Давайте поговорим о функциональной неграмотности? Начнем, пожалуй, с выдержки из письма одного десятиклассника, подготовившего отзыв на премьеру фильма Л. Бунюэля “Скромное обаяние буржуазии” (1972). Вот, как оно звучало:

«Режиссеру платят большие деньги как раз за то, чтобы он нам, зрителям, все объяснил. Чтобы нам все стало понятно, а не чтобы мы сами до всего догадывались… и как же нам понимать, что режиссер имел в виду? Может, он ничего в виду и не имел, а ты за него думай… Надоело. Заумничались очень»

О функциональной неграмотности начали задумываться на Западе где-то в 80-х годах прошлого века. Проблема заключалась в том, что несмотря на повальную грамотность, люди не умнели, а все хуже справлялись с профессиональными обязанностями. Несколько исследований показали, что хотя люди формально умеют читать и писать, они не понимают смысл прочтенной книги или инструкции, не могут написать логически связный текст.

Люди, страдающие функциональной неграмотностью узнают слова, но не умеют декодировать язык, находить в нем художественный смысл или техническую пользу. Поэтому читатели и зрители из них никудышные — они предпочитают самую грубую и прямолинейную поп-культуру.

Некоторые исследователи считают, что функциональная неграмотность хуже даже обычной безграмотности, поскольку указывает на более глубокие нарушения в механизмах мышления, внимания и памяти. Можно взять нигерийского негра, обучить его научным премудростям, и из него выйдет смышленый человек. Потому что в его голове все познавательные и мыслительные процессы протекают адекватно.

Появление функциональной неграмотности в развитых западных странах совпало с первыми ощутимыми шагами данных государств к переходу в информационное общество. Знания и талант быстро ориентироваться в незнакомой среде стали критериями социального роста индивида. В MIT (как вы помните, там учился сам Гордон Фримен ), был создан график рыночной стоимости сотрудника в зависимости от продвижения по двум шкалам. Первая — решение рутинных, повторяющихся действий, воспроизведение, простая усидчивость. А второе — умение выполнять сложные операции, не имеющие готового алгоритма.

Если человек способен находить новые пути решения задачи, если он может на основе разрозненных данных построить работающую модель, то он является функционально грамотным. Соответственно, функционально неграмотные люди приспособлены только к труду кассиров и дворников, и то под надзором. Они непригодны к эвристической деятельности.

В 1985 году в США подготовили аналитику, из которой выходило, что от 23 до 30 млн. американцев неграмотны полностью вообще, а от 35 до 54 млн. полуграмотны — их читательские навыки и умение писать гораздо ниже, чем это необходимо, чтобы «справиться с ответственностью ежедневной жизни».

В 2003 году, доля граждан США, чьи навыки письма и чтения были ниже минимума, составила 43%, то есть уже 121 млн.

В Германии, если верить сенатору по вопросам образования Сандре Шеерес, 7,5 миллионов человек (14% взрослого населения) можно назвать малограмотными. Только в Берлине таких людей живет 320.000.

В 2006 г. отделение британского Министерства образования сообщило, что 47% школьников бросили школу в 16 лет, не достигнув базового уровня в математике, и 42% не в состоянии достигнуть базового уровня английского языка. Ежегодно британские средние школы отправляют в жизнь 100 000 функционально неграмотных выпускников.

Посмеялись над проклятыми империалистами? Теперь посмеемся над собой. В 2003 году у нас по школам собирали похожую статистику (по-моему, среди 15-летних). Так, вот достаточными навыками чтения обладали всего 36% школьников. Из них 25% учащихся способны выполнять только задания средней сложности, например, обобщать информацию, расположенную в разных частях текста, соотносить текст со своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном виде. Высокий уровень грамотности чтения: способность понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы продемонстрировали только 2% российских учащихся.

Функциональная неграмотность, разумеется, формируется не только в детстве. Она может настигнуть и вполне взрослого человека, которого поглотила рутина монотонного существования. Взрослые и старики утрачивают навыки чтения и мышления, если они не требуются им в повседневной жизни. Мы ведь в школе и университете тоже проходим миллион всего. А скажем, химию я вообще не помню, математика — худо-бедно, про историю без википедии под рукой вообще стыдно говорить. К счастью, я пока еще не разучилась организовывать маленькие простые слова в гигантские околонаучные тексты.

Надо признать, что мы живем в мире функционально неграмотных людей. Я не хочу сказать, что он создан ими, но во многом он создан для них.

Впрочем, это все скучно. Давайте лучше займемся изучением функциональной неграмотности на практике, а именно, вычленим ее главные свойства и признаки.

1) Функционально неграмотные граждане избегают сложных задач, заранее уверены в провале, не имеют мотивации браться за более трудные задачи, повторяют одни и те же системные ошибки.

2) Такие люди часто пытаются отмазаться от любых интеллектуальных задач, ссылаясь то на насморк, то на занятость, то на усталость.

3) Честно признаются, что не любят читать.

4) Просят других людей объяснить им смысл текста или алгоритм задачи.

5) Попытки чтения связаны с суровой фрустрацией и нежеланием этого делать. При чтении стремительно возникают психосоматические проблемы: могут разболеться глаза, голова, сразу появляется желание отвлечься на что-нибудь более важное.

6) Наши функционально безграмотные при чтении часто артикулируют губами или даже озвучивают прочтенное.

7) Испытывают трудности при выполнении любых инструкций: от упражнений по шейпингу до ремонта ядерного реактора.

8) Неумение выстраивать и задавать вопросы по прочтенному материалу. Не могут полноценно участвовать в дискуссиях.

9) Очень заметная разница между понятым на слух и понятым от чтения.

10) На проблему, вызванную собственным непониманием, реагируют либо выученной беспомощностью, либо наездом на окружающих, так как не до конца понимают, кто же все-таки прав, а кто виноват.

Дополнительная сложность в том, что навык чтения и письма имеет прямую связь с умением производить какой-либо информационный контент. Фактически, отвечает за креативность в сетевом понимании термина.

Надо признать, что мы живем в мире функционально неграмотных людей. Я не хочу сказать, что он создан ими, но во многом он создан для них. Я вижу это буквально во всем, все стремится к первозданной, детской простоте и навязчивости. Реклама, Twitter из 140 букв, уровень прессы, уровень литературы. Попробуйте кому-нибудь предложить отрывок из Хайдеггера, Лакана или Томаса Манна.

Читать, а уж тем более писать большие, стройные аналитические статьи умеют единицы в процентном соотношении. Я была удивлена, что эта болезнь не обошла в том числе и медиасферу: нормально пишущие журналисты нынче на вес золота и быстро выбиваются в число редакторов. Просто потому, что у них почти нет конкурентов.

Деградация в первую очередь коснулась всех сфер деятельности, так или иначе связанных со словом. И если раньше массу отличал только дурной вкус, то теперь даже эту дрянь ей надо совать на ложечке в виде пережеванного желе без твердых комочков.

Кстати, в исследовании Literacy in the Adult Client Population — Jones & Bartlett Publishers приводились рекомендации, как писать тексты для функционально неграмотных людей, то есть, практически, для всего B2C-сегмента. Прямо советы по копирайту, поскольку большинство рекламных месседжей оформляются по этим законам. Я с вами поделюсь:

1) Они гораздо хуже воспринимают абстрактные и обезличенные тексты, чем прямые обращения в духе «ТЫ записался добровольцем?». Надо составлять адресное сообщение, более императивное, более персонализированное. Считается, что это самое важное и эффективное правило работы с безграмотной аудиторией. Вы согласны, ведь так?

2) Следует использовать слова из повседневного словаря, желательно не больше 3-4 слогов. Не надо всех этих длинных сложносоставных слов на манер немецкого языка. Надо избегать наукообразных слов (все равно им не понять нашего дискурса), технических и медицинских терминов. Желательно избегать слова, допускающие разночтение как по семантике, так и по коннотации. Нельзя использовать наречия типа «скоро», «редко», «часто» — поскольку таким людям важно знать, как скоро и как редко.

3) Аббревиатуры давать полностью, «и т.д.» заменять на нормальное «и так далее», N.B. на полях вообще не писать. Вводные слова тоже надо исключать, хотя, конечно, жаль.

4) Разбивать информацию в виде красивых блоков. Побольше абзацев, никакой простыни из текста. Расшифровывать статистику и графы с цифрами такие люди, как правило, не планируют в принципе.

5) Предложения не должны превышать 20 слов. Заголовки тоже должны быть короткими и емкими.

6) Хотели разнообразить свой текст синонимами? Хрен. Таких читателей появление новых слов только запутывает. И то, что вы в начале текста назвали «машинами», не должно вдруг становиться «автомобилями».

7) Самая важная информация выносится в лид статьи, в самое начало, поскольку велик риск, что если даже читатель доберется до конца, то вот здоровье и восприятие у него будут уже не те.

8) Текст надо разбавлять щедрыми пробелами, картиночками, выносками — все ради того, что читателя не отпугнула мрачная стена сплошного текста.

9) Аккуратнее с картинками. Не должно быть никаких декоративных элементов, иллюстраций, перетягивающих на себя внимание. Между прочим, в социальной рекламе для такой аудитории рекомендуют не использовать, скажем, фотографии курящих беременных женщин или бухих синяков, лежащих под лавкой. Нужно показывать только то, что вы от аудитории хотите.

И если сорок лет назад ученые искали способ бороться с функциональной неграмотностью, то теперь они ищут пути взаимодействия с ней. Настолько диагноз стал всеобщим.

Каковы причины функциональной неграмотности? Тут ученые расходятся во мнениях, но лично я уверена, что это связано с увеличившимся числом информационных потоков, обрушившихся на человека. Феномен функциональной неграмотности начал формироваться, условно, в 60-70-е, в момент, когда телевидение стало цветным и массово распространенным. Я пару лет назад читала какое-то хорошее исследование из Франции, в котором утверждалось, что дети от года до трех, проводящие перед телевизором больше нескольких часов в день, утрачивали часть когнитивных функций.

Я спрашивала знакомых педагогов и педиатров, они в один голос говорят, что дети, рожденные после 2000 года, поголовно страдают от СДВГ, не умеют ни учиться, ни концентрироваться, ни читать. Одновременно с этим наблюдается рост социальной дезадаптации. Детям намного удобнее и привычнее переписывать друг с другом в сети, чем общаться вживую. В Японии уже сформировалась культура геймеров и хикки, не покидающих собственную комнату. Нас это тоже ожидает.

Понимаю, звучит несколько диковинно, что дети одновременно не умеют толком работать с текстами и прозябают в соцсетях, где на тексте все и строится. Но посмотрите лучше на уровень их сообщений. В сети контент генерируют несколько энтузиастов, да сотня-другая коммерческих брендов — остальное сплошной репост. При этом неважно, что репостит человек: котиков или пост про Бодрийяра, это в равно степени может свидетельствовать о функциональной неграмотности. Не зря же новое поколение сразу прозвали «убивающим раком».

Всеобщая грамотность обнажила тот факт, что школьное обучение не всегда дает на выходе компетентных людей. Однако только с распространением новых каналов коммуникации проблему стало невозможно игнорировать. И если сорок лет назад ученые искали способ бороться с функциональной неграмотностью, то теперь они ищут пути взаимодействия с ней. Настолько диагноз стал всеобщим.

Я обвиняю именно телевидение, а потом и компьютеризацию, digital-media. Радио — тоже сложная штука. Чтобы воспринимать на слух новости или «Беседы у камина» Рузвельта надо напрягаться и концентрироваться. Телевидение стало первым источником информации, не требовавшим никаких усилий по восприятию и анализу. Картинка заменяет дикторский текст, экшн, частая смена кадров и декораций не дают оторваться, заскучать.

В те времена, когда сеть создавалась гиками, Интернет был завален умными текстами. По мере популяризации сети в нее приходили люди далекие от науки и квалифицированного труда. Сейчас большинству юзеров нужно знать насколько всего слов, вроде «porn» или «flashgames», чтобы получить желаемое. Можно мгновенно переключаться с гороскопов на новостную хронику, с хроники на анекдоты, а потом на youtube или «Веселую ферму». Почти как щелкать каналы на TV. Когда я росла, мне приходилось тратить какое-то время и силы на то, чтобы развлечь себя. Игра более-менее подстегивала познавательные импульсы.

Почему Стив Джобс и Билл Гейтс отнимали электронные гаджеты у своих детей? Крис Андерсон, запаролировавший домашние девайсы так, что на них нельзя было работать больше пары часов в день, рассказывал:

«Мои дети обвиняют меня и жену в том, что мы фашисты, которые слишком озабочены технологиями. Они говорят, что ни один из их друзей не имеет подобных ограничений в своей семье. Это потому, что я вижу опасность чрезмерного увлечения интернетом как никто другой. Я видел, с какими проблемами столкнулся я сам, и я не хочу, чтобы эти же проблемы имели мои дети»

А ведь это люди, которые, по идее, должны боготворить новые технологии во всех проявлениях.

Отделам рекламы и SMM-маркетинга нужны потребители. А кто еще может стать лучшим потребителем, чем функционально неграмотный человек? Пусть у этих людей низкий доход, но их легион, а из-за низкого IQ они легко поддаются манипуляциям.

Будем честны, до сих пор общество не выработало определенной информационной культуры. Наоборот, все становится хуже год от года по мере того, как коммерчески ориентированные структуры захватывают информационное пространство. Отделам рекламы и SMM-маркетинга нужны потребители. А кто еще может стать лучшим потребителем, чем функционально неграмотный человек? Пусть у этих людей низкий доход, но их легион, а из-за низкого IQ они легко поддаются манипуляциям. Например, подавляющее большинство кредитных должников — люди, которые не в состоянии правильно прочитать банковский договор, прикинуть порядок выплат и рассчитать собственный бюджет.

Нищета порождает нищету. В том числе и в интеллектуальной сфере. Я часто вижу, как молодые родители, чтобы избавиться от ребенка хоть на полчасика, дают ему планшетку с играми. И это в полтора-два года. Лично я начала играть и зависать перед телеком лет в пять-шесть, но к тому моменту у меня в сознании уже были сформированы приемы информационной самозащиты.

Я умела отфильтровавать рекламный мусор и критично относиться к любым образам на экране. Я могла сконцентрироваться на чтении одной книги на протяжении долгих часов. А ранний доступ к несущим удовольствие и релаксацию информационным потокам ведет к стремительной деградации и атрофии синтетических функций мышления.

Вы, наверно, заметили, что в мире растет неравенство между бедными и богатыми. Так вот, в скором времени у 10% людей будет не только 90% богатства, но и 90% интеллектуального потенциала. Разрыв увеличивается.

Одни люди становятся все умнее, все ловчее оперируют бесконечными потоками информации, а другие превращаются в бессловесный и закредитованный скот. Причем абсолютно по своей воле. Даже пожаловаться некому.

Очевидной связи между бедностью и функциональной неграмотностью нет. Гораздо большее значение имеет влияние и воспитание родителей. А также наличие функциональной грамотности у них самих.

Помните старину Луначарского ? Он, возможно, открыл лучший рецепт против любого вида неграмотности. На одном собрании какой-то рабочий спросил Анатолия Васильевича:

— Товарищ Луначарский, вот вы такой умный. Это ж сколько институтов надо закончить, чтобы таким стать?

-Всего три, — ответил он, — Один должен закончить ваш дед, второй — ваш отец, а третий — вы.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Функциона́льная негра́мотность - неспособность человека читать и писать на уровне, необходимом для выполнения простейших общественных задач; в частности, это выражается в неумении читать инструкции , в неумении находить нужную в деятельности информацию. Понятие появилось в 90-е годы XX века . По мнению Татьяны Дмитриевны Жуковой, президента Ассоциации школьных библиотек России, именно функциональная неграмотность является причиной многих техногенных катастроф .

Функционально неграмотным (малограмотным) считается лицо, в значительной мере утратившее навыки чтения и письма и неспособное к восприятию короткого и несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни. Функционально неграмотных и малограмотных следует отличать от людей, не умеющих читать и писать («неграмотных »; их число, согласно мировой статистике, постоянно снижается и составляет в развитых странах не более 0,5 % населения). Причиной появления функциональной неграмотности могут быть такие обстоятельства, как исключение из школы , долгие болезни.

Функционально неграмотные люди культурно ограничены (в той или иной степени), характеризуются слабой учёбой в школе, негативным отношением к культурным учреждениям, вытекающим из неумения понимать их репертуар и боязни быть осмеянными в связи с этим .

C 90-х годов в России началось снижение грамотности населения. В 2003 году Международный институт чтения провёл исследование по качеству чтения и функциональной грамотности, в котором учащиеся России заняли 32-е место из 40 стран. Сегодня в России лишь каждый третий выпускник 11-х классов понимает содержание научных и литературных текстов. Это явление вызвано учебными программами направленными не на понимание прочитанного, а на звуковое воспроизведение .

Существующие системы решения проблемы функциональной неграмотности

Для решения проблемы в Великобритании сформулировали национальную идею поддержки чтения, о которой объявили во время показа популярного сериала , в то время, как у экранов собралась огромная аудитория. При реализации государственной идеи были задействованы как государственные ресурсы, так и деньги

Функциональная неграмотность подразумевает неумение правильно понимать прочитанные тексты и написать сложный и связный текст, дополненные неумением ясно выражать свои мысли и чувства. Функциональная неграмотность не имеет ничего общего с обычной неграмотностью, когда человек, банально, не умеет читать, писать и считать. Нет, функционально неграмотные люди могут быстро и внятно читать, писать под диктовку, считать на калькуляторе и даже в уме, но все эти действия они выполняют неохотно, с трудом, каждый раз избегая чтения, письма и счета. Некоторые исследователи считают, что функциональная неграмотность хуже даже обычной безграмотности, поскольку указывает на более глубокие нарушения в механизмах мышления, внимания и памяти.

Преподаватели в ВУЗах часто жалуются, что студенты не понимают смысла прочитанного, не могут выражать свои мысли чётко и связно, не могут объяснить элементарных вещей, глядя на наглядное пособие, на котором уже все написано и разжевано. Из десятков студентов трудно выделить детей, хорошо понимающих предмет. Доходит до смешного, например, объясняют студенту устройство прибора «на пальцах», используя разговорные термины. Студент вроде все понимает, кивает головой, шевелит губами пытаясь запомнить. Затем просят повторить сказанное несколько минут назад. Результат - молчание и ступор.

Есть много признаков, по которым поставить диагноз «функциональная неграмотность» просто и легко. Человек избегает сложных задач, уверен в собственной беспомощности при решении проблемы, повторяет одни и те же ошибки, находит миллион причин, чтобы не нагружать мозги сложными, интеллектуальными задачами, гордится тем, что не любит читать и не читает даже газет. Человек просит объяснить смысл простейшей инструкции или условие задачи. Если, функционально неграмотного, заставить читать, то у него срочно начинает болеть голова, живот или глаза. «Больной» находит миллион причин, чтобы отвлечься. При чтении человек шевелит губами, пытаясь понять смысл прочитанного текста, испытывает трудности при выполнении действий по заранее готовому сценарию, инструкции, алгоритму. Человек не может задавать вопросы и поддерживать дискуссию по ранее прочитанному материалу. Человек читает одно, а понимает совершенно другое. Сталкиваясь со сложностями в понимании текста или смысла задачи, он либо объявляет себя беспомощным (нисколько не стесняясь этого), либо ведет себя агрессивно, по отношению к тому, кто его нагружает такими сложностями.

В докладе «Нация в опасности» Национальная комиссия отметила, что многие молодые люди не обладают целым рядом интеллектуальных навыков, которые можно было бы ожидать от них. Около 40% не могут сделать выводы из текста, только 20% могут написать сочинение, где будет убедительная аргументация, и только 1/3 из них может решить математическую задачу, требующую поэтапных действий. Данные из различных источников показывают, что примерно от 60 до 80 млн. американцев являются либо полностью неграмотными, либо полуграмотными, то есть их читательские навыки и умение писать гораздо ниже, чем это необходимо, чтобы «справиться с ответственностью ежедневной жизни.

В 2003 году в России по школам собирали похожую статистику среди старшеклассников. Так вот, достаточными навыками чтения обладали всего 36% школьников. Из них 25% учащихся способны выполнять только задания средней сложности, например, обобщать информацию, расположенную в разных частях текста, соотносить текст со своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном виде. Высокий уровень грамотности чтения: способность понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы продемонстрировали только 2% российских учащихся.

Функционально неграмотному человеку приходится нелегко даже на бытовом уровне. Ему трудно правильно выбрать необходимый товар или лекарство. Сложно быть путешественником (ориентироваться в дорожных указателях, планах местности и другой подобной информации). Проблемой является посчитать заранее и спланировать свои расходы, оплатить счета, заполнить налоговые квитанции и банковские документы и проч. Функционально неграмотные испытывают проблемы, связанные с воспитанием детей, им трудно помочь ребенку с выполнением домашнего задания и т.д. Проблемы с бытовыми электроприборами, невозможность разобраться в инструкциях к ним, ведут к их порче, а иногда и к бытовым травмам хозяев. По мнению специалистов, функциональная неграмотность является одной из главных причин безработицы, аварий, несчастных случаев и травм на производстве и в быту.

Функциональную неграмотность невозможно победить в одиночку — это факт. Бесполезно запрещать и читать лекции о просвещении, потому как функционально неграмотный человек пропустит ваши сентенции мимо ушей, не поняв их смысла.

Многие используют такое положение дел в собственных интересах, в том числе и на государственном уровне. Людям, страдающим от функциональной неграмотности, а их ныне большинство, продают дорогущие кредиты, впаривают ненужные вещи, ими управляют на каждом шагу при помощи маркетинговых манипуляций, а также используют в качестве мишени для пропагандистского воздействия любого рода. Это очень выгодно! С каждым годом функционально неграмотных людей становится все больше. Школа и вузы не могут ликвидировать функциональную безграмотность. А значит, если тенденция по оболваниванию масс сохранится, то вскоре небольшой процент высокообразованных и полноценно грамотных людей будет прекрасно существовать, направляя массы в нужную сторону. Это наблюдается и сейчас, но эффект разбавлен большим количеством грамотного населения, получившего достойное «советское» образование. Когда эти люди уйдут, останутся лишь массы функционально безграмотных, увы.

Что же делать? Причины функциональной неграмотности лежат на поверхности. В борьбе с функциональной неграмотностью нет простых рецептов. Заметив симптомы функциональной неграмотности у своего ребенка, надо принимать меры, не дожидаясь разрастания проблемы. Надо ограничивать использование гаджетов — смартфонов, планшетов. Надо устанавливать ограничения на посещение соцсетей и бесполезных форумов. Мешают компьютерные игры? Надо ограничивать время или вовсе запретить. Надо ограничивать просмотр телевизионных программ до минимума. Надо переключать интерес человека на реальный мир и стараться выводить мозг из спящего состояния. Это далеко не полный перечень первоочередных мер по локализации проблемы функциональной неграмотности. Борьба с этим злом должна вестись на всех направлениях, а значит причины любых проявлений функциональной неграмотности должны устраняться. Специалисты утверждают, что борьба с безграмотностью имеет смысл до 10-ти летнего возраста. Надо ставить пароли на гаджеты детей? Значит ставьте!

Наносит ли безграмотность ощутимый, осязаемый ущерб или же вред от неё исчерпывается школьными двойками да детскими слезами, пролитыми над тетрадями в линеечку? Автор статьи рассказывает, как речевые ошибки портят не только наш язык, но и нашу жизнь.

Неграмотность стоит денег

Мой муж никогда не покупает мясо, если видит, что на ценнике, притулившемся возле куска свинины, написано карбонаТ.

Скажете, что это неуместная разборчивость? Отнюдь нет, в таком поведении есть глубокий расчёт. Карбонатом называют соль угольной кислоты, а запечённый кусок свиного филе - это карбонаД. Если продавец путается в названиях, значит, он не понимает, чем торгует. Зачем покупателю рисковать, связываясь с таким продавцом?

Меня же, например, от любого товара или услуги отвращает слово активности (в русском языке существительное активность не образует формы множественного числа; активности - это калька с английского). И я уверена, что у каждого человека есть свой перечень слов-уродцев, которые становятся причиной отказа от покупки. Жаль, что об этом не знает или не хочет знать продавец, упорно не видящий в ошибках никакого греха.

Чем выше уровень образования у вашей целевой аудитории, тем больше вероятность, что речевые ошибки станут роковыми для ваших продаж - покупатели будут от вас отворачиваться.

Потеря лица

На то, как разговаривают публичные личности, общество обращает большое внимание. Иногда это внимание становится неприятной неожиданностью для персоны, особенно если она легкомысленно относится к качеству своей речи.

И тогда неграмотность, которую человек прежде не замечал и которая раньше ему якобы не мешала, становится причиной общественного недоверия и полной, как говорят японцы, потери лица.

Проиллюстрировать этот вывод может выступление бывшего губернатора Липецкой области, недавно облетевшее за пару дней весь Интернет. Высокопоставленный чиновник пытался высказаться по поводу повышения пенсионного возраста, но в буквальном смысле настолько не мог связать и двух слов (путал падежи и извратил грамматику), что его мысль, какой бы она ни была изначально, зрителям так и не открылась.

Люди, посмотревшие это выступление, конечно, увлечённо обсуждали «красноречие» губернатора. Но ещё они задавались более неприятным вопросом: как вообще такой человек может занимать столь высокий пост? Этот поворот общественного мнения оказался расплатой за косноязычие.

Один из выразительных признаков низкого уровня владения языком - неразличение стилей речи. Если некто с алкоголиками разговаривает так же, как с академиками, а с академиками - так же, как с алкоголиками, то его общение, по крайней мере, малоэффективно. Но если этот некто, в принципе, неспособен переключаться между стилями, то рано или поздно он осрамится

Так, благодаря Интернету стало широко известным выступление председателя комитета по культуре (!) Законодательного собрания Красноярского края, в котором депутат предложила своему коллеге «следить за базаром». Уголовная лексика чиновницы вызвала скандал, и этот яркий пример лишь подсвечивает то, что стало обыденностью: в деловом общении часто используются жаргонные выражения и просторечия, хотя и те и другие находятся за гранью литературного языка.

Разумеется, языковая «группа риска» - это не только представители власти, но любые публичные личности. Так, с развитием онлайн-образования у нас появилось множество преподавателей разных дисциплин. Увы, если в погоне за популярностью эти люди и озабочены тем, что они говорят, то их мало интересует вопрос, как они говорят. Но ведь слушателю второе гораздо важнее первого! И одно-единственное неправильно поставленное ударение способно свести на нет весь авторитет преподавателя.

Ударения - полбеды, если задаться целью, то их не так трудно исправить; а вот вездесущий канцелярит - это совсем беда. Суконный бюрократический язык со множеством отглагольных существительных - такой же признак неграмотной речи, как орфографические и пунктуационные ошибки. Чем в первую очередь плох канцелярит? Тем, что говорящего на нём невозможно понять. А если ещё напичкать речь иностранными заимствованиями…

Помню, как один молодой онлайн-преподаватель пытался объяснить, что такое обложка на странице «Фейсбука». «Кавер - это такой большой визуальный слот», - вот что он сказал буквально. Это даже не пиджин-рашен, это полная речевая беспомощность, способная навсегда отпугнуть желающих учиться.

Где дают грамотную речь?

Обычно в школе. Но не все ученики легко осваивают русскую грамоту, поэтому зачастую становятся жертвами и разносчиками опасной иллюзии, облечённой примерно в такие слова: «Окончу школу, поступлю на экономический (физико-математический, юридический и так далее ), и больше никакого правописания!».

Когда же выясняется, что грамотный русский язык нужен на протяжении всей взрослой жизни (кто бы мог подумать?), в ход идёт новый довод: «Я не филолог и не обязан писать и говорить грамотно!».

Увы, филолог вы или нет, но ваши ошибки, нескладность речи, неправильные конструкции всё равно будут замечены окружающими, поэтому нелепые разговоры о том, что вы на филфаке не учились, лучше вовсе не начинать.

А может, это болезнь?

С тех пор как в России стали широко использоваться термины дислексия и дисграфия , многие школьники (да и взрослые тоже) вздохнули с облегчением. Теперь ты не оболтус, который пишет слово корова через Ы, а пациент, и у тебя болезнь с красивым названием.

Утешительные статьи сообщают, как много в мире успешных людей, страдающих дислексией, - в том числе, например, Стивен Спилберг. Но, будем честны, вовсе не дислексия сделала Стивена Спилберга известным режиссёром. Куда вероятнее, что неспособность нормально читать и писать ему серьёзно мешала, и если в плане преодоления своих недостатков любая знаменитость с дислексией могла бы стать прекрасным мотивирующим примером, то равняться на сами недостатки - по меньшей мере странно

Не позволяйте заворожить себя красивыми названиями. Не так важно, почему вы пишете с ошибками и читаете по слогам. Важно другое: что теперь с этим делать?

Как поправить свою грамотность?

Много читать. Не раз в неделю, а каждый день. Читая, мы запоминаем зрительный образ слова и становимся более грамотными, даже если не знаем правил. Возможно, вы не сможете объяснить, почему пишется сделать, а не зделать, но в памяти у вас теперь запечатлён единственно верный облик слова, и ошибки вы не допустите.

Отдавайте предпочтение классической литературе. Она поправит ваш стиль, обогатит словарный запас, даст представление об уместности разных слов и конструкций в разных ситуациях.

Пишите диктанты. Попросите близких регулярно диктовать вам тексты, желательно классические. В вашем письме мгновенно вскроется множество слабых мест, и вы хотя бы будете понимать, над чем нужно работать.

Найдите хорошего филолога, который займётся с вами русским языком. С наставником легче, во-первых, правильно сформулировать задачу, во-вторых, эффективно её решить.

В конце концов, если в вашем окружении таких специалистов нет или если ваше общественное положение мешает вам открыто искать подобного наставника, найдите в Интернете сообщества, посвящённые правильной речи . Чтение коротких познавательных материалов в таких сообществах, возможно, не решит всех ваших проблем с грамотностью, но хотя бы укажет верное направление к их решению.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

В развитых странах все меньше неграмотного населения, однако, появляется такое понятие, как функциональная неграмотность. Становится все больше людей не способных читать и писать на уровне, необходимом для выполнения простейших общественных задач. Читающих людей в 2014 году по сравнению с 1992, стало гораздо меньше. 35 % опрошенных признались, что практически не читают книг, снизилось и качество чтения. Неграмотность влияет не только на жизнь этих людей, но и на экономику, политическую систему страны. В связи с этим перед государством встает важная задача развития функциональной грамотности граждан. Оно сознательно формируют и поддерживают у каждого гражданина потребность в приобретении грамотности; государство гарантирует безусловное выполнение принятых законов, правил и норм и тем мотивирует граждан к получению грамотности.

Цель работы узнать о причинах появления функциональной неграмотности и возможных последствиях её существования.

В соответствии с этим были определены следующие задачи:

· рассмотреть понятие функциональной неграмотности;

· изучить возможные способы борьбы с увеличением функционально неграмотных людей.

Объектом исследования в данной работе является функциональная неграмотность.

Предметом исследования являются методы борьбы с функциональной неграмотностью.

1. Понятие грамотности и ее виды

Грамотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.

Функциональная грамотность -- способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная неграмотность - неспособность человека читать и писать на уровне, необходимом для выполнения простейших общественных задач.

2. Последствия увеличения функционально не грамотных людей

По мнению специалистов, функциональная неграмотность является одной из главных причин безработицы, аварий, несчастных случаев и травм на производстве и в быту. Потери от нее составили, по расчетам специалистов, около 237 млрд. Долларов.

Функционально неграмотному человеку действительно приходится нелегко даже на бытовом уровне: например, ему трудно быть покупателем и выбрать необходимый товар (т.к. эти люди ориентируются не на сведения о товаре, указанные на упаковке, а только на этикетки), трудно быть пациентом (т.к. при покупке лекарства непонятна инструкция по его применению -- каковы показания и противопоказания, побочные эффекты, правила применения я т.д.), сложно быть путешественником (ориентироваться в дорожных указателях, планах местности и другой подобной информации, если он не был ранее в этом месте). Функционально неграмотные испытывают проблемы, связанные с воспитанием детей: порой не могут прочитать письмо учителя, боятся визита к нему, им трудно помочь ребенку с выполнением домашнего задания и т.д.

Для иллюстрации масштаба этого явления приведем некоторые впечатляющие цифры. По данным американских исследователей, один взрослый из четырех слабо владеет грамотой. Существует и такое явление, как пассивная грамотность, когда взрослые и дети просто не любят читать. В докладе «Нация в опасности» Национальная комиссия приводит следующие цифры, которые рассматриваются ею в качестве «индикаторов риска»: около 23 млн. взрослых Америки являются функционально неграмотными, им трудно справиться с простейшими задачами ежедневного чтения, письма и счета, около 13% всех семнадцатилетних граждан США могут считаться функционально неграмотными. Функциональная неграмотность среди юных может возрасти до 40%; многие из них не обладают целым рядом интеллектуальных навыков, которые можно было бы ожидать от них: около 40% не могут сделать выводы из текста.

3. Методы борьбы с функциональной неграмотностью

Проблема функциональной неграмотности оказалась довольно острой, так 1990 г. по инициативе ЮНЕСКО был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом грамотности (МГГ). В течение 1991 г. подводились итоги соответствующих мероприятий во многих странах и международных организациях. В настоящее время на их основе разрабатываются законодательные акты, решения, планы и программы для продолжения и развития движения за преодоление и предупреждение неграмотности в различных ее формах.

В Великобритании сформулировали национальную идею поддержки чтения, о которой объявили во время показа популярного сериала, в то время, как у экранов собралась огромная аудитория. При реализации государственной идеи были задействованы как государственные ресурсы, так и деньги частного бизнеса.

В Японии с 1958 года действует закон о школьных библиотеках, существует закон о поощрении детского чтения.

ЮНЕСКО считает, что фундаментом нового общества знаний должны стать школьные и публичные библиотеки. Школьная библиотека - это генератор, катализатор, создатель инновационной образовательной среды, необходимой для творческого развития ребенка и инноваций учителя. В России библиотечные фонды находятся в критическом состоянии, во многих библиотеках книги не обновляются годами. Что касается личных библиотек, у нас треть россиян, по оценкам социологов, не имеет собственной библиотеки вообще, еще одна треть имеет только до 100 книг.

4. Тенденции в чтении

XXI век можно смело назвать веком « информационного сообщества». Все больше молодые люди бумажным источникам предпочитают интернет-источники и чтение с помощью портативной техники (букридер, мобильный телефон, iPpad и т.п.). При этом, читая не так много и не так часто, а по содержанию ориентируясь в большей мере на массовые серийные издания жанровой словесности и в меньшей степени на перечитывание классической литературы.

Левада-Центром были проведены исследования населения, результаты этого исследование предоставлены в таблице ниже.

Табл. 1. Как часто Вы читаете книги?

Ежедневно/почти ежедневно

2-3 раза в неделю

1 раз в неделю

1-3 раза в месяц

Практически никогда

Число опрошенных

Как видим, в 1990 г. хотя бы раз в неделю читали книги 38% взрослых россиян (18 лет и старше), в 2010- 27%. При этом доля людей, практически не читающих книг, выросла с 44% до 63%.

Заключение

грамотность библиотека образовательный

Функциональная неграмотность-бич 21 века. В развитых странах становится все больше грамотных, но не способных применять эти навыки в повседневной жизни людей. Функциональная неграмотность человека может стать проблемой не только для него самого, но и для окружающих его людей. Происходит торможение в производстве, так как на новом оборудование в силу своей функциональной неграмотности некому работать, а это влияет на экономику страны, на её жизнь в целом. Поэтому для предупреждения неграмотности в различных ее формах, государствами разных стран разрабатываются законодательные акты, решения, планы и программы, которые должны помочь решить эту проблему.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Чтение как вид речевой деятельности. Роль фабульных текстов при обучении чтению. Практические рекомендации по использованию фабульных текстов. Типы упражнений на овладение навыками чтения. Приемы снятия трудностей при чтении текстов в средней школе.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2010

    Понятие "быстрого чтения" как сплошного чтения текста, обеспечивающего полное, качественное усвоение прочитанного и выполняемого нетрадиционными методами. Основные способы чтения и нормативы их скорости. Условия и правила освоения приемов быстрого чтения.

    реферат , добавлен 30.08.2012

    Техника чтения - основа умения читать на родном и иностранном языках. Характеристика основных особенностей английского языка применительно к обучению правилам чтения. Рассмотрение методического пособия для обучения правилам чтения на начальном этапе.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2014

    Психологическая, лингвистическая и коммуникативная характеристика чтения. Задачи и проблемы обучения технике чтения на английском языке в начальной школе. Апробация применения метода "целого слова" и традиционного метода в работе с англоязычными текстами.

    дипломная работа , добавлен 03.05.2013

    Особенности усвоения навыка чтения и письма у детей младшего школьного возраста с не резко выраженным общим недоразвитием речи. Основное содержание коррекционно-логопедической работы по выявлению нарушений. Формирование навыков грамотного письма.

    курсовая работа , добавлен 01.09.2015

    Выявление компонентов, образующих базис модели теста как следствие конструктивистского основания. Теоретическая и эмпирическая неполнота тестовой проверки чтения на иностранном языке. Чтение как вид учебной деятельности.

    статья , добавлен 18.06.2007

    Способы творческой самореализации учителя в инновационной деятельности. Степень владения приемами и способами решения педагогических задач. Способности, которые проявляются в творческой профессиональной деятельности. Профессиональное мышление учителя.

    презентация , добавлен 08.11.2012

    Современные тенденции развития дошкольного образования. Предпосылки становления инновационной деятельности. Закономерности протекания инновационных процессов. Формирование адаптивной воспитательно-образовательной среды в ДОУ на примере МДОУ Детский сад.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2011

    Развитие библиотечного дела в Беларуси. Понятие о читательском интересе, оценка роли семьи и школы в его развитии у детей. Способы развития навыков чтения книги. Работа библиотек по развитию читательского интереса, ее главные направления и особенности.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Особенности развития детей раннего возраста. Основные задачи диагностики и оценка умственного развития дошкольников. Проба в оценке навыка чтения. Диагностика, исследование нарушений чтения и письма и их предупреждение средствами специального обучения.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png