажут герои фильма – вепсы из Подпорожского района Ленобласти, Бабаевского района Вологодской области и сел Карелии. Также в фильме покажут вепсских мастеров из деревни Ладва в Ленобласти, которые плетут мережи, вяжут сети, изготавливают дощатые лодки и знают все поверья, связанные с рыбалкой.

Транскрипт

1 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Абхазы (118) Аварцы (573) Азербайджанцы (4574) Арабы (62) Армяне (7072) Афганцы (55) Башкиры (978) Белорусы (16 830) Болгары (304) Буряты (178) Вепсы (1380) Гагаузы (242) Греки (251) Грузины (1567) Даргинцы (349) Евреи (1206) Езиды (95) Ижорцы (169) Ингуши (214) Кабардинцы (239) Казахи (907) Калмыки (101) Карачаевцы (77) Карелы (1345) Киргизы (871) Китайцы (104) Коми (456) Коми-пермяки (109) Корейцы (1122) Кумыки (224) Лакцы (87) Латыши (387) Лезгины (900) Литовцы (535) Марийцы (755) Молдаване (2698) Мордва (1465) Немцы (1722) Осетины (587) Персы (72) Поляки (1028) Русские () Рутульцы (81) Табасараны (187) Таджики (2977) Татары (8693) Турки (58) Туркмены (211) Удмурты (753) Узбеки (6717) Украинцы (31 769) Финны (4366) Цыгане (3885) Чеченцы (394) Чуваши (2065) Эстонцы (772) Якуты (саха) (72) Не указали национальную принадлежность () Указавшие другие ответы о национальной принадлежности (394) 19

2 ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭТНИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Абазины Абхазы Аварцы Агулы Адыгейцы Азербайджанцы Алтайцы Американцы Арабы Армяне Ассирийцы Афганцы Балкарцы Башкиры Белорусы Бесермяне Болгары Боснийцы Британцы Буряты Венгры Вьетнамцы Гагаузы Горские евреи Греки Грузины Даргинцы Долганы Дунгане Евреи Езиды Ингуши Индийцы Испанцы Итальянцы Ительмены Кабардинцы Казахи Калмыки Камчадалы Каракалпаки Карачаевцы Карелы Кеты Киргизы Китайцы Коми Коми-пермяки Корейцы Коряки Крымские татары Кубинцы Кумандинцы Кумыки Курды Лакцы Латыши Лезгины Литовцы Манси Марийцы Молдаване Мордва Нагайбаки Нанайцы Нганасаны Негидальцы Немцы Ненцы Нивхи Ногайцы Осетины Пакистанцы Памирцы Персы Поляки Румыны Русины Рутульцы Саамы Селькупы Сербы Словаки Словенцы Табасараны Таджики Талыши Татары Тофалары (тофа) Тувинцы Турки Турки-месхетинцы Туркмены Удины Удмурты Узбеки Уйгуры Уйльта (ороки) Украинцы Ульчи Финны Французы Хакасы Ханты Хорваты Цахуры Цыгане Черкесы Черногорцы Чехи Чеченцы Чуваши Чукчи Чулымцы Шорцы Эвенки Эвены (ламуты) Эскимосы Эстонцы Якуты (саха) Японцы Указавшие другие ответы о национальной принадлежности 20

3 КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Данные представлены в рамках исследования по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области, по количеству организаций Православие (238) Римско-католическая церковь (2) Армянская апостольская церковь (2) Ислам (2) Иудаизм (ортодоксальный) (3) Евангельские христиане-баптисты (17) Христиане веры евангельской (3) Евангельские христиане (13) Евангельские христиане в духе апостолов (2) Христиане веры евангельской пятидесятники (34) Чуриковцы (евангельские христиане трезвиники) (3) Адвентисты Седьмого дня (7) Лютеранство (22) Методисты (2) Свидетели Иеговы (4) Армия спасения (2) Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) (1) Церковь Божьей Матери «Державная» (2) 21

6 КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Вепсы (1380) Водь (33) Ижора (169) Вепсы (самоназвание vepsläižed, вепсляйжед) малочисленный финно-угорский народ. В Ленинградской области места компактного проживания вепсов находятся на территории Подпорожского, Лодейнопольского и Тихвинского районов. До революции 1917 г. вепсы были известны под названием «чудь». Этноним «вепсы» распространился уже в советское время. Традиционные занятия вепсов пашенное земледелие, животноводство и охота. Большое значение в старину имела рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод. В наши дни многие вепсы работают в лесозаготовительной промышленности, 49,3 % вепсов Ленинградской области живет в городах и поселках городского типа. Вепсы включены в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Водь (самоназвание vaďďalaizõd, ваддялайзыд) малочисленный финно-угорский народ. Относится к списку исчезающих народов России. В настоящее время представители народности проживают в основном в деревнях севера Кингисеппского района Ленинградской области (Лужицы, Краколье, Пиллово). В прежние времена водь была относительно многочисленным народом, давшим название Водской пятине Новгородской земли. Ижора (самоназвание izoralain, ижоралайн) малочисленный финно-угорский народ, в древности основное (наряду с водью) население Ижорской земли. До середины XX в. сохраняли свой язык и некоторые своеобразные черты материальной и духовной культуры (в одежде, пище, жилище и др.). В отличие от лютеран-ингерманландцев, проживавших на тех же землях, исповедовали православие. Ижоры проживают в основном в Ломоносовском и Кингисеппском районах Ленинградской области, несколько ижор зафиксировано на юге Гатчинского района. 24

7 КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (ЧИСЛЕННОСТЬ И ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКАМИ) Численность населения соответствующей национальности Указавшие родной язык В том числе назвали родным языком русский другой язык Не указавшие родной язык вепсский ижорский Указавшие национальную принадлежность Вепсы Ижоры Водь Ненцы Эвенки Саамы Манси Указавшие другие ответы о национальной принад лежно- сти (не перечисленные выше) Лица, в переписных листах которых не указана национальная принадлежность * Данные Всероссийской переписи населения 2010 года. 25

8 МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ Данные по состоянию на 1 сентября 2015 г. Год Поставлено на миграционный учет Оформлено разрешений на работу Оформлено патентов на работу Поступило уведомлений о приеме на работу (1925 к АППГ) (; + 17,4 %) * (+ 3728; + 2,5 %) (; + 12,2 %) * (; + 14,43 %) * * Сведения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Основная масса прибывающих граждан: 72 % из Азербайджана, Армении и регионов Средней Азии, 14 % граждане Украины, 11 % граждане Республики Молдова (примерно одинаковая статистика из года в год). Граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в визовом порядке, граждане Афганистана, Китая, Пакистана, Вьетнама. 26


4.3. НАСЕЛЕНИЕ ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ И ВЛАДЕНИЮ РУССКИМ ЯЗЫКОМ Город Севастополь 393304 378900 363134 348915 30170 29985 принадлежность 373872 372124 343968 342369 29904 29755 Абазины 2 2 2 2 - - Абхазы 16

4. НАСЕЛЕНИЕ ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ И ВЛАДЕНИЮ РУССКИМ ЯЗЫКОМ ПО ГОРОДСКИМ ОКРУГАМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ РАЙОНАМ Орловская область 786935 773685 Лазы - - Указавшие национальную Мегрелы 3 3 принадлежность 769467 768734

4.2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ПО Всего Городской округ Город Калуга Городской округ Город Обнинск - г.обнинск "Бабынинский "Барятинский "Боровский "Дзержинский Все население 1010930 339488 104739 21041

Национальный состав населения Челябинской области по данным Всероссийской переписи населения 2002 года. Результаты Всероссийской переписи населения 2002 года показали, что на территории Челябинской области

III. Национальный состав населения России по данным переписей населения (тыс. чел.)* Опубликовано на сайте "Демоскоп" (http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nation.php) Национальность 1926 * 1939 1959

Численность населения наиболее многочисленных национальностей Ямало-Ненецкого автономного округа На дату переписи 1959 1970 1979 1989 2002 2010 Все население 62334 79977 158844 494844 507006 522904 Русские

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2010 ГОДА Д Е М О Г Р А Ф И

3.1. Численность постоянного населения по национальностям (человек) Численность лиц данной национальности 1989 1999 2009 Кыргызская Республика 4 257 755 4 822 938 5 362 793 кыргызы 2 229 663 3 128 147

ЦЕНТРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ при СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР Управление Всесоюзной переписи населения СЛОВАРИ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И ЯЗЫКОВ для шифровки ответов на 7 и 8 вопросы переписных листов (о национальности,

4.1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ Продолжение таблицы 4.1 Город Севастополь 393304 181735 211569 363134 167505 195629 30170 14230 15940 Указавшие национальную принадлежность 373872 172295 201577 343968

4.15. НАЦИОНАЛЬНОСТИ ИЛИ ИХ САМОНАЗВАНИЯ ПО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ Продолжение НАСЕЛЕНИЯ таблицы 4.15 Город Севастополь Абазины 2 2-2 2 - - - - Абхазы 16 8 8 16 8 8 - - - Аварцы 38 28 10 38 28 10 - - - Австралийцы

Вопросы для 5-9 классов Вопрос 1 А. Назовите человека, первым из наших соотечественников побывавшего в области субэкваториального климата. Б. Перечислите: 1) зональные типы почв, свойственные территориям

О демографических характеристиках населения отдельных национальностей Приморского края (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года) Переписи населения являются единственным источником сведений

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Национальный состав и владение языками, гражданство населения Ивановской

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ При использовании данных ссылка на Челябинскстат обязательна. Перепечатке

УДК. АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ПО РЕГИОНАМ РОССИИ ИЛИ КАКОВА ОСВОЕННОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ РАЗНЫМИ НАЦИОНАЛЬНОСТЯМИ: ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОСЛЕДНИХ Шамилев С. Р. Адрес работы: ООО «Издательский дом

2 Приложение к постановлению Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике от 2012 г. Руководство по кодированию сведений актов гражданского состояния и талонов статистического учета при

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ «ЛОМОНОСОВ» 2012/2013 учебный год ОТБОРОЧНЫЙ ЭТАП Краткая инструкция для участника Для того чтобы стать участником олимпиады, необходимо лично зарегистрироваться на портале олимпиады

ЦЕНТРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ при СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР И Т О Г И ВСЕСОЮЗНОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1970 года Том IV НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ СССР, - СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республики Адыгея Всероссийская перепись населения 2002г. Публикация данных Республики

II. НАСЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЕ Данные о телеутах и кумандинцах были собраны только при переписи 1926 г., при последующих переписях их население включалось в численность населения алтайцев. Дополнительная

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ, ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКАМИ

Первоисточником получения сведений о населении являются переписи населения. Текущая оценка численности населения производится на основании итогов последней переписи населения, к которым ежегодно прибавляются

4. НАСЕЛЕНИЕ 4.1. Основные демографические показатели... 57 Численность и состав населения 4.2. Численность населения 57 4.3. Численность населения по муниципальным образованиям Республики Бурятия......

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2010 ГОДА ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Стороны они способствовали росту этнического самосознания этносов, проживающих на территории Казахстана, а с другой стороны способствует росту конфликтогенности. Именно столкновение культурных идентичностей

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ Том 4 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ И ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКАМИ, ГРАЖДАНСТВО

УДК 9.94 ИЗМЕНЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: АНАЛИЗ ВСЕРОССИЙСКИХ ПЕРЕПИСЕЙ НАСЕЛЕНИЯ Михайлова Я.С. научный руководитель канд. ист. наук Кривоногов В.П. Сибирский

ПРИЛОЖЕНИЕ К ДОКЛАДУ ОБ ИТОГАХ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2010 ГОДА ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ СОДЕРЖАНИЕ Стр. Приложение 1. Численность населения Смоленской области 1 Приложение.2. Численность населения

4. Этноязыковой состав Российской Федерации по данным переписи... язьша было единственным средством контакта власти с соответствующим народом, на нем создавалась и развивалась периодика; когда же возникала

Федеральная служба государственной статистики Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ И ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКАМИ, ГРАЖДАНСТВО

Этносоциология 2001 г. Д.Д. БОГОЯВЛЕНСКИЙ ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ БОГОЯВЛЕНСКИЙ Дмитрий Дмитриевич - старший научный сотрудник Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного

МИР РОССИИ. 1999. N4 71 НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ О.Д. Комарова Для России, принадлежащей к числу наиболее многонациональных стран мира, крайне важен учет этно-демографического

3. Этнический состав населения и владение языками 3.1. Сколько народов живет в России? В Российской Федерации живет около 100 коренных народов, т.е. таких, чья основная этническая территория находится

Перепись 2010: этнический срез 1 Над темой номера работал Дмитрий БОГОЯВЛЕНСКИЙ 2 Пресловутый национальный вопрос В общественном сознании населения нашей страны национальный/этнический 3 вопрос всегда

Программа проведения открытого школьного этнокультурного фестиваля «Путешествие по России» 1. Цели и задачи фестиваля 1.1. Цели: изучение традиционного и исторического наследия народов, проживающих на

Статистический сборник Национальный состав населения Ростовской области по данным ВПН-2002 г. Ростов-на-Дону 2005 1 Национальный состав населения Ростовской области: Итоги Всероссийской переписи населения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 марта 2000 г. N 255 О ЕДИНОМ ПЕРЕЧНЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.09.2000 N 740,

24 ОЛИМПИАДА ПО ГЕОГРАФИИ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. 5-9 КЛАССЫ ВАРИАНТ 1 1. Заполните кроссворд. Ответы продублируйте в таблице на чистовике. 9 10 п и н т а з о 5 б 7 д ю н а 3 п т 4 а п п а л а ч и ы м т

8. НАСЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ МНОГОЧИСЛЕННЫХ Все население Русские Татары Украинцы Башкиры Чуваши Чеченцы Армяне Аварцы Указавшие родной язык 138311958 110796098 5303874 1925001 1581837 1434447 1429158 1178505

6. Этнический состав населения и межэтнические браки в России по данным переписей населения 6.1. Особенности этнической структуры населения России с учетом результатов микропереписи населения 2015 г. Рассмотрим

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ (РОССТАТ) ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ (КОСТРОМАСТАТ) КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ. СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ (РОССТАТ) ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ (КОСТРОМАСТАТ) КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ. СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК

НАСЕЛЕНИЕ Административно-территориальное деление области (на начало года в границах соответствующих лет) 2014 2015 2016 2017 2018 Районы 11 11 11 11 11 Города 6 6 6 6 6 Районы в городах 4 4 4 4 4 Поселки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК НАУЧНЫЙ СОВЕТ ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ДЕМОГРАФИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ Федеральное государственное

НАСЕЛЕНИЕ Административно-территориальное деление области (на начало года в границах соответствующих лет) 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Районы 11 11 11 11 11 11 Города 6 6 6 6 6 6 Районы в городах 4 4

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ (РОССТАТ) ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ (КОСТРОМАСТАТ) КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ. СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК

НАСЕЛЕНИЕ Административно-территориальное деление области (на начало года в границах соответствующих лет) 2010 2011 2012 2013 2014 Районы 11 11 11 11 11 Города 6 6 6 6 6 Районы в городах 4 4 4 4 4 Поселки

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ СЕГОДНЯ 99 г., СЭ, 3 В. А. Тишков ЭТНИЧНОСТЬ И ВЛАСТЬ В СССР (этнополитический анализ республиканских органов власти) Данная статья продолжает нашу работу в области политической антропологии

9 августа День коренных народов мира Международный день коренных народов мира установлен в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН. В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ Социально-экономическая характеристика коренной национальности Республики

ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКАМИ НАСЕЛЕНИЕМ Все население Русские Татары Украинцы Башкиры Чуваши Чеченцы Армяне Псковская область Указавшие владение языками 653439 616411 1233 8631 189 444 295 2366 в том числе: абазинским

6. ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКАМИ НАСЕЛЕНИЕМ Все население Русские Татары Украинцы Башкиры Чуваши Чеченцы Армяне Указавшие владение языками 138312535 110880183 5288719 1925939 1576747 1432746 1418087 1172382 в том числе:

Учет этнического состава населения России. Исторический очерк Учитывать население на Руси стали с IX в. Поскольку на ранних этапах истории главной целью учета населения был сбор налогов, эти учеты охватывали

6. ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКАМИ НАСЕЛЕНИЕМ Все население Русские Татары Украинцы Башкиры Чуваши Чеченцы Армяне Аварцы Сахалинская область Указавшие владение языками 480996 409758 4874 12131 525 820 143 1231 109 в

НАСЕЛЕНИЕ Административно-территориальное деление области (на начало года в границах соответствующих лет) 2012 2013 2014 2015 2016 Районы 11 11 11 11 11 Города 6 6 6 6 6 Районы в городах 4 4 4 4 4 Поселки

Порядок выдвижения кандидатур и оформления материалов на присуждение краевых именных стипендий для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории

ОБ ИТОГАХ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2010 ГОДА Суринов Александр Евгеньевич Руководитель Росстата КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ, УЧТЕННОГО ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2010 ГОДА ВСЕГО УЧТЕНО

НАСЕЛЕНИЕ Административно-территориальное деление области (на начало года в границах соответствующих лет) 2009 2010 2011 2012 2013 Районы 11 11 11 11 11 Города 6 6 6 6 6 Районы в городах 4 4 4 4 4 Поселки

РОССТАТ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2010 ГОДА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Том 4 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ И ВЛАДЕНИЕ

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. 6 (26) УДК 94:314(571.16) 1939 Н.М. Дмитриенко НАСЕЛЕНИЕ ТОМСКА И ТОМСКИХ РАЙОНОВ ПО ДАННЫМ ВСЕСОЮЗНОЙ ПЕРЕПИСИ 1939 г.* Рассматривается организация

О демографических и социально-экономических характеристиках населения отдельных национальностей Ростовской области (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года) Переписи населения по-прежнему

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ СЕГОДНЯ 1990 г. В. А. Т и ш к о в АССАМБЛЕЯ НАЦИЙ ИЛИ СОЮЗНЫЙ ПАРЛАМЕНТ? (Этнополитический анализ состава Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР) Долгие десятилетия

Приложение 2 Порядок выдвижения кандидатур и оформления материалов на присуждение краевых именных стипендий для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных

Национальный состав населения по районам и городам края (преобладающие национальности) Национальность Оба пола Мужчины Женщины г. Алейск Все население 28551 13427 15124 азербайджанцы 61 44 17 армяне 58

2. Кислицына О.А. Измерение качества жизни / благополучия: международный опыт. М.: Институт экономики РАН, 2016. 62 с. 3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. 2-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа,

Демография. Миграция 2015 г. Л.Л. РЫБАКОВСКИЙ ДЕПОПУЛЯЦИЯ И ЕЁ ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В РОССИИ РЫБАКОВСКИЙ Леонид Леонидович доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института социально-политических

Семинар Международно-правовые гарантии защиты национальных меньшинств и проблемы их осуществления с уделением специального внимания образованию национальных меньшинств В.В. Степанов Институт этнологии

Глава IV Динамика численности и возрастной состав народов России Динамика численности и возрастной состав народов России в 1990-х гг. Революционные политические и экономические преобразования, происходившие

Положение языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Российской Федерации Российская Федерация, как и многие другие современные государства мира, по своей структуре является

81 Сентябрь 2004 Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народохозяйственного прогнозирования РАН РОССИЙСКАЯ ПЕРЕПИСЬ В ЭТНИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ Количество «народов» выросло

Всероссии скии турнир «Россия». В этом году мы проведём серию турниров под общим названием «Россия». Всего будет проведено 12 турниров, каждый из которых будет иметь свою тему. Приглашаем принять самое

Задания для промежуточной проверки результатов обучения по курсу «География с основами демографии» Тема курса Задания 1. Численность и особенности динамики Мира и России 1. Какова примерная численность

Петербург своей многонациональной пестротой обязан искусственному происхождению - из разных городов и стран сюда стекались строители, ученые и ремесленники, постепенно оседая на месте, которое совсем недавно было почти пустынным. Другое дело Ленинградская область. Здесь большая часть городов и поселений имеет многовековую историю, отголоски которой сохранились даже в названиях: Выборг, Тосно, Сертолово. День коренных народов, который с 1994 года по инициативе ООН отмечают в разных странах 9 августа, наполнен для Ленобласти особым значением.

Всех соберут в деревне

Здесь живут представители примерно пяти коренных народов, предки которых обитали на этой земле задолго до появления Петербурга. Сегодня их осталось совсем немного, но к сохранению их культуры, истории и традиций в 47 регионе относятся с большим вниманием - например, в феврале этого года губернатор Ленобласти Александр Дрозденко предложил создать масштабный культурно-этнографический проект «Деревня коренных народов». «Национальная деревня станет живой энциклопедией, рассказывающей о народах, проживающих на территории Ленинградской области. К реализации этого проекта мы подключим молодежь, — сказал он. — Проект деревни будет хорошим подспорьем и для развития туристического потенциала региона». По оценкам губернатора, на создание нового культурного центра уйдет порядка двух лет. Проектом занимается комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям.

Как рассказал корреспонденту сайт советник губернатора Ленинградской области по религиозным вопросам Вячеслав Санин , исчезающие народности региона сегодня можно пересчитать по пальцам. «Разумеется, почти все они относятся к финно-угорской группе - этим мы обязаны соседству с Карелией и Финляндией. Совсем немного осталось представителей народов водь и ижора. Чуть больше - вепсов, тихвинских карелов и ингерманландских финнов, - объяснил он. - Вполне вероятно, что фактически представителей этих народов больше, чем это отражено в статистике, но многие не вполне ассоциируют себя со своей народностью из-за низкой этнической самооценки или недостатка информации о собственных предках. Это одна из проблем, которые нам предстоит решить с помощью просветительской и музейной работы, а также фольклорных фестивалей, которые проводятся каждый год».

Исчезающая натура

Население Ленинградской области превышает 1,7 миллиона человек, 141 из 193 национальностей России представлены на территории региона. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, 92,7% жителей региона считают себя русскими, 2% - украинцами, 1,1% - белорусами. Представителей малых народов значительно меньше, чем, скажем, цыган, финнов или узбеков. Например, ижорцами себя назвали 169 человек - 0,01% опрошенных, вепсами - 1380 человек (0,1%), а вожанами - всего 33 человека (0,002%).

Кстати, в Ленобласти сосредоточена половина всех представителей води в России. Еще 26 вожан живут в Петербурге и пять человек - в других городах. Между тем, в начале XVIII века вожан в России насчитывалось 13 672, в 1848 году их было 5148, в 1926 - 705, а в 2002 - 73. Примерно так же обстоят дела и с вепсами и ижорцами.

Вожане бережно относятся к своей истории. Фото: Сайт "Ингерманландия: водь и ижора"

Вожане Ленобласти сосредоточены в Кингисеппском районе, в деревнях Лужицы и Краколье (считается кварталом поселка Усть-Луга). Некоторые даже знают водский язык, который немного похож на эстонский и занесен в Красную книгу исчезающих языков. В летописях эта народность упоминается с 1069 года. Водь дала название Водской пятине Новгородской земли, расположенной между реками Волхов и Луга. В этом году впервые увидел свет самоучитель водского языка, изданный московским энтузиастом.

Ижорцы также проживают в Кингисеппском районе, в поселке Вистино. По переписи населения 2002 года 327 россиян называли себя ижорцами, из них 177 проживали в Ленобласти на Сойкинском полуострове. К 2010 году в регионе осталось 169 ижорцев. Как показывают опросы, на родном языке говорят многие из них. По звучанию он похож на финский и карельский.

Вепсы живут в России тремя отдельными группами между Ладогой, Онежским и Белым озерами: на юго-западном побережье Онежского озера (бывшая Вепсская национальная волость Республики Карелия), в сопредельных районах Ленинградской области (Подпорожский, Лодейнопольский, Тихвинский и Бокситогорский) и северо-западных районах Вологодской (Бабаевский и Вытегорский) области. В Ленобласти они сосредоточены в Винницком, Вознесенском, Радогощинском, Алеховщинском и Пашозерском сельских поселениях. Согласно переписи населения 2002 года, в Ленобласти их было 2019 человек, а к 2010 году осталось 1380 человек. Вепсов в 1937 году коснулся сталинский террор: была запрещена любая связанная с вепсской культурой деятельность, вепсские школы были закрыты, издание книг прекращено, учебники сожжены, на вепсов обрушились репрессии. Носители вепсского языка в настоящее время почти без исключения двуязычны.

Где можно познакомиться

Один из крупнейших центров культуры малых народов в Ленобласти - Ижорский музей в поселке Вистино, который открылся в 1993 году. Здесь собраны уникальные предметы культуры и быта сойкинских ижор ХХ века. При клубе поселка Вистино действует ижорская песенная группа «Рыбачка», а в клубе деревни Горки - ансамбль «Шойкулан лаулут» (Сойкинские напевы). С 2003 года каждое лето на Сойкинском полуострове проходят праздники ижорской культуры. В 2006 году открылся мобильный «Музей коренных народов Петербургской земли», рассказывающий об истории и культуре ижор. Музей был представлен в Кунсткамере и показывает экспозицию во многих деревнях и городах Ленинградской области. Более 10 лет работает фольклорная группа «Корпи», в которой поют ижорцы. Она выпустила несколько профессиональных дисков («Inkerin kaiku», «День в Краколье») и десятки раз выступала на фестивалях.

Фольклорные фестивали всегда очень яркие. Фото: Сайт села Винницы

С историей вепсов познакомиться можно в Центре вепсского фольклора (поселок Винницы), в Подпорожском краеведческом музее. Там же каждое лето с 1989 года проводится праздник «Древо жизни», куда съезжаются вепсы, русские, карелы, ижора, жители окрестных районов других национальностей. В этом году он состоялся в середине июля. На фестивале проходят конкурсы национального танца, костюма, конкурс «Вепсская краса». Кроме того, на базе Института народов севера при Педагогическом Университете им. Герцена организовано обучение вепсскому языку.

Водский и ижорский праздники («Лужицкая складчина» и «Возрождая сохраняем») проводятся там, где проживают эти народы, - в деревне Лужицы и поселке Вистино. В программе «Лужицкой складчины» - рассказы о древней и современной истории водского народа, о жизни водской деревни и о судьбе ее жителей, выступления фольклорных коллективов и застолье вскладчину. В 2003 году на празднике впервые были представлены водский герб, гимн и флаг. С 2011 года каждое лето в деревне Краколье проходят краткосрочные летние школы водского языка, организованные тартуским Университетом. А в 2013 году в Лужицах открылся Водский музей, при котором создаются книжки о культуре народа.

А в Карелии сейчас проходят съемки фильма на вепсском языке «Рыба мала да уха сладка» («Kala - pen’, a keitmine - maged»), который посвящен традиционному для вепсов рыболовству. О древнем промысле расскажут герои фильма - вепсы из Подпорожского района Ленобласти, Бабаевского района Вологодской области и сел Карелии. Также в фильме покажут вепсских мастеров из деревни Ладва в Ленобласти, которые плетут мережи, вяжут сети, изготавливают дощатые лодки и знают все поверья, связанные с рыбалкой.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png