После окончания Первой мировой, польсько-украинськой и советско-польской войн, население города быстро восстанавливалось прежде всего за счет притока польского элемента с коренных польских территорий в лице государственных служащих, студентов, рабочих и служащих железной дороги и государственных оборонительных, полиграфических, железнодорожно-ремонтных предприятий.

Учитывая приток еврейских беженцев из галицкой периферии численность евреев в городе тоже выросла. Перепись населения 1921 г. зафиксировала общее восстановление его довоенной численности. В городе проживало 219388 лиц, в частности 111860 римо-католиков (50,99%), 76854 иудеев (35,03%), 27269 греко-католиков (12,43%). Остальные 3405 лиц (1,55%) принадлежали к другим конфессиям. Сравнительно с данными переписи 1910 г., количество поляков возросло на 6,06%, евреев — на 33,92%, вместо того численность украинцев за военные тяжелые времена уменьшилась на 30,89%. Занятое население составляло 103598 лиц. В том числе 64278 мужчин (62,05%) и 39320 женщин (37,95%). Среди 21942 служащих на мужнин приходилось 68,29%; среди 43736 рабочих -57,62%. Значительная часть занятых — 21053, в том числе 11859 рабочих приходилось на графу «горное дело и промыслы». Безработных с иждивенцами, но без семей насчитывалось 25470 лиц — 11,6% всего населения города. Еще 13459 лиц относились к домашней челяди с иждевенцами (6,1% всего населения). Частица иждивенцев в графах «безработные» и «домашняя служба» была невысокой, соответственно 37,7% и 12,5%. Основную массу домашней службы представляли нанимаемые женщины (10286 ос.). Мужчин среди домашних рабочих было 677. Среди всех 15859 так называемых занятых безработных мужчин было 8099, женщин — 7765.

После возрождения польского государства Львов покинули много специалистов, преимущественно управленцев, экономистов, научных работников, которые получили должности в Варшаве и других польских городах. В тех частях Польши, которые до 1918 г. принадлежали Германии и России, в отличие от Галиции, не было высших польских учебных заведений, итак там остро не хватало просвещенных людей и опытных управленцев. Львов стал источником квалифицированных кадров для всей Польши, но ценой обедненности собственного кадрового потенциала.

В следующие годы динамика роста населения Львова, по подсчетам Анджея Бонусяка, выглядела так: 1925 — 237 тыс. 1930 — 242 тыс. 1931 — 312 тыс. 1935 — 317 тыс. 1939 — 319 тыс.

Как видим, прирост населения был довольно медленным (70-тысячный прыжок между 1930 и 1931 годами состоялся за счет увеличения территории города). Впрочем, если данные за 1931 г., зафиксированные переписью населения, не вызывают особых предостережений, то цифры за следующие годы лишь приблизительные. Исследователи приводят значительно высшие цифры для 1939 г. (например, Гжегож Грицюк — 333,5 тыс., авторы «Истории Львова» (Львов, 1984) — близко 340 тыс.). Во всяком случае, в 1930- х гг. Львов был третьим по количеству населения городом Польской Республики, уступая Варшаве и Лодзи, но опережая Познань и Краков.

Несмотря на то, что в междувоенные годы экономика Львова находилась в состоянии стагнации и не достигла даже уровня 1913 г., население увеличивалось за счет чиновничье-мещанского элемента, домашней челяди, военных и их семей, ученической и студенческой молодежи, которая рекрутировалась также из края, выброшенных безземельем искателей заработка в большом городе. В сферу промышленности и строительства активно вторгался украинский элемент. На численности городского населения, по перепеси 1931 г., сильно обозначилось присоединение в 20-х гг. к Львовской городской гмине пригородных сел Замарстынова, Клепарова, Голоска Малого, Знесения, Сигновки, Кульпаркова, приселка Левандовки от Белогорщи, части гмены Крывчицы. По этим причинам до 1931 г.. население города выросло на 42,32% и достигло 312231 лицо. При этом число римо-католиков увеличилось на 42,32% и достигло 157490 лиц (50,44%), число жителей иудейского вероиповедования возросло на 29,56% и достигло 99595 лиц (31,89%). Греко-католики имели наивысший прирост — 82,43%, хотя часть среди всего населения и дальше оставалась меньше двух других групп — 15,93%. Число других достигло до 5399 лиц (1,73%).

Занятое население представляло почти половину. Также половину (77424 человек) представляли наемные работники и работницы. По областям хозяйства и общественной деятельности они распределялись следующим образом: в городничестве и лесничестве — 198 лиц (0,25%); в горном деле и промышленности- 29459 (31,6%); в торговле и снабжении — 11486 (14,8%); в коммуникациях и транспорте — 6625 (8,6%); в общественной и церковной службе — 2533 (3,3%); в образовательной и культурной службе — 1235 (1,6%); в здравоохранении и опеке — 3405 (4,4%); в домашней службе — 21015 (27,1%); в других областях — 1468 (1,9%). По всей видимости, наиболее динамичным был рост рабочих физической работы, что были заняты в домашней службе и обслуживали буржуазию, чиновничество, другие мещанские слои.

Острее, чем во время Австрии стала проблема безработицы. Реальное состояние безработицы во Львове оценить нелегко, поскольку разные источники приводят разную статистику. Согласно переписи 1931 г., во Львове было свыше 32 тыс. безработных, что представляло свыше 10 % населения города (втрое больше чем в 1921 г.). В январе 1932 г. городской магистрат зарегистрировал 332 безработных работников металообрабатывающей отрасли, 1297 строителей, 1674 из других областей, всего 3303 лица. Еще больше безработных тогда же зарегистрировал окружной епископский комитет помощи безработным: 5323 лица, из которых 3529 лиц физической работы и 1794 — умственной. Вместе с членами семей безработное население было на уровне 10789 лиц.

По официальным данным полиции, в марте 1936 г. зарегистрировали 7970 безработных, а в апреле 1937 — 10789 лиц.

Разные общественные комитеты не были в возможности предоставить существенную помощь безработным. Допомоговый комитет при костеле св.Мартина в ноябре 1931 г. писал к Окружному епископскому комитету: «В приходе находится около тысячи семей, которые, без никакого сомнения, нуждаются в помощи. Начатая их регистрация прекращена, поскольку наплыв тех, кто вызывается, был настолько многолюдный, что дальше их записывать было бы ненужным отуманиванием бедных людей, поскольку к такому числу прийти с необходимой помощью не имеем возможности». Много семей безработных были многодетными. В одном из списков, составленных в приходе костела св.Мартина, числилась 171 семья, из которых 46 имели трое и больше детей, в том числе 35 — по три-четыре ребенка, 7 — по пять детей, 3 — по шесть, а одна — семеро.

Осенью 1931 г. к еврейскому общественному комитету опеки над бедными семьями обратилось 3500 семей. Помощь же была выделена лишь для 400.

За время между переписями 1921 и 1931 гг. часть однокомнатных квартир в городе выросла с 27 до 32%, а людей, которые жили в таких квартирах — с 20,1 до 26,5%. Много людей жили в служебных помещениях. Но как только они освобождались из работы, организации требовали высвобождения помещений.

Много городских участков и домов характеризировались трудными материальными и моральными условиями обитания в них. Вот некоторые характерис-тики жилых домов, взятые из полицейских донесений: «быт старый, от многих лет неремонтированная, грязная, заселенная рабочей людностью, убогой, неопрятной» (ул.Байзера, 1); «дом грязный, население неопрятное. В партере живет вор Авль Леон» (ул.Курковая, 28); «быть… содержится хорошо. В партере живет квартирный вор Мищишин Марьян, в сутенерах также Петр Бараник (ул.Копцова, 2); при характеристиках многих домов добавленные дописки: «стая воров и путан» (ул.Пешая, 2); «стая воров поточных» (ул.Шкарпова, 2); «удержание домашнего отеля для карманников» (ул.Сенкевича, 12а); «сходятся воры и держат путан» (Старый Рынок, 5); «держит сестру путану, сходятся воры» (пл.Стрелецкая, 2); «сам кассовый вор» (ул.Замковая, 10); «вор сам и его брат Соломон» (ул.Льва, 10); «женщина удерживает путан» (Старый Рынок, 1) и т.п.

В районе ул.Шпытальной — от ул.Карной до ул.Казимировской — было официально разрешено так называемый промысел путан, хотя те предлагали свои услуги и на центральных улицах. Определенное воображение о численности деклассированных элементов во Львове представил заключенный полицией Справочник арестованных 1933 г. В нем фигурирует 2180 лиц, из которых 365 подвергались арестам многоразово. Какой-то Михаил Чайковский аж 11 раз за год, Стузз Зофия, Тимощук Андрей, Шидловский Казимир — по 6 раз, много — по 4-5 раз. Распространенным было бродяжничество и другие негативные явления большого города, экономика которого находилась в состоянии постоянной стагнации и упадка.

От середины 30-х гг. во Львове, как и во всей Польши, начали появляться беглецы из Германии. Для опеки над ними был создан «Объединенный еврейский комитет предоставления помощи выходцам из Германии».

Вопреки всем социальным деформациям в городе, которые вызвались кризисными явлениями в экономике польского государства, основную массу населения города продолжали представлять те же социальные слои, которые были фиксированы переписью 1931 г. Хозяйственная стагнация и углубления внутренней поляризации в составе украинских, польских и еврейских общественно-политических структур, а также общее обострение отношений между тремя основными национальными группами делали социально-политическое напряжение в городе все более тревожным. [Использованные материалы]

Львов - наиболее знаменитый город Западной Украины. На протяжении многих веков он был национальным, культурным и научным центром региона. Сегодня Львов считается одним из главных туристических городов Украины и одним из самых красивых городов Европы. Огромное количество туристов со всего мира приезжает сюда, чтобы погулять по старинным улочкам, выпить душистого кофе, познакомится с настоящим украинским колоритом и пообщаться с дружелюбным местным населением. Сегодня мы с вами рассмотрим историю Львова, наложившую неизгладимый отпечаток на его характер. Кроме того, мы узнаем, на что нужно обратить внимание туристам при посещении этого удивительного города.

История создания Львова

Львов располагается около западной границы Украины в предгорьях Карпат. Поселения на этом месте существовали еще с V века нашей эры. Позже они относились к Великоморавскому государству. К X веку на территории стали претендовать Польша и Киевская Русь. В XIII веке началась история возникновения Львова как полноценного города.

Населенный пункт был основан князем Данилой Галицким, сына которого звали Львом. Отсюда и пошло название города. Несколько позже Львов получил статус столицы Галицко-Волынского государства, а затем - административного центра Русского воеводства, Королевства Галиции и Лодомерии. Столицей Западно-Украинской народной республики город стал в 1918 году. Затем Львов был присоединен к Польше, но ненадолго.

Во время ВОВ, он был захвачен армией СССР, а затем - Германии. Когда война закончилась, Львов перешел к СССР. С 1991 года он является административным центром независимой Украины. Теперь поговорим подробнее о важнейших периодах в истории Львова.

Галицко-Волынское княжество

После долгих конфликтов с поляками и затяжных междоусобных войн представителей славянского княжества к середине XIII века на троне укрепился Даниил Галицкий - сын Романа Мстиславовича, впоследствии выдающийся политик и дипломат. Так началась история возникновения города Львова. Чтобы обеспечить своему государству надежную защиту, он построил несколько крепостей, одной из которых стала Львовская. Вскоре Даниил Галицкий принял из рук папских послов титул короля, который позже перешел к его наследникам.

Первое письменное упоминание о городе датируется 1256 годом. Оно было обнаружено в Галицко-волынских летописях. Сегодня история города Львова на русском языке обычно начинается именно с этого года. Укрепляя границы своих владений, Данила Галицкий построил его по всем канонам того времени.

Львов состоял из трех частей: укрепленный город, околицы и пригород. Укрепления проходили в районе теперешней Княжьей горы. От Высокого замка город отделялся глубоким рвом и огромными валами с частоколом.

Торговый путь проходил через центральную часть поселения, мимо большого количества костелов и церквей. Они были построены из дерева. Поэтому до наших дней они простоять не смогли. Позже на этих же местах были возведены каменные храмы. Город развивался очень быстро и в 1272 году его наделили статусом столицы Галицко-Волынского княжества. С 1340 по 1349 гг., когда род Романовичей угас, Львовом правил Дмитрий Детько - представитель литовского князя Любарта.

Польша и Речь Посполитая

В истории Львова, кратко изложенной в этой статье, было много перипетий, особенно в период, когда город входил в состав Польши и речи Посполитой. В 1349 году Львов был захвачен польским королем Казимиром III Великим. Через 7 лет он получает Магдебургское право, что дает ему сильный толчок для развития.

В 1363 году армянская община основывает во Львове свою метрополию и возводит церковь. Вскоре польский король перенес центр города со старой площади Рынок и начал строительство южнее, вокруг новой площади Рынок. Большинство населения Львова было представлено немецкими колонистами. Однако некоторые окраинные улицы были заселены не католиками. Их жители были лишены мещанских прав во Львове. История улиц Русской, Армянской и Староеврейской началась именно в это время.

Выгодное расположение Львова в месте пересечения торговых путей идущих из Киева, Черного моря, Западной и Восточной Европы, портов Балтийского моря и Византии, стимулировали его быстрое развитие. В 1379 году Львов получил право на строительство складов, что резко увеличило его привлекательность для торговцев.

В 1387 году польская королева Ядвига захватила город и окружающие его земли. Находясь в составе Польши, а затем и Польско-Литовского государства, он был назначен столицей Русского воеводства. Оно включало в себя 5 староств, центры которых расположились в таких городах, как Львов, Санок, Холм, Перемышль и Галич.

На протяжении следующих веков Львов стремительно развивался, а его население росло. Вскоре он стал многонациональным городом, а также центром науки, культуры и торговли, с большим количеством вероисповеданий. Оборонные сооружения Львова постоянно укреплялись, и в результате он стал одной из главных крепостей Речи Посполитой.

В городе одновременно пребывали: православные епископы, 3 архиепископа (армянский, римско-католический и греко-католический), и 3 иудейские общины (караимская, предместная и городская). Во Львове жили поселенцы из разных уголков Европы: немцы, итальянцы, греки, англичане, шотландцы, и многие другие. В XVI веке в город приехали протестанты.

В начале XVII века, население города составляло порядка 30 тыс. жителей. Здесь работало несколько десятков цехов, в которых насчитывалось более сотни ремесленных профессий.

В 1649 году Львов осадили украинские казаки, главой которых был Богдан Хмельницкий. Им удалось захватить и уничтожить замок. После получения выкупа, казаки оставили город. В 1655 году в Польшу вторглась шведская армия, которая захватила ее большую часть и осадила Львов. Вынужденные отступать, шведы так и не взяли город. В 1656-м Львов был окружен трансильванской армией князя Дьердя Ракоци I. Но вновь тщетно.

В 1672 году город был осажден армией Османской империи во главе с Мехмедом Шестым. Львову вновь повезло - война закончилась до его взятия. Через 3 года за атаку города взялись крымские татары и турки. Однако королю Яну III Собескому удалось разбить их в битве, получившей название «Львовская» (24 августа 1675 года). В 1704 году во времена Великой северной войны Львов захватила и впервые за историю города разграбила шведская армия короля Карла XII.

Австро-Венгрия

В 1772 году, когда Польша впервые была поделена между Австрией, Пруссией и Россией, Львов перешел в состав Австрийской империи, которая позже станет Австро-Венгрией. Город был наделен статусом административного и политического центра самой отсталой провинции государства - Королевства Галиции и Владимирии.

В 1772-1918 гг. город назывался Лембергом. После его вхождения в состав Австрии, языком администрации стал немецкий, а основное количество управляющих должностей было занято немцами и чехами. Тем не менее, Львов продолжал оставаться центром русинской и польской культуры.

Культурный и экономический подъем в истории города Львов начался во второй половине XIX века, когда в городе были разработаны залежи нефти и построена железная дорога.

Когда началась первая мировая война, Львов взяли русские войска (сентябрь 1914-го). До средины июля 1915 года он выполнял функции центра Галицкого генерал-губернаторства, пока его снова не заняла австро-венгерская армия. Вскоре Николай II провозгласил воссоединение России с Галицией. Национальные политические, культурные и просветительские организации насильственно закрывались, а многие представители местной интеллигенции были высланы в Сибирь.

В 1915 году австрийская армия вновь вернулась в Галицию, и начался обратный процесс - преследование людей, подозревавшихся в симпатии к России. Таковых расстреливали, вешали или отправляли в концлагеря. Самым известным из лагерей был «Талергоф», расположенный около австрийского города Грац. По итогам войны, Австро-Венгрия распалась. Образовался ряд независимых государств: Польша, Чехословакия, Венгрия и другие. Активную борьбу за независимость начали и украинцы.

Польша

1 ноября 1918 года украинцы провозгласили Львов столицей ЗУНР (Западно-Украинской народной республики). За несколько дней небольшая группа украинских солдат взяла город под контроль. Когда ко Львову приблизились польские и украинские военные части начался конфликт, в результате которого украинцам пришлось оставить город. Тогда власти ЗУНР объявили всеобщую мобилизацию, а из солдат бывшей австрийской армии была сформирована УГА (Украинская Галицкая армия). Против украинцев также выступила польская армия, сформированная во Франции под командованием Галлера.

До средины лета 1919 года продолжалась польско-украинская война, в ходе которой УГА провела несколько неудачных наступлений. В результате межсоюзная комиссия, расположенная в Париже, приняла решение: до окончательного определения судьбы Львова оставить его под управление Польши. Позже Польша договорилась с Симоном Петлюрой о сотрудничестве. В обмен на то, что УНР не будет претендовать на Западную Украину, она пообещала оказать ей помощь в борьбе с наступающей Красной Армией и большевиками.

1919-1939 гг.

В 1920 году во время советско-польского противостояния Красная Армия под командованием Александра Егорова атаковала Львов. В июне 1920 года с северо-восточной стороны к городу пыталась пробиться 1-я Конная армия Буденного. Жители Львова хорошо подготовились к обороне. Они сформировали и полноценно укомплектовали два кавалерийских и три пехотных полка. Повсеместно строились оборонительные сооружения. На защиту города также прибыли 3 польские дивизии и 1 украинский полк.

16 августа после месяца упорных боев Красная Армия преодолела реку Западный Буг и, усилившись подразделениями красных казаков, принялась за штурм города. Ожесточенные бои принесли массу потерь обеим сторонам. Через 3 дня атака все-таки была отбита, и Красная Армия отступила. Львов получил польский орден «За мужество», который был главной военной наградой Польши. Позже его изображение появилось на польском гербе города. По факту подписания Рижского соглашения о мире, Львов относился к Польше и был столицей Львовского Воеводства. Он быстро восстановил позиции важнейшего научного и культурного центра страны.

Вторая мировая война

С началом Второй мировой войны в истории г. Львова началась темная полоса. В сентябре 1939 года Советские войска переправились через реку Збруч и спустя 5 дней подошли к городу. 26-28 октября в оперном театре состоялось народное собрание, по результатам которого была принята декларация об установлении на территории Западной Украины советской власти. В конце 1939-го в регионе начался массовый террор. В течение года немецкие колонии, которые действовали здесь с княжеских времен, были выселены в Германию. Позже начались расстрелы и ссылки. Репрессиям подвергались все, кто не поддерживал сталинскую политику. Когда фашисты напали на СССР, регулярные войска без боя оставили Львов. Перед отступлением органы НКВД уничтожали представителей интеллигенции и студентов, отбывавших заключение в местных тюрьмах.

В Германии еще в 1940-х годах было сформировано несколько украинских военных подразделений. Когда фашисты напали на СССР, во Львов пришло одно из таких подразделений - батальон «Нахтигаль», которым командовал Р. Шухевич. Произошло это 30 июля 1941 года. В тот же день украинские националисты организовали Национальное Собрание, на котором было провозглашено восстановление Украинского Государства. В Результате было сформировано украинское правительство, главой которого стал Ярослав Стецько.

22 июня 1941 года ОУН (организация украинских националистов) попыталась захватить тюрьму. Однако пограничники оттеснили ее представителей. Бои продолжались до 30 июня, когда немцы полностью заняли город. Фашисты выступили против независимости Украины, и 12 июня А. Гитлер отдал приказ арестовать всех представителей украинского правительства. Позже гестапо задержало и главного украинского националиста Степана Бандеру, который отказывался отзывать Акт независимости.

Сотни националистов были заключены в тюрьмах, и многие из них - расстреляны. Так начиналась кровавая гитлеровская оккупация. В районе Цитадели немецкие власти устроили концентрационный лагерь, в котором было уничтожено более 140 тыс. военнопленных, а также Яновский концлагерь, где уничтожали евреев, и Львовское гетто.

В период с 1942 по 1944 гг. во Львове действовало коммунистическое подполье получившее название «Народная гвардия имени Франка». Одному из его представителей - разведчику Николаю Кузнецову, удалось ликвидировать вице-губернатора дистрикта Галиция Бауэра, а также начальника канцелярии Шнайдера.

Немецкий террор во Львове продолжился до 27 июня 1944-го, когда в город вошла Красная Армия. 23 июля началась операция Армии Крайовой, которой командовал генерал Владислав Филиповский. Целью было утверждение польской власти и получение выгодных позиций на переговорах о границе между Польшей и УССР. На следующий день советские войска окружили город и через двое суток взяли его. После утверждения советской власти во Львове, руководство Армии Крайовой пригласили на встречу с командующими Красной Армии и взяли под арест НКВД.

СССР

Когда ВОВ закончилась, в истории города Львов начался переломный момент. Город стал частью Украинской Советской Социалистической Республики (УССР). Основная часть поляков, проживавших в городе, уехала в Польшу, главным образом в ее западную часть. Национальный состав Львова был изменен, так как много традиционных этнических групп (евреи, поляки и немцы) были или перевезены или уничтожены. Польский язык и все его региональные варианты постепенно выходили из употребления. Украинский язык стал преобладающим впервые в истории города Львова. На русском языке здесь также начали разговаривать, но не так массово.

На восстановление и развитие города из общесоюзного бюджета поступило 250 млн рублей. Со всей страны сюда направились высококвалифицированные специалисты и ученые. Из Ленинграда, Свердловска, Москвы и ряда других городов, во Львов поставляли стройматериалы, транспорт, оборудование и прочее.

Наряду с позитивными изменениями были и негативные, в частности началось подавление украинского национального движения со стороны советской власти и искоренение Украинской Греко-Католической церкви. Приходы последней были переведены в Православную Русскую церковь. Когда умер Сталин, советская политика стала более терпимой, и Львов утвердил свой статус важнейшего центра украинской культуры.

В 50-х и 60-х годах XX века Львов значительно вырос как географически, так и демографически. Сюда были перенесены многие известные завод и фабрики из Восточной Украины. К началу 80-х в городе действовало 137 крупных предприятий. На их мощностях выпускали разноплановую продукцию: от автобусов до кухонной утвари.

Не менее интенсивно в городе развивалась наука. К началу 80-х во Львове работало 3 института Академии Наук УССР, десятки научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов, 11 ВУЗов, а также отделения и филиалы академических учреждений. Важным событием для города стало создание в 1971 году Западного научного центра Академии Наук УССР.

В советское время Львов оставался важнейшим культурным центром. К концу 70-х здесь работало пять театров, около 40 кинотеатров, 46 дворцов культуры, цирк, филармония, 12 крупных музеев и более 350 библиотек.

Независимая Украина

В 1991 году СССР распался на независимые государства. Впервые в истории, Львов вздохнул свободно и стал авангардом националистических перемен того времени. В 1998-м исторический центр города а также собор святого Юра были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. 14 и 15 мая 1998 года во Львовском дворце железнодорожников проходил 6-й саммит глав центрально-европейских государств. На нем рассматривалась тема человеческого измерения общеевропейской и региональной интеграции, а также ее роль в строительстве новой Европы. В начале лета 2001 года город посетил Папа Римский Иоанн Павел II. Он отслужил мессу по латинскому обряду и поучаствовал в литургии византийского обряда.

Современный Львов

Рассмотрев кратко историю города Львова, познакомимся с его современным обликом. Сегодня Львов является компактным, довольно удобным для жизни городом. На территории в 171 км 2 проживает чуть менее 800 тыс. человек. По этнической принадлежности город смело можно назвать многонациональным. 70% населения приходится на украинцев, а остальные 30 делятся между русскими, поляками, евреями, армянами, немцами, чехами и представителями еще 83 национальностей.

С точки зрения туризма, Львов является самым популярным городом Украины и входит в рейтинг городов мира, которые обязательно нужно посетить. Благодаря удачному расположению и насыщенной событиями истории он стал буквально музеем под открытым небом. В городе насчитывается более 2 тыс. достопримечательностей, половина из которых является архитектурными памятниками Украины. Это иллюстрирует разные периоды истории Львова. Достопримечательности города в основном сосредоточены в его компактном центре. Но чтобы полноценно познакомится с ними понадобиться не одна неделя.

Если время и бюджет поездки ограничены, то акцент нужно сделать на главных изюминках «Львова»:

  1. Поездка на трамвае. Трамвайчики, виртуозно снующие по узким улицам Львова, считаются одним из его символов. Большинство маршрутов проходит через исторический центр города. Таким образом, за пару гривен можно быстро осмотреть основные памятники архитектуры города.
  2. Соборы. Во Львове находится множество костелов, храмов, соборов и церквей, посещение которых при желании можно уместить в одну прогулку.
  3. Осмотр города с Замковой горы или башни ратуши. С высоты птичьего полета Львов особенно красив.
  4. Дворики, многие из которых сохранили свой старинный облик, позволяют почувствовать душу города.
  5. Рестораны. Одной из главных современных «изюминок» Львова является богатый ассортимент тематических кафе и ресторанчиков. Едва ли не каждое заведение города является отдельной достопримечательностью и аттракционом для туристов.
  6. Кофе и шоколад. Эти два продукта считаются еще одним символом Львова.
  7. Лычаковское кладбище. Совершенно уникальным местом является величественные львовский некрополь, многие захоронения которого относятся еще к польскому и австро-венгерскому периодам в истории Львова.
  8. Экскурсии по городу. За небольшую плату здесь предлагают огромное количество увлекательных экскурсий, позволяющих не только полюбоваться достопримечательностями, но и послушать интересные истории про Львов.
  9. Даже в таком избалованном потрясающей архитектурой городе как Львов, здание оперного театра, не говоря уже о его роскошном интерьере, кажется чем-то особенным. Не зря ведь «Львовская опера» считается украшением всей Европы.
  10. Музеи. Львов - это не только город-музей, но и город музеев. Их здесь довольно много. Поэтому каждый может выбрать для себя наиболее подходящую тематику и подробнее познакомится с историей Львова. Фото, древние вещи и документы тому поспособствуют.

В заключение

Богатая история Львова, кратко изложенная выше, иллюстрирует насколько разносторонним и интересным является этот город. Не зря ведь многие туристы говорят, что поездка во Львов, равносильна поездке в Европу, только для нее не требуется визы. Львов - музей истории под открытым небом и кладезь западно-украинского колорита.

Город Львов находится на территории государства (страны) Украина , которая в свою очередь расположена на территории континента Европа .

В каком регионе (области) находится город Львов?

Город Львов является частью региона (области) Львовская область.

Характеристикой региона (области) или субъекта страны является обладание целостностью и взаимосвязью её составных элементов, в том числе городов и других населённых пунктов, входящих в состав региона (области).

Регион (область) Львовская область является административной единицей государства Украина.

Численность населения города Львов.

Численность населения в городе Львов составляет 725 202 человек.

Год основания г.Львов.

Год основания города Львов: 1256 год.

В какому часовом поясе расположен город Львов?

Город Львов расположен в административном часовом поясе: UTC+2, летом UTC+3. Таким образом, можно определить разницу во времени в городе Львов, относительно часового пояса в вашем городе.

Телефонный код города Львов

Телефонный код города Львов: +380 32. Для того, что позвонить в город Львов с мобильного телефона, необходимо набирать код: +380 32 и затем непосредственно номер абонента.

Официальный сайт города Львов.

Сайт города Львов, официальный сайт города Львов или как его ещё называют "Официальный сайт администрации города Львов": http://www.city-adm.lviv.ua/ .

Флаг города Львов.

Флаг города Львов является официальным символом города и представлен на странице в виде изображения.

Герб города Львов.

В описании города Львов представлен герб города Львов, являющимся отличительным знаком города.

Львовский ресторан «Дом Легенд»

Львов - самый крупный город Западной Украины, обладающий статусом культурной столицы Украины. Но до получения такого статуса, проделал трудный путь сквозь века. В ранний период истории Львов был одним из центров торговли Галицко-Волынского княжества. В средние века город стал столицей одной из провинций Речи Посполитой и перенёс множество пожаров, эпидемий, за город постоянно велись войны. В 1772 году и он входит в состав Австро-Венгерской Империи. Что характерно, в состав, какой бы империи не входил Львов, как бы он не назывался, он всегда рос, развивался и притягивал людей, давая возможность им реализовать свой потенциал.

В 1919 году после длительных сражений, как политических, так и военных, Львов возвращается в состав Польши . Первым делом власти возвращают городу историческое название и статус столицы Русского воеводства. В период с 1919 года по 1939, когда Львов входил в состав Польши, настроение населения было очень противоречивым. Часть населения поддерживало вернувшуюся польскую власть (в основном – буржуазно-капиталистические поляки, которым восстановление польской власти, возвращало многие привилегии). Другая часть населения поддерживала коммунизм, который активно пропагандировался Россией. был центром распространения коммунистических идей во всей Польше и граничащих с ней государств. Коммунизм был близок по духу для трудового населения, которое здесь после всех конфронтаций находилось в плачевном состоянии, но не могло добиться от польской власти хоть каких-нибудь поблажек.

В 1939 году в Львове практически не развивалась промышленность, а наоборот усиливалась безработица, чтобы народ держать под контролем. Но, не смотря на все проблемы, Львов развивался и рос. Население города за 20 лет управления польскими властями увеличилось с 200 до 300 тысяч человек. К городу присоединились многие окрестные сёла. Город постепенно восстановил себе статус одного из самых важных центров культуры и науки Польши.

С наступлением гитлеровских войск в 1939 году на Польшу, жизнь Львова снова вошла в стадию активной конфронтации. Как позднее выяснилось, Львов вместе со всей Западной Украиной, по тайному соглашению Германии и Советского Союза, должен был перейти под руководство коммунистов, войдя в состав Украинской СССР. Таким образом, после недолгого окружения красная армия вошла в город. Рабочий класс с большой искренностью поддержал коммунистов так, что их встретили с радушием и почестями. В городе на какое-то время наступило спокойствие. Но через два года немцы напали на СССР, и за город снова начались сражения. После оккупации Германией Львова, в нем велись массовые расстрелы и притеснения еврейского народа. При таком отношении к населению в городе быстро сформировалось сильное подпольное движение, которое проводило акции, срывавшие все немецкие планы. В июле 1944 года в ходе сложных боев Львов был освобожден от фашистских захватчиков и присоединен к Украинской ССР.

Современный Львов

После окончания Второй Мировой Войны из города эмигрирует большая часть польского населения, а их место занимают украиноязычное население окрестных сёл и русскоговорящее население со всего Советского Союза. Благодаря тому, что основные военные действия велись южнее города, Львов сохранил большую часть своих исторических памятников, которые и в наши дни являются культурным достоянием Львова.

Советские власти приняли решение отстроить в самые сжатые сроки, и сюда начинают стекаться строительные силы с Москвы, Свердловска, Ленинграда и других промышленных центров огромной страны. Постепенно в городе строят промышленные гиганты, которые выпускают продукцию на весь Советский Союз. Так, здесь производят транспортные погрузчики, автобусы ЛАЗ. Во всем Союзе известна продукция трикотажных и обувных фабрик Львова. Здесь функционируют большие военные предприятия, на которых производится оборудование для танков и самолетов, а так же аппараты для ракетной программы Советского Союза. С ростом производства в городе возникает потребность в качественном образовании, и сюда переезжают работать многие научные специалиста страны. Во Львове организуют огромное количество научно-исследовательских учреждений, проектно-конструкторских институтов и университетов.

Львов, Музей - аптека.

С ростом промышленности население города увеличивает свою численность с 300 тысяч человек (на 1941 год) до 900 тысяч (на конец 90-х годов). Площадь Львова увеличивается в два раза за счет постройки новых современных, по тем временам, микрорайонов. В городе обустраивают всю необходимую инфраструктуру - здесь строят школы и садики, стадионы и дворцы культуры, театры и кинотеатры.

После распада Советского Союза, Львов становится центром возрождения украинской культуры. Постепенно он из большого промышленного центра превращается в культурный центр Украины. съезжаются тысячи туристов со всего постсоветского пространства во все сезоны года. И хотя зима во Львове выделяется промозглостью и дождливостью, все равно, город полон туристов. Приятно, что жители города хорошо относятся к приезжим и с выбором жилья в частном секторе Львова не возникает проблем. Исключениями являются большие культурные события Украины, которые часто проходят именно во Львове.

Львов 2013 – большой современный туристический центр, способный принять одновременно сотни тысяч туристов с теплотой и радушием.

За Львовом прочно укрепилась слава "самого украинского из украинских городов". Именно отсюда Украину постоянно учат, как ей быть на самом деле Украиной, а не "Малороссией". Но вот интересный факт: сам Львов стал украинским городом относительно недавно и исключительно благодаря советской власти, которую галицкие национал-патриоты при каждом удобном случае клянут на чем свет стоит. В перечне этих обвинений важное место занимает русификация - пришли, мол, "москалi-окупанти i русифiкували українське мiсто Львiв".

Например, в 30-х годах во Львове проживало всего лишь несколько сотен выходцев из России, а к 1989 г. число русских в городе достигло 127 тыс. человек; до 1939 г. во Львове не было ни одной русской школы, а через 50 лет их насчитывалось 24. Вот она - русификация "украинского Львова"! А кое-кто даже жалуется, что "москали" заняли роскошные квартиры в престижных районах города, выселив оттуда... украинцев. И приток русского населения, и появление русских школ при советской власти, всT это было. Но проходил ли этот процесс в ущерб украинцам? Сопровождался ли он сокращением численности украинцев в городе, понижением их социального и профессионального статуса? Да и был ли вообще Львов украинским городом до установления в Галичине советской власти?

27 января 1938 г. на заседании статистической комиссии "Наукового Товариства iм. Шевченка" во Львове д-р Владимир Огоновский выступил с докладом на тему "Национальная, социальная и профессиональная структура населения Львова по переписи населения 9.12.1931 г." Текст этого доклада был опубликован в 1938 г. в виде брошюры под названием "Львiв у цифрах". На основе данных, приведенных в этой брошюре, общая численность населения города по состоянию на 9.12.1931 г. составляла 312.231 человек. По конфессиональному признаку это население распределялось следующим образом:

греко-католиков 49.747 чел. или 15,9%
православных 1.077 чел. или 0,3%
римо-католиков 157.490 чел. или 50,5%
моисеевых (т.е. иудаистов) 99.595 чел. или 31,9%
прочих 4.322 чел. или 1,4%

Что касается распределения по национальному признаку, то следует учесть, что национальность тогда, как и прежде во времена Австрии, определялась по разговорному языку. Состав населения Львова "щодо мови найближчої" выглядел так:

украинцев 24.245 чел. или 7,8%
русинов 10.892 чел. или 3,5%
поляков 198.212 чел. или 63,5%
евреев 75.316 чел. или 24,1%
прочих 3.566 чел. или 1,1%

Здесь требуется пояснение, почему отдельно указана численность украинцев и русинов, и что это означает

В прошлом термин "русские" являлся обобщающим названием для великороссов, малороссов, белорусов, т.е. для всех восточных славян, живших некогда на территории древней Руси. (В России после революции 1917 г. большевики оставили название "русские" только за одной из ветвей русского народа - за великороссами, а украинцев и белорусов официально признали отдельными народами, чем оказали неоценимую услугу местным националистам.)

Также и коренное население Галицкой Руси называло себя русинами, русскими. Во второй половине XIX в. в среде галицких русинов произошло размежевание на так называемых старорусинов, которые, оставаясь на почве исторической традиции, признавали себя частью единого русского народа (поляки называли сторонников этого движения "москвофилами") и на молодорусинов или украинофилов, которые приняли идею отдельности малорусского (украинского) народа. Постепенно украинофилы отказались от названия "русины", вначале именуя себя русинами-украинцами, а затем и просто украинцами.

Во времена Австрии термин "украинцы" не признавался официально как обозначение национальности и служил названием определенного политического движения в среде галицких русинов. Только в ходе Первой мировой войны, когда галицко-русское ("москвофильское") движение в Галиции было разгромлено, австрийские власти признали термин "украинцы" как обозначение национальности.

Но после Первой мировой войны галицко-русское движение снова возродилось, и в Польше в 1931 г., как видим, употреблялось и то и другое наименование. Преобладали тогда уже украинцы, которые во Львове более чем вдвое превышали число тех, кто продолжал считать себя русинами.

В то же время по данными переписи населения 1931 г. по трем воеводствам - Львовскому, Тарнопольскому и Станиславовскому общий перевес украинцев над русинами был не столь велик, так как среди греко-католиков в этих трех воеводствах к украинцам себя причислили 1.660.826 человек, к русинам - 1.116.166 человек.
Также требует пояснения тот факт, что в сумме численность украинцев и русинов меньше численности греко-католиков. Это следствие того, что национальность определялась по языку, и означает, что остальные греко-католики подали своим разговорным языком польский и причислены к польской национальности. Этим же объясняется то, что евреев меньше, чем лиц моисеевого вероисповедания, а поляков больше, чем римокатоликов.

Среди жителей Львова людей, сознательно считавших себя украинцами, было всего лишь 7,8%, но в подсчетах, проведенных д-ром В.Огоновским за основу взят конфессиональный признак, и термин "украинцы" применяется ко всем греко-католикам, составлявшим, как указано, 15,9% всего населения Львова.
Какова же была тогда социальная и профессиональная структура населения Львова?
Количество грамотных среди поляков и евреев старше 10 лет достигало во Львове 92%, среди украинцев - 77%. Среди работающих украинцев 73% были работниками физического труда, среди поляков - 50%, среди евреев - 32%. Работников умственного труда среди работающих поляков и евреев было по 20%, в то время как среди украинцев только 7%.
Поляки во Львове преобладали в администрации (71%), на транспорте и в связи (76%), в сфере образования и промышленности. Евреи доминировали в торговле - 62%; поляков в торговле было занято 27%, украинцев 11%. В адвокатуре, нотариате, среди практикующих врачей евреи составляли 71%. тогда как украинцы по 7%.

Зато 45% всех украинцев было занято в домашней прислуге, евреев - 4%. Из работающих украинок домашней прислугой работали 64%, из работающих полек - 25%, евреек - 5%. Что касается наиболее богатых жителей города, тех, которые использовали наемную рабочую силу, то они с членами семей составляли 6% всего населения города, 11% еврейского, 4% польского и 2% украинского населения.

Подводя итоги, докладчик так характеризовал положение украинцев во Львове (перевод с украинского языка):
"Следовательно, украинцы во Львове - это, в основном, молодой, свободный (т.е. не состоящий в браке, - Л.С.), наплывающий, не очень грамотный, преимущественно рабочий элемент. На 30.000 всех украинцев и украинок, которые зарабатывают во Львове, есть 9.700 слуг, 2.000 сторожей, 1.400 неквалифицированных рабочих и 9.000 квалифицированных рабочих и ремесленников. Кроме домашней прислуги, украинцы нигде не имеют относительно большого числа, а что касается 11% в торговле, то там на 4.000 украинцев половина сторожа... Об интеллигентных профессиях и говорить нечего. Еще в промышленности украинские рабочие и ремесленники играют некоторую роль, но как наемная сила".

Каждый, кто способен объективно проанализировать приведенные цифры, легко поймет, какое место занимали украинцы во Львове в 30-х годах XX века. По национальному составу Львов был тогда польско-еврейским городом, а ни в коей мере не украинским. Украинцы уступали полякам и евреям не только в численности, но и значительно отставали от них по своему социальному и профессиональному уровню.

Кстати, о фешенебельных квартирах в престижных районах, откуда якобы выселили украинцев. Если до 1939 г. там и появлялся украинец, то разве что в качестве прислуги. Жаловаться на выселение могли бы поляки и евреи, которые занимали тогда эти квартиры. Но львовских евреев во время немецкой оккупации истребили гитлеровцы. После войны советская власть вынудила львовских поляков уехать в Польшу.
Так город утратил свой польско-еврейский характер...

Сейчас галицкие националисты называют советскую власть "москальской", русской властью, стараясь свалить на русских всю ответственность за репрессии сталинских времен. Однако, как бы кто ни пытался это представить, советская власть не была по своей сути русской властью. Об этом свидетельствует и участь галицких русинов.

Несмотря на тяжелые потери, понесенные галицко-русским движением во время Первой мировой войны, в 30-х годах еще более миллиона галичан считали себя русинами, русскими, частью русского народа в старом, традиционном значении этого понятия. И если бы власть, пришедшая на земли Галицкой Руси в 1939 году, была русской властью, она, по логике вещей, должна была бы всемерно поддержать галицко-русские организации, содействовать распространению идеи русского единства в Галичине. Однако эти организации были закрыты, а советские чиновники всех галицких русинов принудительно, против их воли, записали украинцами.

Конечно, в 1939 г. советский режим закрыл и галицко-украинские организации, существовавшие к тому времени. Но украинские националисты имели мощную базу за границей, где и продолжили свою деятельность. На советской же Украине власть приложила все усилия, чтобы уничтожить даже память о существовании галицко-русского движения, о людях, которые, подвергаясь преследованиям со стороны польских и австрийских властей, сохраняли верность идее национально-культурного единства Руси.

Таким образом, то, чего не смогли сделать поляки, подавляя "москвофильство" в XIX веке, чего не смогли сделать австрийцы, посылая в годы Первой мировой войны десятки тысяч галицких русинов на расстрелы и виселицы, за колючую проволоку Талергофа и в казематы Терезина, то сделала советская власть - окончательно искоренила в сознании галичан идею русского единства...
По мере строительства в послевоенном Львове промышленных предприятий, открытия новых учебных заведений, население города росло, причем большей частью за счет галичан, выходцев из сельской местности, которые, получая во Львове образование, специальность, пополняли ряды рабочего класса и интеллигенции.

Так именно при советской власти Львов превратился в украинский город, где украинцы стали численно преобладающей национальностью, а в профессиональном отношении выделялись не количеством домашней прислуги и сторожей, а заняли достойное место в индустрии, науке, образовании, медицине и т.д.

Оценка действий советской власти в Галичине не может быть однозначной. Можно рассматривать это как своеобразный исторический парадокс, но является фактом, что советский режим, беспощадно боровшийся с украинским национализмом, практически выполнил те основные задачи, решить которые своими силами галицкие националисты были не в состоянии.
Он оторвал Галичину от Польши и выселил поляков, ликвидировал галицко-русские организации и записал всех галицких русинов украинцами, создал промышленность и науку, подготовил для них местные национальные кадры, а затем спокойно сошел со сцены, преподнеся на прощание националистам подарок в виде "незалежної Української держави" и, в частности, оставив после себя действительно "українське мiсто Львiв".

На башне городской ратуши теперь развевается сине-желтый флаг, памятники советской эпохи в основном снесены и улицы переименованы, "москалей" из руководства вычистили, добивают русские школы - успехи налицо! Вот только промышленность Львова неуклонно скатывается к тому уровню, на котором она находилась во времена Польши, и тысячи галичан, покидая "українське мiсто Львiв" с его сине-желтыми флагами и переименованными улицами, вновь осваивают профессию домашней прислуги в странах Запада.

Все-таки в 30-х годах львовскому украинцу для того, чтобы наняться чернорабочим или прислугой к поляку, не надо было, по крайней мере, оформлять заграничный паспорт, а сейчас приходится. И вот из-за этих "клятых москалей" - оторвали Галичину от Польши, вот теперь украинцы и маются...



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png