Введение

В настоящее время в подходе к работе с текстами в решении мыслекоммуникативных и иных (научных, управленческих, рефлексивно-самоорганизационных, учебных, методических, педагогических, культурных и т.п.) задач сложились противоположные традиции. Одна из них устремлена на быстроту прочтения и получение общего, обзорного или детально регистрационного образа по содержанию текста. Другая же акцентирует внимание на неслучайность выявления авторских содержаний, надежность реконструкции структуры содержания, иерархии его слоев. Во втором случае быстрота как технологическая ценность уступает ценности надежности и однозначности содержания получаемого результата.

Умение работать с текстом? это умение правильно его оценить, быстро разобраться в структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что оказалось ценным и нужным. Наиболее частые ошибки? это отсутствие целенаправленности в чтении и нерациональная форма записи.

Конспект

Обычный вузовский курс (в котором последовательно излагается материал по учебной программе) включает следующие виды лекций :

  • 1. Вводная лекция, где автор дает общие представления о дисциплине, ее предмете и объекте, определяет цели и задачи курса, методологию и методы, периодизацию дисциплины, рекомендует литературу, дает ее критический анализ.
  • 2. Текущие лекции по конкретным темам курса, которые также разделяются на виды. Преподаватель может вас просто ознакомить с новой темой, выделить основные моменты, объяснить причинно-следственные связи, сделать выводы, - это обычный вариант лекции. Как правило, она не вызывает затруднений в конспектировании.
  • 3. Вместе с этим вам может быть прочитана "проблемная" лекция по какому-либо дискуссионному вопросу, на которой приводятся точки зрения и аргументы различных ученых, дается их критический анализ. Этоболее сложный вариант лекции для студентов, так как предполагается, что они уже владеют фактическим материалом и основными понятиями. Поэтому без усвоения уже пройденного материала вам будет сложно понять обсуждаемую проблему (можете понять ее не полностью или неверно). Это, в свою очередь, не позволит вам правильно законспектировать лекцию и затем использовать записи при подготовке к экзамену.
  • 4. Заключительная лекция, в которой преподаватель делает общие выводы по прочитанной дисциплине, характеризует итоги и результаты,

определяет тенденции, анализирует перспективы.

5. Установочные (характерны для заочного и вечернего обучения в качестве введения в дисциплину) и обзорные лекции (применяются для повторения и обновления материала перед государственными экзаменами). Как правило, в них проводится обобщение, выделяются наиболее важные или спорные аспекты изучаемой дисциплины.

Таким образом, при работе с конспектом лекции нужно учитывать ее разновидность. Одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие - лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая вампонять глубинные процессы развития государства и экономики, экономической мысли как в истории, так и в настоящее время. Несмотря на наличие разных видов лекций, можно дать несколько общих советов по их конспектированию и дальнейшей работе с записями.

  • 1. Не забывайте, что ваш конспект должен легко восприниматься зрительно (чтобы максимально использовать "зрительную" память), поэтому он должен быть аккуратным. Выделите заголовки, отделите один вопрос от другого, соблюдайте абзацы, подчеркните термины.
  • 2. При прослушивании лекции обращайте внимание на интонацию лектора и вводные слова "таким образом", "итак", "необходимо отметить" и т.п., которыми он акцентирует наиболее важные моменты. Не забывайте помечать это при конспектировании.
  • 3. Не пытайтесь записывать каждое слово лектора, иначе потеряете основную нить изложения и начнете писать автоматически, не вникая в смысл. Техника прочтения лекций преподавателем такова, что он повторяет свою мысль два-три раза. Постарайтесь вначале понять ее, а затем записать, используя сокращения.
  • 4. Создайте собственную систему сокращений, аббревиатур и символов, удобную только вам (но не забудьте сделать словарь, иначе существует угроза не расшифровать текст). Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
  • 5. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
  • 6. Не забудьте прочитать лекцию перед семинарским занятием по соответствующей теме.

В школе и институте редко учат искусству конспектирования, хотя именно это умение может оказаться одним из ключевых навыков, обеспечивающих успех в учебе. Как структурирует свои пометки Билл Гейтс, что такое метод Корнелла и кто больше всех пропагандировал mind-mapping - «Теории и практики» рассказывают о пяти полезных техниках конспектирования для тех, кто по-прежнему предпочитает бумагу и ручку.

Метод Корнелла

Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал свой знаменитый метод конспектирования в середине прошлого века. Чтобы воспользоваться им, вначале придется сделать соответствующую разметку на листе А4. Нужно провести две горизонтальные линии: одну вверху, чтобы отчертить место для заголовка и даты, а другую - внизу, чтобы под ней можно было записать пять-шесть предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице. В оставшейся средней части листа нужно провести еще одну длинную вертикальную линию, разделяющую его на две неравные колонки, - та, что слева, должна быть значительно уже той, что справа (рекомендуется делать ее шириной чуть больше шести сантиметров). По ходу прослушивания лекции или чтения учебника, делайте записи в своей обычной манере в широкой колонке. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы оставалась возможность в них еще что-то дописать. После лекции заполните левую колонку - выделите самые важные идеи, имена, даты, сформулируйте вопросы и так далее. А в последующие 24 часа нужно будет заполнить еще и нижнее поле - в нескольких предложениях сформулировав суть своих записей на этой странице.

Этот метод конспектирования очень популярен в Америке, и в некоторых учебных заведениях его даже пытаются сделать обязательным. Он стимулирует студентов перечитывать свои конспекты, дополнять их и перерабатывать. Но, если студент не возвращается к своим записям, какой-то особой пользы от подобного оформления материала, в общем-то, нет.

Метод Билла Гейтса

В 2003 году молодой предприниматель Роб Ховард познакомился с Биллом Гейтсом и, явно находясь под большим впечатлением от этой встречи, написал о ней пост в свой блог . Пожалуй, больше всего читателей Ховарда поразило то, что во время переговоров Билл Гейтс (на минуточку, один из самых обеспеченных людей в мире) делал пометки сам, от руки, а не в ноутбуке. Ховард немного описывает и метод, которым Гейтс структурировал материал. Лист его блокнота был размечен на квадраты, в каждом из которых он записывал связанный определенной тематикой блок. Например, один из квадратов в нижней части листа был отведен на вопросы, которые появлялись у Гейтса по ходу переговоров. Некоторые блогеры считают, что квадраты Гейтса - это переработанный традиционный метод Корнелла, и призывают читателей подогнать эту систему под собственные нужды, а не просто стремиться скопировать стиль создателя «Майкрософта».

Метод ментальных карт (mind-mapping)

Mind-mapping - это популярная техника записи, по правилам которой начинать нужно всегда в середине листа. В кружочке или в рамочке прямо по центру страницы нужно указать главное понятие, о котором пойдет речь в конспекте. И потом с помощью ответвлений в разные стороны записывать в новых кружочках ключевые слова и идеи, с ним связанные. Если вы собираетесь использовать этот метод, лучше запастись ручками как минимум трех разных цветов, чтобы делать более заметными разные ответвления. Главным популяризатором этой техники был Тони Бьюзан - английский психолог и телеведущий, который активно использовал метод ментальных карт в середине 1970-х годов в своей телепередаче «Use Your Brain» . Сегодня к этому методу часто прибегают любители мозговых штурмов.

Метод предложений

Тем, кто пока не готов пробовать новые нелинейные методы конспектирования, можно посоветовать так называемый метод предложений. Он очень похож на стандартный метод стенограммы - когда вы просто пытаетесь зафиксировать на листе все, что говорит лектор. Отличие заключается лишь в том, что каждое предложение здесь нужно записывать с новой строчки и нумеровать его по порядку. Нумерация поможет легко сделать отсылку от одного предложения к другому с помощью всего лишь одной маленькой пометки (например, «см. №67») - больше не нужно разбираться в запутанных стрелочках, перечеркивающих половину записей.

Метод течения (flow method)

Если вы устали стенографировать в своих конспектах, можно попробовать этот, недавно сформулированный коучем Скоттом Янгом, метод конспектирования . В основе его лежит такая идея: слушать лекцию - это не пассивный процесс, чтобы по-настоящему получить от лекции пользу, нужно думать и развивать собственные идеи. Поэтому в конспекте, выполненном таким способом, следует записывать только ключевые моменты лекции и дать волю своим комментариям. Понятно, что такие записи будут довольно сильно отличаться от классических конспектов, поэтому на всякий случай возьмите на лекцию для подстраховки еще и диктофон.

Один из основных принципов эффективного конспектирования: записывать основное . Наиболее точно и подробно в ходе лекции записываются следующие аспекты :

Название лекции;

Источники;

Понятия, определения;

Принципы;

Идеи следует формулировать в виде тезисов. Примеры можно обозначить ключевыми словами для памяти. С самого начала обучения в институте важно выработать полезную привычку анализировать содержание лекции и гибко изменять способ конспектирования в зависимости от ее вида.

Практика свидетельствует, что многие студенты способны научиться скоростному конспектированию лекций, используя специальные способы и приемы записи учебной информации. В основе формирования индивидуальной техники быстрого конспектирования лежат определенные принципы:

1. Конспект - это не точная запись текста лекции, а запись смысла,

сути учебной информации.

2. Конспект - это записка самому себе, а не произвольному читателю, поэтому записи в нем могут быть понятны только автору.

3. Конспект пишется для последующего чтения и это значит, что формы записи следует делать такими, чтобы их можно было легко и быстро прочитать спустя некоторое время.

4. Конспект должен облегчать понимание и запоминание учебной информации.

Скоростное конспектирование предполагает предварительную подготовку к лекции. Нужно быть готовым к конспектированию еще до того, как в аудиторию войдет преподаватель. Это означает, что необходимо:

во-первых , психологически настроить себя для прослушивания и конспектирования лекции. Вспомнить или посмотреть в конспекте тему предыдущего занятия, вопросы, которые на нем рассматривались. Если у студентов есть тематический план изучения учебной дисциплины, то рекомендуется познакомиться и с темой предстоящей лекции, подумать над тем, что уже известно по данной проблеме. Важно подготовить себя к тому, что предстоит напряженная работа по пониманию, осмыслению и конспектированию учебного материала;

во-вторых , подготовить рабочее место для конспектирования лекции. Убрать со стола все лишнее. Заранее приготовить тетрадь, ручку, 2-3 цветных карандаша или фломастера, линейку. Проверить и при необходимости отчертить в тетради с левой стороны страницы поля шириной 3-4 см. На них, как правило, записывается число, фамилия лектора, делаются другие различные пометки.

Конспектирование лекции начинается с полной и точной записи темы, учебных вопросов и списка литературы, рекомендованной для изучения. В целях увеличения скорости конспектирования лекции целесообразно использовать следующие приемы:


Сокращение записи слов, словосочетаний и терминов;

Ускоренное конспектирование фраз;

Применение для составления конспекта цветных карандашей, ручек, фломастеров и т.п.

Техника записи слов и словосочетаний. Своеобразие русского языка состоит в том, что в нем немало длинных слов, включающих в себя приставку, корень, 1-2 суффикса и окончание. На их написание требуется достаточно много времени. Поэтому главный резерв во времени дает сокращение слов при их написании. Сокращение слов осуществляется следующими способами:

1. Пропуском букв в середине слова, когда пишутся только несколько начальных и последних букв. Например:

документ – док-т

юридический – юрид-кий

делопроизводство – делопроиз-во

2. Написанием только основной части слова, опуская при этом суффиксы и окончания. Например:

Судебный департамент – Судеб. деп-т

возможный – возмож.

3. Использованием аббревиатуры – слова, образованного из начальных букв слов, входящих в словосочетание. Например:

Верховный Суд Российской ФедерацииВС РФ

Вещественные доказательства – ВД

Экспертиза ценности документов – ЭКД

Значительному сокращению времени при конспектировании слов способствует применение специальных знаков, условных обозначений, которые студент вырабатывает самостоятельно.

Конспектирование фраз. Пространственная запись – данный способ позволяет полностью использовать все пространство листа бумаги.

Основными приемами пространственной записи являются - выделение абзацев, написание формулировок в отдельной строке, отступы различной величины от начала строки, записывание информации на различных сторонах листа и т.д. Так, например, конспектируя лекцию по организации делопроизводства в судах общей юрисдикции, информацию по данному виду деятельности в районных судах можно записать с левой стороны страницы, а в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов - с правой.

Пространственная запись - способ, который наиболее концентрировано выражает суть конспектирования. Он ускоряет запись, улучшает ее восприятие и запоминание. При активном использовании такой записи конспект приобретает форму структурно-логической схемы, а каждая страница отличается от другой и легче запоминается.

Использование контекста. Контекст - это законченный в смысловом отношении отрывок речи, точно определяющий смысл входящей в него фразы. Суть данного способа конспектирования заключается в том, что записывать в конспект нужно не все слова, а только те, которые несут основную смысловую нагрузку. Необязательно записывать вводные слова (безусловно, очевидно, по моему мнению и др.), эпитеты, сравнения и т.д. Можно сократить и слова, относящиеся к группе подлежащих. Например, если темой лекции является делопроизводство в военных судах, то не нужно всякий раз писать фразу «делопроизводство в военных судах», достаточно ограничиться словами: «Служит для...», «Включает в себя», «Характеризуется». Ясно, что эти кратко записанные фразы имеют отношение именно к делопроизводству в военных судах.

Преобразование фразы. Этот способ конспектирования используется тогда, когда важна запись смысла, а не самого текста. Применение такого способа требует безусловного и полного понимания конспектируемого материала, его творческой переработки и довольно высокой скорости мышления. Суть его заключается в том, чтобы найти и записать фразу, эквивалентную высказанной преподавателем, но более короткую. Сделать это можно несколькими путями.

Во-первых, подбирать более короткие синонимы для составляющих фразу слов . Например, вместо длинных слов можно подобрать более короткие синонимы:

воздействие – влияние

персонально – лично

совершенствовать – улучшать

Во-вторых, сформулировать высказанную преподавателем мысль другими словами. При этом предложение, сохраняя суть высказанной педагогом мысли, становится в несколько раз короче.

Во время лекции в ряде случаев требуется полная точность текста, например, при записи определений, положений соответствующего закона, названий правовых актов и др., где существенным может оказаться каждое слово. В этих случаях изменять фразу нельзя и пользоваться приемами сокращения следует с большой осторожностью.

Освоение достаточно сложного приема скоростного конспектирования, каким является преобразование фразы, на начальном этапе может вызвать определенные трудности. Для их преодоления нужны тренировки. Но сначала лучше тренироваться не в ходе лекции, а с печатными источниками, когда нет ограничения по времени.

Использование цветных ручек, карандашей, фломастеров при конспектировании. Расцвеченный различными цветами конспект легче и быстрее читается, лучше запоминается. Основными способами использования цвета при конспектировании являются:

1. Рубрикация - выделение различным цветом начала заголовков, формул, цитат, пунктов, подпунктов, перечислений в тексте конспекта. Рубрикация ускоряет поиск нужной информации и облегчает ее запоминание. Для этого необходимо выработать определенную систему: размер букв, форма, цвет знаков должны быть постоянными для выделения одних и тех же рубрик. Например, заголовки выделяются красным цветом, пункты - черным, подпункты - желтым и т.п.

2. Концентрация внимания - выделение, подчеркивание, закрашивание цветом фраз, формул, определений, заголовков. Текст в данном случае оказывается написанным как бы на соответствующем цветном фоне. Лучше всего для этой цели использовать бледно-зеленый, розовый, светло-коричневый, желтый цвет. При этом заголовки закрашиваются одним цветом, цитаты - вторым, главные мысли - третьим. Закрашивание текста не дает экономии времени, но значительно облегчает чтение конспекта и выделение важных деталей.

3. Работа цветом по важности - выделение различным цветом частей конспекта, имеющих разную значимость. Удобно и эффективно пользоваться этим способом при конспектировании лекций по юридическим дисциплинам. Названия законов можно записывать красным цветом, определения - зеленым, а прочий текст - синим или фиолетовым. Такой конспект не распыляет внимание и позволяет увидеть самое главное и существенное в учебном материале, обнаружить связь и различия между определениями и понятиями.

При использовании разных способов работы с цветом не следует употреблять большое количество цветов. Достаточно трех, максимум – четырех. Применение цвета дает небольшое ускорение записи, но оно позволяет значительно улучшить восприятие и запоминание текста.

Обобщая все сказанное, можно сформулировать краткие методические рекомендации по освоению техники скоростного конспектирования лекции:

1. Творчески и внимательно продумайте собственную индивидуальную систему сокращения слов, их обозначений, записи фраз, выделения текста. Аккуратно запишите ее на отдельном плотном листе бумаги или в записной книжке и используйте в качестве шпаргалки во время тренировок.

2. Хорошо запомните выработанную систему и постепенно вводите

ее в практику конспектирования. Сначала при изучении печатных источников, а затем, по мере освоения, и в ходе лекций. Если какие-то сокращения, обозначения, символы запоминаются с трудом или могут толковаться неоднозначно - усовершенствуйте их.

3. Обязательно дорабатывайте конспект, написанный в ходе лекции.

Не всегда удается хорошо записать то, что сказал преподаватель, что-то нужно выписать и из учебника. Психологи предупреждают: 70% услышанной человеком информации забывается в первые 10 часов. Поэтому помните: конспект должен быть доработан в тот день, в который прочитана лекция.

Быстро и эффективно записать конспект со слов преподавателя, чтобы потом понять свои же закорючки и подготовиться к экзамену - непосильная задача для многих студентов. Перед сессией многие ксерокопируют и переписывают чужие труды вместо того, чтобы научиться самим правильно конспектировать.

В нашей статье мы расскажем о методах и приемах скоростного конспектирования, которые пригодятся не только в университете, но и в дальнейшей жизни.

Метод конспектирования Корнелла

Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук в середине прошлого века задался вопросом: как создать эффективную методику конспектирования лекций? И создал почти гениальный способ. Суть его заключается в том, чтобы вести записи на определенным образом размеченной бумаге. В итоге информация разложена по полочкам, главные идеи бросаются в глаза, и никакой путаницы в километровых записях не возникает.

Корнелльский профессор предлагал не механическое перенесение слов лектора в тетрадь, а фиксирование главных тезисов темы с последующей самостоятельной доработкой текста.

Без собственных выводов и анализа содержания лекции корнелльский метод конспектирования не имеет смысла.

Как происходит работа над конспектом?

Работа делится на 3 этапа:

  • записываем важные моменты лекции;
  • делаем краткие пометки и замечания, возникающие по ходу лекции;
  • подводим итоги и проводим анализ - делаем собственные выводы по теме.

Помните, что каждую новую тему необходимо начинать с новой страницы, иначе запутаетесь и все ваши труды окажутся напрасными.

Метод Билла Гейтса

Билл Гейтс - создатель компании Microsoft, миллиардер и бывший самый богатый человек в мире (сейчас его место занимает владелец сервиса Amazon) разработал собственный метод скоростного конспектирования.

В 2003 году предприниматель Роб Ховард во время переговоров с Биллом Гейтсом обратил внимание на то, что, несмотря на свои миллиарды и возможность пользоваться новейшими гаджетами, Билл делал записи от руки.

Позже он поинтересовался, каким образом Билл организует свои записи. Оказалось, что тот делит лист блокнота на 4 блока и записывает в каждый связанные между собой данные.

Например, одна часть всегда занята вопросами, которые возникают по ходу переговоров или интервью. Вторая - основными мыслями, третья - краткими пометками и замечаниями, и, наконец, четвертая - примерами.

Напоминает метод Корнелла? Некоторые специалисты придерживаются мнения, что способ Билла Гейтса - не что иное, как переработанная методика Корнелльского профессора. Может, оно и так, но зато как удобно.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт или mind mapping - популярная техника записи, суть которой заключается в том, что основной текст конспекта размещается в середине листа.

Проще говоря, вы пишете основную мысль или понятие в середине страницы, заключаете его в кружок или рамку (как вам удобнее) и начинаете с помощью стрелок, которые расходятся в разные стороны, записывать ключевые идеи и слова, связанные с основным понятием.

Если вы любитель мозговых штурмов и готовы научиться виртуозно менять цвета ручек (а они вам пригодятся, чтобы делать стрелки более заметными), то этот метод для вас.

Метод "стрелочек"

Метод предложений

Метод предложений очень схож со стандартным методом стенограммы. Суть его заключается в том, что вы пытаетесь записать все, что говорит преподаватель. Главное отличие от метода стенограммы - каждое предложение записывается с новой строчки и нумеруется по порядку.

Нумерация помогает не запутаться во время чтения конспекта и отсылает от одного предложения к другому с помощью одной маленькой пометки (например, «см. №69») - больше не нужно разбираться в запутанных стрелках, которые перечеркивают пол страницы и вдобавок половину записей.

Ну а если осваивать эти методы конспектирования вам не хочется или не под силу, то студенческий сервис всегда готов прийти на помощь. Курсовые, дипломные, рефераты, контрольные и другие учебные работы - напишем все, что вы не законспектировали.

Быстро записать лекцию со слов преподавателя, оформить конспект так, чтобы через месяц он пригодился в подготовке к экзамену - навык, которому не учат ни в школе, ни в ВУЗах.

Диктофоны, видеокамеры - применяют любые технические новинки, чтобы облегчить трудный учебный процесс.

Но, оказывается, что доверяя технике сделать точную копию урока, студенту впоследствии приходится тратить втрое больше времени на повторение пройденного. А потому пока нет лучшего изобретения для конспектирования, чем простая ручка и бумага.

Преподаватель Cornell University (США) профессор Walter Pauk предложил ученикам колледжей методику быстрой записи лекции на бумагу. Американским студентам новшество пришлось по душе, и метод конспектирования Корнелла (так назвали предложение Паука) стали применять учащиеся других стран.

В чем суть методики?

Рассказывая о придуманной методике, профессор Паук в своей книге предлагает не механическое перенесение слов оратора в тетрадь, а фиксирование главных тезисов темы с последующей самостоятельной доработкой текста.

Шаблон конспекта по методу Корнелла

Работа над материалом проходит в три этапа:

  1. Запись важных моментов лекции.
  2. Краткие пометки, замечания, возникающие по ходу предмета.
  3. Итог - домашний анализ пройденного, выраженный несколькими фразами.

Такой подход к предмету, поможет студентам не только запомнить материал, но и легко ориентироваться в теме, быть готовыми к вопросам на экзамене.

На конкретном примере

Рассмотрим пример на русском языке, как пишутся конспекты по методу Корнелла.

Есть следующий исходный текст:

«В 13 году до н. э. Август вернулся из длительной экспедиции на Запад, где он инспектировал положение дел в Галии и Испании. Сенаторы решили отметить его возвращение и постановили воздвигнуть на Форуме (главном месте Рима) памятник Августу. И не просто грандиозный каменный монумент, архитектура которого будет напоминать великие деяния императора, а жертвенник - религиозное сооружение, где Август и его приближенные смогут воздать хвалу богам. Но император выбрал другое место Рима – Марсово поле».

Образец краткой записи того текста, который приведен выше:

С чего начать?

Лист (формат А4) или тетрадную страничку надо разлиновать. Проведите вертикальные линии:

  • сверху - для названия темы;
  • снизу - для личных выводов об услышанном на лекции (5-6 предложений).

После, одной горизонтальной линией, разделите лист на две неравные колонки:

  • левая (5 см) - для вопросов, относящихся к теме.
  • правая - для краткой записи основных моментов.

Можно для начала скачать готовый шаблон, а после разлиновывать лист самим.

Приступаем к работе

  • Основные идеи лектора заносите в правую колонку. Буквально записывать слова не нужно, достаточно выделить ключевой момент.
  • Пользуйтесь личной системой сокращения (жертвенник - жер.).
  • Оставляйте пробелы после предложений. Позже заполните их своими фразами.
  • В левой колонке в течение урока вставляйте возможные вопросы по теме: «Почему это произошло? Когда случилось?».
  • В короткий срок (уже дома) вернитесь к своим заметкам, заполните пробелы в основной колонке и запишите личные выводы под нижней горизонтальной линией. Без этой доработки метод Корнелла становится бесполезным, обращая ваш труд в обычное конспектирование.
  • Перечертите необходимые диаграммы и таблицы. Наглядные картинки упрощают понимание материала.

Как готовиться к экзамену?

  1. В подготовительный период сосредоточьте внимание на резюме (в конце конспекта) и вопросы в левой колонке.
  2. Закройте правую часть и ответьте на потенциальные вопросы, которые составили сами.
  3. Выделите маркером главную мысль изучаемой темы.

Такая проработка материала, в отличие от утомительной зубрежки, даст положительные всходы. Понимая причины, логику, последовательность событий, даже самый робкий ученик докажет, что он разбирается в предмете.

Кому подходит?

Предложенная система удобна для записи предметов, основанных на точно сформулированных темах, имеющих логический порядок.

Если в изучаемом предмете темы плавно перетекают в следующие, а способы их исследования меняются, то метод Корнелла лучше заменить другим видом конспектирования.

Итог

Корнелльским методом студенты пользуются давно (более 60 лет). И отзывы учеников, изучивших эту нетрудную систему, доказывают ее эффективность:

Ангелина, СамГУ (Самарский университет):

«Прочитала книгу Паука в оригинале, так как русского варианта не нашла. И заразилась его идеей нового подхода к конспектам. Не всегда получалось дорабатывать сделанную на лекции запись. Но к экзамену подошла со счетом 18:7, т. е. 18 листов с личными пометкам, вопросами и выводами, а 7 листов написанных по старинке, без домашней проработки. И мне казалось, что вижу эти 7 листов впервые. Ничего не помнила! Зато «проработанные» 18 лекций почти не пришлось учить. Всего 20 минут самостоятельного анализа, сэкономили часы в предэкзаменационный период!»



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png