Первоначально заказ на картину от одного из монастырей получил скульптор и в то же время художник Андреа Вероккьо. Правда, спустя долгие месяцы Андреа осознал, что никак не может завершить свою работу, и попросил помощи у своего ученика Леонардо да Винчи (из архивных текстов известно, что да Винчи завершал изображение некоторых элементов пейзажа и светловолосого ангела, находящегося внизу слева). После этой картины и пошла легенда о том, что Вероккьо, увидев работу Леонардо, был поражен ее точностью и "забросил кисть". Правда, затем он написал еще пару работ, но больше стал уделять внимания скульптурам. Как бы там ни было, картина хорошо передает само рождение этого светлого праздника, а многие любители искусств не смогут оторвать взгляд от плавных оттенков и тонкого изображения пейзажа за действующими фигурами.
|
Пьеро делла Франческа "Крещение Христа". Примерно 1450 год.
Это одна из немногих картин, которая передавала на те годы событие в более "человеческой" форме, нежели "божественной". В центре неподвижно стоит Христос, рядом с ним Иоанн Креститель, который омывает голову Сына Божьего водой. За этим рядом наблюдают три ангела, а уже на фоне виднеется еще одна фигура человека, который снимает одежду перед своим крещением у реки Иордан. Многих завораживает в этой картине передача цветов и геометрическая пропорция фигур и предметов. В подобной стилистике итальянский художник, теоретик Пьеро делла Франческа работал и над другими творениями. Говоря о его работах, эксперты отмечают, что в каждой из картин автор пытался передать торжественность, пропорциональность, а также сохранить композицию в каждом образе.
Теодор Аксентович "Праздник Иордана (Благословение воды)". 1893 год.
Вспоминая работы польского художника армянского происхождения Теодора Аксентовича, современники обычно называют его портретистом. Конечно, его портретные работы не зря удостоились отдельного места в польских музеях, но кто интересовался его творчеством, знает, что писал он не только лица - славу он получил и благодаря изображению жанровых сцен. Теодор работал как над исторической тематикой, так и над "народной". Одна из известнейших его работ в этом направлении картина "Праздник Иордана" 1893 года. Из-за прохладных оттенков передается ощущение утреннего мороза. Укутавшись потеплее, жители небольшого поселка приходят к водоему, чтобы послушать праздничную литургию и набрать освященной воды. Казалось бы, картине больше века, а традиции в тихих и негусто населенных селах не изменились.
Николай Грандковский "Купание после освящения воды шестого января". 1903 год.
Это еще одна картина, смотря на которую можно с восторгом воскликнуть: "За сто лет ничего не изменилось!" Название работы говорит само за себя - жители поселения собираются у проруби после освящения воды 6 января (19 января). Николай Грандковский при жизни работал как над портретами, так и изображением динамичных народных сцен, поэтому его крещенское творение передало всю атмосферу праздника - раздетые люди ныряют в воду, омывая себя с ног до головы холодной водой, рядом стоит хорошо укутанная детвора, использующая сено в виде подстилки. И только женщины наблюдают за всем со стороны… Правильно, негоже дамам в холодной воде плескаться - лучше дома, да водицей, нагретой на печке.
Борис Кустодиев "Крещенское водосвятие". 1921 год.
Да-да, художник Кустодиев на своих полотнах изображал не только пышнотелых красоток с розовыми щечками и губками. Борис Михайлович работал и над воплощением атмосферы народных гуляний, а также праздников. Созданием одной из самых ярких и живописных работ и послужил праздник Крещение. Работа затем так и вошла в историю под названием "Крещенское водосвятие". В ней он уделил внимание каждой мелочи - в самом низу у вырезанной в виде креста проруби стоят священники, недалеко видна вмерзшая и укутанная снегом лодка. На самой верхушке под блеск колокольни церкви и дымок из труб уже собралась огромная очередь из местных, которые, видимо, часами стоят на горке, ожидая возможности набрать воды. Чем вам не праздничная атмосфера?
|
СПРАВКА "КП"
Крещение Господне является двунадесятым не переходящим праздником, поэтому каждый год его отмечают в один и тот же день - 19 января. Однако это дата для православных, католики празднуют его 6 января. В 2017 году Крещение у православных выпадает на четверг. Крещение - завершающий праздник рождественско-новогоднего цикла. В народе его также называют праздником Иордана, так как именно на этой реке Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в возрасте 30 лет.
Андреа дель Верроккио и Леонардо да Винчи
Крещение Христа
(~1472-1475) Масло на дереве. Галерея Уффици Флоренция, Италия.
«Верроккио поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния. И, хотя тот был юнцом, он выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигуры Верроккио». (Вазари-1550г)
Далее искусствовед Вазари добавляет, что учитель так был расстроен явным превосходством своего ученика над собой, что с тех пор не прикасался к кисти. Должны оговориться, что даже очевидцы иногда изобретают драматические коллизии, дабы придать нужную, по их мнению, остроту своему повествованию. Но дело не в том, бросил ли Верроккио писать или нет. Дело в том, что ангел, созданный двадцатилетним Леонардо, носит в себе приметы новой живописи, еще невиданной по мягкости светотени, по обаятельности решения образа, по оригинальности и виртуозности рисунка. (И.Долгополов) В работе художник руководствовался описаниями Крещения Христа в Евангелии (Матфей3.3-17), но главным образом, в соответствии с ранними описаниями:
Христос стоит в реке Иордан и Иоанн Креститель совершает крещение. Над ними парит голубь Святого Духа, выше-руки Бога Отца.(14кбт)
Слева, один из двух ангелов держит одежду Христа. На заднем плане пальма, дерево Рая, cимволизирует спасение и жизнь и как бы огораживает место. Ясные воды играют вокруг крутых утесов, на горизонте горы, картина кажется наполненной воздухом.
Конечно, не каждая деталь этой истории могла бы противостоять строгой экспертизе, однако, смелое утверждение, что Андреа дель Верроккио перестал рисовать после этого сотрудничество с учеником, возможно, не так неправдоподобно. Есть некоторые картины, которые могут быть приписаны Верроккио после картины "Крещения Христа".
Возможно ли что мастер стоял в стороне, отдав рисовать часть большой картины ученику?
Новые исследования дают более точный ответ, чем простой анекдот, показывая, что ангел на левом краю картины, действительно, отличается по технике и стилю от других фигур.
Даже раньше исследователи уже указывали, что в положении становящегося на колени ангела, чувствуется движение: кажется, что он начинает вставать. Этот стиль типичен для Леонардо: поворот тела, направление головы, движение левого локтя, положении правой руки.
Кроме того, нежная штриховка тонов кожи лица ангела отчетливо отличается от более твердого стиля, обычного в работах Верроккио.
Ещё некоторые выводы могут быть сделаны на основании технических исследований:
тело Христа было, очевидно, переделано маслом позже, штриховка кожи кажется более мягкой, чем на теле Иоанна Крестителя, нарисованного Верроккио с использованием немаслянных красок(tempera), пейзаж также имеет признаки того, что был переделан неоднократно более молодым живописцем.
Однако, если ангел в левом краю картины, переписанная фигуры Христа и часть пейзажа могут быть приписаны Леонардо, то полностью живопись алтаря и большинство деталей Андреа дель Верроккио выполнил сам.
На этой картине, которая является алтарным образом для одной из церквей, изображено крещение Иоанном Иисуса Христа. Иоанн и Иисус стоят в водах Иордана, а рядом с ними расположились коленопреклоненные ангелы.
За ними написан красивый пейзаж, который приближает картину по своему стилю к живописи Высокого Возрождения.
Иоанн Креститель (итал. - Giovanni Battista). Предтеча или «посланец» Христа. Он был сыном Захарии, священника Иерусалимского храма, и Елизаветы, родственницы Девы Марии. Он был проповедником и вёл аскетическую жизнь в пустыне. Он крестил в водах Иордана всех, кто приходил к нему в духовном раскаянии. В сцене Крещение Христа можно видеть Святого Духа в виде Голубя, спускающегося с небес.
Голубь - христианский символ Святого Духа, по словам Иоанна Крестителя: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на нём» (Ин. 1:32). В этом значении он появляется и в картине Андреа дель Вероккьо.
Вазари пишет: «А так как Андреа никогда не оставался праздным и всегда занимался какой-нибудь живописной или скульптурной работой, иногда же одну работу перемежал с другой, дабы одно и тоже не надоедало, как это случается со многими, то, хотя он и осуществил вышеназванные картоны, всё же написал кое-что и между прочими алтарный образ для монахинь св. Доминика во Флоренции, который, как ему показалось, вышел у него очень удачно, почему вскоре после этого он написал в церкви Санти Сальви другой для братьев Валломброзы, на котором изобразил крещение Христа Иоанном; в этой работе ему помогал Леонардо да Винчи , который тогда был юношей и его учеником, написав там собственноручно ангела, оказавшегося гораздо лучше всего остального. И это стало причиной того, что Андреа решил никогда больше не притрагиваться к кистям, поскольку Леонардо, столь юный, в этом искусстве проявил себя гораздо лучше, чем он». Неизвестно, на сколько это соответствует действительности, но то, что ангел отличается от других фигур явно заметно.
Крещение Христа
Андреа дель Верроккио
и Леонардо да Винчи
(~1470-1475) Дерево, темпера, масло.
Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Леонардо да Винчи сложился как художник в мастерской своего учителя - Андреа дель Верроккио. Ранние рисунки и картины Леонардо ясно показывают, какой замечательной школой реалистического искусства была ренессансная мастерская. Здесь все делалось для того, чтобы научить с ранних лет правильно рисовать и помочь овладеть реалистическим методом.
Отношения между Леонардо и Верроккио были, по-видимому, сердечными, хотя Леонардо никогда не упоминал о своем учителе в записных книжках. Он жил в доме Верроккио и продолжал там жить уже после того, как был принят в гильдию Святого Луки в 1472 году в возрасте двадцати лет.
Будучи еще подмастерьем, Леонардо, следуя обычному порядку, вначале занимался растиранием красок и другой черной работой. Постепенно, по мере накопления опыта и возрастания мастерства, ему стали доверять простейшую часть работы, на которую Верроккио получал заказы.
Первоначально заказ на картину "Крещение Христа" от одного из монастырей получил Андреа Вероккьо - скульптор и в то же время художник Тосканы. В работе художник руководствовался описаниями Крещения Христа в Евангелии (Матфей3.3-17), но главным образом, в соответствии с ранними описаниями: Христос стоит в реке Иордан и Иоанн Креститель совершает крещение. Над ними парит голубь Святого Духа, выше руки Бога-Отца. Слева, один из двух ангелов держит одежду Христа. На заднем плане пальма, дерево Рая, cимволизирует спасение и жизнь и как бы огораживает место. Ясные воды играют вокруг крутых утесов, на горизонте горы.
Правда, спустя долгие месяцы Андреа осознал, что никак не может завершить свою работу, и попросил помощи у своего ученика Леонардо да Винчи (из архивных текстов известно, что да Винчи завершал изображение некоторых элементов пейзажа и светловолосого ангела).
«Верроккио поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния. И, хотя тот был юнцом, он выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигуры Верроккио». (Вазари-1550г)
Далее искусствовед Вазари добавляет, что учитель так был расстроен явным превосходством своего ученика над собой, что с тех пор не прикасался к кисти. Нужно оговориться, что даже очевидцы иногда изобретают драматические коллизии, дабы придать нужную, по их мнению, остроту своему повествованию. Но дело не в том, бросил ли Верроккио писать или нет. Дело в том, что ангел, созданный двадцатилетним Леонардо, носит в себе приметы новой живописи, еще невиданной по мягкости светотени, по обаятельности решения образа, по оригинальности и виртуозности рисунка. (И.Долгополов)
Конечно, не каждая деталь этой истории могла бы противостоять строгой экспертизе, однако, смелое утверждение, что Андреа дель Верроккио перестал рисовать после этого сотрудничество с учеником, возможно, не так неправдоподобно. Есть некоторые картины, которые могут быть приписаны Верроккио после картины "Крещения Христа".
Возможно ли что мастер стоял в стороне, отдав рисовать часть большой картины ученику?
Новые исследования дают более точный ответ, чем простой анекдот, показывая, что ангел на левом краю картины, действительно, отличается по технике и стилю от других фигур. Леонардо изобразил ангела, стоящего слева, но использовал не темперу, как учитель, а масляные краски, сохнущие дольше и позволяющие передать мягкую светотень, окутать образ легкой дымкой. Так родилась ставшая потом знаменитой леонардовская техника «сфумато».
Даже раньше исследователи уже указывали, что в положении становящегося на колени ангела, чувствуется движение: кажется, что он начинает вставать. Этот стиль типичен для Леонардо: поворот тела, направление головы, движение левого локтя, положении правой руки. Кроме того, нежная штриховка тонов кожи лица ангела отчетливо отличается от более твердого стиля, обычного в работах Верроккио.
Ещё некоторые выводы могут быть сделаны на основании технических исследований: тело Христа было, очевидно, переделано маслом позже, штриховка кожи кажется более мягкой, чем на теле Иоанна Крестителя, нарисованного Верроккио с использованием немаслянных красок(tempera), пейзаж также имеет признаки того, что был переделан неоднократно более молодым живописцем.
Однако, если ангел в левом краю картины, переписанная фигуры Христа и часть пейзажа могут быть приписаны Леонардо, то полностью живопись алтаря и большинство деталей Андреа дель Верроккио выполнил сам.
Как бы там ни было, картина хорошо передает само рождение этого светлого праздника, а многие любители искусств не смогут оторвать взгляд от плавных оттенков ангелов Леонардо и необычного изображения пальмы на фоне красивого пейзажа за главными действующими фигурами.
Поленов Василий Дмитриевич. Крещение. 1887-1888.
Крещение Христа - Тинторетто.
Живопись на дереве. 1500 ХЛОДВИГ I (крещение Хлодвига)
Крещение Спасителя Иванов Андрей Иванович. Вторая половина 1800-х г
Андреа Вероккьо и Леонардо да Винчи. Крещение Христа. 1472 - 1475 г.г. "Крещение Христа" (итал. Battesimo di Cristo) - картина, написанная Андреа Вероккьо совместно с его учеником Леонардо да Винчи
Крещение Господне " Семирадский Генрих Ипполитович
Baptism Christ Baptized by Saint John Art. Nicolas Poussin
THE BAPTISM OF CHRIST ADAM ELSHEIMER
Antoine Coypel - The Baptism of Christ
PRETI_Mattia_The_Baptism_Of_Christ.jpg Mattia Preti (1613-1699)
Pietro Perugino. Крещение
Пьетро Перуджино. "Композиция пределлы полиптиха из церкви Сантиссима Аннунциата: Крещение"
крещение, Пьетро Перуджино
Baptism Of Christ Joachim Patenier
Patenier Joachim Trittico (1487-1524)
The Baptism Of Christ Cornelis Van
Цангвиди, Якопо, Прозванный Бертойя Крещение Господнее
Алтарь Святого Иоанна Крестителя. Ханс Бальдунг Дата завершения картины: 1520.
The Baptism of Christ by Guido Remi, c. 1622
Крещение, Piero della Francesca, the baptism of christ
Мозаика собора монастыря Неа Мони на о.Хиос. 1042-1056 г. Греция
Мозаика свода Арианского баптистерия. Конец Vв. Равенна, Италия
Для раннехристианского, а потом и византийского искусства характерно изображение Христа в сцене Крещения обнаженным. В данном случае нагота не может быть отголоском эллинистической традиции. Христос предстает нагим как в произведениях областей, имевших давние традиции изображения обнаженного тела, так и в памятниках сиро-палестинского региона, такого прошлого не имеющего, и всегда более «строгого». Христос изображается нагим, как Адам в Эдемском саду. Этим подчеркивается, что Христос - новый Адам, совершенный Богочеловек, пришедший спасти род людской от власти смерти и греха. Только произведениях XV века Христа начинают изображать в препоясании.
Мозаика свода баптистерия православных. Около середины V в. Равенна, Италия
Реликварий капеллы Санкта Санкторум. VI в. Музеи Ватикана. Фрагмент
Это самое раннее дошедшее до нас изображение Богоявления, выполненное на доске - сцена на крышке реликвария, найденного в римской капелле Санкта Санкторум. Это произведение было создано в конце VI века в восточной части империи, может быть, в Палестине.
Христос изображается в соответствии с Евангельским повествованием средовеком, с бородой. По сторонам от Него помещены фигуры двух ангелов, Иоанна Предтечи и апостолов Андрея и Иоанна. Над Спасителем написан Дух Святой в виде голубя, исходящий от десницы Бога Отца. Образ десницы позволяет решить сложную задачу изображения неизобразимого - Отчего гласа с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17)