Для Брема Стокера он послужил прототипом главного персонажа в романе «Дракула».

Его звали Влад III Басараб. Князем Валахии он был трижды: с октября 1448 по декабрь 1448, с 22 августа 1456 по 1462, с ноября 1476 по декабрь 1476. За это время он заработал себе репутацию садиста. Прозвище Дракула (рум. Dracul), что означает дракон, он унаследовал от своего отца, носившего на шее медальон рыцарского общества с изображением свернувшегося дракона. При правлении Влада дракон появился уже на монетах, которые вошли во всеобщее употребление. Цепеш же означало колосажатель от румынского țeapă, что переводится как кол.

Портрет Влада III

Биография

Точную дату рождения Влада установить не удалось: приблизительно он появился на свет в период с 1430 - 1436 года. Вместе с родителями и старшим братом Мирчи (рум. Mircea) проживал в Сигишоаре. В настоящее время адрес этого дома: г. Сигишоара, ул. Жестянщиков, 5.

После того, как отец Влада взошел на валашский престол, он перевез свою семью из Сигиашоры в Валахию. Там, после рождения третьего сына Раду (рум. Radu), умерла мать Дракулы.

Портрет Влада II, отца Цепеша

Из - за политических интриг в 1444 году Влад вынужден был уехать в Турцию на два года. По возвращению в Валахию многие замечали изменения в характере Дракулы. Он стал более пессимистичным. По мнению историков, причиной изменений послужило убийство в 1446 году отца и старшего брата Влада венграми, а так же психологическое насилие со стороны турок.

Осенью 1448 года при поддержке турецкого войска он взошел на трон Валахии, где, не теряя времени, принялся за расследование смерти брата и отца. Он узнал, что семеро бояр предали его семью.

10 ноября 1448 года Янош Хуньяди (лат. Ioannes Corvinus) объявил войну Владу и направил свои войска в Тырговишту, где по его данным должен был находиться Дракула со своим войском. Влад предпочел скрыться в Молдавии, где в марте 1449 года на престол взошел его троюродный брат Богдан II. В 1449 году Дракула покинул Молдавию и направился в Трансильванию, где набрал армию из добровольцев для возвращение своего трона.

Замок Дракулы в Трансильвании

Только 20 августа 1456 года Влад смог снова занять Валашский трон. Правление продлилось шесть лет, в ходе которого Дракула стал широко известен за пределами Валахии.

Начало его казней началось с «Пасхальной казни». Бояр, причастных к гибели его отца и брата, казнили на праздничном застолье. Было убито десять бояр.

Теодор Аман, «Бояре, застигнутые на пиру посланцами Влада Цепеша»

В 1461 году правитель Турции, недовольный отказом Дракулы платить дань, объявил ему войну. В ходе военных действий Влад проявляет себя грамотным полководцем, но чувствуя численное превосходство турецкой армии, он оставляет свою проигравшую армии на милость победителя и скрывается во владениях венгерского короля Матьяша. В Венгрии Влада заподозрили в заговоре с турками и посадили в тюрьму на 12 лет.

В 1475 году Влада III освободили из заточения, а уже в ноябре 1476 года он сверг с валашского трона Лайоту Басараба. 26 ноября знатные люди Валахии в третий раз избрали своим правителем Дракулу. Правил он всего месяц. В декабре 1476 года по приказу Лайота Басараба Влад Дракула был убит.

Отдельно стоит рассказать о его жестокости. Существует легенда, что своей любовнице, сообщившей о своей мнимой беременности, он вспорол живот со словами «Я же предупреждал, что не люблю лжи».

Влад Цепеш и трупы его врагов

Со своими врагами он расправлялся со всей оригинальностью: рубил головы, варила заживо, сдирал кожу и вспарывал животы. А сажание на кол было его излюбленной пыткой. Всем его подданным было известно, насколько Влад не любил предателей и воров.



Самым известным вампиром всех времен можно без преувеличения считать легендарного графа Влада Цепеша (Тепеша) Дракулу.

Влад Цепеш родился в 1431 г. В Трансильвании, в крохотном городке Сигишоара. Отец его был членом ордена Дракона, поэтому и получил прозвище Дракула. История семьи графа Дракулы довольно трагична. Его старший брат был пленен турками и сожжен ими заживо, а младший Цепеш перешел на сторону врага и воевал против своих сородичей.

Был ли на самом деле Влад Цепеш вампиром, установить невозможно, но согласно истории Дракулы, он превратился в одного из самых страшных и кровавых правителей.


Замок Влада Цепеша - Дракулы


Граф Дракула наказывал своих недругов и всех провинившихся одним излюбленным способом - сажал на кол. Рассказы о зверствах Влада Цепеш были столь ужасны, что имя графа стало ассоциироваться у людей с румынским словом «dracul» что в переводе означает «дьявол».

Влад Цепеш занял валахский престол в 1443 г. После смерти своего отца и старшего брата. Граф Дракула отличался хитростью и коварством. Одно из преданий повествует о том, как Дракула обманным путем заманил турецкий отряд в засаду. При этом между ним и турками была достигнута предварительная договоренность о встрече и мирных переговорах. Несмотря на договор, Влад Цепеш захватил турок в плен, велел раздеть донага и посадить на кол. Затем он отдал приказ сжечь их заживо.

Влад Цепеш уничтожал не только своих врагов. Его жертвами становились и собственные подданные, никто не был застрахован от возможной расправы. Подозревал граф в измене абсолютно всех. Однажды его солдаты задержали группу купцов, проезжавших с торговым караваном по земле Валахии. По приказу Влада Цепеша все они были арестованы и сожжены.


Портрет графа Дракулы


В 1462 г. Доведенные зверствами и постоянным страхом за свою жизнь бояре свергли тирана. В заточении валахский граф Дракула провел 20 лет. Однако необходимость участия Влада Цепеша в войне против османских захватчиков вынудила бояр отпустить его на свободу.

Точные причины и время смерти кровавого тирана Дракулы не установлены. Некоторые источники рассказывают о предательстве группы его приближенных, которые и убили своего господина. Согласно другим сведениям, Влад Цепеш после поражения в битве при Бухаресте переоделся турком и попытался бежать. Однако его постигла неудача, и по повелению султана Мехмеда II он был казнен в Стамбуле путем отсечения головы, после чего правитель приказал насадить его голову на кол и выставить на всеобщее обозрение.

Доподлинно же известно, что похоронен Дракула в монастыре Снагов, недалеко от города Бухареста, столицы Румынии.

Варварская фантазия Влада Цепеша не ограничивалась сажанием на кол и сожжением людей заживо. Граф Дракула старался придумывать все новые и новые способы пыток и умерщвления. По приказу Цепеша выдирали ногти, отрывали уши и головы. Если для проведения казней не хватало кольев, Дракула приказывал ослеплять приговоренных, а затем душить или варить заживо в раскаленном масле. Сам же тиран испытывал огромное удовольствие от созерцания мучений своих жертв.

Граф Дракула в образе вампира.


В прямом смысле этого слова Дракула не был вампиром. Во всяком случае каких-либо свидетельств об употреблении им человеческой крови обнаружено не было. Славу великого кровососа он получил благодаря литературной фантазии известного английского писателя Брема Стокера. Именно он заставил графа Дракулу встать из могилы и превратиться в бессмертного кровопийцу.

В 1994 г. Недалеко от небольшого городка Челяковицы, находящегося в Чехии, было обнаружено странное захоронение, датированное началом XI в. В 11 ямах находилось 13 тел, руки которых были связаны кожаными ремнями, а в область сердца воткнуты осиновые колья. Исследователи установили, что останки принадлежат мужчинам приблизительно одного возраста. Никакого научного объяснения данному факту найти так и не удалось.

Давайте, раз и на всегда решим. Кто же он - великий и ужасный Граф Дракула...

Румынский господарь Влад III, более известный как Дракула (1431-1476), происходил из рода Басараба Великого, правителя Валахии (1310-1352), в тяжелой борьбе отстоявшего независимость своего государства от Венгрии.

Отец Влада III - Влад II - захватил престол в 1436 году, свергнув двоюродного брата при поддержке венгерского короля Сигизмунда Люксембурга. Но позже, уступая турецкому давлению, Влад II вынужден возобновить вассальные обязательства валашских господарей и отправить заложниками ко двору султана двух сыновей - Влада и Раду.

Венгрия, конечно, тоже усилила давление, и Владу II постоянно приходилось маневрировать, изыскивая компромиссы.

Тем не менее, в 1447 году он был убит по приказу регента венгерского королевства легендарного Яноша Хуньяди, а валашский престол занял новый венгерский ставленник.

В 1448 году семнадцатилетний Влад предпринял первую попытку захватить престол. Воспользовавшись тем, что войска Хуньяди были разгромлены турками, Влад с турецкой помощью воцарился под именем Влада III.

"Мировую известность" Влад III обрел еще при жизни. Главным образом - благодаря неистовой отваге и столь же неистовой кровожадности, которая даже в мрачную эпоху Позднего Ренессанса казалась паталогической. Он был немыслимо жесток и к врагам, и к союзникам, и к подданным: рубил им головы, сжигал, сдирал кожу, принуждал к людоедству, варил заживо, вспарывал животы, сажал на кол и т.д. и т.п. В сажании на кол Дракула особенно преуспел.
Однажды безо всяких причин он напал на свой же ни в чем не повинный город и умертвил под пытками 10 тысяч подданных. Многие из них были посажены на кол – так он заработал еще одно прозвище – “тепес", или “колосажатель”.

Во время самого дикого из устроенных им побоищ в 1460 году в день Святого Варфоломея в одном из городов Трансильвании было посажено на кол 30 тысяч человек.

Граф Дракула был не просто садистом

Его жестокие кары имели некий политический смысл. К примеру, когда посланники турецкого двора осмелились не снять головные уборы в его присутствии, он приказал гвоздями приколотить тюрбаны к головам, что было, несомненно, вызывающе смелой демонстрацией независимости. В зависимости от социального статуса приговоренных колы различались по длине, диаметру, цвету, из них составлялись прихотливые геометрические фигуры - нечто вроде "сада пыток", где Влад III любил пировать на досуге, причем трупный смрад и стоны агонизирующих отнюдь не портили его аппетит. Вот почему в историю Румынии Влад III вошел под прозвищем "Цепеш" (букв. "Насаживатель-на-кол").

Даже в венгерской тюрьме Влад III, согласно древнерусскому "С казанию о Дракуле воеводе", оставался верен своим пристрастиям: ловил или покупал мышей и птиц, которых пытал, сажал на кол и обезглавливал. Неистовость Влада III (в немецких источниках его называют "wutrich" - "неистовый", "изверг", "лютый"), похоже, изрядно надоела не только врагам, но и подданным и в 1476 году они убили Цепеша в возрасте 45 лет. Его отрубленную голову законсервировали в меду и доставили в качестве трофея султану. Согласно версии XV века, Влада III в бою приняли за турка и, окружив, пронзили копьями, о чем, заметив ошибку, весьма сожалели.

Но если все так и было, то почему же Влад III, успев зарубить пятерых нападавших, не успел объяснить остальным, что он - их воевода? И зачем "скорбящие" соотечественники, о трубив голову мертвому господарю, послали ее султану?

Одни видели в нем национального героя Румынии, защитника от мусульманской экспансии, борца с боярскими злоупотреблениями (К.Джуреску), другие считали Влада III беспринципным тираном, ничем не отличающимся от других государей-"макиавеллистов" Позднего Ренессанса, называли его правителем-"террористом", предтечей Сталина и Гитлера (Р.Макнелли и Р.Флореску).

Однако, по общему мнению, репутацию вампира-чернокнижника Дракула приобрел лишь в конц е XIX века - благодаря воображению и таланту Брема Стокера (1847-1912), автора знаменитого романа "Дракула"(1897). Действительно, в письменных источниках нет упоминания о чернокнижничестве и вампиризме валашского господаря. Но если принять во внимание специфику этих источников, то выясняется, что фантазии английского романиста были отнюдь не беспочвенными.

Потому сведения о Дракуле надлежит интерпретировать не только в историко-прагматическом аспекте, но - и прежде всего - в мифологическом. Это касается самого имени, точнее прозвища Влада III Дракула. Федор Курицын, предполагаемый автор "Сказания о Дракуле воеводе", характеризуя Влада III, прямо говорит, что "именем Дракула влашеским языком, а нашим - Диавол. Толико зломудръ, яко же по имени его, тако и житие его". Тут русский книжник XV века допускает ошибку, хотя и не принципиальную. По-румынски "дьявол" - это "дракул", а "Дракула" - "сын дьявола".

Прозвище "Дракул" получил отец Влада III, однако историки традиционно объясняют, что связь с нечистой силой тут ни при чем.

Не случайно замок Дракулы местные крестьяне, о романе Стокера не слыхавшие, даже в ХХ веке считали местом нечистым.

Разумеется, есть основания предполагать, что воины Влада III обратили копья против господаря по сообржениям страха и мести или ради турецкой награды, а голову отрубили, дабы послать султану и тем самым выслужиться или наглядно подтвердить выполнение "заказа" - голова Цепеша была выставлена в Стамбуле на всеобщее обозрение. Но при всем том воины Дракулы действовали именно так, как обычай предписывал поступать с вампирами: тело кровопийцы надлежало пробить острым оружием, а голову - непременно отделить от туловища.

С этой точки зрения характерна также история могилы Дракулы. Влад III был похоронен недалеко от места гибели - в православном Снаговом монастыре, которому его род покровительствовал.

Р.S. Так что Дракула это не вампир, а простой смертный!

Предшественник: Владислав II Преемник: Раду III Фрумос ноябрь - декабрь Предшественник: Басараб III Старый Преемник: Басараб III Старый Вероисповедание: православие , румынская церковь Рождение: 1431 год (1431 )
Шассбург , Трансильвания , Королевство Венгрия Смерть: 1476 год (1476 )
Бухарест , Княжество Валахия Похоронен: Снаговский монастырь Род: Басарабы (Дракулешти) Отец: Влад II Дракул Мать: Снежна (?) Супруга: 1) Елизавета
2) Илона Жилегай Дети: сыновья: Михня, Влад

Влад III Басараб , также известный как Влад Це́пеш (рум. Vlad Țepeș - Влад Коло́вник, Влад Колосажа́тель, Влад Пронзи́тель ) и Влад Дра́кула (рум. Vlad Drăculea (ноябрь или декабрь - декабрь ) - господарь Валахии в , - и . Прозвище «Це́пеш» («Колосажа́тель», от рум. ţeapă [ця́пэ] - «кол») получил за жестокость в расправе с врагами и подданными, которых сажал на кол . Ветеран войн против Турции . Резиденция Влада III располагалась в Тырговиште . Прозвище Дракула (Сын дракона или Дракон младший) Влад получил в честь отца, состоявшего (с 1431 года) в элитном рыцарском ордене Дракона , созданном императором Сигизмундом в 1408 году . Члены ордена имели право носить на шее медальон с изображением дракона. Отец Влада III не только носил знак ордена, но и чеканил его на своих монетах, изображал на стенах сооружаемых церквей, за что и получил прозвище Дракул - Дракон (или Дьявол).

Биография

В результате «Ночной атаки» 17 июня 1462 года заставил отступить вторгнувшуюся в княжество 100-120-тысячную османскую армию во главе с султаном Мехмедом II .

В том же году вследствие предательства венгерского монарха Матьяша Корвина был вынужден бежать в Венгрию , где был заключён под стражу по ложному обвинению в сотрудничестве с турками и просидел в тюрьме 12 лет.

Анонимный немецкий документ 1463 года

Основой всех будущих легенд о небывалой кровожадности правителя стал документ, составленный неизвестным автором (предположительно, по приказу короля Венгрии Матьяша Корвина) и опубликованный в 1463 году в Германии . Именно там впервые встречаются описания казней и пыток Дракулы, а также все истории его злодеяний.

С исторической точки зрения, повод сомневаться в верности информации, представленой в указанном документе, крайне велик . Помимо явной заинтересованности венгерского престола в тиражировании данного документа (стремление скрыть факт кражи королём Венгрии Матьяшем Корвином большой суммы, выделенной папским престолом на крестовый поход), не найдено ни одного более раннего упоминания об этих «псевдофольклорных» историях.

Приидоша к нему некогда от турьскаго поклисарие <послы>, и егда внидоша к нему и поклонишася по своему обычаю, а кап <шапок, фесок> своих з глав не сняша. Он же вопроси их: «что ради тако учинисте ко государю велику приидосте и такову срамоту ми учинисте?» Они же отвещаша: «таков обычай наш, государь, и земля наша имеет». Он же глагола им: «и аз хощу вашего закона потвердити, да крепко стоите», и повеле им гвоздем малым железным ко главам прибити капы и отпусти их, рек им: «шедше скажите государю вашему, он навык от вас ту срамоту терпети, мы же не навыкохом, да не посылает своего обычая ко иным государем, кои не хотят его имети, но у себе его да держит».

Этот текст был написан русским послом в Венгрии Фёдором Курицыным в 1484 году . Известно, что в своём «Сказании о Дракуле Воеводе» Курицын использует информацию именно из того анонимного источника, написанного 21 годом ранее.

Ниже приведены некоторые из историй, написанные неизвестным немецким автором:

  • Известен случай, когда Цепеш созвал к себе около 500 бояр и спросил их, сколько правителей помнит каждый из них. Оказалось, что даже самый младший из них помнит не менее 7 царствований. Ответом Цепеша была попытка положить конец такому порядку - все бояре были посажены на кол и вкопаны вокруг покоев Цепеша в его столице Тырговиште.
  • Также приведена такая история: иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы - сидеть бы тебе на колу рядом с вором».
  • Цепеш обнаруживает, что в стране много нищих. Он созывает их, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?». На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.
  • Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает, что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».
  • Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его как освободителя от угрозы турков и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы. А легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.
  • Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в этом документе гласит, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и ел среди мёртвых и умиравших на колах людей. Существует также дополнение этого рассказа, в котором говорится, что слуга, подававший Владу пищу, не выдержал запаха тлена и, схватившись руками за горло, выронил поднос прямо перед ним. Влад спросил, почему он это сделал. "Нет сил терпеть, ужасное зловоние", ответил несчастный. И Влад немедленно приказал посадить его на кол, который был на несколько метров длиннее остальных, после чего крикнул ещё живому слуге: "Вот видишь! Теперь ты выше всех, и смрад до тебя не долетает".
  • Прибывшим к нему с требованием признания вассальности послам Османской империи Дракула задал вопрос: "Почему они не сняли шапки перед ним, правителем". Услышав ответ, что они обнажат головы только перед султаном, Влад приказал прибить шапки к их головам гвоздями.

Литературный и экранный образ Дракулы

Правление Дракулы оказало большое влияние на его современников, которые сформировали его образ в фольклорной традиции румын и соседних с ними народов. Важным источником в этом случае является поэма М.Бехайма, который в 1460-х годах жил при дворе венгерского короля Матвея Корвина, известны немецкие памфлеты, распространявшиеся под названием «Об одном великом изверге». Повествуют о Цепеше различные румынские предания, как непосредственно записанные в народе, так и обработанные известным сказочником П. Испиреску.

Литературным героем Влад III стал вскоре после гибели: о нём была написана на церковнославянском языке (который в то время использовался в Румынии как литературный) , после того как Валахию посетило русское посольство Ивана III, очень популярная на Руси .

Возникновение связи между образом Влада Цепеша и графа Дракулы объясняют обычно тем, что Брэм Стокер услышал легенду о том, что Цепеш после смерти стал вампиром. Неизвестно, слышал ли он подобную легенду; но основания для её существования были, так как убийца Цепеш не раз проклинался умирающими, а, кроме того, сменил веру (хотя этот факт подвергается сомнению). Согласно поверьям карпатских народов, этого вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Однако существует и другая версия: после смерти Влада Цепеша его тело не было обнаружено в могиле...

По его указанию жертв насаживали на толстый кол, у которого верх был округлён и смазан маслом. Кол вводился во влагалище (жертва умирала практически в течение нескольких минут от обильной кровопотери) или анус (смерть наступала от разрыва прямой кишки и развившегося перитонита, человек умирал в течение нескольких дней в страшных муках) на глубину нескольких десятков сантиметров, потом кол устанавливался вертикально. Жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причем смерть порою наступала лишь через несколько дней, так как округлённый кол не пронзал жизненно важные органы, а лишь входил всё глубже в тело. В некоторых случаях на колу устанавливалась горизонтальная перекладина, которая не давала телу сползать слишком низко, и гарантировала, что кол не дойдет до сердца и иных важнейших органов. В таком случае смерть от потери крови наступала очень нескоро. Обычный вариант казни также был очень мучительным, и жертвы корчились на колу по несколько часов.

Цепеш стремился соизмерять высоту колов с социальным рангом казнённых - бояре оказывались выше посажены на колах, чем простолюдины, таким образом по лесам посаженных на кол можно было судить о социальном положении казнённых.

Подражатели

Сомнительность масштабов злодеяний Дракулы не помешала более поздним правителям «перенимать» подобные методы ведения внутренней и внешней политики. Например, когда Джон Типтофт, граф Уорчестер, вероятно, наслушавшись об эффективных «дракулических» методах во время дипломатической службы при папском дворе, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году , его самого казнили за поступки - как гласил приговор - «противные законам данной страны».

См. также

До сих пор жива легенда о "короле вампиров", князе Дракуле . В Румынии недалеко от Тихутского перевала существуют и поныне полуразрушенные стены крепости Поэнари. Местные жители утверждают, что и в наши дни дух Влада III все еще бродит по земле. Его не приняли ни рай, ни ад. И потому он вынужден скитаться по всему свету, томимый жаждой человеческой крови.

Днем Дракула прячется в руинах крепости. Ночью же он выходит и при свете луны ищет свои жертвы. Легенда гласит, что укушенный князем в ту же минуту превращается в вампира, с торчащими клыками и маленькими ранками на шее. Но кем же на самом деле был этот грозный князь?..

Тихими райскими уголками кажутся сейчас окрестности бывшего замка знаменитого князя Влада III , больше известного под именем Дракула. А тогда, в XV столетии, местные жители обходили это место стороной, чтобы только не попасть в руки жестокого властелина.

Стоило только человеку посмотреть на князя Влада, как страх постепенно овладевал всеми его мыслями. Действительно, по свидетельствам историков, он имел ужасающую внешность: узкое лицо, длинный нос, выдававшуюся вперед нижнюю губу, большие стеклянные глаза, скрывавшие чувства князя.

Именно с глазами навыкате люди и связывали способность Дракулы с помощью гипнотического воздействия наводить страх и ужас на пленника. Казалось, взгляд Дракулы проникает в самую душу, и его обладатель может без труда узнать все то, о чем думает человек. Однако многие современные ученые считают, что подобная форма глаз может быть не чем иным, как последствием и одним из признаков базедовой болезни, часто встречающейся у жителей горных селений.

В народе говорят: «Лицо — зеркало души». Действительно, будучи самым некрасивым из трех братьев, Влад к тому же отличался жестоким и независимым нравом. Пристальный, почти немигающий взгляд холодных рыбьих глаз, презрительно сжатый рот, узкий, выступающий вперед подбородок — все говорит о том, что князь Дракула был тщеславным гордецом, ненавидящим и презирающим людей.

Ростом не выше среднего, Влад III обладал огромной физической силой. Так, он без особого труда мог переплыть речку. В Средневековье было много больших рек и маленьких речушек, но вот мостов явно недоставало. Воин, не умевший хорошо плавать, был обречен на гибель.

Дракула был известен в XV столетии и как превосходный артиллерист. Этот талант князя тем более заслуживает особенного внимания, если вспомнить то обстоятельство, что в те времена — когда маленькие и большие войны велись почти в каждой стране — мальчиков с детства обучали верховой езде и стрельбе из разных видов оружия. Каждый юноша мастерски владел оружием. А потому заслужить славу великолепного воина и наездника было тогда вовсе не простым делом.

Жизнь и смерть Влада Тепеша (Цепеша), Дракулы, окутаны плотной пеленой тайны. Местные жители утверждают, что могила кровавого князя находится в Снаговском монастыре. Но совсем недавно историки заявили о том, что та могила представляет собой кенотафию, то есть могилу без погребения.

Покрыто тайной время и место рождения Влада III. По некоторым источникам, он родился между 1428 и 1431 годами. Более точных сведений найти не удалось. Это связано с тем, что в то время монастырские стены не могли сберечь от огня рукописи. А так как пожаров в то время было неисчислимое множество, то от них часто гибли люди, памятники письменности, в том числе и документы.

Местом рождения Дракулы определяют сравнительно небольшой дом, находящийся на расположенной в одном из районов Сигишоара Кузнечной улице. Он до сих пор привлекает к себе множество туристов, путешествующих по Румынии.

Историки не вполне уверены в том, что Влад III родился именно в том месте. Однако сохранившиеся документы свидетельствуют: в XV веке дом принадлежал отцу Влада Тепеша, Владу II Дракулу. Дракул в переводе на русский язык обозначает «дракон» . Это означает, что старый князь входил в состав румынского ордена Дракона. Члены этой организации когда-то занимались насильственным обращением «неверных» в христианство. К концу первой четверти XV столетия у князя Влада II было уже три сына. Но только один из них, Влад, смог прославиться в веках.

Крепость Поэнари


Необходимо сказать, что в молодости князь Влад III сумел расположить к себе простой народ и заслужить его любовь и уважение. Действительно, по свидетельствам рукописных источников, в то время он был настоящим рыцарем Средневековья, человеком чести и долга. Особенно его отличало умение руководить ходом сражения. Воины, сражавшиеся под командованием талантливого полководца Влада Тепеша, всегда одерживали победу в битвах.

Историки тех лет вспоминают о Дракуле как о достаточно демократичном государственном деятеле. Он всегда выступал против захвата Румынии иноземцами, а также против разделения родных земель. Кроме того, деятельность княжества он направлял прежде всего на развитие национальных ремесел и торговли. Особенное внимание Влад III уделял борьбе с преступниками: ворами, убийцами и мошенниками. При этом способы наказания виновных выбирались самые изощренные и жестокие.

Народная любовь к князю Дракуле и его необычайная популярность среди жителей средневековой Валахии вполне оправданы. Современники вспоминают о нем как о народном заступнике, вечно враждующем с боярами, всегда притеснявшими простой люд. Кроме того, одержанные Владом III военные победы с лихвой искупляли его жесткость. Патриотичные румыны испытывали гордость за своего полководца, умевшего одерживать победы даже в той битве, которая явно была обречена на проигрыш.

Однако самым важным качеством характера Тепеша, определявшим благорасположение народа, стала почти фанатичная религиозность. В то время церковь оказывала сильное влияние на жизнь общества. Государь, заручившийся поддержкой святых отцов, мог уверенно рассчитывать на покорность подвластного ему народа. «А как же невероятная жестокость, присущая Дракуле?» — спросите вы.

Ответ прост: тогда это считалось обыкновенным делом — сурово наказать, а затем направиться в церковь, чтобы замолить грехи и возблагодарить Бога за блага жизни. А народ тем временем оплакивал казненных, не смея роптать и сопротивляться своему господину — ведь его власть была «священной». C’est la vie, — говорят в подобных случаях французы.

Со своей стороны церковь также была заинтересована в дружбе с князьями. В этом случае благодушный господарь мог наделить монастыри землей и деревнями. А взамен он получал от священнослужителя благословение на различные дела и поступки (в том числе жестокие и кровавые). Влад III обычно раздавал священнослужителям подобные подарки после очередной военной победы или в порыве религиозного чувства (чтобы Бог отпустил грехи).

Хроники свидетельствуют; желая снизить уровень преступности в своем маленьком государстве, князь Влад Те-пеш не жалел провинившихся и использовал самые суровые способы наказания. Его расправа не заставляла себя долго ждать. Преступника, что называется, без суда и следствия сжигали на костре или казнили на плахе. Не щадил господарь Валахии и цыган. Их также ждал костер или меч: по мнению Тепеша, все они были потенциальными ворами, конокрадами и к тому же бродягами.

До сих пор содержание множества цыганских рассказов сводится к освещению тех страшных событий, когда князь Дракула проводил массовые казни цыган. В какой-то степени великий правитель Валахии добился желаемого результата. Летописцы говорили о том, что с тех пор преступность во владениях князя сошла на нет. В качестве подтверждения слов средневекового историка можно привести такой пример. Если кто-либо находил на улице золотую монету, то ни в коем случае не поднимал ее. Это означало бы воровство чужого добра, за что можно было бы поплатиться жизнью.

А сколько разноречивых толков ходит вокруг строительства крепости Поэнари. Оказывается, замыслив постройку, Влад Тепеш приказал силой привести к нему всех странников, пришедших в Тирговисту, чтобы отпраздновать Пасху. После этого он заявил, что вернуться в свои дома богомольцы смогут только после того, как закончат возведение крепости. Люди, знавшие суровый нрав румынского князя, не стали спорить и с воодушевлением взялись за работу, ведь всем хотелось поскорее вернуться в родные места.

Вскоре новый замок был построен. Однако крепость, возведенная с помощью лжи и принуждения, не принесла своему хозяину удачи и не смогла защитить его во время осады турок. Когда в 1462 году турки захватили Поэнари, князь Дракула вынужден был спасаться от иноземцев бегством. Оставшаяся в крепости княгиня не пожелала стать пленницей победителей, равно как и ее муж прославившийся своей невероятной жестокостью. Она бросилась вниз с высокой крепостной стены и разбилась. В память о ней остались лишь белые камни разрушенной крепости да второе название Аргеса — «река принцессы».

Румынский князь Влад III заслужил свое прозвище Тепеш (Цепеш) из-за собственной жестокости. В переводе на русский язык «тепеш» означает «сажать на кол». Подобный способ казни, заимствованный европейцами у турок, средневековые государи использовали довольно часто. При этом кол либо загоняли в тело провинившегося сильными ударами молота, либо приговоренного в буквальном смысле слова сажали на кол, укрепленный в земле. Палачи настолько освоили этот вид казни, что им ничего не стоило загнать кол в тело жертвы так, чтобы та корчилась в предсмертных судорогах не меньше недели.

Именно описанный выше способ наказания преступников стал самым любимым у Дракулы. С его помощью он благополучно разрешал вопросы не только внутренней, но и внешней политики. Количество людей, ставших жертвами одной только такой расправы князя, измеряется несколькими десятками тысяч.

Казалось, жестокости Дракулы не было предела. Казненными могли стать не только цыгане и плененные турки, но и любой грахданин Валахии, совершивший преступление. Именно в страхе и нежелании оказаться на плахе или костре и кроется тайна загадочной для современного европейца честности средневекового румына. После того как все дальше и дальше разносилась по княжеству весть о новой изощренной казни, желающих испытать судьбу не находилось. Все граждане предпочитали вести жизнь безгрешных праведников.

Необходимо признать, что, несмотря на жестокость, Дракула был справедливым судьей. За малейшую провинность наказывались не только простые граждане, но и достаточно состоятельные. Те же исторические хроники свидетельствуют о том, что семеро купцов оказались посаженными на кол по обвинению в заключении торговых договоров с турками. Так трагически оборвалось в Шесбурге знакомство валашских купцов с врагами христианской веры, «грязными турками».

Хроника или летопись, к которым восходят немецкие источники о Дракуле, были написаны явно недоброжелателями Тепеша и изображают господаря и его жизнь в самых негативных тонах. С русскими источниками сложнее. Они не отказываются от изображения жестокости Влада, но они пытаются дать ей более благородные объяснения, чем немецкие, и акцентируют внимание так, чтобы те же самые действия выглядели в данных обстоятельствах и более логичными, и не такими мрачными.

Вот несколько баек из разных источников. Проверить их подлинность не представляется возможным:

Иностранного купца, который приехал в Валахию, обокрали. Купец подает жалобу господарю. Пока ловят и садят на кол вора, с судьбой, в общем, «по справедливости» все понятно, купцу подбросили по приказу Дракулы кошель, в котором было больше на одну монету, чем украли. Купец, обнаружив лишнее, сразу же сообщает об этом Цепешу. Тот на это всего лишь смеется: «Молодец, не сказал бы - сидеть бы тебе на колу рядом с вором».

Еще пример. Влад Дракула весело пирует, как написал древнерусский автор, среди «трупия». Слуга, который подносит блюда, морщится. На вопрос господаря «Почему?» выясняется, что слуга не может выносить смрад. «Резолюция» Цепеша: «Так посадите же слугу повыше, дабы и смрад до него не доходил». И корчится бедняга на колу небывалой высоты.

Замечательна и «дипломатия» Дракулы. Предлагаю прочитать перевод с древнерусского языка: «Была такая традиция у Дракулы: когда прибывал к нему неопытный посланец от короля или от царя и не мог дать ответ на коварные вопросы Дракулы, то сажал он посланца на кол, при этом говоря: "Не я повинен в твоей смерти, а или государь твой, или ты сам. На меня же ты не возлагай вины. Если же государь твой, зная, что неопытен ты и неумен, и послал тебя послом ко мне, многомудрому правителю, то твой государь же и убил тебя; но если же ты лично решился идти, невежественный, то ты сам себя и убил"».

Прекрасный пример - расправа над турецкими посланцами, которые, по традиции своей страны, поклонились Дракуле, не снимая шапок. Дракула похвалил этот обычай, а чтобы еще сильнее укрепить их в этом обычае, приказал прибить шапки к головам посланцев гвоздями.

Летописцы утверждают, что столь жестокий нрав Дракулы был воспитан во дворце турецкого султана. Каждый год князь Валахии должен был переправлять в Турцию определенное количество серебра и древесины. Для того чтобы князь не забыл о своей обязанности, султан приказал препроводить в свой дворец сына Влада II. Итак, двенадцатилетний Влад III оказался в Турции. Именно там он и познакомился с различными способами наказания провинившихся и непокорных граждан государства.

Редкий день в Турции проходил без казни. Две истории помогут читателям представить себе всю картину невеселой жизни в средневековом Стамбуле.

Однажды проходил суд над двумя сыновьями одного из румынских князей, вовремя не заплатившего дань. По какой-то причине в последний момент перед казнью султан «смилостивился» и приказал не сажать мальчиков на кол, а ослепить их. При этом ослепление воспринималось тогда как величайшая милость.

Вторая история повествует о краже огурцов — овощей, считавшихся в Турции экзотичным лакомством. Как-то раз визирь султана не досчитался на огородной грядке двух огурцов. Тогда решено было вспороть всем работавшим при дворце садовникам животы. В пятом из них и оказались огурец. Султан приказал казнить виновного на плахе. Остальные же «могли восвояси отправляться по своим жилищам».

Узнав о пребывании Влада III в плену турецкого султана, где изо дня в день он становился очевидцем издевательств над людьми, нетрудно догадаться о причинах его жестокого нрава из ненависти к туркам. Какой человек мог вырасти из двенадцатилетнего мальчика, жившего в том аду, когда каждый день он видел только одно: человеческие страдания, предсмертные агонии тысяч казненных и мученическую смерть людей.

Зависимость от турецкого султана была, естественно, не по нраву вольнолюбивым славянам. Отец и сын — повелители Валахии — твердо верили в то, что когда-нибудь их княжество освободится из-под ига Турции.

По возвращении из плена Влад III задумал во что бы то ни стало навсегда освободить валахов от власти турок. И вот, спустя четыре года после наследования княжеского трона, Тепеш объявил туркам, что не намерен впредь выплачивать дань. Таким образом, был сделан вызов Османской империи. Тогда султан Мурад послал в Валахию небольшой отряд, состоявший из тысячи всадников.

Однако удача отвернулась от турецких воинов. Они были взяты в плен и в течение одного дня посажены на кол. А для турецкого аги, который командовал карательным отрядом, Дракула велел приготовить даже специальный кол — с золотым наконечником.

После того как Мурад узнал о том, что его посланники потерпели позорное поражение, он решил отправить в Валахию целую армию. Это было уже начало открытой войны между Османской империей и Валахией. Финальное сражение турок и валашцев состоялось в 1461 году. Благодаря самоотверженности славян турки были побеждены. После этого князь Влад 111 пошел войной на Трансиль-ванию, находящуюся по соседству с Валахией. Трансильванская знать (по большей части самые состоятельные купцы) давно уже были обеспокоены неистовым нравом владельца расположенного неподалеку княжества.

Они решили было избавиться от непредсказуемого, жестокого и своенравного соседа. Однако князь Дракула опередил их. Словно страшный ураган пронесся он со своим войском, сметая все на пути. Румыны до сих пор вспоминают о пятистах соотечественниках казненных на площади Шесбурга в то страшное время.

Затем князь-победитель возвратился домой. Однако именно тогда и подстерегла его опасность. Возмущенные бесчинствами валашцев, торговая элита Трансильвании от имени автора, пожелавшего остаться неизвестным, издала памфлет. Его содержание сводилось к пересказу недавних событий, захвату Владом III Трансильвании, о его зверствах и жестокости. Анонимный поэт добавил также, что валашский князь якобы собирается в ближайшее время напасть и покорить Венгерское княжество. Король Венгрии Дан III пришел в ярость, узнав о злобе и наглости князя Валахии, а также о его намерении захватить государство.

После того как крепость Дракулы была взята турками, ее хозяин решил бежать в Венгрию. Прибыв туда, он оказался пленником короля Дана III. В течение 12 долгих лет великий князь Валахии томился в темнице. Именно тогда он смог покорить Дана своей покорностью и смирением. Тепеш даже принял католичество, чтобы расположить к себе монарха славянского государства.

Наконец сердце доброго короля Венгрии смягчилось, и он освободил узника. Уже будучи на свободе, князь женился на племяннице монарха, а позднее даже собрал из венгерских наемников большую армию, чтобы пойти войной на Валахию и отвоевать трон.

Осенью 1476 года войско Влада Тепеша подошло к Валахии. Но, как впоследствии оказалось, удача навсегда покинула знаменитого своими военными победами полководца. В первом же бою армия венгров была разбита, а сам Влад III оказался взятым в плен валашскими боярами.

Посчитав позорной смерть от рук бывших поданных, Тепеш бежал из плена и был убит боярскими воинами. Однако другие источники утверждают, что смерть внезапно настигла Влада III, когда тот уже сидел на коне и намеревался сбежать из Валахии.

Как бы то ни было, тело князя Влада III Тепеша, Дракулы, впоследствии было разрезано боярами на множество кусочков, которые разбросали по полю. Однако монахи Снаговского монастыря, не раз получавшие щедрые подарки из рук государя, искренне любили и жалели князя, принявшего мученическую смерть. Они собрали останки Дракулы и захоронили их недалеко от монастыря.

После смерти жестокого, но справедливого князя современники не раз спорили о том, куда же попала его душа: на небеса или в преисподнюю. Именно из этих не-прекращавшихся споров и родилась ныне всем известная легенда, гласящая о том, что дух румына не принимает ни ад, ни рай. Говорят, до сих пор мятежная душа князя Дракулы ищет покоя и, нигде не находя его, скитается по земле в поисках все новых и новых жертв.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png