Историческое взаимодействие между религией и философией всегда является конкретным, выраженным в учении философа или философской школы, соединяющейся с определенной религиозной традицией. Интерес философов к религии обусловлен существенной ролью последней в мировосприятии и самоопределении человека. Религиозная традиция - один из важных факторов формирования мировоззрения и ценностных ориентаций. Она духовно наставляет человека, предлагает глубокую интерпретацию бытия, придает сакральное измерение социальному пространству.
Как формы духовного проявления, религия и философия находятся в сложном взаимодействии. Они никогда не противостоят друг другу как таковые, вступая в отношения в исторически определенных формах. В учениях конкретных философов, поскольку они пересекаются с верованиями религиозных традиций, мы находим живое сочетание религиозных и философских аспектов. Пример взаимодействия между религией и философией - творчество христианских платоников Климента Александрийского (150-215 гг. н.э.) и Ориге- на (185-254 гг. н.э.). Подобный тип интерпретации, предполагающий использование греко-римских философских систем для выражения основ библейской традиции, применялся в Средние века и в эпоху Возрождения.
Оригинальным европейским познавательным проектом, сформировавшимся на стыке философии и религии в рамках культуры Нового времени, является философия религии. Термин "философия религии" является сравнительно новым, его появление относится к концу XIX столетия. Широкое распространение этот термин получил благодаря работам Г. В. Ф. Гегеля. Философия религии - один из важных разделов философского знания эпохи модерна. Ее становление связано с развитием христианской мысли в различных конфессиональных вариантах и идейных модификациях. Объект философии религии - религиозное знание. Основными проблемами философии религии являются аргументация за или против существования Бога, учение о человеческой природе, о свободе воли, проблемы влияния религии на мораль, природа зла и проблематика эпистемологии религиозной веры.
Итак, философия религии - специальный раздел в фундаментальных философских системах или самостоятельное направление в философии, исследующее представления о Боге как бесконечной, вечной, несотворенной совершенной Личности, трансцендентной по отношению ко всему сущему и одновременно сохраняющей действенное присутствие в мире, природу и функции религии, отношение Бога и человека.
Основными типами философии религии являются философское религиоведение, нацеленное на философско-критическое исследование существующей системы и эпистемологического статуса религиозных верований, особенностей религиозно-мистического опыта, специфики религиозного языка, условий обоснованности, рациональности и истинности религиозных верований и традиций мира, религии как социокультурного феномена, истории религии и свободомыслия, а также философская теология, выполняющая функции обоснования учения о Боге, его природе, отношении к человеку, интерпретационные, оправдательные и конструктивные функции относительно религии.
Теология (богословие) является одним из значительных интеллектуальных образований, находящихся на пограничье религии и философии. В широком смысле слова богословие понимается как концептуальная форма религии, то есть учение о Боге и Его отношении к миру и человеку. Как и философия, богословие создает систематическое учение о бытии. Выражая и обобщая религиозную традицию, богословие выступает в качестве ее интеллектуального инструмента.
Философской рефлексии в рамках философии религии подвергается понятие религиозного мировоззрения.
Религиозное мировоззрение - специфический способ мировидения и миропонимания, основанный на вере в существование сверхъестественного, на признании определенной системы норм, ценностей и убеждений, смещающих ориентацию человека из сферы общественно и материально необходимых жизненных задач в сферу духовноиндивидуальных интересов, где решающее значение приобретает личное спасение, непосредственно связанное с учением о бессмертии души и загробном воздаянии.
Стремление людей, особенно в переломные, кризисные эпохи, искать устойчивые общечеловеческие ценности в культуре прошлого, приемлемость, универсальность и общедоступность религиозных построений обеспечивают их актуальность, популярность и привлекательность. Мировые религии обогатили и развили моральный опыт человечества. Высшей ценностью, образцом для подражания, в котором соединились и воплотились все добродетели, целостным моральным идеалом высшего порядка выступают в каждой из мировых религий Христос, Будда, Аллах. Утверждение Бога как единственного источника и критерия нравственности, интерпретация зла как отступления от божественных предписаний стали основой религиозной этики.
Наряду с философией религии в процессе реального диалога культурных традиций рождаются такие разделы философии, как философия морали и философия искусства.
Философия морали - философское направление, исследующее мораль как один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. В рамках философии морали анализируются такие проблемы, как генезис и динамика норм морали, специфика нормативной регуляции в различных культурах, принципы, функции и императивы нравственности, статус моральных ценностей в отдельных сферах культуры - науке, искусстве, религии, политике, экономике, праве.
Философское учение о морали и нравственности называют этикой. Этика выясняет место и роль морали в системе других феноменов культуры (наука, политика, право, экономика, религия, искусство и другие), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.
Различие понятий "мораль" и "нравственность" основано на противопоставлении того, к чему человек должен стремиться (мир должного), и реально практикуемыми нравами повседневной жизни (мир сущего). Под моралью при этом понимают специфическую сферу культуры, в которой концентрируются и обобщаются идеалы и нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни. В понятие "нравственность" вкладывается более житейское, приземленное значение. Это принципы и формы реального практического поведения людей, в котором строгость моральных норм значительно смягчена.
Внеинституциональностъ морали (поскольку в обществе не существует институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование и развитие морали), ее всепроникающий и всеобъемлющий характер проявляется в нерасторжимой связи морали с другими феноменами культуры (наукой, политикой, экономикой, экологией, искусством и др.)
Искусство как форма человекотворчества постигается в рамках философии искусства. Искусство - специфический род практичес- ки-духовной, творческой деятельности, направленной на создание художественных произведений и эстетически-выразителъных форм живописи, музыки, театра, литературы, с одной стороны, и вместе с тем это мастерство, умение, ремесло, ловкость - сделанность, завершенность произведения, его выраженность.
Искусство, порождая мир художественных произведений, одновременно конституирует собственный мир - художественную культуру, мир, отличный от эмпирической действительности, обладающий собственной, имманентной природой.
С точки зрения философии искусства можно выделить две взаимодополняющие характеристики или координаты искусства: одна из таких координат с необходимостью связана с вопросом экзистенци - ального присутствия человека в искусстве через художественную культуру, его апелляцией к верховным ценностям и идеалам социального порядка; вторая координата детерминирует гносеологическую направленность искусства как художественного процесса поиска истины, возможность ее явления для эстетического сознания.
В качестве конкретных модификаций искусства можно выделить различные виды искусства (музыка, живопись, литература, архитектура, театр, киноискусство и так далее); различные роды искусства (эпический и лирический); жанры (поэма, роман, оратория и симфония, историческая картина и натюрморт и так далее); исторические типы (например, готика, барокко, классицизм, романтизм и т.д.).
Важнейшей проблемой философии искусства является выявление специфики классической и неклассической моделей искусства.
Классическая модель искусства соотнесена с программами и образцами европоцентристского мироустройства. Она предполагала, что субъект творчества, творец-художник отдален от мира, который противопоставлен ему в форме объекта и предмета эмпирически поставленных целеполаганий; искусство представало как способность описать, от образить мир в художественных произведениях, которые "не претендуют на то, чтобы быть действительностью" (Л. Фейербах). В художественном творчестве доминировали аспекты "технэ" - мастерства, умения и подражания - воспроизведения как представления вещи; мир классического искусства рассматривался как специфическая система адекватного описания (отображения) в нехудожественной действительности, основным выразительным элементом которого является художественный образ; художественный образ трактовался по преимуществу как продукт творческого воображения, возникающий в процессе создания и восприятия произведения; классический мир искусства предполагал образцовость (нормативность) как в плане ориентации на прекрасный идеал, так и в плане преобразования жизни, выразившееся в актуализации соотношения "прекрасного" и "жизни”, "художественного" и "реального" миров.
Глубинная трансформация классического искусства и оформление искусства постклассического типа на рубеже XIX -XX вв. были связаны с конфликтом классической и инновационной кулыурных парадигм, что привело к появлению совершенно новых форм осмысления человеческого существования. По словам М. Хайдеггера, ".художественное произведение становится предметом переживания и соответственно искусство считается выражением жизни человека”. Формируется неклассическое строение художественного мира, предполагающее равноправное сосуществование и коммуникацию разнообразных культурных миров, самоорганизующихся по различным этническим, религиозным, хозяйственным и ценностным принципам. Видоизменяются способы и формы бытия искусства, которое воспринимается преимущественно как система знаковых образований (дискурсов). Актуальное искусство оформляется как сложноорганизованная система разнообразных направлений и форм, коммуници- рующих и взаимодействующих между собой в рамках различных модернистских и постмодернистских проектов. На смену отстраненному от мира субъекту-созерцателю классической модели искусства приходит непосредственно присутствующий в реализации художественного акта и представленный в разнообразных художественных артефактах автор-исполнитель, избирающий стратегию публичной интеллектуальной провокации. Современное искусство в его наиболее характерных формах представляет собой открытый гуманитарно-антропологический проект с многообразием программ и форм художественной рефлексии, активным диалогом маргинальных и временно-организованных в процессе художественного акта сообществ, нередко существующих в конфликте с тотально заявляющими о себе социально-политико-экономическими референциями.
Однако авангардными формами современного искусства не исчерпывается современная художественно-эстетическая культура. Классическая модель искусства представлена здесь программами классического образовательного пространства и академическими институтами, музеями, включенными в процессы массовой коммуникации и задающими определенные образцы художественного творчества, с которыми неизбежно коррелируют актуальные модели художественной деятельности. Существенным элементом картины современной художественной культуры является и феномен массовой культуры, представляющий политико-идеологические и экономические референции общества, и принципиально обращенный к массовому художественному рынку с неизбежным воспроизводством идеологем массового сознания, массовых фобий и умонастроений, системой звезд, формированием потребительских предпочтений и т.д.
Глобальное взаимодействие культурных традиций, не оставляющее иллюзий о сохранении "чистых", локальных образований в их первозданном этническом и социокультурном изоляционизме, приводит к становлению в XXI столетии глобальной культуры, с глубинным диалогом философии, религии, морали, искусства, науки и новой шкалой обшрчеловеческихцтностей. Проблема осмысления природы человеческих ценностей с ее извечным вопросом "Что есть благо?" неизбежно возникала и возникает в эпохи обесценивания и дискредитации культурной традиции, кризиса общечеловеческих представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, красоте и безобразии.
Вместе с тем, как свидетельствует мировая история, любой культурный кризис, способный вызвать распад конкретного типа культуры в его прежнем облике, в то же время является мощным толчком к самопознанию культуры в целом, раскрытию ее внутренних потенциальных возможностей, новому витку культуротоворчества.
1 Темы для обсуждения
  1. Культура как развивающаяся система.
  2. Основные виды культурной коммуникации.
  3. Субкультура и контркультура в системе культурной динамики.
  4. Современные тенденции анализа культуры.
" 5. Религия, мораль, искусства как форма культуротворчества.
Литература
  1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. М., 1993.
  2. Арто А. Театр и его двойник / А. Арто. М., 1993.
  3. Барт Р. Мифологии / Р. Барт. М., 1996.
  4. Бодрийар Ж. Реквием но масс-медиа / Ж. Бодрийар // Поэтика и политика. М., 1999.
  5. Бубер М. Два образа веры / М. Бубер. М., 1995.
  6. Гройс Б. Утопия и обмен / Б. Гройс. М., 1993.
  7. Делёз Ж. Различие и повторение / Ж. Делёз. СПб., 1998.
  8. Деррида Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. М., 2000.
  9. Деррида Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. СПб., 2000.
  10. Ерасов Б. С. Социальная культурология / Б. С. Ерасов. М., 1996. И. Ионии Л. Г. Социология культуры / Л. Г. Ионии. М., 1996.
  1. Кимелев Ю. А. Философия религии: систематический очерк / Ю. А. Кимелев. М., 1998.
  2. Клакхон К. Зеркало для человека: введение в антропологию / К. Клакхон. СПб., 1998.
  3. Культурология. XX век: энциклопедия. СПб., 1998.
  4. Мангейм К. Идеология и утопия / К. Мангейм // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.
  5. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства / X. Ортега-и-Гас- сет. М., 1991.
  6. Томпсон М. Философия религии / М. Томпсон. М., 2001.
  7. Тэрнер В. Символ и ритуал / В. Тэрнер. М., 1983.
  8. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / 3. Фрейд. М., 1992.
  9. Хаксли О. Врата восприятия J О. Хаксли. СПб., 1994.
  10. Хёйзинга Й. Homo Ludens / И. Хёйзинга. М., 1992.
- 22. Хоркхаймер М. Диалектика просвещения / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. М., 1997.
23. Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1989.

Искусство как вид творческой деятельности тесно связано со всеми видами как духовной, так и материальной деятельности человека - религией, моралью, политикой, техникой, средствами массовой информации и т. п. Искусство внутренне связано с религией стремлением к нематериальному идеалу. Оно относится к эмоциональной, чувственной сфере жизни человека. Искусство и религия связаны общностью происхождения, потому что чёткой грани между верой и восхищением красотой пока не найдено. В них неразрывно и религиозное и эстетическое переживания.

Религиозный ритуал строится на эстетической основе, что отражено в богатейшем религиозном искусстве. Различия между религией и искусством: а/ Религиозный человек поклоняется Создателю и претворяет своим поведением и деятельностью Его Заповеди; Художник (в широком смысле слова) поклоняется Красоте Мира и пытается отразить ее в своих творениях. б/Религиозное сознание аскетично, «соборно» и носит вневременной и наднациональный характер; Сознание художника связано с гедонизмом, наслаждением самой жизнью и более индивидуально. в/ В социальном выражении религия содержит нравственные императивы и без них не мыслима; Искусство же дано человеку как могучее средство исправления человеческих несовершенств. Именно через искусство религия и делает попытки нравственно воспитывать человечество. Нравственность и красота- категории, дополняющие друг друга. Нравственность без эстетического чувства, т. е. без красоты- это бездушное ханжество, засохший, безжизненный цветок. Красота без нравственных устремлений- ничтожна и порочна.

Три варианта отношений искусства и нравственности:

а/ искусство, связанное с жизнью и её потребностями, преследующее воспитательные цели;



б/ эстетическое искусство, или «искусство для искусства», содержащее так называемые «идеальные» образы, требующие от создателя «идеального» совершенства произведения;

в/ искусство высокохудожественное и высоконравственное –это мировая классика, неподвластная времени и пространству,«золотой» фонд человечества.

А. И. Герцен (XIX в. Россия) определял искусство как «эстетическую школу нравственности».

Философ Жак Маритен (XX в. Франция) считал, что Искусство и Мораль образуют два автономных мира, потому что человек присутствует в обоих этих мирах одновременно. Художник прежде всего человек, и только потом Художник и в этом случае «Искусство подчинено Морали». «Псевдоискусство», т. е. то, что выдает себя за Искусство, считает, что для него не существует моральных законов, так как они якобы препятствуют самовыражению художника. Искусство, религия и мораль связаны внутренним единством и обогащают друг друга. Эстетическое, религиозное, и нравственное чувства способствуют объединению огромных масс людей, связанных некоей общечеловеческой идеей, отвергающей какие-либо социальные, национальные или какие-то другие различия.

Интересны взаимоотношения искусства и техники. Разделяя их (как это делают многие), мы не замечаем, что без технического воплощения искусство не может быть выражено. Техника сохраняет, тиражирует и распространяет литературу, изобразительное искусство, музыку, скульптуру и т. п. Взаимодействие техники и искусства способствует появлению новых, «технических» видов искусств – художественная фотография, кино, телевидение, «технической эстетики»- дизайна.

Классификация искусств.

Изобразительное - воздействует на человека через зрительное восприятие, т. е. визуально. Живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, декоративно-прикладное искусство - имеют предметную (материальную) форму и не изменяются во времени и пространстве.

Музыка – рассчитана на слуховое восприятие и отличается прямым и особо активным действием на чувства людей.

Музыкальное искусство «по своему свойству имеет непосредственно физиологическое воздействие на нервы». Л. Н. Толстой

«Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке, ибо она не имеет содержания, с которым нужно считаться. Она – все формы и наполнения. Она делает возвышенным и благородным всё, что берётся выразить» И. В. Гёте.

Синтетические искусства – органическое слияние или свободная комбинация разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое - театр (драматический и оперный), балет, эстрадное искусство, цирк.

«Технические искусства» - «светомузыка» как синтез световых и цветовых эффектов и собственно музыкальной мелодии, а также фотоискусство, искусство кино, мультипликацию, телевидение.

Декоративно-прикладное искусство одно из самых древних,- от лат. decoro – украшаю, а определение «прикладное» означает, что оно обслуживает практические потребности в эстетических формах. Декоративно-прикладное искусство- это посуда, различные инструменты, мебель, ткани и т. п., а также архитектурно-парковые комплексы, японская икебана – искусство составления букетов и оформления живописных природных уголков; флоризм – различные композиции из засушенных трав и цветов и многое другое.

Лекция № 8.

КУЛЬТУРА И ЭКОЛОГИЯ

В развитии человеческой культуры наблюдается три этапа: 1) мифологический этап целостной культуры; 2) этап культуры, расщеплённый на отдельные отрасли; 3) этап по-новому целостной экологической культуры. На мифологическом этапе человек интуитивно, природно чувствовал некую взаимосвязь «частей» и «целого», т. е. субъект (человек) и объект (природа) не были разделены и представляли собой то самое знаменитое «Единое», о котором говорил и писал неоплатоник Плотин в III веке уже нашей эры. Знание тогда было едино. В частности, философия и наука хорошо уживались в понятии «натурфилософия». Интересно, что еще до XX века физика и называлась натурфилософией. На втором этапе развития человеческой культуры отдельные науки стали претендовать на особую значимость и в силу этого начали отходить от общего «Единого» знания. В этом процессе только немногие философы увидели негативные тенденции, хотя бы тот же Плотин. Тем не менее, науки формировались и умножались. Поначалу в этом не видели ничего плохого, даже наоборот,- активизировался рост научного знания. Однако, верно замечено, что иногда «за деревьями не видно леса»,- так и здесь, науки. сосредотачиваясь на своих предельно частных проблемах, стали забывать (вернее, ученые конкретных наук), что они, тем не менее, части единого целого знания. Результат же такого узкого мышления не замедлил сказаться,- XX век преподнес человечеству экологический кризис. В XIX веке немецкий биолог Эрнст Геккель назвав экологией «сумму знаний, относящихся к экономике природы» (в «Общей морфологии организмов»), тем самым призвал к экономии природных ресурсов, поскольку затрагивается проблема местообитания человека как живого существа и его взаимоотношений с природой.Культура, как мы знаем, это процесс и результат взаимоотношений человека с природой, творческого ее постижения и разумного преобразования. Связи между человеком и природой, между культурой и природой фундаментальны, необходимы и неустранимы. Со стороны человека они должны быть разумны, потому что пренебрежение этими связями порождает необратимые последствия как для отдельного человека, так и для человечества в целом. XX век открыл в человеке ментальность экологического сознания. И сегодня экологическое сознание приобретает глобальный характер, оно оказывает серьезное влияние на все стороны жизни человека и даже на проблему существования самого человечества. Этим самым подтверждается наступление третьего этапа развития человеческой культуры,- этапа по-новому целостной экологической культуры. Сегодня экология- это мировоззрение человечества, осознающего угрозу своему образу жизни, своему существованию. Когда же мы изучаем непосредственно задачи экологии и пути их разрешения, тогда экология становится наукой, поскольку свои цели и задачи она излагает научными понятиями и использует в этом случае научный метод. Начало XXI века характеризуется пристальным вниманием к разработке научных проблем (метода, аппарата, понятий) экологии. Мною предложена краткая систематизация направлений теоретической экологии: 1.Факториальная (историческая) экология как сведения об Ойкумене, констатация «эмпирических фактов» (по В. И. Вернадскому) местообитания человека и других живых существ. 2.Инвайронментология или энвироника- средология (по Н. Ф. Реймерсу) как взаимоотношения человека других живых существ со средой обитания равносильно позитивных и негативных. Environmental (англ.)- относящийся к окружающей среде. Производные: Environmental study- изучение особенностей воздействия окружающей среды на живой организм (человека в том числе); Environmental hazards- вредное воздействие окружающей среды на живой организм.3.Экологическая философия- изучение законов взаимодействия общества и природы и оптимизация их на основании суммы всех знаний о природе и человеке и их взаимоотношениях. Установка в культуре на господство над природой и использование её в утилитарно-потребительских целях связаны с отношением к людям как к вещам и желанием использовать их, что социально является нравственно порочным. Экологически позитивное отношение к природе присуще всем культурам. Но в западной культуре заметно преобладание рационального над чувственным, в восточной – наоборот. Необходима гармония того и другого в целостном постижении и творении мира и себя. Экологический культурный синтез является существенным моментом саморазвития человека, обретения гармонии с Природой, а отсюда и социальной гармонии. Такая культура аналогична возврату человека к единству с природой. Духовность и материальность, как две составляющие, приобретают качественно новые взаимоотношения. Диалектическое положение 1-го закона экологии, по Коммонеру, «всё связано со всем» трансформируется натурфилософами сегодня как представление о сверхприродной целостности, как о «Едином». В рамках первых цивилизаций складывались мифологические культуры. Само появление мифологии было стремлением человека вернуться к изначальному единству с природой. Мифология по сути своей экологична. Современное экологическое движение не может не основываться на вере, составляющей важнейший момент религии. Многие принципы экологической этики – принцип равноценности всех видов жизни и др. – являются объектами веры. Экологическая культура, трансформируясь в экологическую науку. должна пониматься в двух смыслах: а) приоритет изучения закономерностей взаимодействия человека и природы; б) перестройка науки и техники в гармоническое соответствие с биосферой, переходящей в «ноосферу» Леруа – Шардена – Вернадского. В обществе идет активный процесс осознания необходимости сохранения и рационального использования природы, важности экологических знаний и умений для дальнейшего развития общества, улучшение и продление жизни настоящих и сохранения будущих поколений людей. Культурный человек - это прежде всего человек с высокоразвитым экологическим сознанием, обладающий чувством самосохранения в этом Мире, на этой Земле.

Философия и наука.

Сходства:

Научный характер философии проявляется в том, что она, как и другие науки, имеет свой предмет, специфический язык, методы познания. Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами могут входить в содержание науки в качестве ее идеалов, норм, принципов и т.

Опираются на особые специально разработанные техники мышления, логические правила и методологии.

Высоко ценят истину как нормативный и регулятивный идеал познания.

Наука всегда вычленяет ее предметный аспект, философия же в принципе не может абстрагироваться от этого человеческого или субъективного контекста познания. Философия- особая мировоззренческая наука, которая может иметь и личностный характер, в отличие от научного знания, которое объективно, безличностно с точки зрения полученного результата.

Наука отражает и воспроизводит мир таким, каким он существует в своей онтологической данности, философия не только отражает существующее, но и формирует представления о ценных для человека и общества формах природного, социального и духовного бытия.

Философия плюралистична, в ней, в отличие от конкретной науки, обычно существует множество идей, учений, систем, взглядов.

В то же время Философия, выполняя методологическую функцию, обобщает результаты конкретных наук, разрабатывая для них общие методы исследования.

Философия и искусство.

Сходства:

Одним из главных предметов изучения является человек, универсум его духовного мира и образно-эмоциональной сферы сознания. Философия во многом близка искусству. Глубокими и оригинальными философскими идеями проникнуты многие художественные произведения писателей, композиторов, музыкантов. Ряд философов излагали свои идеи в виде диалогов(Платон), бесед и суждений (Конфуций), афоризмов (Шопенгауэр, Ницше), философских эссе и т. д.

Философские тракты, как и произведения искусства, многозначны и полисемантичны.

‒ Способом существования искусства является художественный образ и эстетическая эмоция. В отличие от искусства, философия- не образная и эмоциональная, а понятийная форма миропостижения.

‒ Философия-сфера мысли, предельно общих понятий, а искусство- мир чувственно- конкретного постижения общих свойств мира и человека.

Философия и религия.

Сходства:

Формируют представления об абстракциях самого высокого порядка, в которых фиксированы идеи Бога и его присутствия в мире.

Религия содержит в себе значительный элемент рациональности, что сближает ее с философией.

Философское мышление стремится доказать и обосновать в актах рефлексивно-теоретической деятельности.

В отличие от философии религиозный опыт предполагает личный и глубоко интимный тип отношений человека с Богом.

Специфика религии по отношению к философии состоит в том, что она, являясь ярко выраженной формой духовно- практического освоения действительности, предполагает строгое соответствие религиозных догматов и символа веры реальных поступкам человека, его нравственной жизненной позиции.

Традиционно философия как мировоззрение всегда взаимодействовала с религией. С одной стороны, понятие Бога во многих философских системах является центральным, с другой – философия и религия по методам познания и аргументации- существенно разные типы мировоззрения.

Философская рефлексия о Боге привела к возникновению: деизма (Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия, и мир развивается по собственным законам); пантеизма (отождествления Бога и природы, мира; Бог имманентно присутствует во всем), а также атеизма(мировоззрения, в котором отрицается существования Бога, сверхъестественных сил).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 5. Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии.:

  1. 5.Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии.
  2. 1. Определение и предмет философии. Проблемное поле философии. Философия как особый вид знания: отличия философии от религии, науки и искусства.
  3. 2. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии и искусства.
  4. 52. Духовная жизнь общества:происхождение,сущность функции науки. Соотношение науки, религии и философии.
  5. Философия и основные формообразования культуры:наука, искусство, мораль, религия
  6. 6. Предмет и метод истории философии. Соотношение истории философии с историей других областей знания (мифологией, религией, искусством), с историей наук.
  7. ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ. ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ

Взаимные связи искусства с этикой, философией, религией не могут быть сведены к какой-либо единой формуле. Исторический контекст взаимодействия искусства с ценностными формами общественного сознания показывает, что эти сферы духовной деятельности то максимально сближались, то развивались в оппозиции, но никогда не поглощались друг другом. Этические доктрины, политические движения, религиозные конфессии в стремлении распространить и утвердить свои идеи всегда так или иначе старались заполучить в союзники искусство. Художественное творчество, в свою очередь, также проявляло внимание к этическим концепциям, находило питательную почву в религиозном, философском содержании. В целом внимание к искусству со стороны политики, этики, философии, религии было гораздо более заинтересованным, чем обратное отношение. Максимальное сближение искусства с религией в эпоху Средневековья, с этикой в период Просвещения, с философией в XX в. не приводило к растворению художественного творчества в иных духовных сферах. Причина этого заключается в том, что сама природа искусства не позволяет использовать его язык для "ретрансляции" уже готовых философских или этических идей.

Способы художественного претворения сильны иносказанием, опосредованностью, неоднозначностью, когда та или иная идея предстает в произведении искусства как данная идея и вместе с тем как нечто большее. Какой бы освоенностью не отличался предмет, к которому обращается художественное творчество, многоплановость языка искусства позволяет создавать нечто принципиально новое. Воспроизводимые в искусстве каноны, безусловно, имеют соответствующие эквиваленты в иных сферах духовной деятельности, однако не тождественны им. Живой процесс духовных поисков эпохи разворачивается в форме динамичного взаимного стимулирования разных областей культуры, охваченных стремлением найти решения актуальных смысложизненных проблем. Даже произведение большого масштаба, оказавшее сильное воздействие на интеллектуальные поиски современников, не оставляет после себя какой-либо точной меры и незыблемой нормы.

Таким образом, любая дидактика в искусстве заглушена, присущие искусству качества свободного творчества и свободного восприятия служат источником его особой притягательности и культурной ценности. В тех случаях, когда в искусстве просвечивает политическая, моральная тенденциозность, всегда говорят об умалении художественности, рассматривают произведение в качестве проводника сторонних (внешних) идей, добытых вне собственно художественного поиска.

В этом отношении в истории не раз противопоставляли творчество Шекспира и Шиллера, отмечая, что персонажи Шиллера зачастую выступают рупорами идей автора и потому обладают не столь большим художественным потенциалом. В противовес этому в пьесах английского драматурга разворачивается такое богатство действительной жизни с переплетением множества ее оттенков, которое освобождает их (пьесы) от всякой назидательности, зрителю предстоит самому сделать вывод. Художественная ткань пьес

Шекспира не подводит ни к какому однозначному итогу; такого рода художественное воздействие и оказывается наиболее сильным.

Как отмечалось, синтаксис искусства - это не синтаксис чистой мысли. Художественные способы выражения эксплуатируют все виды тропа: метафоры, сравнения, символы, иносказания и т.п. Художественная целостность возникает из напряжения смысловой и композиционной энергии, сталкивающихся и пересекающихся образов. Музыкальные, словесные, живописные образы, взаимодействуя, упраздняют изначальный смысл друг друга. Именно эти свойства художественной реальности, сплошь и рядом сталкивающей и разводящей тему произведения и его идею, использующей любое жизненное содержание в целях достижения художественного совершенства, давали повод с большим сомнением судить о воспитательных возможностях искусства. "Разве у формы не два лика? - вопрошал Т. Манн. - Ведь она одновременно нравственна и безнравственна. Нравственна как результат и выражение самодисциплины, безнравственна же, более того, антинравственна, поскольку в силу самой ее природы в ней заключено моральное безразличие и она всеми способами стремится склонить моральное начало под свой гордый самодержавный скипетр" .

Художественная притягательность не может быть объяснена присутствием в произведении сколь угодно больших и глубоких идей. Много писалось об уникальном строении художественной формы, всякий раз выступающей источником властной магии, захватывающего чувственного воздействия произведения искусства. Вместе с тем, оценивая возможности разных видов художественного творчества, необходимо видеть ряд их существенных особенностей. Не случайно сложилось сочетание "литература и искусство". Если семья искусств (живопись, музыка, театр, скульптура) может быть понята (и понималась до XIX в.) как сфера "изящных искусств", то литература, помимо чисто эстетического воздействия, всегда расценивалась как творчество, обладающее особыми возможностями воплощения глубокого смысложизненного содержания. К произведениям литературы человек приобщается не только в надежде испытать чувство необыкновенного эмоционального подъема, но и желая обрести основы жизненной устойчивости. Восприятие и оценка претворенных в литературном произведении моделей поведения, способов решения конфликтов могут способствовать расширению границ индивидуального опыта, оттачиванию нравственных принципов. Человеку, попавшему в трудную житейскую ситуацию, вполне серьезно могут сказать: "Ты действовал так, будто не знаком с произведениями М. Е. Салтыкова-Щедрина или А. Н. Островского".

Тем не менее художественное содержание невозможно перевести сколько-нибудь полно на язык понятий. Диалог, связывающий общекультурное (жизненное) и художественное содержание, в значительной мере косвенный, подспудный, оставляет значительное пространство для невыразимых состояний, смыслов, являющихся не сразу и не путем "прямой речи". И. А. Бродский, в частности, считал, что человек, сумевший выработать у себя твердый художественный вкус, может быть не более счастливым, но более свободным: он владеет внутренним критерием, помогающим распознавать подлинное и неподлинное, истинную и ложную интонацию, что в конечном счете позволяет человеку сохранить и развить свою индивидуальность.

  • Манн Т. Новеллы. Л., 1984. С. 103.

Религия, мораль, искусство как формы философского осмысления реальности существовали всегда, каждый день мы сталкиваемся с этими понятиями и вроде бы отдаленно понимаем их значение. Но кто сможет дать полную характеристику каждого из этих терминов, а также определить роль, которую они сыграют в нашей жизни? Формы философского осмысления реальности детально рассматриваются и изучаются как в философии, так и в психологии. Человек имеет несколько типов восприятия в своем сознании: он постигает то, что его окружает, что реально, а что нет, изучает себя и осознает свою личность в этом мире, связь вещей, то, что мы видим и то, что мы чувствуем. Познание - одно из наиболее великих благ человечества. Рене Декарт в его «Разысканиях истины» дает нам одну очень популярную и важную мысль: «Я мыслю, значит, я существую…

0 148988

Фотогалерея: Религия, мораль, искусство как формы философского осмысления реальности

Но мыслим мы не так четко, как нам бы хотелось. Мы не можем воспринимать мир как математику, знать точные ответы на все наши вопросы. Все, что мы видим и познаем, искажено сквозь призму нашего осмысления реальности, и у каждого человека эта призма построена индивидуально. Формы философского осмысления реальности, такие, как религия, мораль, искусство могут как искажать, так и истинно дополнять информацию, что нас окружает. Все же каждая из этих форм - неотъемлемая часть самой культуры, общества, так и каждого из индивидов. Религия, мораль и искусство - это то, что формирует нас самих, нашу личность, индивидуальность. Некоторые философы считают, что человек, который исключил из своей жизни эти понятия, не может больше считаться полноценным. С рождения мы ничего не знаем о религии, морали и искусстве как формах философского осмысления действительности. Мы приобретаем эти понятия в социуме, среди людей, которые связывают каждое из них со своей культурой. Нам только дана биологическая возможность постигнуть, вникнуть, развить, использовать и осознать.

Что представляет собой религия? Какие формы философского осмысления реальности таит она? Религия выступает как особая форма человеческого опыта, главной основой которой является вера в священное, высшее, сверхъестественное. Именно различие веры в наличие или отсутствие сакрального отличает как наше восприятие, так и поведение, формирование личности, связанное с ним. Религия - это системное культурное образование, которое включает в себя религиозные организации, культ, сознание, религиозную идеологию и психологию. Из этого видим, что часто психология человека зависит от религиозной идеологии, как его формирующего и регулирующего фактора, который формируется в окружающей среде. Осознание реальности, связанное с сакральным, кардинально отличается от личности, которая не принимает религию. Поэтому она и является одной из основных форм философского осмысления реальности.

Искусство - это форма творчества человека, сфера его деятельности и реализации себя в мире, который его окружает. Творчество и искусство - формы осознания не только реальности, но и самого себя. Сотворив, человек вкладывает в искусство ту призму осознания или даже искривления, на которую способно его мышление. Как современная, так и давняя философия по-разному определяют искусство. В отличие от каждой иной формы восприятия, искусство выражает степень чувственности индивида, его индивидуальность.

Основными характеристиками искусства являются единство в нем чувственности и фантазии, многозначность и многоязычие, сотворение образа и символа. Искусство изучает не только философия, но и психология, поскольку сотворив, индивид всегда оставляет в произведении частицу себя, отображение не только своего восприятия мира, но и особенностей своей личности. Бердяев Николай Александрович сказал о творчестве так: «Познание - есть бытие. Новое познание о творческой мощи человека и мира может быть лишь новым бытием... Творчество тварных существ может быть направлено лишь к приросту творческой энергии бытия, к росту существ и их гармонии в мире, к созданию ими небывалых ценностей, небывалого восхождения в истине, добре и красоте, т. е. к созданию космоса и космической жизни, к плероме, к сверхмерной полноте».

Мораль - это система норм, созданная человеком для регуляции его поведения в обществе. Мораль отличается от нравственности, так как она является еще и особой формой человеческого сознания, так как выражается сферой стремления к идеально-должному. Мораль также является частью культуры и обеспечивается общественным мнением, она вездесуща и проникает во все сферы человека, которая также обладает такой характеристикой как личность, не смотря на то, что это ценно-нравственная установка всего рода.

Религия и мораль, а также искусство как формы философского осмысления действительности являются той системой, которая до конца дополняет призму восприятия человека, формирует его личность и регулирует его поведение. Формы восприятия формируются в обществе и являются отражением его культуры, поэтому не странно, что у разных времен и народов разные формы осмысления реальности. Характер культуры, соотношения в ней традиций и новаций, формы ее осмысления являются также основой ее исторической динамики, задают ее направленность и содержательность. Сознание и осознание народа формируется согласно его истории, поэтому так важно понимать и осознавать то, кем являешься ты и общество, что тебя окружает.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png