«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Похороны — событие, которое может затронуть любого живущего на земле человека. В России сложились свои традиции и обычаи проведения умершего в последний путь. Интересный вопрос, в какой одежде хоронят православных женщин?

Первым делом считается подготовка умершего человека к похоронам. Этот процесс включает омовение или обмывание водой. По православному обряду человек должен предстать перед Господом чистый душой и телом.

В старину этим занимались специальные люди. Они не имели греха, не состояли в интимных отношениях с противоположным полом и не были родственниками покойника. После омовения вода становилась мертвой, и ее выливали туда, где не ступала нога человека и не росла трава. Этой традиции придерживаются сейчас.

Посуду после обмывания не хранили, разбивали или выбрасывали в мусор. Также поступают с водой после мытья посуды на поминках, воду выливают в укромное место. Смысл этого обычая состоял в том, чтобы покойник не вернулся мучить родных и близких людей. Следующий этап это одевание покойника.

Одежда для обряда

Последний путь это ответственный момент. Поэтому очень важно, в чем хоронят женщин. Одежда должна быть скромной и сдержанной, по сезону. Не рекомендуется для женщин глубокие декольте, кружева, одежда с рисунками и надписями. Желательно выбрать платье белого или пастельного цвета. Белая блуза с нейтральным рисунком и темная длинная юбка. Существует давний обычай, одевать покойницу в светлую одежду, как символ чистоты. Вопрос, хоронят ли женщин в брюках? Нет, их не хоронят в брюках.

Также необходим головной убор или светлый платок, специальное покрывало, нижнее белье, чулки и тапочки с твердой подошвой. Одежда усопшей должна быть новой. Вещи должны быть чистыми и выглаженными.

В чем хоронят пожилых женщин

В их комплект входит платок на голову, желательно темного цвета, чулки, нижнее белье, тапочки и покрывало. Женщины преклонного возраста обычно заранее беспокоятся о похоронном наряде. Нельзя использовать вещи красного цвета и одежду родственников. Красный цвет символизирует кровь, и может навлечь смерть на родственников.

Как хоронят беременных женщин и девушек

Их не разделяют с плодом и хоронят вместе. Мать и ребенок до рождения единое целое, матери надевают светлое и свободное платье.

Молодых девушек хоронят в обычном платье, но сохранился обычай облачать молодых девушек в свадебный наряд. Ее готовят как невесту как к свадебной церемонии.

Если хоронят молодую замужнюю женщину, то с ее пальца снимают обручальное кольцо, одевают новое платье и покрывают голову. Также убирают украшение из серебра. Но личные вещи, например, такие, как очки, кладут в гроб, который делается с мягкой обивкой, в него кладется подушка и обязательно покрывало.

Для облачения православных женщин существуют особые предписания согласно церковным канонам.

В чем хоронят женщин православных:

  • платок,
  • светлый наряд,
  • чистое нижнее белье,
  • чулки и тапочки.

В любом случае, одеяние должно быть удобным. Можно учесть пожелание самой умершей, тапочки сменить на туфли, а платок на светлую шапочку.

Конечно, выбор одежды это дело чисто индивидуальное родственников и самой усопшей женщины. Но всегда по традициям погребения использовалось белое одеяние.

Покойницу выносят вперед ногами, а на место где стоял гроб, ставят стулья и садятся. Затем стулья переворачивают на сутки. Прощаясь, родные и близкие люди целую в лоб, а на кладбище бросают в могилу горсть земли. Принято поминать покойника на третий, девятый и сороковой день, а также полгода и год.

Господь всегда с Вами!



Приготовленный старообрядцами погребаль­ный костюм в наиболее полном составе включал:

Рубаху, сарафан (у женщин) или штаны (у муж­чин), холщевые чулки, поясок, холщевые или вязанные обутки,подстилку и покрышку, саван, головной убор в виде сашмуры и двух платков (у женщин), венчик,подручник, лестовку

По традиции "смертное" нужно было готовить из своего "трудового" материала, как правило, белого цвета и без украшений. Саван, покрышку с подстилкой (холстинки), рубаху и другие принадлежности костюма шили из суро­вого, пачесного полотна, а платки и накидки на голову - из тонкого, ленного. Перед шитьем хол­сты обязательно прополаскивали в реке. Ни в коем случае не использовали холсты из "грехов­ной" пряжи, т.е. спряденной в Святки. Убинские и ануйские "полячки" в отличие от остального населения, расшивали смертные костюмы крас­ным льном. Орнаментальные мотивы распола­гались по вороту, поликам, низкам рукавов.

Информаторы не раз подчеркивали, что на смерть всегда шили "пропускное", не делали го­ризонтальных швов - так было заведено исста­ри. Обращает на себя внимание и такая особен­ность погребальных рубах и штанов как частое отсутствие красных и иных цветов ластовиц, что отличает их от повседневных и праздничных. Как в женском, так и в мужском костюмах руба­ху обязательно подпоясывали, не завязывая при этом узелка. Нередко покойника подвязывали и под рубахой, прямо по телу. Значительный интерес представляет то, что у некоторых кер­жаков Причумышья, а также Сростинской, Бухтарминской волостей, Сарасинской инородческой управы еще в первых десятилетиях XX в. и мужчин, и женщин хоронили в одних подпоя­санных туникообразных рубахах без портов и сарафанов. Только ноги, каждую в отдельности, "обвивали" холстом. По утверждению некоторых информаторов, обычай готовить холщовые чул­ки-обутки (от славянского "обути") распростра­нился у них не так давно.

У "поляков" Южного и Центрального Алтая смертная одежда включала туникообразные ру­бахи и косоклинные или кошеные сарафаны (у женщин), холщевые или вязаные обутки. Эти обутки напоминали по крою обычные кожаные, но отличались от них наличием центрального, вдоль стопы, шва, чего в повседневной обуви никогда не делали.

Старообрядцы Бухтарминской, Ануйской и Верх-Бухтарминской волостей изготавливали на ноги только холщевые чулки (без обуток) в виде сшитых с двух сторон мешочков со скошенной пяткой - по форме подобных известным из архе­ологических материалов XVII в. Здесь же, на Бухтарме, а также в Причумышье, встре­тилось нам и упоминание о погребальных чул­ках, выкроенных из двух отдельных половинок со швами спереди, по подошве, и сзади (в с. Язо-во Тальменской волости их называли "сапоги").

В погребальном костюме старообрядцев Ал­тая обязательным было присутствие савана (по мнению Л. Нидерле, это слово славянского про­исхождения). Саваны имели некоторое раз­нообразие в покроях, но по форме всегда напо­минали мешок. Они выкраивались в рост чело­века, но встречались и такие, которые, будучи накинутыми на голову, едва достигали талии. Простейший покрой савана - одно, перегнутое по­перек и сшитое вдоль длинной стороны полот­но. В конце XIX - начале XX вв. были распрос­транены саваны из двух полотен, одно из кото­рых также, как и в первом случае, перегибалось поперек и сшивалось на 35 - 40 см, образуя ка­пюшон, другое же подшивалось к нему со спи­ны. Швы соединения располагались в этом слу­чае Т-образно. Второе полотно, однако, могло подшиваться и так, что получался как бы один большой капюшон, в котором вырезали выемку для того, чтобы было видно лицо. Бытовали и такие саваны, в которых к указанным двум полотнам пришивали третье для запахивания умершего - слева направо (т.е. наоборот, чем в обычной одежде).

У кержаков одетого в саван покойника, неза­висимо мужчина или женщина, перевивали жичкой из домопряденной шерсти, которую пе­рекрещивали три раза - на груди, на животе и под колониями (исключение - некоторые села в Причумышье). Перед выносом все нити разре­зали. У других старообрядцев, например, убоульбинских "поляков" не перевивали, закутывая умершего лишь полами савана. Как бы переход­ная форма зафиксирована у "поляков" Ануйской волости, у которых жичку хотя и не перекрещи­вали, но все же укладывали поверх савана в виде крупных размеров крестообразной фигуры.

В XIX в. в Европейской России саванообразного покроя были известны не только погребальные (саваны, кукули), но и свадебные накидки ("гугли" гуцу­лов). Подобные мешкообразные виды одеж­ды восходят, на наш взгляд, к широко распрос­траненным в прошлом у многих народов пла­щам, которые в качестве дериватов сохранились в свадебно-похоронной обрядности.

Помимо саванов, покойников укутывали в две, длиной в рост человека, холстинки. Одну холстину расстилали на дно гроба (подстилка), а вторую, называвшуюся покрышкой, уклады­вали поверх умершего. В случае, если использо­вали одну длинную холстинку, то ее подстила­ли вниз и ею же, обогнув ноги, накрывали свер­ху. В этом случае длина холста равнялась двум длинам тела человека.

Когда умирала девушка, то ее "снаряжали как невесту, с золотым венчиком и одним плат­ком", в похоронах принимали участие одни толь­ко девушки (с. Язово). При этом волосы распус­кали или связывали лентой в виде "кустика" -обычай, известный и у русских России. Упоми­нание о подобной традиции находим в старооб­рядческой литературе XVIII в., где сообщалось, что "... при смерти женский пол одевают всякую девицею и пляжут хухлю...". В случае похо­рон парня весь обряд совершали только мужчи­ны. Носилки - две жерди поперек и две вдоль - и в том, и в другом случае обвязывали полотенца­ми (с. Усть-Чумыш Тальменской волости).

К изготовлению обрядовой одежды (свадеб­ной, погребальной) предъявлялись особые тре­бования - ее полагалось шить своими руками ("Грех на машинке шить"). Если в свадебном костюме использовались обычные швы - втачкю,замок, рубчик, слепой и другие, то погребаль­ный комплекс традиционно шили только стеж­ком вперед иголку -живулькой ("чтобы с того света не вор ачив алея"). Вместе с тем, несколько информаторов указывали и на более детальную дифференциацию в технологии: смертное, заго­тавливавшееся впрок, шили стыковым швом, соединяя полотна косым стежком через край, а смертное, которое приходилось шить для неожи­данно, трагически умершего человека, швом живулька (с. Черный Ануй). Подобные различия в изготовлении погребальной одежды, возмож­но, отражали в прошлом деление покойников на "чистых" (умерших своей смертью) и "заложных" (умерших не своей смертью), вопрос о которых был впервые поставлен Д.К. Зелениным. Кроме того, в отличие от повседневных рубах и сарафанов, в погребальных костюмах вырезы горловины, разрезы на груди, проймы обшива­ли не рубчиком, а косым стежком "через крае­шек". Исключение составляла только одежда "поляков" Владимирской, Риддерской и Ануйс­кой волостей, у которых края смертного платья обрабатывали полосками кумача.

При изготовлении погребальной одежды со­блюдались не только особые технологические приемы, но и принцип некой "недошитости" -нитки на концах никогда не завязывались в узелки. Этот же принцип прослеживался и в обычае не заканчивать швы в саванах, штанах, рубахах (под мышками) и т.д., что делалось, по-видимому, с охранными целями. Недокончен-ность, незавершенность, по мнению А.К. Байбу-рина, соотносилась у людей с областью вечного -"всего того, что не имеет конца" - и отсюда рассматривалась положительно. Действи­тельно, некоторые из наших информаторов счи­тали, что, если заготовленную впрок одежду до­шить до конца, то человек может умереть рань­ше времени (с. Березовка).

Во второй половине XIX - начале XX в. на шею умершим вешали гайтаны - в виде плетешков-косичек из холщевых ниток с "ушекопкой" (ма­ленькой деревянной ложечкой для чистки ушей) и крестом. Эти атрибуты, хорошо известные по славянским археологическим материалам XI -XII вв.
http://www.sati.archaeology.nsc.ru/library/fursova/traditional.htm.html

На сеновале мы обнаружили старообрядческую домовину. Она представляет собой колоду, распиленную на две части. Каждая из половинок грубо обтёсана. Общий вес внушительный, под 100 килограммов. Никаких украшений. Ни глазета, ни кистей. И никакой краски. Но, несмотря на простоту и крайнюю аскетичность, даже невооружённым глазом видно, сколько потрачено труда на изготовление этого атрибута похоронного обряда.

А как его делали? - задаем вопрос. - Изнутри, наверное, выжигали, как древние люди долблёнки, и потом уже затесывали?

Нет, что вы, - машет руками хозяйка. - Никакого огня. Все с самого начала и до конца мастера делали своими руками.

СЕГОДНЯ старообрядцы Сухоблюдного, правда, уже почти утратили свою историческую память. Никто из старушек уже не может сказать, почему обычай предписывает им хоронить в долблёных гробах. Не могут они объяснить и идущую из глубины веков традицию самолично ткать белый холст для савана. Ссылаются на одно: “Старики так делали и нам заказали”.
http://www.aif-nn.ru/?id=1889&template=print

Первое - гроб у нас не обивается и не красится. Второе - мы не хороним в мирской одежде. Облачение покойника - по старому, древнему обычаю: его одевают в саван из белой ткани, который шьется руками, пеленают в такую же белую материю.
http://www.trud.ru/trud.php?id=200210241921301

Ответить С цитатой В цитатник

После этого разные мои знакомые стали задавать мне вопросы по поводу тех нюансов, которые я подробно не прописала или вовсе опустила. В частности, они имели в виду, что я не рассказала об очень важной и щепетильной вещи. О том, как положено обряжать покойника для похорон , во что его одеть , обуть и так далее.

А ведь действительно, обо всем этом нужно иметь представление, чтобы случись беда, не оказаться в полнейшей растерянности. Моя подруга Ирина, которую, как вы помните, мне пришлось консультировать по поводу похорон ее сестры, именно растерялась. Она совершенно не знала, какую одежду и обувь выбрать для покойницы, чтобы все вышло правильно и достойно. Хорошо еще, что у нее была возможность спросить обо всем у меня. Но ведь некоторым иногда и обратиться бывает не к кому. Поэтому в своей очередной статье я решила рассказать о том, как правильно одеть умершего для совершения погребального обряда.

Наши бабушки и матери, по издавна сложившейся традиции, собирали для себя смертный узел, в котором до нужной поры хранилась необходимая для положения во гроб одежда . Таким образом, они фактически снимали со своих родственников ответственность за свой погребальный наряд. Да и выбирали его по собственному вкусу и разумению. Но сейчас этот обычай постепенно отмирает, уходит вместе со стариками. А представители младших поколений не испытывают потребности заранее продумывать детали собственных похорон . Поэтому обо всем приходится заботиться оставшимся в живых. Конечно, в этом им могут помочь ритуальные фирмы, которые предлагают среди прочих аксессуаров и готовые костюмы для умерших. Но ведь далеко не всем хочется хоронить родных в казенной безликой одежде . Многие считают своим святым долгом самостоятельно подобрать последний земной наряд для дорогого покойника . Каким же он должен быть?

Перво-наперво нужно убедиться в том, что все подготовленные вещи будут удобно надеваться на усопшего . Иначе их придется разрезать со спины. Разумеется, тело при взгляде на него со стороны даже в этом случае будет смотреться нормально, и никто ничего не заметит. Но лучше все же найти оптимальные варианты, и тогда вы будете уверены, что с одеждой все в порядке, она целая. Кроме того, все выбранное должно быть или новым, или чистым и отглаженным.

Погребальный костюм мужчины.

Если усопший мужчина был лицом гражданским, то погребальным платьем будет штатский костюм. Военных, полицейских или пожарных (то есть людей с воинским званием) хоронят в парадных мундирах. Фронтовики часто наказывают родным, чтобы их похоронили во всех орденах и медалях. И волю мертвого в этом случае нужно обязательно исполнить.


Обычный мужской погребальный костюм, как правило, мало чем отличается от повседневной умеренно парадной одежды . Конечно, это нижнее белье (трусы и майка), носки, рубашка, пиджак и брюки. Желателен галстук. Но иногда
родственники не хотят его надевать на покойного из-за того, что при жизни он галстуков не любил. Брючный ремень тоже используют по желанию, тем более, что его вообще не видно. При выборе вещей лучше остановиться на тех, которые имеют спокойные неброские тона и классический крой. Традиционная
обувь – туфли или тапочки без твердой подошвы (особенно для пожилого человека).

Во что одевают женщину.

Здесь необходимы следующие вещи: нижнее белье, платок на голову, ночная сорочка, чулки, туфли или специальные тапочки, верхняя одежда и носовой платок. Чулки раньше выбирали только простые в резинку и надевали их без специального пояса, просто натягивали на ноги. Теперь в обязательном порядке в них обряжают только пожилых женщин, для молодых можно выбрать и капрон, даже колготки теперь уже никого не шокируют. Верхняя одежда покойницы – это обычно однотонные (хотя бы не слишком яркие) платье или костюм с юбкой. Традиция требует, чтобы верх был с длинными рукавами. А головной платок можно заменить легким шарфом или палантином: главное, чтобы волосы были прикрыты.

Если преждевременно умерла незамужняя девушка , одеждой для нее может стать светлое нарядное платье, а косынкой ее голову можно не прикрывать. У многих народов до сих пор сохранился обычай хоронить не успевшую выйти замуж девицу в подвенечном наряде: белоснежном платье, белых сапожках или туфлях. То есть ее готовят к погребению, как невесту на свадьбу. Такой похоронный наряд часто бывает ненастоящим, его не шьют, а наметывают вручную. Из туфель же и сапожек предварительно вынимают гвозди. Прическу «невесте» не делают, волосы у нее остаются распущенными. Еще на нее набрасывают вуаль либо фату, а в былые времена на голову усопшей девушки надевали венок.

В некоторых случаях люди еще при жизни сообщают родным о той одежде, в которой им хотелось бы быть погребенными. Разумеется, это требование необходимо выполнить в любом случае, даже если наряд заказан не совсем общепринятый. Например, недавно у одних моих знакомых на байке разбился сын. Он как-то при жизни пошутил, что мечтает быть похороненным в любимой кожаной куртке и бандане. Так его и положили в гроб , несмотря на косые взгляды некоторых провожающих. И это было правильно.

Православные взгляды

на то, как должен выглядеть покойный, частично объясняются церковными предписаниями, а в чем-то предопределяются просто сложившимся обычаем, даже суеверием. В частности, считается, что христианская традиция запрещает хоронить в красном, иначе это повлечет за собой смерть кого-то из кровной родни. Перед нами явный предрассудок (здесь работает аналогия «красный цвет – цвет крови»), но его стараются на всякий случай придерживаться.

Лоб умершего христианина перед отпеванием покрывается венчиком , символом венца Царства Небесного. На нем обычно бывает изображен Спаситель, Божья Матерь и Иоанн Предтеча и написаны слова Трисвятой песни. Такой венчик можно купить в церковной лавке (вместе с пропускной молитвой) или в ритуальном магазине. Уста покойного должны быть плотно сомкнуты, руки расположены на груди крестообразно, словно в молитве – правая поверх левой, что является знаком Распятого Христа. В руки обычно закрепляют распятие , а сверху кладут иконку Спасителя. Непосредственно перед погребением иконку следует убрать, так как ее хоронить нельзя. Потом ее или отдают в церковь или ставят в домашний иконостас. Тело в гробу по пояс или по грудь покрывается погребальной пеленой, на котором изображено Распятие – символ того, что усопший находится под покровом Христа. Поверх пелены гроб прикрывают белой гипюровой материей, иногда с выработкой в виде христианской символики. Под голову покойному кладется плоская подушечка из ваты или сухой травы в наволочке с изображением православного восьмиконечного креста и словами молитвы.

Одевают усопшего и кладут его в гроб обычно или сами близкие родственники, или представители ритуальной фирмы – сразу после процедуры обмывания и обряжения. Вот и все, что нужно знать о том, как одеть покойника для погребения. Надеюсь, что моя статья поможет тем, кому это будет необходимо, и облегчит им подготовку к похоронам .

Требования к мужскому и женскому савану

а) Простынное полотно: 4 м длиной и 140, 150 или 180 см шириной в соответствии с размером тела (1,75 м – для изара и 2,25 м для лифафы).

б) Ситец: 1,8 м длиной и 90 см шириной для камиса.

в) Любой другой материал 2,5 м длиной и 115 см шириной – для двух полотен техбанда размером примерно 115 х 115 см. Остаток следует использовать для изготовления мешковидных рукавиц. Несколько полосок следует оставить для закрепления данных мешочков на руках и для завязывания савана, после того как он будет надет.

г) 60 г тонко нарезанной камфоры, 60 г порошка сандалового дерева и розовую воду для смеси, наносимой на части тела, которые касаются земли во время исполнения земного поклона.

д) Только для мужчин: небольшая бутылочка хунут, если ее легко можно достать. Под хунутом подразумевается любое вещество, которым можно надушить тело; вещество состоит из мускуса, сандалового дерева, серой амбры и камфоры или любого чистого вещества.

Дополнительные требования по савану для женщин

а) Ситец: 140 см длиной и 90 см шириной для химара (орни).

б) Ситец: от 180 до 250 см длиной и 90 см шириной для укрывания женской груди (синабанд).

Название

одеяния

Мужчины и женщины

Длина

Ширина

Описание

Изар

180 см

150 см / 180 см

Для укрывания от головы до пят

Лифафа (чадар)

225 см.

150 см / 180 см

На 15 см. длиннее изара

Камис (кафани)

180 - 250 см.

90 см.

От плеча и ниже колен

Только для женщин:

Химар (орни)

140 см

90 см

Для укрытия головы и волос поверх груди

Синабанд (укрывание груди)

180 - 250 см.

90 см

От подмышек до бедер

Требования к могиле:

а) Необожженные кирпичи, доски или бамбуковые трости, если почва мягкая.

б) Достаточное количеств лопат.

в) Примерная глубина могилы для взрослых должна быть в соответствии с ростом умершего.

Могилы бывают двух видов:

а) Ляхад: там, где почва и стенки могилы – прочные (твердые), со стороны киблы следует сделать нишу для помещения в нее тела. Предпочтительнее использовать необожженные кирпичи для закрытия ниши, и их следует плотно подогнать друг к другу.

б) Шик: в тех местах, где из-за мягкой почвы не получится сделать ляхад , на дне могилы следует выкопать по центру неглубокую траншею, чтобы поместить в нее тело. Можно использовать доски для закрытия траншеи сверху. Использование каких-либо тканей, одеял и т. п. является нежелательным и расточительным. Доски или бамбуковые трости следует заранее (до похорон) распилить до нужной длины, чтобы избежать ненужной спешки во время похорон.

Обратите внимание: является макрухом (порицаемым) выкапывать и приготавливать свою могилу при жизни.

Кафан (саван)

Кафан (саван) – это могильная одежда умершего. Желательно, чтобы кафан был из белого материала и среднего качества в соответствии со статусом умершего. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорил:

Не используйте дорогую ткань для кафана, поскольку он очень скоро сгниет.

Разрешается приготовить кафан при жизни. Это убережет от неудобств и судорожных поисков в последнюю минуту.

Кафан для мужчины

По cунне, кафан для мужчины состоит из изара , камиса и лифафы . В данном случае изар представляет собой простыню для укрывания с головы до пят, а камис – это длинная простыня, которую нужно согнуть пополам, с вырезанным отверстием для того, чтобы надеть его как рубашку. У камиса не должно быть ни карманов, ни рукавов, ни сшитых швов. Лифафа представляет собой кусок материи, идущий от головы и ниже ног. Одних лишь двух одеяний – изара и лифафы – тоже достаточно, но является сунной использовать все три . Использование менее двух одеяний без уважительной причины – макрух .

Кафан для женщины

По Сунне , кафан для женщины состоит из изара , химара (орни), камиса , лифафы и куска ткани для поддержания груди (синабанд). Химар – это головной платок. Предпочтительно, чтобы кусок материи, используемый для поддержания груди, был от груди до бедер. Трех одеяний – изара, лифафы и химара – будет достаточно, но пять являются сунной . Использование менее трех одеяний – макрух , за исключением случая, когда их нельзя достать. Оплата расходов по похоронам жены входит в обязанности мужа. Кафан можно окурить ладаном и т. д., но не надушивать его итром (духами). Кафан детей следует изготавливать подходящего для них размера.

Требования к гуслю (купанию) умершего

а) чистая, слегка теплая вода;

б) широкая скамья, стойка или платформа;

в) два больших ведра для теплой воды, одно маленькое ведро или сосуд для смешивания воды с небольшим количеством камфоры (используется в конце гусля);

г) два кувшина или сосуда для поливания тела;

д) листья зизифуса настоящего (Zizyphus Jujuba), если их легко достать, для смешивания со слегка теплой водой и кусок мыла;

е) 250 г ваты;

ж) два техбанда и две мешковидных рукавицы с полосками ткани для завязывания;

з) ножницы для удаления одежды умершего;

и) лобан (ладан, ароматическая смола, добываемая из деревьев) или любое другое чистое благовоние для окуривания скамьи, стойки или платформы;

к) один чистый кусок материи (простыня) для укрывания во время гусля и еще один для укрывания перед гуслем и после него;

л) одно чистое полотенце или кусок материи для вытирания тела.

Кто должен исполнять гусль

Гусль – это купание тела умершего. Взрослого мужчину должен омывать его отец, сын или брат . Взрослую женщину – ее мать, дочь или сестра . Если никого из этих людей нет, тогда любой близкий родственник может исполнить данную обязанность (мужчина – для мужчины, женщина – для женщины). Если никто из них не имеет возможности совершить гусль, следует попросить исполнять данный обряд наиболее набожного человека из присутствующих. Человеку, исполняющему гусль, должны помогать другие люди. Сам человек, совершающий гусль, должен быть чистым и в состоянии малого омовения. Другие люди должны помогать ему. Женщине во время менструации или в состоянии послеродового кровотечения совершать гусль умершему человеку – макрух .

а) Если умирает мужчина , и нет никого из мужчин для его купания, то никакой другой женщине, кроме его жены , не разрешается исполнить гусль.

б) В случае смерти женщины и отсутствия женщин для совершения гусля , муж не может совершить гусль жене .

в) В обоих этих случаях следует совершить таяммум . Таяммум для гусля такой же, как и для малого омовения.

г) Ребенку (мальчику, девочке), не достигшему возраста половой зрелости, гусль может совершать любой взрослый (мужчина или женщина) при отсутствии человека того же пола.

Гусль (последовательность по сунне)

1. Скамью, стойку или платформу, на которой будет совершаться гусль, нужно дочиста вымыть и окурить лобаном или любым другим чистым благовонием 3, 5 или 7 раз.

2. Во время гусля разрешается положить тело в одно из двух положений:

(а) чтобы ноги были обращены в сторону киблы ,

(б) чтобы лицо было обращено к кибле (так, как тело будет тело уложено в могилу).

Любое удобное положение разрешается.

Но предпочтительно уложить тело лицом в сторону киблы , так как пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, что кибла – для живых и мертвых.

3. Не нужно стричь, брить, подравнивать или причесывать никакие из волос на голове, в бороде или любой другой части тела. Ногти стричь не следует. Обрезание также не разрешается. Все кольца, украшения, парики и т. д. должны быть сняты. Если вставные зубы можно легко снять, сделать это будет предпочтительным.

5. Живот следует мягко помассировать и затем, надев рукавицы, омыть те две части тела, на которые обычно совершают истинджу. Это следует делать, не глядя на интимные места.

6. Ноздри, уши и рот следует закрыть ватой, чтобы вода не вошла в тело при совершении гусля.

7. Если умерший не является ребенком (достиг возраста половой зрелости), ему следует сделать малое омовение. Данное омовение аналогично омовению для намаза за исключением полоскания рта и вливания воды в ноздри. Правильная последовательность для омовения:

(1) лицо ;

(2) руки до локтей ;

(3) масх головы ;

(4) ноги до лодыжек .

8. Если умерший был в состоянии большой нечистоты, месячных или послеродового кровотечения (состоянии, когда гусль был ваджибом), тогда рот обязательно нужно прополоскать, а ноздри намочить. Это можно сделать с помощью кусочка ваты.

9. После малого омовения лицо и бороду следует сначала вымыть с мылом или любым другим моющим веществом. Если их нет, чистой воды будет достаточно. Температура воды должна быть такой, при которой обычно купается живой человек.

10. Далее тело наклоняют на левый бок для того, чтобы вымыть сначала правый бок. Теперь теплую воду льют на тело с головы до пят один раз, и тело моют с мылом, пока вода не дойдет до низа (левого бока). Далее тело моют дважды, поливая его водой с головы до пят. Потом тело поворачивают на правый бок, и аналогично омывают его левый бок.

11. Далее тело следует приподнять почти до сидячего положения, и мягко помассировать живот нисходящим движением. Все, что выйдет из тела, следует смыть. Вуду и гусль не нужно повторять , если выделились нечистоты.

12. Тело следует снова повернуть на левый бок и камфорной водой полить на него трижды с головы до пят.

13. Всю вату изо рта, ушей и носа следует вынуть.

14. Теперь гусль завершен, и тело можно вытереть полотенцем или куском ткани. Аурат должен быть по-прежнему укрыт. Первый техбанд будет влажным из-за гусля. Его следует заменить на второй. Следует позаботиться, чтобы аурат не раскрылся во время смены техбанда.

Как следует надевать кафан (последовательность по сунне)

Мужчине:

1. Сначала разверните лифафу на полу, сверху положите изар , а сверху изара – часть камиса , которая будет под телом. Другую часть, которая будет покрывать верх тела, сверните и положите у изголовья.

2. Мягко опустите тело в кафан и покройте верх тела вплоть до голеней свернутой частью камиса.

3. Уберите техбанд и материю, использованную для укрытия аурата .

4. Нанесите итр или хунут на голову и бороду .

5. Нанесите камфорную смесь на места саджды (т. е. те части тела, которые касаются пола (земли) в намазе : лоб, нос, обе ладони, колени и носки стоп).

6. Заверните сначала левую часть изара , а сверху нее – правую часть, покрывая камис .

8. Наконец, свяжите концы лифафы у изголовья, ног и вокруг середины с помощью полосок материи.

Женщине:

1. Сначала разверните на земле лифафу , далее – синабанд , на него – изар , и затем – камис таким же образом, как у мужчин. Синабанд можно также положить между изаром и камисом или же в конце поверх лифафы.

2. Мягко уложите тело на кафан и покройте верх тела вплоть до голеней свернутой частью камиса.

3. Уберите техбанд и материю, использованную для укрытия аурата. Не используйте ни итр, ни сурьму, ни какую-либо иную косметику.

4. Нанесите камфорную смесь на места саджды (лоб, нос, обе ладони, колени, носки стоп).

5. Волосы следует разделить на две части и уложить на правую и левую груди поверх камиса.

6. Укройте голову и волосы с помощью орни, не завязывайте и не сворачивайте его.

7. Заверните изар: сначала его левую часть, затем правую поверх камиса и орни.

8. Теперь поверх них сомкните аналогичным образом синабанд (для укрытия груди).

9. Закройте лифафу: сначала левую сторону, затем правую.

10. Наконец, завяжите концы лифафы у изголовья, ног и вокруг середины полосками ткани, чтобы сохранить кафан.

Запрещено вкладывать в кафан:

2. Запрещено писать калимат или любое другое дуа на кафане или на груди умершего камфорой, чернилами и т. д.

Что делать после кафана

С завершением гусля и кафана тело теперь готово для похорон. Джаназа-намаз следует совершить как можно раньше без ненужных задержек. Пророк (салляллаху алейхи уасаллям) сказал:

Если человек умрет, быстрее доставьте его к могиле и не отставляйте его.

Для обеспечения того, чтобы все процедуры были совершены оперативно, тело следует захоронить на ближайшем мусульманском кладбище. Нежелательно также перевозить тело на далекие расстояния. Является также макрухом откладывать джаназа-намаз и ждать опаздывающих для увеличения джамаата.

Важно:

а) Только женщинам, приходящимся махрамами умершему мужчине, разрешается видеть его лицо.

К ним относятся: его жена, мать, бабушка (как со стороны отца, так и со стороны матери), сестры, тети и внучки и т. д.

б) И только махрам -мужчинам разрешается видеть лицо умершей женщины.

К ним относятся: ее муж, отец, дед, братья, дяди, сыновья, внуки и т. д.

в) Лицо умершего (умершей) не следует держать открытым после того, как надет кафан.

Из книги «Истинное учение» («Таглим-уль-хак») Шаббира Ахмада Десаи

Шариат предписывает завернуть усопшего в специальное для него одеяние – саван (кяфан) или же в обычную одежду. Окутывание покойного в саван является вторым из четырех обязательных действий, совершаемых по отношению к нему. И это выполняется после того, как умершего обмоют или совершат ему таяммум. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто завернул покойного в саван, того Аллах оденет в Судный день в райские, одеяния из шелка, атласа и парчи » (аль-Хаким, аль-Байхаки).

В качестве савана используется такая ткань, которую разрешено было носить умершему при жизни, – она должна соответствовать той, что он одевал, должна быть одного с ней достоинства.

Если умершего заворачивают в саван из средств, оставленных им после себя, то необходимо, чтобы саван состоял из трех покрывал, каждое из которых закрывало бы его тело целиком. А если его оборачивают в саван не за его средства, то минимум материала, который необходим для захоронения мусульманина, – это кусок ткани, покрывающий все его тело.

Необязательно использовать для савана новую ткань, так же, как необязательно, чтобы она была белого цвета.

Размеры савана

1. Ширина савана зависит от ширины тела умершего в плечах. Расчеты ширины савана производятся по схеме: ширина савана = ширина тела умершего х 3. Например, ширина тела умершего в плечах 30 см, значит, следует взять кусок ткани шириной 90 см и т. д.

2. Длина савана определяется по следующей схеме: длина савана = длина тела умершего + 1/3 длины его тела (эта добавка к длине тела умершего нужна для того, чтобы была возможность связать саван над головой и под ногами умершего). Например, если длина умершего 180 см, то длина ткани для савана будет: 180 + (180:3) = 240 см.

Составные части савана

Саван для мужчин (расход ткани 8–10 м) состоит из 3-х кусков ткани – лифафы, каждый из которых покрывает тело целиком. Для мужчины лучше всего довольствоваться этими тремя покрывалами. Но некоторые добавляют отрезок ткани для головы, называемый чалма, и рубаху (камис), закрывающую тело от шеи до колен. В их использовании тоже нет ничего предосудительного.

Лифафа – покрывало, в которое заворачивают умершего с головы до ног – бывает таких размеров, что если обернуть умершего, то остается около 30 см ткани со стороны ног и головы – это для того, чтобы после была возможность завязать саван с обеих сторон.

Саван для женщин предпочтительно, чтобы состоял из 5-ти частей (расход ткани 10–12 м): 1) изар – кусок ткани для оборачивания тела от пупка до колен; 2) камис – рубаха, не имеющая воротника, с вырезом для головы, закрывающая все тело, кроме головы и ног; 3) химар – платок для покрывания головы и волос женщины длиной от головы до пупка. Волосы умершей заплетают в две или три косы и кладут сверху на камис; 4 и 5) лифафа – ткань (любая), покрывающая умершую с головы до ног (следует добавить по 20–30 см ткани со стороны ног и головы, чтобы после оборачивания тела можно было завязать саван с обеих сторон). Их бывает две.

Так пишет о саване ученый-богослов Марсифи в своей книге «Рисалат». Однако есть и другие версии относительно составных частей савана.

Для умерших младенцев или новорожденных достаточно только лифафы.

Итак, как пишет богослов Абдуллах бин Хиджази аш-Шаркави (1150–1227 г. х.), заворачивать тело покойного мужчины в три куска метерии – и обязательно, и предпочтительно. В хадисе, переданном имамами аль-Бухари и Муслимом, говорится, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Тело Посланника Аллаха (мир ему и благословение)завернули в три куска белой йеменской хлопчатобумажной ткани из Сахуля, и не было среди этого ни рубахи, ни чалмы». А для женщин использовать три куска и вдобавок химар и изар является сунной, т. е. и для мужчины, и для женщины обязательно использовать одинаковое количество покрывал (по три куска), а разница для них лишь в желательном количестве.

Однако это решение Шариата касается лишь того случая, если расходы на саван покрываются из имущества умершего. Если же умершего оборачивают в саван не за его счет, например, на средства опекуна умершего, который должен был содержать последнего, или из общественной казны (байт аль-маль), или из средств, безвозмездно выделенных на подготовку умерших к захоронению (вакф), или на имущество состоятельных людей, то тогда минимум материала, который необходим для захоронения мусульманина, – это один кусок ткани, покрывающий все его тело.

Желательно использовать для савана белую выстиранную хлопчатобумажную ткань. Саван Посланника Аллаха (мир ему и благословение) тоже был таким. Но нежелательно, чтобы саван был других цветов. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

«Одевайте белые одеяния, так как это самые лучшие ваши одеяния, и используйте для савана белую ткань ». Этот хадис передали имамы Муслим и аль-Бухари.

Желательно, чтобы для умершей жены саван готовил муж, для умершего мужа – жена, родственники или дети умершего. Если же у умершего никого нет, похороны осуществляют его соседи или община.

Ат-Табари передал следующий хадис Пророка (мир ему и благословение): «Сосед достоин того, чтобы, если он заболеет, ты лечил его, если умрет – похоронил, если обеднеет – дал ему взаймы, если испытывает нужду – защитил его. Если придет к нему добро – поздравь его, если беда – утешь его, не возвышай свое строение над его строением, поддерживай костер от него, не раздражай его запахом своего котла, кроме как черпая ему из него».

Саван должен соответствовать достоинству умершего:

Запрещается использовать для савана ткань, которая вызывает плохое впечатление, унижая тем самым достоинство умершего (к примеру, мешковину).

Для савана нельзя использовать украденную ткань, поэтому в Шариате есть для мусульманина дозволение еще при своей жизни готовить некроеный материал, предназначенный для савана.

Не дозволяется красить ладони умершего мужчины хной, а красить руки женщине и детям – нежелательно (караха).

Можно делать саван для женщины из шелковой ткани, дозволяется и красить его шафраном. А для мужчин, если есть возможность изготовить саван из другого материала, запрещено использовать для этой цели шелковую ткань. Саван желтого цвета является нежелательным и для мужчин, и для женщин.

Мужчину, который умер в состоянии ихрама, т. е. при совершении хаджа или умры, заворачивают в его ихрам, не покрывают лицо и голову и не умащают благовониями, поскольку при воскрешении он выйдет из могилы в том виде, в каком он был при совершении паломничества, и будет повторять: «О Аллах! Я отозвался на Твой Призыв, я искренне отозвался на Твой Призыв».

Об этом сказано в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Сообщается, что Ибн Аббас сказал: «Один человек, находившийся вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) во время стояния на равнине Арафат (во время прощального паломничества), неожиданно упал со своей верблюдицы, сломал себе шею и умер. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Обмойте его водой ссидром (ююбой) и заверните тело в два куска ткани, но не умащайте его благовониями и не покрывайте ему голову, ибо, поистине, в Судный день он будет воскрешен произносящим тальбийю ”».

Часто для савана используют материю, которую споласкивали или же смачивали водой Зам-Зам.

Если на покойном имеются долги, которые равняются или превышают имущество, оставленное им после себя, то кредиторы имеют право потребовать, чтобы его завернули в саван, состоящий только из одного покрывала, и наследники покойного в данном случае не могут окутывать его в более чем одно покрывало, кроме случая, если они это делают на свои собственные средства, потому что вначале необходимо исполнить долг перед кредиторами и вернуть их имущество и в освобождении от его выплаты для покойного заключается больше пользы. Так пишет Баджури.

Нежелательно, чтобы саван был слишком дорогим в цене. Чем надевать новый саван, лучше использовать поношенный и выстиранный материал, ибо саван и так будет разлагаться в могиле, а новое более подобает для живого человека. Однако, если среди наследников покойного есть не достигшие совершеннолетия дети или психически нездоровые, или кто-то из них находится вдали от данной местности, или сам покойный при жизни был несостоятельным, бедным человеком, то использовать для него дорогую ткань в качестве савана является запретным (харам). Это тоже важный момент, требующий внимания!

В хадисе Посланника Аллаха говорится: «Вы украшайте саван для покойных, они радуются и гордятся этим, также они посещают друг друга в этом саване ». В указанном хадисе под словами «украшайте саван» имеется в виду, чтобы мы выбрали саван белого цвета, чистый, закрывающий целиком тело, плотный и приобретенный на имущество, добытое дозволенным (халал) путем. В другом хадисе, переданном Муслимом, говорится: «Когда кто-либо из вас заворачивает своего брата в саван, то пусть делает это хорошо ».



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png