Глубинная психология – ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания, в «глубинах» индивида. Она включает в себя психоанализ Зигмунда Фрейда, индивидуальную психологию Альфреда Адлера и аналитическую психологию Карла Густава Юнга.

К основным тезисам глубинной психологии относятся следующие:

1) ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное;

2) влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры;

3) психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами;

4) баланс между инстинктами и культурными нормами устанавливается посредством защитных механизмов психики;

5) причина невротических нарушений, неадекватностей, аномалий поведения – в нарушении баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями.

Психоанализ Зигмунда Фрейда. Первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личности, принадлежит австрийскому психиатру Зигмунду Фрейду (1856-1939). После длительных наблюдений за своими больными он пришел к выводам, которые изменили представления о психике, существовавшие в начале ХХ века.

В частности, Фрейд утверждал, что:

Наше поведение в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил (влечений);

Влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но, прежде всего – подавленными желаниями, которые вытеснены в область подсознательного из-за невозможности их удовлетворения на уровне сознания;

Желания, продолжающие действовать без участия сознания, проявляются в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывают влияние на выбор профессии или на творчество.

Сексуальные побуждения человека подавляются в наибольшей степени ввиду различных социальных ограничений. По Фрейду, именно они побуждают людей действовать. Именно благодаря их энергии (либидо) происходит постепенное развитие личности и достижение зрелости. Многие черты индивидуума и половые аномалии объясняются неудовлетворенностью и конфликтами, вызванными подавлением этих влечений в детстве.

По мнению Фрейда, причиной невротических нарушений, неадекватностей, аномалий поведения является нарушение баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями.

В таких случаях задачей психоаналитической терапии является осознание пациентом подлинной причины невротического симптома, что должно повлечь за собой его исчезновение.

Учение З.Фрейда находит свое продолжение в неофрейдистских концепциях. Последователи Фрейда делают главный упор на социальное значение кризисов, происходящих в процессе формирования индивидуума (Э.Эриксон).

В целом, достижения психоаналитического направления привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Индивидуальная психология – одно из направлений психоанализа, ответвившееся от фрейдизма и разработанное Альфредом Адлером (1880-1937). Она исходит из того, что структура личности (индивидуальность) ребенка закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие.

Ребенок из-за неразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его цели. Когда эти цели реалистичны, личность развивается нормально, а когда фиктивны – становится невротичной и асоциальной.

В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности, которое вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения.

Задача психотерапии – помочь невротическому субъекту осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, с тем, чтобы его стремление компенсировать свою неполноценность получило выход в творческих актах.

Идеи индивидуальной психологии получили распространение не только в психологии личности, но и в социальной психологии, где они использовались в групповых методах терапии. Индивидуальная психология оказала влияние на сторонников неофрейдизма.

Аналитическая психология Карла Густава Юнга . Карл Густав Юнг (1875-1961) вошел в историю психологии как создатель целого направления – аналитической психологии. Под последней К.Г.Юнг подразумевал интегральную концепцию, объединяющую психоанализ, индивидуальную психологию и многие другие направления. Он считал, что создаваемый им метод охватывает символические области, причем в равной степени как сознательные сферы, так и бессознательные.

К основным положениям аналитической психологии можно отнести следующие:

Каждый индивидуум может быть обращен преимущественно к своему внутреннему Я (интроверт) или, наоборот, к внешнему миру (экстраверт);

Помимо личного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению;

Основу коллективного бессознательного составляют архетипы (образы героев, мифы, фольклор, обряды, традиции), которые организуют и направляют психические процессы;

Либидо является универсальным недифференцированным источником энергии, которая проявляет себя не только в сексуальной жизни, но и в языке, культуре, обрядах и т.д.

По мнению К.Г.Юнга сознательное и бессознательное находятся в постоянном взаимодействии, а нарушение баланса между ними «проявляется неврозом». Исходя из этого, аналитическая психотерапия направлена в основном на уравновешивание сознательного и бессознательного, на оптимизацию динамического взаимодействия между ними.

Постмодернизм. Поиск новых оснований научного познания социальной сущности человека привел к развитию идей постмодернизма. В научной литературе постмодернизм часто отождествляется с постструктурализмом, хотя эти понятия не идентичны. Постструктурализм в его оригинальном значении – это теория знания и языка (Деррида, французский феминизм), а постмодернизм (Фуко, Бартес, Лиотард, Бодрильяр) – теория общества, культуры и истории.

Идеи постструктурализма и постмодернизма оказали несомненное влияние на развитие социальных наук в целом и психологии в частности. Это влияние, по мнению Б.Егга (B.Agger), выражается в ряде требований к социальным наукам, которые должны:

Быть рефлексивны в отношении утверждений о непогрешимости их методов исследований и безграничности возможностей;

Рассматривать все дискурсивные (в том числе и научные) тексты как риторические, форма изложения в которых направлена на донесение соответствующих систем значений до читателей, обладающих способностью и возможностью собственной их интерпретации;

Проводить мысль, что язык конституирует реальность, предполагает изучение особенностей ее формирования, проявления и развития, определяющих специфику само- и мировосприятия субъекта;

Исключать возможность существования единственно верных, однозначных, универсальных описаний социальной реальности.

Предметом понимающей психологии является процесс взаимопонимания как формирование единого поля значений в межличностном взаимодействии в системах различного уровня сложности (обыденное сознание – обыденное сознание, исследуемый – исследователь и т.п.).

Основной проблемой взаимопонимания является его знаковая опосредованность, которая зачастую приводит к неадекватному восприятию партнерами транслируемых друг другу символических сообщений.

Понимающая психология должна быть диалогической по своей природе. Это требует изменения исследовательской методологии – от интреспективной (методология первого лица) через экстраспективную (методология третьего лица) к диалогической (методология второго лица). Последняя предполагает активный, субъект-субъектный характер взаимодействия исследователя и исследуемого, направленное на взаимопрояснение адекватности сформировавшегося поля значений. К диалогической методологии относятся нарративная методология, многоголосое исследование и совместные исследования.

Основные теории глубинной психологии

Движущие силы

развития личности

Структура

Основные механизмы развития и запиты

3. Фрейд Врожденные бессознательные влечения к жизни и смерти, транс-

формирующиеся либидозное, агрессивное н влечение к суициду

Ид. Эго и Супер-Эго Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация
К. Юнг Обобщенная психическая энергия либидо принимающая разные формы и канализирующая опыт человека через врожденные архетипы Сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, типология личности, построенная на доминировании экстра-интровертности и одной из психических функций
А. Адлер Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству Типология - формирование индивидуального стиля жизни, построенная на форме компенсации и чувства общности Компенсация неполноценности - неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая
К. Хорни Чувство коренной тревоги

(физиологической и психологической)

Основные теории глубинной психологии

Движущие силы развития личности

Структура и/или типология личности

Основные механизмы развития и защиты

Врожденные бессознательные влечения к жизни и смерти (эрос и танатос), трансформирующиеся ли-бидозное, агрессивное и влечение к суициду

Ид, Эго и Супер-Эго

Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация

Обобщенная психическая энергия либидо, принимающая разные формы и канализирующая опыт человека через врожденные архетипы

Сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, типология личности, построенная на доминировании экстра-интроверт-ности и одной из психических функций

Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству

Типология - формирование индивидуального стиля жизни, построенная на форме компенсации и чувства общности

Компенсация неполноценности -неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая

Чувство коренной тревоги (физиологической и психологической)

«Образ Я», который может быть адекватным или неадекватным и включает знание о себе и отношение к себе

Стремление к людям (конформизм), от людей (уход) и против людей (агрессия)

Г. Салли-ван

Чувство беспокойства, тревоги

«Я-концепция», состоящая из хорошего «Я», плохого «Я» и «не-Я»

Избирательное внимание

Стремление к укорененности и независимости, индивидуализации

Типология, основанная на доминировании одной из двух потребностей - быть или иметь

Садизм, мазохизм, конформизм, деструкти-визм

Э. Эриксон

Личность развивается на протяжении всей жизни, проходя 8 основных этапов своего становления, на каждом из которых видоизменяется форма психической энергии (чувство вины, идентичности и т.д.)

Ведущая структура Эго, стремящаяся к соматической, личностной и социальной идентичности

Стремление к целостности, идентификация (с собой, своей культурой, этносом и т. д.)

Общая характеристика глубинной психологии

Психоанализ (глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Предметом психологии в этой школе, как уже упоминалось, стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования - разработанный этой школой психоанализ.

Глубинная психология, в отличие от бихевиоризма или гештальтпсихологии, так и не стала школой, а представляет собой, скорее, набор отдельных теорий бессознательного. Однако в некоторой степени это также послужило на пользу психоанализу, так как каждая концепция стала оригинальным и самобытным взглядом на бессознательное и его роль в психической жизни человека, положив начало собственным школам и сохранив лишь относительную связь с исходной теорией.

Однако, несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда, некоторые методологические принципы, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся следующие положения:

1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;

2) рассмотрение развития как адаптации к среде. Хотя среду впоследствии другие психоаналитики не понимали как полностью враждебную, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;

3) движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные и представляют собой психическую энергию, данную в виде влечений или стремлений человека и стремящуюся к разрядке (т. е. удовлетворению);

4) основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом возрасте.

Причиной разногласия стали некоторые базовые принципы Фрейда, которые противоречили и теоретическим, и практическим, клиническим выводам его последователей. Это, прежде всего, пан-сексуализм Фрейда, который все стремления человека и культурные достижения объяснял только сексуальными влечениями, в то время как факты показывали, что существуют и другие, не менее важные мотивы.

Теория Фрейда

Взгляды Фрейда можно разделить на три области - это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности человека. С его точки зрения, развития психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной, среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становления психики. Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения (или чувства, как у более поздних психоаналитиков). С точки зрения психоанализа, основой психического развития является не интеллектуальная сфера (как в других школах), а эмоции и мотивы человека; познавательное же развитие есть как бы следствие мотивационного.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

В бессознательном слое располагается одна из структур личности - Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминирующие деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных влечения - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается чаще всего одновременным действием обеих этих сил.

Вторая структура личности - Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое «Я», хотя это и нелегко. Если содержание Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством "Я"», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, локализует свое «Я» до своего тела, сужая таким образом объем Эго.

Третья структура личности - Супер-Эго - неврожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, Черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает человека о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом, Эго становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер-Эго. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, держит его в постоянном внутреннем напряжении, снижая устойчивость к неврозам. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.

Дальнейшее развитие психоанализа связано с именами ближайших учеников Фрейда, прежде всего с теоретическими поисками К. Юнга и А. Адлера.

Психических процессов. В качестве синонима понятия «глубинная психология» часто используется понятие «динамическая психология », хотя термин «динамический» обозначает лишь частный случай глубинного подхода (наряду с экономическим и топографическим), описывающего психические феномены не в статическом, а в динамическом аспекте - как результат столкновения и сложения бессознательных влечений.

Из истории

Заслуга введения понятия признается за швейцарским психиатром Э. Блейлером , тесно сотрудничавшим с З. Фрейдом . Совместными исследованиями авторы заложили фундамент для изучения психических феноменов через призму бессознательного . Психоанализ стал ведущим направлением глубинной психологии, из которого позже откололись многочисленные направления и течения.

Теории и направления

К глубинной психологии относятся:

  • Неофрейдизм (К. Хорни , Э. Фромм , Г. Салливан и другие)

«Глубинная психология» является понятием, возникшим в современной медицинской психологии (Э. Блейлер), и обозначает ту психологическую науку, которая занимается феноменами бессознательного.

Это интересно

Основа термина Tiefenpsychologie («тифопсихология») заимствована к.м.н. Ю. Р. Вагиным для обозначения собственного подхода, названного им «тифоанализ» («глубинный анализ»). Тифоанализ является монистической психологической концепцией, предметом изучения которой является область метапсихологии классического психоанализа .

См. также

Источники

  • Фрейд З. Психология бессознательного. Перевод с нем. А. М. Боковикова. - М., 2006
  • Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996
  • Райкрофт Ч. Критический словарь по психоанализу. - СПб., 1995
  • Психоаналитические термины и понятия: Словарь/Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перевод с англ. А. М. Боковикова, И. Б. Гриншпуна, А. Фильца. - М., 2000

Ссылки

  • Психоанализ (глубинная психология)//М. Г. Ярошевский История психологии
  • Глубинная психология - словарь психоаналитических терминов сайта Психоанализ на Руси

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Глубинная психология" в других словарях:

    - (нем. Tiefenpsychologie), обозначение ряда направлений совр. зарубежной психологии, сделавших предметом своего исследования т. н. глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам, происходящим на… … Философская энциклопедия

    глубинная психология - ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания, в «глубинах» индивида. Наиболее известные направления Г … Большая психологическая энциклопедия

    См. ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    - (нем. Tiefenpsychologie) совокупное обозначение направлений психологии 20 в., сделавших предметом исследования т. н. глубинные силы личности, ее влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам на поверхности сознания (психоанализ З.… … Большой Энциклопедический словарь

    Ряд направлений в психологии и психиатрии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов) в деятельности индивида, в формировании его личности. Включает:… … Психологический словарь

    Собирательное понятие, посредством которого обозначают ряд различных направлений, течений, школ и концепций психологии, придающих особое значение деятельности и исследованию разнообразных бессознательных компонентов, механизмов и процессов,… … Новейший философский словарь

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (от нем. tifenpsy chologie букв, глубинная психология) ряд направлений современной, в первую очередь зарубежной психологии, основной предмет исследования которых бессознательное как главный фактор организаций человеческого поведения (фрейдизм,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (нем. Tiefenpsychologie), совокупное обозначение направлений психологии XX в., сделавших предметом исследования так называемые глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам на «поверхности» сознания… … Энциклопедический словарь

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (Depth psychology; Tiefenpsychologie) общее название психологических течений, выдвигающих идею о независимости психики от сознания и стремящихся обосновать и исследовать это независимое психическое как таковое, в его динамическом… … Словарь по аналитической психологии

    глубинная психология - (от нем. tifenpsychologie букв, глубинная психология) ряд направлений современной, в первую очередь зарубежной психологии, основной предмет исследования которых бессознательное как главный фактор организаций человеческого поведения (фрейдизм,… … Этнопсихологический словарь

Книги

  • Мудрость психики: Глубинная психология в век нейронаук , Парис Жинетт. В этой книге Жинетт Парис открывает новый жанр психологического письма, которое соединяет интимные данные личной биографии, человечески трогательные истории пациентов и радикальные,…

Глубинная психология это (кратко). Основоположником основных принципов психоанализа был австрийский психиатр и специалист в области психологии Зигмунд Фрейд (1856–1989). В отличие от представителей таких направлений, как бихевиоризм и гештальтпсихология, приверженцы психоанализа не были нацелены использовать в качестве примера для создания научно-психологического познания точные и естественные науки.

Фрейд старался заполнить психические познания о человеке новейшей актуальной истиной, сформировать концепцию и на ее основании приобрести данные необходимые для получения ответов на практические, а в первую очередь на психотерапевтические вопросы.

Термин психоанализ имеет три значения:

  1. Теория личности психопатологии;
  2. Метод лечения личностных расстройств;
  3. Метод неосознанных мыслей и чувств индивидуума.

Это соединение теории с терапией личности человека, связывает все представления о поведении индивидуума. Для начала рассмотрим взгляды Фрейда на организацию психики – топографическую модель уровней сознания. Согласно этой модели, существует три уровня сознания:

  1. Сознание;
  2. Предсознательное;
  3. Бессознательное.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые человек испытывает в данный момент. Область предсознательного – включает в себя опыт невостребованный в данный момент памятью.

Стоит отметить, что предсознательное является мостом, между осознанным и неосознанным.

Бессознательное – самая значимая область разума. Оно представляет собой, хранилище инстинктов, эмоций и воспоминаний, которые были вытеснены из сознания, по определенным причинам (стресс, психологическая травма).

Область бессознательного определяет наше поведение.

Понятие и суть психоанализа

Психоанализ относится не только к типу психотерапевтической и медицинской практики. В то же время - это еще и философское теоретическое положение о человеке, общественное философское течение, относящееся к условиям идейного режима. Непосредственно в данном значении психоанализ стал составляющей культуры Запада. И как в свое время утверждал Бергер: «Если бы Фрейда не было, его необходимо было придумать».

Психоанализ в переводе с греческого обозначает (psyche – душа + analysis – расчленение), является частью психотерапии, медицинский способ изучения, сформированный З. Фрейдом с целью диагностирования и излечения неврозов. После чего данный метод был переделан Фрейдом в психологическую имеющую философский характер теорию, нацеленную на исследование тайных взаимосвязей и основ душевной жизни людей. Данная концепция создается на основании гипотезы о том, что знаменитая совокупность патологических взглядов, в особенности сексуального характера, «изгоняется» из области рассудка и функционирует в дальнейшем из области неосознанного, и под видом различных личин и облачений попадает в сознание и грозит внутреннему единству «Я», введенного в находящийся вокруг него мир.

Приверженцы психоанализа приписывают половому влечению основную значимость, рассматривая душевную жизнь людей в полной мере, как область первенства неосознанных сексуальных устремлений к наслаждению либо неудовольствию.

Отталкиваясь оттого, что было написано выше можно говорить о том, что психоанализ возможно анализировать на трех уровнях:

  1. Как способ психотерапии.
  2. Как способ исследования личностной психологии.
  3. Как концепция научных познаний о понимании мира, философии и психологии.

Ключевые понятия концепции

Установлено, что основным регулятором поведения человека является сознание. Фрейд обнаружил, что за оболочкой рассудка спрятан глубокий «бурлящий» слой не осознаваемых индивидом могущественных устремлений, желаний, вожделений. Являясь лечащим врачом, он осознал, что данные неосознанные волнения и аргументы имеют все шансы основательно обременять жизнь, в том числе и быть той причиной, вследствие которой возникает нервно-психологическое заболевание. Все это отослало Фрейда на поиск средств освобождения собственных больных от инцидентов, происходящих между тем, что диктует им рассудок, и потаенными, незрячими, неосознаваемыми побуждениями. Таким образом, на свет появился фрейдовский способ исцеления души, получивший название психоанализ.

З. Фрейд анализирует организацию психологического существования в виде модели, обладающей собственными элементами, представляющие собой разнообразные психологические инстанции, отмеченные определениями: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

Оно (ид) – более простая ступень, включает в себя все без исключения данное от рождения на генном уровне, подвластное принципу наслаждения и ровным счетом ничего не понимающее о действительности и окружающем социуме. Ее условия обязана выполнять ступень Я (эго).

Я (эго) – необходимо принципу действительности, вырабатывая несколько элементов, дозволяющих приспособиться к среде преодолевая ее условия. Я (эго) - посредник среди стимулов, идущих непосредственно как из данной среды, так и из глубины организма, с одной стороны, и встречными моторными взаимодействиями с другой. В задачи Я (эго) входит: самосохранение, напоминание полученного навыка внешних влияний в памяти, уклонение от угрожающего воздействия на организм, надзор за условиями, выдвигаемыми инстинктами идущие от Оно (ид).

Особая роль отдавалась ступени сверх-Я (супер-эго), которой отводилось место основы нравственных и религиозных чувств, осуществляющей контроль и играющей роль наказательного агента. В случае если Оно (ид) предрешен, на генетическом уровне, а Я (эго) – продукция персонального навыка, то в таком случае сверх-Я (супер – эго) продукция воздействий, исходящих от других людей. Оно появляется на этапе раннего детства - сопряжено, в соответствии с Фрейдом, с Эпидовым комплексом и остается почти постоянным на протяжении последующих лет. Супер – эго образовывается вследствие механизма установления на основании, совпадения признаков отца и ребенка, цель которого являться моделью.

В случае если Я (эго) решает или совершает действие в целях удовлетворения Оно (ид), но идет против сверх – Я (супер – эго), то в таком случае Оно (ид) ощутит наказание в виде угрызений совести, ощущения вины. Так как супер – эго получает энергию от Оно (ид) поскольку супер – эго зачастую функционирует безжалостно. От усилий, переживаемых под нажимом разной мощи, Я (эго) при помощи «предохранительных механизмов» спасается. К таким предохранителям относятся: вытеснения, регрессии, рационализации, сублимации и другие. Желания устремляются к разрядке, однако, достижение удовлетворенности маловероятно.

Виды психологических защит

Вытеснение (подавление) – один из элементов психологической охраны, роль которого заключается в том, чтобы мотивировать на устранение чего-либо из рассудка. Двигаясь к области неосознанного чувства, мысли, стремления к действию заставляют поведение влиять на него, ощущать чувство тревожности.

Сублимация – элемент, с помощью которого запрещенное половое влечение, двигается в сторону не возбуждающих предметов, разряжение происходит в виде деятельности или работы, оптимальной для человека и социума. Как считал Фрейд это наиболее продуктивный метод функционирования индивида. Творческий процесс является разновидностью сублимации.

Регрессия – движение назад, предохранительная система, представляющая из себя некую форму психологической адаптации в условиях конфликта либо беспокойства, в том случае если индивид неосознанно склоняется к наиболее ранним, в меньшей степени зрелым и мало соответствующим стандартам поведения, которые, с его точки зрения, выглядят гарантирующими защиту и безопасность.

Замещение – также является механизмом психологической защиты, цель — заменить предмет, на который ориентированы чувства. Если эмоциональное выражение в отношении данного предмета представляет угрозу, то включается механизм замещения. Например, гнев, направленный в сторону наиболее слабого и беззащитного индивида.

Проекция – присвоение другим, собственных обычно преступных вожделений, идей, тем, мотивов, чувств, черт характера и т. п., думая, что получил и воспринял это не внутри себя, а где-то извне. («Не одному человеку невозможно верить, - говорит человек, поступающий не всегда честно и добропорядочно в собственных действиях»).

Рационализация – дает возможность человеку найти оправдание неприемлемым стремлениям для него, тем не менее, существующих для него желаниям, стремлениям, чувствам и мотивам. Желание подыскать им общественно одобряемое обоснование.

Изоляция – защитный механизм задачей, которого является удаление из сознания психологического волнения, переживания, однако, сохраняя при этом его восприятие.

Подразумевается, что в психодинамической терапии, предохранительная (защитная) система искривляет действительность, тем не менее, она высокофункциональна и нужна, так как способна на некоторое время ликвидировать из рассудка условия травмирующего характера. Но в том случае если её элементы становятся чересчур жесткими, твердыми, то способны вызвать затруднения при формировании, развитии и адаптации индивида.

Инстинкт и поведение человека

Фрейд акцентировал внимание на двух инстинктах, имеющих влияние на поведение, это: самосохранение и половое влечение, гарантирующее сохранение вида, а не только индивидуума. Половое влечение было возведено З. Фрейдом в систему основных, не допускающих возражений и названо – либидо. Неосознанное, трактовалось, как область наполнения энергией влечения незрячего инстинкта, не понимающего ровным счетом ничего, помимо принципа наслаждения, получаемого индивидом во время разряжения данной энергии. Угнетённое, подавленное либидо раскодировалось Фрейдом, согласно независимым от контроля рассудка ассоциациям его больных. Подобную раскодировку он именовал психоанализом. Изучая собственные сновидения, Фрейд пришел к заключению, что они есть не что иное, как «сценарий», представляющийся нелепостью, но несущий в себе код скрытых вожделений, удовлетворяемый в образах – знаках данной формы ночного существования.

Во время военных действий в период Первой мировой войны Фрейд делает поправки к собственной схеме инстинктов. Наравне с половым влечением в психике индивидуума существует желание свести счеты с жизнью (Тонатос, как противоположность Эросу), согласно Фрейду данный инстинкт содержит в себе и самосохранение. Под именованием Тонатос было не только особое стремление к своей смерти, но и смерти других, а именно наличие агрессии и желания убивать, что возводилось в разряд знаменитого, заложенного в человеке природой биологического желания.

Применяя определения энергетического подхода, Фрейд подчеркнул два условия появления невроза – либидо, как основной закон и волнения инфантильного характера. Фрейд описывал пять этапов психосексуального формирования, любой из которых может являться посылом к фиксации.

Этапы психосексуальной теории

  1. Оральный этап (от 0 до полутора лет). Получил свое название в связи с тем, что основным органом чувств ребенка в данный промежуток времени считается рот. Непосредственно с его помощью он не только насыщает свой организм, но и познает окружающий его мир, ощущает массу приятных для него чувств. Данный этап является периодом формирования сексуальности. Итог фиксации – приобретение чувства наслаждения во время табакокурения, сарказма. Кроме того, – оральная враждебность, ощущение зависимости от других.
  2. Анальный этап (от 1,5 до 3 лет). В этот период родители малыша приступают к приучению крохи к горшку. Фрейд полагал, что ребенок приобретает колоссальное наслаждение от действий, связанных с дефекацией, а именно оттого, что способен без помощи других контролировать такую серьезную процедуру. Ребенок испытывает удовольствие сексуального характера от умения контролировать мускулатуру. Фиксация в данном случае может быть двух видов:
    • в первом случае – склонность к разрушению, подавление импульсов, бережливость, скупость;
    • во втором – несогласие, ярость, враждебность, мятеж.
  3. Фаллический этап (от 3 до 6 лет). Выявление присутствия или отсутствия полового члена. Эрогенная область – половые органы. Возникновение эмоций на фоне конфликта – Эпидов (Электры) комплекс. Помимо этого, обнаружение ребенком женского пола отсутствия полового члена приводит к возникновению чувства зависти к мальчикам, возникает желание наличия члена (влечение девочек к отцу базируется именно на этом), перекладывание вины на мать из-за отсутствия пениса. Данная стадия считается в большей степени основной для развития нарушений психического характера.
  4. Латентный этап (от 6 до 12 лет). Сексуальность никак не выражается. Формируются взгляды, направленные на социальную активность и нормы жизни.
  5. Генитальный этап (период полового созревания). Понимание половой принадлежности. Целью подростка является поиск объекта для сексуального общения и генитального сексуального удовлетворения. Индивидуальные желания подчиняются половому влечению (либидо).

Заключение

Фрейд своим учением дал толчок большинству имеющихся на тот момент времени направлениям науки, гарантировал прорыв в небывалые глубины нашей нервной системы, посодействовал в осознании того, что долгие годы являлось загадкой. Наиболее важно то, что психоанализ вплоть до этих времен порождает споры и обсуждения. Формирование, исходящее посредством борьбы суждений, дискуссий и есть настоящий рост и прогресс знания.

Психических процессов. В качестве синонима понятия «глубинная психология» часто используется понятие «динамическая психология », хотя термин «динамический» обозначает лишь частный случай глубинного подхода (наряду с экономическим и топографическим), описывающего психические феномены не в статическом, а в динамическом аспекте - как результат столкновения и сложения бессознательных влечений.

Из истории

Заслуга введения понятия признается за швейцарским психиатром Э. Блейлером , тесно сотрудничавшим с З. Фрейдом . Совместными исследованиями авторы заложили фундамент для изучения психических феноменов через призму бессознательного . Психоанализ стал ведущим направлением глубинной психологии, из которого позже откололись многочисленные направления и течения.

Теории и направления

К глубинной психологии относятся:

  • Неофрейдизм (К. Хорни , Э. Фромм , Г. Салливан и другие)

«Глубинная психология» является понятием, возникшим в современной медицинской психологии (Э. Блейлер), и обозначает ту психологическую науку, которая занимается феноменами бессознательного.

Это интересно

Основа термина Tiefenpsychologie («тифопсихология») заимствована к.м.н. Ю. Р. Вагиным для обозначения собственного подхода, названного им «тифоанализ» («глубинный анализ»). Тифоанализ является монистической психологической концепцией, предметом изучения которой является область метапсихологии классического психоанализа .

См. также

Источники

  • Фрейд З. Психология бессознательного. Перевод с нем. А. М. Боковикова. - М., 2006
  • Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996
  • Райкрофт Ч. Критический словарь по психоанализу. - СПб., 1995
  • Психоаналитические термины и понятия: Словарь/Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перевод с англ. А. М. Боковикова, И. Б. Гриншпуна, А. Фильца. - М., 2000

Ссылки

  • Психоанализ (глубинная психология)//М. Г. Ярошевский История психологии
  • Глубинная психология - словарь психоаналитических терминов сайта Психоанализ на Руси

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Глубинная звезда номер 6
  • Глубока-над-Влтавой

Смотреть что такое "Глубинная психология" в других словарях:

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (нем. Tiefenpsychologie), обозначение ряда направлений совр. зарубежной психологии, сделавших предметом своего исследования т. н. глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам, происходящим на… … Философская энциклопедия

    глубинная психология - ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания, в «глубинах» индивида. Наиболее известные направления Г … Большая психологическая энциклопедия

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - см. ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (нем. Tiefenpsychologie) совокупное обозначение направлений психологии 20 в., сделавших предметом исследования т. н. глубинные силы личности, ее влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам на поверхности сознания (психоанализ З.… … Большой Энциклопедический словарь

    Глубинная Психология - ряд направлений в психологии и психиатрии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов) в деятельности индивида, в формировании его личности. Включает:… … Психологический словарь

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - собирательное понятие, посредством которого обозначают ряд различных направлений, течений, школ и концепций психологии, придающих особое значение деятельности и исследованию разнообразных бессознательных компонентов, механизмов и процессов,… … Новейший философский словарь

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (от нем. tifenpsy chologie букв, глубинная психология) ряд направлений современной, в первую очередь зарубежной психологии, основной предмет исследования которых бессознательное как главный фактор организаций человеческого поведения (фрейдизм,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    глубинная психология - (нем. Tiefenpsychologie), совокупное обозначение направлений психологии XX в., сделавших предметом исследования так называемые глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам на «поверхности» сознания… … Энциклопедический словарь

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (Depth psychology; Tiefenpsychologie) общее название психологических течений, выдвигающих идею о независимости психики от сознания и стремящихся обосновать и исследовать это независимое психическое как таковое, в его динамическом… … Словарь по аналитической психологии

    глубинная психология - (от нем. tifenpsychologie букв, глубинная психология) ряд направлений современной, в первую очередь зарубежной психологии, основной предмет исследования которых бессознательное как главный фактор организаций человеческого поведения (фрейдизм,… … Этнопсихологический словарь

Книги

  • Мудрость психики: Глубинная психология в век нейронаук , Парис Жинетт. В этой книге Жинетт Парис открывает новый жанр психологического письма, которое соединяет интимные данные личной биографии, человечески трогательные истории пациентов и радикальные,…


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png