Тема урока : «Как построить новый дом?»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с профессией «строитель»;
  • расширить представления детей о разных жилищах, строительных материалах и строительных машинах;
  • развивать познавательную активность детей, умение работать с учебным текстом;
  • совершенствовать навыки самостоятельной групповой работы;
  • воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» Плешакова А.А., рабочая тетрадь, компьютер, мультимедиапроектор, слайдовая презентация (Приложение 1 ), видеомагнитофон, видеофильм, карточки-задания для групповой работы

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Проверка домашнего задания

Как много вокруг очень добрых вещей,
Которые честно нам служат.
Но как появилось, откуда пришло
Всё то, что бывает нам нужно.

– На прошлом уроке мы узнали секреты некоторых вещей. Расскажите:

  • как глина превращается в разные изделия;
  • как рождается книга;
  • как делают шерстяные вещи (с.105-107 учебника).

2. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы совершим с вами очередное путешествие. (Приложение 1 . Слайд 2.)

Мы входим в дом, а в доме том
Тепло, вода и свет.
Красив, уютен, прочен дом.
А сколько дому лет?

Пять лет назад дом возведён –
И дом, и весь квартал.
Но кто построил этот дом?
И как он домом стал?

– Сформулируйте цель нашего урока. (Ответить на вопрос: «Как построить новый дом?»).

3. Актуализация знаний детей

– А как человек учился строить? С чего начинал? (Ответы детей)

Кормила людей, одевала охота,
Но стало в пещере им жить неохота.
Там холодно было и старым, и малым,
И шли на охоту за стройматериалом.

– А что же было стройматериалом? Из чего строили дома? (Приложение 1 . Слайды 3-11.)

4. Знакомство с новым материалом

– Дома бывают разные. В домах люди живут, в домах работают. Издавна они строились по обычаю предков. На Руси, например, человек начинал с того, что тщательно выбирал место для строительства дома. Порой, чтобы найти подходящее место, строитель проходил по берегу реки много километров. Нередко делали так: пускали бревно по воде, и там, где оно приставало к берегу, основывали поселение.
Ещё в те времена считали, что строить дом можно только с помощью топора. Пилой пользоваться было нельзя. Дело в том, что топор уплотняет древесину, место сруба получается гладким, а поры, которые есть в дереве, закрытыми. Влага не проникает в них, и они не начинают гнить раньше времени, как это случалось с теми брёвнами и досками, которые обрабатывали пилой. Начиная валить деревья, клал мужик у корней краюшку хлеба, до земли кланялся, прощенья просил: «Не скуки ради топор взял, по нужде великой пришёл».
Начиная строить, планировали, куда встанет фундамент печи, а постройку возводили вокруг этого места. Отсюда выражение – «плясать от печки», значит, начинать сначала. В основание дома клали монетку – к богатству. Брёвна соединяли с помощью специальных выемок – пазов. Один ряд брёвен назывался «венец». Строительство дома напоминало плетение венка. Конец – делу венец. Венчали дом крышей. Окна защищали ставнями, украшали росписью, резными наличниками.
Самые высокие, красивые места отводились для церквей и храмов. Строили их из камня, украшали каменной резьбой, орнаментом. Высокие купола возводили, используя специальные подъёмные устройства, ведь кранов тогда не было. Чтобы такой подъёмник работал, использовали лошадей. И взмывали ввысь купола соборов и церквей.

5. Работа с учебником

– А сейчас пришли на помощь людям мощные, умные машины, удобные материалы.

– Откройте учебник на странице 112. Прочитаем текст «На стройке». (Чтение текста.)

– Какие машины облегчают труд строителей? (Ответы детей. Приложение 1 . Слайд 12.)

– Рассмотрите рисунки на странице 111. Назовите стройматериалы, которые здесь показаны. Для чего они служат? (Ответы детей. Приложение 1 . Слайд 13.)

– В современном строительстве используются и другие материалы, придуманные человеком: стекло, металлы, пластмасса. На крышах городских домов часто используют листы жести.

6. Физкультминутка

– Покажите жестами работу, которую выполняют герои стихотворения.

Как построить новый дом,
Чтоб удобно было в нём? (Разводят руками.)

Чертежом проекта
Займётся архитектор. («Чертят» в воздухе.)

Рамы, двери, подоконник –
Молотком пройдётся плотник. (Стучат кулаком о кулак.)

Красить и белить пора –
Приглашаем маляра ! («Красят» в воздухе.)

И теперь, пожалуйста,
В дом добро пожаловать! (Приглашающий жест.)

7. Продолжение работы над новой темой

– На стройке строители выполняют разную работу. Вот бульдозер аккуратно срезает и расстилает землю, потому что бульдозерист – мастер своего дела. Экскаватор роет котлован. Это экскаваторщик ловко им управляет. Башенный кран так велик, что кабину, где сидит рабочий – крановщик не сразу заметишь. Каменщики кладут кирпичи, кровельщики кроют крышу, плотники устанавливают рамы и двери, маляры красят стены, паркетчики укладывают паркет. Но очень важно, чтобы все строители работали дружно, слаженно, только тогда дом будет строиться быстро и качественно. (Слайд 14.)

– А теперь посмотрите видеофильм «Кто построил этот дом?» (Просмотр видеофильма.)

8. Закрепление изученного

Работа проводится в группах.

– Давайте попробуем построить новый дом сами. Разделим класс на две группы. Вы теперь строительные бригады. Первая бригада будет строить городской дом, а вторая – сельский.
Всё необходимое – на карточках. Определите последовательность работ, дополняя предложения словами из словарика. Расскажите, как пойдёт ваша стройка.

Бригада 1.

Городской дом

Бригада 2.

Сельский дом

Представление результатов работы бригад. Проверка, оценивание работ. (Приложение 1 . Слайды 14-15.)

– Человек научился строить. Он стал Великим Строителем. Всё может строитель, всюду он необходим, всюду в почёте.

9. Итог урока

– Какую цель мы перед собой ставили?
– Мы ответили на вопрос?
– Что нового для себя вы узнали на уроке?

10. Домашнее задание

– Выполнить задания № 1-3 на странице 41 тетради.

Использованная литература:

1. Зубков Б.В. От колеса до робота. – «Малыш», 1988.
2. Ярославцева А. Что нам стоит дом построить. – «Весёлые уроки», 2005, № 4, с.26.
3. «Весёлые уроки», 2005, №2, с.14.
4. Семёнова М. Мы – славяне! – СПб. «Азбука», 1998.
5. Ефимовский Е. Мудрые науки – без назидания и скуки: Карусель изобретений. – СПб.: ТИТ «Комета», 1994.

Открытый урок по окружающему миру

Тема: Как построить дом.

ЦЕЛИ:

  • Познакомить детей с разнообразием жилищ у разных народов, со строительными машинами, с порядком возведения дома и его основными частями.
  • Развивать речь учащихся, умение слушать товарищей, умение вести беседу, кругозор.
  • Развивать творчество, воображение, мелкие мышцы кистей рук, любознательность.
  • Воспитывать чувство коллективизма, трудолюбие, дисциплинированность.
  • ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Карточки со словами (название строительных материалов).
  • Видеофрагмент мультфильмов: « Три поросёнка», «Лиса и заяц».
  • Конверты с геометрическими фигурами.
  • Учебник по окружающему миру.
  • Листочки в клетку.
  • Проектор, экран, компьютер, колонки, фотоаппарат.
  • ХОД УРОКА

    І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

    ІІ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

    У него есть крыша, окна

    И крыльцо, конечно, есть

    Мы живем в нем очень дружно

    И ответ, наверно, есть?

    Что это? (дом)

    Тема нашего урока: Как построить дом.

    Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разными видами жилищ, поговорим о том, кто и как строит дом, какие строительные машины работают на стройке, рассмотрим части дома и порядок их возведения, сами сконструируем дом.

    1. Виды жилищ.

    2. Кто и как строит дом.

    3. Строительные машины.

    4. Части дома и порядок их возведения.

    5. Конструирование.

    Прочитайте пословицу.

    Мой дом - моя крепость

    Как понимаете смысл пословицы?

    Стал ли дом героев мультфильмов их крепостью?

    (Просмотр видеофрагмента)

    Стал ли дом крепостью для лисы? Почему?

    Стал ли дом крепостью для Ниф-Нифа? Почему?

    Стал ли дом крепостью для Нуф-Нуфа? Почему?

    Почему Наф-Наф сказал братьям, что они в безопасности?

    Бывают ли в жизни такие дома?

    Бывает ли такой же ледяной дом, как у лисы?

    На крайнем Севере всё покрыто снегом и льдом, эскимосы строили своё жилище из снежных кирпичей с окнами из кусочков речного льда. Чтобы было тепло, в доме зажигали плошки с тюленьим жиром, покрывали пол и стены звериными шкурами. Этот дом – ИГЛУ.

    Бывают ли такие же дома из соломы и веточек, как у поросят?

    ШАЛАШ

    А бывает ли дом без стен, окон? ЗЕМЛЯНКА

    А что произойдет с таким домом в той местности, где постоянно будут идти дожди? Как живут люди в таких районах?

    ДОМ НА ХОДУЛЯХ

    Индонезия расположена на островах Индийского океана. Кругом вечнозеленые леса. Жарко и влажно. Когда наступает время больших дождей, целый месяц льет как из ведра. Кругом вода, а в домах - сухо. Ходули поднимают их над землей.

    ВИГВАМ

    Индейцы в Северной Америке, жители лесов, втыкали в землю гибкие стволы деревьев, связывали их верхушки, покрывали их ветками или корой и получался вигвам.

    Это дом ненцев-оленеводов.

    Он сделан из жердей (это длинные палки), на которые натянуты оленьи шкуры. В центре очаг – место, где готовили еду.

    Справа и слева от входа в чум – жилая и спальная комнаты. Пол покрыт ковриками из прутьев или травы, на них раскладывали оленьи шкуры, постелью также служили зимние оленьи шкуры, т.к. у их мех гуще и теплее.

    ЮРТА

    Казахи, киргизы и монголы издавна разводили овец, поэтому каркас из жердей они покрывают войлоком из овечьей шерсти, и получалась юрта.

    МАЗАНКА

    На Украине дома строят из хвороста, кирпича, обмазывают глиной, отсюда название.

    РУССКАЯ ИЗБА

    На Руси с давних времён рубили срубы (избы) из брёвен различных древесных пород.

    КОТТЕДЖ

    Это современный дом. Хотелось бы вам жить в таком доме?

    Как же построить такой дом?

    Что надо для строительства дома?

    (строительные материалы, строительные машины, люди)

    Люди каких профессии работают на стройке?

    (каменщик, маляр, крановщик, сварщик, монтажник, плотник)

    Работа в паре.

    1.Рассмотрите рис. на стр. 112-113 учебника.

    2.Определите, какие материалы нужны для строительства городского дома, а какие для строительства сельского дома.Разложите слова из конверта на 2 группы.

    Какие материалы нужны для строительства сельского дома?

    (бревна, доски, шифер, кирпичи, песок, цемент)

    Какие нужны для строительства городского дома?

    (доски, кирпичи, песок, цемент, бетонные плиты)

    Рассмотрите иллюстрации, на которых показано строительство городского и сельского домов.

    Какую разницу вы видите при строительстве этих домов?

    Без чего нельзя обойтись при строительстве городского дома?

    (использование техники при строительстве городского дома)

    Рассмотрите рисунки машин на стр.112, как называется машина под номером 1? 2? 3?

    (экскаватор, бетономешалка, самосвал)

    Очень важно, чтобы строители работали слаженно и дружно. Только тогда дом будет строиться быстро и качественно. Это значит, что шофер должен вовремя подвезти кирпич и цемент, крановщик все поднимет наверх, каменщик уложит кирпичи.

    Как должны работать все строители, чтобы дом сделать качественно и быстро?

    Вывод: Строители должны работать слаженно и дружно.

    ФИЗКУЛЬМИНУТКА

    Раз, два, три, четыре, пять.
    Будем строить и играть.
    Дом большой, высокий строим.
    Окна ставим, крышу кроем.
    Вот какой красивый дом!
    Будет дружно жить мы в нем.

    Работа с книгой.

    1. Откройте стр. 114-115.

    2. Прочитайте текст о строительных машинах.

    Класс делится на 2 подгруппы: 1 подгруппа читает о машинах – землекопах на стр.114, 2 подгруппа читает текст о машинах-грузчиках на стр.115.

    Землеройные машины.

    (бульдозер, экскаватор)

    Машины-грузчики.

    (башенный кран, автопогрузчик, автокран)

    Вывод: Что необходимо для строительства дома?

    Подготовить строительные материалы, строительную технику и пригласить строителей.

    Домашнее задание:

    1.Прочитайте текст в учебнике стр. 114 – 115.

    2.Подготовьте рассказ о строительных машинах.

    Давайте определим порядок строительства дома и его основные части.

    С чего начинается строительство, что закладывается в первую очередь?

    (фундамент, стены, крыша, отделка)

    Вывод: Как строить дом? (В определенном порядке)

    Конструирование дома.

    На ваших партах лежат конверты с геометрическими фигурами.

    Вы должны, используя фигуры построить дом, не забывая части дома и порядок воздвижения.

    Лучшие работы я сфотографирую и покажу.

    Посмотрите, какие домики у нас получились, станут ли они для нас крепостью. Все ли части дома есть?

    Проверим, как вы усвоили материал. На столе листочки в клетку. Взяли ручки, выбрать 1 правильный вариант, номер вопроса и букву записываем.

    1.Что нужно приготовить для строительства?

    Г) Фотоаппарат

    Д) Строительные материалы

    2. Какие специальные машины используют на стройке?

    М) Автобусы

    Н) Пожарная и скорая помощь

    О) Землеройные и грузчики

    3. В каком порядке строят дом?

    К) Крыша, отделка, фундамент, стены

    Л) фундамент, стены, отделка, крыша

    М) фундамент, стены, крыша, отделка

    Взаимопроверка.

    Поменяйтесь листочками с соседом по парте.

    Вывод: Как построить дом?

    1. Подготовить строительные материалы, технику и рабочих.

    ИТОГ УРОКА : Как построить дом? Что нужно приготовить?

    1. Подготовить строительные материалы и технику.

    2. Строить дом в определенном порядке.

    Запасная физминутка

    Строим дом.

    Раз, два, три, четыре, пять.
    Будем строить и играть.
    Дом большой, высокий строим.
    Окна ставим, крышу кроем.
    Вот какой красивый дом!
    Будет жить в нем старый гном.

    Дети выполняют прыжки на месте.

    Встают на носочки и тянутся руками вверх.
    Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой
    Указательным жестом вытягивают руки вперед.
    Приседают.


    Мерзлякова Ольга Викторовна

    Как построить новый дом?Окружающий мир
    2 класс

    Человек всегда строил дом.

    1
    2
    Сначала люди устраивали жилище
    в пещерах. Потом из шкур зверей делали
    дома-палатки.

    Дома стоили из дерева, камня и
    кирпича.

    Прочитай старинную пословицу.

    старинную
    Как Прочитай
    вы думаете,
    почему люди
    сложилипословицу.
    такую пословицу?
    построить не
    надеть.
    на голову

    Что надо для строительства дома?

    Строительные
    материалы
    Строительные
    машины
    Люди

    Работа в паре.

    1.Рассмотрите рисунки
    на стр. 113 учебника.
    2. Обсудите, какие материалы
    нужны для строительства
    городского дома, а какие –
    для строительства сельского
    дома.

    Какие материалы нужны для строительства сельского дома?

    Доски
    Брёвна
    Шифер
    Кирпичи
    Цемент
    Песок

    Какие материалы нужны для строительства городского дома?

    Доски
    Бетонные
    плиты
    Кирпичи
    Цемент
    Песок

    Кто работает на стройке?

    Кто работает на стройке?

    Каменщик
    Сварщик
    Маляр
    Крановщик
    Монтажники
    Плотник

    Очень важно, чтобы все строители работали
    слаженно и дружно. Только тогда дом будет
    строиться быстро и качественно. Это значит, что
    шофёр должен вовремя подвезти кирпичи и
    цемент, крановщик сразу всё поднимет наверх, и
    каменщики уложат кирпич за кирпичом.

    Работа по учебнику.

    1. Прочитайте текст в
    учебнике на стр.114-115.
    2. О каких машинах вы
    прочитали?
    3. Какую работу выполняют
    разные машины?

    Самосвал
    Бетономешалка
    Современный дом не построить
    без помощников – строительных машин.
    Экскаваторы, подъёмные краны, самосвалы,
    бетономешалки – все они работают на стройке.

    Предлагаю посмотреть иллюстрации на доске

    Посмотрите и скажите: все ли дома одинаковы?

    Верно, дома бывают разные: кирпичные, деревянные, панельные.

    А почему же мы их так называем: деревянные, кирпичные, панельные?

    Правильно, на строительство каждого дома идут определённые строительные материалы.

    Итак, у нас возник вопрос:

    Как построить прочный дом? В ходе работы над этим вопросом мы заполним таблицу, которая и поможет нам сформулировать вывод.

    Название дома

    Строительный материал

    Способ соединения

    Время построения

    Слова: деревянный, панельный, кирпичный, дерево, кирпич, панели, раствор, выемка-паз, долгосрочное, краткосрочное, тепло зимой, прохладно летом.

    Весь класс делится на 3 группы:

    1группа готовит вывод о кирпичных домах, 2 группа - вывод о панельных домах, 3 группа - вывод о деревянных домах. В каждой группе есть капитан помощник. Дети работают с карточками.

    1 группа:

    Деревянный дом – это крепость для каждого семьянина, а деревянный – это еще экологически чистое, «дышащее» жилье. Многие века люди выбирали дерево в качестве строительного материала, а все потому, что такие конструкции прочные, теплопроводные, уютные и привлекательные. В доме будет тепло и уютно зимой, прохладно и освежающее летом, так что комфорт владельцам гарантирован в любое время года. Начиная строить, планировали, куда встанет фундамент печи, а постройку возводили вокруг этого места. Отсюда выражение – «плясать от печки», значит, начинать сначала. В основание дома клали монетку – к богатству. Брёвна соединяли с помощью специальных выемок – пазов. Один ряд брёвен назывался «венец». Строительство дома напоминало плетение венка. Конец – делу венец. Венчали дом крышей. Окна защищали ставнями, украшали росписью, резными наличниками. В старину деревянные дома строили всем селом, поэтому дом возводили за считанные дни. Неудобство было лишь в том, что дерево легко воспламенялось, но сейчас для обработки дерева используют специальные негорючие материалы.

    2 группа:

    Дом из кирпича

    В наше время практика доказывает, что самые желаемыми при строительстве, считаются дома из кирпича. Стены из кирпича «дышат», к тому же в кирпичном доме с такими стенами создается благоприятный для владельца микроклимат. Они огнеупорны, прочны, не подвержены гниению и действиям насекомых вредителей, долговечны и капитальны. Это не соломенный домик Нуф-Нуфа, кирпичный дом, создает ощущение защиты и надежности. Ведь как говорят в старой пословице - «мой дом - моя крепость». Кирпичные дома возводят из различных видов кирпича, которые соединяют между собой при помощи раствора песка, цемента и воды.

    3 группа:

    Панельные дома

    Строительство многоэтажного жилого дома сегодня является основным вариантом решения жилищной проблемы. Достоинство технологии – заселение в дом не одной, а нескольких семей, даже если возведение ведется на малом участке земельного надела. Популярность имеют несколько разновидностей строительства: панельная, кирпичная, монолитная. Выбор типа застройки осуществляется в соответствии с показаниями грунтов, сейсмологической обстановкой, климатических особенностей, наличия материалов, средств и возможностей. Раньше чтобы построить панельный дом уходили года, но с нашей современной техникой и новыми технологиями дома возводят за несколько месяцев. Панельные дома имеют плохую теплоизоляцию, чем кирпичные и деревянные.

    Название дома

    Строительный материал

    Способ соединения

    Время построения

    деревянный

    выемка- паз

    краткосрочное

    панельный

    долгосрочное

    кирпичный

    долгосрочное



    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png